
Реки не видел сроду
Дружок мой городской.
Он смотрит в нашу воду
С любовью и тоской!
Вода тепло струится,
Над ней томится бор.
Я плаваю, как птица,
А друг мой — как топор.
Тема стихотворения – любовь к своей малой родине и гордость за неё.
В стихотворении «На реке» царит немного грустное, но счастливое настроение. В первых строчках чувствуется легкая печаль и грусть человека. В середине стиха мы уже ощущаем счастье и радость от красоты реки. А в последних двух строчках чувствуется добрый юмор.
Стихотворение можно разделить на три части. В первой части автор рассказывает о друге, который никогда не жил рядом с рекой. Во второй повествуется о чувствах, которые вызывает река у друзей. Третья часть рассказывает об умении друзей плавать.
При чтении стиха мне видится, как два друга стоят у реки. Один из них внимательно смотрит на реку, которая вызывает у него чувства красоты и тревоги. Он всю жизнь прожил в городе и не умеет плавать. Автор гордится своей малой родиной. Река тёплая и добрая. Друзья не удержались и пошли купаться. Правда, один поплыл по реке, а другой плещется у берега.
В стихотворении автор использует много сравнений для создания чувств городского человека, а также для ощущения теплоты и любви к реке. В последних строках есть метафора, которая привносит нотки юмора.
Основная мысль стихотворения в том, что человек с детства живущий рядом с природой счастливее тех, которые живут в городе.
Читая стихотворение, я восхищаюсь, как автор в таком маленьком произведении выразил чувство печали, счастья и любви к малой родине.
Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».
Николай Рубцов. “На реке”. Рисовал Алексей К., 4в классЛасточка носится с криком.
Выпал птенец из гнезда.
Дети окрестные мигом
Все прибежали сюда.
Взял я осколок металла,
Вырыл могилку птенцу,
Ласточка рядом летала,
Словно не веря концу.
Долго носилась, рыдая,
Под мезонином своим…
Ласточка! Что ж ты, родная,
Плохо смотрела за ним?
Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Ласточка». Стихотворение посвящено ласточке, потерявшей птенца. В стихотворении Н. М. Рубцова описывается беспокойство ласточки-мамы и верная гибель малютки-птенца. Перед читателем возникает образ несчастной ласточки, летающей над могилкой своей крошки.
В стихотворении «Ласточка» царит грустное, печальное настроение. Настроение не меняется на протяжении стихотворения.
Текст делится на две части. В первой части говорится о том, как ласточка с надеждой на то, что её птенец может спастись, летает над ним. Во второй – как ласточка безнадежно летая, оплакивает погибшего сына.
Мне видится беспокойная, плачущая ласточка-мать, которая смотрит куда-то вниз, видит могилку и знает, что там похоронен её крошка-сынок.
В стихотворении автор выражает мысль о том, как маме трудно переносить смерть своего сына или дочери, особенно, когда виновата в этом сама мать.
Читая эти строки, я восхищаюсь тем, как поэт, когда писал стихотворение, вложил в них свою душу, свои переживания.
Марина Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».
Николай Рубцов. “Ласточка”. Рисовала Дана Ш., 4б классНочь наступила.
Заснули дома.
Город заснувший
Окутала тьма.
Спать малыша
Уложили в кровать.
Только малыш
И не думает спать.
Мама не может
Понять ничего.
Мама негромко
Спросила его:
– Что тебе, милый,
Уснуть не дает?
– Мама, а как
Крокодил поет?
Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «После посещения зоопарка».
Во время чтения перед читателем возникает образ малыша, который не может уснуть.
Стихотворение пронизано задумчивостью. Мы видим, что малышу не дают уснуть думы о том, как поёт крокодил. Также мы видим, как волнуется его мама, которую тоже мучают думы, почему малыш не спит.
Для создания настроения автор использует контраст и олицетворение.
В стихотворении автор выражает мысль о том, что в жизни не бывает всё просто, и даже самый пустяковый вопрос может беспокоить по-настоящему.
Меня тоже взволновало, почему малыш не спал.
Ангелина Р., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».
Николай Рубцов. “После посещения зоопарка”. Рисовала Анастасия Б., 1а классДве маленькие
Лили –
лилипуты
увидели на иве желтый прутик.
Его спросили Лили:
– Почему тыне зеленеешь,
прутик-лилипутик? –
Пошли
за лейкой
маленькие Лили,
на шалости не тратя ни минуты.
И так усердно,
как дожди не лили,
на прутик лили
Лили –
лилипуты.
Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «Маленькие Лили».
Стихотворение посвящено маленьким девочкам Лилям. Поэт изображает маленьких, добрых девочек.
В произведении «Маленькие Лили» царит гармония.
Стихотворение делится на три части. Первая часть – описание девочек Лилей, вторая – общение с прутиком, а третья часть – помощь прутику.
Мне видится, как Лили добрые и заботливые девочки стали помогать прутику, такому же маленькому, как и они.
Автор использует лексические повторы, чтобы читатель обратил внимание на их смысл.
Ольга К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».
Николай Рубцов. “Маленькие Лили”. Рисовала Ольга К., 4в классВ медведя выстрелил лесник.
Могучий зверь к сосне приник.
Застряла дробь в лохматом теле.
Глаза медведя слез полны:
За что его убить хотели?
Медведь не чувствовал вины!
Домой отправился медведь,
Чтоб горько дома пореветь…
Стихотворение Николая Рубцова «Медведь» о том, как охотник выстрелил в зверя, а раненый медведь ушёл реветь к себе домой. В стихотворении очень печальное, грустное настроение.
Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как охотник выстрелил в медведя. Во второй части говорится о том, как медведю было больно, и он ушёл домой.
Строки рисуют, как медведю обидно и тошно на душе. Автор использует приём олицетворения. Он также использует глаголы, чтобы выразить, как страдает медведь.
Автор хотел показать читателям, что охотник не боясь и не жалея выстрелил в медведя.
Мне было очень жалко медведя.
Татьяна Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».
Заяц в лес бежал по лугу,
Я из лесу шел домой, –
Бедный заяц с перепугу
Так и сел передо мной!
Так и обмер, бестолковый,
Но, конечно, в тот же миг
Поскакал в лесок сосновый,
Слыша мой веселый крик.
И еще, наверно, долго
С вечной дрожью в тишине
Думал где-нибудь под елкой
О себе и обо мне.
Думал, горестно вздыхая,
Что друзей-то у него
После дедушки Мазая
Не осталось никого.
Я прочитала стихотворение «Про зайца». Стихотворение посвящено зайцу. Поэт изображает зайца, который неожиданно встретился с автором. В стихотворении «Про зайца» царит обычное настроение.
Стихотворение можно разделить на три части. В первой части говорится о том, как заяц встретился с автором. Во второй части – о том, как заяц убежал в лес. В третьей – о том, как заяц думал о встрече с человеком.
Строки рисуют испуганного зайца. С помощью олицетворения автор даёт нам возможность увидеть, как обмер заяц с перепугу, как он думал о встрече. Автор хотел нам донести то, что нужно помогать животным.Когда я читала это стихотворение, у меня возникло чувство печали, что заяц испугался.
Екатерина П., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».
Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Автор Николай Рубцов. Стихотворение «Воробей».
В стихотворении Николай Рубцов описывает воробья, который дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».
В стихотворении «Воробей» настроение пронизано грустью. «Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей».
Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о замерзшем воробье, как ждёт он подводу с поклажей. Во второй части описывается, как он дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».
Мне видится маленький замерзший воробей, который ловит каждое зёрнышко.
С помощью эпитетов поэт создает образ воробья: «чуть живой, не чирикает даже», «не становится вредным».
Основная мысль стихотворения о маленьком смелом воробье, которому холодно и голодно, но он не сдается
Читая это стихотворение, я восхищаюсь маленьким смелым воробьем.
Кирилл Ю., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».
Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей».
В данном произведении описывается грустная история. Поэт изображает голодного и замерзшего воробья, который мечтает о зёрнышке.
В стихотворении царит грустное настроение.
Произведение можно разделить на две части. В первой «замерзает совсем воробей». Во второй части он радуется каждому зёрнышку. Строки «И дрожит он над зернышком бедным» рисуют сострадательную картину.
Для создания настроения автор употребляет глаголы: замерзает, не чирикает, бросается, дрожит, не становится.
Автор хотел донести до читателя, что нужно помогать птицам зимой.
Меня взволновало, что воробей мог погибнуть.
Диана Г., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».
Я прочитала стих «Воробей» Николая Рубцова. Стихотворение посвящено воробью. Поэт изображает голодного воробья, который мечтает о зёрнышках.
В стихотворении «Воробей» царит грустное настроение.
Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как зимой для воробья наступил голод, и он хочет стащить зёрнышко, а во второй части говорится, о том, как воробей радуется своим зёрнышкам.
С помощью глаголов поэт нам даёт возможность увидеть действия.
В стихотворении автор выражает мысль о том, что мы, люди, должны заботиться о братьях наших меньших и делать им кормушки.
Меня взволновало то, что воробей одинокий и без еды. Но вот он достает зёрнышко, и я обрадовалась так же, как и он.
Анна У., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».
Я прочитал стихотворение «Воробей» Николая Рубцова. В стихотворении царит грустное и печальное настроение.
Стихотворение можно разделить на две части: первая о том, как воробей замерзал и искал себе пищу; вторая о том, что он радовался каждому зёрнышку.
Мне видится воробей, дрожащий над зерном.
С помощью большего применения глаголов, чем других частей речи, поэт даёт нам возможность увидеть переживания воробья, его тревогу.
Идея стихотворения в том, что нужно помогать птицам и животным.
Меня взволновала жизнь воробья и то, как он добывал себе зёрнышко и после этого радовался ему.
Мне хотелось ему помочь.
Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

sbiblio2.jimdo.com
Дата __________ литературное чтение 4 класс «___»
Тема: Н. М. Рубцова «Про зайца»
Цель: расширить знания учащихся о жанре русской поэзии, на основе стихотворения Н.Рубцова «Про зайца»
Задачи урока: Отрабатывать навыки выразительного, беглого, эмоционального чтения; Развивать умение рассуждать, анализировать текст; Воспитывать чувства сопереживания к герою произведения;
Тип урока: комбинированный
План урока:
I. Эмоциональный настрой. -1м
II. Проверка домашнего задания. -7м
III. Работа по теме урока до чтения стихотворения. -5м
IV. Работа над текстом во время чтения. -13м
V. Работа с текстом после чтения. – 15м
VI. Рефлексия. -3м
VII. Домашнее задание. -1м
Ход урока:
I. Эмоциональный настрой.
Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
II. Проверка домашнего задания.
1) Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Как тюлень стал тюленем» по ролям.
2) Рассказать выученное стихотворение М. Я. Бородицкой «Ореховый гном»
I
II. Работа по теме урока до чтения стихотворения.
1. Знакомство с темой и целями урока.
– Соберите картинку. Посмотрите на нее и скажите, о каком животном пойдёт речь на уроке? (о зайце)
– Скажите, сколько зайцев спрятались на картинке?
2. Приём «Мозговой штурм»
– Какие стихи, рассказы и сказки читали об этом зверьке (Н. Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Мамин-Сибиряк «Сказка Про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост)
– Каким качеством обычно наделён заяц в произведениях (трусливый, осторожный, быстро бегает, пушистый)
– Где живут зайцы в природе?
– Что вы ещё знаете про зайцев (бывает заяц-беляк и заяц-русак)
– Обратите внимание на обложку книги «Про зайца».
– Кто автор (Н. М. Рубцов)
Портрет автора.
I
V. Работа над текстом во время чтения.
1) Знакомство с биографией автора (рассказывают заранее подготовленные ученики и учитель)
1уч. 53 января 1936 года четвертым ребенком в семье Михаила Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых родился мальчик Коля. В автобиографии он сообщит: «Я, Рубцов Н. М., родился в 1936 году в Архангельской области в селе Емецк. В 1940 году переехал вместе с семьёй в Вологду, где и застала война. Отец ушел на фронт и погиб в том же 1941 году». Николаю было всего 6 лет, когда «от водянки и голодовки» умерла мать.
2уч. Старшую сестру Тамару забрала к себе тетка – Софья Андриановна. Брата Альберта, уже позже, из детдома взяла к себе в няньки мачеха. Коля Рубцов, не нужный никому, был оставлен в Никольском детдоме Тотемского района Вологодской области. Да, по-прежнему стоит на берегу реки Толшмы здание детского дома, живы люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы и даже день 20 октября 1943 года, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме…
3 уч. Года военные и послевоенные. Трудности и утраты были в каждой семье, не обошли они и детский дом. О сытом столе нечего было и мечтать, и все-таки здесь ребята ели каждый день. Плохонькая одежонка, обувь все-таки были. Остро не хватало учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек старых книг. Учебники передавали из рук в руки. Содержать большой коллектив воспитанников детдома только за счет государственного обеспечения было трудно, поэтому здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля, капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, – ребятам приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для каждого. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных. То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу.
4 уч. Сохранился рассказ учительницы литературы: «Коля любил читать стихи и читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит куда-то вдаль и декламирует, а сам, кажется, мысленно, – там, с героями стихотворения».
Детские впечатления ожили позже в стихах:
Помню, как тропкой, едва заметной,
В густой осоке ходили летом
Ловить налимов под речными корягами.
Поймать налима не просто было.
Мало одного желания.
Мы уставали, и нас знобило
От длительного купания.
… И долго после мечтали лежа
О чем-то очень большом и смелом,
Смотрели в небо, и небо тоже
Глазами звезд на нас смотрело.
5уч. Николай Рубцов окончил семилетку и, по его словам, “рвался к морю”. Но попытка поступить в Рижскую мореходку закончилась неудачей. И он возвращается в Никольское и поступает в Тотемский лесотехнический техникум, потом поступает в горный, но так их и не заканчивает. Работает слесарем-кочегаром, слесарем-сборщиком, шихтовальщиком, потом 4 года службы на Северном флоте. После этого сдает экстерном экзамены за 10 класс и поступает заочно в Литературный институт им. А. М. Горького. Печататься начинает в 1957 году. При жизни вышло 4 тоненьких книжечки, после смерти – более 20 изданий, в том числе сборники для детей: “Про зайца”, “Звезда полей”, “Добрый Филя”.
Николай Рубцов погиб в 1971 году 19 января, в крещенские морозы. Но стихи его остались живы, их читают, их любят, потому что они вызывают самые добрые и чистые чувства.
Физминутка:
Зайчик беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись, а затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
2) Первичное чтение стихотворения учениками шёпотом
-Какие чувства вызывает у вас это стихотворение (жалость, переживание, сострадание)
– Почему?
3) Чтение стихотворения вслух. Анализ текста.
Прием «Сундучок вопросов»
– Кто ещё является героем стихотворения (автор)
– Куда бежал заяц?
– Как он отреагировал на встречу с человеком?
– Как вы думаете, с каким намереньем он крикнул (доводы детей: напугать, повеселиться, посмотреть, как быстро бегает заяц)
– Где притаился заяц?
– О чём он думал, притаившись?
– Объясните выражение «Думал, горестно, вздыхая».
– Какой приём использовал автор? (олицетворение)
– Могут зайцы на самом деле так думать?
4) Выборочное чтение.
– Прочитайте, что сказано про дедушку Мазая?
– Можно назвать деда Мазая другом зайцев? Почему?
5) Самостоятельное чтение стихотворения с пометками (отмечают простым карандашом)
– Найдите в тексте строки, подтверждающие, что зайцы очень пугливые.
– Сделайте вывод, почему люди решили, что зайцы пугливые (из наблюдений за природой)
6) Работа в группах.
Работа над выразительным чтением стихотворения: учащиеся выбирают чувства – с ускорением, быстро, весело, спокойно, со страхом, уверенно, с сожалением.
– С каким чувством надо читать стихотворение? Распределите.
7) Выразительное чтение стихотворения – от группы 1 человек.
Приём «Авторский стул»
8) Составление пословиц:
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью.
Заяц уж сед – навидался он бед.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.
-Как вы думаете, что хотел донести автор до читателей этим стихотворением (Гуманно относитесь к животным. Они тоже живые существа)
VI. Рефлексия.
– Что делали сегодня на уроке?
– О каком зверьке шла сегодня речь?
– На столах у вас картинки зайчиков. Что хотите пожелать этому зверьку, напишите и поселите его в лес.
__________________________________
________________
VII. Домашнее задание.
Выучить наизусть стр.128
infourok.ru
Каким качеством обычно наделён заяц в произведениях (трусливый, осторожный,
быстро бегает, пушистый)
Где живут зайцы в природе?
Что вы ещё знаете про зайцев (бывает заяцбеляк и заяцрусак)
Обратите внимание на обложку книги «Про зайца».
Кто автор (Н. М. Рубцов)
Портрет автора.
IV. Работа над текстом во время чтения.
1) Знакомство с биографией автора (рассказывают заранее
подготовленные ученики и учитель)
1уч. 53 января 1936 года четвертым ребенком в семье Михаила
Андриановича и Александры Михайловны Рубцовых родился мальчик
Коля. В автобиографии он сообщит: «Я, Рубцов Н. М., родился в 1936
году в Архангельской области в селе Емецк. В 1940 году переехал
вместе с семьёй в Вологду, где и застала война. Отец ушел на фронт и
погиб в том же 1941 году». Николаю было всего 6 лет, когда «от
водянки и голодовки» умерла мать.
2уч. Старшую сестру Тамару забрала к себе тетка – Софья Андриановна. Брата
Альберта, уже позже, из детдома взяла к себе в няньки мачеха. Коля Рубцов, не
нужный никому, был оставлен в Никольском детдоме Тотемского района Вологодской
области. Да, попрежнему стоит на берегу реки Толшмы здание детского дома, живы
люди, которые знали Николая Рубцова мальчиком и помнят те нелегкие годы и даже
день 20 октября 1943 года, когда Коля Рубцов появился в Никольском детском доме…
3 уч. Года военные и послевоенные. Трудности и утраты были в каждой семье, не
обошли они и детский дом. О сытом столе нечего было и мечтать, и всетаки здесь
ребята ели каждый день. Плохонькая одежонка, обувь всетаки были. Остро не хватало
учебников, тетрадей: писали и на газетах, и на оберточной бумаге, и между строчек
старых книг. Учебники передавали из рук в руки. Содержать большой коллектив
воспитанников детдома только за счет государственного обеспечения было трудно,
поэтому здесь велось большое хозяйство. Обширные огороды с посадками картофеля,
капусты и других овощей; лошади, коровы, свиньи, пчелы – все это хозяйство
требовало ухода и трудов. И велось оно совместно силами детей и взрослых, ребятам
приходилось много работать. Впрочем, это было и обычно и привычно в ту пору для
каждого. Учителя и воспитанники помнят, что Николай с ранних лет любил животных.
То он отвяжет с цепи тоскующего пса и пустит его бегать на улицу.
4 уч. Сохранился рассказ учительницы литературы: «Коля любил читать стихи и
читал хорошо. Встанет, расставит ноги, смотрит кудато вдаль и декламирует, а сам,
кажется, мысленно, там, с героями стихотворения».
Детские впечатления ожили позже в стихах:
Помню, как тропкой, едва заметной,
znanio.ru