Викторина «Знатоки безопасного поведения»
Цель: обобщить знания учащихся по правилам поведения в экстремальных ситуациях, научить предотвращать эти ситуации; способствовать формированию ответственного поведения учащихся в школе, дома, на улице и в чрезвычайных ситуациях; развивать навыки безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице, вырабатывать умение защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
– Сегодня мы вспомним, как следует себя вести правильно в школе, дома и на улице. Постараемся узнать, кто лучше запомнил правила поведения в школе.
– Ребята, отгадайте загадку: что на свете всего дороже? (Здоровье)
– Действительно, сегодня речь пойдёт о здоровье, и обо всём, что так или иначе с ним связано; о профилактике несчастных случаев, т.е. о безопасности. Опасности могут возникнуть в любой момент. Они вокруг нас. Любой предмет окружающей среды может быть опасен для жизни человека. Но мы учимся предвидеть эти опасности, по возможности избегать их. Ведь народная мудрость гласит: « Берегись бед, пока их нет!»
Мы проведем с вами викторину «Знатоки безопасного поведения» (слайд 1).
– Ребята, кто из вас знает – кто такой знаток?
Учащиеся озвучивают варианты ответа на вопрос.
– Для того, чтобы узнать правильный ответ, заглянем в словарь. «Знаток — человек, обладающий большими знаниями в чём-нибудь, тонким пониманием чего-нибудь» (слайд 2)
Основная часть.
Для проведения викторины мы разделимся на 3 команды участников. Каждая команда получает карточку – указатель номера группы.
Между командами начинается викторина.
Викторина «Знатоки безопасного поведения»
Вопросы категории «Загадки»
Загадки
1. В белом треугольнике
С окаёмкой красной
Человечкам-школьникам
Очень безопасно.
Этот знак дорожный
Знают все на свете:
Будьте осторожны,
На дороге … дорожный знак «Осторожно, дети!»
2. Что за знак такой висит?
– «Стоп!» – машинам он велит.
-Переход, идите смело
По полоскам чёрно-белым. дорожный знак «Пешеходный переход»
3. Под этим знаком, как ни странно,
Все ждут чего-то постоянно.
Кто-то сидя, кто-то стоя…
Что за место здесь такое? дорожный знак «Остановка автобуса»
4. Красный круг, прямоугольник
Знать обязан каждый школьник:
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили
С папой на автомобиле,
Не проедете никак. дорожный знак «Въезд запрещён»
5. Перемолвились машины:
Остудить пора бы шины,
Остановимся, где сквер!
Но вмешалась буква «Эр»:
Только я могу решить,
Где стоянку разрешить! дорожный знак «Стоянка»
Вопросы категории «В школе»
Выбери правильный ответ:
1. «Начало занятий в школе…»
А) в 8.00 Б) в 8.30 В) в 9.00
2. В школе запрещено делать подножки во время перемены, потому что можно получить травму…
А) ушиб Б) порез В) ожог
3. Что нужно сделать, если в школе услышали сигнал пожарной тревоги?
А) остаться на месте Б) скорее покинуть помещение
В) вместе с учителем выйти из школы
4. Во время перемены в кабинетах запрещено играть в …
А) догонялки Б) в крестики-нолики В) в морской бой
5. Если в школу зашёл незнакомый человек, не представился дежурному, то как ты должен поступить?
А) меня это не касается.
Б) рассказать об этом товарищу.
В) срочно сообщить директору (или завучу, учителю) школы.
Игра “Разрешается – запрещается”. Я говорю начало предложения, а вы правильный ответ, если разрешается – вы хлопаете в ладоши, если запрещается – вы топаете ногами.
– Играть на мостовой…(запрещается)
– Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
– Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
– Идти толпой по тротуару…(разрешается)
– Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)
– Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
– Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
– Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
– Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)
– Идти по тротуару слева…(запрещается)
– Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
– Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
– Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
– Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
-Молодцы!
Вопросы категории «Дома»
1. Войдя в квартиру, ты чувствуешь запах газа. Взрослых дома нет. Что ты сделаешь в первую очередь?
А) Позвоню родителям и спрошу совета.
Б) Открою окно на кухне и отключу газ.
В) Попробую проверить, где утечка газа.
2. При утечке газа нельзя зажигать спички- может случиться взрыв. А почему же нельзя включать свет?
А) Потому что в темноте газ не так опасен.
Б)Потому что газ взорвётся от тепла горящей лампочки.
В) Потому что при щелчке выключателя проскочит искра, которая может вызвать взрыв.
3. Как помочь человеку, который отравился лекарством или недоброкачественной пищей?
А) Дать ему много воды с содой, чтобы вызвать рвоту и промыть желудок.
Б) Укутать и дать выпить стакан тёплого молока.
В) Сделать искусственное дыхание.
4. Когда вызываешь скорую помощь, полицию или пожарных, нужно…
А) Кричать как можно громче и жалобнее, чтобы сразу было ясно, что нужна помощь.
Б) Сначала сказать, что случилось. Потом- где случилось. Назвать точный адрес, фамилию, телефон.
В) Сначала обязательно представиться. Назвать имя, фамилию. А потом подробно, во всех деталях, рассказать, что произошло.
Вопросы категории «Осторожно!»
1. Пожилой человек в очках вежливо спрашивает тебя, как пройти в аптеку. Потом спрашивает как тебя зовут. И просит проводить его, показать дорогу. Что ты будешь делать?
А) Конечно, провожу. Ведь надо помогать пожилым людям.
Б) Если незнакомец выглядит подозрительно- откажусь. Если он на вид безобидный- пожалуй, провожу.
В) Взрослые должны просить помощи только у взрослых. Поэтому скажу : «Извините, не могу». И отойду дальше.
2. Мама дала тебе ключ от дома. Но ключ можно потеряться во время прогулки и попасть в руки вора. Что же с ним делать?
А) Оставить под ковриком у двери.
Б) Положить в глубокий карман. Лучше если этот карман застегивается на молнию.
В) Повесить на шнурке на шею.
3. Когда взрослых нет дома, дверь можно открывать только…
А) полицейскому.
Б) человеку, которого ты хорошо знаешь и полностью доверяешь.
В) тому, кто просит о помощи.
4. В глазок ты видишь девочку примерно твоего возраста. Она говорит, что ей срочно нужно позвонить родителям. Как ты поступишь?
А) скажу: «Назови номер, я позвоню от твоего имени».
Б) впущу в квартиру. Не буду же я бояться какой-то девчонки!
В)обращусь к соседке за советом.
5. Взрослых дома нет. Звонит телефон, и незнакомец спрашивает: «Это твой номер?». Что ты ответишь?
А) Назову свой номер телефона.
Б) Отвечу: «Извините, позвоните, когда взрослые придут с работы».
В)Отвечу: «Скажите, какой номер вам нужен. А я скажу, этот или нет».
Вопросы категории «На улице»
1. Какое место лучше выбрать для игры с друзьями?
А) Спортплощадку. Б) Стройплощадку. В) Подвал
2. Несчастья на дороге чаще всего случаются из-за….
А) невнимательности водителей и пешеходов.
Б) поломки светофоров.
В) ураганов.
3. Приятель уговаривает тебя спуститься в открытый канализационный люк и исследовать подземелье. Как ты поступишь?
А) Конечно, соглашусь. А вдруг там действительно живут черепашки-ниндзя!
Б) скажу, что у меня дела. А он пусть поступает, как хочет.
В) Постараюсь отговорить его. Объясню, что в подземных колодцах внизу может скапливаться ядовитый газ.
4. Навстречу тебе идёт толпа. Люди размахивают флагами, что-то громко кричат. Что ты сделаешь?
А) подойду поближе, чтобы узнать, в чём дело.
Б) сверну в переулок, чтобы не попасть в толпу.
В) подойду за разъяснениями к полицейским, которые наблюдают за толпой.
5. Подруга предлагает «срезать» привычный маршрут от школы до дома и пройти через пустырь, который в городе считают опасным местом. «Что ты, трусишка, что ли?»- говорит она. Как ты поступишь?
А) соглашусь с подругой. Вдвоём ведь не так опасно.
Б) решительно откажусь, несмотря на насмешки. И её попробую отговорить от опасной затеи.
В) позвоню маме на работу, чтобы посоветоваться.
Работа с пословицами
Собрать и объяснить пословицу: (конверты с разрезанной пословицей)
Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
От маленькой искры большой пожар бывает.
Лучше костер маленький, чем большой пожар.
Заключительная часть.
– Составить как можно больше слов из слова БЕЗОПАСНОСТЬ. ( на доске)
– Сегодня мы постарались вспомнить с вами правила дорожного движения, правила поведения детей в школе, дома и на улице.
– Как вы думаете, нужна ли в школе такая игра?
– Что вы нового сегодня узнали?
– Чему вы научились сегодня?
– Мы благодарим всех за участие в викторине!
Викторина для учащихся начальной школы
«Моё безопасное лето»
Вопросы безопасности детей в дни летнего отдыха
Цель: закрепление и расширение знаний по безопасности в летний
период.
Задачи:
– повторить и закрепить имеющиеся знания;
– сформировать знания по основам безопасности
при укусах вредных насекомых;
– расширить кругозор учащихся по вопросам
безопасности летом.
Описание материала: предлагаю разработку викторины для учащихся 1- 4
классов по вопросам безопасности детей в летний период. Викторина будет полезна
руководителям летних оздоровительных лагерей, педагогам дополнительного
образования, педагогам – организаторам, воспитателям, родителям.
Форма: викторина.
Оборудование: ноутбук, телевизор, флэшка с презентацией, раздаточный
материал (карточки с заданиями), призы.
Ход викторины:
Оргмомент: Педагог объявляет
начало мероприятия, тему, представляет жюри. Делит учащихся на 4 подгруппы
(обычно в отряде летнего лагеря 20 человек), для чего ребята берут со стола
перевёрнутые вниз карточки с изображением летних цветов, сделав случайный
выбор, организуются в команды: «Васильки», «Ромашки», «Колокольчики», «Одуванчики».
Педагог объясняет правила проведения викторины: каждой команде будут выдаваться
в процессе игры карточки с заданиями, правильный ответ оценивается в 1 балл,
учитывается скорость ответа. Если команда не отвечает на задание карточки,
другая команда может дать ответ и получить балл.
Педагог: Ребята, вы все любите лето. Это самая прекрасная пора
для отдыха, которую нам дарит природа после напряжённого учебного года.
– Что ты мне подаришь, лето?
– Много солнечного света!
В небе pадyгy-дyгy!
И ромашки на лyгy!
– Что ещё подаришь мне?
– Ключ, звенящий в тишине,
Сосны, клёны и дубы,
Землянику и грибы!
Подарю тебе кyкyшкy,
Чтобы, выйдя на опyшкy,
Ты погpомче кpикнyл ей:
“Погадай мне поскорей!”
И она тебе в ответ
Нагадала много лет! (Владимир Орлов)
Сейчас мы с вами в оздоровительном летнем
лагере. Вы под присмотром опытных педагогов. Однако иногда дети увлекаются
игрой, забавой, или просто бывают невнимательны и совершают ошибки, которые
могут привести к неприятностям. Чтобы избежать таких ситуаций, сегодня мы
посоревнуемся в знании особенностей безопасного поведения летом. Не будем
повторять общие правила: дорожного движения, поведения дома, на улице, с
незнакомцами – они одинаково значимы в любое время года и соблюдать их нужно
неукоснительно. Обратимся только к специфике летнего отдыха. Летом большую
часть времени мы проводим на улице под палящим солнцем. Прямые солнечные лучи
очень опасны для детей, можно быстро получить ожог или тепловой удар.
Наше
первое конкурсное задание: «Солнышко красное, прекрасное!»
(Команды выбирают карточки с вопросами, выбирают
правильный ответ, обосновывают его)
(Ответ:
с 10. 00 до 15.00)
(Ответ:30
минут)
(Ответ:
нанести на кожу защитный крем)
(Ответ:
из хлопковых лёгких тканей)
Педагог: А в дополнение к вашим правильным ответам, хочу
напомнить вам, что обязательно надо иметь в запасе простую воду для питья,
чередовать нахождение на солнце и в тени. Выходить на солнце без головного
уборакатегорически запрещено во избежание не только солнечного или теплового удара,
но и для защиты от вредных насекомых, ведь с наступлением тепла они появляются
в большом количестве.
Наше второе конкурсное задание: «Букашечки – «милашечки»
(Команды отвечают на вопросы методом «кто быстрее», дополнения
также оцениваются баллами)
Вопросы:
1. Назовите 4 безвредных летних насекомых (бабочки, муравьи, божьи коровки, кузнечики)
Педагог:
Если вас всё-таки укусил клещ, ничего не предпринимайте
самостоятельно, немедленно обратитесь за помощью к взрослым или в медпункт,
т. к. клеща надо правильно вытащить.
Для справки: фумигатор –
это специальный прибор для отпугивания комаров и мошек. В садах и на дачах
помогают растения. К ним относятся: помидорная ботва, свежие листья грецкого
ореха, цветы базилика, черёмуха, ветки бузины, пырей, анис, гвоздика,
валериана, эвкалипт, лаванда, чабрец, герань, мята, кедровое масло, берестяной
дёготь. Всё это отпугивает насекомых. Также отпугивает дым от костров.
Наше
третье конкурсное задание: «Мы гуляли, загорали, возле озера играли…»
(Каждой
команде, поочерёдно, предлагается сказать одно из известных правил поведения
летом на водоёмах, ответ и дополнения оцениваются в 1 балл, когда дети
закончили, педагог обобщает, дополняет и показывает на слайдах правила)
Педагог: Давайте обобщим имеющиеся у нас знания. Правила
безопасности на водоемах летом заключаются в следующем:
1. Выходите на водоёмы только в сопровождении
взрослых!
2.
Педагог: А теперь попросим жюри подвести итоги нашей викторины, а пока жюри
работает, разгадаем загадки по безопасности летом.
Загадки в стихах (автор Олеся
Емельянова):
Очень нравится Игнату
Вид сластены полосатой,
Но жужжит она: «Не тронь!
Жжется жало, как огонь!»
(оса)
Он живет в большущей куче,
Ты его не трогай лучше,
Хоть и маленький на вид,
За обиды больно мстит.
(муравей)
Если солнечно и жарко
Не забудь надеть панамку,
А иначе солнце – Хлоп! –
И засветит прямо в лоб.
(солнечный
удар)
Миллионы их в лесу
Из прохожих кровь сосут,
Если хочешь быть здоров,
Мазь возьми от…
(комаров)
Не ходи по лесу летом
Необутым и раздетым,
Больше на тебе вещей,
Меньше кровопийц – …
(клещей)
Чтоб весь день играть на пляже,
Детям кожу кремом мажут.
Кто помазаться не смог,
Заработает…
(ожог)
Если хочется купаться,
В речке плавать и плескаться,
То не захлебнуться вдруг
Надувной поможет…
(круг)
А теперь несколько загадок по правилам безопасности, которые вам известны, но в викторине мы их не упоминали:
Хвост чешуйчатый ползет,
Смертоносный яд везет
И шипит нам строго:
«Укушу! Не трогай!»
(змея)
Шапки красные в горошек
У грибочков нехороших.
Говорят они: «Уйдите!
Нас в корзинку не кладите!»
(мухомор)
Яма, а на дне вода,
Не заглядывай туда.
Если близко подойдешь,
Бух! и в воду упадешь.
(колодец)
Много выросло на грядке
Овощей и ягод сладких,
Ваня, не помыв, их съел,
И животик…
(заболел)
В холодильнике вода
Летом не теплее льда.
Петя той воды напился
И ужасно…
(простудился)
На небе она сверкает,
Громом нас предупреждает:
«Прятаться в грозу, друзья,
Под деревьями нельзя!»
(молния)
Через ранку в коже сразу
Лезет в организм зараза.
Чтоб не лезла, у Аленки
Все царапины в…
(зеленке)
Просят звери, просят птички:
«Не носи к нам в гости спички!
Хоть в лесу и много дров,
Он не место для…»
(костров)
Пробираясь сквозь кусты,
Поотстань немного ты
И к тому, кто впереди,
Слишком близко не иди,
А иначе метко
В глаз ударит…
(ветка)
Педагог:
Предоставляем слово жюри.
(Подводятся
итоги, по сумме набранных командами баллов, объявляется команда-победитель,
вручаются призы участникам)
Спасибо всем за участие в нашей викторине.
Давайте закончим нашу встречу стихотворением Валентина Берестова.
Ученик: ВЕСЕЛОЕ ЛЕТО
Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке
Прямиком
Ходят ножки
Босиком.
Кружат пчёлы,
Вьются птицы,
А Маринка
Веселится.
Увидала петуха:
– Вот так чудо! Ха-ха-ха!
Удивительный петух:
Сверху – перья, снизу – пух!
Увидала поросёнка,
Улыбается девчонка:
– Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,
Пятачок
Дырявый,
А крючок вертлявый?
А Барбос,
Рыжий пёс,
Рассмешил её до слёз.