Уроки в начальной школе по краеведению: Статья на тему “Уроки краеведения в начальной школе”

Содержание

Статья на тему “Уроки краеведения в начальной школе”

Родионова Наталия Владимировна

Учитель ВКК

МКОУ СОШ №2 г. Россоши

Уроки краеведения в начальной школе

Край мой раздольный, как песни Кольцова,
Плёсы донские, луга и поля,
Дом материнский и поле отцово,
Край мой Воронежский – гордость моя.

Р.Дерикот

Ребенок, только начинающий учиться, ещё очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов. Ему нужно дать целостное представление об окружающем мире, воспитать чувство гордости и любви к своей малой родине. Именно краеведение является одним из источников обогащения учащихся знаниями родного края, воспитания любви к нему и формированию гражданской позиции.

Изучение краеведения воспитывает стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.

Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие и саморазвитие.

Местный материал доступен учащимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории.

Эффективность введения краеведения в начальных классах требует поиска путей интеграции учебного процесса, поиска точек соприкосновения нескольких предметов, таких как окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство, музыка, трудовое обучение. Но наибольшие возможности предоставляет образовательная область «Окружающий мир», которая представлена в рамках федерального компонента государственного образовательного стандарта для начальной школы. Эта образовательная область предусматривает знания, которые помогают формированию у школьников целостного взгляда на окружающий мир, пониманию учащимися его материальности и познаваемости, способствуют развитию личности ребенка.

Таким образом, использование краеведческого подхода на уроках окружающего мира в начальных классах помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в законе «Об образовании», в новых федеральных государственных образовательных стандартах, а именно:

-воспитание у школьников чувства гражданской ответственности, правового самосознания и любви к родине;

-всестороннее развитие личности учащихся в условиях национально-региональных традиций;

-формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний;

-защита системой образования национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

-формирование мировоззренческой, нравственной, социальной и экологической культуры школьников.

Большинство тем на уроках окружающего мира предоставляют учителю богатые возможности для использования краеведческого материала с целью уточнения и систематизации изучаемых понятий на его основе, с целью привития учащимся практических умений и навыков краеведческого характера, развития познавательной деятельности школьников.

Без интеграции с краеведческим материалом невозможно изучение следующих тем:

2 класс: «Жизнь города и села», «Чему учит экономика»

3 класс: «Сохраним удивительный мир растений и животных»

4 класс: «Родной край – часть большой страны»

Проследим, например, как постепенно расширяются представления учащихся о многообразии растений нашего края. В первом классе дети знакомятся с растениями школьного цветника, с деревьями своего микрорайона. Во втором классе младшие школьники расширяют представления о различных деревьях, кустарниках, травах, произрастающих на территории нашего района. В третьем классе учащиеся систематизируют знания о видах растений Россошанского района, о растениях, нуждающихся в охране и о мерах по их охране. А в четвертом классе они узнают о том в какой природной зоне расположена Воронежская область, об экологических проблемах этой зоны, о растениях различных природных сообществ края, о растениях области, занесенных в Красную книгу.

Краеведческий материал является благодатной почвой для воспитания экологической культуры у младших школьников. Изучая природу родного края, учащиеся одновременно знакомятся и с правилами поведения в ней. При выполнении практической работы по посадке саженцев деревьев в школьном сквере, изготовлению кормушек для птиц формируются навыки природоохранительной деятельности. Воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края способствуют также методы формирования отношений: метод экологической идентификации (Представь себя рыбой подо льдом, которой не хватает воздуха), метод экологической эмпатии (Что чувствует птица, которая вернулась в гнездо, а ее птенчиков нет?), метод экологической рефлексии (Что могли бы о тебе подумать луговые цветы, которые ты в охапке несешь домой?), метод поиска морфологического и поведенческого сходства природных объектов с человеком и т.д.

При изучении родного края предпочтение отдается наглядным методам обучения (наблюдению, демонстрации, опытам, моделированию), поскольку источником информации в них являются натуральные объекты и явления родного края. Особое место отводится фенологическим наблюдениям в природе, а также наблюдению за погодой по народным приметам. Важное место при работе с краеведческим материалом занимают проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, частично-поисковый метод, исследовательский). Краеведческий материал как нельзя лучше способствует развитию активной познавательной деятельности детей, формированию исследовательских умений. Дети с удовольствием участвуют в создании топонимического словарика, Красной книги своего края, книги рекордов нашего края, в составлении родословной семьи. Учащимися были выполнены проекты: «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Моя малая Родина», «Мои домашние питомцы», «Покормите птиц зимой», «Книга природы родного края», «Спасибо деду за победу», «Кем работают мои родители» и др.

Проект «Моя малая Родина» был подготовлен во 2 классе.

Целями проекта были:

1)формирование понятия «малая родина»;

2)воспитание гражданско-патриотических чувств, уважения к традициям и обычаям родного города;

3)воспитание интереса к истории своего края.

В ходе работы над проектом было проведено анкетирование «Знаешь ли ты свой город?»; экскурсии по городу, в краеведческий музей, в музей педколледжа; состоялась встреча с работниками детской библиотеки, которые провели виртуальную экскурсию «Прогулки по улицам Россоши». В результате проведённой работы мы выяснили историческое прошлое и настоящее города:

-почему город так называется;

-какие социально значимые объекты были, есть в нашем городе;

-какие здания являются памятниками архитектуры;

-какие известные люди жили, живут в нашем городе.

Была организована выставка творческих работ «Люблю свой город». Итогом всей проделанной работы стали защита проектов учащихся вместе с родителями и создание компьютерной презентации «Город, в котором мы живём».

В Воронежской области внедрена программа внеурочной деятельности по курсу «Краеведение» (авторы: Л. А. Обухова, Н. С. Махина, Г. В. Онегина), которая позволяет расширить знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии. Она сориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе.

В процессе обучения необходима интеграция общего и дополнительного образования, так как интеграционный процесс – это объединительный процесс, основанный на развитии взаимосвязей между элементами, направленный на эффективное достижение целей.

Примером интеграции может служить тематическое планирование уроков предмета «Окружающий мир» (А. А. Плешаков) и программы «Краеведение» для 4 класса.

Примерная содержательная модель интегрированных уроков

Тема урока ОМ

Тема краеведения

1

Мир глазами историка

Как люди узнают о прошлом? Лента времени.

2

Когда и где

История на карте

3

Во времена Древней Руси.

«Город древний, город чудный»

4

Пётр Великий

Воронежский край – колыбель русского флота. Петровская эпоха. Петровский парус.

5

Екатерина Великая

Свидетель суворовских походов

6

Отечественная война 1812 года

Подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года

7

Страницы истории 19 века

Прогулка по старинному городу. Традиции русского дворянства. На русской ярмарке.

8

Великая война и великая Победа

«Край родной, войною опалённый», «Их подвиг бессмертен», «Никто не забыт, ничто не забыто»

9

Славные символы России

Символика родного края

10

Путешествие по России

Воронеж- столица Центрального Черноземья. Люби и знай свой край.

Организация работы на основе данного тематического планирования помогает учителю наиболее эффективно интегрировать краеведческий материал и уроки окружающего мира для решения таких важнейших задач как: раскрытие сущности изучаемых исторических понятий с помощью фактов окружающей действительности, углубление и систематизация знаний учащихся о родном крае, воспитание любви к своей малой родине

Ещё одной из ведущих форм интеграции учебной и внеучебной краеведческой работы является экскурсия, цель которой – формирование новых знаний, главным образом путём непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами окружающей действительности. Экскурсию по родному краю можно рассматривать как научную экспедицию.

Краеведческие наблюдения, проводимые в ходе экскурсии, позволяют не только познакомить младших школьников с многообразными явлениями и процессами, происходящими в природе, в хозяйственной жизни людей своего края, но и подвести их к пониманию природы как единого целого, где всё взаимосвязано и взаимообусловлено.

Кроме этого, большое значение имеют производственные экскурсии и экскурсии по историческим местам родного города. Ведь глубокое знание своего города, своего района делает любовь учащихся к родному краю сознательной, способствует их воспитанию в духе патриотизма.

В 1 классе путешествие началось с родного города. В Россоши мы побывали на хлебозаводе, в лимонарии ОАО «Минудобрения», цехе по производству керамики, увидели как добывают мел в карьере, узнали в честь каких людей и событий установлены памятники, изучили природное сообщество луга и водоёма. Следующим маршрутом путешествия был город Павловск, путешествие по Дону, музей кораблестроения. Потом знаменитые пещеры Белогорья, монастырь в Костомарово, Хреновской конезавод, Воронежский государственный биосферный заповедник. Благодаря внеурочной программе «Краеведение» провели заочные экскурсии по Воронежу, в Дивногорье, Костёнки, Веневитиново, Рамонь и др. Результатом работы за 4 года стал проект «Путешествие по « Золотому кольцу» Воронежской области».

Годы летят быстро, на смену одному поколению учеников приходит новое. И то, каким будет будущее страны, во многом зависит от нас.

Литература

  1. Плешаков А.А., Е. А. Крючкова «Окружающий мир» 1-4 класс. М. Просвещение 2013

  2. Журнал «Начальная школа» №2, Формирование экологической культуры младших школьников. 2010г.

  3. Журнал «Начальная школа» №8 Экологические проекты.2010г.

  4. Журнал «Начальная школа» №8 Экологическое образование учащийся на уроке и факультативных занятиях. 2004г.

  5. Журнал «Начальная школа» №12 Пути повышения эффективности экологического образования учащихся. 2004г.

  6. Веденеева Г.И. Пособие по краеведению. Воронеж. Центрально-Черноземное издательство, 1995г.

  7. Л. А. Обухова, Н. С. Махина, Г. В. Онегина «Краеведение» Четвёртый год обучения: рабочая тетрадь-Воронеж: ВОИПКиПРО, 2013 – 64 с.

Краеведение в начальных классах: уроки, конспекты, презентации

 

Опубликовать и скачать методические разработки педагога начальной школы по краеведению.

Здесь вы найдете уроки, конспекты, тесты, презентации, планы, мероприятия и прочие полезные материалы для работы учителя и обучения школьника.

Для поиска материала выберите предмет и направление:

отчет мероприятия «Сороки и жаворонки»

24 марта 2018 года в музее «Сибирская старина» «Гимназии№12» прошло мероприятие, посвящённое ежегодному празднику прилету весенних перелетных птиц. 22 марта православная церковь вспоминает подвиг 40 севастийских мучеников, до конца претерпевших мучен