Словесные игры для малышей: Картотека словесных игр для детей 2 младшей группы | Картотека по развитию речи (младшая группа):

Содержание

Картотека словесных игр для детей 2 младшей группы | Картотека по развитию речи (младшая группа):

Картотека

словесных игр для детей

2 младшей группы.

Содержание:

Ладушки———————–3 стр.

Про сороку——————–4 стр.

Игра с пальчиками———5 стр.

Коза рогатая—————–6 стр.

Заинька————————6 стр.

На птичьем дворе———–7 стр.

У медведя во бору———–8 стр.

Конь—————————–9 стр.

Петушок———————-10 стр.

Хохлатка———————11 стр.

Сова—————————12 стр.

Уточка————————12 стр.

Птички———————–14 стр.

Солнечные зайчики——14 стр.

Курочка-рябушечка——15 стр.

Еду-еду———————–16 стр.

Птицы и автомобиль—-17 стр.

Вороны———————–17 стр.

Пчелки———————–18 стр.  

Позови свою маму——–20 стр.

Часы————————–20 стр.

Отзовись——————–20 стр.

Кто как кричит?———-21 стр.

Лягушка и лягушата—-21 стр.

Узнай по голосу———–22 стр.

Карусель——————–22 стр.

Зеркало———————-23 стр.

Гуси-гуси——————–23 стр.

Кто в домике живет?—-24 стр.

Каравай———————24 стр.

Ладушки

Цель игры:  формирование умения детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы.

Ход игры.

Дети садятся в кружок на стулья. Воспитатель занимает такое положение, чтобы его видели все, и говорит: “Дети, сейчас мы поиграем в игру “Ладушки”. Давайте похлопаем в ладоши! Хлоп! Хлоп! – хлопают в ладошки”.

Слова:

Ладушки, ладушки!

Где были? – У бабушки!

– Что ели? – Кашку!

– Что пили? – Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Шу-у-у- полетели!

На головку сели

Сели, посидели,

Прочь улетели!

Движения:

Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.

Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова “Прочь улетели” разводят руки в стороны и опускают на колени.

Играя повторно, воспитатель после слов “Где были?” делает паузу и ждет ответов детей: “У бабушки”; “Что ели?” – “Кашку”; “Что пили?” – “Бражку”.

В следующий раз всю потешку произносят дети вместе с воспитателем.

Про сороку

Цель игры: формирование умения детей слушать родное слово, улавливать ритм потешки, понимать, о чем в ней говорится.

Ход игры.

Дети садятся напротив воспитателя. Воспитатель указательным пальцем правой руки делает круговые движения по ладони левой руки (“варит кашку”), приговаривая:

Слова:

Сорока, сорока,

Сорока – белобока

Кашу варила.

На порог скакала,

Гостей скликала.

Гости на двор –

Кашу на стол.

Этому на тарелочке,

Этому на блюдечке,

Этому в чашечке,

Этому в мисочке,

А этому ничего не дала

Ты дров не таскал,.

Ты воды не носил

Ты каши не варил.

Вот тебе ложечка –

Свари сам себе кашку.

Тут пень, тут колода,

Тут дрова,

Тут горячая вода.

Движения:

Воспитатель и дети варят кашку” вместе.

Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.

Большой палец не загибается.

При повторении игры воспитатель предлагает детям помогать произносить потешку. После слов “этому” делает паузу, а дети заканчивают фразу: “на блюдечке”, “в чашечке”, “в мисочке”.

Игра с пальчиками

Цель игры: формирование умения слушать речь, понимать, о чем говорится в потешке, соотносить слова с действиями пальцев.

Ход игры. 

Воспитатель рассматривает на своей руке пальцы, говоря: “Это большой палец, а эти поменьше, а вот совсем маленький – мизинчик. Все они живут рядышком, как родные братья”.

Слова

“Пальчик-мальчик,

Где ты был?” –

“С этим братцем –

В лес ходил,

С этим братцем –

Щи варил,

С этим братцем –

Кашу ел,

С этим братцем –

Песни пел!”

Движения:

Воспитатель показывает большой палец и, обращаясь к нему, загибает по очереди пальцы.

“Какую песенку пел он с маленьким братцем?” – спрашивает воспитатель, обращаясь к детям. Дети предлагают спеть знакомую песенку (“Серенькая кошечка”, “Калинка”), и пальчики “пляшут” (дети поднимают руки и “пританцовывают” пальчиками).

Коза рогатая

Цель игры: развлечение детей, формирование умения их слушать стишок до -конца, понимать его.

Ход игры.

После того как дети рассмотрят картинку с изображением козы, воспитатель предлагает поиграть,

Дети стоят перед воспитателем, лицом к нему. Воспитатель, выставив указательный палец и мизинец, идет к детям, приговаривая:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,.

Глазками хлоп-хлоп,

Кто каши не ест,

Молока кто не пьет –

Забодает,

забодает,

забодает.

При слове “забодает” дети убегают от козы, а воспитатель их догоняет. В следующий раз козой можно выбрать кого-либо из детей и тогда он сам повторяет слова потешки.

Заинька

Цель игры: формирование умения детей согласовывать слова стихотворения с действиями.

Ход игры.

Дети становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает зайчика, он становится в центр круга. Воспитатель и дети ходят по кругу и приговаривают:

Заинька, по сеничкам

Гуляй, погуливай!

Серенький, по новеньким

Погуливай, гуляй!

Некуда заиньке выскочит,

Некуда серому выпрыгнут

Заинька, поскачешь –

Выскочишь,

Серенький, попляшешь –

Выпустят.

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, а зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.

На птичьем дворе

Цель игры: закрепление представления детей о том, как кричат домашние птицы, воспитание правильного звукопроизношения.

Ход игры.

Воспитатель предлагает детям послушать новое стихотворение:

Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда – Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора- Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху – Грру-грру-у-грру-грру-у! Наши курочки в окно – Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку!

“Как кричат уточки?” -спрашивает педагог. Дети отвечают. Так он уточняет, закрепляет с детьми произношение звуков.

В следующий раз воспитатель делит всех детей на группы – “уточки”, “гуси”, “индюки”. “Наши уточки с утра”, – говорит воспитатель,” а дети-уточки отвечают: “Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!” и т. д.

Эта игра приучает детей к выдержке. Всем хочется покричать, как уточки, а нельзя, надо уметь промолчать, подождать своей очереди.

У медведя во бору

Цель игры: развитие речевой активности детей, умения соотносить свои действия со словом, быстро реагировать на словесный сигнал, упражнять в произношении звука р.

Ход игры. 

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель садится перед ними и говорит: “Дети, сегодня мы поиграем в игру, которая называется “У медведя во бору”. Посмотрите на эту картинку (показывает картинку, на которой изображен медведь в лесу). Вот какой большой медведь гуляет в лесу, в бору. “Р-р-р”, – рычит медведь. Послушайте стишок про этого медведя:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит

И на нас рычит.

Как рычит медведь? Давайте играть. Сейчас мы выберем медведя. (При помощи считалки выбирают медведя. Считалки должны быть всегда очень короткими, чтобы дети долго не ждали. Воспитатель надевает на ребенка-медведя шапочку-маску.) Вот какой у нас медведь! А умеет он рычать?” “Р-р-р-р”,- рычит медведь.

“Дети, медведь будет жить вот здесь, в лесу (уводит водящего в сторону). Мы пойдем в лес и будем собирать грибы, ягоды. Как только медведь зарычит, мы сразу же побежим домой”, – объясняет правила игры воспитатель.

Слова:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру,

А медведь сидит И на нас рычит: “Р-р-р!”

Движения:

Дети и воспитатель имитируют сбор грибов и ягод, медленно приближаясь к лесу, где живет медведь.

Дети и воспитатель убегают, медведь их догоняет.

Конь

Цель игры: развитие речи детей, упражнение их в правильном звукопроизношении.

Ход игры.

Дети становятся друг за другом и изображают скачущих лошадок. Воспитатель становится так, чтобы дети его видели, и вместе с детьми произносит слова потешки (слова заранее заучиваются на занятии).

Слова:

Топ-топ-топ!

Ты скачи в галоп.

Ты лети, конь, скоро-скоро,

Через реки, через горы,

Все в галоп, в галоп, в галоп.

Гоп-гоп-гоп!

Тпру!.. – говорит воспитатель.

Игру можно повторить, меняя ребенка.

Движения:

Дети скачут по комнате, имитируя бег лошадки. Бег все убыстряется.

Дети останавливаются и тоже произносят “тпру…”.

 Петушок

Цель игры: развитие речевой активности детей, упражнение их в правильном звукопроизношении, закрепление представления о петушке.

Ход игры. 

Дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Посередине стоит стул для петушка. Воспитатель обращается к детям: “Дети, посмотрите, чья это шапочка? (Показывает яркую шапочку петушка.) Да, это петушок, давайте поиграем с ним. Сейчас мы выберем петушка считалочкой, на кого она укажет, тот и будет петушком”. (Выбирают при помощи считалки петушка, Ему надевают шапочку, и воспитатель говорит тихо (на ухо), что, когда он сядет на стул, должен громко пропеть “ку-ка-ре-ку”, как петушок.) Петушок садится на стул и громко кукарекает. Затем воспитатель и дети произносят слова:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь?

Что ты громко поешь?

Детям спать не даешь!

После слов “детям спать не даешь” воспитатель предлагает петушку несколько раз прокукарекать. Затем выбирают нового петушка.

Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, учит интонацией выделять вопрос, громко и певуче произносить “ку-ка-ре-ку. Игра повторяется 3-4 раза.

Хохлатка

Цель игры: упражнение детей в выразительном чтении стихотворения, закрепление представления о повадках курицы-наседки.

Ход игры. 

Воспитатель показывает картинку, на которой изображена курочка с цыплятами, рассказывает, как любит своих цыплят курочка, как они гуляют, выходят щипать траву, ищут червячков. “Послушайте, дети, я вам прочитаю стишок об этой курочке. Ее называют хохлаткой. Посмотрите, вот у нее хохолок торчит. Видите? Поэтому се и называют хохлаткой.

По дворику хохлатка,

По дворику хохлатка

С цыплятами идет.

Чуть дети зазеваются,

Шалят и разбегаются,

Сейчас к себе зовет:

“Куда? Остановитесь!

Куда, куда? Вернитесь!

Не смейте убегать!”

Давайте теперь поиграем. Я буду курочка-хохлатка, а вы мои цыплятки. Пойдемте гулять. Когда я скажу: “Вернитесь! Не смейте убегать!” – вы все прибежите ко мне”.

Курочка с цыплятками гуляет по дворику: ходят, собирают зернышки, затем расходятся в разные стороны.

Воспитатель приговаривает слова потешки. Дети стараются повторять за ней. Когда дети разойдутся по всей комнате, воспитатель останавливается и обращаясь к ним, произносит:

Куда? Остановитесь! Куда, куда? Вернитесь! Не смейте убегать!

Цыплятки бегут к своей маме. Игру можно повторить 3-4 раза.

Сова

Цель игры: формирование умения детей слушать стихотворение, понимать его смысл и действовать по сигналу.

Ход игры.

Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Воспитатель считалкой выбирает сову. Она садится на стул в середине круга.

Слова воспитателя и детей:

В лесу темно,

Все спят давно.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,

Летит, кричит.

Совушка-сова,

Большая голова,

На суку сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да вдруг – как полетит!

Движения;

Дети ходят по кругу. Остановившись, изображают спящих птиц.

Сова показывает, какая у нее большая голова. Вертит головой, смотрит по сторонам.

Услышав слова “как полетит”, дети убегают, а сова

их догоняет.

Желательно, чтобы до игры воспитатель показал детям картинку с изображением совы, рассказал об этой птице.

 Уточка

Цель игры: формирование умения детей действовать в соответствии со словами стихотворения, углубление их представления об уточке.

Ход игры. 

Воспитатель показывает игрушки – большую уточку и маленьких утят, рассматривает их с детьми, рассказывает о том, что уточки любят плавать. Впереди всегда плывет уточка, а за ней утята.

– Послушайте, дети, стихотворение про уточку:

Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу,

Детей своих вожу

Сама утя поплыву,

Детей своих поведу.

Давайте теперь поиграем. Уткой будет Лена (выбирают девочку постарше), а мы будем ее детки-утята.

Дети становятся в колонну и, обращаясь к уточке, произносят (вместе с воспитателем):

Уточка луговая,

Серая, полевая,

Где ты ночку ночевала?

Лена (вместе с воспитателем):

Под кустиком, под березкой.

Сама утя хожу,

Детей своих вожу,

Сама утя поплыву.

Детей своих поведу.

Лена становится впереди колонны. Дети то идут за ней по комнате, переваливаясь с ноги на ногу, то плывут, делая круговые движения руками перед грудью. Затем выбирают другую уточку, и игра продолжается.

Птички

Цель игры: упражнение детей в умении согласовывать слова и действия, активизация  речи детей.

Ход игры. 

Воспитатель обращается к детям: “Послушайте новое стихотворение про птичек:

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

Все люди глядели.

Как они садились,

Все люди дивились.

Кто хочет быть птичками? (Желающим воспитатель надевает шапочки птичек.) Мы все сядем на стульчики в сторонку и будем смотреть, как птички полетят, а потом сядут, посидят рядышком и полетят назад.

Дети и воспитатель произносят слова потешки, а птички выполняют соответствующие действия. Затем они выбирают новых птичек, и игра повторяется. Игру можно повторить несколько раз.

Солнечные зайчики

Цель игры: упражнение детей в произношении стихотворения в сочетании с движениями.

Ход игры. 

Воспитатель с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика и произносит стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Пусть воспитатель направит его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удастся поймать рукой солнечного зайчика.

Курочка-рябушечка

Цель игры: развитие у детей речевой активности, отрабатывание с ними вопросительной интонации, упражнение их в правильном звукопроизношении.

Ход игры. 

Воспитатель показывает картинку с изображением рябенькой курочки и объясняет, почему ее называют “рябушечкой”, затем предлагает детям поиграть. Считалкой выбирают курочку. Воспитатель надевает ей “шапочку, ставит перед детьми и начинает задавать вопросы. Курочка отвечает на них по подсказке воспитателя:

– Курочка-рябушечка, куда ты пошла?

– На речку.

— Курочка-рябушечка, зачем ты пошла?

– За водичкой.

– Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка?

–Цыпляток поить.

– Курочка-рябушечка, как цыплятки просят пить?

– Пи-пи-пи-пи! (Это произносят все дети.)

При повторном проведении игры воспитатель предлагает детям: “Давайте все вместе спросим у курочки, куда она пошла?” Дети вместе с воспитателем, стараясь воспроизвести вопросительную интонацию, спрашивают: “Курочка-рябушечка, куда ты пошла?” и т. д. Лучше выбирать курочкой детей застенчивых, робких, молчаливых,

Еду-еду

Цель игры: развитие у детей речевой активность, упражнение их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении.

Ход игры. 

Воспитатель читает детям стихотворение, спрашивает, понравилось ли оно, и предлагает поиграть- всем вместе поехать к бабушке и дедушке. Но перед тем, как повторить стихотворение, воспитатель спрашивает: “Как цокают копыта у лошадей?” Дети цокают: “Цок-цок-цок”. “Как мы остановим лошадку?” “Тпр-р-р”, – произносят дети. Затем воспитатель ставит детей в круг друг за другом, читает им стихотворение, а дети, “натянув вожжи”, движутся по кругу, производя действия в соответствии со словами стихотворения и стараясь произносить текст вместе с воспитателем.

Слова; Движения:

“Еду-еду Дети скачут галопом.

К бабе, к деду

На лошадке

В красной шапке.

По ровной дорожке Скачут на одной ножке.

На одной ножке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,. Прыгают на двух ногах “с кочки на кочку”,

Всё прямо и прямо,

А патом вдруг..,

В яму! Бух! Останавливаются.

Птицы и автомобиль

Цели: развитие у детей слухового внимания, умения двигаться в соответствии со словами стихотворения.

Игровые правила. Бегающие врассыпную по комнате дети- птички улетают только после слов «берегись, посторонись!». Каждая птичка должна найти свое гнездышко и сесть в него.

Игровые действия. Бег врассыпную, поиск своего гнездышка, имитация движений, использование атрибутов автомобиля (руль, шапочка с изображением автобуса или легковой машины). Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит: — Посмотрите, какой у меня руль. Я буду автомобилем, а вы птичками. Вы будете летать и прыгать на полянке (указывает на середину комнаты).

Прилетели птички,        Дети-птички «летают» и прыгают.

Птички-невелички,

Весело скакали,

Зернышки клевали.     Садятся на корточки, стучат пальчиками об пол.

Воспитатель поворачивает в руках руль, гудит и приговаривает:

— Автомобиль по улице бежит, пыхтит, спешит, гудок гудит. Тра-та-та, берегись, посторонись!

Дети-птички убегают от автомобиля. При повторении игры дети произносят слова вместе с воспитателем.

Вороны

Цели: развитие у детей слухового внимания, умения двигаться в соответствии со словами стихотворения; упражнение в правильном произношении звука р, учить говорить то громко, то тихо.

Игровые правила. Все движения надо выполнять только в соответствии со стихотворением; слова «кар-кар-кар» произносить по-разному: когда вороны летают — громко, когда засыпают — тихо.

Игровые действия. Имитация движений летающих, а затем засыпающих птиц; звукоподражание.

Ход игры. 

Дети изображают ворон, они стоят посреди комнаты и выполняют движения в соответствии с текстом, который говорит нараспев воспитатель. Слова «кар-кар-кар» произносят все дети.

Вот под елочкой зеленой     Дети бегают по комнате, размахивая руками, как крыльями.

Скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!» (Громко.)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (Громко.)

Только к ночи умолкают       Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар!» (Тихо.)

Игра проходит хорошо в том случае, если дети не раз наблюдали за вороной, за ее повадками: как широко она расправляет при полете крылья, как громко кричит.

Пчелки

Цели: упражнение детей в диалогической речи, в правильном произнесении звука ж; формирование умения действовать по словесному сигналу.

Игровые правила. Медведь догоняет улетающих пчелок только после звука «ж-ж-ж!». Пчелки стараются не попадаться медведю, поэтому улетают из леса. Кто за кругом, того ловить нельзя.

Игровые действия. Имитация летающих пчел; звукоподражание; бег; ловля «насекомых».

Ход игры. 

Воспитатель предлагает детям поиграть:

— Помните, мы видели пчелок на клумбе с цветами? Как они жужжали? (Дети вспоминают.) Пчелки собирают мед на цветах. Мишка-медведь тоже любит мед. Он подходит к домику- улью, где живут пчелки, и хочет забрать оттуда их мед. Пчелки его не пускают, прогоняют. А он их ловит. Но пчелки быстро улетают от него. Я буду пчелка-мама. Вы будете пчелки-дети. Мишку мы сейчас выберем считалочкой: «Раз, два, три, медведем будешь ты!».

На водящего надевают шапочку-маску. Медведь становится в стороне.

Слова пчелки-мамы

Полетели пчелки      Пчелки улетают (дети бегают по комнате, размахивая руками) и жужжат. Пчелки летят в улей (угол комнаты). Медведь направляется туда же.

Собирать мед с цветочков.

Мишка-медведь идет,

Мед у пчелок унесет,

Пчелки, домой!

Слова пчелок-детей

Этот улей — домик наш,    Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него.

Уходи, медведь, от нас:

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!     Медведь старается их поймать.

Дети-пчелки улетают за круг, очерченный на полу.

Для продолжения игры с помощью считалочки выбирается новый медведь.

Позови свою маму

Цели: закрепление правильного произношения звуков; развитие интонационной выразительности. 
Ход игры
У всех детей предметные картинки с детенышами животных. 
Воспитатель: 
– Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок)
– Кто у цыпленка мама? (курица) 
– Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку. 
Такая же работа проводится со всеми детьми. 


Часы


Цель: развитие речевого внимания детей.  
Ход игры
– Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом… ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «трик-трак… »
– Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз). 
– Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).


Отзовись


Цели: закрепление правильного произношения звуков; развитие интонационной выразительности. 
Ход игры.
– Это коза (показ картинки). 
– Она как кричит? 
– Кто у нее детеныш? 
– Это овца (показ картинки). Как она блеет? – А ее детеныш – ягненок как кричит? и т. д. Картинки выставляются на фланелеграф. 
Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют, чья мама или чей папа позовет детеныша, тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.  
Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Кто как кричит?


Цель: развитие речевого внимания детей. 
Ход игры.
У мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик – чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как? 

Лягушка и лягушата


Цель: развитие речевого внимания детей. 
Ход игры.
Воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают) . Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

Узнай по голосу


Цель: уточнение и закрепление правильного произношения звуков. 
Ход игры
Воспитатель показывает игрушки и спрашивает, кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал. 

Карусель

 Цели: формирование умения детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Ход игры.

Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца: «Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Давайте, дети, станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова: Еле, еле, еле, еле Завертелись карусели, А потом кругом, кругом — Все бегом, бегом, бегом. Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова: Тише, тише, не спешите, Карусель остановите, Раз и два, раз и два — Вот и кончилась игра. Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель». При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.

Зеркало

Цель: развитие речевой и двигательной активности детей.

Ход игры.

Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят: Ровным кругом, Друг за другом, Эй, ребята, не зевать! Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет, Будем дружно выполнять. Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Гуси-гуси

Цель: развитие у детей диалогической речи, выразительной речи.

Ход игры.

При помощи считалки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка – в другом, волк – в стороне. Слова хозяйки гусей: Ответы гусей: Гуси! Гуси! Га-га-га! Есть хотите? Да-да-да! Ну, летите! Нам нельзя! Почему? Серый волк под горой, Не пускает нас домой! Ну, летите как хотите, Только крылья сберегите! Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

Кто в домике живет?

Цель: закрепление представления детей о животных, умении правильно произносить звуки.

Ход игры.

Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4—5), Дети изображают знакомых им птиц или животных. Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит: «Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?» Дети отвечают: «Му-му-му», «Ме-е», «Мяу-мяу», «Бе-е, бе-е», «И-го-го», «Гага-га», «Ко-ко-ко». Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет. Если дети произносят звуки недостаточно хорошо, т. е. недостаточно четко и громко, воспитатель просит их повторить. Если на вопрос: «Кто в этом домике живет?» — дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», — воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» и т. п. Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается. Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого им надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.

Каравай

Цели: упражнение детей в правильном согласовании действий и текста, воспитание понимания различной величины предмета, развитие речевой и двигательной активности.
Ход игры. 

Дети и воспитатель становятся в круг.

 Слова:
 Как на Ванин день
 рожденья
 Испекли мы каравай.
 Вот такой…
 Вот такой…
 Вот такой…
 Вот такой…
 Каравай, каравай!
 Кого хочешь выбирай!

 Движения:
 Ходят по кругу, затем
 останавливаются,
 делают круг широким,
 сужают круг,
 приседают все,
 руки поднимают кверху и
 хлопают в ладоши.
 Ваня подходит к Гале,
 выводит ее в круг. Детн
 прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Дети в кругу пляшут.

Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Но можно вспомнить о том, что недавно был день рождения у Нины, у Светы, и первыми выбрать их в круг.

подборка с условиями, фото и видео

Словесные игры, то есть такие, в которых основное внимание уделяется речевому общению, словам и действиям, считаются самыми трудными из обучающих, особенно для младших дошкольников. Логическое и абстрактное мышление у детей четвёртого года жизни ещё не сформировано, они мыслят на основе действий с предметами, непосредственного восприятия образов «здесь и сейчас». Однако и в этом возрасте возможны игры на основе речи. Взрослым необходимо лишь подобрать соответствующие возможностям детишек задания, проявить свои творческие и артистические способности.

Содержание

  • 1 Игры без использования наглядности

    • 1.1 Таблица: примеры словесных игр с детьми младшей группы на основе текстов

  • 2 Словесные игры для младшей группы с использованием наглядных пособий

    • 2.1 Таблица: примеры словесных дидактических игр с опорой на наглядность

    • 2.2 Фотогалерея: стимульный материал для игр в младшей группе

Игры без использования наглядности

Словесные игры с самыми маленькими воспитанниками детсада бывают двух видов: с опорой только на речь и с частичным использованием наглядного материала или предметов. Среди игр первого вида различают:

  • игры — «добавлялки»;
  • обыгрывание литературных произведений и фольклора;
  • пальчиковые игры.

Во всех трёх вариантах таких игр есть общее правило — они проводятся на основе хорошо знакомого детям текста. Малышам нужно выполнить несложные задания: добавить слово в стишок или загадку, показать озвучиваемые в произведении действия жестами, мимикой, движениями пальчиков или ладошек. Поскольку у детей младшего дошкольного возраста высоко развита подражательность, взрослый, который проводит игру, должен иметь правильную грамотную речь, быть позитивно настроен и уметь выразить нужные эмоции. От того, как воспитатели или родители подадут игру, зависит желание малышей и в дальнейшем заниматься этим видом деятельности.

Словесные игры в семье помогают установить тесный эмоциональный контакт между родителями и детьми

Таблица: примеры словесных игр с детьми младшей группы на основе текстов

Название и задачи игрыСодержание
«Добавь словечко»
Учить детей внимательно следить за ходом повествования, вслушиваться в звучание слов, добавлять слово, подходящее по смыслу. Развивать внимание, формировать первое представление о рифме. Воспитывать интерес к художественному слову, фольклору.
Берётся простое, понятное детям стихотворение, с которым они уже знакомы (но не учили наизусть). Воспитатель читает строку, делая паузу перед последним словом, дети должны произнести это слово.
Для этой игры подходит фольклор
(«Водичка, водичка», «Ладушки», «Киска, брысь!»), а также стихи А. Барто из цикла «Игрушки», Корнея Чуковского «Закаляка», «Курица».
«Отгадай загадку»
Развивать логическое мышление и речь детей, вызвать интерес к отгадыванию загадок, воспитывать умение дослушать загадку до конца и только потом называть отгадку.
Взрослый читает загадку, отгадка в которой рифмуется с основным текстом, дети говорят отгадку. Со второй половины года можно вводить загадки, ответ на которые не рифмуется, его нужно найти, ориентируясь только на содержание текста.
Загадки-рифмовки:
  • Жёлтые комочки,
    Лёгкие, как вата!
    Бегают за квочкой
    Это кто? (Цыплята).
  • Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый — краса!
    А зовут её (лиса).
  • Молодчина эта Лина:
    Лепит всё из (пластилина).
  • Четыре колеса,
    Резиновые шины,
    Мотор и тормоза.
    И что это? (Машина).

Загадки без рифм:

  • По деревьям — скок да скок,
    Порхает рыжий огонёк. (Белка).
  • Летом ходит без дороги
    Между сосен и берез,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза пряча нос. (Медведь).
  • Мягкие лапки,
    А в лапках царапки. (Кот).
«Покажем кукле стихотворение»
Учить детей произносить отдельные фразы стихотворного текста, сопровождая их соответствующими действиями. развивать связную речь, интонационную выразительность, внимание. Воспитывать любовь к литературе и фольклору, театрализованной деятельности.
Воспитатель:
— Ребята, к нам в гости пришла кукла Оля. Она любит слушать стихи, а вы знаете много интересных стихотворений. Давайте их не только расскажем Оле, но и покажем.

Педагог произносит стихотворение либо потешку, показывая нужные жесты, движения, а воспитанники повторяют за ним.
Например:
  • Совушка-сова (дети машут руками, как крыльями),
    Большая голова («нарисовали» руками круг),
    На пеньке сидит (присели),
    Головой вертит (повороты головы в стороны),
    Крыльями хлоп-хлоп! (прямыми руками хлопают по бокам).
    Ножками топ-топ (топают)!

Для обыгрывания подходят потешки «Гу-ту-ту», «Сорока-ворона», «Ладушки», стишки «У медведя дом большой», «Зайка серенький сидит», песенки «Я пеку, пеку», «Серенькая кошечка».

Пальчиковые игры
Развивать связную речь детей, совершенствовать мелкую моторику, скоординированность речи и движений пальцев руки, ладоней. Воспитывать организованность, любовь к совместным играм, усидчивость.
Эти игры схожи с обыгрыванием, но все действия в них изображают движениями пальцев рук и ладоней.
  • Это — глазки. Вот, вот.
    Это — ушки. Вот, вот.
    Это — нос, это — рот.
    Там — спинка. Тут — живот.
    Это — ручки. Хлоп-хлоп.
    Это — ножки. Топ- топ.
    Ох, устали, вытрем лоб!
    (Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом).
  • Этот пальчик — дедушка,
    Этот пальчик — бабушка,
    Этот пальчик — мамочка,
    Этот пальчик — папочка,
    Этот пальчик — я.
    Вот и вся моя семья!
    (С каждой строкой дети загибают по одному пальчику, начиная с большого).
  • На кроватке мы поспали,
    (Руки под щёку).
    Вещи в шкаф уже убрали.
    (Свободно двигаем руками – «убираем вещи»).
    Мы на стуле посидели.
    (Ладонью одной руки накрываем кулак другой).
    И за столиком поели.
    (Вращательные движения рукой с воображаемой ложкой).
  • Праздник приближается,
    (поднимают руки и опускают).
    Ёлка наряжается.
    (разводят в стороны).
    Мы развесили игрушки
    (хлопки ладошками):
    Бусы, шарики, хлопушки.
    (сжимают и разжимают пальчики).
    А здесь фонарики висят,
    (ручки вверху — «фонарики»).
    Блеском радуют ребят
    (хлопки в ладоши).
  • С мамой мы белье стирали
    (Ребёнок трёт один кулачок о другой).
    В речке вместе полоскали
    (Водит раскрытыми ладонями вправо-влево, имитируя полоскание белья).
    Выжали, повесили
    (Сжимает и разжимает кулачки, имитируя развешивание белья).
    – То-то стало весело!
    (Выполняет круговые движения кистями рук, ладони вверх, пальцы разведены в стороны).

Обыгрывание стихотворных произведений — обожаемый младшими дошкольниками вид деятельности

Без наглядности в младшем дошкольном возрасте проводят и упражнения на развитие речевого дыхания, формирование правильного звукопроизношения и артикуляции «Песенка комара, пчёлки, паровозика», «Послушный язычок», «Скажи, как я». Воспитатель или родители чётко произносят звуки, указывают на правильное положение губ и языка при этом, ребёнок повторяет по их образцу.

Словесные игры для младшей группы с использованием наглядных пособий

Кроме обычных словесных игр, в работе с младшими дошкольниками используют дидактические игры с опорой на наглядность (предметы, предметные и сюжетные картинки). Малыши четвёртого года жизни должны воспринять большой объём информации, узнать много новых слов, усвоить различные их формы (уменьшительные, множественное число), поэтому помощь в виде наглядного пособия сделает игру и оживлённее, ярче и чуть доступнее для детского понимания.

Рассматривание предметных картинок поможет малышам составить представление о предметах, с которыми они встретятся в игре

Словесные игры служат не только для развития речи дошкольников. В них дети закрепляют знания об окружающем мире, предметах и живых существах, явлениях природы, профессиях, семье, общественных явлениях. Тематика игр должна быть разнообразной, охватывать весь предусмотренный программой объём знаний, который воспитанникам предстоит усвоить в течение учебного года. Соответственно, богатым будет и наглядный материал к играм.

Таблица: примеры словесных дидактических игр с опорой на наглядность

Название и задачи игрыСодержание
«Большой — маленький»
Формировать у детей умение различать и называть величину предметов, развивать логическое мышление, связную речь, внимание, воспитывать сосредоточенность, усидчивость, познавательную активность.
Для игры используют серию картинок, на которых изображены пары предметов разного размера (большая ель и маленький гриб, большой дом и маленькая будка и т. д.), воспитатель предлагает малышу рассмотреть изображение и рассказать, что здесь большое, что маленькое. Если ребёнок затрудняется, ему дают образец: «Кот большой, а мышка маленькая». Как вариант педагог может произносить первую часть предложения, а ребёнок вторую.
«Какой, какая, какое?»
Активизировать словарь прилагательных, учить определять и правильно называть свойства предметов, развивать речь, мышление, любознательность, память.
Детям дают предметные картинки, просят внимательно рассмотреть их и назвать, что за предмет изображён и какой он: «Это солнышко, оно жёлтое. Это помидор. Он круглый, красный». Воспитателю следует поощрять ребёнка к описанию тех свойств предметов, которые нельзя увидеть на картинке: «Солнышко тёплое, помидор вкусный, спелый, бубен звонкий и т. д.» Описание по памяти возможно лишь в случае, если в группе ведётся систематическая работа по обогащению словаря детей во время занятий, прогулок и других режимных моментов.
«Мамы и детёныши»
Закрепить знание детьми названий животных и их детёнышей, развивать умение строить простые предложения, воспитывать любовь к животным, желание о них заботиться.
Детям предлагают картинки (можно в виде пазлов) или фигурки животных и детёнышей, просят найти и привести каждого малыша к маме. Когда пары составлены, ребёнок и воспитатель их описывают: «У коровы — телёнок, у собаки — щенок, у кошки — котёнок».
«Найди пару»
Развивать логическое ассоциативное мышление детей, учить описывать свой выбор связными фразами, предложениями. Воспитывать сосредоточенность, умение выполнить задание полностью.
В этой игре необходим набор картинок, связанных в логические пары: ёлка и ёлочная игрушка, кот и миска молока, катушка ниток и иголка. Дошкольники составляют пары и рассказывают в произвольной форме, почему они соединили именно эти картинки. Учитывая возраст детей, воспитатель должен не полагаться на их опыт, а первые два-три раза самостоятельно составить пары картинок и описать, почему они схожи.
«Позови игрушку ласково»
Закрепить знание уменьшительных форм существительных, учить образовывать их, развивать грамматический слух, внимание.
Воспитатель выставляет на столе перед детьми коробку с игрушками, говорит: «Сегодня игрушки пришли поиграть с нами, но они грустят и прячутся. Они будут играть лишь тогда, когда мы ласково их позовём. Что это? (Машина). Как назвать её ласково? (Машинка). Юра, позови машину ласково. Дети, давайте вместе её позовём». После этого машину ставят на стол перед детьми. Аналогично действуют со всеми игрушками, после чего дети играют с ними. Можно предложить обратиться к игрушкам и с другими ласковыми словами: «Ты красивая, ты весёлая, иди к нам, мы с тобой поиграем».
«Скажи наоборот»
Активизировать употребление в речи детей слов-антонимов, развивать мышление, обогащать словарный запас, воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.
Эта игра сложна для младших дошкольников, потому что малое количество признаков основано на зрительном восприятии, многие свойства и качества ребёнку нужно уяснить и осмыслить на уровне эмоций, а с некоторыми он знакомится при непосредственном восприятии. Поэтому в качестве наглядных пособий применяют картинки с изображением эмоций (злой — добрый, весёлый — грустный), а также предметы, изготовленные из различных материалов. Обследуя их, сравнивая и называя свойства, дети запоминают и слова с противоположным значением: «Кубик деревянный, он твёрдый. Уточка резиновая, она мягкая. Мячик гладкий, а мишка пушистый».
«Кто где спрятался?»
Активизировать употребление в речи предлогов, закрепить названия мебели, развивать связную речь, умение высказать свои мысли.
Для игры нужен набор кукольной мебели (стол, стул, шкаф) и мелкие игрушки. Воспитатель расставляет игрушки в произвольном порядке, рассказывает, кто где спрятался, а потом просит повторить: «Неваляшка стоит на столе, зайчик спрятался под стул, мишка залез в шкаф и т. д.»
«Кто что делает?»
Учить детей правильно употреблять глаголы в предложении, развивать грамматический слух, внимание, связную речь.
В этой игре не обойтись без картинок с изображением действий. Дети рассматривают их, а после с помощью педагога описывают, что делают изображённые на картинках люди или зверята: «Девочка поливает цветы. Бабушка вяжет шарфик. Дети купаются в реке. Кот пьёт молоко. Кролик ест траву».
«Да или нет?»
Развивать логическое мышление, умение определять и правильно называть признаки предмета, воспитывать любовь к логическим играм.
Воспитатель показывает детям игрушку-лисичку и сообщает, что она хочет с ними поиграть, но нужно быть очень внимательными, потому что лисичка любит обманывать, хитрить. Далее демонстрирует картинки или предметы, описывая их от имени лисички с ошибками: «Что это? (Это яблоко). Яблоко зелёное? (Нет, оно красное). Кто это? (Это зайчик). У зайчика хвостик длинный? (Нет, короткий)».

Представления о схожих и противоположных свойствах предметов ребёнок получает в процессе непосредственного обследования их

Фотогалерея: стимульный материал для игр в младшей группе

Предметы для сравнения размера лучше подбирать контастные, чтобы ребёнку было проще сориентироваться
Предметные картинки для игры «Какой, какая?» обладают ярко выраженными признаками и малым количеством дополнительных деталей, которые могут отвлекать малышей
Игра «Мамы и детёныши» также бывает оформлена в виде пазлов
Игру «Подбери пару» можно изготовить самим или купить в специализированных магазинах
Для описания действий летям младшей группы предлагают не фото, а рисунки

Большую пользу малышам приносят и подвижные игры с хоровым произнесением слов, такие как «Гуси-гуси», «Надувайся, пузырь», «Каравай». Поскольку их проводят на свежем воздухе, дети могут не только поупражняться в правильном выговаривании слов, но и произносить быстро и медленно, громко и тихо, что учит их управлять силой голоса и темпом речи. Воспитателю необходимо следить, чтобы малыши не кричали слишком громко,потому что это вредно для речевого аппарата.

Огромную ценность представляют народные подвижные игры: в них дети знакомятся с замечательными образцами фольклора, познают красоту родной речи

Словесные игры — прекрасное средство ознакомления детей не только с родной речью, но и с окружающим миром, явлениями социума и природы. Однако применение их в младшей группе требует от воспитателя и родителей хорошего знания детской физиологии и психологии. Необходимо подбирать такой материал для игр, чтобы малыши не переутомлялись, а получали всестороннее развитие, доступную их возрасту информацию и радость от общения со взрослым и сверстниками.

  • Автор: Марина Яковлева