Стихотворение о осени тютчева: Федор Тютчев – Стихи про осень: Читать стихотворения Тютчева об осени на РуСтих

Содержание

«Есть в осени первоначальной…» 2 класс

22

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему:

              «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Урок по литературному чтению во 2 классе на тему:

              «Образ осени в произведении Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Цели:

-научить ребят выразительно читать стихотворение;

– учить воспринимать информацию на слух;

– учить извлекать информацию из текста;

-учить любви, уважению, чувству эстетического сопереживания к произведениям искусства;

– формировать основы духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к литературному произведению как важнейшему компоненту гармонического развития личности

Задачи:

– познакомить с произведением Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»;

– познакомить с биографией поэта Ф. И. Тютчева;

-учить анализировать стихотворение;

– учить выявлять средства художественной выразительности (эпитеты) для описания осени;

– при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать стихи;

-формировать общеучебные умения и способы деятельности;

– учить видеть взаимосвязи между поэзией и другими видами искусства;

– формировать представление о жанре литературного произведения;

– развивать творческие способности, внимание, мышление, речь, навыки чтения;

– способствовать формированию эмоциональной отзывчивости;

-прививать любовь к природе родного края, воспитывать чувство прекрасного;
– воспитывать потребность в общении с поэзией.

1.Организация класса. Психологический настрой.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Будем вместе мы трудиться,

Не пристало нам лениться! 

2.Вводная часть

Подготовка к первичному восприятию текста.

– В этот осенний погожий день я вам принесла букетик из осенних листьев. Но вдруг,

Дунул ветер – улетели

Все листочки, полетели,

И на парты тихо сели.

Ветерок принес листочек каждому из вас. А листочки эти необыкновенные. Что в них удивительного? (на них что-то написано)

– Прочитайте про себя (каждый вариант читает свои загадки на осенних листьях).

На желтых листочках:

Зажгла огней рябиновый костер.

То – щедрая красавица

Игриво улыбается

И охраняет всех косым дождем.

На оранжевых листочках:

А что это за девица?

Густым туманом стелется,

Поет с ветрами песни до зари.

И зябко с ней, и голодно,

В душе тоска и холодно…

Все засыпают, угасают дни.

– Что вы прочитали? (загадки).

– Почему вы так думаете? Докажите. (Описывается предмет, его признаки, а сам предмет не называется).

-Вы отгадали, о каком времени года говорится? (об осени).

Слайд.1

-Прочитайте первую загадку выразительно (чтение сильным учеником).

-Докажите, что речь об осени.

Ответы учеников:

осенью плоды рябины становятся красными ;

осень – щедрая пора, созревает урожай в садах, на огородах, в полях.

– С чем сравниваются гроздья рябины? (с костром, с огнем).

– Какое настроение вызывает эта загадка? (радостное, веселое, осень игриво улыбается).

На слайде появляется отгадка (осень).

Слайд.2

Выразительное чтение второй загадки сильным учеником.

– Докажите, что и в вашей загадке описана осень.

Ответы детей:

осенью дни становятся короче; частые дожди, туманы; многие животные готовятся к зимней спячке; становится грустно, печально.

На слайде появляется отгадка (осень).

– Вы правильно отгадали загадки, ребята. Вы даже сказали о настроении, которое передает каждая загадка. А почему такие разные описания осени? (осень бывает разной).

Сегодня мы будем говорить об удивительном и прекрасном времени года. Каждая загадка описывает разную осень.

Иногда, это унылая, дождливая, печальная, грустная, тоскливая пора. Действительно, моросящие дожди, грязь, пасмурные дни вызывают у человека чувство печали, скуки. Такую осень называют «поздней».

Но мы знаем осень и другой: роскошной, разноцветной, яркой, солнечной, золотой, звонкой, щедрой. Такую осень часто называют «золотой».

– А вам нравится это время года? (да, нет).

-Кто любит осень? Почему?

Ответы учеников.

Ваня: Осенью очень красивые деревья.

Андрей: Днем какой-то розовый воздух…

Алена: Листопад. Я люблю запах опавших листьев.

Алиса: Осень разноцветная.

– О какой осени говорили ребята? (о золотой)

– А кому осень не нравится? Кто не любит это время года? Почему?

Ответы детей.

Миша: Идут дожди. Сыро, холодно, темно.

Лиза: Пусто кругом. Вянут цветы.

Саша: Природа умирает.

– Признаки, какой осени называли ребята? (поздней)

– Мне очень понравились ваши ответы. Как замечательно вы рассказали о своем отношении, о своих чувствах к этому времени года.

– Многих творческих людей: художников, композиторов, писателей и поэтов осень вдохновила на творчество. И так же, как и у вас, у них разное восприятие осени.

– Как могут выразить свои чувства художники? (красками, цветом, нарисовать картины).

– Какие краски можно использовать, передавая отношение к осени?

Алена: Вот если бы я рисовала, то один рисунок яркими красками, а другой – темными.

– Интересно, почему?

– Алена: Бывает разное настроение.

– Да, ребята, Алена права. Посмотрите репродукции картин И.И.Левитана, И. Грабаря, В.Д.Поленова (слайды3-4-5)

– Кто из художников передал на картине восхищение осенью? (В. Поленов, И.Грабарь)

– Кто передал грусть и печаль? (И. Левитан).

– В домашнем задании вы тоже сможете передать красками свое отношение к осени.

– Как могут выразить свои чувства к осени композиторы? (звуками, музыкой).

– Осень не оставила их равнодушными. Послушайте пьесу

П. И. Чайковского «Октябрь» (Осенняя песнь) и определите, какое настроение он постарался передать? (Звучит пьеса)

Ответы детей.

Денис: Мне стало очень грустно. Мелодия печальная медленная.

Звучат произведение, А. Вивальди «Осень».

– Какое настроение передал Вивальди ? (жизнерадостное, веселое).

– Откройте стр.66 учебника. Прочитайте вступительную статью к новому разделу и скажите, кто еще, кроме художников и композиторов, может рассказать об этом удивительном времени года? (писатели и поэты).

-Мы говорили, что художники используют самые разнообразные краски для своих полотен, композиторы передают свои чувства звуками музыки.

– Как же могут выразить свое настроение писатели и поэты? Как об этом написано в тексте? Прочитайте (писатели и поэты передают свои впечатления, чувства, настроение в словах).

– Правильно, ребята, поэты рисуют картины осенней природы словами.

– О каком поэте вы прочитали? (об А. С. Пушкине) Слайд.6

– Какие чувства осень вызывала у поэта? (радость)

– Вы правы, ребята. Осень – любимое время года А.С.Пушкина (слайд 7).

– В его стихах она торжественно – печальна и величаво – красива. В это время года он особенно много работал.

Физминутка.

– Мы листики осенние,

На ветках мы сидим (садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (поднимаются, машут руками)

Мы летели, мы летели,

И на землю тихо сели.( плавно опускаются)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (поднимаются)

3. Сообщение темы урока.

– Вы уже догадались, о чем мы будем говорить сегодня и на последующих уроках? (об осени).

Мы начинаем изучение нового раздела учебника. Прочитайте его название на стр. 65.

Дети читают: «Люблю природу русскую. Осень» ( тема записана также на доске).

Выставка книг с произведениями об осени из серии «Русские поэты».

– Какие книги вам знакомы? ( с произведениями А.С. Пушкина, А. Плещеева).

– Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по обложке и содержанию, должна выяснить, какие произведения об осени есть в каждой книге (работа в группах).

– Познакомьте всех с авторами – русскими поэтами и названиями стихотворений об осени .Ответы детей (представитель каждой группы).

Володя: А. Фет « Ласточки пропали», «Осенью», «Осенняя песенка».

Дима: А. С. Пушкин « Осень». Уж небо осенью дышало»

Таня: А. Майков « Осень», «Осенние листья по ветру кружат»,

Лиза: И Бунин « Осень», « Листопад»,

Андрей: Б, Пастернак «Золотая осень»,

Валерия: С Есенин « Закружилась листва золотая», «Отговорила роща золотая».

– Откройте стр. 66 учебника. Определите по внешнему виду жанр произведения, с которым мы познакомимся? (стихотворение)

-Значит, как можно назвать автора? (поэт).

– Это произведение написал русский поэт Ф. И. Тютчев (слайд8).

– Читали ли вы его произведения? (нет)

Рассказ учителя об авторе. Слайд.

– Он родился в усадьбе Овстуг Орловской губернии в дворянской семье (слайд9)

Первоначальное образование Феденька Тютчев получил дома. Он обучался истории, географии, арифметике, русскому и иностранным языкам — французскому, немецкому и латинскому (слайд10).

В возрасте 16 лет поступил в Московский университет.

В том же году (1819) опубликовано его первое стихотворение (слайд11).

– Поэзия Тютчева насчитывает около 400 стихотворений. Большая их часть посвящена красоте родного края.

Проверяем умение извлекать информацию на слух.

– Ответьте на вопросы (слайд).

  1. В какой усадьбе родился поэт Тютчев?

2.Где получил первоначальное образование?;

3. Какие иностранные языки изучал поэт?

4.В каком возрасте опубликовано первое стихотворение?

5. Сколько стихотворений насчитывает поэзия Тютчева?

По мере ответов детей, появляются ответы на слайде.

– Молодцы. Вы внимательно слушали мой рассказ о Тютчеве и многое запомнили. Наиболее полными были ответы Володи, Вани, Алены.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Есть еще один рассказ,

Замечательный, для вас.

Он о том, как пахнет хвоя,

Куст рябины, и какое

Будет утро в час покоя…

Вы вдохните – не дышите,

Ветра в поле не будите,

А тихонько выдыхайте,

Отдыхайте…

 

Первичное восприятие текста.

– Прочитайте первую строчку стихотворения на стр. 66.Как вы думаете, о чем оно? (об осени)

– Можно ли поместить книгу с этим стихотворением на выставку? Почему? (Тютчев – русский поэт; стихотворение об осени)

– Обращаю ваше внимание, что в некоторых стихотворениях нет названия. В таких случаях оно дается по первой строчке.

-.Как называется это стихотворение Ф. И. Тютчева? ( «Есть в осени первоначальной…»

– Мы говорили, что осень бывает разная. Можете ли вы по первой строчке сказать, о какой осени это стихотворение? ( о ранней осени)

– Совершенно верно. Как вы догадались? Благодаря какому слову догадались? (сказано « осени первоначальной»)

– А что означает слово «первоначальной»? (начало осени).

– Не читая стихотворения, ответьте, какое настроение передает поэт? (не знаем, грустное, радостное).

– Как узнать, так ли это? (прочитать стихотворение).

Чтение стихотворения про себя ( в учебнике, слайд).

Проверка восприятия:

– Какое настроение у вас возникает при чтении этого стихотворения?

( спокойствие; небольшая грусть).

– Кто был прав в своих предположениях ( поднимают руки).

– Взволновало вас произведение?(да).

– Какую музыку можно подобрать? (ту, что слушали первой – медленную, лирическую, немножко печальную).

– Можно ли стихотворение назвать лирическим? (да, оно такое же мелодичное).

Беседа по первым впечатлениям:

– Какие картины осени вы представили?

Ученики:

ясный день; красивый закат; простор, потому что на полях всё убрали; птицы улетели.

– Именно эту осень Тютчев назвал «дивной порой», а художники называют её «золотой».

Анализ стихотворения.

Чтение и анализ стихотворения по частям.

Слайд .

– 1-я строфа.

– Прочитайте медленно и вдумчиво первую строфу.

Чтение сильным учеником.

– Какие незнакомые слова и выражения вам встретились?(дивная, лучезарный).

– Кто из вас может объяснить значение этих слов?

Ученики:

-Дивная – удивительная.

– Молодцы. Правильно, а можно еще сказать – прекрасная, восхитительная. (слайд: Дивная – удивительная, прекрасная, восхитительная.)

Лучезарный – …

– Затрудняетесь с ответом?(слайд) Лучезарный значит – светящийся лучами, лучистый, сияющий.

-Попробуйте подобрать синонимы к слову лучезарный ( блестящий, сверкающий, светлый)

– Прочитайте еще раз стихотворение и подумайте, какие слова нужно выделить голосом? Поделитесь своим мнением с соседом по парте.

Дети самостоятельно работают с учебником.

– Какие слова выделили?

Ученики называют слова. Обсуждаем правильность выбора. Дети подчеркивают в тексте эти слова(Слайд. Первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны.)

– Поэту нравится осень. Чтобы выразить красоту осеннего дня он употребил эпитеты.

(Слайд. Эпитеты – это слова, которые называют характерные признаки предметов и отвечают на вопрос какой?)

Например. Слайд.

Осень (какая?) первоначальная

Пора (какая?) дивная

День (какой?)…(ответы детей – хрустальный)

Вечера (какие?)…(ответы детей – лучезарные)

Ваня: А как это «хрустальный» ?

– Хрусталь – особое стекло высокого сорта с красивым блеском и игрой света. Оно отличается хрупкостью, прозрачностью, звонкостью, мелодичностью.

– Как вы представляете «хрустальный день»? Опишите его.

Алиса: Воздух прозрачный, чистый.

Таня: Видно далеко-далеко.

Катя: На небе нет ни облачка.

– Хрустальный, ребята, это еще и – хрупкий. «Дивная пора» очень коротка, подуют холодные ветры, и «хрустальный день « разобьется».

– «Хрупкость» этого времени передают и другие слова. С чем сравнивает поэт паутину? (с тонким волосом).

– Что может случиться с тонким волосом? (он может порваться).

– Правильно, так же хрупок и «хрустальный день», исчезнет с первыми бурями.

– Как вы представляете «лучезарные вечера»? Опишите их.

( Красиво заходящее солнце, всё сверкает и сияет…)

– Что говорит поэт о первоначальной осени?(что это дивная пора, но короткая; не успеешь оглянуться, уже холодно).

– А почему? (она быстро пройдет)

– Подготовьте выразительное чтение первой строфы.

В каком темпе будем читать?(Неторопливо, не спеша)

– С какой интонацией?(Торжественно, но не громко)

– Прочитайте друг другу в парах.

Чтение учащимися вслух(3 ученика). Обсуждаем варианты прочитанного.

– Что скажете о чтении Саши? (2-ю часть нужно читать звонче, радостнее).

– Что посоветуете Алисе? (сделать паузу подольше в конце 2-й строчки).

– Как прочитал Володя?( очень выразительно, у него хорошо получилось).

– Кто хочет прочитать по- своему? (ученик читает, ребята анализируют его чтение).

– Молодцы. Все очень старались.

Слайд.

2 строфа.

– Прочитайте вторую строфу ( слайд)

Чтение сильным учеником.

– Назовите непонятные слова (серп, борозда, праздный)

– Кто может объяснить значение слов?

Саша: Серп мы видели на экскурсии в этнографическом музее. Это – кривой нож для того, чтобы срезать траву.

– Молодец, Саша. Ты правильно сказал. Серп – орудие труда в виде изогнутого зазубренного ножа для срезания травы, колосьев ржи, пшеницы и т.д. (слайд – изображение серпа) .

-Прочитайте на слайде толкование слова борозда (слайд).

1) Канавка на поверхности почвы, проведенная плугом или иным рыхлящим орудием для посева, для отвода воды.

2) Углубление, расположенное на поверхности полушария головного мозга и разделяющее ее на извилины.

3) Глубокая морщина, складка на коже.

– Выберите нужное значение, объясните свой выбор.

Ответы детей.

Ваня: Я думаю, что нужно выбрать первое значение – канавка на поверхности почвы, ведь в строфе говорится о поле.

Андрей: Серп нужен для уборки урожая в поле . Ваня прав.Первое значение.

Саша: Морщина на коже и второе значение совсем не подходит по смыслу.

– Кто согласен с ребятами? Проверьте свои предположения по учебнику на стр. 214.(чтение в учебнике : борозда – канавка.)

– Вы, ребята, молодцы. Отлично справились с заданием.

– Выясним значение слова «праздный»? (дети затруднились с ответом)

Слайд.

– Праздный – ничем не занятый, без дела, пустой.

– Почему борозду поэт назвал праздной? (раньше здесь было много работы, а теперь борозда без дела, отдыхает).

– Как вы узнали, что работа кипела? (Бодрый серп гулял, падал колос).

-Правильно, тишина на поле осенью – это тишина после работы.

– Прочитайте строфу. Какие слова вы выделите голосом? Подчеркните их.

Работа в парах.

– Сверьте свои слова со словами на слайде.

(Гулял, падал, теперь, простор, паутины, блестит).

– Как поэт назвал серп? (бодрый).

– А борозду? (праздной).

– Что это? (эпитеты).

– Какую картину вы себе представили? Опишите её. (Поле пустое. Простор. Раздолье. Тишина.)

– С каким чувством поэт говорит об изменениях в природе?

(с грустью, печалью).

– С какой интонацией нужно читать четверостишье? (, спокойной)

– В каком темпе? (медленном).

– Подготовьте выразительное чтение 2-ой строфы.

Прочитайте друг другу в парах.

Чтение строфы вслух 3-мя учениками и выбор лучшего варианта.

– Чье чтение понравилось больше всего? (Алена очень выразительно прочитала, соблюдая все паузы, с правильной интонацией ).

– Что посоветуете другим чтецам? (Игорь слишком торопился, читал без выражения; Миша удачно прочитал 2 строчки, а 3-ю и 4-ую нужно читать медленнее и тише).

– Кто еще хочет прочитать, учитывая пожелания одноклассников? (Ученик читает, ребята анализируют его чтение).

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ 

В небесах – сиянье (смотрят вверх)

Под ногой – шуршанье (смотрят вниз)

А вокруг – молчанье (рисуют круг взглядом) 

– О чем это? (об осени) 

3 строфа.

– Прочитайте 3-ю строфу.

Словарная работа:

– Найдите старое русское слово (боле).

– Можете объяснить его значение? Прочитайте строчку и попробуйте догадаться по смыслу ( подходит слово больше)

-Прочитайте строчку с этим словом.

Сильный ученик читает:

Пустеет воздух, птиц не слышно больше

– Подходит слово по значению? (да)

– Какие еще незнакомые слова вам встретились?(лазурь).

– Это тоже устаревшее слово. Кто из вас может объяснить его значение?

Ученики:

– Лазурь –синий цвет.

– Верно (слайд).Лазурь – светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.

– Прочитайте еще раз строфу и выделите карандашом значимые слова, которые надо выделить голосом (самостоятельная работа).

Взаимопроверка.

-Сверьте со словами на слайде.

(Воздух, боле, далеко, бурь, лазурь, отдыхающее).

– Найдите эпитеты (самостоятельная работа). Проверьте правильность своего выбора(слайд)

Лазурь (какая?) чистая, теплая

Поле (какое?) отдыхающее.

– Кто правильно нашел только один эпитет? Просигнализируйте своими листочками (6уч)

– Кто правильно нашел оба эпитета? (20 уч. )

Итог. Большая часть выполнила правильно.

– Какую картину представили?

Ответы учеников.

-Маша: Птицы улетели.

– Алена: Небо, как бы ложится на поле и укрывает его одеялом. Укутывает.

– Научитесь читать 3-ю строфу выразительно. Выделите паузы.

-Подумайте, с какой интонацией будете читать? (спокойной)

– В каком темпе надо прочитать четверостишье? (медленно, тихо)

– Почему? ( птиц не слышно, воздух пустеет, поле отдыхает).

– Попробуйте прочитать про себя выразительно. Постарайтесь передать спокойствие в природе.

– Прочитайте друг другу.

Чтение вслух 3-мя учениками.

– У кого получилось лучше, почему?(Алиса читала выразительно, с правильной интонацией. Выдерживала паузы. Правильно ставила логическое ударение. Передавала голосом теплоту, спокойствие. Ане и Лизе нужно быть внимательнее, когда делают паузы… )

Обобщение результатов анализа произведения.

– Ребята, скажите, почему в конце 1-ой строфы автор поставил многоточие, а не другой знак препинания? Вспомните, в каких случаях ставится многоточие?

Денис: Нужно сделать длинную паузу. Мысль не закончена.

– Для чего же нужна долгая пауза?

Алена: Чтобы мы задумались, представили красоту осеннего дня.

Андрей: Чтобы поняли, как важна эта пора…

Саша: Чтобы остановились, перевели дыхание.

– Правильно, ребята, многоточие говорит о недосказанности, какой-то медлительности.

– Но почему в конце 2-ой строфы стоит точка?

Алена: Поэт говорит: «Теперь уж пусто …Все, лето закончилось, осень пришла».

– Да, Тютчев показывает, что осень наступила, бесповоротно, пришло ее время.

– В конце 3-ей строфы – многоточие. Попробуйте объяснить, почему?

Андрей: Сейчас тепло, но скоро придут холода. И природа их ждет.

– Замечательно подметил, Андрей. Природа покорно ждет наступления зимы. Она в ожидании, в волшебном спокойствии. Как будто понимает, что приход зимы неизбежен.

– Будем готовиться к выразительному чтению всего стихотворения (ребята читают про себя 3-4 мин)

– Прочитайте стихотворение выразительно вслух (сильные ученики).

3 уч. читают вслух. Анализируем чтение каждого ученика.

– Что получилось хорошо? С чем вы не согласны?

Ответы детей.

Алена: Настя прочитала очень хорошо. С правильной интонацией, выразительно. Особенно удачно прочитала последнюю строфу, каким-то теплым мягким голосом.

Володя: мне понравилось, как прочитал Гордей. Он выдерживал все паузы, выделял голосом слова, на которые падает логическое ударение.

Читал выразительно.

Саша: Хочу похвалить Дениса. Она прочитала правильно и выразительно. Передавала голосом, интонацией спокойствие, немножко радости, немножко грусти.

– Молодцы, ребята, вы очень хорошо выразительно прочитали стихотворение.

– А хотите, я прочитаю стихотворение? (чтение учителем)

Итог урока.

– О какой поре осени рассказывает поэт?(о золотой осени).

– Как осень изменила всю окружающую природу?

Денис: Вокруг необыкновенный ясный свет.

Маша: Воздух прозрачный и чистый. Небо безоблачное.

Валерия: Там, где была рожь, теперь пустое поле.

Кристина: И только на пустой борозде тонкая паутинка.

Таня: Птиц больше не слышно. Кругом – тишина.

– Как вы думаете, природу какой страны описывает Ф.И.Тютчев?

( России).

– Почему вы так решили? (написал с любовью, нежностью, так пишут о Родине).

– Вы видели такую золотую осень у нас? (да).

Учитель обобщает:

– Поэт испытывает чувство изумления и восхищения от непередаваемо красивой и короткой поры, когда начинающаяся осень сменяет уходящее лето. Поэту и радостно, и грустно. Радостно от того, что он видит вокруг, грустно – от сознания, что всё скоро пройдёт, что впереди ненастье, зимние холода и метели.

– Что нового узнали на уроке?(познакомились с новыми словами, с понятием «эпитет», учились анализировать стихотворение…)

– Что особенно понравилось?

(Понравилось стихотворение: красивые музыкальные слова – лучезарный, льется, лазурь. Хочется придумать мелодию к нему.

Понравились картины художников, музыка. Как читали дети.)

– Какие были затруднения? (поначалу сложно было выделять главные слова, находить эпитеты, были незнакомые слова, читать выразительно)

– Ребята, наша природа прекрасна во все времена года. Давайте будем любить ее такой, какой она есть. Но для этого мы должны к ней бережно относиться.

Домашнее задание.

– Нарисуйте дома иллюстрации к этому стихотворению.

-Какие краски понадобятся, чтобы нарисовать картину? (голубой, желтый , оранжевый…)

– Картину какого художника – Левитана, Грабаря, Поленова, вы бы выбрали иллюстрацией к этому стихотворению? (Грабаря и Поленова)

– Постарайтесь передать красками свои чувства, настроение. Подпишите свой рисунок строчкой из стихотворения. Например: «Лучезарны вечера…»

– На следующем уроке устроим выставку ваших работ.

Если вам понравилось стихотворение, можете выучить его наизусть.

Спасибо за урок.

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»


Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

22 августа 1857

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»

Федор Иванович Тютчев – непревзойденный русский поэт, современник Пушкина, Жуковского, Некрасова, Толстого, оставивший богатое творческое наследие. Смысл жизни для Тютчева в любви. Не только к женщине, но и природе, Родине, всему живому. Лирика его многогранна. В ней можно выделить: философские, гражданские, пейзажные и любовные мотивы.

Поэт восхищался природой родного края, тосковал о ней, когда работал и жил в Европе. Она находит глубокое отражение в его творчестве. Этот поэтический мир, воссозданный на основе личных впечатлений, настолько яркий и точный, что кажется, будто ты находился рядом с поэтом, когда тот любовался видами, описанными в тексте.

Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» появилось 22 августа 1857 года. В тот день поэт возвращался вместе с дочерью из поместья Овстуг в столицу. И был поражен окружавшим их пейзажем. Москва не могла похвастаться нетронутой, чистой, природной красотой. В большом городе не так заметны перемены в погоде. Истосковавшись по живописным просторам, восхищенный Федор Иванович тут же делает поэтический набросок в своем блокноте, который неизменно его сопровождал.

Лирическая пейзажная зарисовка дарит нам картину самого начала осени. Был конец августа, но уже чувствовались перемены в воздухе, погоде, деревья начинали одеваться в золото и медь. Лето отступило, но буквально на несколько шагов. Эту тонкую грань перехода от одного времени года к другому запечатлел поэт.

Стихотворение пронизано лиризмом, острым чувством предвкушения чего-то нового. Федор Иванович с внимательностью, свойственной только творческим людям, отмечает, что описанный период очень короткий, его не каждый сможет уловить. Еще не запущен процесс увядания, подготовки к зиме и окружающий мир дарит самые яркие краски на прощание.

Природа Тютчева одухотворена, наполнена образами. Наделение погодных явлений жизнью, осознанной деятельностью свойственно многим писателям. Одним из первых принцип художественного параллелизма использовал М. Ю. Лермонтов.

Автор знакомит нас с таинствами ранней осени. Даже самому поэту не хватает слов, чтобы отразить особенности увиденного времени и свой восторг. Он использует сравнение августовского дня с хрусталем. Он такой же прекрасный, в нем отражается весь мир, но в то же время хрупкий, мимолетный, его невозможно удержать, зафиксировать. А вечера еще более великолепны, они «лучезарны».

Еще не наступила календарная осень, но у природы свои законы. Уже не слышно пения птиц, собран урожай, поля отдыхают, немного тоскуя, что больше не востребованы. Серебрятся водоемы, над которыми встает туман по вечерам, он и придает им «лучезарность».

Ушел летний зной, ночи теперь прохладны. А журавли, собравшись в клин, с протяжными криками подались в сторону южных краев. О близкой осени говорит также «паутины тонкий волос». Воздух наполнен тишиной, покоем, кругом царит гармония. Природа замерла в тожественном ожидании, вот-вот наступит золотой сентябрь. Все понимают, что еще далеко до наступления снежных бурь, от этого еще приятнее, веселее на душе у людей, лесного зверья и других живых существ.

В этом стихотворении нет унылого пейзажа, который мы можем встретить у Фета. Поэт избавляет нас от описания умирающей природы и унылой поры. До этого еще далеко. Оголенные деревья, холодные дожди, ветер, срывающий последнюю листву – до всего этого еще есть время. Время, чтобы насладиться красотой, счастьем.
Описанию способствуют средства художественной выразительности, подобранные поэтом.

Сам Тютчев редко видел русскую осень. Данный период он чаще встречал в Европе. Поэтому для него увиденное было особенно ценным.

Прочитанное стихотворение оставляет радость, умиротворение – эмоции, сходные с чувствами, испытанными самим автором.

Гугломаг

Спрашивай! Не стесняйся!

Задать вопрос

Не все нашли? Используйте поиск по сайту

Search for:

Есть исходные естественные образы осенью. Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Есть у осени первоначала…. Образ которого осень создает в стихотворении Тютчева

Есть осень первоначальная
Короткая, но чудная пора –

И лучезарные вечера..

Где веселый серп ходил и заболел
Теперь все пусто – везде простор –
Только паутина тонких волос
Блестит на праздной борозде

Пустой воздух, птицы больше не слышат
Но далеко до первых зимних бурь –
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающем поле. ..

Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева “Идет осень начальная…” (для учащихся 6-7 классов )

Поэзия Федор Иванович Тютчев изображает картины русской природы. Стихотворение «Есть осенью подлинник…» было написано в тысяча восемьсот пятьдесят седьмом году. В этом произведении запечатлен замечательный осенний пейзаж.

Поэма является образцом стилей поэта. Здесь Федор Иванович Тютчев делится чувствами, которые дарит прекрасная осень. В душе поэта царят одиночество и чувство утраты, покой и немая радость. Изображая то, что открывает поэт, и представляя прошлое и будущее, Ф. И. Тютчев раскрывает свои мысли и чувства.

Произведение богато эпитетами: «Осенью исходной», «Чудесная пора», «Хрустальный день», вечер лучезарный», «Веселый серп», «Паутина стройных волос», «Празднование падения», “Чистый и Тёплый Лазурь”, “Поле Отдыха”.

Эпитты позволяют стереть пейзаж поглубже. В короткие строки автор вкладывает глубокий смысл:

Весь день стоит как хрусталь,
И лучистые вечера.

..

Эпитты позволяют читателю самостоятельно побудить эти образы, представить осенний пейзаж.Это может быть, когда солнце светит ярко, но ласково, спокойно, а вечером на небе появляются ярко-оранжевые и желтые облака.

В то же время эпитеты служат для передачи авторских отношений и чувств. Автор грустит о моменте, когда “веселый серп ходил”. Теперь ему становится грустно, потому что «Сверкают паутины на праздной борозде».

Это произведение является ярким образцом творчества русского поэта. Любовь к Родине, изображение красоты русской природы – главные мотивы творчества Федора Ивановича Тютчева.

Класс: 5

Тема: Лингвопоэтический анализ текста

Стихотворение Ф. И. Тютчева “Идет осень начальная…”

Назначение:

Ознакомиться с правилами лингвопоэтического анализа текста;

Во время занятий

I. Слово учитель

Сегодня на уроке мы разберем стихотворение Ф. И. Тютчева “Идет осень начальная…”

Вы читали дома, некоторые учили наизусть.

Вы должны были ответить на вопросы:

    О чем это стихотворение (тема)

    Какова его главная мысль (идея).

Прежде чем отвечать на вопросы, давайте прочитаем еще раз.

II. . Чтение стихотворения учителя .

Какие слова и выражения в тексте нуждаются в дополнительном объяснении, толковании.

Лучезарный – Искрящийся, сияющий (ясная погода, вечерняя заря не гаснет долго, светлое небо).

Лазурь – Голубой, светло-голубой цвет (цвет неба)

Веселый Херес – Серп – рабочий инструмент для резки хлебных злаков.

Бодрый – Полная сила, деятельность, энергия

Как вы понимаете выражение “веселый серп ходил”?

« Шел» :

1. Пели пешком (здесь: переносное значение)

2. Двигались в разные стороны.

В данном случае подходят оба значения.

Простой (бороздный) – Не занятый, без корпуса (здесь: обжатый, очищенный).

Пустой воздух – Становится пустым.

Как вы это понимаете? (Москара осенью исчезает, насекомые, не слышно их жужжания, жужжания).

III. Лингвопоэтический анализ стихотворения.

Попробуем теперь найти слова (назовем их ключами, в которых заключено понимание смысла текста).

Гарантия Строст Осень

Поле отдыха

(слова могут быть больше, в результате общей работы, лишних “просеек”)

Выясняем лексическое значение слов слов и, объясняем, какое значение они приобретают в тексте.

Дивна – Удивительная, красивая, восхитительная.

Чем это время (время) красиво? С какими словами связано это слово? (“День… Кристалл”, т.е. очень прозрачный). Сравним слова «кристалл» и «прозрачный». Есть ли их значение в тексте стихотворения?

(Нет, “Прозрачный” – пропускающий через себя свет. И “Хрустальный” тоже сверкающий, имеющий своеобразный мелодический звон. Более точно выражение “хрустальный”, передающий ясность. Прозрачность дня, когда птичье пение молчит («Птиц не слышно»), И в наступившей тишине отдельные звуки становятся наиболее различимы.)

Просторный – свободное место.

После того, как на полях все убрали, становится действительно просторно:

там, где раньше стояла стена, может, выше человеческого роста ушей, теперь пусто, все хорошо видно. Просторно – то, что не сковывает взгляд, не имеет преград.

Осень – Время года, когда заканчиваются полевые работы. Осенью наблюдаются вышеперечисленные явления.

Отдых (полевой) – отдых восстанавливающий силы с тем, чтобы полевые полевые работы снова повторялись на следующий год. (Допуск персонификации).

Что это за стихотворение?

(Это стихотворение о прекрасной осенней поре, с ее своеобразными красками, размахом, чистотой, незыблемой)

В стихотворении утверждается мысль о вечной красоте природы, красоте жизни.

Тютчев удивительно точно изобразил фрагмент картины под названием Жизнь: все проходит, и все повторяется.

И каждый миг жизни совершенен.

Какое самое важное слово из числа клавиш вы называете? (Интересный).

Именно слово Word является стержнем, т.к. весь последующий текст является расшифровкой, объяснением основного. Идея стихотворения – красота и умиротворение природы.

IV. . Домашнее задание: Выписать из стихотворения И. С. Никитиной «Зимняя ночь» ключевые слова, объяснить, почему они являются ключевыми.

Что творит осень в стихотворении Тютчева?

В этом стихотворении поэт создает образ «начальной» осени.

Который час? К каким средствам создания художественного образа прибегает поэт?

Это “короткое, но чудесное время”. Виттинг — это эпитет. Слово «замечательный» имеет два значения: необычный и красивый.

TO Значение слова реализовано в стихотворении? Возможно оба? Почему на этот раз необычно?

Это переход от лета к зиме.

Что это красиво?

Он прекрасен для хрустального дня, лучезарных вечеров, полетов Паутокина, умиротворенной, разлитой на природе.

– С помощью какого изобразительно-выразительного средства создан художественный образ “Целый день как Хрусталь”? Что хотел этим сказать поэт?

Это метафорический эпитет. Осенний воздух и хрусталь похожи своей прозрачностью, чистотой. Генерала можно найти в прохладе, свежем ветре осеннего дня. И по красоте жемчужина, приближающая к хрустальной вещице и подобному осеннему дню, чем и является тот факт, что он один из последних. Поэт имел в виду еще один осенний день, чистоту звуков, далеко разлетающихся в тишине. Не в этом ли красота осеннего дня, как хрупкого хрусталя?

– Это день, а какие “осенние начальные” вечера? Как вы понимаете этот художественный образ?

Вечера “лучистые”. Radiant – сверкающий, сияющий. Вечера тоже прекрасны.

– Тютчев показал нам природу в движении: от дня к вечеру, от осени к зиме. Хотя «до первых зимних бурь далеко», каковы в стихотворении признаки осени?

Везде пусто – и на Земле, и в небе, везде космос, не слышно птиц. Недельные стальные теги: их тонкие волосы блестят. Это метафора.

– Какой художественный образ присутствует в творчестве человека? Как вы это понимаете?

Человек все лето неистово трудился в поле, “где ходил веселый серп и падали ярики”

– И природа, и человек заслужили отдых. Какие художественные образы говорят нам об этом? Как они создаются?

Поэт называет поле “Поднятие”. Это очень необычный эпитет.

– Как создавался художественный образ “и пей тихую и теплую лазурь/ на поле отдыхающем”? Как вы это понимаете?

Лазурь голубого цвета, голубая. Чистая и теплая лазурь – это небо, которое кажется на Земле, стремящееся вместе с ним отметить праздник осеннего «инициала».

– Что имел в виду поэт созданных художественных образов?

Он рассказал нам о красоте ранней осени, о чистом, прозрачном воздухе, сияющих вечерах, тишине, покое.

Ощутите утрату красоты природы, читая это стихотворение, и в то же время чувствуете легкую грусть, светлую грусть.

Федор Иванович Тютчев признан мастером лирики о природе. Его работы напоминают красочные зарисовки изменений окружающего мира: зимние узоры, теплый летний ветерок, чудная осенняя пора, когда природа только начинает увядать. О последнем поэт говорит с особым благоговением и умиротворением. Ознакомившись с кратким анализом «Идет начальная осень» по плану, учащийся 6 класса сможет оценить мастер-класс передачи чувств и ощущений через русский поэтический язык. Краткий разбор произведения поможет им легко справиться с заданиями по лирике Тютчева на уроках литературы.

Краткий анализ

История создания : стихотворение написано в 1857 году во время поездки из оостги в Москву

Тема стихотворения: Осенняя пора и размышления о жизни.

Состав: Поэма состоит из трех китов.

Жанр: пейзажная лирика.

Пух Размер: Размер стиха ямм, рифма – скрещенная.

Метафоры: “И чистая и теплая лазурь льется”.

Эпитс: “Веселый серп”, “Поле отдыха” .

Сравните: “…день стоит как бы хрустальный” .

Ошибки: “…Серп ходил…” .

Метонимия: “…Падал Колос” .

История создания

Говоря об истории создания произведений Тютчева, нужно помнить, что поэт уделял им много времени, что дало ему возможность постоянно любоваться красотой и изменчивостью русской природы. Стихотворение написано в 1857 году в августе, когда все живое готовится к осени.

Тютчев с дочерью направились из инста в Москву, когда его настигало вдохновение. Стал забрасывать стихами листовку со списком дорог. Дочь, заметив, что руки у отца дрожат от нетерпения, а неровности дороги не дают сосредоточиться, дописывает вторую часть только что родившегося стихотворения под его диктовку.

Субъект

Прочитав стихотворение “Есть изначальная осень”, трудно поверить, что его автор не любил осень.

Тютчев в это время года уловил тоску от сознания того, что жизнь быстротечна. Но в этом стихотворении поэт изображает чудесный момент, когда природа еще готовится попасть под власть холодной зимы и словно застыла во всем своим великолепием.

Тема работы – осенняя природа. Но для пейзажной лирики Тютчева характерно параллельное отражение размышлений о жизни и месте человека в ней. Поэтому в этом произведении есть вторая тема – размышления о жизни.

В поэме озвучен ряд проблем:

  • Взаимоотношения человека и природы. Начало осени красивое, но впереди морозная зима. Период зрелости в жизни людей тоже прекрасен, но молодые годы остались позади, а впереди старость неуместна.
  • Труд и человек. Трудовой труд крестьянина, но он наполняет жизнь смыслом.
  • Смысл жизни. Наступление осени благоприятствует подведению итогов года, его оценке со стороны.

Композиция

Поэма состоит из 3-х четвертей, каждая из которых выступает как самостоятельная пейзажная зарисовка. Однако окончания и истинный смысл четверостишия приобретаются только при чтении целиком.

Жанр

Поэма “Осенью инициал” относится к жанру пейзажно-философской лирики. Тютчев — поэт «чистого искусства», не понимающего преобладания социальной проблематики в поэзии. В этом произведении, как и во многих других произведениях, сочетаются два художественных направления: реализм и романтизм. Поэтому его линии окрашены точной картиной окружающей природы в сочетании с эмоциональным состоянием автора.

Стихотворение написано многократным ямбом. В первых двух четверостишиях рифмы перекрестные, а в третьем – союзные. Мужские и женские рифмы чередуются. Так кажется впечатление от музыкального звучания. Длинные струны сменяют короткие, характеризуя непостоянство и периодичность естественного состояния.

Средства выразительности

Тютчев известен использованием изысканных средств выразительности богатой поэтики литературного русского языка. Для создания в стихотворении дополнительного ощущения постоянного общения человека и природы поэт использует следующие художественные приемы:

  • Элегантный эпититов : “. ..Красивый вечер”, “…Веселый серп…”, “…на праздной борозде”, которые с точностью передают высшую степень восхищения окружающим природа.
  • Метафора : “И льется чистая и теплая лазурь”, “…Тонки паутины”.
  • Разыскивается : “…день стоил…”, “…Серп ходил…”.
  • Сравнение : “…день стоит, как хрусталь”, то есть прозрачный, хрупкий, информатор и для поэта, и для его читателя.
  • Метонимия , точнее ее вид синекциона: “…Падал Колос”

В произведении точки дважды, что создает ощущение понимания и возможность «подумать», представить любому из читателей собственную картину «начальной» осенней поры.

Тест по стихотворению

Рейтинговый анализ

Средняя оценка: 4,7. Всего получено оценок: 58.

(Иллюстрация: Геннадий Целищев)

Анализ стихотворения “Осенью исходная…”

Бабье лето

Ф. И. Тютчев в своем творчестве очень мастерски описывает природу, одухотворяя ее и наполняя образами. В своих работах автор очень ярко и красочно видел увиденный пейзаж. Он любит природу и понимает ее, придает ей образ живого существа и наполняет свою жизнь. В своих произведениях он показывает неразрывную связь природы и жизни человека, единство и взаимообусловленность – основная идея, проходящая через все творчество Тютчева. В стихотворении «Есть осенью подлинник…» поэт описывает период ранней осени, когда природа необыкновенно красива и дарит свои яркие краски на прощанье.

Поэт утверждает, что “начальное время короткое, но прекрасное”. Этими словами он указывает на особенность этой поры, называет ее чудесной, видит в ней тайну и необычность. Автор мягко и точно описывает период начала падения, это тот самый момент, когда она должна любоваться своим ДРИЕНДОМ, ведь это время очень короткое. Описывая дни этой поры, автор использует сравнение «Хрустальный день», оно дает ощущение трепета, дорогого удовольствия и показывает необыкновенную чистоту и свежесть этих дней. И автор наделяет автора теплом, описывая их как «сияющие». «Весь день словно хрусталь, а вечера лучезарны…» — необыкновенную красоту удалось передать словами поэту.

В продолжение описания этой чудесной картины ранней осени поэт обращает внимание на осеннее поле. Там когда-то очень бодро ходил серп и работы было много переделано, а теперь все убрано. И все пусто, «только паутина тонких волос, блестит на праздной борозде». В этой части поэмы возникает некий двойственный образ, и описания самой природы, и связи с жизнью человека. Здесь осень сравнивают с закатом жизни, когда все уже сделано и «лежит без дела». Это стихотворение лезет размышлять о вечном.

Далее поэт говорит, что птицы уже улетели и воздух стал пустым, но время еще есть, ведь «далеко не первая зимняя буря». А на пустынное, отдыхающее поле заливает чистая и теплая лазурь. В народе эту пору осени называют Бабьим летом, это очень светлое и короткое мгновение и очень важно в людской суете не упустить шанс признаться в своей красоте. Благополучное лето, чудесная золотая осень есть и в жизни каждого человека. Замечательный русский поэт Ф. И. Тютчев доносит до читателя удивительные впечатления, которые природа дает природе в простых вещах. Каждое мгновение единения с природой оставляет в душе неизгладимый след.

Осенний вечер Метафоры тютчева. Анализ стихотворения «Осенний вечер. То, что в разумном существе мы называем

Пейзажная лирика была очень популярна среди русских поэтов 19 века. Чтение стиха Тютчева Федора Ивановича «Осенний вечер» доставляет особое удовольствие, ведь этот шедевр полностью окутывает читателя атмосферой осеннего «сладкого очарования». Произведение было написано во время пребывания Федора Ивановича в Мюнхене. Этим обстоятельством объясняется ностальгический тон стихотворения с лирико-романтическими интонациями: автор тосковал по родине, и эта тоска вылилась в осенние мотивы на бумаге.

Текст стихотворения Тютчева «Осенний вечер» отобразил всю палитру осенней природы: легкость вечеров, порывистый холодный ветер, пестрые деревья. Автор щедро «усыпал» текст звуками и красками, поэтому картина, созданная его пером, в воображении читателя словно превращается в кадры из кино. Основной прием, используемый Тютчевым в своем творчестве, — контраст («светлые вечера», разноцветная листва и «грустная одинокая земля», легкий шелест деревьев и порывистый вечер). Именно этот прием позволил лаконично воссоздать все капризы осени. Стих заканчивается строкой о «божественной скромности страдания», которая перестраивает читателя от созерцания природы к философским размышлениям.

Стихотворение преподается на уроках русской словесности в средней школе как классический образец пейзажной поэзии 19 века. На нашем сайте вы можете прочитать стихи онлайн или скачать их полностью по ссылке.

Есть в легкости осенних вечеров
Милая, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота деревьев,
Багряная листва томная, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустной, осиротевшей землей,
И, как предчувствие приближающихся бурь,
Порывистый, временами холодный ветер,
Ущерб, истощение – и все
Та нежная улыбка увядания
То, что в разумном существе мы называем
Божественная стыдливость страдания.

В один из своих приездов в Россию, после восьми лет службы в русской миссии в Баварском королевстве, то есть осенью 1830 года, Тютчев, вдруг вдохновленный живописной картиной осеннего увядания природы, мгновенно набросал 12 строчек великолепного, удивительного стихотворения “Осенний вечер” .

Пожалуй, его можно отнести к классическому романтизму. Его невозможно причислить к банальной пейзажной лирике, ибо так ажурных , замысловатых и метафорических его философских холстовых … Гениальное выражение “кроткая улыбка увядания” продолжается не менее блестящей рифмой «божественная стыдливость страдания».

Красота увядающей осенней природы средней полосы проявляется в чарующем изобилии прекраснейших эпитеты : «Багровые листья», «зловещий блеск и пестрота деревьев», «туманная и тихая лазурь» и другие не менее выразительные. Но в то же время Тютчев использует эффект приглушенных, пастельных тонов в создаваемой им картине угасающей природы: кроткой, туманной, легкой, застенчивой. Вся палитра творчества Тютчева с ее «зловещим блеском» и «пестротой деревьев», «малиновым» цветом листьев, «туманной» лазурью буквально пронизана предчувствием скорого и неумолимого приближения зимнего забвения: «. ..и на всём// Та нежная улыбка увядающая…».

Но было бы крайне наивно, как сказано выше, воспринимать стихотворение Тютчева как образец пейзажной лирики. Это совсем не так. Квинтэссенция описания природы большинством русских поэтов, в частности картин вечеров русской осени, состоит в том, чтобы показать их общую сущность (причем излюбленное время суток в русской позиции – вечернее, что ярко характеризует отношение русских поэтов: второстепенное и пессимистическое). Для русского поэта важна не передача эстетического впечатления, а осмысление его как явления природы.

Заявленная аналогия между явлениями природы и явлениями человеческой жизни свидетельствует о синтезе в творчестве Тютчева мира человека и мира природы. Это чисто пантеистический взгляд. Природа Тютчева антропоморфна: она дышит, чувствует, грустит и радуется. Для Тютчева осень — это кроткое страдание, болезненная улыбка природы.

Одним словом, удивительная красота осеннего вечера побуждает Тютчева к обобщениям о человеческом предназначении и неземной сущности страдания. Но что прекрасно в этом стихотворении Тютчева, так это ясно ощущаемая, хотя и не прописанная радость грядущего очередного весеннего перевоплощения, когда после зимнего сна природа вновь продемонстрирует непрерывность жизненного цикла, расцветая мир яркими и сочные цвета и оттенки.
При написании этого стихотворения Тютчев использовал пятистопный ямб и перекрестную рифму .

Есть в легкости осенних вечеров
Милая, таинственная красота! ..
Зловещий блеск и разнообразие деревьев,
Багряные листья томные, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Порывистый, временами холодный ветер,
Ущерб, истощение – и все
Та нежная улыбка увядания
То, что в разумном существе мы называем
Божественная стыдливость страдания!
Октябрь 18:30

Если у вас не открываются игры или симуляторы, читайте дальше.

Стихотворение «Осенний вечер» относится к пейзажной лирике. В стихотворении описывается осенний пейзаж.

“Есть в легкости осенних вечеров

Милая, загадочная красота!

Стихотворение состоит из двенадцати куплетов. В начале стихотворения автор любуется природой. В конце автор грустит, потому что осень заканчивается:

”Повреждения, истощение – и всё

Та нежная улыбка угасание.”

Природа в начале поэмы спокойная, умиротворенная.

Наши специалисты могут проверить ваше эссе по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Kritika24.ru
Преподаватели ведущих школ и действующие специалисты Министерства образования Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Когда природа начинает волноваться, она теряет спокойствие.

Рифма перекрестная. Поэтический метр – пятистопный ямб. Стихотворение читается спокойно.

Лирическим героем поэмы является сам автор. Вначале автор любуется природой. Однако затем автора обуревают грусть и тревога:

“Зловещий блеск и разнообразие деревьев

Над унылой – осиротевшей землей.

Ну как можно передать всю красоту природы, не используя средства художественной выразительности. Тютчев, будучи мастером русской словесности, использовал в стихотворении много тропов: метафор, сравнений. Стихотворение полно эпитетов, которые показывают нам эмоции природы: «сладкая таинственная прелесть», «томные малиновые листья, легкий шелест», «туманная и тихая лазурь». страдания». Сравнения: «и как предчувствие надвигающихся бурь». Все это придает стихотворению выразительность и образность.

Стихотворение мне очень понравилось, так как Тютчев очень красиво и точно описывает нам осень. Я считаю, что это стихотворение сравнимо разве что с пушкинским «Печальное время! Очарование глаз».

Обновлено: 04.02.2017

Внимание!
Если вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter .
Таким образом, вы принесете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тютчев – один из великих русских поэтов 19 века, тонко чувствовал красоту окружающей природы. Его пейзажная лирика занимает важное место в русской литературе. «Осенний вечер» — стихотворение Тютчева, сочетающее в себе европейскую и русскую традиции, напоминающее по стилю и содержанию классическую оду, хотя размеры его гораздо скромнее. Федор Иванович увлекался европейским романтизмом, Генрих Гейне был его кумиром, поэтому его произведения выдержаны в этом направлении.

Содержание стихотворения «Осенний вечер»

Тютчев оставил после себя не так много произведений – около 400 стихотворений, ведь всю жизнь он был занят на дипломатической государственной службе, свободного времени для творчества практически не оставалось. Но абсолютно все его работы поражают своей красотой, легкостью, точностью описания тех или иных явлений. Сразу видно, что автор любил и понимал природу, был очень наблюдательным человеком. Тютчев написал «Осенний вечер» в 1830 году во время командировки в Мюнхен. Поэт был очень одинок и тосклив, а теплый октябрьский вечер навевал на него воспоминания о родине, настраивал на лирико-романтический лад. Так появилось стихотворение «Осенний вечер».

Тютчев (анализ показывает наполненность произведения глубоким философским смыслом) не выражался символами, в его время это было не принято. Поэтому поэт не связывает осеннюю пору с увяданием человеческой красоты, угасанием жизни, завершением цикла, делающего людей старше. Вечерние сумерки у символистов ассоциируются со старостью и мудростью, осень вызывает чувство меланхолии, но Федор Иванович пытался найти в осеннем вечере что-то позитивное и чарующее.

Тютчев просто хотел описать пейзаж, открывшийся его взору, передать свое видение этого времени года. Автору нравится «легкость осенних вечеров», сумерки опускаются на землю, но грусть озаряется последними лучами солнца, коснувшегося верхушек деревьев и осветившего листву. Федор Иванович сравнил это с «нежной улыбкой увядания». Поэт проводит параллель между людьми и природой, ведь в человеке такое состояние называется страданием.

Философский смысл стихотворения «Осенний вечер»

Тютчев в своем творчестве не различал живого, а потому считал все в этом мире взаимосвязанным. Люди очень часто даже неосознанно копируют какие-то действия или жесты, которые видят вокруг. Осеннее время также отождествляется с человеком, связано с его духовной зрелостью. В это время люди запасаются знаниями и опытом, осознают ценность красоты и молодости, но не могут похвастаться чистым взглядом и свежим лицом.

Тютчев написал «Осенний вечер» с легкой грустью о безвозвратно ушедших днях, но в то же время с восхищением совершенством окружающего мира, в котором все процессы цикличны. У природы нет сбоев, осень навевает тоску холодным ветром, который срывает желтые листья, но за ней придет зима, которая укроет все вокруг белоснежным покрывалом, тогда земля проснется и будет полна сочных трав. Человек, переживая очередной цикл, становится мудрее и учится радоваться каждому мгновению.

Есть в легкости осенних вечеров
Милая, таинственная красота! ..
Зловещий блеск и разнообразие деревьев,
Багряная листва томная, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустной, осиротевшей землей
И, как предчувствие надвигающихся бурь,
Порывистый, временами холодный ветер,
Ущерб , изнеможение – и все
Та нежная улыбка угасания
То, что в разумном существе мы называем
Божественная стыдливость страдания!

Анализ стихотворения Тютчева «Осенний вечер»

Пейзажная лирика поэта Федора Тютчева по праву занимает достойное место в русской литературе XIX века. И это неудивительно, ведь автору многочисленных стихов о красоте природы удалось органично соединить в своих произведениях традиции русской и европейской литературы. Стихи Федора Тютчева выдержаны в духе классических од как по стилю, так и по содержанию, но гораздо скромнее по объему. В то же время в них присутствует европейский романтизм, что связано с увлечением Тютчева творчеством таких поэтов, как Генрих Гейне и Уильям Блейк.

Литературное наследие Федора Тютчева невелико и насчитывает около 400 произведений, так как всю свою жизнь автор посвятил дипломатической государственной службе, выкраивая редкие свободные часы для творчества. Тем не менее его стихотворение «Осенний вечер», написанное в 1830 году, представляет собой великолепный образец классического романтизма. В это время Федор Тютчев находился в Мюнхене, остро чувствуя не только одиночество, но и тоску по дому. Поэтому обычный октябрьский вечер вселил в поэта не только грустные воспоминания, но и настраивал на лирико-романтический лад, что, в свою очередь, побудило его написать очень изящную, волнующую и глубоко философскую поэму под названием «Осенний вечер».

Казалось бы, сама осень вызывает чувство тоски, которое подсознательно связано с угасанием жизни, завершением очередного цикла, делающего человека старше. Вечерние сумерки вызывают примерно те же чувства, которые символисты связывают со старостью и мудростью. Однако во времена Тютчева в литературе не было принято выражаться через символы, поэтому автор пытался найти положительные моменты в явно печальном сочетании осени и вечера, подчеркивая с первых строк стихотворения, что «легкость осенних вечеров» обладает особым, необъяснимым очарованием. Наблюдая, как опускаются осенние сумерки на «печальную осиротевшую землю», поэт сумел уловить момент, когда последние лучи света коснулись разноцветных крон деревьев, вспыхивающих в яркой листве. А Федор Тютчев сравнил это удивительно красивое явление с «нежной улыбкой увядания» природы. И — тут же провел параллель с людьми, заметив, что у разумных существ такое состояние называется «божественным срамом страдания».

Примечательно, что в поэме «Осенний вечер» поэт не разделяет такие понятия, как живая и неживая природа , справедливо полагая, что все в этом мире взаимосвязано, и человек часто копирует в своих жестах и ​​действиях то, что он видит вокруг.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *