Подпишись на новости
ил в роду Самаров один нанаец — Ла. Была у него дочка по имени Айога. Красивая была девочка Айога. Все её очень любили. И сказал кто-то, что красивее дочки Ла никого нету — ни в этом и ни в каком другом стойбище*.
Загордилась Айога, стала рассматривать своё лицо. Понравилась сама себе, смотрит — и не может оторваться, глядит — не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде.
Ничего делать Айога не стала. Всё любуется собой. Ленивая стала Айога.
Вот один раз говорит ей мать:
— Пойди воды принеси, Айога! Отвечает Айога:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись.
— Куст оборвётся, — говорит Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись.
— Руки поцарапаю…
Говорит Айоге мать:
— Рукавицы надень.
— Изорвутся, — говорит Айога.
А сама всё в медный таз смотрится: ах, какая она красивая!
— Так зашей рукавицы иголкой.
— Иголка сломается.
— Толстую иголку возьми, — говорит отец.
— Палец уколю, — отвечает дочка.
— Напёрсток из крепкой кожи — ровдуги — надень.
— Напёрсток прорвётся, — отвечает Айога, а сама ни с места. Тут соседская девочка говорит:
— Я схожу за водой, мать.
Пошла девочка на реку и принесла воды сколько надо
Замесила мать тесто. Сделала лепёшки из черёмухи. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит матери:
— Дай мне лепёшку, мать!
— Горячая она — руки обожжёшь, — отвечает мать девочке.
— А я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу.
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну.— Руки заболят, — говорит мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая своих рук не жалеет.
И отдала мать лепёшку соседской девочке.
Рассердилась Айога.
Пошла на реку.
Смотрит на своё отражение в воде.
А соседская девочка сидит на берегу, лепёшку жуёт. Стала Айога на ту девочку оглядываться, и вытянулась у неё шея: длинная-длинная стала.
Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепёшку, Айога. Мне не жалко.
Совсем разозлилась Айога. Замахала на девочку руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — как это она, красавица, надкушенную лепешку съест! — так замахала руками, что руки у неё в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит Айога.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся.
Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!.. Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.
Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит:
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
*Стойбище — стоянка, становище кочевников.
Письмо в «Лукошко»
Искать на сайте:
Полезности
Развивающие игры
Детский сервер “KID”
Детские сайты
Благодарность
Светлане Вовянко из Киева, предоставившей для сканирования личную библиотеку.
Андрею Никитенко из Минска, приславшему более 100 сказок.
Поделитесь с друзьями, возможно,
им с нужна эта информация!
В роду Самар жил один нанаец – Ла. Была у него дочка, Айога. Красивая девочка. Все ее любили. И все говорили, что красивее дочки Ла никого нет – ни в этом, нив каком другом стойбище. Айога загордилась. Стала разглядывать себя. И понравилась сама себе. Смотрит – и не может оторваться. Глядит – не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на свое отражение в воде.
Совсем ленивая стала Айога. Все любуется собой. Вот однажды говорит ей мать:
– Принеси воды, дочка!
Айога отвечает:
– Я в воду упаду.
– А ты за куст держись, – говорит ей мать.
– Куст оборвется, – говорит Айога.
– А ты за крепкий куст возьмись.
– Руки поцарапаю…
Говорит Айоге мать:
– Рукавицы надень.
– Изорвутся, – говорит Айога.А сама все в медный таз смотрится – какая она красивая!
– Так зашей рукавицы иголкой.
– Иголка сломается.
– Возьми толстую иголку, – говорит отец.
– Палец уколю, – отвечает дочка.
– Наперсток возьми…
– Наперсток прорвется.
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
– Давай за водой схожу, мать!
Пошла девочка на реку и принесла воды, сколько надо.
Замесила мать тесто. Сделала лепешки. На раскаленном очаге испекла. Увидела Айога лепешки, кричит:
– Дай мне лепешку, мать!
– Горячая она, руки обожжешь, – отвечает мать.
– А я рукавицы надену, – говорит Айога.
– Рукавицы мокрые…
– Я их на солнце высушу…
– Покоробятся они, – отвечает мать.
– Я их мялкой разомну.
– Руки заболят, – отвечает мать. – Зачем тебе, дочка, трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепешку той девочке дам, которая рук не жалеет.
Взяла мать лепешку и отдала соседской девочке.
Рассердилась Айога. Пошла на речку. Смотрит на свое отражение в воде. А соседская девочка сидит на берегу, лепешку жует. Потекли слюнки у Айоги. Стала она на ту девочку оглядываться. Шея у нее вытянулась – длинная стала. Говорит девочка Айоге:
– Возьми лепешку, Айога, мне не жалко.
Разозлилась Айога на девочку. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости. Так замахала руками, что руки в крылья превратились.
– Не надо мне ничего-го-го! – кричит.
Не удержалась на берегу. Бултыхнулась в воду Айога и обратилась в гуся. Плавает и кричит:
– Ах, какая я красивая! Го-гого-го! Ах, какая я красивая…
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя свое не забыла, чтобы с кем-нибудь ее, красавицу, не спутали. Кричит, чуть людей завидит:
– Айога-га-га! Айо-га-га-га!
Автор: Дмитрий Нагишкин.
Айога
(театрализованная постановка по нанайской сказке,
воспитание по программе «Региональный компонент»)
Все народные сказки
Более века назад индуистский монах по имени Свами Вивекананда рассказал о йоге собравшимся в Чикаго. За прошедшие десятилетия он превратился из неизвестного в мейнстрим.
Автор: Philip Deslippe
Опубликовано:
Foto Maximum/Getty Images Каждый год 21 июня миллионы гибких людей примерно в 84 странах мира отмечают Международный день йоги. Большие толпы людей вместе принимают позы в парке Марина-Грин в Сан-Франциско и на бульваре Раджпат в Нью-Дели, чтобы отметить это событие, впервые предложенное премьер-министром Индии Нарендрой Моди в 2014 году9.0003
В то время как йога стала основным путем к здоровью как среди обычных американцев, так и среди знаменитостей, когда-то эта практика была неслыханной на Западе. Многие связывают глобальную популярность йоги с ключевым событием и важной фигурой: в 1893 году индуистский монах по имени Свами Вивекананда выступил перед большим собранием в Чикаго. Но прием Вивекананды на Западе не всегда был таким восторженным, как предполагают некоторые источники.
Миссия Рамакришны Дели/Общественное достояниеСвами Вивекананда, около 1885 г.
Свами Вивекананда родился в 1863 году в зажиточной калькуттской семье. В молодости он стал учеником мистика Рамакришны и незадолго до кончины своего учителя принял монашеский постриг. После пятилетнего путешествия по Индии Вивекананда покинул Индию, чтобы отправиться на Всемирный парламент религий 1893 года в Чикаго, межконфессиональную конференцию, проходившую во время масштабной Всемирной Колумбийской выставки.
Согласно легенде, которая сложилась вокруг появления Вивекананды в парламенте, несмотря на дорожные трудности и нервозность, свами под бурные аплодисменты обратился к толпе как к «сестрам и братьям Америки». Затем Вивекананда оседлал волну успеха и читал лекции, писал книги и открывал филиалы Миссии Рамакришны, известные как Общества Веданты, во время двух отдельных туров по США.
Однако одобрение, данное Вивекананде в парламенте Чикаго, не было уникальным для него. В отчете о парламенте, опубликованном его президентом Джоном Генри Бэрроузом, аплодисменты также раздавались свободно другим спикерам как часть духа самовосхваления парламента. И Вивекананда не просто получил похвалу в парламенте. Бэрроуз также отметил, что «некоторые чувства, высказанные» Вивеканандой в его заключительном слове, вызвали очень мало одобрения.
Последующие лекционные туры Вивекананды вызвали любопытство и интерес, но также и некоторую враждебность. В письме к одному из своих американских студентов в 1897 году Свами Вивекананда описал себя как «проповедника, которого очень оскорбляют» в Соединенных Штатах. Хотя во время своих двух поездок в Америку он действительно создавал отделения Общества Веданты, они были небольшими и часто насчитывали всего несколько десятков членов.
Вивекананда сидит в центре среди группы мужчин.
Йога, которую Вивекананда представил американской аудитории, также отличалась от тех версий, с которыми большинство знакомо сегодня. Вивекананда в основном говорил о йоге как о философии, психологии и самосовершенствовании.
Его опубликованные в США лекции изобилуют словом «власть», и в одной из них он призывает своих слушателей «Стать как скала; ты несокрушимый». Подобно неподвижной скале, подход Вивекананды был лишен плавных последовательностей 9 шагов.0033 асаны или позы, которые сейчас обычно ассоциируются с практикой.
В то время это отсутствие не привлекло бы особого внимания. Когда Вивекананда говорил и писал американцам о йоге, не было единого мнения относительно того, что такое йога. Хотя это можно было легко понять как тип диеты, систему умственной концентрации или дыхательных техник, это часто воспринималось как нечто волшебное.
Питаясь фантастическими рассказами об индийских чудесах в печати и легионами театральных фокусников, которые надевали тюрбаны и мантии для своих выступлений, большинство американцев на рубеже веков полагали, что йоги обладают сверхъестественными способностями.
Возникновение повсеместно распространенных форм йоги, основанной на позах, произошло в начале 20-го века, как описывает Марк Синглтон в своей книге 2010 года Yoga Body . Именно тогда индийские традиции хатхи или физической йоги были объединены с западными формами физической культуры. Одной из наиболее важных фигур этого возрождения был Свами Кувалаянанда (1883-1966), который помог сформулировать йогу и ее практическую пользу в медицинской науке.
Субодх Тивари/CC BY-SA 3.0 Свами Кувалаянанда.
У самого Вивекананды было сложное и противоречивое отношение к хатха-йоге. В беседах со своими учениками Вивекананда рассказал, что в начале 1890 года он пытался изучать хатха-йогу, чтобы вылечить свое слабое здоровье, но отказался от нее до того, как был посвящен в практику после неодобрительного видения своего покойного учителя Рамакришны.
В то время как Вивекананда пренебрежительно отзывался о хатха-йоге перед своей американской аудиторией, называя ее «гимнастикой» и «странными дыхательными упражнениями», он, вероятно, обучал некоторым позам небольшую группу своих преданных учеников в Нью-Йорке.
Возможно, он не популяризировал йогу в одиночку, но Вивекананда, несомненно, сыграл важную роль в создании основы для современных итераций йоги. По словам Сюзанны Ньюкомб, преподавателя религиоведения в Открытом университете Великобритании и автора книги « Йога в Британии », Вивекананда «знаменует собой поворотный момент в том, как индийская религиозность воспринималась за пределами Индии».
Вивекананда вдохновил и послужил образцом для нескольких других учителей из Южной Азии, которые последуют его примеру и приедут в Соединенные Штаты в течение следующих нескольких десятилетий. Среди них был Йогананда, основатель Товарищества самореализации и автор 9 книг.0033 Автобиография йога .
Это было в 1920-х и 1930-х годах, когда йога приобрела более высокий статус в Америке не благодаря индийским учителям, приехавшим в Соединенные Штаты, а в основном благодаря индийским иммигрантам. Эти лица уже находились в стране, а затем потеряли гражданство и права в результате ряда судебных разбирательств и федерального законодательства.
Десятки бывших студентов, профессионалов и политических активистов переделали себя в мистических авторитетов. Они путешествовали по стране и зарабатывали на жизнь публичными лекциями, частными уроками и часто личными услугами. Американский писатель Чарльз Фергюсон иронично описал их в 1938 в качестве коммивояжеров, рассказывая читателям, что «каждую зиму мы можем найти объявления о выступлениях йогов в городах Востока, а весной и летом они работают в тылу».
К концу 1930-х годов возрождение хатха-йоги в Индии достигло Соединенных Штатов. Прежние представления о йоге как о ментальной и магической части начали ослабевать, и начала преобладать йога, знакомая современным практикующим с ее позами и физическими упражнениями. Журналы о здоровье и бодибилдинге начали рекламировать йогу, а учителя йоги начали добавлять асаны в свои классы.
J.R. Eyerman/The LIFE Picture Collection/Getty ImagesЗанятие йогой в Биг-Суре, Калифорния, 1959 год.
Начиная с начала 1960-х годов несколько американцев, таких как Ричард Хиттлман и Лилиас Фолан, использовали телевидение, чтобы представить широкой аудитории доступные и практичные формы йоги. Позже в том же десятилетии представители контркультуры хиппи и движения Нью Эйдж популяризировали йогу и основали множество учреждений, которые способствовали ее дальнейшему росту.
К 1980-м и 1990-м годам появление видеокассет и DVD-дисков, а также рост индустрии фитнеса сделали йогу частью повседневной жизни бесчисленного количества американцев в их собственных домах или в местном спортзале.
Сегодня йога в Америке представляет собой широко распространенную индустрию с оборотом в миллиарды долларов, которую практикуют десятки миллионов людей и которая находится в десятках тысяч студий по всей стране. Хотя глобальное распространение и популярность йоги обусловлены не только американскими усилиями, история йоги в Соединенных Штатах, несомненно, сыграла решающую роль в ее распространении.
Со своей стороны, йога как физическая практика достижения пиковой формы и искривления посредством поз на матах была бы феноменом, который Свами Вивекананда не сразу понял бы. Но йога как влиятельная культурная форма, принятая на Западе и позитивно отражающая Индию, — это то, чему Вивекананда, несомненно, будет рад приветствовать.
Навигация
В истории йоги есть много мест неясности и неопределенности из-за устной передачи священных текстов и скрытного характера ее учений. Ранние записи по йоге были записаны на хрупких пальмовых листьях, которые легко повредить, уничтожить или потерять. Развитие йоги можно проследить более 5000 лет назад, но некоторые исследователи считают, что йоге может быть до 10 000 лет. Долгую богатую историю йоги можно разделить на четыре основных периода инноваций, практики и развития.
Доклассическая йога
Зачатки йоги были разработаны цивилизацией Инда-Сарасвати в Северной Индии более 5000 лет назад. Слово йога впервые упоминается в древнейших священных текстах, Ригведе. Веды представляли собой сборник текстов, содержащих песни, мантры и ритуалы, предназначенные для использования брахманами, ведическими жрецами. Йога постепенно совершенствовалась и развивалась брахманами и риши (мистическими провидцами), которые документировали свои практики и верования в упанишадах, огромном труде, содержащем более 200 писаний. Самым известным из йоговских писаний является Бхагавад-гита, составленная около 500 г.
Классическая йога
На доклассическом этапе йога представляла собой смесь различных идей, верований и техник, которые часто конфликтовали и противоречили друг другу. Классический период определяется Йога-сутрами Патанджали, первым систематическим изложением йоги. Написанный где-то во втором веке, этот текст описывает путь РАДЖА-ЙОГИ, которую часто называют «классической йогой». Патанджали организовал практику йоги в «восьмиступенчатый путь», содержащий шаги и этапы достижения самадхи или просветления. Патанджали часто считают отцом йоги, и его Йога-сутры до сих пор оказывают сильное влияние на большинство стилей современной йоги.
Постклассическая йога
Через несколько столетий после Патанджали мастера йоги создали систему практик, призванных омолаживать тело и продлевать жизнь. Они отвергли учения древних Вед и приняли физическое тело как средство достижения просветления. Они разработали тантра-йогу с радикальными методами очищения тела и ума, чтобы разорвать узлы, связывающие нас с нашим физическим существованием. Это исследование этих физически-духовных связей и практик, ориентированных на тело, привело к созданию того, что мы в основном думаем о йоге на Западе: хатха-йоги.
Современный период
В конце 1800-х и начале 1900-х годов мастера йоги начали путешествовать на Запад, привлекая внимание и последователей. Это началось в 1893 году в Парламенте религий в Чикаго, когда Свами Вивекананда поразил присутствующих своими лекциями о йоге и универсальности мировых религий. В 1920-х и 30-х годах хатха-йога получила широкое распространение в Индии благодаря работам Т. Кришнамачарьи, Свами Шивананды и других йогов, практикующих хатха-йогу. Кришнамачарья открыл первую школу хатха-йоги в Майсуре в 1919 г.24, а в 1936 году Шивананда основал Общество Божественной Жизни на берегу священной реки Ганг.
Импорт йоги на Запад все еще продолжался небольшими струйками, пока Индра Деви не открыла свою студию йоги в Голливуде в 1919 году.47. С тех пор гораздо больше западных и индийских учителей стали пионерами, популяризировав хатха-йогу и получив миллионы последователей. Хатха-йога сейчас имеет много различных школ или стилей, и все они подчеркивают множество различных аспектов практики.
Тимоти Бургин — инструктор по йоге, обученный крипалу и пранакрия, живет и преподает в Эшвилле, Северная Каролина. Тимоти изучал и преподавал многие стили йоги и прошел 500-часовое обучение продвинутой пранакрия-йоге. Тимоти является исполнительным директором YogaBasics. com с 2000 года. Он является автором двух книг по йоге и написал более 500 статей о практике и философии йоги. Тимоти также является создателем Japa Mala Beads и занимается дизайном и импортом бусинок мала с 2004 года.0003
Раскрытие информации: YogaBasics.com участвует в нескольких партнерских программах. Как партнер Amazon, мы зарабатываем на соответствующих покупках. Когда вы нажимаете на внешние ссылки, мы можем получать небольшую комиссию, которая помогает нам поддерживать свет.