АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В СТИХАХ
Для всех детей дошкольного возраста полезны артикуляционные упражнения, которые способствуют формированию точных, четких, дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика.
«Часики»
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик, Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Описание: Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
«Лопатка»
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
Описание: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«Окошко»
Рот приоткрою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
Описание: широко открыть рот — “жарко” закрыть рот — “холодно”
«Варенье»
Нашей Маше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу и спрятать в рот
«Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок), Если хочешь, прокачу (цок, цок).
Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к нёбу, пощёлкать кончиком языка. Рот широко открывать (как лошадка цокает копытами).
«Остановить лошадку»: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук: «тпру-у-у».
«Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
Описание: улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны “почистить” поочередно нижние и верхние зубы
«Заборчик»
Широка Нева – река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краёв и до десны.
Описание: Улыбнуться, с напряжением так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Дудочка»
На дудочку губы положим,
И даже сыграть на ней сможем.
Ду-Ду-Ду.
Описание: С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
«Грибок»
На лесной опушке,
Где жила кукушка,
Вырос гриб волнушка,
Шляпа на макушке.
Описание: улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд.
«Орешки»
Словно белки мы без спешки,
Ловко щёлкаем орешки.
Описание: рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки, на щеках образуются твердые шарики — “орешки”.
«Качели»
На качелях
Я качаюсь
Вверх – вниз,
Вверх – вниз,
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.
«Лесенка»
Раз ступенька – язык обнимает верхнюю губу.
Два ступенька — язык обнимает верхние зубы.
Три ступенька – язык прыгает за зубки.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.
«Гармошка»
Присосу язык на нёбо,
А теперь смотрите в оба:
Ходит челюсть вверх и вниз –
У неё такой круиз.
Описание: Улыбнуться, открыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
«Иголочка»
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Пароход»
Вывожу язык вперёд,
Закушу его – и вот:
«Ы» — так гудит пароход.
Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» (пароход гудит).
«Маляр»
Язык – как кисточка моя,
И ею нёбо крашу я.
Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), двигаясь то зубов до горлышка.
У малышей часто встречаются речевые проблемы. Это бывает из-за ещё не вполне развитого детского речевого аппарата. Дефекты речи часто бесследно проходят в процессе роста и взросления ребёнка. Но иногда речевые нарушения не проходят и могут остаться на всю жизнь, нанося огромный вред имиджу и репутации человека. Проблемы с речью могут сильно испортить жизнь ребёнку, так как невнятная речь негативно сказывается на взаимоотношениях с друзьями. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо постоянно заниматься с ребёнком артикуляционной гимнастикой.
Цель таких упражнений — это разработка речевых мышц. Самая простая артикуляционная гимнастика в стихах для детей 3-4 лет, которая проводится регулярно, способна навсегда и полностью изменить речь малыша, сделав её внятной и понятной.
Рассмотрим виды артикуляционной гимнастики, самые эффективные упражнения, правила и методы их применения для детей.
Маленьким детям до 5 лет речевые упражнения помогают в развитии артикуляционных мышц, улучшают языковую подвижность, способствуют чёткости произношения. Детям в пятилетнем возрасте исправлять речевые дефекты уже сложнее. После 7 лет, для исправления дефектов речи уже придётся обращаться к логопедам, которые уже не гарантируют хороший результат, поскольку исправить речь в таком возрасте уже очень сложно. Артикуляционная гимнастика вызовет у малыша положительные эмоции при проведении её в форме весёлой зарядки в стихах.
Основные правила артикуляционных уроков:
Главное — это выполнять упражнения не спеша и плавно, вырабатывая навыки правильной артикуляции. Небольшие весёлые стишки будут мотивировать к выполнению занятий.
Различают статические и динамические упражнения:
Статические упражнения для языка:
Вырастай грибок в лесу,
Я домой его несу.
Раз, два, три, четыре, пять —
Грибок я должен удержать.
Динамические упражнения:
Выполнение нужно делать под счёт, меняя позиции в определённом ритме.
Эх раз, ещё раз
Покачаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить не хотим.
Я конфетку поищу
И за щёчкой посмотрю.
Эти простые упражнения для языка может выполнять каждый родитель, без участия логопеда.
Артикуляционная гимнастика для звука «р»Звук «р» является проблемным для многих детей. Специальные игровые упражнения артикуляционной гимнастики для звука «р» в стихах быстро помогут справиться с этой проблемой.
Тянем губки мы к ушам,
Улыбайся малышам.
Ты тянись, тянись вперёд,
Растёт у слонёнка хоботок.
Нужно плотно сомкнуть зубки, затем широко улыбнуться и удерживать позицию 4-6 секунд.
Далее нужно вытянуть губки в трубочку, удерживая 2-3 секунды. Упражнение выполняется 4-5 раз.
Щёчки я не раздуваю,
Мяч в ворота забиваю.
Нужно вытянуть губы в трубочку, а потом долго дуть на ватный «мячик», лежащий на столе, стараясь задуть его в «ворота». Щеки не надуваем.
Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки»Очень эффективно упражнение «Почистим зубки». Оно укрепляет мышцы языка, гортани, ротовой полости. Артикуляционная гимнастика «Чистим зубки» выполняется при широко открытом ротике ребёнка и на улыбке, кончик язычка как-бы чистит зубки изнутри, при максимальной неподвижности остальных мышц рта и гортани.
Если всё таки артикуляционная гимнастика в стихах трудно даётся 3-4 летнему ребёнку, он капризничает и не хочет заниматься, тогда лучше обратиться к логопеду, который сможет сделать малышу правильную мотивацию, возможно назначит массаж.
Привычка говорить правильно формируется в раннем детстве. Ребенок, которого научили четко и красиво говорить, не будет испытывать проблем ни в детском саду, ни в школе, ни во взрослой жизни.
К сожалению, не все дети в возрасте. В 3-4 года дикция хорошая, но это поправимо. Логопед и домашние упражнения могут помочь родителям улучшить артикуляцию. О том, как сделать артикуляционную гимнастику для детей раннего дошкольного возраста, мы расскажем в этом материале.
Комплекс артикуляционных упражнений – это зарядка для укрепления мышц речевого аппарата. Если они слабые, то у малыша будут проблемы с произношением. По мере укрепления губ, голосовых связок, щек и шеи, а также язычка ребенку легче произносить различные звуки и их сочетания. И постепенно правильное произношение становится привычным.
Гимнастика имеет лечебно-профилактическое назначение, т. е. помогает исправить неправильный речевой навык, а также может предотвратить дефекты речи.
В ходе занятий улучшается кровообращение речевых мышц, снижается повышенный мышечный тонус, что не позволяет малышу беспрепятственно издавать определенные звуки. В ходе выполнения статических упражнений ребенок учится устанавливать правильное положение голосового аппарата, а динамические задания помогут в освоении произношения.
Такая речевая гимнастика, безусловно, полезна всем малышам. В возрасте 2-3 лет формируются основные речевые навыки, а затем, увы, формируются и дефекты речи. Целесообразно начинать занятия с трехлетнего возраста, а если ребенок относится к категории первоклассников, то с 2,5 лет.
Через три года становятся очевидными некоторые отклонения и аномалии в произношении звуков. Итак, в этом возрасте ярко проявляется заикание. Многие дети из-за слабости мышц речевого аппарата в этом возрасте «прожевывают» половину алфавита, из-за чего трудно понять, что именно говорит ребенок. Заикание и дизартрия.
Гимнастические артикуляционные упражнения помогут в налаживании дикции, силы голоса, произношения, увеличат скорость речи, улучшат разборчивость речи.
Однако бывают ситуации и состояния, при которых заниматься этим видом гимнастики временно или совсем не стоит.
Противопоказаниями являются врожденные пороки сердца, если гимнастика сочетается с респираторными, психическими расстройствами, при которых ребенок не понимает «вводных» и не ориентируется в том, что от него хотят.
Больные зубы или стоматит также являются временным противопоказанием. Раны, воспаления языка, нёба, внутренней поверхности щек, боли в горле в самом разгаре – все это состояния, при которых артикуляционная гимнастика не рекомендуется.
Если вы решили заниматься этим видом гимнастики с малышом, помните, что начинать нужно с простых заданий и постепенно переходить к более сложным.
Самыми простыми и доступными для начинающих считаются статические упражнения, при которых речевые мышцы необходимо удерживать в заданном положении. С динамическими упражнениями не тороплюсь. В возрасте 2-4 лет эти упражнения еще считаются достаточно сложными, но по мере совершенствования статической группы можно добавлять динамические задания.
Важно проводить занятия в игровой форме, иначе зарядка быстро наскучит малышу и он откажется от выполнения заданий.
Нужна систематичность – гимнастикой нужно заниматься ежедневно в течение достаточно длительного времени. В день можно проводить 3-4 занятия по 5 минут. Эти «пятиминутки» не дадут ребенку устать и быть интересными.
В каждое задание старайтесь включать 2-3 упражнения, не больше. Обязательно повторяйте ранее изученные задания и приемы, и только одно задание во время занятия выбирайте новое, еще не знакомое.
Гимнастика выполняется в положении сидя. Шея и руки ребенка должны научиться расслабляться. Лучше всего проводить занятия перед зеркалом. В нем ребенок может увидеть себя, свои губы и мимику во время произношения, а также сопоставить их со своей мимикой и расположением губ и языка.
Полезными будут распечатанные или нарисованные карточки с картинками, иллюстрирующими некоторые упражнения. Например, для упражнения «Ежик» нужно иметь картинку с ярким и красочным забавным ежиком. Это позволит ребенку лучше визуализировать задачу.
Не обижайте малыша, не критикуйте, не ругайте его, если что-то не получается.
Обида и горе только усилят мышечные зажимы, подорвут веру в собственные силы, он начнет отказываться от работы. Голос мамы должен быть мягким и тихим, не требовательным.
Для конкретного ребенка может быть назначен индивидуальный комплекс. , но среди основных заданий для детей указанного возраста можно отметить следующие:
«Щенок и змея». Попросите ребенка показать, как дышит щенок в летний день — язык у него вялый, широкий и раскинутый по нижней губе. А потом попросить показать, как это делает змея – язык становится подвижным и «острым».
Если есть дефекты в некоторых звуках, добавьте упражнения для улучшения произношения именно этих «проблемных» звуков:
“Читёровки”. Вы можете использовать различные стихи. Главное требование – повторение «проблемного» звука. При нечетком произношении «Р», например, можно придумать что-то вроде: «Ра-ра-ру, ра-ра-ру, прогуляйтесь вокруг двор, ру-ру-ру, ру-ру-ру уже иди домой!». Подобные чистоговорки можно сочинить самостоятельно на любой звук, который не очень хорошо выговаривает ребенок.
Обязательно введите в программу занятий упражнения из дыхательной гимнастики по методике Стрельниковой. Считается очень эффективным в развитии речи. В частности, можно взять обычное перышко и попросить ребенка как можно дольше удерживать его в воздухе, делая резкие короткие выдохи. Научите ребенка дышать спокойно и размеренно. На последнем выходе после 5-6 вдохов можно произнести краткие слоги «Ра», «Са», «Ая» и т. д.
Не заставляйте и не заставляйте ребенка продолжать занятие, если он устал и стал отвлекаться и капризничать. Лучше остановиться и вернуться к занятиям позже, когда малыш настроен на игры и занятия. Пользы от принуждения не будет.
О других интересных артикуляционных упражнениях для детей вы можете узнать из следующего видео.
Говорить со взрослым так же естественно, как дышать или ходить. Мы произносим звуки и складываем их в слова на машине, думая только о содержании речи. Звуки речи дети также усваивают бессознательно путем подражания, но в своей речи они еще не закреплены. Иногда этот процесс может быть нарушен. Что мешает ребенку произносить тот или иной звук или вообще говорить ясно и отчетливо?
Это сложный двигательный акт. Он включает в себя дыхание, голос и артикуляцию, то есть произношение звуков. Последнее у нас интересное. Выделяют активные и пассивные органы артикуляции. Пассивные остаются на месте, но за счет их расположения и формы произношение нужного звука. Активные находятся в постоянном движении и меняют свое положение и форму. К пассивным органам артикуляции относятся твердое небо, зубы. Активные – язык, губы, челюсть, мягкое небо с небольшим язычком. Основными органами артикуляции, от положения которых зависит произношение звука, являются язык и губы. Они состоят из множества мышц и эти мышцы, как и любые другие, поддаются тренировке с помощью речевых упражнений для четкой речи. Особенно важно развивать координацию их движений, формировать умение принимать положение языка и губ.
Почему одни звуки нарушаются чаще других? Есть звуки – «чемпионы» нарушений: это шипящие (С, З, Ц), шипящие (Ш, Ш, Ш, Ч) и р. Также может нарушаться и произношение звука Л. Эти звуки могут быть искажены – проще говоря , звук произносится с шепелявостью или картавостью. А у логопедов есть специальные термины. Например, W может быть стороной, когда воздух идет с одной стороны языка, губно-губной, похоже на фырканье. Также звук может быть проигнорирован или заменен на аналогичный. Например, часто R заменяется на L или W на S. В речи детей такая замена гораздо более разнообразна.
Рекомендуем
Что нужно ребенку в детском саду? Мы с этим разберемся!
Теперь пришло время отправить вашего малыша в первое учебное заведение на его жизненном пути. Он будет там не один, под присмотром квалифицированного персонала, но и мамы с папой рядом не будет. Большинство родителей сразу впадают в панику: “Как будет ли…
Чем лечить насморк у грудничка?
Обычно, когда у кого-то из членов семьи насморк, почти никто не обращает на это внимания. несколько раз дешёвыми аптечными каплями, с этой напастью можно легко справиться, но только если речь идёт не о новорождённом ребенке…
Акита-ину – национальное достояние Японии
Акита-ину – шпицеобразные собаки, выведенные на севере Японии (префектура Акита). У них мускулистое телосложение и густая короткая шерсть. Нрав властный, независимый, требующий упорной дрессировки и уважительного отношения. Эта порода подходит для опыт…
Почему одни звуки сложнее других? Гласные не требуют сложных движений языка. Воздух при разговоре легко и свободно проходит через рот. Поэтому они, как правило, не нарушаются, а просто бывают смазанными и нечеткими в их произношении, особенно О и потому, что требуют растяжения губ. Среди согласных тоже немало звуков, которые нарушаются лишь в тяжелых случаях, например, при параличах и парезах.
Артикуляционная гимнастика укрепляет мышцы рта, улучшает точность и координацию движений органов речи. Детям необходимо заниматься спортом. Все логопедические упражнения для детей, которые рассчитаны на формирование определенных поз и движений. Эти движения и позы затем лягут в основу произносимых звуков. Поэтому, если есть желание в целом улучшить его, сделать более четким, ускорить его развитие, если он медленный, то необходимо сделать общеартикуляционные упражнения. Вреда от этого не будет. Но при нарушении отдельных звуков упор делается на те логопедические упражнения, которые развивают правильное движение языка.
Артикуляционные упражнения следует выполнять ежедневно. Вы можете уделять этому 3-5 минут в день. Лучше не делать этого сразу после еды, чтобы манипуляции с языком не вызывали рвотный рефлекс. Все речевые упражнения выполняйте перед зеркалом вместе со взрослым, который следит за правильностью выполнения и подсказывает ребенку, как нужно выполнять упражнения. Чтобы сделать процесс более интересным, в упражнения часто включают короткие стихотворения и иллюстрации.
Ниже будет предложен весь список логопедических упражнений на каждый день. Их можно чередовать.
Улыбнуться, широко открыть рот и широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. В разные стороны двигать их не нужно. Нам нужно обхватить губу.
Улыбнись с широко открытым ртом. Язык зарядом к небу, растяжка уздечки. Язык будет напоминать шляпку гриба, а уздечка – стройную ножку.
Улыбается, чтобы показать зубы. Язык водили к верхним зубам – вправо-влево, потом вверх-вниз. Повторить с нижними зубами.
Улыбнуться и показать оба ряда зубов. Держать до 5.
Вытягивая губы вперед (примерно как в звуке), продержаться до 5.
Кстати, эти упражнения полезно чередовать. Несколько раз повторить последовательность «забор-труба». Она учит ребенка переходить из одной позы в другую.
То же самое, только губы чуть шире. Например, когда мы говорим о.
Улыбка, открытый рот. Положить широкий и плоский язык на нижнюю губу.
Puslapiai язык губы и сказать «гой-гой-гой». Иногда это упражнение называют «Накажи непослушный язычок» и «Блинчики» — просто подержи язык за губой.
Помогает расслабить мышцы языка.
Нужно ритмично и четко говорить д-д-д, акцентируя язык в бугорке за верхними зубами. В норме этот звук произносится путем прикосновения языка к зубам, но обычно в постановке звука Р. используется упражнение, чтобы правильно его произнести, язык находится немного глубже во рту. Сначала нужно говорить медленно, затем ускоряясь.
Улыбка, открытый рот. Щелкнул языком (с зарядом его к небу, как в упражнении “Грибок” и резко оторвал). Нижняя челюсть не двигается, только язык. Если нет, вы можете нежно держать его за подбородок.
Улыбка, открытый рот. По очереди касаться узким кончиком языка уголков рта – правого-левого. Повторить 4-6 раз.
Ее рот наполовину открыт. Языком поглаживают верхнюю губу вперед-назад и произносят звук. Получится что-то вроде «БЛ-БЛ-БЛ». Иногда дети сами издают эти звуки, когда мы балуемся и играем.
Улыбка, открытый рот. Передний и боковой края языка приподняты, но не достигают неба. Язык широкий и по форме напоминает чашечку с отверстием посередине, как это можно увидеть в зеркале. Продолжайте до 5.
Как мы произносим звук Р? Этот звук в каждом языке произносится по-разному. Французское r отличается от английского, а английский от русского. Поэтому логопеды всегда работают по стандартам языка той страны, в которой они живут и работают. Ведь гортанное Р – норма для француза и патология для русского! Итак, как мы произносим этот звук в русском языке? Звук Р с его мягкой парой ПТ (а логопеды и лингвисты это два разных звука) является единственным в русском языке, дрожащим, или иначе, вибрирующим. Когда мы говорим, что язык вибрирует. В этот момент его кончик касается альвеол бугорков, которые расположены во рту немного глубже верхних зубов. Этот звук является одним из самых сложных для произношения и некоторые так и не овладевают им всю жизнь. Так что для занятий логопедической гимнастикой особенно нужны!
Упражнения обычно используются логопедами на этапе подготовки к произнесению звуков. Сначала ребенок должен научиться придавать языку и губам правильное положение, а потом уже можно ставить звук. Когда звук пришел, не достаточно. Правильный этап автоматизации. Ведь новый звук для ребенка непривычен и он может, например, четко говорить «Р-Р-Р» и даже «Рыбка», а по старинке говорить «Картошка». Поэтому при автоматизации звука ребенок произносит простые, а затем более сложные слова с нужным звуком в разных позициях — в начале, в конце, в середине слова. Есть много игр, которые делают процесс повторения слов более интересным, от названий картинок до всевозможных бинго или составления предложений.
Выполнение логопедической гимнастики в домашних условиях и различных игр на автоматизацию звука является наиболее доступным для родителей. Постановка звука более всего требует профессиональных навыков и опыта, поэтому этим должен заниматься логопед. Однако при регулярных занятиях звук может появиться в речи самого ребенка. Если это надолго, а звукопроизношение сильно отстает от возрастных норм, то лучше обратиться к специалисту.
Чтобы научиться рычать, пригодятся все упражнения, способствующие поднятию языка вверх. Для звуковых логопедических упражнений лучше всего подходят такие «Художник», «Грибок», «Конь».
И самое главное упражнение “Дятел”. Вам нужно повторять это ежедневно. Для постановки звука Р можно попробовать во время тренировки почистить палец ребенка (ногти должны быть обрезаны), пошевелить языком из стороны в сторону, чтобы вызвать вибрацию. Будет не сразу, это движение следует повторить. Есть ролики как ставить звуки, но не факт, что смогут освоить эту способность.
Звук ш характеризуется не только особым положением языка и изменением положения губ. Губы слегка вытянуты вперед, поэтому будут полезны упражнения «Трубочка», «Разметка», «Смайл-Тюбик», и особенно «Бублик». Это упражнение больше напоминает утрированную позу губ при звуке ш. Язык, когда произношение поднято вверх, края его прижаты к небу, но кончик касается зубов или неба и образует чашечку. Поэтому для формирования этого звука будут полезны все упражнения на поднятие языка «Вкусное варенье», «Грибок».0003
Самое главное для звука W – «Чашка». Это больше напоминает положение языка при произнесении звука. Что касается его постановок, то можно попробовать попросить ребенка прижать край чашки к небу, слегка округлить губы и подуть в чашку. Может получиться шипящий звук, очень похожий на ш. Логопедические упражнения требуют большого осознания и владения своим артикуляционным аппаратом. Не все дети доступны, поэтому логопеды часто помогают клиентам с помощью зонда или платка принять правильное положение языка и губ.
Кстати, если у ребенка нарушены все звуки шипения, то начинайте со звука ш, считающегося основным для этой группы, и у него ставьте все остальные звуки.
БЫТЬ: https://tostpost.com/be/dom-syam-ya/36250-lagapedychnyya-praktykavann-dlya-dzyacey-na-kozhny-dzen-artykulyacyyna.html
DE: https://tostpost.com/de/das-haus-und-die-familie/35914-logopedicheskie-bungen-f-r-kinder-f-r-jeden-tag-articulating-gymnastik.html
ЭП: https://tostpost.com/es/la-casa-y-la-familia/35749-logopedicheskie-ejercicios-para-ni-os-de-cada-d-a-cuas-gimnasia.html
КК: https://tostpost.com/kk/y-zh-ne-otbasy/36547-logopediyaly-zhatty-ular-balalardy-r-k-n-artikulyaciyaly-gimnastika.html
PL: https://tostpost.com/pl/dom-i-rodzina/37794-logopedicheskie-wiczenia-dla-dzieci-na-ka-dy-dzie-artikulyacionnaya-gi.