Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология– это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно – методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
В нашем детском саду педагоги активно внедряют и используют инновационные образовательные технологии в своей работе, что доказывает положительная динамика развития воспитанников.
№ п/п |
Используемые современные образовательные технологии/методики |
Цель использования технологии/методики |
Результат использования технологии/методики |
---|---|---|---|
1 |
Технология “Портфолио педагога” |
Учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога | Оформленная папка Портфолио воспитателя |
2 |
Технология “Портфолио ребёнка” |
Помочь ребёнку раскрыть себя и свои возможности, воспитывать его успешной личностью, знающей свои права и обязанности |
В течение года дети совместно с воспитателями оформляют портфолио, в которых содержится основная информация о ребёнке и копилка достижений (странички, содержащие личные сертификаты, грамоты и дипломы за участие в олимпиадах, конкурсах, выставках и др. |
3 |
Игровая технология, С.А.Шмаков, Н. Н. Васильева, Н. В. Новоторцева, А. Николаева, Е.А. Бондаренко, О. Н. Козак, Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская. |
Строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем |
Дошкольники активно участвуют в игровой деятельности, принимают на себя роли согласно правилам в игре, доброжелательны в общении с партнёрами. Свободная развивающая деятельность (она возникает по желанию ребёнка, ради удовольствия от процесса деятельности), творческий характер деятельности (ребёнок импровизирует в игре), эмоциональная приподнятость деятельности (опирается на чувственную основу природы игры и эмоционального переживания ребёнка). |
4 |
Технология проектной деятельности, Л.С.Киселёв, Т.А.Данилин и др. |
Развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия |
Получение итогового продукта проекта: пополнение РППС, создание коллекций, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет, тематические развлечения, итоговые интегрированные занятия, активизация и вовлечение родителей в образовательный процесс. аналитическая справка |
5 |
Технология исследовательской деятельности, О.Давыдова, Л.В.Рыжова, О. В. Мариничева, Н. В. Елкина, О. А. Соломенникова, Н. А. Рыжова. |
Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления |
Позволяет объединить все виды детской деятельности и все её стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные процессы, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях. аналитическая справка |
6 |
Здоровьесберегающие технологии |
Становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. |
Педагоги разработывают программы по здоровьесбережению. формированию культуры здоровья как основы для реализации требований ФГОС. У детей снижается заболеваемость. А так же проводят совместные мероприятия с родителями по приобщению семей к здоровому образу жизни: показ тематических презентаций, оформление информационной среды. |
7 |
Технология проблемного обучения, Дж.Дьюи |
Проблематизация учебной информации (удивление, любопытство ребёнка), активизация деятельности ребёнка, связь обучения с жизнью, игрой и трудом, исследовательский характер познания |
Развитие активной самостоятельной деятельности детей, дети умеют выдвигать гипотезы, делать выводы, не боятся допускать ошибки. |
8 |
Информационно-коммуникативные технологии |
Мир, в котором развивается современный ребёнок требует использовать в дошкольном воспитании ИКТ. Основная, образовательная цель введения ИКТ в мир ребёнка – это, прежде всего, формирование у него готовности к жизни в обществе, широко применяющем их в быту, обучении, науке, различных гуманитарных сферах, на производстве, в экономике и управлении. |
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащённой средствами ИКТ, возникают психические новообразования (теоритическое мышление. развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и т.д.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. ИКТ позволяет моделировать виртуальную среду, для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребёнка, создать у дошкольника дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности, индивидуализировать учебные задания. |
9 | технология личностно-ориентированного взаимодействия | Раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, обрести устойчивость к социальным воздействиям. Иными словами, личностно-ориентированное воспитание-это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития |
При организации образовательного процесса педагог ставит перед собой такие задачи как: обеспечение комфортных и безопасных условий развития личности ребенка , индивидуальный подход к ребенку. Расставляет приоритеты личностных отношений. Создаёт условия для предметно-развивающей среды в группе, обращает внимание на деятельность детей и их взаимоотношение в игре друг с другом, помогает организовать ролевые игры, сюжетные, предлагаю конкретные ситуации, учит договариваться о правилах игры, игровых действиях. |
Современные технологии обучения, разработанные или заимствованные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, должны грамотно внедряться в ДОУ. Однако в дошкольных учреждениях часто страдает реализация программы, так как педагоги не до конца понимают концепцию представленных программ. Более подробное рассмотрение ключевых педагогических техник поможет решить эту проблему.
Необходимо отличать термины «образовательные технологии» и «педагогические». Образовательные технологии в ДОУ по системе ФГОС — приемы, которые касаются не только педагогики, но и медицины, психологии, управленческих аспектов. Педагогические технологии касаются только педагогики.
Если рассматривать термин «педагогические технологии» подробнее, то это сумма методов и приемов обучения, дающих гарантированный результат.
Определение педагогической технологии
Согласно современной классификации, педагогические технологии по ФГОС в системе дошкольного образования делятся на нижеперечисленные виды:
Важно! Также в классификацию входят такие виды, как портфолио педагога и дошкольника. Примеры педагогических технологий в дошкольном образовании приведены далее.
Технология педагогики может использоваться в образовательном процессе, если соответствует следующим требованиям:
Виды образовательных технологий
В последнее время все чаще встречается практика эксплуатации авторских инновационных программ в детском саду. Перечень самых востребованных указан ниже.
Технология развивающего обучения в ДОУ по ФГОС основана на программе, разработанной в 1960-1970-ых годах. Программа ориентирована на развитие современного научно-теоретического мышления. Вместо рассудочно-эмпирического мышления, которое основано на практических наблюдениях, перед педагогом стоит задача основать образовательный процесс на теоретических знаниях. Их основу составляют содержательные обобщения. В рамках процесса применяется метод проблематизации знаний, методика учебных задач и коллективной мыслительной деятельности.
Принципы развивающего обучения
Педагогика сотрудничества отличается:
Дополнительная информация! Педагогика сотрудничества подразумевает, что ученик и учитель развиваются совместно, что между ними устанавливается взаимопонимание. Также имеется в виду, что ДОУ или школьное учреждение является главным фактором воспитания личности.
ТРИЗ — технология решения изобретательских задач. Эта программа подразумевает, что, зная закономерности технических систем, можно мгновенно, без ошибок, находить решения к различным задачам.
В случае применения ТРИЗ в ДОУ ребенок учится познавать суть предмета, находить в нем противоречия, затем развивает свою фантазию. В самой долгосрочной перспективе ТРИЗ развивает ребенка так, что он учится находить выход из любых сложных ситуаций, используя изобретательское мышление.
Суть ТРИЗ
Появилась в 20-30-х годах прошлого века. Суть метода — создание проблемных ситуаций педагогом, разработка занятий с ориентацией на труд и игру. Учащиеся должны самостоятельно разрешить проблемную ситуацию. Это способствует удовлетворению 4 основных инстинктов обучения (по автору Дж. Дьюи): исследовательского, конструирования, социального и творческого. Как итог — ребенок овладевает творческими и профессиональными знаниями, а на уровне ДОУ — развивает мыслительную деятельность.
Развитие творческого мышления, коммуникативных и познавательных навыков через реализацию проектов. Педагог дает воспитанникам задачу для самостоятельной реализации. Ученики ДОУ должны подготовить материал, выполнить определенную задачу. Проекты могут быть информационными, творческими, исследовательскими.
Важно! Задача педагога — обучать ребенка сбору информации, а воспитанника — применять эти знания на практике при реализации проекта. В ДОУ проектная работа — это совместная деятельность педагогов, родителей и учеников.
ФГОС предъявляет четкие требования к использованию образовательных технологий. Для организации плодотворного процесса обучения необходимо применять следующие разработки, которые соответствуют классификации, приведенной выше:
Классификация проектов
Также порой выделяют социально игровые технологии для обучения в ДОУ. Они дают базу для развития социальных отношений типа «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», помогает ученику научиться понимать и себя, и других, снижают проявления агрессивного поведения. В этот раздел входит сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, коллективная работа.
Несмотря на нормы ФГОС и попытки их выполнения, в большинстве ДОУ указанные приемы реализуются не полностью. К проблемам, которые вызывают это, относят:
Педсовет о проблемах при реализации образовательных технологий
Система ФГОС постоянно меняется, поэтому в ближайшем будущем возможны положительные модификации, которые упростят выполнение программ и сделают их более распространенными на практике. А пока главный совет, который можно привести педагогам ДОУ — развиваться самостоятельно, отталкиваясь от государственных норм. Для этого необходимо углублять знание технологий и форм реализации программ, используемых в группе ДОУ.
Технологии не должны быть зарезервированы для старшеклассников, тем более, что младшие школьники также могут использовать их для обучения. Хотя в идеальном мире учащимся детского сада не нужно было бы так хорошо знакомиться с технологиями, которые непосредственно открывают возможности для обучения, этот опыт с
Начнем с одного из самых известных и надежных инструментов STEM для раннего обучения — робота Bee-Bot . Этот тактильный робот в форме пчелы, созданный командой Terrapin , предоставляет маленьким детям подходящую для их возраста возможность исследовать безэкранное кодирование в классе. Он имеет встроенные кнопки, которые учащиеся могут использовать для создания своих программ, говоря своим роботам двигаться вперед, вправо или влево по определенному курсу или открытой области. Существует также множество аксессуаров Bee-Bot, в том числе коврики Bee-Bot Card для структурированной навигации, карты CVC , которые учителя могут разместить на коврике, чтобы помочь закрепить слова CVC в раннем обучении, онлайн-уроках, и датчик робота Terrapin . . Наконец, с Эмулятор Bee-Bot , более опытные студенты могут добавить цифровой элемент и код онлайн.
Следующим в нашем списке лучших ранних инструментов EdTech является Root Robot — отличное (и очень уникальное) устройство для ознакомления детей с программированием. Root совместим с iPad, iPhone и устройствами Android и использует сенсорное взаимодействие, которое помогает детям изучать программирование различными способами. Это один из лучших роботов для программирования в детском саду, а его платформа iRobot Coding , в частности, помогает маленьким детям начать с прогрессивного программирования. Лучше всего то, что их Корень перемещается не только по горизонтали, но и по вертикали, и ученики также могут использовать его, чтобы попробовать нарисовать робота. Он может взбираться по белой доске, а дети могут создавать программы, чтобы заставить его карабкаться. Плюс есть полностью виртуальный вариант со средой программирования iRobot . Он начинается очень просто, поэтому он идеально подходит для младших школьников!
Далее идет робот Cubetto — основной продукт раннего обучения STEM. Это многокомпонентная система, состоящая всего из трех элементов: самого робота, его платы управления и плиток направлений. Он предназначен для детей в возрасте от трех лет, которые лучше всего посещают Pre-K и детский сад . Очевидно, что им не нужно знать, как читать код с помощью Cubetto, но при его использовании они начнут развивать логику, распознавание образов и причинно-следственные связи. По сути, они помещают плитки направления в слоты на плате управления для создания программы. Затем робот запустит свою программу и будет двигаться влево, вправо или прямо. Однако лучшей особенностью является функциональная часть платы управления. Когда учащиеся помещают функциональные блоки в программы, их робот будет выполнять последовательность из этого специального раздела. Это дает маленьким детям отличное введение в новые элементы кодирования.
Несмотря на то, что технически она классифицируется как ручка для 3D-печати, 3Doodler Start специально разработана для раннего обучения. Он громоздкий и его легко держать младшим школьникам. Кроме того, он оснащен большой центральной кнопкой для легкого запуска и остановки 3D-печати. Дети могут использовать 3Doodler Start уже в детском саду и даже в 9 лет.0004 жизнеспособное решение STEAM для начальной школы. Помимо практики в области 3D-печати и дизайна, учащиеся также могут развить важные моторные навыки и увидеть, как упрощенные технологии способствуют изобретательству. Лучше всего то, что когда дело доходит до 3Doodler Start по сравнению с 3Doodler Create , нет никаких внешних частей, и он поставляется с руководством по 10 проектам, которое поможет учащимся начать работу.
Когда речь идет об этом робототехническом решении от BirdBrain Tech, Finch 2.0 имеет очевидную связь с ранним образованием. Дети могут попробовать запрограммировать Finch 2.0 на шести разных языках программирования. Однако два основных языка кодирования идеально подходят для ваших младших школьников. Известные как FinchBlox и BirdBlox, команда BirdBrain разработала их специально для своих роботов. FinchBlox, в частности, был новым с Finch 2.0. Он на 100 процентов основан на значках, а это означает, что предварительные читатели могут использовать этот язык при создании программ Finch Robot еще до того, как они научатся читать. Если они освоят этот уровень, они смогут перейти к BirdBlox, основанному на блоках. Однако он по-прежнему подходит для детсадовцев, первоклассников и второклассников.
Да, Squishy Circuits звучат именно так, как они звучат! Они также отлично умеют вовлекать младших школьников в творческие игры и обучение в STEAM. Наборы Squishy Circuits поставляются с проводящим тестом, но его также можно приобрести отдельно. Дети могут использовать его для создания простых моделей, по которым может проходить электричество. В их комплекты также входят другие компоненты, такие как светодиодные фонари и вентиляторы, которые учащиеся могут заряжать от портативной батареи. Поскольку тесто проводящее, юные ученики могут попробовать сделать различные устройства и посмотреть, как электричество проходит по цепям и питает их проектов . У студентов действительно так много способов творить с компонентами Squishy Circuits. Кроме того, все интерактивные элементы с близкого расстояния делают его отличным инструментом для использования в младших классах.
Робот Марти V2 действительно может помочь учителям представить некоторые более сложные концепции кодирования, но он так же актуален в дошкольном образовании. Благодаря его отключенный режим , учащиеся могут использовать свой Marty V2 без экрана при первом запуске. Роботы имеют встроенные датчики цвета, позволяющие детям переходить от одного цвета к другому. При этом они должны начать мысленно соединять входы и выходы. Кроме того, команда Robotical создала множество неподключаемых действий по кодированию для использования Marty Robot V2 в таких условиях. Затем, как только дети почувствуют этого робота-гуманоида и его поведение, они смогут попробовать блочное кодирование с помощью MartyBlocks Jr. и, в конечном итоге, среды MartyBlocks на основе Scratch.
Наборы Marbotic могут помочь учащимся дошкольного и дошкольного образования выучить буквы, цифры, счет и правописание. Различные наборы поставляются с физическими, похожими на штампы блоками цифр 0–9, букв A–Z или и того, и другого. С этими тактильными плитками и планшетом дети могут участвовать в развивающих играх для дошкольников или тех, кто немного старше. Как и в случае с роботами Cubetto и Finch, дети могут начать обучение с решениями Marbotic еще до того, как пойдут в школу. Во время игры они познакомятся с некоторыми из наиболее важных символов, которые им необходимо распознавать, — буквами и цифрами. Они должны выполнять задания, включающие последовательности, решение математических задач и ответы на вопросы, отмечая правильный символ на экране планшета.
В дополнение к этим предметам учащиеся младших классов также могут воспользоваться техническими инструментами, такими как Dash Robot и блоки KEVA . Чтобы узнать больше об этих инструментах или приобрести их по образовательной цене со скидкой , обязательно посетите наш магазин! А чтобы получить дополнительную информацию обо всех лучших технологических продуктах для использования в классе, отметьте нас на Facebook и следите за нами на Twitter и Instagram !
Необходимость учить детей тому, как полагаться на технологические ресурсы при изучении новых навыков, возрастает. Дети должны стать более искусными в использовании Интернета и других инструментов для проведения исследований, оценки источников информации и сбора данных, среди прочего. Таким образом, технологии в классе детского сада необходимы для того, чтобы учащиеся раннего возраста хорошо освоили эти новые навыки.
Технологии открывают доступ к огромному количеству учебных ресурсов, которые могут помочь детям на самых начальных этапах их академического развития. Планшеты — идеальный способ интегрировать этот тип технологий в процесс обучения, особенно при работе с детьми в возрасте от четырех до шести лет.
Детям нравится пользоваться устройствами с сенсорным экраном. Они просты и интуитивно понятны, и нет необходимости использовать сложную клавиатуру или управлять мышью. Важно отметить, что портативный компьютер или компьютер с традиционной клавиатурой не имеет большого смысла для этих детей, учитывая, что многие из них все еще изучают базовое распознавание букв.
Многие школы и детские учреждения также считают, что планшеты намного более экономичны, чем обычные компьютеры. Они могут защитить гораздо больше планшетов, чем компьютеров, учитывая их меньшую стоимость. Это повышает способность осуществлять групповую деятельность и повышает индивидуальное воздействие технологий. Когда бюджет очень мал, даже несколько планшетов для школы или класса предпочтительнее иметь один компьютер.
Важно отметить, что многие врачи и преподаватели считают, что использование электронных устройств обучения должно быть ограничено. Многие учителя и администраторы хотят иметь эти инструменты под рукой, однако должны быть разумные рекомендации относительно частоты использования. Детям нехорошо проводить большую часть учебного времени перед светящимися экранами. На самом деле, между использованием устройств и просмотром телепередач использование электронных гаджетов следует контролировать и ограничивать.
Когда дело доходит до изучения букв и цифр и развития распознавания звуков букв, планшеты являются идеальными инструментами, которые нужно иметь под рукой. У них есть как визуальные, так и слуховые функции, которые могут помочь детям в установлении важных связей. Лучше всего то, что есть ряд игр, которые делают процесс обучения более увлекательным.
Еще одним преимуществом использования этих инструментов является тот факт, что они позволяют школам с ограниченным бюджетом значительно увеличить свои библиотечные каталоги. Дети могут получить доступ к целому ряду книг для всех уровней обучения. Более того, некоторые из этих историй являются интерактивными, что помогает повысить вовлеченность учащихся.
Когда дошкольники начинают ходить в библиотеку, они могут даже использовать планшеты, чтобы научиться искать в существующих каталогах и находить исследовательские материалы. Таким образом, они могут присутствовать как в классе, так и в библиотеке. Это поможет детям более эффективно искать тематические материалы.
Однако конечной целью использования этих инструментов является повышение технической грамотности. Важно отметить, что это ресурсы, к которым многие бедные дети не имеют доступа дома.