План по самообразованию воспитателя старшей группы
на тему: «Формирование дружеских взаимоотношений в детском коллективе”
Цель:
Задачи:
Актуальность темы.
Педагоги призваны сеять в детские души только разумное, доброе, вечное. Заронить в благодатную почву семена внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, справедливости, из которых позже взойдут ростки истинного понимания дружбы. Когда человек осознает, как осознал это Аристотель, что «дружба– самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б он имел все остальные блага» – вот та благородная цель, ради которой стоит работать, отдавать детям силы и знания.
Воспитатель организует и направляет всю жизнь и деятельность группы, потому он должен обращать внимание на проявление дружелюбия, что помогает формированию дружного коллектива в целом.
План работы на год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь – май | 1. Иванова Н. Воспитание добрых чувств // Дошкольное воспитание. 2009. – №2. – С. 54-59. 2. Миронова Н. Учимся у книг // Дошкольное воспитание. 2008. – №3. – С. 41-46. 3. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 80 с. 4.Горшкова Е. Учите детей общаться / Е.Горшкова// Дошкольное воспитание. – 2011. – №12. – С. 91-93. 5. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития, 2013. -240с. 6. Кобелева Г.Р. Формирование коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста в воспитательно-образовательном процессе: автореф. дис. . канд. психол. наук. Самара, 2014. – 24с. 7. Лялина Н.А. Воспитание культуры взаимопонимания в общении старших дошкольников со сверстниками: дисс. …канд.пед.наук.- Санкт-Петербург, 2010. – 214с. | |
Работа с детьми | Октябрь | Этические беседы о вежливости: «Чего не знал воробышек», «Вежливая просьба», «Фея учит вежливости». Чтение рассказов В. Осеевой «Волшебное слово», «Кто наказал его». Просмотр м/ф «Котёнок по имени Гав». | |
Ноябрь | Чтение стихотворения А. Кузнецова «Подружки». Просмотр м/ф «Последний лепесток». | ||
Определение детьми положительных и отрицательных качеств друга. | Игровая ситуация «Какими качествами должен обладать твой друг?». | ||
Декабрь | Этические беседы о дружбе: «Вместе тесно, а врозь скучно», «Глупые ссорятся, а умные договариваются», «Каждая ссора красна примирением», «Урок дружбы», «Не будь жадным». Чтение сказки А. Нееловой «Тысячесвет». Просмотр м/ф «Мешок яблок». | ||
Январь | Этические беседы о взаимопомощи: «Зайчик, который всем помогал», «Умей увидеть тех, кому нужна помощь». Чтение сказки М.Пляцковского «Урок дружбы». Просмотр м/ф «Просто так». | ||
Февраль | Чтение сказки Е. Бехлерова «Капустный лист». Просмотр м/ф «Умка». Сочинение своих сказок, рассказов о дружбе, рисование иллюстраций к ним. | ||
Март | Этические беседы о доброжелательности: « Добрые дела», «Он сам наказал себя», «Хорошие товарищи». Чтение рассказа 3. Ежиковой «Крот и его друзья». Просмотр м/ф «Кот Леопольд». | ||
Апрель | Этические беседы на тему «Правда — неправда»: «Доброе дело – правду говорить смело», «Спасибо за правду», «Правда всегда узнается». Чтение стихотворения С. Михалкова «Хорошие товарищи». Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным». Просмотр м/ф «Голубой щенок». | ||
Май | Чтение рассказа С. Баруздина «За обедом». Чтение рассказа Л. Толстого «Кто разбил?», «Косточка». | ||
Конкурс: «Правила дружбы знай и строго их соблюдай». Игра «Как живешь?», «Я начну, а вы продолжите». Исполнение песни «Настоящий друг». Рисование на шариках лица друга. | Конкурсно – игровая программа «Дружба начинается с улыбки». | ||
Работа с семьёй | Октябрь | Консультации для родителей «Детская дружба». | |
Декабрь | Тест родителей на тему «Хороший ли друг ваш ребенок». | ||
Апрель | Оформление папки-передвижки «Умеет ли ваш ребенок дружить?». | ||
Самореализация | Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете (с презентацией). | Выступление на педсовете |
План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2020-2021 гг.
Ф.И.О: Черновой Наталии Сергеевны
Тема:
«Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»
Начало работы над темой: сентябрь 2020 г.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2021 г.
Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.
Задачи:
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
-развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.
План работы на 2020-2021 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь – май | 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. – №2 7. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. | Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). |
Работа с детьми | Сентябрь- октябрь | Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке. | Опыты с песком и глиной. |
Ноябрь | Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. | Опыты с водой. | |
Январь | Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. | Опыты с воздухом. | |
Март | Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. | Опыты с магнитом | |
Апрель | Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. | Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». | |
Работа с родителями | Сентябрь | Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. | Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Октябрь | Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». | Газета для любознательных родителей. | |
Январь | Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров» | День открытых дверей. | |
Май | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | Фотовыставка «Юные исследователи» | |
Самореализация | Сентябрь-май | Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет. |
Май | Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. |
07 августа 2020 г.
Сотрудники компании Positive Action
•
Статьи SEL
Самосознание является жизненно важным навыком для всех, будь то ученик, родитель, или педагог.
Социальное и эмоциональное обучение начинается с самосознания, а затем продолжается обучение и формирование этого навыка на протяжении всего пути учащегося.
Программа «Позитивное действие» учит самосознанию в разделе 1, а затем продолжает выделять его как основополагающую философию во всех наших материалах.
Социально-эмоциональное самосознание означает способность понимать свои мысли, эмоции и ценности, а также знать, как эти факторы влияют на ваше поведение. К этому пониманию добавляется способность непредвзято и реалистично оценивать свои сильные и слабые стороны, сохраняя при этом уверенность, стремление и желание расти.
Всемирная организация здравоохранения признает самосознание одним из десяти жизненных навыков, способствующих благополучию во всех культурах. Другие навыки включают в себя:
Осознать себя — значит следовать первому дельфийскому принципу древней Греции: «познай самого себя».
Научиться самосознанию непросто даже для взрослых, что может затруднить обучение учащихся самосознанию.
Некоторые учителя могут также задаться вопросом, перенаправляя учеников, это самосознание или самоэффективность? Обучение самоэффективности в некотором роде является частью обучения самосознанию в классе.
Чтобы осознать себя, вы должны уметь:
Определите свои эмоции. Ваши ученики должны уметь определять свои чувства. Изучение разницы между разочарованием и гневом поможет учащимся управлять своими эмоциями. Признавая связь между своими чувствами, мыслями и действиями, они могут обращаться к этим чувствам и реагировать на них соответствующим образом.
Посмотри на себя честно. Если вы научите своих учеников честно смотреть на себя, это поможет им открыто и серьезно реагировать на комплименты, отзывы и критику. Это самоощущение научит их видеть и признавать как положительные, так и отрицательные стороны своей природы.
Признайте свои сильные и слабые стороны. Способность ваших учеников видеть себя, признавать свои недостатки и признавать свои сильные стороны очень повышает уверенность в себе. Осознание того, что признавать свою неправоту или непонимание чего-либо — это нормально, помогает им расти. Признание способностей также укрепляет уверенность.
Стремитесь к росту. Все эти навыки способствуют самоэффективности учащихся. Они понимают, что самостоятельная работа и рост — это позитивная деятельность, результатом которой становятся здоровые, счастливые люди, стремящиеся к достижениям.
Вот несколько идей о том, как развивать у учащихся самосознание.
Позитивное осознание. Предложите учащимся написать список того, что им в себе нравится. Если им нужен толчок, предложите что-то вроде «Я веселый» или «Я креативный». Поощряйте старших учеников копать немного глубже. Учащиеся должны поместить этот список в такое место, где они будут часто его видеть, чтобы подчеркнуть положительные стороны, которые они видят в себе.
Обсудите круг «Мысли-Действия-Чувства». Уникальный для «Позитивного действия» цикл «мысли-действия-чувства» является неотъемлемой частью нашей социальной и эмоциональной программы. Он изображает, как мысли приводят к действиям, а действия к чувствам, которые снова приводят к мыслям. Опишите ситуации, в которых могут оказаться ваши ученики. Обсудите, какие чувства они могут вызвать в этих ситуациях, что и как они могут подумать и как они могут действовать, основываясь на этих мыслях и чувствах.
Ведите дневник эмоций. Пока учащиеся учатся определять и обозначать свои чувства, попросите их вести дневник эмоций. Для младших школьников это может означать вставку смайликов, а для старших школьников это может быть цифровой журнал. Выделение времени для ежедневной «эмоциональной оценки» позволяет вашим ученикам понять и исследовать свои эмоции.
Ставьте цели и работайте над их достижением. Достижение целей и задач самосознания позволяет учащимся праздновать успехи, укрепляя их веру в себя. Попросите учащихся поставить реалистичную цель и записать шаги, которые они могут предпринять для достижения этой цели. Вы даже можете подумать о том, чтобы поставить классную цель, к которой учащиеся должны стремиться в течение года.
Используйте свои сильные стороны. Помогите учащимся определить свои сильные стороны. Выявление вещей, в которых ваши ученики хороши, укрепляет позитивную самооценку. Работа над улучшением своих сильных сторон укрепляет уверенность в себе, настраивая их на успех.
Здоровое самосознание способствует эмоциональному благополучию и повышению самооценки. Это дает учащимся понимание того, кто они, почему они реагируют именно так, а не иначе, и дает им направление для самосовершенствования. Самосознание для студентов имеет решающее значение для успеха. У самосознательных людей есть фундаментальная вера в их способность достичь цели, и эта черта помогает учащимся преуспевать во всем, что они делают.
Дети могут начать осознавать раньше, чем вы думаете. Как правило, после пятилетнего возраста они начинают идентифицировать свои эмоции. До тех пор они не понимают, что чувствуют, или что у других людей есть чувства, отличные от их собственных.
Распознавание своих эмоций и эмоций других — это первый шаг к самосознанию.
Самостоятельное обучение — не последняя тенденция в образовании. Он существовал с самого начала когнитивного развития (Аристотель и Сократ) и представляет собой естественный путь к глубокому пониманию и эффективности. Помня о том, как самостоятельное обучение может проявляться в классе, и используя его как неотъемлемую часть того, как мы учимся, мы можем создать для учащихся более значимый опыт обучения, который будет длиться дольше, чем повторение заученного контента. Самостоятельное обучение — это то, чем мы живем.
Что такое самостоятельное обучение?
Некоторые из первых современных формальных теорий самостоятельного обучения появились благодаря прогрессивному образовательному движению и Джону Дьюи, который считал, что опыт является краеугольным камнем образования. Интегрируя как прошлый, так и настоящий опыт, основанный на личных интерпретациях и предмете, учащиеся будут учиться наиболее эффективно. И, как следствие, роль педагога заключается в том, чтобы быть проводником, поддерживая учащихся в изучении окружающего мира, формулируя исследовательские вопросы и проверяя гипотезы.
Сегодня существует множество образовательных систем, которые включают в себя самостоятельное обучение как педагогику и основаны на идее о том, что все люди могут и должны нести ответственность за собственное когнитивное развитие. Известными моделями являются бесплатные демократические школы и программы, такие как Институт демократического образования (IDEA) и школа Садбери, которые фокусируются на свободе образования, демократическом управлении и личной ответственности.
Самостоятельное обучение может быть таким же разнообразным, как простое обнаружение новой информации и критическое осмысление ее, активное участие и вклад в образовательное сообщество или разработка собственного пути обучения и выбор ресурсов, руководств и информации.
Как я могу его использовать?
Независимо от того, как вы решите интегрировать самостоятельное обучение в свое учебное сообщество, есть несколько методов, которые учителя и родители могут использовать для повышения сопричастности и ответственности учащихся и поддержки их в создании собственного пути обучения:
Мышление Критически
Самым ценным ресурсом для самостоятельного обучения является способность осознавать себя и окружающий мир и глубоко исследовать и то, и другое. Хотя существует множество интерпретаций того, что такое критическое мышление и что оно делает, Роберт Эннис определил его как «разумное, рефлексивное мышление, сосредоточенное на принятии решения, во что верить или что делать» (Ennis, 19).96, с.166). Педагоги обычно используют критическое мышление в классе как 5 W и H (что, почему, кто, когда, где, почему и как).
Однако быть критически мыслящим человеком, ответственным за собственное обучение, — это гораздо больше, чем просто задавать вопросы. Это все более глубокие аспекты критического мышления:
Как я могу использовать это в классе?
Один из лучших способов развития инструментов для обучения, а не рассказов учащимся, как учиться, — это мероприятия, продвигающие дизайн-мышление. Предлагайте возможности в классе, где учащиеся могут написать свои собственные критические вопросы по содержанию. Вы можете начать с вопроса: «Как вы думаете, что вам нужно знать об этой информации, событии, перспективе и т. д.?» или «Какие вопросы можно задать, чтобы раскрыть новую информацию и точки зрения на эту тему?».
Поиск ресурсов
Когда учащиеся проявляют интерес к определенному предмету, навыку или событию, им может быть трудно понять, с чего начать обучение. По мере продвижения учащихся и развития их обучения возникают новые вопросы и требуются новые ресурсы. Типы ресурсов могут быть гидами или наставниками, обладающими опытом в определенной области, информацией и средствами массовой информации, доступом к учебным программам или процессами и шагами для раскрытия когнитивных каркасов.
Опыт поиска ресурсов и открытия новой информации и возможностей заразителен. Чем больше учащиеся будут гордиться тем, что они самостоятельно разбираются в этом, тем больше они будут чувствовать себя способными продолжать обучение и будут повторять модель открытия применительно к другим интересам и предметам.
Как я могу использовать это в классе?
Например, если учащийся проявляет интерес к языкам, школьная программа ориентирует учащегося на языковой курс; но чтобы по-настоящему испытать язык и достичь беглости, одного курса недостаточно. Студентам нужна дополнительная информация, чтобы погрузиться в процесс, который выйдет за рамки понимания и анализа. Им может быть доступен кладезь ресурсов, если они знают, как и где их найти. Существуют отличные бесплатные онлайн-программы, такие как Duolingo, возможности для путешествий, такие как AFS, или группа сверстников в своем сообществе, говорящая на желаемом языке.
Язык — это только одна область интересов. Другие ценные платформы для возможностей самостоятельного обучения встроены в движение «Открытое образование». Open Education Resource Commons (OER) (www.oercommons.org) — это собрание литературы, научных работ, учебных материалов и открытых курсов, проводимых авторитетными учреждениями. Все ресурсы ООР бесплатны и не требуют разрешения на использование. Это невероятно ценно для студентов, у которых нет привилегий и доступа.
Проверка информации
«Фальшивые новости», раздуваемые самими СМИ, не обязательно являются новым явлением, но с непристойной скоростью метастазируют в Интернете вещей. Умение критически мыслить и находить источники информации необходимо для эффективного самостоятельного обучения, но может привести учащихся к запутанным путям, если они также не знают, как исследовать источники. Чтобы поддержать общественность в удовлетворении этой потребности, такие сайты, как Facebook, начали просматривать источники новостей в социальных сетях. Другие сайты, такие как Snopes, действуют как онлайн-проверщик фактов для выявления фальшивых новостей. Хотя эти меры могут быть полезными, самостоятельные учащиеся не должны полагаться на более крупные источники для выполнения работы за них. Такие учреждения, как Джорджтаунский университет, предоставляют студентам методы определения достоверности (см. ниже) своих источников. Помните, что даже фейковые новости основаны на чьем-то мнении и вносят свой вклад в чью-то реальность.
Как я могу использовать это в классе?
Отличный способ изучить источник и влияние различных точек зрения — не просто остановиться на предоставленной информации. Самостоятельные учащиеся должны создавать способы восприятия информации и учитывать влияние основанных на ней идей и взглядов. Как это может выглядеть в классе?
Моделирование опыта
Когда самостоятельный учащийся находится в зоне критического мышления, находит ресурсы, поддерживающие его рост и развитие, и исследует эти источники на предмет достоверности и воздействия, крайне важно, чтобы они были способны моделировать свое обучение. в новых впечатлениях. Как и в таксономии Блума, более глубокое обучение включает в себя нашу способность создавать новые возможности, которые, в свою очередь, предоставляют нам новую информацию.
Как я могу использовать это в классе?
Найдите способы подражать и «апробировать» решения, принятые с помощью критических упражнений. Разрешить проверку и гипотезу, основанную на экспериментальном и проблемном обучении. Рассмотрите следующие пути исследования:
Сильное учебное сообщество состоит из самостоятельных учащихся, которые вносят значительный вклад в поддержку, развитие и расширение возможностей друг друга.