Сценарий экологической сказки “Цветик-семицветик”
По мотивам одноименной сказки В. Катаева.
Звучит фонограмма «В гостях у сказки»
Ведущий: Здравствуйте взрослые, здравствуйте дети!
Мы вас в гости пригласили,
Сказку новую сложили.
Эта сказка не простая.
В нашей сказке есть намёк,
Добрым зрителям – урок.
Вы протрите глазки, навострите ушки,
Начинаем сказку про цветик и девчушку!
– Жила-была девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки: одну за одной и съела. Обернулась Женя, да уже поздно. Толька веревочка осталась пустая, а собака последнюю баранку доедает, облизывается.
Девочка идет с баранками, считает ворон, затем оборачивается.
Женя:
Фонограмма «Лай собаки», девочка догоняет собаку.
Ведущий: Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Оглянулась Женя, а места вокруг незнакомые, глухие. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись – старушка.
Старушка: Знаю, что с тобой случилось
Ты наверно заблудилась?
Я тебе помочь смогу,
Вот цветочек подарю.
Он волшебный, непростой…
Только с доброю душой
Лепесточки отрывай и желанье загадай!
Стоит лишь произнести:
«Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснешься ты земли
Быть по- моему вели!
Отдает Жене цветок и уходит.
Ведущий: Женя не успела обрадоваться, как подул сильный ветер и…
Фонограмма «Шум ветра»
Все лепестки улетели…
Женя побежала лепестки догонять…
Бежит по залу, в это время выходит медведь с медвежатами, ставит корзинку вместе с медвежатами делает зарядку (ритмическую гимнастику)
Медведь: Ничего я не пойму,
Столько мусора в лесу.
Кто пришел в мой лес густой
И нарушил в нем покой.
Банки, склянки и пакеты,
Ох, не справиться мне с этим!
Женя: Здравствуй, Мишенька- медведь!
Перестань скорей реветь.
Все убрать в твоем лесу
Я скорее помогу!
Ведущий. Мишки, выбегайте,
Нам скорее помогайте!
Медведь и медвежата с Женей убирают мусор в корзину.
Медведь: Потрудились мы не зря,
Стала чистою земля.
Я тебя благодарю
Лепесточки отдаю! Отдает Жене лепесточки
Женя: Спасибо тебе, мишка, это то что мне нужно!
Если, дети, вам
придётся
В лес отправиться гулять,
Помните, что за собою
Звучит фонограмма «Маленькой елочке…» Выходят девочки елочки пританцовывая.
Елочки: 1. Мы веселые подружки,
Подрастали на опушке.
Нарядились мы в косынки,
Распушили все хвоинки.
Звучит тревожная музыка, выходит мужик с топором…. .
2. Задрожали вдруг иголки,
Топора боятся елки!
Мужик: Для своих родных ребят,
Праздник я устроить рад!
Елочку скорей срублю
И детишкам принесу.
Трогает иголки у елочек….
Не дрожите вы иголки,
В домике тепло у нас!
Женя загораживает собой елочки и поет песню «Маленькой елочке не холодно в лесу» (фонограмма). Постепенно оттесняет мужика.
Елочки: 3.Елки вырасти хотят
Их обидеть каждый рад.
Не уж то тяжело понять!
Нельзя деревья обижать.
4. Пускай они в лесу растут –
Добро и красоту несут…
5.Вот лепестки твои, держи,
Дела лишь добрые твори!
Отдают лепестки.
– Кстати мы видели, что такие же лепестки полетели в ту сторону.
Женя: Спасибо!
Елочки, танцуя уходят. Женя тоже уходит.
Звучит фонограмма «Голоса птиц» . Вылетает птица, кружит вокруг гнезда, собирает веточки, танцует.
Звучит фонограмма «Крушит ломать…» . Вбегают три мальчика-хулигана с рогатками в руках. Осматриваются вокруг. Видят гнездо.
1 мальчик: Эй, друзья, ко мне скорей,
Здесь гнездо среди ветвей!
2 мальчик: Доставайте вы рогатки,
Бить птенцов совсем не жалко!
Пытаются сбить птичье гнездо на дереве. Вокруг дерева летает птица, машет крыльями, пытаясь защитить свое гнездо. Женя, выхватывает рогатки у мальчиков и говорит:
Женя: Дети запомнить должны и понять:
Гнезда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезьте туда,
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда!
Мальчики уходят
Птица: Ты спасла моих птенцов,
Защитила от юнцов.
Пусть пойдет мальчишкам впрок
Поучительный урок!
Лепесток нашла в гнезде
Отдаю его тебе! Отдает лепесток.
Женя: Спасибо!
Звучит музыка, дети исполняют танец цветов и бабочек, жучков. После танца выбегают девочки с сачками, бабочки и жуки убегают.
Девочка 1: Ой! Жучок, какой красивый!
Назову его Василий.
В коробочек посажу…
Он в ответ мне: “Жу-жу-жу!”
Девочка 2: Бабочку возьму в ладошку,
Бабочка1: Я, ребята,
бабочка…
Домик мой – не баночка.
Уберите свой сачок
И закройте на крючок.
Бабочка 2: Потихоньку подходите.
Полюбуйтесь-поглядите!
А появится охота –
Можно даже сделать фото.
Женя: Отпустите вы жуков,
Бабочек, букашек!
Не ловите, не пугайте
Малых таракашек.
Не нарушайте их покой,
Их жизни не мешайте!
Дети под музыку отпускают жуков, бабочек: несут их под кустики и деревья и
там оставляют.
Бабочка 3. Среди сказочных цветов мы нашли твой лепесток. Отдают.
Женя: Спасибо, я нашла шестой лепесток, остался только один.
Звучит фонограмма «Зайчик». Из-за ширмы выскакивает зайчик и плачет.
Зайчик: Ой, никак я не пойму:
Как же я попал в беду.
Лапку правую обжег
Женя: Кто же пошутить так мог?
Зайчик: На полянке, возле речки,
Веселились человечки.
Развели большой костер
И поставили котел.
Звучит фонограмма «Треск пламени»
После страшного огня
Не осталось даже пня. Плачет.
Женя забинтовывает лапку зайчику. Обращается в зал.
Без взрослых с огнем развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнет полыхать, разбегаться, искриться
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные – большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы…
В лесу костер разжигать не годится!
Зайчик: Женя, я в лесу скакал
Лепесточек отыскал.
Знаю, нужен он тебе,
Ну, а мне пора к семье!
Зайчик убегает.
Женя: Ура! Вот и собрались все лепестки, теперь я смогу попасть домой и совершить много хороших дел, благодаря цветику-семицветику.
Выходит старушка.
Старушка: Семицветик, конечно волшебный цветок,
Много добрых дел совершить он бы мог.
Но чистой душа оказалась твоя,
Для доброго дела не нужно цветка!
Чтобы природу нам сохранить
Нужно её беречь и любить!
Ребенок. В
природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Ребенок: Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела…
Ребенок: Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
Звучит фонограмма «Лети, лети лепесток….» На поклон выходят все актеры машут рукой, кланяются.
Ведущий. Сказку нашу завершаем…
Все: Беречь природу призываем!
Все исполняют песню «Лесной марш»
Сценарий экологической сказки “Цветик-семицветик”
Музыкальный руководитель: Сафронова Е.П.
Фонограмма : «В мире много сказок»
Ведущий:
Здравствуйте, детишки,
Девчонки и мальчишки!
Мы вас в гости пригласили,
Сказку новую сложили,
Вы протрите глазки, навострите ушки,
Начинаем сказку про цветик и девчушку!
Жила-была девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки: одну за одной и съела. Обернулась Женя, да уже поздно. Толька веревочка осталась пустая, а собака последнюю баранку доедает, облизывается.
Женя: -Ах, вредная собака! – закричала Женя и бросилась ее догонять.
Фонограмма «Лай собаки»
Ведущий:
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась.Оглянулась Женя, а места вокруг незнакомые, глухие. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг откуда ни возьмись-старушка.
Пожалела старушка Женю и говорит:
Старушка:
– Знаю, что с тобой случилось
Ты наверно заблудилась?
Я тебе помочь смогу,
Вот цветочек подарю.
Он волшебный, непростой…
Только с доброю душой
Лепесточки отрывай и желанье загадай!
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Лишь коснешься ты земли
Быть по моему вели!
И ушла.
Ведущий:Женя не успела обрадоваться, как подул сильный ветер и…
Фонограмма «Шум ветра»
Все лепестки улетели…
Женя побежала лепестки догонять… (вокруг ширмы )
Фонограмма «Песня медведя»
Заходит медведь ставит корзинку и делает зарядку:
Медведь:Ничего я не пойму,
Столько мусора в лесу.
Кто пришел в мой лес густой
И нарушил в нем покой.
Банки, склянки и пакеты,
Ох, не справиться мне с этим!
Женя: Здравствуй, дедушка медведь!
Перестань скорей реветь.
Все убрать в твоем лесу
Я скорее помогу!
Медведь с Женей убирают мусор в корзину.
Медведь:Потрудились мы не зря,
Стала чистою земля.
Женю я благодарю
Лепесточки отдаю!
Женя: Спасибо тебе, дедушка, это то что мне нужно! (Уходит за ширму)
Звучит фонограмма «Маленькой елочке…» Выходят 3 девочки елочки (пританцовывая).
Елочки: Мы веселые подружки,
Подрастали на опушке.
Нарядились мы в косынки,
Распушили все хвоинки.
Звучит тревожная музыка….. Заходит волк с топором…..
– Задрожали вдруг иголки,
Очень мы боимся волка!
Волк:Для своих родных волчат,
Праздник я устроить рад!
Елочку скорей срублю
И волчатам принесу.
Трогает иголки у елочек….
Не дрожите вы иголки,
В логове тепло у волка!
Женя загораживает собой елочки и поет песню «Маленькой елочке не холодно в лесу» (фонограмма). Постепенно оттесняет волка за ширму.
Елочки:Елки вырасти хотят
Их обидеть каждый рад.
Не уж- то тяжело понять!
Нельзя деревья обижать.
Пускай они в лесу растут –
Добро и красоту несут…
Вот лепестки твои, держи,
Дела лишь добрые твори!
Кстати мы видели, что такие же лепестки полетели в ту сторону.
Женя: Спасибо!
Елочки танцуя уходят за ширму. Женя тоже уходит.
Звучит фонограмма «Голоса птиц» . Вылетает птица, кружит вокруг гнезда, собирает веточки, танцует.
Фонограмма «Крушит ломать…» Вбегают три лисенка с рогатками в руках. Осматриваются вокруг. Видят гнездо.
Лисенок: Эй, друзья, ко мне скорей,
Здесь гнездо среди ветвей!
Доставайте вы рогатки,
Бить птенцов совсем не жалко!
Пытаются сбить птичье гнездо на дереве.
Вокруг дерева летает птица, машет крыльями, пытаясь защитить свое гнездо.
Женя, выхватывает рогатки у лисят и говорит:
Женя: Дети запомнить должны и понять:
Гнезда у птичек нельзя разорять!
Если в траве увидали яйцо
Или услышали крики птенцов,
Не приближайтесь, не лезть туда,
И не тревожьте ни птиц, ни гнезда!
Лисята уходят……….
Птица:Ты спасла моих птенцов,
Защитила от юнцов.
Пусть пойдет лисятам впрок
Поучительный урок!
Лепесток нашла в гнезде
Отдаю его тебе!
Женя: Спасибо, я нашла шестой лепесток, остался только один.
Фонограмма «Зайчик»
Из-за ширмы выскакивает зайчик и плачет.
Зайчик: Ой, никак я не пойму:
Как же я попал в беду.
Лапку правую обжег
Женя: Кто же пошутить так мог?
Зайчик: На полянке, возле речки,
Веселились человечки.
Развели большой костер
И поставили котел.
Фонограмма «Треск пламени»
После страшного огня
Не осталось даже пня. (Плачет….)
Женя забинтовывает лапку зайчику.
Обращается в зал:
Без взрослых с огнем развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костер обернется серьезной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнет полыхать, разбегаться, искриться
Его потушить невозможно тогда. ..
Пожары лесные – большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы…
Без взрослых костер разжигать не годится!
Зайчик:Женя, я в лесу скакал
Лепесточек отыскал.
Знаю, нужен он тебе,
Ну а мне пора к семье!
Зайчик убегает за ширму.
Женя: Ура! Вот и собрались все лепестки, теперь я смогу попасть домой и совершить много хороших дел, благодаря цветику-семицветику.
Выходит старушка:
Старушка:
Семицветик, конечно волшебный цветок,
Много добрых дел совершит он бы мог.
Но, чистой душа оказалась твоя,
Для доброго дела ненужно цветка!
Звучит фонограмма «Лети, лети лепесток….» На поклон выходят все актеры машут рукой, кланяются.
Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.
Когда я начинал как рассказчик, я хотел найти истории, рассказывающие о растениях и животных, а также характере ландшафта. Как эколог по профессии, я был очарован не только умением рассказывать истории как ремеслом, но и потенциалом историй, которые помогают общаться и исследовать наши отношения с землей вокруг нас.
Я быстро понял, что чисто «экологических» народных сказок очень мало; в конце концов, экологическое движение — явление недавнее, необходимое изобретение 20 века. Но есть много-много старых историй, в которых говорится о месте и о магических свойствах животных и растений, обитающих в этих местах вместе с людьми.
Мои поиски истории обратились к богатым источникам британского и ирландского фольклора, которые нам повезло иметь на этих островах. Любой, кто знает народные сказки, знаком с обычными типами историй: ведьмы; черти; истории Джека; феи; шутливый; исторический.
«Волшебный лес» Генри Мейнелла Рима, 1903 г.
Подождите. Феи? Феи? Хм. Меня всегда беспокоили феи. Разве все они не о пушистости, ангелах-хранителях, исцелении Нью-Эйдж и оскорбительной девчачьей одержимости розовым цветом? И это от женщины, которая выросла на книгах своей матери о цветочных феях и любила их.
Меня не беспокоят более духовные аспекты жизни, если я нахожу, что они имеют для меня какое-то значение. Но я также учился как ученый и склоняюсь к полезным и практичным способам внести свой вклад в защиту окружающей среды. Говоря о феях, честно говоря, никогда не казалось, что это одна из них. Не совсем мое дело. Терри Джонс и Брайан Фрауд
Яллери Браун Джозефа Джейкобса «Еще английские сказки», 1894 г.
Что ж, в конце концов феи добились своего. Вы, наверное, уже догадались, что многие британские народные сказки об окружающей среде, которые я нашел, посвящены… Феи. Фея. Хорошие люди. Другие. Или, проще говоря, Их.
Видите ли, если вы соберете первоцветы, у вас больше шансов их увидеть. Конечно, это не всегда хорошая идея, если только у вас в руке не более тринадцати цветов. Боярышник — еще один вход в царство фей, а рябина — верный способ защитить себя от более злобных Маленьких. Есть дух ясеня, охранявший реку в Дербишире, и чары наперстянки человека, исчезнувшего под холмом. Феи в британском фольклоре неразрывно связаны с растениями – или наоборот?
К счастью, мне еще предстоит найти народную сказку, в которой царство фей предстает в мерцающем, сверкающем розовом образе с полупрозрачными крыльями, осиной талией, золотыми волосами и волшебной палочкой. Чаще всего британские народные феи сделаны из самой земли. Они могут быть уродливыми и даже пушистыми, как Фенодери с острова Мэн. Иногда фей даже не видно, но можно быть уверенным, что они есть. Они могут быть отдельными хранителями места или целым сообществом с изменяющими форму королем и королевой, оригинальным Обероном и Титанией. Их моральные кодексы, чувство чести (если оно существует) и чувство времени полностью отличаются от человеческого мира.
Одна из самых необычных черт этих фей — их восхитительный темный юмор. Они вмешиваются в рутину повседневной жизни, работу на ферме, уборку, поиск еды, рождение и смерть. Феи проверяют тех смелых людей , которые стремятся улучшить свое положение в жизни, и подвергают сомнению их честность. Иногда они разрушают жизнь из-за своей кровожадности. И они получат от этого удовольствие. Они выводят архетип трикстера на совершенно новый уровень.
Прежде всего, феи требуют уважения к земле и ко всему, что на ней живет. Много людей, которые поссорились с Иными из-за того, что осмелились навязать свою волю земле. И, очевидно, пути назад нет, если вы сделали что-то не так.
Много сказок позже, а я только начал свои поиски историй о земле. Но я уже уверен, что фея в британской народной сказке — важный посредник между человеком и землей, представитель энергии земли, самой природы.