Общеукрепляющие упражнения для детей от 4 до 7 лет показывают специалист физической культуры и спорта (Уральский Университет физкультуры и спорта), инструктор по карате регионального центра танца «Данс-холл» Андрей Малков и его воспитанник Миша (6 лет).
Эффект: укрепляет мышцы ног.
Техника выполнения:
Эффект: укрепляются мышцы рук, груди. Важно делать отжимания именно после приседаний, чтобы разгрузить мышцы ног и нагрузить верхний плечевой отдел — это равномерно распределит нагрузку на разные мышцы.
Техника выполнения:
Эффект: развитие общей выносливости. В работу включаются ноги, пресс, корпус, руки. Выполняется в шесть этапов.
Техника выполнения:
На начальном этапе нужно добиться правильного выполнения, затем постепенно наращивать темп во время упражнения.
Эффект: укрепление мышц пресса.
Техника выполнения:
Эффект: укрепляются мышцы поясничного отдела.
Техника выполнения:
Эффект: укрепляется нижний пресс, растягивается поясничный отдел.
Техника выполнения:
ВАЖНО: во время занятий дома необходимо соблюдать питьевой режим — не более одного-двух глотков воды с периодичностью через два упражнения, всего в день ребенок должен выпивать полтора литра воды. Есть лучше за полтора-два часа до занятия и насытить пищу сложными углеводами. После занятия ребенку необходимо поесть, но не раньше, чем через 30–40 минут.
А ваш ребенок занимается спортом?www.yapokupayu.ru
Упражнения и игры для детей 6-7 лет
Упражнения для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
1. Ходьба по доске, скамейке (ширина 15-10 см, высота 35-40 см).
2. Ходьба по скамейке, посередине перешагнуть палку, веревку.
3. Ходьба по скамейке, посередине пролезть в обруч, под натянутой над скамейкой веревкой (высота 50 см).
4. Ходьба по гимнастической скамейке на четвереньках с мешочком на спине.
5. Ходить по скамейке приседая на одной ноге, а другую пронося прямой вперед сбоку скамейки.
6: Ходьба по скамейке, на середине присесть, повернуться кругом, встать, идти дальше.
7. Ходьба по скамейке, на каждый шаг высоко поднимать прямую ногу вперед и делать под ней хлопок.
8. Ходьба по скамейке, на середине перепрыгнуть через веревку (высота 20 см), идти дальше.
9. Ходьба по горизонтальному и наклонному бревну (ширина стесанной поверхности 15—10 см, высота 40 см) прямо и боком, с разными положениями рук (в стороны, на пояс, вверх, за голову).
10.Ходьба на четвереньках по доске, скамейке, бревну.
11.Ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки.
12.Ходьба до шнура по-медвежьи (ступни на шнуре, ладони справа и слева от шнура).
13.Ходьба по линии спиной вперед.
14.Ходьба по рейкам перевернутой вверх качалки.
15.Ходьба по гимнастической, скамейке спиной вперед.
16.Ходьба приставными шагами по большому обручу (диаметр 1м).
17. Ходить перешагивая через палки, положенные на стулья.
18.Стоя на скамейке, прыгнуть вверх и мягко приземлиться на скамейку.
19.Бросать и ловить мяч парами, стоя на скамейке.
20.Прыжки на двух ногах с продвижением вперед по наклонной доске, скамейке.
21.Сидя на скамейке поперек с опорой рук сзади, приподнимать и опускать прямые ноги; сидя, поворачиваться на 360° направо и налево.
22.Стоять на одной ноге, закрыв глаза.
23.После бега, прыжков, кружения сделать «ласточку».
24.Прыгать на одной ноге вперед, удерживая на колере другой (согнутой) ноги мешочек с песком.
25.Встать и сесть, без помощи рук, удерживая на голове мешочек с песком.
Методические указания.
В подготовительной группе воспитатель продолжает усложнять задания, учитывая возросшие возможности детей. Площадь опоры в упражнениях становится более узкой и высокой. При этом не всегда следует добиваться прочной устойчивости доски или гимнастической скамейки. Дети 6-7 лет должны уметь пройти по слегка качающемуся пособию, восстанавливая балансированием временную потёрю равновесия. Они способны удерживать равновесие на большом набивном мяче, ножной качалке, круглом камне. Можно попробовать научить детей ходить на ходулях (рисунок справа), обеспечивая на первых порах хорошую страховку.
Воспитатель учит ребят умению быстро действовать в тех случаях, когда теряется равновесие. Балансирование при ходьбе по узкой и высокой опоре. Надо спокойно опустить одну ногу на землю или соскочить, предварительно подготовившись к соскоку, и выбрав удачное место приземления. Если сильно закружился или начал падать, делая «ласточку», лучше всего присесть, успокоиться и не спеша выпрямиться.
Дети должны, научиться способам самостраховки, так как в своих играх они часто используют довольно сложные движения и их сочетания, а воспитатель не всегда может осуществить контроль за всеми подгруппами играющих.
Игры-аттракционы, используемые в этой группе, часто требуют хорошо развитого чувства равновесия, тренируют детей в этой способности, вызывают у них интерес, желание соревноваться. Например, сохранять, продолжительное время какую-либо статическую позу, уметь преодолеть сложное препятствие.
Кто дольше на одной ноге.
Детям предлагают различные варианты заданий:
а) стоять на полу закрыв глаза;
б) стоять на скамейке вдоль или поперек;
в) менять Положение поднятой ноги: вынести вперед, в сторону согнутую или прямую, положить на колено мешочек с песком, взяться за щиколотку.
«Совушка», «Стоп», «Паук и мухи». Использовать эти игры, указанные в других разделах, добиваясь от детей сохранении неподвижной позы в течение 3-5 с после ходьбы и бега.
Жмурки.
Воспитатель назначает считалкой водящего – жмурку. Он встает на середину площадки, ограниченной шнурами. Ему завязывают, глаза и предлагают несколько раз повернуться. Все дети разбегаются, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности (дерево, пенек и др.) играющие должны предупредить жмурку словом «огонь».
Правила: не выходить за обозначенную границу; убегая отжмурки, можно приседать; чтобы жмурка не вышел за пределы площадки, его предупреждают словом «огонь».
Бой петухов.Двое детей встают в очерченный круг метр 1-1,5 м) лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Пытаются столкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.
Правила: не опускать ногу на пол; тот, кто встал на обе ноги или вышел за круг, считается проигравшим.
Бег в мешке.
2-3 детей влезают в мешки. Придерживая руками, должны пройти или пробежать от одной линии до другой (примерно 5-6 м).
Ножная качалка.
Для игры нужны половинки широкого отрезка бревна. Дети встают на стесанную часть и, балансируя удерживаются в вертикальном положении на качалках.
Правила: выигрывает тот, кто дольше удержался на качалке; наступивший на землю выбывает из соревнования.
Донеси мешочек.
3-4 детей встают на доски или скамейку кладут на спину мешочек с песком. Ползут на четвереньках (ладонях и коленях, ступнях и ладонях) до конца скамеек. Выигрывает пришедший первым.
Правила: при ходьбе не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины, также не роняя.
Не урони шарик.
3-4 детям даются ложки и небольшие шарики. На расстоянии 6-8 м обозначается линия или ставится небольшая коробка. Дети несут шарики в ложках до этой линии, по дороге проходя по доске или скамейке.
Правила: можно идти или бежать, но не роняя шарика; если уронил, поднять, вернуться к месту падения и оттуда снова двигаться; шарик нельзя придерживать рукой.
Накорми кролика.
На фанере или на картоне рисуют большого кролика. Рот у него открыт (выпилен круг диаметром 10-20 см). Подвешивают кролика на стенку или дерево. Ребенку надевают большой бумажный колпак и дают морковку, сшитую из материи. Отводят на 4-5 шагов от кролика, предлагают покружиться 2-3 раза, после чего надо подойти и накормить кролика, попадая морковкой в рот.
Петрушка.
Из положения сидя на корточках высоко подпрыгнуть, расставив широко руки и ноги в стороны, затем приземлиться, снова присаживаясь на корточки.
Ходули.
На прочные гладко отструганные шесты высотой 2 м прибивают уступы – треугольники для ног на высоте 30 см от земли. Дети встают на уступы ногами и, держась за шесты, ходят, сохраняя равновесие.
Больная птица.
4-5 детей встают у линии, друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Стоят на одной ноге, вторую сгибают в колене и крепко берутся за щиколотку. Прыгают вперед «кто дальше».
Правила: прыгать на одной ноге, вторую держать рукой не отпуская; опустившийся на обе ноги считается проигравшим в выходит из игры.
Пройди по лестнице.
На стулья кладутся палки на расстоянии 50 см одна от другой. Дети проходят друг за другом, перешагивая через палки.
Правила: при перешагивании не держаться за стулья; недодерживаться, не наталкиваться друг на друга, соблюдать интервалы.
Присядка.
Сесть на носок одной ноги, другую вытянуть вперед. Сделав маленький подскок, поменять ноги местами. Руки вытянуть вперед или скрестить на груди.
Правила: вначале прыгать в произвольном темпе, затем ритмично под счет.
Петрушки на скамейке.
Дети идут по скамейке, держа руки в стороны. На каждый шаг поднимают вперед поочередно правую и левую ногу. Руки быстро опускают, выполняя хлопок под коленом. Ногу на скамейку, руки в стороны.
Правила: ногу в колене не сгибать; чередовать движение правой н левой ногой.
Через холодный ручей.
Дети идут по скамейке, руки на поясе. Приседают на каждый шаг на одной ноге, другую ногу опускают вниз, касаясь земли носком ноги.
Смелые гимнасты.
Дети выполняют задания на достаточно широкой и устойчивой скамейке (высота 30 см):
а) при ходьбе по скамейке перепрыгнуть через веревку, повешенную на высоте 15-20 см;
б) стоя на скамейке (вдоль или поперек), выполнить 2-3 подскока вверх с мягким приземлением;
в) попрыгать по скамейке легкими подскоками на двух ногах.
infourok.ru
Семилетние дети активно развиваются не только умственно, но и физически. В этом возрасте происходит активное повышение массы тела, укрепление мускулатуры и совершенствование движения. Остановить движение ребенка в этом возрасте очень сложно. Они очень активны, имеют устойчивую координацию и уже способны выполнять не самые сложные спортивные упражнения.
При этом родителям или учителям необходимо быть внимательными при планировании физической подготовки. Дети, хоть и подвижны, но все равно имеют ограниченные двигательные возможности. В этом возрасте мышцы будут очень быстро уставать, если выполнять однотипные движения или пребывать длительное время в зафиксированной позе.
Организовывая занятия, необходимо тщательно спланировать нагрузку и подумать о том, чтобы заинтересовать своих подопечных. Упражнения по физкультуре должны достаточно часто чередоваться с передышками. Иначе дети просто будут пропускать некоторые движения.
Физкультура для детей от 5 до 7 лет значительно отличается от той, которая должна выполняться ребятами старшего возраста. Комплекс упражнений должен быть больше похож на игру, чем на физическую подготовку.
Что касается количества занятий, то их должно быть 2-3 в день. Их продолжительность выше, чем для деток 4-6 летнего возраста, и может составлять уже не 15-20 минут, а все 30. Обычно за это время можно сделать от 6 до 12 упражнений различного типа. Количество повторений зависит от их сложности, но, как правило, составляет 2-6 раз. Здесь нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
Чтобы подопечным в этом возрасте было интересно, в состав упражнений и комплексов могут входить движения, имитирующие движения различных животных. Если для каждого упражнения придумать свое запоминающееся название, например «гусеница», «кенгуру» или «паучок», то они быстро их запомнят, а значит, будут быстрее становиться на исходную позицию.
Во-первых, упражнения должны подбираться таким образом, чтобы задействовались различные группы мышц. Если пренебречь этим правилом, то ребенок быстро утомится и не будет делать движения так, как следует. Идеально, если во время упражнений будут развиваться не только определенные мышцы, но и физические качества, такие как гибкость, ловкость, координация, скорость движения, сила и выносливость.
Во-вторых, следует придерживаться позиции постепенного и планомерного развития. Нельзя с первого дня загружать ребенка очень сильно. Чем больше организм будет привыкать к тренировкам, тем большую нагрузку можно будет ему давать. Но перегибать палку тоже нельзя, потому что ребенок просто перестанет стремиться, что является самым худшим вариантом.
Физкультура для детей этого возраста – это, в первую очередь, грамотное составление программы и избегание появления усталости.
Педагог – это не тот человек, который будет заставлять ребенка, он должен именно наставлять, заинтересовывать, подбадривать, рассказывать. В таком возрасте дети все воспринимают буквально, поэтому им не будет интересно просто делать упражнения.
Если занятия будут интересными, то можно считать, что половина дела уже сделано. Следующий пункт – это, конечно же, грамотное управление. Можно составить тысячу планов, подготовиться досконально, а результата не будет из-за низкого умения управлять детьми.
Следующее – постараться сделать так, чтобы дети вели здоровый и активный образ жизни не только на тренировках и занятиях, но и дома. К сожалению, сейчас этот вопрос намного актуальнее, чем был раньше. Если раньше мы больше проводили времени на улице, то нынешнее поколение предпочитает побыть дома и поиграться с различного рода гаджетами.
В итоге ребенок должен стать более сильным физически, улучшить реакцию, скорость, выносливость и гибкость и при этом не потерять свой интерес. Эта задача достаточно сложная, но выполнимая, если точно следовать плану.
Если спорт физкультура проводится с детьми в первый раз, то необходимо медленно разъяснять порядок ее выполнения. Соответственно, если они уже ухватили суть упражнения и знают, как оно называется, то лучше периодически указывать на ошибки, которые явно будут возникать. После разъяснения идет показ и выполнение вместе с группой или ребенком.
Рассмотрим эффективный комплекс лечебной физкультуры, которую можно выполнить с группой или индивидуально на 2-й неделе подготовки:
Для того чтобы комплексы упражнений для детей этого возраста были эффективными и интересными, необходимо использовать парные и групповые упражнения, добавлять игры. Так малыши будут не только физически развиваться, но и учиться общаться, заводить друзей, помогать друг другу.
Физкультура для детей 7 лет может быть разной, например:
Такой комплекс можно выполнять, если дети только начали заниматься. Нужно всегда обращать на общую и индивидуальную подготовленность. Если занятия будут протекать весело и интересно, а нагрузка будет даваться грамотно, то и результат окажется соответствующим.
fiziotera.ru
Четко произносить слова и правильно издавать звуки человеку помогает артикуляционный аппарат. В зависимости от развитости его мышц и органов, могут проявляться некоторые нарушения речи. Именно поэтому важно заниматься совершенствованием речевого аппарата малышей. Одним из методов выработки уверенной дикции служит артикуляционная гимнастика, особенно в возрасте 6-7 лет.
Условно артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида:
Первая производится путем удержания тех или иных мышц в напряжении в течение 10-15 секунд. Динамическая, наоборот, требует ускоренного повторения движений по 8-10 раз. Подобные нагрузки развивают хорошую координацию и переключаемость.
Внимание! Виды заданий обязательно нужно чередовать!
Артикуляционная гимнастика детям 6-7 лет включает в себя комплексы упражнений, нацеленных на укрепление мышц речевого аппарата. Так, их разделяют на три основных группы развития.
Настоящий сборник включает в себя следующие действия:
Язык является главным органом при воспроизведении речи. Для его развития рекомендуется:
Упражнения на развитие мышц щек по праву считаются самыми веселыми и непременно принесут море хороших эмоций и послужат добрую службу развитию артикуляционного аппарата. Для этого следует:
Разные звуки требуют, соответственно, различного комплекса занятий. Основными проблемными группами у детей являются произношение букв Р, Л, шипящих. Отмечается несколько наиболее эффективных мероприятий для их развития:
Правильно поставленное дыхание – залог успешного становления речи. Педагоги советуют начинать дыхательное укрепление с раннего возраста. Оно улучшает кровообращение, укрепляет речевую мускулатуру и прекрасно помогает предотвратить заболевания дыхательных путей. Дыхательная гимнастика включает в себя следующие занятия:
Важно! Перед началом артикуляционной гимнастики для детей 6-7 лет нужно проводить дыхательные упражнения. В этом возрасте малыши импульсивны и, стремясь рассказать все и сразу, глотают воздух, а вместе с ним и звуки. От этого зачастую можно наблюдать своеобразные дефекты речи.
Отличительная особенность проведения артикуляционной гимнастики с детьми 3-4 лет заключается в необходимости занятий в виде игры. Множественные педагогические пособия предоставляют свои варианты: сказка о Язычке, например, – она помогает малышам развивать речевой аппарат. Однако основные принципы прослеживаются в каждой:
Зачастую главной задачей педагога является создание подходящей атмосферы урока, которая вызовет у ребенка интерес и сохранит функции обучения. В таких случаях используют нетрадиционные методы проведения гимнастики. Известны такие дополнения, как:
Правильно поставленная дикция у ребенка свидетельствует о его грамотном всестороннем развитии. Поэтому нельзя надеяться на «авось». Нужно обязательно проводить специальные комплексы упражнений.
Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора
blog.oratorskoeiskusstvo.com
Упражнения для детей 7 лет, выполняемые утром, помогают легче проснуться и зарядиться энергией на весь день. Утренняя гимнастика составляется из легких упражнений, которые заставляют работать все мышечные группы.
Начинать выполнять утренние детские упражнения для 6-7 лет можно, не вставая с кровати. Прежде всего, следует сделать упражнения на мимику: моргать глазами, надуть щеки, покорчить рожицы. Затем необходимо приступить к разминке рук: потрясти ими, совершить круговые движения, поднимать и опускать.
Дети с удовольствием выполняют подобные упражнения, 7 лет — это возраст, когда познавать новое всегда интересно, особенно, если родители принимают активное участие в занятии. Эти упражнения помогают настроиться на нужный лад и подготовиться к выполнению основного комплекса утренней гимнастики.
Для начала зарядки рекомендуется включить ритмичную музыку и обеспечить доступ свежего воздуха. Взрослые должны следить за тем, чтобы дыхание ребенка было как можно более спокойным и равномерным. Дети ни в коем случае не должны его задерживать.
Существует большое количество упражнений, которые помогают сделать развитие детей более гармоничным. Многим из них нравится зарядка, которая проводится с использованием предметов. Приведем пример упражнений с мячом.
Важно помнить, что здоровый образ жизни для детей необычайно важен. Без помощи родителей младшие школьники вряд ли будут самостоятельно делать зарядку. Поэтому именно взрослые должны разработать и подсказать ребенку наиболее подходящий комплекс упражнений. Например, такой:
Каждое упражнение необходимо выполнять не менее семи раз. Полный комплекс должен быть составлен таким образом, чтобы длительность гимнастики не превышала получаса.
Сделать зарядку более интересной и привлекательной для ребенка можно, используя веселые стихи или упражнения, имитирующие повадки животных. Наверняка, детям понравится самим придумывать зарядку. Они могут разработать собственное упражнение и повторять вместе с взрослыми. Такая инициатива может быть дополнительным фактором, который поможет заинтересовать ребенка вести здоровый образ жизни.
medaboutme.ru
Движение приносит ребенку много радости, снижает нервное напряжение, ослабляет воздействие отрицательных эмоций. Имеют ли современные дети возможность и, главное, мотивацию беспрестанно двигаться?
Физические упражнения для детей седьмого года жизни должны быть динамичными и охватывать, по возможности, большое число мышечных групп. Нагрузка должна распределяться равномерно на все мышцы рук, ног и туловища, упражнения следует выполнять из различных исходных положений: стоя, сидя и лежа.
Во время проведения гимнастики важно приучать детей правильно дышать, соответственно, надо следить, чтобы при выполнении упражнений дети не задерживали дыхание, правильно сочетали вдох и выдох с движениями.
Занятия гимнастикой должны проводиться не реже 2 раз в неделю, в дневное время, ни в коем случае нельзя выполнять комплекс упражнений перед сном.
Комната, в которой проводится гимнастика, должна быть чистой и хорошо проветренной. Форточки должны быть открыты.
Наибольшую пользу занятия общеразвивающей гимнастикой приносят ребенку, если их проводить в группе с другими детьми.
Продолжительность: 30 минут.
Вводная часть — 3-5 минут, основная — 20 минут, заключительная — 3-5 минут.
Пособия: стойки для прыжков в высоту с протянутой между ними веревочкой на высоте 30-40 см.
Гимнастическая скамейка (ширина 18-20 см, высота 20-25 см) или бордюр.
Цели и задачи: совершенствование двигательных навыков в ходьбе и беге с усложненными элементами перестроения по сигналу взрослого; закрепление двигательных навыков в равновесии — ходьба по узкой плоскости на высоте 15-20 см; обучение правильному приземлению в прыжках в высоту с разбега.
Вводная часть | Ходьба на носках, на пятках. Бег со сменой направления движения по сигналу взрослого. Бег с переходом на ходьбу. |
Упражнение 1 повторить 4-5 раз | Исходное положение (И. П.): ноги слегка расставлены, руки внизу. На счет «раз, два»: поднять прямые руки вверх через стороны, потянуться, подняться на носки, посмотреть на кисти рук — вдох. На счет «три, четыре»: вернуться в И. П. — выдох. |
Упражнение 2 повторить 5-6 раз | И. П.: ноги врозь, руки опущены, наклоны туловища в стороны — изображая «насос». На счет «раз»: наклон вправо. На счет «два»: выпрямиться. На счет «три»: наклон влево. На счет «четыре»: выпрямиться. Дыхание не задерживать. |
Упражнение 3 повторить 3 раза каждой ногой | И. П.: стоя, ноги врозь на ширину стопы, руки в стороны. На счет «раз»: мах правой ногой вперед, хлопок в ладони под ногой. На счет «два»: вернуться в И. П. На счет «три»: мах левой ногой вперед, хлопок в ладони под ногой. На счет «четыре»: вернуться в И. П. Дыхание равномерное. |
Упражнение 4 повторить 5 раз | И. П.: сидя на полу, ноги прямые, руками упор за туловищем. На счет «раз»: поднять прямые ноги. На счет «два»: согнуть ноги, ступнями коснуться пола, голову наклонить к коленям — «свернуться в клубочек». На счет «три, четыре»: вернуться в И. П. Дыхание не задерживать. |
Упражнение 5 повторить 4-6 раз | И. П.: лежа на животе, ноги вытянуты, руки согнуть, кисти положить под подбородок. На счет «раз, два»: прогнуться в грудном и поясничном отделах позвоночника, не поднимая ног от пола, прямые руки отвести назад. На счет «три, четыре»: вернуться в И. П. Дыхание не задерживать. |
Упражнение 6 | Бег на месте в течение минуты с переходом на ходьбу. |
Упражнение 7 повторить 3-4 раза в обе стороны | Ходьба по узкой плоскости (гимнастическая скамейка, бордюр, большие кубики) Ребенок проходит по скамейке, держит равновесие, руки в стороны, и спрыгивает. |
Упражнение 8 2-3 минуты | Прыжки в высоту Для прыжков в высоту ставятся два детских стульчика, и натягивается веревочка на высоте 30—40 см. Взрослый обучает ребенка правильному приземлению. Затем выполняет ребенок. |
Заключительная часть | Ходьба по кругу и на месте с восстановлением дыхания или игра малой подвижности |
dar-baby.ru
Логопедические упражнения для детей: 6-7 лет В этом возрасте артикуляционная гимнастика детьми выполняется с первичной демонстрацией взрослого и далее по его словесным указаниям:
Логопедические упражнения для детей: постановка звука „р” Если ваш малыш не выговаривает звук „р”, то вам просто необходима консультация логопеда. Возможно, причина проблемы состоит в слишком короткой уздечке — перепоночке, которая держит язык. Ее еще называют подъязычной связкой. Диагностировать это сможет только логопед. И если он подтвердит, что уздечка действительно короткая, то стоит ее подрезать. Тогда языку обеспечится необходимая амплитуда движений — и все упражнения для постановки звука ”р” будут эффективными. Другими причинами неправильного произношения могут быть низкая подвижность артикуляционного аппарата (что исправляется упражнениями), нарушение фонематического слуха. Последнее порой зависит от генетики. Если же физиологических основ нарушения дикции у малыша нет, то самое время проводить ежедневные упражнения. Не стоит беспокоиться по поводу непроизношения или неправильного выговаривания звука ”р” ребенком в 2-4 года. Если же он до 5 лет не выговорился, то тогда действительно следует начать занятия:
|
doshkolnik.ru