Перейти к контенту
Стихи классиков > Стихи про весну
ОтзывыФедор Тютчев — Зима недаром злится
Федор Тютчев — Весенняя гроза (Люблю грозу в начале мая)
Федор Тютчев — Весенние воды
Александр Пушкин — Птичка
Федор Тютчев — Весна
Алексей Плещеев — Весна (Тает снег, бегут ручьи)
Иван Бунин — За рекой луга зазеленели
Агния Барто — Верёвочка
Владимир Степанов — Азбука времён года
Александр Блок — О, весна без конца и без краю
Афанасий Фет — Это утро, радость эта
Федор Сваровский — Весна на петроградской
Елена Касьян — Весна
Дмитрий Степанов — Времена года
Дмитрий Быков — Весна! Домучились и мы
Аля Кудряшева — Театр-весна
Ольга Седакова — Весна
Иван Суриков — Весна
Александр Яшин — Голоса весны
Владимир Солоухин — Городская весна
Александр Галич — Священная весна
Николай Добронравов — Любовь, Комсомол и Весна
Николай Отрада — Весна
Наум Коржавин — Весна, но вдруг исчезла грязь
Василий Казин — Осенняя весна
Михаил Исаковский — Весна
Расул Гамзатов — Чем больше и ярче весна
Николай Заболоцкий — Весна в лесу
Сергей Есенин — Черемуха душистая
Федор Тютчев — Любовь земли и прелесть года
Александр Пушкин — В те дни в таинственных долинах
Алексей Плещеев — Травка зеленеет, солнышко блестит
Николай Некрасов — Весна
Сергей Михалков — Круглый год
Иван Суриков — Четыре цвета года
Ирина Самарина-Лабиринт — Она вошла, разулась на пороге
Саша Черный — Весна на Крестовском
Самуил Маршак — Примета
Идет матушка-весна
Уильям Карлос Уильямс — Весна и все остальное
Кавахигаси Хэкигото — Весна холодна
Мидзухара Сюоси — Ранняя весна
Иида Дакоцу — Весна холодна
Уильям Блейк — Весна
Пьер-Жан Беранже — Весна и осень
Омар Хайям — Бегут за мигом миг и за весной весна
Василий Лебедев-Кумач — Расцвела сирень
Василий Лебедев-Кумач — Как яблонь цвет, краса твоя
Павел Коган — Весна моя
Павел Коган — Весна разлилась по лужицам
Константин Романов — Уж скоро стает снег, и понесутся льдины
Константин Романов — Прошла зима, Не видно снега
Муса Джалиль — Весна
Муса Джалиль — В Европе весна
Сергей Городецкий — Весна
Сергей Городецкий — Весна (Деревенская)
Сергей Городецкий — Весна (Монастырская)
Сергей Городецкий — Весна (Городская)
Николай Глазков — Май
Николай Глазков — Когда желанная весна
Николай Глазков — Желанная весна проходит
Николай Глазков — Весна пока что
Михаил Герасимов — Весна так славно наследила
Белла Ахмадулина — Плохая весна
Белла Ахмадулина — Весна
Белла Ахмадулина — Что делает весна
Лариса Рубальская — Белая ворона
Лариса Рубальская — Близкая весна
Евгений Баратынский — Весна, весна
Владимир Высоцкий — Весна ещё в начале
Александр Пушкин — Мне вас не жаль, года весны моей
Александр Пушкин — Весна, весна, пора любви
Александр Пушкин — Еще дуют холодные ветры
Николай Заболоцкий — Поздняя весна
Николай Языков — Весна
Максимилиан Волошин — Весна
Максимилиан Волошин — Эта бледная весна
Вячеслав Иванов — Горная весна
Константин Ваншенкин — Весна
Константин Ваншенкин — Весной
Иосиф Уткин — Весна-лето
Федор Тютчев — И в божьем мире то ж бывает
Вероника Тушнова — Весна
Алексей Толстой — Уж ласточки, кружась, над крышей щебетали
Алексей Толстой — Земля цвела
Алексей Толстой — Когда являлася весна
Арсений Тарковский — Ранняя весна
Яков Полонский — Весна
Варлам Шаламов — Я вижу тебя, весна
Игорь Северянин — Весна
Николай Рубцов — Весна на берегу Бии
Николай Рубцов — Весна на море
Алексей Плещеев — Весна (Песни жаворонков снова)
Алексей Плещеев — Весна
Мария Петровых — Весна так чувственна
Борис Пастернак — Опять весна
Борис Пастернак — Весна в лесу
Борис Пастернак — Весна
Иван Никитин — Весна в степи
Александр Пушкин — Гонимы вешними лучами
Владимир Набоков — Берлинская весна
Дмитрий Мережковский — Опять весна
Аполлон Майков — Весна, выставляется первая рама
Аполлон Майков — Весна
Мирра Лохвицкая — Весна
Михаил Лермонтов — Весна
Николай Клюев — Весна отсияла
Вера Инбер — Теперь весна
Стихи про весну: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Стихи классиков > Стихи о зиме
ОтзывыСергей Есенин — Пороша
Александр Пушкин — Зимнее утро (Мороз и солнце; день чудесный)
Афанасий Фет — Чудная картина
Федор Тютчев — Зима недаром злится
Александр Пушкин — Зимняя дорога
Сергей Есенин — Клён ты мой опавший
Сергей Есенин — Белая береза под моим окном
Борис Пастернак — Рождественская звезда
Александр Пушкин — Зима, Крестьянин, торжествуя
Владимир Степанов — Азбука времён года
Сергей Есенин — Поёт зима, аукает
Афанасий Фет — Мама, глянь-ка из окошка
Александр Пушкин — Зимний вечер (Буря мглою небо кроет)
Сергей Есенин — Мелколесье, степь и дали
Николай Некрасов — Мороз, красный нос
Владимир Степанов — Зима
Елена Касьян — Оттого, что зима
Елена Касьян — Уже зима касается плеча
Елена Касьян — На белом свете и зима бела
Дмитрий Степанов — Времена года
Ренат Гильфанов — Зима в Петербурге
Афанасий Фет — Учись у них — у дуба, у берёзы
Сергей Гандлевский — Что ж, зима
Иван Суриков — Зима
Роберт Луис Стивенсон — Зимой и летом
Владимир Солоухин — А горы сверкают своей белизной
Николай Добронравов — Здравствуй, русская зима
Самуил Маршак — Новый год (Дети спать пораньше лягут)
Александр Твардовский — Утро
Федор Тютчев — Декабрьское утро
Николай Некрасов — Снежок
Николай Некрасов — В зимние сумерки
Николай Некрасов — Мороз-воевода
Николай Некрасов — Мужичок с ноготок
Сергей Михалков — Круглый год
Осип Мандельштам — Мне жалко, что теперь зима
Михаил Лермонтов — Кто в утро зимнее
Иван Суриков — Четыре цвета года
Даниил Хармс — Что мы заготовляем на зиму
Афанасий Фет — Снег да снежные узоры
Афанасий Фет — Скрип шагов вдоль улиц белых
Анна Валеева — Открыл декабрь врата зимы
Уильям Блейк — Снег
Роберт Бернс — Зима пронеслась
Пьер-Жан Беранже — Зима
Илья Эренбург — Когда зима, берясь за дело
Илья Эренбург — Наступали, А мороз был крепкий
Татьяна Ровицкая — Опять зима ладошкою своей
Татьяна Ровицкая — Зима, мой милый, зима
Сергей Клычков — Стучит мороз в обочья
Константин Романов — Прошла зима, Не видно снега
Константин Романов — Еще и марта нет, а снег
Юлия Друнина — Зима, зима нагрянет скоро
Юлия Друнина — Зима на юге
Агния Барто — За цветами в зимний лес
Иван Никитин — Встреча зимы
Татьяна Волгина — Танец снежинок
Демьян Бедный — Снежинки
Белла Ахмадулина — Снег
Белла Ахмадулина — Зима
Белла Ахмадулина — 31 декабря
Давид Самойлов — Названья зим
Лариса Рубальская — Забытые истины
Роберт Рождественский — Снег
Алексей Николаевич Толстой — Заморозки
Иван Никитин — Здравствуй, гостья-зима
Александр Пушкин — Какая ночь, Мороз трескучий
Александр Пушкин — Зима, Что делать нам в деревне
Василий Жуковский — Стихи на Новый, 1800 год
Алексей Жемчужников — Зимнее чувство
Николай Языков — Зима пришла
Владислав Ходасевич — Зима
Петр Вяземский — Зима
Вячеслав Иванов — Зима души
Константин Ваншенкин — Снег
Федор Тютчев — Листья
Федор Тютчев — Чародейкою Зимою околдован лес стоит
Раиса Кудашева — В лесу родилась елочка
Арсений Тарковский — Зима в лесу
Арсений Тарковский — Чем пахнет снег
Константин Бальмонт — Зима
Константин Случевский — В мороз
Геннадий Шпаликов — От мороза, проза
Николай Рубцов — Я умру в крещенские морозы
Николай Рубцов — Первый снег
Борис Пастернак — Зима
Борис Пастернак — Зима приближается
Борис Пастернак — Зазимки
Александр Пушкин — Вот север, тучи нагоняя
Владимир Набоков — Зима
Александр Пушкин — Волшебница-зима
Лев Мей — Мороз
Новелла Матвеева — Мороз
Леонид Мартынов — Ноябрь
Леонид Мартынов — 31 декабря 1950 года
Михаил Лермонтов — Метель шумит, и снег валит
Вильгельм Кюхельбекер — Зима
Николай Клюев — Зима изгрызла бок у стога
Дмитрий Кедрин — Станция зима
Дмитрий Кедрин — Мороз на стеклах
Василий Капнист — Зима
Даниил Хармс — Буря мчится, Снег летит
Георгий Иванов — Зима идёт своим порядком
Афанасий Фет — Ночь светла, мороз сияет
Афанасий Фет — На пажитях немых люблю в мороз трескучий
Афанасий Фет — На двойном стекле узоры
Афанасий Фет — Кот поёт, глаза прищуря
Афанасий Фет — Ещё вчера, на солнце млея
Стихи о зиме: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
«Ради бога, сядем на землю / И будем рассказывать грустные истории о смерти королей…» | Основной | «Бис» [Лоранс Видер] »
Во время пандемии я думаю о людях, которые вдохновляли меня и мою работу.
16 марта Сергею Юрскому исполнилось бы 85 лет. Он умер в прошлом году. Хотя его имя не нуждается в представлении в русскоязычных странах — он поистине легендарен, многие из моих друзей, не говорящих по-русски, наверное, никогда о нем не слышали.
Юрский был легендарным актером, не думаю, что будет преувеличением сказать, что он был, пожалуй, самым знаменитым русским актером 20 века, но его вклад был гораздо больше, чем актерский. Он сам был писателем, опубликовавшим несколько книг, и его самой большой любовью была поэзия. Он был одним из самых первых художников (если не первым), кто публично читал стихи угнетенных в то время поэтов, когда это было еще довольно опасно. Он гастролировал со своими «поэтическими концертами», читал стихи Цветаевой, Мандельштама, Гиппиуса, Бродского, все его концерты всегда были полны, он был одним из героев моего детства.
Впервые я встретил Юрского в Нью-Йорке, когда пришел на один из его поэтических концертов в Бруклине. Мне было 19 лет, застенчивая и тихая. К тому времени мои стихи появились во многих российских журналах и газетах, были изданы три небольшие книжки моих стихов. Мои родители жили в Челябинске, а я с 17 лет была в Нью-Йорке одна. Я пришла за кулисы и подарила Юрскому одну из своих книжечек стихов. Я думал, что он никогда ее не откроет и что, скорее всего, я больше никогда о нем не услышу. Прошло несколько лет. Однажды мне позвонили родители. В то время звонить из России было еще сложно, не говоря уже о том, что очень дорого, поэтому мы редко разговаривали, в основном обмениваясь длинными письмами, которые иногда доходили до нескольких месяцев. Голос мамы был взволнован: «Лера, ты не поверишь! Вчера вечером мы ходили на концерт Сергея Юрского, он на гастролях в Челябинске. Программа называлась «Русские поэты за рубежом». В него вошли стихи Цветаевой, Тютчева, Бродского и… тебя!! Мы снова придем сегодня вечером — он повторяет программу».0003
Излишне говорить, что я был потрясен. Я спросил родителей, могут ли они спросить Юрского, не подумает ли он о записи компакт-диска с моими стихами. Они сделали. Он сразу же согласился и провел ночь на радиостанции, записывая каждое стихотворение в разных интерпретациях, иногда пять разных вариантов одного и того же стихотворения, чтобы я мог выбрать ту интерпретацию, которая мне нравится.
Он продолжал защищать мою поэзию и даже написал предисловие к одной из моих книг. Мы встречались время от времени. Больше всего запомнилась прогулка по галереям Сохо с ним и Ильей Кабаковым — еще одним легендарным русским художником, но уже в мире визуального искусства.
Сергей Юрский был неординарной личностью. Он был великаном не только своим сценическим обаянием, но и своими взглядами, своей перспективой, своим бесстрашием, своей честностью. Его присутствие навсегда связано с историей русской поэзии. Я очень скучаю по нему.
Вот ссылка на то, как он читает мое стихотворение «Времена года» и английский перевод этого стихотворения.
Времена года
I
Жизнь – это уроборос. Весна
Не ведет счет, но связывает
Все, все, жизнь, смерть.
На века переродилась
Земля. Только Бог, наверное, знает
Что стоит за этим бесконечным вращением.
С жизнью впереди мы честнее;
Вскрывая землю, мы вкладываем залог в любовь.
В такие моменты мы можем быть счастливы в камере,
Самый плохой приют может быть нашим дворцом.
Теперь год кажется долгим
А мы с ветряными мельницами сражаемся, как Дон.
II
Дни идут. Утраченная весна ощущается
Прощальное дыхание лета за спиной.
Мы привыкаем к зрелости, она всегда
Напоминает нам о доме, о родине,
О домашних делах, о семье,
О работе и о присвоенных нам званиях…
Это время жарких полденей, когда солнце
Смотрит прямо в себя
Единственный глаз, разбивающий воду
(Жизнь позволяет нам подчиниться течению).
Вытеснение пылинок желтыми лучами
Достигает пика своего парализованного состояния.
III
Проходят дни, и птицы улетают прочь.
Листья падают, падают, но все-таки не могут
Совсем находят способ осесть на землю…
Порой мысли мои сходятся –
Знак, поданный моими чувствами
Как вопрос, заданный уходящему Богу.
Жизнь похожа на струящуюся одежду, сшитую
Из дней, как складки тоги, последняя
Созданная предвидением зимы.
Колыбели задрапированы саваном заката.
И сломанный ствол ели
Кричит, как висящий вопросительный знак.
IV
Дни идут. Вороньи гнезда —
Старые тряпки на голых ветвях.
Снег оседает на виске
Уже даже не тает, а железные гвозди
Начинают расшатываться, каркас дома
Ломается, пружины текут, как каноэ
Или древний корабль. И вздох сердца
Угнетает. Что-то давит на твою грудь.
Звуки приглушены… Леса
Поднимается внезапно, крест на пути твоем;
Так неожиданно, что у тебя
Время всего на три слова: «За все — прости».
Опубликовано Лера Ауэрбах 07 апреля 2020 г. в 14:26 в Лера Ауэрбах, The Trouble Clef, Безумцы, Стихи | Постоянная ссылка
| |
(за излияние стихов многих, кто никогда не писал стихов до
на Украине во время войны)
Не может быть ни песнопений, ни утрени, ни вечерней песни
ни ожидания прихода синих ирисов, ни вишен
в свое время, когда четыре времени года миновали.
Как мужественно ты свидетельствуешь, свидетельствуешь молчаливо,
с каракулями на крыльях,
стихи надписывая на зеленой тине прудов, проходя мимо катафалков,
постукивая твоими строчками. И слова твои
ползут в щели в слогах, изломанных снарядами;
затем украсть с городских площадей раскачали языки колокольчиков.
Следуя за станциями Креста каждого патриота,
вы перебрасываете спасательный круг через страницы, чтобы предотвратить потерю.
Свет без предупреждения был взломан тьмой.
Войны нет, Кремль настаивает, окопная болтовня
с кляпом во рту, ракетный дым сбрасывают со счетов,
за люльки, из органического хлопка, бомбы
просто аплодисменты публики на спектакле. И все же –
над выплюнутыми вишневыми косточками, твои стихи продолжат
дерзость невыразимого, с четырьмя прошедшими временами года.
Стихотворение этой недели взято из брошюры Патрисии Маккарти «Призраки в Украине», которая вскоре будет выпущена издательством Dare-Gale Press. Он включает в себя дань уважения тихо героическим пережившим бомбардировку, таким как домохозяйки, упорно продолжающие расплачиваться за еженедельную стирку: для них, ожидающих известий о мужьях и сыновьях на фронте, надежда не «вещь с перьями», а просто «единственное перо», которое будет плавать «под небом, которое не грохочет находкой, — перо / перо журавля, буревестник, // белый аист». Эпистолярные стихи адресованы разным художникам, которые, как и одесситская поэтесса Анна Ахматова, имеют украинские связи, которые иногда упускают из виду. Ахматова — один из особо присутствующих в брошюре «призраков»: «Как вы им теперь нужны… // Говорить арии, а не напевы, и стоять у ворот / их страданий». Другими адресатами являются художник Марк Шагал, композитор Чайковский («самый домашний в Украине») и поэт Осип Мандельштам.
«Унесенные четыре сезона» — заключительное стихотворение, название которого указывает на опустошение, которое в конце февраля 2022 года мало кто ожидал, что оно будет продолжаться так долго. Как и другие стихотворения, которые говорят «для народа», оно фокусируется на надежде и стойкости, а в своем эпиграфе приветствует «излияние» поэзии теми, кто был вынужден писать свой опыт войны. Эти случайные поэты и есть «вы», к которым обращается стихотворение.
Его разделение на строфы разной длины (трехстишие, четверостишие, два двустишия, трехстишие, четверостишие) и схемы рифмовки подчеркивают основные приемы стихотворения, подразумевая, возможно, дискуссию с более романтическим и волшебным видом «каракулей на крылья» или слова, начертанные «на зеленой тине прудов». Слова сотрясаются и сводятся к сокрытию: они «заползают // в щели в разбитых раковинами слогах», но, набираясь впоследствии своей коммунальной роли, «крадут с городских площадей раскачивающиеся языки колоколов».
Религия не запрещена на оккупированных Россией территориях Украины, но некоторые украинские христиане возражают против навязывания религии «как учит Москва». Ритуалы соблюдения в любом случае могут поддаваться условиям военного времени. Возможно, первая строка стихотворения намекает на физическое уничтожение пространств, предназначенных для «песен, заутрени, вечерней песни». Поэзия может занять часть этого поврежденного священного пространства. Тема поднимается в четвертой строфе, когда поэты чтят сражающихся на их конкретных Крестных станциях и в письме «перебрасывают спасательные круги через страницы, чтобы предотвратить потери». Повторяющиеся фонемы, крест, поперек, потеря придают двустишию тяжесть, ощущение громоздкости и структуры волочащегося распятия.
Достоинство поэзии определяется в строках 12-16 ее противодействием пропаганде и дезинформации, «окопным разговорам / с кляпом во рту, ракетным дымом, отбрасываемым как длины, // для колыбелей, из органического хлопка, бомб / просто хлопков публика на спектакле». Ссылка на отрезы органического хлопка связана с предполагаемым описанием по российскому телевидению дыма от украинского ракетного удара как хлопок (хлопок), слово, которое включает в себя «хлопок». Превратив его в массу органического хлопка, вроде тех, которыми оборачивают колыбели, Маккарти добавляет к этому эвфемизму острую иронию, поскольку ракеты грабят, а не обставляют колыбели. Еще одним значением слова «хлопок» является существительное «хлопать», поэтому в высмеивающей дезинформации о бомбах сообщается как «просто хлопки публики на шоу». (В этом использовании слова «шоу» тоже есть отголоски Первой мировой войны). Суть аргумента в том, что, когда власть искажает слова, лишая их значения, люди погружаются во тьму более радикальную, чем «держатся в неведении». Поэты, конечно, могут и сами заниматься словесным обманом, но обычно не с авторитарными намерениями. Four Seasons Gone поддерживает свою веру в способность людей говорить свою правду через поэзию. Этот жанр не рассматривается в Украине (или простыми россиянами) как прерогатива элиты, и стихотворение Маккарти разделяет и отражает это мнение.
То, что заклиналось в начале поэмы – священный ритуал, синие ирисы и вишни, желанные маркеры поворотного года, не восстанавливаются в конце.