Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ. Звук Ш. Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:
Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука. Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса. Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель. Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш. Желаю удачи! |
www.logoped.ru
Все шипящие имеют два варианта правильной артикуляции (верхнюю и нижнюю). Верхняя более распространена и если шипящие отсутствуют, ставят именно верхнюю артикуляцию этих звуков.
Верхняя артикуляция
Артикуляция звука Ш
Губы выдвинуты вперёд и округлены, между зубами небольшая щель, кончик языка и передняя часть спинки языка подняты (но не касаются ни альвеол, ни резцов) и образуют щель. Средняя часть спинки языка опущена , задняя часть приподнята (вторая щель). Боковые края языка прижаты к
верхним коренным зубам. Язык в форме чашечки. Мягкое нёбо поднято (Ш — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ш – глухой звук).
Нижняя артикуляция
Кончик и передняя часть спинки языка опущены, кончик языка оттянут от нижних резцов назад, щель с нёбом образует средняя часть спинки языка, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
О постановке звука Ш можно прочитать здесь.
Артикуляция звука Ж
Точно такая же, как при произношении звука Ш. Отличие лишь в том, что голосовые складки сомкнуты (Ж – звонкий звук).
Верхняя артикуляция
Артикуляция звука Щ
Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языкаприподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято (Щ — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Щ – глухой звук).
Нижняя артикуляция
Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов, максимально поднята средняя часть спинки языка. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Нижний Щ отличается от нижнего Ш тем, что язык занимает более переднее положение, а средняя часть спинки языка поднята выше.
Верхняя артикуляция
Артикуляция звука Ч
Губы округлены, слегка выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель. Кончик языка и передняя часть спинки подняты. В первый момент артикуляции прижимаются к переднему краю твёрдого нёба, затем (второй момент артикуляции) передняя часть спинки отходит от места смычки, образуя щель с твёрдым нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята. Мягкое нёбо поднято (Ч — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ч – глухой звук).
Нижняя артикуляция
Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки смыкается с передним краем твёрдого нёба, а затем (второй момент артикуляции) отходит от места смычки, образуя щель.
О постановке шипящих звуков можно прочитать здесь. Дефекты произношения шипящих звуков называются сигматизмом шипящих.
– щёчное произношение шипящих. Язык не принимает участия в произношении, выдыхаемая струя встречает препятствие в виде сближенных зубов, прижатых к ним уголков рта. При этом образуется тупой шум;
– заднеязычное произношение шипящих. Щель образуется сближением задней части спинки языка с твёрдым нёбом. Получается звук, напоминающий Х или украинский Г.
Если звуки Ш, Ж, Щ, Ч заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом шипящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. это свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия, что очень важно учитывать при коррекции.
Звук Ш чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х,З.
Звук Ж чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д.
Звук Щ чаще всего заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ.
Звук Ч чаще всего заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц.
О постановке шипящих звуков читать здесь.
Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.
vashlogoped-online.ru
Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.
К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.
Звук Ш.
Звукш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:
губы несколько выдвинуты вперед;
кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.
Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.
Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук
Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звукаш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.
Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.
К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.
Звук Ш.
Звукш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:
губы несколько выдвинуты вперед;
кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
www.prodlenka.org
Полезное:
|
|
Интересные сайты. Полезные ссылки: |
www.logoped.ru
ПРОИЗНОШЕНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] В НОРМЕ.ХАРАКТЕРИСТИКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ И ИХ АРТИКУЛЯЦИЯ.Взрослым рекомендуется ознакомиться с основными недостатками произношения шипящих звуков, проверить правильное произношение шипящих звуков у себя, прежде чем автоматизировать шипящие звуки с ребенком. К группе шипящих звуков относят звуки [Ш, Ж, Ч, Щ]. Как произносится звук [Ш] в норме.Звук Ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. При произнесении звука Ш в норме органы речи принимают следующее положение:
Звук Ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. При произнесении звука Ж в норме органы речи принимают следующее положение:
Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса. ^ Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет. В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение:
Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель. Для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, он является базовым для этой группы. Работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш. ^ Наиболее часто встречающиеся дефекты речи у детей дошкольного возраста: -Звук Ш заменяется на С. Причиной может послужить нарушение фонематического слуха. Если физический слух у ребёнка в норме, речь идёт о способности ребёнка различать звуки, т.е. слух, который обеспечивает восприятие фонем родного языка. -Губно-зубной парасигматизм. Кончик языка при таком произношении держится внизу, звук произносится за счёт нижней губы, которая поднята к верхним резцам, образуя небольшую щель. Похоже на звук Ф (ФУБКА – шубка). -Межзубный сигматизм при нормальном прикусе, что может быть связано со слабостью мышц кончика языка. Звуки Ш, Ж и С, З, Ц произносятся одинаково: кончик языка просовывается между зубами. -Шипящий парасигматизм. Кончик языка опущен, упирается в нижние десны или оттянут назад. Артикулирование происходит за счёт задней части спинки языка. Звучание схоже со звучанием смягчённого звука Ш, но далеко не всегда. Иногда звук Ш звучит достаточно чётко, и затруднения начинаются, когда логопед начинает работать над постановкой звука Р, где подъём кончика языка обязателен. Звук не ставится, не получается. Как правило, к такому произношению шипящих присоединяется горловое произношение звука Р. -Боковой сигматизм. Встречается в обычном детском саду не так часто, но достаточно регулярно. Слышится неприятный хлюпающий звук. Такой дефект встречается или при слабости мышц одной половины языка или при боковом открытом прикусе. Могут быть опущены боковые края языка или один из его краёв, воздушная струя идёт вбок или выходит по обоим краям языка. Как правило, сочетается с боковым произношением и свистящих звуков. -Недостатки произношения звука [щ]. Среди недостатков произношения звука [щ] имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же как при [ш]), замена мягким свистящим звуком [с`], (сека -щека ), а так же произношение [щ] с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание ш`,ч («ш`,ч`ука» вместо щ`ука). -Недостатки произношения звука [ч].Среди недостатков произношения звука [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой, свистящей аффрикатой [ц], не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а так же [т`] или мягкий [ш]. Подробную консультацию можно получить у логопеда. |
medznate.ru
Шипящие звуки. Артикуляционная поза
Недостатки произношения шипящих звуков Ш, Ж, требующие внимания и логопедической коррекции – сигматизм шипящих звуков (искажения). В ряде случаев, аналогичны недостаткам свистящих: межзубное, щёчное, боковое произношение. Кроме этого наблюдаются дефекты, присущие произнесению только шипящих звуков.Щёчное произношение. Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется “тупой” шум, произнесение звука сопровождается раздуванием щёк Нижнее произношение. Щель образуется не сближением кончика языка с твёрдым нёбом, а передней частью его спинки. Звук приобретает мягкий оттенок, напоминающий звук Щ.Заднеязычное произношение.Щель образуется сближением задней части спинки языка с твёрдым нёбом. Образуется шум, напоминающий шум при звуке Х или Г.Замены звуков, – парасигматизм, до определённого возраста не имеют острой необходимости в логопедической коррекции. Среди замен наиболее частыми являются замены шипящих звуков свистящими. Недостатки произношения звука Щ: укороченное произнесение, замена мягким свистящим звуком С` , произнесение Щ как сочетание Ш`, Ч (“ш`чука” вместо “щука”). Недостатки произношения звука Ч, помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену Ч мягкой свистящей аффрикатой Ц` а также звуками Т` или Ш`. В ряде случаев встречаются нарушения всех свистящих и шипящих звуков. |
logopediya.at.ua
Артикуляция звука [Ш]
Особенности артикуляции
Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).
Характеристика
Звук [Ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом.
Звук [Ш] произносится длительно
Образец: ш__ляпа, ш__тука
|
|
|
|
Звук [Ш] произносится длительно
Образец: ш__аль
|
|
|
|
|
Образец: каш__а
|
|
|
|
Звук [Ш] произносится длительно
Образец: ваш__, камыш__.
|
|
|
|
|
Образец: баш__ня
|
|
|
|
Образец:
Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал. Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка – ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот – шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами.
На окошке
Крошку-мошку
Ловко ловит
Лапой кошка
Маша кашу не доела,
Маше каша надоела.
Маша, кашу доедай,
Маме не надоедай.
Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон!
Петушок, петушок!
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано поёшь,
Детям спать не даёшь!
Что ты так, Пушок, шипишь?
Не большой ты, а малыш.
Слышишь шорох? Даже мышь
Поняла, что ты глупыш.
Шум и гомон на опушке,
Пляшут шмель и мошки,
Шаловливые лягушки
Не жалеют ножки.
Пляшет мишка от души,
Пляшут даже кошки,
А мышата – малыши
Хлопают в ладошки.
nsportal.ru