Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, —
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Он теперь покоен —
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
В произведении Ивана Захаровича Сурикова «Зима» лирично и душевно описан приход снежной поры в мир. Строки этого стихотворения содержат как описание сердитого мороза, так и, в противовес, мягкого уюта этого времени года.
Написан стих в 1880 году в жанре пейзажной лирики. В стихотворении восемь строф, каждая содержит четыре строки. Он написан трехстопным ямбом (двухсложный размер), в нем перекрестная рифмовка, рифма женская (ударение на предпоследнем слоге).
В произведении встречается множество средств художественной выразительности: эпитеты («злой», «пушистый», «сердитый»), олицетворения («морозы пришли», «лес заснул»), сравнения – «поле забелело, то пеленою, все его одело».
В строчке «вот пришли морозцы — и зима настала» заключена мысль о том, что вся наша жизнь подчинена законам природы, поэтому любые перемены в ней людям следует принимать с благодарностью и огромным удовольствием от каждого, даже незначительного, момента. Ведь тогда каждый миг нашей жизни будет наполнен очарованием и радостью.
«Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи, И избу соломой он укрыл снаружи.» Когда поэт пишет о быте крестьянина, то отмечает, что даже в такой спокойный день у него все еще много забот – нужно вытащить и запрячь сани, чтобы ехать за дровами, подготовить избу к холодам, укрыв ее снаружи соломой, да и успевать следить за детьми, которые всё строят снеговые горы.
Большую часть своей жизни сам автор, Иван Суриков, прожил в деревне, и каждый приход зимы очарованно любовался тем, как темный лес за всего одну ночь полностью покрывался снежной шапкой и, будто на самом деле, засыпал на всю зиму, как на утро все поле было белым от ночного снегопада, как вдруг день становился короче, а солнца было все меньше. Именно поэтому он с такой легкостью передал читателю чувство деревенской жизни.
О таких сложных для понимания вещах такими простыми словами мог написать лишь по-настоящему талантливый человек, каким и был Иван Захарович. Он по праву считается одним из самых ярких, но при этом самобытных поэтов русских деревень. Именно он смог внести долю романтики в описание сельских будней, да так, что у большинства читателей возникло желание погулять по зимнему спящему лесу, побродить по заснеженному полю, прислушиваясь к хрусту под ногами, построить снеговую гору, наслаждаясь чистым освежающим воздухом.
rustih.ru
Отличительной чертой творчества Ивана Захаровича Сурикова является лиричность, образность и простота изложения всех его произведений. Не исключением стало и стихотворение «Зима», в котором описывается вступление зимы в свои права. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Зимы» по плану, который будет полезен ученика 5 класса при подготовке к уроку по литературе.
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно…
Божьи дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы — и зима настала.
Труженик-крестьянин вытащил санишки,
Снеговые горы строят ребятишки.
Уж давно крестьянин ждал зимы и стужи,
И избу соломой он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер не проник сквозь щели,
Не надули б снега вьюги и метели.
Он теперь покоен — все кругом укрыто,
И ему не страшен злой мороз, сердитый.
Вариант 1
Стихотворение Ивана Захаровича «Зима», написанное в 1880 году, раскрывает две темы, связанные между собой — это торжественный приход зимы, вступившей в свои законные права, и описание сельской жизни.
В начале произведения автор ярко описывает снегопад. Перед читателями вырисовывается картина, как снег, хлопьями кружась, ложится пеленою. Олицетворение зимы Суриковым очень красочно, несмотря на преобладание белого цвета этого времени года.
Используя метафоры, поэт отмечает умиротворение и спокойствие природы. Тёмный лес, такой величественный, укрывшись шапкой из снега, засыпает крепко и непробудно. Иван Суриков имел способность восхищаться природой. Даже кажущиеся, на первый взгляд простыми строки, несут философский смысл. Автор считал очаровательным и то, что солнце уже мало светит, короткие дни, пришли морозы.
Несмотря на, казалось бы, простые строфы стихотворения, при тщательном анализе можно увидеть, что присутствуют предложения с усложнёнными однородными членами с союзной и бессоюзной связью «падает, ложится», «крепко, непробудно», «зимы и стужи», «вьюги и метели». Но, это нисколько не мешает изучать данное произведение Ивана Захаровича ученикам средних образовательных школ.
Стихотворение «Зима» — поэзия пейзажной лирики. Однако Суриков сдержанно описывает и сельскую жизнь. Так как сам поэт родился в семье крепостного крестьянина, ему знакома самобытность сельских жителей. Тем самым подчёркивая тесную связь между человеком и природой.
Сдержанно и просто Иван Суриков описывает крестьянина, готовящего сани. Даже зимой забот у селян предостаточно, например, заготовка дров. Так же надо утеплить избу соломой от предстоящих морозов. Ещё поэта умиляет и то обстоятельство, что, несмотря на снегопад, мороз и заснеженность, ребятишки строят снежные горки для катания.
Рифмовка стихотворения наиболее ярко передаёт суть этого времени года и непосредственного участия природы и человека. Перед читателем предстаёт картина, в виде села с полями, окружённого лесом. И всё это великолепие покрывается пушистым снегом. Суриков сумел донести всю романтику морозного утра в своём произведении.
Так же в стихотворении встречаются художественные приёмы. На пример метафора «вот пришли морозцы», «злой мороз, сердитый».
Сурикова считают одним из ярких поэтов, представлявшим направление, такое как, крестьянская поэзия, появившегося в 19 веке.
Вариант 2
Иван Суриков родился и вырос в крепостной семье, он трудно жил и умер в глубокой нищете. Оставшаяся потомкам лирика этого замечательного поэта раскрывает удивительный талант и жизнелюбие человека, много выстрадавшего в своей жизни.
Стихотворение Ивана Сурикова «Зима» – яркий пример удивительного поэтического таланта. Оно относится к жанру пейзажной лирики и отражает удивительную способность обездоленного жизнью человека красиво и тепло восхищаться родной природой.
Мы видим в этих строках настоящего поэта, светлого и жизнерадостного. Речь его плавна и мелодична, наполнена искренней добротой и любованием увиденной картиной. Автор нежно сравнивает снежный покров с теплым одеянием, укрывшим «пеленой» поле и «чудной» шапкой – «темный лес», который заснул успокоившись.
Все наполнено глубоким человеческим смыслом, зима полноправно заняла позиции, и с этим нужно смириться. Именно поэтому основная мысль излагается кратко: «вот пришли морозцы — и зима настала». Так было испокон веков, в этом суть жизни и перемен.
Поэт любовно описывает все старания крестьянина, подготовившегося к зиме. Человек, близкий к природе, знает и понимает ее, он принимает с радостью новый день, потому что умеет ценить каждый проблеск счастья. А счастье – это гармония с природой.
Тонкая поэтическая натура крестьянского человека воспринимает окружаю
litfest.ru
Стихотворения Сурикова о зиме настолько хорошо знакомы нам, что кажется, мы их знали всегда. Просто родились с ними. «Вот моя деревня. Вот мой дом родной. Вот качусь я в санках по горе крутой…». Эти стихи ассоциируются у нас с Родиной. И хотя многие из нас родились и выросли в крупных городах, такое ощущение, что эти строки близки каждому. Стихи Сурикова о зиме на редкость точны и искренни.
Из стихотворения «Детство»
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот свернулись санки
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Поэт Иван Захарович Суриков (1841-1880) родился в семье оброчных крепостных крестьян. Его малая родина – деревня Новосёлово Ярославской губернии. Ивану Захаровичу учиться не довелось, но он рано пристрастился к чтению и начал сочинять стихи.
Из стихотворения «Зима»
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало, —
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
На определённом этапе Суриковы перебрались на постоянное место жительства в Москву. Будущий поэт не гнушался никакой работы: трудился в лавке, был переплётчиком, наборщиком. Но выбраться из нищеты не удавалось. Со временем имя поэта-самоучки Сурикова получило широкую известность. Он издавал книги и печатался в журналах.
Из стихотворения «Мороз»
Смотрит с неба месяц бледный,
Точно серп стальной;
По селу мороз трескучий
Ходит сам-большой.
По заборам, по деревья
Вешает наряд;
Где идет, в снегу алмазы
По следу горят.
Шапка набок, нараспашку
Шуба на плечах;
Серебром сияет иней
На его кудрях.
detskiychas.ru
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Он теперь покоен
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
Вот свернулись санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.
И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.
Весь ты перезябнешь,
Руки не согнёшь
И домой тихонько,
Нехотя бредёшь.
Ветхую шубёнку
Скинешь с плеч долой;
Заберёшься на печь
К бабушке седой.
И сидишь, ни слова…
Тихо всё кругом;
Только слышишь – воет
Вьюга за окном.
В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетёт;
Матушка за прялкой
Молча лён прядёт.
Избу освещает
Огонёк светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца…
И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнёт мне бабка
Сказки говорить:
Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
Серый волк достал.
Слушаю я сказку,—
Сердце так и мрёт;
А в трубе сердито
Ветер злой поёт.
Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.
А во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич —
Вот передо мною
Чудный сад цветёт;
В том саду большое
Дерево растёт.
Золотая клетка
На суке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит.
Прыгает в той клетке,
Весело поёт;
Ярким, чудным светом
Сад весь обдаёт.
Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.
Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.
Руки мне скрутили
И ведут меня…
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.
Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.
Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.
domovenok.name
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Малышок» г. Советский»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с интеграцией образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
на тему: «Заучивание стихотворения И. Сурикова «Зима»
Составила: Хабиева А.А., воспитатель старшей группы «Солнышко»
г. Советский, 2017 г.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие (развитие речи), социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности:
Образовательная область | Виды детской деятельности |
Речевое развитие | Заучивание стихотворения Игровая |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная |
Формы работы с детьми:
Виды детской деятельности | Формы работы с детьми |
Познавательно – исследовательская Игровая | Ситуативный разговор Решение проблемной ситуации Обсуждение Игровые упражнения |
Коммуникативная Игровая | Беседа Ответы на вопросы Игровые ситуации |
Формы организации детей: групповая
Цель: развитие связной выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Материал и оборудование:
Оборудование: иллюстрации (картинки) с пейзажами (разные по характеру, настроению, содержанию), коробка со снегом, снежинки из бумаги, небольшая тарелочка для снежинок, мольберт, маркер, магниты для крепления листа, лист А3, картинки: снег, зима, сугроб, шапка, лес, солнце, мороз, цветные карандаши, альбомные листы.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и сюжетных картинок об осени, зиме, чтение и заучивание стихотворений об осени, целевая прогулка, развивающие игры и упражнения на развитие речи, отгадывание загадок, подвижные игры: «Ветер и снежинки» и др.
Индивидуальная работа с детьми: активизировать на занятии Лиану И., Валерию П., Сергея Г.
Словарная работа: объяснить детям понятие «непробудно»
Методы (наглядные, словесные)
Приемы (рассказ, игровое упражнение, дидактическая игра, ответы на вопросы, рассматривание картины)
место проведения: групповое помещение
Ход непосредственно образовательной деятельности
Дети заходят в группу и становятся в круг.
Воспитатель: Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся. Посмотрите ребята, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся.
Дети здороваются с присутствующими гостями.
Воспитатель: какой замечательный сегодня день, давайте поприветствуем друг друга и зарядимся хорошим настроением
Игровое упражнение на развитие коммуникации «Здравствуй»
Дети говорят слова приветствия друг другу, прикасаясь друг к другу ладонями и называя по имени.
Мотив.
Воспитатель обращает внимание детей на коробку, стоящую на столе.
Воспитатель: чтобы узнать, что лежит в коробке, отгадайте мою загадку
Загадка
Дети: снег.
Дети обследуют снег руками.
Воспитатель: правильно, какой бывает снег?
Дидактическая игра «Какой, какая»
Дети называют какой бывает снег: мягкий, холодный, белый, хрустящий и т.д.
Воспитатель: А что происходит со снегом, когда становится тепло?
Дети: тает, превращается в воду.
Воспитатель: чтобы снег не растаял, мы подарим ему снежинки. Но снежинки вы будете получать только за правильно выполненные задания. Присаживайтесь на стульчики.
Дети садятся на стулья.
Основная часть
Воспитатель: Послушайте стихотворение И. Сурикова «Зима».
Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы —
И зима настала.
Беседа по содержанию.
Воспитатель: Какой период зимы описан в стихотворении? Как вы догадались?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: Вы заметили, какие разные слова подобрал поэт, чтобы сказать о снеге? С чем сравнивает поэт снег?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель:
Ребята, в стихотворении есть такие строчки:
Темный лес, что шапкой,
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно.
Как вы понимаете эти слова? О какой шапке говорит поэт? Как вы думаете, что значит слово «непробудно»?
Дети: (ответы детей).
Воспитатель: давайте попробуем запомнить стихотворение с помощью рисунков. Я буду рисовать слова – действия, а вы мне помогать. Что такое слова – действия?
Дети: (ответы детей).
Повторное рассказывание стихотворения с зарисовкой глаголов на листе, установка на запоминание.
Воспитатель: Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет (1-2 раза).
Рассказывание стихотворения детьми наизусть при помощи схематического изображения, за рассказывание ребенок получает снежинку.
Физминутка «Зимой», «Дорожка к зайчику, к ежику»
Дидактическая игра «Назови ласково»
Воспитатель: зима, красивое время года, давайте превратим обычные слова в красивые, называя их ласково.
Воспитатель показывает детям картинки, дети называют слова в уменьшительно-ласковой форме (за ответы детей воспитатель дает ребенку снежинку).
Снег-
Зима –
Сугроб-
Шапка-
Лес-
Солнце-
Мороз-
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, сколько снежинок мы собрали. Теперь снег не растает. Сейчас мы положим их в коробочку и снег превратит их в снежный сюрприз.
Воспитатель складывает снежинки в коробку и достает сюрприз для детей.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось беседовать про снег? Вы хотите получить сюрприз? Тогда скажите, за что вы получаете сюрприз, что у вас лучше всего получилось или что вам сегодня понравилось.
А теперь давайте нарисуем к этому стихотворению рисунки.
(Дети с воспитателем обсуждают, что они будут рисовать (деревья, дом, гору снежную, сани).
Самостоятельная деятельность детей
Список литературы
nsportal.ru
Ұйымдастырылған оқу іс- әрекетінің технологиялық картасы
Технологическая карта организованной учебной деятельности
Мини-центр “Айналайн”
Білім беру саласы– Образовательные области: Коммуникация.
Бөлімдерi – Разделы: Художественная литература.
Тақырыбы – Тема: «Заучивание стихотворения: И. Суриков, «Зима»».
Мақсаты – Цель: Учить заучивать наизусть стихи без наглядного сопровождения, читать их с интонационной выразительностью. Учить соотносить содержание стихотворения с личным опытом детей, с их окружением. Воспитывать интерес к заучиванию стихотворений.
Билингвал компоненты-Билингвальный компонент: қыс – зима, қар – снег.
Дидактикалық материал – Дидактический материал: книга, иллюстрации, стихотворение в виде схемы.
Тәрбиешінің іс-әрекеті Действия воспитателяБалалардың іс-әрекеті Деятельность детей
Мотивациялық-
қызығушылық:
Мотивационно-
побудительный
Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы здоровы. Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи.
Дети проявляют интерес,желают друг другу добра, хорошего настроения, удачи, передавая «волшебную палочку»
Ұйымдастыру –
ізденушілік
Организационно -поисковый
Беседа о зиме.
На заборах, на крылечке,
Всё блестит и всё бело!
Нет свободного местечка –
Всюду снега намело!
Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает?
-Ребята, назовите время года?(кыс)
-Назовите приметы зимы.
-Какие слова вы можете сказать о зиме?
Воспитатель читает стихотворение И. Сурикова:
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Божьи дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозцы –
И зима настала.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он укрыл снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
Он теперь покоен –
Всё кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый.
— Чудесное стихотворение, не правда ли?
— А про что написано необычно, что вам особенно запомнилось?
Как надо читать про снег, который кружится в воздухе и тихо ложится на землю?
Всю ночь падал снег, и под утро снегом?..— «Поле забелело, точно пеленою все его одело».
Третье четверостишие — самое трудное. Чтобы помочь детям запомнить его, воспитатель использует прием «Спрашиваю — отвечай!»: «Темный лес, что шапкой принакрылся чудной»?
Физминутка «Зимой»
Как интересно нам зимой!
На санках едем мы гурьбой,
Потом в снежки мы поиграем,
Все дружно лыжи одеваем,
Потом все встали на коньки,
Зимой веселые деньки! Послушайте стихотворение еще раз.
Далее воспитатель читает стихотворение целиком.
-С какой интонацией я рассказывала, каким голосом?
Чтение стихотворения с установкой на запоминание.
После чтения воспитатель предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы.
Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет.
Рассказывание стихотворения воспитателем.
Рассказывание стихотворения детьми наизусть.
(зимой)
Зима
Дети внимательно слушают стихотворение.
(Да).
(Про зиму).
(Понизив голос, медленно, интонацией передавая и кружение снега, и его медленное приземление.)
(Вопрос адресуется трем-четырем детям, запоминающим стихи медленнее сверстников. Дети по одному воспроизводят фразу. И т. д.)
(показывают большим пальцем вверх)
(имитируют катание на санках)
(имитируют лепку и бросание снежков)
(«одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
(изображают катание на коньках)
(1-2 раза).
Дети по желанию рассказывают стихотворение.
Рефлексивтік-түзету
Рефлексивно – корригирующий
Воспитатель и дети рассматривают работы, обращают внимание на наиболее удавшиеся, хвалит, благодарит детей за работу.
-Что мы сегодня делали? Что вам больше всего запомнилось? Что понравилось?
Дети анализируют. Рассматривают работы.
Ответы детей.
Күтілетін нәтиже – Ожидаемый результат:
Түсінеді – Понимают: признаки зимы
Қолданады – Применяют: навык соотносить содержание стихотворения с личным опытом детей, с их окружением.
Өндіреді – Воспроизводят: заучивать наизусть стихи без наглядного сопровождения.
infourok.ru
В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.
Ключевые слова: И. З. Суриков, крестьянская поэзия, лирика, пейзаж, образ, русская зима
Иван Захарович Суриков очень рано начал писать стихи, но первые поэтические опыты не дошли до нас — автор уничтожил их, а оставшаяся потомкам лирика этого замечательного поэта раскрывает удивительный талант и жизнелюбие человека, много выстрадавшего в своей жизни.
Особенно поэт любил родную природу, землю и воспел её в стихах. Румяная, полная ярких, искрящихся красок русская зима вдохновила Сурикова на написание таких поистине народных произведений, как «Детство» (1865–1866), «Зима» (1880), «Мороз» (1865), «Четыре цвета года» (1857), «В степи» (1869).
Стихотворения Сурикова о зиме настолько хорошо знакомы нам, что кажется, мы их знали всегда. Просто родились с ними. «Вот моя деревня. / Вот мой дом родной. / Вот качусь я в санках по горе крутой…». [2, с. 54] Эти стихи ассоциируются у нас с Родиной. И хотя многие из нас родились и выросли в крупных городах, такое ощущение, что эти строки близки каждому. Стихи Сурикова о зиме на редкость точны и искренни.
Произведения Сурикова насыщены художественными приемами: метафорами «злой мороз, сердитый», олицетворениями «лес…заснул», «степь бежит», «пришли морозцы», эпитетами «снег пушистый», случаями аллитерации. Они оживляют зимнее время года.
Кони мчат-несут,
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.
Снег да снег кругом;
Сердце грусть берет;
Про моздокскую
Степь ямщик поет…
…
Замолчал ямщик,
Слеза катится…
А в степи глухой
Вьюга плачется. [2, с. 57]
В стихотворении «В степи» вьюга становится единственной помощницей ямщика, что может передать от него весточку любимой. Зима все понимает, чувствует, сопереживает…
В произведении «Детство» каждый читатель видит самого себя: так пронзительно и живо автор описал зимние забавы, что невольно переносишься в детские свои годы.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех! [1, с. 81]
Откровенно и искреннее произведение приобщает детей к природе нашей России, показывает ее неповторимую красоту в зимнее время года, знакомит с крестьянской жизнью. Оно невольно развивает фантазию, воображение и любовь к Родине, семье, незабываемому времени.
В стихотворении «Мороз» Суриков буквально нарисовал портрет и внешность Мороза, даже манеры поведения — все обрисовано в этой картине.
… По селу мороз трескучий
Ходит сам-большой.
…
Шапка набок, нараспашку
Шуба на плечах;
Серебром сияет иней
На его кудрях [2, с. 56]
Безусловно, среди всех строк о красавице — русской зиме стоит отметить стихотворение «Зима», написанное в 1880 году, незадолго до смерти поэта. Это произведение — яркий пример удивительного поэтического таланта. Оно относится к жанру пейзажной лирики и отражает удивительную способность обездоленного жизнью человека красиво и тепло восхищаться родной природой.
Главный замысел стихотворения «Зима» — соединение литературной лирики и пейзажной живописи. Не сложно догадаться, что основной темой является природа, а основной мыслью — воспевание сельской жизни, которая так близка сыну крестьянина.
Суриков — настоящий живописец, светлый и жизнерадостный. Поэтическая речь его плавна и мелодична, наполнена искренней добротой и любованием увиденной картиной. Автор нежно сравнивает снежный покров с теплым одеянием, укрывшим «пеленой» поле и «чудной» шапкой — «темный лес», который заснул успокоившись.
Зима может быть мягкой, усыпить лес, кроме того, в самом начале стихотворения автор подчеркивает мягкость и спокойствие главного героя зимы — снега.
«Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится». [2, с. 50]
Сказочное изменение поля за одну ночь изображено здесь, как оно преобразилось, стало девственно чистым. В этих строках игра контрастов — холодный снег стал для поля теплым и уютным одеялом.
«И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело». [2, с. 50]
Пушистый снег тихо ложится на землю и усыпляет лес, прикрывая его чудной шапкой, а олицетворение «что шапкой принакрылся» делает его более красочным и, безусловно, задерживает внимание как большого, так и маленького читателя.
«Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…». [2, с. 50]
Несмотря на то, что снег — символ зимы, снежные кристаллики могут спуститься с небес задолго до наступления декабря. Здесь необходимо отметить, слово «морозцы» используется в уменьшительно-ласкательном контексте — зима только-только приходит, поэтому нет еще сильных морозов и, концентрируя внимание читателя, автор называет их ласково.
Все наполнено глубоким человеческим смыслом, зима полноправно заняла позиции, и с этим нужно смириться. Именно поэтому основная мысль излагается кратко: «вот пришли морозцы — и зима настала». [2, с. 50] Так было испокон веков, в этом суть жизни и перемен.
Поэт любовно описывает все старания крестьянина, подготовившегося к зиме. Человек, близкий к природе, знает и понимает ее, он принимает с радостью новый день, потому что умеет ценить каждый проблеск счастья, а счастье — это гармония с природой. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй — зимы и человека.
Наряду с противоречивостью зимы автор показывает то, насколько по- разному ведут себя люди при ее приходе. Дети выходят на улицу и строят горки:
«Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки». [2, с. 50]
Так же зимнему морозу можно поставить в противоречие домашнее тепло, которое будет согревать крестьянина в его избе.
«Он теперь покоен –
Все кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый». [2, с. 50]
Читая стихотворение поэта можно представить реальную картину: падающий снег, который ложится на деревья и образует снеговые шапки; белое одеяло, что накрывает землю, делает этот сложный мир чище и светлее, искреннее и откровеннее, не просто пряча землю от предстоящих морозов, но и подчеркивая ее красоту и очертания.
Тонкая поэтическая натура крестьянского человека воспринимает окружающий мир особенно чутко, это чувствуется в каждой строчке. Деревенский человек неспешен, мудр и трудолюбив. Понимая суровый нрав зимы, он не сетует на нее, а готовится жить с ней в мире и любви.
Только бесконечно обожая эту деревенскую жизнь и ощущая близость с естественным природным миром, Суриков смог найти спокойные емкие фразы, описывающие приход зимы. В то же время речь поэта романтична и возвышенна.
Последняя строфа стихотворения навевает сказочные мотивы. Здесь и «злой мороз, сердитый» как в народных сказаниях, и «вьюги и метели» как живые персонажи. Все готово к зиме. Она холодна, но и прекрасна, с ней пришел крестьянский отдых.
Становится ясно, что так просто и стильно писать о сложных вещах под силу лишь по-настоящему одаренному человеку, который умеет ценить прекрасное и беззаветно любит зиму в родных краях, ценит крестьянский быт и обладает очень тонкой поэтической натурой. Поэтому неудивительно, что Ивана Сурикова считают одним из наиболее ярких и самобытных поэтов русского села. Он смог вдохнуть романтику в привычный уклад сельской жизни, преподнести его таким образом, чтобы каждый читатель также искренне полюбил зиму и состояние природы в этот период. Читателям захотелось скатиться с высокой снежной горы на окраине села или же побродить по спящему лесу, вслушиваясь в скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух.
Литература:
Основные термины (генерируются автоматически): русская зима, зим, злой мороз, тонкая поэтическая натура, сельская жизнь, родная природа, пейзажная лирика, основная мысль, зимнее время, автор.
moluch.ru