Самообразование воспитателей.
Дошкольное образование на современном этапе подвергается большим изменениям. В своей сущности меняется собственно подход к образованию -оно становится непрерывным, а дошкольное образование выступает как начальный этап. Имеющийся многолетний педагогический опыт переосмысливается и получает новое развитие. Меняются устоявшиеся принципы образования, подходы и методы, адекватные современному развитию общества, межличностных коммуникаций между теми «кто учит и кого учат».
На этом фоне главным условием эффективности процесса обучения на всех этапах выступает личность педагога, его глубокие знания и умение передавать их подрастающему поколению. Поэтому он должен обладать достаточной квалификацией и постоянно повышать свой профессиональный уровень. Постоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребенка. Педагогу не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путем самообразования и творческих поисков педагог придет к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дошкольного учреждения.
Самообразование — это целенаправленная работа педагога по расшире-
нию и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имею-
щихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете
современных требований педагогической и психологической наук. Педагог
должен в течение учебного года или другого периода времени углубленно
заниматься проблемой, решение которой вызывает определенные затрудне-
ния или которая является предметом его особого интереса.
В настоящее время, исходя из требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), определились приоритетные направления развития детей дошкольного возраста. Главное требование-становление ЛИЧНОСТИ ребенка. Ему подчинены целевые ориентиры (социальные и психологические характеристики) на этапе завершения дошкольного образования.
Рассмотрим некоторые темы, наиболее важные для воспитания и развития ребенка-дошкольника на сегодняшний день и которые могут являться предметом самообразования воспитателя.
Тема сохранения и укрепления здоровья воспитанников всегда актуальна и является первоочередной задачей дошкольного учреждения. Сегодня многие дети уже в детском саду имеют целый букет хронических заболеваний, возрастает количество часто болеющих детей. Поэтому необходима большая работа по закаливанию детей в системе и формированию знаний о здоровом образе жизни. При разработке своего плана по самообразованию, воспитатель может прописать сотрудничество с медицинскими специалистами ДОУ, детской поликлиники и другими лечебно-профилактическими учреждениями. Это сотрудничество принесет необходимые рекомендации по организации закаливания в группе, проведение совместных с семьей мероприятий познавательного характера, просвещение родителей в вопросах закаливания своих детей. При реализации своего плана по самообразованию воспитателем и родителями группы будет приобретено и (или) изготовлено необходимое оборудование для профилактики плоскостопия, закаливающих процедур, занятий по формированию знаний о здоровом образе жизни. Будет осуществляться взаимодействие: медицинские специалисты-воспитатель-родители.
Таким образом, выбрав данную тему самообразования, педагог получит новые знания по профилактике заболеваний и разработке системы закаливания, научится организовывать просветительскую работу с семьей в новых формах, дети будут оздоравливаться в системе, а не от случая к случаю, а родители получат знания и умения об оздоровлении своих детей.
Ранний возраст от 1,5 до 3 лет характеризуется активным становлением всех психических функций ребенка. Главным признаком развития становится речь. В последнее время наблюдается тенденция к увеличению нарушений речевого развития у детей. Поэтому процесс работы над речевым развитием детей с раннего возраста очень важен в педагогической работе.
Для ее развития воспитателю группы необходимо знать множество устного речевого материала-стишков, потешек, песенок. Взяв данную тему для самообразования, педагог углубится в мир народного творчества с его многообразием устных произведений для малышей. В процессе реализации данной темы воспитатель реализует основную суть- активное соучастие и сотворчество педагога и ребёнка. Взрослый должен приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали, вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Для этого необходимо изучить большое количество научно-методической литературы, методических приемов по активизации речи у малышей.
Важна и организация работы по развитию речи в пространстве группы. Здесь большую помощь могут оказать интернет-ресурсы по обмену практическим опытом по организации предметно-пространственной среды в группе. Изучая опыт коллег, воспитатель находит интересные идеи по данному направлению, учится адаптировать их с учетом своих задач и состава детей группы. Так же воспитатель может запланировать в плане самообразования сотрудничество с музыкальным руководителем ДОУ по разучиванию народных потешек и песенок. Музыка поможет детям лучше воспринять эмоциональное настроение произведения (грустно-весело и тд). Осуществляя тесную связь с родителями, педагог обучает их рассказыванию произведений детям, показывает приемы воздействия на ребенка, тем самым повышая свою педагогическую компетентность.
На сегодняшний день данная тема, как и проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Это обусловлено тем, что в последнее время у молодых людей происходит притупление чувства гендерной принадлежности в связи с ростом проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений, роста неадекватных форм поведения среди молодежи и др. У детей перед глазами нет четкого примера, который бы показал им как правильно вести себя в соответствии с половыми признаками. Вместо этого они наблюдают через СМИ мужчин с длинными волосами и косметикой на лице, женщин, стреляющих и воюющих,как мужчины. Поэтому для правильного подхода в социализации детей необходима планомерная работа воспитателя.
Формирование полоролевого поведения возможно в различных сферах деятельности детей. Каждый педагог может сам определить в каком виде деятельности данному вопросу уделить наибольшее внимание ( в играх, физической или эстетической деятельности и др). Такую работу можно организовать совместно с другими специалистами ДОУ (музыкальный руководитель, психолог и др), с родителями. Мастерство педагога будет заключаться в том, что в процессе самообразования и реализации мероприятий с детьми, он найдет интересные, нетрадиционные формы подачи материала, задействует как можно больше специалистов, родителей, средств ТСО; организует пространство группы так, что дети будут вести себя в соответствии с гендерным поведением во всех видах деятельности.
Выбор темы связан с целью подбора эффективных методов, приёмов и способов через которые педагог может воспитывать у детей патриотические чувства к своей Родине. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям. Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания. Работая над данной темой, педагог, в первую очередь должен выбрать собственное направление деятельности с детьми. Это могу быть:
– работа в патриотических объединениях (старший возраст в ДОУ )по изучению конкретной темы
– работа по формированию знаний о культуре своего народа в определенной области (например, направление «Марийский костюм», «Костромская игрушка» и тд)
– работа по формированию знаний об исторических событиях своего города, республики, края.
Выбрав направление, педагог должен выбрать форму работы. Для этого он должен изучить много литературных источников и интернет-ресурсов, проанализировать разнообразие форм и методов применимо к детям своей группы и выбрать наиболее эффективную.
Наиболее эффективным в данной области считаются метод проектов, при реализации которых задействуются и семья, и специалисты учреждения, и сторонние заинтересованные организации и дети группы. Работа получается объемная, дети получают много новых знаний, у них формируются чувства патриотизма, прививаются культурные ценности своего народа, работа сплачивает семью, а педагог совершенствует свое мастерство в целенаправленной работе с детьми, родителями и коллегами.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения в жизненных ситуациях и ситуациях критических, опасных. Cовременный мир изменил подход к проблеме безопасности, в неё вошли даже такие понятия как катастрофа и терроризм. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту.
Для изучения данного вопроса и повышения своего мастерства в транслировании данного материала детям, воспитатель должен в первую очередь, опираться на возраст детей своей группы, разделить весь материал на «внутреннюю» и «внешнюю безопасность». «Внутренняя» безопасность предполагает безопасность дома в бытовых ситуациях, а «внешняя» соответственно вне дома- на улице, общение с чужими людьми, угрозы террактов и катастроф. Когда воспитатель условно разделит весь материал, ему станет понятно, какие ситуации обсуждать в первую очередь. Для изучения форм, методов и приемов «проигрывания», «проживания» опасных ситуаций воспитатель должен изучить много различных источников не только педагогической направленности, но и рекомендации силовых структур, служб спасения и тд..
Я считаю, что наиболее эффективной формой привития реальных практических навыков поведения в критических ситуациях детям, является метод моделирования реальных ситуаций. Педагог, в свой план самообразования по этой теме, обязательно должен включить изучение данного метода. Как правильно организовывать такие занятия, какой материал использовать, какие роли исполнять.
Так же педагог должен изучить и возможность широкого применения мультимедийных средств.
Таким образом, тема для самообразования педагога очень актуальная и нужная. Привитие детям знаний, умений и навыков правильного поведения в различных ситуациях, в том числе и критических, работа очень нужная, которая в реальной жизни поможет детям сохранить не только свое здоровье, но и жизнь.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- Л.С. Выготский.
В современном мире постоянно движущейся науки, технического прогресса и применения множества гаджетов у детей должен быть сформирован устойчивый интерес к изучению новых предметов, межпредметных связей и явлений. Для этого необходимо развивать широту мышления, его гибкость, интерес и способность к экспериментированию с новым материалом.
Развитие детской любознательности, пытливости ума, познавательного интереса в условиях ДОУ можно добиться путем организации работы по экспериментально-исследовательской деятельности детей. Главная роль в организации принадлежит воспитателю, как взрослому наставнику детей. Поэтому при организации работы по данному направлению воспитателю необходимо сначала самому изучить тему, направления работы, подобрать материал, организовать предметно-развивающую среду. В своем плане самообразования педагог должен запланировать изучение специальной литературы, опыта коллег, инновационных технологий ТРИЗ, приобретение навыка работы с приборами (если таковые есть), веществами. Главное- он должен изучить, осмыслить и применить в работе с детьми специальные методы и приемы, направленные на формирование мотивации детского экспериментирования. В процессе этой работы у детей будут улучшаться мыслительная деятельность, внимание, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, что в дальнейшем благоприятно скажется на обучении в школе.
Работа с семьей всегда была и остается наиболее актуальной темой в ДОУ. Меняются времена, меняется жизнь, меняются люди. Каждое поколение родителей является продуктами своего времени. Поэтому для воспитателя особенно важно привлечь родителей к сотрудничеству средствами, соответствующими духу времени и поколения, к которому принадлежат современные папы и мамы. Для полного изучения этой темы, педагог должен быть хорошо подготовлен и осведомлен о том, чем дышат сегодняшние семьи, какие у них приоритеты в воспитании своего ребенка. Для проведения такой работы педагог сам должен, в первую очередь, быть хорошо подготовлен и информирован. Это задача для самообразования.
В своей работе воспитатель может выбрать метод проектов (проекта). Рациональность такого метода заключается в том, что во время его реализации педагог не только обучает родителей, но и учится сам. Для поддержания интереса к взаимосотрудничеству с семьями можно применять не традиционные формы (методы,приемы) работы с родителями.
Нетрадиционные формы работы с родителями – т.е. нестандартные, особенные, оригинальные, отличающиеся от общепринятых. Родители привыкли, что основной формой в детском саду является родительское собрание. Для молодых родителей эта форма является скучной и не интересной. Для того, чтобы заинтересовать родителей, педагог в своем плане самообразования, может запланировать изучение и проведение работы с семьями в таких необычных формах, как ток-шоу, педагогическая лаборатория, читательская конференция, аукцион и др.с применением мультимедийных средств. Такие формы вызывают у родителей всплеск активной работы и задача воспитателя –направить эту активность в нужное русло. Для этого в своем плане самообразования, педагог должен запланировать и теоретическое изучение вопроса, и знакомство с методами изучения семьи, и изучить креативные, необычные формы работы с родителями. С каждым проведенным мероприятием педагог будет повышать свое мастерство, учиться на собственных ошибках. Но и в результате получит активных заинтересованных родителей группы.
Таким образом, работа по самообразования воспитателя является важной неотъемлемой частью повышения квалификации. Чтобы получить хороший результат в работе педагог должен постоянно совершенствоваться не только как профессионал, но и как личность. Потому что работа по самообразованию способствует не только профессиональному росту педагога, но и развитию его личности, как примера для подражания подрастающего поколения.
Литература:
1. Овчинникова Т.С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях. КАРО, С-Пб.,2006.
2. Елецкая О.В., Вареница Ю.А. День за днем говорим и растем. ТЦ «Сфера»,М,2007
3. Лямина Г.М. «развитие речи ребенка раннего возраста»,М,АЙРИС ПРЕСС,2005.
4. Щетинина А. М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. – Издательство: “ТЦ Сфера”, 2010.
5. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников//Ребенок в детском саду.-2010.-№4.
6. Авдеева, Н.Н. Князева, Н.Л. Безопасность. – СПб: «Детство – Пресс», 2004.
7. Мартынова А.А., Сучкова И.М.. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Волгоград: Учитель, 2011.
8. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез,
nsportal.ru
№ п/п | Дата проведения | Мероприятие |
| ||
1 | В течение года | Изучение методической литературы по данной теме: 1.Л.Н. Смирнова, С.Н. Овчинников “Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения до четырех лет”, Москва, АСТ “Астрель”, 2009 г. 2.С.В. Курдюкова, А.В. Сунцова “Развиваем речь” – советы нейропсихолога , Москва, “ЭКСМО”, 2010 г. 3. И.С. Лопухина “Логопедия. Речь. Ритм. Движение.”, Санкт-Петербург, КОРОНА – Век, 2012 г. и д.р. |
2 | В течение года | Изучение педагогического опыта педагогов других учебных заведений, представленного в Интернете. |
3 | 2016 год | Участие в заседаниях педагогического совета. |
4 | 2016 -2017 г.г. | Профессиональная подготовка по программе «Дошкольное образование» |
| ||
1 | 2015 – 2017г. | Изготовление дидактических пособий |
2 | В течение 2016 года | Подбор, изготовление дидактических материалов, разработка занятий для детей от 0 до 5 месяцев. |
3 | В течение 2017 года | Подбор, изготовление дидактических материалов, разработка занятий для детей от 6 до 12 месяцев. |
4 | Ежегодно | Обновление наглядного материала |
| ||
1 | В течение года |
|
4 Трансляция и обобщения опыта работы ( Проведение открытых занятий, выступление на педсоветах, заседаниях МО, методических неделях, разработка авторских программ, обобщение опыта работы по теме) | ||
1 | 2 полугодие 2015г. | Участие в конкурсе дидактических пособий |
2 | 2016г. | Подготовка конспектов занятий, методических материалов и размещение публикаций на сайте. |
3 | 2016г. | Проведение открытого занятия для педагогов Дома ребенка с ребенком в возрасте от 0 до 6 месяцев. |
4 | В течение года по согласованию | Выступления на заседаниях педагогического совета |
5 | 1 полугодие 2017г. | Участие в конкурсе сочинений «Мир глазами ребенка» |
6 | 1 полугодие 2017г. | Участие в дистанционных педагогических конкурсах |
7 | 2 полугодие 2017 года | Проведение открытого занятия для педагогов Дома ребенка с ребенком в возрасте от 6 до 12 месяцев. |
8 | 2017 г. | Обобщение опыта по теме: «Методы активизации речевого развития детей от 0 до 12 месяцев» |
9 | 2017 г. | Публикация материалов на сайте. |
nsportal.ru
Месяц | Направления работы | Способы достижения | Анализ достижений |
Сентябрь | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании»,других нормативных документов | Знакомство и анализ документации. | |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | ||
Октябрь | Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | |
Подготовка к аттестации: Подбор литературы по теме самообразования. | Работа с личной библиотекой, интернетом. | ||
Ноябрь | Изучение теории по теме: «________________ _______________________________________» | Знакомство с литературой по данной тематике. | |
Посещение занятий воспитателей, применяющих новые технологии . | Обмен опытом по проблеме. | ||
Декабрь | Работа над модернизацией комнаты. | Оформление уголка группы _______________________ | |
Работа над созданием методических папок. | Подбор материала по темам. | ||
Январь | Разработка плана на, месяц, год. | Подбор материала. | |
Изучение теории личностного обучения, воспитания. | Знакомство с литературой. | ||
Февраль | Подготовка презентации рабочей программы | Подбор материала
| |
Создание нового паспорта группы. | Проведение полной инвентаризации группы. | ||
Март | Разработка программы для летнего лагеря | Изучение литературы | |
Разработка мероприятий для летнего лагеря | Подбор материала | ||
Апрель | Подготовка праздника День победы. | Репетиции. | |
Защита рабочей программы. ______________ ____________________________________ | Выступление с презентацией на метод объединении. | ||
Май | Изучение проблемы применения активных форм воспитания. | Обобщения опыта работ коллег района. | |
Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | Подбор методической литературы. | ||
Июнь | Подготовка к выезду в ЛОТЛ «Ласточка» | Оформление уголка отряда, репетиция девиза, речёвки. |
nsportal.ru
План самообразования воспитателя
Барановой Светланы Юрьевны
МДОУ «Детский сад № 3 «Колокольчик»
Тема:
«Воспитание творческой направленности личности
дошкольников в условиях коллективной деятельности
Введение
Нравственно-эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных – изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными.
Как правило, на занятиях в детском саду дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех воспитанников группы. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Они понимают, что вместе могут получить более значительное изображение, чем каждые в отдельности.
Важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации изобразительной деятельности, является то, что детям дошкольного возраста очень нравится такого рода работа. Во-первых, потому, что каждый чувствует себя сопричастным полученному общему продукту, и это, безусловно, радует детей; во-вторых как правило, результат – картина, созданная всеми вместе, – получается более впечатляющая, эмоционально гораздо сильнее затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значения деятельности каждого ребенка, не нивелирует его индивидуальные усилия. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результата: чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.
Пояснительная записка
Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических, эстетических идей, способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации дает возможность формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для появления и формирования общественно ценных мотивов.
Необходимо, чтобы коллективной деятельности предшествовал подготовительный этап, который позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительно деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.
Основной этап – этап выполнения работы. Он включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них умений творчески работать в коллективе.
Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы. Выполненную детьми композицию лучше всего на несколько дней оставить в групповой комнате детского сода. Она не раз привлечет внимание детей, станет объектом разных разговоров , дискуссий, игр, стимулирует рождение новых творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
-Развитие способностей к анализу и перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
-Проявление своего творческого потенциала ;
-Пропаганда своих достижений;
-Развитие исследовательской деятельности;
-Формирование у детей умений и навыков работать вместе, развивать привычку к взаимопомощи.
Срок реализации: 1 год (2014-2015 учебный год)
Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:
Комарова Т.С., Савенков А. И. «Коллективное творчество дошкольников», 2005г;
изучение статей в журналах: «Воспитатель ДОУ», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч»
2. Изучение педагогического опыта (ресурсы интернета).
Ожидаемый результат: расширение общепедагогических и психологических знаний, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня.
Внедрение в практику:
1.Составление тематического планирования занятий (коллективных практических работ)в средней группе (сентябрь)
2.Участие в конкурсах, выставках различного уровня (сентябрь – май)
3. Оценивание овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью по критериям: общение, планирование, оценивание, изо-навыки, творчество (приложение1, приложение 2)
Ожидаемый результат: обобщение опыта.
Представление опыта работы:
Ожидаемый результат: распространение опыта.
Приложение 1
«Критерии оценки овладения детьми коллективной изобразительной деятельностью» | |||||||||||||
Фамилия Имя детей | Коллективная изобразительная деятельность | ||||||||||||
Коммуникативные способности | Способности по изо-деятельности | Уровень освоения программы | |||||||||||
Общение | Планирование | Оценивание | Изо-навыки | Творчество | |||||||||
начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | начало | конец | ||
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
Уровни | Высокий | ||||||||||||
Средний | |||||||||||||
Низкий |
Шкала уровней: 0-6 низкий
7-11 средний
12-15 высокий
Приложение 2
Раздел | Баллы | Критерии оценки |
Общение | 3 | Легко общается в коллективе, владеет навыками вежливого поведения. |
2 | Требуется незначительная помощь воспитателя в сотрудничестве с детьми, стремление к общению со сверстниками. | |
1 | Ребёнок не инициативен в общении: необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. | |
Планирование | 3 | Умеет совместно со сверстниками планировать и раскрывать тему, находить пути решения задач, доброжелательно относится к мнению других. |
2 | Строит разнообразные новые идеи: индивидуально подходит к творческим замыслам, но не воспринимает мнения других. | |
1 | Не умеет находить пути решения задач без помощи взрослого. | |
Оценивание | 3 | Умеет адекватно оценивать работу. Понимает о недопустимости равнодушия (от качества труда каждого ребенка зависит результат работы) |
2 | Умеет видеть положительные работы сверстников, но выделять только свой труд. | |
1 | Не умеет оценивать и сравнивать конечный результат. | |
Изо-навыки | 3 | Легко усваивает новые техники, владеет навыками действия изобразительными материалами. |
2 | Испытывает затруднения при действиях с изобразительными материалами. | |
1 | Выполняет работу однотипно, материал использует неосознанно. | |
Творчество | 3 | К выполнению задания относится с творческой фантазией, работа отличается оригинальностью. |
2 | Требуется незначительная помощь воспитателя в стремлении к наиболее полному раскрытию замысла. | |
1 | Не стремится к полному раскрытию замысла, необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого. |
nsportal.ru
МУНИЦИПАЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОГОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ГОЛЫШМАНОВСКОГО РАЙОНА
Сообщение на тему:
«Самообразование воспитателя как основа успешной педагогической деятельности»
Составила: Т.Н.Емелина, старший воспитатель
детского сада «Ромашка» структурного
подразделения МАОУ «Земляновская СОШ»
ОКТЯБРЬ 2014 ГОД
Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: “ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ:”
2. К.И. Чуковский сказал: «Я чувствую себя в праве сказать: да здравствует самообразование во всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…
3. Существует несколько терминов понятия «Самообразование», из всех мы можем выделить самое главное – это самостоятельная работа.
4. Зачем нужно самообразование? Ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Поэтому постоянное самообразование – вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не “отстать от поезда современности”.
5. Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
6. Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. На основании этого педагог и выбирает тему по самообразованию.
Выбором темы для педагога со стажем, могут служить умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
7. Также тематикой самообразования также может быть: одна из годовых задач, проблема, которая вызывает у педагога затруднение, пополнение знаний по уже имеющемуся опыту.
8. С чего же начинать работу по самообразованию?
Для этого нужен план работы по самообразованию.
Поэтому мы выделяем
1.Проблему– 2.тему – 3.этапы работы
(цели, задачи, планирование работы, теоретическое изучение проблемы, практическое изучение, подведение итогов самообразования) –
4.предполагаемый результат и 5.формы его представления
Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, ее освещенности в теории и практики дошкольного воспитания и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам, но как правило они рассчитываются от аттестации до аттестации.
9. Результативность этапов работы по самообразованию:
1 этап – Организационно-ознакомительный.
Он включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала.
Формы представления материалов работы ( консультации, доклады, наглядно-иллюстративный материал, планы, конспекты мероприятий, программы).
10. 2 этап – Основной
Предполагает внедрение в работу подготовительного материала.
Форма представления результатов:
проведение мероприятий по теме самообразования.
3 этап – Заключительный
Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
Также по окончании каждого этапа проводится рефлексия (самоанализ).
11. Как правильно сформулировать тему
– Что то – как условие развития – чего то
– Что то – как средство формирования – чего то
– Использование чего либо – как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т. п.) – чего либо.
12. Например:
«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
13. Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового, то есть определение актуальности и новизны исследования
14. Формулирование цели исследования
Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы.
Например:
ТЕМА: «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
15. Для того чтобы сформулировать задачи исследования, нужно
ответить на вопрос: – что нужно сделать, чтобы подтвердить
предположение?
Есть небольшая схема в помощь педагогу:
Схема формулирования задач
Содержание деятельности исследования | Частичный предмет деятельности |
Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п. | Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п. |
16. Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс.
17. Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования.
Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.
Условия профессионального роста (Формы представления результатов самообразования)
1. Самообразовательная работа над рефератом по теме
2. Чтение методической и педагогической литературы.
3. Обзор в Интернете информации по теме
4. Посещение семинаров, конференций.
5. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.
6. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.
7. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
8. Изучение информационно-компьютерных технологий.
9. Участие в конкурсах в Интернете.
11. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
18. Содержание папки по самообразованию (ведется в течение нескольких лет)
1. Лист – титульный (тема, педагог, начало и окончание работы над темой самообразования).
2. Актуальность выбранной темы.
3. Цели, задачи работы.
4. Что используется в работе над этой темой (дидактические игры, приемы и методы, наглядность и т.п.), используемая литература при работе над данной темой.
5. Диагностика и выводы по данной теме, корректирующая группа – если она есть, а также задачи и план работы с этой группой.
6. Конспекты занятий, методических выступлений, докладов, проведенные за данный период и планы на будущее.
19. Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний, которые можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях – очное обучение, очно – заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и ИКТ.
20. Тест «Любите ли Вы учиться?»
1.Вы прогуливаетесь по парку.
Что больше привлечет ваше внимание:
а) новое кафе;
б) неизвестные вам цветы;
в) ничего, главное – подышать свежим воздухом.
21. 2.Знаете ли вы сегодня больше, чем 5 лет назад:
а) нет, у меня не было времени заняться своим образованием;
б) многое пришло с жизненным опытом;
в) конечно, ведь необходимо быть в курсе происходящих событий.
22. 3.Можете ли вы назвать имя актера, изображенного на фото:
а) конечно, это Шон Коннери; +
б) не имею представления;
в) может быть, это Роджер Мур.
23. 4.Насколько легко вы привыкаете к новому окружению и новым людям:
а) без труда и нахожу это крайне интересным;
б) должно пройти какое-то время;
в) у меня с этим большие проблемы.
24. 5.Хотели бы вы увидеть Великую Китайскую стену:
а) очень, но у меня нет денег на путешествие в Китай;
б) нет, меня Китай не интересует;
в) возможно, когда-нибудь.
25. 6.Вы покупаете или берете регулярно почитать книги на определенную тему:
а) да, если меня что-нибудь особенно заинтересовало;
б) нет, у меня практически не остается времени для чтения;
в) да, книги для меня – уход от серых будней.
26. 7.Вам кто-то о чем-то рассказывает.
Умеете ли вы читать по глазам:
а) если постараюсь;
б) да;
в) нет, мне это ни к чему
27. Ключ
Номер вопроса | Вариант ответа | ||
А | Б | В | |
1 | 1 | 2 | 3 |
2 | 3 | 1 | 2 |
3 | 2 | 3 | 1 |
4 | 2 | 1 | 3 |
5 | 2 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 2 |
7 | 1 | 2 | 3 |
28. Оценка результатов
7-11 баллов. Вы очень способный и стремитесь учиться дальше, если бы этому не препятствовали. Нехватка свободного времени, дети, хозяйство, партнерство. Попробуйте иначе организовать свое время и подключите к этому других.
12-16 баллов. Вы идете по жизни с открытыми глазами, и каждый день познаете нечто новое. Из всего вы извлекаете для себя нечто полезное. Продолжайте и дальше в том же духе!
17-21 балл. Скорее всего, вы предпочтете уютный вечер у телевизора любому образовательному курсу. Но подумайте, сколько существует прекрасных вещей, которые проходят мимо вас. А ведь узнать о них, может быть, полезным делом.
29. Результативность:
У воспитателя, способного к самообразованию будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.
30. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Следовательно, из этого всего мы можем сделать вывод, что – Воспитатель 21 века – это:
1. Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;
2. Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;
3. Умеющий организовать рефлексивную деятельность;
4. Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.
31. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
nsportal.ru
Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ — МегаЛекции
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ПЕТУШОК»
План самообразования Воспитателя фио Гг. ЛИЧНАЯ КАРТА
|
ЛИЧНЫЙ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА__
Сроки проведения итогов по теме самообразования –__2014-2015 г.________
Форма и место подведения итогов – ____МДОУ «Детский сад №53»__________
Месяц | Направления работы | Способы достижения | Анализ достижений |
Сентябрь | Работа с документацией. Изучение закона «Об образовании», других нормативных документов | Знакомство и анализ документации. | |
Планирование работы с детьми на новый учебный год. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | ||
Октябрь | Планирование работы с воспитанниками, требующими особого внимания. | Изучение литературы по проблеме, создания плана работы. | |
Подбор литературы по теме самообразования. | Работа с личной библиотекой, интернетом. | ||
Ноябрь | Изучение теории по теме: «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников». | Знакомство с литературой по данной тематике. | |
Посещение занятий воспитателей . | Обмен опытом по проблеме. | ||
Декабрь | Работа над модернизацией группы | Оформление уголка группы | |
Работа над созданием методических папок. | Подбор материала по темам. | ||
Январь | Разработка плана на месяц, год. | Подбор материала. | |
Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей подготовительной группы раздела образовательной программы: область «Познание» | Знакомство с литературой | ||
Февраль | Подготовка презентации по ФЭМП | Подбор материала | |
Создание паспорта группы. | Проведение полной инвентаризации группы | ||
Март | Создание методической разработки | Изучение литературы | |
Разработка картотек игр по ФЭМП | Подбор материала | ||
Апрель | Защита методической разработки | Выступление с презентацией на метод объединении. | |
Май | Разработка плана по самообразованию на новый учебный год. | Подбор методической литературы. |
Примерные темы самообразования воспитателей ДОУ
1.Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
2.Влияние непосредственно образовательной деятельности на игру
детей раннего возраста.
3.Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет.
4.Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
5.Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста
посредством русских народных сказок.
6. Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
7.Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
8.Дидактические игры в обучении детей основам математики.
9.Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
10.Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения
художественной литературы.
11.Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
12.Игра как средство общения дошкольников.
13.Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего
к дошкольному детству.
14.Использование здоровьесберегающих технологий в первой
младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
15.Использование развивающей игры на занятиях по математике
с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
16.Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования
в работе с детьми 2 – 3 лет.
17.Личностно-ориентированныйподход в воспитании дошкольников.
18.Методика формирования правильной осанки и профилактика её
нарушения у дошкольников.
19.Народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников.
20. Обогащение социального опыта дошкольников.
21.Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
22.Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
23.Патриотическое воспитание дошкольников средствами
изобразительного искусства.
24.Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
25.Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей
младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
26.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
27.Правила дорожного движения для дошкольников.
28.Приёмы активизации умственной деятельности в процессе
ознакомления детей с природой.
29.Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего)
дошкольного возраста.
30.Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
31.Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе
(4-7 лет).
32.Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
33. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение
с природой.
34.Развитие математических способностей детей дошкольного возраста
через игровую деятельность.
35.Развитие мелкой моторики дошкольников.
36.Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через
нетрадиционную технику рисования.
37.Развитие познавательной деятельности дошкольников.
38.Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников
в процессе экспериментирования.
39.Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
40. Развитие речи – уроки риторики и речевой этикет.
41.Развитие сенсорных способностей дошкольников.
42.Развитие сенсорных способностей посредством
дидактической игры.
43.Развитие творческих способностей детей в изобразительной
деятельности.
44.Развитие творческих способностей дошкольников средствами
кукольного театра.
45.Речевое развитие дошкольников
46.Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
47.Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
48.Роль загадки в развитии дошкольника.
49.Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
50.Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
51.Современные подходы к реализации задач образовательной области
“Познание”.
52.Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.
53.Театрализованная деятельность как средство развития креативной
личности ребёнка.
54.Физическое развитие детей в игровой деятельности.
55.Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
56.Формирование коммуникативных качеств у детей
младшего (среднего,старшего) дошкольного возраста.
57.Формирование коммуникативных качеств у детей старшего
дошкольного возраста через общение с природой.
58.Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
59.Формирование начал экологической культуры дошкольников.
60.Формирование основ педагогического мастерства.
61.Формирование патриотических чувств у дошкольников.
62.Формирование речи детей в игровой деятельности.
63.Художественная литература как средство всестороннего развития
дошкольника.
64.Художественно-речевое развитие детей через совместную
театрализованную деятельность детей и родителей.
65.Экологическое воспитание детей в детском саду.
66.Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
megalektsii.ru
План самообразования
воспитателя
Любавиной Екатерины Алексеевны
2013-2018 гг.
ЛИЧНАЯ КАРТА
Ф.И.О. учителя: | Любавина Екатерина Алексеевна |
| |||||||||||
Дата рождения: | 07.02.1988 |
| |||||||||||
Образование (когда и какое учебное заведение окончил): Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет. 2011 год. | |||||||||||||
Казанский (Приволжский) федеральный университет 2015 год | |||||||||||||
Специальность по диплому: | Учитель биологии (магистр педагогического образования) | ||||||||||||
Место работы: | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида | ||||||||||||
| № 192 «Семицветик»» Ново-Савиновского района г. Казани | ||||||||||||
Занимаемая должность: | воспитатель |
| |||||||||||
Дата назначения на должность: |
| ||||||||||||
Общий стаж трудовой деятельности: | 10 лет |
| |||||||||||
Педагогический стаж: | 3 года |
| |||||||||||
Квалификационная категория, дата присвоения: | Не имею | ||||||||||||
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
ДОУ работает над проблемой:
Тема самообразования: «Проектно-экспериментальная деятельность в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО ».
Цель: повышение своего профессионального уровня и компетентности.
Задачи:
– развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр, выполнении правил и норм поведения;
-развивать инициативу, организаторские способности;
– сформировать навыки самостоятельной деятельности;
– повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
-воспитывать умение действовать в команде.
Перечень вопросов по самообразованию:
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс
Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.
Форма самообразования: индивидуальная.
Этапы | Содержание работы | Сроки | Практическая деятельность |
Диагностический | Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта Изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для получения прогнозируемых результатов) | 2013 – 2014 год | Изучение ФГОС Изучение психолого – педагогической литературы: Создание мини-сайта |
Прогностический | Определение целей и задач темы. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов Исследовательская работа в малых группах (внедрение элементов выбранных технологий, отслеживание результатов работы) | 2013– 2016 год | Курсы переподготовки Курсы повышения квалификации . Публикация «Из опыта работы» (статья, доклад –показать промежуточные результаты ) на сайте Участие в конкурсах |
Практический | Внедрение опыта работы. Формирование методического комплекса. Корректировка работы. Исследовательская работа (применение выбранной технологии для работы в экспериментальной группе) | 2015 – 2016 год | участие в конференциях, методических объединениях Разработка методического пособия |
Обобщающий | Подведение итогов. Оформление результатов работы. Распространение опыта своей работы | 2016-2017 год | Сообщение на педсовете; презентация по теме. Написание вариативной части основной образовательной программы |
nsportal.ru