Дидактическое пособие «Тактильные дощечки».
Оборудование: набор дощечек с разной шероховатостью поверхностей.
Актуальность: для развития ребенка тактильные ощущения имеют огромное значение. Пальчики ребенка – важный орган, который несет ответственность за развитие его мыслительной деятельности. Ребенок прикоснулся к шероховатой или гладкой поверхности? Что он почувствовал? В этот момент он сравнивает различные поверхности. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнивать, объединять и разграничивать окружающие его предметы и явления, т.е наиболее успешно мыслить.
Работа с «тактильными дощечками» строится следующим образом: Сначала дети знакомятся с дощечками и обучаются приемам обследования, сравнения поверхностей, нахождению по описанию.
Используются такие приемы:
∙ Обследование определенного предмета с названием качества предмета (показывать: мягкий, шероховатый, твердый, колючий, гладкий, пушистый)
∙ Сравнение поверхностей между собой и окружающих предметов: (пушистый, как снег; колючий, как еж).
Затем дети учатся соотносить поверхности дощечек с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием (фланель – как бабушка добрая, нежная, ласковая; наждачка – сердитая, колючая, злая).
1 вариант.
Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти, мелкой моторики рук.
Задачи:
1)обогащать активный словарь детей новым словами
2) развивать у детей память, внимание, воображение, образное мышление, мелкую моторику рук.
3) учить находить точные слова для определения своих ощущений.
Ход игры: – познакомить ребенка с игрой, дать обследовать предложенные дощечки. Не следует на один раз предлагать много дощечек, достаточно 2-4. Попросить описать свои ощущения.
-выполнять непосредственно узнавание дощечек можно разными способами: с закрытыми глазами или спрятав дощечку.
2 вариант.
Цель: развитие воображения, фантазии, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.
Ход игры: Педагог кладет несколько дощечек в мешочек. Ребенок на ощупь берет одну дощечку и придумывает к ней ассоциацию. Это может быть котенок (дощечка с мехом) или лестница (дощечка с ребристой поверхностью). Выкладывая дощечки по порядку, ребенок связывает образы последовательно в единое целое, т.е. в рассказ. Затем педагог убирает дощечки обратно в мешочек. Ребенок, припоминая составленный рассказ, должен достать дощечки в той же последовательности, что и в первый раз.
Дидактическое пособие «Тактильные мешочки».
«Найди такой же».
Оборудование: комплект мешочков с разнообразным наполнением, набор дощечек с разной шероховатостью поверхностей.
Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти, мелкой моторики рук.
Задачи:
1) учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка.
Ход игры: в основе этой игры лежит всем известная игра “Волшебный мешочек”, где на ощупь необходимо находить и угадывать предметы разных форм, только правила немного усложнены: необходимо искать предметы не по форме, а по текстуре. Ребенку предлагается дощечка с той или иной шероховатой поверхностью и дается задание, найти мешочек с таким же наполнением, как и на дощечке. В ходе выполнения задания, можно попросить описать свои ощущения.
При знакомстве с игрой ребенок проигрывает с открытыми глазами. В более старшем возрасте вводится усложнение, глаза закрываются повязкой.
«Угадай на ощупь» (по дидактическим темам недели).
Оборудование: комплект мешочков, фигурки диких животных.
Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти, мелкой моторики рук.
Задачи:
1) учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка;
2) учить узнавать предмет по характерным признакам на ощупь;
3) совершенствовать навык порядкового счета в пределах 10
Ход игры:
Пример на теме недели: «Дикие животные».
Предложить ребенку на ощупь найти в мешочке кабана. Спросить, по каким признакам ребенок узнал животное. Уточнить, в котором по счету мешочке находится животное. Попросить узнать какое животное находится в предыдущем (последующем) мешочке. Усложнение-закрыть ребенку глаза.
Дидактическое пособие «Тактильные цифры».
Оборудование: цифры от 0 до 10, знаки «+», «-» и «=», выполненные из фетра и с разнообразным наполнением.
“Отгадай с закрытыми глазами”.
Цель: развитие у детей тактильного восприятия, тактильной памяти, мелкой моторики рук.
Задачи:
1) учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое.
2) совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.
1 вариант:
Ход игры: Ребенку предлагается с закрытыми или завязанными глазами отгадать предложенную цифру на ощупь, а затем проверить правильность ответа, посчитав пуговицы, которые находятся на цифре. Таким образом развивается зрительная память, мелкая моторика, тактильные ощущения.
2 вариант:
Ход игры: Провести соревнования среди детей, предложить им отгадать не только цифру, но и материал, из которого она сделана.
Цифры можно использовать при ООД согласно программе ДОУ, а также в свободной деятельности детей.
О развитии малышей по методу Монтессори хотя бы однажды слышал каждый современный родитель. В любом крупном городе найдётся школа, обучающая детей в соответствии с её принципами и посредством специального материала. Посещение таких кружков стоит некоторых денег, а ведь большинству мам под силу реализовать все принципы методики у себя дома и сделать материалы Монтессори своими руками. Материалами известная итальянка называла специальные игрушки, которые сама и разрабатывала. В её понимании, это инструмент познания мира в простой, лёгкой, игровой форме. Сегодня их можно купить в детских магазинах, но они настолько просты в исполнении, что нет никакого смысла платить деньги.
Содержание:
Мария Монтессори — детский врач, практикующая в начале XX века в Италии. Свою работу она начинала с умственно отсталыми детьми, которые обратили её внимание на некоторые аспекты детского восприятия мира. Она выдвинула гипотезу, которая позже и легла в основу известного нам метода.
Согласно этой теории, дети должны развиваться в подготовленной среде, которая представляет собой маленькую копию взрослого мира.
В границах этого пространства малыши сами обслуживают себя и познают базовые понятия о мире.
Взрослому в этой среде отведена роль мудрого наблюдателя и помощника, который не навязывает свои правила и не вмешивается в процесс познания. Политика невмешательства — главный принцип методики Монтессори. Ребёнок сам, исходя из своих способностей и желаний, выбирает, чем заняться. Это позволяет маленькому человеку развиваться гармонично, не вызывает неприязни к процессу обучения, и формирует самостоятельность.
Потому очень важно правильно подготовить этот маленький мир, чтобы малыш мог в нём реализовать свои потребности, учиться и быть в безопасности. Эта задача целиком ложится на родителей и является основой для достижения наилучшего результата.
Конечно, идеальный вариант, когда у ребёнка есть своя комната. Но при грамотном подходе, можно удовлетворить все условия метода и в однокомнатной квартире.
Методика Монтессори для детей диктует главное условие в оформлении игрового пространства — обеспечение ребёнку возможности действовать там самостоятельно. Малыш не должен через каждые пять минут звать взрослого, чтобы тот помог достать какую-то игрушку. Всё в зоне игр расположено в свободной досягаемости. Очень важно при этом научить ребёнка соблюдать порядок. Поиграв с одним материалом, он должен сам отнести его на место и только потом брать следующий. Это обязательное условие, которым нельзя пренебрегать.
Игрушек в зоне для игр не должно быть много и все они обязательно сортируются по блокам: развивающие мелкую моторику, обучающие азам математики, предназначенные для творчества и так далее. Ребёнок, двигаясь к определённой полке или коробке, возможно, ещё не уверен в том, какую именно игрушку возьмёт, но чётко знает, какой род занятий ему сейчас интересен.
Тщательно следите за тем, чтобы материалы соответствовали возрасту. Например, переходить к пирамидке из 7 элементов нужно только тогда, когда 5 малыш складывает буквально с закрытыми глазами.
Хорошо, когда в детской комнате есть все атрибуты взрослой жизни в миниатюре. Зеркало в рост малыша, стол и стул, шкаф с маленькими тремпелями, может быть, игрушечная кухня. Такие условия в игровой зоне будут побуждать ребёнка к познанию. Ведь в обычном мире ему никак не достать вещи из взрослого шкафа, не дотянуться до выключателя, не взять книгу с высокой полки. Невыполнимые задачи отбивают всё желание учиться.
Каждая игрушка развивает определённый навык или сразу несколько.
Постарайтесь не перегружать материалы лишними аксессуарами. Это только будет мешать ребёнку сосредоточиться.
Все оригинальные игрушки Монтессори выполнены преимущественно из дерева и раскрашены в нейтральные цвета без каких бы то ни было узоров.
Для развития речи, кроме предложенных в этом разделе материалов, Монтессори предлагала использовать и любые игры на развитие мелкой моторики.
Этот материал помогает детям развить связную речь, тактильную память, фантазию, внимательность.
Хорошо играть, когда у малыша закрыты глаза. Дайте ему 3-4 такие дощечки, попросите ощупать, сказать, что он чувствует, с чем ассоциирует ощущения. Затем объясните, что это за материалы, где используются. Перемешайте дощечки и попросите, чтобы ребёнок наощупь восстановил последовательность.
Готовить малыша к чтению и счёту удобно с помощью букв и цифр, которые он может вертеть в руках, щупать и складывать друг с другом. Сделайте их из обычной проволоки, загибая её пассатижами. Края таких букв хорошо отшлифуйте или загните, чтобы ребёнок не поранился.
Более старшим детям будет интересно делать такие буквы самостоятельно. Подберите проволоку потоньше и нарисуйте на бумаге макеты «в полный рост». Готовая буква должна полностью соответствовать эскизу. Не стоит в день делать больше 3-4 макетов, чтобы у ребёнка не пропал интерес.
Для развития речи и зачатков интуитивного письма хорошо делать рельефные буквы из картона или пенопласта. Каждую модель обклейте разными тканями, посыпьте крупой, вскройте лаком или клеем. При пальпации малыш будет запоминать буквы лучше и с большей лёгкостью научится читать.
В младенчестве мелкую моторику хорошо активизируют пальчиковые игры. Но уже с года-полутора требуется что-то более серьёзное.
Эта игра надолго увлечёт ребёнка.
У игры есть два варианта. Первый: вы предлагаете ребёнку достать определённый предмет наощупь. Второй: он просто вынимает первый попавшийся и с закрытыми глазами угадывает, что именно достал.
Игра развивает логику, аккуратность и мелкую моторику. Помогает освоить геометрические формы.
Представляет собой набор картонных квадратов с вырезанными в них фигурами. Отдельно ребёнку предлагаются сами фигурки, которые должны без труда входить в отведённые им места в квадратах.Деткам от полутора лет не стоит предлагать больше 4 карточек. А малышам с трёх лет можно давать их уже по 10-15 штук. Необязательно ограничиваться геометрическими фигурами — вырезайте животных, грибы, фрукты и т. д.
Эта «развивалка» известна многим родителям. Очень полезная вещь, активизирующая мелкую моторику, фантазию и обучающая малыша навыку завязывания шнурков.
Эта классическая игрушка Монтессори развивает мелкую моторику и учит базовым навыкам, необходимым ребёнку в повседневной жизни.
Можете сделать несколько таких рамочек с разными видами застёжек.
Этот материал совершенствует координацию движений, мелкую моторику и цветовое восприятие. Он представляет собой подносик, в котором на высокой ножке закреплён полый цилиндр. К этой конструкции прилагаются 4 мягких шарика. Ребёнок один за другим проталкивает шарики в цилиндр, последний выталкивает первый с противоположной стороны.
Как сделать дома такую конструкцию? Довольно просто.
Учить с малышом цвета проще и веселее с помощью одной из таких игрушек.
Возьмите несколько листов разноцветного картона и заранее закупите цветные прищепки. Можно не тратиться и просто покрасить деревянные. Только обратите внимание, чтобы они легко открывались, а закрывались не «намертво», во избежание случайных травм.
Это могут быть не только ёжики, но и павлины с пышными хвостами, и любые птицы, расправляющие крылья, и ёлочки, и другие деревья. С такими фигурками можно придумывать короткие сказки, истории и просто играть ими.
Эту игрушку сделать проще, чем предыдущую, и из материалов понадобится всего один лист картона.
Хорошо для этой цели подойдёт и пасхальная подставка под яйца. Разукрасьте её отделения и либо так же играйте с прищепками, либо складывайте в соответствующие отделения цветные пуговицы.
Пока малышу не исполнится 3-4 года, его математические способности следует развивать с помощью понятий «больше-меньше» и геометрических фигур.
Пирамидку любой сложности можно купить в каждом детском магазине. Но сделанная с использованием разных наполнителей и тканей, она будет развивать не только ощущения размера и цвета, но и мелкую моторику, и тактильное распознавание материалов.
Чтобы сделать такую пирамидку, возьмите несколько лоскутов ненужной ткани.
Иногда такие пирамидки делают с подсказкой. Тогда верхний квадрат одной подушечки соответствует по цвету нижнему квадрату следующей. Интересно использовать в качестве наполнителя и по-разному пахнущие материалы (кофе, травы, вложенный в крупы кусочек мыла).
Во время игры лучше находиться рядом, чтобы ребёнок не поранился. Поставьте перед ним несколько банок и бутылок и отдельно предложите в коробке крышки от них. На кухне можно модифицировать игру, отдав любимому чаду на растерзание кастрюли и сковородки.
Отличная замена стеклянным банкам — набор пластиковых судочков. Кроме подбора соответствующих крышек, их можно складывать друг в друга, развивая понятие «больше-меньше».
Для знакомства с фигурами, развития точности мелких движений пальцами, аккуратности и внимательности можно сделать геометрическую рамку.
Такая доска Монтессори поможет ребёнку развить понятия цвета и формы, а также даст возможность проявить фантазию и комбинаторские способности.
Тактильная память — первый из видов памяти, который формируется в самом раннем младенчестве. У ребёнка с развитой тактильной памятью лучше воображение и координация, он быстрее начинает говорить и лучше учится в школе.
В дело можно пустить старые вещи и запасные кусочки ткани, которые обычно прилагаются к фирменной одежде. Постарайтесь подобрать разные по фактуре, плотности и цвету материалы. Сложите их в одну коробку (можно взять из-под обуви, конфет, жестянки из-под чая) и давайте малышу ощупывать поочереди.
Самые маленькие могут просто изучать таким образом фактуры. Более старших детей попросите складывать лоскуты по цвету, по размеру, по форме.
Отличная игра даже для самых маленьких. Развивает фантазию, логику, в более позднем возрасте формирует связную речь.
Найдите различные лоскуты ткани, пуговицы, рельефные резинки, кружева, элементы вышивки. Вы можете просто художественно пришить их на большой отрез ткани или оформить как картинку-историю. Если вы планируете стелить коврик на пол, неплохо бы сделать для него мягкую синтепоновую основу.
Ваше чадо выросло из очередных колгот? Не спешите их выбрасывать. Подготовьте разные наполнители: кофейные зёрна, горох, рис, гречку.
Чем младше ребёнок, тем короче делайте змейку. Такая игрушка хорошо развивает тактильное восприятие.
В старшем возрасте можно использовать другие материалы, направленные на развитие математических способностей, богатой устной речи и так далее. Методика позволяет обучать ребёнка легко, не вызывая у него отвращения к процессу. Главное, давать малышу самостоятельность, не навязывать свои желания.
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
( 151 соответствующий результат, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
36756 акции
Ваш малыш уже некоторое время занят изучением окружающего мира. С того момента, как он смог открыть глаза и сделать первый вдох, он воспринимал все через свои чувства.
От зрения и слуха до осязания и вкуса им нравятся новые ощущения, с которыми они сталкиваются ежедневно. Однако нам нужно убедиться, что мы подвергаем их достаточному количеству этих ощущений.
Ваш ребенок получает много сенсорного обучения и воздействия в своей повседневной жизни. От твердого пола или мягкого коврика, по которому они ползают, до мягкой щетины, пока вы чистите им волосы или зубы, они испытывают так много новых ощущений.
Есть множество способов дать им больше возможностей прикоснуться и почувствовать новые вещи. Одним из таких способов является создание сенсорных или бизибордов!
Сенсорные доски, также называемые досками-бизибордами, — это забавный способ для вашего ребенка или малыша постарше ощутить столько новых текстур и объектов в одном месте. Вы можете положить на доску много разных предметов домашнего обихода или игрушек, чтобы они могли потрогать их и ощутить.
Преимущество сенсорных досок в том, что они займут вашего малыша или малыша в одном месте на некоторое время! Поскольку есть множество предметов для изучения, они не должны быстро терять внимание и .
Создание сенсорной доски также помогает гарантировать, что предметы останутся на доске на своих местах, что снизит риск того, что ваш ребенок засунет что-то в рот. Тем не менее, вы все равно хотите поддерживать пристальное наблюдение, если есть предметы, которые могут быть опасными для удушья.
Сенсорные доски для младенцев и малышей можно изготовить из доски, клея и предметов на ваш выбор. Существуют буквально сотни вариантов предметов, которые можно использовать для изготовления сенсорной доски.
Просто наклейте, приклейте или приклейте любые предметы на доску, которая будет достаточно прочной. Затем поместите его перед ребенком и наблюдайте, как он будет поражен всеми новыми достопримечательностями и текстурами.
Для доски можно использовать большие куски картона, дубовых бирок, картона, дерева, фанеры или войлока. Это зависит от того, насколько тяжелы предметы, которые вы надеваете.
Клей можно определить по размеру и весу предметов. Вы можете использовать клей Элмера, горячий клей, клей Krazy, клей для рукоделия или клей Gorilla. Тем не менее, я бы использовал самый сильный клей, который у вас есть, чтобы ваш ребенок не сорвал их в волнении.
Существует множество различных предметов , которые также можно использовать при создании доски. От предметов домашнего обихода до игрушек — варианты безграничны, если они помещаются на доске!
Вы можете выбрать тему для вашей доски, например, все мягкое, все красное, все мягкое или все, что издает шум. Вы также можете иметь очень случайное распределение предметов.
Если вы тоже любите блестящие сенсорные бутылочки, ознакомьтесь с моим руководством по их изготовлению здесь!
Получите год занятий для вашего ребенка БЕСПЛАТНО!
Подпишитесь здесь, чтобы каждый месяц получать электронное письмо с новыми интересными поделками, занятиями и печатными формами для ваших детей.
Вот несколько отличных идей о том, как сделать сенсорные доски своими руками в домашних условиях. Куча материалов, которые вы можете найти у себя дома, в долларовом магазине или в местном магазине товаров для рукоделия или товаров для дома.
Когда вашему малышу надоест некоторые предметы, вы можете просто заменить их на несколько новых. Нет необходимости делать совершенно новую доску! Проявите творческий подход и посмотрите, сколько удовольствия ваш ребенок может получить с ними!
This fun sensory board includes:
Для этой сенсорной доски из фанеры используются:
Связанный столб: как сделать блестящие сенсорные бутылки
Эта DIY Sensory Board Включен:
Это довольно обширная доска с множеством областей для развлечения и исследования, в том числе:
Use cheap frames (10 pack) для многих различных текстур ткани или листов. Это отличный способ переделать старую одежду или постельное белье, которые вы больше не используете. Просто разрежьте их и дайте малышу потрогать!
Попробуйте кружево, шелк, лен, бархат, трикотаж, хлопок и т. д. Кроме того, в рамки отлично подойдут разные типы листов бумаги: матовая, глянцевая, блестящая, грубая, папиросная, крафт, фольга, пластик и т. д.
через EtsyЭто сенсорная доска, разбитая на секции. This one uses:
The materials sit atop coasters.
Эта доска находится на подставке и демонстрирует различные материалы, такие как:
Следующие предметы были приклеены к кускам дерева:
Эта сенсорная доска объединяет различные текстуры ткани в пластиковые пяльцы для вышивания, что еще больше развлечет ваших малышей. Ознакомьтесь с ее полным руководством по созданию этой доски здесь.
Это был симпатичный способ раскрасить эту сенсорную доску в виде строительной зоны желтым и черным цветом. Они использовали множество предметов, которые можно найти в магазине бытовой техники, например:
Посмотрите, что можно купить в магазине товаров для дома для своей доски! Малышам понравится отпирать цепи и замки, как в собственном доме.
Они также отлично подходят для развития мелкой моторики у малышей, чтобы попрактиковаться в использовании этих предметов.
Это отличная идея – повесить на доску крышки контейнеров с салфетками.