Детство каждого человека ассоциируется со сказками. Сказка берет свое начало еще из глубины веков – той поры, когда существовало устное народное творчество.
Устное народное творчество считается неиссякаемым источником для нравственного, патриотического, трудового, эстетического воспитания. Для многих русских писателей и поэтов сказка явилась источником творчества, любви к своему народу, к окружающему, ощущения таинственности и красоты природы. Все знают, какое влияние оказала Арина Родионовна, которая открыла перед маленьким Сашей мир народной песни, сказок. О неподражаемой прелести вечеров, наполненных таинственными образами няниных сказок, Пушкин писал в стихотворении « Сон »
Сказки являлись своеобразным инструментом обучения и целительства, средством народной психиатрии задолго до того, психотерапия получила свой статус. В сказках и притчах в образной форме показывается, как человек может помочь себе преодолеть различные невзгоды и трудности, сделать свою жизнь полноценной, оставаясь при этом самим собой.
Сказки оказывают большое влияние на формирование личности человека.
Герои сказок проходят через испытания. На примере героев сказок у читателя развиваются такие качества личности как смелость, сила воли, умение понимать другого человека и др. Сказка всегда имеет хороший конец, потому что нужно верить в хорошее, в волшебство. « Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок».
Роль сказки в жизни человека.
Писатель Виктор Кротов дает такое определение сказки: « Сказка – это честная выдумка, честный вымысел. Удивительно то, что это не уменьшает ее способности отражать жизнь, а скорее увеличивает его». Действительно, сказка покоряет богатством вымысла, своими образами, удивительным переплетением фантастического и реального. Герои сказок летают на коврах – самолетах, за одну ночь осушают болота, строят дворцы, побеждают чудовищ и в то же время ничем не отличаются от обычных людей. Это удивительное сочетание правды и вымысла.
Все сказки учат добру. В любом, даже в самом страшном сказочном мире находится герой, который, проявляя необыкновенную силу, храбрость и выдержку, сражается с самыми невероятными чудовищами. При этом он совершает свои героические поступки, как правило, защищая или спасая кого – то. Ему помогают различные существа и предметы. В качестве помощников положительного героя в волшебных сказках выступают мудрые старики, старухи, фантастические существа, богатыри. Помощниками положительных героев в волшебных сказках являются и животные, и звери, и птицы: добрый «сивка – бурка», « утка с золотым яйцом», «чудесная курица» и т. д. Или даже неодушевленные предметы: скатерть самобранка, сапоги – скороходы, живая или мертвая вода. Эти существа или предметы отвечают добром на проявленное по отношению к ним добро.
Человек маленький он или большой должен ориентироваться в жизни. Но прежде чем человек научится ориентироваться во внешней жизни, ему важно ориентироваться в жизни внутренней, т. е. хочу сказать о формировании личности человека. На внутреннюю ориентацию и работает сказка. Мир сказок можно назвать маскарадом. Вильям Шекспир как – то сказал: « Сказка дает нам возможность примерять на себя самые различные маски. Примеряя сказочную маску, мы чувствуем, что именно эта маска, этот персонаж важен для нас. Так происходит наше знакомство с некоторым живым существом в нашей душе, родственным этому персонажу». В нашем внутреннем мире, как и в мире сказочном живут Смелость и Трусость, Жадность и Щедрость, Мелочность и Великодушие, Вера и Рационализм, и множество других персонажей. Сказочная игра учит нас замечать их как сказочных и как внутренних персонажей, помогает нам освоиться среди них и управляться с ними. Сказка помогает нам выбирать свой идеал и держаться за него – хотя бы внутренне. Но без внутренней верности идеалу невозможно и внешнее служение ему.
Люди разных возрастов любят читать сказки. Смысловые оттенки сказок, предпочитаемы в том или ином возрасте отличаются. Например, сказки для маленьких. В них маленький слушатель постигает устройство окружающего мира от простого к более сложному – через сравнения и соотношения. В сказке « Три медведя» четко расписано соотношение между размером предмета и возрастом персонажей и что Машеньке подходит то, что соответствует ее возрасту, -Мишуткины принадлежности; в «Репке» – порядок персонажей « от велика до мала». В этих сказках создается структура интеллекта.
Много сказок об отношениях с окружающими: о любви, дружбе, взаимовыручке, жестокости, эгоизме, коварстве и пр. Например, «Гуси – лебеди», « Царевна – лягушка» т. д.
Человек в 10-14 лет, читая сказки, через призму воображения пытается определить свое место и свои ценности в реальной жизни. Интересными в этом возрасте являются приключенческие сказки: « Пеппи –Длинный чулок»,
« Приключения Электроника», «Гарри Поттер» и др.
Фэнтези, приключения, детективы – это сказки для взрослых. Период веры в чудо сменяется реалистическим восприятием действительности. Одни взрослые, читая сказки, отдыхают, для других сказки как бы перестают существовать, третьи сами создают сказки.
Взрослые читают сказки своим детям, знакомят с системой человеческих ценностей и отношений, с правилами и нормами поведения в обществе.
На закате жизни человек читает сказки внукам и правнукам.
Сказки помогают взрослым и детям стать близкими, научиться понимать друг друга, доверять. Ведь именно сказка является тем невидимым мостиком между ними в том смысле, что взрослым так часто не хватает времени поговорить с малышом. Рассказывая сказки, они хоть на миг могут ощутить чувства ребенка. Для взрослых это возможность говорить с ребенком, не только поучать. В ответ ребенок больше доверяет взрослым. Поэтому сказки из глубины веков являлись неиссякаемым источником воспитания важнейших человеческих качеств.
В современной жизни появилось понятие сказкотерапия. Посредством сказкотерапии можно работать с агрессией, неуверенностью в себе, застенчивостью, с проблемой стыда, вины, лжи. В сказкотерапии важен процесс подбора для каждого человека своей, особенной сказки, которая поможет проявиться потенциальным частям его личности, чему – то нереализованному, обучит методам самопомощи, позволяющим справиться с конфликтом, проблемами и жизненными трудностями. В результате у человека появляется чувство защищенности, произойдет раскрытие внутреннего и внешнего мира.
Сказку можно назвать средством приобщения человека к жизни.
Мои сказки.
«Мы вместе, нам хорошо».
Жили- были мама с папой. У них была дочь. Мама и папа целый день работали, и у них не хватало времени, чтобы пообщаться с дочкой.
А дочь росла. Она чувствовала себя одинокой, ей не хватало общения. Однажды вечером вернувшись с работы, мама вошла в комнату дочери. Она посмотрела на спящую дочку и увидела под глазами еще не высохшие слезы. Мама своими теплыми руками погладила волосы дочери. « Как же много времени потеряла. Ведь я не замечала, как растет моя дочь»,- прошептала мама. Она оглянулась вокруг и увидела на стене картины, нарисованные дочерью. На одной из них был нарисован дом, рядом цветы и зеленая трава, голубое небо и яркое солнце. А в центре картины изображена девочка, которая идет, взяв за руки отца и мать. Улыбающиеся лица на картине как будто говорили: « Мы вместе, нам хорошо». Мама показала картину дочери ее отцу. Оставив все дела, они решили погулять вместе с дочерью. Папа поднял дочку на руки, стал ей рассказывать интересные истории.
Мама тоже внимательно слушала и тихо радовалась, наблюдая за счастливыми лицами мужа и дочери. Для нее этот день казался необыкновенным. Девочке больше никогда не было одиноко.Радустик и Грустик.
Жили – были в лесу близнецы – кролики. Одного звали Радустиком, другого Грустиком. Когда они выросли, им пришлось покинуть отчий дом. Они стали искать для себя нору. Радустик был веселым, радостным, общительным. У него было много друзей, которые помогли ему найти нору на краю леса. Грустик же жил в старой норе ежика, в ней было холодно. Он был пугливым, неуклюжим, грустным, всегда чего-то боялся.
Однажды Радустик позвал Грустика в гости, но тот боялся выходить из норы, целыми днями сидел дома. Малейший шорох, шелест травы приводил его в ужас, он представлял страшные картины.
Как – то ночью пошел сильный дождь. Нора Грустика не выдержала, обрушилась. Он оказался один, было темно и сыро. Вдруг он услышал шорох, это был ежик. Ежик позвал Грустика к себе. На этот раз ему не было страшно, потому что он почувствовал теплое к себе отношение.
Наступило утро, все сильнее пригревало солнце. Страшный мир, каким его представлял Грустик, оказался светлым и добрым. Постепенно у него появлялись новые друзья. Радустик присмотрел для Грустика хорошую нору рядом с речкой, и они стали жить, радуясь каждому новому дню.
Нельзя отчаиваться, грусть и радость живут рядом. Радустик всегда придет и напомнит, что наступит новый день, все будет хорошо.
В лесу стоял старый пень. Он был одиноким и никому не нужным. Рядом стоящие его давние друзья дуб и осина позабыли его. Мир ему казался мрачным. Вечерами он вспоминал свою молодость и грустил.
Однажды к пню подошел маленький ежик.
– Здравствуй, дядя пень, – поздоровался ежик.
– Здравствуй, малыш. А что ты здесь один делаешь? – обеспокоился пень.
Ежик рассказал, что ищет норку. Он попросил помощи. Пень очень обрадовался просьбе ежика, ведь его никто никогда не просил о помощи. Он предложил под его корнем вырыть норку. Так они стали жить вместе. Ежику было хорошо в теплых объятиях пня, особенно зимой, а пень был счастлив, потому что у него был друг.
После долгой зимы, наступила весна. Из-под снега вновь появился пень, проснулся ежик. Ежик был благодарен своему другу, рассказывал свои сны.
Вдруг пень почувствовал, что под корнем что-то тихо шевелится, попросил ежика посмотреть. Слабенький, маленький росточек нового деревца тянулся к солнышку. Ежик и пень помогли ему выбраться из-под корня. Вскоре вокруг расцвели цветы, к цветам потянулись бабочки. Мир был так прекрасен. Пень счастлив, потому что вокруг него друзья, которым он нужен.
На поляне под небольшим кустиком жил – был уж. Он целыми днями ползал по лесу и грустил, глядя в небо. Однажды его заметил пролетающий лебедь, опустился к змее.
– Почему ты такой грустный?- спросил лебедь.
– Ах! Как бы я хотел взлететь на небо, посмотреть с высоты на мир, да крыльев нет.
Лебедь пожалел ужа и придумал, как показать ему землю с высоты.
– Уж, давай я тебе помогу. Ляг на мою спину, я тебя прокачу.
– Ура! – закричал уж, – теперь мне все будут завидовать.
Белый лебедь поднялся в небо. Уж был счастлив, сбылась его мечта. Перед ним открылся необъятный мир, это было прекрасно. Он вдруг понял, что он часть этого прекрасного, что нельзя грустить, нужно жить и радоваться окружающему.
Уж был скользким, он обвился вокруг шеи лебедя, чтобы не упасть. Лебедь чувствовал боль и вскоре опустился на землю. Уж и змея, были разные, но они подружились, потому что понимали друг друга. Не надо грустить. Достаточно оглянуться вокруг, ведь рядом может оказаться другой человек, которому нужна твоя помощь, мечту которого ты можешь исполнить. А он поможет тебе. Мечты сбываются, нужно верить.
Собачка
Жила – была собачка. Ребята назвали ее Бобби. Собачка жила в грязном подвале большого дома. Она была красивой, детям хотелось ее приласкать, но собака никого не подпускала к себе, рычала. Поэтому дети стали ее бояться. Вечером собака уходила в грязный, холодный подвал.
В доме жил одинокий старый человек. К нему никто не приходил, поэтому часто выходил из дома и подолгу сидел на скамейке. Увидев Бобби, он попробовал ее подозвать. Девочка, проходившая мимо, остановила деда:
– Не трогайте ее, она очень злая.
Старик посмотрел на собачку и сказал:
-Нет, она не злая, она испугана. Наверное, ее кто-то сильно обидел. В каждой живой душе есть что-то доброе.
– Она сможет найти себе друга?- спросила девочка.
– Я знаю, как с ней подружиться,- улыбаясь, ответил старик и пошел домой.
Через несколько минут он вышел из дома и вынес кастрюлю с горячим супом. Бобби осторожно подошла, огляделась и стала есть.
Старик каждый день кормил собаку. Собачка привязалась к людям, стала доверять. Старик взял собаку домой. Они очень подружились, часто выходили гулять. Дети перестали ее опасаться и весело играли с ней. Бобби тоже нравилось играть. Она поняла, что не все так в жизни плохо, есть хорошие люди, которые могут помочь в трудную минуту и, которым можешь быть нужным.
Зеркало.
Жила – была девочка. Она боялась всего. У нее не было друзей, и училась плохо. Девочка боялась отвечать у доски, боялась сделать ошибку. Она пыталась скрыть свой страх, поэтому старалась казаться злой. Девочка не думала о будущем, жила лишь прошлым. Ее мучили сомнения, всегда о чем-то жалела, ночами плакала.
Однажды она проснулась, услышав голос: «Поверь в себя!»
«Действительно, сколько можно скрывать от себя и других, что я боюсь. Я должна признать свой страх. Что я могу сделать, чтобы себе помочь?» -подумала девочка. Она посмотрела в зеркало и представила, что стоит на краю пропасти. Ей было страшно, она боялась упасть. Она представила, что это вовсе не пропасть, а лишь небольшая расщелина и ей нужно сделать один только шаг. Она смотрела вперед, подумала, что это ее будущее и прыгнула. Получилось! Ей стало хорошо. Она поверила, что может победить страх, все в ее руках.
С тех пор девочка стала хорошо учиться, у нее появилось много друзей.
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, люди интуитивно тянутся к знаниям, заложенным в сказках. В последние годы сказки и притчи стали применять в качестве психотерапевтического вмешательства во внутреннюю картину мира человека. Они помогают разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения человека.
Лидия Николаевна Белая
Сочинение-рассуждение по тексту И.А.Ильина о роли сказки в жизни человека.
ВступлениеПроблема
(вопрос, требующий решения)
Вариант№1. Сказка – одно из самых интересных явлений народной культуры. Среди всех произведений устного народного творчества сказка занимается особенное место. Произведения этого жанра способны по-настоящему очаровывать нас, они покоряют и детей, и взрослых, которые спустя многие годы вновь возвращаются к любимым сказкам своего детства, вспоминают знакомых героев и идут с ними в увлекательное путешествие. Какую роль играет сказка в жизни человека? Над этими непростым философским вопросом заставляет задуматься своих читателей И. А. Ильин в предложенном для анализа тексте.
Вариант№2. Передо мной текст выдающегося русского философа, писателя, публициста, сторонника Белого движения, критика коммунистической власти в России, автора книг«О сопротивлении злу силою», «Путь к очевидности», «Аксиомы религиозного опыта» Ивана Александровича Ильина, где поднимается важная проблема. Какую роль играет сказка в жизни человека? Над этими непростым философским вопросом заставляет задуматься своих читателей автор в предложенном для анализа тексте.
Комментарий
(рассуждения, пояснения)
С первых фраз философ заставляет задуматься читателей над интересной проблемой, обращая внимание на то, чем является сказка для человека, «насколько она нужна» людям. И.А.Ильин задаётся вечными вопросами: «в чём же счастье человека? В богатстве ли? В доброте и правоте?» Далее автор особо подчёркивает, что «сказка щедро подсказывает» человеку, оказавшемуся «в глубине жизненного леса», путь преодоления бед и несчастий. Продолжая выстраивать систему аргументов, актуальных для данной проблемы, мыслитель даёт ответы на острые вопросы, тревожащие детские сердца и души. Кроме того, И.А.Ильин акцентирует внимание читателей на том, что люди, «живущие со сказкой», « имеют дар и счастье», умеют хранить в своей душе «вечного ребёнка».
Позиция автора
(это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы)
По мнению автора, сказка — это мудрость национального опыта, всё испытавшей древности, она способна дать человеку ответы на все интересующие его вопросы: нравственные, этические, философские. И.А.Ильин стремиться донести до читателя мысль о том, что сказка связана с национальным самосознанием, поэтому она очень важна и нужна людям в любом возрасте.
Моя позиция
(строится по схеме: тезис (положение, которое надо доказать) – аргументация(приведённые доказательства) – вывод (общий итог).
Трудно не согласиться с позицией автора. Вряд ли кто будет отрицать тот факт, что все дети любят сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего подрасткого периода и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Роль сказки в воспитании детей велика. Мир сказочных героев — это мир добра и зла, поэтому, следя за судьбами персонажей, ребёнок начинает лучше понимать, какие поступки принято считать хорошими, а какие совершать категорически нельзя. Сказки развивают воображение, подталкивают к фантазированию, развивают правильную речь и даже помогают преодолеть маленькие страхи и слабости.
Аргумент№1
(литературный)
(какое произведение классической литературы можно взять как доказательство твоей правоты?)
Убедительные аргументы, подтверждающие этот тезис, можно найти в русской классической литературе. В.А.Жуковскому было интересно всё старинное и необычное, он был человеком очень мечтательным, поэтому с особым интересом читал и слушал сказки, легенды, старинные истории, предания. Они волновали его воображение, подсказывали ему стихи. Более половины литературных произведений В.А.Жуковского — это переводы с немецкого и английского языков, но эти переводы по праву соперничают с подлинниками. Он говорил: «Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах – соперник». И в самом деле, В.А.Жуковский стал достойным соперником лучших поэтов мира: Гёте и Ф. Шиллера, В.Скопа и Байрона.
Широко известны его поэтические переложения известных сказок братьев Гримм и Шарля Перро. Одно из таких переложений – сказка «Спящая царевна», появившаяся летом 1831 года в результате своеобразного поэтического «состязания» между двумя замечательными русскими поэтами — А.С.Пушкиным и В.А.Жуковским. «Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!» — восклицает Н. В. Гоголь. В.А.Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», А.С.Пушкин — «Сказку о царе Салтане». А в 1833 году Пушкин, возможно, вспомнив о поэтическом турнире и сказке своего соперника «Спящая царевна», написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Аргумент №2
(литературный)
(какое произведение классической литературы можно взять как доказательство твоей правоты?)
Моё согласие с авторской позицией можно обосновать ещё одним аргументом из русской классической литературы. Вспоминаются чрезвычайно яркие образы «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина, где поэт, опираясь на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице, использует народные сказки: русские — «Морозко», «Василиса Прекрасная», «Крошечка-хаврошечка», немецкие — «Госпожа Метелица» и «Снегурочка», французскую «Золушку». Но А.С.Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет — было бы только желание открыть. Но юного читателя ведёт за собой взрослый: мама, папа, бабушка, дедушка … Сказка детям нравится тем, что добро побеждает зло. Добротой и верностью привлекает детей образ молодой царевны . С огромным удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Особенно им нравится эпизоды странствия царевича Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё дети восхищаются мелодичными стихами.
Заключение (какой вывод можно сделать, чтобы он соответствовал данной проблеме? )
Следовательно, сказки играют огромную роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Это самый популярный и самый любимый жанр детей. Все происходящее в сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасают своих друзей, наказывают врагов – борются и бьются не на жизнь, а на смерть. Понимая простые истины, ребенок чувствует себя увереннее и смелее, а жизненные невзгоды воспринимает как нечто естественное, лишь закаляющее его характер и силу духа.
«Значение сказок в жизни человека»
У каждого человека есть своя первая и самая любимая сказка. Сказка, которую мы проносим в своем сердце через всю жизнь. И у каждого она разная. А почему? В чем здесь глубинный смысл?
В каждой прочитанной нами сказке, можно найти, как и полный перечень человеческих проблем, так и пути и способы их решения. Подсознательный выбор сказки отражает проблематику личностных моментов в жизни человека, их стремлений и убеждений. Известный американский психолог Эрик Берн еще в середине ХХ века доказывал, что с помощью сказок возможно даже запрограммировать будущее ребенка.
Сказки не так просты, какими кажутся на первый взгляд – они похожи на многослойный пирог. В детстве мы видим первый слой, он является самым понятным, а с возрастом нам открывается более глубинный смысл вложенного замысла в сказку. И чем короче сказка, тем больше она имеет объем вложенной в нее информации. А в таком случае сказки не менее нужны родителям, чем их детям.
Как пример – предлагаю разобрать сказку «Колобок». Все, вы, хорошо помните, как колобок убегает из дома, чтобы увидеть мир. Безусловно, что он имеет большую тягу к приключениям. По характерологическими признакам он является энергичным, коммуникабельным, достаточно активным, подвижным, живым, имеет хороший характер и безграничное желание узнать что-то интересное, неизвестное. Тип темперамента – скорее, сангвиник.
На пути к неизведанным приключениям он встречает несколько персонажей, которые становятся ему помехой. Но Колобок умеет договариваться с каждым – даже самого отрицательного героя из сказки смог убедить отпустить его. Со временем, уже будучи уверенным в себе, как сформировавшаяся личность, путешественник теряет бдительность, его самоуверенность, дерзость подавляет такие психологические процессы, как внимательность и наблюдательность – и его, с помощью обмана, съедает Лиса.
Данный сюжет сказки встречается в сказках многих народов мира. Он является поучительным, потому что несет в себе мудрость народа, которая передается в поколениях от предков к грядущим потомкам.
Какие уроки можно из этой сказки вынести и чему научить ребенка, рассказывая ее:
1) Не терять чувство самоконтроля. Всегда можно найти выход из ситуации и противостоять тому, кто оскорбляет: позвать на помощь друзей, проявить хитрость. Ведь Колобка мог бы еще съесть Заяц, если бы наш герой не схитрил: «Давай, я тебе песенку спою!» Или все же, просто убежать, – так и поступал каждый раз Колобок, пропев песенку.
2) Не доверять первому встречному. В жизни встречаются разные люди, как доброжелательные, так и наоборот. На всякий случай, всегда нужно быть на все готовым, ведь не всегда нехорошие люди прямо и откровенно дают понять: «Я тебя съем!» Большинство, в отношении к вам, могут поступить, как хитрая Лисичка, усыпить вашу бдительность лестью и искусно сыгранной добротой; поэтому, здесь стоит быть очень осторожным, чтобы разгадать намерения людей.
3) Выбирать правильный путь в жизни. Об этом стоит с ребенком говорить в самом конце. Ведь Колобок был испечен с соответствующей целью, Дедушка и Бабушка возлагали на него свои надежды, а наш непослушный герой испортил жизнь и себе и им. У каждого человека есть свои способности, это является признаком назначения каждого в этом мире. Согласно данным признакам и призванию души – люди, как правило, стараются выбирать себе профессию, вид деятельности, занятие. И, безусловно, сделав правильный выбор профессии – человек сможет реализовать свои таланты в жизни, а своими успехами приносить большую пользу себе, родным и обществу, и получить от своей профессиональной деятельности еще и удовольствие. Самоутвердиться.
Как итог:
– Не спешите отказывать. Когда вас просят «поскрести по сусекам», а вы знаете, что там ничего нет, – все равно поскребите. Бабушке хватило муки на Колобка …
– Не оставляйте детей без присмотра. Ведь Колобок – не кто иной, как малыш, который, как только Бабушка отвернулась, спрыгнул с подоконника и отправился в лес!
– Не забывайте о своем детстве. Почему главный герой сказки так безрассудно решился на приключения? Наверное, потому, что ему стало одному довольно грустно лежать на подоконнике. Поэтому, не стоит спешить ругать ребенка за непослушание, а лучше вспомните, как сами хотели когда-то в детстве почувствовать себя «взрослым и самостоятельным», говоря, по желанию мамы помочь: «Я сам!»
Рекомендации родителям
– Не пытайтесь заменить чтение сказки на просмотр мультфильмов. Даже при большой занятости найдите время для чтения в кругу семьи или перед сном. 15 минут в день – это немного для живого, эмоционального отображения сказки вами для вашего ребенка, но это очень важно для психологического ее развития.
– Перед тем, как читать незнакомую сказку сыну или дочери, быстро пробегите ее глазами. В современных интерпретациях можно встретить, например: «… и разорвал его на тысячу мелких кусочков». Это уже слишком. Поэтому, в таком случае можно заменить эту сказку на другую, или некоторые действия главных героев заменить на более мягкие, которые не отражают проявлений агрессии и различного негативизма, потому что у ребенка может формироваться мнение, что только зло и жестокость может быть сильным и разумным.
– Не стоит читать грустные сказки ребенку на ночь. Потому что тяжело будет представить, что ребенку может присниться после такой сказки.
– Дети должны знать и понимать, что в жизни есть, кроме «внешней», «внутренняя» сторона (основной воспитательный смысл сказки). Поговорите об этом с ребенком, тонко, осторожно выбирая момент. Исключительно в познавательных целях, подняв ребенка до того, как правильно он должен поступать в подобных ситуациях. А еще лучше, если ребенок недавно чем-то провинился, то подобрать согласно этой ситуации соответствующую сказку с освещением поучительно-воспитательного момента.
Скачано с www.znanio.ru
У каждого человека есть сказка, которая в детстве произвела на него самое сильное впечатление. Но часто, когда мы спрашиваем у собеседника, какая сказка ему особенно запомнилась, человек теряется: «Да я не знаю», «Не помню», «Наверное, какой-то конкретной нет» или «Много разных» и т.д. Как правило, чтобы «разобрать» эти завалы в памяти, требуется специальный разговор. И человек вдруг отчетливо вспоминает, что, будучи ребенком, буквально донимал родителей просьбами почитать одну и ту же сказку, или ставил одну и ту же пластинку, заезженную в результате до хрипоты, или же постоянно разглядывал в любимой книжке какую-то картинку.
Не жизнь, а сказка
Возникает резонный вопрос: а зачем нам копаться в своих детских воспоминаниях и извлекать их на свет Божий? На самом деле сказочные герои, сюжеты, представления оказывают очень большое влияние на дальнейшую жизнь человека. В детстве мы более восприимчивы и доверчивы. Та или иная сказка порой производит на ребенка столь сильное впечатление (причем не обязательно положительное, главное, чтобы сказка эмоционально волновала), что он неосознанно идентифицирует себя со сказочным героем, ставит себя на его место и переживает события его волшебной жизни.
Но почему так влияет именно сказка? Может быть, потому, что в нее ребенок всегда мог спрятаться. Это то, к чему ему было разрешено постоянно возвращаться: её можно было перечитывать, много раз слушать, активно её вызывая. Таким образом, обнаружив сценарную сказку, нередко можно определить своеобразную программу, по которой живет взрослый человек, предугадать его поступки, выбор в той или иной ситуации, поведение во взаимоотношениях с людьми, ведущую психологическую защиту, а иногда даже жизненную стратегию, так как часто сказка становится эмоциональным пусковым механизмом будущей жизни. Причем подсознательная «опора» на сказочные сюжеты или героев может как помогать человеку в жизни, так и мешать. Чаще всего мне приходилось «вспоминать» с моими клиентами их любимые сказки в тех случаях, когда у них возникали какие-то проблемы — в бизнесе или личной жизни. Занимаясь много лет практической психологией, я собрала большую коллекцию таких сказочных сюжетов и, не претендуя на научное обобщение, хотела бы поделиться своими наблюдениями, проследить влияние «запавших в душу» сказок на жизненный сценарий человека. При этом важно учитывать, что каждый человек воспринимает сказку по-своему: запомниться может не общепринятый её вариант (где «добро» всегда побеждает «зло», «зло» всегда наказано и т.п.), а свой собственный, где акцент может быть сделан на определенном эпизоде, определенной ситуации.
Первый пример. Некая дама владеет небольшим предприятием, где работают около сорока человек. Но правильнее было бы сказать, что хозяйка работает на них. Она подбирает самых убогих и беспомощных в профессиональном плане работников, без конца опекает их, решает их проблемы, в том числе личные, лечит, помогает деньгами, не получая взамен даже благодарности. Ситуация выглядит нелепо. Хозяйка на грани банкротства и нервного истощения.
Её сценарная сказка — «Белоснежка и семь гномов», причем она идентифицировала себя с главной героиней, которая в её восприятии постоянно заботилась о маленьких и беззащитных гномах, не ожидая при этом для себя никакой выгоды. Продолжение сказки, где гномы спасают Белоснежку от козней злой мачехи, ей совершенно не запомнилось. Она — старшая дочь в многодетной семье, именно ей приходилось заниматься малышами. Всю жизнь она доказывает своим безответственным родителям, как надо правильно жить и заботиться о детях (в качестве детей или гномов из сказки выступают её служащие). Эта неосознанная установка чуть было не привела к крушению её бизнес и её жизнь.
Другой мой клиент, деловой человек, никак не мог достичь успеха, постоянно ожидая неприятностей. Он организовал кооператив — дело, казалось, пошло, но затем он заключил неудачный контракт и потерял почти все средства. Еле наладил процесс — и его подводит партнер, которого пригласил в долю. Созданное уже в другой сфере предприятие тоже терпит крах. «Меня как будто сдувает с места», — жаловался он. Оказалось, что в детстве его любимой сказкой была «Руслан и Людмила», где особенно запомнился эпизод боя Руслана с Головой. Руслан, преодолевая все трудности, подходит к Голове совсем близко, но она дует, и он отлетает назад. И так продолжается несколько раз. Причем рассказывал об этом он так же эмоционально, с тем же выражением лица, как до этого про все свои повторяющиеся неудачи.
Другая ситуация. Клиента на сеанс психотерапии привела жена. Беспомощный, страдающий неудачник, в депрессии, около года сидит без работы. При этом изначально достаточно сильный человек: хорошо окончил школу, институт, с высоким уровнем интеллекта. Казалось бы, имеет все возможности для того, чтобы наладить собственную деловую жизнь, но этого все не происходит. Сказка, которая в детстве произвела на него самое сильное впечатление, — «Ловись, рыбка!» Его любимым героем был Волк, которого хитрая Лиса посадила ловить рыбу в проруби собственным хвостом. Волк примерз ко льду, сидит, несчастный, не может двинуться, а Лиса при этом приговаривает: «Мерзни, мерзни волчий хвост!» И ему больше всего было жалко Волка, а ведь изначально Волк — сильное животное. Таким же сильным был и этот человек в начале своего жизненно пути. Но затем его стали преследовать неудачи, навалилась депрессия и т.д. Кстати, и к окружающим его людям он по жизни относится как к хитрым и несправедливым, стремящимся всех обмануть ради собственной выгоды.
Скажи, кто твой герой
Есть и позитивные примеры влияния сказок на жизненный сценарий. Успешный ученый, заведующий кафедрой вуза в советские времена, порывает с академическим прошлым, организует собственный бизнес, преуспевает, но оставляет его сыну и уезжает в Америку, где начинает все сначала. Добивается невиданного для приезжего успеха, но возвращается в Россию и вновь создает крупную компанию. Его никто ниоткуда не гонит, просто он — человек активный и стремится испытать свои силы на разных поприщах и в разных условиях. Каждый раз, отказавшись от достигнутого, он обретает больше, чем имел прежде. Оказалось, что наибольшее впечатление в детстве на него произвела сказка Андерсена «Огниво», и конкретно те эпизоды, где солдат сначала набивает котомку медными монетами, потом находит сундук с серебром, высыпает медные монеты и наполняет котомку серебряными, а затем высыпает серебряные, чтобы взять золотые.
Любимая сказка одного из крупных предпринимателей — «Две лягушки». Этот человек восхищался лягушкой, которая взбила молоко в масло и выбралась из кувшина. И, действительно, он не просто выбирался из любой ситуации, использовал сложившиеся обстоятельства как опору для себя, а всегда выходил победителем. Никогда не сдается, у него даже есть соответствующее выражение — «нельзя лапки складывать». Сейчас это один из самых известных, успешных и богатых людей в России.
Важно обратить внимание на то, с каким именно героем человек себя идентифицирует, ведь даже в одной и той же сказке разным людям будут близки разные персонажи. Например, есть любимая многими сказка про зайчика и лисичку, где хитрая лиса выгоняет доверчивого зайчика из его домика. В моей практике встречалось немало «зайчиков» — людей, которые жалели этого сказочного героя, который так несправедливо остался без дома. Как правило, это милые и хорошие люди, очень совестливые, ответственные по отношению к другим, но не к себе. Имея все, в конечном счете, они оставались без ничего. Эти люди оставляли кому-то квартиры, долю в бизнесе, переписывали имущество, устраивая наилучшим образом жизнь окружающих, но не свою собственную. А одна девушка, приехавшая из глубокой провинции, напротив, идентифицировала себя с лисичкой. Она, родив ребенка от богатого банкира, имеет теперь в собственности квартиру в элитном доме и два загородных коттеджа, а «зайчика», то есть законную жену, вообще сумела вытеснить за границу, где та живет на скромное пособие в небольшой квартирке на окраине с двумя детьми.
Или другой пример. Моя знакомая, очень известная врач-терапевт, знаменита тем, что очень точно ставит диагнозы. Самым любимым образом, который в детстве вызывал море эмоций, была мышка в «Репке», та, что пришла, помогла и вытянула репку. Представьте, проходит консилиум, именитые профессора обсуждают сложную историю болезни и не могут прийти к окончательному решению. И тут берет слово она — невысокого роста, в сером костюме, волосы пучком, говорит тихим голосом. Но именно её слово оказывается решающим — и в этом её жизненный триумф.
Существует множество жизненных сценариев, в основе которых можно разглядеть известные, хорошо знакомые с детства сказки. К примеру Колобок — человек, начинающий какое-то дело, но не способный ничего доводить до конца, — ему становится скучно, и он «катится» дальше. Посмотрите у такого «колобка» резюме — одной страницы не хватит. Он сменил кучу организаций и лихо рассказывает, что его не устроило там-то и там-то. Хорошо, если вам нужен именно такой помощник, чтобы раскрутить проект с нуля, а потом пусть «катится», скатертью дорога. Но ведь может случиться, что ваш бизнес требует стабильного руководства, и тогда «колобок» нанесет серьезный урон.
Любимцы фортуны и неудачники
Нам кажется, что мы узнали любимую сказку и запомнившегося героя и все поняли о человеке, — ничего подобного! Важно, какой момент сказочной истории запомнил человек, на чем именно произошла фиксация. Например, сказка «Гадкий утенок» в качестве сценарной может иметь разные последствия. В одном случае девушка «застряла» на сценах отвержения и ощущения собственной чужеродности. И в жизни у нее постоянно происходили столкновения с социумом, она никак не могла попасть в ногу с окружением, как ни старалась. Эдакий «гадкий утенок», которого все постоянно клюют. Причем позитивной развязки данный жизненный сценарий, по-видимому, не предполагает.
Но эта же сказка становилась сценарием людей, добившихся в жизни больших успехов, причем рассказывали мне её очень часто — не десять и даже не двадцать человек. Это люди, которых больше всего поразил момент превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя. В детстве это были ребята, над которыми вечно насмехались, не принимали в игры, дразнили. Кто-то был слишком толстый, кто-то худой, третий страдал заиканием… Однако сейчас это уверенные в себе, богатые, успешные люди, причем они ждали этого жизненного триумфа, всегда в него верили. Многие из них раскрылись как раз во времена перестройки. И сейчас они с удовольствием встречаются с теми, кто над ними смеялся в детстве: с учителями, одноклассниками, дворовыми приятелями. И никогда не относятся к этим людям свысока, напротив, всегда ищут повод как-то помочь: оказывают школе спонсорскую поддержку, принимают школьного приятеля-отличника, который не может найти на работу, в свою фирму и т.д.
Один из моих клиентов очень любит вспоминать такую историю. Он сам из не очень богатой семьи, жил с родителями в хрущевке на окраине Москвы, откуда надо было добираться 40 минут на автобусе до метро, причем автобусы ходили редко, раз в полчаса. И вот он вспоминает: «Я стою на остановке в страшный мороз, жду автобуса, зуб на зуб не попадает… Потом втискиваюсь в этот автобус, народ толкается, а я стою и думаю: «Вы ещё не знаете, с кем вы едете и кем я буду». И вот эта уверенность всегда согревала ему душу, он был убежден, что его ждет успех, хотя, казалось бы, никаких оснований для этого не было. Дошкольником он всегда с замиранием сердца слушал сказку «Гадкий утенок», где ему больше всего нравился момент превращения гадкого утенка в прекрасного лебедя.
Вы встречали людей, которые постоянно боятся неудачи, страшатся спугнуть свое благополучие? Например, у меня есть клиент, молодой человек, очень привлекательный, эффектный, умный, в принципе успешный. Но он всегда боится, что-нибудь произойдет, постоянно ждет каких-то неприятностей. «Нет-нет, я не буду говорить, я могу сглазить», «лучше не загадывать, а то что-нибудь случится» и т.п. И когда мы стали вспоминать его детские впечатления, он рассказал, что ему очень запомнился фрагмент из мультфильма «Ну, погоди!», где Волк лезет вверх по канату, насвистывает песенку, и вдруг Заяц, подстригая цветы на балконе, перерезает этот канат ножницами, и Волк срывается вниз. И тут у него сжималось сердце: он вновь и вновь смотрел этот мультик, вместе с Волком карабкался наверх, но всегда ожидал того страшного момента, когда герой сорвется.
Или другой пример про людей, живущих ожиданием грядущих неприятностей. Это «любители» сказки «Серая шейка», где уточка плавает по замерзающему пруду, а потом к ней подкрадывается лиса и её хватает. Одна из моих клиенток, как пресловутая уточка, все время ожидает, что-то случится. Другой моей клиентке и в мультфильме, и на пластинке «Бременские музыканты» больше всего запомнился момент, где принцесса напевает на лугу, собирает цветочки, и тут её хватает сыщик. И эта женщина, как и та, которой нравилась сказка «Серая шейка», живет ощущением того, что обязательно что-то случится. А когда постоянно ждешь неприятностей, они и вправду происходят. И если Волк хотя бы до падения ловко карабкается по канату, насвистывает, все у него хорошо, то Серая шейка изначально находится в тревожном состоянии. «Волк» — это больше сценарий красавцев-мужчин, а «Серая шейка» — достаточно заурядных и тревожных женщин.
В моей практике был такой любопытный случай. Два года назад во время кадрового отбора при приеме на работу я поинтересовалась у одного мужчины, какая у него была любимая сказка. Оказалось, на него огромное впечатление произвела история, как живой петушок попал на крышу в Риме и стал флюгером на городской ратуше. Сам этот человек из деревни под Вологдой. Это очень успешный и целеустремленны
Подумайте, что вы узнали из сказок, которые слышали в детстве. Коснитесь поверхности этих великих историй о храбрости и вечной любви, и вы увидите гендерные стереотипы, уроки морали и очень черно-белое мировоззрение.
Никита Гилл не хочет иметь ничего общего с этим. Вместо этого поэт и автор Instagram хочет, чтобы вы пересмотрели сказки, которые вы слышали и читали в детстве.
В этом суть ее новой книги – Жестокие сказки: стихи и рассказы, волнующие вашу душу – в которой она разрушает гендерную динамику и стереотипы в детских сказках, которые веками оставались неизменными. Когда Джилл снова посещала истории, ей нравилось смотреть на видеокассетах Disney, как «настоящий ребенок 90-х» – такие истории, как Белоснежка, Спящая красавица, Джек и бобовый стебель, и Гензель и Гретель – и читать их через объектив зрелости она была разочарована.
Таким образом, Белоснежка и Спящая красавица составили согласие, что вызвало у нее желание начать исправлять и переписывать эти повествования. Если вы не помните: обе эти сказочные принцессы крепко спят, когда получают поцелуй своей настоящей любви.
«Оглядываясь назад, я подумал:« Что? »Это не кажется правильным. Нет идеи согласия! » Гилл рассказывает Mashable. «Это не то, что я хочу просто читать своим детям. Он полон весьма вредоносных сообщений.”
«Мы учим молодых людей уважать себя и брать на себя ответственность за свой выбор и решения».
Гилл не хотела принимать эти рассказы только потому, что раньше она их любила. Она хотела перевернуть их с ног на голову, превратить в рассказы о людях, которые храбры на своих условиях, честны в отношении своих травм и уязвимы, как и все мы. Сказки, которые она хотела бы, чтобы ее будущие дети читали.
В сказках Гилла каждый – своя собственная фея-крестная: Спящая красавица бодрствует, и мать Золушки умоляет свою дочь противостоять обидчикам.Гилл хочет, чтобы Тинкербелл разрешили злиться, а Гераклу – плакать. Мораль всегда одна и та же: вы должны быть верны себе.
«Возвращая эти истории и переписывая их для поколения молодых людей, переживших # MeToo, мы учим их уважать себя и брать на себя ответственность за свой собственный выбор и решения», – сказал Гилл.
Множество сказок – древние, и многие люди, вероятно, скептически относятся к этим 250-летним моральным принципам. Но, по словам Гилла, некоторые из стереотипов, выдвигаемых старыми сказками, все еще сохраняются сегодня.По словам Гилла, рассказы, которые мы выставляем маленьким детям, играют большую роль в том, как мы учим их смотреть на мир, кого мы хвалим и кого наказываем.
Писатель и поэт из Instagram Никита Гилл
Изображение: любезно предоставлено автором
Возьмите идеальную девушку, попавшую в беду, красивую женщину, пассивно ожидающую в ужасной ситуации, когда мужчина придет и спасет ее. Но действительно ли мы хотим, чтобы девочки верили в этот образ? Разве мы не должны научить их быть собственными спасителями?
«Нам нужны образцы для подражания, которые показывают, что женщины могут не только заботиться о себе, но и иметь недостатки, и им необязательно быть идеальными.”
«Я не знаю ни одной девушки, которая не читала бы сказки в молодости, и на всех нас повлияла идея, что принц придет и спасет нас», – сказал Гилл. «Идея в том, что кто-то придет и спасет вас от вашей жизни и ваших проблем, и что это спасение – брак. Это такая вредная вещь для молодых девушек ».
Женщины в сказках, утверждает Гилл, часто совершенны как морально, так и физически, но они никогда не контролируют свою жизнь или судьбу.
«Нам нужны образцы для подражания, которые показывают, что женщины могут не только заботиться о себе, у них могут быть недостатки и им необязательно быть идеальными», – сказал Гилл.
Одно из самых мрачных стихов в книге , «Голод: Самая мрачная сказка» касается другого аспекта этой самой идеи: женщин учат стремиться к физическому и моральному совершенству. «Голод» имеет место не в волшебной сказочной сфере, а скорее, он касается расстройств пищевого поведения и образа тела, с чем сама Джилл боролась.
«Вы напоминаете себе,
«Голод мне не друг»
«Голод не делает меня сильнее»
«Голод меня не любит».
Беспомощное пение, разрывающееся в твоем мозгу.
Взаимосвязь между женским телом, едой и голодом была тропой в литературе на протяжении веков, так же как стремление к худобе долгое время было тесно связано с женским идеалом. В Instagram – платформе, на которой у Джилла 458000 подписчиков – распространены сообщества сторонников расстройства пищевого поведения, поскольку они обходят искусственный интеллект, установленный для защиты пользователей от вредоносного контента.
«Расстройства пищевого поведения – это вещи, которые нам навязывают как волшебство, и девочки верят, что рассказ о болезни – это то, что сделает их сказочными и красивыми»
Гилл включила эти очень реальные проблемы – расстройства пищевого поведения и дисморфию тела – в свою книгу историй, действие которой происходит в магической сфере, чтобы доказать решающий момент относительно ценностей и норм, которым нас учат в реальной жизни. Точно так же, как вы можете переосмыслить то, что было представлено вам в сказках, вам также разрешено пересмотреть сообщения, которые посылает вам реальный мир.Например, идея о том, что худоба – единственная допустимая форма женской красоты, что единственный путь к красоте – через голод.
«Расстройства пищевого поведения – это вещи, которые преподносятся нам как волшебные вещи, и девочки верят, что рассказ о болезни – это то, что сделает их сказочными и красивыми», – объясняет Гилл. Но, как женщины, мы вольны контролировать этот рассказ.
«Поскольку женщины […] голод – это то, что нам говорят, это действительно полезно для нас. Но мы можем осудить это, чтобы голод был плохим парнем », – говорит Гилл.
Проблема не только в женских персонажах и стереотипах. Сказочные персонажи, Принцы Очаровательные, также противостоят ей в сказках. В пересказе Джилла Джек и бобовый стебель Джек – жертва насилия, который использует волшебный бобовый стебель только для того, чтобы уползти от своих демонов.
«Мужчины не всегда сильные и стойкие. Эти гипермужские персонажи появляются как реакция на травму того, с чем они столкнулись », – говорит Гилл.«Люди несовершенны, и они страдают. Такой пересказ заставит людей глубже взглянуть на персонажей, с которыми они были представлены ».
Переписывая и обновляя сказки, показывая, как по-другому взглянуть на то, что вам было дано, Джилл надеется, что это вдохновит людей на то, чтобы восстановить свои собственные повествования. Ее послание в том, что твоя жизнь в твоей власти. Что мы не пассивны в своих собственных траекториях.
«Возьмите на себя ответственность за свою жизнь, исправьте свою жизнь и сделайте все возможное, чтобы справиться с тем, что с вами случилось», – сказал Гилл.«На всех нас влияет идея, что принц придет и спасет нас. Этот кто-то придет и спасет нас от нашей жизни и наших проблем. Но правда в том, что нам всем нужно вырасти и спастись », – сказала она. «Напишите свою собственную сказку и, независимо от вашего пола, расширьте свои возможности».
Наконец, Гилл хотел бы предложить повествование, противоположное образу «долго и счастливо», идее о том, что нам нужны замки, драконы и ведьмы, чтобы быть волшебными. Она предполагает, что настоящая магия, настоящая сущность сказок заключается в самом человеческом существовании; в любви, сострадании, человеческой стойкости и красоте.
То, что люди способны на установление связи, является истинным «колдовством», – пишет Джилл в стихотворении «Для циников».
«А ты как-то еще
искренне думаю
, что магии не существует,
Что сказки ненастоящие,
так люди
Найдите друг друга
в нужное время
в самый подходящий момент
– не самое сильное колдовство »,
«Я твердо верю в тот факт, что каждый из нас способен творить чудеса во всем, что мы делаем», – говорит Гилл.
Вы, наверное, уже подозреваете, что сказки – это нечто большее, чем сладкие, самодовольные фильмы Диснея. И угадайте, что? Вы совершенно правы.
Конечно, в Grimms ‘Fairy Tales вы найдете магию и чары, но и непослушных детей тоже сжигают. Ой. Конечно, есть феи и ведьмы, но есть и отцы, которые продают своих гордых дочерей замуж за того, кто больше заплатит.Йоуза. А в курсе есть множество говорящих животных … наряду с насилием, расчленением и каннибализмом. Да, каннибализм.
Не совсем то, что вы ожидали от коллекции, первоначально называвшейся Детские и домашние сказки , а? Но это именно то, что вы собираетесь здесь получить, так что пристегните Шмуперс.
Здесь есть сказки, о которых вы даже не слышали, поскольку лишь несколько классических сказок набрали обороты и стали суперпопулярными благодаря диснефикации жанра.Многие сказки были очищены для основной коммерческой аудитории, но некоторые слишком кровавые, чтобы их можно было спасти.
Ребята, эти сказки мрачны. Мы упоминали каннибализм? Кроме того, мы говорим об отказе от детей («Гензель и Гретель») и домашнем насилии («Бережливая Лиза») среди прочих ужасов. Но именно поэтому они все еще актуальны сегодня: сказки используют язык чудесного, чтобы отразить надежды и страхи нашего собственного мира и показать нам, как немногим счастливчикам удается выйти на другую сторону террора. зараженный лес – это жизнь.
Так как же появились эти истории? Начнем с основ. Братья Гримм, Вильгельм и Якоб были выдающимися интеллектуалами своего времени (с начала до середины 1800-х годов). Они изучали средневековое право, лингвистику – у них даже есть закон фонетики, названный в их честь – и, да, сказки.
Почему такие академические парни пошли на то, что некоторые могут списать на кучу детской чепухи? Что ж, Германия в то время была в плохой форме. На самом деле, на самом деле не было Германии, о которой можно было бы говорить, только кучка маленьких герцогств, баронств, княжеств и прочего.Наполеон тоже был занят своим делом, что усложняло жизнь каждому. Гриммы вместе с некоторыми из их коллег считали, что Германия должна быть нацией, и поэтому решили доказать это, продемонстрировав, что немцы разделяют фольклор.
Если говорить технически, термин фольклор шире, чем сказки, он охватывает все творческие жанры и устные традиции данной культуры, но Гриммы остановились на сказках по нескольким причинам. Во-первых, некоторые из их приятелей подбадривали их, поскольку в то время существовала мода на коллекционирование сказок и народных песен.Кроме того, они думали, что это внесет ценный интеллектуальный вклад в мир. И, наконец, они были готовы заработать себе на жизнь, поскольку у них была куча братьев и сестер, которых нужно было поддерживать. К сожалению, первое издание их сказок, опубликованное в 1812 году, было полно научных аннотаций и вещей, которые представляют большой интерес для ботаников, но не столько для населения в целом. Вряд ли это был бестселлер.
В конце концов, однако, растущий рынок детской литературы в сочетании с некоторыми хитрыми навыками редактирования помог сделать сказки все более популярными.После того, как Гриммы сократили часть научных разговоров и (немного) подчистили сказки для детей, коллекции начали продаваться, как горячие пирожки.
После того, как Иаков или Вильгельм записали каждый рассказ, он был исправлен, исправлен и исправлен снова. Несмотря на все разговоры о чистоте народного духа, Гриммы не совсем соблюдали то, что проповедовали. Хотя в основном сказки взяты из устной традиции, сказки настолько изменились в результате редактирования, что мы не можем назвать их подлинными. Но тот факт, что они продолжают говорить как с учеными, так и с читателями, свидетельствует об их очаровании и значении.
Сказки для детей, правда? Э-э. Вид.
Когда братья Гримм, Якоб и Вильгельм, собирали и публиковали свои сказки в начале 1800-х годов, они, несомненно, открывали новые горизонты в детской литературе. Но сказок никогда не было , просто для детей. Знатные дворяне французского двора Людовика XIV сочиняли сказки как развлечение и социальную критику. Поэты и оперы заимствовали для своих произведений сюжеты сказок.И если вы когда-нибудь смотрели спорт или игру, где команда «Золушка» или аутсайдер (да ладно, мы все видели Руди ) неожиданно выходит на первое место, то вы, дорогой Шмупер, столкнулись с повсеместным влиянием сказки.
Очевидно, сказки Гримм – не единственные существующие сказки, но они, как чистка обуви, наиболее влиятельны в нашей культуре. Есть отличный шанс, что если вы читаете или смотрите версию сказки, или даже что-то, что не сказка, но с забитым главным героем или злой ведьмой, вы ступаете на территорию Гримм.Вы можете потратить годы, пытаясь найти все культурные отсылки к Гриммам, и все равно не найти их всех.
Посмотрим правде в глаза, чтение этих сказок подготовит вас к пониманию не только современной принцессы-мании, но и основы юношеской литературы, фэнтези и научной фантастики, кино (не только мультфильмов) и гендера. роли. И потом ты будешь жить прекрасно.
Домашняя страница братьев Гримм
Составлено фольклористом Д.Л. Ашлиман, это кладезь вещей, связанных с Гриммами. Он приводит список сказок, большинство из которых он сам перевел с немецкого. Он также перечисляет другие их основные публикации и описывает их хронологию. Укусил фольклорную ошибку? Загляните на страницу народных текстов Ашлимана, чтобы узнать о сказках и легендах со всего мира, включая множество аналогов сказок из коллекции Гримм. Например, существует около миллиарда Золушек. Кто знал?
SurLaLune Fairytales.com
Хотя этот сайт не посвящен исключительно Гриммам, здесь много сказочной информации, и Гримм действительно появляются изрядно (у них есть свой собственный раздел на странице аннотированных сказок). Кроме того, в их магазине CafePress есть довольно милые вещи, на случай, если вы настроены на какие-то товары.
Версия сказок проекта Гутенберга
Спойлер: переводчики этой ранней версии сказок, Эдгар Тейлор и Мэриан Эдвардс, не были очень верны оригиналам.Они изменили порядок и включили только небольшой выбор. Продолжить с осторожностью.
Взгляды National Geographic на сказки
Здесь есть масса интересных фактов, начиная от биографической информации о братьях и заканчивая подробностями об их редакционных решениях и настоящих личностях их рассказчиков. Выберитесь, если осмелитесь.
130 лет иллюстраций
Ознакомьтесь с этой замечательной ссылкой на новое издание сказок Гримм, содержащее множество прекрасных иллюстраций, опубликованных вместе со сказками с 1870-х до начала 1900-х годов.
Классика сказок Гримм , также известная как «Что происходит, когда аниме овладевает этими сказками» (1987-88)
В отдельных эпизодах этого анимационного шоу интерпретируются разные сказки из коллекции Гримм. . Дублированный на английский язык и транслировавшийся на Nickelodeon в 1988-89 годах, этот сериал трудно получить, кхм, юридически (хотя вы можете найти некоторые эпизоды на YouTube). Вы также найдете его под названием Grimms ‘Masterpiece Theater .
Рассказчик Джима Хенсона (1988)
Этот сериал пересказывает ряд сказок Гриммса с очаровательными куклами в придачу. Вы увидите «Золушку» и «Весь мех» вместе в эпизоде «Скорбь», а также эпизоды, основанные на других сказках, таких как «Ганс, мой ёжик» и «Рассказ о теле, которое пошло дальше, чтобы узнать, что такое страх». ”
Into the Woods (American Playhouse Production, 1991)
Что происходит, когда несколько сказочных персонажей из коллекции Гримм сталкиваются друг с другом в лесу и все их сюжеты запутываются? Ну, например, много пения и танцев.Но также драма и тревога. Это довольно популярное шоу, которое в значительной степени адаптировано для детей, но с вырезанием некоторых наиболее жестоких частей. Знакомо, а?
Ever After (1998)
Братья Гримм появляются в кадре истории, когда потомок Золушки рассказывает им, как эта история «на самом деле» развивалась. Очевидно, в этом была замешана Дрю Бэрримор.
Братья Гримм или Как заставить фольклориста плакать слезами разочарования (2005)
Это беззаботная возня через все, что никогда не происходило в жизни братьев Гримм.Изображать их как мошенников, а не как серьезных ученых – это, по сути, самая неточная «художественная интерпретация». Хотя часть их молодой жизни, проведенной в бедности, была правдой до определенного момента, поскольку они жили хорошей жизнью среднего класса, пока не умер их отец.
Эпизод «Вересковая роза» из Dollhouse (2009)
В научно-фантастическом детективном детективном шоу Джосса Уидона Dollhouse был эпизод, основанный на сказке Гриммса «Вересковая роза», в которой рассказывалось вслух. обеспокоенным детям в групповом доме, с параллельным сюжетом, показывающим агента ФБР, героически отправляющегося на спасение предполагаемой жертвы похищения, которую он представляет себе как принцессу, запертую в башне.Оба сюжета опровергают канонические интерпретации «Вересковой розы». Да, это круто.
Гримм (Без шуток) (2011)
Вау, все «братья Гримм были на самом деле охотниками за монстрами» – , так что оригинал. Шоу делает некоторые интересные вещи со сказочными образами, но, опять же, не ожидайте, что интерпретации будут правдивыми для исходных текстов, кроме как «ууууу – больше секса и насилия, которых вы ожидаете от сказок!»
Однажды в сказке (2011)
Этот творческий сериал позаимствовал многое у Гримм.А потом еще немного.
Белоснежка и семь гномов (1937)
Не видели этого старичка? Ну, он в хранилище Диснея, так что тебе не повезло.
Золушка (1950)
Это классика. Нужно ли говорить больше?
Спящая красавица (1959)
Эта версия менее жуткая, чем оригинальная сказка, но, тем не менее, волнующая.
Принцесса и лягушка (2009)
Для более современного взгляда на классическую сказку Гриммса посмотрите этот фильм.
Белоснежка и охотник (2012)
Выбор за вами – кто справедливее, Кристен Стюарт или Шарлиз Терон?
Зеркало Зеркало (2012)
Мы не уверены, что Джулия Робертс может быть настолько правдоподобной, как злая королева, но мы будем бороться с этим.
Красная Шапочка (2011)
Ладно, это выглядит немного мелодраматично ( далеко за пределами оригинального сюжета), но кто может устоять перед фильмом с Гэри Олдманом?
Запутанная история (2010)
Добро пожаловать в мир компьютерной анимации, Рапунцель.
Филип Пуллман переписывает Гримм
Филип Пуллман, известный Golden Compass , собирается переписать пятьдесят своих любимых сказок Гримм. Мы взволнованы. Вы тоже должны быть.
Комментарий к аннотированной книге братьев Гримм
Мария Татар, очень крутой сказочник, вышла с аннотированной версией сборника, о котором идет речь в этой статье. Иллюстрации, по-видимому, тоже довольно изящные.
Fractured Fairy Tales
Вы, наверное, слишком молоды, чтобы помнить шоу Rocky and Bullwinkle , но спросите своих родителей: в свое время он был совершенно веселым. Они представили отрывок под названием «Разбитые сказки», в котором были переработаны некоторые из наиболее известных сказок, в том числе некоторые из коллекции Гримм, такие как «Рапунцель» и «Храбрый маленький портной». Это непочтительно, саркастично и наполнено фарсом. Что не нравится?
Fireside Fairy Tales
Очень хотите услышать эти истории вслух? LibriVox здесь, чтобы помочь.
Briar Rose Джейн Йолен
Этот роман пересказывает повествование о Холокосте через призму сказки Гриммса «Briar Rose». Хотя это и не радостное чтение, оно успешно демонстрирует, что сказки – это не только солнце и щенки, и действительно имеют глубокий резонанс с трагическими человеческими переживаниями.
Трансформации Энн Секстон
Сборник стихов, основанных на Гриммах, это сырой, глубокий материал, который расстраивает и расстраивает многие социальные предположения в оригинальных сказках.
Анжела Картер Кровавая палата
Эти рассказы заново изобретают сказки Гримм и других, говоря: «Вы думали, в сказках достаточно секса и насилия? Ну, подумайте еще раз!» Пышно написанная и мрачно-эротическая коллекция включает в себя такие жемчужины, как Спящая красавица-вампир, Красная Шапочка и оборотни. У него рейтинг R, так что держите детей подальше.
Донна Джо Наполи Волшебный круг
Вы когда-нибудь задумывались, как сказка «Гензель и Гретель» выглядела с точки зрения ведьмы? Этот роман для молодых взрослых исследует ее мотивы и искупление.
Эмма Донохью « Целуя ведьму»
Этот сборник переписанных сказок (многие из которых основаны на рассказах Гримм) опровергает предположение о том, что все сказки должны закончиться семейным браком между мужчиной и женщиной.
Гайдн Миддлтон Последняя сказка Гримма
Этот исторический роман исследует последние несколько месяцев, которые Джейкоб Гримм проводит с одной из своих племянниц; это красивая, хотя и гипотетическая реконструкция эмоциональной жизни старшего брата Гримма и его семьи.
Братья Гримм: от заколдованных лесов до современного мира
Эта книга Джека Зипса (это тот же чувак, который сделал потрясающий перевод, который мы использовали в этом учебном пособии) описывает жизнь Гримма братья и их влияние на историю и литературу.
The Reception of Grimms ‘Fairy Tales: Responses, Reactions, Revisions
Под редакцией Дональда Хааза, большого исследователя сказок, эта книга содержит эссе на все: от феминистских ответов до сказок до использования аллюзий в сказках.
Неопровержимые факты сказок Гримм
Эта книга Марии Татар исследует темную сторону сказок: каннибализм, детоубийство и инцест, о мальчик! Здесь нет серьезных ударов.
Плохие девчонки и смелые мальчики Гримм: моральное и социальное видение сказок
Автор Рут Боттигхаймер отлично показывает, как сказки Гримм повышают социальную ценность, во многом благодаря тому, что считается подходящее поведение для каждого пола.Предостережение: хотя эта книга, несомненно, аккуратная, некоторые из более поздних работ Боттигхаймера (например, Сказки: Новая история ), как полагают другие исследователи сказок, находятся на шаткой почве.
Иллюстрация Уолтера Крейна к принцу-лягушке
Уолтер Крейн был одним из самых известных художников, иллюстрировавших сказки Гримм на протяжении всей истории. Погуглите его, если не верите нам.
Сказочные марки ГДР
В какой стране есть изображения из сказок Гримм на марках? Превосходный .Обратите внимание на эту марку Briar Rose.
Штамп «Красная шапочка»
Шмуоп рассказывает о том, как эта марка изображает большого злого волка.
The Bros
Вот известный портрет динамичного дуэта братьев и сестер, выглядящих очень прилежно.
(1) Сегодня феи – это предмет детских сказок, маленькие волшебные человечки с крыльями, часто сияющие светом. Обычно красивые и женские, как Тинкербелл в Питер Пэн , , они, , обычно используют свою магию для мелких вещей и в основном дружелюбны к людям.
(2) Многие из наших современных представлений о феях унаследованы Шекспиром и рассказами 18-19 веков. Хотя мы можем увидеть происхождение фей еще у древних греков, мы можем видеть подобных существ во многих культурах. Самые ранние сказочные существа можно найти в греческой идее о том, что деревья и реки имели духов, называемых дриадами и нимфами. Некоторые люди думают, что эти существа были изначально богами более ранних языческих религий, поклонявшихся природе. Они были заменены греческими и римскими богами, а затем христианским Богом, и стали меньшими, менее могущественными фигурами, поскольку потеряли свое значение.
(3) Другое объяснение предполагает, что происхождение фей – это воспоминания реальных людей, а не духов. Так, например, когда племена с металлическим оружием вторглись на землю, где люди использовали только каменное оружие, некоторые из людей сбежали и спрятались в лесах и пещерах. Дополнительным подтверждением для этой идеи является то, что феи боялись железа и не могли прикоснуться к нему.Живя вне общества, скрывающиеся люди, вероятно, крали еду и нападали на деревни. Этот код может объяснить, почему фей часто описывают как шутки над людьми. Сотни лет назад люди действительно верили, что феи крадут новых младенцев и заменяют их «подменышами» – феями-младенцами – или что они берут молодых матерей и заставляют их кормить сказочных младенцев своим молоком.
(4) Хотя большинство людей больше не верят в фей, всего сто лет назад некоторые люди очень хотели думать, что они могут существовать.