Задачи в лагере основного периода – Основной период смены в лагере: цели и задачи

Заключительный период смены в лагере: особенности, цели и задачи

Завершающие дни смены – пора расставания, собирать чемоданы и готовиться к отъезду домой, именно поэтому для каждого ребенка эти дни будут особенными. Кто-то хочет быстрее оказаться дома, а кто-то уже начинает скучать по лагерю. Поэтому очень важно поддерживать благоприятный психологический фон и настрой детей в отряде. Следует проявлять повышенное внимание к детям еще и потому что в последние дни дети склонны к нарушению дисциплины и режимных моментов программы отдыха.

Длиться заключительный период всего 1-2 дня до завершения лагерной смены. Грамотно спланированный режим дня и четкий план действий вожатых – залог успешного проведения данного периода.

Цель заключительного периода смены в лагере: подведение итогов смены, подготовка детей к отъезду.


Задачи:

  • анализ смены детьми и вожатыми;
  • создания комфортных психологических условия для отъезда воспитанников;
  • организация процесса отъезда;
  • контроль соблюдения педагогических требований и правил дисциплины.

Формы работы с детьми в заключительном периоде:

  1. Проведение заключительного вечернего огонька (свечки).
  2. Организация прощания с детским лагерем: на берегу моря, костровой, особенном для отряда месте.
  3. Проведение инструктажей по подготовке к отъезду и разъяснительных бесед по хранению ценных вещей в последние дни смены.
  4. Занятие общим делом, например, подготовка послания следующей смене или лету.

Рекомендации вожатому в заключительные дни смены

  • Подвести итоги смены: оценить вклад каждого ребенка в течение смены, возможно, как-то наградить памятными сувенирами самых активных.
  • Создать атмосферу максимального дружелюбия и доверия друг к другу.
  • Подготовить детей к тому, что вскоре произойдет расставание и самому так же морально настроиться на это.
  • Заблаговременно пройтись по всем комнатам и проверить целостность имущества лагеря и чистоту в отряде. К сожалению, некоторые дети могут оставить «сюрприз» после себя, в виде сломанных предметов мебели или испачканных стен. В случае обнаружения порчи имущества, необходимо сообщить об этом вашему руководителю.
  • При необходимости проверить готовность всех документов и вещей у детей, чтобы никто ничего не забыл. Если дети сдавали вещи на хранение в сейфовые ячейки, проследите, чтобы они их забрали. Детям младшего возраста возможно понадобится помощь в сборе чемодана.
  • Перед отъездом помочь в организации правильной рассадки детей по делегациям или группам.

Очень важно в процессе организации технических моментов отъезда (сбор вещей, проверка комнат) не забыть поддержать атмосферу и настрой ребят. Нужно все сделать так, чтобы дети вспоминали лагерь и вожатого только с положительной стороны. Ведь в лагере особая атмосфера детского отдыха, которая не сравнится ни с каким другим видом досуга для ребенка.

Но, очень важно не переусердствовать. Есть такой период, который относится уже не к смене – это постлагерный период. Дети меняют ставший им привычный за 21 день образ жизни в детском лагере и возвращаются в основное место проживания. Каждому из них это дается по-своему. Если в заключительный период не подготовить ребенка к расставанию, то постлагерный период может пройти крайне болезненно. Именно поэтому при создании положительного образа вожатого и детского лагеря стоит также учесть индивидуальные особенности эмоций ребенка.

Не стоит давать напрасных обещаний и голословных высказываний. Стоит продумывать сказанное ребенку, чтобы не было никаких двусмысленностей. Но и нельзя совсем ничего не обещать своим подопечным. К примеру, можно позвать детей отдыхать следующим летом в этот же лагерь или договориться о встрече в городе, где живут сами дети. Сегодня век технологий позволяет общаться не только по телефону, но и в виртуальной сети, что намного облегчает (а иногда и усложняет) общение вожатого с детьми и приуменьшает чувство разлуки.

Результаты (показатели успешной работы) заключительного периода и всей смены.

  1. Все дети и родители довольны организацией отдыха и оздоровления в течение всей смены.
  2. Дети хотят продолжения смены (как правило, ещё на одну).
  3. В течение смены, не произошло ни одного серьезного конфликта между детьми, медицинского вмешательства и случая воровства.
  4. При отправлении детей ни один из них ничего не забыл, а на момент отъезда все имущество в лагере не испорчено.
  5. Вожатый может написать о каждом из детей не меньше одной страницы о характере, интересах и особенностях ребенка.
  6. Вожатый доволен проделанной работой и готов преступить к дальнейшим обязанностям.

Так же обязательно изучите другие периоды смены: организационный и основной, чтобы ваша работа была качественной, а отдых детей безопасным, интересным и полезным

xn--80admnw0a7d0a.xn--p1ai

Организационный период смены в лагере: цели и задачи

Основная цель периода – создать необходимые условия для адаптации детей в лагере и в новом коллективе, познакомить их с лагерем.

В лагерях, где дети отдыхают с разных регионов, возможна ситуация, когда одна группа уже завершает оргпериод, а другая только приехала. В таком случае нужно находить «золотую середину», и работать «на два фронта».

Оргпериод для ребенка – время адаптации и привыкание с новым условиям проживания, к новому графику и ритму жизни. Для некоторых детей (особенно для тех, кто приехал в лагерь впервые) этот период проходит практически незаметно, быстро и легко. Однако не все дети быстро вливаются в новые условия жизни.

Организационный период смены для вожатого самый сложный и ответственный, от того, как пройдет данный период, зависит дальнейшее течение смены. Ни в коем случае нельзя пускать отряд на «самотек» в первые же дни. «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена».


В первые дни лагерной смены вожатый должен:

  • расселить всех детей;
  • запомнить имена всех воспитанников;
  • провести инструктажи с детьми;
  • сплотить коллектив;
  • выявить интересы детей;
  • выявить творческие способности, наклонности и интересы воспитанников;
  • организовать сбор и хранение ценных вещей и денежных средств;
  • организовать дисциплину в отряде;
  • провести экскурсию по лагерю;
  • познакомить детей с содержанием смены: тематикой, планом смены, основными мероприятиями;
  • познакомить детей с режимом дня и режимными моментами в лагере;
  • изучить индивидуальные особенности детей
  • организовать элементы самоуправления в отряде: выбор командира, распределение обязанностей среди детей, определение участие каждого в коллективе.
Чтобы оргпериод прошел эффективно,  вожатым необходимо:
  1. Взаимопонимание между напарниками на отряде
  2. Распределение обязанностей между напарниками
  3. Четкое планирование первых дней смены

План действий в оргпериод.

В первые дни необходимо выполнить очень много дел, чтобы все успеть, необходимо иметь план действий. Составить план действий необходимо еще до заезда детей. Очень важно, чтобы особенно в первые дни дети всегда были заняты каким-либо мероприятием, что бы у них не было времени скучать (особенно для детей младшего возраста).

Подготовительный этап. Необходимо запомнить расположение комнат вашего отряда, проверить заранее чистоту комнат, мебель в комнатах и т.п.

Заезд детей. Организация заезда детей зависит от конкретного лагеря. Выделяют два основных типа:
  • самозаезд (т.е. каждый родитель привозит своего ребенка) 
  • заезд организованными группами (т.е. сопровождающие привозят группу детей из определенной делегации или региона).  

Если делегация приезжает в город на ж/д вокзал или в аэропорт, то вожатый встречает детей. В таком случае необходимо организовать рассадку детей в автобусы, помочь детям погрузить сумки в багаж. При посадке детей, нужно обязательно их пересчитывать.

При сопровождении детей необходимо соблюдать правила перевозки детей:

  • все должны быть пристегнуты и находится на своих местах;
  • запрещено передвижение по салону во время движения автобуса;
  • следить за состоянием детей: тех, кого укачивает, необходимо посадить ближе к водителю;
  • запрещено высовывать из окон руки и другие части тела.

После прибытия детей на территорию лагеря их делят по отрядам и передают вожатым (обычно это делают начальник лагеря либо старший вожатый, методист).

Первичный медосмотр. Сразу же по приезде детей в лагерь они проходят первичный медосмотр в медкабинете, где медперсонал осматривает кожные покровы, медкарту ребенка.

Расселение детей.

После формирования отряда необходимо расселить детей по комнатам. Обязательное условие: мальчики и девочки должны жить отдельно. При распределении детей по комнатам следует учитывать их пожелания. Но при необходимости, вожатый должен уметь проявить твердость и сам определить вариант расселения. Скажите ребятам, на сколько человек рассчитаны комнаты, и попросите их разделиться. Если желающих проживать в одной комнате окажется больше, чем необходимо, тактично, но твердо и уверенно объясните, что это невозможно, и предложите варианты решения ситуации.

Составление списков

оставьте списки детей вашего отряда, по форме, принятой в ДОЛ. К счастью, современные технологии позволяют не писать несколько списков, а делать в электронном виде и распечатывать необходимое число копий.

Ценные вещи и деньги

Дети привозят с собой в лагерь различные ценные вещи: телефоны, планшеты, фотоаппараты, а так же деньги. Как правило, во всех лагерях есть возможность сдать ценные вещи и деньги в сейф на хранение. Задача вожатого, организовать данный процесс. Затем при необходимости, либо по заранее определенному графику дети будут забирать деньги по частям, брать телефоны для общения с родителями, друзьями.

Объясните детям, что всегда держать при себе крупную сумму денег и ценные не всегда надежно, так как их можно потерять. Так же в лагерях, увы, бывают кражи, однако в беседе с детьми, не стоит заострять на этом внимание.  Поэтому при желании, любые ценности они могут сдать на хранение.

При сборе денежных средств на хранение, обязательно ведите четкий учет. Какую сумму ребенок сдал, когда и сколько забрал, какая сумма осталась. Телефоны лучше выдавать 1-2 раза в день, не нарушая режимных моментов. Затем собирать и класть в сейф. При таком подходе ценные вещи и деньги воспитанников никуда не потеряются и не пропадут.

Сообщить родителям, что в лагере

Если у ребенка есть с собой мобильный телефон, уточните, позвонил ли он к родителям, сообщил ли, что с ним все хорошо и он находится на территории лагеря. Если это не сделано, напомните ребенку, что нужно сообщить родителям о прибытии в лагерь, номер его отряда и номер комнаты.

Проведение инструктажей

В первые же дни обязательно провести с детьми инструктажи, объяснить правила пребывания в детском оздоровительном лагере. Инструктажи необходимо получить у начальника лагеря, старшего вожатого, либо методиста.

Проверить наличие у детей лекарств, медикаментов.

Часто родители передают детям лекарства и медикаменты. В детском лагере обязательно есть врачи и мед. персонал, которые следят за здоровьем детей. Все лекарства и препараты дети должны принимать только по назначению врача. Принимая лекарства по своему усмотрению, дети могут навредить своему здоровью. Поэтому лучше уточнить, какие медикаменты есть у детей, проконсультироваться с врачом и врач подскажет, что делать.

Предъявление единых педагогических требований. Формирование дисциплины.

Сразу же необходимо познакомить детей с законами лагеря (закон «зелени», «точного времени» и т.п.), правилами поведения, установить дисциплину в отряде. Не нужно увлекаться «застраиванием» детей. Ваше общение с детьми не должно сводиться только к попыткам установить дисциплину. Все должно проходить в доброжелательной, игровой форме.

Игры

Обязательно в организационный период проводить игры на знакомство, на выявление лидера, на сплочение. Игры способствуют установлению благоприятного микроклимата, более тесному общению участников. Ребята быстрее знакомятся друг с другом и лучше адаптируются к новым условиям. Так же используйте другие формы деятельности,например, приготовьте отрядный уголок.

Результаты оргпериода:

  • вожатый знает имена и особенности всех детей;
  • дети адаптировались к новым условиям;
  • установлена дисциплина в отряде;
  • сформировано самоуправление в отряде, выявлены лидеры;
  • определен имидж отряда;
  • сплочение коллектива:
  • создан благоприятный эмоциональный настрой.

Организационный период очень важен! Если вы не знаете, как поступить в той, или иной ситуации, лучше обратиться за помощью к более опытным коллегам за советом, чтобы не упустить момент. На смену организационному, сразу же наступает основной период, информацию о котором, мы рекомендуем вам изучить в процессе подготовке к работе в детском лагере.

xn--80admnw0a7d0a.xn--p1ai

Периоды лагерной смены.

Вся лагерная смена, какой бы продолжительности она не была, делится на три основных периода.

Длится, как до трех дней при очень хорошем темпе. Это переход из одной жизни ребенка в другую. Главная цель вожатого в этот период – помочь детям в привыкании к лагерю.

При этом периоде ставятся следующие задачи:

  1. Создание в коллективе отряда эмоционального настроения;

  2. Помочь каждому воспитаннику в адаптации к новым условиям;

  3. Предъявление единых педагогических требований к режиму дня и дисциплины;

  4. Формирование органов самоуправления и корректировка планов работы с учетом предложений и пожеланий ребят.

В организационный период смены должны проводится мероприятия, не требующие подготовки детей. Чтобы все осуществилось, спланируйте первые три дня буквально по минутам. Каждое дело должно быть коротким по времени не более тридцати минут, а все вместе они должны превратиться в калейдоскоп дел.

                  1. Мозаика дел для ребят 6 – 9 лет

– конкурс врунов “Как меня собирали в лагерь”,

– первая организационная вылазка в лес,

– операция “Вперед, спасатели!” – по спасению территории вокруг корпуса от мусора,

– изготовление переходящих вымпелов и награждение ими того, кто первым выбегает на зарядку, кто последний приходит в столовую,

– музыкальный час разучивания новой песни,

– составление графика дежурства по комнатам,

– викторина “В стране Мульти-Пульти”,

– оборудование отрядного уголка, отрядного места,

– конкурс на самый аккуратный чемодан или тумбочку,

– сбор отряда по придумыванию названия, выборов командиров и утверждение плана.

                  1. Мозаика дел для ребят 10-12 лет

Сбор- инструктаж по организации дежурства в корпусе.

Вечер “Будем знакомы”

Операция “Полундра” по скоростному покиданию комнат в направлении места проведения зарядки.

Открытие “Дизайн – интерьер – клуба” и разработка оформления комнат с последующим воплощением проектов.

“Ты , да я, да мы с тобой” сбор по формированию микро-коллективов.

Эрудит-шоу “Все о лете”.

Час знакомства с библиотекой.

Конкурс “Моя тумбочка лучше всех”

Оборудование отрядного места.

Спортивно-игровая эстафета “Молодецкие забавы”.

Экологическая акция “Чистота спасет мир” – уборка территории, закрепленной за отрядом.

Первый отрядный костер с пением песен и разговором о прошедшем дне.

“Разведка полезных дел”.

Операция “Прощай, ватрушка!” – съедание запасов родительских продуктов.

Сбор отряда по утверждению плана смены и основных законов отрядной жизни.

Самое главное в работе вожатого в этот период – заинтересовать каждого ребенка, не оставив его без своего внимания. Для выполнения этой задачи придумайте каждому члену отряда небольшое поручение и обязательно проверьте его выполнение.

Обязательно с самого первого дня введите ритуал отрядных линеек(утренних и вечерних)

Если вы мужественно выдержите эти три дня, если вы претворите в жизнь часть дел из предложенного списка, организуете не менее десяти игр и хотя бы три минуты в день побеседуете с каждым ребенком – дальше у вас пойдет, как “по маслу!”!

Главная цель этого периода – добиться активной деятельности коллектива в лагере, в отряде в выполнении поставленных задач. Для этого в отряде, в лагере должен сформироваться психологический климат. Каждый вожатый обязан учитывать возрастные и психологические особенности каждого ребенка, подготовить детей к работе в течение года, способствовать их физическому оздоровлению.

В этот период деятельность организуется посредством различных форм, методов и принципов. Это могут быть как простые тематические дни, крупные акции, операции, дела, конкурсные программы и т.д. В этот период работают творческие мастерские, кружки, секции различной направленности.

В этот период важным элементом работы является организация соревнований между отрядами.

Этот период, так же как и организационный период длится не более трех дней. Основная цель этого периода – подведение итогов все жизни отряда, лагеря. Рекомендуется провести следующие дела: “Костер прощания”, “Прощальный отрядный огонек”, огонек “Расскажи мне обо мне”, а также небольшую детскую игру “Записка–пожелание”, где каждый член отряда пишет свое либо отношение к данному ребенку, либор пожелание ему

В этот период в лагере, отряде производится ритуал награждения. Отмечается каждый ребенок за какое-то качество или успешно выполненное дело, каждый отряд, например, самый спортивный, самый трудолюбивый, самый творческий отряд.Обратите внимание, что оценивается каждый отряд, без присвоения мест 1,2,3.

Похвалите каждого члена вашего коллектива (отряда, лагеря)!

Помните о главной идеи школьного лета – это развитие личности каждого ребенка, создание условий для его физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного обогащения, его оздоровления.

Структура летнего лагеря

Для более плодотворной и интересной работы в лагере, предлагается следующая структура, в которой задействованы в работе практически все отдыхающие дети.

Общее собрание коллектива

Совет лагеря

Центр здоровья

Дисциплины и порядка

Социологическая служба

Пресс-центр

Совет лидеров

Дежурные командиры (ДК)

Отряд

Общее собрание коллектива– это законодательный орган, принимающий решение, утверждающий кандидатуры в совет лагеря. Собирается два раза в смену

Совет лагеря– исполнительный и координирующий орган

Совет лидеров– представительство от каждого отряда представлено дежурным командиром отряда. Собирается каждый день (утром или вечером). Планирует работу на день, подводит итоги предыдущего дня, осуществляет обмен информацией, контролирует работу отрядов в течении дня.

Пресс-центр– это лагерный орган гласности. Функции его разнообразны от организованной читки газет в отрядах и оформления отрядных уголков, до выпуска объявлений, “Молний”, общелагерных газет и освещения всего происходящего в лагере через различные формы, также пресс-центр может сам организовывать различные мероприятия (конкурсы, вечера и т.д.)

Центр здоровья– представительство от каждого отряда. Организует всю спортивную жизнь в лагере под руководством физрука, контролирует спортивный и игровой инвентарь, помогает медицинским работникам лагеря.

Центр дисциплины и порядкаорганизует конкурсы чистоты и порядка в лагере, следит за соблюдением законов лагеря.

Социологическая службапроводит диагностику удовлетворенности пребыванием в лагере, прогнозирует отношения детей, педагогов. В службе могут работать как один целый отряд, так и представители от отрядов. Работает по принципам независимости, гласности, невмешательства, сотрудничества, добровольности участия.

Дежурные командирыназначаются на каждый день, отвечают за организацию дел и порядок в отряде, ведут дневник отряда, имеют право обращаться в совет лагеря от имени отряда. Имеют отличительные знаки.

studfiles.net

Заключительный период смены — Летний лагерь

«…Не плачь, что это все прошло, а радуйся, что это было…»

Заключительный (итоговый) период смены

Итак, смена подошла к концу… Как же с этим смириться? 🙁

Цель – подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив (ПДК).

Задачи:

  • коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста ВДК
  • самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста ребенка
  • создание условий для конструктивного расставания
  • определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее
  • эмоциональная стабилизация
  • подготовка лагеря к следующей смене

Для ребенка важно

  • Не потерять новых друзей в городе
  • Оценили труд ребенка
  • Обогащение личного багажа знаний
  • Услышать как можно больше теплых слов
  • Возможность высказать свою оценку смены

Для вожатого важно

  • Подведение итогов смены с детьми
  • Анализ смены с напарником
  • Планы на будущее
  • Оформление итогов
  • Настрой детей на лирический, но оптимистический лад

Возможные отрядные и дружинные дела:

  • Отрядный огонек
  • Анкетирование.
  • Костер.
  • Дружинное братание.
  • Награждение детей по номинациям в отрядах.
  • Музыкальные вечера.
  • Гала-концерт.
  • Прощальный огонек “Звездопад”
  • отрядный костер (то же, что и “Прощальный огонек”)
  • прочтение и анализ письма себе на конец смены
  • прощальный вернисаж – выражение себя через предметы в композиции с названием
  • оформление общей выставки отряда
  • КТД “Скоро лагерю скажем “прощай”
  • прогулки по любимым местам
  • прощальный вечер «Я оставляю Вам на память», ЛЗС
  • Бюро добрых услуг «Незабудка» по изготовлению сувениров на память о лагере
  • Прощальный вечер в лагере
  • Итоговый сбор отряда
  • Линейка закрытия смены
  • Общелагерная игра “Скоро лагерю мы скажем “Прощай!”
  • Детский общелагерный концерт
  • Вожатский концерт (во многих вожатских коллективах с традициями существует поверье, что если ВК не удался, то значит и вожатский коллектив не сложился, а значит и смена не удалась, поэтому в таких вожатских коллективах отношение к ВК почти мистическое, и это имеет под собой свой смысл)
  • Итоговые огоньки.
  • Итоговый сбор отряда с обсуждением прошедшей смены: что получилось, что нет. Почему?
  • и другое…

Главное в этот период – как можно больше внимания уделять ребятам, правильно подвести итоги смены, никого (даже оболтусов) не забыв при этом похвалить. Дети должны почувствовать поддержку, тепло и любовь со стороны вожатых. И тогда им захочется возвращаться снова и снова.


Определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее

  • обмен адресами для переписки
  • договор о встрече
  • беседа «Что вы будете делать после лагеря»
  • индивидуальные рекомендации, как развить талант, который открылся в лагере
  • можно раздать сценарии дел или дать их переписать
  • Подготовка лагеря к следующей смене
  • уборка территории и помещений
  • помощь вожатым в изготовлении визиток, встречек
  • написание вожатым писем-отзывов о его работе
  • пожелания на будущее (Можно читать только после отъезда детей. Можно написать звуковое письмо.)

Критерии успешности:

  • нежелание уезжать из лагеря
  • желание сохранить среду общения
  • желание перенести то, чему научились в лагере, на свой ПДК

Итак, что же должен сделать вожатый за это время…

  • Логическое завершение работы на смене
  • Подведение итогов
  • Создание атмосферы “завершения”
  • Завершение дел с администрацией и хозяйственными службами

Завершение лагерной смены предполагает решение нескольких групп задач: эмоциональных, организационных и содержательно-смысловых. Они связаны с рядом обстоятельств, возникающих в итоговый период смены. В эти дни ребенок оценивает условия собственной жизни в лагере, полученный результат участия в программе, значимость отношений с окружающими людьми. В связи с этим, он становится требовательнее к особенностям организации быта, к формам осуществления совместной деятельности, к характеру взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Эмоциональные задачи. Участник смены готовится к отъезду домой, к встрече со своими близкими. Вместе с тем он остро переживает предстоящее расставание с появившимися друзьями, нуждается в поддержке, эмоциональном единении со сверстниками и педагогами. В душах ребят в этот период нередко возникает противоречие между долгожданной встречей и желанием сохранить новые отношения. Поэтому от организаторов смены потребуется максимальное обеспечение положительной эмоциональной окрашенности заключительных дней смены.

В организационном плане заключительные дни смены требуют повышенного внимания, потому что участники в это время склонны к нарушению основных режимных моментов программы, они становятся менее управляемыми. Отсюда возникает необходимость четко планировать каждый день итогового периода лагерной смены. Следует учитывать тот факт, что для ряда участников в эти дни падает интерес к совместной деятельности. Данное обстоятельство требует от педагогического коллектива внимательного отбора содержательной организационной программы, которое соответствовало бы потребностям и стремлениям детей, с использованием оригинальных, интересных форм работы.

В заключительный период смены можно использовать работу с детским. Предоставление старшеклассникам свободы для творчества и самовыражения через организацию самоуправления в лагере позволяет возложить ответственность за все действия участников смены на них самих. Создание творческих групп и их совместная работа с педагогами наполняют заключительные дни смены различными делами.

В содержательно-смысловом плане заключительного этапа смены требуется обеспечить подведение итогов каждым участником, осмысление им собственных достижений и результатов деятельности в период смены. Чтобы правильно проанализировать свои поступки, ребёнку необходима помощь со стороны педагога.

Важно также «продвигать» основные нормы и ценности, предусмотренные программой смены. Эта задача решается с помощью предъявляемой позиции педагогов, в которой на первый план выдвигаются ценности, отвечающие целевым ориентирам программы, и со временем приводящих к интересным результатам. Особое внимание следует уделить основным традициям лагеря, поскольку именно в заключительные дни программы закладывается связь между проходящей и будущей сменами.


Предпоследний день

Особенные мероприятия(не обязательно все):

  • Сбор вещей – раздать потерянное, помочь собраться …
  • Прощальный концерт – бывает чисто вожатский, бывает лучшие номера смены, хорошо бы выдти всем отрядом на сцену(правда это всегда хорошо).
  • Дискотека
  • Костёр
  • Свечка – есть много форм финальных свечек(пумпоны, паутинка, расскажи мне обо мне, 3 свечи …) – их стоит посмотреть
  • Обратная связь – заборинки
  • Награждения, номинации, медали …
  • Фото за смену(диски, ролик об отряде ..)
  • Тренинги(если отряд готов к ним)

Проблемы:

  • Воровство(Завтра уедем) – не снижать бдительность, попросить ценные вещи убрать поглубже …(Это может быть как в своём отряде, так и в соседнем …)
  • Королевская ночь – объяснить что это глупо и гадко и нам же завтра убираться, а на пасту бывает аллергия, измотать, заменить чем-то другим(позитивным, интересным) … По возможности отложить отбой на попозже.


Последний день

Много организационных моментов:

  • Уборка(Сюда приедут другие ребята и надо, чтоб им было хорошо).
  • Сбор вещей
  • Поездка в автобусе
  • Прощание(Кто-то может остаться в лагере, кто-то уезжает).
  • За кем-то приедут родители(И надо получить от начальства инстукцию, как мы отпускаем детей – бумаги …)
  • Подумать чем заняться в автобусе …

Мероприятия, как правила вставить некуда(обычно уезжают где-то в первой половине дня и всё время уходит на уборку, сборы(А у вожатых забот ещё больше). Т.ч. хорошо ложится “Обратная связь” – заборинки, как занятие для не занятых. Также уже собранные с вещами можно устроить орлятские круги – петь песни. Можно подумать что делать в автобусе … Если время есть, то можно во что-то спокойное поиграть.

Последний день возможно не стоит нагружать “истеричными” мероприятиями(как впрочем и предпоследний перегружать ими. Всё спокойно, всё с улыбкой. В последний день в лагере нет особой программы. Идёт сдача имущества уборка и сдача корпусов, территорий. И это снижает романтический пафос.

Желательно провести все необходимые дела дружно и оперативно. А затем, переодевшись, поставить вещи вкруговую, собраться на прощальный круг. Тут время вспомнить самые интересные дни и часы, найти доброе слово о каждом, поблагодарить, обменяться адресами, оставить свои автографы там, где положено, спеть песни.

Постарайтесь сделать так, чтобы дети вспомнили веселые моменты сезона, попели веселые песенки, поиграли в игры в автобусе, главное – чтобы не было слез.

А в последние минуты перед расставанием положить на руку вожатого свои руки и сказать хором: «До новых встреч! До будущего лета!»


Вожатому в эти дни нужно не потерять бдительности, нельзя расслабляться (“Вот уже и окончание смены!”), нужно быть предельно внимательным. Чувствуя приближение отъезда, дети начинают нарушать правила внутреннего распорядка, если вожатый ослабляет требовательность, пытаются завершить все, что не успели в “свободной” жизни.

Поэтому вожатому необходимо помнить следующее:

  • работать по намеченному ранее плану;
  • стремиться не нарушать режим дня;
  • ограничить свободное время детей и подростков;
  • стараться организовать коллективные дела, с привлечением каждого ребёнка;
  • не давать возможности скучать;
  • не выпускать из поля зрения ни одного ребёнка;
  • продумать программу прощального вечера;
  • четко планировать каждый рабочий момент.

За день до отъезда сориентируйте детей на то, чтобы они сложили все свои вещи, нашли потерянное, отдали чужое. Помечтайте вместе о будущих встречах, о планах на год.

В “Королевскую ночь” (так иногда называют последнюю ночь в лагере), ни на минуту не оставляйте своих детей, контролируйте ситуацию. Соберитесь все вместе на прощальную свечу или костер, вспомните о былом, помечтайте о будущем.

В последний день дети после утреннего туалета собирают свои вещи, постельное бельё и убирают в своих комнатах.

Перед отъездом детей из лагеря Вам необходимо провести ряд организационных моментов.

  1. Составить списки детей на отъезд.
  2. Собрать с детей весь инвентарь (канцелярские и спортивные товары).
  3. Сдайте все книги в библиотеку.
  4. Помогите ребятам собрать все их личные вещи, проследите, чтобы дети ничего не забыли.
  5. Помогать детям упаковать сувениры, которые они везут домой.
  6. Проследите, чтоб не осталось мусора в комнатах, чтоб мебель была целой, а обои не исписаны.
  7. Выдайте им их ценные вещи и остатки их личных денег.
  8. Соберите постельное белье и сдайте его.
  9. Организуйте выход всех ребят одновременно, помогите малышам нести вещи.
  10. Проверьте, все ли сели в автобус, все ли погрузили свои вещи.

Соответственно:

  • спокойно соберите белье по палатам, просчитайте, сдайте;
  • уберите палаты, оставьте их чистыми и в порядке;
  • проверьте, все ли свои вещи собрали дети;
  • напомните ребятам о том, как себя вести в автобусе, что нельзя открывать окна, бросать бутылки, огрызки;
  • напомните о том, что перед уходом с родителями необходимо об этом предупредить вожатого.

Разместив детские вещи, рассадив детей в автобусе, вожатый:

  • считает детей, проверяет списочный состав;
  • убеждается в разумной посадке детей, не забыв о тех, кто плохо переносит поездку в транспорте;
  • докладывает руководителю колонны о готовности к отъезду.


Важно правильно организовать отъезд из оздоровительного лагеря. По приезду из лагеря дети передаются непосредственно только родителям или лицам, их заменяющим. В случае неявки таковых необходимо сообщить об этом старшему вожатому или директору.

Только тогда, когда каждый ребенок встретится со своими родителями, вожатый может облегченно вздохнуть: завершилась работа в оздоровительном лагере.


Смотри также…

  1. Линейка закрытия смены
  2. Отрядный огонек
  3. Прощальный огонек
  4. Что можно подарить детям в конце смены на память
  5. Сочинение-письмо самому себе: «Я вернулся домой»
  6. Церемония вручения премии «Лучший из лучших»
  7. Предпоследний день в лагере
  8. Ток-шоу «Снимаем маски!»
  9. Итоговый период смены

summercamp.ru

Первый этап основного периода или развитие отряда — Летний лагерь

Этот этап в детском лагере занимает протяженность после оргпериода и до середины смены ( «Экватор»).

На данном этапе задача вожатого детского лагеря по максимуму использовать свой творческий потенциал. Отряд в детском лагере в своем развитии может достигнуть разного уровня. Что понимается по уровнем отряда:

  • Сплоченность, чувство единой команды и высокая мобильность.
  • Высокий моральный дух
  • Большое энергетическое поле отряда, когда все всё понимают без слов.

Такого уровня могут достичь далеко не все отряды, но вожатый детского лагеря должен приложить к этому максимум усилий. Чем более опытный вожатый, тем более высокого может достигнуть уровня его отряд в детском лагере. Но все равно существует ряд рекомендаций, которые можно дать по данному периоду в детском лагере:

  1. Постарайтесь устроить внутриотрядное мероприятие, на котором Вам удастся вывести детей на откровенный диалог, создав для этого комфортную обстановку. Это может быть или свечка (которая удобна на первых порах, потому как ребята сидят в темноте, которая способствует большей степени раскрытия). Также учитывая психовозрастные особенности детей Вы можете задать тему для обсуждения, которая волнует ребят. Если Вам удастся вывести на откровенное изъявление мыслей хотя бы одного ребенка, то начнется цепная реакция и остальные потянутся за его примером, поэтому внимательно отнеситесь к тому, кому вы дадите право первого слова из детей.
  2. Создайте, придумайте хотя бы одну традицию внутри отряда, о которой будут знать только дети из вашего отряда и никто больше во всем детском лагере. Хранение заветной тайны добавить вашему отряду нужный положительный фон для сплочения.
  3. Найдите те отличительные признаки, которые выделяют именно Ваш отряд от всех остальных во всем детском лагере и расскажите об этом детям.
  4. Создайте побольше коммуникационных каналов для более разнообразного общения. Например, именные конвертики на дверях, чаты на листах ватмана, повешенные в общем холле, лобное место и т.п.
  5. Если Ваш отряд проиграл общелагерное мероприятие – это хороший повод для мобилизации сил, задайте дух соперничества, затроньте немного их гордость.
  6. Также используйте тактильный контакт, чтобы объединить вокруг себя детей – но не заигрывайтесь. Девушки или юноши из старших отрядов могут воспринять тактильное внимание, как повод для напрасных грез.
  7. Чутко относитесь к настроению каждого ребенка в отряде, так как именно он может стать рассадником плохого настроения у всего отряда. Помните удача команды – удача каждого ее члена.
  8. Вовлекайте в деятельность и творчество, как можно больше детей. Попробуйте найти уникальность в каждом ребенке и объяснить ему, почему он так важен для всего отряда в целом.
  9. Работайте вместе с явными лидерами отряда, чтобы они осуществляли работу на сплочение внутри так сказать.
  10. Работая со своими коллегами в детском лагере показывайте на примере, что значит сплоченная команда. На опыте оказывается, что уровень отряда напрямую зависит от уровня взаимодействия напарников-вожатых.

Ну и, конечно, самое главное будьте открыты к потребностям детей в вашем отряде и удовлетворяйте и по мере своих возможностей, и тогда Ваш отряд достигнет самого высокого уровня.

Основной период – это выполнение поставленных перед сменой задач, а значит на первом его этапе необходимо:

  • формирование временного коллектива;
  • психологический климат в отряде;
  • выполнение программы, досуг, оздоровление ребят.

Период делового сотрудничества – главная потребность здесь – возможность ребят реализовать себя в отряде.

Задачи педагога:

  1. Забота друг о друге.
  2. Реализация ребенка через общественные отношения.
  3. Деятельность должна быть интересной, отвечать возрасту или проводиться по возрастным подгруппам.
  4. Налаживаются основы самоуправления.
  5. Содержание деятельности должно нести элемент новизны и неожиданности.
  6. Обязательно давайте оценки, определяйте места, подсчитывайте баллы. Но: победителями должны быть все.
  7. Подводя итоги дня, мероприятия, обязательно отмечайте успехи и неудачи (как общие в отряде, так и у отдельных ребят).

Период скрытых внутренних конфликтов. Зачатки этого периода лежат еще в оргпериоде, так как одни были удовлетворены жизнью в коллективе, другие – нет. Чаще возникает конфликт перспектив. Это выражается в равнодушии к деятельности и ее результатам, мелких ссорах и придирках, нарушении требований и предъявление претензий к бытовым условиям, питанию, формам мероприятий.

Чтобы способствовать единству отряда, необходимо:

  1. Вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения.
  2. Добиваться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде.
  3. Определить возможную ближайшую коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех.
  4. Способствовать успеху деятельности.

Период морально-волевого напряжения. Главная потребность детей – преодолеть существование в отряде разобщения.

Задачи:

  1. Укрепить единство в отряде.
  2. Оказать помощь организационно и творчески усилиям в общей деятельности.
  3. Деятельность должна быть обязательно коллективной, творческой, личностно и общественно значимой, подчеркивающей единство отряда.

Период творческого союза. Главная характеристика: желание успеха в творчестве, поиск своего места в общем творческом процессе.

Задачи:

  1. Поддерживать организационно-творческих лидеров и содействовать их утверждению.
  2. Добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности.

Для ребенка важно :

  • Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать.
  • Бодро пересечь ‘экватор смены’.
  • Участие в межотрядных и дружинных делах.
  • Реализация собственных идей.
  • Самореализоваться, как личность.
  • Чему-то научиться.
  • Отдых.
  • Дышать свежим воздухом.
  • Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени.
  • Проявление своей самостоятельности.
  • Возможность проявить себя лидером (дежком).

Для вожатого важно :

  • Мотивация детей на активное участие в смене.
  • Дать возможность каждому ребенку реализоваться.
  • Сплоченный отряд.
  • Не переутомлять детей.
  • Обсуждение проведенных дел с детьми.
  • Анализ прожитого дня.
  • Заложить основы самоуправления.
  • Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел.
  • Больше времени на природе.


Выделим ряд периодов в этом этапе

ПЕРИД ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Это период укрепления организационной структуры отряда как заданной среды обитания каждой личности. Наступает этот период, после того как сформирована Организационная структура, избраны органы самоуправления, каждый выбрал себе поручение, ответственность и заботы. Утверждены в отряде законы жизни и отношений.

Доминирующая потребность: реализовать себя в официальной структуре, влияющей на развитие сотрудничества детей в отряде. Структура «малых групп» влияет на дифференциацию интересов в отряде.

Задачи: гуманизация деловых отношений, культивирование ценности – «Забота друг о друге». Помощь в самореализации каждого ребенка в деловых, общественных отношениях. Организация коллективно-творческой деятельности, способствующей укреплению сплоченности и авторитету отряда.

Содержание деятельности: конкурсы, соревнования, интеллектуальные игры «поискового характера», то есть нахождение тех сфер деятельности, которые бы максимально воздействовали на гармонизацию внутриотрядной жизни. Деятельность для ребят должна быть интересной, отвечать их возрасту и способностям. Организацию деятельности осуществляют ребята-организаторы. Содержание деятельности должно нести элемент новизны и неожиданности. Итоги подводить так, чтобы не было проигравших. Главный победитель – это отряд.

Особое внимание уделять обсуждению структуры деятельности, ее планированию и подведению итогов. При этом необходимо уточнять поручения, отмечать ребят, которые были сегодня самыми заботливыми, самыми активными. Подводя итог этих дней необходимо определить перспективу «завтрашнего дня» и закончить этот этап традицией, рожденной уже творчеством данного отряда. Показатели успешной деятельности: Выделился и утвердился костяк ребят-организаторов, определились общие цели и интересы.

Маленькие педагогические советы:

На данном этапе развития коллектива, организация деятельности должна идти через ребят-организаторов.

Особое внимание необходимо уделять всей структуре деятельности, а особенно обсуждению плана и подведению итогов, где нужно обязательно в первом случае: уточнить поручение, а во втором – отметить ребят, которые были самыми заботливыми, самыми активными. В завершение дня необходимо отметить те дела, которые ждут ребят на следующий день, причем, описать их в положительном ключе.

Вечерний сбор и обсуждение прошедшего дня очень важен для ребят. Каждый хочет высказаться, поделиться эмоциями о прожитом дне. А для вожатого – это возможность узнать, то, о чем думают ребята. На следующее утро или в течение следующего дня для вожатого уже не будет столь ценно обсуждать прошедший день, так как у детей уже новое настроение, и перед отрядом стоят новые цели.

ПЕРИОД СКРЫТЫХ ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ В ОТРЯДЕ

Уже в оргпериоде, на этапе адаптации, по мере формирования межличностных отношений, определения лидеров и аутсайдеров, рождаются внутренние скрытые конфликты. Дело в том, что одни ребята, познакомившись со сверстниками, найдя определенное место в заданном сообществе, удовлетворены, а другие – нет. Чаще всего – это конфликт перспектив связанный со своей ролью в межличностном общении. В этом периоде доминирующей потребности нет.

Состояние:

  • равнодушие, связанное с крушением ожиданий;
  • напряжение, связанное с чувством одиночества и незащищенности;
  • активность, связанная с укреплением лидерских позиций;
  • неудовлетворенность разобщенностью отряда у тех, кто принял для себя и усвоил законы отношений внутри отряда, не осуществимые перспективы в деятельности отряда.

Содержание межличностных отношений: неофициальное обсуждение существующих порядков (сплетни). Организационная структура существует нормально, в структуре «малых групп» идет интенсивное укрепление групп общения, не связанных с перспективами деятельности. Есть ребята, выпадающие из социальных связей отряда.

Задачи: анализ состояния, причин сложившихся проблем и прогноз развития отношений. Необходимо способствовать сплоченности отряда, для этого: 1. вывести частные мнения и оценки внутренней атмосферы на арену широкого демократического обсуждения; 2. добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде; 3. определить ближайшую коллективную деятельность, актуальную для всех и каждого; 4. способствовать успеху и укреплению этой коллективной деятельности.

Деятельность: В этот период вожатому необходимо постоянно разговаривать с ребятами. Кроме коллективного обсуждения деятельности и жизни отряда необходимо найти время для общения с каждым ребенком. Можно провести тестирование, куда включить таких три вопроса:

  • Что тебе нравится в нашем отряде?
  • Что тебе не нравится в нашем отряде?
  • Что ты готов сделать для того, что бы наш отряд стал самым дружным и инициативным?

Данная анкета будет лучшим помощником в анализе положения дел в отряде. Лучшее мероприятие в этот период – это отрядный костер и игры вокруг него. Можно вовлечь всех детей: мальчики собирают дрова, девочки готовят еду, музыкант отряда настраивает гитару, а вожатые во всем помогают.

Маленькие педагогические советы: Скрытые конфликты необходимо вывести из сферы межличностных отношений на арену всеобщего обсуждения и принятия коллективного решения по поводу их исчерпания.

Противоречия в отряде преодолеваются, если поставлена увлекательная для всех групп перспектива, если обогащается содержание той деятельности, в которую вовлекаются все группы, через корректировку ценностей, ориентированных на уважительное отношение к каждому в отряде. Группы начинают осознавать себя как часть целого коллектива – отряда.

В своей деятельности вожатому не следует переводить конфликт в плоскость: «Вы поступили плохо и поэтому я обиделся». Это только усугубит положение. Дети так же подхватят Ваше настроение, и ответом на то, что у них плохо идут дела в отряде будет: «У нас все плохо, потому что у нас плохой вожатый». Нельзя так делать. Вы вожатый. Вы должны набраться терпения и найти причину конфликта. Если это конкретный ребенок и его поведение, то необходимо с этим ребенком поговорить. Но, ни в коем случае нельзя обижаться на всех детей сразу! Каждый виноватый ребенок должен понимать причину своей вины, должен осознать негативную сторону своего поступка, и понять, что в отряде «плохое» осуждается, а «хорошее» приветствуется и поддерживается.

Нельзя искусственно создавать конфликт. С одной стороны это может показаться очень эффективный метод решения проблемы. Но подумайте, стоит ли его делать. Период конфликтов может проходить в явной форме, а может пройти достаточно мягко, и благоприятно для вашего отряда. И не стоит удивляться, если у кого-то в отряде есть проблемы, а у кого то все благоприятно.

Во время периода «скрытых внутренних конфликтов», вожатый должен занимать позицию мудреца, который решит все проблемы, но что бы такую позицию занять, ему необходимо доверие ребят, их поддержка. Кроме того, многие ребята, которые работают в лагерях боятся слова «конфликт». А ведь конфликты – неотъемлемая часть нашей жизни, и не стоит их бояться. Их нужно использовать в педагогических целях, что бы научить детей жить в обществе. Любой конфликт требует изменений правил, норм и положений детей в отряде, а возможно и требует применения новых приемов педагогики. Конфликт изменяет и измеряет нашу самооценку и может стать мерилом наших достоинств.

Условиями для выхода из кризиса являются: Умение вожатого анализировать и прогнозировать ситуацию, владеть приемами проведения групповой дискуссии. В период конфликтов вожатому необходимо найти время и способы для проведения решающего разговора и увидеть как ребята ведут себя по отношению к сложившейся конфликтной ситуации. При проведении таких разговоров, вожатому нужно быть максимально демократичным и справедливым. Распространенная ошибка – это «следование за лидером отряда». Такое может случиться, на пример, если лидер в отряде мальчик, к которому проявляет симпатию вожатая девочка, либо ребенок лидер в детском коллективе, но «отрицательный» или «негативный» лидер в становлении коллектива. Это может быть постоянный нарушитель дисциплины, или самый медленный, но притягивающий к себе ребят каким-то из своих умений. В разговорах подобного рода, когда решается назревший в отряде конфликт, необходимо отстраниться от придирок к быту и мелочам, а сосредоточиться на вещах глобальных! Вожатый однозначно должен быть противником эгоизма, хамства, равнодушия, замкнутости и одиночества. Он должен подавлять эти чувства в своем отряде.

Подводя итоги, скажем, что в решении конфликтов необходима положительная перспектива. Что это такое? Это коллективная деятельность, которая должна быть направлена на радостное переживание. Вспомните себя. В данном случае я говорю об ожидании праздника и подготовке к нему. Примерно такие чувства должны возникать у ребят после разговора. Праздником, вот чем должен стать для ребят день, после разговора о конфликтах. Праздником ведущим к пониманию и удовлетворению. Но, что бы такой праздник состоялся – необходимо будет задействовать всех.

Итоги и показатели успешной деятельности:

  • приняты новые, конкретные нормы и ценности жизни отряда или актуализированы и конкретизированы те, что уже были сформированы, но бездействовали;
  • переформирована официальная структура к предстоящей коллективной деятельности;
  • у всех есть желание и воля к единству и участию в предстоящем коллективном деле и заложен фундамент успеха в задуманной деятельности.

ПЕРИОД МОРАЛЬНО-ВОЛЕВОГО НАПРЯЖЕНИЯ, СВЯЗАННЫЙ С ОБЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

Период внутренних скрытых конфликтов начинается еще в оргпериоде и свое разрешение должен получить в ходе делового сотрудничества. Деловое сотрудничество является основой организационно-коллективной деятельности после конфликтного периода. Все члены отряда сознательно проявляют свою волю, добиваясь успеха в первой осознанной коллективной деятельности.

Доминирующая потребность: преодолеть разобщенность. Состояние: морально-волевое напряжение. Начинает активно действовать организационная структура. Структура «малых групп» открывается для «постороннего общения».

Задача: укреплять в отряде позиции организационных и творческих лидеров, проявляющих себя в коллективной деятельности.

Деятельность: коллективная, творческая, направленная на внутреннее единство отряда. Можно провести походы, завтраки у моря, творческий вечер, и т.д.

Итоги и показатели успешной деятельности в периоде:

  • Формирование стремления к дальнейшим творческим делам;
  • Изменение уровня общения в отряде: нет кличек, насмешки переведены в мягкий юмор;
  • Появление новых творческих лидеров, исчезновение отверженных.

ПЕРИОД ТВОРЧЕСКОГО СОЮЗА.

Успешная деятельность по объединению отряда побуждает ребят к дальнейшему творческому общению. Доминирующая потребность: добиться успеха в творчестве, найти свое место в общем творческом процессе.

Задачи:

  • содействовать успеху творческого поиска;
  • поддерживать организационно творческих лидеров и содействовать их росту;
  • добиваться качественного развития коллектива на основе успеха в творческой деятельности.

Деятельность: творческая, коллективная, разнообразная, побуждающая к творческому поиску и самоопределению коллектива через достижения. Способность педагога к выдумке и творчеству благоприятствует такой деятельности. Педагог – творческая личность, режиссер, дирижер, сказочник, актер… Творческая деятельность должна соответствовать возрасту детей, вливаться в общий настрой широкого коллектива всего лагеря. Тактично подводятся итоги творческой работы. Они стимулируют, побуждают к дальнейшему творчеству, где нет лучших и худших.

Маленькие педагогические советы: Деятельность отряда, в этот период, переходит от хаотичной и неорганизованной, к собранной, спланированной и желанной. С детьми уже можно проводить интеллектуальные беседы, игры. В этот период хорошо проводить клубы по интересам или вечерние встречи-дискуссии. Каждый вожатый в лагере должен раскрыть свои умения уже не только перед детьми своего отряда, но и перед всем лагерем. Дети должны восхищаться Вами, как неповторимой личностью.

В этот период можно вести беседы о дружбе ,взаимовыручке. Пробовать реализовывать эти понятия на примере. Проводить литературные гостиные ,ставить спектакли или акции. Показатели успешной деятельности: ребята готовы оценивать отряд, присваивая ему общую творческую характеристику – самый музыкальный, самый спортивный, самый театральный, самый дружный, самый заботливый.

В период творческого союза, очень важно, что бы все ребята были довольны, и что бы вожатый смотрел в первую очередь на свой отряд, и жил им. Так, например, в нашем лагере «Лесном», в этот период очень быстро набирали свое командное развитие морские отряды. Их сплачивали постоянные тренировки, и цель – победить на соревнованиях в конце смены.

ПЕРИОД МЕЖКОЛЛЕКТИВНЫХ СВЯЗЕЙ

Этот период служит мостиком для перехода на новый этап понимания детьми окружающего мира и себя в нем. Идет информационный поиск места отряда во всей дружине лагеря.

Доминирующая потребность: интерес к более широкому полю общения.

Состояние: радостно-напряженное в связи с информационным поиском.

Задачи:

  • способствовать межколлективному общению;
  • обучать детей анализу и самоанализу;
  • организовывать общедружинную, коллективную, клубную, коллективно-индивидуальную деятельность.

Содержание деятельности: в этот период удаются клубы по интересам, которые может вести каждый педагог в соответствии со своим хобби. Условие проведения любых мероприятий в данный период – обеспечить ребят наибольшим выбором занятий по интересам. Каждый вожатый – знаток, специалист высокого класса по одному из видов деятельности. В этот период дети должны гордиться своим вожатым как личностью. Необходимо культивировать у ребят понимание общего дела для всего лагеря, понимание отличительных особенностей своего коллектива.

ПЕРИОД ИДЕЙНОГО ЕДИНСТВА

Через анализ отношений в лагере и отряде приходим к ценностям, выраженным романтическими образами человеческих отношений в таких книгах, как «Маленький принц», «Каменный цветок» и др. А через романтические образы подходим к общечеловеческим образцам отношений, к пониманию значения приставки «СО». Так может называться мероприятие с аналогичным названием, которое основано на беседе с детьми. Начать ее можно с вопроса: «А много ли слов мы знаем слов, начинающихся на СО», это и СОстрадание, СОзидание, СОвесть, СОучастие, но на этом мы остановимся, а продолжит этот перечень Ваша фантазия.

В межличностном общении идет поиск единомышленников, при этом организационная структура действует достаточно редко. В структуре «малых групп» – интенсивное общение дружеского характера. Укрепляются дружеские пары.

Задачи:

  • сплочение отряда единомышленников;
  • утверждение и осознание в отряде идеи, которую знают и поддерживают все.

Деятельность: разговорная, индивидуально-колективная. Беседы, спектакли, выставки, акции – вот то, что необходимо проводить.

Маленькие педагогические советы: В этот период у вожатого новая позиция – он активный участник и импровизатор, организатор праздника и советчик. Оставаясь другом, он все же выступает как хранитель ценностей созданных в отряде. В этот период дети будут приходить к Вам и говорить на все волнующие их темы, выслушивайте их и давайте полезные советы.

В этот период вожатому необходимо создать условия для обозначения и осмысления высокой идеи, когда коллектив отряда для ребенка, на долгое время, остается символом к развитию и саморазвитию. Проводите больше творческих мероприятий: концерты любимых номеров, костры, отрядные вечера, написание прощальных писем, прощальных пожеланий. Изготовьте своими руками прощальные сувениры и подарки.

Показатели успешной деятельности: перенос образов, главных идей и мыслей на конкретный отряд, оценка деятельности отряда и себя с общечеловеческих позиций. Ребята готовы философствовать, размышлять, идут разговоры о добре, зле, любви.

Для самого старшего отряда в лагере: сделайте праздник для самого маленького отряда в лагере. Подготовьте поделки, сценки, сделайте им маленькую, но, занимательную игру: с подарками, сюрпризами, элементами приключений.

summercamp.ru

Основной период смены

Задачи:

  • Моделирование ситуации успеха;

  • Предоставление свободы выбора;

  • Создание положительного эмоционального настроя;

  • Создание условий для активности ребенка;

  • Поддержание положительного эмоционального настроя;

  • Организация взаимодействия;

  • Поддержание групповых норм.

Основной период делится в свою очередь на два этапа, до экватора(середины смены) и после, на каждом из которых решаются определённые задачи.

Задачи первого этапа основного периода:

  • создать условия для проявления самобытности каждого ребёнка, его духовно-нравственного потенциала;

  • развернуть деятельность клубов и кружков, которые соответствуют интересам и запросам ребёнка;

  • создать условия для работы органов соуправления;

  • корректировать нормы общения, поведения, отношений.

На втором этапе основного периода задачи следующие:

  • организовать коллективно-творческую деятельность;

  • создать условия для полноценного функционирования органов детского соуправления;

  • показать знания, умения, навыки, полученные на занятиях кружков или клубных объединений;

  • корректируются межличностные и коллективные отношения.

Предлагаемые формы работы:

  • Многообразие предлагаемых форм деятельности с различным содержанием, составом участников;

  • Совместное планирование, проведение дел;

  • Организация равноправного диалога с детьми;

  • Совместное обсуждение возникающих проблем.

Уровень вожатый:

  • поддержание «туннеля реальности»

  • решение личностных проблем ребенка

  • решение задач его личностного роста

  • подтверждение этических установок, заданных в отряде

  • поддержание вожатых в состоянии успеха

  • формирование у родителей позитивного мнения о отряде, лагере и нашей работе

Основной вид деятельности вожатого:

  • Отрядные, межотрядные и общие дела. Старайтесь почаще уйти в сторону, не берите на себя всю ответственность, как в организационный период

Пик трудности:

  • На 13–14-й день смены. Это «пик привыкания», время, когда ребята привыкли ко всему: к вам, совместной жизни, режиму, делам, лагерю

Отрядная работа:

  • Вечерние мероприятия, спортивные, ролевые, деловые игры, прогулки в лес, творческие конкурсы…

На уровне лагеря возможно использование пятидневок.

Логика пятидневки

  • 1 день – организационный (постановка задач, составление плана конкретных дел, отбор участников и организаторов, диагностика мотивов и способностей детей).

  • 2 день – учебный (беседы, комплексные практические работы, детские игры, работа мастерских, секций, кружков, отрядные дела).

  • 3 день – развитие творчества (конкурсы, работа площадок, сюжетно-ролевые игры, отрядные дела, диагностика уровня полученных знаний и т.д.).

  • 4 день – подготовка и проведение ключевого дела.

  • 5 день – итоги: конкурсы, смотры.

Основной период, сам по себе делится по мере расширения зоны взаимодействия детей на

  • отрядный(около 5 дней – в основном отрядные дела, направленные на общение ребенка в малых группах и отрядах. Встречаются также общелагерные дела, но упор делается на отрядную работу.),

  • межотрядный(около 5 дней – знакомство и братание с соседними отрядами, межотрядные дела, общелагерных уже больше, а отрядных меньше) и

  • лагерный(около 5 дней – большие общелагерные дела, дети уже обычно готовы к участию в таких делах и подготовка к ним проходит намного интереснее и плодотворнее. остается пара межотрядных дел или совместная межотрядная подготовка, а от отрядных дел остаются ежедневные, традиционные действия: итоговые огоньки, сюрпризные моменты, организационные мероприятия.).

В середине периода (экваторе) когда дети вроде как уже привыкли ко всему, нужна маленькая “встряска” –какое-нибудь шумное общелагерное мероприятие.

Основной период – это период активной деятельности, реализации целей и задач смены. Отряд уже сформирован, основные обязанности распределены, налажен быт и ребята готовы к тому, чтобы расширять свои возможности и контакты.

На этом этапе можно переходить к межотрядным и общелагерным мероприятиям (не забывая, конечно, о своем отряде надолго). В этот период происходит активное усвоение знаний и накопление опыта ребятами. Постепенно роль вожатого становится менее значимой, некоторые обязанности он может делегировать, назначать ответственных.

Показатели успешной работы.

  1. Способность к оценке деятельности и самооценке.

  2. Достаточно много лидеров.

  3. Не должно быть замкнутых групп.

  4. Четкая организационная работа в отряде наравне с вожатыми.

см также:

studfiles.net

4.3. Организационный период в детском оздоровительном лагере

И. Ю. Исаева. «Досуговая педагогика: учебное пособие»

Улыбнитесь на прощанье! Мамы, папы, не скучайте, Через месяц нас встречайте!

Автобусы тронулись, и началась дорога в лагерь. Для того чтобы дети не скучали, подготовьте для этого этапа несколько заводных игр и кричалок. Лучше всего начать с проверки того, что взяли с собой дети в лагерь. Вы задаете вопрос, а они хором отвечают. Например, полотенце взяли? – Взяли! Мыло взяли? – Взяли! Юмор взяли? – Взяли! Хорошее настроение взяли? – Взяли! И др. Список вопросов лучше всего подготовить заранее.

С первых же минут желательно организовать знакомство с детьми. Сначала представиться вожатым, а затем по очереди дети называют свои имена, хорошо, если каждый ребенок получит и прикрепит на одежду карточку со своим именем, которая может быть сделана в форме листьев, кружков, звездочек и др.

Хорошо поиграть с детьми в игры, где они повторяют за вожатым слова и движения. Например, всем знакомая игра «Колпак мой треугольный». Сначала напомнить слова, которые дети будут повторять вместе с вожатым:

Колпак мой треугольный, Треугольный мой колпак, А если – не треугольный, То это не мой колпак.

А теперь вместо слова «колпак» мы показываем рукой на голову, а само слово не произносим. Затем на слово «мой» касаемся груди, а само слово не произносим. На слово «треугольный» дети должны показать три пальца, вытянув руку вперед, а затем перевести ее на пояс.

Или поиграть в игру «Что за инструмент?»:

У какого инструмента Есть и струны, и педаль? Несомненно, Это звонкий наш (рояль).

Он по виду – брат баяну, Где веселье, там и он… Я подсказывать не стану —

Всем знаком… (аккордеон). Громче флейты, громче скрипок, Громче труб наш великан.

Он ритмичен, он отличен — Наш веселый… (барабан).

После этой игры можно предложить детям спеть всем знакомую песню на новый лад. Например:

По улице ходила большая крокодила Она, она зеленая была.

Замените все гласные в этой песне на одну букву, например на букву «е», и попробуйте спеть ее в этом варианте.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *