Стих николай рубцов про зайца – Николай Рубцов – Про зайца: стихотворение, читать текст

«Поверьте мне: я чист душою…»

Реки не видел сроду
Дружок мой городской.
Он смотрит в нашу воду
С любовью и тоской!
Вода тепло струится,
Над ней томится бор.
Я плаваю, как птица,
А друг мой — как топор.

 

        Тема стихотворения – любовь к своей малой родине и гордость за неё.

     В стихотворении «На реке» царит немного грустное, но счастливое настроение. В первых строчках чувствуется легкая печаль и грусть человека. В середине стиха мы уже ощущаем счастье и радость от красоты реки. А в последних двух строчках чувствуется добрый юмор.

     Стихотворение можно разделить на три части. В первой части автор рассказывает о друге, который никогда не жил рядом с рекой. Во второй повествуется о чувствах, которые вызывает река у друзей. Третья часть рассказывает об умении друзей плавать.

     При чтении стиха мне видится, как два друга стоят у реки. Один из них внимательно смотрит на реку, которая вызывает у него чувства красоты и тревоги. Он всю жизнь прожил в городе и не умеет плавать. Автор гордится своей малой родиной. Река тёплая и добрая. Друзья не удержались и пошли купаться. Правда, один поплыл по реке, а другой плещется у берега.

     В стихотворении автор использует много сравнений для создания чувств городского человека, а также для ощущения теплоты и любви к реке. В последних строках есть метафора, которая привносит нотки юмора.

   Основная мысль стихотворения в том, что человек с детства живущий рядом с природой счастливее тех, которые живут в городе.

    Читая стихотворение, я восхищаюсь, как автор в таком маленьком произведении выразил чувство печали, счастья и любви к малой родине.

Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Николай Рубцов. “На реке”. Рисовал Алексей К., 4в класс

Ласточка носится с криком.

Выпал птенец из гнезда.

Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,

Вырыл могилку птенцу,

Ласточка рядом летала,

Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим…

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?

 

     Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Ласточка». Стихотворение посвящено ласточке, потерявшей птенца. В стихотворении Н. М. Рубцова описывается беспокойство ласточки-мамы и верная гибель малютки-птенца. Перед читателем возникает образ несчастной ласточки, летающей над могилкой своей крошки.

       В стихотворении «Ласточка» царит грустное, печальное настроение. Настроение не меняется на протяжении стихотворения.

       Текст делится на две части. В первой части говорится о том, как ласточка с надеждой на то, что её птенец может спастись, летает над ним. Во второй – как ласточка безнадежно летая, оплакивает погибшего сына.

     Мне видится беспокойная, плачущая ласточка-мать, которая смотрит куда-то вниз, видит могилку и знает, что там похоронен её крошка-сынок.

       В стихотворении автор выражает мысль о том, как маме трудно переносить смерть своего сына или дочери, особенно, когда виновата в этом сама мать.

   Читая эти строки, я восхищаюсь тем, как поэт, когда писал стихотворение, вложил в них свою душу, свои переживания.

Марина Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

Николай Рубцов. “Ласточка”. Рисовала Дана Ш., 4б класс

Ночь наступила.

Заснули дома.

Город заснувший

Окутала тьма.

Спать малыша

Уложили в кровать.

Только малыш

И не думает спать.

Мама не может

Понять ничего.

Мама негромко

Спросила его:

– Что тебе, милый,

Уснуть не дает?

– Мама, а как

Крокодил поет?

 

     Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «После посещения зоопарка».

      Во время чтения перед читателем возникает образ малыша, который не может уснуть.

     Стихотворение пронизано задумчивостью. Мы видим, что малышу не дают уснуть думы о том, как поёт крокодил. Также мы видим, как волнуется его мама, которую тоже мучают думы, почему малыш не спит.

      Композиционно стихотворение делится на четыре части: первая – заснувший город, вторая – о малыше, третья – о волнующейся маме, а четвертая – вопрос, который задал малыш своей маме.

      Для создания настроения автор использует контраст и олицетворение.

      В стихотворении автор выражает мысль о том, что в жизни не бывает всё просто, и даже самый пустяковый вопрос может беспокоить по-настоящему.

      Меня тоже взволновало, почему малыш не спал.

Ангелина Р., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

Николай Рубцов. “После посещения зоопарка”. Рисовала Анастасия Б., 1а класс

Две маленькие

                              Лили –

                                   лилипуты

увидели на иве желтый прутик.

Его спросили Лили:

                                    – Почему ты

не зеленеешь,

                       прутик-лилипутик? –

Пошли

              за лейкой

                          маленькие Лили,

на шалости не тратя ни минуты.

И так усердно,

                         как дожди не лили,

на прутик лили

                               Лили –

                                      лилипуты.

 

       Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «Маленькие Лили».

     Стихотворение посвящено маленьким девочкам Лилям. Поэт изображает маленьких, добрых девочек.

      В произведении «Маленькие Лили» царит гармония.

      Стихотворение делится на три части. Первая часть – описание девочек Лилей, вторая – общение с прутиком, а третья часть – помощь прутику.

      Мне видится, как Лили добрые и заботливые девочки стали помогать прутику, такому же маленькому, как и они.

    Автор использует лексические повторы, чтобы читатель обратил внимание на их смысл.

Ольга К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Николай Рубцов. “Маленькие Лили”. Рисовала Ольга К., 4в класс

В медведя выстрелил лесник.

Могучий зверь к сосне приник.

Застряла дробь в лохматом теле.

Глаза медведя слез полны:

За что его убить хотели?

Медведь не чувствовал вины!

Домой отправился медведь,

Чтоб горько дома пореветь…

 

     Стихотворение Николая Рубцова «Медведь» о том, как охотник выстрелил в зверя, а раненый медведь ушёл реветь к себе домой. В стихотворении очень печальное, грустное настроение.

     Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как охотник выстрелил в медведя. Во второй части говорится о том, как медведю было больно, и он ушёл домой.

     Строки рисуют, как медведю обидно и тошно на душе. Автор использует приём олицетворения. Он также использует глаголы, чтобы выразить, как страдает медведь.

     Автор хотел показать читателям, что охотник не боясь и не жалея выстрелил в медведя.

     Мне было очень жалко медведя.

 

Татьяна Г., 10 лет.  МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

Заяц в лес бежал по лугу,

Я из лесу шел домой, –

Бедный заяц с перепугу

Так и сел передо мной!

 

Так и обмер, бестолковый,

Но, конечно, в тот же миг

Поскакал в лесок сосновый,

Слыша мой веселый крик.

 

И еще, наверно, долго

С вечной дрожью в тишине

Думал где-нибудь под елкой

О себе и обо мне.

 

Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него

После дедушки Мазая

Не осталось никого.

 

       Я прочитала стихотворение «Про зайца». Стихотворение посвящено зайцу. Поэт изображает зайца, который неожиданно встретился с автором. В стихотворении «Про зайца» царит обычное настроение.

       Стихотворение можно разделить на три части. В первой части говорится о том, как заяц встретился с автором. Во второй части – о том, как заяц убежал в лес. В третьей – о том, как заяц думал о встрече с человеком.

       Строки рисуют испуганного зайца. С помощью олицетворения автор даёт нам возможность увидеть, как обмер заяц с перепугу, как он думал о встрече. Автор хотел нам донести то, что нужно помогать животным.

       Когда я читала это стихотворение, у меня возникло чувство печали, что заяц испугался.

 

Екатерина П., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

 

       Автор Николай Рубцов. Стихотворение «Воробей».

       В стихотворении Николай Рубцов описывает воробья, который дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».

       В стихотворении «Воробей» настроение пронизано грустью. «Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей».

       Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о замерзшем воробье, как ждёт он подводу с поклажей. Во второй части описывается, как он дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».

       Мне видится маленький замерзший воробей, который ловит каждое зёрнышко.

    С помощью эпитетов поэт создает образ воробья: «чуть живой, не чирикает даже», «не становится вредным».

       Основная мысль стихотворения о маленьком смелом воробье, которому холодно и голодно, но он не сдается

       Читая это стихотворение, я восхищаюсь маленьким смелым воробьем.

Кирилл Ю., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

         Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей».

    В данном произведении описывается грустная история. Поэт изображает голодного и замерзшего воробья, который мечтает о зёрнышке.

       В стихотворении царит грустное настроение.

       Произведение можно разделить на две части. В первой «замерзает совсем воробей». Во второй части он радуется каждому зёрнышку. Строки «И дрожит он над зернышком бедным» рисуют сострадательную картину.

     Для создания настроения автор употребляет глаголы: замерзает, не чирикает, бросается, дрожит, не становится.

       Автор хотел донести до читателя, что нужно помогать птицам зимой.

       Меня взволновало, что воробей мог погибнуть.

Диана Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

    Я прочитала стих «Воробей» Николая Рубцова. Стихотворение посвящено воробью. Поэт изображает голодного воробья, который мечтает о зёрнышках.

       В стихотворении «Воробей» царит грустное настроение.

      Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как зимой для воробья наступил голод, и он хочет стащить зёрнышко, а во второй части говорится, о том, как воробей радуется своим зёрнышкам.

       С помощью глаголов поэт нам даёт возможность увидеть действия.

     В стихотворении автор выражает мысль о том, что мы, люди, должны заботиться о братьях наших меньших и делать им кормушки.

       Меня взволновало то, что воробей одинокий и без еды. Но вот он достает зёрнышко, и я обрадовалась так же, как и он.

Анна У., 10 лет.  МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

       Я прочитал стихотворение «Воробей» Николая Рубцова. В стихотворении царит грустное и печальное настроение.

      Стихотворение можно разделить на две части: первая о том, как воробей замерзал и искал себе пищу; вторая о том, что он радовался каждому зёрнышку.

      Мне видится воробей, дрожащий над зерном.

      С помощью большего применения глаголов, чем других частей речи, поэт даёт нам возможность увидеть переживания воробья, его тревогу.

       Идея стихотворения в том, что нужно помогать птицам и животным.

      Меня взволновала жизнь воробья и то, как он добывал себе зёрнышко и после этого радовался ему.

       Мне хотелось ему помочь.

Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

 

sbiblio2.jimdo.com

Разработка урока по литературному чтению на тему “Н. М. Рубцов “Про зайца””

Дата __________ литературное чтение 4 класс «___»

Тема: Н. М. Рубцова «Про зайца»

Цель: расширить знания учащихся о жанре русской поэзии, на основе стихотворения Н.Рубцова «Про зайца»

Задачи урока: Отрабатывать навыки выразительного, беглого, эмоционального чтения; Развивать умение рассуждать, анализировать текст; Воспитывать чувства сопереживания к герою произведения;

Тип урока: комбинированный

План урока:

I. Эмоциональный настрой. -1м

II. Проверка домашнего задания. -7м

III. Работа по теме урока до чтения стихотворения. -5м

IV. Работа над текстом во время чтения. -13м

V. Работа с текстом после чтения. – 15м

VI. Рефлексия. -3м

VII. Домашнее задание. -1м

Ход урока:

I. Эмоциональный настрой.

Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!

На части не делится солнце лучистое

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

II. Проверка домашнего задания.

1) Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Как тюлень стал тюленем» по ролям.

2) Рассказать выученное стихотворение М. Я. Бородицкой «Ореховый гном»

III. Работа по теме урока до чтения стихотворения.

1. Знакомство с темой и целями урока.

– Соберите картинку. Посмотрите на нее и скажите, о каком животном пойдёт речь на уроке? зайце)

– Скажите, сколько зайцев спрятались на картинке?

2. Приём «Мозговой штурм»

– Какие стихи, рассказы и сказки читали об этом зверьке (Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Мамин-Сибиряк «Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост)

– Каким качеством обычно наделён заяц в произведениях (трусливый, осторожный, быстро бегает, пушистый)

– Где живут зайцы в природе?

– Что вы ещё знаете про зайцев (бывает заяц-беляк и заяц-русак)

– Обратите внимание на обложку книги «Про зайца».

– Кто автор (Н. М. Рубцов)

Портрет автора.

IV. Работа над текстом во время чтения.

1) Знакомство с биографией автора (рассказывают заранее подготовленные ученики и учитель)

1уч. 53 января 1936 года четвертым ребенком в семье Михаила Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых родился мальчик Коля. В автобиографии он сообщит: «Я, Рубцов Н. М., родился в 1936 году в Архангельской области в селе Емецк. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году». Николаю было всего 6 лет, когда «от водянки и голодовки» умерла мать.

2уч. Старшую сестру Тамару забрала к себе тетка – Софья Андриановна. Брата Альберта, уже позже, из детдома взяла к себе в няньки мачеха. Коля Рубцов, не нужный никому, был оставлен в Никольском детдоме Тотемского района Вологодской области. Да, по-прежнему стоит на берегу реки Толшмы здание детского дома, живы люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы и даже день 20 октября 1943 года, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме…

3 уч. Года военные и послевоенные. Трудности и утраты были в каждой семье, не обошли они и детский дом. О сытом столе нечего было и мечтать, и все-таки здесь ребята ели каждый день. Плохонькая одежонка, обувь все-таки были. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки. Содержать большой коллектив воспитанников детдома только за счет государственного обеспечения было трудно, поэтому здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, – ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных. То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу.

4 уч. Сохранился рассказ учительницы литературы: «Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, – там, с героями стихотворения».

Детские впечатления ожили позже в стихах:

Помню, как тропкой, едва заметной,

В густой осоке ходили летом

Ловить налимов под речными корягами.

Поймать налима не просто было.

Мало одного желания.

Мы уставали, и нас знобило

От длительного купания.

… И долго после мечтали лежа

О чем-то очень большом и смелом,

Смотрели в небо, и небо тоже

Глазами звезд на нас смотрело.

5уч. Николай Рубцов окончил семилетку и, по его словам, “рвался к морю”. Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей. И он возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум, потом поступает в горный, но так их и не заканчивает. Работает слесарем-кочегаром, слесарем-сборщиком, шихтовальщиком, потом 4 года службы на Северном флоте. После этого сдает экстерном экзамены за 10 класс и поступает заочно в Литературный институт им. А. М. Горького. Печататься начинает в 1957 году. При жизни вышло 4 тоненьких книжечки, после смерти – более 20 изданий, в том числе сборники для детей: “Про зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”.

Николай Рубцов погиб в 1971 году 19 января, в крещенские морозы. Но стихи его остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые добрые и чистые чувства.

Физминутка:

Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочки поднялись, а затем вприсядку,

Чтоб не мёрзли лапки.

2) Первичное чтение стихотворения учениками шёпотом

-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение (жалость, переживание, сострадание)

– Почему?

3) Чтение стихотворения вслух. Анализ текста.

Прием «Сундучок вопросов»

– Кто ещё является героем стихотворения (автор)

– Куда бежал заяц?

– Как он отреагировал на встречу с человеком?

– Как вы думаете, с каким намереньем он крикнул (доводы детей: напугать, повеселиться, посмотреть, как быстро бегает заяц)

– Где притаился заяц?

– О чём он думал, притаившись?

– Объясните выражение «Думал, горестно, вздыхая».

– Какой приём использовал автор? (олицетворение)

– Могут зайцы на самом деле так думать?

4) Выборочное чтение.

– Прочитайте, что сказано про дедушку Мазая?

– Можно назвать деда Мазая другом зайцев? Почему?

5) Самостоятельное чтение стихотворения с пометками (отмечают простым карандашом)

– Найдите в тексте строки, подтверждающие, что зайцы очень пугливые.

– Сделайте вывод, почему люди решили, что зайцы пугливые (из наблюдений за природой)

6) Работа в группах.

Работа над выразительным чтением стихотворения: учащиеся выбирают чувства – с ускорением, быстро, весело, спокойно, со страхом, уверенно, с сожалением.

– С каким чувством надо читать стихотворение? Распределите.

7) Выразительное чтение стихотворения – от группы 1 человек.

Приём «Авторский стул»

8) Составление пословиц:

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.

Заяц уж сед – навидался он бед.

Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.

-Как вы думаете, что хотел донести автор до читателей этим стихотворением (Гуманно относитесь к животным. Они тоже живые существа)

VI. Рефлексия.

– Что делали сегодня на уроке?

– О каком зверьке шла сегодня речь?

– На столах у вас картинки зайчиков. Что хотите пожелать этому зверьку, напишите и поселите его в лес.

__________________________________

________________

VII. Домашнее задание.

Выучить наизусть стр.128

infourok.ru

Н. М. Рубцова «Про зайца».doc

­ Каким качеством обычно наделён заяц в произведениях (трусливый, осторожный,
быстро бегает, пушистый)
­ Где живут зайцы в природе?
­ Что вы ещё знаете про зайцев (бывает заяц­беляк и заяц­русак)
­ Обратите внимание на обложку книги «Про зайца».
­ Кто автор (Н. М. Рубцов)
Портрет автора.
IV. Работа над текстом во время чтения.
1) Знакомство с биографией автора (рассказывают заранее
подготовленные ученики и учитель)
1уч. 53 января 1936 года четвертым ребенком в семье Михаила
Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых родился мальчик
Коля. В автобиографии он сообщит: «Я, Рубцов Н. М., родился в 1936
году в Архангельской области в селе Емецк. В 1940 году переехал
вместе с семьёй в Вологду, где и застала война. Отец ушел на фронт и
погиб в том же 1941 году». Николаю было всего 6 лет, когда «от
водянки и голодовки» умерла мать.
2уч. Старшую сестру Тамару забрала к себе тетка – Софья Андриановна. Брата
Альберта, уже позже, из детдома взяла к себе в няньки мачеха. Коля Рубцов, не
нужный никому, был оставлен в Никольском детдоме Тотемского района Вологодской
области. Да, по­прежнему стоит на берегу реки Толшмы здание детского дома, живы
люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы и даже
день 20 октября 1943 года, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме…
3 уч. Года военные и послевоенные. Трудности и утраты были в каждой семье, не
обошли они и детский дом. О сытом столе нечего было и мечтать, и все­таки здесь
ребята ели каждый день. Плохонькая одежонка, обувь все­таки были. Остро не хватало
учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек
старых книг. Учебники передавали из рук в руки. Содержать большой коллектив
воспитанников детдома только за счет государственного обеспечения было трудно,
поэтому здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля,
капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство
требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, ­ ребятам
приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для
каждого. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных.
То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу.
4 уч. Сохранился рассказ учительницы литературы: «Коля любил читать стихи и
читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда­то вдаль и декламирует, а сам,
кажется, мысленно, ­ там, с героями стихотворения».
Детские впечатления ожили позже в стихах:
Помню, как тропкой, едва заметной,

znanio.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *