Российская педагогика использует дидактические игры как важнейший метод обучения детей. Существуют разнообразные виды дидактических игр и игровых упражнений. Часто они интегрируются с сюжетно-ролевыми, подвижными, театрализованными. При этом тесно переплетены с процессом обучения и активно способствуют формированию знаний и умений детей.
Содержание:
Классификация дидактических игр
Структура дидактической игры
Задачи и функции
Особенности дидактических игр
Условия проведения
Игра – это важная составляющая жизни любого ребенка. С ее помощью дети усваивают социальные отношения, познают окружающий мир, перенимают жизненный опыт. В наибольшей степени это касается именно дидактических игр.
Единая классификация в российской педагогике отсутствует, так как принято разделять их по различным критериям. Есть несколько видов объединения.
По использованию материала:
По содержанию обучения и воспитания:
По виду деятельности:
Дидактические игры для младших школьников, дошкольников и детей раннего возраста отличаются по сложности, но имеют единую структуру.
Структура вмещает:
Дидактические задачи реализуются в процессе игры, заранее определяются взрослыми, которые планируют и руководят ею.
Она отображает действия детей в процессе занятия, дается в виде установки, которая побуждает участников к познавательной активности.
Игра невозможна без активных действий, а их сложность зависит от возраста детей. Младшим дошкольникам доступно 1—2 действия, старшим – 4—5.
Чтобы ребята не теряли интереса к процессу игры, она не должна быть перегружена правилами. Но и без них тоже нельзя. Правила помогают детям взаимодействовать, соблюдать дисциплину, усваивать правильное игровое поведение.
Эта часть отражает достижение учебной цели. В отличие от обычных, дидактические игры не могут довольствоваться только выигрышем, а должны способствовать усвоению знаний и развитию умственной деятельности ребенка.
Все виды дидактических игр для дошкольников и школьников объединены общими задачами:
Дидактические игры для дошкольников в детском саду используются во всем своем разнообразии. Они занимают большую часть учебного времени, а бывает, что все занятие у дошкольников состоит из нескольких таких игр. Воспитателями широко используются задания, которые стимулируют несколько видов ощущений – это игры настольные и предметные. Цикличность таких игр частая, что связано с возрастными особенностями дошкольников.
У детей 7-10 лет дидактические задания несколько видоизменяются. На первый план выходят игры словесные. Учитель, как правило, использует этот вид деятельности в начале или конце урока, чтобы заинтересовать младших школьников или поддержать интерес к пройденному материалу. Особенностью учеников начальных классов является хорошо развитое воображение, появление логического и аналитического мышления, благодаря чему обучающие игры могут существенно усложняться.
Игры в детстве, в том числе дидактические, являются ведущим видом деятельности человека и имеют для него огромное значение. Педагоги и родители, грамотно внедряя их, способны помочь детям развиваться и обучаться незаметно и естественно для своего возраста.
Что это такое? Дидактически игры – настоящая палочка-выручалочка для воспитателей в детских садах и учителей начальных классов. До определенного возраста дети хорошо усваивают материал, поданный в игровой форме. Благодаря ей они получают новые знания и развивают свои умственные способности.
Какие бывают? Дидактические игры бывают разными. Согласно общей классификации, их делят на словесные, настольно-печатные и игры с предметами. Также существует разделение по группам: для младшей, средней и старшей группы. Однако все они преследуют одну цель – чему-то научить и построены по одной и той же схеме: задача, действие и результат.
Оглавление:
Дидактическая, или обучающая, игра – это способ организации познавательной деятельности ребенка, направленной на получение им новых знаний, навыков, развитие его логического и ассоциативного мышления.
В педагогической практике дидактические игры для детей используют в качестве:
В первом случае они активно применяются на занятиях по знакомству с живой природой, развитию речи и формированию базовых математических представлений. С помощью дидактических игр педагоги учат детей классифицировать и систематизировать различные предметы, явления и понятия.
В каждом конкретном случае воспитателем выбирается игра, соответствующая актуальным образовательным целям. Во внеучебное время детям предлагаются варианты для самостоятельной игровой деятельности, в ходе которой также решаются определенные дидактические задачи.
Руководящая роль в обоих случаях отводится педагогу, но степень его участия отличается. Используя дидактические игры с целью обучения, он знакомит воспитанников с правилами, следит, чтобы каждый ребенок принимал участие, подводит итог. При самостоятельной игре детей он больше наблюдает, выступая в качестве одного из участников или арбитра.
Обучающая игра состоит из нескольких компонентов:
В зависимости от дидактической цели перед воспитанниками ставится задача, для решения которой им необходимо проявить интеллектуальное напряжение, совершить умственную работу. При выполнении игровой задачи активизируется мышление, тренируется память и развивается наблюдательность.
Выделяют несколько типов задач, с которыми ребенок должен справиться в процессе дидактической игры:
Для решения игровой задачи участникам необходимо выполнить какое-то действие. Педагог при этом следит, чтобы каждый участник проявлял активность, поощряет сплоченность воспитанников, нацеленность на общий результат.
В дидактической игре к действию выдвигается два требования:
Еще одно важное условие: участники грамотно организованной дидактической игры не должны подозревать, что она направлена на их обучение.
Действия выполняются в соответствии с озвученными ребенку рамками. Перед началом игровой деятельности до детей доносятся правила, регламентирующие границы его возможностей при решении задачи: что нельзя делать, что можно и как именно. Сложность выдвигаемых ограничений зависит от возраста воспитанников. Чтобы правила соблюдались без проблем, они должны быть понятными, а сама игра – увлекательной.
Логичным завершением дидактической игры является достижение ее цели.
Оценка результатов происходит со стороны педагога и со стороны ребенка. Если смотреть на итоги глазами детей, определяется, сколько удовольствия от игры они получили, какие навыки и знания приобрели, какие качества (внимание, память, скорость реакции) прокачали.
Важно, чтобы воспитанники поверили в свои силы и захотели снова испытать радость, связанную с этим увлекательным занятием. Поощрение детей, проявивших себя лучше остальных, послужит стимулом для более активного участия сверстников в следующей игре.
С точки зрения педагога хорошим результатом использования обучающей игры является достижение поставленных целей. Он оценивает, насколько полно дети овладели знаниями и навыками, которые были предметом занятия.
Основаниями для классификации обучающих игровых занятий могут выступать содержание, тип деятельности, правила, взаимоотношения между участниками, функция педагога.
Дидактические игры для дошкольников делятся на три вида:
Деятельность педагога от начала до завершения обучающего игрового занятия включает следующие шаги.
К этому этапу относится определение игры, соответствующей актуальным воспитательно-образовательным задачам, возрасту и уровню подготовки воспитанников, времени проведения (учебное или внеучебное) и т. д.
В процессе подготовки воспитатель подбирает дидактический материал (игрушки, карточки с изображениями, различные предметы).
Правила и действия объясняются с учетом возраста детей:
Чем тщательнее педагог подготовился к игре, тем меньше трудностей возникает при ее проведении. Главное – действия всех участников должны выполняться в соответствии с озвученными правилами.
В процессе обучающей игры воспитатель следит за действиями подопечных, мотивирует их на активное участие, дает пояснения, поощряет успехи, отвечает на вопросы, дает советы.
На этом этапе педагог называет детей, проявивших себя лучше других, а также поощряет всех участников и мотивирует их быть активнее. Для себя воспитатель отмечает возникшие проблемы и намечает пути исправления допущенных ошибок.
Функционирование дошкольных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Пункт 2.6 этого документа предписывает ДОУ разносторонне развивать воспитанников по следующим направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.
Это требование должно учитываться педагогом при разработке календарно-тематического плана НОД, в том числе в нем должны предусматриваться дидактические игры.
В младшей группе можно использовать такие варианты обучающих занятий в игровой форме:
Направление развития ребенка | Название | Задачи | Описание |
Речевое | «Волшебный сундучок» | Формирование активного словарного запаса; развитие культуры речи. | Воспитатель показывает детям предмет, достав его из коробки. Воспитанники называют его или узнают, что это такое, от педагога. |
«Лото» | Развитие речевой культуры; отработка навыка образования формы множественного числа. | Детям раздаются карточки с изображением нескольких предметов, у воспитателя аналогичные карточки, но с одним предметом. Когда он показывает свою картинку, ребенок, у которого парная карточка, называет предметы во множественном числе. | |
Познавательное | «Матрешки» | Формирование представления о предметах, их форме и составе. | Воспитанники совершают действия с разборными игрушками, показывают и называют отдельные части. |
«Пирамидки» | Формирование представления о предметах с точки зрения их формы, цвета, размера. | Дидактическая игра для раннего возраста. На столе раскладывается несколько пирамидок в разобранном виде. Взрослый дает ребенку одно колечко и просит найти такое же по цвету и размеру. | |
Физическое | «Узнал цвет – действуй!» | Формирование опыта двигательной деятельности; развитие готовности к осознанным физическим действиям. | У каждого ребенка есть предмет определенного цвета, у воспитателя – всех цветов. Он показывает одну вещь, а дети, у которых предмет такого же цвета, должны выполнить какое-то физическое действие (присесть, подпрыгнуть, помахать руками и т. д.). Остальные воспитанники в этот момент сохраняют неподвижность. |
«Пустое место» | Формирование волевых качеств и умения контролировать свое поведение. | Участники этой дидактической игры в младшей группе становятся в круг. Водящий ходит снаружи круга и выбирает себе соперника с помощью считалки. Оба начинают бегать за кругом в противоположных направлениях. Цель – занять пустое место в кругу участников. Проигравший становится следующим водящим. | |
Социально-коммуникативное | «Что выбрал Петрушка?» | Развитие слуховой памяти, взаимодействия с партнерами. | Педагог демонстрирует, как звучат разные инструменты, затем удаляется за ширму, где повторяет эти действия. Дети все вместе должны определить, какой инструмент издает звук. |
«Молчанка» | Формирование умения контролировать себя. | Воспитатель дает команду, после которой дети не должны говорить, двигаться и смеяться. Тот, кто не удержался, отдает фант, который в конце игры надо выкупить каким-либо действием. | |
Художественно-эстетическое | «Море звуков» | Формирование готовности к правильному восприятию музыки; создание условий для понимания произведений искусства в будущем. | Музыкально-дидактическая игра, в ходе которой педагог включает музыкальные отрывки, прослушав которые, воспитанники делятся своими ощущениями. |
«Собери узор» | Формирование базовых представлений о видах искусства; знакомство с понятием «народное творчество». | Воспитатель предлагает собрать из фрагментов картинку, изображающую один из народных промыслов. |
Дидактические игры в средней группе направлены на отработку уже приобретенных навыков:
Направление развития ребенка | Название | Задачи | Описание |
Речевое | «Горячий – холодный» | Закрепление понятия антонимов. | Воспитатель кидает мяч ребенку и одновременно называет прилагательное. Воспитанник кидает в ответ, произнося слово с противоположным значением. |
«Звери и зверята» | Формирование активного словарного запаса; развитие культуры речи. | С броском мяча педагог называет животное, ребенок должен ответить словом, обозначающим его детеныша. | |
Познавательное | «Угадай время года» | Формирование представления об устройстве окружающего мира. | Детям предлагается угадать время года по стихотворению или прозаическому отрывку. |
«Хорошо – плохо» | Развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование представлений об окружающем мире. | Воспитатель предлагает каждому ребенку высказать свое мнение по поводу природных явлений (жара, снегопад, ливень, град). | |
Физическое | «Урожай поспел» | Формирование двигательной активности, развитие моторики и координации. | Педагог предлагает воспитанникам представить себя садоводами. Роль фруктов играют мячики. Дети должны по очереди кидать их в корзинки разными руками, например, «яблоки» – правой, а «груши» – левой. |
«Рыбак и рыбки» | Развитие двигательной координации. | «Рыбаки» должны «поймать» как можно больше детей-«рыбок», обхватывая их руками. | |
Социально-коммуникативное | «Учимся здороваться» | Формирование навыков выстраивания отношений со сверстниками и взрослыми; создание предпосылок для развития социального и эмоционального интеллекта. | Педагог обсуждает с воспитанниками различные варианты приветствий, существующие в обществе, и предлагает придумать новые. |
«Расскажи о себе» | Развитие навыков социального и эмоционального интеллекта; формирование навыка самопрезентации. | Воспитатель просит детей рассказать о себе: назвать имя, любимых героев мультфильмов, любимое время года и т. д. | |
Художественно-эстетическое | «Начинающий художник» | Развитие фантазии и воображения при помощи изобразительной деятельности. | Воспитанникам предлагаются карточки, на которых изображены половины предметов. Дети должны закончить рисунок. |
«Платок для мамы» | Формирование эстетических навыков, умения видеть красоту в окружающем мире; развитие готовности к самостоятельному творчеству. | На квадрате цветной бумаги ребенок создает узор из предложенных декоративных элементов. |
Дидактические игры в старшей группе проводятся с целью закрепления приобретенных умений:
Направление развития ребенка | Название | Задачи | Описание |
Речевое | «Сломанный телефон» | Развитие слухового внимания и памяти, совершенствование речевых навыков. | Воспитатель шепчет на ухо рядом сидящему ребенку слово, которое он передает своему соседу, а тот дальше. Последний из детей произносит слово, которое дошло до него. При несовпадении выясняется, на каком этапе произошло искажение. |
«Это лишнее» | Закрепление умения слухового восприятия информации, развитие речевых навыков. | Дидактическая игра для развития логического мышления. Педагог перечисляет предметы, относящиеся к одному множеству, а затем вставляет один, не имеющий общих признаков с другими. Дети хлопают в ладоши, когда замечают ошибку. | |
Познавательное | «Что растет в огороде?» | Формирование умения классифицировать объекты окружающего мира по определенному качеству. | Воспитатель произносит различные слова, но дети должны реагировать только на названия огородных культур. |
«Что растет в саду?» | Расширение кругозора | Ребенок передает мяч соседу, одновременно произнося название фрукта. | |
Физическое | «Поймай мышку!» | Развитие ловкости, внимательность, тренировка координации. | Воспитанники разбиваются на две команды – мышек и мышеловки. Образовавшие круг-мышеловку дети берутся за руки и поднимают их вверх. «Мышки» бегаю туда-сюда, пока не прозвучит команда «хлоп!». Руки опускаются, мышеловка закрывается. Пойманные «мышки» тоже становятся в круг. Игра продолжается, пока не попадется последняя «мышка». |
«Салочки-обнималочки!» | Развитие ловкости и внимательности. | Водящий гоняется за остальными участниками игры, пойманного обнимает, и тот становится водящим. | |
Социально-коммуникативное | «Клубок дружбы» | Формирование готовности к общению с окружающими, воспитание дружелюбного отношения к людям. | Воспитатель берет толстую нить, наматывает на палец, одновременно называя одно из качеств того, кому передаст нить. Ребенок, получив ее, говорит что-то хорошее о товарище, наматывая нитку на клубочек, и передает ему. В конце получается целый клубок, хранящий добрые слова обо всех участниках игры. |
«Почтальон» | Формирование навыка командной работы. | Водящий говорит, кому он хочет отправить «письмо». Каждый из детей передает послание по кругу, пожимая руку соседу. | |
Художественно-эстетическое | «На что похоже?» | Развитие ассоциативного мышления. | Педагог предлагает найти общее между демонстрируемым предметом и чем-то еще. |
«Это облако как…» | Развитие воображения, приучение к образному восприятию окружающего мира. | Дидактическая игра для лета и ранней осени. Дети рассказывают, что им напоминают проплывающие облака. |
Дидактические игры в детском саду – эффективный инструмент для решения многих педагогических задач. Они помогают разносторонне развивать воспитанников, непринужденно доносить до них информацию об устройстве окружающего мира, о правилах общения. Игровая форма делает обучение ненавязчивым, ребенок с удовольствием принимает участие в таких занятиях, получая необходимые ему знания и навыки.
Рейтинг: 5
( голосов 2 )
Понравилась статья? Поделитесь:
Раскрытие информации: Amazon Associates зарабатывает на соответствующих покупках. Когда вы покупаете по ссылкам на нашем сайте, мы можем получать партнерскую комиссию без каких-либо дополнительных затрат для вас.
Знаете ли вы, что существует так много разных обучающих игр? Способы обучения, от аналоговых до цифровых, в наши дни практически безграничны.
Давайте рассмотрим некоторые варианты…
Узнать цену на Amazon >>
Образовательные игры бывают разных форматов, стилей и удовлетворяют самые разные интересы, что делает их идеальными для большинства детей и взрослых.
Так как очень легко найти образовательную настольную игру, разработанную для удовлетворения потребностей любого интереса, это отличный способ для людей учиться.
Как правило, не требуется много усилий, чтобы найти образовательную настольную игру, соответствующую теме учебного раздела, а это значит, что она является прекрасным способом улучшить обучение и убедиться, что учащиеся запоминают необходимую им информацию.
Проверить цену на Amazon >>
Игры на совпадение невероятно популярны, так как это отличная игра для юных игроков. Обычно они требуют, чтобы игроки замечали определенную особенность предметов, а затем искали другие, подходящие.
Это отличный способ для игроков рассказать о том, чем некоторые вещи похожи и чем отличаются друг от друга. Игроки могут обсуждать размер, форму, цвет, звук и многое другое.
Играя в игры на совпадение, не требуется большого мастерства или стратегии, но игроки должны обращать внимание на то, что на доске и на доске, чтобы иметь наилучшие шансы на победу.
Проверить цену на Amazon >>
Образовательные карточные игры, как правило, намного быстрее, чем настольные игры, и обычно они меньше и компактнее, что делает их идеальными для путешествий или используя, когда есть немного времени, чтобы заполнить.
Эти игры предназначены для удовлетворения самых разных интересов, так же как и образовательные настольные игры, а это означает, что они отлично подходят для заполнения пробелов в образовании и завершения образования.
Они бывают разных стилей, но сходством всех обучающих карточных игр является то, что в них обычно легко учиться и играть.
Проверить цену на Amazon >>
Некоторые дети предпочитают играть в видеоигры, а не в другие виды настольных или карточных игр, но, к счастью, на рынке есть множество обучающих видеоигр, которые родители можно выбрать из.
Они различаются тем, какой контент они охватывают, и персонажами, включенными в игру, но есть несколько вещей, которые связывают большинство образовательных видеоигр воедино.
В целом, эти игры отличаются быстрым темпом, что помогает удерживать внимание играющего. Кроме того, каждый из них будет посвящен определенной теме, что позволяет игре заполнить пробелы в образовании.
Узнать цену на Amazon >>
Игры в кости невероятно портативны и, как правило, быстро развиваются, что делает их идеальными для путешествий и развития математических навыков. В целом, игры в кости, как правило, сосредоточены на улучшении математических знаний и скорости.
Одна вещь, которая делает образовательные игры в кости такими привлекательными, заключается в том, что они не только просты в освоении, но и довольно образовательны, но не очевидны. Это означает, что люди, играющие в эти игры, обычно не осознают, что учатся.
Это отличный способ закрепить математические факты и убедиться, что учащийся понимает, как числа соотносятся друг с другом, а также факты, которые им необходимо знать, чтобы добиться успеха.
Проверить цену на Amazon >>
Стратегические игры требуют, чтобы игроки заранее продумывали не только ходы, которые они захотят сделать, но и ходы, которые их противник может сделать в будущем.
Одним из самых распространенных и популярных видов стратегических игр являются шахматы, в которых два игрока противостоят друг другу, пытаясь передвинуть свои фигуры по доске и забрать короля противника.
В отличной стратегической игре игроки узнают не только правила игры, но и то, как заранее планировать любые ходы, которые дадут им преимущество перед противником. Кроме того, они учатся быть терпеливыми, что может быть сложно для некоторых игроков.
Проверить цену на Amazon >>
Вместо того, чтобы сталкивать игроков друг с другом, обучающие кооперативные игры — это отличный способ для всех учиться вместе без стресса, который так характерен для игр.
В этих играх игроки должны работать вместе, чтобы победить, что отлично подходит для игроков, которым трудно общаться друг с другом и которые стремятся взять под контроль группу.
Хотя они могут не предлагать все образовательные возможности, как некоторые другие варианты, можно найти образовательную совместную игру, которая охватывает не только определенный предмет, но и требует от игроков совместной работы.
Узнать цену на Amazon >>
Компьютерные игры всегда будут популярны среди детей, но теперь родители и воспитатели могут получать удовольствие от компьютерных игр, не беспокоясь о том, учиться чему-либо.
Эти игры, как правило, проходят в быстром темпе, что отлично подходит для детей с меньшей продолжительностью концентрации внимания, которые в противном случае могут испытывать трудности с концентрацией внимания на традиционной игре.
Поскольку образовательные компьютерные игры доступны в самых разных форматах и могут охватывать широкий круг предметов, они отлично подходят для заполнения любых пробелов в образовании и обеспечения полного понимания детьми предмета.
Узнать цену на Amazon >>
Одним из очень важных навыков, которому часто не учат в школе или на традиционных предметах, является пространственное мышление. Лучший способ для людей улучшить свои навыки пространственного мышления — это веселые игры, которые не только приятны, но и сложны.
Эти игры требуют критического мышления и, хотя они очень похожи на стратегии, обычно заставляют игроков думать глубже и дольше.
Некоторые игры, подходящие для этого типа образовательной игры, включают головоломки, в которых игроки должны собирать определенные фигуры по порядку, а также игры с движением, в которых игроки должны выяснить, как убрать определенную фигуру с доски.
Проверить цену на Amazon >>
Дети старшего возраста должны знать, как обращаться с деньгами, а игры с деньгами — это лучший способ учиться в условиях низкого стресса. Эти игры представляют деньги в веселой и непринужденной форме и гарантируют, что игроки не только понимают роль денег, но и то, как их считать и использовать.
Вместо того, чтобы разговоры о деньгах и о том, как с ними обращаться, стали стрессовыми, эти игры делают их гораздо более доступными.
Это отличная игра для любого родителя, которому нужно поговорить со своим ребенком о том, как обращаться с деньгами и как их считать, и который ищет способ сделать это без стресса.
Проверить цену на Amazon >>
Программирование становится не только все более и более популярным, но и все более важным для студентов, которые хотят работать с компьютерами.
Хотя обучение кодированию на компьютере может быть сухим и скучным, использование игры, предназначенной для обучения программированию, — это отличный способ получить удовольствие от программирования без стресса и скуки, которые могут возникнуть при традиционных методах обучения.
Игры по кодированию теперь часто включают роботов, которыми дети могут научиться управлять с помощью своего кодирования, что повышает вероятность того, что они будут уделять больше времени и усилий своему обучению.
Узнать цену на Amazon >>
9Пазлы 0002 — это прекрасный способ учиться, и они бывают самых разных стилей, тем и дизайнов, поэтому легко найти тот, который удовлетворит потребности ребенка. Головоломки не только интуитивно понятны большинству детей, но и развивающие, которые делают обучение веселым и легким.Узнать цену на Amazon >>
Научиться распознавать буквы и звуки, писать по буквам и читать может быть сложно для некоторых детей, но выбор игры в слова часто является отличным способом помочь с обучение в увлекательной игровой форме.
В этих играх игроки должны выучить буквы, а затем составить слова, найти определенные буквы, соответствующие их потребностям, и даже сопоставить слова с картинками. Поскольку они такие забавные, игроки не поймут, что учатся.
Кроме того, эти игры отлично подходят для закрепления знаний ребенка в школе. Родители могут положиться на эти игры, чтобы следить за тем, что ребенок делает в классе, и помочь ему стать более сильным читателем.
Узнать цену на Amazon >>
Игры на счет и игры с числами могут частично совпадать, но они разные. В отличной игре со счетом игроки научатся считать, что важно для любой другой математики, которую они будут выполнять по мере взросления.
В отличие от заучивания посредством механического повторения, игры со счетом являются веселыми и интерактивными, что помогает поддерживать интерес детей и не дает им скучать.
В этих играх часто используются яркие цвета и забавные персонажи, так как они будут очень привлекательными для игроков и побудят их с большей вероятностью захотеть играть в игру.
Игры на память — прекрасный способ развить кратковременную память и очень популярны среди детей.
Как правило, они состоят из колоды карт или плиток, сложенных парами. Игроки раскладывают их на столе лицевой стороной вниз, а затем пытаются найти совпадающие пары.
Переворачивая плитки, игроки должны помнить, какая плитка находилась в каком месте на столе, чтобы они могли использовать ее, когда придет их ход.
Эта игра требует много внимания и концентрации, что делает ее прекрасным способом для детей поработать над памятью и научиться совмещать в увлекательной игровой форме.
С помощью GBL (обучение на основе игр) учащиеся могут учиться с удовольствием, повышать свою мотивацию и быть в центре своего роста; нет возраста, чтобы играть, и учителям это понравится.
«nous ne pouvons rien être sans jouer à l’être»
J. P. Sartre
«мы не можем быть чем-либо, не играя в то, чтобы быть этим»
Мы живем в бесконечных спорах о потребностях нового поколения, а также о методах и инструментах, которые школы должны предоставить для удовлетворения этих потребностей.
Каждый год учителей должны сталкиваться с новыми терминами, идеями и концепциями , которые появляются так, как будто они являются единственным окончательным решением всех проблем в образовании.
Правда в том, что образование — это не проблема, которую нужно решить, и не существует уникального решения, которое полностью улучшит процесс преподавания и обучения.
Главное — диверсифицировать, пробовать разные решения и анализировать результаты.
Одним из методов, который можно легко использовать в классе, является обучение на основе игр (GBL).
Результаты использования этой стратегии обучения доказали, что включение игр очень эффективно, поскольку они могут способствовать и стимулировать мотивацию учащихся (очевидно и без сомнения, поддержание мотивации учащихся является одной из основных проблем, с которыми учителя должны сталкиваться в процессе обучения). класс).
Если вы хотите узнать больше о новых методиках и инструментах, которые помогут мотивировать ваших учеников, ознакомьтесь с нашими курсами подготовки учителей.
Но что такое ГБЛ? Согласно EdTechReview, “ G ame -B ased L заработок разработан, чтобы сбалансировать предмет с игровым процессом и способностью игрока сохранять и применять указанный предмет в реальном мире 90 222 . ”
Acer for Education , образовательная компания-разработчик программного обеспечения, в настоящее время усердно работает над разработкой и сочетанием инновационных методов с технологиями в образовании. Они утверждают, что ГБЛ это: « эффективный метод, позволяющий учащимся работать над достижением цели, позволяющий им учиться посредством экспериментов, отрабатывая поведение и мыслительные процессы, которые можно легко перенести из смоделированной среды в реальную жизнь».
Можно сказать, что GBL — это, по сути, игра, а игры — один из первых способов обучения людей; младенцы и дети играют в игры, чтобы открыть для себя мир и учиться.
Так почему же, достигнув определенного возраста, мы перестаем играть? Почему мы находим так мало примеров игр в средней школе и высшей школе? И почему большинство из нас перестают играть в игры, когда вырастают и находят работу в компании? Если вы думаете о себе или других взрослых, вы, вероятно, знаете, что людям нравится играть в любые игры.
По сути, GBL — это стратегия, использующая идею игры для достижения конкретных целей обучения, независимо от того, относятся ли они к знаниям, навыкам или отношениям.
Например, на уроке истории учащиеся могут воссоздать средневековую среду, написать диалог между персонажами и разыграть некоторые сцены в соответствии со средневековым поведением, следуя правилам игры.
ГБЛ часто путают с геймификацией — термин, который часто можно услышать в школьной среде. EdTechReview определяет геймификацию как «применение игровых элементов и методов дизайна цифровых игр к неигровым проблемам, таким как бизнес (рост в образовательных технологиях) и проблемы социального воздействия».
Так называемыми «элементами игры» могут быть очки, достижения, значки и таблицы лидеров. В основном они используются в качестве внешних мотивационных инструментов в традиционных занятиях в классе.
Грань между ГБЛ и геймификацией иногда очень тонкая ; элементы геймификации обычно присутствуют в деятельности ГБЛ, а не наоборот.
GBL обычно включает в себя игровую среду и отработку учебного материала посредством таких мероприятий, как театр и ролевая игра.
В GBL процесс обучения происходит в результате игры. Вместо этого геймификация заключается в том, чтобы вставить некоторые элементы игры в традиционную деятельность.
Хотя викторины можно считать примером геймификации, такие инструменты, как веб-приложения для создания викторин, такие как Kahoot или Quizizz, не считаются GBL.
Это просто викторины, стопка вопросов, история или среда без персонажей и правил.
Вы заинтересованы в более глубоком изучении использования ГБЛ и геймификации в классе или в обучении на основе настольных игр? Ознакомьтесь с нашим курсом подготовки учителей.
Чтобы лучше понять ГБЛ, можно изучить его различные типы, принимая во внимание следующее: место, где происходит игра, и среда, в которой играют учащиеся. Три типа ГБЛ:
Монополию можно считать образовательной игрой. В ней есть все необходимые элементы: история, персонажи, очки, соревнование и многие другие аспекты. Есть много примеров похожих на «Монополию» игр для школ с измененными правилами для разных предметов, таких как «Монополия по истории» или «Монополия по математике».
Примечание. Также в следующих 2 типах, но особенно в настольных играх, действительно важна подготовка игры (например, доска и правила). Учащиеся должны быть вовлечены в этап «создания игры», потому что он может быть очень поучительным и мотивирующим. Имейте в виду, что создание образовательной игры может быть отличным занятием по проектному обучению (PBL).
Окружающая среда здесь – это реальный мир. Это, пожалуй, самый мотивирующий, но и самый напряженный тип игры. В этом виде учащиеся должны двигаться, действовать, использовать свое тело и разум, чтобы играть. Это самый иммерсивный тип, и он провоцирует студентов почти во всех аспектах их обучения.
Поскольку есть возможность перемещаться в определенное пространство, реальная игра часто связана с театром. В этом типе игрового обучения легко найти ролевые игры, а также симуляции или драмы. Студенты действуют «как будто они» персонажи игры, принимают решения в соответствии со своими целями, окружающей средой и правилами.
Здесь среда онлайн. Цифровые игры можно сравнить с настольными играми. Фактически, во многих цифровых программах для GBL используются онлайн-доски, которые учитель может редактировать или добавлять образовательный контент в соответствии с темой, которая будет воспроизводиться. Также в этом виде игры к построению игры могут быть привлечены учащиеся, особенно если преподаватель не в состоянии управлять онлайн-инструментами без их помощи. У студентов есть персонаж (но не обязательно учетная запись), который движется по игре, где они сталкиваются с проблемами, возникающими на пути игры. Цифровая игра не требует навыков, связанных с использованием тела и реального пространства, но может научить студентов сотрудничать другим и виртуальным способом.
Пример GBL с канала Edutopia на YouTube:
В наши дни во многих обществах люди чувствуют необходимость подготовить молодое поколение к адаптации к различным и быстро меняющимся условиям. В прошлом знание сложных навыков, таких как получение ученых степеней или сертификатов, было гарантией получения работы. Сегодня хард-скиллы по-прежнему важны, но их недостаточно. По этой причине также необходимы мягкие навыки, такие как умение общаться, работать в команде и уважать тайм-менеджмент. Школа, которая полностью игнорирует социальные навыки, — это школа, которая не учит своих учеников быть счастливыми и успешными в жизни.
Здесь не место углубляться в такие понятия, как социальные навыки и эмоциональный интеллект, но можно сказать, что при наличии навыков межличностного общения в эмпатии, слушании, принятии решений, критическом мышлении и других аспектах все больше и больше требуется в современном обществе и должны быть в центре учебной программы в наших школах.
Если вам интересно, как можно изучить и отработать эти мягкие навыки, GBL — один из ответов. Gamelearn, известная организация, объединяющая игры и обучение на любом уровне, признает, что «Обучение на основе игр стало лучшим решением для обучения навыкам межличностного общения».
Узнайте больше о том, как использовать игровое обучение для развития этических, социальных и когнитивных навыков учащихся, в нашем курсе подготовки учителей.
Можно сказать, что если бы ученики всегда были мотивированы, проблемы учителей исчезли бы. Мотивация является ключом к хорошему процессу преподавания и обучения в классе. По этой причине GBL очень эффективен, так как игры естественным образом мотивируют и увлекают. Более того, игры дают нечто, что можно охарактеризовать как «далекое от традиционного урока», и часто включают соревнование между учащимися; которые могут повысить уровень мотивации в классе. Учителя могут выбрать тип соревнования и создать группы поддержки, чтобы снизить уровень стресса среди учащихся.
Важно также создавать и включать игры в соответствии с возрастом учащихся, например, подростки могут терять мотивацию, если игра кажется слишком детской. Чтобы избежать этого, учитель должен подготовить игры в соответствии со своей аудиторией с содержанием, важным для их учеников. Учителя никогда не должны бояться использовать игры для обучения и помнить, что никто никогда не бывает слишком стар, чтобы играть в игры.
Игра может бросить вызов учащимся и заставить их выйти из своей зоны комфорта. По этой причине иногда может случиться так, что некоторые студенты не хотят играть определенные роли. Если это так, учитель не должен заставлять играть в них тех, кто не хочет. К счастью, деятельность ГБЛ, сложная она или нет, состоит из разных частей и разных характеров; нет ограничений на создание типа игроков и требуемого участия. Студентам может быть назначена роль супервайзера, который проверяет, соблюдают ли все правила игры, регистратора, который делает видеозапись занятий в классе, репортера, который собирает результаты и/или описывает, как развивается игра, или конструктора. кто строит игру и т. д. Суть в том, что роли и задачи можно дифференцировать, чтобы включить всех учащихся.
Игры, естественно, ориентированы на учащихся, и студенты должны участвовать в подготовке игры. Если они увлечены и заинтересованы, они будут выполнять задачи с большей охотой, чем при традиционной деятельности. Обычно, когда учителя устанавливают цели и правила, большинство учеников работают без каких-либо дополнительных объяснений, и учителя могут контролировать своих учеников и помогать им.
Если вы хотите расширить свои знания о том, как организовать учебный процесс, ориентированный на учащихся, ознакомьтесь с нашим курсом подготовки учителей.
Это два навыка, которые можно практиковать и изучать, особенно во время ролевых игр. Когда учащимся поручают играть определенных персонажей в определенных условиях, они должны решить на месте, что делать, чтобы достичь цели.
Хотите узнать больше о том, как развивать навыки критического мышления у ваших учеников? Посетите наши курсы повышения квалификации учителей.
Нетрудно понять, почему игра очень подходит для командной и групповой работы. Единство — это сила, и каждый проигрывает или выигрывает, когда они вместе играют в игру.
Если вы хотите узнать больше о том, как использовать стратегии совместного и кооперативного обучения в классе, ознакомьтесь с нашим курсом подготовки учителей по этой теме.
ГБЛ и игры являются эффективными средствами развития творчества, особенно если учащиеся участвуют в построении игры. Воображение не имеет границ. Учителя могут оставлять возможности внутри игры, где учащиеся могут заполнить пробелы своими решениями и идеями.
Помните, когда игра проводится в классе, это полезный способ обучения. Игры — это инструменты, которые можно использовать для обучения с удовольствием, и они могут стать частью продуктивного школьного времени. В игры не обязательно играть только в качестве награды или времяпрепровождения.
Учителя, использующие игры, знают и понимают это, ученики могут не знать. Крайне важно объяснить эту концепцию учащимся, напомнив им, что они играют, но при этом продолжают работать (и учиться).
Вот две рекомендации по организации эффективного занятия GBL и концентрации внимания учащихся на учебе, а не только на развлечениях.
1 – Конечный продуктУчащиеся должны видеть конкретные результаты своих усилий. Если они создают игру, а затем играют в нее, оценка или обратная связь должны быть ее частью. Обратная связь может исходить от другого класса, от родителей или сообщества и может быть основана на создании таблицы лидеров, видео игры или запуске игры на веб-странице и т. д.).
Эта концепция действительна для любого занятия в классе, но особенно действительна для GBL.
2 – Оценщики tНе забудьте поставить учащимся во время (формирующей) игры или в конце (сумматной) оценку, которую может дать учитель, одноклассник или самооценка учащегося.
Все, что делается до, во время или после игры, можно обсудить, проанализировать и пересмотреть, чтобы получить максимальную отдачу от деятельности GBL.