НОД по ознакомлению с окружающим миром (подготовительная группа).
Тема: «Живая и неживая природа»
Цель: Дать детям понятие о живой и неживой природе, и что природа – это наш общий дом.
Задачи: 1. Развивать познавательные способности детей.
2. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.
3.Учить детей различать и называть объекты живой и неживой природы, сравнивать, логически мыслить и устанавливать причинно – следственные связи.
4. Тренировать умение принимать участие в беседе, выражать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей.
5.Воспитывать любознательность, ощущение личной причастности к природе.
Интеграция образовательных областей: познание, социализация, чтение художественной литературы.
Социализация: приобщать детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, воспитывать дружеские взаимоотношения, уважение к окружающим.
2. Познание: расширять и уточнять представление об окружающем мире.
3. Коммуникация: развивать и поощрять стремление высказывать свою точку зрения и делиться с педагогом и другими детьми .
4.Чтение художественной литературы: формировать умение внимательно и заинтересованно слушать рассказ.
Раздаточный: фломастеры (красный, оранжевый, желтый),цветные карандаши, картинки- силуэты.
Тип занятия: Изучение новой темы.
Словарная работа: живая и неживая природа
Ход занятия:
Ребята , мы с вами живем в обычном доме, в котором есть стены, крыша, пол и потолок. Нам в нем хорошо, уютно и тепло, но как только выходим за порог нашего дома мы попадаем в другой дом. Этот дом –Природа.
Я приглашаю вас, сейчас отправится в путешествие по миру природы.
Посмотрите, ребята
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг природа.
Ребята в доме природы, что является крышей (стенами, полом, потолком)?
В доме природы крышей будет небо.( горы,почва,облака)
– Ребята, а знаете ли вы, что природа делится на два огромных мира?
-Сегодня мы узнаем о том, что существует Мир живой и Мир неживой природы.
Как вы думаете, что относится к живой природе?
-Птицы, животные, насекомые, лес, растения.
Почему?
Дети рассуждают.
Давайте обратимся к нашей Мудрой Сове. Пусть нас рассудит кто из нас прав.
Открыть и прочитать:
Живая природа- это что растет, дышит, питается, приносит потомство и умирает.
Например, животные: растут, дышат, питаются, приносят потомство и умирают.
Вывод : Животные – живая природа
Дети приводят свои примеры живой природы , выстраивая цепочку жизни на Земле.
Как вы думаете, что такое неживая природа?
Чем она может отличатся от живой природы?
Дети: Неживая природа не дает потомства, не дышит, не растет, не питается.
Вы совершенно правы. Молодцы! Приведите примеры. неживой природы.
Дети: камень,песок, вода.
Вывод:
1.Живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство.
2.Неживая природа не дает потомства, не дышит и не растет.
Физминутка:
Раз- два обернись и в солнце превратись – руки вверх;
Раз- два обернись и в дождик превратись- хлопки;
Раз- два обернись и в снежинку превратись – покружиться;
Аиста (стоять на одной ноге)
Лягушку (сидя прыгать)
Раз- два обернись и в детей превратись.
Дети садятся на места.
Послушайте «Сказку о том, как Солнце, Вода и Почва между собой поспорили»
Поспорили как-то Вода, Солнце и Почва между собой: кто из них главнее, кто большую пользу приносит для всего живого на земле.
– Я, – сказала Вода, – самая главная. Это я утоляю жажду у бегущего оленя, это меня ждут все растения в жаркий летний денек теплым дождиком, это я журчу бегущим ручейком, где живут рыбы и цветут красивые кувшинки. Это мне в пруду теплым тихим вечером квакают лягушки. Я главная, я утоляю жажду у всего живого.
– Подумаешь, – засмеялось Солнце своим задорным смехом и весело тряхнуло своими золотистыми лучиками, – я согреваю все живое на земле. Лишь коснусь опушки своими лучиками, и уже виднеется первая зеленая травка, распускаются цветы на полянке, а с цветка на цветок уже порхают бабочки, летают пчелки, шмели, внизу копошатся жужелицы, божьи коровки, труженики – муравьи заняты своей работой с утра до вечера. Поглажу листочки у деревьев, и глянь – уж почки лопаются, из них появляются первые листочки. И летят птицы с юга – весна пришла. Разбудило я весну, а значит и всю природу от долгой зимней спячки. Не было бы меня – темно бы было на земле, как ночью, а лишь только я появлюсь – и день зарождается.
– А как же я? – сказала Почва, – я ведь дом родной и для растений, и для некоторых животных. Во мне корни растений живут, да и ты, Вода, во мне живешь, а растения тебя из меня своими корнями высасывают. Не было бы меня, где бы ты была? Что, задумалась? А кроты, черви дождевые, личинки жуков и других насекомых где бы жили? Нет, что и говорить, главная я для всего живого на земле.
– Как же так, сказала Вода, все считают себя главным, кто же тогда самый – самый главный?
Задумались Солнце, Вода и Почва, да так и не выяснили – кто.
К какой природе они относятся?
А как вы думаете, кто из них главнее? Почему?
Ребята, может мир существовать без солнца, воды и воздуха? А почему?
Дети:Все живое погибнет.
Как мы должны относиться к природе?
Дети:Природу мы должны любить, охранять и приумножать
-Да, действительно, мы должны беречь и охранять нашу живую и неживую природу.
Природа- это наш общий дом.
Итог занятия:
Что нового вы узнали?
Чему научились?
nsportal.ru
Конспект занятия на тему: «Что такое природа? живая и неживая природа»
Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объектов неживой природы.
Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, (человек- часть природы).
Познакомить с основными природными компонентами и их связями.
Опытническим путем закрепить знания о воздухе, развивать быстроту реакции, сообразительность.
МАТЕРИАЛ: картинки природы и не природы; живой и неживой природы; для опыта банка с водой, стакан, бутылка.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: рассматривания картинок природы и не природы; живой и не живой природы.
ХОД:
Дети входят. Воспитатель читает стихотворения:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Живут в нём птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья. (Л. Дайнеко.)
-Дети, а вы знаете, что такое природа?
(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, лес, море, животные, птицы.)
-Дети, что нельзя назвать природой. (- Что сделано руками человека)
-Природа- это то, что существует без помощи человека.
-Машина есть в природе? (дети высказывают своё мнение.)
-А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек. Куда отнесём? (дети высказываются)
-Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. (Вертолёт похож на стрекозу, Подводная лодка на кита. Гриб похож на зонт. Радуга похожа на мост. Дождь похож на душ. Самолёт похож на птицу. Ветер похож на вентилятор. Ковёр похож на траву и т. д)
. Дети продолжают этот ряд.Игра: «На что похоже»
– К нам в гости пришел лесовичок, и у меня на столе перепутал все картинки. На один стол положите то, что относится к природе, а на другой стол – что не относится к природе.
Игра: «Природа и не природа»
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
(Дети выполняют движения по тексту.)
-Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой и мир живой природы. Живая природа – это то, что движется, растет, развивается, умирает и размножается.
-Назовите, что относится к живой природе (дети называют: животных, птицы, рыбы, насекомых.)
(называются, объекты живой природы-дети делают шаг вперед, неживой природы — стоят на мести.)
-Ребята, а человека к какой природе отнесём?
Дети: к живой природе.
-А чем человек отличается от животных (ответы детей.)
– А как вы думаете, природа может быть без человека? (может.)
-А человек без природы? (нет, дети объясняют почему.)
-А что будет, если не будет воздуха?
Ответы детей.
-Сейчас мы проведем опыты с воздухом.
Опыт №1
Воспитатель берёт в руки стакан, (показывает детям)
-Ребята, а как вы считаете, этот стакан пустой (Да) А давайте проверим, так ли это. (на столе емкость с водой.) Переворачиваем стакан вверх дном и медленно опускаем в емкость с водой. Что получается? Попадает ли в стакан вода? (Нет) В стакане нет воды, воздух не пускает воду.
Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
А почему мы сначала думали, что в стакане ничего нет? Потому что воздух -прозрачный, невидимый. Это первое свойство воздуха.
-Ребята, нам удалось увидеть воздух – невидимку, а теперь предлагаю и услышать его.
Опыт № 2
-Возьмите бутылку, приставьте к нижней губе и подуйте в горлышко. Что вы слышите? (звук). Воздух дрожит. Когда воздух дрожит, возникают звуки. Что делает артист, играющий на духовом инструменте? Он дует в отверстие инструмента. Воздух дрожит, получаются звуки, в отличие от свиста- музыкальные. Звуки распространяются по воздуху. Звуки бывают только там, где есть воздух. Например: на Луне, где нет воздуха, ничего не слышно. (вывод).
< Предыдущая | Следующая > |
---|
Конспект пробного урока по окружающему миру
Урок 5. Неживая и живая природа
Цели: познакомить с целями и задачами нового раздела; формировать знания о живой и неживой природе; на конкретных примерах раскрыть связи между неживой и живой природой.
Планируемые результаты: учащиеся осознают ценность природы; научатся различать объекты живой и неживой природы.
Оборудование: тест (для пары учеников на отдельном листочке), слова к загадкам, у учащихся – цветные карандаши.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Тест (Выдается каждой паре)
1. Укажите, что сделано руками человека.
а) облако; г) трава;
б) космический корабль; д) воробей;
в) стол; е) солнце.
2. Укажите, что не сделано руками человека.
а) река; г) вода;
б) кит; д) небо;
в) парта; е) дом.
3. Какое утверждение верно?
а) Природой называется все то, что окружает человека.
б) Природой называется все то, что сделано руками человека.
в) Природой называется все то, что окружает человека и не сделано его руками.
4. Укажите объекты природы.
а) шкаф; ж) телефон;
б) глина; з) сыр;
в) стекло; и) троллейбус;
г) обувь; к) песок ручной;
д) воздух; л) песок сахарный;
е) магнитофон.
III. Самоопределение к деятельности
– Отгадайте загадки (учитель выставляет на доску соответствующие слова).
1. Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук.)
2. У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыба.)
3. Ходит, спесь надуваючи. (Индюк.)
4. Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей.)
5. По синему морю белые гуси плывут.
6. И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать. (Дождь.)
7. Сам алый, сахарный, кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.)
– Прочитайте первые буквы отгадок. какое слово у вас получилось? (Природа.)
– Так называется наш следующий раздел. Давайте прочитаем на с. 23 учебника, чему мы будем учиться, изучая данный раздел.
– Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? (Ответы детей.)
– Вернемся к нашим отгадкам. На какие две группы можно их разделить? (Живое – паук, рыба, индюк; неживое – ручей, облако, дождь, арбуз). Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (О живой и неживой природе.)
– Прочитайте тему урока на с. 24. (Неживая и живая природа.)
– Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Прочитайте о чем говорит Муравьишка.
IV.Работа по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
– Давайте вспомним, что относится к природе. (Это то, что нас окружает и не создано руками человека.)
– Что необходимо растениям и животным для жизни? (Солнце, воздух, вода.)
– Рассмотрите фотографии на с. 24-25 учебника. На какие группы можно разделить изображенные на них предметы? (Ответы детей.)
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
№1 (с. 17).
Подчеркните карандашами разного цвета объекты неживой и живой природы.
№2 (с. 17).
Давайте обратимся к картинкам из Приложения и распределим их в нужные рамки.
№3 (с. 18).
Исправьте ошибки в утверждениях Сережи (зачеркни лишнее слово). Проверьте себя с помощью учебника на с. 25.
V.Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Беседа, работа по учебнику
– Может ли живая природа существовать без неживой? (Ответы детей.)
– Рассмотрите схему на с. 27. Объясните ее.
– Давайте проверим себя, прочитав текст на с. 27.
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№5 (с. 18)
Самостоятельное выполнение.
-Какие слова у вас получились? (Солнце, тепло, свет.)
VII. Подведение итогов урока
– Что относится к неживой природе, а что – к живой?
– Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?
– Как связаны между собой неживая и живая природа?
Домашнее задание
Рабочая тетрадь: №4, 6 (с. 18-19).
infourok.ru
Тема: Что такое природа? Человек.
Цель: дифференциация живой и неживой природы.
Задачи:
Ход занятия (НОД)
I Организационный момент
Педагог читает стихотворение.
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой
Живут в нем солнце, дождь и гром.
Лес и морской прибой,
Живут в нем птицы и цветы,
Весёлый звон ручья
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
(Л. Дайнеко)
II Основная часть
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Педагог: А что нельзя назвать природой? (то что сделано руками человека)
Педагог: А машина есть в природе? (Нет, потому что она сделала руками человека)
Педагог: А вот лошадь и верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. Человек только их приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.
Природа – это то, что существует без помощи человека, а неприрода – это все то, что сделано руками человека.
Вертолёт похож на стрекозу
Подводная лодка – на кита.
(Дети продолжают этот ряд)
Живая природа – это то, что движения, растет, развивается, умирает и размножается.
Педагог раздает детям картинки. Дети берут по одной картинке и рассказывают по очереди, что на ней изображено. Если природа, то поясняют какая (живая, неживая).
Если неприрода, то почему они так думают (потому что создано руками человека).
Педагог называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте (кролик, липа, мышь, берёза).
Педагог: А какой природе относится человек?
Педагог: Да! Правильно! Молодцы!
Человек – часть живой природы и одновременно существо мыслящее.
Педагог: Докажите, что человек – часть живой природы? Как он связан с живой и неживой природой?
Дети: человек движется, растет, развивается, умирает и размножается. А поскольку человек – часть природы, то без природы и он обречен на гибель. Если не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, различные материалы и даже воздух, человек не смог бы выжить.
Педагог: Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней.
Но благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания.
Человеку надо бережно относиться к природе.
III Заключительная часть
Педагог:
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащий,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьев лиц?
Когда поймешь, ты наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец.
(С. Кирсанов)
Педагог: На этом мы с вами закончим. Что мы сегодня узнали нового? Понравились ли вам тема, которую мы сегодня прошли. Мне тоже. Молодцы!
В течение дня дети отражают свои впечатления в рисунках. На прогулке также организуется игра «Живая, неживая природа» (с мячом живая – ловят, неживая – отталкивают) и т.д.
nsportal.ru
Ознакомление обучаемых с новыми знаниями 4-9 слайд | Сейчас вы попробуете определить без моего объяснения, без обращения к учебнику, опираясь только на ваше наблюдение. Скажите, что бы вы отнесли к живой природе и к неживой природе. Очень хорошо! К общему мнению мы пока не можем прийти у нас недостаточно знаний. Так вот чтобы добыть эти знания я предлагаю поработать в группах. Сейчас я вас я разделю на группы, а пока слушайте меня внимательно. Работа в группе очень ответственная и от работы каждого зависит результат и оценка всей группы. Я раздам вам листочки, вы совещаетесь и определяете признак живой природы, который представлен у вас на листе. После того как вы все определили вы выбираете того кто будет от группы отвечать. У нас с вами получиться 6 групп. Вы 4 человека одна группа, вы другая, вы третья … Готовы? Тогда начинаем! Внимательно слушаем друг друга, не ругаемся! Все ребята время закончилось, прекратили обсуждение. Повернулись все на меня! Давайте проверим, какой признак получился у вашей группы? Только давайте будем отвечать как взрослые ученики: мы считаем, что живая природа обладает признаком … и называете признак, который у вас получился. (Назвали) а теперь проверим правильно у вас получилось определить признак живой природы. Внимание на экран! Теперь ваша группа называет признак живой природы… проверяем. А какой признак получился у вашей группы? … Давайте откроем учебник на ст. 8. Скажите объекты, какой природы там нарисованы? Правильно, неживой природы. Обладают ли они признаками живой природы. Скажите, солнце дышит? А облака, горы дают потомство? Небо питается? Может быть, все они растут? Камень погибает? А река погибает? Правильно ли мы выделили признаки живой природы? (давайте вернемся к березе …к какой природе относиться она? Вы большие молодцы! Погладьте себя по головке! А теперь посмотрите на страницу 9. И расскажите друг другу в парах, к какой природе относятся нарисованные объекты. Опираясь на признаки, которые мы с вами выделили. | – мы считаем, что живая природа обладает признаком – питается, дыхание, роста (развитие), дает потомство, погибает – нет, нет, нет…. |
infourok.ru
(Образовательные области: социализация, познание, коммуникация, художественная литература).
ЗАДАЧИ:
МАТЕРИАЛ:
Надписи «живая» и «неживая» природа,
Раздаточные картинки живой и неживой природы.
Парные картинки: Вертолет – стрекоза,
Подводная лодка – кит
Самолет – птица,
Подъемный кран – жираф,
Лампа, свет – солнце (и так далее).
Игрушка Хохотунчик, живой и неживой цветок, музыкальное сопровождение, изображение космического корабля, стаканчики, камушки, семена фасоли и карточки на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Рассматривание и работа по таблице «живая природа» – двигается, дышит, питается, растет, размножается.
Беседы о планете Земля, космосе, рассматривание экологических знаков, иллюстраций экологических катастроф
Чтение стихотворения:
Вот на Земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной Земли
Зовется этот дом.
Ребята, а вам знакомо слово «природа»? А что оно обозначает? (солнце, воздух, вода, растения, животные и так далее.) Почему все это можно отнести к природе? Природа это то, что существует без помощи человека. А что в мире вокруг нас нельзя назвать словом «природа»? Машины, дома, игрушки, одежда и так далее, то есть то, что сделано руками человека. Очень часто люди учатся у природы и создают такие вещи, которые уже создала природа. Показываю картинки: стрекозу, кит, самолет, вертолет, жираф, светильники. Предлагаю детям подобрать к ним парные картинки: вертолет, подводная лодка, самолет, вертолет, солнце, жираф.
Всю природу Земли можно разделить на 2 огромных мира – МИР ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ.
Давайте вспомним, как мы можем определить ЖИВУЮ природу, что в ней может происходить?
(показ таблицы – двигается, дышит, питается, растет, размножается)
Сегодня я принесла вам картинки с изображением живой и неживой природы. Рассмотрите их внимательно и помогите мне разложить их на 2 группы.
ЖИВУЮ ПРИРОДУ-
НЕЖИВУЮ ПРИРОДУ-
(вдруг раздается хохот) Ой, кто это?
Я волшебник Хохотунчик . Я люблю смеяться и все путать. Я перепутал все картинки и теперь сам не могу понять, где ЖИВАЯ, а где НЕЖИВАЯ природа. Помогите мне, пожалуйста, и объясните. А чтоб и вы не перепутали, я принес вам 2 цветка (один цветок живой, другой неживой). Как вы думаете, куда будете класть картинки и почему? (дети раскладывают картинки и объясняют свои действия)
А сейчас мы с вами поиграем. Когда я буду называть слова, обозначающую
ЖИВУЮ природу, вы будете танцевать, а когда не живую, стоять (включаю музыку).
Дети, теперь я приглашаю вас на космический корабль. Мы полетим с вами на далекую планету. В свой полет вы можете взять с собой все, что захотите из ЖИВОЙ и НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ, а так же из того, что не относится к ПРИРОДЕ – сделано руками человека. Только когда будете брать картинку, должны называть к чему она относится (ребята выполняют задание, обговаривая свой выбор).
На всех космических кораблях обязательно есть научно-исследовательские лаборатории, и мы сегодня будем проводить ЭКСПЕРИМЕНТ.
Посмотрите, что я положила в 2 коробочки – фасоль и камушки, что из них относится к живой и неживой природе? Я предлагаю вам это доказать. Возьмите каждый свой стаканчик, положите на дно немного ваты, сверху – фасоль, а рядом камень, налейте немного воды. Как вы думает, что должно произойти? Предположения и ответы детей.
Ребята, каждый из вас будет наблюдать за тем, что происходит в своем стакане и отмечать изменения в карточке.
А через 2 недели, проверим ваши предположения. Сейчас будьте внимательны, наш корабль возвращается на Землю.
nsportal.ru
Конспект образовательной деятельности по экологии для детей средней группы
«Живая и неживая природа»
Цель: формирование у детей представлений об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой.
Задачи:1.Познавательное развитие:
2. Социально-коммуникативное развитие:
3.Речевое развитие:
4. Художественно-эстетическое:
5. Физическое развитие:
Материалы и оборудование:
Индивидуальная работа: во время беседы привлечь внимание неактивных детей.
Ключевые слова: живая природа, неживая природа, человек – часть природы.
Ход совместной деятельности:
1. Организационный момент.
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся и подарим друг другу улыбки!
2. Основная часть
Педагог: Ребята, а вы знакомы со словом природа? А что оно означает?
(Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы).
Педагог: Природа – это всё, что существует вокруг нас и не сделано руками человека. Давайте посмотрим вокруг – что является природой? (выслушиваются ответы детей).
Всю природу можно разделить на живую и неживую. Я предлагаю нам отправиться в мир «живой» и «неживой» природы» вместе с нашей куклой – девочкой Почемучкой и научиться отличать живую природу от неживой.
Педагог: А по каким признакам можно определить, что природа живая?
Во-первых, это – рост. Всё живое растёт. Вот курица (демонстрация картинки).Она сразу стала такой большой? (Ответы детей)
Педагог: Действительно, сначала из яйца появился маленький цыпленок. Проходит время, и он становится большим, самостоятельным. Значит, какой важный признак живой природы?
Дети: Рост.
Педагог: Следующий признак – питание. Все живые существа хотят кушать.
Педагог: Для того чтобы расти, быть сильными и здоровыми, надо хорошо питаться. Без этого мы можем погибнуть. Значит, второй признак…?
Дети: Питание.
Педагог: А как же будут питаться, пить воду растения? У них же нет рта (ответы детей). Растения берут питание из земли своими корнями.
Демонстрация опыта «Как растение поглощает воду корнями».
Педагог: Следующий признак живого вы скажете сами, взглянув на рисунок (демонстрация картинки с изображением носа).
Выслушиваются ответы детей.
Педагог: Это дыхание. Все живые существа дышат. И даже растения дышат.
Педагог: Следующий признак живого – появление потомства у всех живых существ. У кошки появляется – …, у собаки – …, у курицы – …(ответы детей)
Педагог: А объекты неживой природа не растут, не дышат, не питаются, не дают потомство(педагог по очереди убирает картинки).
Игра «Живая и неживая природа»
Наша девочка Почемучка перемешала в своём мешочке все картинки и никак не может понять, какие из них относятся к живой природе, а какие – к неживой. Поможем ей? На один мольберт с изображением красного домика поместите картинки с изображением живой природы, на мольберт с синим домиком – с неживой природой.
Педагог: А куда мы отнесём человека – к живой или неживой природе? (ответы детей). Человек – часть живой природы. (Человек растёт, дышит, кушает, даёт потомство – значит, он – часть живой природы). Человеку надо бережно относиться к природе.
3. Игра «Картина природы».
4.«Экологическая игра «Правила поведения в лесу».
1.На полянке посидели Все попили и поели, А потом пошли домой — Мусор унесли с собой! Правильно? | 2. Можно по лесу гулять, Ветки с дерева ломать? |
3. Девочки цветочки рвали И в веночки заплетали. А полянка вся пуста — Не осталось ни цветка! Правильно? | 4. Можно – уходя из леса домой, Уносить ежа с собой? |
5. Дети по лесу гуляли, Не шумели, не кричали, Ягодки собирали, Веточки у дерева не ломали! Правильно? 7.Муравьиный дом в глуши – Ты его не тормоши, Муравьишкам помоги, Домик их огороди! Правильно? | 6. Насекомых не давите, Если встретите в лесу, Насекомые природе Много пользы принесут! Правильно? |
5. Поведение итога занятия.
Педагог: Как вы думаете, могли бы люди жить без природы? (ответы детей) Конечно, нет, вся наша жизнь связана с природой. Мы дышим воздухом, утоляем жажду водой, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения.
nsportal.ru