I. Индивидуальная работа по карточкам. | Задание: вставить пропущенные буквы, графически обосновать свой выбор. Карточка 1. Поздн..м вечером, (он) дума..т о друг.., на окраин.. деревн.., ясн..м солнц..м. Карточка 2. Решить без подсказк.., гордиться сын..м, рассказать о новост.., (он) затоп..т печь. Карточка 3. (Она) выбеж..т в поле, тороплив..й походк..й, солнечн..м утр..м, чертить по линейк.. Карточка 4. (Он) пил..т дрова, разговор с учител..м, син..м неб..м, в узк..м мест.. | Выполняют работу по карточкам. Осуществляют взаимопроверку. | Регулятивные Осуществлять планирование, контроль, оценку учебных действий | II. Введение в тему урока с формулированием его цели. | Задает вопрос: Какое лингвистическое явление представляют собой сочетания слов? (Словосочетания.) Предлагает сфopмулировать целъ уpoкa, опираясь на тему. ( Повторить все, что мы знаем о словосочетании; учиться находить в предложениях словосочетания и самостоятельно составлять их.) | Анализируют сочетания слов на индивидуальной карточке. Формулируют цели урока. | Регулятивные 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель. | III. Актуализация изученного. |
Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно). 1. Средний род. Главное слово – род. 2. Первый учитель. Главное слово – учитель. 3. Папины очки. Главное слово – папины. 4. Записать задание. Главное слово – записать. 5. Прочитать книгу. Главное слово – книгу. 6. Знакомый читателям. Главное слово – читателям. 7. Быстро бежать. Главное слово – быстро. 8. Бежать наперегонки. Главное слово – бежать. 9. Платье из шелка. Главное слово – платье. 2)Наблюдение по учебнику в парах.
4)Игра «Кто вперед?» Класс делится на две команды. | Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «-». В результате у учащихся в тетрадях должна появиться такая запись: 1+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6-, 7-, 8+, 9+. Наблюдение над смысловой связью слов в словосочетаниях. Задача каждой команды – составить и записать на доске словосочетания в упражнении 41 (1словосочетание – первой команде, 2 словосочетание – второй, 3 словосочетание-3). К доске учащиеся выходят по цепочке. После того как все словосочетания будут разгаданы, проверяются орфографические ошибки | Познавательные Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. Коммуникативные 1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 3. Слушать и слышать других. |
multiurok.ru
Словосочетание. Предложение
Маслова И.А.
Цели урока:
– способствовать расширению знаний учеников о видах словосочетаний и предложений;
– закреплять умения различать виды подчинительной связи в словосочетании, отличать простое предложение от сложного, различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные сложные предложения;
– совершенствовать навыки постановки знаков препинания в сложных предложениях;
– воспитывать любовь к языку художественной литературы.
Ход урока:
Репетиция, шоколад, шоссе, рассказ, чемпион, велосипед, программа, телефонный, литература, зоопарк, гитара.
После проверки словарной работы учитель предлагает учащимся найти лишнее слово и объяснить свой выбор.
Задания по развитию речи:
– Составьте со словами из словарной работы по 3 словосочетания со связью согласование и со связью управление.
– Составьте с одним из слов словарной работы предложение: 1группа – сложноподчиненное предложение (СПП), 2 гр. – сложносочиненное предложение (ССП), 3 гр. – простое предложение (ПП).
– Что такое словосочетание?
– Как найти главное слово в словосочетании?
– Какие виды подчинительной связи в словосочетании вы знаете?
– Как определить вид связи?
– Какой частью речи выражено зависимое слово при согласовании?
– При управлении?
– При примыкании?
– На какие виды делятся предложения?
– Как отличить простые предложения от сложных?
– Чем различаются простые предложения и сложные?
– Как соединяются простые предложения в составе сложного?
– Как делятся сложные предложения в зависимости от наличия или отсутствия союзов?
– А союзные?
– А чем различаются сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения?
А. Синтаксический разбор сложных предложений по группам: 1. Вдруг от дедушки я слышу, что печник нам сложит печь. 2. Рядом девочку стригут, два ручья из глаз бегут. 3. Море пламенем горит, выбежал из моря кит.
В. Графический диктант
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.
Не ходи за ворота.
3) Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
Что ты ездил за дальние страны.
А утята крякают,
Поросята хрюкают,
Мурочку баюкают.
С. Задание «Найди предложение»: 1 группа – сложноподчиненные предложения, 2 группа – сложносочиненные предложения, 3 группа – простые предложения (текст задания приведен ниже).
1.Вот и стал Таракан победителем, и лесов и полей повелителем. 2. А слониха-щеголиха так отплясывает лихо, что румяная луна в небе задрожала. 3. Ослы ему славу по нотам поют, козлы бородою трясут. 4. Бараны стучат в барабаны, а сычи-трубачи трубят. 5. Крокодилы в крапиву забилися, и в канаве слоны схоронилися. 6. Музыканты прибежали, в барабаны застучали. 7. И всем показалось, что в эту минуту смертельная гибель грозит лилипуту.
– Замените словосочетание повелителем лесов со связью управление синонимичным словосочетанием со связью согласование.
VII. Подведение итогов урока
– О каких предложениях мы сегодня говорили?
– Чем похожи бессоюзные сложные предложения и сложносочиненные предложения?
– А сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения?
– Чем различаются сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения?
– Какие виды подчинительной связи мы вспомнили?
VIII. Тестирование (смотри приложение)
Приложение
ВАРИАНТ I
3) 4) 5)
А) сложносочиненным;
Б) сложноподчиненным;
В) бессоюзным сложным предложением.
А) при помощи интонации;
Б) при помощи знаков препинания;
В) при помощи интонации и союзов или союзных слов.
А) прибавочное;
Б) придаточное;
В) присоединенное.
4. Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга:
А) запятыми;
Б) двоеточием;
В) тире.
А) ССП;
Б) СПП;
В) БСП.
6. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании быстро бегал
А) согласование;
Б) управление;
В) примыкание.
ВАРИАНТ II
III Выполните синтаксический разбор предложения и задания к нему: Рядом девочку стр…гут, два ручья из глаз б…гут.
IV . Графический диктант: 1) 2)
3) 4) 5)
V. Найдите ССП и подчеркните в них грамматические основы: 1. Вот и стал Таракан победителем, и лесов и полей повелителем. 2. А слониха-щеголиха так отплясывает лихо, что румяная луна в небе задрожала. 3. Ослы ему славу по нотам поют, козлы бородою трясут. 4. Бараны стучат в барабаны, а сычи-трубачи трубят. 5. Крокодилы в крапиву забилися, и в канаву слоны схоронилися. 6. Музыканты прибежали, в барабаны застучали. 7. И всем показалось, что в эту минуту смертельная гибель грозит лилипуту.
А) сложносочиненным;
Б) сложноподчиненным;
В) бессоюзным сложным предложением.
А) ССП;
Б) БСП;
В) СПП.
А) прибавочное;
Б) придаточное;
В) присоединенное.
4. Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга:
А) запятыми;
Б) двоеточием;
В) тире.
5.Предложение «Пошел дождь, и гребцы бросили весла»:
А) ССП;
Б) СПП;
В) БСП.
6. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании летел в самолете
А) согласование;
Б) управление;
В) примыкание.
ВАРИАНТ III
IV. Графический диктант: 1) 2)
3) 4) 5)
V. Найдите ПП и подчеркните в них грамматические основы: : 1. Вот и стал Таракан победителем, и лесов и полей повелителем. 2. А слониха-щеголиха так отплясывает лихо, что румяная луна в небе задрожала. 3. Ослы ему славу по нотам поют, козлы бородою трясут. 4. Бараны стучат в барабаны, а сычи-трубачи трубят. 5. Крокодилы в крапиву забилися, и в канаву слоны схоронилися. 6. Музыканты прибежали, в барабаны застучали. 7. И всем показалось, что в эту минуту смертельная гибель грозит лилипуту.
VI. Тестирование
1.Предложение, состоящее из ПП, соединенных интонационно, называется:
А) сложносочиненным;
Б) сложноподчиненным;
В) бессоюзным сложным предложением.
2.Предложение «Мы вышли на улицу и увидели снег»:
А) ССП;
Б) ПП;
В) БСП.
3.Как называется предложение, зависимое от главного в СПП?
А) прибавочное;
Б) придаточное;
В) присоединенное.
4. Простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга:
А) запятыми;
Б) двоеточием;
В) тире.
5. Предложение «Выпал снег, упал мороз»:
А) ССП;
Б) СПП;
В) БСП.
6. Укажите вид подчинительной связи в словосочетании с моим другом
А) согласование;
Б) управление;
В) примыкание.
Список литературы:
nsportal.ru
Разработка урока русского языка
5класс.
Тема: «Виды словосочетаний».
Учитель русского языка и литературы
МБОУCОШ №16
Колисниченко О.Н.
Урок русского языка в 5-ом классе на тему: «Виды словосочетаний».
Цели урока: повторить ранее изученные сведения о словосочетании;
дать понятие об основных видах словосочетаний: именных и глагольных;
совершенствовать навык определения видов словосочетаний по главному слову.
Оборудование: учебный комплекс “Русский язык. 5 класс». М. М. Разумовская
Задачи урока:
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала, творческое применение знаний, контроль знаний).
Форма проведения урока: урок-практикум.
Оборудование урока:
компьютер,
проектор,
экран,
раздаточный материал,
презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме: «Виды словосочетаний»
Ход урока
Организация начала урока.
Фронтальный опрос.
Психологическая подготовка к изучению нового материала.
Слово учителя: к нам на электронную почту пришло письмо, адресованное учащимся 5-го класса. Отправитель, почему-то, пожелал остаться неизвестным. Прослушайте текст письма.
« Дорогие ребята, обращаюсь к вам с огромной просьбой. Дело в том, что я не могу справиться с дополнительным заданием по русскому языку, которое дал мне учитель. Совершенно случайно узнал, что сегодня в вашем расписании есть урок русского языка. Помогите, пожалуйста, справиться с заданием. У меня уже две двойки по русскому языку, и очень не хотелось бы получить третью!!! Надеюсь на вашу помощь. Заранее благодарен!»
Как вы думаете, почему отправитель пожелал остаться неизвестным?
Поможем ученику выполнить задание?
На доску спроецирован текст задания.
Утро, интересная книга, праз…ник, тихая ночь, (не)справился с заданием, задумат…ся, готовиться к урокам.
Укажите словосочетания. Выполните (устно) их разбор.
Графически обозначьте выбор вставленных орфограмм.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Проверка осуществляется на основе сопоставления выполненного задания и задания, спроецированного на доску.
Изучение нового материала. Постановка целей и задач урока.
Слово учителя. Вы уже знаете основные отличия словосочетаний от слов и предложений, умеете выполнять разбор словосочетаний. Ваши знания крепки настолько, что вы, владея ими, уже можете оказать помощь другим ученикам. Но изучение темы «словосочетание» на этом не заканчивается. Сегодня мы поговорим об именных и глагольных словосочетаниях. И наша цель – научиться определять вид словосочетаний. Перед вами два словосочетания:
Смелый поступок
Собирать грибы
Укажите, чем выражено главное слово в каждом из словосочетаний.
Как вы думаете, какое из них глагольное, а какое – именное? Аргументируйте свой выбор.
Закрепление изученного материала.
Работа с материалом параграфа.
Работа с таблицей, спроецированной на экран.
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
ИМЕННОЕ
ГЛАГОЛЬНОЕ
Комментированное письмо на основе упражнения 386.
Выборочный диктант. (раздаточный материал)
Слово учителя. Перед вами ряд словосочетаний. Ниже дана таблица. В каждом столбике таблицы вписаны словосочетания. Рассмотрите внимательно запись и определите цель выполнения задания.
Словосочетания какого вида должны быть в первом и втором столбиках таблицы. Озаглавьте столбики таблицы, заполните их примерами.
Пролетает над полями, птичьи гнезда, серый туман, шел по дороге, золотые руки, выглянуло из-за туч, падали на землю, громкий смех, выручить товарища, зима пришла, смелый поступок, из-за горы.
В каком из словосочетаний слово употреблено в переносном значении.
Определите его лексическое значение.
Приведите пример словосочетания, в котором бы это же слово употреблялось в прямом значении.
СЛОВОСОЧЕТАНИЯ
______________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________
НЕ ЯВЛЯЮТСЯ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ
Комплексный анализ текста (раздаточный материал).
Слово учителя. Ребята, вы совсем не плохо справились с предложенными мною заданиями. И я абсолютно уверена в том, что следующая работа не вызовет у вас особых затруднений. Вы должны не только уметь определять вид словосочетаний и выполнять их разбор, а также уметь находить словосочетания в составе предложений и текста. Поэтому предлагаю прослушать текст и для начала озаглавить его.
(1) Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. (2)Сонце уже осветило дальний лес и речьку с низкими берегами. (3)С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. (4)На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. (5)К обеду в моем ведерке плескалась рыба. Но вот… .
Озаглавьте текст.
Определите тип и стиль речи.
Из первого предложения выпишите глагольное словосочетание.
Из второго предложения выпишите слова, в которых допущены ошибки.
Продолжите текст двумя-тремя предложениями.
Контроль усвоения знаний.
На этом этапе урока предлагаю учащимся выполнить следующее задание. Для этого понадобятся сигнальные карточки. Цель данной работы – определить на слух вид словосочетания. Если словосочетание глагольное, учащиеся поднимают карточки зеленого цвета. Если – именное, карточки – красного цвета. Особенность этого задания состоит в том, что среди словосочетаний есть предложения. Ребята должны быть предельно внимательными.
Над дубовой рощей
Прячется от стужи
Сделали кормушку
Долгая дорога
Падают листья
Капли дождя
Старый бор
Блестят на солнце
Бросилась к лесу
Хлынул ливень
Подведение итогов.
Какие знания и умения вы приобрели в процессе работы над темой сегодняшнего урока?
Что для вас оказалось трудным и непонятным?
Над чем стоит поработать еще?
Какое из заданий не вызвало у вас затруднений?
Домашнее задание.
Составить и записать 5 именных и 5 глагольных словосочетаний, выполнить их разбор. (указать вид словосочетаний).
Список используемой литературы:
Г. А. Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. Москва. Издательский дом – Генжер. 1998г.
Г. И. Блинов, В. А. Антохина. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации 5-9 классы. Москва. Просвещение. 1999г.
Н. Г. Ткаченко. Тесты по грамматике русского языка. Москва. Айрис – Пресс. 2006г.
infourok.ru
Открытый урок
Предмет: Русский язык
Класс: 6 «Б»
Учитель Аитова А.К
Урок №26 предмет: Русский язык дата: 05.12.2014 класс: 6 «Б»
Тема: Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании.
Цель урока: Дать общее понятие о словосочетании и научить уметь находить главное и зависимое слова.
Задачи: 1.Формирование навыка культуры речи и правильного произношения
2.Развитие творческих способностей учащихся
Обучающие: – обобщить знания по разделу «Морфология»
– отработать навыки грамотного письма
– устранить пробелы в знаниях учащихся по разделу «Орфография»
Развивающие: – формировать навыки схематического анализирования словосочетаний
– развивать умения определения типов словосочетаний
Воспитательные: – воспитание казахстанского патриотизма и гуманизма
– воспитание мотивов труда и добросовестного отношения к труду
– воспитание мотивов учения, положительного отношения к занятиям
– воспитание толерантности и любви к изучению русского языка
Оборудование урока: запись на доске, таблицы, схемы, ИКТ
Методы: словесные, наглядные, частично-поисковые, практические, самостоятельная работа.
Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, работа в паре.
Тип урока: изучение нового материала
Технология: ЛОО
ХОД УРОКА
І. Этап организации учащихся на урок.
Орг. момент. Активизация к учебной деятельности (дать условие «залога успеха») Приветствие, посещаемость учащихся.
ІІ. Актуализация.
Проверка домашнего задания
ІІІ. Формирование новых понятий и способов действия
Объявление темы урока и запись в тетради (дата, тема). Слайд №1, №2.
Что такое словосочетание (сөз тіркесі). Сочетание 2 (и более) знаменательных слов, одно из которых подчиняется грамматически и по смыслу, т.е. связано с помощью подчинительной связи. (сложное слово образовано из целых слов: словосочетание путем слияния).
ІV.Применение. Формирование основных навыков и умений.
Текст с .15. №48.
Выписать словосочетания. 1 Вариант
Внутренность леса, постепенно темнеет, алый свет, вечерней зари, медленно скользит, по корням и стволам деревьев, поднимается выше, все выше, переходит от веток, от нижних веток, к неподвижным игрушкам
Стр 99 «Наш Казахстан» 2 Вариант
3. Слайд №3
Внутренность леса алый свет
все выше лучше всех
очень высоко Переходит от веток
По характеру главного слова
– именные (имя сущ, прилаг, числит, местоим.) Примеры
– глагольные (спрягаемые формы глагола, прич, деепр)- наречные (наречие). Примеры стр.23 (р/я)
По способу подчинительной связи
1.согласование (связь при помощи окончания).
2.управление (связь + предмет)
3.примыкание (связь только по смыслу)
Слайд №5
По значению (смысловые связи между словами)
1.Предмет и его признак
2.Действие и предмет
3.Действие и его признак
Практическая работа
Стр. 59 (Дид.мат.) упр. 49,50, 51, 52,53 (повтор. правил)
Физминутка
По учебнику стр. 98 упр. 3 (І, ІІ, ІІІ уровни)
Воспитательный момент
Дид/мат №56, 57, 58, 59 (Эпитеты-слова преувеличения)
Тест
V. Информация о домашнем задании.
Д/з стр. 99 упр. 5, 7, 9. (разноуровневые упражнения)-выбор учащихся
VІ. Подведение итогов урока.
(Вопросы по теме «Словосочетание»)
VІІ. Рефлексия. ( «Сердце») Оценка урока. Выставление оценок.
infourok.ru
РУССКИЙ
ЯЗЫК
РАЗРАБОТКА УРОКА
6
КЛАСС
Урок по русскому языку в 6 классе
на тему:
Учитель русского языка:
Чульчаева М.М.
Тема: Словочетание. Простое предложение.
Цели:
1)обобщить, систематизировать и расширить знания
по теме;
2)закрепить практические умения и навыки использования;
3)воспитать чувство ответственности за порученное дело;
4)развивать навыки устной и письменной речи учащихся.
Задачи:
Научить применять словосочетание в предложении.
Выработать умение самим проверять и оценивать свою работу в процессе учебной деятельности.
Оборудование:
Доска, карточки, таблица, картина.
1.Проверка домашнего задания.
2.Индивидуальная работа по карточкам.
Задание для всех карточек: вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор выделенных слов.
Карточка 1. В работ… железо не ржаве..т.
Карточка 2. Из поговорк.. слова не вчкин..шь.
Карточка3. На чужбин.. и собака тоску..т.
3.Работа с предложением.
Найдите в данном предложении словосочетание с ошибкой.
Мы часто слушаем народный фольклор.
В чем заключается ошибка?
Запишите исправленный вариант предложения.
Подчеркните основу предложения.
4.Цифровой диктант.
Учитель диктует словосочетания,указывая в каждом главное слово.
Задача учащихся-определить правильность высказывания и в словосочетании с этим поставить + или-
1.Опытный наставник. Главное слово-наставник.
2.Первая стипендия. Главное слово – стипендия.
3.Бабушкин совет. Главное слово-бабушк5ин.
4.Заполнить анкету. Главное слово-заполнить.
5.Думать о будущем. Главное слово – будущем.
6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям.
В результате у учащихся в тетрадях, должна появиться такая запись: 1+,2+, 3+, 4+,5-, 6-.
5. РАБОТА СО СХЕМАМИ.
-Составь словосочетание по схемам:
Чей?
Существительное + Прилагательное
С кем?
Глагол + Существительное
О каком?
Прилагательное + Существительное
Работа по схемам
Откуда?
Существительное + Существительное
6. ИГРА «Кто вперед?»
Класс делится на 2 команды.
Задача каждой команды – разгадать и записать на доске словосочетание, зашифрованные в упражнении 28 (1-6 словосочетания – первой команде, 7-12 – словосочетания – второй команде).
К доске учащиеся выходят по цепочке.
После того, как все словосочетания будут разгаданы, проверяются орфографические ошибки.
7. БЕСЕДА.
Пришла зима.
Пришла зима?
Пришла зима!
От каких условий зависит выбор знаков завершения?
8. УПРАЖНЕНИЕ 30 (ПИСЬМО С КОММЕНТИРОВАНИЕМ).
9. УПРАЖНЕНИЕ 32
Какими знаками препинания разделяются однородные члены предложения? А если они соединены союзом И?
Если в четвертом предложении однородный член присоединить с помощью союза И, нужна ли будет запятая перед вторым союзом И?
Обоснуйте.
10. РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
Ворох листь..в сухих все с…льней и в..селей разг..рает(?)ся, и тр…щит и пыла…т костер.
-Вставьте пропущенные буквы.
– Сложное или простое предложение? Как вы определили?
-Объясните постановку запятой перед союзом И.
11.РАБОТА СО СХЕМАМИ.
Учитель составляет схемы предложений из упр. 36.
Перед учащимися ставится задача – дать предложению характеристику по схеме (сложное/простое, вид по цели высказывания, наличие однородных членов, объяснение знаков препинания).
12.СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
На доске написаны слова: ручка, брошюра, извещение, поражение.
Ученики устно анализируют подчеркнутые орфограммы, затем по памяти записывают слова в тетрадь.
–Что означает слово брошюра?
-А слово ручка?
-Почему при попытке дать толкование слову «ручка» ваши мнения разошлись? Как в лексике называются такие слова? (Многозначные)
13.РАБОТА СО СЛОВАРЕМ.
Посмотрите по словарю в конце учебника значения слов СОЛДАТ (1 ряд), ПРАЗДНИК (2 ряд), РУКАВ (3 ряд).
Многозначными или однозначными являются эти слова?
Есть ли между значениями одного слова что-то общее? Покажите это.
Итак, как оформляется словарная статья многозначного слова?
Учитель показывает ученикам запись:
ЛУК1, а, м. Растение
ЛУК2, а, м. Оружие или метание стрел.
Можно ли сказать, судя по этой записи, что слово ЛУК – многозначное? Почему?
14.ДИКТАНТ.
Учитель готовит аудиозапись с диктантом:
А ПОТОМ ПОЗВОНИЛ (пауза, чтобы учащиеся успели записать)
КРОКОДИЛ (пауза)
И СО СЛЕЗАМИ ПРОСИЛ (пауза) и т. д.
Прослушайте второе предложение (Читает).
Диктую по строчкам. (Диктует).
Сейчас я прочитаю текст целиком. Проверьте себя. Помните, что в первом предложении есть обращение и однородные члены. Обратите внимание на завершающий знак во втором предложении.
15. ИТОГ УРОКА.
16. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: упражнения 33,34.
infourok.ru
УРОК 6. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
22.07.2013 21814 01. Проверка домашнего задания.
2. Индивидуальная работа по карточкам.
Задание для всех карточек: вставить пропущенные буквы, сделать морфологический разбор выделенных слов.
К а р т о ч к а 1. В работ.. железо не ржаве..т.
К а р т о ч к а 2. Из поговорк.. слова не выкин..шь.
К а р т о ч к а 3. На чужбин.. и собака тоску..т.
К а р т о ч к а 4. Богатырь и на тигр.. поед..т.
3. Работа с предложением.
– Найдите в данном предложении словосочетание с ошибкой.
Мы часто слушаем народный фольклор.
– В чем заключается ошибка?
– Запишите исправленный вариант предложения.
– Подчеркните основу предложения.
– Есть ли в предложении группа подлежащего?
– Выделите группу сказуемого.
– Сколько словосочетаний в предложении?
– Какое слово является главным в этих словосочетаниях? Как вы это определили?
4. Цифровой диктант.
Учитель диктует словосочетания, указывая в каждом главное слово (он может делать это верно и неверно). Задача учащихся – определить правильность высказывания и в соответствии с этим поставить «+» или «-».
1. Опытный наставник. Главное слово – наставник.
2. Первая стипендия. Главное слово – стипендия.
3. Бабушкин совет. Главное слово – бабушкин.
4. Заполнить анкету. Главное слово – заполнить.
5. Думать о будущем. Главное слово – будущем.
6. Известный зрителям. Главное слово – зрителям.
7. Настойчиво убеждать. Главное слово – настойчиво.
8. Знать наизусть. Главное слово – знать.
9. По-летнему жаркий. Главное слово – жаркий.
В результате у учащихся в тетрадях должна появиться такая запись: 1+, 2+, 3-, 4+, 5-, 6-, 7-, 8+, 9+.
5. Работа со схемами.
– Составьте словосочетания по схемам:
6. Игра «Кто вперед?»
Класс делится на две команды. Задача каждой команды – разгадать и записать на доске словосочетания, зашифрованные в упражнении 28 (1–6 словосочетания – первой команде, 7–12 словосочетания – второй). К доске учащиеся выходят по цепочке. После того как все словосочетания будут разгаданы, проверяются орфографические ошибки.
7. Беседа.
– Чем словосочетания отличаются от предложений?
– Какова цель каждого высказывания?
Пришла зима.
Пришла зима?
Пришла зима!
– От каких условий зависит выбор знаков завершения?
8. Упражнение 30 (письмо с комментированием).
9. Упражнение 32.
– Какими знаками препинания разделяются однородные члены предложения? А если они соединены союзом и?
– Если в четвертом предложении однородный член присоединить с помощью союза и, нужна ли будет запятая перед вторым союзом и? Обоснуйте.
10. Итог урока.
– Для чего в языке служат словосочетания и предложения?
Домашнее задание: упражнения 33, 34
tak-to-ent.net
ТЕМА: Словосочетание как единица синтаксиса.
(Открытый урок)
ЦЕЛЬ урока: Сформировать представление о словосочетании как единице синтаксиса.
ХОД УРОКА:
1. Проверка д\з.
– Что изучается в таком разделе грамматики как синтаксис?
– Приведите примеры словосочетаний и предложений.
2. Заполнение таблицы ЗХУ (З и Х заполнены на прошлом уроке)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
|
| 1. Слова связаны по смыслу и грамматически |
|
| 2. Выделяется главное и зависимое слово |
|
| 3. Модель с\с показывает какими ч\р выражены главное и зависимое слова. 4. Не являются с\с: а) подл.+сказуемое; б) самост.+служеб. ч\р. |
3. Задание 1. (В парах)
Образуйте с\с (у одного конверт с началом, у второго с концом, маркером исправлять):
1. Радостному событие
2. Перепрыгнуть через лужа
3. Искренние слово
4. Смотреть окно
5. Громко чихнуть
6. Оглавление книга
7. Горячим кофе
8. Подарок родители
9. Красный от мороз
10. Восхищаться красота
11. Лежать на лужайка
12. Пройти по аллея
13. По тихий улицам
14. Ветки рябина
15. Летним вечер
16. Повеяло свежесть
17. Легкий ветерка
18. Незаметно стемнеть
19. Виднеется в сумерки
20. Смотрели с восхищение
21. На розовый подушка
infourok.ru