«Улыбкатрубочка» — чередование первых двух упражнений.
— Ббб, — произнес Слыш. (Губы опять не хотят пускать воздух, а воздух все
равно прорывается между ними, и губы сердятся, «бурчат», шлепают друг о дружку.)
Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [б]
правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за положением губ,
языка, работой горлышка и дыханием.
А потом Слыш решил описать новый звук.
Задание «Опиши звук». Помогите Слышу описать звук [б]. Спросите ребенка:
«Если воздух при произнесении звука встречает преграду, какой это звук?»
(Согласный.) Теперь попросите ребенка определить место преграды и описать ее:
воздуху мешают свободно выходить изо рта губки, они смыкаются и не пускают
воздух. Далее спросите: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот
вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести [б]. Если ушки «гудят»,
звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно приложить ладонь к горлышку.
znanio.ru
МАУДО ” Детский сад №7″
Воспитатель Егорова Л.И. Ялуторовск 2016г.
.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.
«Слыш и Буковка изучают буквы »
Цель: Изучить букву «Ы»
Задачи:
Уточнить артикуляцию звука «Ы»
Познакомить детей с образом буквы «Ы»
Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.
Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня в гости к нам пришли наши любимые друзья. Вы догадались кто это? Как их зовут?
Дети: Это Слыш и Буковка!
Воспитатель: Я предлагаю поздороваться с ними с помощью нашей любимой игры – «Здоровалка»
Здравствуйте ладошки – хлоп, хлоп, хлоп,
Здравствуйте ножки -топ, топ, топ,
Здравствуйте ушки- красивые ушки,
Здравствуйте глазки-шлёп,шлёп,шлёп,
Здравствуй носик-пиб, пиб, пиб,
Здравствуйте зубки
Здравствуйте губки.
Здравствуйте детки.
Ребята смотрите, у наших друзей улучшилось настроение, и они хотят
чтобы я рассказала вам историю, которая приключилась с ними по пути к нам. Хотите её услышать?
Дети: Да
Воспитатель: По дороге в детский сад Слыш и Буковка встретили…А для того чтобы узнать кого они встретили нужно отгадать загадку.
Бурый, неуклюжий, ласковый малыш,
Ты зимой в берлоге очень крепко спишь.
А весна наступит- с мамой в лес пойдёшь,
Полный рот малины сладкой наберёшь.
Вот такой ребёнок бурый (медвежонок).
Воспитатель: Правильно. Наши друзья встретили медвежонка, но не простого а очень симпатичного и дрессированного: он катался на лыжах , играл в снежки, кувыркался, жевал вкусные конфеты и от удовольствия урчал: «ы-ы-ы».Слыш и Буковка хлопали в ладоши и завороженно смотрели на трюки медвежонка. Слышу, особенно понравилась его песенка «ы-ы-ы». Он попробовал её повторить : «ы-ы-ы». Получился интересный звук – шея напрягалась, становилась твёрдой. Горлышко гудело. Воздух свободно проходил через рот, ему ничего не мешало. Губы даже сделали воротца для воздуха, их форма напоминала нижнюю половинку круга. Звук можно было петь, тянуть, легко говорить.
Воспитатель: Я предлагаю вам тоже произнести звук «ы», произносите его так как описал нам его Слыш. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
Потом Слышу захотелось описать так понравившийся ему звук « ы». Поможем ему?
Дети: Конечно. Да
Воспитатель: Ещё раз произнесите звук. Когда вы его произносите, как выходит из ротика воздух?
Дети: Легко и свободно
Воспитатель: Есть ли преграда?
Дети: Воздух не встречает ни какой преграды.
Воспитатель: Как называется звук при произношении у которого воздух не встречает преграды и выходит легко и свободно
Дети: Гласный.
Воспитатель: Звук «ы», какой?
Дети : Гласный
Воспитатель: Слышу так понравилась песенка медвежонка что ему захотелось поиграть с новым звуком : он начал изменять слова так чтобы в них появился новый звук «ы».
Воспитатель: Ребята я вам предлагаю тоже сыграть в эту игру. И называется она «Один -много». Я буду кидать вам мяч и называть предмет в единственном числе, а вы ловить и называть предмет во множественном, прибавляя для этого звук «ы »в конце слова.(Куст-кусты, кот-коты, кит-киты, диван -диваны, сад- сады, шкаф-шкафы).
Воспитатель: Молодцы ребята. Знаете ,Буковке так понравилось, как звучит звук «ы», что она решила его написать волшебным карандашом. Вот что у неё получилось (Показ буквы «ы»). Ребята из каких элементов состоит буква «ы»?
Дети: Две палочки и полукруг.
Воспитатель: А палочки одинаковые или разные
Дети: Одинаковые.
Воспитатель: Хотите и вы её нарисовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Прежде чем её написать я хочу вам открыть один маленький секрет. Буква «ы» всегда маленького роста. Теперь возьмите листочки и карандаши и напишите свою букв «ы», а я вам покажу как это сделать правильно.
Воспитатель: Буквы у вас получились просто изумительными. Но ведь Слыш и Буковка не в первый раз рассказывают нам о своих приключениях, давайте вспомним какие буквы и слоги они встречали в свих путешествиях.
Игра «Угадай звук по губам».
Воспитатель: Смотрите на доске остались ещё какие-то листы бумаги, давайте их перевернём и посмотрим что же там.(Дети читают слияния, слоги-Ау, уа, иа) .
Воспитатель: Буковке и слышу так понравилось, что вы помните всё что они вам рассказывают и они предлагают вам отправится в путешествие. Скажите а на чём мы бы могли отправиться в путешествие.(Дети называют различные виды транспорта).
Воспитатель: А я предлагаю вам отправиться на поезде. И так занимайте свои места в вагонах и отправляемся. Чтобы было веселее в дороге споём песенку. Пока мы с вами ехали у Буковки возник вопрос-А какие слова начинаются со звука «ы». Авы знаете?(Дети пытаются припомнить слова).
Воспитатель: Хотите, открою вам ещё один секрет .Знаю я и знаешь ты, нет слов начинающихся со звука «ы». Но в словах этот звук встречается часто, его можно услышать в середине или в конце слова. Смотрите на станции(в спальне) нас ждут волшебные сундучки. Откроем первый что же мы видим.
Дети: Игрушки и картинки.
Воспитатель: Это не простые игрушки и картинки. В названиях некоторых спрятался звук «ы». Найдите их.
Воспитатель: Дети скажите, а где живут слова?
Дети: В «домиках».
Воспитатель: А звуки?
Дети: В «квартирах».
Воспитатель: Каким цветом мы обозначаем «жильцов»- гласный, согласный и мягкий согласный звуки.
Дети: Красным, синим и зелёным цветом.
Воспитатель: Откроем второй сундук. Что мы видим.
Дети: Домики для букв и жильцов.
Воспитатель: Найдите среди звуковых домиков тот, в котором живёт слово «сыр». А теперь вспомним звук «ы» у нас какой?
Дети: Гласный.
Воспитатель: Гласный звук каким цветом обозначен.
Дети : Красным.
Воспитатель: Берём «жильца» и селем в квартиру в которой должен жить звук «ы».(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Молодцы. Все справились .А теперь я предлагаю занять свои места в вагонах и отправиться в группу. Не забудем про весёлую песенку.
Воспитатель: Слышу и Буковке пора отправляться домой, но они скоро к нам придут опять. И они оставляют нам раскраски с картинками в названиях которых содержится звук «ы».
infourok.ru
Ф ф
осле того как все успокоились и подружились, Буковка написала букву «Ф»:А вот и стишок про новую букву:
Ф – щеки раздула две —
Словно филин на сосне.
(А.Шибаев)
Игра – «Напиши букву». Предложите ребенку написать еще одну согласную букву в альбоме или в тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «Ф», читая стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву и сам рассказывает про нее стихотворение. Когда написание большой буквы «Ф» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе с ребенком написать маленькую печатную букву «ф».
Задание – «Чтение» – Предложите ребенку вместе с Буковкой прочитать слоги. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если ваш малыш достаточно хорошо читает слоги, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание на последующую гласную, чтобы при чтении ребенок сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.
Слоги для чтения: фа, фо, фу, фы, фэ, фи.
Слова для чтения: Фома, Фима, фифа, миф, пуф, Уфа, мифы.
А чтобы ежонок и котенок больше не ссорились, Буковка нарисовала рядом с ежонком котенка, который выгибает спинку.
Задание – «Рисунок по клеточкам “Котенок сердится”». Предложите ребенку нарисовать рядом с ежонком сердитого котенка. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите его отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правой нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 15).
Звук и буква «В»
Пока Слыш, Буковка, ежонок и котенок пели разные песенки, по волшебному цветочному радио-колокольчику объявили: «Внимание-внимание, в связи с пролетом над нашим волшебным городом стаи драконов через несколько минут поднимется ураганный ветер. Всем жителям города необходимо зайти в дома, закрыть двери и форточки. Во время пролета драконов по телевидению будет демонстрироваться мультфильм. Просим вас не выходить на улицу, пока не закончится мультик. Спасибо за внимание!»
Ежонок сразу побежал в свою норку, котенок спрятался на чердаке, а Слыш и Буковка забежали в дом и крепко заперли дверь на замок. Буковка включила телевизор-улитку, по которому начинался любимый мультфильм наших друзей. А за окном в это время послышался сильный шум — это драконы, хлопая крыльями и хвостами, пролетали над городом. А потом поднялся сильный ураганный ветер, который сильно завывал: «В-в-в». Гнулись деревья, ломались ветви, скрипели крыши домов.
Друзья сидели друг рядом с другом, и им было не страшно: ведь они были вдвоем, да еще по телевизору показывали их любимый мультфильм. Когда мультфильм закончился, ветер стих. По радио-колокольчику объявили, что можно выходить на улицу,
Слыш и Буковка выбежали во двор — вдалеке, высоко в небе, улетала стая большущих драконов, которые и подняли бурю.
Слыш потренировал губки.
Упражнение для губ. Предложите ребенку потренировать губки вместе со Слышем. Выполните несколько упражнений перед зеркалом. Каждое упражнение делайте по 5—7 раз.
«Сердитый ежик» — поднять верхнюю губу, опустить ее (нижняя губа остается на месте). Затем опустить нижнюю губу, поднять ее (верхняя губа не двигается).
«Оскал» — одновременно поднять верхнюю и опустить нижнюю губу, подержать «оскал» 5—7 секунд.
А потом Слыш произнес песенку ветра: «в-в-в» (Его нижняя губа прижалась к верхним зубам, они вместе закрыли путь воздуху, не хотели его пропускать. Воздух проходил сквозь них с трудом. Нижняя губа сердилась и гудела.)
Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести новый звук верно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
Слышу захотелось описать новый звук.
Задание «Опиши звук». Помогите Слышу описать звук [в]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Теперь попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешает свободно выходить изо рта нижняя губа, которая поднимается к верхним зубам. Далее спросите малыша: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [в]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят – глухой. Также можно приложить ладонь к горлышку. Затем вместе с ребенком определите, может ли этот звук быть мягким или твердым. Произнесите вместе с ребенком звук твердо: [в] (ребенок может помочь себе кулачком — сильно его сжать). Затем произносите этот звук мягко: [в’] (кулачок сжимается слабо, губы улыбаются). Далее попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, звонкий, может быть твердым или мягким.
А потом Буковка предложила Слышу послушать имена ее любимых мультипликационных героев и сказать, в чьем имени есть звук [в].
Игра «Есть ли в имени сказочного героя звук [в]». Предложите ребенку поиграть вместе с друзьями: называйте имена сказочных героев, выделяя голосом звук [в]. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, если в имени встречается звук [в].
Рекомендуемые имена: Винни-Пух, Сова, Пятачок, Волк, Василиса Прекрасная, Иван-Царевич, Буратино, Колобок, Мальвина, Белоснежка.
А
В в
потом Буковка написала волшебным карандашом букву «В»:и прочитала про нее стихотворение:
В букве В, наверно, вата —
Оттого и толстовата.
(А. Шибаев)
Игра – «Напиши букву». Предложите ребенку написать новую согласную букву в альбоме или в тетради. Сначала вы напишите большую печатную букву «В», читая ребенку стихотворение. Затем малыш пишет эту же букву и сам рассказывает стихотворение про нее. Когда большая буква «В» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе с малышом написать маленькую печатную букву «в».
Задание «Рисунок по клеточкам “Телевизор-улитка”», Предложите ребенку нарисовать телевизор-улитку, по которому друзья смотрели мультфильм во время сильного ветра. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 16).
Задание – «Чтение». Предложите ребенку вместе с Буковкой почитать слоги. Следите, чтобы он читал их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо читает слоги, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении ребенок сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.
Слоги для чтения: ва, во, ву, вы, вэ, ви.
Слова для чтения: ива, увы, ивы, Вова, Вовы, пава, вам.
Звук и буква «Т»
Не успели Слыш и Буковка поиграть с новым звуком и буквой, как Слыш расправил уши и начал прислушиваться.
— Буковка, по-моему, кто-то чинит крышу твоего домика. Я слышу тихий стук. Наверное, сильный ветер оторвал доски, а добрый сосед прибивает их на место.
— Пойдем посмотрим! — предложила Буковка.
Они обошли домик Буковки и посмотрели на крышу На самой верхней доске сидел грустный дятел-малыш и тихонечко стучал маленьким клювиком по крыше: т-т-т, т-т-т.
— Эй, малыш, — крикнул Слыш, — как ты оказался на крыше? И почему ты стучишь?
— Я живу в лесу с мамой и папой. Еще недавно мы все сидели на большом дереве и долбили кору, искали червячков. Но тут поднялся сильный ветер, подхватил меня, и я не удержался на дереве. Ветер унес меня далеко-далеко от родного дома. Наверное, я зацепился крылом за крышу этого дома, и ветер не смог утащить меня дальше. А стучу я для того, чтобы папа с мамой услышали меня и прилетели за мной, ведь я еще не умею хорошо летать.
— Бедный малыш, — сказала Буковка, — твои папа с мамой не смогут найти тебя, ведь ты очень тихо стучишь.
— Не печалься,— сказал Слыш,— сейчас мы снимем тебя с крыши, пойдем в лес и отыщем твоих родителей. Мне очень понравилась твоя песенка, она звучит, как будто стучит маленький молоточек.
И Слыш решил потренировать свой язычок.
Упражнение для язычка «Маленький дятел». Предложите ребенку потренировать язычком вместе со Слышем: улыбнуться, открыв рот, при этом кончик языка стучит в бугорочки за верхними зубами: т-т-т. Выполните упражнение перед зеркалом 5—7 раз.
Слыш почувствовал, что язык не хочет пропускать воздух, он поднялся к бугоркам и устроил преграду, но воздух прорывается сквозь преграду и стучит по бугоркам.
Задание – «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести новый звук правильно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
Слыш решил описать новый звук.
Задание «Опиши звук». Помогите Слышу описать звук [т]. Спросите ребенка: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) Затем попросите определить место преграды и описать ее: воздуху мешает свободно выходить изо рта язычок, который прижимается к бугорочкам за верхними зубами. Далее спросите ребенка: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на ваш вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [т]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также для определения звонкости-глухости можно приложить ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [т] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите). Затем произносите этот звук мягко: [т’] (кулачок сжимается слабо, губы улыбаются). Далее попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, глухой, может быть и твердым, и мягким.
А потом Слыш решил поиграть с новым звуком в уже знакомую игру.
Игра «Повтори серии слогов». Предложите ребенку поиграть вместе со Слышем. Вы произносите серии слогов, ребенок точно повторяет последовательность слогов за вами. Если малышу не удается повторить сразу три слога правильно, начните с одного-двух слогов. Серии из 4—5 слогов произносите только после того, как у ребенка будет хорошо получаться повторение трех слогов.
Предлагаемые цепочки слогов: та-то; та-то-ту; та-то-ту-ты; та-то-ту-ты-тэ.
А Буковка, пока Слыш пел песенки и доставал маленького дятла с крыши, написала букву «Т»:
С
Т т
лыш посмотрел на рисунок и сказал:Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась. (А. Шибаев)
Игра – «Напиши букву». Предложите ребенку написать еще одну согласную букву в альбоме или в тетради. Сначала вы сами пишете большую печатную букву «Т», вслух читая ребенку стихотворение. Затем малыш уже самостоятельно пишет эту же букву и сам рассказывает стихотворение про нее. Когда написание большой буквы «Т» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе написать маленькую печатную букву «т».
Задание «Чтение». Предложите ребенку прочитать слоги вместе с Буковкой. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук. Если малыш уже достаточно хорошо читает слоги, можно перейти к чтению слов. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки. Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную букву, чтобы при чтении ребенок сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.
Слоги для чтения: ат, от, ут, ыт, эт, ит.
Слова для чтения: боты, бита, вата, Тима, фото, Тата, Тома, маты, это, эти.
Когда Слыш снял дятла-малыша с крыши, Буковка решила нарисовать его. Она хотела повесить объявление о потерявшемся дятле с портретом малыша в лесу, чтобы родители быстрее отыскали своего сына.
Задание «Рисунок по клеточкам “Дятел-малыш”». Предложите ребенку тоже нарисовать портрет дятла-малыша.
Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите ребенка отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку (см. рис. 17).
Звук и буква «Д»
Слыш снял малыша-дятла с крыши, а Буковка бережно положила его в кармашек своего платья, и они отправились в лес на поиски родителей крохи дятла.
Пройдя по всем своим любимым дорожкам, они вышли на зеленый лужок.
Игра «Что звучит в баночке?» Предложите ребенку поиграть в уже знакомую ему игру. Возьмите три прозрачные баночки, положите в одну камешки, в другую — песок, а в третью налейте воду. Предложите ребенку рассмотреть баночки, погреметь ими и послушать, что как звучит. Затем спрячьте баночки за ширму, погремите по очереди всеми баночками. Малыш угадывает на слух, что звучало.
Слыш остановился, развернул свои большие уши в разные стороны и начал прислушиваться. В лесу раздавалось много разнообразных звуков: вот завыл маленький волчонок, а вот дядюшка Э вышел на прогулку, а где-то далеко послышалась песенка медвежонка.
Игра – «Назови гласные звуки». Попросите малыша вспомнить «песенки» маленького волчонка (звук [у]), дядюшки Э (звук [э]), медвежонка (звук [ы]). Спросите, какие это звуки. (Гласные.) Попросите ребенка объяснить, почему эти звуки называются гласными. (Воздух выходит из ротика легко и свободно, не встречая преграды.)
Только больших дятлов не было слышно…
— Малыш, постучи по коре этого дуба, — предложила Буковка, — может, твои мама и папа услышат тебя.
Слыш посадил маленького дятла на ствол дерева, и малыш начал тихонечко стучать клювом.
Вдруг справа донеслось: д-д. А слева — д-д-д. Это большие дятлы услыхали своего сыночка. С правой стороны прилетела мама, а с левой — папа дятла. Они так обрадовались встрече, что сразу даже не заметили Слыша и Буковку.
— Мама, папа, — сказал обрадованный малыш, — вот мои спасители! — И дятел рассказал про все свои приключения.
Большие дятлы сердечно поблагодарили наших друзей, подхватили своего сына и полетели к высокому старому дубу, где был их дом.
Довольный Слыш размял свой веселый язычок.
Упражнение для язычка – «Большой дятел». Предложите ребенку потренировать язычок вместе со Слышем: улыбнуться, открыть рот, при этом кончик языка стучит в бугорочки за верхними зубами: д-д, д-д-д. Выполните упражнение перед зеркалом 5—7 раз.
Слыш заметил, что его язык не хотел пропускать воздух, он поднялся к бугоркам за верхними зубами, прижался к ним, устроил преграду. Но воздух прорвался сквозь преграду, а язык сердито и звонко застучал по бугоркам.
Задание – «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести изучаемый звук верно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
Слыш решил описать новый звук.
Задание – «Опиши звук». Помогите Слышу описать звук [д]. Спросите: «Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.) После этого попросите определить место преграды и описать ее: воздуху мешает свободно выходить изо рта язычок, который прижимается к бугорочкам за верхними зубами. Затем спросите ребенка: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [д]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также для проверки звонкости-глухости можно приложить ладонь к горлышку. Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук сначала твердо: [д] (помогите себе кулачком — сильно его сожмите), а затем мягко: [д’] (кулачок сжимается слабо, губы улыбаются). Далее попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, звонкий, может быть и твердым, и мягким.
Слыш начал перечислять имена своих друзей и слушать, в начале какого имени стоит звук [д].
Игра – «Есть ли в начале слова заданный звук». Предложите ребенку поиграть со Слышем в новую игру: перечисляйте имена друзей вашего ребенка или просто имена детей. Малыш внимательно слушает и определяет, в начале какого имени стоит новый для него звук [д]. Если ребенок слышит заданный звук, то говорит об этом или хлопает в ладоши. Предлагаемые имена: Даня, Игорь, Даша, Дарина, Аня, Оля, Дуня, Дина, Уля, Дима.
Буковка не забыла захватить в лес волшебный карандаш и кусочек бумаги, она решила написать букву «Д»:
П
gigabaza.ru
Общие методические рекомендации
T Начинайте каждое занятие с вопроса о том, какой звук и букву вы прошли на прошлом занятии, вспомните характеристики пройденного звука, стихотворение про букву;
T заканчивайте каждое занятие повторением пройденного; какой звук вы узнали, чья звучала «песенка»; повторите характеристики звука, стихотворение про букву;
T если дети не усвоили материал, задержитесь на звуке, поиграйте со звуком и буквой еще, используя игры, предложенные в других сказках.
КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ
Знакомство: Слыш
В одной прекрасной сказочной стране жил-был Слыш. У Слыша были большие уши, потому что он очень любил слушать, как звучат разные звуки. А еще у Слыша был большой рот, потому что он больше всего на свете любил произносить понравившиеся ему звуки. А помогал ему веселый язычок, который жил в большом ротике у Слыша.
Слыш любил гулять в своем сказочном городе и в сказочном лесу, расположенном недалеко от города, он прислушивался к разным звукам, запоминал их и играл с ними.
Жители волшебного города вешали на дверцы сказочных домов звонкие колокольчики. Однажды Слыш шел по улице и вдруг услышал, что справа на двери дома зазвенел колокольчик. Кто-то вошел в дом.
А потом зазвенел другой колокольчик — на двери дома слева. Маленькому Слышу так понравился звон колокольчиков, что он расправил свои большие уши и стал прислушиваться: звон раздавался то справа, то слева, то впереди, то сзади.
Игра «Где звенит колокольчик?» Возьмите колокольчик, позвоните в него, затем предложите ребенку закрыть глаза и послушать, где звенит колокольчик: справа, слева, внизу, вверху, сзади от него. Предложите ребенку открыть глаза и показать или сказать, где звенел колокольчик.
Однажды утром Слыш тщательно вымыл лицо и свои большие уши, затем вышел на балкон своего сказочного дома и стал слушать. Его соседи каждый день играли на разных музыкальных инструментах: вот кто-то играет на барабане — «бум-бум-бум». А вот другой сосед заиграл на дудочке: «ти-ли-ли». Вдруг послышались прекрасные звуки металлофона: «ля-ля-ля». Слыш запоминал звучание каждого музыкального инструмента и с тех пор всегда правильно угадывал, какой инструмент звучит.
Игра «Какой музыкальный инструмент звучит?» Разложите на столе перед ребенком несколько музыкальных инструментов, например: барабан, бубен, колокольчик, погремушку.
Предложите ему самому извлечь звуки из этих инструментов и запомнить, как каждый из них звучит. Ребенок закрывает глаза, а вы в этот момент играете на любом инструменте. Затем предлагаете ему открыть глаза и показать или назвать, что звучало. В лесу у Слыша было несколько любимых дорожек, у каждой дорожки была своя песенка. Когда он входил в лес, то шел по дорожке из камней. Камни громко стучали под его ногами, ударяясь друг о друга. Потом Слыш поворачивал на песчаную дорожку. До его больших ушей доносилось легкое шуршание теплого песка. Рядом бежал ручеек. Слыш шлепал по воде и слушал, как весело плещется вода под его ногами.
Чтобы не забыть эти звуки, Слыш принес в лес три баночки: в одну он положил камешки, в другую насыпал песок, а в третью набрал журчащей водички. Дома Слыш разложил перед собой баночки, потом взял одну из них и начал ее тихонечко трясти — раздался шелест песка. Потом Слыщ взял другую баночку — в ней загремели камешки. А в третьей плескалась вода. Так он гремел баночками и узнавал, что в них находится.
Игра «Что звучит в баночке?» Возьмите три прозрачные баночки, положите в одну камешки, в другую — песок, а в третью налейте воду. Предложите ребенку рассмотреть баночки, погреметь ими и послушать, что как звучит. Затем спрячьте баночки за ширму, погремите какой-то одной баночкой. Малыш должен угадать на слух, что звучало.
Однажды после прогулки по журчащему ручейку Слыш промочил ноги и заболел. Пришел доктор, выписал ему волшебный цветочный сок и сладкие клубничные таблетки. Слыш лежал в кроватке и принимал лекарства. Чтобы не было скучно, он стал прислушиваться к звукам, доносившимся из окна: тут подул сильный ветер, а вот запрыгали капельки дождя по подоконнику, зашуршали ветви деревьев, а вот запели птички. Послышались голоса жителей сказочного города, лай собаки.
Игра «Какие звуки ты слышишь?» Предложите ребенку прослушать магнитофонную запись с различными звуками (шум дождя, ветра, звуки улицы, лай собаки и др.) или используйте готовую пленку («Театральные шумы»). Ребенку нужно прослушать звуки и угадать, что или кто их издает.
Потом Слышу послышался тихий-тихий стук молоточка: тук-тук-тук. Это кто-то из его соседей строил себе новый красивый дом далеко на улице. Но вдруг удары молотка стали громкими: ТУК-ТУК-ТУК. Это сосед за стенкой прибивал гвоздик. Слыш поднял большие уши от удивления: оказывается, звуки могут слышаться тихо и громко. И он опять услышал: «тук-тук», «ТУК-ТУК».
Игра «Громко — тихо». Возьмите игрушечный молоточек. Предложите ребенку постучать им сперва тихо-тихо, а потом громко. Затем поменяйтесь ролями: вы стучите молоточком с разной силой, а ребенок говорит, как звучат удары: громко или тихо. (Вместо молотка можно использовать обычный карандаш или палочку.)
Вскоре Слыш поправился и побежал гулять на улицу. Здесь было столько всего интересного! Слыш увидел лохматого песика, который громко лаял: «ав-ав». Из-за дома показались рога, и он услышал: «му-му». Это соседская корова шла гулять на лужок. На дереве щебетали птички: «чик-чирик». На окне дома сидел большой рыжий кот и мурлыкал: «мур-мур». Слышу так понравились голоса животных, что он стал их повторять. А потом он закрыл глаза и попытался узнать, кто с ним здоровается. Его большие уши услышали кошку, собаку, корову, птичку
Игра «Кто говорит?» Спрячьте за ширму игрушечных домашних животных. Спрячьтесь за ширму или сядьте так, чтобы ребенок не видел ваших губ. Произносите с разными интонациями и высотой голоса звукоподражания: му-му, ав-ав, мяу и др. Малыш слушает, а потом отгадывает, кто говорит. Если ребенок угадал, чей голос звучал, ему показывается фигурка или игрушка соответствующего животного. Затем поменяйтесь с ним местами.
Потом Слыш побежал в лес, немного попрыгал по своим любимым дорожкам, выбежал на волшебную полянку и прислушался. Вдалеке струился маленький родничок: «с-с-с», ветер наклонял верхушки деревьев: «в-в-в», комарик пищал тоненьким голоском: «з-з-з», медленно проползла змейка, шурша; «ш-ш-ш».
Уже наступил поздний вечер, а Слыш все слушал и слушал волшебные звуки. С тех пор он часто приходил на лесную полянку, запоминал и угадывал звучание разных предметов и крики животных.
Игра «Узнай по звучанию». Предложите ребенку представить, что он тоже сидит на полянке и слушает разные звуки. Произносите звуки: «с-с-с», «ш-ш-ш» и т.д. Малыш отвечает, что так звучит или кто так говорит на полянке.
Одной из любимых игр Слыша была игра в похожие слова. Эти слова звучали почти одинаково, но отличались одним звуком. Слыш нарисовал картинки с этими волшебными словами. Он раскладывал картинки и находил предметы: вот удочка, а это – уточка, бочка — почка, глаза — гроза, мишка — миска. Была коза, а стала — коса, крыса — крыша. Как только Слыш узнавал новые похожие слова, он сразу рисовал новые картинки.
Игра «Покажи картинку». Предложите ребенку помочь Слышу найти нужную картинку. Предварительно подберите картинки с изображениями предметов, названия которых отличаются одной буквой. Вы называете слова, а малыш показывает соответствующие картинки. Если он путает изображения, повторите слова еще раз, выделяя звуки, которыми отличаются слова.
Знакомство: Буковка
Недалеко от Слыша в сказочном городе жила Буковка. У нее были красивые большие глаза, потому что она любила читать. А еще она обожала рисовать и писать и всегда носила с собой волшебный карандаш. Этот карандаш рисовал тем цветом, который был нужен его хозяйке.
Больше всего на свете Буковке нравилось читать и писать буквы. Правда, это у нее не очень хорошо получалось, ведь она только начала учиться читать и писать.
Сначала Буковка рисовала простые картинки своим карандашом: «дорожки», «солнышко», «шарики», «ниточки». Потом –посложнее: «домик», «заборчик», «зайку», «собачку».
Игра «Нарисуй картинку». Предложите ребенку нарисовать вместе с Буковкой простые картинки: «дорожки» (горизонтальные линии слева направо), «солнышко» (кружок с линиями — лучиками), «шарики» (разноцветные кружочки), «ниточки к шарикам» (вертикальные линии сверху вниз). Следите за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш. Если простые рисунки получились, переходите к сложным. Например, попросите ребенка нарисовать ломик для Буковки, заборчик рядом с домиком, собачку у заборчика и т.д. Малыш может пофантазировать и дорисовать другие предметы или животных на картинке.
Однажды, когда Буковка рисовала интересные фигуры своим волшебным карандашом, подул веселый ветерок и к ней в комнату через открытое окно влетел необычный листочек в клеточку. Буковка подпрыгнула и поймала листок. Она не знала, как с ним можно играть, но тут к листочку подкатился волшебный карандаш и проговорил: «Попробуй нарисовать узор по клеточкам». Сначала Буковка нарисовала простые узоры, а потом — посложнее.
Игра «Нарисуй узор по клеточкам». Попросите малыша дорисовать узоры (простой и сложный), которые начала рисовать Буковка по клеточкам (см. рис. 1). Если у ребенка сразу не получается перерисовать узор, поставьте точки — ориентиры, которые помогут сохранить рисунок.
Встреча Слыша и Буковки
Одним прекрасным утром Слыш сидел на маленькой скамеечке в парке и ел душистое ванильное мороженое. Вдруг он услышал, что кто-то жалобно плачет: «а-а-а». Слыш огляделся и увидел на лужайке девочку с большими глазами. Она что-то искала в траве и всхлипывала.
Слыш подошел к незнакомке и спросил:
— Почему ты плачешь? Тебя кто-нибудь обидел?
— Нет,— ответила она.— Я ловила на лужайке бабочку и потеряла свой волшебный карандаш. А без него я не могу рисовать красивые картинки и писать буквы.
— Не плачь, — пожалел девочку Слыш. — Я помогу найти твой карандаш. А ты пока попробуй ванильное мороженое.
Слыш угостил незнакомку вкусным мороженым, и она перестала плакать. Тогда Слыш принялся искать волшебный карандаш. Недалеко от большого дерева он заметил упавший листочек, приподнял его и увидел красивый прутик. Он поднял его и спросил:
— Это случайно не твой карандаш?
— Да, да, это он! — обрадовалась девочка. — Спасибо, что ты помог мне, давай дружить. Меня зовут Буковка. А тебя?
— А меня — Слыш.
И они пошли гулять, разговаривая обо всем на свете.
Звук и буква «А»
— Знаешь, Слыш, у меня раньше никогда не было друга, кроме моего карандаша. А почему у тебя такое интересное имя: Слыш? — спросила Буковка.
— Меня так назвали, потому что я очень люблю слушать и произносить разные звуки. А помогают мне большие уши и веселый язычок. А тебя почему зовут Буковкой?
— Потому что я очень люблю читать и писать буквы. А помогает мне мой волшебный карандаш.
— Я услышал, как ты плакала, вот так: «а-а-а?». Получается интересный звук. (Горлышко гудит, воздух легко проходит через рот. Воздуху ничто не мешает. Губы даже сделали воротца для воздуха, их форма напоминает большой круг. Звук (а] можно петь, тянуть, его легко говорить.)
Задание «Произнеси звук». Попросите ребенка произнести звук [а] правильно, в соответствии с описанной выше артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
Слышу так понравился этот звук, что он решил описать его.
Задание «Опиши звук». Попросите ребенка помочь Слышу описать звук. Спросите малыша: «Когда мы произносим звук [а], как выходит из ротика воздух?» (Легко и свободно.) «Есть ли преграда?» – (Воздух не встречает никакой преграды.) Объясните ребенку, что, если при произнесении звука воздух из ротика выходит легко и свободно и не встречает преграды, такой звук называется гласным. Спросите еще раз: «Звук [а] какой?» – (Гласный.)
Игра – «Поймай звук [а]». Предложите ребенку поиграть вместе со Слышем: хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит звук [а]. Вы произносите медленно разные гласные звуки, а малыш «ловит» только звук [а]. Далее можно усложнить игру: произносите звуки быстрее, затем добавьте согласные звуки.
А потом Слыш предложил Буковке поиграть еще в одну игру: «Кто дольше протянет этот звук». Они набрали много воздуха и произнесли: «а-а-а-а-а-а». Конечно же, Слыш выиграл.
Игра «Кто дольше протянет звук [а]». Попробуйте и вы с ребенком долго потянуть звук [а]. Наберите в грудь много воздуха, на плавном выдохе, не поднимая плеч и не напрягаясь, произносите: «а-а-а». Выигрывает тот, кто тянул звук дольше.
Т
А а
огда Буковка сказала:— А я могу с помощью моего волшебного карандаша написать букву «А».
Она достала лист бумаги и написала большую букву «А», а рядом — маленькую:
— А еще я знаю стихотворение про букву «А»,— заметила Буковка.— Вот послушай:
А — шалашик, и смотри:
Есть скамеечка внутри.
(В.Савичев)
Игра «Напиши букву». Возьмите любимый альбом малыша или тетрадь в клеточку и красивый карандаш (можно взять красный). Скажите, что теперь вы будете учиться писать гласные буквы вместе с Буковкой. Сначала напишите большую печатную букву «А», сопровождая письмо чтением стихотворения. Затем предложите ребенку самому написать такую же букву. Пусть ребенок напишет букву и вспомнит стихотворение про нее. Если малыш уже хорошо научился писать большую печатную букву, можно предложить ему написать маленькую букву «а». Это задание можно выполнять не только карандашом: проведите пальчиком в воздухе, как будто вы пишите букву «А», «напишите» букву на столе пальчиком. Насыпьте в неглубокую коробочку манку или песок. Напишите букву на манке (песке) пальчиком.
— Здорово, — обрадовался Слыш. — Давай я буду слушать и произносить разные звуки, а ты будешь писать и читать буквы!
Буковка радостно согласилась. А потом друзья решили нарисовать вкусное ванильное мороженое.
Ванильное мороженое. Ваш ребенок уже ориентируется на листе бумаги в клеточку, умеет находить саму клеточку на листе бумаги, нужный угол клеточки (левый верхний, правый верхний, левый нижний, правый нижний), различает стороны клеточки (левую сторону, правую сторону, верхнюю сторону, нижнюю сторону). Вы уже потренировались проводить вертикальные и горизонтальные линии по сторонам клеточки, обводить клеточку, две клеточки и больше, проводить наклонные линии из угла в угол клеточки.
А теперь попробуйте выполнять более сложные рисунки вместе со Слышем и Буковкой. Возьмите тетрадь в крупную клеточку. Предложите ребенку рассмотреть «Ванильное мороженое», которое ели Слыш и Буковка (см. рис. 2).
Предложите ребенку отступить на 2 клеточки сверху и две клеточки слева, поставить точку в правом нижнем углу второй клеточки. В 3-й клеточке ребенок рисует кружок. Отступив на одну клеточку вправо, он рисует два кружочка рядом — это два шарика ванильного мороженого для Слыша и Буковки. А потом, отступив еще на клеточку вправо, рисует два кружочка рядом, а третий — сверху (ребенок смотрит на рисунок и перерисовывает третий кружок по образцу). Эти три шарика мороженого – для Слыша, Буковки и малыша.
А потом Слыш предложил Буковке нарисовать ее волшебный карандаш.
Задание «Рисунок по клеточкам «Карандаш Буковки» Предложите ребенку отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края (см. рис. 3)
листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку в соответствии с правилами, которые описаны в разделе «Как работать с рисунками».
gigabaza.ru
weburok.com
Чтение по слогам – удобный и наиболее эффективный способ обучения детей 4 – 5 лет чтению. Позволяет ребёнку постепенно научиться ,,связывать» буквы между собой.
Ма-ши-на ка-р-ти-на ко-ле-со к-ра-с-ки
Учимся читать по слогам
От буквы к слогу
Прочитай слова
Чи-та-ем по сло-гам
Картинки животных, фруктов, машин, птиц и из названи
Найди названия
Слоги с буквой М
Слон помощник
От буквы к слогу
Слоги с буквой Д
Прочти по слогам
Ля-гу-ш-ка
Таблица со слогами
zabavnik.club
Программное содержание:
|
doshkolnik.ru