Тренинговое занятие для младших школьников
Тема «Солнышко с лучами»
Цель: повышение самооценки ребёнка.
Задачи:
1. Снятие психического и эмоционального напряжения.
2. Развитие лучшего понимания себя
3. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности
Форма проведения: тренинг
Оборудование: альбомный лист, фломастеры или карандаши.
Возраст: школьники 7 – 9лет.
Ход мероприятия:
Педагог-психолог: Ребята для выполнения нашего упражнения нам потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.
Нарисуйте, пожалуйста, солнышко с лучами. (Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в переделах листа и чем ему нравится.)
Педагог-психолог: А теперь расскажите о вашем солнышке.
-Солнышко — какое оно?
-Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…
-А теперь представь, что солнышко — это вы. У солнышка ваше имя.
Подпишете, своё имя на солнышке. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.
Учащиеся: перечисляют достоинства своего солнышка.
Педагог-психолог: –Вы перечислили, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе…Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то ваше замечательное качество. Какие вы?
Можно помочь детям, которые растерялись, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»
Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Педагог-психолог: Ребята наша задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И для этого я позволяю вам немного пофантазировать, прихвастнуть.
Не стоит возражать, даже если считаете, что это качество или привычка у них не развито или вообще отсутствует. Так можно услышать, что ребёнок считает своими достижениями
Самое главное работать в позитиве, и можно увидеть, как меняется настроение детей. И результат не заставит себя ждать.
Педагог-психолог: Ребята скажите, понравилось вам наше занятие?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Педагог-психолог: А дома вы можете нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или учительницы. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.
На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.
Тема “Класс глазами каждого”
Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Создание благоприятного психологического климата;
Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;
Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;
Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.
Возраст: школьники 11 – 14лет.
Состав участников: 10 – 12 человек.
Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию.
Режим работы: 45 минут
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Структура тренинга:
Приветствие – 4 минуты
Цель, задачи – 3 минут
Разминка – 2минут
Основная часть – 40 минут
Рефлексия – 5 минут
Орг. конец – 3 минуты
Ход тренингового занятия:
Разминка – погружение – 2 минуты
Упражнение «»Фотография нашего класса – 7 минут
Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут
Упражнение «Горячий стул» – 10 минут
Упражнение «Моя проблема в общении» – 7 минут
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» – 5 минут
Орг.конец. – 5 мин.
Структура: ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.
Ход занятия
1. Приветствие (2 мин).
Цель: Установление контакта с детьми.
Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга.
Инструкция:
Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались “Леночка” или “Ленуля” или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы – и ведущие тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж , затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.
Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы .
Правила работы в группе.
Время: 2 минуты.
Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я –высказывание.
5.Безоценочность суждений.
6.Активность
7.Правило «СТОП»
8.Конфедециональность.
2. Разминка – погружение
Время: 2 мин.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
В начале нашего занятия хотелось бы узнать:
У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников ;
Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.
3.Основная часть.
Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).
Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.
Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом .
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности. Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия. Подводя итоги работы, – подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплоченнее.
Упражнение: «Моя проблема в общении»
Время: 15-20 мин.
Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе)?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.
Упражнение «Счёт до десяти» Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Обсуждение:
Что вы чувствовали?
Если не получилось, то почему?
Упражнение «Горячий стул»
Время:10 мин.
Цель:
Инструкция : В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах
Обсуждение: первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?
Упражнение « Если птичка, то какая»
Время. 10-15 минут.
Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, тренер просит его встать и отвернуться от группы. Можно попросить его выйти из комнаты. Группе же дается следующее задание: «Загадайте какого-то одного игрока. Однако так, чтобы ведущий не понял, кого вы хотите загадать (в том случае, если он рядом). Используйте жесты».
Процедура проведения. Далее тренер предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника с различными видами животных, растений, рыб, птиц и т. д. При этом ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: если цветок, то какой? если птичка, то какая? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан либо раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.
Упражнение: « Фотография нашего класса»
Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.
Процедура “Спасибо за приятное занятие”
– Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Орг. конец: Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие , надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания. Рефлексия:
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о группе?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?
kopilkaurokov.ru
Тренинговое занятие по сплочению коллектива с младшими школьниками
на тему: «Я в коллективе».
Педагог-психолог Терещенко Н.В.
Тренинговое занятие по сплочению коллектива с младшими школьниками
на тему: «Я в коллективе».
Цель: сплочение детского коллектива.
Задачи:
ознакомить обучающихся с правилами работы в тренинговой группе;
разработать «Законы дружного коллектива»;
способствовать повышению самооценки у школьников;
воспитывать чувство коллективизма;
формировать интерес к тренинговым занятиям.
Ход занятия
1. Мониторинг психоэмоционального состояния учащихся на начало тренинга:
– Напишите на «облачке» Ваше имя и опустите его в конвертик с весёлой или грустной картинкой.
( «Весёлая тучка» – хорошее настроение, «Хмурая тучка» – плохое).
– психологический настрой (ритуал встречи): Предлагаем Вам написать свои имена на карточках и прикрепить. Образуем «круг дружбы». Поделимся теплом др. с др., пожелаем успехов и добра!
2. Правила работы в тренинговой группе:
– Наше занятие будет проходить в форме тренинга. Для эффективного общения, нам необходимо принять правила работы в группе.
– Быть активным
– «Я» – высказывания
– Правило поднятой руки
-Говорит один в круг
-Не давать оценок
-Здесь и сейчас (все чувства переживаем здесь и сейчас, соблюдаем
конфиденциальность)
– Право ведущего
Какие дополнения, изменения?
-Принимаем? Стараемся соблюдать.
3.Упражнение «Про меня любимого»
Цель: повышение настроения и самооценки.
– Давайте познакомимся: назовите своё имя, расскажите о своих увлечениях.
4.Упражнение «Передай эмоцию»
Цель: развивать социальный интеллект, учить распознавать эмоции.
Инструкция: Группа стоит или сидит в кругу, один начинает и делает определенное выражение лица, с которым он смотрит на своего соседа слева. Теперь тот повторяет выражение лица и поворачивается в свою очередь к своему соседу слева и т.д. Игра продолжается пока эта «эпидемия» не охватывает всех играющих.
5.Упражнение «Рисунки на спине»
Цель: развитие тонкости восприятия.
Инструкция: сядьте на пол в один ряд, друг за другом. Я на спине одного из вас нарисую что-то. Он должен «прочитать» своей спиной рисунок и нарисовать то же самое на спине того, кто сидит перед ним. И так далее. Потом каждый по очереди (от самого последнего) назовет, что он «прочел». Для рисования можно использовать только указательный палец.
(Рисунки должны быть вначале не сложными: круг, дом, солнце, цифры, буквы).
Обсуждение: легко ли тебе было «видеть» картины спиной.
6.«Мозговой штурм» разработка «Законов дружного коллектива»
– Разделимся на 5 групп: для этого рассчитаемся на яблоки, апельсины, груши, персики, мандарины.
– Придумайте законы, обсудите их в группах и запишите на листах. Через пять минут состоится публичная защита и обсуждение, принятие общих законов дружного коллектива.
7.«Рисование сказки»
Процедура: «Сядьте поудобней. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку…»
Звучит «Сказка о Деревьях-Характерах» (см. приложение 1). Когда сказка завершается, ведущий просит участников группы использовать свое воображение и, раз уж в волшебный лес попасть нельзя, самим представить и изобразить, как может выглядеть их персональное Дерево-Характер. Рисовать можно карандашами или фломастерами, однако краски предпочтительней.
Необходимо позаботиться заранее о том, чтобы листы бумаги и краски уже лежали на столах, за которыми участники группы будут рисовать, покинув круг. Время на рисование – не меньше двадцати минут. За три-четыре минуты до завершения отведенного времени ведущий объявляет:
«Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите… Придумайте имя этому существу или этим существам». Спустя несколько минут ведущий просит тех участников, кто уже закончил рисование, вернуться в круг со своим рисунком. Постепенное заполнение круга людьми информирует излишне увлеченных «художников» о необходимости завершения рисования.
8.Групповой проект «Дерево дружбы»
– Перед вами на плакате нарисовано дерево, но оно пока неживое и грустное, нам необходимо его оживить, сделать весёлым. Как можно это сделать?
– Правильно! Необходимо добавить листья. Для этого предлагаю обвести свою ладонь на цветной бумаге, вырезать, написать слоган, пословицу, пожелание или высказывание о дружбе, наклеить на общий плакат.
– Кто хочет поделиться своими высказываниями?
– Пусть это «Дерево дружбы» напоминает вам о единстве и сплочении вашего коллектива, о вашей дружбе.
9.Итоговая рефлексия:
Мониторинг психоэмоционального состояния:
– Изменилось ли Ваше самочувствие, настроение, если да, то положите облако в конвертик с весёлой или грустной картинкой.
Нам очень интересно Ваше мнение о сегодняшнем тренинге – а так же о Вашем самочувствии, понравились ли Вам наши упражнения? (высказываются)
Приложение 1
Сказка о Деревьях-Характерах
В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли… Деревья-Характеры. Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость. Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь. А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам. У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто…
infourok.ru
Психологические игры и упражнения
Цели: развитие общительности; преодоление стеснительности; снятие агрессии.
«Пресс-конференция»Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.
Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.
Один из участников пресс-конференции – «гость» – садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.
Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше? Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.
«Ролевая гимнастика»Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа.
Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения.
Предложить рассказать стихотворение: 1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью». 2. Как иностранец. 3. Шепотом.
4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».
Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …
Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.
Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, …
Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …
Рассмеяться, как: добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …
«Секрет»Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.
Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы: пуговичку, брошку, маленькую игрушку,… . Это секрет. Участники объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой «секрет».
Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания (угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в кулачке что-то есть, …)
«Мои хорошие качества»Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.
Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе. ( Дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)
«Я лучше всех умею …»Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.
Содержание игры: дети садятся в круг, ведущий даёт задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается ( например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.
«Волна»Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.
Содержание игры: детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным.
Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук. Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках – маринистах, показать репродукции картин Айвазовского).
«Мимическая гимнастика»Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё эмоциональное состояние.
Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг. Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать эмоцию.
Когда дети хорошо освоят мимику, можно добавлять жесты и воображаемую ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию: нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал портрет, увидел самолёт в небе, ….)
«Собери эмоцию»Цели: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.
Содержание игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции. Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка!)
«Моё настроение. Настроение группы.»Цели: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок.
Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать с детьми и провести весёлую подвижную игру.
«Слушаем тишину»Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.
Содержание игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.
«Заряд бодрости» релаксационное упражнениеЦели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на занятие или переключить внимание; улучшить настроение;
Содержание упражнения: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим и указательным ) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими.
Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.
Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»
«Броуновское движение»Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.
Содержание игры: участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.
«Котёл»Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.
Содержание игры: «Котёл» – это ограниченное пространство в группе (например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!», «вода кипит!», … . Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые внимательные и ловкие.
«Вторжение»Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.
Содержание игры: на пол выкладывается покрывало . Дети «садятся в космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети должны быстро укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не поместились, выбывают из игры.
«Передай по кругу»Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.
Содержание игры: дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т. д. С более старшими детьми можно играть не называя предмета. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).
«Монетка в кулачке» релаксационное упражнениеЦели: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами саморегуляции.
Содержание упражнения: дать ребёнку монетку и попросить сжать её в кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает ладонь и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется. Чтобы разнообразить тактильные ощущения, можно давать ребёнку различные мелкие предметы. Дети постарше могут отгадывать, что у них в руке.
«Подними игрушку» релаксационное упражнениеЦели: снятие мышечного и психологического напряжения; концентрация внимания; освоение диафрагмально-релаксационного типа дыхания.
Содержание упражнения: ребёнок лежит на спине на полу. На живот ему ставят небольшую устойчивую игрушку. На счёт1-2 ребёнок делает вдох через нос. Живот надувается и игрушка поднимается. На счёт 3-4-5-6 – выдох через рот, губы сложены трубочкой – живот сдувается, игрушка опускается вниз.
«Приветствие короля»Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; создание позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями.
Содержание игры: участники выстраиваются в две линейки. Передние кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой. Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц: когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие, весело подпрыгивающие люди.
«Найди и промолчи»Цели: развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой личности; воспитание чувства товарищества.
Содержание игры: дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.
«Коробка переживаний» релаксационное упражнениеЦели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и формулировать свои проблемы.
Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и говорит: «В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и огорчения. Если вам что-то мешает, вы можете прошептать это прямо в коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши переживания.
«Акулы и матросы»Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии; учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию движений, ловкость.
Содержание игры: дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль, она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки. Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается.
«Коровы, собаки, кошки»Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие умения слышать других.
Содержание игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом. Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного. Запомните его хорошенько, так как потом вам нужно будет стать этим животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый раз игру можно провести с открытыми глазами.
«Разведчики»Цели: развитие зрительного внимания; формирование сплочённого коллектива: умение работать в группе.
Содержание игры: в комнате расставлены «препятствия» в произвольном порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом. Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути, «разведчик может указать на ошибки в маршруте».
«Пианино» релаксационное упражнениеЦели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов; развитие мелкой моторики.
Содержание упражнения: все садятся в круг, как можно ближе друг к другу. Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева. По кругу, по очереди производить пальцами движения, имитирующие игру на пианино (гаммы).
«Кто кого перехлопает/перетопает» релаксационное упражнение
Цели: снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего настроения.
Содержание упражнения: группа делится на две части. Все начинают одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или топала громче.
«Аплодисменты» релаксационное упражнениеЦели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата.
Содержание упражнения: дети стоят в широком кругу. Учитель говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам. Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь, аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём. Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру начинает уже не учитель.
«Создание рисунка по кругу»Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.
Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и карандаш или ручка. За одну минуту все что-нибудь рисуют на своих листах. Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева. Дорисовывают что-нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают и обсуждают. Можно устроить выставку.
«Приветствие» релаксационное упражнениеЦели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата;
Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним.
Здравствуй друг! Здороваются за руку.
Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришёл! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
«Скучно-скучно»Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического чувства детей; воспитание честности.
Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с ведущим все проговаривают слова:
Скучно-скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться. После этих слов все должны добежать до противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор, пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль судей: смотрят за соблюдением правил игры.
«Тень»Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.
Содержание игры; один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника. Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.
«Властелины кольца»Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску способов коллективного решения проблемы.
Содержание игры: потребуется кольцо диаметром 7-15 см (моток проволоки или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень – например, лежащую на полу монетку. Варианты: глаза открыты, но переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.
«Посещение зоопарка» (релаксационное упражнение)Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление межличностных контактов.
Содержание упражнения: дети встают в круг (смотрят в затылок друг другу), кладут руки на плечи впереди стоящего, круг замыкается. Ведущий говорит, а дети делают движения массажа друг другу:
1. В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать движения сверху вниз и справа налево).
2. Затем он открывает ворота зоопарка (рёбрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника)
3. Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев сбегать вниз по спине).
4. Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, редкие хлопки по спине).
5. Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
6. Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят к воде (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником).
7. Слышатся дикие прыжки кенгуру («топать» кончиками пальцев по спине).
8. Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
9. А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку ( делать ладонями движения, похожие на змеиные).
10. Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (делать легкие пощипывания рук).
11. А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка помассажировать голову).
12. А сейчас посетители идут к выходу и садятся в автобус (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи, затем убрать руки и поменяться местами).
Во время массажа не проводить никаких действий в области позвоночника!
infourok.ru
Тренинг общения для младших школьников.
Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие умения общаться.
Задачи тренинга:
Формирование доброжелательного и доверительного отношения друг к другу;
Формирование навыка согласовывать свои действия с другими и учиться разрешать конфликтные ситуации;
Обучение сотрудничеству и умению совместно решать поставленные задачи;
Развитие эмоционального сопереживания однокласснику;
Ход тренинга
1. Орг.момент. Правила тренинга
-Здравствуйте дети. Рада приветствовать вас на нашем тренинге. Ребята, а сейчас я хочу напомнить основные правила наших встреч.
1) Вся информация, которая прозвучит на тренинге, остается между нами.
2) Мы все должны быть искренними и открытыми.
3) Мы помним, что нельзя оценивать и давать советов другим.
4) Вежливое обращение друг к другу.
2. Упражнение «Приветствие».
Инструкция: Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Передавая в руки мяч по кругу, говорят комплемент.
– Молодцы, у вас хорошо получилось.
3. Упражнение «Менялки»
Инструкция: Стоящий в кругу предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким – либо умением. Это умение он называет. Пример: Пересядьте все те, кто умеет петь, танцевать. При этом, тот кто стоит в центре круга старается занять одно из освободившихся мест, а тот кто останется в кругу, продолжит работу.
4. Объявление темы и задач занятия.
– Сегодня мы с вами будем говорить об общении. Что же такое общение? Как вы думаете? (ответы детей).
– Ребята, вы правильно мыслите. Общение – это важная часть нашей жизни, без общения невозможна жизнь.
5.Работа по теме тренинга.
а) Исследовательские упражнения
«Продолжи историю»
Цели: В ходе этой игры дети могут отработать сотрудничество в рамках всего класса, выявить способность контактировать. Для успешного участия им необходимо внимательно выслушать учителя и представить себе всю последовательность излагаемых событий. Они могут придумывать и развивать собственные идеи, но при этом им необходимо терпение, чтобы не мешать другим.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один круг. Я хочу предложить вам игру, в которой может одновременно принять участие весь класс. Вам будет нужно сочинить собственную историю.
Я сама начну историю и через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого любой ученик может подхватить нить и продолжить повествование. Когда этот ребенок остановит свой рассказ, историю будет продолжать следующий, и так далее до тех пор, пока все дети не добавят в эту общую историю свой кусочек. Всем понятно, как нужно играть?
Итак:
Жили были маленькая девочка и маленький мальчик. Дома, в которых они жили, стояли так близко друг к другу, что они могли каждый день играть друг с дружкой. Со временем они стали закадычными друзьями. И вот однажды они решили уйти далеко-далеко, потому что больше не хотели, чтобы взрослые командовали ими с утра до вечера. Они взяли с собой немного еды и сложили ее в два небольших рюкзачка. Когда взрослые были заняты своими делами, они потихоньку убежали из дому. Дорога, которой они пошли, привела их через какое—то время к большому и дикому лесу. “Странно” — сказали они, — “что такой прекрасный лес находится так близко к городу”. В детях проснулось любопытство, и они направились вглубь леса. Сначала воздух был теплым, а солнце пробивалось сквозь листья деревьев. Иногда они слышал прелестные голоса певчих птиц. Но лес становился все темнее, воздух — все холоднее, а отовсюду стали раздаваться разные шорохи.
Тогда детям захотелось выбраться оттуда. Но когда они обернулись назад, то не обнаружили там никаких признаков дороги, по которой пришли. Вместо этого они видели только скалы и густую растительность. Как только они делали шаг вперед по дороге, она тут же исчезала за их спинами, потому что она была заколдована. Они шли все время вперед и вперед, пробираясь сквозь густые кусты и деревья, карабкаясь по большим камням и валунам. Внезапно они услышали впереди странный шум. Они не видели, что это было, но смогли расслышать приближающиеся шаги. Дети остановились, схватились друг за дружку, стиснули руки. Вдруг они увидели…
– Ребята, продолжите историю. (Дети продолжают историю)
Анализ упражнения:
— Понравилась ли тебе наша история?
— Что тебе понравилось больше всего?
— Что бы ты рассказал иначе, если бы рассказывал всю историю один?
б) Формирующие упражнения
«Комплименты»
Цель: Способствовать изменению чувств отношений и формированию умения общаться.
Ребята, а сейчас мы будем принимать, и говорить комплименты. Работаем в парах. Один из пары говорит в течение нескольких минут второму комплименты: «что мне нравится в тебе, какие черты характера, внешности, факты из жизни…»
Партнер должен выслушать все, что ему говорят. После этого он повторяет все, что услышал: «Тебе нравится во мне…». Если что-то упущено, то партнер обращает на это внимание. После этого они меняются ролями.
Анализ:
– Что было легче говорить или слушать?
– Удалось ли принимать комплименты, и с каким чувством?
в) Развивающие упражнения
Групповой портерт
Цели: “Групповой портрет” дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача — нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок — усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре наряду со способностью к кооперации развиваются навыки наблюдательности и творческого самовыражения.
Чтобы дети могли выполнить свою задачу в спокойной обстановке и отнеслись к ней с должным вниманием, в некоторых случаях имеет смысл проводить игру в несколько этапов, растянув ее на 2-3 дня.
^Материалы: Каждой подгруппе понадобится большой лист бумаги (как минимум размером A3, лучше – лист ватмана) и восковые мелки.
*^ Инструкция: Разбейтесь на четверки. Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины.
Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести подробное представление всех картин. Перед этим можно дать группам время подумать, как они будут представлять свою работу остальным ученикам и какие пояснения будут давать при этом.
Анализ упражнения:
— Кого ты выбрал художником, рисующим твой портрет?
— Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?
— Кто выбрал тебя художником?
— Как вы пришли к решению, кого где нарисовать?
— Ты доволен своим портретом?
— Насколько тебе понравилось работать вместе с другими ребятами из твоей подгруппы?
— Насколько ты доволен тем портретом, который ты рисовал сам?
6.Обратная связь
Понравилось ли вам занятие?
Какие чувства вы испытываете сейчас?
Что полезного вы вынесете из этого занятия для себя?
infourok.ru
Жили-были муж да жена. У них была дочка да сынок маленький.
— Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, смотри за братцем да азбуку учи! Улучшай технику чтения. Книги много полезного несут человеку. Да не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе книжицу с картинками.
Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.
Налетели гуси-лебеди,подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, глядь — братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда — нету!
Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, — братец не откликнулся.
Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава — что они пошаливали, маленьких детей уносили.
Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела — стоит печь.
Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели? —
Печка ей отвечает:
Прочти мне рецепт ржаного пирога в кулинарной книге, скажу. А то не могу я сама читать.
Стану я тебе читать, делать мне нечего! Я и дома книг не читаю!
Печка ей не сказала.
Побежала девочка дальше — стоит яблоня.
Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
— Прочитай мне в журнале «Сад и огород» как яблоневый сад садить — скажу. А то не могу я сама читать. —Стану я тебе читать, делать мне нечего! Я и братцу книг не читаю!
Яблоня ей не сказала.
Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели? —
Прочитай мне из чего кисели бывают — скажу. А то не могу я сама читать. — Стану я тебе читать, делать мне нечего! Я и себе читать не люблю!
Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего — надо идти домой. Вдруг видит — стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.
В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.
Девочка вошла в избушку:
Здравствуй, бабушка! —
Здравствуй, девочка! Зачем на глаза явилась? — Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться. —Садись покуда кудель прясть. — Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла.
Девочка прядет — вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
Девочка, девочка, прочти мне сказочку, я тебе добренькое скажу. —
Не хотела было девочка читать, да делать нечего, пришлось девочке прочесть сказочку. Да только плохо она читала, потому что не выполняла наказа матери. Однако, сжалилась над ней мышка и сказала:
Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.
Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять: — Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала.
А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
— Девочка, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
—Пряду, бабушка…
Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба-яга закричала:
— Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!
А сестра с братцем бегут, потарапливаются. Добежали они до молочной реки. Видит — летят гуси-лебеди.
— Речка, матушка, спрячь меня!
—Прочитай мне из энциклопедии из чего кисели бывают. А то не могу я сама читать.
Девочка прочитала речке о киселях. Река и укрыла ее под кисельным бережком.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка с братцем опять побежала.
А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
Яблоня, матушка, спрячь меня! — Прочитай мне в журнале «Сад и огород» как яблоневый сад садить. А то я сама читать не умею.
Девочка поскорее прочитала яблоньке. Да славно у неё получилось, с выражением. Яблоня ее и заслонила ветвями, прикрыла листами.
Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.
Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали — налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.
Добежала девочка до печки:
Печка, матушка, спрячь меня! —
Прочти мне рецепт ржаного пирога в кулинарной книге, скажу. —
Тут девочка…..
nsportal.ru
Тренинг общения для младших школьников.
Цель: повышение сплоченности учебного класса, развитие умения общаться.
Задачи тренинга:
Ход тренинга
1. Орг.момент. Правила тренинга
-Здравствуйте дети. Рада приветствовать вас на нашем тренинге. Ребята, а сейчас я хочу напомнить основные правила наших встреч.
1) Вся информация, которая прозвучит на тренинге, остается между нами.
2) Мы все должны быть искренними и открытыми.
3) Мы помним, что нельзя оценивать и давать советов другим.
4) Вежливое обращение друг к другу.
2. Упражнение «Приветствие».
Инструкция: Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Передавая в руки мяч по кругу, говорят комплемент.
– Молодцы, у вас хорошо получилось.
3. Упражнение «Менялки»
Инструкция: Стоящий в кругу предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким – либо умением. Это умение он называет. Пример: Пересядьте все те, кто умеет петь, танцевать. При этом, тот кто стоит в центре круга старается занять одно из освободившихся мест, а тот кто останется в кругу, продолжит работу.
4. Объявление темы и задач занятия.
– Сегодня мы с вами будем говорить об общении. Что же такое общение? Как вы думаете? (ответы детей).
– Ребята, вы правильно мыслите. Общение – это важная часть нашей жизни, без общения невозможна жизнь.
5.Работа по теме тренинга.
а) Исследовательские упражнения
«Продолжи историю»
Цели: В ходе этой игры дети могут отработать сотрудничество в рамках всего класса, выявить способность контактировать. Для успешного участия им необходимо внимательно выслушать учителя и представить себе всю последовательность излагаемых событий. Они могут придумывать и развивать собственные идеи, но при этом им необходимо терпение, чтобы не мешать другим.
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один круг. Я хочу предложить вам игру, в которой может одновременно принять участие весь класс. Вам будет нужно сочинить собственную историю.
Я сама начну историю и через некоторое время прекращу свой рассказ. После этого любой ученик может подхватить нить и продолжить повествование. Когда этот ребенок остановит свой рассказ, историю будет продолжать следующий, и так далее до тех пор, пока все дети не добавят в эту общую историю свой кусочек. Всем понятно, как нужно играть?
Итак:
Жили были маленькая девочка и маленький мальчик. Дома, в которых они жили, стояли так близко друг к другу, что они могли каждый день играть друг с дружкой. Со временем они стали закадычными друзьями. И вот однажды они решили уйти далеко-далеко, потому что больше не хотели, чтобы взрослые командовали ими с утра до вечера. Они взяли с собой немного еды и сложили ее в два небольших рюкзачка. Когда взрослые были заняты своими делами, они потихоньку убежали из дому. Дорога, которой они пошли, привела их через какое—то время к большому и дикому лесу. “Странно” — сказали они, — “что такой прекрасный лес находится так близко к городу”. В детях проснулось любопытство, и они направились вглубь леса. Сначала воздух был теплым, а солнце пробивалось сквозь листья деревьев. Иногда они слышал прелестные голоса певчих птиц. Но лес становился все темнее, воздух — все холоднее, а отовсюду стали раздаваться разные шорохи.
Тогда детям захотелось выбраться оттуда. Но когда они обернулись назад, то не обнаружили там никаких признаков дороги, по которой пришли. Вместо этого они видели только скалы и густую растительность. Как только они делали шаг вперед по дороге, она тут же исчезала за их спинами, потому что она была заколдована. Они шли все время вперед и вперед, пробираясь сквозь густые кусты и деревья, карабкаясь по большим камням и валунам. Внезапно они услышали впереди странный шум. Они не видели, что это было, но смогли расслышать приближающиеся шаги. Дети остановились, схватились друг за дружку, стиснули руки. Вдруг они увидели…
– Ребята, продолжите историю. (Дети продолжают историю)
Анализ упражнения:
— Понравилась ли тебе наша история?
— Что тебе понравилось больше всего?
— Что бы ты рассказал иначе, если бы рассказывал всю историю один?
б) Формирующие упражнения
«Комплименты»
Цель: Способствовать изменению чувств отношений и формированию умения общаться.
Ребята, а сейчас мы будем принимать, и говорить комплименты. Работаем в парах. Один из пары говорит в течение нескольких минут второму комплименты: «что мне нравится в тебе, какие черты характера, внешности, факты из жизни…»
Партнер должен выслушать все, что ему говорят. После этого он повторяет все, что услышал: «Тебе нравится во мне…». Если что-то упущено, то партнер обращает на это внимание. После этого они меняются ролями.
Анализ:
– Что было легче говорить или слушать?
– Удалось ли принимать комплименты, и с каким чувством?
в) Развивающие упражнения
Групповой портерт
Цели: “Групповой портрет” дает возможность отработать сотрудничество и конструктивное взаимодействие в малых группах. Задача — нарисовать общий портрет, на котором присутствует каждый ребенок — усиливает у детей чувство принадлежности к группе. В этой игре наряду со способностью к кооперации развиваются навыки наблюдательности и творческого самовыражения.
Чтобы дети могли выполнить свою задачу в спокойной обстановке и отнеслись к ней с должным вниманием, в некоторых случаях имеет смысл проводить игру в несколько этапов, растянув ее на 2-3 дня.
^Материалы: Каждой подгруппе понадобится большой лист бумаги (как минимум размером A3, лучше – лист ватмана) и восковые мелки.
*^ Инструкция: Разбейтесь на четверки. Каждая группа должна нарисовать картину, на которой будут изображены все участники команды. Свой собственный портрет рисовать нельзя, попросите кого-нибудь из группы сделать это. Подумайте вместе, как вы расположите рисунок на листе, каков будет сюжет вашей картины.
Когда все группы нарисуют свои портреты, нужно провести подробное представление всех картин. Перед этим можно дать группам время подумать, как они будут представлять свою работу остальным ученикам и какие пояснения будут давать при этом.
Анализ упражнения:
— Кого ты выбрал художником, рисующим твой портрет?
— Что ты чувствовал, когда рисовали тебя?
— Кто выбрал тебя художником?
— Как вы пришли к решению, кого где нарисовать?
— Ты доволен своим портретом?
— Насколько тебе понравилось работать вместе с другими ребятами из твоей подгруппы?
— Насколько ты доволен тем портретом, который ты рисовал сам?
6.Обратная связь
Понравилось ли вам занятие?
Какие чувства вы испытываете сейчас?
Что полезного вы вынесете из этого занятия для себя?
nsportal.ru
Тренинговое занятие для младших школьников
Тема «Солнышко с лучами»
Подготовила педагог-психолог Костенко Лариса Алексеевна
Цель: повышение самооценки ребёнка.
Задачи:
1. Снятие психического и эмоционального напряжения.
2. Развитие лучшего понимания себя
3. Повышение самооценки и укрепление собственной идентичности
Форма проведения: тренинг
Оборудование: альбомный лист, фломастеры или карандаши.
Возраст: школьники 7 – 10 лет.
Ход мероприятия:
Педагог-психолог: Ребята для выполнения нашего упражнения нам потребуется альбомный лист, фломастеры или карандаши.
Нарисуйте, пожалуйста, солнышко с лучами. (Никаких требований к рисунку не предъявляется, ребёнок рисует солнышко где угодно в переделах листа и чем ему нравится.)
Педагог-психолог: А теперь расскажите о вашем солнышке.
-Солнышко — какое оно?
-Яркое, жёлтое, красное, доброе, тёплое, радостное…
-А теперь представь, что солнышко — это вы. У солнышка ваше имя.
Подпишете, своё имя на солнышке. У солнышка обязательно должны быть лучи. Если их немного, то подрисуйте до 7-9 лучиков.
Учащиеся: перечисляют достоинства своего солнышка.
Педагог-психолог: –Вы перечислили, какое солнышко замечательное: тёплое, светлое, доброе…Давай подпишем каждый лучик солнышка, называя какое-то ваше замечательное качество. Какие вы?
Можно помочь детям, которые растерялись, сказав, например: «Я считаю, что ты добрый. А ещё какой?»
Каждое названное вами или ребёнком качество подписывается вдоль лучика. Педагог-психолог: Ребята наша задача: постараться, чтобы каждый лучик был назван. И для этого я позволяю вам немного пофантазировать, прихвастнуть.
Не стоит возражать, даже если считаете, что это качество или привычка у них не развито или вообще отсутствует. Так можно услышать, что ребёнок считает своими достижениями
Самое главное работать в позитиве, и можно увидеть, как меняется настроение детей. И результат не заставит себя ждать.
Педагог-психолог: Ребята скажите, понравилось вам наше занятие?
Учащиеся делятся своими впечатлениями.
Педагог-психолог: А дома вы можете нарисовать подобное солнышко для бабушки или папы, для сестрички или учительницы. Пусть это будет подарок на день рождения или просто приятный сюрприз.
На этом наше сегодняшнее занятие закончено. Спасибо всем за активное участие в нем. До новых встреч.
Тренинговое занятие для школьников
Тема “Класс глазами каждого”
Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
Создание благоприятного психологического климата;
Преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков;
Развитие умения адекватно выражать свои чувства и понимать выражения чувств других людей;
Сплочение коллектива, формирование взаимного доверия.
Возраст: школьники 11 – 14лет.
Состав участников: 10 – 12 человек.
Оборудование: ручки, листы с именами, маркеры, презентация к занятию.
Режим работы: 45 минут
Актуальность: невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощь другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Структура тренинга:
Приветствие – 4 минуты
Цель, задачи – 3 минут
Разминка – 2минут
Основная часть – 40 минут
Рефлексия – 5 минут
Орг. конец – 3 минуты
Ход тренингового занятия:
Разминка – погружение – 2 минуты
Упражнение «»Фотография нашего класса – 7 минут
Упражнение «Если птичка, то какая» – 10 минут
Упражнение «Счёт до десяти» – 10 минут
Упражнение «Горячий стул» – 10 минут
Упражнение «Моя проблема в общении» – 7 минут
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» – 5 минут
Орг.конец. – 5 мин.
Структура: ученики рассаживаются на места в круге, когда все успокоятся и готовы будут слушать, начинается тренинг.
Ход занятия
1. Приветствие (2 мин).
Цель: Установление контакта с детьми.
Ведущий, представляется и говорит о целях тренинга.
Инструкция:
Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались “Леночка” или “Ленуля” или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы – и ведущие тоже – в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
А теперь представимся друг другу. Сделаем это так, по очереди каждый одевает бейдж , затем представляется и говорят с каким настроением они пришли на занятие и чего ожидает от него.
Ведущий представляется и говорит о правилах групповой работы .
Правила работы в группе.
Время: 2 минуты.
Ресурсы: ватман с уже написанными правилами.
Ведущим устанавливается определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте
Список правил: (Каждый пункт правил поясняться ведущим.)
1.Слушать друг друга.
2.Не перебивать говорящего.
3.Уважать мнение друг друга.
4.Я –высказывание.
5.Безоценочность суждений.
6.Активность
7.Правило «СТОП»
8.Конфедециональность.
2. Разминка – погружение
Время: 2 мин.
Цель: Поднять настроение, и настроится на дальнейшие упражнения , выравнивание эмоционального фона, сплочение участников группы в единую команду для достижения конечного результата работы.
В начале нашего занятия хотелось бы узнать:
У кого сейчас хорошее настроение, похлопайте в ладоши;
Поменяйтесь местами те, у кого в классе есть друзья;
Поменяйтесь местами те, кто уверен в себе;
Похлопайте в ладоши те, кто хорошо знает своих одноклассников ;
Потопайте те, кто согласен с пословицей: «Один в поле не воин»;
Кивните головой те, кто знает, что мы сегодня будем делать на занятии.
3.Основная часть.
Вступительное слово, определение темы, целей тренинга (3 мин).
Сегодня я проведу для вас тренинг на сплочение. На данном занятии мы поговорим о вашем классе, о взаимоотношениях друг с другом.
Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного к взаимодействия друг с другом .
Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
Упражнение «Мой портрет в лучах солнца» Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности. Ход упражнения: каждому ученику выдается лист бумаги. В центре листа в круге написано « Я могу!». Ученики должны нарисовать лучи солнца, вдоль которых записывают то, что они могут сделать для другого в своем классе. Затем все записи зачитываются участниками занятия. Подводя итоги работы, – подчеркиваем, что многие положительные качества учеников стали тем скрепляющим веществом, которое делает класс сплоченнее.
Упражнение: «Моя проблема в общении»
Время: 15-20 мин.
Все участники пишут на отдельных листах бумаги в краткой форме ответ на вопрос: «В чем заключается моя основная проблема в общении (в школе, в классе)?» Листки не подписываются. Листки сворачиваются и складываются в общую кучу. Затем каждый ученик произвольно берет любой листок, читает его и пытается найти прием, с помощью которого он смог бы выйти из данной проблемы. Группа слушает его предложение и оценивает, правильно ли понята соответствующая проблема и действительно ли предлагаемый прием способствует ее разрешению. Допускаются высказывания критикующие, уточняющие или расширяющие ответ.
Упражнение «Счёт до десяти» Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Ход упражнения: «Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее +. Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов. Обсуждение:
Что вы чувствовали?
Если не получилось, то почему?
Упражнение «Горячий стул»
Время:10 мин.
Цель:
Инструкция : В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого то из участников тренинга. Когда первый доброволец найдётся и займёт место, ведущий предлагает остальной группе высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сказать о его положительных или отрицательных качествах
Обсуждение: первый участник рассказывает про то, как осмелился быть первым? Все делятся: легко или тяжело было это сделать? Насколько тяжело или легко было высказываться о человеке?
Упражнение « Если птичка, то какая»
Время. 10-15 минут.
Инструкция. «Сейчас одним из вас предоставляется возможность потренироваться в наблюдательности, а то, что ждет других, пока останется в секрете. Кто хочет быть ведущим?» После того, как ведущий найден, тренер просит его встать и отвернуться от группы. Можно попросить его выйти из комнаты. Группе же дается следующее задание: «Загадайте какого-то одного игрока. Однако так, чтобы ведущий не понял, кого вы хотите загадать (в том случае, если он рядом). Используйте жесты».
Процедура проведения. Далее тренер предлагает ведущему отгадать, кого же загадала группа. Однако вопросы можно задавать только особого рода, сравнивая загаданного участника с различными видами животных, растений, рыб, птиц и т. д. При этом ведущий может задать не более 3 вопросов. Вопросы могут быть на разные ассоциации. Вопросы строятся следующим образом: если цветок, то какой? если птичка, то какая? На каждый вопрос ведущий просит сообщить конкретную ассоциацию, возникающую у каждого члена группы. После того как игрок отгадан либо раскрыт (когда ведущий не может отгадать), тренер предлагает группе продолжить. При сохранении интереса в группе можно пройти три круга.
Упражнение: « Фотография нашего класса»
Каждый участник получает чистый лист бумаги. Задача учеников нарисовать смайлик с таким эмоциональным состоянием, которое чаще всего присутствует у них в классе. Затем все рисунки вывешиваются на доске, образуя общую фотографию класса.
Процедура “Спасибо за приятное занятие”
– Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие! Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.
Орг. конец: Спасибо вам большое, что пришли на данное занятие , надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания. Рефлексия:
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о группе?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Над чем вы задумались?
Что происходило с вами?
Что нужно развивать на будущее?
multiurok.ru