Страница 17 из 19
Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия – на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину.
Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.
В основе любой современной игрушки для декоративной скульптуры из соломы лежат простейшие конструктивные решения, найденные еще в далеком прошлом. Пучки соломы, перевязанные в нескольких местах и соединенные друг с другом в определенном порядке, дают возможность передать в условной и лаконичной манере фигуру человека (рис. 32), зверя, птицы и многое другое. Как и в прошлом, основу куклы составляют два пучка соломы, соединенные под прямым углом друг к другу. Однако современные куклы все же имеют некоторые конструктивные особенности.
Начиная изготавливать туловище, пучок соломин как можно сильнее перевязывают прочной бечевкой недалеко от торцевого среза (рис. 33а). Затем все соломины отгибают в сторону перевязи (рис. 33б) и связывают другой бечевкой. Образовавшаяся округлая форма будет служить основой головы куклы. Собрав другой, более тонкий, пучок соломин, перевязывают и его бечевками недалеко от торцевых срезов. В тонкий пучок для придания прочности вставляют проволоку (рис.
ЗЗв). Она должна быть мягкой, но в то же время хорошо сохранять форму. В зависимости от размеров фигурки можно использовать медную, алюминиевую и стальную проволоку толщиной от 1 до 2 мм. Благодаря проволоке мастер может согнуть соломенный пучок так, как ему будет угодно. Пучок соломы, предназначенный для туловища, разделяют на две одинаковые части и в промежуток между ними вставляют тонкий пучок, армированный проволокой. Затем оба пучка перевязывают крест-накрест, а толстый пучок еще и поперек в двух местах, чтобы обозначить шею и талию фигурки. Чтобы бечевки не были видны, их обматывают сверху соломенными лентами (рис. ЗЗг). Закончив обмотку, кончик оставшейся ленты засовывают осторожно под слои обмотки.Основа куклы готова. С этого момента все зависит от желания и вкуса мастера. Он может обрядить куклу по своему усмотрению в крестьянскую или городскую одежду, надеть какой угодно головной убор, придать рукам любое положение, вложить в них нужный предмет – словом, все будет зависеть от тех задач, которые ставит перед собой мастер.
Чтобы получить нижние линии фартука и жакета, на фигурку надевают резиновые колечки, нарезанные, например, из старой велосипедной камеры. Ориентируясь на резинки, осторожно срезают ножницами два-три слоя соломин (рис. 33д). Если хотят сделать платье более пышным, в середину пучка со стороны торца забивают комок путаной соломы. Затем к платью, жакету и юбке пришивают нитками косички-четырехконцовки («елочки»), имитирующие оборки и узоры (рис. 33е). Руки обматывают соломенной лентой. Пока солома не высохла, им придают нужное положение. Чтобы сделать прическу с косой, укладывают в один ряд увлажненные соломины, переплетают их веревочкой и укрепляют на кукле, а торчащие концы заплетают косичкой (рис. 33ж). Из разглаженных соломенных полосок плетут корзинку. В качестве шаблона используют деревянный брусок подходящих размеров или же спичечную коробку (рис.
33з).У знайте, как наши предки защищались от Лиха или Трясовиц, привлекали удачу и поддерживали здоровье.
Русское слово «кукла» произошло от греческого «киклос» («круг»). Таким названием обозначали некий сверток или пучок соломы, который девочки любили пеленать и качать, проявляя материнский инстинкт.
Занимательные факты:
Мастерство создания кукол уходит корнями в глубокую древность. Куклам, найденным в могилах египтян, около четырех тысяч лет. Египтянки мастерили фигурки бога Осириса из глины и умели создавать человекоподобные фигуры из воска или дерева. Они имели подвижные суставы и прически из натуральных волос. Историки называют одной из первых обладательниц коллекции авторских кукол Клеопатру. Во дворце куклы исполняли роль манекенов, по их облачениям царица заказывала себе торжественные наряды.Во Франции XVII века кукол одевали по последней моде, они считались стильным подарком и образцом новомодных тенденций.
В языческой Руси вырезали божков из дерева, создавали тряпичные и соломенные куклы-обереги. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средства защиты от негатива. Спустя время рукотворные персонажи начали украшать быт, радовали глаз и занимали ребят.
Первоочередная задача славянской народной куклы – привлечение желаемого для конкретного человека или семьи. Она использовалась в магических ритуалах и как участница в самых значимых событиях в жизни, а также для праздников. Так, для молодоженов делались «неразлучники» – две куклы из одного куска ткани с общей рукой. А с куклой «кувадкой» муж имитировал процесс родов, чтобы защитить новорожденного от темных сил. При создании кукол брались исключительно натуральные материалы, заготовленные в хорошем настроении.
Занимательный факт:
Первоначально изготовление оберегов было исключительно женской прерогативой. Мужчины в этот момент не должны были присутствовать даже где-то поблизости. Считалось, что только хранительница очага способна сделать по-настоящему сильный оберег и вложить в него частицу живой энергии. По умелости в создании первой куклы определяли готовность девушки к замужеству.
Куклы-берегини вырезались мужчинами для любимых женщин из сломанных ветром веток cвященных деревьев. На миниатюрную деревянную фигурку наносилась спираль зарождения жизни и символы женского плодородия. Такую куклу муж клал в льняную ладанку, которую женщина носила на поясе, чтобы в роду были здоровые дети.
Народные куклы «Конь-Огонь» из талаша и лыка. Фото: А. Степанов / Фотобанк Лори
Кукла-шестиручка из соломы
Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.
Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали из соломы кукол-шестиручек. В процессе их создания непременно приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».
Создание куклы-оберега из ниток
Традиционные русские куклы-обереги из натурального природного материала. Фото: Svet / Фотобанк Лори
Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. На таких берегинь, как на двойника, наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина.
Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, служившие владельцам на протяжении всей жизни. Обрядовая, или обережная, кукла считалась мощным талисманом во благо рода.
Куклы-берегини делались без применения иголок и ножниц, чтобы они не могли нанести вред своим хозяевам. Нитки обрывались руками или перекусывались зубами. Даже ткань в старину рвали руками. Когда делали кукле грудь, думали о счастливом материнстве и изобилии. Берегиня создавалась на подоле, то есть на коленях, в личном пространстве женщины, а не на столе, потому что он считался общим местом.
Каждая куколка мастерилась с белым или однотонным лицом, символизирующим чистоту помыслов и одушевление хозяев. В процессе создания приговаривали: «Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью» . Славяне никогда не рисовали и не вышивали своим берегиням глаза, рот и нос, чтобы в них не вселились злые духи и не перенеслись злые мысли.
Процесс создания куклы Зерновушки
Зерновушки. Фото: Г. Марков / Фотобанк Лори
Она имеет несколько названий – Крупеничка, Горошинка, Зернушка или Зерновушка – и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом – на силу, перловкой – на сытость, рисом – на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место – в красный угол избы рядом с иконами.
Изготовление куклы «на счастье». Фото: С. Лаврентьев / Фотобанк Лори
Готовая кукла-оберег «на счастье»
Самая юная и обаятельная кукла отличалась от остальных длинной косой, символизирующей долгую и беззаботную жизнь. Причем чем длиннее коса – тем большую защитную силу имеет берегиня. По поверью, в женских волосах заключалась жизненная сила.
Кукла-оберег Путешественница.
Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани.
Большой простор для фантазии имеется в деле изготовления игрушек и кукол из соломы. Этот материал обладает одним уникальным свойством – легко гнуться и сохранять новую форму. Поэтому применяя его, можно создавать скульптуры и фигуры людей, а также забавных зверушек – собачек, птичек.
Определенных правил придерживаются при создании соломенных скульптур . Они не сложные, поэтому каждый без труда их может усвоить. Это даст возможность создавать самые разнообразные игрушки.
Первым делом нужно подготовить материал, из которого будут создаваться игрушки – солому. Она вымачивается в воде в течение 5-6 часов. А потом распаривается. Это сделает её мягкой, она приобретет необходимую гибкость. Потом нужно перебрать сырье. Со стебельков соломы нужно удалить листочки . Если среди соломинок попадутся испорченные или неровные соломинки, то от них тоже нужно избавиться.
С изготовления основы фигуры должна начинаться работа над изделием. Сама основа состоит из каркаса, элементами которого выступают пучки соломки или проволоки. Форму человека или животного в зависимости от того, кого вы собираетесь сделать, нужно придать ему. После этого каркас оплетают соломкой . Очень тугие перевязки необходимо сделать в нужных местах. Это придаст изделию готовую форму. Если соломка связана, то происходит её сжатие. А соломка, отходящая от перевязки, сделает изделие похожим на веер. Если перевязку соломки выполнить, когда она находится во влажном состоянии, то после высыхания она хорошо сохранит свою форму. При изготовлении рук и ног кукол это свойство используется довольно часто. Также его применяют и тогда, когда у кукол и игрушек создаются элементы одежды.
Базовая кукла
В качестве основы для создания множества других поделок может послужить конструкция этой куклы. Поэтому освоение работы с ней так важно.
Следующие материалы вам будут нужны в ходе работы по созданию базовой куклы: пшеничная или ячменная солома. Из инструментов вам потребуются: прочные нитки, нож, ножницы, а также приспособление «коза» для поделок из соломы .
Ход работы
Необходимо взять пучок в количестве 60–70 штук. После этого перегнуть его пополам таким образом, чтобы утолщенные узлы в середине пучка отсутствовали. Обеспечить это можно, если вверх и вниз раздвинуть коленца, готовя место, где будет располагаться голова куклы. В том случае, если на месте перегиба окажется коленце соломинки, то она сломается. А это приведет к тому, что внешний вид куклы испортится. Концы соломенного пучка после такого перебора будут неровными. Но это не важно, после в конце работы их придется обрезать. Заметим, что подбирая стебли, необходимо постараться, чтобы красивая, равномерно окрашенная соломка, оказалась на лицевой стороне изделия.
Теперь можно переходить к изготовлению головы и туловища куклы . Для этого нужно специальный толстый жгут свить в несколько приемов:
–обеими руками нужно так взять пучок, чтобы между ладонями был участок без коленец;
–еще раз повторите это действие, стараясь ровным и гладким сделать жгут;
– в завершении пучок нужно перекрутить так, как отжимают белье.
Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.
Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее.
Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь, стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.
Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму.
Работа над соломенной скульптурой всегда начинается с изготовления основы фигуры – каркаса. Он делается из пучков соломки или проволоки, образуя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломкой. Поделки изготовляют из распаренной соломы. В тех местах, где это необходимо, следует сделать перевязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет более красивым, поскольку связанная соломка сокращается в объеме, а соломка, отходящая от перевязки, становится похожей на веер, который можно красиво распушить. Перевязанная влажная соломка при высыхании хорошо сохраняет форму, даже если перевязку затем убрать. Это свойство можно использовать при изготовлении рук и ног кукол, а также некоторых элементов одежды. Еще один вариант украшения изделия – перевязать его цветными нитками, при этом лучше всего подойдет красный цвет. Для этих же целей используют тесьму или окрашенную соломку.
Изготовление кукол начинают именно с выполнения каркаса, уже затем соломенные фигурки можно разнообразить: придать им какие-нибудь черты характера или нарядить в плетеные одежды. Собственная фантазия подскажет вам, как можно украсить куклу, используя различные плетеные элементы для одежды, головных уборов. Не забудьте и о главном – пропорциональных соотношениях частей фигурок, иначе скульптура будет незаконченной, а порой даже нелепой.
Величина куклы будет зависеть от длины соломки, которая будет использоваться для ее изготовления. Обычно из одного пучка соломки получается кукла высотой 15–20 см. Соломку необходимо выбирать тонкую или средней толщины, но обязательно без коленцев. Помните и о том, что соломенный стебель имеет по своей длине разную окраску, поэтому старайтесь, чтобы на «лицевой», видной стороне оказалась только красивая, равномерно окрашенная соломка.
Существует несколько наиболее простых, традиционных для народного творчества, конструкций кукол.
Кукла Маша – слева
Возьмите пучок из 50–70 соломин и согните его по центру. Концы перекрутите внизу вполоборота так, чтобы они поменялись местами, а в середине жгута образовалась петля. Пучок чуть ниже петли перевяжите туго нитками, концы сожмите рукой и подстригите ножницами, чтобы они стали ровными. Получится фигурка, напоминающая очертание женщины в сарафане (рис. 26).
Рис. 26. Кукла Маша
Кукла Оля – справа
Перевяжите сверху пучок соломы на 5-ю часть длины, чтобы получить голову куклы. Можно также взять длинный пучок, сложить его пополам и перевязать, отделив голову. Затем из пучка отделите с обеих сторон по 15 соломин, сплетите из них косички, которые затем выгните полукругом. Перевяжите пучок соломы вместе с заправленными косичками на талии – и кукла готова. Снизу концы соломин также подровняйте (рис. 27).
Рис. 27 справа. Кукла Оля
На голову кукле можно завязать косынку, а на талию – фартук из ткани.
Кукла Лена – слева
Сначала надо сделать «закрытую голову». Возьмите пучок соломы немного подлиннее, чем для изготовления предыдущих кукол. Перевяжите туго верхушку пучка, разделите оставшуюся часть пополам и поднимите вверх, оставив внутри перевязанную верхушку, «спрячьте» ее. Затем крепко сожмите отогнутый пучок руками и снова перевяжите его примерно на уровне окончания «спрятанной» верхушки (рис. 28, а ). Теперь переверните пучок на 180°.
Рис. 28. Кукла Лена
Возьмите небольшой пучок соломы и перевяжите его с обоих концов. Получатся руки (рис. 28, б ).
Вставьте их в пучок-туловище, разделенный на две части. Часть, которая приходится на грудь куклы, перегните (рис. 28, в ). Соедините соломку-туловище, перевязав его на линии талии (рис. 28, г ) подровняйте концы. Согните руки куклы и зафиксируйте их в таком положении, связав с туловищем, пока не высохнет соломка (рис. 28, д ).
Получившиеся куклы будут небольшого размера, поскольку изготовляют их из цельного пучка соломки. Чтобы кукла была побольше, необходимо сделать ее из нескольких частей, соединенных между собой. Чаще всего это туловище и юбка.
Юбку можно сделать из отдельного пучка соломы, который перевязывают в верхней части. Пучок-юбку вставляют в пучок-туловище и крепко перевязывают по линии талии, которую укладывают поверх юбки (рис. 29).
Рис. 29 чуть выше справа. Раздельное изготовление туловища и юбки
Юбку куклы можно закрепить также поверх туловища, чтобы получилось подобие препоясанного платья. Для этого место соединения юбки и туловища скрывают перевязкой из соломки или ленточкой. Низ юбки можно также оформить плетеной ленточкой. Если сшить ее в кольцо, она закрепит форму юбки – соломка не будет расходиться в разные стороны.
Рис. 30 – слева. Изготовление головы
Юбку можно сделать и по-другому: сшить стебли соломы (лучше на машинке) в форме веера, обернуть вокруг талии и связать с туловищем.
Возьмите пучок соломы, перевяжите его верхушку, отступите примерно на 1 см вниз и снова перевяжите пучок. Отдельно сделайте руки: возьмите пучок соломки, равный по длине вашей фигурке, перевяжите его концы – получились руки. Разделите основной пучок на две части и вставьте руки так, чтобы обе выступающие руки были одинаковой длины. Придвиньте руки вверх к жгуту, отделяющему голову, и перевяжите, чтобы получилась талия. Далее разделите оставшуюся часть пучка пополам – это будут ноги. Перевяжите концы ног (рис. 31).
Рис. 31 слева. Каркас мужской фигурки
Ноги мальчику можно сделать таким же способом, как и юбку кукле – из разных пучков соломы, вставленных в туловище и перевязанных веревкой или лентой (рис. 32).
Рис. 32 слева. Каркас мужской фигурки
Часто для создания рук и ног куклы используют обыкновенную витую плетенку. Ее можно расширить либо заузить, придать необходимую форму уже в самом процессе плетения. Правда, это потребует определенных навыков, внимательности и аккуратности, но красота сделанной вами фигурки будет того стоить.
При желании кукле можно сделать прическу. Для этого возьмите пучок льняных или синтетических ниток, сложите его пополам, середину свяжите ниткой того же цвета. Приложите сложенный пучок к голове куклы, которой вы хотите сделать прическу. Отступите на такое расстояние, чтобы «волосы» можно было надеть на голову, а остальную часть заплетите в косу. Приклейте косу на голову кукле. Косу можно сделать и из соломки, которую пришивают к голове по линии пробора, а затем заплетают в косу.
Косу можно сделать и одновременно с головой. Для этого свяжите пучок соломы, разделите его на три части. Основная часть пучка будет в дальнейшем туловищем, а из двух других сделайте голову и прическу: отогните их вверх и перевяжите. Затем отогните волосы вниз и уложите по форме головы, отведите назад, перевяжите и заплетите косу (рис. 33).
Рис. 33 справа. Как одеть соломенную куклу
На голову куклы можно надеть венок, косынку, ленту, шляпку. Можно украсить куклу, сшив из ткани жилетку или фартук. Можно сплести красивый пояс из соломки или цветных ниток либо просто вплести в соломинки яркие нитки.
Обувь можно сделать, перевязав внизу пучок ноги еще раз выше первой перевязки и согнуть его по этой линии. Ступню можно оформить в виде лаптя либо сапога, для этого надо лишь проявить немного изобретательности.
Лицо кукле можно сделать, вышив глаза и рот цветными нитками либо просто наклеить их.
Текст и схемы – из книги:
Алеся Анатольевна Гриб
Плетение из соломки и других материалов
Фото я подбирала из разных источников.
– Листья, шишки, солома, камни…Таких кукол делаю не только в России. Немцы очень любят оформлять свои кантри интерьеры при помощи соломенных кукол, и даже считают из своим немецким народным творчеством. Не удивительно, ведь там, где издревле выращивали зерно – всегда оставалась солома, которую местные мастерицы пускали в дело.
Материалы:
Для изготовления игрушек используется высушенная чистая солома. Соломка должна быть сухой, чтобы потом изделие из нее не сгнило. Также пригодятся разноцветные лоскутки для одежды и бечевка. Шпажка или палочка.
Для детских поделок можно использовать обычную мочальную кисть для побелки, которая продается в хозяйственных магазинах.
Способ изготовления соломенной куклы:
Дальше куклу наряжаем. Голову можно просто украсить платком, повязав его вокруг головы, или смастерить шляпу. На фотографиях головы сшиты из материала, и надеты вместе с наполнителем поверх соломенной. Лицо нарисовано.
Такая кукла не только украсит цветочный горшок, но и прослужит вам оберегом долгое время. Ведь обереги на Руси никогда не покупались, они всегда изготавливались только своими руками.
Можно много найти материала в интернете и на сайтах для родителей , как мастерить с детьми из соломы и какие обереги сделать. Самый распространенный славянский соломенный оберег – декоративный веник, который тоже не сложно сделать, и о которым мы обязательно напишем в следующих статьях.
Стародавние обычаи изготовления из соломки ритуальных животных, кукол пришли в нашу жизнь. Они стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.
Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол – дети.
Чтобы сделать эту куклу, понадобится солома, сжатая вручную – тогда она будет ровная и длинная. Солому нужно высушить и связать в сноп. Перед работой, чтобы солома стала мягче и эластичнее, ее можно замочить в горячей воде (в воду можно добавить немного соли). Некоторые мастерицы рекомендуют выпаривать солому в горячей воде или хотя бы немного подержать ее над горячим паром. Тогда она не сломается, когда ее необходимо будет сгибать практически пополам. Стригушку также можно сделать и из других материалов: из мочала, веток или длинных ровных прутьев, и даже из некоторых трав (подходят травы семейства злаковых, например, мятлик, тимофеевка). Иногда в такие куклы вплетаются душистые и целебные травы для того, чтобы, помимо игрового момента, стригушки имели лечебные свойства. Сегодня это принято называть ароматерапией. Также куклы принято одевать в специальные сарафанчики, миниатюрные платочки, юбочки.
Основной особенностью данной куклы является то, что ее низ не заплетается, а наоборот — распускается, чтобы он представлял собой подобие соломенной юбочки. Низ ровно подстригается, чтобы кукла могла стоять на какой-либо горизонтальной поверхности.
1. Берем большой пучок травы или сена и сгибаем пополам. Это будет тело куклы.
2. На месте предполагаемой шеи перевязываем ниткой или лентой, чтобы получилась своеобразная округлость, которая будет представлять голову.
3. Готовим руки – еще один пучок травы или сена, в половину короче, чем предыдущий.
4. Перевязываем его на концах, формируя ладошки.
5. Вкладываем руки в туловище и перевязываем ниже красной нитки (шеи), после чего основной пучок соломы перевязывается еще раз ниже рук — на талии. Также из соломы можно сделать миниатюрные косы, которые затем будет необходимо прикрепить к голове.
6. После этого нужно подравнять низ куклы, чтобы он представлял собой своеобразную соломенную юбочку. Стоит отметить, что именно за то, что низ таких танцующих кукол не перевязывали, а подстригали в виде соломенной юбочки, их и прозвали стригушками.
7. Основа куклы готова. Для того, чтобы кукла стала похожа на человека, теперь ее можно нарядить – одеть юбку и фартук, повязать ленту на косу, одеть ожерелье, сшить сарафан, рубаху, сплести красивый пояс и т.д.
8. Оденем куклу в сарафан с фартуком. Для этого две узкие полоски ткани перекрещиваем на груди и спине куклы.
9. Узкий кусочек ткани накладываем на квадратный, складываем пополам и в середину вкладываем ленту. Получилась юбка с фартуком.
Чтобы Стригушка затанцевала, ее ставят на дощечку, деревянный стол, табурет или другую поверхность и стучат рядом с ней кулаками или ладонями. От вибрации кукла буквально пускается в пляс, крутится и вертится, что доставляет необыкновенное удовольствие детям, особенно самым маленьким. А если такая кукла не одна, а их целая компания, то такой танец превращается в целое представление, где куклы становятся в пары, кружатся в хороводах. Так незатейливая и простая игрушка дарит по-настоящему радостные чувства и оказывает благотворное влияние на играющих: как на детей, так и на взрослых.
Страница 17 из 19
Для изготовления декоративных скульптур и игрушек, как цельных стволов злаковых растений, так и их верхнего колена с , которые имеют самые длинные соломинки. На крупные изделия идут цельные стволы, а на средние и мелкие – верхние междоузлия. Чтобы солома стала гибкой, ее замачивают в воде, как и для плетения, а затем заворачивают во влажное полотно на время работы.
Готовые соломенные фигурки отделаны плетями.
В основе любой современной игрушки для декоративной скульптуры из соломки лежат простейшие конструктивные решения, найденные в далеком прошлом. Связки соломы, завязанные в нескольких местах и соединенные друг с другом в определенном порядке, позволяют условно и лаконично передать фигуру человека (рис. 32), животного, птицы и многое другое. Как и раньше, основу куклы составляют два пучка соломы, соединенные под прямым углом друг к другу. Однако современные куклы все же имеют некоторые конструктивные особенности.
Приступая к изготовлению туловища, пучок соломы перевязывается как можно туже прочной бечевкой недалеко от торцевого среза (рис. 33а). Затем все соломинки загибают в сторону бинта (рис. 33б) и перевязывают еще одной бечевкой. Получившаяся округлая форма послужит основой головы куклы. Собрав другой, более тонкий, пучок соломы, также перевязывают его шпагатом недалеко от концевых участков. В тонкий пучок вставлена проволока для придания прочности (рис. 33в). Оно должно быть мягким, но при этом хорошо держать форму. В зависимости от размера фигурки можно использовать медную, алюминиевую и стальную проволоку толщиной от 1 до 2 мм. Благодаря проволоке мастер может сгибать пучок соломы как ему заблагорассудится. Пучок соломы, предназначенный для туловища, делят на две одинаковые части и в зазор между ними вставляют тонкий пучок, армированный проволокой. Затем оба жгута завязываются крест-накрест, а толстый жгут тоже крест-накрест в двух местах для обозначения шеи и талии фигурки. Чтобы струны не были видны, их сверху обматывают соломенными лентами (рис. 33ж). Закончив намотку, кончик оставшейся ленты аккуратно подворачивают под слои обмотки.
Основа куклы готова. С этого момента все зависит от желания и вкуса мастера. Он может одеть куклу по своему усмотрению в крестьянскую или городскую одежду, надеть любой головной убор, придать рукам любое положение, вложить в них нужный предмет — словом, все будет зависеть от тех задач, которые ставит перед собой мастер. На нашем рисунке показано изготовление женской фигурки в городской одежде: на ней жакет, платье с фартуком, в руках корзина для покупок. Исходя из этого, фигурку можно назвать «Хозяйка».
Для получения линий низа фартука и куртки на фигурку надеваются резиновые кольца, вырезанные, например, из старой велосипедной камеры. Ориентируясь на резинки, аккуратно срежьте ножницами два-три слоя соломы (рис. 33д). Если хотят сделать платье более пышным, в середину пучка с торцевой стороны забивают комок спутанной соломы. Затем к платью, жакету и юбке нитками пришивают четырехконечные косички («елочки»), имитирующие оборки и узоры (рис. 33д). Руки обмотаны соломенной лентой. Пока солома не высохнет, им придают нужное положение. Для выполнения прически с косой смоченные соломинки укладывают в один ряд, обвивают веревкой и закрепляют на кукле, а выступающие концы заплетают (рис. 33г). Корзина сплетена из гладких полосок соломы. В качестве шаблона используют деревянный брусок подходящих размеров или спичечный коробок (рис. 33з).
Узнайте, как наши предки защищались от лиха или тряски, привлекали удачу и сохраняли здоровье.
Русское слово «кукла» происходит от греческого «киклос» («круг»). Этим названием обозначали некий пучок или пучок соломы, который девушки любили пеленать и качать, проявляя материнский инстинкт.
Интересные факты:
Мастерство создания кукол уходит корнями в глубокую древность. Куклам, найденным в могилах египтян, около четырех тысяч лет. Египтяне делали фигурки бога Осириса из глины и умели создавать человекоподобные фигуры из воска или дерева. У них были подвижные суставы и прически из натуральных волос. Историки называют Клеопатру одной из первых обладательниц коллекции авторских кукол. Во дворце куклы играли роль манекенов; королева заказала из их облачения торжественные наряды.
Во Франции 17 века кукол одевали по последней моде, они считались стильным подарком и образцом новомодных веяний.
В языческой Руси из дерева вырезали богов, создавали тряпичные и соломенные амулеты. Они были важной частью жизни славян. Им поклонялись и использовали как средство защиты от негатива. Через некоторое время рукотворные персонажи стали украшать быт, радовать глаз и занимать детей.
Первостепенная задача народной славянской куклы – привлечь желаемое к конкретному человеку или семье. Ее использовали в магических ритуалах и как участницу самых значимых событий в жизни, а также на праздники. Так, для молодоженов были сделаны «неразлучники» — две куклы из одного куска ткани с общей рукой. А кувадкой муж имитировал процесс родов, чтобы уберечь новорожденного от темных сил. При создании кукол брались только натуральные материалы, приготовленные с хорошим настроением.
Интересный факт:
Изначально изготовление амулетов было исключительно женской прерогативой. Мужчины в этот момент не должны были присутствовать даже где-то рядом. Считалось, что только хранительница домашнего очага способна изготовить по-настоящему сильный амулет и вложить в него частицу живой энергии. По мастерству создания первой куклы определяли готовность девушки к замужеству.
Береговые куклы вырезались мужчинами для своих любимых женщин из сломанных ветром ветвей священных деревьев. На миниатюрную деревянную фигурку нанесена спираль зарождения жизни и символы женского плодородия. Такую куклу муж клал в льняной оберег, который женщина носила на поясе, чтобы в семье были здоровые дети.
Народные куклы “Конь-Огонь” из талаша и лыка. Фото: А. Степанов / Фотобанк Лори
Соломенная шестиручка
Солома чаще всего использовалась для изготовления амулетов и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались в качестве ритуальных кукол на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, восстанавливали здоровье, перенося болезни на фигурку и сжигая ее дальше.
Чтобы не отставать от работы по дому, женщины делали шестиручных кукол из соломы. В процессе их создания они непременно приговорили: «Я создаю тебя для того, чтобы преуспевать во всех делах и делать их хорошо. Я поворачиваю эту ручку, чтобы в моем доме всегда был порядок, мир и уют. Я поворачиваю эту ручку, чтобы муж был всегда ухожен и всем доволен.
Создание куклы-оберега из ниток
Традиционные русские куклы-обереги из природного материала. Фото: Свет/Фотобанк Лори
Наматывать куколок из ниток умели даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они висели оберегом в дороге и служили защитным декором углов дома. На таких берегах, как на двойном, мотались беды, невзгоды и болезни хозяина.
Чаще всего в Древней Руси изготавливались тряпичные куклы-обереги, которые служили владельцам на протяжении всей жизни. Ритуальная, или защитная, кукла считалась сильным оберегом на благо семьи.
Куклы Берегини были изготовлены без использования иголок и ножниц, чтобы они не могли навредить своим владельцам. Нити рвались руками или перекусывались зубами. Даже ткань в старину рвали вручную. Когда делали грудь кукле, думали о счастливом материнстве и достатке. Берегиня создавалась на подоле, то есть на коленях, в личном пространстве женщины, а не на столе, потому что это считалось общим местом.
Каждая кукла изготавливалась с белым или невзрачным лицом, символизирующим чистоту помыслов и оживление владельцев. В процессе создания сказали: “Светлая голова, чистая, наполненная добром и любовью” . Славяне никогда не рисовали и не вышивали глаза, рот и нос на своих берегах, чтобы в них не вселилась нечисть и не передавались злые мысли.
Процесс создания куклы Зерновушки
Зерновые. Фото: Г. Марков/Лори Фотобанк
У нее несколько имен – Крупеничка, Горох, Зернушка или Зерновушка – и она считается главной куклой в семье. В процессе создания его традиционно наполняли гречневым зерном. Из мешка в руках или с себя брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной кампании мешок наполняли зерном нового урожая. Иногда мешок наполняли другими крупами: овсом — для силы, перловкой — для сытости, рисом — для праздника. Берегиня принесла в семью достаток и сделала жизнь полной. Ее наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.
Изготовление куклы “на удачу”. Фото: С. Лаврентьев/Лори Фотобанк
Готовая кукла-оберег “на удачу”
Самая юная и очаровательная куколка отличалась от остальных длинной косой, символизирующей долгую и беззаботную жизнь. При этом чем длиннее коса, тем больше защитная сила береговой линии. По легенде женские волосы содержали жизненную силу.
Кукла-оберег Путешественник.
Хранитель снов непременно был сделан весной. Такую куклу обвязывали оранжевой нитью, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной нитью вышивали защитный крест. Кукла «день-ночь» была сделана из связанных друг с другом фигурок из белой и черной ткани. Висящая возле кровати, она не только лелеяла покой ночи, но и заряжала энергией и радостью на грядущий день.
Большой простор для фантазии в изготовлении игрушек и кукол из соломы. У этого материала есть одно уникальное свойство – он легко гнется и сохраняет новую форму. Поэтому с его помощью можно создавать скульптуры и фигурки людей, а также забавных животных – собак, птиц.
При создании соломенных скульптур соблюдаются определенные правила. Они не сложные, поэтому каждый может легко их освоить. Это даст возможность создавать самые разнообразные игрушки.
Первым делом необходимо подготовить материал, из которого будут создаваться игрушки – солому. Замачивается в воде на 5-6 часов. А потом запарится. Это сделает его мягким, он приобретет необходимую гибкость. Затем нужно перебрать сырье. Удаление листьев со стеблей соломы . Если среди соломинок попадаются испорченные или неровные соломинки, то их также необходимо утилизировать.
С изготовления основы фигурки следует начинать работу над изделием. Сама основа состоит из каркаса, элементами которого являются пучки соломы или проволоки. Форму человека или животного, в зависимости от того, кого вы собираетесь делать, нужно придать. После этого рама оплетается соломой . Очень тугие повязки должны быть сделаны в нужных местах. Это придаст изделию законченную форму. Если соломинка соединена, то она сжата. А отходящая от повязки соломинка сделает изделие похожим на веер. Если перевязку соломы производить во влажном состоянии, то после высыхания она хорошо сохранит форму. При изготовлении рук и ног кукол это свойство используется довольно часто. Его также используют при создании элементов одежды для кукол и игрушек.
базовая кукла
Дизайн этой куклы может служить основой для создания многих других поделок. Поэтому так важно научиться работать с ним.
В процессе создания базовой куклы вам понадобятся следующие материалы: пшеничная или ячменная солома. Из инструментов вам потребуются: прочные нитки, нож, ножницы, а также приспособление «козочка» для поделки из соломки .
Прогресс
Необходимо взять пучок в количестве 60-70 штук. После этого согните его пополам, чтобы не было утолщенных узлов в середине жгута. Это можно обеспечить, раздвигая колени вверх-вниз, подготавливая место, где будет располагаться голова куклы. В том случае, если в месте перегиба окажется колено соломинки, то она порвется. А это приведет к тому, что внешний вид куклы испортится. Концы соломенного пучка после такого поиска будут неровными. Но это не беда, ведь по окончании работы их придется обрезать. Учтите, что при подборе стеблей нужно стараться, чтобы красивая, равномерно окрашенная соломка оказалась на лицевой стороне изделия.
Теперь можно приступить к изготовлению головы куклы и туловища . Для этого нужно в несколько приемов скрутить специальный толстый жгут:
– обеими руками нужно взять жгут так, чтобы между ладонями был участок без колен;
– повторить это действие еще раз, стараясь сделать жгут ровным и гладким;
– в конце жгут необходимо скручивать по мере отжима белья.
Плетение из соломы объемных фигурок – кукол, зверей, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных ритуалах. Кукла также использовалась как оберег для детей, так как у нее не было черт лица. А по поверьям, в этом случае он считался неодушевленным предметом и в него не могли вселиться злые духи.
Лошади, козлы, птицы, соломенные куклы также являются божествами и защитниками: лошадь – герой многих поверий и сказок, она всегда сопровождала человека и была его другом, советчиком и защитником; коза – символ урожая и плодородия; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – это души предков, оберегающие и помогающие тем, кто сейчас живет на Земле. На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку непонятных ему до конца сверхъестественных сил. Он наделил их образами, которые сопровождали его на протяжении всей жизни. На рождественский стол ставили соломенные фигурки с изображением петуха, голубя, козла. Над столом висели соломенные птицы. Фигурки дарили молодым на свадьбу, друг другу на соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или утопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны — вместе с ними ее называли люди.
Древние обычаи изготовления ритуальных животных и кукол из соломы вошли в нашу жизнь и стали темой для творчества многих современных мастеров и художников.
Солома может использоваться для изготовления различных декоративных скульптур и игрушек благодаря ее способности гнуться и сохранять заданную форму.
Работа над соломенной скульптурой всегда начинается с изготовления основы фигурки – каркаса. Его делают из пучков соломы или проволоки, формируя форму животного или человека. Затем каркас оплетается соломой. Поделки делаются из пропаренной соломы. В тех местах, где это необходимо, следует делать повязки, которые должны быть очень тугими, тогда изделие будет красивее, так как связанная соломка уменьшается в объеме, а отходящая от повязки соломинка становится похожей на веер, который можно красиво пушится. Связанная влажная соломка хорошо сохраняет форму при сушке, даже если потом снять повязку. Это свойство можно использовать при изготовлении рук и ног кукол, а также некоторых предметов одежды. Еще один вариант украшения изделия – обвязать его цветными нитками, при этом лучше всего подойдет красный цвет. Для этих же целей используйте тесьму или цветную соломку.
Изготовление кукол начинается именно с выполнения каркаса, только потом соломенные фигурки можно разнообразить: придать им какие-то черты характера или нарядить в плетеную одежду. Ваша собственная фантазия подскажет, как украсить куклу, используя различные плетеные элементы для одежды и головных уборов. Не забывайте о главном – пропорциональных соотношениях частей фигур, иначе скульптура получится незаконченной, а иногда даже нелепой.
Размер куклы будет зависеть от длины соломинки, из которой она будет сделана. Обычно из одного пучка соломинок получается кукла высотой 15–20 см. Соломку нужно выбирать тонкую или средней толщины, но обязательно без колен. Помните, что стебель соломы имеет разный цвет по длине, поэтому старайтесь, чтобы с «лицевой», видимой стороны выступала только красивая, равномерно окрашенная соломка.
Существует несколько самых простых, традиционных для народного творчества, конструкций кукол.
Кукла Маша – левая
Возьмите пучок из 50-70 соломинок и согните его по центру. Закрутите концы внизу на пол-оборота так, чтобы они поменялись местами, и в середине жгута образовалась петля. Чуть ниже петли туго обвяжите пучок нитками, сдавите концы рукой и обрежьте их ножницами, чтобы они стали ровными. У вас получится фигура, напоминающая очертания женщины в сарафане (рис. 26).
Рис. 26. Кукла Маша
Кукла Оля – справа
Привяжите пучок соломы вверху на 5-й части длины, чтобы получилась голова куклы. Также можно взять длинный пучок, сложить его пополам и перевязать, отделив голову. Затем отделить от пучка по 15 соломинок с обеих сторон, сплести из них косички, которые затем согнуть полукругом. Свяжите пучок соломы вместе с подвернутыми косичками на талии — и кукла готова. Снизу также обрежьте концы соломинок (рис. 27).
Рис. 27 справа. Кукла Оля
На голову куклы можно повязать платок, а на талию тканевый фартук.
Кукла Лена – левая
Для начала нужно сделать “закрытую голову”. Возьмите пучок соломы немного длиннее, чем для изготовления предыдущих кукол. Плотно завяжите верхушку пучка, оставшуюся часть разделите пополам и поднимите наверх, оставив завязанную верхушку внутри, «спрячьте» ее. Затем крепко сожмите согнутый пучок руками и снова завяжите примерно на уровне конца «спрятанного» верха (рис. 28, 9).0091 и ). Теперь переверните луч на 180°.
Рис. 28. Кукла Лена
Возьмите небольшой пучок соломы и завяжите его с обоих концов. Руки получатся (рис. 28, б ).
Вставьте их в пучок-туловище, разделенный на две части. Сложите ту часть, которая приходится на грудь куклы (рис. 28, в ). Соедините соломку-туловище, завязав ее по линии талии (рис. 28, G ), обрежьте концы. Согните руки куклы и зафиксируйте их в таком положении, привязав к телу до тех пор, пока соломинка не высохнет (рис. 28, 9).0091 д ).
Получившиеся куклы будут небольшого размера, так как сделаны из цельного пучка соломы. Чтобы сделать куклу больше, необходимо сделать ее из нескольких частей, соединенных между собой. Чаще всего это торс и юбка.
Юбку можно сделать из отдельного пучка соломы, который завязывается вверху. Юбка-пучок вставляется в пучок-туловище и туго завязывается по линии талии, которую прокладывают поверх юбки (рис. 29).
Рис. 29 чуть выше справа. Раздельное тело и юбка
Юбку куклы также можно закрепить на туловище, чтобы она выглядела как платье с поясом. Для этого стык юбки и туловища скрывают повязкой из соломы или ленты. Низ юбки также можно украсить плетеной лентой. Если сшить его в кольцо, то оно зафиксирует форму юбки – соломинка не будет расходиться в разные стороны.
Рис. осталось 30. Изготовление головы
Юбку можно сделать и другим способом: стебли соломы сшить (лучше на машинке) в форме веера, обернуть вокруг талии и привязать к телу.
Возьмите пучок соломы, завяжите верхушку, отступите примерно на 1 см и снова завяжите пучок. Отдельно сделайте руки: возьмите пучок соломинок, равный по длине вашей фигуре, перевяжите его концы – получатся руки. Разделите основной пучок на две части и вставьте рукава так, чтобы оба торчащих рукава были одинаковой длины. Поднимите руки к резинке, которая разделяет голову и завяжите, чтобы получилась талия. Далее разделите оставшуюся часть пучка пополам – это будут ножки. Перевязать концы ног (рис. 31).
Рис. 31 слева. Каркас мужской фигурки
Ножки мальчика можно сделать так же, как и юбку куклы – из разных пучков соломы, вставленных в туловище и перевязанных веревкой или лентой (рис. 32).
Рис. 32 осталось. Каркас мужской фигурки
Часто для создания кукольных рук и ног используют обычную скрученную тесьму. Его можно расширить или сузить, придав необходимую форму уже в процессе плетения. Правда, для этого потребуются определенные навыки, внимательность и аккуратность, но красота сделанной вами фигуры того стоит.
При желании кукле можно сделать прическу. Для этого возьмите пучок льняных или синтетических ниток, сложите его пополам, обвяжите середину нитью того же цвета. Прикрепите сложенный пучок к голове куклы, которую вы хотите украсить. Отступите так, чтобы «волосы» можно было положить на голову, и заплетите остальные. Приклейте косу к голове куклы. Косу можно сделать и из соломы, которая пришивается к голове по линии пробора, а затем заплетается в косу.
Косу можно сделать одновременно с головой. Для этого свяжите пучок соломы, разделите его на три части. Основной частью жгута в дальнейшем будет туловище, а из двух других сделайте голову и прическу: загните их вверх и завяжите. Затем отогните волосы вниз и уложите их по форме головы, отведите назад, перевяжите и заплетите косу (рис. 33).
Рис. 33 справа. Как одеть соломенную куклу
На голову куклы можно надеть венок, шарф, ленту, шляпу. Можно украсить куклу, сшив из ткани жилетку или фартук. Можно сплести красивый пояс из соломки или цветных ниток, или просто вплести в соломку яркие нити.
Обувь можно сделать, перевязав низ гульки еще раз над первой перевязкой и согнув ее по этой линии. Ножку можно сделать в виде лаптя или сапога, для этого нужно всего лишь проявить немного смекалки.
Лицо куклы можно сделать, вышив глаза и рот цветными нитками или просто приклеив их.
Текст и схемы – из книги:
Гриб Алеся Анатольевна
Плетение из соломы и других материалов
Фотографии взяты из разных источников.
– Листья, шишки, солома, камни…Делаю таких кукол не только в России. Немцы очень любят украшать свои загородные интерьеры с помощью соломенных кукол и даже считают их своим немецким народным искусством. Неудивительно, ведь там, где издревле выращивали зерно, всегда оставалась солома, которую использовали местные мастерицы.
Материалы:
Высушенная чистая солома используется для изготовления игрушек. Солома должна быть сухой, чтобы потом изделие из нее не сгнило. Пригодятся и разноцветные лоскутки для одежды и шпагат. Вертел или палка.
Для детских поделок можно использовать обычную кисточку для побелки, которая продается в хозяйственных магазинах.
Как сделать соломенную куклу:
Затем оденьте куклу. Можно просто украсить голову платком, повязав его вокруг головы, или сделать шапочку. На фотографиях головы сшиты из материала, и собраны вместе с наполнителем поверх соломки. Лицо нарисовано.
Такая куколка не только украсит цветочный горшок, но и долгое время будет служить оберегом. Ведь амулеты на Руси никогда не покупались, их всегда делали только своими руками.
В интернете и на сайтах для родителей можно найти много материала, как мастерить с детьми из соломы и какие амулеты делать. Самый распространенный славянский оберег из соломы – это декоративный веник, который тоже сделать несложно, и о котором мы обязательно напишем в следующих статьях.
В некоторых частях Ирландии и Шотландии 31 января, в канун праздника Святой Бригитты, принято выставлять напоказ куклу, изображающую святую Бригитту. Затем этой кукле отводится почетное место, пока все участники праздника устраивают небольшую вечеринку, затем ее укладывают в постель, а утром ее снова встречают. Согласно фольклору, это принесет благословение дому в наступающем году, и одежда, оставленная куклой на ночь, также будет благословлена, чтобы защитить тех, кто ее носит.
У язычников богиня Бригитта почитается аналогичным образом – хотя большинство язычников, которых я знаю, выставляют куклу Бригитты напоказ вокруг своего дома, а не по городу, затем кладут ее на свой алтарь и зажигают свечу в ее честь.
Кукла, известная как Brídeóg (также называемая «Breedhoge» или «Biddy»), часто делается из тростника, тростника или соломы и одета в белую ткань, ракушки или цветы. Для многих язычников Бригитта — невеста весны. Ее прибытие на праздник Имболк совпадает с первыми признаками роста зелени в почве и, возможно, с началом цветения нескольких подснежников.
Я сделал куклу на фото выше, адаптировав инструкции, которые я нашел на веб-сайте Colorful Crafts, но есть много других способов сделать куклу Бриджит, которые вы можете найти в Интернете или в книгах. Основные инструкции для того, что я сделал, относительно просты.
Замочите связку соломинок в воде, чтобы они стали гибкими.
Возьмите пучок и привяжите к одному концу бечевку или хлопчатобумажную ткань на пару сантиметров, затем сложите длинные концы соломки над завязанной частью, чтобы получилась аккуратная головка.
Обвяжите соломинку веревкой или ватой в том месте, где будет шея.
Возьмите несколько соломинок и протолкните их через куклу, чтобы сформировать руки, затем привяжите веревку или хлопок под руками, чтобы зафиксировать их на месте и помочь оставшимся соломинкам расправиться, чтобы они выглядели как юбка.