Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 7 им. М.К. Янгеля
Классный час
на тему «Что такое экология?»
Подготовила: Л.П. Жунусова
Байконур
Тема «Что такое экология?»
Цель: дать понятие об экологии, как науке о связях живой и неживой природы.
Задачи: привлечь внимание учащихся к проблемам экологии, показать, что и они могут кое-что сделать для улучшения среды обитания; развитие личностных качеств ребёнка: экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, воспитание любви к своему дому –Земля.
Ход занятия
Учитель: Ребята, слышали вы такое слово «экология»? Что оно означает?
Ответы учащихся.
Экология в переводе с греческого означает : экос- дом, логос – наука, получается- наука о доме. Это наука о взаимоотношениях между человеком и окружающей средой. Экология изучает, как растения, животные, люди живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду.
Экологический рассказ «Воскресенье в лесу»
Учитель: Я прочитаю вам рассказ, вы должны найти ошибки, совершенные школьниками.
Чтение рассказа.
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «микробы все равно их разрушат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.
Оживленные мы шли на станцию, перепрыгивая через лужи. И вдруг поперек дороги проползла змея. «Это гадюка!» – закричал Петрик и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, – тихо сказала Маша, – это уж». «Все равно – гадина!» – ответил Петрик.
С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!
Обсуждение
Ошибки, совершенные школьниками:
1. В лесу громкая музыка распугает птиц и зверей. 2. Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибница – деревья». 3. Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается. 4. Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет), металлические банки разрушаются 100 лет. 5. Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения. 6. Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца. 7. Брать зверят и птенцов из леса в город не надо если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес. 8. Прятаться во время грозы под одиноко стоящим деревом опасно – в него может попасть молния.9. Никоим образом не надо бить змей, даже гадюк. 11. Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
Учитель: – Какие советы вы дадите этим ребятам.
-Как вы думаете, что означает этот знак?
Соблюдайте тишину!
Физминутка.
Руки подняли и покачали-
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем-
Крылья сложили назад.
Игра «Называй – не зевай!»
Водящий (учитель) говорит слово «дерево», «цветок», «птица», «зверь» и бросает мячик игроку. Игрок говорит название дерева, цветка, птицы и т.д.
Дерево – берёза, осина, дуб, ель, сосна.
Цветок – ромашка, колокольчик, одуванчик.
Кроссворд
1. Живёт без тела,
Говорит без языка,
Никто его не видит,
А всякий слышит. (эхо)
2. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее … (сорока)
3. Волны катит на просторе
К берегам песчаным … (море)
4. Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит (пчела)
5. Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
6. Голубой огонек у бабушки на кухне горит (газ)
7. Камешки лежат в коробке,
Каждый мне давно знаком.
Папа шел по горной тропке,
Отбивал их молотком.
И в коллекции хранит
Мрамор, уголь и … (гранит)
8. Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Это леса врачеватель
Трудится весёлый (дятел)
Рефлексия
-Нарисуйте человечка, который отражает ваше настроение.
– За что вы похвалите себя и своих одноклассников.
Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
В заключении поём песню «Улыбка».
infourok.ru
Классный час
во 2 классе
Путешествие по экологической тропинке
(В гости к Берендею)
Учитель: Долгова М.В.
Цель: подготовить внеклассное занятие, направленное на всесторонне гармоничное развитие личности и экологическое воспитание учащихся младших классов, в рамках экологической декады, посвященной охране окружающей среды.
Обучающие задачи:
1.Формировать у детей экологическую культуру
2.Обобщить знания о значении слова « природа».
3.Закрепить знания детей о растениях, животных, птицах, живущих в лесах Нижегородской области.
4.Выяснить, какую пользу приносит лес.
5.Закрепить правила поведения в лесу.
Коррекционно-развивающие задачи:
1.Коррекция всех психических процессов – внимания, образного мышления, памяти.
2.Коррекция эмоционально-волевой сферы.
3.Расширение кругозора и объема словаря.
4.Формирование пространственных представлений.
Воспитательные задачи:
1.Прививать любовь к природе.
2.Воспитывать патриотические чувства, гордость за свою Родину, ее богатства.
3.Учить работать в коллективе, помогать друг другу.
Ход классного часа
Организационный момент:
Педагог:
– Здравствуйте, ребята!
В гости вас к себе зову.
Пусть на солнечной опушке
Раздается звонкий смех
Игры, конкурсы, забавы.
Приглашаю к себе всех!
подпись: Царь Берендей.
Куда нас приглашает Берендей, и кто это, вы узнаете, отгадав загадку:
Богатырь стоит богат
Угощает всех ребят.
Ваню- земляникой,
Таню- костяникой,
Машеньку- орешком,
Петю- сыроежкой,
Катеньку- малиной,
Васю- хворостинкой.
(Лес)
Берендей приглашает нас в лес, ведь он – лесной царь. (картинка изображение Берендея). Берендей охраняет лес, заботится о животных и растениях, которые там живут. Ну, как, ребята, принимаем приглашение?
Чтобы попасть к Берендею, надо быть во время пути очень внимательными, наблюдательными, сообразительными и дисциплинированными, иметь доброе сердце и не забывать, что мы идем в гости. А как надо вести себя в гостях? (не мусорить, не кричать, не обижать хозяев). Чтобы мы не заблудились, Берендей прислал нам путеводитель. (Показываю карту, на которой обозначены поляны: «Цветочная», «Чаща леса», «Солнечная», «Птичьи голоса», «Музыка леса»)
-Итак, в путь. (Включаю диск «Музыка леса»).
Основная часть:
Педагог: Закройте глаза и представьте себя в самом прекрасном месте на земле – в лесу. Перед вами огромный цветущий луг, на нем много растений, зеленая трава, и вы чувствуете, как ваши ноги ступают по росе. Дует нежный ветерок, и вам хочется подольше находиться среди этой красоты. Вы слышите какие-то звуки: это шумят деревья, поют птицы.
Педагог: Открывайте глаза, вот мы и пришли незаметно в лес.
-Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою!
Что там шепчешь на заре
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи
Ты же видишь, мы свои!
Ребята, мы на «Цветочной» поляне.
Посмотрите, сколько цветов растет здесь, как красиво! (На стене картинки с изображением цветов). Это и ромашки, и колокольчики, и одуванчики, и ландыши, и васильки. Так хочется нарвать целый букет цветов! Но остановитесь, послушайте.
( Ребенок читает стихотворение).
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все, и я, и ты,
Если мы сорвем цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Педагог: Ребята, давайте не будем рвать цветы, ведь некоторых цветов осталось так мало на нашей планете, что они занесены в Красную книгу.
Какие цветы нашей области занесены в Красную книгу? (ландыш, купальница, подснежник).
Педагог: Продолжаем наше путешествие. С цветочной поляны мы продвигаемся в чащу леса.
Лес-это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух.
С каждого дерева ветер принес мне листик. Отгадаем загадки с каждого листочка и узнаем, с каких деревьев они прилетели.
(Отгадывают загадки, каждый листок приклеивают к своему дереву).
Загадки:
По весне в лесу высокая (картинки с изображением деревьев).
На опушках и в глуши
Всех я вкусным сладким соком
Угощаю от души. (Береза).
Я из крошки бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Что же это за девица:
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
А когда наступит осень,
Он, красавец молодой,
Весь зальется солнцем
И станет покорять своею красотой. (Клен)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают,
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Педагог: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Из дерева люди строят дома, делают красивую мебель, бумагу для книг и тетрадей, из дерева делают музыкальные инструменты – скрипки, балалайки и др.)
Педагог: Молодцы! Ребята, если деревья приносят столько пользы людям, что люди должны делать?
Дети: Беречь деревья, не ломать ветки, не устраивать пожар в лесу.
Физминутка
Игра “Это я, это я, это все мои друзья!”
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?
На привале кто в лесу
Жег засохшую траву?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?
Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не ловит
И цветы совсем не рвет?
Педагог: А теперь из чащи мы снова вышли на поляну. Она называется «Солнечная». Посмотрите, сколько здесь животных! Где же они? Что случилось?
Ребята, давайте соберем весь мусор, чтобы животные могли собираться на этой чудесной полянке и греться на солнышке.
Педагог: Молодцы! Вы помогли животным.
А теперь мы покидаем эту поляну и двигаемся дальше.
Физминутка про лес.
Мы немного отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их все лучи согрели,
Дружно хлопаем
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали.
Педагог: Но наш путь продолжается к следующей поляне, обозначенной на карте – «Птичьи голоса»
Педагог: Ребята, что можно услышать в лесу? (Шелест листьев, журчание ручьёв и, конечно же, пение птиц). Наш лес тоже наполнен трелями разных птиц, а каких – сейчас узнаем. Закройте глазки и слушайте внимательно. (Дети сами угадывают голоса птиц).
Педагог: Теперь, ребята, мы знаем, чьи голоса были слышны в нашем лесу, найдите этих птиц на поляне.
Педагог: Какую пользу приносят птицы? (Уничтожают вредных насекомых, радуют своим пением). Если птицы приносят людям столько пользы, что люди должны делать? (Птиц нужно беречь и подкармливать их зимой.)
Педагог: Сегодня вы узнали много нового о лесе, выяснили, что такое природа и как нужно относиться к ней. Как активно вы выполняли задания, разгадывали загадки. Сейчас мы ещё раз закрепим правила поведения на природе. Я буду показывать вам картинки, а вы будете поднимать красный кружок, если можно делать то, что изображено на картинке, и синий, если нельзя.
-Оставлять мусор в лесу (синий)
-Ломать зеленые ветки и деревья (синий)
-Разорять муравейники и птичьи гнезда (синий)
-Рвать большие букеты цветов (синий)
-Разжигать костры (синий)
-Тихо играть, собирать грибы, ягоды (красный)
Молодцы, вы хорошо уяснили правила. Надеюсь, что вы их будете выполнять и расскажете тому, кто еще не знает их.
Итог.
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось оно вам? А что вам понравилось больше? Вы были настоящими исследователями. Вы услышали кукушку и дятла, увидели разные цветы и деревья. А самое главное- вы научились соблюдать правила поведения в лесу!
Дятел – лесной доктор. У него язычок с зазубринами и липкий. Когда он проделывает
клювом дырку, то высовывает свой язычок, и насекомое прилипает к нему.
Сова – уничтожает за год около1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь съедает в год 1кг зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба.
Кукушка – за час съедает 100 гусениц, если в лесу появляется большое количество
насекомых – вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней.
Трясогузка– одна из самых полезных птиц. Она уничтожает комаров и мух и других насекомых –вредителей.
infourok.ru
Классный час в 1 «А» классе
Что такое экология.
Цель:
Систематизировать знания учащихся об экологическом состоянии природы.
Задачи:
-расширять представление детей об экологии ,о ее роли в жизни человека;
-формировать основы экологической грамотности, чувство ответственности и любви к природе;
-формировать социально-активную позицию по защите и сохранению окружающей среды;
Оборудование: проектор, Красная книга, компьютер, индивидуальные карточки, светофорики, толковый словарь
I Орг.момент
Психологический настрой
У: -Подарим улыбку и доброе настроение друг другу, согреем наши сердца теплотой и любовью.
II Актуализация знаний
1. Отгадать загадки.
Слова-отгадки вывешиваются на доске.
-Я и туча, и туман, и ручей, и океан,
И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (вода)
-Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (ракета)
-Дышит, растёт, а ходить не может (растение)
-Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
У: – Что заметили?
– Что объединяет слова – отгадки между собой?
-С чем они очень тесно связаны?
-Какое слово здесь лишнее? Почему оно лишнее?
-На какие две группы можно разделить оставшиеся слова? К какой природе они относятся? А все вместе они что составляют? (окружающий нас мир)
-Назовите, что еще относится к живой природе? К неживой природе?
III Работа по теме классного часа.
1 Выводим тему
Слайды с одновременным чтением стихотворения .
Посмотри , мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Птицы, звери и леса,
Человек и время года,
Это всё вокруг….(природа)
У: -Какую вы природу сейчас увидели? Какие эмоции у вас возникли?
( наблюдали красивую, чистую природу; она прекрасная, как будто пахнуло свежестью)
У: -Красота природы всегда вызывает положительные эмоции, воспитывает в нас доброту, заботу, любовь.
У:- Всё в природе взаимосвязано. Есть одна наука, которая неразрывно связана с изучением жизни природы. Она называется?
Э-КО-ЛО-ГИЯ
У:- Ребята, а кто попытается сформулировать, что такое экология и чем конкретно она занимается?
( можно сказать, что экология занимается изучением природы.)
У:- Вы правы, экология – наука о природном доме, о взаимоотношениях живой и неживой природы. ( чтение определения в энциклопедии)
Определение вешается на доске.
У: – Мы живем на планете Земля, это есть наш общий дом. У нас над головой общая крыша – голубое небо. У нас под ногами общий пол – земная поверхность. У нас одна на всех лампа и печка – ласковое солнышко. У нас общий водопровод – это дождевые и снежные тучи. Нам только кажется, что Земля наша огромная и необъятная. А если взглянуть на нее из космоса, то не такая уж она и большая. Всего за полтора часа ее можно облететь на космическом корабле. Так что мы должны знать и беречь дом, в котором мы живем.
У: -Ребята, наверняка вы уже догадались, какая тема нашего классного часа, о чём будем говорить? (о природе , об экологии)
Слайд
У: -Верно, тема сегодняшнего классного часа «Что такое экология» и мы будем учиться любить и беречь дом, в котором мы живем.
3. Приход Природы
Стук в дверь. Появляется девочка в образе Природы: печальная, грустная, голова опущена.
Природа: -Здравствуйте, ребята. Я – природа, а точнее то, что от неё остаётся. Я пришла вам сказать «Опомнитесь, люди!»
Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло…
Опомнись, вздрогни человек!
Не долог на земле твой век
Но что после себя оставишь?
И чем себя ты здесь прославишь?
Убитой птицей на заре?
Лесами черными в огне?
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен, будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
Помогите! Спасите меня пока не поздно! Люди уничтожают все мои богатства, загрязняют воздух и воду, сжигают леса и луга, истребляют животных. Люди наносят мне малые и большие раны! Если так будет продолжаться, я могу погибнуть, и тогда больше не будет жизни на Земле!
У: -Ребята, что же это такое? Только что на слайдах мы видели всю красоту природы, а сейчас она просит о помощи? Значит не так всё хорошо? Как вы считаете?
Д: – Да, наверное, природе очень плохо, раз она пришла просить о помощи.
Д:- Я по телевизору слышала, что природа очень загрязнена.
Д:- Конечно, в городах сколько труб, которые выпускают газы в воздух, а это очень вредно.
Д:- Мы привыкли наблюдать только красоту природы, а над тем, что она постепенно погибает, не задумываемся.
У: -Я предлагаю поговорить об охране природы, а нашу гостью пригласим послушать.
4 Беседа о больших ранах природы
У: -Давайте разбираться, что же на самом деле происходит с природой, о каких больших ранах она говорила?
Слайды (воздух – выхлопные трубы машин, заводы и фабрики выпускают газы, вредные вещества, химикаты; вода- сточные воды, нефть; леса- вырубка, пожары; животные – браконьеры)
Дети комментируют слайды.
У: -Да. Ситуация, действительно, критическая .Ну ведь что-то же надо делать?
5 Игра. Работа в парах
У: – Я предлагаю поиграть в экологов. Кстати, а кто такие экологи?
Д: – Наверное, это люди, которые занимаются защитой окружающей среды.
У: – Давайте обратимся к словарю и проверим ваши предположения.
(Экологи- люди, которые занимаются изучением взаимоотношений живой и неживой природы, охраной окружающей среды)
У: – Перед вами даны варианты действий, которые надо проводить в целях защиты природы. Нужно найти и подчеркнуть правильные действия.
Проверка, выявление ошибок.
У:- Ребята, а знаете ли вы что делается в нашем селе и в нашем районе, для того, чтобы сохранить природу?
У: – Ребята, вы ещё малы, и изменить ситуацию только что увиденную на слайдах, вы не в силах .Это заботы взрослых людей. Это глобальные проблемы. Но не наносить малые раны природе вы можете. Малые раны- это наши с вами действия.
7 Проблемная ситуация. Работа в группах.
Послушайте рассказ «Воскресенье в лесу».
За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. Мы запаслись продуктами, водой и отправились на природу.
Веселой музыкой оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие, сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто их вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.
Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи мы выбросили пустые банки и полиэтиленовые пакеты. Костёр тушить не стали- сам потухнет.
В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Там был птенчик. Один из нас взял его с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы вернулись домой. Весело прошел день.
У: -В группах обсудите ошибки, которые сделали дети и выберите нужные экологические знаки, лежащие у вас на столах.
Затем каждая группа по- очереди рассказывает об одной ошибке и демонстрирует экологический знак .
Ошибки:
– В лесу нельзя включать громкую музыку – она распугивает птиц и зверей.
– Вырывать грибы, сбивать даже несъедобные не следует, т. к. разрушается грибница, исчезает лекарство для зверей.
– Для костра собирается сушняк, а не ломать ветки.
– Полиэтилен, банки очень долго разлагаются в природе, их нельзя выбрасывать в лесу. Надо забрать домой и выбросить в мусорный бак.
– Костер после прогорания следует забросать землей или залить водой.
– Брать птиц не следует – в неволе они погибнут.
– Луговые и лесные цветы брать не следует – жизнь оборванных цветов недолговечна.
8 Игра «Озвучь слайд»
Показываются несколько слайдов, а дети их озвучивают.
Слайды ( склянки, бабочки, насекомые, деревья, яйца в гнёздах)
9 Сообщения детей
У: – Вот если каждый из нас будет соблюдать все правила поведения в природе, то не будет малых ран у неё. Чем же вы, дети, можете помочь природе?
-Если посадить деревце, полить его водой, поухаживать за ним, то через год оно превратится в огромное дерево, которое будет служить для нас воздухом, тенью или просто украшением . Человек и природа связаны. И поэтому человек должен помогать природе, а природа должна помогать человеку.
-Люди должны беречь природу, чтобы взамен получать природные богатства: фрукты, овощи, цветы и деревья. Мы, дети, можем в холодные, зимние дни кормить птиц, бездомных животных. И тогда с гордостью можно сказать –мы помогаем природе выжить.
-Я хочу, чтобы не вымерли животные. Сейчас очень много исчезающих видов животных. А в этом виноваты браконьеры. Хорошие люди защищают природу, а злые портят. Дорогие ребята, давайте подумаем о будущем нашей природы!
10 Игра «Угадай»
Показывается слайд, если правильное поведение детей–хлопок в ладоши, если нет- топаем ножками.
11 Знакомство с Красной книгой
У: -Ребята, а ведь действительно, очень много животных вымирает по вине человека. Ученые мира создали Международный союз охраны природы, который стал изучать, каким растениям и животным надо помочь в первую очередь. Составили списки растений, которые исчезли или находятся под угрозой, издали в виде книги и назвали ее…? (Красная книга)
-Подумайте, пожалуйста, почему так называется эта книга?
– Наверное, как сигнал светофора, красный – стоп, нельзя идти, а в природе -уничтожать .
Сообщение:
-Красная книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных. Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите.
Демонстрация Красной книги.
Слайды
У: -Хотите побольше узнать об этих и других животных и растениях?
Можно взять эту книгу и почитать ее.
Показ слайдов из красной книги.
IV Закрепление
Игра «Экологический футбол». Работа в группах.
Каждая группа формулирует вопрос по теме классного часа и задаёт другой группе. Если они отвечают правильно, то отбивают мяч, если нет, то забивается гол.
2 Обращение к детям
У: -А, чтобы наш мир стал добрее, все мы должны научиться любить друг друга, заботиться о братьях наших меньших, радоваться солнцу, дождю, научиться видеть красоту, которая нас окружает. Я хочу предложить вам, ребята, в нашем классе создать общество любителей природы. Войти в него смогут только те, кому не безразлична судьба нашей планеты, кто любит животных, кто по-настоящему добрый и отзывчивый человек. Поднимите, пожалуйста, руки, кто хотел бы стать членом нашего общества.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою,
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней,
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей.
У: – Ребята, давайте проводим нашу гостью-Природу.
Природа: – Спасибо вам за знания. Главное- чтобы вы о них не забывали.
V Итог. Рефлексия.
Высказывания детей по таблице рефлексии.
( Я запомнил, узнал, повторил, удивился …)
-Зачем вам нужны знания об экологии?
Приложение
Задание для работы в парах.
– Не нужно сажать растения , делать лесопосадки.
– Необходимо строить на фабриках и заводах очистные сооружения.
– Не делать заповедные зоны.
-Все предприятия оборудовать установками для борьбы с дымом , пылью, газом.
-Вести борьбу с браконьерами
-Заниматься очисткой водоемов
nsportal.ru
Классный час 2 класс на тему: «Природа не прощает ошибок».
Цели: расширить представление детей об экологических законах; способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе; формировать негативную нравственную оценку нарушений в сфере природы, негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе; побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Оформление:
а) на доске – эпиграф: Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! Е.Евтушенко
б) Четыре закона экологии
1. Всё связано со всем.
2. Всё должно куда-то деваться.
3. Ничто не даётся даром.
4. Природа знает лучше.
План классного часа:
Вступительное слово.
Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».
Интерактивная беседа.
Информационный блок «Законы экологии».
Виртуальный экологический рейд «Какие законы нарушены?».
Работа в группах «Обращение от имени природы».
Заключительное слово «Убивай зверей внутри себя».
Подведение итогов.
Ход классного часа.
1. Вступительное слово
Кл. руководитель. Тема нашего классного часа – «Природа не прощает ошибок». Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение – в экологической культуре.
2. Проблемная ситуация «Нужны ли комары?».
Кл. руководитель. Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» – в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен … комарами.
3. Интерактивная беседа.
Кл. руководитель: Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?
Примерные ответы детей:
– Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.
– В природе всё находится в равновесии, всё связано.
– Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.
Кл. руководитель. Да, в природе всё взаимосвязано, эту взаимосвязь и изучает экология. А можете ли вы привести свои примеры такой взаимосвязи?
Примерные ответы детей:
– Аральское море, которое обмелело и высохло оттого, что из него забрали много воды на полив хлопка.
– В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
– В Норвегии уничтожили хищных птиц, чтобы сохранить куропаток. Но куропатки вскоре погибли от эпидемии. Оказывается, ястребы и совы поедали больных птиц, выполняли роль санитаров, а значит предотвращали эпидемии.
4. Информационный блок «Законы экологии».
Кл. руководитель. Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить!
Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы записали на доске.
Первый закон: «Всё связано со всем». Действие этого закона мы уже видели на наших примерах.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Экологическая культура заключается в том, чтобы знать и выполнять эти законы.
5. Виртуальный экологический рейд. «Какие законы нарушены?»
Классный руководитель. Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего города и увидим, выполняют ли его жители экологические законы? А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям города? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?
Примерные ответы детей:
– Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.
– Нарушены первый и второй экологические законы.
– Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.
Классный руководитель.
Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?
Примерные ответы детей:
– Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Её обязательно нужно уничтожать.
– Типичное нарушение второго закона: дворники думают, что листья сгорят и просто исчезнут, но это не так: листья, сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни людей.
– Листья категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город.
Классный руководитель.
В цветочном магазине покупаем упаковку удобрения «биогумус».На упаковке написано, что это удобрение произведено из обыкновенного мусора, а произвёл его необыкновенный червяк, выведенный калифорнийскими учёными! Интересная информация! Читаем дальше. Эти черви пожирают любой органический материал: опилки, бумагу, картон, гнилые овощи и т.д., превращая всё это в чрезвычайно ценное органическое удобрение – биогумус. А вот полиэтилен, металл и стекло червяк не ест, он его просто не переваривает. Калифорниец удивительно прожорлив: он съедает в сутки два раза больше, чем весит, а ещё он не прихотлив и прекрасно чувствует себя при температуре от +4 до +40 градусовС. Живёт этот труженик целых 16 лет.
Как вы думаете, люди, которые вывели такого червяка, нарушили законы экологии или нет?
Примерные ответы детей.
– Это, наоборот, строгое выполнение законов экологии.
– Тут выполняется второй закон: «Всё должно куда-то деваться». Мусор не превращается в токсические отходы, а даёт пищу червяку и становится ценным удобрением.
– А ещё и четвёртый закон выполняется: «Природа знает лучше». Червяк существо природное, он и знает, как лучше переработать отходы.
Классный руководитель. Мы выехали за город, в дачный посёлок. Когда-то тут было болото, весело квакали лягушки, тучей клубились комары. Но дачники решили избавиться от болота и начали его осушать. К каким последствиям для леса и речки это может привести? Какой закон нарушают люди, желая улучшить природу?
Примерные ответы детей:
– Ни в коем случае нельзя этого делать! Осушив болото, можно потерять речку, да и лес пропадёт!
– Нарушается четвёртый закон природы: «Природа знает лучше». Если тут , в этом месте природа создала болото, так тут ему и нужно быть.
– Для экологического равновесия в этом месте очень нужно и болото, и лягушки, и комары, иначе будет засуха.
Классный руководитель. Ну что ж, я вижу, вы неплохо усвоили законы экологии. А это уже один из признаков экологической культуры.
6. Работа в группах. «Обращение от имени Природы».
Классный руководитель. Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.
Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
Вторая группа напишет военным.
Третья группа подготовит обращение к учёным.
Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.
Пятая группа напишет морякам и рыбакам.
Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.
Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.
Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.
К доске выходят представители групп и читают обращения.
Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.
7. Заключительная беседа «Убивай зверей внутри себя».
Классный руководитель. Сегодня мы говорили о законах экологии. Знание и выполнение этих законов – важнейший признак экологической культуры. Но этого не достаточно. Нужна ещё и экология души. Прочитайте эпиграф к нашему классному часу. Это строки поэта Евгения Евтушенко (читает).
О чём говорит здесь поэт?
Примерные ответы детей:
– Что нужно беречь природу.
– Что нельзя убивать зверей.
– Что нужно любить самую маленькую былиночку и букашку.
Классный руководитель. Поэт призывает убивать зверей внутри себя. Что это за звери?
Примерные ответы детей:
– Это жадность, зависть, глупость, злоба, хитрость, трусость, лесть, подлость, бездушие, хвастливость, гордыня и т.д.
– Это всё плохое, чёрное, дикое, что есть в человеке.
– Это то, что мешает человеку полюбить другого человека и весь мир.
Классный руководитель. Мне кажется, вы все правы. Звери внутри нас – это плохие качества характера, которые мешают нам полюбить другого человека, полюбить мир, полюбить природу.
И мы должны постоянно истреблять этих зверей в своём сердце. Тогда и наши экологические знания и умения пойдут на пользу природе.
Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Что вам запомнилось из сегодняшнего разговора? Можете ли вы считать себя экологически культурными людьми?
Примерные ответы детей:
– Запомнился рассказ о червяке, который делает биогумус.
– Запомнился рассказ об эвене, который разрезал рыбу и оказал комаров в нём.
– Я ещё недостаточно культурный, много зверей внутри меня.
– До культуры ещё далеко, но понятно, что делать.
– Знать законы и исполнять их легко, самое трудное – быть добрым.
kopilkaurokov.ru
День эколога.
Цель:1.Воспитание у школьников экологической культуры.
2.Прививать ученикам правила поведения в природе.
3.Формировать бережное отношение к окружающей природе
Оборудование: Физическая карта Республики Казахстан, рисунки животных, Красная Книга, цветы
Ход классного часа
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы классного часа.
-Сегодня у нас необычный классный час «День эколога».
3.Выступление учителя.
Термин «экология» в переводе с греческого языка означает «дом, жилище, поселение». Этот термин был впервые введен в 1866 году немецким ученым Э.Геккелем. Экология вначале была отраслью биологии, изучающей взаимоотношения живых организмов со средой обитания. Во второй половине 20 века рамки экологической науки расширились. Она превратилась в отрасль комплексной науки, изучающей сложные взаимоотношения между природой и человеческим обществом. Поэтому состояние природной среды в большинстве случаев характеризуется термином «экологическое состояние».
4.Выступления учеников.
Рассказ
Мир без природы, без пения птиц, без запахов цветов, без зверушек с их мягкой шерстью-беден и страшен.
Мы наблюдаем повадки зверей, насекомых, любуемся их ловкостью, сообразительностью, красотой, слушаем их голоса- и становимся доверчивее, добрее.
Человек никогда не должен забывать, что и сам он- часть природы. Только он может помогать природе, беречь леса, поля, не загрязнять водоемы, землю, помогать сохранять нашу планету. Земля- не просто планета, а наш единственный дом. Вот почему заботиться о природе, любить природу- это значит любить свою Родину. В.Песков.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету-
Ведь другой, похожей, нету!
Аким Яков Лазаревич
4.Слово учителя.
Земля- наш общий дом, сохранение и приумножение природных богатств должно стать главной обязанностью и долгом каждого гражданина Республики Казахстан. Об этом записано в статье 38 Конституции РК. Человек не может жить, не используя природные богатства, но делать это нужно эффективно.
5.Выступления юных экологов.
Охрана воды.
Основным природным богатством земли является вода. Без воды нет жизни. На земле нет ни одного живого организма, который мог бы развиваться, жить без воды. Человек использует воду на свои нужды в большом количестве. Потребность в пресной воде велика и возрастает с каждым годом. Так, по данным статистики, каждый горожанин земного шара в среднем расходует 150 и более литров воды в сутки. После использования вода загрязняется. В нее попадает мыло, различные моющие средства, остатки пищи и др. Загрязненная вода по канализационной системе сбрасывается в озера, моря, реки, океаны. Иногда ее сбрасывают в почву. Сточные воды заводов, фабрик, шахт, предприятий нефтяной и металлургической промышленности, а также вода, используемая при мытье железнодорожного и автомобильного транспорта- все эти воды содержат вредные для всего остатки, находящиеся в твердом, жидком и газообразном состоянии. Из-за этих веществ погибают растения, микроорганизмы, рыбы, птицы, млекопитающие. Сточные воды наносят огромный вред народному хозяйству.
Всякий естественный водоем способен к самоочищению благодаря живущим в нем растения, грибам, бактериям, моллюскам. Все эти организмы- санитары обычно справляются с очисткой воды. Когда в водоем сбрасывают ядовитые отходы, гибнут сами санитары. Поэтому необходимо каждому предприятию использовать различные установки, которые очищают воду от загрязнения.
Непрерывно загрязняются и воды океанов и морей. В результате добычи и транспортировки нефти с отмелей Мирового океана на поверхности воды образуется тонкий слой нефти, который мешает воздухообмену между океаном и атмосферой. Из-за недостатка кислорода гибнут обитатели морей и океанов.
Долгие годы человечество только пользовалось природой. На берегу рек строились промышленные предприятия, на реках возводили плотины. Воды рек в неограниченном количестве использовали для полива полей. В результате стали мелеть реки, впадающие в озера, высыхать озера и моря. Ярким подтверждением тому является Арал и Балхаш.
Реки Сырдарья и Амударья, впадающие в Аральское море, стали сильно мелеть из-за использования Казахстаном и Средней Азией их пресной воды. Дожди здесь бывают редко. За 1 год с поверхности Арала испаряется слой воды толщиной 1 м. В результате всего этого площадь моря ха последние 20-30 лет уменьшилась во много раз. Участки высохшего моря превратились в пустыню. Со дна высохшего моря миллионы тонн соли разносятся ветром на сотни, тысячи километров. Возникла опасность для здоровья людей. Судьба Арала обернулась большой бедой для человечества. Ученые ищут пути спасения Арала. Однако сделать это сложно.
Состояние озера Балхаш тоже вызывает тревогу. После сооружения на реке Или Капчагайского водохранилища уровень воды Балхаша снизился. Кроме того, сюда сбрасываются сточные воды Балхашского медеплавительного комбината.
Загрязнение рек, озер, морей губительно для живого. Поэтому их воды нуждаются в защите и охране. Беречь воду- значит, беречь жизнь, беречь здоровье, красоту и богатство окружающей природы.
Охрана воздуха.
Воздух- источник жизни. Без воздуха жизнь человека, животных, растений невозможна. Благодаря круговороту веществ в природе воздух сохраняет свой постоянный состав. За последнее время ученые обеспокоены состоянием атмосферы. Беспощадная вырубка лесов, интенсивное развитие промышленных предприятий привело к уменьшению кислорода в составе атмосферы и повышению содержания углекислого газа, пыли. Ежегодно в атмосферу попадает 25миллиардов тонн углекислого газа и 156 миллионов различных ядовитых газов.
Воздух крупных городов загрязнен до опасного предела. Загрязненный воздух вреден как для человека, так и для животных, растений. Например, липа, которая может в лесу прожить 400 лет, в городе живет 50-80 лет. А человек заболевает различными заболеваниями.
Чтобы этого не происходило, необходимо применять меры по очистке воздушного бассейна. Для этого на крупных промышленных предприятиях и на автомашинах устанавливают различные приборы, которые фильтруют выбросы вредных веществ. Там, где возможно, вместо каменного угля используют жидкое топливо и газ, энергия Солнца, ветра. Самый эффективный путь очистки воздуха- озеленение населенных пунктов, городов. Растения поглощают из воздуха углекислый газ, а выделяют кислород.
6.Выступления учителя.
В связи с единством географической оболочки экологические бедствия, происходящие в одном уголке планеты Земля, оказывают отрицательное воздействие на природу земного шара. Поэтому меры по защите природы необходимо проводить параллельно на местном, национальном и международном уровнях. Очень важное значение имеют международные соглашения, принятые в целях защиты атмосферы и вод мирового значения, которые являются общим достоянием всех стран земного шара. Деятельность известных движений «Семей-Невада» и «Гринпис» направлены в первую очередь на такие цели.
Работа по выставке рисунков и фотографий.
Посмотрите на выставку рисунков и фотографий. Не правда ли, как прекрасны творения природы! Но эти растения и животные встречаются в природе редко, они внесены в «Красную Книгу». Эта книга называется так, потому что красный цвет- сигнал опасности. Международный союз охраны природы и природных богатств, начиная с 1963 года, издает Международную Красную Книгу, в которой регистрируются все редкие виды растений и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека, а также приводит меры по их охране. Хранится эта книга в Швейцарском городе Морже.
7.Исполнение песни «Красная Книга».
8.Выступления учащихся.
В 1978 году в Казахстане вышла «Красная Книга». В нее занесены такие виды растений: дикий боярышник, дикая груша, можжевельник, ландыш, ольха, пион, тюльпан Грейга, колокольчик широколистный, пихта, черника, брусника, дуб, кувшинка белая и др., из животных: черный еж, сурок Мензбира, норка, красный волк, куница, рысь, снежный барс, архар, пеликан, улар, белая цапля, дрофа, стрепет, рябок, варан, аист, беркут, кулан, джейран, фламинго, лебедь, журавль, казарка, лосось и др.
Кулан по внешнему виду похож на осла и лошадь. Хвост напоминает ослиный, грива и уши похожи на лошадиные. Когда-то в нашей стране было очень много куланов, но в связи с тем, что сокращались пастбища, резко сократилось и численность куланов. В 1960 году на остров Барсакельмес были завезены 19 куланов из других стран. Сейчас наложен запрет на их отлов и охоту на них.
Джейран- это изящное животное на тонких стройных ногах с длинной шеей и небольшой головкой. Отличить джейрана можно по короткому черному хвосту. Раньше в Казахстане обитало до 25000 джейранов. Из-за беспощадного отлова охотниками и недостатка пастбищ их число сильно сократилось. Сейчас джейран разводят в Алматинском заповеднике.
9. Слово учителя.
Представьте себе, что мы хотим совершить экскурсию в лес. Это будет не простая прогулка. Итак, в путь-дорогу, друзья!
1 конкурс: «Очисти родник».
По дороге нам встретился родник. Ребята, нужно очистить родник от мусора, бутылок, консервных банок (ученики отвечают на вопросы и очищают родник).
-Для чего нужен лес?
-У каких деревьев осенью листья красные?
-Какую пользу приносят птицы?
-Назовите основные методы изучения природы?
-Почему Казахстан называют «кладовой полезных ископаемых»?
-Из какого дерева делают спички?
-Весит сито, не руками свито. (паутина)
-Куда «лицом» обращена голова подсолнечника в полдень?
-Почему не бьют пушных зверей весной?
-Волки зимой живут стаями, а лисицы и рыси нет Почему?
2 конкурс: «Собери букет».
Две девочки выходят на поляну и собирают цветы.
Если я сорву букет,
Если ты сорвешь букет,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
Правило: Не рви в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые растения остаются в природе. Помни, букеты можно приготовить только из тех растений, которые выращены человеком.
3 конкурс: сценка «Белая черемуха».
Девочка (идет по сцене и читает стихотворение, показывает на дерево):
Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облако,
Чистая, как снег,
Радовался дереву каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней
И могла цвести она
Много-много дней.
Любуясь черемухой, проходят мимо две девочки Одна другой говорит:
-Это чья черемуха?
-Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Идет группа школьников. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева.
Прибежали девочки,
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черемуха
Чистая, как снег.
Радовался дереву
Каждый человек.
Правило: Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев.
4 конкурс: «У птичьего гнезда».
Ребята находят птенца, упавшего с гнезда.
-Что им делать? Как помочь птенцу? (разыгрывается сценка)
Правило: Не подходи близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу же уходи. Иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьи гнезда. Не лови и не уноси домой здоровых птенцов и детенышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
5 конкурс: инсценировка рассказа Э.Шима «Жук на ниточке».
Правило: Не обрывай в лесу паутину. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых. Не разоряй муравейники.
6 конкурс: «Привал».
Дети останавливаются на привал, начинают раскидывать мусор. (разыгрывается сценка)
Правило: Не оставляй в лесу, в парке, на лугу, у реки мусор. Никогда не выбрасывай мусор в водоем. Мусор, оставляемый людьми буквально повсюду, обезображивает лицо природы. В замусоренном лесу увеличивается риск возникновения пожара.
10. Итог классного часа.
Прекрасен мир живой природы, а люди-часть его. Нам нужно сообща беречь, умножать, познавать этот великий мир.
Берегите эту Землю, эту воду.
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Стратегия «Рисунки разговаривают». Ученики рисуют знаки по охране природы, объясняют правила поведения в природе.
М.Алимбаев «Кто, если не ты?»
Бедной косуле нельзя простудиться-
Ведь для косуль не бывает больницы.
Кто заболевшую станет лечить,
Если в степи не бывает больниц.
Дереву трудно обороняться:
Оно ведь не конь, не умеет лягаться,-
Дерево молча сгорает костром,
Корчится молча под топором…
Красный тюльпан того кто сорвет,
Словом не добрым не попрекнет…
Серая мышка ногу поранит-
Тоже к врагам обращаться не станет…
Если к зиме нет запасов кормов,
Вряд ли тот чиж до весны доживет,
Если кормушку себе не найдет.
Кто их накормит?
Кто защитит?
Кто им поможет,
Если не ты.
infourok.ru
Подготовила: Ризванова Ирина Михайловна
учитель начальных классов
МОБУ СОШ с. Мирный Благоварский район
Тема: «Природа и мы».
Цели и задачи:
формирование представлений и элементарных знаний об экологии;
анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
воспитание бережного отношения к природе;
формирование познавательных интересов во внеурочное время.
Планируемые достижения учащихся:
усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относиться к окружающему миру;
понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди;
учиться защищать природные ресурсы;
развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование: костюмы для инсценировки, карточки-листочки, дерево, музыка.
Ход классного часа.
I. Организация класса
II. Основная часть. (слайд 1)
1. Сообщение темы и цели классного часа.
Отгадайте загадку и узнаете, о чем будем говорить.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…«Природа!» (слайд 2)
– Что скрывает слово природа?
– Сегодня мы будем говорить о нашей земле, постараемся разобраться, хорошо ли ей живётся с нами, подумаем, чем каждый из нас может помочь ей.
2. Чтение стихотворения С. Смирнова «Есть просто храм» (слайд 3)
Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
3. Путешествие.
Ребята, нам предстоит отправиться в путешествие по экологической тропинке, чтобы помочь природе. Существует международная организация «Гринпис». (слайд 4)
В переводе с английского «green» – зелёный, «peace»- мир, зеленый мир. Люди, которые входят в эту организацию, борются за зелёный, чистый мир. Они хотят остановить загрязнение нашей планеты. На земле живёт множество людей. И все хотят чистого воздуха, воды, пищи, крова; используют множество запасов земли. Но при этом ведут себя нехорошо.
Так давайте сегодня скажем: «Здравствуй, Земля! Здравствуй, природа!» (слайд 5)
А теперь посмотрим: кто же поведёт нас по экологической тропинке?
Колобок.
Я, веселый Колобок,
Я не низок, не высок.
Я совсем –совсем не грустный,
Потому что очень вкусный
Безусловно, вас, друзья,
Приглашаю в гости я,
В мир загадочной природы,
В мир животных и погоды!
Только в мире этом надо
Отгадать чуть-чуть загадок,
На вопросы отвечать,
В игры весело играть
Полянка загадок. (слайд 6)
1. То фиолетовый, то голубой.
Он на опушке встречался с тобой.
Названье ему очень звонкое дали.
Но только звенеть он сумеет едва ли.(колокольчик)
2. Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек,
Шляпка есть – нет головы. (гриб)
3. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)
4. Колосится в поле рожь.
Там во ржи, цветок найдёшь.
Ярко-синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василёк)
5. Длинный тонкий стебелёк,
Сверху – алый огонёк.
Не растенье, а маяк –
Это ярко-красный … (мак)
6. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? (Соловей.)
7. Спроси у телёнка и барашка –
Стоит в поле кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка)
4. Игра «Ромашка»
Ребята, видите, эту красивую ромашковую поляну. Это не простая полянка, здесь растут ромашки с заданиями. Кажется, они и для вас приготовили задания. Я думаю, вы справитесь.
– Что означает слово «экология»? Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» – «дом» и «логос»- «наука». Значит, можно сказать, что экология – это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нём жить. А наш общий дом – это земля. (слайд 7)
– Какие экологические проблемы вы знаете? К чему они приведут людей? (слайд 8,9)
– Какой цвет является символом охраны природы? (слайд 10)
Символом охраны природы является зелёный цвет. Природа – это наш зелёный дом.
– Какую роль играют в лесу грибы? (слайд 11)
Грибы очень нужны в лесу. Они помогают деревьям, кустарникам и травам всасывать из почвы воду. Одним из самых лучших помощником растений является гриб-мухомор. А еще грибами питаются многие животные: лоси, белки, сороки, насекомые.
Некоторыми ядовитыми грибами животные лечатся. Мухомор, например, лекарство для лосей.
– Расскажите о Красной книге. (слайд 12)
(Красный цвет сигнал опасности, понятный для всего мира. В эту книгу занесены животные и растения, которые находятся под угрозой уничтожения или стали редкими»)
– Можно ли рвать на лугах цветы? Почему?
(На лугах живут разные насекомые: пчёлы, шмели, бабочки. Они кормятся нектаром и опыляют цветки. А если всё время рвать цветы, исчезнут и насекомые.)
Физминутка.
Наши алые цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветы закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
5. Инсценировка «Цветочная полянка» (слайд 13)
Ведущая:
В поле солнышко играет,
Оживилось всё кругом,
И цветы в росе сияют
Тихим ласковым огнём.
1: Сколько здесь цветов, букашек,
Потопчу –ка я траву
И большой букет ромашек
Я домой себе сорву!
2: Колокольчик голубой,
Нежный, ласковый такой,
Колокольчики не рви,
Потому что все мои!
Голоса цветов:
Ой, не рвите, дети нас,
Пригодимся мы для вас!
Ведущая: Дети не послушались,
Все цветы сорвали
И с охапками цветов
Быстро убежали.
Зайка это увидал,
На полянку прискакал.
Заяц: Ой, беда, беда, беда!
На полянке №2
Нет ни одного цветка,
Все исчезли семена.
Ведущая: Прилетела тут пчела,
Закружилась, как юла!
Пчёлка:
Я жужжу, жужжу, жужжу,
В улей мёд свой приношу,
Я трудилась, как могла,
Собирая мёд,
Нет цветочков,
И пчела тоже пропадёт.
Мёда нет и негде взять,
Полечу цветы искать.
Ведущая: Прилетела птичка,
Птичка- невеличка.
Птичка:
Зайка, что ты нынче грустный?
Ой, как на полянке пусто!
Зайка: Ох, беда, беда, беда!
На полянке №2
Нет ни одного цветка,
Все исчезли семена,
Вытоптана травушка,
Травушка – муравушка.
Птичка:
Да в каком же я краю?
Луг родной не узнаю!
Насекомые пропали,
Разбежались, кто куда,
Чем кормить птенцов, не знаю,
Все исчезли семена
Если я сорву цветы,
Если ты сорвёшь цветы,
Зайка: Если я, и ты, и мы,
То исчезнут все поляны,
И не будет красоты!
Ведущая:
Тут выходит на поляну
Очень добрый Мишка,
Держит Миша в своих лапах
С семенами шишку.
Мишка:
Вы, зверята, не грустите,
А поляне помогите.
Чтоб поляна № 2
Ожила и расцвела,
Мы пойдём на луг другой
И попросим семена.
Зайка:
Мы посеем семена на поляне №2,
Пусть растут на ней цветы
Небывалой красоты.
Мишка: Не дадим мы их срывать!
Все животные: Будем вместе охранять!
– Чему учит сказка?
Стихотворение А. Л. Барто
Я сорвал цветок – и он завял.
Я поймал мотылька –
и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял,
что прикоснуться к красоте
можно только сердцем.
– Как понять, прикоснуться к красоте можно сердцем?
6. «Посади дерево» (слайд 14)
Ребята, вы, конечно любите природу. Но этого мало. В народе говорят, что каждый человек должен посадить одно дерево, иначе жизнь прошла бесследно.
Я предлагаю вам посадить одно дерево. Дерево это не простое: на нем волшебные листочки – обещания, которые являются и правилами поведения в лесу. Мы обещаем: ( дети хором повторяют)
1. Не ломать деревья и кустарники.
2. Не рвать цветы охапками.
3. Не разорять гнезда.
4. Не рвать грибы, а аккуратно срезать их, оставляя грибницу.
5. Не трогать птенцов.
6.Не брать детенышей животных домой.
7 Не разжигать костры.
8. Не оставлять мусор.
(Дети прикрепляют листочки-обещания к дереву на магнитную доску.)
(дети читают стихи)
1. Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
Здесь мы с тобой родились,
Живем мы с тобой на ней.
Так будем же, люди, все вместе
К земле относится добрей.
2. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
Ты береги нас, береги!
3. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
Ты береги нас, береги!
4. Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки.
Ты береги нас, береги!
5. Остановил олень свой бег:
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги,
Ты береги нас, береги!
6. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
Я сберегу вас, сберегу!
7. Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку мелькающую в житие
Берегите Землю! Берегите.
III. Итог:
– О чем сегодня мы с вами говорили?
– Что нового узнали?
– Какие правила должны знать, если мы оказались в лесу?
– Чем мы можем помочь природе? (слайд 15)
Исполним гимн нашей природе (на мотив песни «Солнечный круг») (слайд 16)
1. Шар наш земной, где родились,
Где море, горы и степи
Будем беречь, будем стеречь
И охранять будем вечно
Пр. Пусть всегда будут рощи,
Пусть всегда будут птицы,
Пусть в тайге будут звери,
А у дома – цветы!
Пусть всегда будут люди,
Пусть всегда будут дети,
Пусть всегда в чистом небе
Будет солнце светить!
2. Стой человек, остановись,
Не разрушай мир прекрасный.
Лес охраняй, птиц береги,
Не разоряй гнёзд напрасно!
Припев
3к.Против стрельбы, против беды.
Встанем за нашу планету.
Звери навек, Счастье навек,
Так повелел человек!
Любите и охраняйте природу! (слайд 17)
infourok.ru
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 509г. МОСКВЫ
Методическое объединение учителей начальных классов
Окружающий мир
Разработка классного часа для 2 класса на тему:
«Вперед, по экологической тропе»
Работу выполнила
Коноводова Л.В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Москва 2014
Оформление класса:
плакаты «Экология»,
рисунки учащихся,
глобус,
выставка книг.
Реквизит:
мягкие игрушки,
костюмы для инсценирования сказки,
магнитофон,
кассета «Лесная сказка»,
видеомагнитофон,
видеокассета «Путешествие по Москва-реке.
Вступление: дети рассаживаются полукругом вокруг импровизированной поляны, на которой разложены мягкие игрушки – животные. Учитель знакомится с детьми (кл. час проводится этим учителем впервые), сообщает свое имя, тему кл. часа. Звучит начало сказки «Лесная сказка» (2 минуты). Учитель читает стихотворение Пушкина А.С., «Вот север, тучи нагоняя…» (из романа “Евгений Онегин”)[1].
Учитель рассказывает, что такое экология[2].Экологи всего мира бьют тревогу: «Природа в опасности». Человек своей хозяйственной деятельностью наносит природе ущерб. Мы не должны ждать и бездействовать, когда погибнет все живое. Сейчас вы увидите сами, что помощь природе действительно нужна. Я приглашаю к доске участников инсценировки: «Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка». Дети инсценируют сказку «Репка» [2].
Учитель: То, что произошло в этой сказке, это и есть суть нашего сегодняшнего кл. часа. Что нельзя делать человеку, чтобы таких ситуаций в жизни не было? (ответы детей)
Природа окружает нас везде. Она не только рядом с нашим домом. Мы сейчас вместе отправляемся в путешествие по экологической тропе. Будем смотреть внимательно по сторонам, запоминать все, что увидим и услышим, будем выполнять интересные задания, отвечать на мои вопросы. Что такое природа? На вопрос учителя отвечают дети, которые выучили стихотворения о цветах («Фиалка», «Лютик», «Незабудки», «Одуванчик»).[3]
Учитель: Где растут полевые цветы? Где растут луговые цветы? (на доске вывешиваются таблички – слова: луг, поле). Что не должен делать человек, если он хочет, чтобы луга и поля радовали глаз и приносили пользу человеку?
Учитель: Теперь мы обратим свое внимание на деревья. Для этого я вам раздам карточки, на которых написаны их названия. Обучающая игра называется «Воробей». Слова для водящего: «Чив чив, сидел воробей на малине, слетел воробей на яблоню». Тот, кто назвал себя яблоней, подхватывает: «Чив, чив, сидел воробей на яблоне, слетел воробей на …» и
т.д. Прозевавший свое название отдает карточку с названием дерева другому участнику игры (3 минуты). Далее следует сообщение учителя «о дереве лимон».
Учитель: Я заметила на деревьях птиц. Попробуйте отгадать их названия.
Учитель загадывает загадки:
«Днем спит, ночью летает, прохожих пугает» (Сова)
«Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник» (Дятел)
«Верещунья, белобока, а зовут ее …» (Сорока)
Учитель: В лесу на полянке собрались звери. Надо с ними познакомиться (дети по просьбе учителя находят игрушки: медведь, заяц, лиса, ёж). Далее сам учитель берет игрушку (белочка) и приглашает к разговору 2 учащихся (Белка и Соловей).
Учитель: Послушайте просьбу Белочки и Соловья[2].
Учитель: Что не должен делать человек, чтобы животных было много в лесу и они не тревожились, верили людям? (ответы детей)
Учитель рассказывает о Наших далеких предков – славянах, которые воспринимали лес как живое существо[5].
Учитель: Город Москва построен на берегу Москва-реки. Воду из этой реки человек использует. Что не должен делать человек, чтобы не загрязнять реку? (ответы детей) Далее идет просмотр небольшого сюжета о Москва-реке. Заключение: учитель берет в руки глобус и приглашает детей рассказать обо всем, что они увидели. Дети, читая стихотворение, передают друг другу глобус [4].
Учитель: Мы сейчас даём советы человеку, а значит и себе. Я вас призываю бережно относиться к природе. Если каждый человек будет помнить об этом, то наша планета будет очень красивой. Мы будем жить счастливо. Путешествие по экологической тропе заканчивается[4]. Заключительной частью сегодняшнего кл. часа будет песня (все учащиеся поют песню на мотив «Я шагаю по Москве»[4].
Учитель: На этом наш кл. час закончен. Я прошу вас повторить слова, которые вывешены на доске. Спасибо всем за работу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Пушкин А.С., ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ… (из романа “Евгений Онегин”), – http://allforchildren.ru/poetry/winter125.php
Экологический праздник – http://www.kazanprazdnik.ru/stsenarii/213/4552/
Танец и сказка к празднику цветов, – http://amudra.ru/?p=696
Самохина И.Н., Путешествие Солнечного Лучика, – http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,55367/Itemid,118/
С. Н. Кураева, В царстве лесовика – Познавательная игровая программа по мотивам славянской мифологии, http://malishkrasavka.ucoz.ru/v_carstve_lesovika_6.docx
Плешаков А.А., Учебник для 2 класса, – М.: Просвещение, 2012
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия , 2 класс. – М.: Вако, 2010.
Узорова О.В., Загадки для развития речи, внимания, памяти и абстрактного мышления. – М.: АСТ, 2006
Аристамбекова Н.Е., Иллюстрированный справочник грибов. – М.: Мой мир ГмбХ&Ko,2005
Стрельцова Л.Е., Литература и Фантазия, М.: Просвещение, 1992
pedsovet.su