Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №25 «Рябинушка»
г. Мичуринска Тамбовской области
воспитатель Благова М.М
Картотека дидактических игр
по развитию речи в старшей группе
«Какой? Какая? Какое?»
Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными по теме «Продукты питания»
Материал: предметные картинки с изображением продуктов питания.
Ход игры: ребенок выбирает предметную картинку, воспитатель задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Каша (какая?) – вкусная, горячая, манная…
Чай (какой ?) – сладкий, теплый, душистый….
Яблоко (какое ?) – кислое, круглое, румяное…
«Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход игры: воспитатель называет словосочетание и бросает мяч ребенку. Ребенок должен вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково:
Зима холодная – зимушка холодненькая
Руки чистые – ручки чистенькие
Кошка серая – кошечка серенькая
Помидор красный – помидорчик красненький
«Узнай по описанию»
Цель: учить составлять описательные загадки о фруктах, ягодах, овощах, грибах.
Материал: предметные картинки с изображением фруктов, ягод, овощей, грибов.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать картинку и самостоятельно составить описательную загадку о том, что на ней изображено:
«Есть ножка, шляпка, растет на пнях целыми семьями…»
«Съедобные – ядовитые»
Цель: закреплять знания о съедобных и ядовитых грибах. Материал: карточки с картинками грибов; корзинка.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать картинку, и определить какой это гриб, если съедобный положить в корзинку, если ядовитый оставить на столе.
«Мой. Моя. Мое. Мои»
Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.
Материал: карточки с предметными картинками.
Ход игры: воспитатель предлагает детям выбрать картинку и определить какое местоимение подойдет к предмету, изображенному на ней, и произнести вслух:
Очки мои
Кукла моя
Стул мой
Яблоко мое
«Кто где живет?»
Цель: закреплять место обитания животных, упражнять в употреблении предложного падежа существительного.
Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети должны его закончить:
Лиса живёт в ….
Медведь зимует в… .
У волка в лесу…
Белка живёт в … .
Собачий дом – …
Свинья живет в ….
Птица вьет …..
У скворцов есть….
«Закончи предложение»
Цель: упражнять в употреблении нужного слова в определенном падеже, чтобы предложение имело смысл.
Ход игры. Воспитатель называет слово и предлагает его изменить соответственно смыслу предложения:
Машина.
По дороге ехала грузовая ….
Колесо прокололось у ……
Домой я доберусь на …..
Мой папа – водитель ….
Мягкое сиденье в нашей ….
«Кто что делает»
Цель: закрепить употребление глаголов в профессиях людей.
Оборудование: мяч.
Ход игры: воспитатель бросает мяч ребенку и называет профессию, ребенок возвращает мяч и называет действия людей данной профессии:
Доктор лечит.
Пожарный….
Учитель…
Балерина…
«Какое блюдо?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Ход: воспитатель говорит начало предложения, дети заканчивают по смыслу, опираясь на опорные слова:
Суп из гороха…..
Котлеты из рыбы…..
Салат из свеклы…….
Гуляш из курицы…..
Начинка из яблок…..
«Улетели птицы»
Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.
Ход: воспитатель задает детям вопросы, они отвечают.
Нет (кого?) – нет лебедя, утки, воробья, голубя…
Нет (кого?) – нет лебедей, уток, воробьев, голубей….
«Назови одним словом»
Цель: учить устанавливать сходство и различие предметов по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Ход игры. На столе выкладывается по четыре картинки, три из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к какой-нибудь другой группе. Детям дается задание: рассмотрите картинки и определите, какая из них лишняя. Неподходящую картинку переверните, а оставшиеся назовите одним словом».
Каждый участник исключает лишнюю картинку по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильное выполнение дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
«Зоопарк»
Цель: Расширять словарный запас детей на тему «Зоопарк». Продолжать знакомить детей с многообразием слов.
Ход: Дети называют животных, птиц, рыб, которые живут в «Зоопарке». Воспитатель каждый раз акцентирует внимание детей на термине «слово». За названные слова дети поощряются фишками. У кого фишек больше, тот и победитель.
«Найди рифму»
Цель: Развивать фонематический слух детей, умение подбирать слова схожие по звучанию.
Ход: Воспитатель называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей, ребенок называет слово- рифму и возвращает мяч обратно:
галка-палка,
мышка-мишка,
печка-свечка.
«Спортсмены»
Цель: Активизировать словарь детей по теме «Спорт». Формировать звуко-слоговую структуру слова. Развивать грамматический строй речи, образование слов в мужском и женском роде.
Ход игры:
Занимается спортом (кто) – спортсмен, спортсменка
занимается гимнастикой – гимнаст, гимнастка
занимается фигурным катанием – фигурист, фигуристка
занимается теннисом – теннисист, теннисистка
занимается акробатикой — акробат, акробатка
катается на лыжах – лыжник, лыжница
бегает на коньках – конькобежец, конькобежка
играет в футбол – футболист, футболистка
играет в хоккей – хоккеист, хоккеистка
играет в шахматы — шахматист, шахматистка
стреляет из лука — лучник, лучница
ездит на велосипеде — велосипедист, велосипедистка
ездит на мотоцикле — мотоциклист, мотоциклистка
прыгает в высоту, в длину – прыгун, прыгунья
прыгает с парашютом — парашютист, парашютистка
плавает – пловец, пловчиха.
«Чем (кем) был раньше?
Цель: Развивать мышление, расширить словарь. Закрепить падежные окончания.
Оборудование: мяч.
Ход игры:
Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.
Воспитатель, бросая мяч ребёнку, называет предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:
цыпленок – яйцом,
лошадь – жеребенком,
корова – теленком,
дуб – желудем,
рыба – икринкой,
яблоня – семечком,
лягушка – головастиком,
бабочка – гусеницей,
хлеб – мукой,
шкаф – доской,
велосипед – железом,
рубашка – тканью,
ботинки – кожей,
дом – кирпичом.
Дидактическая игра “Дом, в котором мы живем” Автор: Зверева Олеся Борисовна МБДОУ детский сад “Детство” комбинированного вида детский сад № 160 г. Нижний Тагил. Предназначена для самостоятельной игры детей и совместной организации образовательной деятельности воспитанников с родителями или педагогами. Цель: Создание условий для оптимизации процесса сенсорного развития младших дошкольников через обеспечение накопления представлений о цвете, форме и величине предметов. Ход игры: 1 этап: v Первый этаж зеленого цвета. Чтобы добраться до игры, нужно расстегнуть карабин и молнию. За зелеными створками ребенок находит игру “Цветик-семицветик”. Каждый лепесток застегнут на пуговку. За лепестками пирамидка. Каждая деталь пирамидки на липучке. Задачи 1 этапа игры: 1. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании; 2. Знакомить с формой предмета, цветом, размером; последовательностью предметов; 3. Учить группировать по размеру; 4. Знакомить с различными материалами (различные виды ткани). 2 этап: Ход игры: v Второй этаж красного цвета. Для того что бы найти игру, “Мы едем, едем, едем….” ребенку нужно расстегнуть два крючка и расшнуровать створки. Перед ребенком открывается грузовичок, в кузове которого лежат тактильные геометрические фигуры. Дверь кабины закрывается на крючок, за прозрачное окно ребенок может посадить свою фотографию или картинку шофера. Огни светофора на липах. Солнышко на кнопке. Задачи 2 этапа игры: 1. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, прикладывании; 2. Знакомить с формой предмета, цветом, размером; последовательностью предметов; 3. Способствовать запоминанию геометрических фигур; 4. Развивать воображение. 3 этап: Ход игры: v Третий этаж синего цвета. Застегнут на пряжку, две разные по размеру пуговицы и кнопку. За дверцами игра “Протяни дорожку”. Ребенок с помощью шнурка соединяет колечки одного цвета с картинкой, относящейся к этому персонажу. Задачи 3 этапа игры: 1. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук, мелкую моторику пальцев при застегивании, расстегивании, продевании; 2. Развивать логику, воображение. Результат: у детей развита мелкая моторика пальцев рук, пальчики становятся более чувствительными. Дети знают форму предметов, цвет, размер, последовательность предметов, умеют группировать предметы. Знают геометрические фигуры. Получают навыки самообслуживания (умеют застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, молнии). Становится более развитой логика и воображение.
|
Jigsaw — это стратегия совместного обучения, которая позволяет каждому учащемуся «домашней» группы специализироваться в одном аспекте темы (например, одна группа изучает места обитания тропических лесных животных, другая группа изучает хищников тропических лесных животных). Студенты встречаются с членами других групп, которым назначен тот же аспект, и после освоения материала возвращаются в «домашнюю» группу и преподают материал членам своей группы. При этой стратегии каждый учащийся в «домашней» группе служит частью головоломки по теме, и когда они работают вместе как единое целое, они создают полную головоломку.
Когда использовать: | Перед чтением | Во время чтения | После прочтения |
Как использовать: | Индивидуально | С небольшими группами | Установка для всего класса |
Примечание: Важно, чтобы назначенный материал для чтения был на соответствующем учебном уровне (точность чтения 90–95%).
Зайдите в класс второго класса Кэти Дойл в Эванстоне, штат Иллинойс, чтобы увидеть, как ее ученики используют стратегию головоломки, чтобы глубже понять тему садоводства и поделиться тем, что они узнали. Джоанна Мейер, наш директор по исследованиям, представляет стратегию и рассказывает о важности тщательного планирования и организации, чтобы сделать эту стратегию действительно эффективной.
Узнайте, как использовать стратегию головоломки в различных областях контента, включая исследования авторов, письмо и математику. См. пример >
Узнайте, как одна учительница использовала мозаику, чтобы помочь своим ученикам разработать собственное определение сказки, и как ее ученики отреагировали на самостоятельную деятельность. См. пример >
Посетите Jigsaw Classroom, сайт, посвященный обучению учителей тому, как использовать мозаику, чтобы «уменьшить расовые конфликты среди школьников, способствовать лучшему обучению, повысить мотивацию учащихся и повысить удовольствие от обучения». В нем также рассказывается, как учителя могут способствовать реализации стратегии с несколькими различными типами учащихся. См. пример >
Аронсон, Э. (2000-2008). Jigsaw Classroom: Обзор техники.
Аронсон Э. и Гуд Э. (1980). Подготовка учителей к обучению методом мозаики: Пособие для учителей . В S. Sharan, P. Hare, C. Webb и R. Hertz-Lazarowitz (Eds.), Сотрудничество в образовании (стр. 47-81). Прово, Юта: Издательство Университета Бригама Янга.
Аронсон, Э., и Патно, С. (1997). Класс головоломки: построение сотрудничества в классе (2-е изд.). Нью-Йорк: Аддисон Уэсли Лонгман.
Кларк, Дж. (1994). Кусочки головоломки: метод головоломки. В С. Шаран (ред.), Справочник по методам совместного обучения . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press.
Колорин Колорадо. (2007). Совместные стратегии обучения.
Кроун, Т.С., и Портильо, М.К. (2013). Вариации мозаики и отношение к обучению и себе в когнитивной психологии. Преподавание психологии , 40(3), 246–251. https://doi.org/10.1177/0098628313487451
Хэтти, Дж. (2017). 256 влияний, связанных с достижениями. Видимое обучение.
Право Ю.-К. (2011). Влияние совместного обучения на улучшение целей достижения пятиклассников из Гонконга, автономной мотивации и навыков чтения. Журнал исследований чтения , 34 (4), 402–425. https://doi.org/10.1111/j.1467-9817.2010.01445.x
Морено, Р. (2009). Построение знаний с помощью учебной программы на основе агентов: сравнение совместного и индивидуального создания смысла. Обучение и инструкции , 19(5), 433–444. https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2009.02.018
Московиц, Дж. М., Малвин, Дж. Х., Шеффер, Г. А., и Шапс, Э. (1985). Оценка головоломки, метод совместного обучения. Современная педагогическая психология, 10(2), 104–112. https://doi.org/10.1016/0361-476X(85)-6
Славин Р.Е. (1980). Совместное обучение в группах: современное состояние . Педагог-психолог, 15, 93-111.
Славин Р.Е. (1995). Совместное обучение: теория, исследования и практика (2-е изд.). Бостон: Аллин и Бэкон. Тирни, Р. (1995) Стратегии и практики чтения. Бостон: Аллин и Бэкон.
А. Станчак, К. Дарнон, А. Роберт, М. Демолльен, К. Санрей, П. Брессу, П. Хьюге, К. Букс, Ф. Бутера и Консорциум PROFAN . (2022). Улучшают ли классы-головоломки результаты обучения? Пять экспериментов и внутренний метаанализ. Журнал педагогической психологии , 114(6), 1461-1476.
ОБНОВЛЕНО: 23 марта 22
Устная речь — это один из самых важных навыков, которыми могут овладеть ваши ученики — как для социального, так и для академического успеха. Учащиеся используют этот навык в течение дня, чтобы обрабатывать и предоставлять инструкции, делать запросы, задавать вопросы, получать новую информацию и взаимодействовать со сверстниками.
Будучи учителем, вы можете многое сделать во время своих ежедневных уроков, чтобы поддержать развитие сильных навыков устной речи у ваших учеников. Сегодняшний пост, выдержка и адаптация из Dyslexia, Dysgraphia, OWL LD и Dyscalculia, от Berninger & Wolf, дает вам 14 идей для поддержки развития устной речи у ваших вербальных учеников. Эти стратегии обучения могут помочь учащимся с определенными языковыми нарушениями (включая дислексию), и , они также могут улучшить языковые навыки других ваших учащихся. Попробуйте их и посмотрите, какие из них лучше всего подходят для ваших учеников!
Поощряйте разговор.Каждое социальное взаимодействие дает учащимся новую возможность попрактиковаться в языке. Некоторым из ваших учеников может понадобиться небольшое руководство от вас, чтобы участвовать в беседах, поэтому инициируйте взаимодействие, когда можете. Задавайте вопросы, перефразируйте ответы учащегося и давайте подсказки, побуждающие к продолжению устного разговора.
Синтаксическая структура модели.Ваши учащиеся могут не использовать полный устный синтаксис в неформальной речи, но поощряйте их делать это, когда они находятся в классе. Когда учащийся использует фрагментированный синтаксис, смоделируйте ему полный синтаксис. Это развивает навыки устной речи и , дает учащимся возможность попрактиковаться в навыках, необходимых для овладения письменной речью.
Поддерживайте зрительный контакт.Поддерживайте зрительный контакт с учащимися во время обучения и побуждайте их делать то же самое. Поддержание зрительного контакта поможет учащимся оценить внимание своей аудитории и настроить свой язык, громкость или организацию своей речи. Это поможет их лучше понять, общаться более четко и успешно интерпретировать невербальные сигналы об их ясности.
Напомните учащимся говорить громко и четко произносить слова.Попросите учащихся почувствовать мышцы, используемые для речи, когда они говорят, и следить за их громкостью и артикуляцией. Напомните им, что четкая и достаточно громкая речь необходима для удержания внимания группы и эффективного обмена информацией и мнениями.
Предложите учащимся обобщить прослушанную информацию.Предложите учащимся устно резюмировать или иным образом обсудить услышанную информацию. Это должно начинаться в детском саду и продолжаться со все более сложными вопросами по мере взросления учащихся. Научите студентов просить разъяснений, когда они чего-то не понимают, и подчеркните, что они могут спросить вас напрямую или задать вопросы однокурсникам.
Модель и руководство по построению предложений.Некоторым учащимся трудно начать с формулировки предложения. Произнесение за ученика начального слова или фразы может помочь ему структурировать свой ответ. Дайте учащимся время подумать и сформулировать устный или письменный ответ. Явный опыт учащихся как в создании собственного устного языка, так и в обработке чужого языка поможет облегчить их понимание материала для чтения.
Объясните тонкости тона.Ваши ученики, вероятно, сталкивались с спорами на игровой площадке, связанными с тоном; недоразумения распространены, когда учащиеся используют громкие голоса на улице. Напомните своим ученикам, как тон голоса, который включает в себя высоту, громкость, скорость и ритм, может изменить смысл того, что говорит говорящий. Часто не то, что они говорят, а то, как они это говорят, может привести к непониманию мотивов и установок. Попросите своих учеников помнить о тоне, когда они пытаются донести сообщение, и соответственно регулировать громкость и высоту тона.
Уделяйте внимание навыкам слушания.Убедитесь, что ваши ученики слушают, используя последовательные сигналы, чтобы привлечь их внимание. Вы можете использовать такую фразу, как «Пора слушать», чтобы напомнить учащимся. Некоторым учащимся также могут быть полезны письменные напоминания, размещенные на видном месте на вашей стене.
Включите «вопрос дня».Во время открытия каждого учебного дня задавайте вопрос, чтобы стимулировать разговор. (Вы даже можете написать один на доске, чтобы ваши ученики могли прочитать его и начать думать над своим ответом, как только они войдут.) Начните с простых вопросов, состоящих из одной части, таких как «Какое ваше любимое животное?» Если учащийся не отвечает полным предложением, смоделируйте полное предложение и попросите учащегося повторить вашу модель. Как только ваши ученики успешно ответят на эти простые вопросы полными предложениями, переходите к вопросам, состоящим из двух частей, которые требуют более сложных ответов: «Какое ваше любимое животное? Почему?”
Составьте буклет из фраз учащихся.Дайте учащимся закончить предложение, например: «Когда моя собака потерялась, я посмотрел…». Пусть каждый учащийся дополнит предложение фразой с предлогом (например, в продуктовом магазине, в парке, под кроватью ). Затем попросите учащихся создать буклет для занятий, написав и проиллюстрировав свои фразы. Когда все страницы с фразами собраны в буклет, учащиеся могут попрактиковаться в чтении очень длинного предложения со всеми местами, где они искали собаку. Предложите им сделать вывод из рассказа.
Обучение концептуальным словам.Некоторые учащиеся могут испытывать трудности с абстрактными понятиями, такими как до, после, или после, , а также с последовательностями, такими как дни недели или месяцы года. Чтобы помочь учащимся усвоить и запомнить эти концепции, вам может потребоваться представлять и повторять их много раз и разными способами. Например:
Вопрос для улучшения понимания.
Вопросы до и после задания по чтению не только помогают оттачивать навыки устной речи, но и помогают учащимся думать о том, что они читают, и усваивать информацию из слов. Вы можете попробовать следующие стратегии, чтобы облегчить понимание прочитанного:
Обучение устному чтению.
Беглость устного чтения относится к тому, насколько быстро, плавно, без усилий и автоматически учащиеся читают текст. Целью является точное и плавное чтение с достаточной скоростью, соответствующей фразировкой и правильной интонацией. Вот несколько упражнений, которые способствуют беглости речи:
Никогда не думайте, что учащиеся поняли вашу обучающую речь.
Вы используете устную речь каждый день для преподавания, но некоторые ученики могут не понять вашего сообщения. На этой диаграмме из книги Бернингера и Вольфа Беверли Вульф приводит несколько примеров того, как учащиеся в ее классе неверно истолковывали предложения, произнесенные устно:
Имейте в виду потенциальное несоответствие между тем, что вы говорите, и тем, что слышат ваши ученики. Просмотрите свое сообщение и представьте его несколькими способами, чтобы все учащиеся поняли его.
***
Устная речь является одним из основных строительных блоков обучения. Попробуйте предложения из сегодняшнего поста со своими учениками и дайте им импульс, необходимый им для будущих академических и социальных успехов.
ПОЛУЧИТЬ КНИГУ
Дислексия, дисграфия, OWL LD и дискалькулия
Вирджиния В. Бернингер, доктор философии, и Беверли Дж. Вольф, доктор медицинских наук.
Узнайте, как обеспечить эффективное обучение учащихся с ограниченными возможностями обучения, удовлетворяя при этом потребности всех учащихся! Это первое учебное пособие для учителей, охватывающее все четыре нарушения способности к обучению, требующие дифференцированного обучения. Эта книга готовит преподавателей к четкому и увлекательному обучению, адаптированному к потребностям учащихся. Критические идеи из различных областей сочетаются с уроками, извлеченными из реального опыта преподавания.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Мультисенсорное обучение базовым языковым навыкам, четвертое издание 9033 3 Под редакцией Джудит Р. Бирш, редактора, CALT-QI, и Сюзанны Каррекер, Ph.D., CALT-QI
Наиболее полный текст по мультисенсорному обучению, доступный на данный момент, готовит современных педагогов к использованию конкретных, основанных на фактических данных подходов, которые улучшают языковые навыки учащихся, испытывающих затруднения, и академические результаты в начальной и средней школе.
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
45 Стратегии, которые поддерживают молодых людей, изучающих два языка
Шона Л. Томини, доктор философии, и Элизабет С. О’Брайон, доктор философии, NCSP 9 0003
Откройте для себя 45 лучших на сегодняшний день стратегий обучения молодых людей, изучающих два языка, и поддержки их семей. Включает в себя практическое руководство по применению каждой стратегии в реальных классах!
УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Quick Interactive Language Screener™ (QUILS™)
Измерение словарного запаса, синтаксиса и навыков овладения языком у детей младшего возраста
Роберта Михник Голинкофф, доктор философии, Джилл де Вильерс, доктор философии, Кэтрин Хирш-Пасек, доктор философии, Акилес Иглесиас, доктор философии .