МОУ «Новокрымская школа»
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова
« Детство».
Учитель начальных классов
Дмитриева Екатерина Евгеньевна
Тип урока: Постановка учебной задачи.
Педагогические задачи:
Способствовать формированию мыслительной деятельности учащихся, максимальному выявлению и использованию индивидуального опыта ребёнка, развитию творческих способностей, образного мышления, речи; совершенствовать навыки чтения через анализ поэтического произведения; ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;
– обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;
– развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»;
– формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине.
Ход урока:
Организационный момент.
Мир детства – самый лучший мир,
Наивный, добрый и счастливый,
Ребенок хочет быть большим,
Стремится жить во взрослом мире.
Речевая разминка.
(На фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года» учитель читает стихи, записанные на доске или на карточках.)
Скинуло кафтан зелёный лето,
Отсвистели жаворонки всласть.
Осень, в шубу жёлтую одета,
По лесам с метёлками прошлась. Д. Кедрин
Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
-Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
-Прочитаем с интонацией удивления, с утвердительной интонацией, с интонацией восхищения, весело.
-А теперь прочитаем стихотворение выразительно.
3. Введение в тему.
Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить.
1. Выгляну в оконце
Лежит белое Суконце
4. Гуляет в поле,
Всю зиму лежит, Да не конь.
А весной убежит. Летает на воле,
Да не птица.
2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму –
Никто не поднимает.
Весна придёт –
Он сам уйдёт.
3.Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит слезы льет.
– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков)
Биография поэта.
Учитель: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил его талант, Иван Захарович издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет. Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:
5.«Настройка» на восприятие:
Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.
У детей 19 века не было игрушек, которые есть у вас сейчас (рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной).
– Хотели бы вы играть в такие игрушки?
Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы.
(иллюстрация )
Посмотрите на картину. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.
– Что вы видите?
( Дети катаются с горки)
– Похожи ли дети на вас?
– Что случилось с мальчиком?
( Он упал с санок)
– Какое у него настроение?
( веселое, грустное, радостное, счастливое)
– Какой заголовок можно придумать к данному рисунку?
( «Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»).
– Какой из заголовков наиболее удачный?
-Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора.
– Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых из них вы можете догадаться.
6. Словарная работа в парах. Вы знаете, сегодня утром подул ветерок и нам принес вот такие задания. Я отправляю вам посылку, как только вы получаете задания, можете объединиться и поработать. Я засекаю одну минуту ровно. В маршрутном листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Итак, время, вперед! (на фоне музыки Чайковского Времена года «Февраль»)
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
– Ну что у вас получилось? Первая группа готова? Все согласны? Значит, поднимаем зелёные кружочки.
7. Физминутка
8. Работа с текстом. – Прочитаем 1 часть на странице 72. (звучит фонограмма «Зимняя вьюга»)
– Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?
– А где происходило событие?
– Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз впервые строчки стихотворения.
Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни…
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.
– А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.
– А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
Ученица. “Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”
– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.
Дети. – Мальчик был счастлив.
Читаем дальше.
– А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)
– А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”).
– А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке…”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
– А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:
“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?
Ребята.
– Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.
Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно…
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.
Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?
Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.
3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.
– Как можно озаглавить эту часть?
– Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?
Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:
“И начну у бабки
Сказки я просить…”
Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)
Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.
10. Подведение итогов:
Временная аналогия.
Учитель. Ребята, вот и закончилась основная часть урока. Действительно, дети 19 века мечтали о счастливой жизни. Как вы думаете, осуществились ли мечты детей сегодня, в 21 веке? Осуществилась ли мечта автора, И.Сурикова видеть детство счастливым? Созданы ли и у нас в селе эти условия счастливого детства?
Все: Да, осуществилась.
– Какое у вас детство?
– Можно ли его назвать счастливым?
– Мне очень хочется поблагодарить вас. Мы с вами замечательно поработали.
10. Домашнее задание. ( Ассоциативная образная система завершения темы счастливого детства).
-Изобразите счастливое детство в рисунке с помощью разнообразных ярких красок.
11.Рефлексия.
Оценка – кружочек.
Оценки вы поставите себе сами. У вас на партах набор кружков: красный, зелёный.
Если вы все поняли, запомнили на уроке, поднимите зелёный кружок, если не все запомнили и поняли – красный.
12.Итог урока. Напутственное слово учителя.
Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство – это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей – остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину.
Закончить урок я хочу пожеланием: Будет все у вас: ошибки, неудачи,
Не уступайте им. Не изменяйте детской вы мечте.
Стремитесь к счастью, к красоте.
Приложение:
infourok.ru
План-конспект урока
Предмет – литературное чтение 3 класс
УМК: «Школа России»
Тема урока: Стихотворение И. Сурикова «Детство»
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний
Цели урока: создать условия для полноценного восприятия обучающимися литературного произведения, а также понимания текста
Задачи:
Образовательные задачи:
ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;
обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;
Развивающие задачи:
развивать внимание, логическое мышление;
развивать умение сопоставлять, «погружаться в тему»;
Воспитательные задачи:
формировать умение сочувствовать, сопереживать;
воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник по литературному чтению 3 класс (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.)
Прозвенел звонок весёлый,Приглашает на урок.
Встали все у парт спокойно,
Начинаем ровно в срок.
Тихо сядем, не нарушим тишину,
И тихонечко, тихонько
Я сейчас урок начну.
(Слайд)
Настрой на работу
Речевая разминка
(3 минуты)
(На экране скороговорка).
Вез на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на Сане сани.
(Слайд)
– Прочитаем хором.
– Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?
– Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
– Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.
– Прочитайте скороговоркой друг другу в парах.
– Какие игры вам нравятся зимой на улице?
– Любите ли вы кататься на санках?
– А родители любят кататься на санках? Почему?
– Правильно. Родители не любят кататься, потому что они уже выросли. Катаются на санках только дети.
– Что мы с вами узнали из этой скороговорки?
– Действие происходит зимой, с мальчиком, в детстве.
– Мы не зря работали с этой скороговоркой. А почему – узнаем чуть позже.
Читают скороговорки
Отвечают на вопросы
Работа в парах
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Умение работать в паре
3. Введение в тему; постановка целей урока (5 минут)
– Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить. Кто догадается – поднимет руку
3. Что можно увидеть с закрытыми глазами?
4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму –
Никто не поднимает.
Весна придёт –
Он сам уйдёт.
– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике?
– Сформулируйте тему урока и задачи.
– Откройте учебники на странице 72.
(Слайд)
Разгадывают кроссворд самостоятельно
Отвечают на вопрос
Формулируют тему и задачи урока
Регулятивные УУД
1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
Биография И.З. Сурикова (7 минут)
Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. В 8 лет после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.
(Слайд)
– Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни «Рябина».
(Аудиозапись)
-Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:
Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы.
(Слайд)
Слушают биографию И.З. Сурикова
Слушают аудиозапись песни
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
Прослушивание стихотворения в записи (5 минут)
Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство». ( Стр.72.)
– Закройте глазки, послушайте внимательно стихотворение. Попробуйте нарисовать картину к этому стихотворению. (Аудиозапись)
– Какие чувства у вас возникли после прослушивания?
– Что вы представили?
– Что вспоминает автор из своего детства?
– Были ли слова, которые вызвали у вас затруднение?
В тексте встречается столько малознакомых для вас слов.
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
(Слайд)
Разбирают малознакомые слова
Слушают стихотворение в записи
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
Беседа по содержанию (3 минуты)
– Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?
– Ребенок жил в 18 веке и был крестьянским ребёнком.
– Давайте посмотрим, как выглядели крестьянские дети. (Слайд)
– Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
– Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.
– Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.
Отвечают на вопросы
Ищут ответ в тексте
Познавательные УУД
1. Находить ответы на вопросы в тексте,
Личностные результаты
1. Развиваем умения выражать эмоции
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Оформлять свои мысли в устной речи.
Физминутка (до 1 минуты)
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!
Работа с текстом (10 минут)
– Прочитаем 1 часть на стр. 72.
– Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?
– А где происходило событие?
– Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.
– И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
– А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.
– Вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
– Как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
– Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?
Читаем 2 часть
– А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?
– Вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?
(Слайд)
– Что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
– Как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:
“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?
– Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
– А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.
– Откуда вы узнали, что речь похожа на ручеёк? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?
– А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?
Работа с текстом
Отвечают на вопросы
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Физминутка для глаз (до 1 минуты)
Работа с текстом (7 минут)
Читаем 3 часть самостоятельно.
– Как можно озаглавить эту часть?
– Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?
– А мальчик любил слушать сказки? Найдите подтверждение в тексте.
– Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль.
– А как надо эти слова понимать?
– Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
Отвечают на вопросы
Работают с текстом
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Рефлексия (1 минута)
– Посмотрите на экран. Продолжите фразу:
– Сегодня на уроке я научился …
– Было интересно …
– Мне больше всего удалось…
– Было трудно …
– Мои ощущения …
– Оцените свои достижения на уроке (самооценка 2-3 человека)
Осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Коммуникативные УУД:
1. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
2. оформлять свои мысли в устной форме
Личностные УУД:
1.развиваем умение выражать свои эмоции
Регулятивные УУД:
1. оценивать учебные действия
2. осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Итог урока (не более 1 минуты)
– С каким стихотворением ознакомились мы сегодня на уроке?
– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
– Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении?
– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
Домашнее задание
Выучить наизусть первые 4 четверостишия из стихотворения «Детство»
По желанию: нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
infourok.ru
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;
обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;
развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»; формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине.
Ход урока:
Организационный момент.
Мир детства – самый лучший мир,
Наивный, добрый и счастливый,
Ребенок хочет быть большим,
Стремится жить во взрослом мире.
Как же приятно на душе. Так и хочется сказать Вам доброе «здравствуйте!» и услышать в ответ от Вас теплое «здравствуйте!» Позвольте представиться: Юнкина Ирина Сергеевна. А вы скажите каждый свое имя навстречу.
Речевая разминка.
– А сейчас, ребята, мы наш урок начнем с речевой разминки:
– вдох носом, выдох через рот
– вдох, задержка дыхания, выдох
Задуй свечу
– Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
– Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек.
В цветочном магазине
– сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (имитируем вдыхание цветочного запаха).
3. Введение в тему.
Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки
2.с |
| ||||||
| у | Р | и | К | О |
| |
н | г | м | ь | ||||
е | р | а | ю | ||||
г | о | г | |||||
б | а | ||||||
1. Выгляну в оконце Лежит белое суконце. Всю зиму лежит, А весной убежит. 3.Хоть сама – и снег, и лед, А уходит слезы льет. 4. Гуляет в поле, Да не птица. | 2. Белый дед – белее нет. |
– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? Скажите мне на ушко. (Суриков)
4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения.
Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.
5. Биография поэта.
Ученик: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил его талант, Иван Захарович издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.
Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».
Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:
6.«Настройка» на восприятие:
Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.
У детей 19 века не было игрушек, которые есть у вас сейчас (рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной).
– Хотели бы вы играть в такие игрушки?
Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы.
(иллюстрация из учебника на экране)
Чтение учителем
– Что вы видите?
( Дети катаются с горки.)
– Похожи ли дети на вас?
– Что случилось с мальчиком?
( Он упал с санок)
– Какое у него настроение?
( веселое, грустное, радостное, счастливое)
– Какой заголовок можно придумать к данному рисунку?
( «Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»).
– Какой из заголовков наиболее удачный?
-Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора.
– Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых из них вы можете догадаться.
7. Словарная работа в парах. Вы знаете, сегодня утром подул ветерок и нам принес вот такие задания. Я отправляю вам посылку, как только вы получаете задания, можете объединиться и поработать. Я засекаю одну минуту ровно. В маршрутном листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Итак, время, вперед! (на фоне музыки Чайковского Времена года «Февраль»)
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
– Ну что у вас получилось? Первая группа готова? Все согласны? Значит, поднимаем красные сердечки.
8. Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!
9. Работа с текстом. – Прочитаем 1 часть на странице 10. (звучит фонограмма «Зимняя вьюга»)
– Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?
– А где происходило событие?
– Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз впервые строчки стихотворения.
Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни…
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.
– И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.
– А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.
– А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
Ученица. “Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”
– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.
– Ребята, а какой мы можем сделать вывод из этой части?
Дети. – Мальчик был счастлив.
Читаем дальше.
– А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)
– А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”).
– А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке…”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
– А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:
“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?
Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.
Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.
Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно…
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.
Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?
Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.
3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.
– Как можно озаглавить эту часть?
– Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?
Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:
“И начну у бабки
Сказки я просить…”
Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)
Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.
Лучший чтец
10. Подведение итогов:
Временная аналогия. Литературная параллель: вчера и сегодня. Переход к заключительной части урока « Целина сегодня».
Учитель. Ребята, вот и закончилась основная часть урока. Действительно, дети 19 века мечтали о счастливой жизни. Как вы думаете, осуществились ли мечты детей сегодня, в 21 веке? (На экране фото из жизни современного поселка. Школа, каток, компьютерный класс). Вы узнали наш поселок 21 века? Осуществилась ли мечта автора, И.Сурикова видеть детство счастливым? Созданы ли и у нас в Целине эти условия счастливого детства?
Все: Да, осуществилась.
– Какое у вас детство?
– Можно ли его назвать счастливым?
– Мне очень хочется поблагодарить вас. Мы с вами замечательно поработали.
10. Домашнее задание. ( Ассоциативная образная система завершения темы счастливого детства).
-Изобразите счастливое детство в рисунке с помощью разнообразных ярких красок.
11.Рефлексия. Оценка – кружочек.
Оценки вы поставите себе сами. У вас на партах набор кружков: красный, синий.
Если вы все поняли, запомнили на уроке, поднимите красный кружок, если не все запомнили и поняли – синий.
12.Итог урока. Напутственное слово учителя.
Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство – это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей – остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наш поселок Целина.
Закончить урок я хочу пожеланием:
Будет все у вас: ошибки, неудачи,
Не уступайте им.
Не изменяйте детской вы мечте.
Стремитесь к счастью, к красоте.
– Ну, а теперь, ребята, я прошу вас подняться. Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям и подарите им красивые улыбки, как символ вашего счастливого детства (конечно же, под бурные аплодисменты).
kopilkaurokov.ru
Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И.З. Сурикова;
обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;
развивать внимание, логическое мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»; формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине.
Ход урока:
Организационный момент.
Мир детства – самый лучший мир,
Наивный, добрый и счастливый,
Ребенок хочет быть большим,
Стремится жить во взрослом мире.
Как же приятно на душе. Так и хочется сказать Вам доброе «здравствуйте!» и услышать в ответ от Вас теплое «здравствуйте!» Позвольте представиться: Юнкина Ирина Сергеевна. А вы скажите каждый свое имя навстречу.
Речевая разминка.
– А сейчас, ребята, мы наш урок начнем с речевой разминки:
– вдох носом, выдох через рот
– вдох, задержка дыхания, выдох
Задуй свечу
– Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.
– Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек.
В цветочном магазине
– сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (имитируем вдыхание цветочного запаха).
3. Введение в тему.
Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить, поднимаем руку и говорим мне ответ на ухо.
2.с
з
с
у
Р
и
К
О
в
н
г
м
ь
е
р
а
ю
г
о
г
б
а
1. Выгляну в оконцеЛежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит.
3.Хоть сама – и снег, и лед,
А уходит слезы льет.
4. Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица.
2. Белый дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму –
Никто не поднимает.
Весна придёт –
Он сам уйдёт.
– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? Скажите мне на ушко. (Суриков)
4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения.
Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.
5. Биография поэта.
Ученик: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил его талант, Иван Захарович издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.
Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».
Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:
Посмотрите в окно. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.
6.«Настройка» на восприятие:
Семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит, не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.
У детей 19 века не было игрушек, которые есть у вас сейчас (рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной).
– Хотели бы вы играть в такие игрушки?
Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы.
(иллюстрация из учебника на экране)
– Что вы видите?
( Дети катаются с горки.)
– Похожи ли дети на вас?
– Что случилось с мальчиком?
( Он упал с санок)
– Какое у него настроение?
( веселое, грустное, радостное, счастливое)
– Какой заголовок можно придумать к данному рисунку?
( «Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»).
– Какой из заголовков наиболее удачный?
-Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора.
– Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых из них вы можете догадаться.
7. Словарная работа в парах. Вы знаете, сегодня утром подул ветерок и нам принес вот такие задания. Я отправляю вам посылку, как только вы получаете задания, можете объединиться и поработать. Я засекаю одну минуту ровно. В маршрутном листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. Итак, время, вперед! (на фоне музыки Чайковского Времена года «Февраль»)
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
– Ну что у вас получилось? Первая группа готова? Все согласны? Значит, поднимаем красные сердечки.
8. Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!
9. Работа с текстом. – Прочитаем 1 часть на странице 10. (звучит фонограмма «Зимняя вьюга»)
– Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?
– А где происходило событие?
– Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз впервые строчки стихотворения.
Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни…
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.
– И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.
– А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.
– А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
Ученица. “Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”
– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.
– Ребята, а какой мы можем сделать вывод из этой части?
Дети. – Мальчик был счастлив.
Читаем дальше.
– А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)
– А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”).
– А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке…”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
– А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:
“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?
Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.
Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.
Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно…
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.
Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?
Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.
3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.
– Как можно озаглавить эту часть?
– Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?
Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:
“И начну у бабки
Сказки я просить…”
Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)
Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.
10. Подведение итогов:
Временная аналогия. Литературная параллель: вчера и сегодня. Переход к заключительной части урока « Целина сегодня».
Учитель. Ребята, вот и закончилась основная часть урока. Действительно, дети 19 века мечтали о счастливой жизни. Как вы думаете, осуществились ли мечты детей сегодня, в 21 веке? (На экране фото из жизни современного поселка. Школа, каток, компьютерный класс). Вы узнали наш поселок 21 века? Осуществилась ли мечта автора, И.Сурикова видеть детство счастливым? Созданы ли и у нас в Целине эти условия счастливого детства?
Все: Да, осуществилась.
– Какое у вас детство?
– Можно ли его назвать счастливым?
– Мне очень хочется поблагодарить вас. Мы с вами замечательно поработали.
10. Домашнее задание. ( Ассоциативная образная система завершения темы счастливого детства).
-Изобразите счастливое детство в рисунке с помощью разнообразных ярких красок.
11.Рефлексия. Оценка – кружочек.
Оценки вы поставите себе сами. У вас на партах набор кружков: красный, синий.
Если вы все поняли, запомнили на уроке, поднимите красный кружок, если не все запомнили и поняли – синий.
12.Итог урока. Напутственное слово учителя.
Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство – это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей – остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наш поселок Целина.
Закончить урок я хочу пожеланием:
Будет все у вас: ошибки, неудачи,
Не уступайте им.
Не изменяйте детской вы мечте.
Стремитесь к счастью, к красоте.
– Ну, а теперь, ребята, я прошу вас подняться. Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям и подарите им красивые улыбки, как символ вашего счастливого детства (конечно же, под бурные аплодисменты).
infourok.ru
Урок № Предмет: Литературное чтение
Дата: Класс: 3-В
Тема урока : И.З. Суриков «Детство»
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворением И.Сурикова «Детство»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передовая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за ритмом, находить рифмующиеся слова.
Ход урока:
а) Активизация внимания.
Прозвенел звонок,
Начался урок.
б) Оптимистический настрой на урок.
1.Проверка домашнего задания.
– Назовите тему раздела, с которым мы познакомились на прошлом уроке.
«Поэтическая тетрадь №1»
– С каким произведением из этого раздела мы уже познакомились, назовите?
(И.Никитин «Встреча зимы».)
Вспомним. Какое было дом.зад?
– (Нарисовать рисунок к отрывку из стихотворения .)
-Обменяйтесь рисунками
школьники обмениваются рисунками;
получивший рисунок рассматривает его и, перечитывая текст, пытается найти этот эпизод, к которому он относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает ее словами текста;
– чтение наизусть;
Дети оценивают выразительность и правильность чтения на оценочных листах
-Какую работу выполнили?
-Предположите , какую работу будем выполнять?
-(Познакомимся с творчеством еще одного писателя)
Введение в тему
Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте
Иван Захарович Суриков (1841-1880) – русский поэт-самоучка, яркий представитель «крестьянской» поэзии, родился в деревне Новоселово Ярославской губернии. До достижения девятилетнего возраста мальчик рос практически без отца, и только в 1849 году Иван с матерью переезжают в Москву к главе семейства.
– Надя прочтёт нам интересные факты из его биографии. Слайд№4,№5.
(Отец имел небольшую лавку в Москве. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 10 лет, он переехал в Москву. Здесь он помогал отцу в лавке. Суриков рано полюбил чтение. Он много читал и постепенно проявился талант сочинительства. В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь, природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь. Умер поэт в 1880 году от тяжелой болезни, в нищете) .
Огни погасли в доме,
И все затихло в нем;
В своих кроватках детки
Заснули сладким сном.
С небес далеких кротко
Глядит на них луна;
Вся комнатка сиянием
Ее озарена.
Глядят из сада ветки
Берез и тополей
И шепчут: «Охраняем
Мы тихий сон детей;
Пусть радостные снятся
Всю ночь малюткам сны,
Чудесные виденья
Из сказочной страны.
-Ребята, о какой сказочной стране говорится в стихотворении? (Детстве).
Первичное целостное восприятие произведения
(про себя, учитель – ученики. Очень эмоциональный отрывок всегда читает сам учитель.)
Какая картина ярче всех преставилась вам?- Кто из вас сам переживал события, о которых говорится в стихотворении?
Словарная работа
Прочитайте стихотворение, найдите слова, значение которых вам непонятно.
перезябнуть, ветхая шубёнка, огонёк светца, сердце так и мрёт, сон глаза смежит и т
(Лапти – в старое время: крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу)
(Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью).
– Найдите значение слова светец в словаре учебника.
5. Вторичное чтение текста.
4). Повторное чтение стихотворения.
– Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши?
-Прочитайте строки, в которых представлена картина: семья зимним вечером
– Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.
– Перечитайте строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках.
– Как вы прочитаете эти строки: спокойно, медленно или с волнением,
– Какая сказка снилась мальчику?
– А вы любите сказки? Назовите самые любимые.
-Найдите слова, которые говорят о неодушевлённых предметах как о живых существах.
-Какую работу выполнили?
-Оцените свою работу.
6. Самостоятельное чтение учащимися. Деление текста на час– Какие события, происходившие с ним в детстве, описывает поэт?
– Что поэт считает своим домом?
– Какую картину описывает автор? (Катание с горы.)
– От чьего имени ведет рассказ поэт? (Мальчика.)
– Что происходит с мальчиком?
– Озаглавьте 1-ю часть
(Зимние забавы)
1. Зимние забавы
– Выберите и текста слова, которые использует поэт, чтобы показать особенности того времени. в котором происходит действие? (Перезябнешь, ветхая.)
– Сравните «погоду дома» и «погоду за окном», что можете сказать? Подтвердите ответ словами из текста. (Тихо все кругом/ вьюга воет за окном.)
– Как поэт говорит о вьюге, какое изобразительное средство языка использует? (Олицетворение.) Докажите. («Наделяет» вьюгу способностями живого существа.)
– Приведите примеры. Озаглавьте 2-ю часть.
( Зимним вечером)
-Что приснилось мальчику? Прочитайте.
– Какие изобразительные средства языка использовал поэт в данном отрывке? (Сравнения.) Приведите примеры (Иван-царевич будто я.)
– Какие слова помогают вам найти сравнения в тексте (Слова-помощники: будто, точно.)Озаглавьте 3-ю часть
Волшебный сон.
IX. Фронтальная работа.
– Каким было детство мальчика? (Выборочное чтение.)
Детство мальчика было радостным и веселым.
– Для чего Суриков написал это стихотворение? (Чтобы рассказать о своем детстве.)
– Каким предстает поэт перед нами в этом стихотворении?
– Хотелось бы вам узнать, каким на самом деле было детство поэта?
определить главную мысль произведения или нескольких мыслей.
б) Обобщить основные черты персонажей произведения, сравнить их.
в) Составить рассказ о них.
г) Окончательное отношение читателя к картине природы, к персонажу, ко всему произведению.
Дети оценивают свою работу.
VII. Творческая работа в группах. Использование приемов мнемотехники.
Задание по группам: подготовить выразительное чтение, ответить на вопросы
1 гр. Составьте таблицу к 1 части стихотворения
2 гр. . Составьте таблицу к 2 части стихотворения
3 гр. . Составьте таблицу к 3 части стихотворения
VIII. Проверка самостоятельной работы учащихся.
Выразительное чтение группами по таблице
Выступление одного человека от группы.
IX. Подведение итогов
– С каким стихотворением познакомились?
– Ребята, а есть ли у вас какие-то яркие воспоминания из вашего детства? Расскажите о них.
X. Рефлексия
Закончите предложения:
* Сегодня на уроке я узнал …..
* Мне показалось интересным ….
* Меня удивило…..
* Я хочу похвалить …., за …… .
.- Наш урок подошёл к концу, вам осталось лишь оценить свою работу на уроке.
– Ну, а мне остаётся лишь поблагодарить вас за работу.
XI. Домашнее задание.
Выучить наизусть
infourok.ru
Этапы урока | Содержание деятельности | Примечание | |||||||||||||||
1.Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок литературного чтения. | Прием создания благоприятной психологической обстановки | |||||||||||||||
2. Этап проверки домашнего задания | -А сейчас, ребята, мы наш урок начнем с речевой разминки. Валя на проталинке Промочила валенки. Валенки у Валеньки Сохнут на завалинке. -А сейчас давайте приступим к проверке домашнего задания. -Что вам было задано на дом? (М.Пришвин «Деревья в лесу») | Чтение текста наизусть | |||||||||||||||
3. Определение и формулирование темы урока | -Ребята, чтобы узнать чем мы будем заниматься на уроке, отгадайте загадки. 1) Выгляну в оконце Лежит белое суконце. Всю зиму лежит, А весной убежит.(Снег) 2) Белый дед – белее нет. Старый, горбатый, Лежит возле хаты. Лежит всю зиму – Никто не поднимает. Весна придёт – Он сам уйдет.(Сугроб) 3) Хоть сама – и снег, и лёд, А уходит слёзы льет.(Зима) 4) Гуляет в поле, Да не конь. Летает на воле, Да не птица.(Вьюга) -Что у вас получилось? (фамилия автора – Суриков) – Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? -Откройте учебники на странице 143. И сформулируйте цель нашей деятельности на уроке. -Правильно. Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова и его стихотворением «Детство». | Работа в парах. Прием разгадывания кроссворда Учащиеся ставят цель и задачи урока | |||||||||||||||
4.Физкультминутка | 1, 2, 3, 4, 5 – будем мы в снежки играть! Валенки наденем, шапку, Шарф завязан? Всё в порядке! Раз – присесть, Два – наклониться, Три – снежок лепи, На четыре и на пять, Начинай снежки бросать! | Физкультминутку выполняет учитель | |||||||||||||||
5. Подготовительная работа перед чтением произведения | Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве. В восемь лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил его талант, Иван Захарович издает свои сборники. Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основа – тяжелое положение народа. Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в 39 лет. | Портрет писателя на доске | |||||||||||||||
6.Первичное чтение текста | – Первичное чтение учителем Словарная работа | Учитель читает стихотворение наизусть | |||||||||||||||
7. Беседа после первичного чтения | -Какие чувства у вас вызывает это стихотворение? – Кто является рассказчиком и героем стихотворения? (автор и рассказчик и герой) – Где произошло детство рассказчика? – Каким оно было? – Что так ярко запомнилось автору? – Какое у мальчика воспоминание о катании с горки? (неудачным, мальчик свалился в сугроб) – А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте. – А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика? (Мне в сугробе горе, а ребятам смех!…) – А вам доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб? – И после этого вы были несчастны? И после падения никогда больше не катались с горы? -А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением? (С радостным – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека) | Беседа Фронтальная работа | |||||||||||||||
8.Анализ произведения | -Открываем рабочие тетради на странице 64. № 1 Какое настроение вызывает у тебя это стихотворение? Отмети + или напиши свой ответ. Бодрое Весёлое Грустное Радостное _________ № 2 Впиши пропущенные слова. В каких словах слышатся гордость и радость? Подчеркни. Вот моя деревня, Вот мой дом родной, От качусь я в санках По горе крутой. № 3 Сравни рассказ К.Ушинского «Мороз не страшен» и стихотворение И.Сурикова «Детство». Чем они похожи? Чем различаются? Заполни таблицу.
| Работа в тетради Индивидуальная работа | |||||||||||||||
6. Подведение итогов. Рефлексия. | -Чему мы сегодня научились на уроке? -Что вам показалось наиболее сложным на уроке? Лёгким? -Что вам было интересно? -Что не интересно? | ||||||||||||||||
7 .Этап информации о домашнем задании | Выучить стихотворение «Детство» | Запись на доске |
nsportal.ru
Конспект урока литературного чтения
по теме:
И.З.Суриков «Детство»
Приготовила: Перминова Татьяна Владимировна
2018 – 2019 учебный год
УМК «Школа России»
Тема: Иван Захарович Суриков «Детство»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: познакомить учащихся с произведением И.Сурикова «Детство».
Задачи: учить понимать стихи о детях русских поэтов, определять тему, воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать своё отношение к прослушанному произведению, анализировать стихотворение, овладение навыками смыслового чтения; формировать осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей, учить читать стихотворение выразительно.
Планируемые результаты:
Предметные:
– уметь воспринимать и оценивать специфику поэтических текстов;
– овладение навыками смыслового чтения;
-находить сравнения и олицетворение в стихотворении;
-представлять картины в стихотворении;
-применять навыки разных видов чтения изучающее, смысловое, выборочное, поисковое;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
– участвовать в обсуждении;
– уметь пользоваться простейшим анализом поэтического текста;
– выразительно читать.
Личностные:
– овладение навыками адаптации в обществе,
-создание мотивации к учебной деятельности,
– стремление развивать логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, проявлять самостоятельность эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции и понимать эмоции других.
– развивать этические чувства, доброжелательность
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне
Ход урока.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте ,ребята!
-С каким стихотворение мы познакомились на прошлом уроке? Кто его автор?
-О чем стих?
-Какое было д.з.?(написать мини- сочинение «Первый снег» несколько чел. Зачитывают у доски с самооценкой)
2.Актуализация знаний.
Речевая разминка.
Прочитаем хором на слайде стих.
Вез на горку Саня
За собою сани,
Ехал с горки Саня
А на Сане сани.
-Почему слова Саня и сани написаны по-разному?
-Прочитаем его с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
-Молодцы!
-Прочитаем это стихотворение с восклицательной интонацией, выделяя голосом глаголы.
-Молодцы!
3.Прогнозирование. Постановка темы и цели урока.
-Чтобы узнать фамилию автора, с которым мы познакомимся на этом уроке, нужно разгадать кроссворд. Послушайте загадки.
-Это Суриков. Слайд 1 об авторе
-Откройте с. 72 в учебнике. Прочитайте название стихотворения. Предположите, о чем оно, рассмотрев иллюстрацию.
-Прослушайте аудиозапись этого стихотворения и подумайте , о чем оно.
Прослушивание.
-О чем стихотворение? Подтвердилось ли ваше предположение? (о детских годах, о зимних забавах, о родине, о деревне.
-Какие картины вы представили?
-Назовите тему урока. Тема: Суриков «Детство».
Цель урока: познакомиться со стихотворением, научиться выразительно читать, анализировать его.
4 Первичное восприятие.
– Прочитаем это стихотворение по цепочке.
От чьего имени написано стихотворение?(от имени мальчика)
-Что рассказывает мальчик?
-О каких детских забавах он рассказывает?
-Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши?
-Какая из картин в стихотворении вам особенно понравилась?
-Как вы понимаете слова « и я на бок-хлоп»?
-Прочитайте строки, в которых представлена картина : семья зимним вечером.
-Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.
-А вы любите сказки? Назовите самые любимые.
-Прочитайте строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках, какая сказка снилась мальчику?
-В каких строчках выражена гл. мысль?
Физминутка. Мы зимой в снежки играем,
По сугробам мы шагаем,
И на лыжах мы бежим,
На коньках по льду скользим,
И снегурку лепим мы,
Гостью-зиму любим мы.
Отдохнули, продолжим.
-Как будем читать этот стих? ( радостно)
-Прочитайте восклицательные предложения.
Где будем делать паузы?( где есть знаки препинания)
-Всегда ли паузы совпадают с концом предложения?
( если в конце строки нет знака препинания- паузу не делаем).
-Попробуем прочитать стихотворение выразительно.
-Молодцы! У кого получилось лучше?
Почему?
5.Рефлексия.
-С каким стихотворением мы сегодня познакомились?
-Кто автор?
-Чему учились на уроке?
-Захотелось ли прочитать другие стихи этого автора?
-Оцените свою работу на уроке.
Д.з. – выучить отрывок из стих наизусть, нарисовать иллюстрацию, подписать словами из текста.
infourok.ru