Возрастные особенности детей пятого года жизни памятка для родителей: Памятка родителям “Возрастные особенности детей 5 – 6 лет” | Консультация (старшая группа):
Содержание
Памятка для родителей «Возрастные особенности детей 4-5 лет» | Консультация (средняя группа):
Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.
В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются: • Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают. • Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. • Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страша • Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. • Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Математика Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди. 2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник) 3. Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. 4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке. 5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше – меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов. 6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры.
Логическое мышление -Развитие Мышления, Памяти, Внимания Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками). 2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора. 3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей. 4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. 5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи. 6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок. 7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету. 8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д. 9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный – стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный – ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д. 10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д. 11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Развитие Речи Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь: 1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители. 2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки – лапы, ногти – когти, волосы – шерсть). 3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок – цветы, девочка – девочки). 4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко – круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета. 5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.). 6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. 7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать. 8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек. 9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет. 10. Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето?
Окружающий мир Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают. 2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает) 3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей. 4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.
Навыки обихода Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь: 1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка. 2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку. 3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги. 4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка. 5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края. 6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края. 7. Ребенок может различать правую и левую руку.
Вам как его родителям важно:
• Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить. • По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу. • Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку. • Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива. • Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами. • Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество. • Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д. • Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее. • Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.
Памятка для родителей: “Возрастные особенности детей 4-5 лет”
Возрастные особенности детей нашей средней группы (4-5лет)
Дети задают взрослым множество вопросов. При этом у детей пятого года жизни они направлены на поддержание общения с взрослым. Ответ на них иногда очевиден. Но часто в их вопросах начинает проявляться желание получить новую информацию, интерес к познанию. Вопросы и сообщения детей 4-5 лет нацелены на выявление и демонстрирование взрослому понимания связей между предметами и явлениями.
Развивается потребность в доверительном отношении к взрослому и способность почувствовать его эмоциональное состояние. Возникает и развивается новая форма общения с взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала вплетено в совместную с взрослым познавательную деятельность (например, игру, экспериментирование с предметами и игрушками, конструирование из бумаги и природного материала и др.).
Неудовлетворенность потребности ребенка в общении с взрослым ведет к эмоциональной отчужденности между ними. Она проявляется по-разному: одни замыкаются в себе, становятся тревожными, готовыми расплакаться по самому незначительному поводу; другие проявляют негативизм, агрессию.
4-5-летние дети могут негативно оценивать назойливость, надоедливость сверстников.
К пяти годам резко возрастает потребность в общении со сверстниками. На основе совместных игр возникает детское общество. На пятом году жизни ребенок начинает осознавать свое положение среди сверстников. Развиваются коммуникативные умения: приветливо здороваться и прощаться, называть другого по имени, к четырем-пяти годам — по названию роли («Шофер, у тебя колесо спущено»).
Общение с взрослыми и сверстниками дает ребенку возможность осознать свое «Я». Именно в общении происходит становление образа «Я». При благоприятных условиях воспитания, когда взрослые и сверстники доброжелательно относятся к ребенку, удовлетворяется его потребность в одобрении, положительной оценке, признании. Негативный опыт общения приводит к агрессии, неуверенности в себе, замкнутости.
С возрастом развивается адекватная оценка ребенком своих высказываний и поступков, а также собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др. ).
К пяти годам ребенок может оценить поступок, который совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. Ему становится понятен смысл рассуждения: «Если сделаю плохо другому, то будет грустно и неприятно и ему, и мне; если я поступлю хорошо – нам обоим будет радостно». У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности способов поведения, характерные для мальчиков и девочек (например, «девочки играют в куклы, а мальчики в машины» и др.).
Пятилетний ребёнок воспринимает продолжительные рассказы, объяснения, поскольку у него появляется знаково-символическая функция (интерес к буквам, цифрам).
К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной, т.к. это возраст «почемучек», а также возраст креативности.
На музыкальные занятия обязательно чешки и девочкам юбка, для физкультуры форма: белая футболка и черные шорты.
Носовой платок, сменная одежда при разных случаях. И пусть все эти вещи лежат в шкафчике.
Мы знаем, вы нам поможете
ВАШИ ДЕТИ!
Телефон детского сада
Правила для родителей!
1. Приводите ребёнка в детский сад c 7.30 до 8.15.
2. Пожалуйста, следите за внешним видом своего ребенка, не забывайте о сменной обуви, одежде. Девочкам прибирать волосы в порядок.
3. Выявленные при утреннем приёме больные дети с подозрением на заболевание в детский сад не принимаются.
4. Родители, помните! Если ребёнок не посещает детский сад один день и более, то он принимается в детский сад только с медицинской справкой!
5. Лично передавайте и забирайте ребёнка у воспитателя. Напишите заявление на имя заведующей КГКП «Ясли – сад №10 «Бал – бұлақ» гуманитарно-эстетического и оздоровительного профиля», если право забирать ребёнка передоверяете родственникам или
детям старше 18 лет.
6. Если вы заболели или пошли в отпуск предупредите, и напишите заявления.
7. Вносите плату за содержание ребёнка в детский сад не позднее 10 числа каждого месяца.
8. К воспитателям группы независимо от их возраста необходимо обращаться на Вы, по имени и отчеству.
9. Просим Вас проследить, чтобы в карманах ребенка не было острых, режущих и колющих предметов.
10. Просим не давать ребенку в детский сад жевательную резинку.
11. В группе детям не разрешается бить и обижать друг друга, брать без разрешения личные вещи, в том числе и принесенные из дома игрушки других детей, портить и ломать результаты труда других детей. Детям не разрешается «давать сдачи», так же, как и нападать друг на друга. Это требование продиктовано соображениями безопасности каждого ребенка.
12. Игрушки с дома в садик приносить запрещено! За игрушками, принесенными из дома, ребенок должен следить сам, воспитатели за эти игрушки не несет ответственности.
Не рекомендуется:
– приносить в детский сад ценные вещи и игрушки.
Запрещается:
– приходить в детский сад за ребенком в нетрезвом виде.
ПРОСИМ Вас в семье поддерживать эти требования!
Памятка для родителей
Развитие ребенка от 5 до 6 лет
Развитие ребенка от 5 до 6 лет: что происходит
Игра и обучение Даже когда дети становятся старше и идут в школу, игра важна. Дети по-прежнему учатся и развивают социальные, эмоциональные и мыслительные навыки.
Ролевая игра вашего ребенка стала более сложной, наполненной фантазиями и драмой. Вы также можете заметить, что ваш ребенок может играть с другими для достижения общей цели — например, вместе строить один большой замок из песка. И ваш ребенок может понять, если другой ребенок не хочет играть в определенную игру и соглашается играть во что-то другое.
Ваш ребенок становится более общительным и предпочитает играть с друзьями, а не в одиночку. Ваш ребенок может поделиться, хотя ему может быть трудно делиться любимыми игрушками и другими вещами.
Игры с правилами иногда бросают вызов вашему 6-летнему ребенку, и иногда ваш ребенок может даже обвинять других в жульничестве.
Чувства В этом возрасте дети могут выражать чувства, хотя им может потребоваться помощь и время, чтобы определить и рассказать о сложных эмоциях, таких как разочарование или ревность. Они также часто гораздо лучше контролируют чувства и могут иметь меньше неожиданных вспышек гнева и печали.
Возможно, вы увидите больше терпения, и ваш ребенок может даже начать спорить с вами. Это означает, что в будущем может быть меньше разногласий.
Хотя ваш 6-летний ребенок любит быть независимым, он все еще нуждается в вашей любви и внимании. Общение с вами и семьей — самое важное в жизни вашего ребенка. Ваш ребенок гордится своими достижениями, хочет вашего одобрения и, вероятно, плохо воспринимает критику.
Растущее понимание вашего ребенка окружающего мира может привести к некоторым страхам. Например, дети могут бояться критики, испытаний, неудач, физического вреда или угроз или сверхъестественных вещей, таких как призраки.
Мышление Дети школьного возраста теперь могут дольше концентрировать внимание.
Ваш ребенок понимает простые понятия, такие как время (сегодня, завтра, вчера), знает времена года, узнает некоторые слова наизусть и пытается произнести слова вслух. Ваш ребенок может даже читать самостоятельно.
Ваш ребенок лучше понимает точки зрения других людей, что помогает ему заводить друзей и знакомиться с новыми людьми.
Разговоры и общение В этом возрасте дети много разговаривают, иногда даже когда в комнате никого нет.
Вы услышите, как ваш ребенок использует полные и сложные предложения и ведет разговор как взрослый, хотя ему все еще может быть трудно описывать сложные идеи или события. Ваш ребенок понимает и обычно любит шутки и загадки – шутки про какашки и мочи особенно смешны. Вашему ребенку также нравится возможность «покажи и расскажи» в школе.
Ваш ребенок понимает больше слов, чем может произнести, и каждый день он учит до 5–10 новых слов. В этом возрасте словарный запас растет настолько быстро, что мозг вашего ребенка часто думает быстрее, чем ваш ребенок может говорить.
Движение В 5 лет дети лучше координируются и любят демонстрировать новые физические навыки – вы часто будете слышать крики «Посмотрите на меня!»
Ваш ребенок может научиться кататься на велосипеде, прыгать через скакалку , балансировать на одной ноге в течение короткого промежутка времени, спускаться по лестнице, не держась за руку, подпрыгивать и ловить большой мяч. Многие 6-летние также будут заинтересованы в командных видах спорта, таких как футбол.
Вам кажется, что ваш 6-летний ребенок не может сидеть спокойно? Извиваться во время просмотра телевизора, за обеденным столом или даже во сне — обычное дело.
Мелкая моторика вашего ребенка улучшается, что приводит к большей самостоятельности в таких вещах, как завязывание шнурков, использование молний и пуговиц и расчесывание волос. Вашему ребенку все еще может быть трудно резать еду ножом, но ему нравится возможность попрактиковаться.
Повседневная жизнь и поведение В этом возрасте дети становятся более самостоятельными и любят принимать небольшие решения, например, какую одежду надеть или что съесть на обед.
Поступление в школу открывает совершенно новый социальный мир с новым набором правил. Это может быть трудным или сложным для вашего ребенка. Школа может быть утомительной, поэтому вы можете заметить, что ваш ребенок легко расстраивается, особенно после долгого дня. В эти дни вы, возможно, захотите, чтобы ваш ребенок оставался дома после школы в тишине и стремился ложиться спать пораньше.
Вне зависимости от того, беспокоится ли ваш ребенок о том, что он пойдет в школу, или его переполняет волнение, немного планирования и подготовки могут облегчить переход.
В этом возрасте ваш ребенок может также :
копировать простые фигуры карандашом
копировать буквы и писать свое имя
произносить свое полное имя, адрес, возраст и день рождения
рисовать более реалистичные картинки – например, человек с головой с глазами, ртом и носом и телом с руками и ногами
читать простые книжки с картинками
понимать важность правил и простые причины, лежащие в их основе.
Помощь в развитии ребенка в возрасте 5-6 лет
Вот простые действия, которые вы можете сделать, чтобы помочь развитию вашего ребенка в этом возрасте:
Поощряйте физическую активность: занимайтесь различными видами спорта и развлекательными мероприятиями вместе или с другими. Они учат социальным навыкам, таким как чередование, сотрудничество, переговоры, честная игра и хороший спорт.
Вовлекайте ребенка в простые домашние дела: накрывая на стол или помогая убрать чистую одежду, вы развиваете двигательные и мыслительные навыки, а также обучаете сотрудничеству и ответственности. Эти навыки важны для школы.
Каждый день уделяйте время игре. Игра может включать в себя игры на свежем воздухе, творческую и творческую деятельность, цифровую игру, физическую игру и многое другое. Также важно, чтобы у вашего ребенка было время для свободной игры.
Играйте с ребенком каждый день, даже если это всего 10 минут. Совместная игра дает вам возможность войти в мир вашего ребенка и узнать о его мыслях и чувствах. Это также покажет вашему ребенку, что вы заботитесь о нем и хотите проводить время вместе.
Читайте вместе с ребенком. Чтение важно для развития грамотности. Вы также можете попробовать заниматься грамотностью, например, рассказывать истории или писать собственную книгу.
Практикуйте поведение в классе : например, вы можете давать ребенку небольшие задания, требующие внимания или требующие выполнения правил или инструкций. Разговаривайте о любимом животном или спорте вашего ребенка и поощряйте ребенка слушать, отвечать и задавать вопросы. Все это поможет вашему ребенку подготовиться к школе.
Устраивайте встречи с детьми : проводите время с другими детьми, особенно если они ходят в одну школу, помогает развивать социальные навыки и приучает вашего ребенка к жизни отдельно от вас.
Поговорите о чувствах : вы можете помочь ребенку понять, почему он что-то чувствует, и помочь ему выразить словами эти чувства. Это поможет вашему ребенку завязать дружеские отношения и проявить сочувствие.
Воспитание ребенка школьного возраста
Будучи родителем, вы всегда учитесь. Нормально быть уверенным в том, что знаешь. И это нормально — признать, что вы чего-то не знаете, и задать вопросы или получить помощь.
Также важно заботиться о себе. Забота о себе физически, умственно и эмоционально полезна для вас и вашего ребенка. Когда вы чувствуете себя хорошо, вы можете уделять своему ребенку любящее внимание, в котором он нуждается, чтобы расти и развиваться. Вы также можете направлять поведение своего ребенка в позитивном ключе, даже если считаете его поведение сложным.
И помните, что частью заботы о себе является просьба о помощи, особенно если вы испытываете стресс, тревогу или гнев. Есть много людей, которые могут поддержать вас и вашего ребенка, в том числе ваш партнер, друзья, родственники и врач общей практики.
Никогда не трясите, не бейте и не оскорбляйте ребенка. Вы рискуете причинить вред своему ребенку, даже если не хотите этого. Если вы чувствуете, что не можете справиться, можно взять небольшой перерыв, пока вы не почувствуете себя спокойнее. Аккуратно положите ребенка в безопасное место, например, в его спальню. Выйдите в другую комнату, чтобы глубоко вдохнуть, или позвоните в службу помощи родителям вашего штата или территории.
Когда нужно беспокоиться о развитии ребенка в возрасте 5-6 лет
Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поэтому рекомендуется обратиться к своему терапевту, если у вас есть какие-либо опасения или вы заметили, что у вашего ребенка есть какие-либо из следующих проблем в возрасте 5-6 лет.
Общение и понимание Ваш ребенок:
с трудом понимает или говорит неполными предложениями
не понимает сложные многоступенчатые инструкции, такие как «Пожалуйста, уберите футбольный мяч, вымойте руки» , и садитесь обедать».
Поведение и игра Ваш ребенок:
впадает в истерику всякий раз, когда не добивается своего
не проявляет сочувствия – например, не пытается утешить тех, кто обижен или расстроен
не проявляет интереса к письмам или попыткам написать собственное имя
очень замкнут, обеспокоен, подавлен или очень расстраивается при расставании с вами
плохо взаимодействует с другими – например, агрессивен или не проявляет интереса в общении с другими детьми или взрослыми.
Повседневные навыки Ваш ребенок:
все еще мочится или пачкает штаны днем, но обратите внимание, что ночное недержание мочи характерно для детей до 6-7 лет, особенно для мальчиков
с трудом засыпает ночью или не спит.
Обратитесь к специалисту по детскому здоровью, если в любом возрасте ваш ребенок испытывает заметную и постоянную потерю навыков.
Развитие обычно происходит в одном и том же порядке у большинства детей, но навыки могут развиваться в разном возрасте и в разное время. Если вам интересно, идет ли развитие вашего ребенка по плану, или если вы чувствуете, что что-то идет не так, лучше обратиться за помощью как можно раньше. Обратитесь к своему терапевту.
Важные вехи: Ваш ребенок, от рождения до пяти лет
С того момента, как ваш ребенок впервые появляется на свет, он готов учиться. На самом деле, один из самых важных периодов времени в развитии и обучении ребенка — от рождения до 5 лет.
«От восьмидесяти пяти до девяноста процентов мозга ребенка развивается к пяти годам», — сказал Рассел Хортон, доктор медицины, врач из Banner Health Center в Квин-Крик, штат Аризона. «Это означает, что ваш ребенок может быстро расти и развивать новые навыки — от навыков мышления и речи до социальных и эмоциональных навыков».
По мере того, как ваш новорожденный растет и развивается, вы, вероятно, будете задаваться вопросом: “Когда же он начнет ходить?” или «Когда они будут говорить?» Эти основные достижения называются вехами развития.
Что такое вехи развития?
Вехи развития — это набор навыков или возрастных задач, которые большинство детей достигают к определенному возрасту. Думайте о них как о контрольном списке того, чего ожидать в определенном возрасте. Эти вехи можно разделить на четыре категории:
Социальные и эмоциональные: способность ребенка эффективно выражать эмоции, следовать правилам и указаниям и формировать позитивные, здоровые отношения
Речь и язык: способность ребенка впитывать и учиться говорить на языке
Когнитивные: способность ребенка думать, учиться и решать проблемы
Физические: способность ребенка осваивать крупную и мелкую моторику, например сидеть, ползать и ходить
Почему важны вехи развития
Глядя на различные вехи, вы (как родитель), врачи и учителя можете заметить, когда развитие идет не по плану.
Наблюдение за развитием вашего ребенка — это удивительный и уникальный опыт. Но эти маркеры могут вызвать у некоторых родителей сочетание волнения и беспокойства. Вы с нетерпением ждете первой улыбки вашего ребенка, его первых шагов и первых слов, но вы также беспокоитесь о том, что он может «отстать» от своих сверстников.
Наиболее часто задаваемый вопрос, который волнует многих родителей, обычно звучит так: «Нормально ли развивается мой ребенок?»
«Важно помнить, что рост и развитие могут варьироваться от ребенка к ребенку», — сказал доктор Хортон. Один ребенок может начать ходить в 10 месяцев, а другой ребенок может начать ходить в 15 месяцев. Но если вы считаете, что ваш ребенок «отстает» в развитии, эти пропущенные или отсроченные вехи развития могут быть очень тревожными.
Обновления этапов разработки
В этом контексте неудивительно, что многие родители обратили внимание на то, что Американская академия педиатрии (AAP) и Центры по контролю и профилактике заболеваний (CDC) внесли обновления в руководящие принципы развития. Эти рекомендации, пересмотренные впервые с момента их выпуска в 2004 году, были обновлены, чтобы помочь выявить больше задержек в развитии на более раннем этапе.
«Предыдущие вехи развития основаны на том, что 50-й процентиль детей может делать в этом возрасте», — сказал доктор Хортон. «Новые рекомендации поднимают этот показатель до 75-го процентиля, чтобы, надеюсь, дети не провалились и не отложили дальнейшие вмешательства в случае задержки развития».
Чем раньше у ребенка будет выявлена задержка развития, тем скорее он получит право на раннее вмешательство или программы, которые помогут ему догнать своих сверстников. Ранние вмешательства означают лучшие результаты для вашего ребенка.
Обновленные рекомендации по основным этапам развития
Согласно данным AAP и CDC, вот краткий обзор некоторых основных изменений, внесенных в 2022 году:
Добавление контрольных списков для детей в возрасте 15 месяцев и 30 месяцев. В настоящее время существует контрольный список для каждого визита ребенка в возрасте от 2 месяцев до 5 лет.
Выявление дополнительных социальных и эмоциональных вех (например, улыбки сами по себе, чтобы привлечь ваше внимание, возраст 4 месяца).
Удалены расплывчатые формулировки, такие как «может» или «начинается», когда речь идет об определенных вехах.
Удаление повторяющихся вех.
Предоставление новых открытых вопросов для использования в обсуждении с семьями (например, Есть ли что-то из того, что делает или не делает ваш ребенок, что вас беспокоит?).
Пересмотр и расширение советов и мероприятий по продвижению развития и здоровья в раннем возрасте.
Навыки развития в зависимости от возраста
Регулярные посещения здоровых младенцев и детей в течение первых нескольких лет жизни имеют решающее значение для выявления проблем со здоровьем, поведением и развитием, которые могут иметь долгосрочные последствия.
Во время регулярных осмотров вашего ребенка их врач будет проводить время, наблюдая за вашим ребенком и разговаривая с вами, чтобы выяснить, соответствует ли ваш ребенок нормальным вехам развития. Визит также будет включать медицинский осмотр, иммунизацию и проверку слуха, зрения и других функций.
Чтобы узнать, какие вехи развития обычно ожидаются в течение первых пяти лет, ознакомьтесь с этими рекомендациями или посетите веб-сайт CDC для получения более полной информации.
От рождения до 6 месяцев
Социальные и эмоциональные: Узнаёт знакомых людей, любит смотреть на себя в зеркало и смеяться
Речь и язык: По очереди издает с вами звуки, дует малиной (высовывает язык и дует) и издает визжащие звуки
Познавательный: Берет предметы в рот, чтобы исследовать, тянется к игрушкам и закрывает губы, чтобы показать, что не хочет есть
Физические: Переворачивается с живота на спину, отталкивается прямыми руками от живота и опирается на руки, чтобы поддерживать себя в положении сидя
В 9 месяцев*
Социальные и эмоциональные: Застенчивый, прилипчивый к незнакомцам, демонстрирует несколько выражений лица (т. а-бу
Речь и язык: Издает много разных звуков, таких как «мама», «баба» и «папа», и поднимает руки вверх, чтобы сказать вам, что они хотят, чтобы их взяли на руки
Когнитивные: Ищет предметы, когда они выпадают из поля зрения, и любит стучать двумя предметами вместе
Физический: Сидит без поддержки, перебрасывает предметы из одной руки в другую и пальцами подгребает еду к себе
В 12 месяцев (1 год)
Социальный и эмоциональный: Играет с вами в игры в прятки
Речь и язык: Машет до свидания, понимает слово «нет» и называет родителей «мама» или «папа» или другим особым именем
Когнитивный: Кладет предметы в контейнер и ищет то, что они видят, что вы прячете, например игрушку под одеялом
Физический: Подтягивается, чтобы встать, ходит, держась за предметы, пьет из чашки без крышки (когда вы ее держите) и использует большой и указательный пальцы, чтобы подбирать маленькие кусочки еды
В 15 месяцев
Социальные и эмоциональные: Копирует других детей во время игры, показывает вам понравившийся предмет, хлопает в ладоши, обнимает животных или игрушки и проявляет к вам привязанность
Речь и язык: Пытается сказать одно или два слова, кроме «мама» или «папа», следует указаниям с помощью жестов и слов и показывает пальцем, чтобы попросить о чем-то
Когнитивные: Пытается правильно пользоваться вещами, например телефоном, и складывать как минимум два небольших предмета, например блоки
Физический: Самостоятельно делает несколько шагов и питается пальцами
В 18 месяцев**
Социальные и эмоциональные: Очки, чтобы показать вам что-то интересное, протянуть руки для мытья, посмотреть с вами несколько страниц в книге и помочь вам одеться
Речь и язык: Пытается сказать три или более слов, кроме «мама» или «папа», и выполняет одношаговые инструкции без каких-либо жестов
Когнитивные: Копирует вашу работу по дому и играет с игрушками простым способом, например, толкая игрушечную машинку
Физический: Ходит, ни за кого и ни за что не держась, строчит, пьет из чашки без крышки и может немного пролить, ест пальцами, пытается пользоваться ложкой и залезает на кушетку или стул.
В 2 года**
Социальные и эмоциональные: Замечает, когда другие обижены или расстроены, и смотрит на ваше лицо, чтобы увидеть, как вы реагируете в ситуации
Речь и язык: Указывает на предметы в книге, произносит не менее двух слов вместе, указывает не менее чем на две части тела и использует больше жестов, например, воздушный поцелуй
Когнитивный: Держит что-то в одной руке, а другой рукой пытается использовать переключатели и ручки и играет более чем с одной игрушкой одновременно
Физический: Ударяет ногой по мячу, бегает, поднимается на несколько ступеней с посторонней помощью или без нее и ест ложкой
В 2,5 года (30 месяцев)*
Социальные и эмоциональные: Играет рядом с другими детьми и иногда играет с ними, показывает, на что она способна, говоря: «Посмотри на меня!» и выполняет простые действия, когда вам говорят, например, собирает игрушки, когда вы говорите: «Пора убираться».
Речь и язык: Говорит около 50 слов, произносит два или более слов с одним словом действия, называет предметы в книге и произносит такие слова, как «я», «мне» или «мы»
Когнитивные: Использует предметы, чтобы притворяться, демонстрирует простые навыки решения задач, выполняет двухэтапные инструкции и знает, как распознать по крайней мере один цвет
Физический: Использует руки, чтобы крутить вещи, снимает одежду, прыгает с земли обеими ногами и переворачивает книжные страницы по одной, когда вы читаете
В 3 года
Социальные и эмоциональные: Успокаивается в течение 10 минут после вашего ухода, замечает других детей и присоединяется к ним, чтобы играть
Речь и язык: Разговаривает с вами в беседе, используя не менее двух двусторонних обменов, задает вопросы «кто», «что», «где» или «почему», говорит, какое действие происходит на картинке или книгу, называет имя и говорит достаточно хорошо, чтобы другие могли понять
Когнитивные: Рисует круг, когда вы показываете им, как это сделать, и избегает прикосновения к горячим предметам
Физический: Нанизывает предметы вместе, как большие бусы, сам надевает одежду и использует вилку
В 4 года
Социальные и эмоциональные: Притворяется кем-то другим во время игры, просит пойти поиграть с детьми, утешает других, которые пострадали, избегает опасности, любит быть помощником и меняет поведение в зависимости от того, где они есть, например детская площадка или библиотека
Речь и язык: Говорит предложения из четырех или более слов, произносит несколько слов из песни или рассказа, рассказывает как минимум об одном событии, произошедшем в течение дня, и отвечает на простые вопросы
Когнитивные: Называет несколько цветов, рассказывает, что будет дальше в известной истории, и рисует человека с тремя или более частями тела
Физический: Большую часть времени ловит большой мяч, подает себе еду или наливает воду, расстегивает некоторые пуговицы и держит мелки или карандаши между пальцами
В 5 лет
Социальные и эмоциональные: Соблюдает правила или по очереди, поет, танцует или играет для вас и выполняет простую работу по дому
Речь и язык: Рассказывает историю, которую они услышали или придумали, по крайней мере, с двумя событиями, отвечает на простые вопросы об истории после того, как вы прочитали или рассказали им, поддерживает разговор, используя более трех обменов и использования или распознает простые стишки
Когнитивные: Считает до 10, называет некоторые числа от 1 до 5, когда вы указываете на них, использует такие слова, как «вчера» или «утро», обращает внимание в течение 5–10 минут во время занятий, пишет несколько букв в своем имени и называет буквы, когда вы указываете на них
Физический: Кнопки некоторые кнопки и прыжки на одной ноге
Эти рекомендации также доступны в формате инфографики на сайте bannerhealth. com для удобства использования.
Что делать, если мой ребенок не достигает определенных этапов развития?
Как правило, доверяйте своим инстинктам. Если у вас есть опасения по поводу развития вашего ребенка, поговорите с его педиатром или поставщиком медицинских услуг. Если у вашего ребенка отставание в развитии, чем раньше вы поставите диагноз, тем лучше будет прогресс вашего ребенка.
«Хорошая новость заключается в том, что задержку развития можно вылечить, — сказал доктор Хортон. «Но если мы собираемся лечить какие-либо задержки, это означает, что нам нужно как можно скорее диагностировать и начинать раннее вмешательство».
Если врач не выглядит обеспокоенным, а вы беспокоитесь, продолжайте задавать вопросы, например: «Почему вы не обеспокоены?» — Когда ты будешь волноваться? «Что я могу сделать дома, чтобы помочь в этой области развития?»
«Родители никогда не должны стесняться спрашивать своего педиатра или поставщика медицинских услуг, обеспокоены ли они развитием», — сказал д-р Хортон. «Это должно быть обсуждение, а не просто проверка ящиков».
Если ваши опасения сохраняются, вы также можете обратиться в программу раннего вмешательства вашего штата для бесплатной оценки развития. Направление не требуется.
Для получения дополнительной информации о вехах и задержках в развитии посетите:
Вехи развития или Indicadores del desarrollo (CDC)
Приложение Milestone Tracker от CDC (бесплатно скачать на iOS и Android)
Руководство по светлому будущему (AAP)
Национальная ассоциация Head Start, найдите место
Статьи по воспитанию детей см. по телефону:
Как получить максимальную отдачу от IEP вашего ребенка
Советы по кормлению детей от 1 до 3 лет
Избавьтесь от стресса, защитив свой дом от детей
* Вашему ребенку необходимо пройти обследование общего развития у лечащего врача, поэтому запишитесь на прием.
** Ваш ребенок должен пройти обследование общего развития и/или обследование на аутизм у своего лечащего врача, поэтому запишитесь на прием.