Считалочки это: Считалка | это… Что такое Считалка?

Содержание

Считалочка – Народный фольклор – Стихи на все времена

Считалочка — это жанр детского фольклора. Она возникла в глубокой древности и играла огромную роль в жизни людей, помогая им распределить работу.

В настоящее время детские считалки – это распределение ролей и установление очерёдности в игре, чтобы всем было весело и никому не обидно.


Вышел месяц из тумана…
Чинчик, блинчик, мой соколик…
Начинается считалка…
Считалка (Р. Сеф)
Хвостики у девочки… (Е. Агинская)
Прыг-скок, прыг-скок… (Е. Агинская)
Попросился мишка в терем… (Е. Агинская)
Раз, два, три, четыре… (Е. Агинская)
Топоры — топорики… (Е. Агинская)
Пироги горячи… (Е. Агинская)
Жёлтый крокодил (Е. Явецкая)
Зайки на лужайке (Е. Явецкая)
Сладкий день рождения (Е. Явецкая)
Слон и посуда (Е. Явецкая)
Морская считалка (Е.
Явецкая)
Цирк зверей (Е. Явецкая)
Про мишку и малину (Е. Явецкая)


Сонная считалочка (Е. Явецкая)
Считалка для ворон (А. Усачёв)
Куриная считалка (А. Усачёв)
Спортивная считалка (А. Усачёв)
Крокодилья считалка (А. Усачёв)
Когда сова ложится спать? (А. Усачёв)
Раз, два, три, четыре, пять…
На золотом крыльце сидели…
Дни недели (М. Погарский)
Лунный звездочёт (А. Усачёв)
Десять лунатиков (А. Усачёв)
Сколько ног у осьминога (А. Усачёв)
Котята (С. Михалков)
Пальчики (С. Михалков)
Ведьма
Тройка — не двойка… (Л. Гинзбург)


***

Вышел месяц из тумана,
Вынул ножик из кармана,
Буду резать, буду бить,
Всё равно тебе водить.

 

***

Чинчик, блинчик, мой соколик,
Куда ходишь, как хохолик?
Бери косу, молоток,
Отправляйся в холодок.
Там мышки дерутся,
Одна мышка околела,
Всему свету надоела.
Шишел, мышел и пошёл,
Три копеечки нашёл.
Спотыкнулся и упал,
Три копейки потерял.

 

***

Начинается считалка:

На березу села галка,
Две вороны, воробей,
Три сороки, соловей.

 

Считалка (Р. Сеф)

Я могу
Считать до ста —
Времени
Не жалко:
— Раз,
Два,
Три,
Четыре…
Сто —

Вот и вся
Считалка.

 

*** (Е. Агинская)

Хвостики у девочки,
А на них две ленточки.
У собаки и кота
На двоих лишь два хвоста.

 

*** (Е. Агинская)

Прыг-скок, прыг-скок,
Покатился колобок.
С лавки на пол — и к дверям,
На порожек — и к сеням,
На крыльцо, во двор, вперед…
Твой за ним теперь черёд.

 

*** (Е. Агинская)

Попросился мишка в терем
Возмущаться стали звери:
«Поищи себе берлогу,
Нас и так тут слишком много.
Муха — раз, комарик — два,
Мышка — три, лягушка — ква…
Заяц и лисичка — шесть.
С волком — семь! Тебе не влезть!»

 

*** (Е.
Агинская)

Раз, два, три, четыре —
Лучше мамы нету в мире!
А еще пять, шесть и семь —
Волк не страшен нам совсем.

 

*** (Е. Агинская)

Топоры — топорики
Наточили скоренько.
Раз — два, раз — два —
Будут славные дрова.

 

*** (Е. Агинская)

Пироги горячи,
С пылу с жару из печи,
Есть с капустой и с морковью,
Угощайтесь на здоровье!

 

Жёлтый крокодил (Е. Явецкая)

Раз на стройке крокодил
В бочку с краской угодил.
Стал он жёлтый, как лимон.
Кто не верит — выйди вон!

 

Зайки на лужайке (Е. Явецкая)

Летним утром на лужайке
Собрались попрыгать зайки.
Принесли свою скакалку,
Стали сочинять считалку:

«Вот зайчонок Длинноух,
Вот зайчонок Серый-Пух,
Вот зайчонок Лапушок,
Вот зайчонок Малышок.
Самый старший — заяц Зай.
Сколько заек, сосчитай!»

 

Сладкий день рождения (Е. Явецкая)

Приходи на день рожденья.
Будет много угощенья:
Десять пачек мармелада,

Двадцать пачек шоколада,
Тридцать кексов, сорок плюшек,
Пятьдесят больших ватрушек.
А пирожных не счесть!
Кто всё это сможет съесть?

 

Слон и посуда (Е. Явецкая)

К нам пришёл сегодня слон:
«Я почищу вам балкон,
Помогать на кухне буду:
Перемою всю посуду.
Я такой большой чистюля,
Где тарелки, где кастрюля?
Дайте чашки, дайте блюдца,
Тесно тут — не повернуться…»
Вдруг раздался грохот, звон…
Слон, из кухни выйди вон!

 

Морская считалка (Е. Явецкая)

В море синее нырну,
Поплыву на глубину.
Повстречаю осьминога,
Поиграю с ним немного,

Полюбуюсь на звезду
И жемчужину найду.
Подружись и ты с волной,
А теперь ныряй со мной!

 

Цирк зверей (Е. Явецкая)

В нашем цирке чудеса:
Пляшет с курицей лиса,
На арене тигры-маги
Строят замки из бумаги,

А над ними бегемот
По верёвочке идёт.

Хочешь в цирк ты или нет,
Я дарю тебе билет!

 

Про мишку и малину (Е. Явецкая)

Мишка в лапу взял корзину
И пошёл искать малину.
Целый день бродил, устал.
Сколько ягод я собрал?

Где душистая малина?
Отчего пуста корзина?
Не пойму я, что к чему…
Белка крикнула ему:

Ягод нет в твоей корзине
По одной простой причине —
Просто ты бросал их в рот.
Вот!»

 

Сонная считалочка (Е. Явецкая)

Поздний вечер, и у нас
Наступает сонный час:
На диване крепко спят
Кошка, пятеро котят.
В клетке сонный попугай
Напевает «баю-бай…»

Тихо-тихо во дворе,
Спит собака в конуре.
Сверху надпись: «Не будить!
А не то тебе водить!»

 

Считалка для ворон (А. Усачёв)

Я решил ворон считать:
Раз,
два,
три,
четыре,
пять.

Шесть ворона — на столбе,
Семь ворона — на трубе,

Восемь — села на плакат,
Девять — кормит воронят…

Ну, а десять — это галка.
Вот и кончилась считалка!

 

Куриная считалка (А. Усачёв)

Нелегко считать цыпляток —
Их у курицы десяток:

Этот вот забрался в таз —
РАЗ.
А другой полез в дрова —
ДВА.

В клюв лягушку не бери, ТРИ!
Вот ЧЕТВЁРТЫЙ спрыгнул в яму —
Уморить он хочет маму!
В лужу норовит опять —
ПЯТЬ!

Под крыльцо собрался лезть —
ШЕСТЬ!
Куд-куда! Не лазь на горку…
СЕМЬ — ему устрою порку!
ВОСЕМЬ — прыгнул в конуру…
Нет, ей-богу, я умру!
Где ДЕВЯТЫЙ? Быстро брось! —
Это не червяк, а гвоздь!

Вот ДЕСЯТЫЙ. Он — хороший…
Стой, куда? Не лезь в галошу!

Погодите! Куд-куда?
Разбежались кто куда…

Только всех пересчитала —
Начинай считать сначала!

 

Спортивная считалка (А. Усачёв)

Бег — прекрасная игра.

У спортсменов — номера.
Приготовились. На старт!

Первым номером — Гепард!

Номер два. Ну и ну!
Скачет антилопа Гну!

Страус — третий. Он в галопе
Не уступит антилопе!

А за ним — быстрее ветра —
Под четвёртой цифрой — Зебра.

Номер пятый. Лев бежит.
Шесть. Жираф за ним спешит.

Семь. Легко бежит Гиена,
Есть характер у спортсмена!

Номер восемь. Лошадь мчится.
А девятая — волчица.

Десять. Никому дороги
Не уступят носороги.

Мы на этом кончим счёт.
Победителям — почёт!


Крокодилья считалка (А. Усачёв)

Крокодилу Счёт дают.
В этом Счёте — десять блюд:
Блюдо Первое — суп с фрикадельками.
На Второе — картошка с сардельками.
Третье блюдо — рыбный пирог.
На Четвёртое — сладкий творог.
(Очень вкусное было четвёртое!)
Пятым подана редька протёртая.
На Шестое он съел винегрет,

На Седьмое — с грибами омлет.
На Восьмое — салат из печёнки,
На Девятое — банку сгущёнки.
На Десятое выпил компот.
На компоте закончился Счёт.

— Уф-ф-ф!..

Крокодил проверил Счёт,
Посмотрел на свой живот…
А потом вдруг как заплачет —
Это он наелся, значит!

 

Когда сова ложится спать? (А. Усачёв)

(Ночная считалка) 

Соблюдается Совой
Распорядок Часовой:

Ночью, в ЧАС — по распорядку
Совы делают зарядку.
Циферблат покажет ДВА —
В магазин спешит Сова.

В ТРИ — готовит суп.
В ЧЕТЫРЕ —
Вытирает пыль в квартире.
В ПЯТЬ — Сова идёт читать.
В ШЕСТЬ — она садится есть.

СЕМЬ показывают стрелки —
В гости к ней приходят Белки.

Не поздней ВОСЬМИ часов —
Совещание у сов.
Но как только ДЕВЯТЬ бьёт,
В лес гулять Сова идёт.
В ДЕСЯТЬ — у неё вязанье.

А в ОДИННАДЦАТЬ — купанье.

Как ДВЕНАДЦАТЬ бьёт часов —
Двери в доме на засов:
В полдень ей пора в кровать.
Любит днём Сова поспать.

Дальше всё по распорядку:
В ЧАС — встаёт. И на зарядку…

 

***

Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф-паф! Не попал.
Серый зайчик убежал.

 

***

На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори по-скорей —
Не задерживай добрых и честных людей!

 

Дни недели (М.
Погарский)

Вот неделька, в ней семь дней.
Поскорей знакомься с ней.
Первый день по всем неделькам
Назовется ПОНЕДЕЛЬНИК.
ВТОРНИК — это день второй,
Он стоит перед средой.
Серединочка СРЕДА
Третьим днем всегда была.

А ЧЕТВЕРГ, четвертый день,
Шапку носит набекрень.
Пятый – ПЯТНИЦА — сестрица,
Очень модная девица.
А в СУББОТУ, день шестой,
Отдыхаем всей гурьбой
И последний, ВОСКРЕСЕНЬЕ,
Назначаем днем веселья.

 

Лунный звездочёт  (А. Усачёв)

(Астрономическая считалка)

На луне жил звездочёт,
Он планетам вёл подсчёт:

Меркурий — раз,
Венера — два-с,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
Восьмой — Нептун,
Девять — дальше всех — Плутон…
Кто не видит — выйдет вон!

 

Десять лунатиков (А. Усачёв)

Десять Лунатиков жили на Луне.
Десять Лунатиков ворочались во сне…
Один Лунатик упал с Луны во сне…
Девять Лунатиков остались на Луне.

Девять Лунатиков жили на Луне.
Девять Лунатиков ворочались во сне…
Один Лунатик упал с Луны во сне…

Восемь Лунатиков остались на Луне.

……………………………………………….
(и так далее, пока не останется Один Лунатик…)

Один Лунатик упал с Луны во сне
И больше Лунатиков не стало на Луне!

 

Сколько ног у осьминога (А. Усачёв)

Сколько ног у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!

Сколько рук у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!

Сколько глаз у осьминога?
Много, много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь!

И детей у осьминога
Тоже много, много, много:
Раз, два, три, четыре,
Пять, шесть, семь, восемь…

Бедный папа! Сколько ног
Моет деткам осьминог?!

 

Котята (С.
Михалков)

Вы послушайте, ребята,
Я хочу вам рассказать:
Родились у нас котята —
Их по счёту ровно пять.

Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали:
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

РАЗ — котёнок самый белый,
ДВА — котёнок самый смелый,
ТРИ — котёнок самый умный,
А ЧЕТЫРЕ — самый шумный,

ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА —
Те же хвост и голова,
То же пятнышко на спинке,
Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята —
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!
Заходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.

 

Пальчики (С. Михалков)

А у нашей внучки
Маленькие ручки,

И на ручках пальчики —
Девочки и мальчики.

Дружно пальчики живут,
Их по имени зовут:

Пальчик Зина,
Пальчик Нина,
Миша,
Гриша,
Николай,

Пальчик Саша,
Пальчик Маша,
Вова,
Лёва,
Ермолай.

Внучка пальчики считает:
РАЗ!
ДВА!
ТРИ!
ЧЕТЫРЕ!
ПЯТЬ!
И, считая, засыпает,
Потому что хочет спать.

 

Ведьма (
перевод с немецкого Л. Гинзбург)

Утром, ровно в шесть,
Ведьма хочет есть.

Семь часы ударят —
Ведьма репу парит.

В восемь кофе пьёт,
В девять воду льёт.

(Как бы нам привесить
Рифму к цифре «десять»?)

Ночью в полнолунье,
Старая колдунья,

Лишь двенадцать бьёт,
В свой котёл кладёт

Лягушачьи лапки,
Половые тряпки,

Рыбу, Рака и Метлу…
Ну пожалуйте к столу!

 

Тройка — не двойка… (
перевод с немецкого Л. Гинзбург)

Тройка — не двойка,
Дятел — не сойка,
Лук — не редиска,
Сыр — не сосиска,
Море — не речка,
Лампа — не свечка,
Плуг — не коляска,
Ругань — не ласка,
Хлеб — не конфета,
Гензель — не Грета,
Драка — не пир,
Ссора — не мир,
Роза — не мак,
Рыба — не рак,
Лень — не работа,
Четверг — не суббота,
Веник — не щётка,
Голод — не тётка,
Собака — не кошка,
Любовь — не картошка,
Горечь — не сладость,
Старость — не радость,
Трус — не боец.
ПЕСНЕ КОНЕЦ!

определение, виды и примеры считалочек для детей

Умение играть является важнейшей составляющей гармоничного развития ребёнка. Особенно замечательны коллективные игры. Часто там требуется выбрать водящего, на роль которого претендуют многие ребята. И тогда на помощь приходит считалка — уникальный фольклорный жанр. Что он из себя представляет? Как много значит для детского развития?

Содержание

  • 1 История появления считалки как литературного жанра

  • 2 Значение считалок для детского развития

    • 2.1 Видео: девочки рассказывают считалки, которые они знают

  • 3 Как правильно читать считалку

  • 4 Картотека детских считалок

    • 4.1 Сюжетные (или содержательные)

      • 4.1.1 Видео: мальчик рассказывает один из вариантов считалки про кукушку

      • 4.1.2 Видео: брат и сестра рассказывают считалку «Шла кукушка через сад…»

    • 4. 2 Тарабарские

    • 4.3 Народные и авторские

      • 4.3.1 Видео: мальчики рассказывают считалку «Шла коза по мостику…»

    • 4.4 Старинные и современные считалки

    • 4.5 Для малышей и школьников

  • 5 Видео: подборка популярных детских считалок

История появления считалки как литературного жанра

Считалка — это жанр детского фольклора, представляющий собой рифмованные строки или белые стихи, которые играют роль прелюдии к игре. Чаще всего это маленький законченный рассказ с шутливым содержанием.

История считалки уходит в далёкое прошлое. И у учёных-литературоведов есть свои версии их появления (в том числе разных видов этого произведения):

  1. В древние времена для выполнения тяжёлой работы не было специальной техники: всё делали вручную, примитивными орудиями труда. Некоторые действия даже представляли опасность для жизни и здоровья, и добровольцев, конечно же, не находилось. Поэтому и придумали считалку — способ распределить функции честно, без обид. В этом плане этот фольклорный жанр можно назвать прикладным, изначально имеющим конкретную цель — распределить работу.
  2. В прочих ситуациях, когда нужно было сделать выбор (сражение, какой-то ритуал, спортивное состязание), люди стремились снять с себя ответственность и переложить её на кого-нибудь ещё (судьбу или божество). Опять-таки здесь могла прийти на помощь считалка (наряду со жребием и гаданием).
  3. Неотъемлемой частью жизни древнего человека была охота. Люди верили, что животные способны понимать их речь. Пытаясь уберечь себя от несчастий и напастей, в считалке появились непонятные, тайные слова. Таким образом, некоторые из них стали похожи на настоящие заклинания.
  4. Считалки впитывали в себя верования стародавних времён. Люди, вообще, раньше были очень суеверными. Например, существовало мнение, что некоторые вещи нельзя считать вслух: например, пересчитывать добычу на охоте или улов рыбы, чтобы не привести в негодование духов леса или водоёма. Так в считалке появились закодированные цифры.

По мнению исследователей, изначально считалки появились как способ распределить трудовые функции

С течением веков законы природы стали для людей понятными, усовершенствовались орудия труда. Чем менее в жизни оставалось места для сверхъестественного, тем быстрее старые формы поведения превращались в забаву. И современные считалки используются главным образом в детских играх и носят весёлый и безобидный характер.

Считалки в их современном виде стали известны относительно недавно — примерно с 19 века. Как и прочие фольклорные жанры, их стали активно собирать и записывать. В каком виде они существовали ранее, можно лишь догадываться, поскольку более ранний фольклор зафиксировать не удалось. Однако же типы считалок, отмеченные ещё в 19 столетии, во многом напоминают те, которые используют современные дети.

Значение считалок для детского развития

Непосредственное назначение современной детской считалки — распределить роли в игре. При этом художественный текст помогает сразу выбрать конкретного водящего или же указать на того ребёнка, который выбывает из круга (повторяется несколько раз, пока не останется один участник — водящий). Этот фольклорный жанр сплачивает детский коллектив, устанавливает в нём дружеские контакты, формирует чувство товарищества, а также такие важные качества, как честность, справедливость, дисциплинированность.

Ребёнок, который произносит считалку, дотрагивается до груди всех участников игры. Это своеобразный ритуал, который завораживает детей и создаёт атмосферу доверия.

Однако на этом развивающие свойства считалок не заканчиваются. Они гораздо шире:

  1. Произнесение считалки обычно сопровождается определёнными движениями, что способствует развитию моторики и координации движений.
  2. Каждый коротенький стишок содержит в себе определённые образы — их представление способствует развитию детской фантазии, креативного мышления. Кроме того, считалки обычно носят шутливый характер, и способствуют формированию у ребёнка чувства юмора.
  3. Происходит тренировка памяти. Малышам всегда нравятся забавные строки, и они стараются их выучить. К тому же ребёнок, который знает много считалок, обычно популярен в детской компании, становится затейником игр.
  4. Развитие речи. При частом проговаривании считалок детская речь становится чище, улучшается артикуляция.
  5. Когда ребёнок забывает какие-то слова, он пытается сам придумать окончание считалки, что развивает литературные способности, в том числе умение подбирать рифму на заданное слово.
  6. Многие считалки содержат в себе счёт, поэтому важны для формирования у малышей математических знаний. Если взрослый часто повторяет ребёнку забавную числовую считалку, то тот без особых усилий запомнит нужную последовательность цифр.
  7. В любой считалке большое значение имеет ритм. Поэтому под неё можно пританцовывать, прыгать, словом, развивать двигательные навыки.

Ребёнок, который знает много считалок, всегда популярен среди сверстников

Видео: девочки рассказывают считалки, которые они знают


Смотрите это видео на YouTube

Как правильно читать считалку

Считалка произносится, как правило, в быстром темпе. При этом основное внимание уделяется точному ритму, которого нужно придерживаться. При произнесении очередной ритмической единицы (определённый ударный слог) тот, кто читает текст, показывает на следующего игрока.

Иногда в считалке могут присутствовать разные виды стихотворного размера или же подряд могут идти несколько односложных слов. Примером служит такой известный текст:

  • Сидел / петух / на лаво/чке,
    Считал / свои / булаво/чки.
    Раз, / два, / три / —
    Коро/левой / будешь / ты!

Здесь в первых двух строках ритмически выделяются нечётные слоги — стихотворный размер ямб. Третья строка — просто три односложных слова, каждое из которых ритмически выделяется. И в последней строке ударение падает на каждый третий слог — стихотворный размер анапест.

Смысл в считалке не играет особо важной роли, главное здесь именно ритм. Именно поэтому в считалках иногда встречаются квазислова — выдуманные, которые не употребляются в обычной речи и не несут абсолютно никакого значения. Некоторые же тексты полностью состоят из них (так называемые «заумные» или «тарабарские» считалки).

  • Эна деу рики факи,
    Торба, орба, онба, смаки,
    Деу-деу, косметеу,
    Смаки бакас!

В указанном примере, который полностью состоит из квазислов, при произношении чётко соблюдается ритм — ударение везде падает на нечётные слоги (стихотворный размер хорей).

Из-за ритмичности считалок их легко напевать. Дети часто так и делают, да и весёлая обстановка к этому располагает.

Картотека детских считалок

Существует огромное количество различных видов детских считалок.

Сюжетные (или содержательные)

Сюжетом такого произведения может выступать всё, что угодно из окружающей жизни (домашние бытовые ситуации, дикие и домашние животные, трудовые процессы) или вымышленного сказочного мира.

В составе сюжетных считалок можно выделить числовые, которые обязательно содержат в себе счёт (чаще всего до пяти или до десяти):

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы собрались поиграть.
    К нам сорока прилетела
    И тебе водить велела.
  • Раз, два, три, четыре,
    Пять, шесть, семь,
    Восемь, девять, десять.
    Выплывает белый месяц.
    Кто до месяца дойдёт,
    Тот и прятаться пойдёт.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Будем мы цветы считать:
    Фиалки, кактусы, алоэ,
    И щучий хвост и каланхоэ…
    Кто сумел всё сосчитать,
    Тот и будет догонять!
  • Мы играем, мы играем,
    Фрукты дружно выбираем.
    Яблоко — раз,
    Груша — два,
    Слива — три,
    Ну а ты — иди води!

Среди считалок есть числовые — содержащие в себе счёт

Также бывают сюжетные считалки-заменки. В последней строчке там конкретно указывается на выход игрока из круга:

Многие популярные считалки имеют несколько вариантов. Например, та же считалка про кукушку:

Видео: мальчик рассказывает один из вариантов считалки про кукушку

Смотрите это видео на YouTube

Видео: брат и сестра рассказывают считалку «Шла кукушка через сад…»

Смотрите это видео на YouTube

Тарабарские

Вообще, замечено, что детям нравятся непонятные слова. Это придаёт их игре ореол таинственности. Кроме того, им нравится играть с привычными словами — видоизменять их до неузнаваемости (часто именно так и рождается интерес к родному языку). В конце такой считалочки обычно имеется заключительный активный аккорд — например, вроде «бац», «бакс» и пр.

  • Эгэдэ пэгэдэ
    Цугэдэ мэ.
    Абэн фабэн
    Домэнэ,
    Икэ пикэ
    Грамэникэ,
    Дон зон,
    Заяц вон!
  • Эны доны трынка нели,
    Мисли масли кумпа тели,
    Кумпа а
    Кумпа бэ
    Мисли масли
    Кумпа те!
  • Чирдиржик-мирдиржик,
    хрупчик один,
    чирдиржик-мирдиржик,
    хрупчик два,
    чирдиржик-мирдиржик,
    хрупчик три.

Иногда в тарабарских считалочках квазислова «перемешаны» с обычными, например:

  • Жил был граф
    Пузо-Бузо-Лаперузо,
    пара гвоздей
    ганабуза,
    граф Вируза
    да бутыль.
    Цынь-цынь,
    полатынь,
    попрыгунья,
    полатунья,
    ели мули,
    сансыбильи,
    флек, флек, флек.

Исследователи отмечают, что фрагменты некоторых таких «заумных» считалок, особенно их начало, напоминают начало латинских, иудейских и мусульманских молитв.

Народные и авторские

Считалки можно также классифицировать на народные и авторские. Первые — чисто фольклорные произведения, не имеющие конкретного автора.

Видео: мальчики рассказывают считалку «Шла коза по мостику…»

Смотрите это видео на YouTube

Авторские же считалки сочиняют детские поэты. Самый яркий пример — это известная всем считалочка про зайчика, которую придумал Ф. Б. Миллер ещё в 1851 году. Изначально это была просто подпись к иллюстрации в детской книжке. Спустя годы текст стал очень популярен и стал использоваться в роли детской считалочки.

  • Раз-два-три-четыре-пять,
    Вышел зайчик погулять;
    Вдруг охотник прибегает,
    Из ружья в него стреляет…
    Пиф-паф! ой-ой-ой!
    Умирает зайчик мой!

Некоторые считалки были придуманы профессиональными детскими поэтами

Другие примеры литературных считалок:

  • «Ночная считалка» Валентин Берестов
    Раз-два-три-четыре-пять!
    Шесть-семь-восемь-девять-десять
    Надо, надо, надо спать
    И не надо куролесить.
    Кто не спит, тот выйдет вон.
    Кто уснул, увидит
    Сон.
  • «Щи-талочка» Марина Бородицкая
    Чищу овощи для щей.
    Сколько нужно овощей?
    Три картошки, две морковки,
    Луку полторы головки,
    Да петрушки корешок,
    Да капустный кочешок.
    Потеснись-ка ты, капуста,
    От тебя в кастрюле густо!
    Раз-два-три, огонь зажжён —
    Кочерыжка, выйди вон!

Старинные и современные считалки

Среди считалок можно выделить старинные произведения. Они созданы много лет назад и могут указывать на элементы быта, характерные для давних времён.

Другие же произведения уже современные, аналогично указывают на атрибуты нынешней жизни.

Для малышей и школьников

Условно можно выделить считалки для малышей (дошкольников) и для детей постарше (школьников). Первые совсем коротенькие (часто одно четверостишие), простые по смыслу, но очень образные и забавные:

Вторые же более длинные и содержательные:

  • Раз, два, три,
    Четыре, пять,
    Нам ракету запускать!
    Кто к отлёту опоздал,
    Тот в ракету не попал.
    Я вчера летал в ракете,
    На далёкой был планете,
    Там обедал в синеве,
    А под вечер был в Москве.
    Из ракеты той, друзья,
    Самым первым вышел я.
  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Научились мы считать.
    Ну а дальше мы не знаем,
    Может, вместе посчитаем?
    Шесть — конфеты любим есть,
    Семь — мы помогаем всем,
    Восемь — мы друзей в беде не бросим.
    Девять — учимся на пять,
    Десять — кончили считать.

Видео: подборка популярных детских считалок


Смотрите это видео на YouTube

Считалки — уникальный фольклорный жанр, который делает жизнь малышей более насыщенной и весёлой. Считалки очень полезны для всестороннего детского развития. Родители и педагоги должны поощрять их использование в играх, подсказывая ребятам известные тексты и побуждая придумывать новые.

  • Автор: Лариса Морозова