Социально коммуникативная деятельность в средней группе: Перспективный план группы среднего дошкольного возраста. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» | Календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему:

Содержание

Перспективный план группы среднего дошкольного возраста. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» | Календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему:

Перспективный план  группы среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет , 2016 – 2017  учебный год

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Приобщение к элементарным общепринятым нормам

и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

Тема

Цели и задачи

1 квартал

Беседа «Ссора и примирение».

Побуждать детей мириться друг с другом, говорить вежливые слова;

-развивать активное речевое общение;

-воспитывать стремление поддерживать хорошие отношения со сверстниками

Беседа по теме «Что такое дружба»

-Формировать у детей понятия «друг», «дружба»;

-побуждать детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать и объяснять свои суждения;

-развивать связную речь;

-воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ситуация «Я хороший»

Развивать умение  описывать себя,  смотреть на себя с другой стороны.

Беседа «Какие бывают привычки»

-Формировать у детей представления о вредных привычках;

-развивать умение поддерживать беседу, отвечать на вопросы;

-воспитывать желание следить за своим внешним видом (содержать в порядке одежду, обувь, умываться).

« Положительные

моральные

качества»

Воспитывать умения и навыки общения : не обижать, прощать, сочувствовать

Беседа «Вежливость, ещё раз вежливость»

Познакомить с понятием вежливость.

Слушание песен

Побуждать  слушать, определять в произведении главную мысль. , пересказывать и отвечать на вопросы  о прослушанном.

Чтение художественной литературы

“Мальчики и девочки”

Формировать представление дружбы между мальчиками и девочками

Ситуация «Я-пассажир»

Познакомить с правилами поведения в общественных местах.

2 квартал

«Культура

поведения»

Закреплять правила поведения на праздничных утренниках и развлечениях: внимательно слушать и не вмешиваться в выступления товарищей, спокойно выполнять предложения ведущих

Беседа о вежливых словах. Решение проблемных ситуаций: «А ты как бы поступил?», «Поступи по – другому», «Дай совет», «Конфликт» и другие.

-Воспитывать умение  вежливо и точно формулировать просьбу, благодарить;

 -способствовать развитию творчества в создании собственных сюжетов и реализации игровых замыслов;

 -воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

Ситуация: «Встреча с другом»

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности: побуждать играть не ссорясь, помогать друг   другу и вместе радоваться успехам.

Слушание песен

Способствовать умению слушать, определять в произведении главную мысль., пересказывать и отвечать на вопросы  о прослушанном.

Чтение художественной литературы

«Мой   портрет»  

– Способствовать умению  детей различать индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

Беседа «Ты мой друг и я твой друг»

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности: учить играть не ссорясь, помогать друг   другу и вместе радоваться успехам.

Беседа «Что я сделал хорошо, а что плохо»

Побуждать  контролировать себя(свои поступки).Побуждать  делать хорошие поступки.

«Остров Дружбы»

Формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные отношения с детьми другой группы, навыки общения друг с другом.

Беседа «Застольное поведение»

Познакомить с правилами поведения за столом. Побуждать  вести себя культурно за столом.

«Что такое друг»

Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», развивать умение  осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

“Если добрый ты…”

Воспитание положительных черт характера, побуждение к добрым делам и поступкам.

3 квартал

Беседа «Доброта и уважение»

Воспитание доброжелательного отношения к людям, уважения к старшим, дружеских взаимоотношений со сверстниками, заботливо-

го отношения к малышам.

Беседа «В музее и на выставке»

Познакомить с правилами поведения в музее, на выставке.

Беседа «В кинотеатре»

Познакомить с правилами поведения в кинотеатре.

Беседа «Мои хорошие поступки».

Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности: побуждать  играть не ссорясь, помогать друг   другу и вместе радоваться успехам.

“Праздник дружбы”

Формировать:

-представления о доброте, радости, огорчении, дружеских взаимоотношениях на примере песен и стихов ;

-понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством каждого воспитанного человека;

-коммуникативные навыки, честность, мужество;

-моральные качества – доброту.

Побуждать  правильно реагировать на происходящее вокруг них посредством мимики и жестов.

Воспитывать не только желание, но и потребность проявлять доброту, заботу, внимание друг к другу.

Обогащать словарный запас детей новыми терминами в области чувств и эмоций: мимика, жесты, вежливость,  этикет.

Беседа «Дружба»

Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», формировать умение осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

Слушание песен

Побуждать  слушать, определять в произведении главную мысль., пересказывать и отвечать на вопросы  о прослушанном.

Чтение художественной литературы

«Уроки дружбы»

Расширять представление о дружбе.

Способствовать умению  управлять своими чувствами и эмоциями

Способствовать развитию умения угадывать чувства и настроения другого человека.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Беседа «Друзья у меня в гостях»

Познакомить с правилами приема гостей. Уточнить представления детей о том, что значит «уметь дружить», воспитывать умение  осмысливать и оценивать ситуацию, самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы существующим нормам поведения, познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

Досуг «Детское сердце открыто для дружбы»

Обучать детей навыкам эффективного общения через совместное моделирование игровой ситуации.

 

Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности,

патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Тема

Цели и задачи

Беседа «Маленькие и большие»

Побуждать уважать старших, помогать младшим.

«Я – человек»

Познакомить с понятием «ЧЕЛОВЕК»-личность.

«Нарисую я семью»

Способствовать умению  выражать свою любовь к ближним через рисование

«Красота родного края»-рисование

Побуждать  изображать увиденное на листке бумаги с помощью красок.

Конкурс «Мальчики и девочки»

Познакомить детей с различием м и д.(мужественные, сильные, милые, нежные).Познакомить с обязанностями девочек и мальчиков.

Составление рассказа «Моя маленькая сестричка(братик)

Формировать умение  детей составлять рассказ о своих близких.

Беседа «Моя дружная семья»

Формировать умение  детей составлять рассказ о своих близких.

Беседа «Мои обязанности дома»

Познакомить детей с их обязанностями. Узнать ,что дети помогают делать дома

Беседа «Права и обязанности детей»

Познакомить детей с их правами и обязанностями

Беседа «Кто работает в саду»

Познакомить и закрепить знания о профессиях.

Беседа «Родина моя»

Способствовать умению  описывать природу родного края. Воспиттывать любовь к родине.

Ситуация «Кто что должен делать дома»

Познакомить детей с их обязанностями дома. Узнать ,что дети помогают делать дома

Беседа «Города России»

Систематизировать знания детей о городах.

Просмотр «Красота родного края»

Познакомить детей с природой родного края.

Просмотр «Российская армия».

Познакомить детей с новыми профессиями(пограничник, моряк, летчик). Познакомить с понятием –герой,         защитник.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Безопасные приключения петушка»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе «Безопасные приключения петушка»

 

Доминирующая образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.

Вид деятельности детей: Игровая, двигательная активность, коммуникативная.

Тема образовательной деятельности: «Безопасные приключения петушка».

Методы и приёмы реализации содержания занятия:

Вводная часть: Знакомство с персонажем, беседа, проблемная ситуация,  вспомнить правила поведения с незнакомцами;
Основная часть: собрать безопасные игрушки, двигаться по линии, встреча с персонажем (Лисой), вспомнить сказки, повторить правила поведения с незнакомцами, вспомнить обозначение сигналов светофора, двигаться по разрешающему сигналу светофора, вспомнить правила пожарной безопасности, шкатулка с медалями;

Заключительная часть: награждение участников, подведение итогов.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: Средняя группа

Цель: Формирование представления детей о правилах побезопасного поведения дома, с незнакомыми людьми, на улице, с огнём.

Задачи:

образовательные задачи: сформировать у детей знания безопасного поведения.

воспитательные задачи: воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью.

развивающие задачи: продолжать учить детей отвечать на вопросы, развивать связную речь.

Планируемые результаты: Сформированны представления о правилах безопасного поведения; способны самостоятельно беречь своё здоровье; Испытывают потребность отвечать на вопросы взрослого.

Организация среды для проведения занятия: Костюм петушка, костюм лисы, подсказки, мел, ножницы, спичечный коробок (пустой), молоток,  коробка из под таблеток (пустая), резиновые игрушки, картинки со сфетофорами с красными и  с зелёными цветами, макет огня, ведёрко с песком, бутылка с водой, иргушечный огнетушитель, сухая трава, веточки, шкатулка, медали.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты: Чтение сказки «Колобок» и «Заюшкина избушка», беседа «Внешность может быть обманчива» и «Наш друг и помошник Светофор», рассматривание картинок «Пожарная безопасность» и «Безопасность в доме».

 

Вводная часть:

Дети играют, мимо проходит петушок с картой в руках.

Петушок: Ой, ребята! Здравствуйте! А что вы тут делаете?

(Ответ детей)

А я тут гулял и нашёл карту с сокровищами и отправляюсь их искать. Только здесь написано, что это очень трудно и опасно и я боюсь, что не справлюсь (плачет). Что же мне делать? Вот если бы мне кто-нибудь помог… Ребята, а вы знаете того, кто мне сможет помочь?

Дети: Мы можем помочь!

Петушок: Ой, как здорово! Вы хотите мне помочь? Я так рад, но подождите, мама меня учила с незнакомцами никуда не ходить. Что же надо сделать, чтобы мы перестали быть незнакомцами?

Дети: Нужно познакомиться.

Петушок: Правильно! Давайте знакомиться! (знакомится с детьми) Ну, всё, познакомились, теперь можно отправляться на поиски сокровищ.

 

Основная часть

Петушок: На карте написано: «Если хочешь найти сокровища, нужно выполнить задания»

1 задание «Собери игрушки»

 Петушок: Надо собрать игрушки с пола, но смотрите, здесь какие-то странные игрушки (ножницы, спичечный коробок (пустой), молоток,  коробка из под таблеток (пустая), резиновые игрушки).

Петушок пытается поднять ножницы и укололся

Петушок: Ой, я укололся! Я поранил себе пёрышко! Какая игрушка странная?

Дети: Это не игрушка! (ответы детей)

Петушок: Давайте соберём игрушки в корзину, а опасные предметы трогать не будем! Взрослые сами соберут, а мы это трогать не будем!

(дети собирают игрушки и находят подсказку на одной из них)

«Двигайся по линии и найдёшь следующее задание, но будь осторожен, не сходи с линии»

(нарисовать линию до следующей подсказки (волнистые, зигзаги, прямые)

Петушок: Ксюша, а как нужно идти по линии? (осторожно, не сходить с линии)

Петушок:

Алиса, а ты видишь линию по которой нам надо идти? (показывает на линию

Петушок: Правильно! Встаём друг за другом и аккуратно, чтобы не сойти с линии, идём.

Двигаются по линии и приходят к соседней веранде. На стене веранды оборванный листок

Петушок: Ничего не понимаю! А где подсказка? (смотрят вокруг, а в это время выходит Лиса – взрослый)

Лиса: Здравствуйте детишки, девчонки и мальчишки. Какие вы все красивые! Добрые! Послушные! Хорошие! Вы что-то ищете?

Дети: Да. Мы ищем подсказку.

Лиса: Я её видела, она там лежит за кустами. Пойдёмте я вас отведу к ней.

(Ответы детей)

Петушок: Ребята, а помните, что наши мамы нам говорили? С незнакомцами нельзя ходить!

Петушок: Даша, почему нельзя ходить с незнакомцами?

Соня, а ты как думаешь?

Моя мама мне читала сказку, где лиса притворилась доброй, а потом съела кого-то, только я не помню, как эта сказка называется.

Вика, а ты знаешь, как называется эта сказка? (Колобок)

Ариша, а какие ты знаешь сказки, где лиса притворялась доброй, а потом становилась злой? (Заюшкина избушка)

Лиса: Что вы! Я совсем не та лиса! Я добрая! Ну пойдёмте же скорее за кусточек…

Дети: нет.

Лиса: Да не бойтесь. Ваши мамы меня попросили вас привести к ним, они вон там, за кусточками стоят, в очереди за конфетами.

Петушок: Что-то я не верю ей! Уж больно она нас хочет за кусточки завести. Как же нам её проверить, обманывает нас Лиса или правда мамы зовут?

Дети: Нужно спросить кодовое слово!

Лиса: Какое кодовое слово? Ни знаю я не какого кодового слова! Для чего оно нужно?

Дети: Чтобы проверить тебя, правда мама тебя прислала или нет.

Лиса:  Но ребята ведь я такая красивая!

Утром лисонька проснулась, Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась, Солнцу нежно улыбнулась.

В кулачок все пальцы сжала, Растирать всё лапкой стала:

Ручки, ножки и бока. Вот какая красота!

А потом ладошкой, Пошлёпала немножко.

Стала гладить ручки, ножки, И бока совсем немножко.

Ну, красавица – лисица! До чего же хороша.

Петушок: По-моему ты не знаешь ни какое кодовое слово. Мы не пойдём с тобой! Отдавай подсказку!

Лиса обиженно бросает подсказку и убегает.

Петушок: Вот это Лиса хитрая! Хотела нас обмануть. Но мы молодцы! Помним, что мама нам говорила, что «С незнакомцами ходить нельзя!» (поднимает брошенную подсказку.

Подсказка: «Иди по разрешающему сигналу светофора»

Петушок: Вова, а какой у светофора разрешающий сигнал? (зелёный)

Вероника, ты видишь где-нибудь светофоры? (да. На стене)

(Идут к светофору, а на нём горит красный сигнал)

Петушок: Ребята, Вова говорил, что разрешающий сигнал это зелёный, а здесь красный.

Вика, что означает красный цвет на светофоре? (проход запрещён)

Правильно! А где же зелёный цвет? (ищут светофоры с зелёным цветом. У последнего светофора Петушок принюхивается)

Петушок: Ой, ребята (принюхивается). Чувствуете, дымом пахнет. (дети принюхиваются) По-моему что-то горит! (бегут за петушком) Смотрите пожар! Что же нам делать? (потушить пожар, вызвать пожарных)

Петушок: А вы знаете чем можно потушить огонь? (ответы детей) Смотрите, здесь есть разные предметы, давайте посмотрим чем можно потушить огонь.

(рассматривают предметы: ведро с песком, ведро с водой, огнетушитель, спички, палки)

(берёт огнетушитель и тушит огонь.

Недалеко лежит шкатулка с медалями и запиской.)

Петушок: Ребята, смотрите что я нашёл. 

«Поздравляю! Вы справились! Получайте свои подарки!»

Заключительная часть

Петушок: Ребята, вам понравилось наше приключение? А что вам понравилось больше?

Вам было трудно? А что оказалось труднее всего? А какое испытание оказалось самым лёгким? Спасибо вам ребята за помощь, без вас бы я не справился! (надевает медали на ребят) Мне уже пора к маме, она меня уже ждёт, а вы возвращайтесь в детский сад. До свидания, ребята, до скорых встреч!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 №1

«Если хочешь найти сокровища, нужно выполнить задания.

 

№ 2 «Двигайся по линии и найдёшь следующее задание, но будь осторожен, не сходи с линии»

№3

«Иди по разрешающему сигналу светофора»

 

 

 

«Поздравляю! Вы справились! Получайте свои подарки!»

 

 

 

 

20 эффективных коммуникативных мероприятий для учащихся средней школы

// Кристин Нгуен

Вы ищете эффективные коммуникативные мероприятия, которые помогут вашим детям в средней школе? Посмотрите на эти увлекательные занятия в классе!

Будучи учителем средней школы, я глубоко задумался о том, как помочь своим ученикам эффективно общаться в классе и в жизни.

Общение — ценный жизненный навык; однако учащиеся средних классов часто нуждаются в дополнительной поддержке. Эти ресурсы и стратегии обучения общению могут создать эмоциональную устойчивость, напористую доброту и глубокое уважение.

1. Создать классное соглашение

Разработка соглашений и правил этикета в классе создает уважительную атмосферу и культуру сопереживания, в которой учащиеся чувствуют себя в безопасности, выступая перед всем классом.

Подробнее: Fun In Fourth

2. Модель Эффективная связь

Моделирование является мощным средством обучения, поскольку оно позволяет учащимся наблюдать, учиться и имитировать эффективное общение. Эта стратегия может помочь учащимся в классе и на школьном дворе, опираясь на начало предложений в разговоре, чтобы развить эффективные коммуникативные навыки. Разбейте учащихся на пары и дайте каждому время попрактиковаться в использовании предложений. Дайте учащимся время попрактиковаться в установлении зрительного контакта, четкой речи и активном слушании.

Подробнее: Pinterest

3. Разрешение конфликтов в ролевой игре 

Ролевые игры — это эффективный способ развития эмпатии и моделирования навыков эффективного общения и межличностного общения, поскольку они позволяют учащимся делиться своими чувствами в ситуации с низкими ставками. Подготовьте примеры сценариев и разбейте учащихся на пары. После этого подведите итоги, чтобы обсудить, что они узнали о социальных нормах и правильном этикете эффективного общения.

Подробнее: место для рабочего листа

4. Используйте ClassDojo.com

Class Dojo — это интерактивный инструмент взаимодействия, помогающий учащимся понять основные принципы общения. Это дает учащимся варианты ответов и платформу для учителей, чтобы дать конструктивную обратную связь. Это отличный способ развить коммуникативные навыки в реальной жизни или в условиях социальной дистанции.

Подробнее: Станция творчества миссис Джонс

5. Организуйте молчаливую дискуссию

Бесшумное обсуждение может стать отличным способом вызвать глубокие размышления. Я расставляю несколько вопросов по классу. Учащиеся ходят и отвечают на подсказки. После этого мы обсуждаем сходства и различия в ответах.

Подробнее: планы Presto

6. Играть в категории

Scattergories — это веселая игра, которая развивает словарный запас и разговорные навыки. Это беззаботная игра, в которую любят играть мои дети!

Узнайте больше: Crafting Chicks

7. Используйте вопросы и цитаты

Цитаты и наводящие вопросы могут создать культуру глубокого мышления и эффективного общения. Мне нравится задавать важные вопросы, связанные с содержанием, которое мы изучаем, или в качестве разминки, чтобы активировать ранее полученные знания. Учащиеся пишут, отвечают и ведут беседу в парах, чтобы добиться более глубокого понимания.

Подробнее: на Лемон Лейн

8. Используйте стены для обучения

Визуальная коммуникация — это эффективный инструмент, позволяющий учащимся поддерживать умственную активность и связь с договоренностями и целями класса.

Узнайте больше: Learn In Color

9. Расскажите учащимся о перспективе

Помочь учащимся увидеть, что каждый человек имеет уникальную точку зрения, и помочь им сформулировать свой собственный стиль общения и точку зрения. Предложите учащимся участвовать вместе с другом и использовать свои навыки активного слушания для развития взаимопонимания.

Подробнее: фут. Начальные тренеры

10. Активная игра на слух

Эта игра развивает присутствие духа, которое является одним из основных навыков общения. Разбейте учащихся на пары и попросите их попрактиковаться в таких компонентах общения, как разговорные навыки и построение прочных отношений со сверстником или членом семьи.

Подробнее: Centervention

11. Телефонная игра

Эта игра — отличный способ научить тому, как язык тела и невербальная коммуникация также могут быть эффективными средствами общения между людьми.

Подробнее: Centervention

12. Создание круга сообщества

Общественные кружки — прекрасный способ помочь учащимся чувствовать себя в классе в безопасности и эффективно общаться. Обычно я просматриваю соглашения в классе и задаю вопрос на доске. Затем учащиеся делятся по одному в классе. Студентов просят поддерживать взаимный зрительный контакт, позитивный невербальный язык и надлежащий этикет.

13. Философские стулья

Это прекрасное упражнение для обучения навыкам активного слушания и разговорной речи. Студенты участвуют в глубоком разговоре и практикуют понимание друг друга, отрабатывая навыки общения. Разделите комнату на три части: за, против и нейтральную. Задайте дискуссионный вопрос и предложите учащимся пройти в ту сторону комнаты, которая представляет их позицию. Затем учащиеся, выступающие за и против, делятся идеями, чтобы помочь учащимся, придерживающимся нейтральной стороны, принять решение. Это демократичный способ обучения перспективным и критическим навыкам.

Подробнее: разница между

14. Обучайте разрешению конфликтов, используя утверждения «Я»

Разрешение конфликтов может оказаться трудной задачей, особенно если конфликт происходит в данный момент. Превентивное обучение студентов стратегиям разрешения конфликтов может помочь сформировать в их сознании шаблоны действий. Развитие этого интеллектуального характера поможет вашему ученику выражать себя здоровым и уважительным образом.

Узнать больше: Очень особенные истории

15. Сыграйте в игру «Что сказать»

В этой игре на рабочем листе размещаются различные сценарии из реальной жизни с изображениями. Студенты могут работать в парах или группах, чтобы глубоко подумать о том, как выглядит хорошее общение. Обучение уверенному стилю общения может привить навыки сотрудничества в естественной обстановке.

Подробнее: Centervention

16. Играйте в бинго на одноклассниках

Это интересный и интерактивный способ для студентов познакомиться друг с другом. Учащиеся ходят по классу и находят друга, который подходит под описание коробки. Этот ледокол помогает учащимся узнать друг друга и построить здоровые отношения в классе.

Подробнее: бесплатные занятия в классе

17. Создайте информационный бюллетень для класса

Это увлекательный и творческий способ попрактиковаться в написании, исследованиях и дизайне. Учащиеся могут совместно работать над созданием физического или цифрового информационного бюллетеня, который делится информацией с другими. Это также прекрасный инструмент общения для родителей, учителей и семей, позволяющий оставаться на связи.

Узнать больше: Преподавание в классе

18. Создание писательских блокнотов

Учащиеся украшают и персонализируют свои тетради и ежедневно пишут в них. Они создают разделы «Разминка», «Заметки» и «Домашнее задание». Я использую это как инструмент, чтобы оставаться на связи с каждым человеком.

Подробнее: миссис Бирс

19. TED Talks для развития навыков эффективного общения

TED Ed провел пилотную серию, в которой студенты создают TED Talks в своих классах или дома и отправляют их в штаб-квартиру в Нью-Йорке. Каждый год TED-Ed отбирает студентов со всего мира для выступления на международной арене. Это замечательный проект, который поможет студентам исследовать и представить что-то, чем они увлечены.

Узнать больше: Обучать мысли

20. Игры невербального общения

Прилагаются веселые игры, обучающие важности невербального общения. Эти занятия помогают детям среднего школьного возраста развивать невербальные навыки общения, такие как важность навыков активного слушания, зрительного контакта, осознания языка тела и развития собственного стиля общения. Невербальный язык — это мощный инструмент общения, который помогает учащимся строить личные отношения и жизненные навыки на школьном дворе, в классе и за его пределами!

Узнайте больше: Centervention

Похожие сообщения:

Категория: Идеи для занятий

10 полезных занятий и игр

Встречали ли вы когда-нибудь кого-нибудь, кто был бы уверен в себе и обладал навыками общения, и думали про себя: ‘ Я хочу быть похожим их ‘?

Социальные навыки могут быть второй натурой, и некоторые из них выполняются без особых усилий. Другие люди борются и чувствуют себя неуклюжими и неуместными, даже с базовыми навыками.

В этой статье объясняется, как хорошо спланированная групповая работа может улучшить социальные навыки с помощью игр и ролевых игр. Практика делает совершенным.

Повторное участие в этих мероприятиях может помочь вашим клиентам вести более позитивную и полноценную жизнь во всех сферах жизни.

В этой статье мы расскажем о преимуществах обучения социальным навыкам в группе, о том, как поддержать такую ​​группу, а также о различных играх и ролевых играх.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на позитивные отношения. Эти подробные, научно обоснованные упражнения помогут вам или вашим клиентам построить здоровые отношения, обогащающие жизнь.

Эта статья содержит:

  • Объяснение группового обучения социальным навыкам
  • Планы уроков и идеи для групп поддержки
  • 5 полезных игр и занятий
  • 5 ролевых игр
  • Полезные инструменты PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Объяснение группового обучения социальным навыкам

Обучение социальным навыкам (SST) помогает людям улучшить свое социальное поведение и взаимодействие с другими людьми. Эти вмешательства сосредоточены как на вербальной, так и на невербальной коммуникации (Reichow & Volkmar, 2010).

SST используется в специальном обучении, когнитивно-поведенческой терапии и даже терапии взаимоотношений (Beidel et al., 2014). Поскольку SST также часто предлагается в группах, возникает вопрос:

Как именно работают эти группы?

Ключевые компоненты групп SST

Для этих учебных групп не существует стандартизированного формата. Они могут включать от двух до шести человек. Группы могут быть ориентированы на детей, подростков или взрослых.

SST обычно длится около 12 недель, но может быть короче или дольше (Reichow, Steiner, & Volkmar, 2012).

В группах SST есть несколько фасилитаторов, которыми могут быть психологи, молодежные работники, консультанты, терапевты или преподавательский состав. Родители или опекуны также могут пройти соответствующее обучение, чтобы передать навыки младшей группе детей и подростков (Reichow et al. , 2012).

Группы SST нацелены на обучение позитивному социальному поведению, вербальному и невербальному общению, взаимодействию и навыкам. Группы создают заботливую среду, в которой люди могут учиться на ободрении, опыте и практике (Harrell, Mercer, & Derosier, 2009).).

Социальные навыки можно развивать на групповых занятиях, но для достижения успеха их следует практиковать между занятиями. Те, кто посещает группы, должны быть готовы участвовать.

SST включает множество задач и действий. Часто приходится работать с социальной компетентностью, решением проблем, восприятием перспективы, обсуждением, навыками дружбы, теорией разума и распознаванием эмоций (Dubreucq, Haesebaert, Plasse, Dubreucq, & Franck, 2021).

Настройка группы

Участники

Участниками группы SST могут быть все, на кого негативно влияет чувство непохожести на других, например, взрослый с проблемами психического здоровья или ребенок с аутизмом.

Члены группы должны соответствовать эмоциональным, социальным и поведенческим потребностям. Если у членов группы есть свои сильные стороны, они могут служить положительным примером для других членов группы.

Время

Группа должна собраться в удобный для всех день и время. Это должно быть в один и тот же день каждую неделю. Рутина помогает закрепить важность группы с определенным временем и местом в недельном календаре.

Место встречи

Группа должна собираться в пространстве, предназначенном исключительно для них, не совместно используемом с другими видами деятельности. Место проведения должно обеспечивать конфиденциальность и безопасность, где нельзя прерывать группу, наблюдать за ней или подслушивать.

Обустройство комнаты

Комнату необходимо каждый раз обустраивать одним и тем же образом, чтобы избежать пустой траты времени и отвлекающих факторов.

Для участников группы должен быть организован круг стульев. Это обеспечивает безопасное проницаемое пространство с внутренним и внешним пространством, позволяя переключать внимание с человека на человека.

Правила

Каждую неделю должен вывешиваться плакат с правилами группы. Члены группы должны принять решение о правилах, чтобы они чувствовали, что владеют ими.

Последствия нарушения правил также должны обсуждаться и согласовываться с членами группы, чтобы они не чувствовали себя ущемленными в случае применения правил.

Планы уроков и идеи для групп поддержки

Следующие планы уроков и идеи были частично адаптированы из ресурсов, доступных по социальным навыкам на сайте study.com, онлайн-ресурсе для учителей и учащихся.

Каждую сессию группы SST необходимо планировать, чтобы группа работала хорошо и сосредоточилась на ней. Если уроки плохо структурированы и не имеют хорошо спланированного плана, участники могут покинуть группу.

Планы уроков и идеи могут включать следующие темы.

Важность социальных навыков

На этом уроке можно показать, как сильные социальные навыки могут улучшить доверие, отношения и дружбу. В ходе обсуждения следует также обсудить более активное участие в учебе, работе и отдыхе.

Группа также может обсудить улучшение психического и физического здоровья. Короткое видео может помочь группе понять важность хороших навыков межличностного общения.

Совместное использование

План урока по обучению совместному использованию может быть основан на сеансе мозгового штурма по совместному использованию. На что это похоже или не похоже? Организаторы группы могут продемонстрировать примеры из жизни. Это могут быть сценарии обмена едой, идеями или книгами.

Сценарии, связанные с обменом паролями, раскрытием или неприятными запросами, а также личной и конфиденциальной информацией, также важны. Они покажут членам группы, что не считается хорошим обменом.

Очередь

Люди, не обладающие навыками общения, могут не понимать правильную очередность. Они могут не знать, как обращать внимание на то, что происходит.

В этом плане урока можно использовать головоломку, и он может быть полезен для детей и подростков. Каждому дается кусочек пазла, затем они обращают внимание и ждут своей очереди.

То же самое можно сделать с дебатами в формате вопросов и ответов для старших групп. Каждому человеку выдается стикер с номером, обозначающим его очередь отвечать на вопрос.

Этот урок будет посвящен манерам, вежливости и зрительному контакту. Это также может быть предпринято в ролевых играх, которые будут обсуждаться позже.

Подружиться

План урока по обучению дружбе можно начать с мозгового штурма хороших черт характера, которые ценятся в друзьях. Для этого можно сформировать три небольшие группы. Их ответами можно поделиться, чтобы отметить сходства и различия.

Можно обсудить роль друзей в жизни. Хорошей темой для обсуждения также является важность друзей и то, почему определенные черты характера друзей могут быть нехорошими.

Члены группы могут посмотреть видео, чтобы подчеркнуть важность дружбы.

Эмпатия

Эмпатия играет важную роль в улучшении социальных навыков и отношений с другими людьми (Bellet & Maloney, 1991). Этот урок может быть посвящен дифференциации эмпатии от симпатии с использованием психологических определений.

После этого можно обсудить эмоции и их значение в отношениях.

Улучшение зрительного контакта

Зрительный контакт является важным аспектом невербального общения (Bellet & Maloney, 19 лет).91). Хороший зрительный контакт помогает строить отношения и улавливать невербальное общение других людей. Это также помогает удерживать внимание окружающих.

Подходящим методом для стимулирования зрительного контакта на групповых занятиях является размещение цветной наклейки между бровями. Это можно делать для всех членов группы, привлекая внимание к глазам других во время разговора.

Понимание языка тела

Урок, посвященный языку тела, может быть полезен для улучшения социальных навыков. На этом уроке участники группы узнают о сигналах, которыми они впоследствии смогут овладеть сами.

Язык тела использует тонкие навыки (Tipper, Signorini, & Grafton, 2015). Когда его не хватает, это дает сигнал о некоммуникабельности.

Одной из идей деятельности является несоответствие поведения и эмоций. Ведущий группы может выбрать мрачную тему и обсудить ее с улыбкой, смехом и волнением. Члены группы могут быть обеспокоены таким поведением в сочетании с грустной темой. Это занятие может закончиться тем, что руководитель группы объяснит, что язык тела должен соответствовать настроению.

Загрузить 3 пакета позитивных отношений (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

5 Полезные игры и занятия

Существует несколько веселых терапевтических игр и занятий, которые могут развить хорошие социальные навыки. Их можно повторять снова и снова, чтобы повысить доверие вашего клиента.

Прогулка с завязанными глазами

Это забавная игра, в которую можно играть для всех возрастов и групп. Для этого вам понадобится повязка на глаза, несколько препятствий (стул, табуретка, стол), открытое пространство для перемещения и несколько музыкальных инструментов.

Участники группы работают парами: ведущий и ведомый. Последователю завязывают глаза, и ведущий ведет его. Остальная часть группы шумит инструментами, чтобы направить последователя.

В этой игре не должно быть разговоров. Другой звук инструмента укажет другой способ ходьбы (влево, вправо, назад или прямо). Добавление элемента времени к задаче делает еще более захватывающим возможность увидеть, какая пара закончит быстрее.

Поскольку парам приходится работать вместе, эта игра также способствует сотрудничеству, активному слушанию, решению проблем и доверию в социальных взаимодействиях.

Игра-введение

Знакомство с другим человеком может вызвать сильное беспокойство у неуверенного в себе человека. Люди с плохими социальными навыками могут не знать, как это сделать. Знакомство может быть забавным и укреплять доверие, чувство идентичности и принадлежности.

В игре-вступлении все члены группы произносят свое имя, после чего следует действие, например, два удара ногой и поклон. Затем другие участники повторяют имя человека и действие. Это продолжается (добавляя последовательные имена и действия по мере продвижения или нет) до тех пор, пока все не закончат свой ход.

Две правды и ложь

В другой простой групповой игре каждый человек говорит о себе две правды и одну ложь, например: «Я родился в Германии; Я люблю есть спагетти; Каждую неделю я проезжаю на велосипеде 10 миль». Все остальные должны выяснить, какое утверждение является ложью.

Анализ персонажей

В анализе персонажей участвуют группы из трех-четырех человек, которые обсуждают персонажа книги или фильма. Ведущий группы предоставит группе книгу или фильм для просмотра и определит персонажа для обсуждения в небольших группах.

Члены группы должны обсудить черты характера, сильные стороны, трудности и то, как персонаж меняется с течением времени. Каждая небольшая группа готовит краткую презентацию, в которой описывается, как персонаж продемонстрировал хорошие и плохие социальные навыки и улучшился (или не улучшился).

У вас есть кое-что, что я хотел бы

Это действие включает в себя запрос чего-либо. Упражнение может включать в себя разбиение членов группы на пары.

У одного из членов группы есть предмет, например мяч или книга. Другой член группы должен убедить человека, у которого есть предмет, отдать его ему. Это упражнение направлено на использование методов убеждения, вежливости и комплиментов для получения предмета. Эта деятельность позволяет членам группы испытывать эмоции, связанные с социальными взаимодействиями, такие как удовольствие, неприятие, счастье и печаль.

5 Ролевые игры

Ролевая игра — отличный способ отработать социальные навыки и безопасно общаться с другими людьми.

Ролевая игра проводится в нейтральной среде и позволяет членам группы проверить ситуацию. Члены группы могут рассматривать разные точки зрения, развивать эмпатию, решать проблемы и исследовать новые идеи.

Следующие пять ролевых игр можно использовать в группах для развития социальных навыков. Они адаптированы из программы обучения социальным навыкам Центра клинических вмешательств для людей с проблемами психического здоровья.

Прогулка с собакой

В этой ролевой игре один член группы делает вид, что выгуливает свою собаку, и натыкается на другого выгульщика, которого он не знает. Две собаки, похоже, нравятся друг другу. Первый выгульщик должен играть активную роль и задавать вопросы второму выгульщику.

Ведущий может вмешаться, когда это необходимо, и задать открытые вопросы, чтобы затянуть разговор. Это занятие показывает членам группы, как начать разговор с новыми людьми, и позволяет завязать дружеские отношения на основе новых встреч.

Встреча со старым другом

В этой ролевой игре член группы идет в ресторан и видит кого-то, кого не видел уже давно. Другой человек спрашивает, не хочет ли он кофе, а затем они садятся, чтобы наверстать упущенное.

Член группы должен задать вопросы о том, что делал старый друг с тех пор, как они видели его в последний раз. Будет смесь хороших и плохих новостей. Это проверит умение членов группы слушать и поддерживать беседу, адекватно реагировать с сочувствием, если есть плохие новости, и использовать навыки перефразирования.

Способность сказать «нет»

Людям с плохими социальными навыками часто не хватает уверенности в себе (Ames, Lee, & Wazlawek, 2017). Эта ролевая игра проверяет способность говорить «нет». Член группы делает вид, что к ним подходит убедительный продавец. Эта ролевая игра проверяет способность членов группы вежливо отказывать, сопротивляться убеждениям, самоутверждаться и выходить из ситуации.

Планы на вечер пятницы

Эта ролевая игра включает в себя планирование вечеринки в пятницу с другом, согласование планов и взвешивание вариантов. Это упражнение проверяет умение слушать и идти на компромисс при достижении соглашения.

Завести друзей на новой работе

Еще одна ролевая игра отрабатывает начало разговора и навыки общения с незнакомым человеком с помощью метода ARE: заякорить, раскрыть и поощрить (Fleming, 2013).

Эта ролевая игра касается начала новой работы и желания познакомиться с коллегами и завести друзей. Член группы представляет себе, как однажды утром он приходит на работу и начинает разговор с новым коллегой. Фасилитатор группы может вмешаться с дополнительными вопросами, чтобы бороться с молчанием.

Полезные инструменты PositivePsychology.com

В основе улучшения социальных навыков лежит построение позитивных отношений и повышение эмоционального благополучия.

Мастер-класс по позитивным отношениям — это мощный инструмент, который поможет другим двигаться к повышению удовлетворенности жизнью. Благодаря этому мастер-классу вы узнаете об основных принципах отношений и о том, как помочь другим установить ключевые навыки построения поддерживающих связей с другими.

Если вам понравилось читать эту статью, вы можете заглянуть в статью «Обучение социальным навыкам для взрослых», в которой также есть стратегии и идеи по развитию социальных навыков у взрослых. В статье есть интересные видео и подкасты, демонстрирующие социальные навыки, которые проверяются в разных ситуациях.

Статья «Обучение социальным навыкам для детей» может быть полезна, если вы работаете с малышами, детьми или подростками. Он включает в себя несколько планов уроков, заданий, онлайн-игр и настольных игр, которые вы можете использовать для улучшения своих социальных навыков.

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим людям лучше общаться, эта коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивного общения для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим улучшить свои навыки общения и сформировать более глубокие и позитивные отношения.

Следующие рабочие листы социальных навыков также полезны для улучшения социальных навыков:

  • Начало разговора – метод ARE
    Начало разговора с новыми людьми может быть трудным. Метод ARE, описанный ранее, является полезным способом сделать это. Этот рабочий лист содержит примеры того, как этот метод можно использовать для улучшения обычного разговора. Это может быть включено в ролевую игру и уроки социальных навыков.
  • Различные способы вежливо сказать «нет»
    Если вы хотите помочь клиентам, которые изо всех сил пытаются заявить о себе и сказать «нет», это идеальный рабочий лист. Это поможет вашим клиентам научиться эффективно устанавливать границы и ограничения.

Важная информация

Мы часто воспринимаем социальные навыки как должное, но некоторым это определенно не кажется второй натурой. Возможно, вы заметили это в некоторых из ваших клиентов.

Не все потеряно. Их можно обучить, чтобы снова освоить эти навыки, и с практикой ваши клиенты могут жить более полноценной жизнью.

Эта статья показала вам, как поддерживающий характер групп SST может творить чудеса, способствуя росту и развитию и улучшая межличностные связи.

Прочитав эту статью, я надеюсь, вы согласитесь, что эти группы полны забавных идей, занятий и ролевых игр. Клиенты, молодые они или старые, получат огромное удовольствие от участия в этих группах. Они театральны, и клиенты могут видеть в них скорее удовольствие и отдых, чем тяжелую работу.

Мы рекомендуем вам изучить некоторые из этих мероприятий вместе с вашими клиентами. Игры, ролевые игры и упражнения помогут создать интересную сессионную работу и позволят вашим клиентам улучшить качество своей жизни.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать наши три упражнения для позитивных отношений.