Характеристика звука ш в логопедии – Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.

Содержание

ЛОГОПЕД.РУ: Звук [Ш]. – LOGOPED.RU

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.

Звук Ш.

Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:

  • губы несколько выдвинуты вперед;
  • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
  • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
  • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.

Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука

ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.

Желаю удачи!

www.logoped.ru

Правильная артикуляция шипящих звуков (Ш, Ж, Щ, Ч ). Сигматизм шипящих и его виды. Парасигматизм шипящих.

Все шипящие имеют два варианта правильной артикуляции (верхнюю и нижнюю).  Верхняя более распространена и если шипящие  отсутствуют, ставят именно верхнюю артикуляцию этих звуков.

Артикуляция звука Ш

Верхняя артикуляция

Артикуляция звука Ш

Губы выдвинуты вперёд и округлены, между зубами небольшая щель, кончик языка и передняя часть спинки языка подняты (но не касаются ни альвеол, ни резцов) и образуют щель. Средняя часть спинки языка опущена , задняя часть приподнята (вторая щель). Боковые края языка прижаты к

верхним коренным зубам. Язык в форме чашечки. Мягкое нёбо поднято (Ш — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ш – глухой звук).

Нижняя артикуляция

Кончик и передняя часть спинки языка опущены, кончик языка оттянут от нижних резцов назад, щель с нёбом образует средняя часть спинки языка, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.

О постановке звука Ш можно прочитать  здесь.

Артикуляция звука Ж

Артикуляция звука Ж

Точно такая же, как при произношении звука Ш. Отличие лишь в том, что голосовые складки сомкнуты (Ж  – звонкий  звук).

Артикуляция звука Щ

Верхняя артикуляция

Артикуляция звука Щ

Губы выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель, кончик языка приподнят к альвеолам, образует с ними щель. Передняя часть языка более выдвинута вперёд по сравнению с Ш. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Средняя часть спинки языкаприподнята к твёрдому нёбу, задняя часть спинки, по сравнению с Ш, более продвинута вперёд. По средней линии языка образуется продольный канал, по которому проходит струя выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято (Щ — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Щ – глухой звук).

Нижняя артикуляция

Кончик языка опущен, слегка оттянут от нижних резцов, максимально поднята средняя часть спинки языка. Боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Нижний Щ отличается от нижнего Ш тем, что язык занимает более переднее положение, а средняя часть спинки языка поднята выше.

Артикуляция звука Ч

Верхняя артикуляция

Артикуляция звука Ч

Губы округлены, слегка выдвинуты вперёд, между резцами небольшая щель. Кончик языка и передняя часть спинки подняты. В первый момент артикуляции прижимаются к переднему краю твёрдого нёба, затем (второй момент артикуляции) передняя часть спинки отходит от места смычки, образуя щель с твёрдым нёбом. Средняя часть спинки языка приподнята. Мягкое нёбо поднято (Ч — ротовой звук). Голосовые складки разомкнуты (Ч – глухой звук).

Нижняя артикуляция

Кончик языка упирается в нижние резцы, передняя часть спинки смыкается с передним краем твёрдого нёба, а затем (второй момент артикуляции) отходит от места смычки, образуя щель.

О постановке шипящих  звуков можно прочитать здесь.  Дефекты произношения шипящих  звуков  называются сигматизмом шипящих.

Виды сигматизма шипящих

Они те же, что и у свистящих (исключение – шипящее произношение свистящих), но добавляются ещё:

– щёчное произношение шипящих. Язык не принимает участия в произношении, выдыхаемая струя встречает препятствие в виде сближенных зубов, прижатых к ним уголков рта.  При этом образуется тупой шум;

– заднеязычное произношение шипящих. Щель образуется сближением задней части спинки языка с твёрдым нёбом. Получается звук, напоминающий Х или украинский  Г.

Парасигматизм шипящих

Если звуки Ш, Ж, Щ, Ч заменяются другими звуками, то такое нарушение  называется парасигматизмом шипящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. это  свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия, что очень важно учитывать при коррекции.

Звук Ш чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х,З.

Звук Ж чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д.

Звук  Щ чаще всего заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ.

Звук  Ч чаще всего заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц.

О постановке шипящих звуков читать здесь.

Если Вы сочли данную информацию полезной, делитесь с друзьями в социальных сетях. Если у Вас есть вопросы по этой теме, пишите в комментариях, обязательно отвечу. Ваш логопед онлайн Перфилова Наталья Владимировна.

vashlogoped-online.ru

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.

Звук Ш.

Звукш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:

губы несколько выдвинуты вперед;

кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.

голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;

воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Любое отступление от правильного артикуляционного уклада ведет к искажению звука. При постановке звука основной нашей задачей является создание у ребенка правильной артикуляции данного звука.

Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук

ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Таким образом, для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звукаш, и значит, он будет базовым для этой группы. То есть работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.

Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.

К группе шипящих звуков относят звуки ш, ж, ч, щ.

Звук Ш.

Звукш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:

губы несколько выдвинуты вперед;

кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.

голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;

воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

www.prodlenka.org

ЛОГОПЕД.РУ: Звук [Ш]. – LOGOPED.RU

 

 

Полезное:

  • Характеристика шипящих звуков и их артикуляция.
  • Как произносится звук Ш в норме?.
  • Коррекционная работа при отсутствии в речи звука Ш.
  • Коррекционная работа при искажении произношения звука Ш.
  • Коррекционная работа при замене звука Ш другими звуками.
  • Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков.
  • Презентация с методическим сопровождением “Постановка звука «Ш»”.
  • Автоматизация звука Ш в открытом слоге.
  • Автоматизация звука Ш в закрытом слоге.
  • Презентация с методическим сопровождением “Aвтоматизация звукa Ш в слoгах, словах”.
  • Презентация с методическим сопровождением “Aвтоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях”.
  • Автоматизация звуков с помощью игр. Таблицы для автоматизации свистящих и шипящих звуков.
  • Речевой материал для закрепления правильного произношения звука Ш.
  • Скороговорки для автоматизации звука Ш.
  • Дифференциация звуков [ш]-[с].
  • Презентация “Логопедические упражнения для дифференциации звуков [С]- [Ш]”.

    Читайте также:

  • Конспект – презентация индивидуального занятия по дифференциации звуков [С] и [Ш].
  • Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [ш] “Хмурый песик”.

    Как правильно выполнять домашнее задание логопеда..

    Методическая разработка подгруппового логопедического занятия «Играем и учимся вместе с Дракошей» (автоматизация звука «Ш»)..

    Дифференциация согласных звуков и букв С – Ш в слогах, словах, предложениях. Тема: «Одежда осенью» (дети с ОВЗ, 2 класс).

    конспект индивидуального логопедическог занятия “Автоматизация звука Ш”.

    Конспект занятия “Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях”.

    Упражнения на дифференциацию звуков Ш-Щ. (речевой материал).

    Чистоговорки для автоматизации шипящих и свистящих звуков..

    Конспект логопедического занятия во 2 классе Дифференциация звуков ш, щ, букв ш, щ в слогах и словах.

    Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса “Космическое путешествие. Дифференциация С-Ш”..

    Конспект занятия в старшей группе по теме: Автоматизация звука Ш в слогах ,словах..

    Конспект индивидуального логопедического занятия в школе VIII вида “Подготовка к постановке звука [Ш]”..

    Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения “Автоматизация звука [ш] в словах” .

    Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком среднего дошкольного возраста, имеющим ОНР III уровня «Домашние животные и их детеныши. Звук [Ш]»..

  •  

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    www.logoped.ru

    Характеристика шипящих звуков и их артикуляция

    ПРОИЗНОШЕНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] В НОРМЕ.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ И ИХ АРТИКУЛЯЦИЯ.


    Взрослым рекомендуется ознакомиться с основными недостатками произношения шипящих звуков, проверить правильное произношение шипящих звуков у себя, прежде чем автоматизировать шипящие звуки с ребенком.

    К группе шипящих звуков относят звуки [Ш, Ж, Ч, Щ].

    Как произносится звук [Ш] в норме.


    Звук Ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

    При произнесении звука Ш в норме органы речи принимают следующее положение:


    • губы несколько выдвинуты вперед;

    • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

    • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.

    • голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;

    • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
    ^
    Звук Ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

    При произнесении звука Ж в норме органы речи принимают следующее положение:


    • губы несколько выдвинуты вперед;

    • кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;

    • боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.

    • голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;

    • воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

    Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.
    ^
    Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.

    В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение:


    • губы слегка выдвинуты вперед и округлены;

    • зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель;

    • широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;

    • воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка;

    • мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость;

    • голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

    Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

    Для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш, он является базовым для этой группы. Работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш. Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж; добавив подъем средней части языка, получим щ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч. Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш.

    ^

    Наиболее часто встречающиеся дефекты речи у детей дошкольного возраста:

    -Звук Ш заменяется на С. Причиной может послужить нарушение фонематического слуха. Если физический слух у ребёнка в норме, речь идёт о способности ребёнка различать звуки, т.е. слух, который обеспечивает восприятие фонем родного языка.

    -Губно-зубной парасигматизм. Кончик языка при таком произношении держится внизу, звук произносится за счёт нижней губы, которая поднята к верхним резцам, образуя небольшую щель. Похоже на звук Ф (ФУБКА – шубка).

    -Межзубный сигматизм при нормальном прикусе, что может быть связано со слабостью мышц кончика языка. Звуки Ш, Ж и С, З, Ц произносятся одинаково: кончик языка просовывается между зубами.

    -Шипящий парасигматизм. Кончик языка опущен, упирается в нижние десны или оттянут назад. Артикулирование происходит за счёт задней части спинки языка. Звучание схоже со звучанием смягчённого звука Ш, но далеко не всегда. Иногда звук Ш звучит достаточно чётко, и затруднения начинаются, когда логопед начинает работать над постановкой звука Р, где подъём кончика языка обязателен. Звук не ставится, не получается. Как правило, к такому произношению шипящих присоединяется горловое произношение звука Р.

    -Боковой сигматизм. Встречается в обычном детском саду не так часто, но достаточно регулярно. Слышится неприятный хлюпающий звук. Такой дефект встречается или при слабости мышц одной половины языка или при боковом открытом прикусе. Могут быть опущены боковые края языка или один из его краёв, воздушная струя идёт вбок или выходит по обоим краям языка. Как правило, сочетается с боковым произношением и свистящих звуков.

    -Недостатки произношения звука [щ]. Среди недостатков произношения звука [щ] имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же как при [ш]), замена мягким свистящим звуком [с`], (сека -щека ), а так же произношение [щ] с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание ш`,ч («ш`,ч`ука» вместо щ`ука).

    -Недостатки произношения звука [ч].Среди недостатков произношения звука [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой, свистящей аффрикатой [ц], не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а так же [т`] или мягкий [ш].

    Подробную консультацию можно получить у логопеда.

    medznate.ru

    Характеристика шипящих звуков – 8 Июня 2012

    Шипящие звуки. Артикуляционная поза

    Ш

    Ж

    Ч

    Щ

    губы слегка вытянуты и округлены

    сходно со звуком Ш

    см. звук Ш

    см. звуки Ш, Ч

    зубы заборчиком со щелью

    см. звук Ш

    см. звук Ш

    см. звуки Ш, Ч

    язык поднят вверх, к твёрдому нёбу и образует с ним щель, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам

    язык чуть больше приподнят

    вначале кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, затем отходит назад к альвеолам

    см. звуки Ш, Ч

    воздушная струя тёплая, направленная по середине языка вверх

    воздушная струя как при звуке Ш, чуть слабее

    см. звук Ш

    см. звуки Ш, Ч


    Недостатки произношения шипящих звуков Ш, Ж, требующие внимания и логопедической коррекции – сигматизм шипящих звуков (искажения). В ряде случаев, аналогичны недостаткам свистящих: межзубное, щёчное, боковое произношение. Кроме этого наблюдаются дефекты, присущие произнесению только шипящих звуков.Щёчное произношение. Язык не принимает участия в артикуляции, выдыхаемая струя воздуха встречает препятствие не между языком и губами, а между сближенными (иногда сжатыми) зубами и прижатыми к ним с боков углами рта. Образуется “тупой” шум, произнесение звука сопровождается раздуванием щёк

    Нижнее

    произношение. Щель образуется не сближением кончика языка с твёрдым нёбом, а передней частью его спинки. Звук приобретает мягкий оттенок, напоминающий звук Щ.

    Заднеязычное

    произношение.Щель образуется сближением задней части спинки языка с твёрдым нёбом. Образуется шум, напоминающий шум при звуке Х или Г.

    Замены звуков, – парасигматизм, до определённого возраста не имеют острой необходимости в логопедической коррекции.
    Среди замен наиболее частыми являются замены шипящих звуков свистящими.

    Недостатки произношения звука Щ: укороченное произнесение, замена мягким свистящим звуком  С` , произнесение Щ как сочетание Ш`, Ч (“ш`чука” вместо “щука”).

    Недостатки произношения звука Ч, помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену Ч мягкой свистящей аффрикатой Ц` а также звуками Т` или Ш`.

    В ряде случаев встречаются нарушения всех свистящих и шипящих звуков.

    logopediya.at.ua

    Консультация по логопедии на тему: Коррекционная работа над звуком [ш]

    Артикуляция звука [Ш]

    Особенности артикуляции

    Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части нёба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает чашечку. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит (нет голоса).

    Характеристика

    Звук [Ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый. Звук обозначается синим цветом.

    1) Произносить (читать) слова Ш__ТА, Ш__ТО, Ш__ТУ, Ш__ТЫ, Ш__ТЭ

    Звук [Ш] произносится длительно

    2) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ш] в начале

    Образец: ш__ляпа, ш__тука

    • шлем
    • шлюз
    • шкаф
    • штаб
    • штат
    • швея
    • шмель
    • шпалы
    • шланг
    • шпиль
    • штука
    • школа
    • шляпка
    • шлюпка
    • штопка
    • шпинат
    • штанга
    • шпагат
    • шпилька
    • шпулька
    • штопать
    • шницель
    • школьник
    • шкатулка

    3) Произносить (читать) слоги Ш__А, Ш__О, Ш__Ё, Ш__У, Ш__И, Ш__Е

    Звук [Ш] произносится длительно

    4) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в начале слова

    Образец: ш__аль

    • шах
    • шаг
    • шум
    • шут
    • шов
    • шок
    • шина
    • шило
    • шипы
    • шуба
    • шумы
    • шаль
    • шайба
    • шапка
    • шахта
    • шутка
    • шибко
    • шакал
    • шалфей
    • шелуха
    • шинель
    • шумный
    • шипеть
    • шуметь
    • шахматы
    • шампунь
    • шоколад
    • шумовка
    • шиповник
    • шампиньон

    5) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в середине

    Образец: каш__а

    • наша
    • каша
    • ниша
    • мыши
    • ушиб
    • ваша
    • пишу
    • дышу
    • гашу
    • ношу
    • машу
    • тушу
    • мешок
    • пушок
    • нашёл
    • вошёл
    • пошёл
    • леший
    • петушок
    • мышонок
    • вешалка
    • лошадка
    • кувшинка
    • лягушонок

    6) Произносить (читать) слоги АШ__, ОШ__, УШ__, ЫШ__, ЭШ__, ИШ__, ЕШ__, ЁШ__, ЮШ__, ЯШ__

    Звук [Ш] произносится длительно

    7) Произносить (читать) слова со звуком [Ш] в конце

    Образец: ваш__, камыш__.

    • ваш
    • наш
    • душ
    • тушь
    • мышь
    • тишь
    • камыш
    • малыш
    • голыш
    • гуляш
    • финиш
    • мякиш
    • пьёшь
    • идёшь
    • поёшь
    • даёшь
    • льёшь
    • поёшь
    • видишь
    • пилишь
    • купишь
    • копишь
    • валишь
    • делишь
    • шьёшь
    • пишешь
    • шалишь
    • шумишь
    • мешаешь
    • пляшешь

    8) Произносить (читать) слова со стечением согласных со звуком [Ш] в середине

    Образец: баш__ня

    • башня
    • пашня
    • чашка
    • кашка
    • кошка
    • мошка
    • клюшка
    • окошко
    • плюшка
    • лишний
    • бляшка
    • плошка
    • лягушка
    • бабушка
    • дедушка
    • подушка
    • макушка
    • лукошко
    • ладошка
    • катушка
    • кукушка
    • кадушка
    • избушка
    • малышка

    9) Произносить (читать) словосочетания

    • Наша школа.
    • Швейная машинка.
    • Шумные шалуны.
    • Шёлковая шаль.
    • Дашина шапка.
    • Шелуха шиповника.
    • Шутник Мишутка.
    • Шумят камыши.
    • Шпиль башни.
    • Ковш каши.
    • Тушёный шпинат.
    • Шитьё шинели.
    • Наш душ.
    • Пышная плюшка.
    • Душистые ландыши.
    • Наша бабушка.
    • Наш дедушка.
    • Шипы шиповника.
    • Наташины калоши.
    • Большой шмель.
    • Шины для машины.
    • Катушка шёлка.
    • Пшённая каша.
    • Шёлковая штопка.
    • Пушистая шапка.

    10) Проспрягать предложения

    • Я мешаю пшенную кашу.
    • Я шью на швейной машинке.
    • Я вешаю шубу и шапку на вешалку.

    Образец:

    • Я кушаю шоколад.
    • Ты кушаешь шоколад.
    • Он (она) кушает шоколад.
    • Мы кушаем шоколад.
    • Вы кушаете шоколад.
    • Они кушают шоколад.

    11) Произносить (читать) предложения.

    • Алеша пошел в школу.
    • Даша шьёт на швейной машинке.
    • У бабушки шёлковая шаль.
    • Лушина шапка упала под вешалку.
    • Наташа и Маша нашли ландыши.
    • В Машиной шкатулке шпульки и катушки.
    • Даша пришила Паше вешалке на шинель.
    • Алёша нашёл волнушки и шампиньоны.
    • Малыши нашли большую шишку.
    • Дедушка купил Алёше шахматы.
    • У кошки ушки на макушке.
    • Вот чашка и кашка, лепёшка и ложка.
    • Маша вышла на опушку и увидела кукушку.
    • Бабушка и Алёнушка пошли гулять, воздухом дышать.
    • Две лягушки-квакушки пошумели на опушке.
    • Нюшка отдохнула на опушке и пошла дальше.
    • Паша и Наташа кушали пшённую кашу.

    12) Произносить (читать) чистоговорки

    • Шила в мешке не утаишь.
    • Я по камушкам пошёл, шубу шелковую нашёл.
    • Пыхтит как пышка наш пухлый Мишка.
    • Шапка да шуба – вот наш Мишутка.
    • Метил в лукошко – попал в окошко.
    • Шла кошка у кошки лукошко.
    • Шапкой Мишка шишки сшиб, получил на лбу ушиб.
    • В шалаше шесть шалунов.

    13) Произносить (читать) и пересказывать текст

    Пушок – шалун

    Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок её дома поджидал. Днём вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись и бабушкина шаль, и папина шапка – ушанка. А мамины шлёпанцы лежали в её шляпе, на шкафу! Кот – шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами.

    14) Произносить (читать) стихотворения

    На окошке
    Крошку-мошку
    Ловко ловит
    Лапой кошка

    Маша кашу не доела,
    Маше каша надоела.
    Маша, кашу доедай,
    Маме не надоедай.

    Кукушка кукушонку
    Купила капюшон.
    Надел кукушонок капюшон,
    Как в капюшоне он смешон!

    Петушок, петушок!
    Золотой гребешок,
    Масляна головушка,
    Шёлкова бородушка!
    Что ты рано поёшь,
    Детям спать не даёшь!

    Пушок

    Что ты так, Пушок, шипишь?
    Не большой ты, а малыш.
    Слышишь шорох? Даже мышь
    Поняла, что ты глупыш.

    15) Произносить (читать) и выучить наизусть стихотворение

    Шум и гомон на опушке,
    Пляшут шмель и мошки,
    Шаловливые лягушки
    Не жалеют ножки.

    Пляшет мишка от души,
    Пляшут даже кошки,
    А мышата – малыши
    Хлопают в ладошки.

    nsportal.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *