Самообразование воспитателя детского сада — важный аспект профессии. Разбираемся, как выбрать тему и составить план в соответствии с ФГОС.
Самообразование педагога ДОУ преследует две главные цели:
Воспитатель, который стремится развиваться, не просто заботится о детях. Он анализирует возрастные особенности группы, выявляет проблемы, внедряет на практике новейшие педагогические разработки, организуя учебно-воспитательный процесс с учетом развития технологий и требований общества.
Есть множество форм самообразования педагога ДОУ:
Педагог ДОУ сам выбирает тему, в которой будет совершенствоваться. Главное — получить конкретный результат, который повысит качество воспитательно-образовательного процесса.
Важный критерий выбора темы — проблемы в группе, с которой вы работаете. Кроме того, если вас беспокоит недостаток опыта или знаний в определенной области, вы можете заполнить пробелы благодаря самообразованию.
Есть и другие критерии, которые влияют на выбор темы:
Готовим детей к школе по ФГОС ДО
Курс для воспитателей и методистов ДОУ
Повысить квалификацию
Процесс самообучения воспитателя детского сада можно разбить на
На этом этапе воспитатель составляет годовой план по самообразованию, список научно-методической литературы, знакомится с работами других педагогов — иными словами, погружается в учебную деятельность.
Воспитатель выбирает тему. В пояснительной записке аргументирует ее актуальность, конкретизирует проблематику, формулирует цели и задачи исследования. Подбирает источники, определяет формы работы.
Обычно план составляется на год, но вы можете выбрать целый комплекс тем и рассматривать их из года в год в зависимости от актуальности, обеспечивая тем самым принцип непрерывности и раскрывая темы широко и подробно.
На титульном листе укажите:
Сам план работы целесообразно представить в виде таблицы, где расписать:
Воспитатель изучает научные, методические, дидактические материалы, конспектирует статьи, составляет обзоры и картотеки методов и приемов.
Строите карьеру и мечтаете о повышении?
Курсы для педагогов ДОУ
Учиться
На основе полученных знаний проектирует собственную программу и методики и внедряет свои педагогические разработки в практическую деятельность.
Финальный этап — отчет и анализ. Воспитатель оценивает результаты реализации плана, систематизирует полученные опыт и знания, делает выводы.
Отчет по теме можно представить в следующих формах:
Самообразование педагога ДОУ затрагивает не только его интересы, но и интересы группы. Тема должна быть направлена на развитие дошкольников и учитывать их культуру, образовательные потребности, возраст и т.д.
Согласно ФГОС дошкольник должен развиваться в следующих направлениях:
Примерные темы для самообразования воспитателя:
Темы этого направления:
Вебинар по геймификации
Как сделать занятия с детьми незабываемыми
Бесплатно
Примерные темы:
Список примерных тем:
Примерные темы:
Корректируйте темы в зависимости от вашего опыта или возраста группы, с которой вы работаете.
Для отображения формы необходимо включить JavaScript в вашем браузере и обновить страницу.
5 945
Вверх
Вниз
Посмотреть материал по темам можно: http://prodetskiysad.blogspot.ru/2012/12/blog-post_3.html
Я шел по кругу с 10 детьми и их опекунами, пел песни и расхаживал вокруг с музыкальными инструментами, и я не мог чувствовать себя более неуместным. Вошел директор программы раннего вмешательства, окинул взглядом комнату и сказал: «Вы же не думали, что вам придется выставлять себя дураком, не так ли?»
Выставить себя дураком на работе — это один из способов, которым я реализую профессиональное использование себя, определяемое в социальной работе как «слияние профессионального «я» того, что человек знает (обучение, знания, техники), с личным «я» того, кто есть (черты личности, системы убеждений и жизненный опыт)».
За моим юмористическим характером и игривым поведением стоят знания и опыт. То, как я представляю себя своим клиентам в возрасте дошкольного возраста, является преднамеренным и целеустремленным. Это подходит для развития, богато языком и часто основано на движении.
Многому из того, чему учат в дошкольных учреждениях, например, самоконтролю и социальному взаимодействию, можно научиться только в контексте взаимодействия с другими людьми, что делает профессиональное использование самого себя наиболее эффективным инструментом доступен воспитателям дошкольного образования.
Одна из моих учениц, например, не любит, когда к ней прикасаются в периоды дисрегуляции. Он прячется под столами и отказывается от помощи. Пока он борется, я сижу рядом с ним и действую как молчаливое вмешательство, но не вмешиваюсь физически. Я даю ему достаточно места, чтобы уважать его границы. Спокойным, добрым голосом я объясняю каждое движение, которое делаю вокруг него, затем терпеливо жду, чтобы помочь ему дальше.
Как только он выходит из-под стола и приближается ко мне на несколько дюймов, я перенаправляю его, прося помочь мне с чем-нибудь или мягко предлагая смыть его слезы в ванной. Затем мы играем вместе, давая ему возможность испытать заботу, которая может быть последовательной в представлении, независимо от того, как он себя чувствует или ведет себя.
В другом примере студент однажды утром отказался покинуть туалетную кабинку. Я беззаботно отнеслась к ситуации, пошутив с ним о том, что заставила меня ползать по грязному полу в ванной только для того, чтобы добраться до него. «Сделай мне одолжение и открой дверь, чтобы позавтракать со мной», — предложила я в качестве поощрения. Он открыл дверь, вымыл руки, а потом схватил мои.
Несколько сотрудников оказали положительное влияние на своих учеников, используя только себя. Когда мы вернулись к работе в июне 2020 года, одна из моих коллег целенаправленно использовала выражение лица, язык тела и тон голоса во время утреннего круга, чтобы продемонстрировать идентификацию аффекта. «Я расстроена и сожалею, что мы пока не можем вернуться к нормальной жизни», — добавила она. Она отразила то, что сказал каждый ученик, и признала их чувства, добавив: «Я тоже так думаю».
В другом случае использование коллегой собственного «Я» имело решающее значение для установления отношений сотрудничества с родителем. Во время одной из встреч она настроилась на язык тела, тон голоса и выражение лица матери своей ученицы, визуально демонстрируя сострадание и сочувствие. Ее использование себя таким образом помогло переформулировать трудный разговор как разговор о беспокойстве, а не о жалобе, позволяя маме больше чувствовать себя партнером в поддержке своего ребенка.
Важность саморефлексии в профессиональном использовании себяСамоанализ нашего профессионального использования себя может помочь нам понять, работает ли то, что мы делаем. При поддержке учащегося в саморегуляции одной из причин важности саморефлексии является способность замечать собственное настроение и презентацию. В противном случае мы можем неосознанно создать проблемы путем совместной эскалации вместо совместного регулирования.
«Что предстояло тебе в тот момент?» Я спрашиваю во время подведения итогов всякий раз, когда замечаю, что у коллеги проблемы на уроке. «Было ли что-то в поведении студента, что вас спровоцировало?» Один инструктор смог определить, что она чувствовала такое же нарушение регуляции, как и ученица, с которой она была так подавлена и расстроена.
«Я знаю, что кричал; Я знаю, что не должна была, — поняла она. «Как только слова сорвались с моих губ, мне захотелось забрать их обратно». Она уточнила: «В следующий раз я попытаюсь перевести дух или попросить перерыв». И в следующий раз, когда ей захотелось сделать перерыв во время занятий, она попросила об этом.
Самоанализ также может помочь нам распознать, когда мы делаем что-то, что работает, чтобы мы могли намеренно включить это в наши занятия в классе.
«Вау! Пока вы смотрели, как вы готовите, все ваши дети были полностью поглощены!» Я сказал коллеге, увидев изображения кулинарного упражнения, которое она делала со своим классом. — Похоже, тебе понравилось делать это с ними.
«Я люблю готовить, и с детьми интересно пробовать разные рецепты. Вы можете включить так много знаний в один урок», — прокомментировала она.
Она добавила: «Когда мы чему-то радуемся в классе, наши дети это чувствуют. Бьюсь об заклад, именно поэтому они были так заинтересованы». Позже я узнал, что ее класс готовит вместе раз в неделю, и фотографии класса, которые я видел после того разговора, показывают, что они весело проводят время во время готовки.
Существуют полезные методы, которые воспитатели дошкольных учреждений могут использовать, чтобы проанализировать свое профессиональное использование себя. Рефлексивные беседы, проводимые социальным работником, консультантом по раннему детскому психическому здоровью или другим специалистом в области психического здоровья, который работает с дошкольными инструкторами, могут быть чрезвычайно полезными.
Ведение дневника конкретных занятий в классе с подсказками также может помочь вам понять, как лучше использовать себя в классе. Также может помочь участие в программах профессионального развития, которые помогают воспитателям дошкольного образования задуматься о профессиональном использовании себя в рамках программ раннего вмешательства, таких как Circle of Security International.
Игрушки на полке, непоседы в тихой зоне, учебные программы, регулирующие планирование уроков? Это всего лишь предметы, которые помогут вашему обучению. То, что вы вносите во взаимодействие со своими учениками, имеет значение.
Задачи
Как подчеркивалось в первом уроке, самоощущение включает в себя роли, атрибуты, поведение и ассоциации, которые мы считаем наиболее важными в отношении самих себя (Илвисакер, 2006). Многие факторы влияют на то, кто мы есть, и могут включать в себя наши занятия, хобби, связи, способности, личностные качества и духовные убеждения. То, как мы идентифицируем себя, во многом является результатом нашего непосредственного окружения и значимых отношений, особенно для маленьких детей. Как воспитатель дошкольного учреждения, вы оказываете значительное влияние на то, как маленькие дети думают и чувствуют себя каждый день, как во время их пребывания под вашим присмотром, так и спустя долгое время после того, как они уйдут.
Дошкольники способны видеть себя отдельными и уникальными личностями, но они определяют себя в очень конкретных терминах, которые имеют скорее описательный, чем оценочный характер. В целом их общий мысленный образ самих себя ограничивается их именами, физическими качествами, возрастом, полом, имуществом и способностями (Berk, 2012). Например, на детской площадке Генри встречает нового ученика и спрашивает: «Кто ты?» Мальчик с энтузиазмом отвечает: «Меня зовут Орен. Мне 4 года. У меня есть младший брат. И сегодня я получил этот поезд из магазина игрушек». Маленькие дети обычно используют ярлыки «то или это», чтобы описать себя и других. Классификация всех и вся с помощью таких ярлыков, как «мальчик или девочка», «ребенок или взрослый» и «большой или маленький», помогает им мысленно организовать окружающий мир. Они еще не развились когнитивно до такой степени, чтобы понимать, что люди могут одновременно обладать противоположными характеристиками, такими как хорошие и плохие.
К 3,5 годам дети обычно могут описывать себя с помощью простых эмоций и отношений, таких как «Я счастлив, когда мама играет со мной» или «Мне не нравится стоять в очереди, чтобы выйти на улицу» (Berk, 2012). Хотя дети могут быть не в состоянии описать свои конкретные личностные черты до школьного возраста, они могут последовательно отвечать, когда их спрашивают, что о них правда, к 3,5 годам. Например, ребенок может быть не в состоянии назвать себя «заслуживающим доверия», но когда ему задают ряд вопросов, связанных с тем, чтобы заслуживать доверия, например: «Вы делаете то, что должны делать, когда никто не смотрит?» ребенок может ответить так же точно, как родитель и учитель описывают ребенка.
Возраст от 3 до 5 лет – это период значительного физического развития, и дошкольники быстро осваивают новые навыки и осваивают старые. В результате они в первую очередь характеризуют себя в физическом выражении. Когда дошкольников просят описать себя, дошкольники часто отвечают наблюдаемыми характеристиками, конкретными способностями или действиями, например: «Я Элла, и мне 3 года. Я большая девочка. Я могу нести свой рюкзак сам». Как правило, дети начинают сравнивать себя с другими только после пятилетнего возраста (Berk, 2012), а до этого дети младшего возраста склонны переоценивать свои способности. Например, многие дошкольники могут считать себя самыми быстрыми бегунами в мире. Подобные заявления нормальны, здоровы и полностью подходят для детей, развивающих позитивное чувство собственного достоинства. Они могут быть обеспокоены, а могут и не быть обеспокоены, когда им даются доказательства, противоречащие этим убеждениям. В этом возрасте маленькие дети в основном формируют суждения о себе на основе того, как взрослые, которых они ценят, реагируют на то, что они делают. Например, отзывчивый учитель, который понимает, как дошкольники развивают чувство собственного достоинства, может сказать: «Ух ты, ты ОЧЕНЬ быстрый! Хочешь, я посчитаю, сколько тебе нужно времени, чтобы добежать до забора и обратно?
Самое раннее чувство собственного достоинства формируется в результате взаимодействия с членами семьи и опекунами. Как обсуждалось в курсе «Социальные и эмоциональные аспекты дошкольного возраста», младенцы используют такие сигналы, как плач, улыбка, воркование или движение тела, чтобы дать опекунам знать о своих потребностях. То, как воспитатели реагируют на эти сигналы, сообщает младенцам, например: «Вы в безопасности, любимы и ценны» или «Вы неважны». Эти сообщения влияют на будущее поведение и отношение младенцев. Когда члены семьи и лица, осуществляющие уход, постоянно реагируют на сигналы младенца с теплотой и заботой, младенец становится безопасным, уверенным и счастливым, в то время как младенец, который постоянно получает негативные или неоднозначные сообщения, может стать испуганным и подавленным (Маршалл, 19 лет).89). Чуткий уход со стороны членов семьи и учителей по-прежнему важен по мере того, как младенец превращается в малыша, а затем в дошкольника. Это происходит от момента к моменту во время взаимодействия и влияет на то, как дошкольники ожидают, что будут другие, и как они ожидают, что с ними будут обращаться. Чтобы узнать больше об отзывчивом уходе, вы можете ознакомиться с курсом дошкольного социального и эмоционального воспитания.
Помните из первого урока, что взрослые и окружающая среда, с которой сталкиваются маленькие дети, влияют на то, как «устроен» их мозг. В то время как дети и взрослые продолжают учиться и расти на протяжении всей своей жизни, 90% роста мозга происходит в течение первых пяти лет жизни (Brown & Jernigan, 2012). Это делает ваше время с дошкольниками и семьями, которым вы служите, невероятно ценным. Взаимодействия и опыт маленьких детей с вами и другими важными взрослыми в их жизни будут определять то, как они взаимодействуют со своим миром во взрослой жизни. Когда воспитатели доброжелательны, отзывчивы и позитивно и последовательно взаимодействуют с детьми, молодые мозги способны учиться и развиваться. Если взрослые отстраняются и постоянно отрицательно реагируют на детей, молодые мозги будут склонны к страху и беспокойству.
В вашем классе никогда не будет двух одинаковых детей или семей, и удовлетворение потребностей каждого человека может показаться сложной задачей. Не существует единственной наилучшей практики для развития у детей здорового самоощущения; это требует много опыта с течением времени. Хотя вам нужно будет уделять особое внимание тому, чтобы помочь детям развить позитивное и сильное чувство собственного достоинства, это можно естественным образом внедрить во многие рутины и лучшие практики, которые вы выполняете каждый день.
На первом уроке вы узнали о том, как культура влияет на семью и методы ухода. Например, в одной семье может цениться тихое поведение маленького ребенка, тогда как в другой семье ценится напористость и разговорчивость. Эти ценности и убеждения определяют то, как взрослые реагируют на маленьких детей, что влияет на сообщения, которые получают маленькие дети. Таким образом, культура формирует то, кем являются маленькие дети. Несмотря на то, что все дети и молодые люди нуждаются в своих семьях и опекунах, чтобы помочь им расти и развиваться, дети могут научиться выражать эмоции и демонстрировать поведение различными и культурно приемлемыми способами. Точно так же, хотя то, как это происходит, может различаться, все дети развивают чувство собственного достоинства и собственного достоинства. Brazelton и Greenspan (2000) подчеркивают, что при удовлетворении следующих семи непреодолимых потребностей (основных требований здорового раннего детства) маленькие дети могут чувствовать себя в безопасности и общаться с другими:
Принимая во внимание, что семьи оказывают наибольшее влияние на развитие детей младшего возраста, крайне важно, чтобы они активно участвовали в программных мероприятиях, направленных на развитие у детей чувства собственного достоинства и общего развития.
Работая с дошкольниками, вы можете помочь семьям понять важность их участия в мероприятиях, которые способствуют самоощущению их детей и общему благополучию. В то же время очень важно учитывать различные потребности, обстоятельства, ценности, происхождение, убеждения, культурные обычаи и традиции семей. Хотя у вас могут быть определенные мнения о том, что дети должны или не должны делать в дошкольных учреждениях для развития чувства собственного достоинства, важно быть внимательным к семьям и стараться понять и уважать точку зрения, которая может отличаться от вашей. Как заботливый и находчивый профессионал, вы должны быть гибкими и думать об альтернативных способах позитивного взаимодействия со всеми семьями в вашем классе.
Когда речь идет о семьях детей-инвалидов, общение особенно важно. Как учитель, вы должны собрать как можно больше информации о ребенке, включая приспособления, которые семья использовала в прошлом. Будьте позитивны и демонстрируйте уверенность и готовность учиться и работать с другими профессионалами, такими как физиотерапевты и специалисты по вмешательствам. Пригласите семью поделиться опасениями или задать вопросы.
Испытайте себя, чтобы узнать каждую семью, о которой вы заботитесь. Вы не можете оценить то, чего не знаете или не видите. Свяжитесь с семьями детей и узнайте об их приоритетах. Сосредоточьтесь на их сильных сторонах и поддержите их в их борьбе. Вместо того, чтобы осуждать, внимательно относитесь к тому, почему члены семьи верят или действуют так, а не иначе.
Ниже приведены некоторые шаги, которые вы можете предпринять, чтобы поддержать позитивное, безопасное и уверенное чувство собственного достоинства у дошкольников, находящихся под вашим присмотром, и помочь их семьям сделать то же самое.
На этом уроке вы узнали о семи непреодолимых потребностях (Brazelton and Greenspan 2000), которые необходимо удовлетворить детям, чтобы они чувствовали себя в безопасности и ладили с другими. Обзор Размышление о непреодолимых потребностях Занятие . Выберите одну из семи непреодолимых потребностей детей и подумайте, как на дошкольника может повлиять удовлетворение или неудовлетворение этой потребности. Затем поделитесь и обсудите свои ответы со своим инструктором, тренером или администратором.
Подумайте о последствиях несоблюдения основных требований здорового раннего детства
Как воспитатель дошкольного учреждения вы работаете с разными детьми и семьями. Загрузите и распечатайте задание «Развитие самосознания: сценарии» . После того, как вы прочитаете каждый из сценариев, подумайте о самоощущении ребенка и семьи и подумайте, как бы вы способствовали позитивному самоощущению. Сравните свои ответы с предложенными ответами. Когда вы закончите, поделитесь своими ответами со своим инструктором, тренером или администратором.
Практика, как поощрять позитивное чувство собственного достоинства
Требуется: заполните и просмотрите этот документ с вашим инструктором, руководителем или администратором
Верно
Ложно
Какие из следующих стратегий являются эффективными способами развития самосознания дошкольников?Предложение принятия и уважения
Предоставление рекомендаций и возможностей для практики преодоления фрустрации
Планирование целенаправленных действий, позволяющих дошкольникам позитивно взаимодействовать со своими сверстниками
Все эти ответы верны.
Четырехлетний ребенок настаивает, чтобы во время сна вы спели колыбельную на его родном языке, которую поют дома его родители. Что вы ответите?Вы объясняете, что они большие дети и им не нужно слушать колыбельную во время сна.
Вы сообщаете им, что будете петь колыбельную, но на английском языке.
Вы говорите их матери во время встречи, что им нужно перестать петь своему ребенку перед сном; они слишком стары для этого.
Вы просите семью научить вас словам этой любимой колыбельной.
Ссылки и ресурсы
Berk, LE (2012). Развитие ребенка (9-е изд.). Пирсон.
Бразелтон. Т. Б. и Гринспен, С. И. (2000). Непреодолимые потребности детей: что должен иметь каждый ребенок, чтобы расти, учиться и процветать . Персей.
Марш, Х.В., Эллис, Л.А., и Крейвен, Р.Г. (2002). Как дети дошкольного возраста относятся к себе? Распутывание измерения и многомерной структуры самооценки. Психология развития, 38 (3), 376.