Картотека пальчиковой гимнастики для детей 4-6 лет
по лексическим темам
«Осень»
«Солнышко и дождик»
Прилетела тучка. (Двигаем ладонь – это тучка.)
Спрятались ромашки. (Раскрытые ладошки сжимаем и прячем.)
Падают дождинки (Кончиками пальцев касаемся лица.)
На детские мордашки:
И на лбу, и на шеках,
На носу и на ушах.
Выглянуло солнышко, (Поднимаем ладонь с растопыренными пальцами.)
Расцвели ромашки. (Поднимаем руки, сжатые в кулачки, раскрываем их.)
Прыгают веснушки (Кончиками пальцев касаемся лица.)
На детские мордашки:
И на лбу, и на щеках,
На носу и на ушах.
«Дары осени»
Солнце, солнце, веселей,
Посвети, ещё погрей!
(Сжать пальцы в кулак, разжать)
Дождик, дождик, не мешай
Собирать нам урожай:
(Хлопки)
Груши, яблоки в садах,
Помидоры на полях.
Свёклу, редьку и картошку.
И, конечно же, морковку.
(При перечислении загибать по одному пальцу на левой руке, а затем – на правой)
Чтоб когда придет зима,
Были полны закрома.
(Сжать пальцы в кулак)
«Пирожки»
Вот мы тесто замесили, (Сгибаем, разгибаем пальцы.)
Мяли, мяли, посолили. (Делаем движения, как будто солим.)
Порубили на куски (Машем ребром левой руки, как будто рубим ножом.)
И слепили пирожки. (Две ладошки касаются друг друга, то одна сверху, то другая.)
Что за вкусный пирожок! (Руки сплетаем в замок, делаем вид, что пробуем пирожок.)
Угощайся, мой дружок!
«Детский сад. Игрушки»
«Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят: (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Два медведя, Буратино, (загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
«Прятки»
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали.
Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибать пальчики, начиная с большого)
Мы во двор пришли гулять.(идем средним и указательным пальцами, остальные поджаты)
Бабу снежную лепили,(круговые движения ладонями, как будто лепим шарик)
Птичек крошками кормили,( поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто крошим)
С горки мы потом катались, (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись.(переворачиваем ладошки вверх-вниз)
Все в снегу домой пришли.(потрясти опущенными вниз кистями рук)
Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
«Дружба»
Дружат в нашей группе (пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. (в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)
В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.
«Овощи»
«Огород»
В землю семена кладем, (Указательным пальцем правой руки дотрагиваемся до левой ладошки.)
Их зароем (Слегка царапаем ладошку.)
И польем. (Трясем кистью над ладошкой.)
Вырастет капуста. (Складываем руки в замок.) Вырастет моркошка. (Ладони прижимаем друг к другу.)
Лук, (Вытягиваем по два пальчика на обеих руках.)
Петрушка (Скрещиваем руки, растопыриваем пальцы.)
И подсолнух, (Растопыриваем пальцы, руки прижимаем друг к другу тыльной стороной, ладони отгибаем.)
А еще картошка. (Показали кулачки.)
Будет славный урожай, (Большой палец
Поскорее собирай! (Пощипываем ладонь.)
«Овощи»
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке: (Дети делают ладошки «корзинкой»)
Вот пузатый кабачок
Положили на бочок,
Перец и морковку
Уложили ловко,
Помидор и огурец (Сгибают пальчики, начиная с большого.)
Наша Зина – молодец! (Показывают большой палец.)
«Фрукты»
«Фруктовая ладошка»
Этот пальчик –апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик –абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик –груша,
Просит: «Ну –кА, скушай!»
Этот пальчик – ананас, (Поочередно разгибают пальчики и на себя.)
Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошки вокруг и на себя.)
«Апельсин»
Мы делили апельсин
Много нас – а он – один! (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Эта долька – для ежа (Правой рукой поочередно разжимаем пальцы левой руки, начиная с мизинчика)
Эта долька – для чижа
Эта долька – для котят
Эта долька — для утят
Эта долька — для бобра
А для волка – кожура! (Встряхиваем обе кисти)
«Ягоды, грибы»
«Ягоды»
По тропинке в лес пойдем. (Два пальца левой руки – человечек – шагает по ладошке правой руки.)
Много ягод наберем.
Земляничку и клубнику (Щепотью левой руки «отщипываем» кончики пальцев правой по 2 раза.)
И бруснику, и чернику.
И калинку, и малинку —
Все положим мы в корзинку. (Сложенные в щепоть пальцы правой руки опускаем в корзинку – левую ладонь, согнутую «лодочкой».)
Повторяем упражнение левой рукой.
«Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел, оттого и потолстел.
«Деревья. Кустарники»
«Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины, листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками.)
«Две больших сосны» Две больших сосны Стояли рядом, А меж ними елочка росла. Две сосны Подружку укрывали, Чтоб вершинку Ветры не сломали, Чтоб красивой елочка была. Понять руки вверх. Опустить руки вниз и отвести немного в стороны. Поднять руки вверх и покачать ими из стороны в сторону. Изобразить руками вершину елочки, соединив ладошки над головой. Поставить руки на пояс и поворачиваться из стороны в сторону. |
«Дом, семья»
«Моя семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья!
Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
«Ребята»
Все ребята спать пошли. (Показываем девять пальцев. Большой палец загнут.)
Только Ваню не нашли.
Где же Ваня?
Нету Вани.
Ищут-ищут – не найдут,
Ну а Ваня тут как тут. (Разгибаем и показываем большой палец.)
Далее так же ищем указательный палец – Машу, средний палец – Мишу, безымянный
палец – Катю, мизинец – Дашу.
То же самое показываем на другой руке. Постепенно увеличиваем темп.
«Домашние животные»
«Повстречались два котенка»
Повстречались два котенка. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)
Мяу-мяу! Мяу-мяу! (Соприкасаются кончики мизинцев двух рук.)
Повстречались два щеночка. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.)
Гав-гав! Гав-гав! (Касаются кончики безымянных пальцев двух рук.)
Повстречались два козла. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.) Ме- ме-ме! Ме-ме-ме! (Соприкасаются кончики средних пальцев двух рук.)
«Повстречались два барана»
(По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.) Бе- бе-бе! Бе-бе-бе! (Соприкасаются кончики указательных пальцев двух рук.)
Повстречались два быка. (По ногам бегут два пальца каждой руки – человечки.) Му-му- му! Му-му-му! (Соприкасаются кончики больших пальцев двух рук.)
Эту вкусную траву (Растопыриваем пальцы на двух руках.)
Не отдам я никому! (Прячем пальцы под мышками.)
«Дикие животные»
«В лесу»
– Мальчик с пальчик,
Где ты был?
(4 раза сгибать большой палец левой руки.)
– Долго по лесу бродил!
(4 раза сгибать большой палец правой руки.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ежика в иголках.
(Большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными пальцами.)
Встретил белочку, синичку,
Встретил лося и лисичку.
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(4 пальца последовательно сгибаются – кланяются.)
«Зайцы»
Скачет зайка косой
Под высокой сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка другой.
Указательный и средний пальцы правой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить. На вторую строчку – ладонь левой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставить, на третью строчку – ладонь правой руки поднять вертикально вверх, пальцы широко расставлены. На последнюю строчку – указательный и средний пальцы левой руки вытянуть, остальные выпрямить и соединить.
«Мышки»
Правую руку сжимаем в кулачок.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли мышки погулять. (Левой рукой разгибаем по одному пальцы на правой руке.)
По полянке скачут. (Средний и указательный пальцы левой руки прыгают на раскрытой ладони правой.)
Зерна в норке прячут. (Пальцы левой руки скребут по ладони правой.)
Раз, два, три, четыре, пять!
В норке спрятались опять! (Левой рукой загибаем по одному пальцы на правой руке.)
Повторяем упражнение левой рукой.
«Домашние птицы»
«Встреча»
Показываем разных животных и то, как они говорят. Вот пришли к нам два гуся:
Га-га-га! Га-га-га!
Вот пришли два попугая:
Да-да-да! Да-да-да!
Вот пришли к нам два зайчонка: (Шевелим пальцами-ушками.)
Раз-два-три! Раз-два-три!
Вот пришли к нам две собачки:
Посмотри! Посмотри!
Две козы к нам прибежали,
И друг дружку забодали!
«Гусенок»
Шел гусенок по тропинке.
Видит: вкусные травинки. (Растопыриваем пальчики.)
Ам-ам-ам, ам-ам-ам! (Гусенок щиплет пальчики, как травку.)
Никому я их не дам. (Два пальчика – человечек – идут по ноге до колена.)
Шел утенок через бор
И увидел мухомор. (Показываем мухомор – к кулачку приставляем указательный палец.)
«Знаю точно я, друзья:
Мухоморы есть нельзя!»
«Транспорт»
«Автобус»
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.
«Машина»
Би-би-би- гудит машина
(дети ритмично постукивают кулачком одной руки о ладонь другой)
Тук-тук-тук-
Мотор стучит
(ритмично хлопают руками)
-Едем, едем, едем, едем,- он так громко говорит.
(ритмично потопывают ногами)
Шины трутся о дорогу,
Шу-шу-шу- они шуршат.
(потирают ладони)
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та – вперед спешат
(делают ритмичную «вертушку» руками)
«Посуда»
«Помощники»
Раз, два, три, четыре,
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибают пальчики по одному)
Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали-
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
«Посуда»
Вот большой стеклянный чайник.
Очень важный, как начальник
(надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
(присели, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни- разобьются.
(кружатся, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке
(потянулись, руки сомкнули над головой)
Вот пластмассовый поднос
Он посуду нам принес.
(легли на ковер, вытянулись)
«Зима»
«Снежок»
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого)
Мы с тобой снежок слепили.
(«Лепят», меняя положение ладоней)
Круглый, крепкий, очень гладкий
(показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую)
И совсем-совсем не сладкий
(грозят пальчиком)
Раз – подбросим.
Два – поймаем.
Три – уроним
И …сломаем.
«Мороз»
Вот пришел к нам мороз. (Ладошками хлопаем по коленям, изображая шаги.)
Щиплет щеки, щиплет нос. (Щиплем щеки и нос.)
Ручками помашем, (Машем руками.)
Ножками попляшем. (Топаем ногами.)
Раз-два-три, раз-два-три, (Имитируем движения при лепке.)
Будем мы лепить снежки.
Раз-два-три-четыре-пять, (Сжимаем пальчики.)
Будем пальчики сжимать.
Уходи, мороз седой (Машем рукой.)
Да с лохматой бородой! (Приставляем запястья к подбородку, двигаем пальцами.)
«Зимние забавы»
«Снежная баба»
Сегодня из снежного мокрого кома
(идут по кругу, катят перед собой воображаемый ком)
Мы снежную бабу слепили у дома.
Стоит наша баба у самых ворот
(Рисуют руками три круга, начиная с маленького)
Никто не проедет,
Никто не пройдет.
(Грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом левой)
Знакома она уже всей детворе,
А Жучка все лает:
«Чужой во дворе!»
(Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок – Жучка)
«Дорожка»
Дорожка – тыльная сторона руки. От сгиба локтя до ладони движется кисть на
пальчиках, имитируя походку животных.
Вот по узенькой дорожке
Медленно крадется кошка.
А потом прошелся слон
Весом ровно десять тонн.
Вот лошадка пробежала.
И корова прошагала.
Муравьишка пробежал.
И зайчишка проскакал.
Дворник тут с метлой пришел
И дорожку всю подмел. (Правой кистью подметаем дорожку.)
nsportal.ru
(Дети делают ладошки «корзинкой».)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
(Сгибают пальчики, начиная с большого.)
Наша Зина – молодец!
(Показывают большой палец.)
Как у нашей Зины фрукты в корзине:
(Дети делают ладошки «корзинкой»)
Яблоки и груши,
Чтоб ребята кушали,
Персики и сливы –
До чего красивы!
Посмотрите на ранет!
(Сгибают пальчики, начиная с мизинца.)
Вкуснее наших фруктов нет!
(Гладят живот.)
Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь –
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)
А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!
(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)
Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника.
(Указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая, пальцы на другой руке.)
Запомнил ягоды я наконец.
Что это значит?
(Приподнимают плечи, удивляются.)
Я – молодец!
(Большой палец вытягивают вперед.)
Муку в тесто замесили,
(Сжимают и разжимают пальчики.)
А из теста мы слепили:
(Прихлопывают ладошками, «лепят».)
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечем в печи.
(Поочередно разгибают пальчики, начиная с мизинца. Обе ладошки разворачивают вверх.)
Очень вкусно!
(Гладят живот.)
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал!
Поднимают зажатые кулачки вверх.
Девочка Иринка порядок наводила.
(Показывают большой палец.)
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
Прыгает по веточкам невеличка-белочка.
Мелькает хвостик средь ветвей.
Кто угонится за ней?
(Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.)
Медведь в берлоге крепко спит,
Всю зиму до весны сопит.
Спят зимою бурундук,
Колючий ежик и барсук.
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Только заиньке не спится -убегает от лисицы.
(Показывают большой палец, вращая им.)
Мелькает он среди кустов, напетлял – и был таков!
(Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот.)
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
Праздник приближается, елка наряжается.
(Поднимают руки вверх «к макушке елки» и, опуская вниз, разводят в стороны.)
Мы развешали игрушки:
Бусы, шарики, хлопушки.
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
А здесь фонарики висят,
Блеском радуют ребят.
(Крутят ладошками в воздухе – «фонарики».)
(Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
(Вращают большим пальцем.)
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).
Пальчиковые игры условно можно разделить по темам, например: знакомство с семьей:
Это пальчик – мамочка.
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Это пальчик я,
Вот и вся моя семья!
Обучение детей счету и ориентация в пространстве:
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем пальчики считать,
Пять – на левой, пять – на правой –
Одинаково по пять!
Пальчиковые игры перед сном:
Это пальчик хочет спать,
Этот пальчик лег в кровать,
Это пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул,
Этот – крепко-крепко спит.
Тише, тише, не шумите,
Солнце яркое взойдет,
Утро ясное придет.
Встали пальчики – ура!
В детский сад идти пора!
Существует огромное количество игр, которые направлены на запоминание животных и их детенышей, классификацию зверей и птиц на группы.
Проанализировав технологию работы в средней группе, я покажу возможность использования двух пальчиковых тематических игр «Кто в лесочке живет? » и «Кто в деревне живет? » во время беседы по теме «Домашние и дикие животные» (технология работы в первую неделю мая) .
Задачи данных игр позволяют:
1. Закрепить знания детей 4-5 лет о лесных и домашних животных и их детенышах;
2. Правильно произносить звуки с, ж, ч;
3. Закрепить умения детей в счете от 1 до 5;
4. Соотносить движения рук и речь;
5. Создавать эмоционально – положительный фон с детьми во время игр и бесед.
На первой ступени: для того, чтобы подготовить детей к беседе по теме «Домашние и дикие животные» мы знакомим их с новыми пальчиковыми играми, рассказываем их и одновременно показываем (театр воспитателя) :
Кто в деревне живет? – руками делаем домиком
Лежебока рыжий кот, – поочередно загибаем пальцы
Маленький теленок
Желтенький цыпленок
Белая овечка,
Мышка под крылечком.
1, 2, 3, 4, 5 – будем пальцы зажимать. – сгибаем и разгибаем кулачок.
Кто в лесочке живет? – руки делаем елочкой
Под корягой старый крот, – поочередно показываем пальчики
За горой зайчонок,
В ельнике лосенок,
Под кустом лисичка,
На сосне синичка.
1, 2, 3, 4, 5 – их не трудно сосчитать. – сгибаем и разгибаем кулачок.
nsportal.ru
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному и речевому развитию во второй младшей группе.
Тема:«Животные южных стран».
Цель:Знакомство детей с животными жарких стран.
Задачи:
Образовательные:
1.Формировать представление детей о животных, живущих в жарких странах.
2.Активизировать словарь по теме «Животные жарких стран».
Развивающие:
1.Развивать артикуляционный аппарат, мелкую и общую моторику.
2.Развивать речевое внимание.
3.Побуждать вступать в речевое и игровое взаимодействие со сверстниками, задавать вопросы.
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к живой природе.
2.Воспитывать доброту и отзывчивость.
Оборудование: фигурки животных, предметные картинки с изображением животных жарких стран, разрезные картинки, мягкая игрушка обезьянка.
Аудиозапись: Музыка С. и Е. Железновых «У жирафа пятнышки везде». Музыка из кинофильма «Красная Шапочка».
Словарь:жираф, жирафёнок, слон, слонёнок, зебра, зебрёнок, лев, львёнок.
Ход деятельности
Знакомство с персонажем.
Дети заходят в группу и обнаруживают на полу разбросанные игрушки. Воспитатель предлагает убрать игрушки на свои места. Воспитатель достает плачущую игрушку обезьянку.
Воспитатель:
– Обезьянка, здравствуй, а ты не знаешь, кто разбросал здесь игрушки? И почему ты плачешь?
Обезьянка:
– Здравствуйте, ребята, меня зовут обезьянка Чики-рики. Я не специально разбросала игрушки у вас, это я свой бантик ищу!
Воспитатель:
– Потеряла бантик??? Ребята, а давайте поможет Чики-рики найти её бантик. Но в группе мы его не нашили. Чики-рики, а где ты живешь?
Обезьянка:
– Я живу в теплой, южной стране, там, где не бывает снега, круглый год растут зеленые растения, там, где светит яркое солнышко.
Воспитатель:
– Какая интересная страна. Ребята, а как нам туда попасть?
(Варианты ответов детей).
Обезьянка:
– А я знаю один волшебный способ. Мы выполним упражнения и сможет очутиться там, где всегда жарко. Повторяйте все движения за мной!
Логоритмическое упражнение под музыку «У жирафа пятнышки».
Дети с воспитателем подходят к природному уголку, где расположено панно «Африка».
Воспитатель:
– Как здорово, мы попали в южную страну. Сколько здесь животных, может быть они видели бантик Чики-рики. Посмотрите – это лев. Ребята, а он какой?
Рассматривание животных Африки, беседа.
Воспитатель:
– Лев – царь зверей. Он очень сильный, а покажите, как лев открывает пасть (элементы артикуляционных упражнений).
А это слон. Он самый большой и тяжелый. Знаете, как он водичку пьёт (артикуляционное упражнение слоник)?
Это жираф. У него самая длинная шея. Он самый высокий. Это зебра, у нее очень много полосочек на теле.
Деление на команды.
Воспитатель:
– Ребята, чтобы найти подсказку, где же бантик Чики-рики, нам с вами нужно разделиться на команды.
Деление на команды, каждый ребенок выбирает картинку с изображенным животным и встает за свой стол.
Воспитатель:
– На столе у нас пазл-подсказка, его нужно собрать и мы узнаем, где нам искать бантик. (Дети собирают картинку с изображением пальмы).
Воспитатель:
– Ребята, что у вас получилось? Правильно, это пальма, на которой растут бананы и живут обезьянки. Правда, Чики-рики?
Обезьянка:
– Правда-правда!!! Ребята, что-то я проголодалась.
Воспитатель:
– Ребята, а что любят кушать обезьянки?
(Варианты ответов детей)
Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка».
Этот пальчик – апельсин. Он, конечно, не один. | Поочерёдно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого. |
Этот пальчик – слива, вкусная, красивая. | Показывают противоположной рукой большой палец. |
Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос. | Поднимают противоположную руку вверх. |
Этот пальчик – груша. Просит: «Ну-ка, скушай!» | Показывают противоположной рукой на рот. |
Этот пальчик – ананас, фрукт для вас и для нас. | Показывают ладошками вокруг и на себя |
Воспитатель:
– Ребята, я, кажется, поняла, бантик нам нужно искать возле пальмы и фруктов! Где же такая пальма?
Дети подходят к пальме. Под пальмой корзинка с детенышами диких животных.
Воспитатель:
– Ребята, смотрите, тут малыши. Они потеряли своих мам, давайте им поможем.
6.Дидактическая игра «Чей малыш?»Воспитатель по очереди достаёт из корзинки фигурки животных и показывает детям.
Воспитатель Дети
• У слона слонёнок
• У льва львёнок
• У жирафа жирафёнок
• У зебры зебрёнокНа дне корзинки воспитатель находит бантик обезьянки.
Воспитатель:
– Ребята, Чики-рики, смотрите мы нашли бантик!
Обезьянка:
– Спасибо большое, я так рада, что вы мне помогли. Это я с малышами играла, вот и оставила. За то, что вы мне помогли, я вам хочу подарить книжку про то место, где я живу. Вы пока не умеете читать, но зато вы сможете узнать голоса животных и их названия!
Воспитатель:
– Спасибо, и тебе Чики-рики, нам так было интересно путешествовать с тобой вместе. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что именно вам запомнилось?
Путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться домой. Становитесь все за мной и выполняйте волшебные движения, которые помогут нам обратно в группу. (звучит муз. из кинофильма «Красная шапочка»)
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Пальчиковая гимнастика
“Пальчиковые игры” – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. В ходе “пальчиковых игр” ребенок, повторяя движения взрослых, достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию, письму.
***
Пальцы – дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).
Вот большой! А это – средний.
Безымяный и последний – наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Будем их соединять и движенья выполнять…
(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).
***
Этот пальчик – самый толстый, самый толстый и большой,
Этот пальчик для того, чтоб показывать его,
Этот пальчик – самый длинный и стоит он в середине,
Этот пальчик – безымяный, этот – балованный самый,
А мизинец, хоть и мал, но и ловок, и удал.
***
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наш пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
(Поднять руки перед собой, встряхнуть кистями и притопывать)
***
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать,
Все такие нужные,
Крепкие и дружные
Пальчик сильный и большой
В сад за сливами пошел,
Указательный с порога –
Указал ему дорогу,
Средний пальчик самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки,
Безымянный – поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
(Беремся за пальчики и массируем их)
***
Строим стенку выше-выше (ставим ладонь на ладонь ребром, мизинцы опущены вниз, чередуем ладони)
Добрались уже до крыши. (сложить ладони домиком над головой)
Чья крыша выше? (потянуться вверх)
Выше-выше-выше-выше… (тянемся).
Прорубили мы окошки (сложить «окошки» из указательного и большого пальцев на каждой руке)
И дверочку для кошки, (одно окошко двумя руками)
И дырочку для мышки…(сложить вместе две щепоти)
Пи-пи-пи-пи-пи….
Салатик
– Ножи точим, точим (двигаем вперед-назад ребрами ладоней по столу)
– Мы капусту рубим, рубим (стучим ребрами ладони по столу)
– Мы морковку трем, трем (трем кулачком одной руки о ладонь другой)
– Мы капусту солим, солим (держа руки над столом, делаем пальчиками движения, как будто солим салатик)
– Мы салатик жмем, жмем (сжимаем и разжимаем кулачки)
– Ложечкой в чашечке помешали и в ротик «Ам» (поводить пальцем одной руки по ладони другой и поднести пальчик, как ложечку ко рту)
Топ-топ
– Большие ноги шли по дороге, (стучим то правой, то левой ладошкой по столу изображая шаги)
– Топ-топ, топ-топ.
– А маленькие ножки бежали по дорожке, (стучим всеми 10 пальчиками по поверхности стола, изображая топот множества меленьких ног)
– Топ-топ-топ-топ.
Замок
Скрепляем кисти рук – пальчик через пальчик, и получается замок. – На двери весит замок,
– Кто его открыть бы мог?
– Потянули, (тянем руки в разные стороны не разжимая пальцы)
– Покрутили, (крутим то вверх, то вниз, поочередно то одной, то другой рукой не разжимая пальцы)
– Постучали, (стучим основаниями ладошек друг об друга не разжимая пальцы)
– И открыли! (разъединяем ладони и разводим руки в разные стороны).
Скворечник
Делаем руками над головой домик – соединив кончики пальцев и разведя локти рук в разные стороны.
– Из скворечника торчат
клювы (показываем клювы соединив большие пальцы с остальными) маленьких скворчат (соединив ладошки так, как будто собираемся набрать в них воду)
– Клювик раз (показываем клюв одной рукой),
клювик два (показываем клюв другой рукой)
– Лапка, лапка (кладем поочередно руку на стол растопырив пальчики),
голова (делаем «замок»).
– Кук и спрятались (показываем домик над головой или прячем руки за спиной).
Цветы
Держать руки перед собой, сложив локоток к локотку, пальцы к пальцам (бутончиком).
– Раскрываются цветы необычной красоты, (пальчики развести в стороны не отрывая друг от друга основания ладони)
– Ветерок чуть дышит, лепестки колышет, (пальчики зашевелись как будто на ветру)
– Так колышет, так колышет. («цветочек» наклоняется то в одну, то в другую сторону)
– Закрываются цветы необычной красоты, (снова прижать пальчики друг к другу)
– Засыпают тихо, тихо (можно сложить ладошки, поднести к уху и наклонить голову)
Мишка
– Как на горке (показать руками жест – горку) снег, снег (постукивающие движения пальчиками в воздухе, в то время как кисти рук разводятся в стороны «рисуя» горку)
– И под горкой снег, снег (те же движения пальцами, кисти рук разводятся по прямой)
– А под горкой спит медведь (приложить кулачки к макушке, как будто это ушки у медведя)
– Тихо-тихо, не шуметь! Тссс (погрозить указательным пальцем и приложить палец ко рту)
Ёж
– Под березой, (тянемся вверх, вытянув руки вверх, «раскрыв» как листья ладони и растопырив пальчики)
на пригорке (показать руками жест – горку)
– Старый еж (сложить руками замок, но растопырить пальчики – иголки)
устроил норку (сложить кулачки, руки в локтях, покрутить каждым кулачком вокруг другой руки)
– А под листьями шуршат
пять (показать пять пальчиков) малюсеньких (сложить ладошки лодочкой) ежат (сложить руками замок, растопырив пальчики)
Замок
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог? (Руки в замке)
Потянули, ( Пальцы тянем, не разжимая)
Покрутили, ( Вращаем руки, пальцы не разжимая)
Постучали (Стучим основанием ладоней)
И – открыли! ( Руки разжимаются)
Апельсин
Мы делили апельсин (Левая рука в кулачке, правая ее обхватывает)
Много нас – а он – один
Эта долька – для ежа ( Правой рукой поочередно разжимаем пальцы на левой
Эта долька – для чижа руке, начиная с мизинчика)
Эта долька – для котят
Эта долька – для утят
Эта долька – для бобра
А для волка – кожура! ( Встряхиваем обе кисти)
Семья
Раз, два, три, четыре! (хлопают в ладоши)
Кто живет в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять! (хлопают в ладоши)
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка,
два котенка, мой щегол, сверчок и я (поочередное поглаживание- массаж всех десяти пальцев).
Вот и вся моя семья!
Моя семья
Этот пальчик – бабушка (Разжимаем поочередно пальцы из кулачка,
Этот пальчик – дедушка начиная с большого)
Этот пальчик – папочка
Этот пальчик – мамочка
Этот пальчик – я
Вот и вся моя семья! (Вращаем разжатой ладошкой)
Счет
Один, два, три, четыре, пять- (Разжимаем поочередно пальчики из кулачка)
Вышли пальчики гулять.
Один, два,три, четыре, пять- (Зажимаем пальчики в кулачок)
В домик спрятались опять!
Сороконожки
Две сороконожки ( Средний и указательный пальчики перемещаются)
Бежали по дорожке.
Встретились, (Ладошки друг напротив друга)
Обнялись, (Ладошки переплелись)
Насилу расстались – (Ладошки разжались)
И – попрощались! (Ладошки машут, прощаясь)
Капуста
Мы капусту рубим, рубим ( Ладошки движутся параллельно друг другу)
Мы морковку трем, трем ( Кулачки трут друг друга)
Мы капусту солим, солим ( «солим» щепоткой)
Мы капусту жмем, жмем ( Пальчики сжимаем и разжимаем)
В баночку кладем и пробуем
Бабочка
Кисти рук расположить горизонтально. Скрестить большие пальцы.
Махи кистями рук, изображая крылышки бабочки.
Ах, красавица какая-
Эта бабочка большая!
Над цветами полетала-
И мгновенно вдруг пропала.
Рыбки
Ладони выпрямлены, пальцы прижаты друг к другу.
Плавные движения ладонями, изображая рыб в воде.
Рыбки в озере резвятся,
Среди камешков кружатся.
Вниз и вверх плывут они,-
Как им весело, смотри.
Осенние листья
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать (сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы (загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем (шагают по столу средним и указательным пальчиком)
В корзиночке
У девчушки Зиночки
Овощи в корзиночке (делают ладошки «корзиночкой»)
Вот пузатый кабачок
Положила на бочок,
Перец и морковку уложила ловко,
Помидор и огурец (сгибают пальчики, начиная с большого).
Наша Зина молодец! (показывают большой палец)
Фруктовая ладошка
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос.
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик-ананас,
Фрукт для вас и для нас.
(поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого; показывают ладошками вокруг и на себя).
Хлебушек
Бублик , (большой и указательный пальцы образуют круг),
Баранку, (большой и средний пальцы образуют круг),
Батон (большой и безымянный)
И буханку (большой и мизинец)
Пекарь из теста (имитация лепки хлеба)
Испек спозаранку.
Ягоды
Ягоды – это крыжовник,
Клюква, черника, брусника,
Малина, клубника, шиповник,
Смородина и земляника
(указательным пальцем одной руки пересчитывают, сгибая пальцы на другой руке)
Запомнил я, наконец.
Что это значит?
(приподнимают плечи, удивляются)
Я – молодец!
(большой палец вытягивают вперед)
Детки
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
(большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца)
У каждой мамы малыши,
Все красивы, хороши!
(показывают пальчики, играя с ними).
nsportal.ru
Комплекс № 1 с 02.09. по 13.09.2013г.
Пальчиковая гимнастика: «В гости»
В гости к пальчику большому
(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы.)
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья,
Друг без друга им нельзя!
(Сжать пальцы в кулак и разжать их.)
Артикуляционная гимнастика:
Окошко
широко открыть рот – “жарко”
закрыть рот – “холодно»
Чистим зубки
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны “почистить” поочередно нижние и верхние зубы
Месим тесто
улыбнуться
пошлепать языком между губами – “пя-пя-пя-пя-пя”
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Комплекс № 2 с 16.09. по 27.09.2013г.
Пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»
“Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем”
(Загибают пальчики, начиная с. большого Сжимают и разжимают кулачки. Загибают пальчики, начиная с большого. «Шагают» по столу. )
Артикуляционная гимнастика:
Чашечка
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму “чашечки” (т. е. слегка приподнять кончик языка)
Дудочка
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Заборчик
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Комплекс №3 с 30.09. по 11.10.2013г.
Пальчиковая гимнастика: «Фруктовая ладошка»
Этот пальчик – апельсин,
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик – абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
(Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.)
Фрукт для вас и для нас.
(Показывают ладошками вокруг и на себя.)
Артикуляционная гимнастика:
Маляр
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить (“покрасить”) нёбо
Грибочек
улыбнуться
поцокатъ языком, будто едешь на лошадке
присосать широкий язык к нёбу
Киска
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
Комплекс №4 с 14.10. по 25.10.2013г.
Пальчиковая гимнастика: «Соберу грибы»
Я корзину в лес беру, там грибы я соберу.
Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»
(Показывают удивление, разводят руки в стороны.)
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь –
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке.
Возвращаюсь я домой,
Все грибы несу с собой.
(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой руки.)
А мухомор не понесу. Пусть останется в лесу!
(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)
Артикуляционная гимнастика:
Поймаем мышку
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести “а-а” и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
Лошадка
вытянуть губы
приоткрыть рот
поцокатъ “узким” языком (как цокают копытами лошадки)
Пароход гудит
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое “ы-ы-ы…”
Комплекс № 5 с 28.10. по 08.11.2013г.
Пальчиковая гимнастика : «Посуда»
Девочка Ирина порядок наводила.
(Показывают большой палец.)
Девочка Ирина кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
(Поочередно соединяют большой палец с остальными.)
Артикуляционная гимнастика:
Слоник пьёт
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать “хобот слоника”
“набирать водичку”, слегка при этом причмокивая
Индюки болтают
языком быстро двигать по верхней губе – “бл-бл-бл-бл…”
Орешки
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
на щеках образуются твердые шарики – “орешки”
Комплекс №6 с 11.11. по 22.11.2013г.
Пальчиковая гимнастика: «Перелетные птицы»
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
(Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.)
Прилетел к нам скворушка –
Серенькое перышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж, аист, ласточка и чиж –
(Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.)
Все вернулись, прилетели,
(Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.)
Песни звонкие запели!
(Указательным и большим пальцами делают клюв – «птицы поют»).
Артикуляционная гимнастика:
Качели
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы
Часики
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Блинчик
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу
Комплекс № 7 с 25.11.по 06.12.2013г.
Пальчиковая гимнастика: «Мебель»
Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,
Шкаф, комод и табурет.
(Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)
Много мебели назвал –
Десять пальчиков зажал!
(Поднимают зажатые кулачки вверх.)
Артикуляционная гимнастика:
Вкусное варенье
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу
Шарик
надуть щеки
сдуть щеки
Гармошка
улыбнуться
сделать “грибочек” (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
Комплекс № 8 с 09.12. по 20.12.2013г.
Пальчиковая гимнастика: «Зимние забавы»
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп, и спать легли.
(Загибают пальчики, начиная с большого. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками. «Лепят» комочек двумя ладонями. «Крошат хлебушек» Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой. Кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной. Движения воображаемой ложкой. Руки под щеку)
Артикуляционная гимнастика:
Барабанщик
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами: “дэ-дэ-дэ…”
Парашютик
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме “чашечки”, прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
Загнать мяч в ворота
“вытолкнуть” широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
Комплекс № 9 с 23.12 по 31.12.2013 ; 16 и 17.01.2014г.
Пальчиковая гимнастика: « Наряжаем елку»
Раз, два, три, четыре, пять ( Поочередно соединяют подушечки пальцев обеих рук, начиная с большого)
Будем елку наряжать.( Соединяют ладони «домиком» над головой и разводят руки в стороны)
Мы повесим шарики, яркие фонарики, (Соединяют подушечки пальцев обе-
их рук, образуя шарик выполняют вращательные движения ладонями вперед-назад )
Веселого Петрушку и разные игрушки: ( Показывают длинный нос )
И мишку-шалунишку, ( Показывают «Мишкины лапы» и покачиваются из стороны в сторону)
И заиньку-трусишку. (Прикладывают раскрытые ладони к голове)
Артикуляционная гимнастика:
ЖИЛИ-БЫЛИ ДЕДУШКА И БАБУШКА, |
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), |
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд). |
Комплекс №10 с 20.01. по 31.01.2014г.
Пальчиковая гимнастика: “Рыбка”
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) (Грозят пальчиком) (Медленно сближают ладони.)
(Снова изображают, как плывет рыбка.) (Делают хватательное движение обеими руками.) (Снова «плывут».)
Артикуляционная гимнастика:
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) |
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух), |
Комплекс № 11 с 03.02. по 14.02.2014г.
Пальчиковая гимнастика: «Зимующие птицы»
Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)
Сала дам синичке. (4раза-«режущие» движения одной ладони по другой)
Приготовлю крошки ( пальцы щепоткой – «крошим хлеб»)
Хлебушка немножко.( тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям,( вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям.( то же – левой рукой)
Галки да вороны,
Ешьте макароны! (тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»)
Артикуляционная гимнастика:
УТРОМ МЫ ВСТАЛИ – ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе).
ДУЕМ НА БЛИНЧИК — НЕ В ЩЁКИ, НЕ МИМО (подуть на широкий язык).
БЛИНЧИК ЖУЁМ, ЗАВЕРНЁМ И ПРИКУСИМ (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы),
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
ЧАШКИ ПОСТАВИМ, ЧТОБ ЧАЮ НАЛИЛИ (широкий язык загибаем кверху чашечкой),
НА НОС ПОДУЛИ – МЫ ЧАЙ ОСТУДИЛИ (подуть с «чашечки» вверх).
ЧАЮ ПОПИЛИ — НИКТО НЕ ОБИЖЕН («чашечка» двигается вперёд-назад).
ВКУСНЫЙ БЫЛ ЗАВТРАК – МЫ ГУБКИ ОБЛИЖЕМ (кончик языка облизывает губы по кругу).
Комплекс №12 с 17.02. по 28.02.2014г.
Пальчиковая гимнастика: «Защитники отечества»
Пальцы эти – все бойцы. Удалые молодцы.
( Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак)
Два больших и крепких малых и солдат в боях бывалых.
(Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу)
Два гвардейца – храбреца! ( Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу)
Два сметливых молодца! ( Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.)
Два героя безымянных,но в работе очень рьяных! (Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.)
Два мизинца , коротышки – очень славные мальчишки! ( Приподнять мизинцы. Хлопнуть)
Артикуляционная гимнастика:
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ: |
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) |
Комплекс № 13 с 03.03 по 14.03.2014г.
Пальчиковая гимнастика: «Наши мамы»
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)
Мамы разные нужны,
(Сжимают обе ладошки в «замочек».)
Мамы разные важны!
(Разводят руки, поднимают ладошками вверх.)
Артикуляционная гимнастика:
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком), |
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот). |
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА, |
Комплекс № 14 с 17.03.по 28.03.2014г.
Пальчиковая гимнастика: «Комнатные растения»
На окно скорее глянь:
Здесь у нас цветет герань.
А здесь красавец бальзамин,
Амариллис рядом с ним.
Фуксия, бегония –
(Сгибают пальцы в кулачок, начиная с мизинца.)
Мы все названья помним!
Раскрывают ладошку.
Мы взрыхлим цветы, польем,
(Пошевеливают опущенными вниз пальцами.)
Пусть подрастают день за днем!
(Обе ладошки соединяют «бутоном», поднимают над головой и раскрывают «цветком»
Артикуляционная гимнастика:
“Показать язык”
Язык наш нужно показать,
Сначала зубкам волю дать. Та-Та-Та(покусать кончить языка)
Заморились уже зубы,
Пусть язык покажут губы.
Пя-Пя-Пя
(пошлепать кончик языка).
“Лопатка”
Пусть язык наш отдыхает,
Пусть немножко подремает.
Комплекс № 15 с 31.03.по 11.04.2014
Пальчиковая гимнастика : «Домашние животные»
Довольна корова своими телятами,
Овечка довольна своими ягнятами,
Кошка довольна своими котятами,
Кем же довольна свинья? Поросятами!
Довольна коза своими козлятами,
А я довольна своими ребятами!
(Показывают поочередно пальцы сначала на одной, затем на другой руке, начиная с больших.)
Артикуляционная гимнастика:
“Часики”
Отдохнул и потянулся,
Влево, вправо повернулся,
Вот так: тик-так, тик-так.
“Почистим зубы”
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.
“Гармошка”
На гармошке чтоб сыграть,
Нужно челюсть опускать,
Язычок не отрываем,
Очень здорово играем.
Комплекс №16 с 14.04. по 25.04.2014г.
Пальчиковая гимнастика: « Труд»
Ивану-большаку – дрова рубить,(Берём правой рукой большой пальчик и слегка его потряхиваем.)
Ваське-указке – воду носить, ( Слегка потряхиваем указательный пальчик)
Мишке-среднему – печку топить, (Слегка потряхиваем средний пальчик)
Гришке-сиротке – кашу варить, (Потряхиваем безымянный пальчик)
А крошке-Тимошке – песенки петь. (Слегка потряхиваем мизинчик)
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать! (Хлопаем в ладоши)
Артикуляционная гимнастика:
« Улыбка» Наш Дениска – озорник
Тянет губки к ушкам.
– Посмотрите, – говорит,
– Я теперь – лягушка!
«Трубочка» Кто играет на гитаре,
А Денис на дудочке,
Губы вытянул вперед
Узкой-узкой трубочкой
«Горка» Кончик языка в зубки упирается,
Спинку выгибаем – горка получается.
Быстро- быстро с горки вниз
На санках катится Денис.
Комплекс № 17 с 28.04. по 08.05.2014г.
Пальчиковая гимнастика: « На лугу»
На лугу, цветов – несчесть! (разводят руки в стороны)
Васильки, ромашки есть, (загибают пальцы левой руки)
Цвета зорьки алой,
В маках покрывало.
Колокольчик голубой,
Всем качает головой,
Милая букашка, (укозательным и средним пальцем правой руки делают «шагающие» движения по левой руке)
Села на ромашку.
Рады бабочки, шмели,(скрещенными ладошками изображают бабочку)
Что цветочки расцвели!(ладонями изображают распустившийся бутон)
Артикуляционная гимнастика:
«Часики» У Дениса есть часы –
Удивительной красы!
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
«Вкусное варенье» Если у Дениса плохое настроение,
Ест Дениска наш вкусное варенье.
Надо верхнюю губу вареньицем намазать,
И широким язычком облизнуть все сразу.
«Качели» Язычок – вверх и вниз –
На качели сел Денис.
Вот качели высоко,
Вот качели низко.
До чего же хорошо,
Весело Дениске!
Комплекс № 18 с 12.05. по 30.05.2014
Пальчиковая гимнастика: «Насекомые»
Дружно пальчики считаем –
Насекомых называем.
(Сжимают и разжимают пальцы.)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибают пальцы в кулачок, начиная с большого.)
Это кто же тут звенит?
Ой, сюда комар летит!
Вращают мизинцем.
Прячьтесь!
(Прячут руки за спину.)
Артикуляционная гимнастика:
«Грибок» Наш Дениска в лес пошел,
Под сосною гриб нашел.
Подними вверх язычок-
Покажи, как рос грибок.
«Барабанщик» Недавно бабушка Анфиса
Купила барабан Денису.
И теперь он делом занят:
Громко – громко барабанит.
«Пароход гудит» Вот Денискин пароход
Смело по морю плывёт.
Не боясь крутой волны,
Весело гудит он: «ы – ы –ы» .
nsportal.ru
Апельсин.
Загибаем пальчики поочередно.
Мы делили апельсин. Много нас, а он один! Эта долька – для ежат, эта долька – для ужат, эта долька — для утят, эта долька — для котят. Эта долька – для бобра, а для волка – кожура!
Компот.
Изображаем действия в соответствии с текстом:
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много вот: Будем яблоки крошить, Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив, положим и песок. Варим, варим мы компот. Угостим честной народ.
Фрукты.
Разгибаем пальчики поочередно.
Этот пальчик – апельсин, Он, конечно, не один. Этот пальчик – слива, Вкусная, красивая. Этот пальчик – абрикос, высоко на ветке рос. Этот пальчик – груша, просит: «Ну-ка, скушай!» Этот пальчик – ананас, Фрукт для вас и для нас.
Веселые физкультминутки:
Уборка урожая.
Показать действия: несем лестницу, ставим лестницу, срываем груши, кладем в ящики, грузим в машину.
Как садовник яблоню выращивал.
Показать действия: садовник копает яму, сажает яблоню, белит ствол яблони, поливает, удобряет, делает обрезку, собирает плоды.
Яблоко.
Вот так яблоко! Оно соку сладкого полно! (встать, руки в стороны, потянуться) Руки протяните, яблоко сорвите! (руки вверх, потянуться вверх) Стал ветер веточку качать, трудно яблоко сорвать! Руки вверх, наклоны в стороны) Подпрыгну, руку протяну и быстро яблоко сорву! (прыжки вверх)
Груша, яблоко, банан.
Ананас из жарких стран.
Эти вкусные продукты
Вместе все зовутся…(Фрукты)
Золотист один бочок,
Красноват другой бочок.
Посередине, в сердцевине-
Притаился червячок. (Яблоко)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
Любят меня детки. (Яблоко)
Весит на ветке колобок,
Блестит его румяный бок. (Яблоко)
.
Фрукт похож на неваляшку.
Носит желтую рубашку.
Тишину в саду нарушив.
С дерева упала…(груша)
Все о ней боксеры знают,
С ней удар свой развивают.
Хоть она и неуклюжа,
Но на фрукт похожа… (груша)
Этот фрукт на вкус хорош,
И на лампочку похож. (Груша)
Летом в платьице зеленом.
А по осени – в лиловом.
Ароматна и красива.
Узнаете? Это…(слива)
На ветвях они висели.
Как созрели, посинели.
Смотрят сверху вниз пугливо,
Ждут, когда сорвут их…(Сливы)
Синий мундир,
Желтая подкладка,
А в середине – сладко (Слива)
На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы)
Прилетел к нему рой ос-
Сладок, мягок…(Абрикос)
Сверху шкурка золотая,
В центре косточка большая.
Что за фрукт? – Вот вам вопрос.
Это сладкий…(Абрикос)
Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет…(Банан)
Сладок он и толстокож,
И чуть-чуть на серп похож. (Банан)
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет.
А на вкус кислейший он.
Как зовут его? (Лимон)
Этот фрукт в рубашке яркой
Любит, чтобы было жарко.
Не растет среди осин
Круглый, рыжий…(Апельсин)
С оранжевой кожей,
На мячик похожий,
Но в центре не пусто,
А сочно и вкусно. (Апельсин)
Он оранжевый и сочный,
Любит Новый год.
Посмотри под елку-точно,
Он в подарках ждет!
Этот рыжий господин
Вкусный, сладкий…(Мандарин)
Вкусны-оближешь пальчики,
Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю
Я неизменно их съедаю. (Мандарины)
Жарким солнышком согрет.
В шкурку, как в броню одет.
Удивит собою нас
Толстокожий…(Ананас)
Надорвали край рубашки,
Вниз посыпались стекляшки.
не собрать их всех назад.
Что за плод такой? (Гранат)
Круглобока, желтолица,
Может с солнышком сравниться.
А душистая какая.
Мякоть сладкая такая!
Мы поклонники отныне
Королевы поля…(Дыни)
К нам приехали с бахчи
Полосатые мячи. (Арбузы)
Он большой, как мяч футбольный.
Если спелый, все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)
Мала, как мышь,
Красна как кровь,
Вкусна, как мед. (Вишня)
Долгоножка хвалится:
-Я ли не красавица?
А всего-то косточка,
Да красненькая кофточка. (Вишня)
Он на юге вырастал,
В гроздь свои плоды собрал,
А суровою зимою
Придет изюмом к нам домой. (Виноград)
Низок, да колюч, сладок, не пахуч,
Ягоды сорвешь, всю руку обдерешь. (Крыжовник)
Черных ягод пышный куст,
Хороши они на вкус. (Смородина)
И красна, и кисла.
На болоте росла. (Клюква)
Много ягод в огороде,
Все красны, как на подбор.
Собирают все их быстро,
И кладут скорее в рот. (Клубника)
Я-капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться, а имя дала мне родная землица. (Земляника)
Беседа на тему «ФРУКТЫ».
Подготовка к беседе.
Перед детьми разные фрукты. Они называют их, определяют форму, цвета. Определяют на ощупь и вкус с закрытыми глазами.
Под руками должны быть каталоги плодов; цветные картинки; искусственные фрукты.
Беседа.
На чем растут фрукты? Как называется дерево, на котором растут яблоки? Могут ли на яблоне расти сливы? Какой вид у спелого яблока? Какого вкуса оно? (Сладкое, сочное). Кто так нарумянил яблоко? Что защищает мякоть яблока? (Кожица). А когда поспевает яблоко? Красота яблони, увешанной румяными яблоками. Видал ли кто яблоню с яблоками? На чем сидят яблоки?
Кто может рассказать, как растет яблоко? Всегда ли оно такое большое и румяное? Какого цвета незрелое яблоко? А какое оно на вкус? Прежде чем появиться яблоку, яблоня цветет. Когда она цветет? Весной. Видал ли кто яблоню в цвету? Весной мы посмотрим ее, а пока посмотрим картинку.
Посмотрим, что внутри яблока, разрежем – одно вдоль, другое поперек. В чем сидят семечки и сколько их? А зачем семена нужны яблоне? А зачем нужна мякоть? Она охраняет семена. Какого цвета семена спелые? А неспелые?
Какие семена у вишни? У сливы?
Кто ест спелые плоды? Одни ли люди едят и любят их? Едят ли люди семена? Они выплевывают их. А птицы что едят? Семена попадают на землю, и что их них вырастает?
Что попадается иногда в яблоках, в грушах, в сливах? Червячок. Как попал червячок на яблоню? Остается ли червячок в яблоке? Он прогрызает его и выходит. Из червяка делается куколка, а из куколки бабочка.
Что мы делаем из фруктов? Из чего варим варенье? Видал ли кто сушеные фрукты? Показать и попробовать. Что еще делают из фруктов? Квас, компот.
Растет ли у нас виноград? Что из него делают? Какие фрукты вы еще знаете, которые растут в теплых странах? Апельсины, мандарины, лимоны. Такая ли тонкая кожица у апельсина и лимона, как у яблока?
Какие плоды у дуба, у елки? Кто их собирает и ест? Это фрукты?
РАСКРАСКА. ФРУКТЫ В КОРЗИНЕ.
Как нарисовать грушу
Нарисовать грушу можно в пять этапов. На рисунке, который можно увеличить, представлен подробный урок,
который поможет детишкам и взрослым научиться рисовать грушу.
Начнем по порядку:
Рисуем два круга, снизу — большой, сверху — маленький, который пересекает нижний. Они не обязательно должны быть идеально круглыми.
Дорисуем хвостик груше, а также ямку снизу.
Теперь соединим два круга в одно целое — прорисовывается груша целиком.
На четвертом этапе нужно оставить оболочку нашей груши, стерев все внутренние зарисовки.
Добавим цвета для нашей груши. Преимущественно это зеленый и желтый. Можно использовать фломастеры, краски, цветные карандаши.
Таким образом, соблюдая очередность пунктов нашего урока, грушу сможет нарисовать даже дошкольник. Причем рисунок получится очень красивым. Если не получается с первого раза — ничего страшного. Несколько занятий помогут сосредоточить внимание ребенка на каждом из этапов и рисунок обязательно получится.
Как нарисовать яблоко
Нарисовать яблоко очень просто. Распечатайте урок на листе формата А4 и предоставьте детишкам для ознакомления.
Как видно, урок состоит из 4 этапов, последовательность которых определяет весь рисунок в целом.
Чтобы нарисовать яблоко, нарисуем для начала круг, как видно в пункте 1.
Теперь, как показано во второй части урока, дорисуем боковые срезы, которые в дальнейшем будут основанием.
На втором этапе также нужно нарисовать стебелек и углубление.
Третий этап формирования рисунка определяет удаление лишних линий и корректировка всего плода.
Осталось разукрасить яблоко и рисунок готов.
В руки фрукты мы берем …
В руки фрукты мы берем, и в корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин, груша, киви, мандарин.
Компот
Будем мы варить компот, фруктов нужно много. Вот.
Будем яблоки крошить, грушу будем мы рубить.
Отожмём лимонный сок, слив положим и песок.
Варим, варим мы компот, угостим честной народ.
Литература:
1. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Старшая группа.
2. И. А. Помораева, В. А. Позина. Формирование элементарных математических представлений. Старшая группа.
3. О. А. Соломенникова. Ознакомление с природой в детском саду.
4. О. В. Дыбина. Ознакомление с предметным и социальным окружением.
5. Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду.
6. Д. Н. Колдина. Рисование с детьми 5-6 лет.
7. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду.
8. Н. В. Коломеец. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет.
9. Т. А. Шорыгина. Беседы об основах безопасности с детьми 3-8 лет.
10. Папка- ОБЖ в старшей группе- беседы.
11. Папка- Познавательное развитие в старшей группе- конспекты.
12. С.Н. Николаева. Юный эколог- система работы.
13. Л.И. Пензулаева. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет.
14. Э. Я. Степаненкова. Сборник подвижных игр для детей 2-7 лет.
15. Т. Е. Харченко. Утренняя гимнастика в детском саду.
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
poisk-ru.ru
Предметы гигиены Ах вода, вода, вода! (ритмично потираем ладошки имитируя «мытье рук») Будем чистыми всегда! Брызги-вправо, брызги –влево! (пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая воду) Мокрым стало наше тело! Полотенчиком пушистым (энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем) Вытрем ручки очень быстро | Части тела У меня есть голова Грудь, живот, а там спина Ножки чтобы поскакать , Ручки чтобы поиграть ( указываем на части тела ) |
Пришла зима Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному) Мы во двор пришли гулять. («Идём» по столу указательным и средним пальчиками) Бабу снежную лепили, («Лепим» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались, (Проводим указательным пальцем пр.р. по ладони л.р.) А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой) Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки) Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки | Зимующие птицы Прилетайте, птички! Сала дам синичке. Приготовлю крошки Хлебушка немножко. Эти крошки – голубям, Эти крошки – воробьям. Галки да вороны, Ешьте макароны «зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой |
Зимние забавы Лепим мы из снега ком, (Дети сжимают и разжимают кисти рук) Из комочков слепим дом. (Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны) Звери будут в доме жить, (Хлопают в ладоши) Веселиться и дружить, Вместе домик сторожить (Соединяют руки в «замок») | Зимние забавы Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики. Мы с тобой снежок слепили. Дети “лепят”. Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую. И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком. Раз — подбросим, “Подбрасывают”. Два — поймаем, “Ловят”. Три — уроним “Роняют”. И… сломаем. Топают. |
Зимние забавы Давай, дружок, смелей, дружок! (Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя) Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком. (Рисуют в воздухе круг) И станет ком снеговиком. (Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх) Его улыбка так светла! (Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку) Два глаза, шляпа, нос, метла… (Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу) Но солнце припечёт слегка – (Дети поднимают руки вверх) Увы! И нет снеговика! (Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову | Зимующие птицы Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки. |
Зима пришла Копаю, копаю лопаткой снежок (имитируем движения), Построю из снега домок-теремок (над головой из ладошек делаем крышу). И окна, и двери я вырублю в нем, Почищу дорожки, посыплю песком. А зайке скажу: «Приходи ко мне жить! Мы будем, зайчишка, с тобою дружить | Новый год. Игрушки Посмотри: на нашей елке (сложить ладошки вместе) Очень колкие иголки. От низа до макушки (показываем низ и верх) Висят на ней игруш гики — Звездочки и шарики, (сложить две руки, словно шарик) Яркие фонарики (крутим фонарики). |
Одежда Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок. Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого. «Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец. Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец. Здравствуй, пальчик, как живёшь? | Новый год. Игрушки Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, – верхушка «ёлочки». Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» – сжатые кулачки и «иголочки» – растопыренные пальцы. Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз. Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» – кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» – сложенные ладони со сведёнными пальцами. Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» – сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» – положение «ушки» вниз |
nsportal.ru