Серов ледовое побоище картина – «Ледовое побоище» Серов В.А.. Пензенская картинная галерея им. Савицкого. Музеи Пензенской области

«И бысть сеча велика»: Ледовое побоище глазами художников

18 апреля отмечается День воинской славы России. Истоки этого праздника восходят к Ледовому побоищу, которое состоялось 5 апреля 1242 года (18 апреля по новому стилю) неподалеку от Чудского озера. В этой легендарной битве крестоносцы Ливонского ордена противостояли новгородским, владимирским и ижорским ратникам под предводительством Александра Невского. Русское войско одержало победу, которая стала для него одним из крупнейших военных триумфов в истории.

Неудивительно, что Александр Невский и его самая знаменитая победа на протяжении уже нескольких столетий вдохновляет художников, писателей, режиссёров и других творческих людей на создание тематических произведений. Самые памятные картины и гравюры, посвящённые Александру Невскому и Ледовому побоищу — в нашей подборке.

Если фон фотографий создаёт помехи для чтения справочной информации к фотографиям, можно навести на текст курсор мыши — это затемнит подложку подписи.

Самый ранний из источников, изображающих жизнь князя Александра, – это Лицевой летописный свод XVI века (1560–1570).

Эта и две последующие иллюстрации изображают битву на Чудском озере

«Александр Невский».

П. Д. Корин. «Александр Невский». 1942–1943, Третьяковская галерея, Москва

Александр Невский. П. М. Шамшин, 1855

Романтизированный портрет русского князя

Святой Александр Невский, молящийся перед крестом об избавлении отечества. П. В. Басин, 1843–1855

Часть росписи Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Александр Невский побеждает ярла Биргера на реке Ижоре. Ф. А. Моллер, 1856
Как известно, титул «Невский» князь получил после победы над шведским войском в 1240 году на реке Неве. Один из самых ярких эпизодов этой битвы — поединок Александра с ярлом Биргером, которого называют предводителем шведов в этом сражении Князь Александр наносит рану шведскому военачальнику.
А. Д. Кившенко, 1888

Однако историки до сих пор спорят по поводу участия Биргера в Невской битве: ни один западноевропейский источник об этом не упоминает, да и ярлом (правителем) Швеции Биргер стал только в 1248 году

Александр Невский поражает ярла Биргера.
Н. К. Рерих, 1904, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Святой благоверный князь на фоне Невской битвы.
Икона, середина XIX века Битва Александра Невского со шведами.
Б. А. Чориков, гравюра середины XIX в. Ледовое побоище. Вл. А. Серов, 1942, Государственный Русский музей
Картина приурочена к 700-летию великой победы над «немцами». Исторические параллели очевидны Александр Невский. Русская война.
Н. К. Рерих, 1942. Коллекция Х. К. Кеджривала, Индия, Бангалор После Ледового побоища.
Е. Е. Лансере, 1942, Государственная Третьяковская галерея, Москва
Входит в патриотический станковый цикл художника «Трофеи русского оружия» (помимо битвы на Чудском озере, в нём представлены Полтава, Бородино, Куликово поле и Битва за Москву 1941 года) Встреча великого князя Александра Невского во Пскове после Ледового побоища.
В. Поляков, иллюстрация XIX века, журнал «Нива» Александр Невский возвращается с Ледового Побоища с полоном и добычею во Псков. Клавдий Лебедев, вторая половина XIX века. Гравюра по иллюстрации для журнала «Нива» Въезд Александра Невского во Псков после Ледового побоища. Вл. А. Серов, 1945, Государственный Русский музей

Серов начал работать над этой картиной во время Блокады Ленинграда. Работа заняла больше двух лет и была экспонирована на первой послевоенной Всесоюзной выставке в Москве в 1946 году

Торжественный въезд Александра Невского в Псков после одержанной им победы над немцами. Г. И. Угрюмов, 1793, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

По распространённой в эпоху классицизма традиции, князь и его окружение одеты по моде XVII века

Князь Александр Невский принимает папских легатов.
Г. И. Семирадский, 1876, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Эскиз 1 (картон)
В 1876–1878 гг. Семирадский получил заказ на четыре сцены из жития Александра Невского, которые должны были украсить Храм Христа Спасителя Александр Невский в Орде. Г. И. Семирадский, 1876, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Эскиз 2 (картон) Великий князь Александр Ярославич Невский. В. П. Верещагин, иллюстрация к «Истории Государства Российского в изображениях Державных его Правителей». Санкт-Петербург, 1891 г.

Незадолго до смерти Александр Невский принял схиму

Кончина Александра Невского.
Г. И. Семирадский, 1876, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Эскиз 3 (картон) Погребение Александра Невского.
Г. И. Семирадский, 1876, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Эскиз 4 (картон) Били, бьём и будем бить! Плакат. В. А. Оболенский, 1941. Российская Академия художеств. Научная библиотека

Конечно, как один из наиболее ярких патриотических образов Александр Невский вдохновлял русских бойцов во время Отечественной войны

Марка «750 лет Невской битве». 1990, СССР

warspot.ru

Ледовое побоище под предводительством Александра Невского и его тайны

О чем молчит Чудское озеро


 


Реконструкция «Ледового побоища» на Чудском озере

В далеком 1242 году состоялась одна из самых ярких баталий в военной истории Руси — Ледовое побоище. Силами под предводительством Александра Невского было разбито мощное войско рыцарского Ливонского Ордена. О битве много сказано и написано. Только вот вымысел в иных произведениях основательно затмил правду.


 

Занятное кино

У старших поколений представление о сражении на Чудском озере сложилось во многом благодаря знаменитой киноленте Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 года), где русские с энтузиазмом громят врага под симфоническую сюиту Прокофьева.

Непосредственно съемки битвы из-за сжатых сроков проходили летом. Асфальт во дворе Мосфильма посыпали мелом и солью, залив все это жидким стеклом. «Льдины» соорудили из деревянных щитов, покрасив их в белый цвет.

Но хотя фильм получил Сталинскую премию, да и был снят собственно по персональному заказу вождя, он все-таки больше напоминает восторженную оду русскому духу и военной доблести, нежели претензию на некое историческое свидетельство. Картина изобилует не только фактическими неточностями вроде несоответствия обмундирования и оружия, но и откровенными фантазиями, присущими героическому эпосу – в сценарии наряду с историческими персонажами действуют и вымышленные.

Впрочем, задача точно экранизировать события и не стояла. Это была пропагандистская лента и свою миссию она выполнила в годы войны с фашизмом, когда триумфально вернулась на экраны.

 


кадр из фильма «Александр Невский», 1970 год

 


 

Просвещение через порабощение

Главными же документами, на которые ссылаются историки, изучавшие данный период, являются новгородская летопись и ливонские «Рифмованные хроники». Оба источника констатируют: битва состоялась 5 апреля 1242 года. На льду Чудского озера сошлись рать Александра Невского, состоявшая из воинов Новгорода и Владимира, и рыцарское войско Ливонского ордена.

Поводом для противостояния стало поведение отдельных немцев. Якобы неся культуру и христианскую веру язычникам, дворяне, рыцари и монахи из Пруссии на самом деле искали лишь выгоду – завоевывали новые земли, облагали местное население данью, использовали бесплатную рабочую силу.

К 1242 году ливонские рыцари подчинили себе всю Прибалтику, после чего взяли Псков и вторглись в пределы новгородских владений, планируя дальнейшее продвижение на Восток.
 


 

Ярославич – он же Невский

В те времена Новгород был самым зажиточным городом Руси. Правил в нем молодой князь Александр Ярославич, получивший прозвище Невский за то, что в 1240 году, будучи 19-летним юношей, отбил с небольшой дружиной нападение шведских агрессоров в районе впадения реки Ижора в Неву, проявив при этом личную доблесть и героизм. Он участвовал в походах отца (князя Киевского и Владимирского Ярослава Всеволодовича), а его главным увлечением было изучение военного дела.

 


Картина В. А. Серова «Ледовое побоище», 1942

 


 

Ледовое побоище и обманутая «свинья»

Ледовое побоище началось ранним утром 5 апреля 1242 года. Основная часть вражеских войск состояла из «псов-рыцарей», как упоминаются они в русских летописных книгах.

Рыцарская «свинья» уверенно пошла клином по центру. Невский применил другую тактику, стараясь заманить противника как можно глубже в расположение своих войск. В решающий момент по «свинье», забравшейся почти в тыл русских, был нанесен одновременный удар с обоих флангов при помощи подоспевшего подкрепления. Не ожидавшие такого поворота рыцари обратились в бегство. Замысел Невского себя оправдал.

Ливонская хроника полностью подтверждает подобный ход событий. А вот по поводу числа участников и потерь есть серьезные расхождения.

«Русские имели такую рать, что каждого немца атаковало шестьдесят человек. Было убито двадцать братьев-рыцарей, а шесть взято в плен. Таков ход боя».

 

Это свидетельства немцев. В русских летописях говорится об уничтожении четырех сотен рыцарей. Современные ученые полагают, что в оценках погорячились обе стороны, а истина, как всегда, находится где-то посередине.
 


 

Немцы не тонули

Однако главное несоответствие с тем же фильмом Эйзенштейна заключается в том, что ни в наших, ни в ливонских источниках ничего не говорится о том, что большая часть немецких рыцарей утонула. Якобы лед на озере проломился, и тяжелые латы потащили немцев на дно.

Как утверждают авторитетные историки, в реальности русские и немецкие воины имели примерно одинаковую защитную амуницию, а латные доспехи появились только в XIV веке.

Есть также эксперты, которые напоминают, что в те времена были и более крупные по масштабу битвы с более серьезными для Ордена потерями. Почему же в историю вошли именно подвиги войска Невского? Возможно, потому что в иных сражениях некоторые русские княжества выступали на стороне неприятеля – пресловутая феодальная раздробленность на Руси.

Существует также версия, что Александру в битве помогли татаро-монголы, с которыми он якобы наладил взаимовыгодное партнерство.

Как бы там ни было, Ледовое побоище вошло в историю как пример военной мудрости. Свою роль сыграли грамотное построение войск, быстрое взаимодействие пехотинцев и конных подразделений, удачный выбор места.

Ну и, наконец, главное. Продвижение Ордена на Восток было остановлено, а границы Руси, принятые после Ледового побоища, были незыблемыми еще несколько веков.

 


Примечание:

 

Помощь татар в 1242 году — вообще нонсенс! В это время все силы Батыя находились в Венгрии, их не было в Смоленске, Брянске (туда переехал черниговский князь после разорения в 1239 году Чернигова). Татары впервые появились в Новгороде (и то временно, можно сказать в качестве послов с целью пересчитать тяглое население. Баскаков в Новгороде и в Пскове не было никогда!) после 1242 года.
Читайте далее: http://svpressa.ru/post/article/122549/

 Помощь татар в 1242 году — спорное утверждение, поскольку в это время все силы Батыя находились в Венгрии, их не было в Смоленске, Брянске (туда переехал черниговский князь после разорения в 1239 году Чернигова). Татары впервые появились в Новгороде после 1242 года (и то временно, можно сказать, в качестве послов с целью пересчитать тяглое население. Баскаков в Новгороде и в Пскове не было никогда) .

 


Источник: svpressa.ru, 21.05.2015,  Фото: Митя Алешковский (ТАСС)

sneg5.com

Русская Сила | День воинской славы: Ледовое побоище

В 1995 году в календарь памятных дат России была внесена дата, соответствующая такому историческому событию как Ледовое побоище.

5 апреля по старому стилю и 18 апреля по стилю новому русские воины под предводительством Александра Невского нанесли сокрушительное поражение рыцарям Ливонского ордена на Чудском озере.

На самом деле дата 18 апреля возникла из-за определённого рода неточности. Дело в том, что на момент Ледового побоища – 1242 год разница между «старым» и ещё не существовавшим тогда «новым» стилям должна была составлять около семи дней. Однако использовали разницу в 13 дней, как присущую правильной дифференциации стилей для XIX-XXI веков. То есть, празднование победы Александра Невского на Чудском озере по новому стилю правильнее было бы проводить 12 апреля. Но 12 апреля в России, как прекрасно известно, «занято» другими важными датами, а потому временную неточность вполне можно представлять как достаточно удачную….

Симеоновская летопись, рассказывающая о ходе Ледового побоища, повествует о том, что «около 800 рыцарей и без числа чуди» во время сражения были убиты, ещё около 50 рыцарей попали в плен к войскам Александра Невского. Причём само попадание в плен можно считать историческим событием, ведь рыцари, учитывая нравы Ливонского ордена, были обесчещены тем, что их провели связанными – пешим строем – рядом с их же конями, что считалось величайшим унижением для дававших рыцарский обет.

Ледовое побоище – одна из тех битв в истории Российского государства, которая на протяжении многих поколений описывается авторами самых разных исторических учебников и учебных пособий, причём вне зависимости от существующего в стране строя и курса руководства.

При этом битва на Чудском озере, в которой праздновала победу дружина князя Александра, что примечательно, описывается в схожем ключе как историками, которых сложно упрекнуть в либерализме, так как историографами, тяготеющими к либеральному отображению исторических событий. Однако находятся и те, кто готов привнести свои «нюансы» в описание хода битвы. Слава богу, не доходит до «новомодных» в определённых кругах бредней в стиле того, что победу в Ледовом побоище одержали не русские дружины, а «этнические новгородцы и владимиро-суздальцы». Казалось бы, что такой бред по определению не может появиться в учебниках, но разве кто-то ещё несколько лет назад мог предположить, что, к примеру, на Украине власти будут утверждать, что именно Украина является победителем во Второй мировой войне.

Кстати, уже сейчас приходится сталкиваться с весьма оригинальными трактовками, в которых хотя и утверждается, что дружины Александра Невского праздновали победу, но якобы немецкие рыцари под лёд не проваливались, и что всё это «художественный вымысел поздних лет». Оно, конечно… Современным-то «историкам», спустя 773 года после того события «виднее», имело ли место растрескивание льда на Чудском озере под немецкими рыцарями или не имело.

Ледовое побоище 1242 года вошло в российскую историографию как одно из примечательных сражений отнюдь не случайно.

Главная причина – даже не столько в том, что именно русские ратники разгромили противника, ведь побед русского оружия и в других битвах, часто не так активно освещаемых в исторической литературе, было немало. Главная причина – это поистине блестящий тактический ход и стратегический «подарок» противнику, приготовленные Александром Ярославичем. Чёткий боевой порядок, слаженность отдельных подразделений русского войска, использование разведданных, фланговых атак, тактика сцепленных подвод, знание местности (в т.ч. и мест расположения так называемых «сиговиц» – особо вида полыньи, образующейся под воздействием движения грунтовых вод в основном объёме воды Чудского озера), мужество воинов и полководческий талант молодого (20-летнего) князя – всё это сыграло свою роль в победе.

В.А.Серов, “Ледовое побоище”

Кстати, о так называемойх сиговице. Об этом названии полыньи на Чудском озере стало относительно широко известно после работы на месте сражения группы экспертов (историков и археологов) из северной столицы. Один из вопросов, который стоял перед специалистами – выяснить причину того, почему лёд, толщина которого на озере в XIII веке в начале апреля могла превышать полметра, треснул под «псами-рыцарями». При обычных условиях такая толщина льда могла преспокойно выдерживать несколько сотен человек, одетых в латы. Как выяснилось, на Чудском озере есть несколько мест, в которых могут образоваться полыньи даже в тех местах, вокруг которых лёд весьма крепок и толст. Название сиговицы полыньи получили в связи с тем, что ещё с древних времён именно через них ловили сига. Вполне возможно, что русские воины знали о местах расположения сиговиц и использовали свои знания для того, чтобы заставить противника отойти именно туда. Историки говорят о том, что это всего лишь предположение, но это предположение на самом деле многое объясняет относительно того, как крестоносцы могли уйти под воду при достаточно внушительной толщине льда.

Из адаптированного перевода летописного текста:

И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечного, и замёрзшее озеро двинулось. И не было видно льда: весь покрылся он кровью.

Один из тактических ходов Александра Святославича связан с тем, что он сделал всё для того, чтобы, если можно так выразиться, дезинформировать противника, который так и не смог определиться с главной силой русского войска 773 года назад. Дело в том, что крестоносцы не смогли провести полноценную разведку на местности, так как на своём пути встретили отряды русских лучников. В итоге рыцари не получили информации о расположении русской тяжёлой конницы, которая в конечном итоге внесла немалый вклад в победу в Ледовом побоище.

Передовой полк войска Александра Ярославича с боем затягивал вглубь русских позиций немецкий клин («кабанью голову»). Рыцари теснили воинов передового полка к другому полку, называемому «челом». В итоге немецкие крестоносцы оказались с двух сторон зажатыми клиньями пеших и конных воинов, а дорога вперёд была перекрыта скованными подводами, укреплёнными камнями. Удар с флангов по «свинье» с одновременной атакой засадного полка разрушил строй рыцарей, посеял в их рядах панику. Сбрасываемые из сёдел немецкие рыцари превращались в неповоротливые мишени и гибли под ударами сразу с нескольких сторон.

Константин Симонов («Ледовое побоище»):

И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
Гнедые кони горячились,
Из-под копыт вздымали прах,
Тела по снегу волочились,
Завязнув в узких стременах.

Интересно то, что заключение своей поэмы Константин Симонов писал спустя годы после других глав. И слова, написанные поэтом в 1937 году, связывают не только эпоху Симонова с эпохой Александра Невского, но и дают пищу для размышления в день сегодняшний:

Сейчас, когда за школьной партой
«Майн Кампф» зубрят ученики,
И наци пальцами по картам
Россию делят на куски,

Мы им напомним по порядку –
Сначала грозный день, когда
Семь вёрст ливонцы без оглядки
Бежали прочь с Чудского льда.

18 апреля – День воинской славы России – день разгрома немецких рыцарей дружинами Александра Невского на Чудском озере.

rusila.su

«КТО С МЕЧОМ К НАМ ВОЙДЁТ…»

27 марта

Автор: Владимир Серов. Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища. 1945

Художник Владимир Александрович Серов (1910–1968) был одним из самых титулованных советских живописцев. Орденоносец, глава Академии художеств СССР, столп социалистического реализма, мэтр историко-революционной темы… В годы войны он создавал и плакаты. В наше время его редко вспоминают. Считается, что «младший» Серов безбожно устарел. Опрометчивый предрассудок!  Серов являлся мастером исторической живописи, а вовсе не ремесленником. Его картины — далеко не худшее сопровождение изучения истории.  Разумеется, Серову были подвластны не только сугубо советские сюжеты.

В годы войны живописец, как и многие патриоты, обратился к преданиям о героическом прошлом нашей Родины. И вот — триумф князя Александра Невского. Картина впечатляет и размахом, и прорисовкой деталей. Каждый образ наделён характером. Снежная, вьюжная весна. Князь-победитель на вороном коне въезжает в освобождённый город. Мы видим пленных рыцарей, видим ликующих русских мальчишек. Войско степенно движется под знамёнами и хоругвями. Город встречает героев колокольным звоном и всеобщим восторгом. Здесь, конечно, важен и народ — вершитель исторических судеб. Но и вождь не обижен: даже в резком повороте головы ощущается мощный характер.  Да, это настроение 1945 года… Победа! Без сомнений, главное слово того времени. Картина приподнятая, ликующая, несмотря на суровый нрав северной природы, которую художник не подсластил.

При беглом взгляде на серовское полотно сразу вспоминаются классические работы Василия Сурикова, и прежде всего «Боярыня Морозова». Правда, у Серова снег побелее, да и настроение посветлее. И всё-таки нечто родственное есть и в общей динамике, и во вдохновенной работе с каждым образом. А похожие хоругви мы видели на суриковской картине о покорении Сибири… Приверженность традиции очевидна, как и связь между русской классикой и социалистическим реализмом ХХ века. Как и между героикой  всех времён, которая в 1945-м ощущалась остро.

xn--h1aagokeh.xn--p1ai

Ледовое побоище – Война никогда не кончается. Когда ее нет

1242 год был не лучшим временем для Руси. Страна еще не оправилась от ужасного Батыевого нашествия, русские князья пребывают в бесчисленных распрях заливая русскую землю русской кровью по поводу, а зачастую и без такогового…
Такой ситуацией не могли не воспользоваться наши западные соседи. В 1241 году Тевтонский орден с благословения Римского первосвященика двинулся на Русь. Захвачены Псков, Копорье, Изборск… Во имя Бога и католической веры рыцари убивают все живое на нашей земле. Серьезная опасность угрожает и Господину Великому Новгороду. Оценив масштабы беды, новгородцы призывают встать во главе их военной силы Александра Ярославича, носившего почетное прозвище Невский.  Молодой князь вновь оправдал возлагаемые на него надежды. Он действует быстро и грамотно, навязав противнику свою тактику ведения войны. 
5 апреля 1242 года дружина и ополчение новгородского князя Александра Ярославича, встретилось с войсками Тевтонского ордена на Чудском озере. 
Военные таланты князя Александра здесь раскрылись в полной мере. Он грамотно выбрал место решающего сражения, правильно определил направление главного удара врага, сохранил резервные подразделения и вовремя ввел их в действие.  На картине художника Валентина Серова запечатлен переломный момент битвы: русские отряды под командой самого князя ударили на тевтонские фланги. Рыцарское войско дрогнуло, вопрос окружения и последующей гибели крестоносцев – дело времени и причем очень короткого…
Вот как описал этот момент Констинтин Симонов:  

…Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новогородские полки.

По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.

И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты…

Сражение закончилось полной победой русских войск и гибелью пришельцев. Память об этом дне и его героях, навсегда сохранилась на русской земле. Сергей Эйзенштейн посвятил этому событию величайший фильм; Константин Симонов – прекрасную поэму; Валентин Серов – великолепную картину.
Увы, ситуация изменилась в наши дни. Сейчас мы все чаще и чаще повторяем немецких “историков”, мол и сражение было пустяковое, и русских было больше чуть не в сто раз,  и значения эта стычка не имела никакого…
Нет, господа. Так не пойдет. “Цивилизованный” Запад пришел к нам с мечем в одной руке, а с крестом в другой.
Но благодаря мужеству наших предков, он сам сгинул от русского меча…  

kastelno.livejournal.com

С иконы на полотно | Историк

Начиная с XVIII века иконописный образ князя Александра Невского органично соседствует с его светскими, историческими изображениями. Это редкий случай, когда лик святого оказался одинаково притягателен и для церковных, и для мирских живописцев


Ф. Моллер. Въезд Александра Невского во Псков после битвы на Чудском озере. XIX век. Предоставлено М.Золотаревым

В живописи светская трактовка образа князя, прославившегося победами на Неве и Чудском озере, как и многое другое в истории нашей страны, берет начало в эпоху Петра. До этого его лик писали лишь на иконах, а в XVIII веке наряду с иконописными изображениями появляются светские образы знаменитого полководца, защитника русской земли.

Два события Петровской эпохи – основание новой столицы (1703) и борьба со шведами (Северная война, 1700–1721) – предопределили интерес первого российского императора к крупнейшей личности русского Средневековья. При возведении Санкт-Петербурга формировался миф о святых – покровителях города, среди которых, конечно, главный небесный патрон царя – апостол Петр (в его честь и назвали стремительно строящуюся столицу), а также святой благоверный великий князь Александр Ярославич.

Почему выбор пал на него? Ответ очевиден: исторические прецеденты всегда очень ценились. Петру I было важно, что именно Александр Невский здесь, у устья Ижоры (то есть фактически в черте новой столицы России!) еще в XIII столетии побивал шведов. Стоит ли удивляться, что в условиях недавно отгремевшей Северной войны прославление великого полководца, за пять веков до Петра, в 1240 году, добившегося победы над шведами, стало особенно актуально.


Ф.А. Москвитин. Перенесение мощей святого князя Александра Невского императором Петром I в Петербург. 2000

30 августа (12 сентября по новому стилю) 1724 года – в день заключения Ништадтского мира со шведами (1721), знаменовавшего завершение Северной войны – произошло торжественное перенесение мощей Александра Невского из Владимира, где он был погребен в 1263-м, в Санкт-Петербург. Российский флот в полном составе (участие принимал даже ботик Петра I) пошел вверх по Неве навстречу галере с мощами святого. Император перебрался на галеру, сам встал у руля, а бывшие с ним сановники сели за весла. При пушечном салюте и колокольном звоне реликвия была встречена на брегах Невы и перенесена в Троицкий собор первого монастыря Петербурга, который впоследствии станет Александро- Невской лаврой (по преданию, будущая лавра построена на месте победы князя над шведами). До революции день 30 августа был в стране выходным и всегда отмечался грандиозным крестным ходом по Невскому проспекту…

Несколькими месяцами ранее, в июне 1724 года, Святейший синод вынес постановление: Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а изображать следует «во одеждах великокняжеских». Отныне святой предстает в доспехах и мантии – в обличье, «приличном» европейскому военачальнику или правителю (так со второй половины 1690-х годов иностранными и русскими портретистами изображался и сам Петр I). В этой связи уместно упомянуть проповедь Феофана Прокоповича, произнесенную 23 ноября 1718 года, в день памяти Александра Невского, где была проведена четкая параллель между великим князем и Петром. И именно таким, «в рыцарских доспехах и царской мантии, отороченной горностаевым мехом», святой изображен московским иконописцем Андреем Меркурьевым (Поспеловым) «со товарищи» на иконе из иконостаса Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

«Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами» Григория Угрюмова (1764–1823) – одна из самых масштабных работ XVIII века, посвященных герою Невской битвы и Ледового побоища. В глазах современников Г.И. Угрюмов был «отцом исторической живописи», едва ли не создателем этого жанра. «Живописец, наполненный любви Отечества, он достоин предавать бессмертию славу российских героев», – писал о нем почетный член Академии художеств М.Н. Муравьев. Картину заказывает в 1793 году императрица Екатерина II для только что перестроенного Троицкого собора Александро-Невской лавры (сейчас она находится в Государственном Русском музее). Фактически закладывается новая традиция – использования опыта исторических живописцев для оформления храмов.

В основу сюжета здесь положен мотив торжественного победного шествия, который сложился в гравюрах времен Петра I как аллюзия на римские императорские триумфы.


Г.И. Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793(4?)

В центре – триумфатор на белом коне. Шествие движется из глубины полотна, и конца ему не видно, что подчеркивается ритмом возвышающихся над головами воинов копий. Поговаривали, что внешне Александр Невский на картине Угрюмова похож на цесаревича Александра Павловича – любимого внука Екатерины Великой, будущего императора Александра I.

Заметным явлением в русском искусстве середины XIX века стало строительство в 1838–1849 годах Большого Кремлевского дворца по проекту архитектора Константина Тона. Пять больших парадных залов посвящались пяти главным российским орденам, в честь которых они и получили названия: Владимирский, Георгиевский, Александровский, Андреевский и Екатерининский. Для оформления Александровского зала профессору исторической живописи Академии художеств Федору Моллеру (1812–1874) был заказан цикл из шести картин, рассказывающих о деяниях Александра Невского. Выбор сюжетов был обусловлен стремлением показать важнейшие события из жизни князя. Арочное решение цикла соответствовало архитектуре Александровского зала.

Самая динамичная композиция – «Александр Невский побеждает ярла Биргера на реке Ижоре», где показан решающий момент схватки со шведами у устья Ижоры. Биргер, согласно Житию Александра Невского, «возгордившись», дерзнул передать правителю Новгорода через своих послов: «Уже я здесь, хочу попленить землю твою, – если можешь, обороняйся». Эти слова звучат набатом для князя, занесшего в праведном гневе оружие над пошатнувшимся врагом: «и самому королю [так в Житии назван ярл] возложи печать на лице острым своим копием».


В.А. Серов. Ледовое побоище. 1942

Александр Невский стал важнейшим героем росписи храма Христа Спасителя, задуманного как памятник русскому народу – победителю в Отечественной войне 1812 года. Согласно проекту того же архитектора, что строил Большой Кремлевский дворец, Константина Тона, главный алтарь храма был посвящен Рождеству Христову, престолы двух боковых приделов – Николаю Чудотворцу и Александру Невскому. Придел святого благоверного князя соотносился с именами сразу трех российских императоров, имеющих прямое отношение к судьбе храма: Александру I принадлежал замысел его создания, при Александре II завершилось строительство собора, а в царствование Александра III он был освящен. Сцены из Жития Александра Невского на северной стене придела его имени поручено было написать Генриху Семирадскому (1843–1902). В Государственном Русском музее хранятся эскизы, дающие хорошее представление об этих утраченных ныне работах (росписи погибли во время сноса храма Христа Спасителя в 1931 году).На одном из них, «Александр Невский принимает папских легатов», изображен ключевой эпизод Жития святого, связанный с отказом от предложения представителей Рима обратиться в католическую веру. «От вас учения не примем», – заявил благоверный князь.

Кроме того, росписи храма Христа Спасителя включали в себя «Погребение святого благоверного великого князя Александра Невского». В Житии описано посмертное чудо: когда тело князя было положено в гробницу, хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную, но Александр сам поднял руку и принял грамоту, что произвело колоссальное впечатление на всех присутствовавших при этом. Крупнейший знаток истории искусства П.П. Гнедич считал эту работу лучшей в цикле Г.И. Семирадского. «Эффект мертвой руки, раздвинувшей черную схиму, для того чтобы взять отпускной лист, передан с большим настроением», – писал он.

В конце XIX века Виктор Васнецов (1848–1926) создает свой образ благоверного князя для иконостаса Владимирского собора в Киеве. Его трактовка отличается от канонических. Дело не только в том, что изображение святого дано почти в профиль. По статичной мощи фигуры, суровому выражению лица васнецовский «Святой князь Александр Невский» вполне мог бы стать в ряд с русскими богатырями, многократно воплощенными в работах художника.


В.А. Серов. Били, бьем и будем бить. 1941

Особое внимание к образу Александра Невского было приковано в годы Великой Отечественной войны. После выхода на экраны в 1938 году одноименного фильма Сергея Эйзенштейна князь, на протяжении 20 лет советской власти преданный забвению, снова становится одной из популярнейших фигур русской истории. Не случайно его имя упомянул в своей знаменитой речи на параде 7 ноября 1941 года И.В. Сталин: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожар- ского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!»

Многие живописцы вновь обратились к образу князя, не раз прогонявшего с родной земли незваных гостей. Картина Владимира Серова (1910–1968) «Ледовое побоище» (Пензенская областная картинная галерея им. К.А.Савицкого) была создана в блокадном Ленинграде в 1942 году – в 700-ю годовщину победы Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.

А годом ранее, в 1941-м, уже в первые дни войны на ленинградских улицах появился плакат кисти этого художника «Били, бьем и будем бить», в котором использован экранный образ великого князя, блестяще созданный актером Николаем Черкасовым. Название плакату дали слова из песни на стихи Василия Лебедева-Кумача «Мы врага встречаем просто: били, бьем и будем бить».


Н.К. Рерих. Александр Невский (Русская война). 1942

1942 годом датированы и картины Николая Рериха (1874–1947) и Павла Корина (1892–1967). «Самые многочисленные враги Земли Русской бывали посрамлены несломимым духом воинства русского и жертвенным самоотвержением всего народа», – писал в те годы Рерих. Символично, что его работа «Александр Невский» имеет еще и второе название – «Русская война» (собрание Х.К. Кеджривала, Бангалор, Индия).

Подлинным триумфом всесоюзной выставки живописи, графики, скульптуры и архитектуры 1942 года стало полотно Корина «Александр Невский» (Государственная Третьяковская галерея), задуманное как часть написанного позже триптиха. Впрочем, образная самодостаточность этой части, расположенной в центре, такова, что боковые композиции, при всех их художественных достоинствах, представляются если не избыточными, то не совсем обязательными, что было отмечено критикой сразу после демонстрации всего триптиха на выставке в 1943-м.

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» – эту фразу произносит Александр Невский в финале фильма Эйзенштейна, когда послы Ливонского ордена прибыли в Великий Новгород просить «вечного мира» после поражения в Ледовом побоище. В советское время особо не афишировалось, что источник этого высказывания – Священное Писание («Возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» – Матф. 26:51– 52, а также «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом» – Откр. 13:10).


С.Н. Присекин. «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» 1983

Именно такое название получила дипломная работа выпускника Московского художественного института имени В.И. Сурикова Сергея Присекина, написанная в 1983 году. Огромное полотно (более 150 персонажей, размеры картины – 350 х 650 см) молодого живописца сразу было принято в академических кругах и выставлено в Третьяковской галерее. С 1987-го картина украшала интерьеры советского посольства во Франции, а в ночь перед Пасхальным воскресеньем 1993 года по специальному распоряжению президента России она была доставлена из Парижа в Москву на самолете и впоследствии размещена в конце парадной лестницы аванзала Большого Кремлевского дворца.

xn--h1aagokeh.xn--p1ai

Ледовое побоище – magaeva — ЖЖ


Как князь Александр Ярославович стал Невским?


Юрий Пантюхин. Александр Невский

Ледовое побоище — знаменитая победа, одержанная новгородцами (под предводительством Александра Невского) над рыцарями Ливонского ордена 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера.

Было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. И сказал Борис: “Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру”.

Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князяю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов.

“И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем”.

Ангел Божий незримо помогал православному воинству:

когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов.
За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков.


“Явление св. Бориса и Глеба накануне Невской битвы” Ф.Москвитин

Враги похвалялись “подчинить себе весь славянский народ”.
Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение.
На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска.

Воздев руки к небу, святой Александр молился:

“Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею, на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка”.

По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, “словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу”.
Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные.


Щербаков А. Дзысь И. Ледовое побоище”

Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси:

“по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима”.

Прибыв в Новгород в 1241 году Александр застал Псков и Копорье в руках Ордена и без промедления начал ответные действия. Воспользовавшись трудностями Ордена, отвлечённого тогда на борьбу с монголами (“Битва при Легнице”), Александр Невский выступил на Копорье, взял его штурмом и перебил большую часть гарнизона.
Часть рыцарей и наёмников из местного населения была взята в плен, но отпущена, а изменники из числа чуди перевешаны.


В.А.Серов. Въезд Александра Невского во Псков. 1945 г.

К началу 1242 года Александр дождался брата Андрея Ярославича с «низовыми» войсками Суздальского княжества.
Когда «низовое» войско было ещё на подходе, Александр с новгородскими силами выступил под Псков. Город был им окружён.
Орден не успел быстро собрать подкрепления и выслать к осаждённым.
Псков был взят, гарнизон перебит, а орденские наместники (2 брата-рыцаря) в оковах были отправлены в Новгород.
Согласно Новгородской первой летописи старшего извода (дошла до нас в составе пергаментного Синодального списка 14 века, содержащего записи о событиях 1016-1272 и 1299-1333 гг.) “В лето 6750 (1242/1243).

Поиде князь Олександръ с новгородци и с братомь Андреемь и с низовци на Чюдьскую землю на Немци и Чюдь и зая вси пути и до Пльскова; и изгони князь Пльсков, изъима Немци и Чудь, и сковавъ поточи в Новгородъ, а сам поиде на Чюдь”.

Все эти события произошли в марте 1242 года.
Рыцари смогли лишь сконцентрировать свои силы в Дерптском епископстве.

Новгородцы переиграли их по времени. Александр тогда повёл войска на Изборск, его разведка перешла границу Ордена.
Один из разведывательных отрядов при столкновении с немцами был разбит, но в целом Александр смог определить, что рыцари основными силами двинули гораздо севернее, в стык между Псковским и Чудским озером.
Тем самым они короткой дорогой выходили к Новгороду и отрезали войска русских в районе Пскова.
а же летопись говорит что:

“И яко быша на земли (чуди), пусти полкъ всь в зажития; а Домашь Твердиславичьи Кербетъ быша в розгоне, и усретоша я Немци и Чюдь у моста и бишася ту; и убиша ту Домаша, брата посаднича, мужа честна, и инехъ с нимь избиша, а инехъ руками изъимаша, а инии к князю прибегоша в полкъ; князь же въспятися на озеро”

Войска, противостоявшие рыцарям на льду Чудского озера, имели разнородный состав, но единое командование в лице Александра.

«Низовые полки» состояли из княжеских дружин, дружин бояр, городских полков.
Войско, выставленное Новгородом, имело принципиально иной состав.
В него входила дружина приглашённого в Новгород князя (то есть Александра Невского), дружина епископа («владыки»), гарнизон Новгорода, служивший за жалованье (гриди) и подчинённый посаднику (впрочем, гарнизон мог остаться в самом городе и не участвовать в сражении), кончанские полки, ополчение посадов и дружины «повольников», частных военных организаций бояр и богатых купцов.


Русское войско выходит на Чудское озеро. Летописная миниатюра

В целом выставленное Новгородом и «низовыми» землями войско являлось довольно мощной силой, отличавшейся высоким боевым духом.
Общая численность русского войска могла составлять до 4—5 тысяч человек, из которых 800—1000 человек приходилось на конные княжеские дружины.
Большую же часть его составляли пешие ратники новгородского ополчения.

Положение Ордена

Особо стоит вопрос о численности войск Ордена, ступивших на лёд Чудского озера. Отечественные историки обычно приводили число в 10—12 тысяч человек.
Более поздние исследователи, ссылаясь на немецкую «Рифмованную хронику», называют триста-четыреста человек.
Единственные цифры, имеющиеся в летописных источниках — потери Ордена, которые составили около двадцати «братьев» убитыми и шесть пленными
. Учитывая, что на одного «брата» приходилось 3-5 «полубратьев», не имевших права на добычу, общую численность собственно ливонской армии можно определить в 400—500 человек.
Учитывая недавний разгром, который тевтонцы потерпели от монголов под Лигницей 9 апреля 1241 года, Орден не мог оказать помощь своему Ливонскому «филиалу».
Также в сражении участвовали датские рыцари и ополчение из Дерпта, в состав которого входило большое количество эстов, но рыцари которого не могли быть многочисленными. Таким образом, Орден имел суммарно около 500—700 человек конницы и 1000—1200 ополченцев-эстов.
Как и оценки войск Александра, эти цифры являются дискуссионными.

Нерешенным является и вопрос о том, кто командовал войсками Ордена в сражении.
Учитывая разнородный состав войск, не исключено, что командующих было несколько. Несмотря на поражение Ордена, ливонские источники не содержат сведений о том, что кто-то из орденских начальников был убит или попал в плен.


Встреча русского и немецкого войска

Противоборствующие армии встретились утром 5 апреля 1242 года.
Детали сражения известны плохо — и о многом можно только догадываться.
Немецкая колонна преследовавшая отходившие русские отряды, по-видимому получала какие-то сведения от высланных вперёд дозоров, и на лёд Чудского озера уже вышла в боевом порядке, впереди шли кнехты, за ними тянулась нестройная колонна «Чудинов» которую с тыла поджимала шеренга рыцарей и сержантов Дерптского епископа.

По видимому ещё до столкновения с русскими войсками между головой колонны и чудью образовался небольшой разрыв.

Момент начала боя «Рифмованная хроника» описывает так:

Русские имели много стрелков которые мужественно вышли вперёд и первыми приняли натиск перед дружиной князя
Видимо лучники не нанесли серьёзных потерь. Обстреляв немцев лучники не имели друого выхода, кроме как отойти на фланги большого полка. Однако как продолжает «хроника»

Знамёна братьев проникли в ряды стрелявших, было слышно как звенят мечи, рубились шлемы, как с обеих сторон падали на траву павшие

— скорее всего это было записано со слов очевидца находившегося в задних рядах войска, и вполне возможно что воин принял за передовых лучников какое то иное русское подразделение. В русских же летописях это отображено так: Немцы же и чудь, пробишася свиньёю сквозь полки


Ледовое побоище


Ледовое побоище. Бегство немцев. Видение небесного войска


Невская битва на Миниатюрах Лицевого летописного свода. 16 век

Cпорным является вопрос о потерях сторон в битве.
О русских потерях говорится туманно: «много храбых воинов пало».
Видимо, потери новгородцев действительно были тяжёлыми. Потери рыцарей обозначены конкретными цифрами, которые и вызывают споры.
Русские летописи, а за ними и отечественные историки говорят, что рыцарей было убито около пятисот человек, а чуди «паде бещисла», в плен будто бы взято пятьдесят «братьев», «нарочитых воевод».
Пятьсот убитых рыцарей — цифра совершенно нереальная, поскольку такого количества не было и во всём Ордене.

Согласно данным ливонской хроники, битва не была крупным военным столкновением, а потери Ордена составили ничтожное количество. «Рифмованная хроника» особенно говорит, что погибло двадцать рыцарей, и шестеро было взято в плен.
Возможно, «Хроника» имеет в виду только «братьев»-рыцарей, не принимая во внимание их дружины и набранную в войско чудь.
Новгородская Первая летопись рассказывает, что в сражении пало 400 «немцев», 50 было взято в плен, а «чудь» также сбрасывается со счётов: «бещисла». Видимо, те понесли действительно серьёзные потери.

Итак, на льду Чудского озера действительно пало 400 немецких воинов (из них двадцать были настоящие «братья»-рыцари), и 50 немцев (из них 6 «братьев») попали к русским в плен. «Житие Александра Невского» утверждает, что пленные пото́м шли возле своих коней во время радостного въезда князя Александра в Псков.


Ледовое побоище. Картина В Маторина.


Kira Skripnichenko


Александр Невский. Ф. Моллер. 1856 г.


Серов Владимир Александрович. Ледовое побоище


Корин Павел Дмитриевич. Александр Невский. Часть триптиха. 1942

Александр Невский

magaeva.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *