Сценарий кузьминки по осени поминки – Сценарий традиционного праздника “Кузьминки – об осени поминки”

Сценарий традиционного праздника “Кузьминки – об осени поминки”

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6

Номинация

Сценарий внеклассного мероприятия

для параллели 5-х классов

«Кузьминки – об осени поминки».

Подготовила и провела:

Учитель истории МБОУ СОШ№6

Бичурова Светлана Александровна.

Г.Камышин

2015 год

1-й ведущийЗдравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас. А собрались мы здесь на просто так, а ради праздника!

– А какой же сегодня праздник, кто знает?

2-й ведущий – 14 ноября издавна на Руси был праздничный день, который именовался «Кузьма-Демьян – рукомесленники, курятники». По народному календарю святые Кузьма и Демьян славились как мастера и труженики, покровители кузнецов и женщин – рукодельниц.

3-й ведущий и самих угодников называли Божьими кузнецами. В народе они слыли бессребрениками, т.к. изготавливали плуги и раздавали их для обработки земли. Русские крестьяне кованую железную цепь ласково называют Кузьмою.

4-й ведущий – Но и этим не ограничивалось покровительство Кузьмы и Демьяна. В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская Русь называла этот день еще и куриным праздником. Обязательно жарили кочета и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой, веря, что курочки потом не будут болеть. А еще варили кашу и лапшу. «Кузьма – Демьян, – говорили крестьяне, усаживаясь за трапезу, – приходите к нам кашу хлебать».

1-й ведущий – Петух и курица в представлении наших предков всегда обладали волшебной силой. Поэтому Кузьминки иногда называют «куриным праздником», «курьими именинами». Недаром в народе говорят «Батюшка Кузьма-Демьян – куриный бог», «Кузьминки – курьи именины», «На Кузьму-Демьяна – курицу на стол».

2-й ведущий – Кузьма и Демьян известны и как покровители семейного очага. День, посвященный их памяти, особенно почитали девушки. Считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

3-й ведущийВ некоторых местах существовал обычай: девушка в этот день считается хозяйкой дома, приготовляет для семьи кушанья и угощает всех. На три дня Кузьминок девушки снимали помещение, устраивали ссыпчину (каждая приносила муку и другие продукты) и готовили угощения, принимали парней. В качестве почетного угощении подавали куриную лапшу.


4-й ведущий – В народе этот день называли просто Кузьминки. Да еще приговаривали: «Кузьминки – об осени поминки», «Кузьминки – встреча зимы».

1-й ведущий – Немало народных примет было связано с этим днем.


2-й ведущий – В этот день примечали, какой будет погода зимой.


3-й ведущий – Снежный день на Кузьминки обещает будущей весной большой разлив.


4-й ведущий – Если на «Козьмодемьяна» лист остался на дереве, то на другой год будет мороз.

1-й ведущий – В этот день устанавливается первый непрочный зимний путь, о чем свидетельствуют поговорки и пословицы:

«Демьянов путь – не путь, а только зимы перепутье»,

«Закует Кузьма-Демьян, до весны не расковать»,

«Демьян, окамени воды».

« Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде.»


2-й ведущий – С Кузьмы-Демьяна женщины вплотную принимаются за пряжку и обращаются к святым, просят не отстать в работе от тех, кто начал ее раньше: «Батюшка Кузьма-Демьян! Сравняй меня позднюю с ранними».


3-й ведущий – Несмотря на то, что праздник Кузьминки назван в честь мужчин, считается он женским, девичьим.


4-й ведущий – О доме, в котором отмечался праздник, говорила пословица: «Кто пустит матушку Кузьму-Демьяна справлять, у того в доме будет благодать».


1-й ведущий – На три дня девушки снимали помещение, устраивали складчину – «ссыпчину» для застолья, наряжались, ждали парней и пели, водили хороводы, разыгрывались игры.

(грозит) А, ну! Вот придет Кума, так добавит всем ума!

СЦЕНКА 2 кумы (кум дед Матвей , 2 кумы)

1кума – Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума – Дома!

1кума – Что он делает теперь?

2кума – Лежит!


1кума – Что же у него, Кума, болит?

2 кума – Головка!

1кума – Сходи, Кума, в сенечки, дай ему ты семечки.


1кума – Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума – Дома.

1кума – Что он делает теперь?

2 кума – Лежит.

1кума – Что же у него, Кума, болит?

2 кума – Плечики!

1кума – Сходи, Кума, ты в магазин, дай ему ты вазелин.


1кума – Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума – Дома.

1кума – Что он делает теперь?

2 кума – Лежит.

1кума – Что же у него, Кума, болит?

2 кума – Животок!

1кума – Сходи, Кума, в погребок, дай ему ты репеек!


1кума – Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума – Дома!

1кума – Что он делает теперь?

2 кума – Лежит.

1кума – Что же у него, Кума, болит?

2 кума – Пяточки!

1кума – Возьми, Кума, мяточки, припарь ему пяточки!


1кума – Дома ли, Кума, дед Матвей?

2 кума – Нет его, сбежал!!!

1-я ведущая – После игры юноши и девушки соревнуются в произнесении на одном выдохе докучных сказок – произведений народного юмора, потешек, или, как их еще называли на Руси, скоморошки:


1 – Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол,

На колу мочало; не сказать ли сначала?

2 – Был себе человек Яшка, на нем серая сермяжка, на затылке пряжка, На шее тряпка, на голове шапка – хороша ли моя сказка? Послушайте-ка сначала!

3 – Вокруг пальца ходит журавль да овца. Съели они стожок сенца – не сказать ли с конца?

4 – В одном болоте жила-была лягушка, по имени, по отчеству Квакушка; вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, присела да и завязила в тину хвост! Дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос; дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула нос, да завязила хвост; дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост, да завязила нос….

6 – Федул! Чего губы надул?

– Да кафтан прожег!

– зачинить можно?

– Да иглы нет!

– А велика дыра-то?

– Да один ворот остался!

1-й ведущий -К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

И мы вам предлагаем принять участие в нашем празднике, побывать на посиделках, поиграть в весёлые игры, потешиться.

 

Слышится стук в дверь, появляются гости ( две девушки).

 

Девочки: Можно, хозяйка?

Хозяйка:

Входите, входите!

Девочки: Здравствуйте, хозяюшка! Пустите нас к себе на посиделки?

Хозяйка: Пущу, как не пустить, ведь Кузьминки – девичий праздник.

 Девочки: А на всю зиму пустите?

Хозяйка: Да чем платить будете? Чай ваши посиделки мне не дешево обойдутся: и сор в избе, а огня и тепла сколько пойдет!

Девочки: А что надобно?

Хозяйка: Да совсем немного.

Дровец возок, керосину жбанок, да пшеницы полпуда, да гороху три блюда, да меду туесок, да масла горшок, да денег пятачок!

девушки: (смеются): Вот так немного! Ладно, мы про этот обычай знаем, все из дома принесли (дают хозяйке горшочки).

Хозяйка: Вот и ладно, вот и хорошо! Приходите.

Девушки убегают, хозяйка тоже уходит со сцены.

Стихотворение читают ведущие

На завалинках, в светелке

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

 Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет

Как и нынче мы – общались

Без общенья жизни нет.

А играли как? В горелки!

Эх, горелки хороши!

Словом эти посиделки были праздником души.

Отдых – это не безделки –

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей!

Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются.

Хозяин:

Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

3-я гостья: У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.

Раздается стук в дверь, заходят еще гости.

Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

Хозяйка:

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем. Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Один из гостей предлагает поиграть в фанты. Каждый отдает ведущему какую-нибудь вещь: заколку, ленту, поясок. Все складывается в корзинку, перемешивается. Один из ведущих отворачивается. Другой ведущий достает один фант и спрашивает: «Что этому фанту делать?». Ведущий придумывает задание, которое должен выполнить хозяин фанта.

В это время один из гостей ходит между девушками, приглядывается к рукоделью.

Парень: (заигрывая) – Умница дорогая, пожалуйте веретенце,
посмотреть на ваше рукодельство.

Девушка: (сердясь) – Дорожка возле вас, проходите мимо нас.

Парень: Всю беседу изошел, краше вас не нашел, к вашей милости пришел. Видите сами, стою перед вами, рукодельем любуясь. (Садится рядом с девушкой).

Хозяйка: Пришли парни мастерством своих избранниц полюбоваться. Ведь именно с Кузьмы и Демьяна женщины вплотную принимались за зимние работы. А какие именно? Кто знает?

( Проводит игру с залом на знание зимних женских работ. Правильно назвавшие работы получают жетоны. У кого больше жетонов, тому и приз).

Хозяйка: У нас девицы – на все руки мастерицы.
И прясть, и вязать, и вышивать умеют.
Вот деревня Кузьмы, а вот Демьяна (присутствующих делит на две части зала). Выходите по одной рукодельнице с каждой деревни сноровку показать, мастерство выказать.

Хозяйка: Будем пряжу в клубки перематывать, только где же она? Спешили на праздник, да по дороге, наверное, потеряли. (Обращается к зрителям)
Хуторяне, на окраинах у себя поищите. Как найдете, быстрее по рядам передавайте ее своим односельчанам-конкурсантам. А девушки должны быстро перемотать пряжу в клубки. Кто быстрее клубок смотает, та и победит.

(Зрители находят прикрепленные к низу стульев мотки пряжи, передают по рядам девушкам, те начинают перематывать. Звучит песня. Кончается песня, останавливается работа. Чей клубок больше, та девушка и победила. Ей вручается приз).

1-Я: Ой, парни уж идут!

2-Я: И Кузька с ними!

3-Я: Выходите хлопцев встречать!

(К сцене идут парни с гармошкой).

Парни: Добрый день, молодки-лебедки!

Девушки:

– Здравствуйте, коль не шутите,-
ребята-молодцы, веселые удальцы!

Парни:
– Девушки, вы девушки, где берете денежки?

Девушки:
– Летом ягодки берем,
С Кузьмы куделечку прядем.

(начинают петь частушки).

Моя прялка не пряде,
Колесо не вертится,
Не дождаться, когда сяде,
Он, наверно, сердится.

Уж как наши-то ребята,

издали, что короли

Надеты белые рубахи,

с лакировкой сапоги.


Полотенце вышивала
Петухами, утками
Я миленка поджидала
Часами, минутками.

У моего миленка

плохая кобыленка:

Она стояла у горы,

ее заели комары.

 
Не стой, миленький, в порожке!
Не большая тебе честь!
Иди, сядь ко мне на лавку –
Для тебя местечко есть!

(Пропускают парней в хату, сажают на лавку).

Хозяйка: Проходите, гости желанные, полюбуйтесь работой невестушек Вот и каша, еда наша, с пылу, с жару. Угощайтесь, гости дорогие, чем Бог послал.
Нашему Кузеньке, бессеребреннику, самую большую ложку.
Кто как работает, тот так и ест.
Кузька работник известный, а кто его переест?

(Приглашает из каждой деревни по парню и проводит конкурс «Кашеедов».)

Хозяйка: Вот какой едок выдающийся, наверняка, и работник знатный. Это, чтобы аппетит не испортился. (Дарит победителю приз).
Поели, люди добрее? Аида, играть!

(Одна из девушек запевает песню, заводят хоровод. Хозяйка, не спеша идет по избе, присматривается. Перед тем, кто приглянулся, останавливается.. Обнимаются, трижды целуются, кланяются друг другу, и избранный идет дальше и выбирает себе избранницу, и т.д.)

Один из парней: Наших зрителей я тоже приглашаю повеселиться, сыграем в петушиные бои.

 

Игра «Петушиный бой».

В очерченный круг выходят играющие. Руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из очерченного круга.

Хозяйка: Ноги, руки размяли, а про голову забыли?
Есть у меня загадки до того мудренные,
Кто загадки угадает, попадет в ученые.

«Отгадай загадку».

 

1.            Всех наградила, все загубила. (Осень)

2.            Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз)

3.            Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)

4.            Черна, мала крошка, а угодья в ней много: в воде поварят, ребята съедят. (Каша)

5.            Избушка нова – жильца нет, жилец появится – изба развалится. (Яйцо)

6.            Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (Курица)

7.            Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает. (Петух)

8.            По лесу летало, в воду упало – не булькнулось. (Перо)

9.            Сидит на ложке, свесивши ножки. (Лапша)

10.        Само в кулачок, красный бочок, потрогаешь – гладко, А откусишь – сладко. (Яблоко)

11.        В сенокосе – горька ,а в мороз – сладка, что за ягода? (Рябина)

12.        Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина)

13.        Низок, да колюч, сладок, да не пахуч. Ягоду сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)

14.        Было зелёное платье атласное, нет, не понравилось, выбрала красное, но надоело также и это – платье надела синего цвета. (Слива)

15.        Красненькая матрёшка, беленькое сердечко. (Малина)

16.        В колыбельке подвесной, летом житель спит лесной. Осень пёстрая придёт – на зубок он попадёт. (Орех)

17.        Сижу на тереме, мала как мышь. Красна как кровь, вкусна как мёд. (Вишня)

Одна из девушек: (вбегает с Кузьмой на руках) Ой, ой, ой скорей сюда! А Кузенька-то замёрз и помер!

(Звучит плач по Кузьме)

1-я подружка: Уж куды, ты, милай, Кузенька собрался?

2-я подружка: Да так красно наряжался!

3-я подружка: Да так бело намывался!

Все: Да на какую дальнюю дороженьку отправился!

1-я подружка: Да на край села мы Кузьму понесем

2-я подружка: Мы костер жаркий под Кузьмой зажжем

3-я подружка: Запылал наш милый Кузенька на краю села!

1-я подружка: Чтобы после снежной зимы к нам весна пришла.

Все: Чтоб урожай был хорош, приходи к нам Кузенька на будущий год.

1-я подружка: Как на праздник на Кузьминки вышла не свадьба, а поминки

Все: По лету красному по осени щедрой

Хозяйка: Вот и закончился веселый праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ним и осень. Я желаю вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно потрудиться.

До свиданья, до следующих посиделок!

Приглашают всех участников праздника в столовую, отведать куриной лапши.

infourok.ru

Сценарий фольклорного праздника “Кузьминки”

Народный календарь.

14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

Тема: “На Кузьму – Демьяна” (фольклорно-обрядовый праздник)

Задачи:

  • Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного обряда, воспитывать интерес и уважение к нему, как части музыкального фольклорного наследия.
  • Стимулировать положительную мотивацию к изучению произведений русского фольклора, развивать творческое мышление.
  • Способствовать созданию благоприятной среды общения взрослых, школьников и детей дошкольного возраста.

Оборудование: стол, лавки, кухонная утварь, прялка, пяльцы чучело Кузьмы, самовар.

Костюмы: все участники одеты в русские народные костюмы.

Музыкальные инструменты: аккордеон, деревянные ложки, трещотки, бубен, коробочка.

Действующие лица: Хозяин, Хозяйка, Гости (дети подготовительной группы, школьники, вокальная группа взрослых), Дед Трифон, мальчики – солдаты.

Ход праздника

Ведущая:

На завалинках, в светелке,
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине кто сидел
Иль под светлым небосводом –
Говорили, песни пели
И ходили хороводом.
А играли как! в горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по “сусекам”
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок!
Их бы надо возродить!

& Под русскую народную музыку входят Хозяин с Хозяйкой.

Хозяин: Эй, люди добрые! Вам ли сегодня по домам сидеть да в окно глядеть? Вам ли сегодня туманиться, грустить да печалиться?

Хозяйка: Рады будем видеть вас у себя в гостях, ждет вас праздник большой, праздник радостный. По обычаю старинному Кузьминками называются. Кузьминки – по осени поминки.

Хозяин:

Ото всех дверей,
Ото всех ворот
Приходи скорей,
Торопись, народ!

& Под русскую народную музыку входят взрослые с детьми подготовительной группы.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, будьте, как дома!

1-я гостья: Не беспокойся, Хозяюшка.

Мы и дома не лежим,
И в гостях не стоим.

Хозяйка усаживает гостей на лавку.

Хозяин: У нас для каждого найдется и словечко и местечко.

2-я гостья: Гости – люди подневольные,
Где посадят – там сидят.

Хозяйка: Ой, богат будет стол сегодня вссыпчину да вскладчину.

1-я девушка: Тут и каша, и лепешки!

2-я девушка: И пироги, и яички!

3-я девушка: А вот и курничек вас дожидается, на Кузьму – Демьяна всегда курники пекли.

Хозяйка: Да, Кузьминки – куриные именины.

4-я девушка: Мы всю деревню обошли, все к празднику готовятся, никто в этот день не работает.

& Дети подготовительной группы и группа взрослых исполняют народную песню “На Кузьму – Демьяну”.

Во время исполнения песни приплясывают и накрывают на стол.

Хозяйка: А где же ещё гостьюшки наши?

Хозяин: Скоро, скоро будут!

Хозяйка: А пока их нет, садитесь за рукоделие, принимайтесь зимнюю пряжу прясть. Да попросите Кузьму с Демьяном, ведь они наши покровители, помочь нам не отстать в работе от тех, кто начал её раньше.

Девочки: (хором) Батюшка, Кузьма – Демьян!
Сравняй меня позднюю с ранними!

1-я гостья: Прялка не бог, а рубаху дает!

2-я гостья: Не ленись прясть, хорошо оденешься!

& Дети подготовительной группы исполняют народную песню “Уж ты, прялица, кокорица моя”.

Хозяйка: Ух, как здорово у вас получается. Хорошо работаете, хорошо поете, а как пляшите?

& Дети исполняют танец “Прялица”.

Раздается стук в дверь, заходят еще гости: дети– школьники и взрослые.

Хозяин: Проходите, гости дорогие!
Гостю – почет, хозяину – радость!

3-я гостья:

Туда голуби не летают,
Где их привечают.

Хозяйка:

Давно вас ждем – поджидаем,
Праздник не начинаем.

4-я гостья:

Ехали мы мимо,
Да завернули до дыму.

Хозяин: Собралось к нам гостей со всех волостей.
Ну, что ж, доброе начало, как говорится,
Полдела откачало!

Хозяйка: Припасли мы для вас забавушки на всякий вкус:
Кому – сказку, кому – правду, кому – песенку.

Хозяин: Удобно ли вам, гости дорогие?
Всем ли видно, всем ли слышно,
Всем ли места хватило?

5-я гостья: Гостям то, известное дело, хватило места,
Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде!
Сядем рядком, да поговорим ладком.

Хозяин:

Праздник этот ремесла,
Домашнего очага,
Праздник не безделья –
Праздник рукоделья!

Хозяйка:

Как этот праздник наступает,
Весь народ гулять идет.
Очень весело, с задором
Песни русские поет!

& Дети исполняют песню “Девки, пойте, девки, пойте!”

Стук в дверь.

Хозяин: Опять стучат. Дверь открыта,
Заходите, люди добрые!

& Исполняется народная песня “Из-за леса, из-за рощи…”

Заходят мальчики с Дедом Трифоном.

Дед Трифон: Здравия желаю, Хозяйка!
Принимай молодцев.

Хозяйка: Гость на дворе – хозяину радость.

Дед Трифон: Ну-ка, молодцы, подравняйтесь!
А ну, бойцы, расскажите, разъясните, как в народе говорят про военную доблесть.

1-й мальчик: Трудно в учении – легко в бою.

2-й мальчик: Сам погибай, а товарища выручай!

3-й мальчик: Богатырь на пирах не сидит, живот не растит!

4-й мальчик:

Кто храбр – тот жив,
Кто смел – тот цел!

5-й мальчик: Друг за дружку держаться – ничего не бояться!

Хозяйка: Ай да, бойцы – молодцы!
После таких слов нужно спеть боевую казачью песню!
А все нам подпоют.

& Исполняется казачья песня “Если хочешь быть военным”.

Дед Трифон: Эх, хорошо пели. Чуешь, Хозяйка, какой боевой дух у наших ребят?

Хозяйка: Ты, что-то, дед, развоевался сегодня. Ребята, наверное, пришли сюда с девчатами поиграть?

& Исполняется игровая песня “Нынче праздничек…”

Дети стоят в кругу. Игру начинает взрослый, выбирает мальчика, чье имя пропето, игра повторяется до тех пор, пока мальчики не найдут себе пару.

& Исполняется “Парная пляска”.

Хозяйка: Ишь ты, все себе пары выбрали, а про нашего Кузьму-то забыли. Невесты у него нету. Какую же ему подыскать? У нас все красавицы. Выбирай сам!

Девушка с чучелом выбирает невесту, невесту ставят в центр, надевают ей фату.

& Группа взрослых исполняет свадебную песню “Перевейся, хмелько…”

Хозяйка: Венчать их пора, венчать!

& Исполняется хороводная песня “Милый наш Кузюшка”.

В конце песни чучело падает.

Невеста: Ох, упал, родимый!

3-я гостья: Знать, конец празднику приходит. Кузьма нас потешил, осень с собой унес, дорогу зиме вымостил.

4-я гостья: Повеселил нас Кузюшка на славу. Теперь постой, мы тебя повеселим!

& Исполняется песня “Вот задумал комарик жениться!” (С оркестром.)

5-я гостья:

Ох, размилые наши подруженьки,
Провожаем мы своего батюшку.
Желанный ты наш, батюшка,
Ведь мы тебя очень полюбили,
Ведь мы вволю не натешались,
А ты нас уже оставляешь?

Чучело Кузьмы разбирают, солома рассыпается по полу.

& Исполняется общий танец на соломе.

Все: Прощай, Хозяюшка! До новой осени! До нового урожая!

urok.1sept.ru

Материал (подготовительная группа) по теме: Кузьминки – по осени поминки.

«Кузьминки – по осени поминки».

(под русскую – народную мелодию дети входят парами за руки в зал и садятся на стулья)

Ведущая:

Поле черно – белым стало

Падает то дождь, то снег

А еще похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

2 Ведущая:

– Правильно, Ноябрь! В древней Руси 14 Ноября отмечали праздник, который называется «Кузьминки». Название этого праздника похоже на имя Кузьма.

1 Ведущая:

Жили давным – давно два брата Косьма и Дамиан. Их мать, христианка, воспитывала братьев в добре и доброй вере, и получили они от бога дар исцеления. Лечили не только людей, но и домашних животных от многих болезней. Но применяли они не травы, не лекарство, а слово Божье. Денег за это не брали, так как помнили заповедь Христа «Даром получили, даром давайте».

2 Ведущая:

Кузьма и Демьян были кузнецами. Постепенно, в народном воображении они слились в один нераздельный облик Божьего кузнеца – Кузьмы и Демьяна. Наши предки, внимательно наблюдавшие за жизнью и изменениями в природе, заметили, что со дня святых Кузьмы и Демьяна заковывает зима земли и воды, становится морозно и холодно.

1 Ведущая:

В народе говорили:

– Закует Кузьма – Демьян, до красной зимы не расковать!

– Не заковать реку без Демьяна!

2 Ведущая:

– Кузьма – Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде!

– Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы!

Обычно в эту пору умеренные морозы:

– Демьянов путь – не путь, а только перепутье!

То есть, проводы осени и встреча зимы, первые морозы, поэтому и говорили, что «Кузьминки – по осени поминки».

1 Ведущая:

На Руси, в честь этого праздника устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Хоровод: « Светит месяц».

2 Ведущая:

В русском народе Кузьма и Демьян назывались Курятниками, считались покровителями кур. В этот день справляли куриный праздник – Петушиные именины – Кочеты, чтобы водились цыплятки. Кур резали на продажу, подавали куриные блюда и устраивали пированье до утра. Считали необходимым резать трех кур. Есть их надо, чтобы птица водилась. Еще слушали молитвы в курятниках и кропили их святой водой, а еще варили лапшу – это было почетное угощение.

1 Ведущая:

На гуляньях устраивались шуточные «Петушиные бои», как это происходило, мы вам сейчас покажем.

Описание игры:

(В очерченный круг выходят играющие, руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круг.)

2 Ведущая:

Давай, давай себя испытай!

Слаб ты или селен?

Нам узнать не занятно,

Всем потешиться приятно!

Игра «Петушиный бой».

1 Ведущая:

Сразу по хозяйски определяли в дело и куриные перья. Крылом подметали печной шесток, из перьев делали помазки для пирогов. А еще делали из перьев кисточки для раскраски игрушек. Делали так: к большому перу присоединяли мелкие перышки и связывали ниткой в короткую, удобную кисточку. Этими кисточками дети взрослым помогали раскрашивать игрушки, сделанные своими руками.

2 Ведущая:

Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. В одной старинной русской песне есть такие слова:

О, святой Кузьма – Демьян,

Приходи на свадьбу к нам.

Скуй нам свадебку, свадьбу крепкую,

Крепкую, долговечную.

1 Ведущая:

Молодые парни приходили свататься к девушкам. Как  это происходило, мы вам сейчас покажем.

Игра «Бояре»

Описание игры:                                (молодцы подходят, в конце фразы топ ногой)

Бояре, а мы к вам пришли

Молодые, а мы к вам пришли!        (на вторую фразу отходят)

Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре нам невеста нужна,

Молодые нам невеста нужна!

Бояре, а какая нужна?

Молодые, она глупая у нас!

Бояре не валяйте дурака,

Отдавайте нам невесту навсегда!

Ведущая:

Давайте споем шуточную песню карооке.

Песня «Топиться в огороде баня».

(исполняют родители)

2 Ведущая:

Очень красивы народные обряды, а русские – народные песни еще лучше!

Русская – народная песня «Ах, утушка, моя луговая».

1 Ведущая:

Еще «Кузьминки» называли «Кашниками». К 1 ноября готовили каши из зерен нового урожая, отведать приглашали Кузьму и Демьяна «Кузьма – Демьян» приходи к нам кашу хлебать». Русские крестьяне в восемнадцатом веке готовили более 20 видов разных каш.

Аттракцион «Узнай кашу».

(одному из родителей закрываю повязкой глаза, дают на пробу разные каши, нужно по вкусу определить, что за каша)

2 ведущая:

Пока не ляжет настоящая зима, дети сидели все больше по домам, кто развлекался росписью глиняных игрушек, а кто-то просто играл в «Молчанку».

1 Ведущая:

А как?

2 Ведущая:

А вот так: собирались дети в кружок и сидели друг  напротив друга с серьезным видом. Смеяться нельзя, улыбаться тоже. Кто-нибудь, кривляясь и гримасничая, говорил молчанку:

Сорок амбаров сухих тараканов,

Сорок кадушек мокрых лягушек,

Кошку драну, мышь погану

Кто промолвит, тот и съест!

1 Ведущая:

Во время игры дети часто ссорились и дрались:

Как у Петьки на носу

Ели черти колбасу.

А в ответ слышалось:

Борька-Борис

На базаре прокис!

Снес морковку на базар,

На базаре не берут,

Борьку за уши дерут!

2 Ведущая:

Базары были знатные, там продавалось все и не только утварь (продукты), но разные ткани: ситцы и парча. Послушаем песню «Коробейники», а коробейники – это и есть продавцы.

Песня «Коробейники».

1 Ведущая:

Так как базары были не частыми и возможности были ограниченными, людям приходилось заниматься рукоделием, они вязали, шили, вышивали, плели самостоятельно.

Конкурс «Кто быстрее пришьет пуговицу»?

(конкурс для родителей).

2 Ведущая:

Вот так наши с вами предки справляли свой досуг, веселились, но  много работали, а мы с вами должны в своей памяти сохранить любовь к своему народу, к своей истории.

nsportal.ru

Методическая разработка “Кузьминки – об осени поминки”

15


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» города Сорска

«Кузьминки – об осени поминки»

Конспект занятия с элементами театрализации в детском объединении « Золотая соломка»

Педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ДДТ города Сорска, 2-й квалификационной категории

Середа Наталья Николаевна

г. Сорск

2014г.

Цель занятия: научить через изделие декоративно – прикладного искусства видеть и понимать традиции и жизнь русского народа.

Задачи:

1. Ориентировать на качество изделия.

2. Передавать в сюжетных работах пропорции.

3. Формировать правильное взаимоотношение детей, на основе взаимной и творческой деятельности.

4. Развивать толерантные отношения,

5. Формировать у учащихся чувство коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированности.

Оборудование и материалы

Дидактический материал: оберег из соломы Кузьмы и Демьяна.

Раздаточный материал: ножницы, нитки, соломка, ткань, клей ПВА.

Предварительная работа

1. Изучение методической литературы: Лобачевская О. Плетение из

соломы. – М.: 1997.; Народное творчество.-2006. №5,№6.; Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры – Яр.:1997.; Шкловская А. Игрушечные мастера. – М.:1987.

2. Разработка сценария.

3. Разучивание стихов, игр.

4. Оформление кабинета.

Ход занятия

Часть первая

1 ведущая. Здравствуйте, люди добрые, гости наши дорогие!

Все ли вам слышно, все ли вам видно!

Рады мы, что вы не забыли и на праздник к нам пришли!

2 ведущая. И угощение готово. И в избе все прибрано, чисто и красиво.

1 ведущая. Вот и хорошо, сейчас и девицы красавицы к нам со своей работой пожаловать должны.

Стук в дверь.

1 ведущая. Да вот и они, иди хозяюшка встречай гостей.

Гости. Здравствуйте хозяюшки, здравствуйте гости, пустите вы нас на свой праздник?

2 ведущая. Проходите девицы, проходите красавицы, рады мы вас сегодня видеть на празднике Кузьмы и Демьяна, ведь это и девичий праздник.

Гости. А вдруг нам понравится на вашем празднике, и мы у вас на всю зиму остаться захотим?

1 ведущая. А чем плотить будете? Чай ваши посиделки нам не дешево обойдутся? И сор в избе, и огня и тепла сколько уйдет.

2 ведущая. Да нам от вас совсем не много надо. Дровец возок, керосину жбанок, да пшеницы пол пуда, да гороху три блюда, да меду туесок, да масла горшок, да денег пятачок!

Гости (смеются). Вот так не много. Ладно, мы про этот обычай, про складчину знаем и все из дома принесли, и мед, и масло, и работу с собой захватили.

1 ведущая. Вот и славно проходите, усаживайтесь, да за работу принимайтесь, да только сегодня много не работают.

2 ведущая. А почему?

1 ведущая. Потому, что сегодня праздник Кузьмы и Демьяна, то есть Кузьминки, начало осенних посиделок, сегодня не только работают, но и веселятся.

2 ведущая. А кто же такие , Кузьма и Демьян?

1 ведущая. Кузьма и Демьян были святыми. Давным, давно жили два брата Кузьма и Демьян. Когда они были еще маленькими, то очень любили Господа Бога, часто молились и ходили в церковь. За это Спаситель наградил их и даровал им умение лечить. Лечили они бедняков и денег за лечение не брали. Вот и прозвали их люди бессеребренниками. А они следовали учению Господа «Даром исцеляйте! Даром получили – даром отдавайте!». Кузьма и Демьян покровители всех мастеров и мастериц: они кузнецы, они и плотники. Ведь в деревнях все делали своими руками: и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна назвали этот праздник, они наш дом от всякой беды охраняют. А еще говорят Кузьминки – об осени поминки, встреча зимы.

Часть вторая

1 ведущая. Вот и у нас все готово для работы и гости пожаловали, и девицам красавицам пора за работу приниматься.

А работа наша будет заключаться в следующем. Мы сегодня изготовим соломенную куклу. Сама соломка воплощает собой плодородие земли, а следовательно ее можно считать оберегом. Оберег – это древний амулет счастья и благополучия. Выполненная вами кукла–оберег будет символом достатка, сытости и физической силы. Куклы-обереги не имеют лица, а следовательно они считаются предметом не одушевленным, не доступным для вселения злых сил.

Так как время у нас не много одну куклу-оберег мы уже приготовили это у нас Кузьма, а сегодня изготовим его брата Демьяна.

Для работы нам понадобятся следующие материалы: соломка, ножницы, ткань, клей, нитки и схемы которыми можно пользоваться. Но для начала мы повторим технику безопасности с ножницами.

  1. Пользуйся ножницами с закругленными концами.

  2. Храни ножницы в указанном месте, в определенном положении.

  3. Не держи ножницы в открытом виде.

  4. Не режь ножницами на ходу.

  5. Подавай товарищу закрытые ножницы кольцами вперед.

Последовательность выполнения куклы-оберега

1) Пучок соломы посередине перетягиваем ниткой.

2) Перегибаем одну сторону на другую, перетягиваем, получается голова.

3) Берем еще пучок соломы, перевязываем с обоих концов ниткой, отступив от края по 1 см., получаются руки.

4) Руки вставляем в туловище, перетягиваем, получается грудь.

5) Нижнюю часть делим пополам, перетягиваем каждую снизу, отступив от края по 2 см., получаются ноги.

6) Кусочек ткани складываем пополам, вырезаем горловину.

7) Надеваем платье на куклу и подвязываем поясом.

8) Узкую полоску ткани склеиваем – будет шапочка.

9) В руки обеих кукол просовываем палочку, и привязываем за край палочки ниточку, на которой оберег будет висеть.

Часть третья

Девушки принимаются за работу и только одна не работает.

1 ведущая. А почему же ты Валера не работаешь?

Валера. А я уже все сделала. Самое время поиграть, да поплясать.

2 ведущая. Да не верьте ей, она все из дома принесла, только чтобы не работать, а по больше поиграть.

1 ведущая. Если будешь хитрить, да лениться Валера, то тебя Кикимора накажет.

Валера. Как это?

1 ведущая. А вот как! Кикимора очень не любит тех, кто хитрит и не работает.

Девочка 1-я. Да мне матушка сказывала, что как-то вернулась девушка с посиделок, а работу свою недоделала, весь вечер только пела да играла. Положила свою работу да спать пошла.

Девочка 2-я. Да я про это тоже знаю! Утром встает и видит, а ее работа доделана, да так плохо и не аккуратно! Она и спрашивает: « Мамочка, а кто это сделал?».

Девочка 1-я. А та ей отвечает: «Видно тебе Кикимора помогла, потому что такая работа только Кикиморе да Лешему сгодится».

Валера плачет. Девочки не смейтесь, я больше не буду хитрить да лениться. Я ведь самая маленькая и у меня плохо получается, я не хочу, чтоб меня Кикимора наказала. Можно я вам помогать буду и сама этому мастерству поучусь.

1 ведущая. Не плачь, мы тебя научим, будет еще лучше получаться, чем у других, просто надо наших покровителей Кузьму и Демьяна на помощь позвать. «Батюшки Кузьма и Демьян, сравняй меня позднюю с ранними!». Кузьма и Демьян всем помогает и хлеб молотить, и пряжу вить и рукодельничать.

2 ведущая. Да, сегодня необычный день, а праздник ремесла и рукоделья! Праздник не безделья, а искусного рукоделья. А чтоб работа спорилась, давайте пословицы и поговорки о труде вспомним?

Участники говорят поговорки:

  • « Долог день до вечера, коли делать нечего»;

  • « Труд человека кормит, а лень портит»;

  • « Умелые руки не знают скуки»;

  • « Семь раз отмерь, один раз отрежь»;

  • « Землю красит солнце, а человека труд».

1 ведущая. А загадки любите разгадывать?

  • Желтая курица под плетнем дуется (тыква)

  • Золотое решето черных домиков полно (подсолнух)

  • Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостиком, а не мышь (репа)

  • Не шит, не кроен, а весь в рубцах, без счету одежек и все без застежек (кочан капусты).

1 ведущая. Ну, вот, я вижу, что работа к концу близится, пора и почетное место для Кузьмы и Демьяна приготовить (куклы-обереги помещаются на стенд).

А какой праздник без песен и хоровода, славно потрудились надо и отдохнуть, да Кузьму с Демьяном проводить, а с ними и осень, славную хозяюшку. Кто работать не боится, тому и зима не страшна. Ведь припасено всего вдоволь, и самые веселые праздники зимой бывают. Вы трудились, утомились можно и в игру сыграть.

Игра « Кружева»

Играющие выбирают двух водящих, один «ткач», другой «челнок».

Дети встают парами, образуя круг. Пары берутся за руки и образуют «воротца». «Ткач» встает у первой пары, «челнок» у второй, дети хором поют:

Вяжем, вяжем кружева

Манечке на рукава

Дуне на воротничок

«Ткач» гоняет «челночок».

После чего «челночок» начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» догоняет его, и догнав, становится «челноком», а новый «ткач» выбирается из других играющих.

Игра «Колокольцы-бубенцы»

За спиной водящего дети поют:

Колокольцы-бубенцы

Раззвонились удальцы –

Диги – диги – диги – дон

Отгадай откуда звон

Затем, кто то из играющих детей звонит в колокольчик, водящий повернувшись лицом к игрокам должен угадать кто звонил.

1 ведущая. Выходи частной народ собирайся в хоровод!

Собирайся народ!

По лугам бегут стога,

Ходят гуси у пруда,

Рыба плещется в воде,

Солнце в каждой борозде!

Припев:

Собирайся народ!

В хоровод, в хоровод!

Кто работы не боялся,

Тот и пляшет и поет! Эй!

Хлеб засыпан в закрома,

Песня входит к нам в дома,

И звучит, звучит везде

Счастье в радостном труде!

Припев:

Вот и закончился веселый праздник в честь славных мастеров Кузьмы и Демьяна, а с ними и осень. Мы желаем вам хорошего настроения на всю зиму, хорошо учиться, славно трудиться! До свидания, до следующего праздника.

Часть четвертая

В начале нашей работы мы говорили, какую пользу приносят обереги в дом. Назовите, что вы запомнили? Почему у кукол – оберегов нет лица?

Что чувствовали вы, когда сами изготавливали куклу-оберег, какие мысли приходили к вам.

РЕФЛЕКСИОННЫЙ ЭТАП

Содержательный : «Оцени себя».

Продолжи фразу:

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Теперь я могу…

  5. Меня удивило…

  6. Мне захотелось…

  7. Я хочу…

Эмоциональная: «Дерево впечатлений».

Ленточки повязать на дерево:

Красные – восторг;

Зеленые – здорово;

Желтые – не произвело впечатлений.

Объяснительная записка.

Сегодня, когда в обществе возрастает интерес к народным традициям, особое значение приобретает деятельность детских объединений, где воспитанники могут реализовать не только свои потребности, но и развивать свой творческий потенциал. Учебные занятия способствуют проявлению индивидуальных способностей, инициативности и коллективизма, формируют личности, стремящиеся к гармонии с собой, с окружающим миром. На занятиях дети познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и могут получить удовольствие от созданных своими руками поделок.

Воспитанники через собственное участие осознают народный праздник как синтез искусств, вовлекающий в свое эмоциональное пространство различные виды декоративно – прикладного и фольклорного творчества, которые находятся в непрерывном взаимодействии и развитии. Дети видят, что вещи, включенные в обрядовые церемонии, обретают новую жизнь, становятся средством общения людей. Такой комплексных подход воспитывает духовно – нравственные качества, источником которых является традиционная народная культура.

Автор разработки

Середа Наталья Николаевна педагог дополнительного образования 2-й квалификационной категории.

Место работы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» города Сорска.

Название разработки

«Кузьминки – об осени поминки».

Форма проведения мероприятия

Занятие по изготовлению соломенных кукол Кузьмы и Демьяна с элементами театрализации.

Цель мероприятия

Научить через изделия декоративно – прикладного искусства видеть и понимать традиции и жизнь русского народа.

Задачи проводимого мероприятия

1. Ориентировать на качество изделия.

2. Передавать в сюжетных работах пропорции.

3.Формировать правильное взаимоотношение детей, на основе взаимной и творческой деятельности.

4. Развивать толерантные отношения.

5.Формировать у учащихся чувство коллективизма, взаимопомощи, дисциплинированности.

Возраст детей

От 10 до 15 лет.

Условия проведения

Место проведения – класс, актовый зал. Свободная площадь для конкурса.

Оборудование, технические средства

Компьютер, мультемидийный проектор, DVD, фотоаппарат.

Предварительная работа

Изучение литературы, разучивание слов, оформление кабинета.

Оформление

Столы, стулья, стенды, ткань для оформления стендов, скрепки, иголки. Вышитые рушники, шали, платки, атрибуты деревенской избы

Празднично сервированный стол с блинами, баранками, конфетами, деревянной и плетеной посудой, чашками для чаепития, самоваром.

Дерево для ленточек.

Варианты текстов, плакатов

«Кузьминки – об осени поминки», «Даром исцеляйте! Даром получили – даром отдавайте», « Долог день до вечера, коли делать нечего», « Труд человека кормит, а лень портит». Карточки с вопросами «Продолжи фразу»: (Сегодня я узнал… было интересно…, было трудно… , теперь я могу… , меня удивило…, мне захотелось…, я хочу…).

Инструменты и материалы для изготовления кукол

Солома, ножницы, кисточки, нитки, ткань, клей ПВА или клеевой пистолет.

Технологическая карта с последовательностью изготовления кукол.

Для проведения рефлексии (ленточки красные, зеленые, желтые).

Название, авторы музыкальных произведений

«Горница новая», «Ой, вы, кудели – куделицы», «Русские народные песни Подмосковья», «Из-за лугу-лугу»,минусовки русских народных песен.

Правильное распределение поручений

1 ведущий – педагог, 2 ведущий – воспитанница, гости, девочка Валера, 2 девочки ведущие диалог за работой.

Ход проведения мероприятия

Часть 1. Мотивационно – целевая.

  1. Встреча гостей.

  2. Рассказ о происхождении праздника.

Часть 2. Организационно- содержательная.

  1. Рассказ об оберегах.

  2. Техника безопасности.

  3. Изготовление кукол.

Часть 3. Игровая.

  1. Диалог девочек за работой.

  2. Поговорки о труде.

  3. Загадки.

  4. Игры: «Кружева», «Колокольцы – бубенцы».

  5. Хоровод.

Часть 4. Рефлексионная.

Содержательная: «Оцени себя».

Эмоциональная: «Дерево впечатлений».

Список литературы

Лобачевская О. Плетение из соломы. – М.: 1997.; Народное творчество.-2006. №5, №6.; Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры – Яр.:1997.; Шкловская А. Игрушечные мастера. – М.:1987.

Методические советы по проведению мероприятия:

Праздник «Кузьминки – об осени поминки» празднуется в конце ноября. Присутствующие гости могут участвовать в играх и хороводе.

Перед началом занятия всем участникам раздать слова игр и хоровода для разучивания.

Для сокращения времени на изготовление кукол одну можно сделать заранее на предыдущем занятии.

При изготовлении кукол удобнее работать в паре (для перевязывания пучков соломы нитками).

Куклам Кузьме и Демьяну должно быть отведено место, куда их можно развешать.

Призы для конкурсов

Небольшие сувениры, сладости.

multiurok.ru

Классный час по теме: Русские посиделки. Кузьминки-по осени поминки.

Русские посиделки. Кузьминки – по осени поминки.

  Составитель: Фёдорова Е.В.,                                                                                                                учитель начальных классов

                                   МОУ «СОШ №9»,

                   руководитель РМО КР,

                               I квалификационная категория

2012 – 2013 учебный год.

Русские посиделки. Кузьминки – по осени поминки.

Цели: познакомить с народными традициями и обрядами; рассказать о народном празднике «Кузьминки»; приобщить детей к народным традициям.

Ход праздника

Ведущий. Как тепло и уютно в нашем кабинете этим холодным ноябрьским днем. За окном гуляет одинокий ветер, а мы собрались вместе, чтобы пообщаться, повеселиться.

Ведущий. Именно так проводили долгие осенние и зимние вечера наши бабушки и прабабушки, дедушки и прадедушки. Все полевые работы закончены, пришла пора и отдохнуть. А назывались эти вечера посиделками.

1-й чтец. На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

2-й чтец. При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

3-й чтец. Добрым чаем угощались

С мёдом, явно без конфет.

Как и нынче мы, общались –

Без общенья жизни нет.

4-й чтец. Отдых – это не безделки –

Время песен,  новостей,

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей!

1 ученик: А посвящены наши посиделки  святым угодникам: Козьме и Дамиану. С их именами связано множество народных верований. Первое и самое основное – способность исцеления от недугов и оказание врачебной помощи.

2 ученик: Почитали на Руси Кузьму и Демьяна так же, как покровителей кузнецов, и самих угодников называли Божьими кузнецами. В народе они слыли бессребрениками, так как изготавливали плуги и раздавали их, не беря денег. Русские крестьяне кованую железную цепь любовно называют Кузьмою.

3 ученик: Но и этим не ограничивалось покровительство Кузьмы и Демьяна. В простом народе почитались они еще как хранители кур, отчего сельская Русь называла день памяти святых куриным праздником.

4 ученик:  Куры  вообще домашняя птица исстари были символом счастья и плодородия, поэтому Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб.

5 ученик: В день памяти святых Кузьмы и Демьяна обязательно жарили петуха или курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой. А еще варили лапшу – это было почетное угощенье.

6 ученик: Под утро, расправившись с угощеньем, парни отправлялись воровать соседских кур.

7 ученик: Еще Кузьминки называли «кашниками», к празднику готовили кашу из зерен нового урожая, отведать которую приглашали и святых угодников: «Кузьма-Демьян, приходите к нам кашу хлебать».

8 ученик: Сколько видов каш готовили русские крестьяне в 18 веке? Более 20! Что же это за каши такие? Были каши царские, а были и крестьянские, попроще.

9 ученик: Кузьминки повсюду слыли девичьим праздником. В некоторых местах существовал обычай: девушка в этот день считается хозяйкой дома, приготовляет для семьи кушанья и угощает всех.

Ведущий. И конечно же парни ухаживали за девушками, а девчата им спуску не давали.

Выходят парни и девчата, поочередно исполняют частушки.

Частушки

1Д.:Выхожу и начинаю

Я свои частушки.

Затыкайте, дорогие,

Свои нежны ушки.

2Д.:Уж как наши-то ребята

Издали – что короли!

Надели белые рубахи,

С лакировкой сапоги!

1М.:Катится горошинка,

Идет моя хорошенька;

Катится, катается,

Идет моя красавица.

3Д.:Чего стоишь, чего глядишь,

Чего ты добиваешься?

Все равно любить не буду,

А ты набиваешься!

4Д.:Кто-то едет, кто-то там,

Кто-то едет по полям

На лошадке сивенькой –

Это мой красивенький.

2М.:Хотел я уточку убить –

Серая закрякала;

Хотел я девочку забыть –

Бедная заплакала.

1Д.:У меня подружечка –

Пуховая подушечка.

Я поплачу, пореву,

Она не скажет никому.

2Д.:У мого миленка

Плохая кобыленка:

Она стояла у горы,

Ее заели комары.

3Д.:Вот частушки мы пропели,

А теперь торопят нас.

До свиданья, мы с частушкой

К вам придем еще раз!

Парни и девчата уходят.

Ведущий:  Народ отмечает этот день приметами. Какие из них вы знаете?

10 ученик:• если на Козьмодемьяна лист остается на дереве, то на другой год будет мороз.

11 ученик:• снежный день обещает будущей весной большой разлив.

12 ученик:• обычны на эту пору умеренные морозы: Демьянов путь – не путь, а только перепутье.

Ведущий: А еще как говорят про Кузьминки?

13 ученик:• Кузьминки – об осени поминки.

14 ученик:• Кузьминки – встреча зимы.

15 ученик:• Кузьма-Демьян – кузнец, кует лед на земле и на воде.

16 ученик:• Кузьмы и Демьяна путь – проводы осени, встреча зимы, первые морозы.

Ведущий: Ребята, какие пословицы о Кузьминках-курятниках вы знаете?

1девочка: кур пасти – добро не обрести.

1 мальчик: курица в гнезде, а баба сковородку греет.

2 девочка: курица в гнезде, яички неизвестно где, а ты уж в охотный ряд цыплятами торговать.

2 мальчик: курица воду потому ругает, что плавать не умеет.

3 девочка: курицу не поймал, а уж ощипал.

3 мальчик: курочка да коровушка – ранний обед.

4 девочка: курицу не накормишь, девицу не нарядить.

4 мальчик: курица по зернышку клюет, да сыта живет.

Ведущий: Пришла пора хоровод водить!

Ведущий: Весело, шумно, дружно проходили посиделки. В одной старинной русской песне есть такие слова:

О, святой Кузьма-Демьян.

Приходи на свадьбу к нам.

Скуй нам свадьбу, свадьбу крепкую,

Крепкую, долговечную…

Ведущий: А не пора ли и нам сыграть свадьбу?

Сценка.

Ведущий: Девицы, выходите искать невесту!

(Девицы с чучелом ходят, выбирают невесту. Выбранную невесту ставят в центр, надевают ей фату.)

1 девица: Венчать их пора, а где же наш батюшка?

Батюшка: А всё ли готово к венчанию?

2 девица: Не знаю, батюшка. Только давайте скорее, а то жених заждался.

Батюшка: Ну ладно. Венчается раб божий Кузьма рабе божьей Марии, и нарекаются мужем и женой. А где кольца?

1 девица: Вот, батюшка! (Даёт цепь).

Батюшка: Что ты мне даёшь?

2 девица: Вяжи их, батюшка, сильнее, чтоб союз крепче был!

Батюшка: (Повязывает руки цепью). Целуйтесь, целуйтесь!

(Невеста с женихом целуются и жених падает).

Невеста: Ох, упал, родимый!

1 девица: Знать, конец празднику подходит. Пришли Кузьма и Демьян, потешили нас, осень с собой унесли, дорогу зиме вымостили!

Ведущий: Повеселил нас, Кузюшка, на славу! Присаживайся поудобней, будем отгадывать загадки. Все они связаны с Кузьминками, с бытом крестьян, временами года.

Конкурс загадок.

• Всех наградила, все загубила. (Осень.)

• Безрукий, безногий старик через реку мост проложил. (Мороз.)

• Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)

• Черна мала крошка, а угодья в ней много: в воде поварят, ребята съедят. (Каша.)

• Избушка нова – жильца нет, жилец появится – изба развалится. (Яйцо.)

• Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький.

(Курица.)

• Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах, на часы не заглядывает, а время знает. (Петух.)

• По лесу летало, в воду упало – не булькнулось. (Перо.)

• Сидит на ложке, свесивши ножки. (Лапша.)

• В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо.)

• У матери двадцать деток, все детки – одинаковы. (Курица и цыплята.)

• Кто на свете первый певчий? (Петух.)

Финальная песня.

Ведущий: Подходят к концу наши посиделки у Кузьмы и Демьяна. Что нового вы узнали об этих святых? Празднике Кузьминок?

Дети делятся своими впечатлениями.

Ведущий: Благодарим вас за участие, вот сувениры вам на счастье. Бери, любуйся, принимай, себе по вкусу выбирай. (Угощает ребят сахарными петушками.)

Ведущий: Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь, говорим мы: «До свиданья, до счастливых новых встреч!»

nsportal.ru

Сценарий праздник “Кузьминки – об осени поминки”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №18»

Методическая разработка праздника

«Кузьминки – об осени поминки»

для обучающихся 3 класса

учитель начальных классов

Сальникова Татьяна Николаевна

Старый Оскол

2016

1. На завалинках, в светелке,

Иль на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

2. При лучине кто сидел

Иль под светлым небосводом-

Говорили, песни пели

И ходили хороводом.

3. А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

4. Быт людей отмечен веком.

Поменялся старый мир.

Нынче все мы по «сусекам»

Наших дач или квартир.

5. Наш досуг порою мелок,

И, чего там говорить,

Скучно жить без посиделок!

Их бы надо возродить!

6. Поспешите все сюда

Осень в гости к нам пришла

Будем все шутить, смеяться,

Удивляться, забавляться.

7. Навострите ваши уши,

Будем сказки, песни слушать!

А вот и хозяин с хозяйкой пришли!

Хозяйка:

Здравствуйте, гости дорогие,

Здравствуйте, дедушки и бабушки,

Соседи и соседушки,

Парни и девчата!

Хозяин:

Сегодня особая встреча,

Понаехало гостей

Из близка и далеча!

Ну, таков славянский люд:

Коли праздник – тут как тут!

Хозяйка:

А теперь настало время пригласить к нам в гости Матушку Осенину.

Хозяин:

Осень, осень в гости просим

С обильными хлебами, с высокими снопами

С листопадом и дождём, с перелётным журавлём.

Хозяйка:

Мы тебя встречаем вкусным караваем.

1. Кузьма-Демьян, два добрых брата,

Жили в Азии когда-то.

И по доброте своей

Исцелять могли людей.

2. Врачевали от недугов,

Изгоняли вредных духов,

Милосердием души

Очень были хороши!

3. Хоть и были небогаты,

Но с больных не брали платы,

Не просили ни гроша

Братья – добрая душа.

Оттого их святой труд

Бессеребряным зовут.

Хозяйка: А еще про Кузьминки говорят так: Кузьминки – об осени поминки! Кузьминки – встреча зимы!

Хозяин: Кузьма да Демьян – большие работники! Они кузнецы, они и плотники…Они наш дом от всякой беды охраняют, от всякого лиха!

Хозяйка: Тепло, светло, садитесь-ка, девицы, за рукоделье, да давайте вместе песню заведём, чтоб работа лучше спорилась!

1ч. Мы осенние частушки
Пропоем сейчас для вас!
Громче хлопайте в ладоши,
Веселей встречайте нас!

2ч. Осень — времечко сырое,
Дождик льется с высоты.
Люди чаще раскрывают
Разноцветные зонты!

3ч. Тучка глупая не знала,
Что уж осень здесь настала.

Огневой лесной наряд
Ливнем тушит час подряд.

4ч. На дворе похолодало –
Надо курточки надеть.
Это осень подсказала
Про нее частушки спеть.

5ч. Еле осени дождалась –
Очень модничать люблю.
Ох, ребята, полюбуйтесь
Вы на шапочку мою.

6ч. Ой, ребята, только гляньте
Вы на наших на девчат:
С головы до ног оделись,
Только носики торчат!

7ч. Осень, Осень золотая,
Хорошо, что ты пришла!
Ты и яблок, ты и меду,
Ты и хлеба принесла!

8ч. Любим свёклу мы, морковку
И капусту тоже есть,
Потому что витамины
В овощах и фруктах есть.


9ч. Разудалый я силач —
Гну рукой подковку!
Потому, что я жую
Каждый день морковку.

10ч. Утром я по льду катался,
Листик в лужице замерз –
Это ночью постарался
Добрый Дедушка Мороз.

11ч. Осень, осень, до свиданья,
Мы прощаемся на год.
Улыбнись нам на прощанье,
В гости к нам зима идет!

Хозяйка: Шире круг, шире круг,

Каблучков раздайся стук,

Подбодрим танцоров наших,

Пусть они резвее спляшут!

Танец « Осенний вальс »

Хозяин:. По преданиям и заветам седой старины, встреча праздника Кузьмы и Демьяна отмечалась широко, разгульно и хлебосольно. Варили пиво, пекли пироги, принимали гостей. И у нас сегодня гостей полна светлица.

Первая пара:

– Федул, чего губы надул?
– Кафтан прожег.
– Можно зашить.
– Да иглы нет.
– А велика ли дыра?
– Один ворот остался.

Вторая пара:

– Фома, что из леса не идешь?
– Да медведя поймал!
– Так веди сюда!
– Да он не идет!
– Так сам иди!
– Да он не пускает!

Третья пара:

– Сынок, сходи за водицей на речку!
– Живот болит!
– Сынок, иди кашу есть!
– Что ж, раз мать велит – надо идти!

Четвёртая пара:

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота,

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике!

Пятая пара:

Лошадь ела сало,

А мужик – овёс,

Лошадь села в сани,

А мужик – повёз!

Шестая пара:

Чепуха! Чепуха! Это просто враки!

«Куры съели петуха», – говорят собаки!

Хозяин: А это мы сейчас проверим! Проведём игру «Собери овощи».

Хозяйка: Примета есть: если рябины в лесу много – осень дождливая, если же мало – сухая. А рябиновый квас – лучшее средство от разных болезней.

-Хозяин: А ещё какие овощи и фрукты помогают нам сохранить здоровье?

Хозяйка: Кисель несу, с добром иду. Тягучий-тягучий, вкуснючий-вкуснючий. Кто попьёт – здоровье приобретёт.

Хозяин: А я яблок припас и хворосту.

Хозяйка: Печь топить хворостом?

Хозяин: Нет! Смотри, какой! Ох и вкусный хворост! Угощайтесь, гости дорогие!

Хозяйка Желаем счастья всем, покоя

Хозяин. И не болеть, а богатеть,

Хором:

И ждем вас снова в нашем доме,

Дружить, любить и песни петь!

infourok.ru

Сценарий развлечения «Кузьминки – по осени поминки». (дошкольная группа с 6 л. – 7 л. общеразвивающей направленности)

Сценарий развлечения «Кузьминки – по осени поминки».

(дошкольная группа с 6 л. – 7 л. общеразвивающей направленности)

Цель:
– Познакомить детей с православным праздником «Кузьминки», традициями русского народа.
Задачи: 
– Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями русского народа.
– Развивать у детей интерес к русскому фольклору.
– Воспитывать уважение и любовь к русской культуре.
Предварительная работа:
– Знакомство детей с народными приметами, поговорками и пословицами по данной тематике.
– Разучивание хороводов, песен.

Оформление зала:
Зал оформлен в виде горницы – стол с красочной скатертью, на столе самовар, чашки поднос с пирогами. Недалеко стоит стилизованная русская печь, лавки, где будут сидеть дети.

Ход праздника:

(под русскую – народную мелодию дети в русских народных костюмах входят парами за руки в зал и садятся на лавки)

Хозяюшка встречает гостей:

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!
Я рада приветствовать Вас в своём доме! У меня для каждого найдётся местечко и доброе словечко. А собрались мы здесь именно сегодня, чтобы отпраздновать «Прощение Осени». А какие вы знаете осенние месяцы?

(Ответы детей).


Сентябрь в старину называли рябинник, хмурень, потому что именно в сентябре поспевала рябина и устанавливалась осенняя, холодная погода.
Октябрь называли – свадебник, листобой. В этот месяц активно желтели, краснели и опадали листья с деревьев. А молодые справляли свадьбы.
А какой сейчас месяц осени? 

(Ответы детей).


Да, на дворе ноябрь – самый холодный месяц осени, с длинными, темными вечерами, заморозками. До этого времени уже весь урожай был собран и убран, а из-за морозов на полях и огородах замерзали комья земли. В народе ноябрь называли – грудень.
А за осенью какое время года следует? 


(Ответы детей).


Правильно, зима! Сегодня 14 ноября – это праздник, который называется Кузьминки. Кузьминки – это осени поминки.
В этот день прощались с осенью и встречали зиму. В старину люди в это время отмечали окончание работ в поле и огороде, и приступали к домашним делам. Считалось, что именно с этого дня начинались морозы на улице. А сейчас, я вам расскажу легенду.

Легенда.

Давным-давно жили два брата и звали их Косма и Дамиан, в народе их называли Кузьма и Демьян. Они были знаменитыми, искусными врачами. Братья ходили по городам, деревням и лечили людей. Про них говорили, что даже словом могли излечить от тяжелого недуга людей и животных. За свою работу лекари не брали денег, поэтому их называли «бессребрениками», т.е. не жадными. 

Кузьма и Демьян – покровители ремесел, в народе они слывут прекрасными кузнецами. Поэтому, 14 ноября свой праздник отмечают кузнецы.

У нас в России, день Кузьмы и Демьяна называют по-разному – Кузьминки, Проводы осени, Встреча зимы. А еще называют Курячим праздником, потому что в этот день готовили кашу с курятиной. Праздник широко отмечался. К этому дню уже заканчивались все полевые работы, заготовки на зиму были припасены и народ брался за домашнюю работу. Женщины долгими зимними вечерами занимались рукоделием – пряли, вышивали, вязали.
На Кузьминки, народ собирался в большой избе. Угощались кашей с курятиной, пирогами и другими блюдами.

Веселились – плясали, пели песни и играли в народные игры. Вот так ярко и весело отмечалась «Встреча Зимы».

– Ребята, а какие вы знаете пословицы , поговорки и приметы?

( Дети по очереди выходят и говорят поговорки и пословицы)


1. Кузьминки – по осени поминки.
2. Кузьминки – встреча зимы
3. Кузьма и Демьян кузнецы, куют землю и воду до весны.
4. Кузьма и Демьян слывут в народе кузнецами.
5. Осень – перемен восемь.
6. Труд человека кормит, а лень портит.
7. Умелые руки не знают скуки.
8. Землю красит солнце, а человека труд.


Хозяюшка: Ой, какие молодцы! Сколько пословиц вы знаете!

Ребята, а давайте, вместе споем песню «Во кузнице» и сыграем на деревянных ложках.

Исполняется песня «Во кузнице».
После исполнения дети садятся на места.

Хозяюшка: Ребята, а любите загадки? Давайте, с вами поиграем. Отгадайте мои загадки.

1. В избе изба, на ней труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (Печка)


2. Стоит бычок, подбочиневши бочок.
Шипит и кипит
Всем чай пить, велит. (Самовар)

3. В брюхе баня, в носу решето,
На голове пупок,
Одна рука, и та на спине. (Чайник)


4. Летит, рычит, ветки ломает
Пыль поднимает,
Слышишь его, а не видишь его. (Ветер)

5. Невидимкой осторожно, он является ко мне,
И рисует , как художник, он узоры на окне. (Мороз)

6. Не пешеход, а идет
Мокнут люди у ворот
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка. (Дождь)

– А теперь, давайте-ка поиграем, наши ножки разомнем. В этой игре участвуют только девочки.

Проводиться игра « Платочек».

Молодцы, девицы! А ну-ка, парни, разгуляйтесь молодцы, выходи на состязание!

На гуляньях устраивались шуточные «Петушиные бои».

Игра «Петушиный бой».

(В очерченный круг выходят играющие, руки убирают за спину и плечом пытаются вытолкнуть друг друга из круга.)

Хозяюшка: Кузьму и Демьяна считали покровителями свадеб. В одной старинной русской песне есть такие слова:

О, святой Кузьма – Демьян,

Приходи на свадьбу к нам.

Скуй нам свадебку, свадьбу крепкую,

Крепкую, долговечную.

Молодые парни приходили свататься к девушкам. Как это происходило, мы с вами сейчас узнаем и поиграем!

Игра «Бояре»

Описание игры:

Бояре, а мы к вам пришли (молодцы подходят, в конце фразы топ ногой)

Молодые, а мы к вам пришли! (на вторую фразу отходят)

Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре нам невеста нужна,

Молодые нам невеста нужна!

Бояре, а какая нужна?

Молодые, а какая нужна?

Бояре нам вот эта нужна,

Молодые нам вот эта нужна!

Бояре отворяйте ворота,

Отдавайте нам невесту навсегда!

Хозяюшка: Вот в такие шуточные игры играли раньше на Руси. А сейчас, самое время водить хоровод.

Хоровод «Земелюшка чернозём».

Хозяюшка: Вот мы пели, играли, плясали. Славно справили Кузьминкины посиделки. Вот так наши с вами предки справляли свой досуг, веселились, но много работали, а мы с вами должны в своей памяти сохранить любовь к своему народу, к своей истории. А сейчас, я хочу вас угостить пряничками. 

Раздает угощение.

Хозяюшка: Делу время, а потехе час. Вот и закончились наш праздник. А я, прощаюсь с вами и жду вас еще к себе в гости.

Прощается и уходит.

.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *