Статья о бетховене: “Так судьба стучится в дверь”. Жизнь и музыка Людвига ван Бетховена

“Так судьба стучится в дверь”. Жизнь и музыка Людвига ван Бетховена

Людвиг ван Бетховен родился в Бонне в семье потомственных певцов: и отец, и дед будущего композитора были прекрасными вокалистами, которые служили при капеллах. Потому, можно сказать, судьба мальчика была предопределена — ему было суждено заниматься музыкой и посвятить ей всю свою жизнь, тем более что на этот путь его наставлял отец, который мечтал сделать из своего сына вундеркинда, второго Моцарта. 

Маленький Бетховен учился играть на клавесине, органе, скрипке, занимался латынью, изучал труды греческих философов и писателей, теорию музыки и композицию, но так и не обучился арифметике. Он рано начал сочинять и рано стал зарабатывать музыкой, семья его была небогатой, поэтому ему приходилось помогать отцу в капелле.

Разменяв третий десяток, Бетховен переезжает в один из культурных центров Европы — Вену. Там он сразу же начинает занятия с Йозефом Гайдном, одним из главных представителей классицизма, основоположника симфонии и струнного квартета. Сам же Бетховен в дальнейшем станет своеобразным водоразделом между этой эпохой и следующей — романтизмом, и отнести его ни к той, ни к другой однозначно нельзя.

Читайте также

Дружить нельзя враждовать. Почему соперничали Моцарт и Сальери

Несмотря на талант обоих, их совместная работа не сложилась — не сошлись характерами. Один считал, что ему уделяется слишком мало внимания и педагог совсем не поддерживает его идеи, а второго просто пугали смелые находки ученика. Кроме того, Гайдну, который любил пошутить в своих произведениях и отличался жизнерадостным характером, не подходил настрой Бетховена, который вечно был задумчив и мрачен. Так спустя некоторое время Бетховен оказывается на обучении у другого композитора, Антонио Сальери, вечного соперника Моцарта.

Бетховен к тому времени уже стал пианистом-виртуозом, потому и писал много музыки для этого инструмента. Он потрясал слушателей неслыханной мощью звучания рояля, демонстрируя все его возможности. Фортепиано в руках музыканта звучало как настоящий оркестр со всеми его оттенками и тембрами — от тремоло струнных до грозных аккордов духовых и ударов литавр. Так он стал основоположником нового фортепианного стиля, показав возможности регистровых контрастов инструмента и обогатив педальную технику.  

Его мрачность и монументальность нашли отражение и в манере игры, и в написанной музыке. Главная тема практически всех произведений Бетховена — противопоставление человека и судьбы, злого рока, силы, с которой невозможно бороться. Это конфликтное содержание впервые появилось в его Восьмой сонате, которая носит подзаголовок “Патетическая”. Там звучит то, что музыковеды в дальнейшем назовут “темой судьбы” — музыкальный мотив, который вы с легкостью находите во всех трех частях. 

Это произведение стало одним из шедевров фортепианного репертуара. О нем писали и пианист Антон Рубинштейн, и музыковед Борис Асафьев (который очень показательно описывал ее: “огненно-страстный пафос первой части, возвышенное спокойно-созерцательное настроение второй части и мечтательно чувствительное рондо”), а Лев Толстой даже упоминает ее в одной из глав своего “Детства”, где рассказывает об игре своей матери.  

В это время Бетховену исполняется 29 лет и он замечает первые признаки глухоты. Есть очень много теорий на этот счет. В числе возможных причин называют, например, болезнь, ведь медицина тогда была слаба, а музыкант страдал и от тифа, и от оспы. Есть еще миф о том, что он часто погружал голову в чан с холодной водой, чтобы дольше бодрствовать и заниматься музыкой. 

Читайте также

Роковая страсть. Роберт Шуман — самый талантливый из всех мечтателей

Как бы там ни было, для Бетховена это и стало его злым роком. Он находился в совершенно упадническом настроении, писал об этом своим друзьям и не мог смириться с такой судьбой. Так все его творчество стало борьбой с этим несправедливым недугом: он до последнего продолжал выступать как пианист и писать музыку. 

Бетховен был весь погружен в творчество, его мало волновали внешние события, общепринятые манеры поведения, даже собственный внешний вид — он частенько мог быть небрежно одетым, а волосы его могли торчать в разные стороны. Есть очень много историй о том, с каким трепетом относился композитор к своей музыке. Например, когда во время одного из его выступлений кто-то начал переговариваться, Бетховен прервался, назвал слушателей свиньями и отказался играть дальше. 

Есть, впрочем, одно политическое событие, которое напрямую повлияло на одно бетховенское произведение. В 1802 году, уже будучи сломленным приближающейся глухотой, композитор, главный виртуоз Вены, любимец аристократической публики, решает уединиться в тихом поселении и отдаться творчеству. Там он берется за свою Симфонию №3, которая получила посвящение Наполеону Бонапарту, что и было отражено на первой странице. Однако музыкант практически сразу же в гневе разорвал титульный лист, когда полководец объявил себя императором, а симфония стала называться Героической.

Несмотря на то что Бетховен вычеркнул имя государственного деятеля из своего произведения, музыковеды видят образы француза и связанных с ним событий в этой симфонии. Например, ее первая часть — солнечная, героическая, воинственная — это такой портрет Наполеона, каким в определенный момент видел его композитор: героем, гением революции. Ромен Роллан же вообще писал о том, что симфония Бетховена музыкальным языком рисует нам целое завоевание империи. 

Читайте также

Юрист, бунтарь, любовник. Пять фактов о жизни Петра Чайковского

Публика скептически отнеслась к этому произведению — его, например, называли затянутым (примерное время исполнения — 50 минут). Несмотря на это, Героическая симфония стала новой вехой в истории симфонической музыки и эталоном, к которому обращались многие композиторы — от Гектора Берлиоза до Петра Чайковского.

Одним из главных произведений Бетховена стала его Девятая симфония (в ней звучит известная “Ода к радости”). Ее композитор написал в 1824 году, незадолго до своей смерти, и тут, как это часто бывает в истории искусства, есть мистика. Именно с Бетховена началось “проклятие Девятой симфонии”. Многие композиторы покинули этот мир, создав именно столько произведений для оркестра: Антон Брукнер, Альфред Шнитке, Франц Шуберт, Густав Малер, Антонин Дворжак, Курт Аттерберг. Но есть и целый ряд композиторов, которые стали авторами гораздо большего числа симфоний (кстати, кое-кто из них любил называть восьмую Последней). 

Работал над симфонией Бетховен около двух лет, а размышлял над ней и того больше, и все началось именно с “Оды к радости”, написанной немецким поэтом Фридрихом Шиллером. Это был один из главных текстов у молодых и горячих умов того времени: “Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!” Композитор долго думал, как можно положить их на музыку, и из этой идеи родилось масштабное творение.

Бетховен-революционер и новатор проявился и тут: мало того что он продолжает развивать героико-драматический жанр, который был для него главным, он еще и капитально расширяет состав исполнителей — вводит в симфонию хор, который исполняет “Оду к радости” в конце. Тема борьбы человека и судьбы здесь приобретает величественный и окончательный вид. На премьере симфонии, рассказывают, публика плакала и рукоплескала автору, но он не сразу это понял. Бетховен дирижировал и стоял спиной к залу. В тот момент он уже совершенно потерял слух, одному из исполнителей даже пришлось повернуть музыканта, чтобы он смог осознать свой триумф. 

Бетховен творил во всех жанрах, известных музыке, от камерных до театральных. Каждая его симфония узнаваема и часто исполняется на мировых сценах — например, Пятая, которая начинается с мотива судьбы: “Так судьба стучится в дверь”, говорил автор.

Он написал 32 сонаты для фортепиано разной сложности. Среди них — знаменитая 14-я, Лунная, посвященная его ученице Джульетте Гвиччарди, в которую был пламенно влюблен. Соната №23 — “Аппассионата”, о которой Владимир Ленин говорил: “Ничего не знаю лучше “Аппассионаты”. Готов слушать ее каждый день”. Соната №21 — “Аврора”, одна из сложнейших в репертуаре пианиста, написанная в период, когда сам Бетховен старался избегать людей и все больше и больше обращался к образам природы, где находил утешение. 

Почти каждое произведение его необъятного творчества стало примером силы воли и духа — того, как человек может преодолеть любые вызовы, которые бросает ему судьба.

Кадрия Садыкова 

Шесть статей о Бетховене из журнала «Советская музыка»

Музыкальный мир отмечает 250-летие со дня рождения Людвига ван Бетховена. Он был и остается притягательной фигурой для музыковедческих исследований, а для советской музыкальной науки и вовсе оказался ключевым композитором в истории.

Мы подготовили подборку из шести текстов о Бетховене из архива нашего журнала. Сюда вошли статьи авторитетных советских и российских бетховенистов, критические статьи Роберта Шумана и Ромена Роллана, размышления о Девятой симфонии религиозного философа Евгения Трубецкого, а также несколько писем Бетховена разных лет.

Разговоры Флорестана и Эвсебия о Бетховене

Эту подборку мы начнем с имени другого немецкого композитора — Роберта Шумана. Помимо музыкальных сочинений он оставил корпус блестящих критических текстов, героем которых часто оказывался Бетховен. Во время чтения поражает не только писательский талант Шумана, но и степень его восхищения перед кумиром: в одной из статей он предлагает установить Бетховену не просто памятник, а настоящий храм.

Бетховен и романтизм

Бетховен часто предстает перед нами героем романтическим: со взъерошенными волосами, решительным взглядом и трагической судьбой. Но на его музыку такой штамп поставить будет уже сложно, ведь она находится на границах двух разных стилей. Проблеме взаимоотношения классического и романтического в искусстве Бетховена посвятила свою статью советский музыковед, профессор Московской консерватории Надежда Николаева.

Два автографа Бетховена

Натан Фишман, авторитетный в СССР бетховенист, рассказывает о двух письмах композитора, свидетельствах двух очень важных периодов его жизни. Первое письмо появилось летом 1823 года, когда Бетховен работал над Девятой симфонией, второе — в 1826 году, после завершения «лебединой песни», квартета Фа мажор, op. 135.

От «Леоноры» до «Фиделио»

О единственной опере Бетховена «Фиделио» оставлено множество противоречивых высказываний. Например, критик Александр Серов ставил ее даже выше опер Моцарта, а композитор Эдисон Денисов, наоборот, считал, что именно в «Фиделио» проявилась вся беспомощность Бетховена. Сам автор называл свою оперу «проблемным ребенком»: непростой сценической судьбе предшествовал многоэтапный процесс сочинения. О пути от «Леоноры» до «Фиделио» рассказывает доктор искусствоведения Лариса Кириллина.

Последний поединок

Отрывок из монументального труда «Бетховен. Великие творческие эпохи» Ромена Роллана — французского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе и настоящего фаната композитора. Глава «Последний поединок» посвящена предсмертным дням Бетховена: неизлечимо больной он проводит их в постели, у изголовья которой сидит секретарь Антон Шиндлер и записывает последние беседы и завещания композитора.

Девятая симфония как альтернатива Октябрьской революции

В послереволюционной России музыку Бетховена быстро приспособили под новые идеологические запросы и сделали символом молодого советского государства: она сопровождала политические собрания, под Марш из Третьей симфонии хоронили революционных деятелей, а Девятую продолжали исполнять даже во времена Гражданской войны ценой невероятных усилий. В то же время русский религиозный философ Евгений Трубецкой, описывая свои переживания при прослушивании Девятой симфонии, видит в ней противоположное — антинасильственный, и даже антиреволюционный, призыв.

Источник изображений: gallica.bnf.fr / Bibliothèque Nationale de France

Людвиг ван Бетховен | Биография, музыка и факты

Людвиг ван Бетховен

Смотреть все СМИ

Крещен:
17 декабря 1770 г. Германия
Умер:
26 марта 1827 г. Вена Австрия
Известные работы:
«Эрцгерцогское трио» «Боевая симфония» «Хоровая фантазия до минор» «Христос на горе Елеонской» «Вариации Диабелли, соч. 120” «Императорский концерт» «Героическая симфония» «Фиделио» «Великая фуга» «Гаммерклавирная соната» «Гейлигенштадтское завещание» «Мисса Торжественная» “Лунная соната” «Патетическая соната» «Соната для фортепиано си-бемоль мажор» «Симфония № 1 до мажор, соч. 21» «Симфония № 5 до минор, соч. 67” «Симфония № 6 фа мажор» «Симфония № 7 ля мажор, соч. 92” «Симфония № 9 ре минор» «Существа Прометея» «Славный момент» «Две прелюдии во всех мажорных тональностях» «Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61” «Соната для скрипки № 9 ля мажор, опус 47, Крейцер» «Вальдштейнская соната»

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем известен Людвиг ван Бетховен?

Бетховен широко известен как величайший из когда-либо живших композиторов, в немалой степени благодаря его способности — в отличие от всех до него — воплощать чувства в музыку. Среди его самых известных композиций Симфония № 5 до минор , соч. 67 (1808), Симфония № 7 ля мажор , соч. 92 (1813) и Симфония № 9 ре минор , соч. 125 (1824 г.).

Симфония № 5 до минор, соч. 67

Послушайте отрывок из Симфонии № 5 до минор .

Симфония № 7 ля мажор, соч. 92

Прослушайте отрывок из Симфонии № 7 ля мажор .

Как Людвиг ван Бетховен начал заниматься музыкой?

Бетховен родился в музыкальной семье. Его отец пытался сделать из него вундеркинда, как Вольфганг Амадей Моцарт, но безуспешно. Однако Бетховен познакомился с Моцартом в 1787 году. К тому времени Бетховен-подросток опубликовал сочинение (

«Девять вариаций марша» Дресслера [1783]) и был назначен исполнителем континуо в Боннской опере. Сообщается, что после их встречи Моцарт сказал о Бетховене: «Этот молодой человек сделает себе большое имя в мире». Три года спустя композитор Йозеф Гайдн «открыл» Бетховена, который тогда был альтистом Боннского оркестра, и взял его под свое крыло. В 1792 году Бетховен навсегда покинул Бонн. Он взял с собой несколько музыкальных сувениров, в том числе внезапные пианино, неожиданные взрывы и «мангеймские ракеты», типичные для боннского оркестра. Эти элементы занимают видное место в более позднем творчестве Бетховена.

Подробнее читайте ниже: Жизнь и творчество: Ранние годы

Вольфганг Амадей Моцарт

Узнайте больше об австрийском композиторе, который предсказал успех Бетховена в 1787 году.

Йозеф Гайдн

Узнайте об австрийском композиторе Йозефе Гайдне, одном из первых наставников Бетховена.

Мангеймская школа

Узнайте больше о раннем влиянии на музыку Бетховена.

Что сочинил Людвиг ван Бетховен?

Бетховен сочинял музыку в переходный период между классической и романтической эпохами, и его творчество было разделено (примерно) на три периода. Первый период, между 179 г.4 и 1800, характеризуется традиционной техникой и звуками 18-го века. Второй период, между 1801 и 1814 годами, отмечен увеличением использования импровизационного материала. Третий период, между 1814 и 1827 годами, отличался широким спектром музыкальных гармоний и текстур. Второй период творчества Бетховена был самым плодотворным. Он сочинил многие из своих самых известных произведений, в том числе

Героическую симфонию (1805 г.), Симфонию № 5 до минор (1808 г.), Симфонию № 6 фа мажор 9.0034 (1808 г.) и Симфония № 7 ля мажор (1813 г. ) – в то время.

Подробнее ниже: Репутация и влияние: три периода работы

Западная музыка: классический период

Узнайте о классическом периоде музыки.

Симфония № 6 фа мажор

Узнайте больше об этой симфонии, которая была представлена ​​в произведении Уолта Диснея Fantasia (1940).

Был ли Людвиг ван Бетховен глухим?

Бетховен не родился глухим, но постепенно стал глухим. Хотя его глухота не стала полной до 1819 г., первые симптомы нарушения проявились до 1800 года. Раньше Бетховен сообщал, что слышит жужжание и звон в ушах. Позже он признавался, «что издалека я не слышу высоких нот инструментов и голосов певцов». Однако потеря слуха Бетховена не помешала ему сочинять музыку. Он продолжал писать музыку и в последние годы своей жизни. Фактически, он написал многие из своих самых известных произведений, будучи частично или полностью глухим. Вполне вероятно, что Бетховен никогда не слышал ни одной ноты из своего великого произведения,

Симфония № 9 ре минор , сыграна.

Подробнее ниже: Жизнь и творчество: На грани глухоты

Симфония № 9 ре минор, соч. 125

Прослушайте отрывок из Симфонии № 9 ре минор .

Как Людвиг ван Бетховен изменил музыку?

Бетховен был новатором музыкальных форм. Он расширил объем симфонии, сонаты, концерта и квартета и тем самым нарушил многие образцы классической музыки. В Симфония № 9 ре минор , например, Бетховен изменил формальную структуру классической симфонии и включил хоровой финал. Финал был первым в истории классической музыки: Бетховен был первым композитором, соединившим вокальную и инструментальную музыку в симфонии. Короче говоря, творчество Бетховена подняло инструментальную музыку — до сих пор считавшуюся ниже вокальной музыки — в царство высокого искусства.

Подробнее ниже: Репутация и влияние: достижение Бетховена

Западная музыка: Классический период

Узнайте больше об истории и развитии классической музыки.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Людвиг ван Бетховен , (крещен 17 декабря 1770, Бонн, архиепископство Кёльн [Германия] — ум. 26 марта 1827, Вена, Австрия), немецкий композитор, доминирующая музыкальная фигура в переходный период между классической и Романтические эпохи.

Широко известный как величайший композитор из когда-либо живших, Людвиг ван Бетховен доминирует в период музыкальной истории, как никто другой до или после. Уходя корнями в классические традиции Йозефа Гайдна и Моцарта, его искусство охватывает новый дух гуманизма и зарождающийся национализм, выраженный в произведениях Гёте и Фридриха фон Шиллера, его старших современников в мире литературы; строго переопределенные моральные императивы Канта; и идеалы Французской революции с ее страстной заботой о свободе и достоинстве личности. Он ярче, чем кто-либо из его предшественников, раскрыл способность музыки передавать философию жизни без помощи устного текста; и в некоторых его сочинениях можно найти самое сильное утверждение человеческой воли во всей музыке, если не во всем искусстве. Хотя сам он не был романтиком, он стал источником многого в творчестве последовавших за ним романтиков, особенно в его идеале программной или иллюстративной музыки, который он определил в связи со своим

Шестая (Пасторальная) симфония
как «скорее выражение эмоций, чем живопись». В музыкальной форме он был значительным новатором, расширив возможности сонаты, симфонии, концерта и квартета, а в Девятой симфонии он объединил миры вокальной и инструментальной музыки так, как никогда раньше. Его личная жизнь была отмечена героической борьбой с надвигающейся глухотой, и некоторые из его самых важных произведений были написаны в течение последних 10 лет его жизни, когда он совершенно не мог слышать. В эпоху упадка придворного и церковного покровительства он не только зарабатывал на жизнь за счет продажи и публикации своих произведений, но и был первым музыкантом, получавшим зарплату без каких-либо обязанностей, кроме сочинения так, как и когда он чувствовал себя склонным.

Жизнь и работа

Ранние годы

Britannica Insights: 250 лет со дня рождения Бетховена

Посмотреть все видео к этой статье

Бетховен был старшим выжившим ребенком Иоганна и Марии Магдалены ван Бетховен. Семья была фламандской по происхождению и восходит к Малине.

Дед Бетховена впервые поселился в Бонне, когда стал певцом в хоре архиепископа-курфюрста Кельнского; в конце концов он стал капельмейстером. Его сын Иоганн также пел в избирательном хоре; таким образом, как и большинство музыкантов 18-го века, Бетховен родился в этой профессии. Хотя поначалу семья Бетховена была довольно зажиточной, она неуклонно становилась беднее со смертью его деда в 1773 году и склонением его отца к алкоголизму. К 11 годам Бетховену пришлось бросить школу; в 18 лет он был кормильцем семьи.

Заметив в старшем сыне признаки таланта к игре на фортепиано, Иоганн попытался сделать из Людвига вундеркинда, как Моцарт, но безуспешно. Только в подростковом возрасте Бетховен начал привлекать к себе умеренное внимание.

Britannica Quiz

Си мажор: взгляд на Бетховена

Краткая история немецкой музыки

Посмотреть все видео к этой статье

Когда в 1780 году Иосиф II стал единоличным правителем Священной Римской империи, он назначил своего брата Максимилиана Франциска адъютантом и преемником архиепископа-курфюрста Кёльна. При Максимилиане Бонн превратился из небольшого провинциального городка в процветающую и культурную столицу. Либеральный католик, он наделил Бонн университетом, ограничил власть своего духовенства и открыл город для всей волны немецкого литературного возрождения, связанного с Готтольдом Эфраимом Лессингом, Фридрихом Готлибом Клопштоком и молодыми Гёте и Шиллером. Знаком времени стало назначение придворным органистом Христиана Готтлоба Неефе, протестанта из Саксонии, ставшего учителем Бетховена. Несмотря на то, что Нифе был несколько ограниченным музыкантом, он, тем не менее, был человеком высоких идеалов и широкой культуры, писателем, а также автором песен и легких театральных постановок; и именно через Неефе Бетховен в 1783 году получил свое первое дошедшее до нас сочинение (9).0033 «Девять вариаций на тему марша» Дресслера

), изданная в Мангейме. К июню 1782 года Бетховен стал помощником Нефе в качестве придворного органиста.

В 1783 году он также был назначен континуоистом Боннской оперы. К 1787 году он добился таких успехов, что Максимилиана Франциска, архиепископа-курфюрста с 1784 года, убедили отправить его в Вену для обучения у Моцарта. Визит был прерван, когда вскоре Бетховен получил известие о смерти матери. Согласно традиции, Моцарт был очень впечатлен способностью Бетховена к импровизации и сказал некоторым друзьям, что «этот молодой человек сделает себе большое имя в мире»; однако достоверных сведений о первой поездке Бетховена в Вену не сохранилось.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Следующие пять лет Бетховен оставался в Бонне. К другим его придворным обязанностям добавилась игра на альте в театральном оркестре; и, хотя архиепископ пока не выказывал ему особого расположения, он начал заводить ценные знакомства. Некоторое время назад он познакомился с вдовой канцлера Йозефом фон Брейнингом, и она наняла его учителем музыки для двух из своих четырех детей. С тех пор дом Брюнингов стал для него вторым домом, гораздо более близким по духу, чем его собственный. Благодаря мадам фон Брейнинг Бетховен приобрел ряд богатых учеников. Его самый полезный социальный контакт произошел в 1788 году с прибытием в Бонн графа Фердинанда фон Вальдштейна, представителя высшей венской аристократии и любителя музыки. Вальдштейн стал членом кружка Брюнинга, где услышал игру Бетховена, и сразу же стал его преданным поклонником. На костюмированном балу в 179 г.0, музыка для балета, согласно Almanach de Gotha (журнал, в котором ведется хроника общественной деятельности аристократии), была написана графом, но было общеизвестно, что Бетховен написал ее для него. В том же году умер император Иосиф II. Снова через Вальдштейна Бетховена пригласили сочинить похоронную оду для солистов, хора и оркестра, но запланированное выступление было отменено, потому что духовые исполнители сочли некоторые отрывки слишком сложными. Затем он добавил к нему дополнительную часть, посвященную восшествию на престол брата Иосифа, Леопольда II. Нет никаких записей о том, что они когда-либо исполнялись до конца 19 века. века, когда рукописи были вновь открыты в Вене и признаны подлинными Иоганнесом Брамсом. Но в 1790 году другой великий композитор увидел их и восхитился ими: в том же году Гайдн, проезжая через Бонн по пути в Лондон, был чествован курфюрстом и его музыкальным заведением; когда ему показали партитуру Бетховена, он был настолько впечатлен ею, что предложил взять Бетховена в ученики, когда он вернется из Лондона. Бетховен принял предложение Гайдна и осенью 1792 года, когда армии Французской революции штурмовали Рейнскую область, Бетховен покинул Бонн, чтобы никогда не вернуться. Альбом, который он взял с собой (хранится в Доме Бетховена в Бонне), свидетельствует о широком круге его знакомых и друзей в Бонне. Самая пророческая из записей, написанная вскоре после смерти Моцарта, гласит:

Дух Моцарта скорбит и оплакивает смерть своего возлюбленного. У неутомимого Гайдна она нашла покой, но не занятие. С помощью неустанного труда вы получите дух Моцарта из рук Гайдна. (Вальдштейн)

Произведения, относящиеся к боннским годам, за исключением тех, которые, вероятно, были начаты в Бонне, но переработаны и завершены в Вене, представляют больший интерес для изучающего Бетховена, чем для обычного любителя музыки. Они показывают влияние, в котором было укоренено его искусство, а также естественные трудности, которые ему приходилось преодолевать, и которые его раннее обучение было недостаточным для исправления. Три сонаты для фортепиано, написанные в 1783 году, демонстрируют, что в музыкальном плане Бонн был аванпостом Мангейма, колыбелью современного оркестра в Германии и колыбелью музыкального стиля, который должен был внести жизненно важный вклад в классическую симфонию. Но ко времени детства Бетховена школа Мангейма уже находилась в упадке. Некогда знаменитый оркестр был фактически распущен после войны 1778 года между Австрией и Пруссией. Мангеймский стиль выродился в маньеризм; это особое влияние отражается в увлечении крайностями фортепиано (мягко) и форте (громко), часто противоречащих музыкальной фразировке, что можно найти в ранних сонатах Бетховена и во многих других произведениях, написанных им в то время. Это неудивительно, поскольку симфонии более поздних мангеймских композиторов составляли основу боннского придворного оркестра. Но то, что было лишь случайным эффектом для Моцарта и других композиторов Мангейма, должно было остаться фундаментальным элементом для Бетховена. Внезапные фортепиано, неожиданные взрывы, широкие скачкообразные фигуры арпеджио с заключительными взрывными эффектами (известные как «мангеймские ракеты») — все это занимает центральное место в музыкальной личности Бетховена и должно было помочь ему освободить инструментальную музыку от ее зависимости от вокала. стиль. Бетховена действительно можно назвать последним и лучшим цветком на Мангеймском дереве.

Людвиг ван Бетховен | Биография, музыка и факты

Людвиг ван Бетховен

Смотреть все СМИ

Крещен:
17 декабря 1770 г. Германия
Умер:
26 марта 1827 г. Вена Австрия
Известные работы:
«Эрцгерцогское трио» «Боевая симфония» «Хоровая фантазия до минор» «Христос на горе Елеонской» «Вариации Диабелли, соч. 120” «Императорский концерт» «Героическая симфония» «Фиделио» «Великая фуга» «Гаммерклавирная соната» «Гейлигенштадтское завещание» «Мисса Торжественная» “Лунная соната” «Патетическая соната» «Соната для фортепиано си-бемоль мажор» «Симфония № 1 до мажор, соч. 21» «Симфония № 5 до минор, соч. 67” «Симфония № 6 фа мажор» «Симфония № 7 ля мажор, соч. 92” «Симфония № 9 ре минор» «Существа Прометея» «Славный момент» «Две прелюдии во всех мажорных тональностях» «Концерт для скрипки с оркестром ре мажор, соч. 61” «Соната для скрипки № 9 ля мажор, опус 47, Крейцер» «Вальдштейнская соната»

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Чем известен Людвиг ван Бетховен?

Бетховен широко известен как величайший из когда-либо живших композиторов, в немалой степени благодаря его способности — в отличие от всех до него — воплощать чувства в музыку. Среди его самых известных композиций Симфония № 5 до минор , соч. 67 (1808), Симфония № 7 ля мажор , соч. 92 (1813) и Симфония № 9 ре минор , соч. 125 (1824 г.).

Симфония № 5 до минор, соч. 67

Послушайте отрывок из Симфонии № 5 до минор .

Симфония № 7 ля мажор, соч. 92

Прослушайте отрывок из Симфонии № 7 ля мажор .

Как Людвиг ван Бетховен начал заниматься музыкой?

Бетховен родился в музыкальной семье. Его отец пытался сделать из него вундеркинда, как Вольфганг Амадей Моцарт, но безуспешно. Однако Бетховен познакомился с Моцартом в 1787 году. К тому времени Бетховен-подросток опубликовал сочинение ( «Девять вариаций марша» Дресслера [1783]) и был назначен исполнителем континуо в Боннской опере. Сообщается, что после их встречи Моцарт сказал о Бетховене: «Этот молодой человек сделает себе большое имя в мире». Три года спустя композитор Йозеф Гайдн «открыл» Бетховена, который тогда был альтистом Боннского оркестра, и взял его под свое крыло. В 1792 году Бетховен навсегда покинул Бонн. Он взял с собой несколько музыкальных сувениров, в том числе внезапные пианино, неожиданные взрывы и «мангеймские ракеты», типичные для боннского оркестра. Эти элементы занимают видное место в более позднем творчестве Бетховена.

Подробнее читайте ниже: Жизнь и творчество: Ранние годы

Вольфганг Амадей Моцарт

Узнайте больше об австрийском композиторе, который предсказал успех Бетховена в 1787 году.

Йозеф Гайдн

Узнайте об австрийском композиторе Йозефе Гайдне, одном из первых наставников Бетховена.

Мангеймская школа

Узнайте больше о раннем влиянии на музыку Бетховена.

Что сочинил Людвиг ван Бетховен?

Бетховен сочинял музыку в переходный период между классической и романтической эпохами, и его творчество было разделено (примерно) на три периода. Первый период, между 179 г.4 и 1800, характеризуется традиционной техникой и звуками 18-го века. Второй период, между 1801 и 1814 годами, отмечен увеличением использования импровизационного материала. Третий период, между 1814 и 1827 годами, отличался широким спектром музыкальных гармоний и текстур. Второй период творчества Бетховена был самым плодотворным. Он сочинил многие из своих самых известных произведений, в том числе Героическую симфонию (1805 г.), Симфонию № 5 до минор (1808 г.), Симфонию № 6 фа мажор 9.0034 (1808 г.) и Симфония № 7 ля мажор (1813 г. ) – в то время.

Подробнее ниже: Репутация и влияние: три периода работы

Западная музыка: классический период

Узнайте о классическом периоде музыки.

Симфония № 6 фа мажор

Узнайте больше об этой симфонии, которая была представлена ​​в произведении Уолта Диснея Fantasia (1940).

Был ли Людвиг ван Бетховен глухим?

Бетховен не родился глухим, но постепенно стал глухим. Хотя его глухота не стала полной до 1819 г., первые симптомы нарушения проявились до 1800 года. Раньше Бетховен сообщал, что слышит жужжание и звон в ушах. Позже он признавался, «что издалека я не слышу высоких нот инструментов и голосов певцов». Однако потеря слуха Бетховена не помешала ему сочинять музыку. Он продолжал писать музыку и в последние годы своей жизни. Фактически, он написал многие из своих самых известных произведений, будучи частично или полностью глухим. Вполне вероятно, что Бетховен никогда не слышал ни одной ноты из своего великого произведения, Симфония № 9 ре минор , сыграна.

Подробнее ниже: Жизнь и творчество: На грани глухоты

Симфония № 9 ре минор, соч. 125

Прослушайте отрывок из Симфонии № 9 ре минор .

Как Людвиг ван Бетховен изменил музыку?

Бетховен был новатором музыкальных форм. Он расширил объем симфонии, сонаты, концерта и квартета и тем самым нарушил многие образцы классической музыки. В Симфония № 9 ре минор , например, Бетховен изменил формальную структуру классической симфонии и включил хоровой финал. Финал был первым в истории классической музыки: Бетховен был первым композитором, соединившим вокальную и инструментальную музыку в симфонии. Короче говоря, творчество Бетховена подняло инструментальную музыку — до сих пор считавшуюся ниже вокальной музыки — в царство высокого искусства.

Подробнее ниже: Репутация и влияние: достижение Бетховена

Западная музыка: Классический период

Узнайте больше об истории и развитии классической музыки.

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Людвиг ван Бетховен , (крещен 17 декабря 1770, Бонн, архиепископство Кёльн [Германия] — ум. 26 марта 1827, Вена, Австрия), немецкий композитор, доминирующая музыкальная фигура в переходный период между классической и Романтические эпохи.

Широко известный как величайший композитор из когда-либо живших, Людвиг ван Бетховен доминирует в период музыкальной истории, как никто другой до или после. Уходя корнями в классические традиции Йозефа Гайдна и Моцарта, его искусство охватывает новый дух гуманизма и зарождающийся национализм, выраженный в произведениях Гёте и Фридриха фон Шиллера, его старших современников в мире литературы; строго переопределенные моральные императивы Канта; и идеалы Французской революции с ее страстной заботой о свободе и достоинстве личности. Он ярче, чем кто-либо из его предшественников, раскрыл способность музыки передавать философию жизни без помощи устного текста; и в некоторых его сочинениях можно найти самое сильное утверждение человеческой воли во всей музыке, если не во всем искусстве. Хотя сам он не был романтиком, он стал источником многого в творчестве последовавших за ним романтиков, особенно в его идеале программной или иллюстративной музыки, который он определил в связи со своим Шестая (Пасторальная) симфония как «скорее выражение эмоций, чем живопись». В музыкальной форме он был значительным новатором, расширив возможности сонаты, симфонии, концерта и квартета, а в Девятой симфонии он объединил миры вокальной и инструментальной музыки так, как никогда раньше. Его личная жизнь была отмечена героической борьбой с надвигающейся глухотой, и некоторые из его самых важных произведений были написаны в течение последних 10 лет его жизни, когда он совершенно не мог слышать. В эпоху упадка придворного и церковного покровительства он не только зарабатывал на жизнь за счет продажи и публикации своих произведений, но и был первым музыкантом, получавшим зарплату без каких-либо обязанностей, кроме сочинения так, как и когда он чувствовал себя склонным.

Жизнь и работа

Ранние годы

Britannica Insights: 250 лет со дня рождения Бетховена

Посмотреть все видео к этой статье

Бетховен был старшим выжившим ребенком Иоганна и Марии Магдалены ван Бетховен. Семья была фламандской по происхождению и восходит к Малине. Дед Бетховена впервые поселился в Бонне, когда стал певцом в хоре архиепископа-курфюрста Кельнского; в конце концов он стал капельмейстером. Его сын Иоганн также пел в избирательном хоре; таким образом, как и большинство музыкантов 18-го века, Бетховен родился в этой профессии. Хотя поначалу семья Бетховена была довольно зажиточной, она неуклонно становилась беднее со смертью его деда в 1773 году и склонением его отца к алкоголизму. К 11 годам Бетховену пришлось бросить школу; в 18 лет он был кормильцем семьи.

Заметив в старшем сыне признаки таланта к игре на фортепиано, Иоганн попытался сделать из Людвига вундеркинда, как Моцарт, но безуспешно. Только в подростковом возрасте Бетховен начал привлекать к себе умеренное внимание.

Britannica Quiz

Си мажор: взгляд на Бетховена

Краткая история немецкой музыки

Посмотреть все видео к этой статье

Когда в 1780 году Иосиф II стал единоличным правителем Священной Римской империи, он назначил своего брата Максимилиана Франциска адъютантом и преемником архиепископа-курфюрста Кёльна. При Максимилиане Бонн превратился из небольшого провинциального городка в процветающую и культурную столицу. Либеральный католик, он наделил Бонн университетом, ограничил власть своего духовенства и открыл город для всей волны немецкого литературного возрождения, связанного с Готтольдом Эфраимом Лессингом, Фридрихом Готлибом Клопштоком и молодыми Гёте и Шиллером. Знаком времени стало назначение придворным органистом Христиана Готтлоба Неефе, протестанта из Саксонии, ставшего учителем Бетховена. Несмотря на то, что Нифе был несколько ограниченным музыкантом, он, тем не менее, был человеком высоких идеалов и широкой культуры, писателем, а также автором песен и легких театральных постановок; и именно через Неефе Бетховен в 1783 году получил свое первое дошедшее до нас сочинение (9).0033 «Девять вариаций на тему марша» Дресслера ), изданная в Мангейме. К июню 1782 года Бетховен стал помощником Нефе в качестве придворного органиста.

В 1783 году он также был назначен континуоистом Боннской оперы. К 1787 году он добился таких успехов, что Максимилиана Франциска, архиепископа-курфюрста с 1784 года, убедили отправить его в Вену для обучения у Моцарта. Визит был прерван, когда вскоре Бетховен получил известие о смерти матери. Согласно традиции, Моцарт был очень впечатлен способностью Бетховена к импровизации и сказал некоторым друзьям, что «этот молодой человек сделает себе большое имя в мире»; однако достоверных сведений о первой поездке Бетховена в Вену не сохранилось.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Следующие пять лет Бетховен оставался в Бонне. К другим его придворным обязанностям добавилась игра на альте в театральном оркестре; и, хотя архиепископ пока не выказывал ему особого расположения, он начал заводить ценные знакомства. Некоторое время назад он познакомился с вдовой канцлера Йозефом фон Брейнингом, и она наняла его учителем музыки для двух из своих четырех детей. С тех пор дом Брюнингов стал для него вторым домом, гораздо более близким по духу, чем его собственный. Благодаря мадам фон Брейнинг Бетховен приобрел ряд богатых учеников. Его самый полезный социальный контакт произошел в 1788 году с прибытием в Бонн графа Фердинанда фон Вальдштейна, представителя высшей венской аристократии и любителя музыки. Вальдштейн стал членом кружка Брюнинга, где услышал игру Бетховена, и сразу же стал его преданным поклонником. На костюмированном балу в 179 г.0, музыка для балета, согласно Almanach de Gotha (журнал, в котором ведется хроника общественной деятельности аристократии), была написана графом, но было общеизвестно, что Бетховен написал ее для него. В том же году умер император Иосиф II. Снова через Вальдштейна Бетховена пригласили сочинить похоронную оду для солистов, хора и оркестра, но запланированное выступление было отменено, потому что духовые исполнители сочли некоторые отрывки слишком сложными. Затем он добавил к нему дополнительную часть, посвященную восшествию на престол брата Иосифа, Леопольда II. Нет никаких записей о том, что они когда-либо исполнялись до конца 19 века. века, когда рукописи были вновь открыты в Вене и признаны подлинными Иоганнесом Брамсом. Но в 1790 году другой великий композитор увидел их и восхитился ими: в том же году Гайдн, проезжая через Бонн по пути в Лондон, был чествован курфюрстом и его музыкальным заведением; когда ему показали партитуру Бетховена, он был настолько впечатлен ею, что предложил взять Бетховена в ученики, когда он вернется из Лондона. Бетховен принял предложение Гайдна и осенью 1792 года, когда армии Французской революции штурмовали Рейнскую область, Бетховен покинул Бонн, чтобы никогда не вернуться. Альбом, который он взял с собой (хранится в Доме Бетховена в Бонне), свидетельствует о широком круге его знакомых и друзей в Бонне. Самая пророческая из записей, написанная вскоре после смерти Моцарта, гласит:

Дух Моцарта скорбит и оплакивает смерть своего возлюбленного. У неутомимого Гайдна она нашла покой, но не занятие. С помощью неустанного труда вы получите дух Моцарта из рук Гайдна. (Вальдштейн)

Произведения, относящиеся к боннским годам, за исключением тех, которые, вероятно, были начаты в Бонне, но переработаны и завершены в Вене, представляют больший интерес для изучающего Бетховена, чем для обычного любителя музыки. Они показывают влияние, в котором было укоренено его искусство, а также естественные трудности, которые ему приходилось преодолевать, и которые его раннее обучение было недостаточным для исправления. Три сонаты для фортепиано, написанные в 1783 году, демонстрируют, что в музыкальном плане Бонн был аванпостом Мангейма, колыбелью современного оркестра в Германии и колыбелью музыкального стиля, который должен был внести жизненно важный вклад в классическую симфонию. Но ко времени детства Бетховена школа Мангейма уже находилась в упадке. Некогда знаменитый оркестр был фактически распущен после войны 1778 года между Австрией и Пруссией. Мангеймский стиль выродился в маньеризм; это особое влияние отражается в увлечении крайностями фортепиано (мягко) и форте (громко), часто противоречащих музыкальной фразировке, что можно найти в ранних сонатах Бетховена и во многих других произведениях, написанных им в то время. Это неудивительно, поскольку симфонии более поздних мангеймских композиторов составляли основу боннского придворного оркестра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *