Цель: Освоить традиции приготовления каши, русские обряды и названия, связанные с праздником.
Оформление на сцене: самовар, бублики, скатерть.
Плакат «Щи да каша — пища наша»
Оборудование: 2 ведра, 2 пластиковые ложки, вода, фасоль, горох, посуда для круп,
призы для победителей, кегли, табуретка, ложки деревянные (5 шт) для игры.
Дети-участники сидят в зале. Звучит русская народная мелодия.
Выходит ведущая.
Вед:Здравствуйте, добры молодцы! Здоровья и вам, красны девицы!
Гости званые да желанные! Вижу собралось у нас гостей со всех
волостей. Видно пришли к нам на праздник кашу поесть, поплясать,
да народ забавлять. Да сегодня у нас сказ про кашу — матушку нашу.
А тпру, тпру, тпру!
Не вари кашу круту,
вари жиденькую,
Вари мягонькую
Вари молошенькую,
Кашу варила, гостей созывали,
Гости — то узнали, сразу прибежали.
Прибежали, гости дорогие, кашу поесть, поплясать, да народ забавлять. А вы кашу любите? А ну-ка назовите, какие каши вы знаете?
(Аукцион каш: рисовая, гречневая, пшенная, манная, перловая,
ячневая, овсяная, гороховая, кукурузная, чечевичная, пшеничная…)
Вед: Правильно, каши были разные, как и другое любимое блюдо — пироги. И о пирогах мы сейчас послушаем с вами песню.
РНП «ПИРОГИ»
Вед: А знаете ли вы, что каша появилась более тысячи лет назад. На Руси испокон веков и бедные и богатые кашу едали. Отсюда и поговорка: каша — матушка наша. Скоро дело делается, да не скоро сказка сказывается. Это только присказка, а сказка будет впереди.
Ребята, а вы знаете, что такое каша? Может скажет Маша? Юра или Даша? Что такое каша?
(Дети обычно отвечают, что каша — это сваренная на воде или молоке крупа. Так да не так. Кашей на Руси называли свадебный пир. Кашу обычно устраивали в доме невесты.)
Вед: Знаете ли вы, гостеньки дорогие, в какие праздники на Руси кашу- то
едят? (Ответы: крестины, родины, свадьба, рождество — за каждый
ответ поощрение)
Вед: Предлагаю вам теперь кашку попробовать сварить. Приглашаю на сцену 5 кашеваров.
Задание: необходимо подготовить продукты для изготовления каши — перебирать фасоль и горох. Кто вперед справиться с заданием — тот и победил.
Вед: А теперь вода нужна. Кто за водой пойдёт?
Эстафета: две команды должны принести воду из одной ёмкости в другую,
не пролив (каждый участник — по одной ложке)
Вед: Продукты для каши приготовили, воды наносили. Теперь бы молочко в кашу добавить. Где молочко можно взять? (ответы детей) А известно, что коровы лучше доятся услышав песенку. Давайте и мы песенки послушаем.
Выступление ансамбля, РНП «Как у дяди Ермолая»
Вед:А теперь загадки наши: что всегда поверх каши? (Масло)
Белое, а не вода, сладкое, а не мёд.
От рогатого берут и деточкам дают. (Молоко)
Зернышки белы, черны, а сваришь – вкусны! (Крупа)
Я бел, как снег, в чести у всех
И нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар)
Что в избе за белая Марья? (Соль)
Вед: Ну вот, наша каша в горшке, пора её в печь ставить. В народе говорят: «Пока каша в печи томится, можно нам и повеселиться». И начнём мы наше веселье со скороговорок, и, конечно, про кашу: Кошка Крошка на окошкеКашу кушала по крошке.
(скороговорку дети повторяют несколько раз)
Давайте вспомним какие пословицы о кашах вы знаете. Я начну пословицу, а вы говорите как дальше, продолжайте.
· Кашу маслом не… (испортишь)
· Худ обед, когда каши … (нет)
· Сам кашу заварил, сам и … (расхлёбывай)
· Каша — матушка … (наша)
· С ним каши не … (не сваришь)
Вед: Молодцы! В старину на каше даже гадали, определяли какой урожай будет. Если каша из горшка убежит или горшок лопнет, то будет недород. Если каша бледная да вязкая — быть беде. Наша каша вся на месте, горшок цел, значит, урожай богатый будет. Каша наша красна да рассыпчата — быть счастью. Теперь мы в кашу, для вкуса, маслица добавим, а пока оно тает песни послушаем.
Исполнение РНП «Ваня-пастушок»
Вед: Раньше на Руси овощное пюре также называли кашей.
Из тыквы варят кашу,
Из репы варят кашу. Вот такая сказка про репку нашу!
Предлагаю вам поиграть в игру «Репка».
В игре принимают участие 2 команды. В каждой 6 игроков (дед, бабка, внучка, кошка, мышка). Участники становятся в 2 колонны, на расстоянии нескольких метров от первого игрока каждой команды ставится «репа»- кегля.
По сигналу «деды» бегут к «репе», огибают её, возвращаются к своей команде, берут за руку второго участника («бабку») и обегают репку вдвоём.
Последний играющий («мышка»), обегая репку должен успеть схватить её.
Выигрывает команда, которая быстрее справилась с заданием.
Вед: Молодцы! Для наших победителей песня.
РНП «Ехала деревня»
Вед: А теперь новая игра, называется она «Ложки». Как вы думаете, для чего нужна ложка? (чтобы есть) А что мы будем есть?
Чтобы поиграть в игру мы должны выучить слова:
Кашу мы варили, ели да хвалили.
Маленькой Дуняше не хватило каши.
Ты не плачь, Дуняша, будет тебе каша,
Погоди немножко, принесу я ложку.
В центре игровой площадки на столе лежат ложки, на одну меньше, чем количество игроков. Дети, взявшись за руки, ходят по кругу (вокруг стола), приговаривая слова. Как только приговорка заканчивается, дети бегут к столу за ложками. Кому не хватило — выбывает из игры. Затем одна ложка убирается. Игра повторяется до тех пор, пока ребёнок не возьмёт последнюю ложку. Он и становится победителем.
Вед: Ну, чтож, делу – время, потехе — час. Вот и весь мой сказ.
Про кашу узнали, пошумели, поиграли
Будьте умными ребятки, ешьте больше каши сладкой!
Вед: Каша рисовая, да манная
Да перловая, да овсяная,
Будет каша разная
На столе по праздникам!
Приглашаю всех по русскому обычаю на чаепитие!
Музыка. Чаепитие.
Автор: Харламова Татьяна Александровна
Поделиться с друзьями
Воспитательская работа по теме:«Интеллектуально-творческая игра:«Осенний марафон»Ярмарка Осени (2 класс)
Внеклассное мероприятие
«КАША- МАТУШКА НАША»
Цель.
Учить различать и называть злаковые культуры и их крупы.
Формировать знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.
Закрепить знания детей о труде хлеборобов.
Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.
Вызвать желание вести здоровый образ жизни.
Оборудование: ноутбук, презентация, диски, макет русской печки, манная каша, плакаты с пословицами о каше, детские рисунки.
Содержание
Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаи, свои праздники, песни и сказки. У каждого народа есть свои, присущие только ему, традиции и застолья.
Сегодня героиней нашего праздника будет ее ВЕЛИЧЕСТВО КАША!
Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал.
ПРАМАТЕРЬЮ хлеба величают ее в народе .На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица:
«КАША – МАТУШКА НАША». (слайд 1)
Вряд ли о каком другом блюде русской кухни сложено столько легенд и сказок, как о каше – символе благоденствия. Это вызвано тем, что издревле славянские племена занимались земледелием, выращивали рожь, пшеницу ячмень, просо .Как у всякого народа-землепашца, зерно и продукты его переработки стали у русских людей предметом религиозного почитания.
. С давних пор на Руси любимой едой была каша. К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши невозможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир так и назывался «к а ш е й».
Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу .Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!»Выражение это дошло и до наших дней.
Ребята! А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?
«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…»
(выходит СОРОКА и показывает стих. движениями)
СОРОКА. Знаете ли вы, ребятишки, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте – ка мои загадки, тогда мы назовем с вами все, что для хорошей каши нужно.
Что всегда поверх каши лежит ? (масло)
Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! ( соль )
Жидкое, а не вода, белое, а не снег. ( молоко )
Я бел, как снег, в чести у всех
И нравлюсь вам во вред зубам. (сахар )
СОРОКА. А теперь поиграйте со мной в игру (Доскажи словечко)
1.Отгадай загадку нашу
Не испортишь маслом (кашу)
2.Любимая и желанная
Всем детям каша (манная)
3.Всем детям рост обеспечивает,
Полезная каша (гречневая)
4.Не спеша пережевываем
Желтую кашу (пшенную)
5.За обе щеки уписываем
Белую кашу (рисовую)
6.Силу дает и вес
Богатырь (геркулес)
7.Я бегом бегу в столовую,
Кашу я люблю (перловую)
8.Завтрак мы заканчиваем
Кашей вкусной (ячневой)
9.Ложки дружно облизали
И спасибо всем (сказали)
. Дети рассказывают стихи о кашах.
Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.
В школе весело живём
Каши вкусные жуём
С каждым днём мы подрастаем
Сил, здоровья набираем.
С детства кашу кушать надо
Она лучше шоколада
Гречку скушай ты с утра
День пройдёт как на ура.
Каша белая из риса
Полезней всякого ириса
Зёрна белые, тверды,
Но налей в чугун воды
Да поставь на огонёк
Да посыпь-ка сахарок,
Подсоли немножко
И берись за ложку.
Кушай кашу “Геркулес”-
Это чудо из чудес!
Кушай, станешь силачом
Любая гиря нипочём!
Кашу манную любят малыши,
Белую, пушистую едят от души
Любят её с маслом, любят с молоком
Станут все красивыми и
Сильными потом!
. ВЕДУЩИЙ: Ребята! А какую кашу вы любите больше всего ? ( Дети называют свою любимую кашу)
ВЕДУЩИЙ: А вы ели когда – нибудь кашу из топора ?
(инсценировка р.н.с. «Каша из топора )
(Появляются Солдат и старуха )
ВЕДУЩИЙ: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:
Да нечего,родимый!
Свари кашицу
Да не из чего!
ВЕДУЩИЙ:. Солдат взял топор, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…
( Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату. )
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.
Готова ли?
( Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату. )
– Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть
( Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна )
( Старуха, смакуя кашу ):
-Служивый, а когда ж топор будем есть ?
-Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..
( встает )
-Ну, будь здорова, хозяйка !
( Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так-то солдат и кашки поел, и топор унес.
Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.
Ведущий:
Каша – исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события.
Так жених и невеста обязательно должны были при гостях сварить кашу и съесть ее.
При рождении ребенка готовилась «бабина каша» – крутая, пересоленная, которую должен был съесть молодой отец.
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.
Презентация на тему: “Русская каша – матушка наша!”.
Огромный путь проходит каша, прежде чем попасть к нам на стол. Люди многих профессий трудятся над этим. (Cлайд 2)
Много, труда вкладывают хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай. Они поливают, подкармливают, пашут землю, сеют семена злаков и следят за их всходами. (Cлайд 3-5)
Когда колосья созревают, становятся твёрдыми, начинается уборка урожая. Специальные машины жатки скашивают стебли злаковых и укладывают их в валки. А когда валки подсохнут на солнце, комбайны их подбирают и обмолачивают колосья. (Cлайд 6-8)
Зерно увозят на зерноперерабатывающие заводы, элеваторы. На элеваторах в специальных машинах зерно сушат, очищают от примесей и отправляют на заводы в фасовочные цеха, где их фасуют и отправляют в магазины на продажу. (Cлайд 9-10)
С магазина крупы злаков попадают к нам домой и в детские сады. (Cлайд 11)
Наши повара готовят вкусные, ароматные, рассыпчатые каши. (Cлайд 12)
Каши очень полезны детям и взрослым, они богаты белками, углеводами, витаминами. Приятного аппетита! (Cлайд 13-14)
СТИХИ про манную кашу
Приехала к бабушке Маша,
Сварила ей бабушка кашу.
«Садись, гостья желанная,
Остынет каша манная.
Каша с сахарным песком
Да с душистым молоком!
На-ка ложку, Маша,
Ешь скорее кашу!
Но руками Маша машет
«Не хочу я кашу вашу!»
Вдруг гром, тряхнуло дом,
Зашаталось все кругом:
Это трактор с трактористом
Появились под окном.
Долго Машу журили, бранили:
«Мы пахали, поля боронили
Выросла пшеница, можно заблудиться:
Густа, высока. Не достать до колоска»
Тут комбайн по деревне шагает,
Застегнулся на тысячу гаек.
«Покажите-ка девочку Машу,
Что не ест нашу манную кашу!
С комбайнером нам как не сердиться-
Или зря убирали пшеницу?!»
И корова пришла, замычала:
«Молоко я для каши давала!»
Да как топнет корова копытом:
«На капризу я тоже сердита!»
Замотала буренка рогами:
«Зря я, что ли бродила лугами?
Молоко ли мое не душисто
От травы-муравы шелковистой?»
Тут заслонкою печь забренчала:
«Я работала тоже немало,
Вон как спину свою накалила-
Я для Машеньки кашу варила»
Сколько все потрудились для Маши
Съешь хоть ложечку, Машенька, каши!
Села Маша поближе к окошку,
Шепчет: «Дайте-ка мне, бабушка, ложку!»
Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице, рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!
Конкурс «ЗНАТОКИ КАШИ»
Необходимо с завязанными глазами по вкусу определить, какая это каша.
2 человека с завязанными глазами кормят из одной миски друг- друга кашей.
Дети читают стихи
Если в беспорядке мысли ваши,
Если в голове у вас сумбур,
Говорят: в голове у вас каша!
Только это, друзья, чересчур!
Ведь согласитесь-ка, ребята
Что поговорка не права:
Ну разве каша виновата, что бестолкова голова!
Если все слова смешались ваши,
Если вашу речь нельзя понять…
Говорят, что во рту у вас- каша!
Обвиняют беднягу опять.
Но согласитесь-ка, ребята,
Что приговор несправедлив.
Да разве каша виновата,
Когда язык у вас ленив!
Если порвались ботинки ваши,
И в дыре нога видна,
Говорят: башмаки просят каши,
Значит, вновь виновата она!
Но разве правильно, ребята,
Нам вымещать на каше злость?
Ведь разве каша виновата,
Что плохо вбит в подошву гвоздь?
Не верьте в разные обманки—
НЕТ НИЧЕГО ПРЕКРАСНЕЙ МАНКИ!
Ведущий. Русский народ придумал пословицу “Русская каша – матушка наша!” и эти слова верны. Цельное зерно злаковых несёт в себе силу природную, силу земли – матушки. Крупы из цельного зерна содержат в себе белки, углеводы, жиры и витамины, они очень полезны для нашего здоровья.
Ведущий предлагает детям, вспомнить, какие каши они знают.
“Из чего приготовили кашу?”.
Из рисовой крупы – рисовую кашу.
Из гречневой крупы – гречневую кашу.
Из пшённой крупы – пшённую кашу.
Из пшеницы – манную кашу.
Из ячменя – перловую кашу.
Из овса – овсяную кашу “Геркулес”.
Из кукурузы- кукурузную кашу.
. Игра.
С вами мы сейчас сыграем
В интересную игру.
То, из чего мы варим кашу,
Я сейчас вам назову.
А вы слушайте внимательно,
Отвечайте основательно.
Если скажу верно,
говорите «да» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно,
Смело отвечайте «нет».
Сорока – белобока
задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла…
Парное молоко?
Куриное яйцо?
Крупа манная?
Капуста кочанная?
Солёный огурец?
Мясной холодец?
Сахар да соль?
Белая фасоль?
Масло топлёное?
Рыбка солёная?
Лавровый лист?
Китайский рис?
Перец болгарский?
Соус татарский?
Клубничное варенье?
Бисквитное печенье?
Славная каша получилась.
Пора кашу сварить, да попробовать.
Рассказы детей о кашах.
*Ячмень один из древнейших злаков, который возделывают люди. Из зёрен ячменя варят сытную перловую кашу. Её очень любил русский царь Пётр I. Перловую крупу добавляют в грибной суп и уху. Перловая каша очень полезна в ней содержится много белков, углеводов и жиров.
*Пшённую крупу получают из зёрен проса. Из неё варят пшённую кашу. Особенно вкусная получается каша, сваренная из смеси риса и пшена, такую кашу называют королевской. Пшённая каша очень полезна, в ней содержится много углеводов.
*Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку.
Из овсяных зёрен получают воздушные овсяные хлопья, которые называются “Геркулес”. Геркулесовая каша очень полезная и сытная, если её есть каждое утро на завтрак, то вырастите сильными и здоровыми.
Частушки:
Частушка первая о каше,
она помощник в жизни нашей.
Посвятим частушки наши
Мы сегодня славной каше
Пшенной, манной, овсяной,
Крупяной и овощной
На Руси поесть любили
и особо каши чтили
пшенные, овсяные
гречневые, манные
Нам тихонько напевает
тот кто каши обожает
кто не любит пусть сидит
смотрит только и молчит
Мы на завтраке сидим,
Кашу пшенную едим,
Знает каждый ученик-
Ум без завтрака поник
Жизнь у нас тяжёлая,
Нам нужна столовая.
Повара нужны и каша –
Вот такая школа наша.
Предпочтенье отдаю
Я молочной каше
Чтобы с каждым новым днем
Становиться краше.
Очень всем полезна каша
Пшённая, перловая,
Потому, что в этой каше
Сила стопудовая!
Взрослый папа кашу любит,
Дед с бабулей – обожают,
Но они с утра друг друга
Кашу есть – не заставляют…
.
У солдат житьё не сладко,
Утром – каша, по раскладке.
Вредны гренки и блины
Для защитников страны.
Полюблю я кашу сразу
По армейскому приказу.
В завтрак, в армии – всегда,
Каша – главная еда.
Что на завтрак? Снова каша!
Ох, не любит её Маша.
Набиваешь полный рот,
А в живот всё не идёт.
Мама заставляет Сашу
Ежедневно кушать кашу.
Саша кушать не желает,
Над тарелкой он рыдает
Не заваривайте чаю
Чаю пить я не хочу:
Подавайте лучше кашу,
Быть здоровою хочу!
Много каши съел наш Дима,
Вырос сразу на глазах.
Если б кашу он не ел,
Тогда сразу заболел.
Нам ответил дед столетний,
Почему не постарел:
«Потому что я, ребятки,
В детстве только кашу ел!»
Кашу ем я каждый день –
И здоровым буду,
И конечно похвалить
Маму не забуду.
Русской каши, вкусной каши
Мы сегодня поедим,
Наберемся силы нашей
И до Марса долетим!
Ведущий.
Полезная, сытная, вкусная, аппетитная каша. А какие пословицы вы о ней знаете? Дети называют пословицы.
Щи да каша- пища наша.
Кашу маслом не испортишь.
Как заварил кашу, так и расхлёбывай.
Разговорами каши не сваришь.
Без каши обед не обед.
Воду жалеть- и каши не сваришь.
Не поешь кашки из пустой чашки.
Хороша кашка, да мала чашка.
Лучше каши нет на свете,
Обойди весь белый свет!
Любят взрослые и дети,
Кушать кашу на обед.
В каше много витаминов,
Каша нам всегда нужна,
В каждом доме, в каждой кухне,
Каша быть всегда должна!
Чтобы были люди сильны,
Были счастием полны,
Будем кашей повышать,
Мы здоровье всей страны!
ВИКТОРИНА.
1) Кто написал сказку «Волшебный горшочек», в которой кашей завалило весь город. Какие слова надо было сказать горшочку ? ( Братья Гримм; «горшочек вари» и «горшочек не вари» )
2) Сколько детей было у сороки –белобоки ? ( Пять )
3) Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с. )
4)Чем угощала Лиса Журавля ? ( манной кашей )
5) ИЗ чего сварена каша, которой поп из сказки А,С, Пушкина кормил своего работника?
( Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы-с ломким колосом, т.е. пшеничная каша )
6) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов ? ( ячменной, т.е. перловой.)
7) знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время перерыва кашу ели все вместе, т.е. одну кашу ели.)
А теперь посмотрим, как вы слушали сегодня и что запомнили:
Угадайте кашу
Эта каша витаминов полна,
Хоть на вид она черна. (Гречневая)
Ее любят маленькие дети,
Сама вкусная на свете . (Манная)
Называют ее кашей красоты.
Полюби ее и ты. (Овсяная)
Белые зернышки во рту тают,
О Китае вспоминают, (Рис)
Разваренные крупинки
Сверкают, словно жемчуга.
Эта каша любимая моя. (Перловая)
Мелкие зернышки
Напоминают солнышко.
Желто в горшке,
Сытно в брюшке. (Пшено)
Ведущий.
Действительно “Русская каша – матушка наша”. Мы сегодня с вами узнали много интересного и полезного о кашах.
Горячая каша, холодная каша.
Томится в горшочке любимица наша.
Давно уж давно подружились мы с нею,
Но выбрать не можем – какая вкуснее?
И с пылу и с жару прекрасна она,
И каша холодная тоже вкусна.
Не будем мы медлить с вопросом таким
И кашку любую быстрее съедим.
До свидания ребятки
Ешьте больше каши сладкой
И тогда никто на свете
Вам пенять не станет, дети
Что вы каши мало ели
И растете еле-еле
На прощание друзья
Пожелать хочу вам я:
Каждый будь и ввысь и вширь
Настоящий богатырь!
Работницы боеприпасов, приготовившие кашу дьявола.
Они приехали на HM Factory Gretna из Ирландии и всех уголков Британии и ее империи, молодые женщины из рабочего класса, усилия которых изменили ход Первой мировой войны. наспех возведенные деревянные жилые дома и кирпичные производственные и складские навесы, обслуживаемые 125 милями военной узкоколейной железной дороги.
До войны имя Гретна было более известно как легендарное место романтики, где сбежавшие любовники могли официально пожениться перед лицом противодействия со стороны друзей или семьи. Затем, в мае 1915 года, этот район попал в заголовки газет, когда сигнальная будка Квинтинсхилла недалеко от Гретны стала местом самой страшной железнодорожной аварии в британской истории.
В результате столкновения нескольких поездов официальное число погибших составило 227 человек, хотя, вероятно, оно занижено. Среди погибших было 215 солдат из Лейтского батальона Королевских шотландцев, направлявшихся в Галлиполи.
Железнодорожная катастрофа в Квинтинсхилле
Строго говоря, Гретна-Грин — это половина деревни в Дамфрисшире, а другая половина — Спрингфилд. В 1915 году города Гретна не существовало. Как и деревня Истригс. Осенью 1915 года все, что изменилось, это то, что Марс переместился по соседству с Венерой в ответ на требования британских генералов западного фронта предоставить больше снарядов, чтобы ускорить окончание войны. Это событие имело долгосрочные последствия не только в военном отношении, но и с точки зрения социальных и экономических изменений.
Великий снарядный кризис 1915 года якобы был реакцией на катастрофические события в Нев-Шапель, в ходе которых британская профессиональная армия была почти уничтожена под руководством неумелой группы генералов, которых позже заклеймили как «Ослов». Возможно, это был кризис, созданный военным корреспондентом «Таймс» полковником Репингтоном по наущению главнокомандующего генерала сэра Джона Френча.
Донесения Репингтона о «необходимости снарядов» были опубликованы после того, как он совершил поездку по Западному фронту, в том числе провел значительное время в обсуждениях с генералом сэром Джоном Френчем, с которым он уже был знаком. Несостоявшийся главнокомандующий обвинил в катастрофической Нев-Шапель и последующих наступлениях нехватку снарядов, несмотря на то, что он отправил его до атаки, ссылаясь на адекватные запасы.
В мае 1915 года The Daily Mail представила ситуацию как «Скандал со снарядами: трагическая ошибка лорда Китченера». Несколькими днями ранее Ллойд Джордж был назначен министром вооружений в коалиционном правительстве Асквита. К концу осени начались работы на заводе по производству боеприпасов длиной девять миль, который в конечном итоге должен был охватить границу от Дорнока у Солуэя в Дамфрисшире до Лонгтауна в Камберленде.
Оценки количества землекопов, задействованных в строительных работах, разнятся, но их было не менее 10 000, и многие из них были ирландцами. Фабрика HM Gretna была построена за девять месяцев, и это поразительное достижение было отмечено в газетной статье сэра Артура Конан Дойля. Автору «Шерлока Холмса» также приписывают создание термина «дьявольская каша» для смеси оружейной ваты и нитроглицерина, которая использовалась для производства кордита в качестве топлива для снарядов.
Разгрузка лотков для нитрования на заводе боеприпасов HM, Гретна
Первый этап работ включал обжиг хлопковых отходов азотной и серной кислотой в лотках из керамогранита для получения нитрохлопка, или ружейного хлопка. Это была чрезвычайно опасная процедура, создававшая ядовитые пары и постоянная опасность кислотных ожогов от брызг. Затем хлопок промывали в кипящей воде, затем погружали в холодную воду и, наконец, протирали мелом, чтобы нейтрализовать кислоту.
Для производства кордита пушечную вату нужно было смешать с очень нестабильным нитроглицерином, который был создан с использованием глицерина из мыловаренной промышленности, а также азотной и серной кислот. Производство нитроглицерина было настолько опасным, что никакое оборудование не могло быть задействовано. Материалы нужно было осторожно смешать в свинцовых контейнерах, чтобы нитроглицерин всплыл и снялся. Нитроглицерин перемещался по площадке по свинцовым каналам только под действием силы тяжести!
Подготовка к изготовлению кордита
Кордит перемешивали вручную в широких чанах. Конан Дойл писал об «улыбающихся девушках в одежде цвета хаки… крутящих вещи в руках», несмотря на то, что знал, что риск взрыва всегда присутствовал. Именно по этой причине 34 двигателя, которые транспортировали материал по площадке от производства к складским помещениям, работали на сжатом воздухе, а не на угле.
Поначалу женщины жили в деревянных хижинах, которые вскоре стали известны как «Лесной город», и были главными работниками опасного и трудоемкого процесса производства кордита. Одетые в униформу из брюк, перекрестной туники и пояса, с волосами, часто коротко остриженными, но всегда полностью покрытыми шапками в стиле мафии из соображений безопасности, женщины собирали ружейную вату из больших куч, прежде чем ссыпать ее в чаны и месить ее. рука. Их кожа часто желтела от контакта с опасными материалами.
Часы тоже были долгими, так как не прекращались крики о дьявольской каше для голодных орудий на фронте. К 1917 году фабрика производила 800 тонн в неделю, и король Георг V и королева Мария пришли посмотреть и похвалить военные усилия Гретны.
Неизбежно имели место серьезные инциденты, приводившие к гибели людей, хотя их число трудно оценить из-за секретности, которая окружает производство боеприпасов во время войны. Однако сообщения о погибших все же попали в местные газеты.
Теоретически молодые женщины были независимыми женщинами из рабочего класса, у которых были деньги, которые они могли потратить. Гретна предложила своим 20 000 рабочих специально построенные школы, магазины, больницу и кинотеатр. На практике рабочие находились под наблюдением, а Тимбер-Таун был огорожен колючей проволокой.
Тимбер Таун, Гретна
Администрация Гретны сделала все возможное, чтобы контролировать доступ в очаровательные пабы Карлайла в свободное время, включая ограничение движения местных поездов. Тем не менее, некоторые рабочие пошли опасным и опасным маршрутом пешком через железнодорожный мост, чтобы развлечься в то немногое свободное время, которое у них было.
Обвинения в пьянстве рабочих-оружейников выдвигались еще до строительства Гретны. Историк А.Дж.П. Тейлор утверждал, что сэр Джон Френч обвинил пьяных рабочих-оружейников в нехватке снарядов, чтобы скрыть свои недостатки. Местная напряженность и подозрения в отношении тех, кто пришел работать в Гретну, также усилились после Пасхального восстания в Дублине в 1916 году. пьяные рабочие на четвереньках перед ратушей Карлайла. В ответ правительство организовало Карлайлский эксперимент, также известный как Схема государственного управления: национализация публичных домов в Карлайле и Гретне и их окрестностях, а также на шотландской стороне Солуэя, а также на северном побережье Камбрии до Силлота и, в конечном итоге, до Мэрипорта.
В общей сложности государство взяло под контроль пять местных пивоварен, а также около 400 помещений, включая трактиры и публичные дома. Этот значительный социальный эксперимент не был уникальным, но он стал самым известным примером, продолжавшимся до 1970-х годов, когда правительство Эдварда Хита положило ему конец. Под управлением государства часы работы были сокращены, пиво стало слабее, реклама была ограничена, а проверенные временем интимные уюты, салоны и курительные комнаты были превращены в более просторные помещения.
Особое внимание уделялось еде и развлечениям, особенно традиционным играм в пабах, а также выпивке. Короче говоря, трактиры стали более подходящими для семей, что не пользовалось популярностью в Шотландии, поскольку считалось навязыванием английских идей. Тот факт, что женщины зарабатывали деньги и ходили в трактиры, чтобы купить себе выпивку, шокировал некоторых по обе стороны границы.
Дома вдоль Анзак-роуд, Гретна, с деревянными постройками слева.
Когда война закончилась, большая часть фабрики HM Gretna была демонтирована. Тем не менее, жилье, построенное для супружеских пар, остается, наряду с прекрасным архитектурным наследием в виде великолепных церквей, в том числе бывшей церкви Святого Ниниана, ныне Зала Наковальни. Насосная станция реки Эск к северу от Лонгтауна — еще одна местная достопримечательность, и наследие всего этого места воссоздано в новом Музее дьявольской каши.
Что еще более важно, вклад молодых женщин будет продолжать влиять на все сферы жизни, устанавливая стандарты того, что женщины могут делать, сколько они могут зарабатывать и что они могут носить. Как A.J.P. Тейлор выразился так: «К концу войны уже не было правдой, что место женщины — дома».
7 серий
Присоединяйтесь к Хестер Лонерган, ведущей с аутизмом и СДВГ, которая проникает в мысли и распорядок дня людей, которые ведут себя по-другому. В буквальном смысле это шоу об особых интересах и нейродивергенции. И, говоря расплывчато, это шоу — праздник утра, еды, дружбы, повседневных дел, увлечений и всего, что всплывает между ними.
Хочешь попасть на шоу? Напишите мне в Instagram! Хотите помочь финансировать множество идей, которые у меня есть, чтобы отпраздновать разницу? Купи мне кофе: buymeacoffee.com/haverhester
Итоги сезона
Итоги сезона
Я наконец-то оправился от выгорания после Golden Spurtle и Covid и снова размышляю о том, что я могу сделать в следующий раз, чтобы попытаться пережить это легче! Представляем некоторые планы на следующий год и слово ненавистникам.
—
Отправить голосовое сообщение: https://podcasters.spotify.com/pod/show/porridgeforbrains/message
Карен Хендерсон (она / она), временный организатор The Golden Spurtle 2022
Карен Хендерсон (она/она), ответственный организатор The Golden Spurtle 2022
Когда жизнь дарит вам лимоны в виде: отпуска за две недели до участия в чемпионате мира по кашам The Golden Spurtle, до места назначения 7 часов’ езды от дома, который оказывается в 1 часе езды от Каррбриджа, места проведения соревнований. В этом сценарии вы делаете сладкий-сладкий лимонад в виде тайной разведки, чтобы проверить ратушу и попытаться подмазать непоколебимую и прекрасную Карен Хендерсон.
—
Отправить голосовое сообщение: https://podcasters.spotify.com/pod/show/porridgeforbrains/message
Ник Барнард (он/он), Rude Health – ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Ник Барнард (он/он), Грубое здоровье – ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Избыток радости и овса после того, как мы с Ником так долго разговаривали, что нам пришлось вырезать две серии.
Это примерно 25 минут почти полностью посвящено разговорам о каше. Ник соревнуется вместе с Хестер в 29-й гонке этого года.ежегодный чемпионат мира по кашеварению Golden Spurtle. Мы обсуждаем рецепты, методы, удовольствие от овса и пользуемся возможностью познакомиться с некоторыми конкурентами.
Посетите сайт Rude Health: rudehealth.com
Присылайте мне вопросы для моих выпусков вопросов и ответов: @haverhester в Instagram
—
Отправьте голосовое сообщение: https://podcasters.spotify.com/pod/show /porridgeforbrains/сообщение
Ник Барнард (он/он), Rude Health – ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Ник Барнард (он/он), Rude Health – ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Хестер очень долго разговаривала с Ником Барнардом, соучредителем и председателем Rude Health (@rudehealth). Было слишком много всего, что нужно было охватить, и все это казалось слишком захватывающим, поэтому этот эпизод 3 является ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ, за которой вскоре последует эпизод 4, ЧАСТЬ ВТОРАЯ.
В этой ЧАСТИ ПЕРВОЙ мы говорим о любознательности, простоте и взгляде на окружающий мир, чтобы правильно питаться.
Проверьте Rude Health: rudehealth.com
Присылайте мне вопросы для моих выпусков вопросов и ответов: @haverhester в Instagram
—
Отправьте голосовое сообщение: https://podcasters.spotify.com/pod/show/porridgeforbrains /сообщение
Учиться на выгорании
Извлекая уроки из эмоционального выгорания
Приходя к вам в другом формате – одним дождливым утром в четверг я позволил своему вялому мозгу блуждать и озвучил некоторые недавние уроки.
Недавно я впал в выгорание, которое является второй частью цикла, который я прокручивал, сколько себя помню. Но на этот раз все было по-другому: я наблюдал за собой, проходя через высокую энергию и неустанное давление, и впервые увидел, что происходит. Спойлер: выгорание — не просто неизбежная черта устройства моего мозга. Есть нечто большее, чем это, и есть шаги, которые я могу предпринять, чтобы свести это к минимуму.
Ссылки, упомянутые в эпизоде:
Разоблачение аутизма доктора философии Девона Прайса: penguinrandomhouse.com/books/688819/unmasking-autism-by-devon-price-phd/
Пишите отзывы и вопросы в мой Instagram: instagram.com/haverhester/
Ни для кого, кроме меня, пара языковых исправлений:
*с другой стороны не снаружи с другой стороны
*глаза широко открыты не широко
Люси Стивенс (она/она), Closet Brewing Project
Люси Стивенс (она/она), Closet Brewing Project
Добро пожаловать в эпизод 1! Хестер и Люси увлечены пивом, процессами планирования, подготовкой, медитацией и историями происхождения зерна.
Люси Стивенс — самопровозглашенная «пивная маньячка» и основательница Closet Brewing Project (@closetbrewingproject), самой маленькой пивоварни в Эдинбурге.