Ход урока:
1.Организационный момент.
Проверьте-ка, ребята, на парте все в порядке?
–Всё на месте, всё в порядке – ручки, книжки и тетрадки!
В мире много интересного, очень много неизвестного!
Миру знаний нет предела, так скорей, друзья, за дело!
2. Актуализация опорных знаний. Речевая разминка.
Наш урок начнем с речевой разминки.
Вез на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на Сане сани.
– Прочитаем хором. Что вы заметили в скороговорке?
– Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному? Как называются такие слова? (Омонимы. Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).
– Прочитайте скороговорку с ударением на имя Саня.
(Дети читают).
– Прочитайте скороговорку с ударением на слово сани. .
1. Работа в парах.
– Какой раздел мы изучаем? (Поэтическая тетрадь)
– Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: никто ни в коем случае не выкрикиваем ответ. Кто отгадает загадки и узнает главное слово – поднимет руки
1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит. (снег)
3.Запорошила дорожки, Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.(зима)
4.
Гуляет в поле,
Да не конь.
Летает на воле,
Да не птица. (ветер)
2. Белый
дед – белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму –
Никто не поднимает.
Весна придёт –
Он сам уйдёт. (сугроб)
– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Откройте учебники на страницу 72.
2.Рассказ учителя об авторе.
Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Его стихи отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. («Рябина», « Степь да степь кругом»). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский
4. Продолжение работы по теме урока.
Беседа
– Ребята, а вы любите зимние забавы? Какие? (Ответы детей)
Первичное прослушивание стихотворения «Детство» в записи.
– Как вы думаете, это – стихотворение или сказка? Докажите (Стихотворение, т. к. есть рифма и ритмическая пауза).
– О чём оно?
– Что вы представляли, когда слушали это стихотворение? Какие картины представили?
– Похожи ли забавы крестьянских детей на современные забавы?
– Чем вечером при свете лучины занималась семья?
– Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.
Словарная работа.
– В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов.
– Как вы думаете, что значит выражение
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка.
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу. (Сами находят в словаре)
Прялка – приспособление для ручного прядения.
Смежит – смокнуть, закрывать глаза
Ветхий – дряхлый, старый
Словарная работа будет проводиться следующим образом:
На листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.
Проверка
5.Физминутка.
-Давайте прочитаем стихотворение, разделим текст на части.
– На сколько частей можно разделить текст? (на 5)
Деление текста на части.
6.Анализ произведения.
Чтение 1 части.
– Прочитаем 1 часть на стр. 72. Чтение цепочкой.
– Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить? (Катание с горки)
– А где происходило событие? (В деревне.)
– Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, что повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.
( – Наверное, этим
словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно
в его жизни. ..
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет
рассказывать дальше.)
– И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
( Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.)
– А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.
(“Мне в сугробе
горе,
А ребятам смех!..”)
– А оказывались в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
(Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.)
– Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?
(Да, конечно!)
Чтение 2 части.
-А теперь прочитайте про себя следующие пять четверостиший и попробуйте представить себе еще одну картинку, которая всплыла в памяти автора.
(Ребята читают самостоятельно 2-ю часть стихотворения.)
-А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части?
(Дорога домой, вечер в семье)
-Как долго дети были на улице?
-Как чувствовали себя дети?
-Чем семья занималась вечером?
Чтение 3 части.
-А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? Как можно озаглавить? (Бабушкины сказки)
( О сказках.)
– А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку?
(Я догадался: это сказка “Иван-царевич и серый волк”.)
– А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
( Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то
есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь
сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
-А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:
“А в
трубе сердито
Ветер злой поет”?
(Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что
ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным
чудовищем.)
-Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
-А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.
(“Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка
рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно…
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.)
А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?
(Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался. )
А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?
(О плавной и красивой…
– О тихой и приятной…
– О правильной, ровной, связной.)
Чтение 4 части по куплетам.
О чем рассказал автор? Придумайте заглавие. (Волшебный сон)
Вот видите: все стихотворение – сплошные страсти. А мы продолжаем утверждать, что мальчик счастлив. А он стольких страхов натерпелся!
( Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что
побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы
узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
“И
начну у бабки
Сказки я просить…”)
Чтение 5 части.
-Озаглавьте эту часть стихотворения. (Утро)
-Найдите строчки, в которых заключена главная мысль.
(Ученики читают последнее четверостишие.)
( Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.)
– А как надо эти слова понимать?
(Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже
по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила
ему сказки.)
– Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
7.Выразительное чтение стихотворения. Конкурс чтецов.
Дети читают и оценивают друг друга. Самооценка.
8. Подведение итогов.
-Выполнили ли мы задачи, поставленные перед собой?
-Писатели пишут стихи для того чтобы передать чувства, переживания. Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)
– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
– А кому захотелось прочитать другие стихи этого автора?
9.Домашнее задание.
1. Самостоятельно прочесть стихотворение «Зима», ответить на вопросы в учебнике на с. 77.
2. Выучить понравившийся отрывок из стихотворения «Детство».
10.Рефлексия.
Конспект урока литературного чтения
по теме:
И. З.Суриков «Детство»
Приготовила: Шашкова Анна Владимировна
2020 – 2021 учебный год
УМК «Школа России»
Тема: Иван Захарович Суриков «Детство»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели:
создать условия для восприятия обучающимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы, формировать действие контроля, действие оценки и самооценки обучающихся.
Задачи: учить понимать стихи о детях русских поэтов, определять тему, воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; учить выражать своё отношение к прослушанному произведению, анализировать стихотворение, овладение навыками смыслового чтения; формировать осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей, учить читать стихотворение выразительно.
Планируемые результаты:
Предметные:
– уметь воспринимать и оценивать специфику поэтических текстов;
– овладение навыками смыслового чтения;
-находить сравнения и олицетворение в стихотворении;
-представлять картины в стихотворении;
-применять навыки разных видов чтения изучающее, смысловое, выборочное, поисковое;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
– участвовать в обсуждении;
– уметь пользоваться простейшим анализом поэтического текста;
– выразительно читать.
Личностные:
– овладевают навыками адаптации в обществе, принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности,
– стремятся развивать логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, проявляют самостоятельность эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции и понимать эмоции других.
– развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
– уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
– планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
– уметь оформлять свои мысли в устной форме;
– слушать и понимать речь других;
– договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
Познавательные УУД:
– уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Оборудование: портрет И.З. Сурикова, книги писателя; карточки (с биографией, задания), мультимедийный проектор, компьютер, экран, презентация к уроку, выставка книг.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний. Речевая разминка.
3.Работа по теме урока
1. Работа в парах.
2.Рассказ учителя об авторе.
4. Продолжение работы по теме урока.
Беседа
Первичное прослушивание стихотворения «Детство» в записи.
Словарная работа.
5.Физминутка.
6.Анализ произведения.
7.Выразительное чтение стихотворения. Конкурс чтецов.
8. Подведение итогов.
9.Домашнее задание.
10.Рефлексия.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме: «Стихотворение И. Сурикова « Детство».
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством И. З. Сурикова;
обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;
развивать внимание, логического мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»; формировать умение сочувствовать, сопереживать; воспитывать любовь к художественному слову, доброе отношение к малой родине.
Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация к уроку.
– Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их! Пусть эта доброжелательная атмосфера царит у нас в течение всего урока!
Прозвенел звонок весёлый,
Приглашает на урок.
Встали все у парт спокойно,
Начинаем ровно в срок.
Тихо сядем, не нарушим тишину,
И тихонечко, тихонько
Я сейчас урок начну.
– На протяжении всего урока предлагаю вам работать по маршрутным листам, которые у вас на партах. Итак, в добрый путь!
2. Речевая разминка.
(На экране скороговорка). Слайд 2.
Вез на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на Сане сани.
– Прочитаем хором.
– Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?
(Одно слово означает имя, а другое предмет, на котором катаются).
– Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы.
(Дети читают).
– Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.
– Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените (5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки.)
3. Введение в тему.
Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить. Кто догадается – поднимет зелёный светофорчик.
3. | ||||||
2. | ||||||
1. | Р | К | О | 4. | ||
____________________________________________________________
1. Выгляну в оконце Лежит белое суконце. Всю зиму лежит, А весной убежит. 3. Что можно увидеть с закрыты- ми глазами? 4. Гуляет в поле, Да не птица. | 2. Белый дед – белее нет. |
– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике? (Суриков) Откройте учебники на странице 72.
4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать, сопереживать герою стихотворения .
(Слайд 3)
5. Биография поэта.
Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. В 8 лет после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил талант Сурикова, Суриков издает свои сборники стихов.
Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.
(Слайд 4).
Действительно, многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».
Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:
Детства прошлого картины!
Только вы светлы:
Выступаете вы ярко
Из сердечной мглы.
(Слайд 5)
6.Прослушивание стихотворения в записи.
Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано его стихотворение «Детство». ( Стр.72.)
В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов.
(Слайд 6 -10)
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
– Слушайте стихотворение, следите и думайте, что вспоминает автор из своего детства.
7.Беседа по содержанию:
– Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?
– Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
– Прочитайте строчки, в которых представлена семья зимним вечером.
Конечно, семейный вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит не было света, телевизоров, компьютеров и т.д. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.
8. Словарная работа в парах. Словарная работа будет проводиться следующим образом: В маршрутном листе под цифрой 3 слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом.
(Слайд 11)
Проверка на слайде, выставляем баллы ( 1 балл за каждый правильный ответ)
9.Физминутка
1, 2, 3, 4, 5 – будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть,
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!
10. Работа с текстом. – Прочитаем 1 часть на стр. 72.
– Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?
– А где происходило событие?
– Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз в первые строчки стихотворения.
– Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни…
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.
– И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.
– А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.
“Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!..”
– А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
– И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?
– А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.
– Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?
Да, конечно!
Читаем дальше. 2 часть
– А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)
– А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”) (Слайд 12)
– А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.
– Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке…”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.
– А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:
“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?
– Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.
Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.
– “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно…
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.
Учитель. А откуда вы узнали, что речь похожа на ручеёк? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?
Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке.
Учитель. Молодец! А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово – “журчит”? О какой речи можно так сказать?
– О плавной и красивой…
– О тихой и приятной…
– О правильной, ровной, связной.
10.Физминутка для глаз (Слайд 13 – 14)
11. Вторую часть прочитайте самостоятельно.
– Как можно озаглавить эту часть?
– Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?
– А мальчик любил слушать сказки? Найдите подтверждение в тексте.
“И начну у бабки
Сказки я просить…”
Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)
Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.
Учитель. А как надо эти слова понимать?
– Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика.
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко.
– А еще рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.
Учитель. Да, вы правы ребята, именно так и надо понимать заключительные слова стихотворения: жизнь очень сложная, она состоит из маленьких и больших событий. Все случается даже в детской жизни. А порой маленькие огорчения кажутся маленькому человеку горем, бедой, ребята очень тяжело их переживают, но потом все проходит, забывается, остаются хорошие воспоминания. Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
5. Подведение итогов:
– Посчитайте количество баллов, оцените свою работу в маршрутном листе.
Поднимите руки те ребята, которые получили на маршрутном листе 5? 4? 3?
Писатели пишут стихи для того чтобы передать чувства, переживания.
– Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)
– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?
– Ребята, спасибо за урок. Поднимите весёлые смайлики, кому урок понравился.
Домашнее задание: Выучить наизусть отрывок на странице 72.
Ребята, спасибо за урок.
Князь Мышкин возвращается из парка с Рогожиным и обнаруживает на своей веранде большую компанию, пьющую шампанское. Хотя Мышкин ранее сказал Келлеру, что у него день рождения и что в доме есть шампанское, он не ожидал, что соберутся люди. Еще больше удивляется князь, увидев среди гостей Бурдовского и Радомского.
Радомский говорит Мышкину, что очень хочет быть с ним другом и что ему нужно обсудить с ним кое-что важное после распада партии. Все кажутся очень веселыми. Лебедев произносит длинные речи о железных дорогах и моральном разложении. Все его слушают и шутят, и только Мышкин воспринимает его всерьез.
Внезапно Ипполита заговорила. Он говорит, что прошлой ночью записал свои мысли и что ему очень хотелось бы прочитать всем то, что он написал. Он достает большой конверт и читает свое «Основное заявление». Согласно заявлению, Ипполита уже пять месяцев яростно ненавидит Мышкина, но в последнее время это чувство уже не так сильно. Ипполиту часто снятся дурные сны; в одном ужасное чудовище, которое собиралось ужалить Ипполита, но собака Ипполиты укусила чудовище надвое, прежде чем упасть от укуса чудовища. Когда Ипполит впервые узнал, что у него чахотка, у него появилось отчаянное желание жить, поэтому он решил жить за счет других, то есть узнавая о жизни других, что он и делал через Колю. Ипполита не могла понять, как те люди, у которых было здоровье, могли быть бедными или несчастными. Он ненавидел и издевался над ними, особенно над своим соседом сверху Суриковым, у которого ребенок замерз от их бедности.
Далее в заявлении Ипполита говорится, что примерно в то же время Ипполит однажды шел по улице, когда заметил, что человек перед ним уронил бумажник. Он проследил за мужчиной до дома и узнал, что тот был врачом, который жил со своей женой и новорожденным ребенком. Врач был смещен со своего поста и приехал в Петербург, чтобы объяснить, что с ним случилось, но все его ходатайства были отклонены. Ипполит сказал, что постарается помочь доктору, потому что у одного из его школьных товарищей, Бахмутова, был дядя, занимавший высокий государственный пост. Благодаря их коллективным усилиям они помогли доктору. Этот эпизод убедил Ипполиту в том, что отдельные действия действительно могут изменить мир.
В заявлении приводится пример “старого генерала”, который так много помогал каторжникам, что стал известен каторжникам по всей стране. Ипполит говорит, что сделать доброе дело — все равно, что посадить семя, которое может прорасти в неизвестном направлении. Ипполита говорит, что Рогожин был у него и что он потом ответил на визит Рогожина. Картина Гольбейна, изображающая Христа, только что снятого с креста, потрясла Ипполита: она навела его на мысль, что если смерть и мучения могут погубить лучшего из людей, то природа — немое и безличное чудовище, обладающее невероятной силой. Ипполит решил, что его последним настоящим актом свободной воли было самоубийство, поэтому он планировал покончить с собой на рассвете в Павловске из ручного пистолета. Что касается его религии, то Ипполит верит в загробную жизнь, но отказывается поклоняться Богу или природе, которая лишила его счастья и радости своих творений.
После того, как Ипполит закончил, остальные, похоже, не впечатлены его заявлением и начали уходить. Лебедев требует, чтобы Ипполита отдала ему пистолет, поэтому мальчик дает Коле ключи от ящика с пистолетами. Затем, когда люди больше не наблюдают за ним, Ипполит выходит на улицу и пытается покончить с собой. Его усилия не увенчались успехом, потому что он забывает надеть на свой пистолет капсюль.
Суриков Иван Захарович “Детство” Подготовил учитель начальных классов МОАУ СОШ № 2 ЩМР МО Ивахина Галина Александровна © Ивахина Галина Александровна
Суриков Иван Захарович
Биография и творчество Сурикова (рассказ учителя) 5 900
Иван Захарович Суриков родился 25 марта 1841 года в небольшом селе Новосёлово Ярославской губернии.
Его отец, крепостной граф Шереметев, почти постоянно находился на работе в Москве, изредка навещая оставшуюся в деревне семью.
Детские годы, самые счастливые в его жизни, будущий поэт провел в деревне. И мама, и бабушка проявляли к маленькому Ване посильную заботу, старались не лишать ребенка радостей его возраста. Спустя годы Суриков напишет
Детские картины прошлого!
Только ты свет:
Вы ярко выделяетесь
Из тьмы сердца.
Эти картины навсегда сохранились в сердце Сурикова, сохранилась любовь к широкой деревне, к неяркой, но трогательной красоте русской природы.
В возрасте девяти лет Суриков переехал в Москву к отцу, нынешнему владельцу крошечного магазинчика. Жизнь его здесь была не сладкой, сначала он был на побегушках у отца, а потом у дяди.
Урывками учился грамоте сначала у соседей, а потом занялся самообразованием, что не нравилось его отцу.
У Ивана рано появилась потребность самому сочинять стихи.
В 1871 году вышел первый сборник его стихов. Они очень мелодичны и просты и разносятся по стране, как песни.
До конца жизни Суриков не мог выбраться из нищеты. Он умер рано, в 1880 году от чахотки.
Его жизнь стала творческим подвигом.
Словарная работа ЛАПТИ – в старину: крестьянские башмаки, плетеные из коры, закрывающие только ногу ПРЯДЕНИЕ – приспособление для ручного прядения СВЕТ – подставка для факела, освещавшая избу Проверь себя
Иван Захарович Суриков родился 6 апреля 1841 года в глухом селе Новоселово Ярославской губернии в семье крепостного. В восемь лет мальчика отдали в школу в Москве, где его отец открыл небольшой магазин. Иван Суриков самостоятельно научился читать и писать и начал писать свои первые стихи под впечатлением от стихов, прочитанных Александром Сергеевичем Пушкиным.
В 1862 году И. Суриков познакомился с Плещеевым, который оценил талант поэта-самоучки и помог опубликовать его стихи в печати. Многие стихотворения поэта посвящены русской природе и детям: «Утро», «Детство», «Ночью», «Зима». А некоторые стихотворения стали народными песнями, среди которых наиболее популярны «Рябина», «Степь да кругом степь».
Беседа по содержанию Какой период жизни человека описывает И. З.Суриков? Какой период жизни человека описывает И.З. Суриков? От чьего имени рассказывается история? От чьего имени рассказывается история? Что говорит автор о своем детстве? Что говорит автор о своем детстве?
Словарная работа Старый – дряхлый от старости, ветхий. Ветхий – дряхлый от старости, ветхий. Лапти – крестьянская обувь, сотканная из лыка. Лапти – крестьянская обувь, сотканная из лыка. Светец – церковная книга со списком праздников и святых по дням их памяти. Светец – церковная книга со списком праздников и святых по дням их памяти. Darkened – сделать темным, темным Darkened – сделать темным, темным
Стихотворение С.А. Резникова Только в школе читаю, книги беру редко. Я спотыкаюсь при чтении, Как соня на ходу. В чем проблема и мучение? В чем подвох, наконец? Мало дома, мало чтения, Молодец, кто читает! Папа помогает маме учить сказки и стихи. Вместе мы сидим у лампы, Вместе мы учимся читать. В доме есть библиотека, есть что выбрать, полистать. Из 20-го века Мудрость я могу впитать! Никаких проблем и мучений, вся семья просто счастлива: Дружба с книгой – это момент Становления мной!
СОСТАВИЛ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ «РАКИТЯНСКАЯ СОШ2» А.И. ТРУНОВА 2010 Суриков Иван Захарович ()
Русский поэт. Родился в селе Новоселово Ярославской губернии в семье оброчного крепостного, работавшего приказчиком в Москве. Весной 1849 года вместе с матерью он уехал в Москву к отцу, открывшему на Ордынке собственную овощную лавку. Здесь Суриков научился читать и писать у двух сестер – молящихся мотыльков из разорившейся купеческой семьи.
Во второй половине года отец Сурикова разорился и, чтобы поправить дела, вернулся в деревню, оставив жену и сына на попечении старшего брата. Суриков решился на должность младшего приказчика в лавке своего дяди, который укорял своих родственников «каждым куском» и держал их в нужде и постоянных унижениях.
В 1859 году отец Сурикова вернулся в Москву и приобрел новую лавку для торговли железом и углем, полагаясь на помощь сына во всех торговых предприятиях. К этому времени Суриков собрал целую тетрадь оригинальных стихов, которые в 1860 г. были высоко оценены А. Н. Плещеевым, заметившим в них «черты оригинальности, а главное, искренности и глубокого чувства». Рецензия на маститого поэта воодушевляла Сурикова, но его творческие искания по-прежнему осложнялись житейской неустроенностью.
Главные темы поэзии Сурикова – крестьянская жизнь, городская беднота, изнурительный труд, бедственное положение женщин (стихи «Бедная доля», «Чем не горящая крапива», «Два образа», «На Мост», «В могиле», «Умирающее шитье» и др.). С любовью С. рисовал крестьянский труд (стихи «Утро», «Покос» и др.), русскую природу («Весна», «Лето», «Осень», «Зима»). Особое место в его творчестве занимают стихи о детях:
Годы житейских мытарств, неудач, полуголодного существования подрывают здоровье поэта: он заболевает туберкулезом. Предпринимаемые попытки лечения не дают желаемых результатов. Суриков умирает в расцвете своего творческого таланта в возрасте 40 лет.
Иван Захарович Суриков Детство Учитель начальных классов Кириллова Е.В. МБУСОШ Сусанино Хабаровский край Ульчский район 2016
Какой раздел мы изучаем? Что мы изучаем в этом разделе? Вы знаете, что такое стихотворение? Чем стихи отличаются от рассказов? Стихи каких поэтов мы изучали с вами на предыдущих уроках? Почему эти стихи включены в раздел «Снежинки и блестки»?
Сегодня мы познакомимся с еще одним поэтом, познакомимся с его стихотворением. Сегодня мы откроем для себя новое имя в этом разделе. Это Иван Захарович Суриков. Иван Захарович Суриков родился 6 апреля 1841 года в селе Новосёлово Ярославской губернии. В 1849 году мой отец открыл в Москве небольшой магазин. Ваня самостоятельно научился читать и писать и начал писать свои первые стихи под впечатлением от прочитанных стихов. Многие стихотворения поэта посвящены русской природе и детям: «Утро», «Детство», «Ночью», «Зима». А некоторые стихотворения стали народными песнями («Рябина», «Степь и степь кругом»).
Чтобы предположить, о чем пойдет речь в этом стихотворении, обратимся к опорным словам: Мое село, мой дом, я катаюсь в санях друзья мальчика Как вы думаете, о чем пойдет речь в стихотворении, на какую тему он коснулся поэт? (Про детей, зимние забавы.)
Давайте послушаем стихотворение. Отметьте слова, которые вы не понимаете. Ветхая – старая прялка – инструмент для изготовления ниток. Светильник представляет собой подставку для факела или свечи. Близко – закрой, закрой глаза. Омрачить — сделать грустным, грустным. Лапти – крестьянская обувь, плетённая из лыка, бересты. Сердце умирает – оно останавливается. Если пережаришь, замерзнешь
Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова называется Детство. Почему Суриков затронул эту тему в своем творчестве? (Детство – беззаботная пора.) Многие писатели, художники, музыканты неоднократно в своем творчестве обращались к теме детства, потому что считали его порой самым беззаботным. Воспоминания о детстве у взрослых чаще всего вызывают смешанные чувства: чувства радости и сожаления. Почему вы думаете? (Радость – от пережитых событий, сожаление – на этот раз не вернуть.)
Какие картины вы представляли себе, слушая это стихотворение? От чьего имени поэт рассказывает эту историю? С каким чувством поэт рассказывает о своем детстве? (С чувством радости и сожаления.) Разминка речи. Чтобы речь была понятной, яркой, нужно правильно дышать при чтении. Представьте, как на ваши ладони падают снежинки. Вы восхитились их красотой и решили отпустить. Подышать воздухом. Сдуйте снежинки с руки. Повторяем 3 раза. Самостоятельное чтение учащимися. Пытаюсь выразительно читать!
Какие события, происходившие с ним в детстве, описывает поэт? Давайте разобьем стих на части и возглавим каждое событие.
План: 1. Катание на лыжах с горы. 2. Тихий вечер в семье. 3. Бабушкины сказки. 5. Волшебный сон. 6. Наступление утра.
Что поэт считает своим домом? Какую картину описывает автор? (Катание с горы). Что происходит с мальчиком? Какие воспоминания остались о поездке на американских горках? А как вы объясните смысл строчки: “А я на боку-бах!” Подберите и текстируйте слова, которыми поэт показывает особенности времени, в котором происходит действие? Как поэт говорит о метели, какие изобразительные средства языка использует? (Олицетворение. ) Докажи. («Наделяет» вьюгу способностями живого существа.) Сравните «погоду дома» и «погоду за окном», что вы можете сказать? Подтвердите ответ словами из текста. (Вокруг все тихо / за окном воет метель.)
Что приснилось мальчику? Прочтите это. Какие изобразительные средства языка использовал поэт в этом отрывке? (Сравнения.) Приведите примеры (Иван-царевич похож на меня.) Какие слова помогают вам найти сравнения в тексте. (Вспомогательные слова: точно, точно.) В каком настроении находится мальчик во время сна? (Эмоциональное возбуждение, страх). Как меняется настроение с наступлением утра? (Возбуждение и страх сменяются спокойствием.)
Как вы понимаете слова: Весело лилось, Детство? Какие изобразительные средства использует автор? (Воплощение.) С чем поэт сравнивает детские годы? (С водой.) Почему? (Вода иногда течет очень быстро, как в детстве.) Каким было детство мальчика? Детство мальчика было радостным и веселым. Для чего Суриков написал это стихотворение? (Чтобы рассказать о своем детстве. )
Игры крестьянских детей похожи на ваши? Какая из картин запомнилась вам больше всего? Прочитайте строки, в которых представлена картина: семья зимним вечером. Найдите строки, говорящие о большой любви мальчика к сказкам. Каким предстает перед нами поэт в этом стихотворении? Какими чертами он обладал? Проворный Выносливый Любознательный Впечатляющий
Итоги урока. Что нового вы узнали? С каким русским поэтом вы познакомились? Что ты учишь? (Выразительное чтение и анализ стихов. Произведения.) Зачем это нужно? (Выразительно читать наизусть и понимать содержание прочитанного.) Почему стихотворение необычное? (Частая смена действий, событий.) Как художник может рассказать о своем детстве? (Нарисуйте картинки.)
Слайд 2
Иван Захарович Суриков родился 6 апреля 1841 года в глухом селе Новоселово Ярославской губернии в семье крепостного. В восемь лет мальчика отдали в школу в Москве, где его отец открыл небольшой магазин. Иван Суриков самостоятельно научился читать и писать и начал писать свои первые стихи под впечатлением от стихов, прочитанных Александром Сергеевичем Пушкиным.
Слайд 3
В 1862 году И. Суриков познакомился с Плещеевым, который оценил талант поэта-самоучки и помог опубликовать его стихи в печати. Многие стихотворения поэта посвящены русской природе и детям: «Утро», «Детство», «Ночью», «Зима». А некоторые стихотворения стали народными песнями, среди которых наиболее популярны «Рябина», «Степь да кругом степь».
Слайд 4
Какой период жизни человека описывает И.З. Суриков? От чьего имени рассказывается история? Что говорит автор о своем детстве?
Слайд 5
Ветхий – дряхлый от старости, дряхлый. Лапти – крестьянская обувь, сотканная из лыка. Светец – церковная книга со списком праздников и святых по дням их памяти. Darkened – сделать мрачным, темным
Слайд 6
Упражнение. Нужно доказать строками из стихотворения, что поэт обладал такими чертами. Проворный Выносливый Любознательный впечатлительный
Слайд 7
Кто из вас любит сказки? Какая твоя любимая сказка
Слайд 8