Влияние поступков человека на его характер: Влияние характера на поступки и поведение человека

Влияние поступков человека на его нравственность с точки зрения хадисов

Согласно исламским преданиям, деяния человека, особенно грехи, имеют большое воздействие на нравственность и характер человека. Имам Бакыр (а) сказал: “Нет ни одного раба, у которого не было бы в сердце точки света. Если человек совершает грех, то в этой точке света образовывается черная точка, и если после этого человек покается, то эта черная точка уйдет, если же он продолжает совершать грехи, то эта черная точка увеличивается, и так до тех пор, пока она полностью не покроет собою весь свет. Если же она полностью покроет свет, то обладатель этого сердца впредь уже никогда не вернется к добру…”

Согласно исламским преданиям, деяния человека, особенно грехи, имеют большое воздействие на нравственность и характер человека. Из этих многочисленных преданий можно упомянуть следующие:
1) В хадисе от Имама Бакыра (а) передается, что он сказал: “Нет ни одного раба, у которого не было бы в сердце точки света. Если человек совершает грех, то в этой точке света образовывается черная точка, и если после этого человек покается, то эта черная точка уйдет, если же он продолжает совершать грехи, то эта черная точка увеличивается, и так до тех пор, пока она полностью не покроет собою весь свет. Если же она полностью покроет свет, то обладатель этого сердца впредь уже никогда не вернется к добру, как об этом говорит Всевышний Аллах: “Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобрели” (Священный Коран, сура “Обвешивающие”, аят 14)” 1 . 
Данный хадис ясно свидетельствует о том, что накопление грехов является причиной появления всяческой скверны в душе человека и отдаляет его от обладания добродетелями, и так до тех пор, пока душа его целиком не погрузится во мрак и он не разрушит за собою все мосты, не оставив для себя, таким образом, никакого пути для спасения.
2) В известном завещании Повелителя Правоверных Имама Али (а) своему сыну Имаму Хасану (а), он, обращаясь к нему, говорит: “Добро – это привычка!” 2 .  
Такой же хадис присутствует и в книге “Канз Аль-Уммаль” – “Кладезь тружеников”, в котором передается, что Пророк (с) сказал: ” Добро – это привычка, а зло – упрямство” 3 . 
Хадис с таким же смыслом, но в других выражениях передается от Имама Саджада Али ибн Хусейна (а): “Я люблю тех из вас, кто сделал добро своею привычкой (традицией) и беспрерывно продолжает (исполняет) ее” 4 . 
Из этого предания можно сделать вывод, что повторение какого-либо поступка, будь то благим деянием или же греховным, в конце концов, формирует в душе человека нечто, что именуется привычкой, и в зависимости от характера поступка она является хорошей или плохой. Или же, если выражаться другим образом, эти деяния формируют в человеке особое качество, черты характера и нравственность, и именно они  в будущем становятся источником и побудителем для совершения схожих по своей сути деяний. В конечном итоге получается так, что как праведные поступки оказывают воздействие на нравственность и характер, делая их скверными или благими, также нравственность и характер играют большую роль в совершении благих или скверных деяний. То есть, их воздействие является взаимным.
3) В другом хадисе, Повелитель Правоверных Имам Али (а), в том же самом завещании Имаму Хасану Аль-Муджтаба (а) говорит: “И приучи свою душу к терпению перед лицом всего предосудительного, и сколь же прекрасным является терпение на пути истины!” 5 . 
4) Из многочисленных преданий до нас дошло, что в совершении покаяния необходимо поспешить и остерегаться его откладывания, чтобы не случилось так, что грех сохранился в сердце и с течением времени он превратился в черту скверного характера. В хадисе от Имама Джавада (а) передается: “Откладывание совершения покаяния – это самообольщение, продолжительность оттягивания (его свершения) – причина (попадания в) затруднительное положение, а настойчивость в совершении греха – причина халатного отношения к божественному возмездию” 6 . 
Еще один хадис, где Пророк (с) озвучивает эту мысль весьма интересным способом: “Тот, кто покается, тот вернется к своему Господу, и членам его тела будет приказано скрыть его (греховные деяния), земной тверди будет приказано умолчать о них, а ангелам, что записывали его деяния, забыть о них” 7 .  
Этот хадис указывает на то, что покаяние стирает последствия и воздействие на душу греховных деяний, и возвращает человеку первоначальную чистоту нравов и святость.
Еще яснее на этот смысл указывает другое предание от Имама Али (а), в котором передается, что он изволил сказать: “Покаяние очищает сердца и стирает грехи” 8 . 
Этот хадис также указывает на то, что грехи оказывают воздействие на сердце человека и постепенно становятся причиной возникновения в нем привычек и черт характера, а покаяние в свою очередь, стирает этот грех из сердца и предотвращает его воздействие.
О том, что покаяние заключает в себе очищение от грехов, передается и в других многочисленных преданиях, и во всех них говорится о связи между грехом и возникновением в глубине сердца человека непристойных качеств 9 . 
В первой из пятнадцати известных и полных глубоко смысла бесед Имама Али ибн Хусейна (а) со Всевышним, которая считается обращением кающихся людей, где он сказал: “О, Господи! Мой великий грех умертвил мое сердце, и я прошу Тебя, чтобы Ты, посредством моего покаяния оживил его! О, моя надежда и мое желание!”10.  
Истинно, грех загрязняет душу человека, и повторение его совершения ведет к тому, что он становится словно мертвый, а покаяние является причиной его оживления.
Таким образом, все те, кто находится в поиске пути спасения и приближения к Всевышнему Аллаху, для того, что укрепить в своей душе нравственные ценности и благой характер, обязаны очень внимательно следить за положительным и отрицательным воздействием своих благих и греховных деяний на свою душу и сердце. Они должны четко осознавать, что нет ни единого поступка, который не оставил бы следа в их сердце и душе, и если деяние является благочестивым, то оно очищает душу и дарует ему состояние соответствующее своей собственной сути. В противном случае, если деяние является непристойным и скверным, оно таким же образом, согласно своей сути, воздействует на душу и сердце человека, загрязняя их и делая их вершителя безнравственным и порочным 11 . 

 

Влияние поступков человека на его нравственность с точки зрения священного Корана

پاسخ اجمالی:

Деяния человека и его нравственное состояние оказывает влияние друг на друга. Некоторые аяты священного Корана указывают на данное обстоятельство. Из их числа можно упомянуть 14-ый аят суры “Обвешивающие”, в котором указывается на обман во время торговли, имеющий негативное влияние на сердце и душу человека: “Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобретали”. По свидетельству священного Корана, повторение греховного деяния становится причиной того, что человек прельщается им, и в его глазах это деяние представляется чем-то прекрасным. В 103-м аяте суры “Покаяние” указывается на то, что “закят” (обязательная милостыня с определенного вида имущества) оказывает воздействие на духовный облик и нравственность человека: “Бери из их имущества пожертвования, чтобы ими очистить и возвысить их”.

پاسخ تفصیلی:

Истиной является то, что человеческие поступки имеют свое начало нрава, а так же черты его характера, которые и отражаются в его поведении, и можно утверждать о том, что деяния и поступки человека являются плодом его нравов и душевного состояния. Однако же, с другой стороны, деяния человека в свою очередь также оказывают влияние на формирование его характера. То есть, если человек привыкнет к совершению чего-то хорошего или плохого, то он постепенно будет обнаруживать в глубине своей души соответствующее его поступку состояние, а продолжительность его повторения повлечет за собою то, что в нем полностью сформируется соответствующая нравственная черта. Не дай Бог, чтобы повторение какого-либо греховного деяния привело к тому, что оно пустит в его сердце свои корни и сделает его душу сообразной себе, способствуя, таким образом, возникновению в нем скверных нравов.
Именно по этой причине в исламских преданиях передается, чтобы люди, как только они совершат какой-нибудь грех, тут же должным образом покаялись в нем. Образно говоря, покаяние воздействует на душу и сердце человека, словно чистая вода, омывая их от залегшей скверны, которые, если их оставить, превратятся в черту характера и нрав.
Существуют повеления и в обратную сторону – ислам заповедует людям повторять благодеяние до тех пор, пока оно не станет привычкой для человека, когда он совершает его автоматически, без каких-то усилий для себя.
Теперь мы, после того как указали на эти моменты, можем приступить к ознакомлению с некоторыми аятами священного Корана по данной теме и проанализировать их:
1) В 14-м аяте суры “Обвешивающие” указывается на воздействие, которое оказывают грехи на душу и сердце человека, удаляя из них свет и чистоту и поселяя в них тьму и мрак. В нем сказано: “Но нет! Их сердца окутаны тем, что они приобретали”.
В словах “…тем, они приобретали” использован вид глагола, указывающий на продолжительность происходившего действия, и это является ясным доказательством того, что греховные поступки имели очень важное влияние на душу и сердце человека. Подобно тому, как ржавчина затмевает отражение на металле, также и грехи затмевают свет сердца и ложатся на него густым мраком. В конечном счете, это выливается в то, что сердце человека ожесточается и становится безразличным ко всему греховному и постыдному, лишая человека малейшего чувства богобоязненности. Использованный в аяте глагол “раана” происходит от слова “райн”, что означает ржавчину, которая появляется на ценных предметах, а сама ржавчина представляет собой оболочку красного вещества, которое появляется на металлических предметах вследствие их окисления, чему сильно способствует влага. Как правило, ржавчина является признаком гниения и порчи металлических предметов.
Использование именно такого выражения для обозначения пагубного воздействия грехов на душу и сердце человека является очень уместным, на что указывают многочисленные предания.
2) В 12-м аяте суры “Йунус” указывается на еще более запущенную стадию, нежели той, о которой мы говорили выше, и такой степенью является прельщение человека своими грехами и приукрашивание их сути его восприятия. Таким образом, частое повторение греха вытекает в то, что человеку оно начинает нравиться и казаться прекрасным деянием. То есть, душа его становится столь близкой к совершаемому деянию, что она начинает воспринимать его как какое-то достоинство и предмет своей гордости. В священном Коране говорится: “Вот как приукрашено преступникам то, что они совершали”.
Использованные выражения “то, что они совершали” и “преступники” ясно свидетельствуют о том, что они повторяли свой грех. То есть, вследствие частого повторения мерзких поступков не только исчезает чувство того, что деяние это мерзко, но так же постепенно начинает казаться этим грешникам некоей добродетелью и достоинством, что, по сути своей,  означает осквернение нравов человека, которое имеет своею злосчастною причиной повторение греховного деяния.
О том, кто именно представляет подобным людям их скверные деяния прекрасными, можно обсуждать довольно-таки долго. Некоторые аяты священного Корана указывают на то, что это делает сам Всевышний, хотя на самом деле в этих аятах подразумевается возмездие Господа тем людям, которые настойчивы и упорны в совершении греховных деяний. По причине того, что их скверные деяния кажутся им прекрасными, они начинают совершать их с еще большим усердием, обесчещивая себя таким образом, и делая еще несчастнее, как в этом мире, так и в следующем. Всевышний в священном Коране говорит: “Воистину, тем, которые не веруют в последнюю жизнь, Мы представили их деяния прекрасными, и они блуждают в растерянности”.1
В некоторых других аятах приукрашивание скверных деяний приписывается сатане, как например в 43-м аяте суры “Скот”, который говорит об упорстве неверных людей и их нежелании прислушиваться к благим советам: “Их сердца ожесточались, а сатана приукрашивал для них то, что они совершали”. В других местах подобная функция приписывается идолам: “Так многим многобожникам их сотоварищи представили прекрасным убийство детей, дабы погубить их и сделать запутанной их религию”. 2 В других местах глагол приукрашивание приведен в непредикативной (безличной) форме, как например в 12-м аяте суры “Йунус”: “Вот как приукрашено преступникам то, что они совершают”.
Если немного поразмыслить, то становится вполне понятным, что между этими аятами в действительности нет никакого противоречия, и даже более того – они дополняют друг друга. Иногда деяние видится прекрасным по причине его повторения, потому как продолжительное повторение скверного деяния постепенно понижает осознание его скверности в душе у того, кто его совершает и достигает, в конце концов, такого этапа, когда человек становится безразличен к нему, то есть уже перестает замечать в своем поступке что-либо предосудительное. Если он будет и дальше продолжать в таком же духе, то тогда уже это скверное деяние будет представляться ему чем-то достойным и хорошим, таким образом, это деяние связывает и делает из человека своего раба, и впредь уже не отпускает, заставляя его повторять этот грех вновь и вновь. Действительно ли данное утверждение – может проверить каждый, и для этого достаточно лишь ознакомиться с жизнью разных преступников или (еще нагляднее) – серийных убийц и маньяков.
В других случаях приукрашивание мерзких деяний происходит как снаружи (посредством наущений сатаны), так и изнутри (посредством наущений эгоизма человека), и в данном случае нет никакой необходимости для этого в его повторении. Иногда случается так, что человек совершает великий грех, предполагая, что он исполняет свою религиозную или человеческую обязанность, как например, если он думает, что исполняет обязанность по разглашению чьего-то порока (предполагая, что его деяние относится к тем случаям, когда это становится обязательным), хотя в действительности истинным мотивом и побудителем к этому стала его зависть, которая и подтолкнула его к этой банальной хуле и клевете, тогда как объект его нападок ни в чем не виновен. История полна примеров тому, как люди совершали страшные и величайшие преступления, но по той причине, что это наущалось им сатаной, они не только не понимали всей мерзости того, что творили, но наоборот – восхищались и гордились своими поступками.
В иных случаях бывает так, что Всевышний Господь желает наказать упертых и не прислушивающихся к советам людей, и одним из способов наказания является то, что им начинает видеться чем-то благородным и достойным все то низкое и мерзкое из того, что они совершают, чтобы позор их стал еще больше, а наказание еще более суровым. Здесь также следует заметить, что согласно единобожию в деяниях, любое действие и любое воздействие можно приписать Всевышнему, потому как Он является причиной всех причин, и вместе с тем это никак не будет означать, что свершившие эти непристойные поступки люди будут оправданы с помощью данного обстоятельства. Хвала принадлежит Всевышнему, который даровал силу и энергию, а проклятие и вина на людях, которые употребили их на пути совершения запретных деяний. 
Иногда сама природа творения требует того, чтобы оно обладало будоражащим блеском и представлялось в обманчивом свете, как об этом сказано в 14-м аяте суры “Семейство Имрана”: “Приукрашена для людей любовь к удовольствиям, доставляемым женщинами, сыновьями, накопленными кантарами золота и серебра, прекрасными конями, скотиной и нивами…”
Одним из факторов приукрашивания непристойных и мерзких поступков становится их повторение, который оказывает воздействие на душу и сердце человека и изменяет его характер и нравы, так же, как и повторение благих деяний, которые постепенно вырабатывают в человеке привычку и оказывают воздействие на самые глубины человеческой души и, в конце концов, трансформируется в добродетель и благой нрав. Именно по этой причине для очищения души и взращивания лучших человеческих добродетелей и благого нрава необходимо прибегать к помощи данного закона, когда повторение благих деяний становится привычкой, и также следует избегать повторения скверных поступков. Первое является лучшим помощником на этом пути, второе – самым заклятым врагом.
3) В 8-м аяте суры “Создатель” идет речь о приукрашивании плохих поступков для человеческого восприятия: “Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом, (равен тому, кто видит истинную суть вещей и следует прямым путем?)”.
Как и предыдущий аят, который говорил о том, что одним из факторов приукрашивания скверных деяний является их повторение и, как следствие, привычка к их совершению, когда человек постепенно становится уже невосприимчивым к такого рода деяниям и более уже не видит их скверной сути, а затем даже начинает любить это дело и тяготеть к нему, считая его чем-то хорошим и достойным, чем он вправе гордиться. Здесь примечательно и то, что когда священный Коран указывает на данную тему словами “Разве тот, кому его злодеяние представлено прекрасным и кто считает его благом…”, то он не заканчивает мысль и не говорит об обратной стороне того, что уже озвучено. Похоже на то, что священный Коран предоставляет читателю широкую возможность додумать самому, что может быть противоположным по отношению к озвученному, чтобы он смог лучше понять смысл сказанного. Из контекста явствует, что в продолжение должна пойти речь о том, что подобный человек не равен тому, кто видит настоящую суть вещей, когда человек истину видит истиной, а заблуждение – заблуждением, и в контексте вопрошает – разве они могут быть равны друг другу? Здесь так же примечательным является последующая речь, когда Всевышний обращается к Своему Посланнику (с) и говорит ему: “Воистину, Аллах вводит в заблуждение того, кого пожелает, и ведет прямым путем того, кого пожелает. Не изводи себя скорбью по ним. Воистину, Аллах знает о том, что они творят”.
В действительности это своего рода наказание Бога, что постигает тех, кто в совершении непристойных деяний проявляет изрядную дерзость и упорство, и их постигает вот такая горькая участь.
В толковании священного Корана “Фи Зыляль Куръан” – “Под сенью Корана” говорится следующее: “В сердце того, кому Всевышний желает блага и наставления на истинный путь (вследствие его намерения и деяний), Он помещает восприимчивость, чувствительность, внимание и особое отношение ко всему греховному. Такой человек никогда не позволяет себе относиться просто к испытаниям, которым его подвергает Господь, и он никогда не считает, что находится в безопасности и они ему ничем не угрожают. Такое же чувство он испытывает по отношению к перемене своего сердца, ошибкам, проявлению слабости, лени, ко всяческим недостаткам и возможности оступиться. По этой причине он всегда и везде спрашивает и взыскивает с себя. Он всегда опасается сатаны и всегда в состоянии ожидания помощи от своего Господа. Именно в таком состоянии человек способен отличить пути наставления от путей заблуждения, спасение от погибели. ..”3
Один из сторонников Имама Казыма (а) или Имама Али ибн Мусы Риды (а) говорит: “Я спросил у Имама (а): “Что такое ‘уджб, который сводит деяния человека на нет?”, он ответил: ” ‘уджб имеет много степеней, одной из которых является то, когда раб прельщается своими скверными деяниями и начинает их видеть как нечто хорошее, и тогда он начинает восхищаться и гордиться ими, думая при этом, что он совершает нечто благое”.4
4) В 24-м аяте суры “Муравьи” речь идет о судьбе царицы Саба’ (Савской) и о вести, что принес Худхуд (Удод) из их царства для Сулеймана: “Я увидел, что она вместе со своим народом поклоняется солнцу вместо Аллаха. Сатана представил им их деяния прекрасными и сбил их с пути, и они не следуют прямым путем”.
Да, несомненно, солнце и его свет являются величественными и преисполненными всяческими благами для человека, а также они жизненно важны для людей, однако же, вместе с тем, такие явления как восход, закат, изменения, переходы и скрытие его за облаками – свидетельствуют о том, что даже это величественное явление тоже подчиняется правилам сотворенного мира, являясь их полным заложником и не обладая ни малейшей волей. Соответственно, солнце никогда не сможет стать достойным для поклонения. Однако ложные учения, неправильное воспитание, традиции предков, а также повторение действия и привычка к нему – все это становится причиной того, что нечто мерзкое и непристойное представляется человеческому взору как какое-нибудь прекрасное и достойное деяние.
В некоторых странах нашего мира корова считается священным животным, и некоторые люди поклоняются ей. Они совершают специальные ритуалы поклонения корове и утверждают о каких-то ее особенностях, которые любой здравомыслящий человек просто поднимет на смех, хотя исполнители этого культа утверждают свои верования и поклоняются ей с вполне серьезными лицами и при этом еще и гордятся деянием рук своих. Почему так выходит, что они гордятся подобным, а все остальные лишь смеются над их деяниями? Одной из причин этого является то, что они уже много раз повторяли их, так, что очевидная непристойность и скверность их стали для них совсем незаметными, ведь привычка к мерзости становится ширмой для всего мерзкого и непристойного.
В аяте приукрашивание скверных деяний приписывается сатане, однако же, не стоит забывать и то, что сатана в этом деле использует орудия и средства, одним из которых как раз и является повторение таких деяний и привычка к ним.
5) В 103-м аяте суры “Пещера” мы встречаем речь с таким же смыслом, но выраженную немного иначе. Обращаясь к Своему Пророку (с), Всевышний говорит: “Скажи: Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают хорошо?” В этих аятах речь идет о тех, кто понес самый больший урон, о людях, которые потратили самое ценное, что у них было, а именно – свои бесценные года, молодость, умственные и физические ресурсы – на ложном пути, хотя при этом они и думали, что совершают нечто благое, от осознания чего им было очень приятно и чем они изрядно гордились. Почему такие люди попадают в столь плачевное положение? Причиной тому является все то же повторение предосудительных поступков и привычка к их совершению, а также их эгоизм и высокомерие, которые словно шали из густого мрака ложатся на разум человека и мешают ему видеть истинную суть вещей, и действительность такому человеку представляется совсем иной, нежели она есть на самом деле.  
Результатом всей этой злосчастной участи является то, о чем говорится в последующем аяте: “Это те, которые не уверовали в знамения своего Господа и во встречу с Ним. Тщетны будут их деяния, и в День Воскресения Мы не определим для них никакого веса”.
В исламских преданиях имеются разные указания в толкование приведенного выше аята, каждое из которых представляет одну грань проявления смысла данного аята в реальности, и каждое из этих проявлений вбирает в себя общий смысл. Так, из некоторых преданий до нас дошло, что в данном аяте подразумеваются те, кто отрицает “вилаят” (божественное правление) Повелителя Правоверных Али (а), в других говорится о том, что в аяте подразумеваются христианские монахи и монахини, то есть мужчины и женщины, которые оставили полностью этот мир и закрыли глаза на все удовольствия и наслаждения, ровно, как и на свою задачу в нем, которую они обязаны исполнять, и хоть видится им в своем образе жизни нечто благое, в действительности они ступают по пути заблуждения. В других преданиях говорится о том, что в аяте подразумеваются люди, которые вводят в религию недопустимые нововведения, в других говорится, что имеются в виду хариджиты Нахравана, в других – люди, вводящие нововведения в религию из числа иудеев и христиан. Всех этих людей объединяет то, что свои скверные и мерзкие деяния, связанные с грехом, они видят чем-то правильным и заслуживающим похвалы.
Примечательным является и использованное в тексте оригинала слово “хабита” в контексте слов “Тщетны будут их деяния”, и слово это с арабского происходит от корня “хабат”, одним из известных смыслов которого является то, что когда верблюд  или другое животное кушает много травы, среди которой иногда попадаются вредные и ядовитые растения, что становится причиной сильного вздутия их животов, от чего они, в конце концов, умирают. Вполне очевидно, что такой вздутый живот не может быть признаком его силы и могущества, а наоборот – свидетельствует о его болезни, не говоря уже о том, что за этим следует его смерть, хотя неосведомленным людям и может показаться, будто этот вздутый живот признак могущества и силы.
Некоторые люди попадают в такую же ловушку – они тратят все свои силы и ресурсы на пути своей погибели, и в то же самое время воображают себе, что двигаются по пути достижения счастья и блаженства.
6) В 17-м аяте суры “Женщины”, речь идет о совершенном покаянии, которое, согласно тексту священного Корана, бывает в следующих случаях: во-первых, если человек совершил некое греховное деяние вследствие незнания о его запрете и мучительных последствиях; во-вторых, если человек сразу же после совершения начинает раскаиваться в содеянном и, таким образом, возвращается к своему Господу. Это и есть те люди, которые подпадают под сень божественной милости и Господь принимает покаяние таких людей, как сказано в этом аяте: “Воистину, Аллах обязался принимать покаяние тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству и вскоре раскаиваются. Их покаяния Аллах принимает, ведь Аллах – Знающий, Мудрый”.
Вполне очевидно, что под словом “невежество” в данном аяте не имеется в виду абсолютная неосведомленность и незнание, которое является оправданием для человека, потому как при его наличии понятие греха не имеет смысла. Под невежеством подразумевается частичное и относительное незнание, то есть когда человек не до конца осознает пагубные последствия своих грехов.
Что касается тех слов, которые мы перевели как “…и вскоре раскаиваются…”, то некоторые толкователи священного Корана утверждают, что здесь имеется в виду покаяние до наступления смерти, хотя слово “вскоре”, которое при данном толковании может достигать пятидесяти лет и больше, не выглядит очень уместным. Если придерживаться данной точки зрения, а используемые сторонниками данной теории предания для подтверждения своей точки зрения вообще никак не указывают на этот аят и имеют совершенно независимый от него смысл (обратите на этот пункт особое внимание).
Другие толкователи указывают на то, что здесь подразумевается время, близкое к совершению греха, то есть когда человек практически сразу же начинает сожалеть о содеянном и возвращается к своему Господу. Совершенным покаянием оно называется по той причине, что оно полностью устраняет все негативные последствия греховных деяний из души и сердца человека и очищает их так, что грех не оказывает на них даже малейшего воздействия. Такое возможно в том случае, если человек в самом скором времени после совершения греха раскается в том, что он сделал, и, таким образом, грех не успеет пустить корни в сердце свершившего его и стать его вторичной натурой. В противном случае, в большинстве из них следы греха остаются в душе и сердце человека. Таким образом, совершенным называется то покаяние, которое совершается в скором времени после совершения греха, из-за которого оно и совершается, и использованное в тексте оригинала слово “кариб” (близкий, скорый) с лексической и общественной точки зрения больше подходит под этот смысл.
7) В 103-м аяте суры “Покаяние”, Всевышний приказывает своему Пророку (с) касательно милостыни, и указывает на ее воздействие на душу человека. Он говорит: “Бери из их имущества пожертвования…” Затем в пояснение их воздействия на нравственность человека и их духовную ценность Он добавляет: “…Чтобы ими очистить и возвысить их”.
Истинно, “закят”  очищает их от стремления стяжания этого мира, жадности и скаредности, взращивая в его душе такие качества, как щедрость и внимательность в отношении прав остальных людей.
Вдобавок к тому, вместе с исполнением этой обязанности, которую на нас возложил Господь, общество избавляется от тех недугов и пороков, которые возникают в нем вследствие нищенства и недостатка. Таким образом, выплата “закята”, с одной стороны избавляет от нравственной скверны, с другой культивирует в человеческой душе лучшие добродетели, и это есть как раз то, что мы преследуем как предмет нашего обсуждения, а именно – воздействие и влияние благих или скверных деяний на нравственность и характер человека.
В другом аяте священного Корана Всевышний озвучивает ту же мысль, но в других выражениях: “Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу. Так будет чище для ваших сердец и их сердец”.5
Этот аят указывает на то, что соблюдение целомудрия, скромности и нравственной чистоты в делах является причиной очищения сердца, и наоборот – бесстыдство и безнравственное поведение оскверняют душу и сердце человека, и становятся причиной взращивания душевных пороков и дурного нрава.
Резюмируя все сказанное ранее, можно сказать, что нашей задачей было прояснить воздействие деяний человека на его нравственность, а также формирование ими человеческой души и ее особенностей. Из всего этого можно сделать вывод, что в деле очищения и воспитания своей души, человек обязан внимательно следить за собой и за своими деяниями, потому как повторение свершения скверных и греховных деяний сначала становится причиной потери чувства того, что совершаемое является скверным, и постепенно из чувства безразличия вследствие привыкания к ним, человек переходит в ту стадию, когда он начинает гордиться своими грехами, считая, что он совершает нечто хорошее и полезное.6

Социальная психология и влияние на поведение

Цели обучения

  • Описать ситуационное и диспозиционное влияние на поведение
  • Приведите примеры фундаментальной ошибки атрибуции и других распространенных предубеждений, включая предубеждение «действующий-наблюдатель» и предубеждение в корыстных целях
  • Объясните феномен справедливого мира

Социальная психология исследует, как люди влияют друг на друга, и рассматривает силу ситуации. Социальные психологи утверждают, что на мысли, чувства и поведение человека очень сильно влияют социальные ситуации. По сути, люди будут менять свое поведение, чтобы соответствовать текущей социальной ситуации. Если мы попадаем в новую ситуацию или не знаем, как себя вести, мы будем брать пример с других людей.

Область социальной психологии изучает темы как на внутриличностном, так и на межличностном уровнях.

Внутриличностные темы (относящиеся к личности) включают эмоции и отношения, личность и социальное познание (то, как мы думаем о себе и других). Межличностные темы (те, которые относятся к диадам и группам) включают помогающее поведение (рис. 1), агрессию, предрассудки и дискриминацию, влечение и близкие отношения, а также групповые процессы и межгрупповые отношения.

Рисунок 1 . Социальная психология имеет дело со всеми видами взаимодействия между людьми, охватывая широкий спектр наших связей: от моментов конфронтации до моментов совместной работы и помощи другим, как показано здесь. (кредит: сержант Дерек Пирсон, армия США)

Социальные психологи сосредотачиваются на том, как люди концептуализируют и интерпретируют ситуации и как эти интерпретации влияют на их мысли, чувства и поведение (Ross & Nisbett, 1991). Таким образом, социальная психология изучает людей в социальном контексте и то, как ситуационные переменные взаимодействуют, чтобы повлиять на поведение. В этом модуле мы обсуждаем внутриличностные процессы самопрезентации, когнитивного диссонанса и изменения отношения, а также межличностные процессы соответствия и послушания, агрессии и альтруизма и, наконец, любви и влечения.

Ситуационное и диспозиционное влияние на поведение

Поведение является продуктом как ситуации (например, культурных влияний, социальных ролей и присутствия посторонних), так и человека (например, личностных характеристик). Подполя психологии, как правило, сосредотачиваются на одном влиянии или поведении по сравнению с другими. Ситуационизм — это точка зрения, согласно которой наше поведение и действия определяются нашим непосредственным окружением и окружением. Напротив, диспозиционизм считает, что наше поведение определяется внутренними факторами (Heider, 1958). Внутренний фактор

является атрибутом человека и включает в себя черты личности и темперамент. Социальные психологи склонны придерживаться ситуационистской точки зрения, тогда как психологи личности продвигают диспозиционистскую точку зрения. Однако современные подходы к социальной психологии учитывают как ситуацию, так и человека при изучении человеческого поведения (Fiske, Gilbert, & Lindzey, 2010). Фактически возникла область социально-личностной психологии для изучения сложного взаимодействия внутренних и ситуационных факторов, влияющих на поведение человека (Mischel, 19).77; Ричард, Бонд и Стоукс-Зута, 2003 г.).

Попробуйте

Фундаментальная ошибка атрибуции

В Соединенных Штатах преобладающая культура имеет тенденцию отдавать предпочтение диспозиционному подходу в объяснении человеческого поведения. Как вы думаете, почему это так? Мы склонны думать, что люди контролируют свое поведение, и, следовательно, любое изменение поведения должно быть связано с чем-то внутренним, например, с их личностью, привычками или темпераментом.

По мнению некоторых социальных психологов, люди склонны придавать слишком большое значение внутренним факторам в качестве объяснения — или атрибуции — поведения других людей. Они склонны считать, что поведение другого человека — это черта этого человека и недооценка влияния ситуации на поведение других. Они склонны не распознавать, когда поведение другого человека обусловлено ситуационными переменными и, следовательно, состоянием человека . Это ошибочное предположение называется фундаментальной ошибкой атрибуции (Ross, 1977; Riggio & Garcia, 2009). Чтобы лучше понять, представьте такой сценарий: Грег возвращается домой с работы, и, открыв входную дверь, жена радостно встречает его и спрашивает, как прошел его день. Вместо того чтобы поприветствовать жену, Грег кричит ей: «Оставь меня в покое!» Почему Грег наорал на жену? Как человек, совершивший фундаментальную ошибку атрибуции, объяснил бы поведение Грега? Самый распространенный ответ: Грег — злой, злой или недружелюбный человек (его черты).
Это внутреннее или диспозиционное объяснение. Однако представьте, что Грега только что уволили с работы из-за сокращения компании. Изменится ли ваше объяснение поведения Грега? Ваше исправленное объяснение может заключаться в том, что Грег был расстроен и разочарован потерей работы; следовательно, он был в плохом настроении (его состоянии). Теперь это внешнее или ситуативное объяснение поведения Грега.

Фундаментальная ошибка атрибуции настолько сильна, что люди часто упускают из виду очевидное влияние ситуации на поведение. Классический пример был продемонстрирован в серии экспериментов, известных как исследование викторины (Ross, Amabile, & Steinmetz, 1977). Участникам-студентам случайным образом поручили сыграть роль спрашивающего (ведущего викторины) или участника викторины. Вопрошающие разработали сложные вопросы, на которые они знали ответы, и представили эти вопросы участникам. Конкурсанты правильно ответили на вопросы только 4 раза из 10 (рисунок 2). После задания испытуемых и участников попросили оценить свои общие знания по сравнению со средним учащимся.

Участники опроса не оценили свои общие знания выше, чем участники, но участники оценили интеллект участников опроса выше своего собственного. Во втором исследовании наблюдатели за взаимодействием также оценили, что спрашивающий обладает более общими знаниями, чем участник. Очевидное влияние на производительность оказывает ситуация. Спрашивающие писали вопросы, так что, конечно, у них было преимущество. И участники, и наблюдатели сделали внутреннюю атрибуцию выступления. Они пришли к выводу, что задающие вопросы должны быть умнее участников.

Эффект ореола относится к тенденции позволять общему впечатлению о человеке окрашивать то, как мы относимся к его характеру. Например, мы можем предположить, что физически привлекательные люди с большей вероятностью будут хорошими людьми, чем менее привлекательные люди. Другим примером того, как может проявляться эффект ореола, может быть предположение, что кто-то, кого мы считаем общительным или дружелюбным, имеет лучшие моральные качества, чем тот, кто таковым не является.

Рисунок 2 . В исследовании с мастерами-викторинами люди, как правило, не принимали во внимание влияние ситуации и ошибочно заключали, что знания спрашивающего выше, чем их собственные. (кредит: Стив Юрветсон)

Как показано в приведенном выше примере, считается, что фундаментальная ошибка атрибуции сильно влияет на то, как мы объясняем поведение других. Однако следует отметить, что некоторые исследователи предполагают, что фундаментальная ошибка атрибуции может быть не такой серьезной, как ее часто изображают. Фактически, недавний обзор более чем 173 опубликованных исследований предполагает, что несколько факторов (например, высокий уровень идиосинкразии персонажа и то, насколько хорошо объясняются гипотетические события) играют роль в определении того, насколько влиятельной является фундаментальная ошибка атрибуции (Malle, 2006).

Является ли фундаментальная ошибка атрибуции универсальным явлением?

Вы можете вспомнить примеры фундаментальной ошибки атрибуции в своей жизни. Совершают ли люди во всех культурах фундаментальную ошибку атрибуции? Исследования показывают, что это не так. Люди из индивидуалистической культуры

, то есть культуры, ориентированной на индивидуальные достижения и автономию, имеют наибольшую склонность к совершению фундаментальной ошибки атрибуции. Индивидуалистические культуры, которые обычно встречаются в западных странах, таких как США, Канада и Великобритания, способствуют сосредоточению внимания на личности. Поэтому склонность человека считается основным объяснением его поведения. Напротив, люди из коллективистской культуры, то есть культуры, ориентированной на общественные отношения с другими людьми, такими как семья, друзья и сообщество (рис. 3), с меньшей вероятностью совершат фундаментальную ошибку атрибуции (Markus & Kitayama, 19).91; Триандис, 2001).

Рисунок 3 . Люди из коллективистских культур, таких как некоторые азиатские культуры, более склонны подчеркивать отношения с другими, чем сосредотачиваться в первую очередь на личности.

Такие действия, как (а) приготовление еды, (б) времяпрепровождение и (в) игра, вовлекают людей в группу. (кредит a: модификация работы Ариана Цвегерса; кредит b: модификация работы conbon33″/Flickr; кредит c: модификация работы Ани Диссельдорп)

Как вы думаете, почему это так? Коллективистские культуры, которые обычно встречаются в странах Восточной Азии, Латинской Америки и Африки, больше фокусируются на группе, чем на индивидууме (Nisbett, Peng, Choi, & Norenzayan, 2001). Этот акцент на других обеспечивает более широкую перспективу, учитывающую как ситуационное, так и культурное влияние на поведение; таким образом, становится более вероятным более тонкое объяснение причин поведения других. В таблице 1 обобщается сравнение индивидуалистической и коллективистской культур.

Таблица 1. Характеристики индивидуалистических и коллективистских культур
Индивидуалистическая культура Коллективная культура
Ориентированность на достижения Ориентация на отношения
Автономность в центре внимания Фокус на групповой гармонии
Диспозиционная перспектива Ситуационная перспектива
Независимый Взаимозависимый
Аналитический стиль мышления Целостный стиль мышления

Масуда и Нисбетт (2001) продемонстрировали, что виды информации, на которую люди обращают внимание при просмотре визуальных стимулов (например, сцены в аквариуме), могут значительно различаться в зависимости от того, принадлежит ли наблюдатель к коллективистской или индивидуалистической культуре. Японские участники с гораздо большей вероятностью узнавали объекты, которые были представлены, когда они встречались в том же контексте, в котором они изначально рассматривались. Манипулирование контекстом, в котором происходило припоминание объекта, не оказало такого влияния на американских участников. Другие исследователи показали аналогичные различия между культурами. Например, Zhang, Fung, Stanley, Isaacowitz и Zhang (2014) продемонстрировали различия в способах развития целостного мышления у китайских и американских участников, а Рамеш и Гельфанд (2010) продемонстрировали, что текучесть кадров больше связана с соответствием требованиям. между человеком и организацией, в которой он работает, в индийской выборке, но соответствие между человеком и его конкретной работой было более предсказательным для текучести кадров в американской выборке.

Попробуйте

Предвзятость актера-наблюдателя

Возвращаясь к нашему предыдущему примеру, Грег был уволен, но сторонний наблюдатель этого не знал. Таким образом, наивный наблюдатель склонен приписывать враждебное поведение Грега его характеру, а не истинной ситуационной причине. Как вы думаете, почему мы недооцениваем влияние ситуации на поведение других? Одна из причин заключается в том, что у нас часто нет всей информации, необходимой для ситуативного объяснения поведения другого человека. Единственная информация, которую мы можем иметь, это то, что можно наблюдать. Из-за этого недостатка информации мы склонны предполагать, что такое поведение обусловлено диспозиционным или внутренним фактором. Однако, когда дело доходит до объяснения собственного поведения, нам доступно гораздо больше информации. Если бы вы пришли домой из школы или с работы рассерженными и накричали на свою собаку или любимого человека, как бы вы объяснили это? Вы можете сказать, что очень устали или плохо себя чувствуете и нуждаетесь в тишине — ситуативное объяснение. предвзятость актора-наблюдателя — это феномен приписывания поведения других людей внутренним факторам (фундаментальная ошибка атрибуции), в то время как наше собственное поведение приписывается ситуационным силам (Jones & Nisbett, 1971; Nisbett, Caputo, Legant, & Marecek, 1973; Choi & Нисбетт, 1998). Как акторы поведения, у нас есть больше информации, чтобы объяснить наше собственное поведение. Однако, как наблюдатели, у нас меньше доступной информации; поэтому мы склонны по умолчанию придерживаться диспозиционистской точки зрения.

В одном исследовании предвзятости актер-наблюдатель изучались причины, по которым участники-мужчины объясняли, почему им нравится их девушка (Nisbett et al., 1973). На вопрос, почему участникам нравилась их собственная девушка, участники сосредоточились на внутренних, характерных качествах своих подруг (например, на ее приятном характере). Объяснения участников редко включали внутренние причины, такие как диспозиционные черты (например, «Мне нужно общение»). Напротив, при размышлениях о том, почему другу-мужчине нравится его девушка, участники с одинаковой вероятностью давали диспозиционные и внешние объяснения. Это подтверждает идею о том, что акторы, как правило, дают мало внутренних объяснений, но много ситуативных объяснений своего собственного поведения. Напротив, наблюдатели склонны давать более диспозиционные объяснения поведению друга (рис. 4).

Рисунок 4 . Предвзятость актера-наблюдателя очевидна, когда испытуемые объясняют свои собственные причины симпатии к девушке, а не свои впечатления о причинах симпатии к девушке других.

Корыстная предвзятость

Мы можем понять корыстную предвзятость, углубившись в атрибуцию , убеждение о причине результата. Одна модель атрибуции предлагает три основных параметра: локус контроля (внутренний или внешний), стабильность (стабильный или нестабильный) и управляемость (контролируемый или неконтролируемый). В этом контексте под стабильностью понимается степень изменчивости обстоятельств, приводящих к данному результату. Обстоятельства считаются стабильными, если маловероятно, что они изменятся. Управляемость относится к степени, в которой обстоятельства, связанные с данным результатом, могут контролироваться. Очевидно, что те вещи, которые мы можем контролировать, должны быть названы контролируемыми (Вайнер, 19). 79).

В зависимости от результата корыстные предубеждения — это те атрибуции, которые позволяют нам видеть себя в благоприятном свете (например, приписывание внутренних атрибуций успеха и внешних атрибуций неудач). Когда вы хорошо справляетесь с заданием, например, сдаете экзамен, в ваших интересах использовать диспозиционную атрибуцию своего поведения («Я умный»), а не ситуативную («Экзамен был легким», ). Склонность человека присваивать себе заслуги, делая диспозиционные или внутренние атрибуции положительных результатов (Miller & Ross, 19).75). Корыстная предвзятость — это тенденция объяснять наши успехи диспозиционными (внутренними) характеристиками, а неудачи — ситуационными (внешними) факторами. Опять же, это зависит от культуры. Это предубеждение служит для защиты самооценки. Вы можете себе представить, что если бы люди всегда приписывали своему поведению ситуативные атрибуции, они никогда не смогли бы присвоить себе заслуги и не были бы довольны своими достижениями.

Рассмотрим пример того, как мы объясняем победы нашей любимой спортивной команды. Исследования показывают, что мы делаем внутренние, стабильные и контролируемые атрибуции для победы нашей команды (рис. 12.6) (Гроув, Ханрахан и Макинман, 19).91). Например, мы можем сказать себе, что наша команда талантлива (внутренняя), постоянно усердно работает (стабильная) и использует эффективные стратегии (контролируемая). Напротив, мы более склонны делать внешние, нестабильные и неконтролируемые атрибуции, когда наша любимая команда проигрывает. Например, мы можем сказать себе, что у другой команды более опытные игроки или что судьи были несправедливы (внешние), другая команда играла дома (нестабильно), а холодная погода повлияла на игру нашей команды (неконтролируемая).

Попробуйте

Рисунок 5 . Мы склонны полагать, что наша команда выигрывает, потому что она лучше, но проигрывает по причинам, которые она не может контролировать (Roesch & Amirkham, 1997). (кредит: «TheAHL»/Flickr)

Гипотеза справедливого мира

Одним из следствий склонности жителей Запада давать диспозиционные объяснения поведения является обвинение жертвы (Jost & Major, 2001). Когда людям не везет, другие склонны считать, что они каким-то образом несут ответственность за свою судьбу. Распространенной идеологией или мировоззрением в Соединенных Штатах является гипотеза справедливого мира. Гипотеза справедливого мира — это вера в то, что люди получают результаты, которых они заслуживают (Lerner & Miller, 1978). Чтобы поддерживать веру в справедливость мира, люди склонны думать, что хорошие люди имеют положительные результаты, а плохие — отрицательные (Jost, Banaji, & Nosek, 2004; Jost & Major, 2001). Способность думать о мире как о справедливом месте, где люди получают то, что они заслуживают, позволяет нам чувствовать, что мир предсказуем и что мы в некоторой степени контролируем результаты своей жизни (Jost et al., 2004; Jost & Major, 2001). Например, если вы хотите добиться положительных результатов, вам просто нужно усердно работать, чтобы добиться успеха в жизни.

Рисунок 6 . Люди, придерживающиеся убеждений в справедливом мире, склонны обвинять людей в бедности в своих обстоятельствах, игнорируя ситуационные и культурные причины бедности. (кредит: Адриан Майлз)

Можете ли вы представить негативное последствие гипотезы справедливого мира? Одним из негативных последствий является склонность людей обвинять бедных людей в своем тяжелом положении. Какие общие объяснения даются тому, почему люди живут в бедности? Слышали ли вы такие утверждения, как «Бедные ленивы и просто не хотят работать» или «Бедные люди просто хотят жить за счет государства»? Какие это типы объяснений, диспозиционные или ситуативные? Эти диспозиционные объяснения являются яркими примерами фундаментальной ошибки атрибуции. Обвинение бедных людей в их бедности игнорирует влияющие на них ситуационные факторы, такие как высокий уровень безработицы, рецессия, плохие возможности для получения образования и семейный цикл бедности (рис. 6). Другие исследования показывают, что люди, придерживающиеся взглядов на справедливость, негативно относятся к безработным и больным СПИДом (Sutton & Douglas, 2005). В Соединенных Штатах и ​​​​других странах жертвы сексуального насилия могут быть обвинены в жестоком обращении с ними. Группы защиты потерпевших, такие как «Прекращение домашнего насилия» (DOVE), посещают суд в поддержку жертв, чтобы убедиться, что вина возложена на виновных в сексуальном насилии, а не на жертв.

Смотреть IT

Вы можете просмотреть стенограмму «Должны ли вы доверять своему первому впечатлению? – Peter Mende-Siedlecki» здесь (открывается в новом окне).

Подумай об этом

  • Приведи личный пример опыта, когда на твое поведение повлияла сила ситуации.
  • Подумайте о каком-нибудь спортивном деятеле — игроке или тренере — в средствах массовой информации, который корыстно объясняет свою победу или поражение. Примеры могут включать в себя обвинение рефери в неправильных решениях в случае проигрыша или ссылку на собственный труд и талант в случае победы.

Глоссарий

смещение актера-наблюдателя:  явление объяснения поведения других людей обусловлено внутренними факторами, а наше собственное поведение обусловлено ситуационными силами

атрибуция: наше объяснение источника нашего собственного или чужого поведения и результаты

коллективистская культура:  культура, ориентированная на общественные отношения с другими людьми, такими как семья, друзья и сообщество

диспозиционизм:  описывает точку зрения, общую для личностных психологов, которая утверждает, что наше поведение определяется внутренними факторами, такими как черты личности и темперамент

индивидуалистическая культура:  культура, ориентированная на индивидуальные достижения и автономию

внутренний фактор:  внутренние атрибуты человека, такие как черты личности или темперамент

гипотеза справедливого мира:  идеология, распространенная в Соединенных Штатах, согласно которой люди получают результаты, которых они заслуживают путем создания диспозиционных или внутренних атрибуций для положительных результатов и ситуационных или внешних атрибуций для отрицательных результатов

ситуационизм:  описывает точку зрения, согласно которой поведение и действия определяются непосредственной средой и окружением; точка зрения, продвигаемая социальными психологами

социальная психология: область психологии, изучающая, как люди влияют или влияют друг на друга, уделяя особое внимание силе ситуации

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Характер на рабочем месте оказывает мощное положительное влияние

Как вы думаете, какое описание на рабочем месте является наиболее желательным? Есть так много возможностей на выбор: умные, опытные, эффективные, продуктивные, важные, сильные, милые, добрые и т. д. Список можно продолжать и продолжать. Скорее всего, если бы нам действительно нужно было выбрать всего одно слово, которое наши коллеги могли бы сказать о нас, это было бы связано с тем, что мы называем «характером». Мы чувствуем, что, когда кто-то хвалит наш характер, они говорят, что мы обладаем самым важным в человеке. Другими словами, даже если у нас есть все остальные желательные качества, если у нас нет хорошего характера, нам не хватает чего-то существенного.

На рабочем месте характер обычно проявляется через уважение, честность и этичное поведение. Уважительное поведение имеет основополагающее значение для продуктивной и вовлеченной работы. Способность проявлять уважение — независимо от того, что мы чувствуем в данный момент, — проистекает из обязательства относиться ко всем другим так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам. Наша уважительная речь и действия, хотя их трудно точно определить, всегда передают схожие сообщения, например: «Я признаю вашу ценность, я признаю вашу роль, я признаю вашу идею».

Честность означает поступать правильно, даже когда это трудно. Наиболее важными проявлениями честности на рабочем месте являются надежность, честность, лояльность и здравый смысл. Честность на рабочем месте имеет решающее значение, поскольку она способствует позитивной культуре на рабочем месте. Это культура, в которой существует открытое общение, принятие правильных решений и сильный моральный компас, которым руководствуются все решения и действия. Напротив, в культуре, в которой отсутствует честность, безответственное поведение и недоверие приводят к неудобной и напряженной рабочей среде.

Демонстрация высоких стандартов этического поведения является еще одним аспектом хорошего характера. Этическое поведение определяется как действия, соответствующие тому, что общество и отдельные люди обычно считают хорошими ценностями. На рабочем месте этичное поведение включает демонстрацию и оценку уважения, честности, справедливости, равенства, достоинства, разнообразия и индивидуальных прав.

Еще одна «компетенция характера», которой большинство из нас восхищается в других на работе, будь то лидер, коллега или подчиненный, — это способность разрешать конфликты открытым и прямым образом. Как мы все знаем, конфликты на рабочем месте естественны и неизбежны, и их игнорирование может дорого обойтись. Мы также знаем, что, хотя это естественная человеческая тенденция избегать неприятных конфликтов с другими, эта тактика не будет работать в долгосрочной перспективе. При условии, что человек использует соответствующие коммуникативные навыки, для нас более этично «подойти» и начать этот трудный разговор, а не избегать его.

Полезно понимать, что, хотя люди могут уклоняться от него, конфликт на самом деле является нормальным и здоровым. Одна вещь, которая нам нужна, чтобы эффективно преодолевать конфликт, — это откровенное и уважительное общение. На самом деле, многие считают, что эта форма общения жизненно важна для успеха организации. Например, эксперты обнаружили, что наиболее эффективны те команды, члены которых чувствуют себя в достаточной безопасности, чтобы не соглашаться друг с другом. Такие рабочие группы работают с хорошей «психологической безопасностью». Исследования Google и других организаций показывают, что командная культура, в которой допускается или даже поощряется инакомыслие, может стимулировать инновации, разнообразие мнений и более эффективное принятие решений.

Наконец, ценность, которую Йельский университет придает нашему индивидуальному этическому поведению, отражает его важность для так называемого «организационного здоровья». По словам лидера мнений Патрика Ленсиони, автора книги «Преимущество», все организации сталкиваются с такими проблемами, как недоверие, политика, секретность, замешательство, негатив и страх. Но разница между здоровой и нездоровой организацией заключается в частоте и масштабах таких проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *