Наблюдать за погодой мы начали еще с первого класса. Теперь задание тоже: в течении одной недели каждого месяца заполнять календарь погоды| Условные обозначения были даны в рабочей тетради по окружающему миру за 2 класс, в 3 классе считается, что ученики помнят с прошлого года. На деле это не всегда так.
Освежить в памяти условные знаки для обозначения погоды поможет эта табличка:
Нравится Загрузка…
kidside.ru
Каждый день происходят перемены в погодных условиях. Малыши, начиная с детского сада, учатся характеризовать, описывать и узнавать явления природы. В каждой группе, начиная с младшего возраста, на стенах висит календарь природы, где дети ежедневно отмечают явления, которые происходят за окном. Это делается с помощью условных знаков погоды, нарисованных на плакате.
В каждой возрастной группе идет увеличение количества символов, так как знания детей расширяются. Они узнают многие новые явления погоды. В статье рассмотрим все известные символы и их разнообразие, как приучают детей определять погоду, направление ветра, измерять температуру и различать виды облачности.
Малыши еще не знакомы со всеми тонкостями явлений природы, они различают только несколько основных определений погоды. Когда на небе светит яркое солнце и нет туч, то день считается солнечным, и ребенок стрелку поворачивает острием на нарисованное солнышко. Когда на улице дождь, стрелка поворачивается на изображение тучки с каплями.
Если погода пасмурная, солнце спряталось за тучи, то стрелка поворачивается на рисунок, на котором облако наполовину перекрыло солнце. Зимой, когда сыплет снег, ребенок указывает на изображение тучки со снежинками. Условные знаки погоды для малышей больше похожи на картинки. Так дети сразу видят, что они должны выбрать.
На данном календаре погоды имеется уже больше символов, но они все еще представлены картинками. Добавляются такие погодные явления, как гроза, радуга. Дети уже знают, что не каждый дождь сопровождается громом и молнией. Есть еще картинка осадков с радугой. Ребята знакомятся с таким явлением во время летнего дождя, когда солнце освещает капли, находящиеся в воздухе. Радугу можно видеть и во время полива цветов воспитателем или рядом с фонтаном.
Также есть еще один из новых условных знаков погоды – это ветер. Сначала дети учатся понимать его присутствие. Для этого используется флюгер, ленточки, ветрячки, да и просто кусочки бумаги. Можно из окна групповой комнаты рассмотреть листву на деревьях. Если на улице есть ветер, то листики шевелятся, а когда его нет – остаются неподвижными.
По такому календарю природы видно, насколько больше явлений погоды уже знают дошкольники. Эту схему также можно использовать и в начальных классах школы. Дети учатся отличать спокойную погоду от слабого или сильного порывистого, шквального ветра.
Также ребята уже могут понять, насколько изменилась температура воздуха. Отмечается разная – жаркая, теплая, прохладная или совсем холодная. На таблице условных знаков погоды различается такая температурная шкала изображением людей разных цветов. Если жарко, то человек – оранжевый, тепло – желтый. А вот замерзшие люди нарисованы холодными оттенками. В прохладную погоду – голубой, в морозные дни – синий.
Условные знаки погоды в школе изучаются уже по общепринятой в мире системе обозначений. Это уже не картинки, а символы, о значении которых не всегда можно догадаться по внешнему виду. Указывается направление ветра стрелкой, обращенной в какую-то сторону света. Дети должны уметь различать и правильно показывать все четыре основные стороны света, а также промежуточные, например, северо-восточный или юго-западный ветер. Определяется направление флюгером.
Также в таком календаре отмечается и температура воздуха, которую смотрят по градуснику за окном школы. Иногда дети ведут календарь погоды целый месяц, заполняя в рабочей тетради пустые клеточки, в которых вписываются только обозначения условными знаками.
Чтобы правильно заполнять таблицу, знаки нужно выучить наизусть. Изучение некоторых не представляет труда. Например, снег обозначается снежинкой, роса похожа на капельку на траве, гололед – это скользкая дорога, поэтому нарисована волнистая линия.
Как отмечается сила ветра, тоже несложно запомнить. Штиль – просто стрелка, а с усилением его сил, увеличивается и количество черточек на ней.
При изучении знаков важно придумывать для ребенка какие-то сравнения, аналогии. Так будет проще все запомнить. Дети должны понимать ценность таких наблюдений. Применяются такие сборы информации и в метеосводках, полезны они для сельского хозяйства и сравнения погоды в данный день в разные годы. Учеными изучаются изменения погодных условий на планете, знания помогают вовремя посадить семена в почву, чтобы они не промерзли и дали здоровые побеги.
www.syl.ru
Планируемые результаты
Предметные знания, предметные действияУУД
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ
регулятивные
познавательные
коммуникативные
научатся:
формулировать понятие «погода», названия времен года;
наблюдать погодные явления;
обозначать явления погоды условными знаками,
определять основные свойства воздуха и воды.
Определять и формулировать цель учебной деятельности;
делать выводы о результатах учебной деятельности;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Определять границу между знанием и незнанием. Воспроизводить и применять изученный материал. Извлекать информацию из иллюстраций и учебника.
Решать практические задачи с помощью наблюдения.
Применять правила групповой работы, распределять роли и выполнять инструкцию,
формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
– Здравствуйте! Сегодня для работы на уроке необходимы учебник, рабочая тетрадь, пенал с принадлежностями.
Проверьте, пожалуйста! Слово дежурным.
Самоконтроль «Готов ли я к уроку?»
Дежурные:
– Сегодня 22 сентября, четверг.
Регулятивные:
организация своего рабочего места.
II
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)
III
Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)
IV Открытие нового знания.
– Давайте вспомним, чему учились на прошлом уроке.
– Приведите примеры природных явлений.
– Молодцы, умеете называть явления природы!
Давайте ответим на вопросы викторины
– Предположите, о чём будем говорить на уроке.
Отгадайте, о чем идет речь, и вы узнаете тему урока.
Бывает холодая и жаркая, сухая и дождливая, а еще морозная и капризная. Догадались?
Прикрепляю на доску слово «Погода»
– Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
– Прочитайте тему на стр.32 учебника Какие задачи мы поставим перед собой?
– А что говорит об этом муравьишка? Прочитайте в учебнике
– Собираясь утром в школу, вы слышите от родителей – «Сегодня плохая погода». Что же это значит?
– Откуда люди узнают, какая сегодня погода? Какая погода будет завтра?
– А как телевидение, газета, Интернет узнали о погоде?
Если ответа нет, то…
– Люди, каких профессий занимаются прогнозом погоды?
– Какими умениями должны обладать синоптики, чтобы правильно предсказывать погоду?
– На мой взгляд, синоптикам должны уметь…
– Может быть, и вы уже что-то умеете, что умеют синоптики? Возьмите Лист оценивания и сравните свои умения с «умениями» синоптиков.
– Предлагаю, в моём списке отметить, те умения, которыми обладают синоптики и вы.
– Предположите, какие цели можем поставить на урок?
Прикрепляю под слово «Погода»:
Формулировать понятие «погода»
Обозначать явления погоды условными знаками
– Какими способами будем достигать этих целей?
– Называть явления природы.
– Измерять температуру воздуха, воды и тела человека.
– Восход солнца, рост растений, таяние снега, смена дня и ночи…
– О погоде.
О погоде
Что такое погода
Ответы учащихся
– Холодно. Идёт дождь.
– Нужно надеть тёплую одежду.
– Из телевизора, SMS-сообщений, Интернета, газет, радио…
– Им передали информацию синоптики.
– Метеорологи и синоптики.
Высказывают предположения.
Читают «умения» синоптиков
Сравнивают свои умения с «умениями» синоптиков
Учащийся на слайде отмечает и поясняет (проговаривает) каждое умение. Ему помогают др. учащиеся. Не отмеченными остаются умения формулировать понятие «погода» и обозначать явления погоды условными знаками.
– Формулировать понятие «погода» и обозначать их условными знаками.
– Читать, записывать, узнавать, сравнивать, работать в паре…
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с помощью учебника
Регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей
Фронтальная
Индивидуальная
V Физкультминутка.
VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.
– Сегодня на уроке мы говорим о погоде.
– Используя слова, отметьте те, которые, по вашему мнению, относятся к погоде.
(быстрая, холодная, мокрая, жаркая, ветреная, дождливая, морозная, теплая, ледяная)
– Что же такое погода? Из чего она складывается? Обсудите в паре.
ВИДЕОРОЛИК
– Как же нам узнать точное определение погоды?
– Откройте учебник на с.33, прочтите статью и в рабочей тетради на с. 24 выполните задание 1.
– Прочтите, что такое погода.
Эталоном выполнения задания служит ролик из ЭП Плешаков
– Проговорите друг другу формулировку понятия «погода»
– При помощи «светофора» оцените умение формулировать понятие «погода».
– Поднимите руку у кого зелёный (красный) кружок.
На ИД появляется таблица Погода
– Из чего же складывается погода?Погода
Так что же такое погода? (Делаем вывод: сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра – это и есть погода.)
– Над какой целью работали?
– Цель достигнута. На доске около цели «Формулировать понятие «погода» ставлю «+» .
– Оцените себя в Листах оценивания.
Работают в карточках, отмечают подходящие слова.
После высказывания 2-3 пар появляется идеальный список слов-описания погоды.
Высказывают своё мнение. Мнения расходятся, дополняются…, но единой формулировки нет.
ВЫПОЛНЯЮТ ДВИЖЕНИЯ
– Посмотреть в словаре, в учебнике, Интернете, спросить у взрослых…
Читают статью учебника, находят формулировку понятия «погода» и дописывают её в рабочую тетрадь.
2-3 учащиеся вслух читают свои записи в рабочей тетради.
Прослушивают и сравнивают
услышанное с написанным в тетради.
Проговаривают.
Оценивают свою работу. Зелёный кружок – выполнено всё верно; красный кружок – допущены ошибки.
– Температуры воздуха, облачности, осадков и ветра.
По мере называния, в таблице появляются соответствующие названия граф.
– Формулировать понятие «погода».
-Да.
В Листах оценивания напротив «умею формулировать понятие «погода» ставят «светофор»
Регулятивные: контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей
Парная
Индивидуальная,парная
Парная
VII Включение нового знания в систему знаний и повторение.
– Какова следующая цель урока?
– Рассмотрите условные обозначения. Давайте попробуем разобраться в том, что они обозначают.
– Предположим, какие могут обозначать явления погоды. …
– Над какой целью урока работали?
– Цель достигнута?
Выполнить задания 2, 3 в рабочей тетради
(с. 24–26)
– Над какой целью урока работали?
– При помощи «светофора» в Листах оценивания оцените умение обозначать условными знаками явления погоды.
– Поднимите руку у кого зелёный (красный) кружок.
– Цель достигнута?
– Ребята, как нам узнать какой будет погода завтра?
– Каким образом?
Если учащиеся затрудняются, демонстрирую, комментируя каждое действие.
– Какая же погода будет завтра?
– Какое умение помогло понять прогноз на завтра?
– Цель достигнута? На доске около цели «Обозначать условными знаками явления природы» ставлю «+».
– Научиться обозначать условными знаками явления погоды
По мере определения условного знака, заполняется таблица «Погода»
– Научиться обозначать условными знаками явления погоды.
– Нет. Мы только узнали условные знаки.
Вырезают картинки из приложения и располагают в соответствующих рамках
– Научиться обозначать условными знаками явления погоды.
…
Высказываются аргументировано.
-Да!
– Можно воспользоваться Интернетом.
-1.Войти в поисковую систему Яндекс
2. Набрать фразу «Погода в Важинах 22 сентября»
3. Нажать «Найти»
4.http://pogoda.yandex.ru
По условным знакам проговаривают прогноз погоды на завтра.
– Умение обозначать условными знаками погоду.
– Да!
Познавательные: использовать знаково-символические средства (модели)
Коммуникативные: строить речевое высказывание в устной форме
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации с помощью Интернета.
Фронтальная
Парная
Фронтальная
VIII Закрепление.
Чему учились на уроке?
– На следующем уроке пойдём на экскурсию в осенний лес.
Предположите, за чем будем наблюдать?
Как нам пригодятся новые умения?
Дают ответы, совпадающие с целями урока.
Учащиеся дают ответы, совпадающие с целями урока
Регулятивные:
вносить необходимые коррективы в действия
Фронтальная
IX Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Подготовить загадки и пословицы о погоде и приметах
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации
X Рефлексия
Я узнал…
Было интересно…
Я доволен своей работой на уроке….
Показывают карточку с настроением.
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
infourok.ru
МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАКИ, значки, к-рыми наблюдатели метеорологических станций отмечают различное состояние погоды (см.). Подробные сведения о них напечатаны в Наставлении гидрометеорологическим станциям и постам (вып. 3) Главного управления Гидрометеорологической службы СССР (ГУГМС). Ниже приводятся наиболее часто встречающиеся метеорологические знаки.
дождь
снег
град
ледяная крупа
ледяной дождь
роса
иней
изморозь
гололёдица
туман сплошной
подземный туман
сухой туман (мгла)
гроза близкая
гроза отдаленная
зарница
радуга
снежный покров
круг около солнца
круг около луны
венец около солнца
венец около луны
На картах погоды (синоптической карте) в ежедневном метеорологическом бюллетене Центрального ин-та прогнозов и местных бюро погоды ГУГМС применяются те же значки.
Положение станции, наблюдения к-рой приводят, обозначается кружком. Степень зачернения его обозначает состояние облачности: — ясно, — облачно, — пасмурно, числа у кружков показывают температуру воздуха в целых градусах; стрелки — направление ветра; оперение стрелок — силу ветра в м/сек: длинное перо — 4 м/сек, короткое — 2 м/сек. Напр., — северовосточный ветер силой 6 M/cек. Значение остальных значков приведено выше.
Сплошные линии — изобары соединяют места с одинаковым давлением воздуха на уровне моря (см. Изолинии). Числа около изобар обозначают величину давления в миллибарах. Зубчатые линии — «фронты» разделяют различные воздушные массы. Значками обозначают положение тёплого фронта, значками холодного фронта, фронт окклюзии (сомкнувшиеся тёплый и холодный фронты).
На дополнительной карте приводится распределение осадков и максимальной и минимальной темп-р за предшествовавшие сутки.
Темп-pa приводится в виде дроби, числитель к-рой показывает максимальную темп-ру, знаменатель — минимальную.
Количество выпавших за предшествовавшие сутки осадков в мм показывается различной штриховкой.
Значки показывают границу снежного покрова; — границу сплошных заморозков.
С. Небольсин
Литература — см. Метеорологическая станция.
Источники:
laservirta.ru
Некоторые явления, тесно связанные с погодой, не поддаются точному измерению; однако указание их может дать иногда важную черту для характеристики и предсказания погоды. Для таких явлений в метеорологических журналах и печатных таблицах наблюдений довольствуются обыкновенно простыми отметками посредством условных знаков, предложенных Венским метеорологическим конгрессом и с тех пор вошедших во всеобщее употребление. Здесь приводится перечень этих условных знаков:
Цифра 1 после условного знака ставится, когда явление происходило во время первого (7 часов утра) наблюдения, цифра 2 – если оно замечено во время второго (1 часа дня), цифра 3 – для 9 часов вечера; буквой a (сокращение слов ante meridiem) обозначают промежуток времени между 7 часами утра и 1 часом дня, буквой p (сокр. post meridiem) – время между 1 часом дня и 9 часами вечера, буквою n (сокр. nocte) – время между 9 часами вечера и 7 часами утра. Показатель после условного знака указывает интенсивность наблюдаемого явления: 0 – слабое, 2 – явление в очень интенсивной форме, отсутствие показателя – явление умеренной силы. Так, например, отметка ≡ 2 n1a,≡°p,S p3 должна быть прочитана: весьма густой туман ночью, в 7 часов утра и до полудня, слабый туман после полудня, снег умеренной силы после полудня и в 9 часов вечера.
Подробности см. “Инструкция, данная Императорской академией наук в руководство метеорологическим станциям II разряда”.
Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь
Москва (энциклопедия)
Санкт-Петербург (энциклопедия)
Пограничный словарь
Морской словарь
Официальная терминология
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Большая Советская энциклопедия
Метеорологические и космические эксперименты Для изучения верхних слоев земной атмосферы периодически проводятся пуски метеорологических ракет, предназначенных для выбросов специальных веществ на высоте 150–500 км. (иногда в несколько этапов). Образующееся
Метеорологические баллоны Территория нашей страны покрыта сетью из двухсот аэрологических станций (по данным на 1991 год), откуда три или четыре раза в день запускаются метеорологические радиозонды. Помимо аэрологических, имеется еще более 10 тысяч метеорологических
Метеорологические условия 602. Что такое агрометеорологические условия?Агрометеорологические условия – сочетание метеорологических условий в определенные периоды времени. Агрометеоусловия различаются в пределах одной области, района, даже небольшой территории. При
Метеорологические станции 1750 год. М. В. Ломоносов создаёт первую в мире метеорологическую станцию с самопишущими приборами.1860-е годы. По образцу М. В. Ломоносова создают астрономические и метеорологические станции в Архангельске, Коле, Якутске и др., подав Европе и миру
7.1. Метеорологические приспособления Для определения погоды можно использовать высушенный ковыль. Он чутко реагирует на все изменения в атмосфере, при ясной погоде его метелка скручивается в спираль, а при увеличении влажности воздуха распрямляется.При необходимости
Метеорологические элементы Неустойчивая погода, грозящая опасностями, напротив, сразу же привлекает внимание к текущим сообщениям о метеорологических характеристиках. Сами специалисты-метеорологи именуют эти характеристики «метеорологическими элементами».Основные
eto-zhizn.ru
Погодные карты содержат упрощенное изображение текущей или прогнозируемой погоды в определенной местности. Самой распространенной картой погоды является приземная карта, о которой и пойдет речь в данной статье. На первый взгляд может показаться, что анализ приземной карты является достаточно сложной задачей, но с небольшой долей практики вы сможете сделать это в мгновение ока.
Часть 1
Изучение основ карты погодыПроясните для себя общие метеорологические понятия. Больше всего людей волнуют атмосферные осадки, которые в метеорологии (наука о погоде) называют любую форму воды, выпадающую на земную поверхность. К видам осадков относятся дождь, град, снег и мокрый снег.
Для интерпретации погодных условий одной из важнейших составляющих считается способность проанализировать последствия, вызванные изменениями атмосферного давления. Высокое давление подразумевает сухую погоду, а низкое давление обычно говорит о наличии влажного воздуха или даже осадков.
Изучите карту погоды. Ее можно увидеть в телевизионных новостях, интернете или местной газете (среди других источников можно выделить журналы и книги, но карты в них могут быть устаревшими). Благодаря своей невысокой цене и надежности, газеты являются наиболее удобным источником погодной карты. Такую карту можно вырезать и носить с собой, пока вы будете учиться толковать условные обозначения.
Проанализируйте небольшие участки погодной карты. Желательно, чтобы вы использовали карты для небольшой территории – их проще толковать. Работа с масштабной картой может оказаться непосильной для новичков в этом деле. Исследуя карту, обратите внимание на местоположения, линии, стрелки, узоры, цвета и числа. Все элементы имеют значение и отличаются друг от друга.
Рассмотрим движение холодного фронта. Подобные обозначения указывают на возможные проливные дожди и высокую скорость ветра. Синие линии с треугольниками на одной стороне используются на картах погоды для изображения холодных фронтов. Вершины треугольников указывают направление, в котором движется холодный фронт.
Рассмотрим движение теплого фронта. Как правило, по мере приближения фронта происходит постепенное увеличение количества осадков в виде дождя и последующим резким потеплением и прояснением после прохождения фронта. Если теплая воздушная масса является нестабильной, погодные условия могут включать продолжительные грозы. Красная линия с полукругами на одной стороне обозначает теплый фронт. Сторона, на которой они расположены, указывает на направление движения теплого фронта.
Рассмотрим фронт окклюзии. Он возникает, когда холодный фронт сливается с теплым. Движение фронта сопровождается различными погодными явлениями (даже грозами), которые за
vapeitall.ru
Понятие «облачность» подразумевает количество наблюдаемых в одном месте облаков. Облаками, в свою очередь, называются атмосферные явления, сформированные взвесью водяного пара. Классификация облаков насчитывает множество их видов, разделяемых по размерам, форме, природе образования и высоте расположения.
В бытовой сфере для измерения облачности используются специальные термины. Развернутые шкалы измерения данного показателя применяются в метеорологии, морском деле и авиации.
Метеорологи используют десятибалльную шкалу облачности, которая иногда выражается в процентах покрытия обозримого небесного пространства (1 балл – 10% покрытия). Кроме того, высота образования облаков разделяется на верхний и нижний ярусы. Такая же система используется и в морском деле. Авиационные метеорологи используют систему из восьми октант (частей обозримого неба) с более подробным указанием высоты расположения облаков.
Для определения нижней границы облаков используется специальный прибор. Но острую необходимость в нём испытывают только авиационные метеостанции. В остальных случаях производится визуальная оценка высоты.
Облачность играет важную роль в формировании погодных условий. Облачный покров предотвращает нагрев поверхности Земли, и продлевает процесс её охлаждения. Облачный покров существенно снижает суточные колебания температуры. В зависимости от количества облаков в определённое время выделяется несколько типов облачности:
Всемирная классификация облаков выделяет множество видов, каждый из которых обладает своим латинским названием. В ней учитывается форма, происхождение, высота образования и ряд других факторов. Основу классификации составляют несколько видов облаков:
Перистые, кучевые и слоистые типы смешиваясь, образуют другие виды: перисто-кучевые, слоисто-кучевые, перисто-слоистые. Кроме основных видов облаков и существуют и другие, менее распространённые: серебристые и перламутровые, лентикулярные и вымеобразные. А облака, образованные пожарами или вулканами называются пирокумулятивными.
Почему необходимо вести дневник?
Школьникам необходимо вести дневник наблюдений за погодой. Тема «погода» выделяется как одна из основных на уроке окружающий мир. Наблюдение и фиксирование температуры воздуха, направление ветра, атмосферного давления, осадков – самое лучшее практическое задание по данной теме.
Зачем нужно вести дневник наблюдений?
Ведение дневника наблюдений – прекрасное проектное задание для
kinderik.ru