Викторина по творчеству маршака для начальных классов – , 2

Начальные классы ,Викторина по произведениям С.Я.Маршака

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

учитель начальных классов МКОУ Волоконовская СОШ Овчаренко Светлана Николаевна

ЦЕЛИ:

1. Создание условий на уроке для:

  • осознания каждым ребёнком себя интеллектуальным читателем, способным осмыслить не только литературное произведение, но и себя как читателя этого произведения;

  • развитие речи детей, умение кратко и ясно излагать свои мысли;

  • воспитание в себе желания совершать душевные поступки через качества личности литературных героев

2. Совершенствовать коммуникативные навыки

3. Прививать любовь к книге.

Ход занятия

1.Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь мне, а я улыбнусь вам, ведь от улыбки день становится светлей. Сегодня у нас необычный урок. У нас в гостях детская книга. Да не одна, а много книг. И автор этих книг – Самуил Яковлевич Маршак. По его прекрасным произведениям мы проведём викторину.

2. Игра «Узнай отрывок»

а) Учитель читает отрывок из стихотворения Маршака. Надо угадать название его.

1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке? (“Почта”)

2. Только мать сошла с крылечка,

Лена села перед печкой,

В щелку красную глядит,

А в печи огонь гудит. (“Пожар”)

3. Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки. (“Вот какой рассеянный”)

4. Я учиться не хочу,

Сам любого научу.

Я известный мастер

По столярной части! (“Мастер-ломастер”)

5. У Скворцова Гришки

Жили-были

Книжки –

грязные,

лохматые,

рваные,

горбатые,

Без конца

И без началa!.. (“Книжка про книжки”)

6. Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет 20-ти. (“Рассказ о неизвестном герои”)

7.На весеннее крылечко,

В летние сени,

В теремок осенний

Да по зимнему ковру

К новогоднему костру! (Двенадцать месяцев Драматическая сказка.)

8.Вот живут они – лягушка,

Ёж, петух и мышь-норушка.

Мышь-норушка

Толокно толчёт,

А лягушка

Пироги печёт.

А петух на подоконнике

Им играет на гармонике.

(“Теремок”)

9.Против дома у ворот

Жил в сторожке старый кот.

Век он в дворниках служил,

Дом хозяйский сторожил,

Подметал дорожки

Перед домом кошки.

(“Кошкин дом”.)

3.Игра «Продолжи»

– Мы уже вспомнили названия некоторых стихов Маршака, а теперь давайте их попробуем их продолжить.

  • Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне…

  • Эй, не стойте слишком близко, я тигрёнок, а не…

  • Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда помчался …

  • Собирались лодыри на урок, а попали лодыри…

  • Шалтай-Болтай сидел на стене, Шалтай-Болтай …

  • Жил человек рассеянный на улице Бассейной.

Сел он утром на кровать, стал рубашку …

В рукава просунул руки, оказалось, это…

Расшумелся первый класс и бушует…

4. Физкультминутка «Мяч»

Мой веселый звонкий мяч, ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой, не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал, ты скакал и звонко топал.

Ты пятнадцать раз подряд прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился и назад не воротился.

Покатился в огород, докатился до ворот,

Подкатился под ворота, добежал до поворота.

Там попал под колесо. Лопнул, хлопнул – вот и всё!

4. Игра «Отгадай загадки»

1.Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадает.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь)

2. Под Новый год пришел он в дом

Таким румяным толстяком.

Но с каждым днем терял он вес

И, наконец, совсем исчез. (Календарь)

3. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу? (Очки)

4. Музыкант, певец, рассказчик,

А всего – кружок да ящик. (Патефон)

5. Держусь я только на ходу,

А если стану, упаду. (Велосипед)

6. Бьют его рукой и палкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут! (Мяч)

7. Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас! (Часы)

8. Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

Держусь рукой за тросточку.

Тебя давно я жду.

Ты съешь меня, а косточку

Зарой в своем саду. (Вишня)

9. Полотняной стране

По реке простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать! (Утюг)

5 .Инсценировка. Развитие сценического искусства

а) Постановка спектакля по сказке «Двенадцать месяцев». Необходимо выбрать режиссёра, оформителя, актёр

Проводится режиссерско-постановочная работа сцены-

встречи Падчерицы с братьями месяцами

6. Знаешь ли ты?

  • Что надел на голову Человек рассеянный? (Сковороду).

  • Кто из животных приходил укачивать глупого мышонка? (Утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка).

  • Что сдавала дама в багаж? (Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку).

  • Что хранится в тёмном чулане в доме, который построил Джек? (Пшеница).

  • Какие цветы нужно было найти в лесу зимой в сказке “12 месяцев”? (Подснежники).

  • Как звали братьев 12 месяцев? (Январь, февраль и т.д.)

  • Какие ещё стихи С. Маршака вы знаете?

Психологический настрой

а) Звучит грамзапись П.И.Чайковского

– При звуках этой музыки закройте глаза и постарайтесь представить себе картину, как идёт снег. Потом вы расскажите , какое настроение создаёт эта музыка, какие картины вы себе представили.

7. Выполнение рисунка к отрывку из произведения

С. Я. Маршака

– Нарисуйте любого героя к отрывку из произведения С. Я. Маршака

8. Игра со зрителями

– Какой месяц говорит эти слова в пьесе «Двенадцать месяцев?»

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки

И на вербах серебром

Светятся серёжки. (Март)

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник! (Апрель)

  • Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи!

Вихри, вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землею.

Пусть бежит в полях поземка

Белою змеею! ( Февраль)

В заповедном бору,

У сосны, у березы

Не грызите кору!

Полно вам воронье

Замораживать,

Человечье жилье

Выхолаживать! (январь)

9. Подведение итогов викторины. Рефлексивная деятельность

Что было самым интересным сегодня? Как вы себя ощущали на нашем занятии? У вас на столе солнышки. Покажите их.

– Кто пойдёт в библиотеку сегодня на уроке? Свои открытия вы можете оформить ещё в виде рисунка.

Пусть добрым будет разум ваш

И сердце умным будет.

Вам от души желаю я-

Всего хорошего, друзья.

infourok.ru

Викторина по произведениям С.Я.Маршака

Литературная викторина по произведениям С. Я. Маршака

Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению.

Задачи:

Познавательное развитие: обобщить знания детей о писателе С. Я. Маршаке, его произведениях.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной викторине.

А посвящена она известному детскому поэту и писателю Самуилу Яковлевичу Маршаку.

С. Я. Маршак – родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. В четыре года Самуил Маршак сочинил своё первое стихотворение. В восемь лет он пошёл в школу, ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А когда закончил обучение, то вернулся в Россию и создал первый детский театр, начал писать произведения для детей. Его книги знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А насколько хорошо знаете их вы, мы посмотрим, играя в викторину по произведениям С. Я. Маршака».

Самуил Яковлевич очень любил сочинять загадки – за правильно отгаданную загадку получаете медаль.

1 ТУР «Отгадай загадки»

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу

. (Очки)

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко,

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут. (Мяч)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела Дуб, дуб

Поломала Зуб, зуб. (Пила)

Держусь я только на ходу,

А если встану упаду. (Велосипед)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас! (Часы)

-Молодцы! Справились!

Конкурс 2 « Угадай произведение по иллюстрации»

«Из какого произведения?» (по иллюстрации)

Детям предлагаются иллюстрации по произведениям С.Я. Маршака

1.”Двенадцать месяцев”, “

2″Сказка о глупом мышонке”,

3. .«Багаж”,

4. «Почта»

5. “Вот какой рассеянный”,

6.”Кошкин дом”,

7. «Где обедал воробей»

8 «Кот и лодыри»

9. «Рассказ о неизвестном герое»

10. “Усатый – полосатый”

Конкурс 3 – «Доскажи словечко»

1.Выдали даме на станции

Четыре зеленых .. квитанции

2. Вместо шапки на ходу

Он надел ..сковороду

3. Где обедал воробей?

В зоопарке .. у зверей

4. Глупый маленький мышонок

Отвечает ей спросонок:

-Нет, твой голос нехорош.

Слишком громко ..ты поёшь

5. Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри .. на каток

6. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной..фуражке

7. Вот тебе под ушки

Белые …подушки

Конкурс 4 « Яблочная викторина»

1. Что дама сдавала в багаж? (Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

2.Где жил человек рассеянный? на улице Бассеянной.

з. За чем послала мачеха свою падчерицу в лес? за подснежниками

4. Куда попали лодыри вместо школы? На каток

5.Кого приглашала мышка –мать в няньки своему ребенку? утку, жабу, лошадь, курицу, щуку, кошку.

6. Кто помог бедной падчерице исполнить глупый каприз принцессы и приказание жадной мачехи? (Ответ: Месяцы).

7. Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки

– Оказалось, это брюки….

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду. Кто это такой? (Ответ: рассеянный).

8. Швырнула она чемодан,

отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку …

– Отдайте мою собачонку!

Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город? (Ответ: багаж).

9.Смастерю я вам буфет-

Простоит он сотню лет.

Вытешу из ёлки.

Новенькие полки. Из какого произведения эти строки «Мастер-ломастер»

10. – Голосок твой слишком тонок

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Кому не нравился голосок матери? (Ответ: мышонок).

11.Кто стучится в дверь ко мне, с толстой сумкой на ремне? Из какого стихотворения эти строки (Почта)

12. Как звали собаку таксу братьев Коли и Васи? (Вакса-Клякса)

13.

Жили –были

Книжки-

Грязные,

Лохматые,

Рваные,

Горбатые,

Без конца

И без начала,

Переплёты,

Как мочала. Как звали мальчика ,у которого жили книжки?( Скворцов Гришка)

14.

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы

В нашей столице,

Ищут давно ,

Но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати. Из какого произведения эти строки?( Рассказ о неизвестном герое)

15. Пообедал я сперва

За решёткою у льва.

Подкрепился у лисицы.

У моржа попил водицы. Из какого стихотворения эти строки?(Где обедал, воробей)

16. Ну, что поделать! В дождь и снег

Нельзя же быть без крова.

Кто сам просился на ночлег –

Скорей поймёт другого.

Кто знает, как мокра вода,

Как страшен холод лютый,

Тот не оставит никогда.

Прохожих без приюта! Назовите название этой сказки? (ответ: кошкин дом)

17Люди спрашивают: 
Кто это у вас?
А девочка говорит: 
– Это моя дочка.
Люди спрашивают: 
– Почему у вашей дочки серые щёчки?
А девочка говорит: 
– Она давно не мылась (“Усатый полосатый”)

Конкурс 5. Из какого произведения предметы?

  1. Конверт (“Почта”)

  2. Кольцо (“Двенадцать месяцев”)

  3. Собачонка (“Багаж”)

  4. Котёнок (“Усатый полосатый”)

  5. Сковорода (“Вот какой рассеянный”)

Конкурс 6 «Найди лишнее»

– Что дама не сдавала в багаж?

   1.Диван           2. Чемодан            3. Портфель         4. Картина

– Какая няня не приходила к глупому мышонку?

   1. Утка             2. Жаба                  3. Лошадь            4. Корова   

– У кого не обедал воробей в зоопарке у зверей?

   1. У льва          2. У лисицы          3. У слона             4. У зайца

– Чем не угощала девочка котёнка?

1.Редиской 2. Салом 3. Шоколадкой 4. Кашкой

Конкурс 7 Реши кроссворд

  1. Животное, с которым обедал воробей (Морж)

  2. На какой улице жил человек рассеянный? (Бассейная)

  3. Кто подарил падчерице колечко? (месяц Апрель)

  4. Животное, которое пело песню глупому мышонку (Лошадь)

  5. Что было потеряно у дамы из багажа? (Собачонка)

  6. Как звали пожарного из стихотворения “Пожар”? (Кузьма)

Блиц – вопросы (дополнительные вопросы для проигрывающих)

«Продолжите»

1. Усатый …(полосатый)

2. Я- зверёк и ты – зверёк, я – мышонок, ты – …(хорёк)

3. Умный … (мышонок)

1. Рассеянный с улицы … (Басейнной)

2. Детки в … (клетке)

3.Диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка….(маленькая собачонка)

1. Мой весёлый звонкий…(мяч)

2. Это он, это он ленинградский….(почтальон)

3. Вот один иль единица очень тонкая как ….(спица)

Вот подходит к концу наш урок-викторина по произведениям С. Я. Маршака. Поэт был убежден, что хорошие книги могут сделать людей добрее, храбрее, умнее, трудолюбивее, терпеливее, могут утешить и развеселить. Самуил Яковлевич написал в 1958 году стихотворение «Пожелание друзьям», оно написано и для вас, детей XXI века:

Желаю вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

infourok.ru

Презентация к уроку (3 класс) на тему: Викторина по произведениям С. Я. Маршака

Слайд 1

Викторина по произведениям С.Я. Маршака Исчезнет мир в тот самый час, Когда исчезну я, Как он угас для ваших глаз, Ушедшие друзья. Не станет солнца и луны, Поблекнут все цветы. Не будет даже тишины, Не станет даже темноты… Нет, будет мир существовать, И пусть меняв нём нет, Но я успел весь мир обнять, Все миллионы лет. Я думал, чувствовал, я жил И все, что мог, постиг, И в этом право заслужил На свой бессмертный миг.

Слайд 2

Биография писателя Самуил Яковлевич Маршак (1887 – 1964) – поэт, переводчик, драматург. Родился Самуил Маршак 22 октября 1887 года в Воронеже в еврейской семье. Первое образование в биографии Маршака было получено в гимназии под Воронежем. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака. Известный критик Владимир Стасов, прочтя одну из поэтических тетрадей Самуила, помог ему поступить в гимназию Петербурга. После знакомства в 1904 году с Максимом Горьким, Маршак с 1904 по 1906 год прожил в Ялте у Горького на даче. В 1907 году были опубликованы первые произведения в биографии Маршака (сборник «Сиониды»). Следующей ступенькой в образовании стало обучение в университете Лондона. Проживая в Англии, Маршак начал переводить баллады на русский язык. Вернулся в Россию в 1914 году, а в 1920 организовал в Краснодаре несколько учреждений для детей (театров). За свою биографию Самуил Маршак сочинил много детских произведений. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек». Затем некоторое время писал в жанре сатиры. Наравне с детскими стихами, поэмами, Маршак трудится над серьезными вопросами (например, «Избранная лирика», «Лирические эпиграммы»). Писатель получил несколько премий, наград, орденов за свое творчество.

Слайд 3

Самуил Яковлевич Маршак написал для детей много стихов и сказок. Пусть книги друзьями заходят в дома. Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Слайд 4

1 тур – Угадай произведение по иллюстрации. 2 тур – Доскажи словечко. 3 тур – Загадки. 4 тур – Аукцион. 5 тур – Музыкальная копилка. 6 тур – Чайнворд. План викторины

Слайд 5

1 тур – Угадай произведение по иллюстрации. Двенадцать месяцев Сказка о глупом мышонке Багаж Вот какой рассеянный Горя бояться – счастья не видать. Почтальон

Слайд 6

2 тур – Отгадай загадки Синий домик у ворот.Угадай , кто в нем живет.Дверца узкая под крышей -Не для белки, не для мыши,Не для вешнего жильца,Говорливого скворца.В эту дверь влетают вести,Полчаса проводят вместе.Вести долго не гостят -Во все стороны летят! Почтовый ящик Он – ваш портрет,Во всем на вас похожий.Смеетесь вы -Он засмеется тоже.Вы скачете -Он вам навстречу скачет.Заплачете -Он вместе с вами плачет. Отражение в зеркале Я твой товарищ, капитан.Когда разгневан океанИ ты скитаешься во мглеНа одиноком корабле, -Зажги фонарь во тьме ночнойИ посоветуйся со мной:Я закачаюсь, задрожу -И путь на север укажу. Компас В мастерской.Колочу я что есть мочиДень-деньской.Как завижу лежебоку,Что валяется без проку,Я прижму его к доскеДа как стукну по башке!В доску спрячется бедняжка -Чуть видна его фуражка. Молоток и гвоздь В Полотняной странеПо реке ПростынеПлывет пароходТо назад, то вперед.А за ним такая гладь -Ни морщинки не видать! Утюг Мы ходим ночью,Ходим днем,Но никудаМы не уйдем.Мы бьем исправноКаждый час.А вы, друзья,Не бейте нас! Часы

Слайд 7

3 тур – Доскажи словечко Выдали даме на станции Четыре зеленых квитанции Вместо шапки на ходу Он надел сковороду Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке, В синей форменной фуражке Где обедал воробей? В зоопарке у зверей Глупый маленький мышонок Отвечает ей спросонок: -Нет, твой голос нехорош. Слишком громко ты поешь Собирались лодыри На урок, А попали лодыри на каток Вот тебе под ушки Белые подушки

Слайд 8

4 тур – Аукцион 1. Что дама сдавала в багаж? Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку. 2.Где жил человек рассеянный? на улице Бассеянной. з.За чем послала мачеха свою падчерицу в лес? за подснежниками. 4. Куда попали лодыри вместо школы? на каток. 5. Что собирался сделать мастер – ломастер ? буфет, табурет, рамку для портрета. 6. Кому было адресовано письмо из стихотворения Почта? Борису Житкову 7.Чего боялся Петя? темноты 8.Кого приглашала мышка –мать в няньки своему ребенку? утку, жабу, лошадь, курицу, щуку, кошку.

Слайд 9

5 тур – М у з ы к а л ь н а я с т р а н и ч к а. 1 2 3 5 6 4

Слайд 10

6 тур – Чайнворд ё ж и к а т о к з ё л о е п е с т о к о т р у д и в а н о с л о н о ч л е г и п п о п о т а м о р я к

Слайд 11

ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути — Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево!

nsportal.ru

Викторина для начальных классов

скачать МАРШАКИАДА

Литературная викторина для начальных классов.

Немного биографии. Маршак о себе

Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, я уже переводил древнеримского поэта Горация.

Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.

Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.

Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.

В 1920 году в городе Краснодаре я создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.

Меня считают одним из основоположников детской литературы.

До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) я не расставался с пером и бумагой.

Задание 1

Разминка
1) Принесла овсяной кашки,

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиску,

Отвернулся он от миски.

Герой: котёнок.

Произведение: “Усатый – полосатый”.

2) Век он в дворниках служил,

Дом хозяйский сторожил.

Герой: кот Василий.

Произведение: “Кошкин дом”.

3) Кто охранял теремок?

Герой: ёжик.

4) В сказке “Двенадцать месяцев” кто подарил колечко падчерице?

Герой: Месяц Апрель.

5) Как зовут падчерицу?

Имя: нет имён в сказке.

Задание 2

“Доскажи словечко”

1) Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?
(Это он,

Это он,

Ленинградский почтальон).

Маршак С.Я. “Почта”.
2) Жил человек рассеянный

На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,
(В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки).

Маршак С.Я. “Вот какой рассеянный”.
Задание 3

“Кто больше”. Перечислить определённые предметы, встречающиеся в произведениях.


  1. Назвать животных – героев сказки Маршака “Теремок”:

  • 1)лягушка

  • 2)мышка

  • 3)петух

  • 4)ёж

  • 5)волк

  • 6)лиса

  • 7)медведь

  1. Перечислить, кто пел песню мышонку в сказке “О глупом мышонке”:

  • 1)мышка

  • 2)утка

  • 3)жаба

  • 4)лошадь

  • 5)свинка

  • 6)курица

  • 7)щука

  • 8)кошка

  1. Кто пришёл в гости к кошке в сказке “Кошкин дом”:

  • 1)свинья

  • 2)петух

  • 3)курица

  • 4)козёл

  • 5)коза

  1. Что сдавала дама в багаж:

  • 1)диван

  • 2)чемодан

  • 3)саквояж

  • 4)картина

  • 5)корзина

  • 6)картонка

  • 7)маленькая собачонка

  1. Что пообещала королева за корзину подснежников в пьесе “Двенадцать месяцев”:

  • 1)корзина золота (в которой принесли подснежники)

  • 2)бархатная шуба на седой лисе

  • 3)участие в королевском новогоднем катании

  1. Кто такой Маршак (его профессии в литературе):

  • 1)поэт

  • 2)писатель

  • 3)переводчик

  • 4)драматург

  1. Вам надо ответить, какой месяц говорит эти слова в пьесе “Двенадцать месяцев”.

  • 1) Снег теперь уже не тот –

  • Потемнел он в поле.

  • На озёрах треснул лёд,

  • Будто раскололи.

  • Облака бегут быстрей,

  • Небо стало выше.

  • Зачирикал воробей

  • Веселей на крыше.

  • Всё чернее с каждым днём

  • Стёжки и дорожки,

  • И на вербах серебром

  • Светятся серёжки.

(Март).

  • 2) Разбегайтесь, ручьи,

  • Растекайтесь, лужи!

  • Вылезайте, муравьи,

  • После зимней стужи!

  • Пробирается медведь

  • Сквозь лесной валежник,

  • Стали птицы песни петь,

  • И расцвёл подснежник.

(Апрель).

Задание № 4

Вопросы викторины по творчеству Маршака

1. Автором какого из перечисленных произведений является Самуил Маршак?

Двенадцать месяцев


Храбрый портняжка
Сказка о рыбаке и рыбке

2. Сколько лет девочке из стихотворения “Усатый полосатый”?

3 года
4 года
5 лет

3. Кого мышка-мать из “Сказки о глупом мышонке” не звала в няньки?

Лошадь
Муху
Щуку
Кошку

4. “…Всей семьёй идут гулять


Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок ёжик…”
Из какого стихотворения этот отрывок?

Сказка о глупом мышонке


Тихая сказка
Кошкин дом

5. Откуда нет писем в сумке почтальона (стихотворение “Почта”)?

Из Таганрога
Из Самары
И Баку

6. Из какого стихотворения следующий отрывок?


“…Елка плакала сначала
От домашнего тепла.
Утром плакать перестала,
Задышала, ожила…”

ДЕКАБРЬ
ПЕСНЯ О ЕЛКЕ


ЯНВАРЬ

7. У Маршака “первый день календаря” – это …

первое января
первое апреля
первое сентября

8. Что из перечисленного не пытался “смастерить” Мастер-ломастер?

Раму для портрета
Табурет
Полочку для книг

9. На какой улице жил человек рассеянный?

На Невском проспекте;
На Садовой улице;
На Бассейной улице.

10. В каком году были изданы первые детские стихи Самуила Маршака?

В 1920 г.
В 1923 г.
В 1930 г.
Задание № 5

1.Как называется книга С. Я. Маршака, в которой собраны стихотворения о различных зверюшках? В ней есть и такие строки:

Длиннохвостый кенгуру
Погулять зовет сестру,
А сестра сидит в мешке
У мамаши на брюшке.
Эй, не стойте слишком близко –
Я тигренок, а не киска!
Бедный маленький верблюд,
Есть ребенку не дают.
Он сегодня съел с утра –
Только два таких ведра!
(«Детки в клетке».)

2. Герою какого стихотворения Маршака принадлежат следующие слова?

«Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить?»
(«Вот какой рассеянный».)

3. Как называется стихотворение, которое С. Я. Маршак перевел с английского языка на русский и которое заканчивается следующими словами?

Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится,
В доме,
Который построил Джек.
(«Дом, который построил Джек».)

4. Продолжите стихотворение, вспомните его название.


Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он,
Это он,
Ленинградский почтальон.
«Почта».)

5. О какой крупнейшей стройке 20-х годов прошлого века говорит Маршак в стихотворении «Война с Днепром»?


Человек сказал Днепру:
– Я стеной тебя запру.
Ты
С вершины
Будешь
Прыгать,
Ты
Машины
Будешь
Двигать!
– Нет, – ответила вода. –
Ни за что и никогда!
(О строительстве Днепрогэса.)

6. О какой букве говорится в этом отрывке из стихотворения С. Я. Маршака «Веселое путешествие от А до Я»?


Эта буква широка
И похожа на жука.
Да при этом, точно жук,
Издает жужжащий звук… (О букве Ж.)

7. Кем был мистер Твистер из одноименного стихотворения Маршака?


(Мистер
Твистер,
Бывший министр,
Мистер
Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов…)

8. О ком и в каком стихотворении сказаны следующие слова?


Очень гордится
Он белою кожей –
Вот и ночует
На стуле в прихожей!
(О мистере Твистере из стихотворения «Мистер Твистер».)

9. Героя какого стихотворения описывают следующие строки?


Среднего роста,
Плечистый и крепкий,
Ходит он в белой
Футболке и кепке.
Знак ГТО
На груди у него.
Больше не знают
О нем ничего.
(«Рассказ о неизвестном герое».)

10. Героине какого произведения принадлежит следующий приказ?


Ручьи бегут в долину,
Зиме пришел конец.
Подснежников корзину
Несите во дворец!
Нарвите до рассвета
Подснежников простых.
И вам дадут за это
Корзину золотых!
(Королеве из «Двенадцати месяцев».)

11. В кого превратили месяцы злую мачеху и ее дочку? (В злых собак.)

12. Героиню какой русской народной сказки напоминает падчерица из сказки «Двенадцать месяцев»? (Настеньку из сказки «Морозко».)

Задание № 6

Чтобы получить хорошие оценки по математике, нужно только вспомнить стихотворения С.Я. Маршака.

1. Сколько мышат-матросов плавало на корабле? (14).

На палубе матросы


Свистят, снуют, спешат,
На палубе матросы –
Четырнадцать мышат. (“Кораблик”).

2. Сколько церквей съел Робин-Бобин? (5).

Робин-Бобин
Кое-как
Подкрепился
Натощак:
Съел теленка утром рано,
Двух овечек и барана,
Съел корову целиком
И прилавок с мясником,
Сотню жаворонков в тесте
И коня с телегой вместе,
Пять церквей и колоколен, –
Да еще и недоволен. (“Робин-Бобин”).

3. Сколько мешков муки украл славный король Артур на праздничный пирог? (3).

Артур был славным королем,
Был милостив и строг.
Украл он три мешка муки
На праздничный пирог. (“Королевский пирог”).

4. Сколько свинок без шляп и ботинок в половине шестого разгуливает по Англии? (2).

Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я видел двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово! (“Честное слово”).

5. Какая цифра красовалась на фуражке почтальона? (5).

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке? (“Почта”).

6. Сколько дней искала старушка исчезнувшего пуделя? (14).

Искала старушка
Четырнадцать дней,
А пудель по комнате бегал за ней. (“Пудель”).

Задание № 7

Я зачитываю вам названия книг, который человек рассеянный прочитал в библиотеке, а вы определите, ничего ли он не перепутал?

• «Детки в зоопарке»;
• «Почтальон»;
• «Где тут Вова? Где Андрей?»;
• «Королевский завтрак»;
• «Рассказ об известном герое»;
• «Книжка про Гришку»;
• «Откуда стул пришёл?»;
• «Цветная книга»;
• «Семнадцать месяцев»;
• «Мельник, мальчик и собака»;
• «Дом, который построил Джон»;
• «Мышкин дом».

Маршак о себе:

Самуил Маршак

Исчезнет мир в тот самый миг.

Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет темноты…

Нет, будет мир существовать,

И пусть меня в нём нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал и жил

И всё, что мог, постиг.

И этим право заслужил

На свой бессмертный миг.

Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал Маршак в 1962 году:

“Читатель мой особенного рода:

Умеет он под стол ходить пешком.

Но радостно мне знать, что я знаком

С читателем двухтысячного года!”

Самуил Маршак

Пожелание друзьям.

Желаю вам цвести, расти,

копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути –

Главнейшее условие.

Пусть каждый день и

каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет.

Вам от души желаю я,

Друзья всего хорошего.

А всё хорошее, друзья,

Даётся нам недёшево!

скачать

nenuda.ru

Игра – викторина по произведениям Самуила Маршака

1 тур

Викторина по произведениям С. Маршака

ПОЧТА

Самуил Маршак

Назовите профессию

героя стихотворения

1.Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне, С цифрой 5 на медной бляшке В синей форменной фуражке?

Почтальон

Вот какой рассеянный

Самуил Маршак

Какой герой произведения

С. Маршака мог так поступить?

2. Сел он утром на кровать  Стал рубашку надевать,  В рукава просунул руки – Оказалось, это брюки….  Вместо шляпы на ходу  Он надел сковороду.

Человек рассеянный

с улицы Бассейной.

БАГАЖ

Самуил Маршак

Что сдавала на хранение дама,

отъезжающая в другой город? 

3.Швырнула она чемодан, Ногой отпихнула диван,

Картину,

Корзину,

Картонку … – Отдайте мою собачонку!

Багаж

ЧЕГО БОЯЛСЯ ПЕТЯ?

Самуил Маршак

4.Петя маме говорит: — Можно, мама, спать при свете?. Пусть всю ночь огонь горит.

Отвечает мама: — Нет! — Щелк — и выключила свет.

Почему Петя хотел спать при свете, чего он боялся?

Темноты

Сказка о глупом мышонке

Самуил Маршак

Кому не нравился

голосок матери?

5. -Голосок твой слишком

тонок Лучше, мама, не пищи, Ты мне няньку поищи!

Мышонок

Двенадцать месяцев

Самуил Маршак

Кто помог бедной падчерице

набрать подснежников

посреди зимы?

6. Под праздник новогодний  Издали мы приказ:  – Пускай цветут сегодня  Подснежники у нас! 

Братья Месяцы

2 тур

Вставьте слово, пропущенное

в названии литературного произведения:

1. Усатый

полосатый

Встанька

2. Ванька

лодыри

3. Кот и

Зевота

4. Дремота и

Клякса

5. Вакса

Ломастер

6. Мастер

3 тур

Угадайте, что лежит в сундуке?

загадки С.Я. Маршака

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас!

часы

3 тур

Угадайте, что лежит в сундуке?

загадки С.Я. Маршака

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

тапочки

3 тур

Угадайте, что лежит в сундуке?

загадки С.Я. Маршака

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут.

мяч

3 тур

Угадайте, что лежит в сундуке?

загадки С.Я. Маршака

В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать!

утюг

4 тур

Кто в сказке живет?

Ёж

Петух

Волк

Лягушка

Назови сказку,

в которой живут

эти герои.

С. Маршак

«Теремок»

Мышка

Медведь

Лиса

4 тур

Кто в сказке живет?

Свинья

Лошадь

Кошка

Мышка

Жаба

Назови сказку,

в которой живут

эти герои.

С. Маршак

«Сказка о глупом мышонке»

Курица

Щука

Утка

5 тур

Самуил Маршак «Детки в клетке»

Дали туфельки ему . Взял он туфельку одну И сказал: – Нужны пошире, И не две, а все четыре.

Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок!

слон

жираф

Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож. На морях в белые годы Обгонял я пароходы. А теперь я здесь в саду Тихо плаваю в пруду.

пингвин

Хором читаем – Дружно отвечаем!

5 тур

Самуил Маршак «Детки в клетке»

Отчего течет вода С этого младенца? Он недавно из пруда, Дайте полотенце!

Когда пугаюсь, я бегу, Вытягивая шею. А вот летать я не могу, И петь я не умею.

лебедёнок

страусенок

Взгляни на маленьких ребят Малютки рядышком сидят. Когда не спят, Они едят. Когда едят, Они не спят.

совята

Хором читаем – Дружно отвечаем!

Самуил Маршак

Пожелание друзьям

Желаю вам цвести, расти,

  копить, крепить здоровье.

  Оно для дальнего пути –

  Главнейшее условие.

  Пусть каждый день и

  каждый час

  Вам новое добудет.

  Пусть добрым будет ум у вас,

  А сердце умным будет.

  Вам от души желаю я,

  Друзья всего хорошего.

  А всё хорошее, друзья,

  Даётся нам недёшево!

kopilkaurokov.ru

Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Литературная викторина «Умники и умницы» по произведениям С. Я. Маршака для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Развитие интереса к художественной литературе и чтению.

Задачи:

Познавательное развитие: обобщить знания детей о писателе С. Я. Маршаке, его произведениях.

Речевое развитие: развивать умение отгадывать загадки, закреплять навыки выразительного чтения стихов, развивать слуховое восприятие, память, активизировать и расширять словарь детей. Формировать интерес к художественным произведениям, обогащать духовный мир ребёнка интересными впечатлениями.

Социально – личностное развитие: развивать артистические способности детей, воспитывать у детей чувства товарищества и благородства через умение и навыки игры в коллективе.

Физическое развитие: закреплять умение чётко выполнять движения во время физкультминуток.

Художественное – эстетическое развитие: закреплять умение слушать внимательно песню на слова Маршака.

Предварительная работа: организация выставки и чтение книг С.Я. Маршака, заучивание полюбившегося отрывка произведения, лепка, рисование, просмотр мультфильмов, инсценировка по произведениям С.Я. Маршака.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, комплект разрезных картинок, маски животных.

Ход:

Дети сидят на стульчиках в 2-3 ряда.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной викторине «Умники и умницы». А посвящена она известному детскому поэту и писателю Самуилу Яковлевичу Маршаку.

С. Я. Маршак – родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже в семье заводского техника. В четыре года Самуил Маршак сочинил своё первое стихотворение. В восемь лет он пошёл в школу, ему очень нравилось учиться. Его любимым уроком был урок литературы. После окончания школы Маршак уехал в Англию и учился в университете. А когда закончил обучение, то вернулся в Россию и создал первый детский театр, начал писать произведения для детей. Его книги знают ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А насколько хорошо знаете их вы, мы посмотрим, играя в викторину «Умники и умницы по произведениям С. Я. Маршака».

Представляю членов ареопага. (представляются по имени, отчеству и фамилии, должности)

А, теперь правила викторины: Сейчас вы все теоретики и должны отвечать на вопросы, если вы знаете ответ, то поднимаете руку, отвечаете громко, полным предложением. Если ответили правильно – получаете медаль. Трое тех, кто больше всех наберёт медалей, станут агонистами, будут бороться за призовые места.

Итак готовы?

Дети: Да! Готовы!

Ведущий: Первый отборочный тур. Все вы знаете знамени весёлую азбуку про всё на свете. Я буду читать стихи, а вы должны «досказать словечко…»

 

Бегемот разинул рот:

Булки просит …(бегемот)

Гриб растет среди дорожки –

Голова на тонкой …(ножке)

Жук упал, и встать не может.

Ждет он, кто ему …(поможет)

Панцирь носит черепаха,

Прячет голову от …(страха)

Роет землю серый крот –

Разоряет… (огород).

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему …(бока)

Иней лёг на ветви ели

Иглы за ночь… (побелели)

Лодки по молю плывут,

Люди вёслами … (гребут)

Мёд в лесу медведь нашёл, –

Мало мёду, много …. (пчёл).

Таракан живёт за печкой, –

То – то тёплое … (местечко).

Ученик учил уроки –

У него в чернилах … ( щёки).

Флот плывёт к родной земле.

Флаг на каждом …. (корабле)

Ходит по лесу зверёк,

Хищный маленький … (хорёк).

Школьник, школьник, ты силач:

Шар земной несёшь, как … (мяч).

Эта кнопка и шнурок –

Электрический …(звонок)

Ягод нет кислее клюквы.

Я на память знаю … (буквы)

– Молодцы!!! Секретарь ареопага представят тех, кто должен получить медали. (вручаются медали)

Второй отборочный тур!

Самуил Яковлевич очень любил сочинять загадки – за правильно отгаданную загадку получаете медаль.

Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И сиделка на носу. (Очки)

Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко,

А за что беднягу бьют,

А за то, что он надут. (Мяч)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела,

Ела, ела Дуб, дуб

Поломала Зуб, зуб. (Пила)

Держусь я только на ходу,

А если встану упаду. (Велосипед)

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (Дерево)

Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас! (Часы)

-Молодцы! Справились! Пока уважаемый ареопаг выбирает тройку агонистов которые продолжат участие в нашей викторине предлагаю поиграть.

Игра «Мой веселый звонкий мяч»

Дети (хором):

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой!

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и громко топал.

Ты пятнадцать раз подряд.

Прыгал в угол и назад.

А потом ты покатился

И назад не воротился.

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота.

Там попал под колесо.

Лопнул, хлопнул – вот и всё!

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом, чётко и ясно проговаривая слова стихотворения)

Ведущий: – Молодцы, ребятки! А сейчас уважаемый ареопаг назовёт трёх человек – финалистов, которые поборются за призовые места.( Им вручаются ордена)

( Предлагается детям выбрать себе любую дорожку – красную, жёлтую, зелёную; (если финалистов больше можно предложить ещё несколько других дорожек)).

Ведущий: Все готовы к состязаниям! Итак, первый агон. Первым отвечает на вопрос тот, кто стоит на красной дорожке и, если правильно отвечает на вопрос – переходит на новый уровень, а если не может ответить на вопрос отвечают теоретики и получают дополнительные ордена.

Вопросы для агонистов:

Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

– Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

В лесу цветет подснежник,

А не метель метет,

И тот из вас мятежник,

Кто скажет: не метет!

1 вопрос: Кто помог бедной падчерице исполнить глупый каприз принцессы и приказание жадной мачехи? (Ответ: Месяцы).

Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки

– Оказалось, это брюки….

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

2 вопрос: Кто это такой? (Ответ: рассеянный).

Сунул голову в окошко,

Поглядел …

– Да это кошка!

Пропадешь ты здесь в огне.

Полезай в карман ко мне!

3 вопрос: Назовите имя пожарного спасшего девочку Лену и кошку из огня. (Ответ: Кузьма).

Второй агон

Швырнула она чемодан,

отпихнула диван, Картину, Корзину, Картонку …

– Отдайте мою собачонку!

4 вопрос: Из какого стихотворения эти строки, что сдавала на хранение дама переезжающая в другой город? (Ответ: багаж).

Нынче праздник веселый у нас.

На дворе под гармонику пляс.

Мы прогнали медведя в леса,

Без хвоста убежала лиса.

Вот такие чудеса!

5 вопрос: Кто напевал эту песенку? (Ответ: звери).

– Голосок твой слишком тонок

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

6 вопрос: Кому не нравился голосок матери? (Ответ: мышонок).

Третий агон

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке

В синей форменной фуражке?

7 вопрос: Кто это? Назовите профессию героя стихотворения. (Ответ: почтальон).

Люди спрашивают:

– Кто это у вас?

А девочка говорит:

– Это моя дочка.

Люди спрашивают:

– Почему у вашей дочки серые щечки?

А девочка говорит:

– Она давно не мылась.

8 вопрос: Кто был завернут в платок у девочки? (Ответ: котёнок).

Ну, что поделать! В дождь и снег

Нельзя же быть без крова.

Кто сам просился на ночлег –

Скорей поймёт другого.

Кто знает, как мокра вода,

Как страшен холод лютый,

Тот не оставит никогда

Прохожих без приюта!

9 Вопрос: Назовите название этой сказки? (ответ: кошкин дом)

Музыкальная пауза прослушивание песни « Из чего же сделаны наши мальчишки…»

Блиц – вопросы (дополнительные вопросы для проигрывающих)

«Продолжите»

1. Усатый …(полосатый)

2. Я- зверёк и ты – зверёк, я – мышонок, ты – …(хорёк)

3. Умный … (мышонок)

1. Рассеянный с улицы … (Басейнной)

2. Детки в … (клетке)

3.Диван, чемодан, саквояж, картина, корзина, картонка….(маленькая собачонка)

1. Мой весёлый звонкий…(мяч)

2. Это он, это он ленинградский….(почтальон)

3. Вот один иль единица очень тонкая как ….(спица)

Четвёртый агон

«Собери пазл и назови сказку» (нужно быстро собрать картинку и назвать сказку Маршака)

Ведущий: – Молодцы, ребятки! Справились и с этим заданием.

Пока уважаемый ареопаг совещается, предлагаю показать сказку Самуила Яковлевича Маршака «Сказка о глупом мышонке».

(Дети инсценируют сказку)

В конце награждение победителей.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

“Творчество С.Я. Маршака” (викторина)

Оформление: портрет С.Я.Маршака, 125 лет со дня рождения, газета. Выставка книг.

Ход урока

Что вы знаете о жизни С.Я.Маршака?

Учитель: Самуил Яковлевич Маршак. 3 ноября 2012 года замечательному поэту исполняется 125 лет со дня рождения. Ваши бабушки и дедушки, ваши мамы и папы знают наизусть многие его веселые сказки: «Двенадцать месяцев», «Детки в клетке», «Усатый – полосатый»…

Книги Маршака знают не только в нашей стране, но и за рубежом: в Англии, Китае, Японии, Италии.

Сочинять стихи Маршак начал с четырех лет. Школьником он уже писал большие поэмы, переводил стихи с латинского и польского языков, позднее – с английского и итальянского. Юный Маршак писал стихи для взрослых, взрослым – для детей.

В семье Маршака очень любили стихи. «Самое сильное впечатление, которое осталось на всю жизнь, произвели на меня сказки Пушкина».

В 1923 году были напечатаны первые стихи С.Я.Маршака: «Дом, который построил Джек». Маршак написал более 200 произведений для детей: стихи, песенки, шутки, загадки, сказки, пьесы.

Задорные стихи про мяч:

Мой веселый,

Звонкий мяч,

Ты куда помчался… (вскачь)?

Вы хорошо знаете человека рассеянного с улицы Бассейной. Вы думаете, нет такой улицы? Есть! В городе Петербурге, где Маршак начал писать для детей. Сейчас здесь находится детская библиотека его имени.

А вы помните, как одна дама сдавала в багаж маленькую собачку? Что ещё она сдавала в багаж? (Ответы детей).

А сейчас послушаем с вами стихотворение про другую собачку.

На свете старушка спокойно жила,

Сухарики ела и кофе пила.

И был у старушки

Породистый пес:

Косматые уши

И стриженый нос.

Старушка сказала:

«Открою буфет

И косточку пуделю

Дам на обед».

Подходит к буфету,

На полку глядит,

А пудель на блюде

В буфете сидит.

Учитель: Стихи Самуила Яковлевича складные, музыкальные, потому что читаются и легко запоминаются.

«Разноцветная книга». Зеленая – летний луг с цветами и бабочками, желтая – песчаная степь с верблюдами, синяя – море с плывущими кораблями, белая – зимняя со следами птиц на белой поляне и лисицей, оставляющей след от пушистого хвоста, красная – праздничная, черная – звездная ночь с огоньками. На страницах – задушевные, ласковые стихи о родной природе. Послушаем одно из них.

Эта страница – зеленого цвета.

Значит, на ней постоянное лето.

Если бы здесь уместиться я мог,

Я бы на этой странице прилег.

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь, на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

Вот темно-красная божья коровка,

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

Вот в одинаковых платьях, как сестры,

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пестрой,

То, раскрываясь, несутся опять.

Учитель: Очень много сделал Маршак для детской литературы.

«Детский писатель, – говорил Маршак, – должен быть умным человеком, как все взрослые, и очень наивным, как ребенок».

В своих стихотворениях Самуил Яковлевич часто обращался к веселой, шутливой тематике. Иногда кого-то высмеивал, но не зло, а с юмором. Помните стихотворение про «Мастера-ломастера»? Что он хотел построить? (Ответы детей.) А что получилось? (Ответы детей.) Маршак добродушно смеется над мальчиком-неумехой, ведь у него еще все впереди. Научится!

Я учиться не хочу,

Сам любого научу.

Я – известный мастер

По столярной части!

У меня охоты нет

До поделки мелкой.

Вот я сделаю буфет –

Это не безделка!

Смастерю я вам буфет –

Простоит он сотню лет.

Вытешу из елки

Новенькие полки.

Наверху у вас сервиз –

Чайная посуда.

А под ней просторный низ

Для большого блюда.

Полки средних этажей

Будут для бутылок.

Будет ящик для ножей,

Пилок, ложек, вилок.

У меня, как в мастерской.

Все, что нужно, под рукой:

Плоскогубцы и пила,

И топор, и два сверла,

Молоток,

Рубанок,

Долото,

Фуганок.

Есть и доски у меня.

И даю вам слово,

Что до завтрашнего дня

Будет все готово.

Завизжала пила,

Зажужжала, как пчела,

Пропилила полдоски,

Вздрогнула и стала.

Будто в крепкие тиски

На ходу попала.

Я гоню ее вперед,

А злодейка не идет.

Я тяну ее назад –

Зубья в дереве трещат…

Не дается мне буфет.

Сколочу я табурет.

Не хромой, не шаткий,

Чистенький и гладкий.

Во и стал я столяром,

Заработал топором.

Я по этой части

Знаменитый мастер.

Раз, два – по полену.

Три, четыре – по колену.

По полену, по колену,

А потом врубился в стену…

Топорище – пополам,

А на лбу остался шрам.

Обойдусь без табурета,

Лучше рама для портрета.

Как ударил молотком –

Гвоздь свернулся червяком.

Забивать я стал другой,

Да согнулся он дугой.

Третий гвоздь заколотил –

Шляпку набок своротил…

Унывать я не люблю,

Из своих дощечек

Я лучинок наколю

На зиму для печек.

Щепочки колючие, тонкие, горючие

Затрещат, как на пожаре,

В нашем старом самоваре.

То-то весело горят!

А ребята говорят:

– Иди, столяр, разводи самовар,

Ты у нас не мастер,

Ты у нас – ломастер!

Учитель: Много хороших, добрых и умных стихов написал Маршак о школе. О первоклассниках: «Веселая азбука», «Разговор с первоклассником», «Первый день календаря»; о школьных друзьях: «Друзья-товарищи»; о школьных уроках, делах, переменках: «Праздник лета», «Приметы», «Знаки препинания», «Урок родного языка», «Угомон».

Не все дети одинаковы: одни прилежны и внимательны, другие любят пошалить, бывают нерадивые ученики и растяпы, бывают и лодыри, правда? И о них писал Маршак («Кот и лодыри»), веря, что они обязательно исправятся.

Собирались лодыри

На урок,

А попали лодыри

На каток.

Толстый ранец с книжками

На спине,

А коньки под мышками

На ремне.

Видят, видят лодыри:

Из ворот

Хмурый и ободранный

Кот идет.

Спрашивают лодыри

У него:

– Ты чего нахмурился,

Отчего?

Замяукал жалобно

Серый кот:

– Мне, коту усатому,

Скоро год.

И красив я, лодыри,

И умен,

А письму и грамоте

Не учен.

Школа не построена

Для котят.

Научить нас грамоте

Не хотят.

А теперь без грамоты

Пропадешь,

Далеко без грамоты

Не уйдешь.

Ни попить без грамоты,

Ни поесть,

На воротах номера

Не прочесть!

Отвечают лодыри:

– Милый кот,

Нам пойдет двенадцатый

Скоро год.

Учат нас и грамоте,

И письму,

А не могут выучить

Ничему.

Нам учиться, лодырям,

Что-то лень.

На коньках катаемся

Целый день.

Мы не пишем грифелем

На доске,

А коньками пишем мы

На катке!

Отвечает лодырям

Серый кот:

– Мне, коту усатому,

Скоро год.

Много знал я лодырей

Вроде вас,

А с такими встретился

В первый раз!

Учитель: Маршак очень хотел, чтобы все дети были воспитанными и вежливыми.

Ежели вы вежливы

И к совести глухи,

Вы место

Без протеста

Уступите старухе.

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В троллейбус

Вы поможете

Взобраться

Инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То, сидя на уроке,

Не будете

С товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы –

То есть сами.

И ежели вы вежливы,

То в разговоре с тетей

И с дедушкой,

И с бабушкой

Вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Учитель: Какие сказки Маршака вы знаете? («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке» и др. Читает «Тихую сказку»)

А сейчас я хочу посмотреть, как вы умеете отгадывать загадки. Их для вас тоже придумал Маршак.

Под Новый год

Пришел он в дом

Таким румяным толстяком,

Но с каждым днем терял свой вес

И под конец совсем исчез.

(Календарь.)

Мы ходим ночью, ходим днем,

Но никуда мы не уйдем.

Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас!

(Часы.)

Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом под столом,

А ночью под кроватью.

(Тапки.)

Бьют его рукой и палкой,

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут!

(Мяч.)

В Полотняной стране,

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

(Утюг.)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не пойду,

Покуда он идет.

(Дождь.)

Держусь я только на ходу,

А если встану – упаду.

(Обруч.)

Принялась она за дело,

Завизжала и запела.

Ела, ела

Дуб, дуб,

Поломала

Зуб, зуб.

(Пила.)

А теперь – викторина. Я начну, а вы продолжайте.

Стал девочка котенка укладывать спать:

Вот тебе под спинку –

(Мягкую перинку,)

Сверху на перинку –

(Чистую простынку.)

Вот тебе под ушки

(Белые подушки,)

Одеяло на пуху

(И платочек наверху.)

Нашу речку, словно в сказке,

За ночь вымостил мороз,

Обновил (коньки, салазки),

Елку из лесу (принес).

Елка плакала сначала

От (домашнего тепла),

Утром плакать (перестала),

Задышала, (ожила).

Ищут (пожарные),

Ищет (милиция),

Ищут (фотографы)

В нашей столице,

Ищут давно,

Но не могут найти…

(Парня какого-то

Лет двадцати.)

Мать на рынок уходила,

Дочке Лене говорила:

«Печку, Леночка, не тронь.

Жжется, Леночка, огонь!»)

«Я зверек,

И ты зверек,

Я – мышонок,

Ты – (хорек).

Ты хитер,

А я умен,

(Кто умен,

Тот вышел вон!)

А теперь подскажите одно лишь словечко в названии стихотворения: «Олино колечко», «Ванька – Встанька», «Мистер – Твистер», «Дремота и зевота», «Вакса – Клякса», «Радуга – дуга», «Круглый год», «Хороший день», «Веселый счет», «Маленький мальчик и осел», «Сказка об умном мышонке».

Отгадайте, откуда эти строчки?

Дрался Гришка с Мишкой.

Замахнулся книжкой,

Дал разок по голове –

Вместо книжки

Стало две.

(«Книжка про книжку»)

– Чем заслужил ты единицу?

– Я получил ее за птицу.

В естествознании я слаб,

Назвал я птицей баобаб.

(«Шесть единиц»)

Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки –

Оказалось, это брюки.

(«Вот такой рассеянный»)

Это кто

Разбил мячом

Чашку на буфете?

Петя был тут ни при чем,

А попало Пете.

(«Где тут Петя, где Сережа?»)

Скажите, кто это?

Полосатые лошадки,

Африканские лошадки…

Разлинованы лошадки,

Словно школьные тетрадки,

Разрисованы лошадки

От копыт до головы.

(Зебры.)

На дальнем жарком юге,

На пальмах и кустах

Визжат мои подруги,

Качаясь на хвостах.

Чудесные бананы

На родине моей…

(Обезьяны.)

Рвать цветы легко и просто

Детям маленького роста.

Но тому,

Кто так высок,

Нелегко сорвать цветок.

(Жираф)

Подскажите ответы на мои вопросы.

  • Кто такая Вакса – Клякса? (Собака такса)

  • Что сдавала дама в багаж? (Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку)

  • Что надел человек рассеянный вместо шляпы? (Сковороду.)

  • Каких нянек приглашала мама – мышка к глупому мышонку? (Утку, жабу, лошадь, свинью, курицу, щуку, кошку)

  • Кого перехитрил умный мышонок? (Кошку, хорька, белок, ежей, сову)

  • Какому писателю было адресовано письмо, облетевшее за ним весь свет? (Борису Житкову)

  • Сколько лет было коту, встретившемуся с лодырями? (Скоро будет год.)

  • В какой сказке девочка зимой ходила в лес за цветами? («Двенадцать месяцев»)

Выставка книг.

Ребята, посмотрите, а вот книги С.Я.Маршака: красочные, веселые и задорные, игривые и немножко грустные.

Гимназия «БЭСТ»

Тема: «Творчество С.Я.Маршака» (посвященное 125 – летию )

(викторина)

Составила: Чернова С.А.

г. Петропавловск, 2012 г.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *