Сценарий экскурсия по библиотеке – Сценарий экскурсии в библиотеку для 1-2 кл

Сценарий экскурсии в библиотеку для 1-2 кл

Сценарий экскурсии в библиотеку для учеников 1-2 класса

Сивцева Пелагея Алексеевна, заведующая библиотекой, педагог-библиотекарь МОБУ СОШ 17 г. Якутска

Цели: Ознакомить учащихся первых классов с базовыми понятиями по основам библиотечно-библиографической грамотности – “библиотека”, “читальный зал”, “абонемент», «читательский формуляр».

  • Научить их ориентироваться в библиотечном пространстве.

  • Развить интерес к чтению, к книге.

  • Формировать бережное отношение к книгам.

  • Познакомить с основными “Правилами поведения в библиотеке”.

Форма проведения: краткий рассказ о библиотеке, просмотр красочных изданий книг и журналов, викторина «По страницам любимых книг».

Оборудование: экран, проектор, выставка книг, презентация.

Библиотекарь.  Добрый день, дорогие ребята! Вы теперь уже ученики первого класса. Мы пригласили вас в удивительный дом, где живут книги. Этот интересный дом называется библиотекой. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Здесь живут и дружат между собой ваши верные друзья – книжки и их герои. Также  у нас в библиотеке много журналов, и все это называется книжным фондом.

Посмотрите, ребята, вас приветствует мальчик Колокольчик из детского журнала «Колокольчик», он живет у нас на полке рядом с книжками и ему здесь очень нравится.

Он и его друзья из разных книжек помогут вам стать умными, интересными людьми. Ведь книги рассказывают об интересных открытиях, увлекательных приключениях, приглашают в далекое путешествие в мир, заманчивый и разнообразный, учат и заставляют совершенствоваться.

Итак, наша Библиотека – это удивительный дом, а у каждой полки- уголочка – своё название. И живут в этом чудесном доме ваши друзья – литературные герои. 
Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть место, где выдаются книги на дом. Оно называется абонементом. При выборе книг надо помнить, надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Вы можете одолжить книжки на 10 дней и читать, перечитывать, рассматривать картинки. А в назначенный срок, книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить срок чтения книги.
Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

Есть также место, где можно посидеть и посмотреть, почитать справочную литературу, которая на дом не выдается. Это место- читальный зал. Справочная литература – это энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. (Библиотекарь показывает справочную литературу).
Здесь вы можете познакомиться с интересными книжными выставками, посвященными важным и интересным событиям. Также можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
А вот это, ребята,  важный документ читателячитательский формуляр (показать). Здесь записываем книжки, которые вы берете на дом. Когда возвращаете книжку, нужно обязательно отметиться, что вернули книгу. Четко и внятно назовите свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу. На перемене иногда у нас бывает много читателей, поэтому нужно дождаться очереди.

Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится.

Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с книгами.

  • Нельзя книги перегибать4

  • Нельзя загибать книжные страницы4

  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? (закладка)

  • Нельзя писать и рисовать в книгах;

  • Нельзя читать книги во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.

Ребята,  чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке. (Каждому ученику выдается «Памятка читателя»). А теперь,  ребята, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли.

Я хочу познакомить вас с книжками моего любимого писателя, которому нынче исполнится 105 лет. Это детский писатель Виктор Драгунский . У него много интересных рассказов о мальчике Дениске и его друзьях. Вот в этой книжке «Школьные истории» есть юмористический рассказ «Англичанин Павля». В нем рассказывается о второкласснике – мальчике Дениске и его друге Павлике. «Завтра первое сентября… и ты уже пойдешь во второй класс. Ох, как летит время! И по этому случаю мы сейчас «зарежем арбуз»! Но тут распахнулась дверь и в комнату вошел Павля. Потом они долго ели арбуз и долго молчали. Потом папа спросил «А ты чего, Павля, так давно не был у нас?». И Павля начал хвастаться, что он изучал английский и у него совсем не было времени. И даже похудел на 200 граммов. А какие же слова изучил Павля, вы узнаете, когда прочтете этот рассказ. И, когда прочтете, подумайте какие пословицы подойдут к этому рассказу. (Так хвастает, что уши вянут. Хвастовства – полный мешок, а в мешке пусто).

Ребята, а Вы любите сказки? Конечно, любите. Сказки любят все. (на экране показывается презентация- викторина с ответами).

Угадай сказку: 1 «Пришла девочка, глядь – братца нету!Ахнула, кинулась туда, сюда – нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что плохо будет от отца и матери…»  (Гуси – лебеди) 2. «Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала …, изжарила его в масле и положила на окно простынуть». (Колобок) 3. «Стали они впятером жить. Вот они все  живут, песни поют. Вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь …, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь…» (Теремок) 4. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали? (Дюймовочка)

5. Жили- были дедушка и бабушка. Была у них внучка Машенька. Пошла как-то Машенька в лес по грибы и заблудилась. Вдруг видит – избушка. А жил в этой избушке-… (медведь.) А сказка называется …(Маша и медведь). Молодцы, ребята.

На этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.

Литература:

  1. Зубкова, М. Денискин папа : к 100-летию со дня рождения В. Драгунского / М. Зубкова // Читаем вместе. – 2013. – № 11. – С. 32. – (Читаем с родителями).

  2. Колобок.- Минск: Книжный дом, 2002.

  3. https://infourok.ru Сценарий первой экскурсии в библиотеку для учеников 1 класса

  4. Школьные истории: Рассказы.- М.: АСТ, 2015

  5. Сказки малышам.-М.: С-Трейд, 2015.-48с.

infourok.ru

Ознакомительная экскурсия по теме “Библиотека – дом книг”. 1-й класс

Оборудование: читальный зал библиотеки.

Цели:

  • Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности – “библиотека”, “читальный зал”, “абонемент», «книжный фонд», «читательский формуляр».
  • Вызвать у школьников интерес к книге.
  • Научить их ориентироваться в библиотечном пространстве.
  • Обучить правилам пользования библиотекой.
  • Формировать бережное отношение к книгам.
  • Знакомство с “Правилами поведения в библиотеке”.

Форма проведения: рассказ о библиотеке, просмотр красочных изданий книг и журналов, викторина «Мои любимые книжки».

Библиотекарь. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы ученики первого класса и на многие вопросы знаете ответы – как называется дерево, которое растет под вашим окном, кто живет в море, какое животное постоянно умывается, как растет хлеб. Я вместе со своей помощницей Василисой Премудрой пригласила вас в удивительный дом, называется он «библиотекой», в нем собраны путеводители по жизни. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были и в них хранили книги! Им более 5 тысяч лет! В Египте книги писали на папирусе, в Китае были свитки из шелка, а в Междуречье писали на глиняных табличках, в Индии – на пальмовых листьях. В России в старину простой люд писал на бе­ресте, а государственные бумаги – указы и гра­моты – на специально обработанной тонкой ко­же – пергаменте, который скатывался в трубоч­ки – свитки. Библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой ваши верные друзья.

Василиса Премудрая.

О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…

С. Михалков

Библиотекарь. В библиотеке много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают об интересных событиях, приключениях, приглашают в увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и заставляют совершенствоваться.

Василиса Премудрая.

Я книги выбираю с наслажденьем –
На полках, в тишине библиотек,
То радость вдруг охватит, то волненье,
Ведь книга каждая – как будто человек. …
Какая радость – открывать, читать
Рассказы, сказки, повести, романы!
Могу узнать, что было век назад,
И что когда-нибудь, наверно, будет.
О многом книги людям говорят,
Во многом книги помогают людям.

Л. Охотницкая

Библиотекарь. Библиотека – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои.

Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть отделение – абонемент, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь читать, перечитывать, рассматривать картинки. И в назначенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Но если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их можно прочесть в нашем читальном зале. Это справочная литература – энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. (Библиотекарь показывает справочную литературу).
В читальном зале очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
И всегда готовы прийти на помощь читателю.
А вот это, ребята, читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

Василиса Премудрая.

Книги любят бережное отношение и чистоту.

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят.
Бери, читай и много знай,
А если сделаешь больной ты книжку –
Навсегда
страницы замолчат тогда.

Т. Блажнова

Библиотекарь. Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится. В нашей библиотеке есть «

Книжкина больница», в которой ребята помогают книгам, которые нуждаются в лечении. Но все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники беречь!

Василиса Премудрая. Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с книгами. Вам дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети. Книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.
  • При чтении книг пользуйся закладкой.
  • Не загибай книжные страницы.
  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.
  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.
  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.
  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке. (Каждому ученику выдаются «Правила пользования библиотекой»).

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.
  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.
  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.
  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли.

Василиса Премудрая. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки?Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете. Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда ученики будут давать правильный ответ – показывать книгу, из которой был взят вопрос).

1. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик? (Н.Носов)
2. Скольких разбойников перехитрил Али Баба? (40).
3. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф).
4. Они перевоспитали почтальона Печкина. (Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»).


5. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди? (11 братьев).
6. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара).

Перед вами строчки сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

1. «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).

2. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.

(А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие». (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

4. «Давным давно, в городке на берегу Средиземного моря, жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Синий Нос». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

5. «Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась: делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами знаете, дело не лёгкое …». (Л.Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»).

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью»).
2. Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики. (Бастинда. А.Волков «Волшебник изумрудного города».).
3. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик).
4. Крекс, фекс, пекс! (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.

С помощью одного из учеников библиотекарь показывает, как правильно выбрать и записать книгу.
В заключение урока ученики подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи.

urok.1sept.ru

Сценарий первой экскурсии в библиотеку для учеников 1 класса.

Сценарий первой экскурсии в библиотеку

для учеников 1 класса.

Первое посещение библиотеки.

Цели: познакомить детей с библиотекой, дать понятия библиотека.

Задачи: объяснить правила обращения с книгой, правила поведения в библиотеке, развитие интереса к книге и чтению, воспитание культуры чтения.

– Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей библиотеки .

Библиотекарь.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И прочитать.


Библиотекарь:
Кто может ответить на вопрос, что же такое библиотека и для чего она нужна?

Дети: В библиотеке хранятся разные книги и журналы. Их можно брать, рассматривать, читать.

Библиотекарь: Совершенно верно.
А, давайте вспомним, что такое библиотека. В слове “библиотека” первая часть “библио” – означает “книга”, а “тека” – “хранилище”. Что получилось?

Дети: Хранилище книг.

Библиотекарь: И так ребята, добро пожаловать в книжкин дом.

С наружи смотришь-

Дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

На длинных полках

Вдоль стены

Вместились сказки старины,

И Черномор,

И царь Гвидон,

И добрый дед Мазай…

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай! (Библиотека)


Библиотекарь: У кого из вас дома много книг? У кого есть книжные полки или книжный шкаф? А у кого отдельная комната – библиотека? В нашей библиотеке книги хранятся на специальных открытых полках – стеллажах. Отгадайте, сколько здесь книг?

(Ответы детей.)

Библиотекарь: В нашей библиотеке более тысячи книг. Но это не так много. Мы ведь в сельской библиотеке. Когда вы закончите школу и будете учиться дальше вы пойдете в городскую библиотеку. Там еще больше книг. Посмотрите, какие существуют огромные библиотеки!

(Библиотекарь демонстрирует презентацию «Библиотеки мира».)

Библиотекарь: Книги в библиотеке располагаются по алфавиту, по фамилиям авторов. Давайте проверим. Вы помните, какая первая буква алфавита, а какая последняя?

Дети: “А” и “Я”.

Библиотекарь: А давайте найдем книгу

Библиотекарь: Какие вы молодцы: первый раз в библиотеке, а смогли сразу найти книгу.

Правила обращения с книгой:

1.Книга не должна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет. Идешь в библиотеку – положи книгу в пакет, который защитит ее от дождя и снега.

2.Не читай во время еды. Если класть книгу рядом с тарелкой, на страницах появятся жирные пятна, которые невозможно очистить.

3.Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.

4.Книга боится рассыпаться на отдельные листочки. Не бросай раскрытую книгу вверх переплетом, не загибай страниц. Пользуйся закладкой.

5.Если хочешь нарисовать что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.

6.Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять, их может погрызть собака, разорвет страницы котенок.

Основные правила чтения:

– Читайте не спеша, чтобы понять и почувствовать смысл прочитанного.

– Книгу надо дочитывать до конца.

– Во время чтения книги рассматривайте рисунки.

– Если встретится непонятное слово, спросите у старших о его значении.

– Дома можно читать вслух, но нужно учиться читать и про себя.

– Наиболее удобно читать сидя за столом, ни в коем случае не лежа, это вредно для зрения, не следует читать во время еды, поздно вечером, при плохом освещении.

– Нужно делать перерывы в чтении, не надо стараться прочесть всю книгу сразу, лучше читать ее тогда, когда у вас будет время подумать о ее содержании.

Дидактическая игра «Отгадай сказку»

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка.)

На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился … (Колобок.)

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

Но любил папаша сына.

Что за странный

Человечек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?.. (Буратино.)

У Золушки с ножки

свалилась случайно.

Была не простою она,

а хрустальной … (Туфелька.)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кто же были эти

Маленькие дети? (Козлята из сказки «Волк и семеро козлят».)

Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки.

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя.)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их – и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка.)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … (Айболит.)

А корзина нелегка

Сесть бы на пенёк,

Съесть бы пирожок.

(Маша и медведь)

Где воды напиться?

Очень вкусная вода –

В ямке от копытца!

(Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.)

infourok.ru

Библиотечный урок – экскурсия.«Библиотека, книжка, я – вместе верные друзья»

Библиотекарь, Баба Яга.

Биб.: Здравствуйте, ребята! Вы знаете, куда сегодня пришли? (Ответы детей) Правильно, в библиотеку. А знаете, в нашей библиотеке водятся чудеса. Я сейчас вас с ними познакомлю. Но сначала послушайте сказку.

Библиотекарь берёт книгу сказок, открывает её и читает.

«В некотором царстве, в некотором государстве жили-были книги. Но не было у них дома. Представляете, как им жилось? Солнце обжигало их листы, дожди мочили их переплёты, ветер развевал страницы по всему свету. И вот однажды собрались все книги на центральной поляне знаний. И сказала тогда самая умная книга – энциклопедия: «Книжный народ! До каких пор нам ещё странствовать? Мы теряем своих лучших товарищей! Давайте построим свой кирпичный дом, соберём в нём все книги. Назовём его – библиотека». Почему именно так? А вот почему. «Библио» – означает книга, а «тека» – хранение.
Сказано – сделано. Словно из-под земли выросла библиотека. В её залах стали жить книги. Здесь были и взрослые: энциклопедии, романы, повести и весёлые детские книжки: сказки, рассказы, стихи. И стали приходить в библиотеку мальчишки и девчонки, их папы и мамы, бабушки и дедушки. Они брали книги домой, чтобы их читать. А для того, чтобы помогать детям и взрослым правильно выбирать книги, в библиотеке появились специальные люди – библиотекари. Стали книги жить весело, интересно и запели:
В библиотеке сельской
Мы славно заживём!
Мы в гости в дом чудесный
Тебя, читатель, ждём!
Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!»

Слышится шум, грохот, крик. Выбегает Баба Яга.

БЯ: Это библиотека?
Биб.: Да, библиотека.
БЯ: Ну, тогда я правильно пришла! Давайте мне быстрее книжки, да побольше, побольше.
Биб.: Подожди, подожди. Какие книжки? Ведь ты в нашу библиотеку не записана, и даже не представилась.
БЯ: А вы разве меня не узнали? (к детям) Ребята, вы знаете, кот я такая? (Ответы детей)
Биб.: Ну, вообще-то мы с ребятами сразу догадались, что ты Баба Яга. Ведь ты зашла сюда и даже не поздоровалась.
БЯ: Ой, и правда.
Подбегает к ребятам и начинает с каждым здороваться за руку, называя своё имя.

Биб.: Баба Яга! Разве так здороваются! У тебя же рук не хватит со всеми поздороваться.
БЯ: А как надо?
Биб.: Ребята, как Баба Яга должна поздороваться? (Ответы детей)
БЯ: А-а-а, поняла. (громко) Здравствуйте, ребята! (Дети отвечают)
Биб.: Вот теперь другое дело.
БЯ: Да я просто забыла, что надо поздороваться. Я ведь так спешила. Мне моя подружка, сорока настрекотала, что к вам сегодня придёт много читадетей.
Биб.: Кого – кого?
БЯ: Читадети. Ну, разве непонятно. Ведь они же читают книжки, значит читадети.
Биб.: Да, Баба Яга, ты это оригинально придумала, вот только правильно их будет называть читателями. Кстати, ты знаешь, что означает слово «библиотека»?
БЯ: Нет.
Биб.: Давайте, ребята, мы ей расскажем. Так вот, слово «библиотека» состоит из двух слов «библио» – книга, «тека» – хранение.
БЯ: (разочаровано) Так значит, здесь книги только хранятся? А я хотела у вас целую кучу книг взять.
Биб.: Что значит целую кучу книжек взять? Как-то ты неуважительно о них говоришь.
БЯ: Нет, что ты, я их очень люблю и уважаю. А если ты боишься, что я их не донесу, так вот у меня авоська есть. (показывает авоську)
Биб.: Ну, кто же в таких авоськах книги носит? А вдруг дождь пойдет или снег, или машина грязью забрызгает? Книги любят бережное к себе отношение. А раз ты заговорила о том, что хотела бы взять книги домой почитать, то скажи мне, ты знаешь, где книги выбирать?
БЯ: (задумчиво оглядываясь) Ну-у-у-у, наверно везде. (показывает в разные стороны руками) Там, там и там.
Биб.: Значит не знаешь. Сейчас я тебе расскажу.

Библиотекарь рассказывает о том, где в библиотеке находятся книги для взрослых и детей.

БЯ: Как интересно. А сколько в библиотеке книг?
Биб.: Очень много, девять тысяч.
БЯ: Ничего себе! Да я ж столько не унесу.
Биб.: Баба Яга, да тебе столько книг никто и не даст. Ведь у нас читатели берут только по пять книг. И прочитать эти книги они должны за 10 дней.
БЯ: Да я за 10 дней не успею прочитать книги.
Биб.: Это не беда. Если ты не успеешь прочитать за 10 дней взятые домой книги, ты можешь или прийти в библиотеку или позвонить по телефону и продлить книгу, т.е. взять её ещё на 10 дней.
БЯ: А у тебя в библиотеке есть любые книги, на любой вкус?
Биб.: Конечно!
БЯ: Значит у тебя и циклопедии есть?
Биб.: Что, что?
БЯ: Циклопедии. Ну, книги такие огромные, которые циклопы читают.
Биб.: Ты имеешь в виду сказочных одноглазых великанов?
БЯ: Ага.
Биб.: Я вообще-то не знаю, что читали циклопы и читали ли они вообще, но, может быть , ты спрашиваешь об энциклопедиях?
БЯ: А они большие?
Биб.: Есть и большие, и поменьше. Но самое главное они хранят в себе много полезной информации. Поэтому эти книги, как и многие другие, наиболее востребованные, хранятся в читальном зале. Это значит, что их можно читать только в библиотеке.

Библиотекарь показывает, где расположены энциклопедии, рассказывает о самых интересных детских энциклопедиях, показывает их.

Биб.: В этих энциклопедиях можно найти ответы на любые вопросы.
БЯ: А, я поняла! Это «Кудакалки», «Чтокалки» и «Ктокалки».
Биб.: Ну, ты Баба Яга и придумала. Таких энциклопедий не существует. Зато в нашей библиотеке есть замечательная детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». В этой энциклопедии есть сведения о разных планетах, об известных писателях, о литературных героях, о странах мира, о животных, о растениях, о достижениях науки и техники, и о многом другом.
А ещё у нас есть интересная детская энциклопедия «Где растёт? Что едят?». В этой энциклопедии есть раздел «Сказочная деревня», в котором перечислены сказки о животных. И сейчас я вам буду читать о чём сказка, а вы, ребята, должны угадать, что это за сказка.

Игра «Сказочная деревня».

1. «Жили-были на свете три поросёнка. Три брата. Все одинаковые, кругленькие, розовые, с одинаковыми веселыми хвостиками. Наступила осень, и пришлось поросятам подумать о жилье. Лишь один из братьев оказался рассудительным, благоразумным и благородным».
(«Три поросёнка»)
2. «У бабки и дедки была курица, но не простая. Она несла золотые яйца».
(«Курочка Ряба»)
3. «Был у одного хозяина осёл, и много лет таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе непригоден. Хозяин решил, что кормить осла теперь не стоит. Несправедливо обиженный осёл ушёл из дома и оправился в город Бремен, где повстречал друзей».
(«Бременские музыканты»)
4. «Давным-давно жил мельник. Он умер, оставив сыновьям мельницу, осла и кота. Старшему сыну повезло больше всех – он унаследовал мельницу. Средний получил осла и решил уйти из дома на поиски счастья. Младшему брату пришлось взять себе кота».
(«Кот в сапогах»)
5. «Случилось это давным-давно. На крестьянском дворе утка высиживала яйца. Наконец яичные скорлупки затрещали, и из них выкарабкались шесть пушистых утят. И лишь седьмое яйцо, самое большое, так и осталось целым…»
(«Гадкий утёнок»)

После игры Баба Яга подходит к стеллажу с журналами.

БЯ: А это что за книги такие?
Биб.: Это не книги. Ребята, скажите, что это такое? (Ответы детей) Правильно, ребята, это журналы.

Библиотекарь рассказывает о том, какие журналы для детей выписывает библиотека.

Биб.: А ты Баба Яга своими руками что-нибудь делать любишь?
БЯ: Да я вообще всё своими руками делаю: и шью, и вышиваю, и детей в печке запекаю. Э-э-э, вообще-то это я раньше детей в печке запекала, а теперь добрая стала, детей полюбила, поэтому больше так не поступаю. Не бойтесь, ребята.
Биб.: Ну, раз так, то я советую тебе взять журнал «Коллекция идей», в нём ты найдёшь много интересных поделок.
БЯ: Обязательно возьму!
Биб.: А вообще, Баба Яга, ты какие книги хотела в библиотеке взять?
БЯ: Сказки! Я очень сказки люблю. Я их уже столько перечитала! И ещё почитать хочу.
Биб.: Ну вот я сейчас и проверю, внимательно ли ты сказки читаешь! А вы, ребята, любите сказки? Знаете их хорошо? (Ответы детей) Тогда вы сможете помочь Бабе Яге отгадать загадки о сказочных героях.

Викторина «Загадки о сказочных героях».

1. Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта?
Золушка
2. Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
Медведь
3. Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали.
Дюймовочка

4. Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили,
Но костра горячий жар
Превратил девчурку в пар.
Дед и бабушка в печали.
Как же их дочурку звали?
Снегурочка
5. Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос.
Мальвина

6. Черепахе 300 лет
Уж её и старше нет.
И она-то рассказала
Тайну, о которой знала
И которую хранила,
Буратино ключ вручила:
«Вот он, ключик золотой.
В город Счастья дверь открой.
Я ж в пруду останусь тут.»
Черепаху как зовут?
Тартила

7. Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полёт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолёт.
Парень он, «в расцвете лет».
Кто он? Дайте-ка ответ.
Карлсон

8. Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах.
Кот в сапогах

9. Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку ….
Баба Яга

10. У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Нёс пустой горшок,
Лез в дупло за мёдом,
Пчёл гонял и мух.
Имя медвежонка,
Конечно, —

Винни – Пух

Биб.: Молодец, Баба Яга! Спасибо, ребята, за то, что Бабе Яге помогли загадки отгадать. А теперь Баба Яга можешь выбрать книгу.
БЯ: Ура!
Баба Яга начинает бегать, перебирать, хватать книги, переставлять их с места на место.

Биб.: Стоп! Подожди, Баба Яга!
БЯ: Что такое?
Биб.: Ты неправильно книги выбираешь. Если ты взяла книгу, но не захотела брать её домой, то нужно поставить эту книгу обратно, на то самое место, откуда ты её взяла.
БЯ: Ой, ну подумаешь… И какая разница, куда её поставить.
Биб.: Да, нет, Баба Яга, очень большая. Вот представь себе: каждый из ребят, сидящих здесь, живёт на своей улице, в своём доме, в своей квартире, а ты возьмешь и отведёшь их по чужим адресам: Сашу – по Максимкиному адресу, а Свету – по Алешиному. Как ты думаешь, Баба Яга, что тогда получится?
БЯ: Ой, это какая-то великая перепутаница.
Биб.: И действительно, наверное, это никому не понравится: ни родителям, ни самим ребятам. Правда, ребята? Так что, запомни, Баба Яга, что существует целая система расстановки книг в библиотеке, чтобы их можно было легко и быстро найти.
БЯ: А-а-а. Поняла. Книжки – это жильцы большого дома и прописаны они по своим адресам.
Биб.: Верно, Баба Яга, вижу, ты всё правильно поняла. А я вот как раз для ребят одну интересную игру придумала.

Конкурс «Адрес книги».
На полках прикреплены рисунки предметов из разных сказок. Детям предлагается расставить книги на эти полки, т.е. найти нужный адрес книги.
1. «Принцесса на горошине» – горох.
2. «Винни – Пух и все-все-все» – бочонок меда.
3. «Золушка» – хрустальная туфелька.
4. «Кот в сапогах» – сапог.
6. «Малыш и Карлсон» – банка с вареньем.
7. «Колобок» – колобок.

Биб.: Молодцы, ребята! А сейчас, Баба Яга, выбери, наконец, книгу.
БЯ: (осторожно, аккуратно и неторопливо выбирает) Конечно, конечно, уж я так выберу, так выберу. (берёт самую новую и красивую книгу) Вот, эту книгу хочу взять.
Биб.: Хорошо Баба Яга, ты интересную книгу выбрала, новую, красивую. А вот, ребята, если вам в руки попадёт потрёпанная, не очень новая книга, разве вы откажетесь её прочитать? (ответы детей) Потрёпанная книга может оказаться интереснее, чем новая, а потрепана она так потому, что много детей её прочитали. Но с книгами нужно аккуратно обращаться, чтобы они могли послужить и другим читателям. А чтобы сохранить чистоту книг, надо соблюдать правила пользования книгой.
Баба Яга, вот если ты не дочитаешь книгу до конца, то как запомнишь то место, где закончила читать?
БЯ: Загну страницу книги и всё.
Биб.? Ну, что вы на это, ребята, скажете? (Ответы детей) Конечно, надо воспользоваться закладкой. В качестве закладки можно использовать любой листочек, а можно купить в магазине специальную закладку.
А как ты, Баба Яга, будешь страницы книги листать.
БЯ: А вот так! (начинает плевать на пальцы)
Биб.: (выхватывает книгу из рук Бабы Яги) Нет, нет, Баба Яга, так страницы книги листать нельзя!
БЯ: А чего?
Биб.: Перелистывать страницы книги надо аккуратно. (показывает, как это надо делать) А если ты, Баба Яга, будешь листать их мокрыми руками, то они запачкаются и некрасиво загнуться.
БЯ: А, поняла, поняла!
Биб.: А как ты думаешь, Баба Яга, можно в книгах рисовать, писать?
БЯ: Ха, конечно можно! Я всегда кому-нибудь усы или очки пририсовываю.
Биб.: Нет, Баба Яга, ты опять не права. В книге нельзя рисовать и писать. Ведь если ты пририсуешь герою усы, то ребята, которые будут читать эту книгу после тебя, не смогут понять что это за герой.
БЯ: (обижено) Ну, раз я совсем ничего не знаю, пусть ребята мне расскажут ещё другие правила пользования книгой.

Ребята с помощью библиотекаря рассказывают Бабе Яге о том, что книги нужно носить в пакете, не трогать её грязными руками, нельзя бросать, рвать, нужно держать её подальше от домашних животных.

Биб.: А самое главное, Баба Яга, книги нужно вовремя возвращать в библиотеку.
И теперь, когда ты, знаешь всё про библиотеку и усвоила правила пользования книгой, ты становишься читателем нашей библиотеки. Я заведу на твоё имя специальную книжечку – формуляр, куда буду записывать все книги, которые ты будешь брать в библиотеке. (демонстрирует формуляр)
А вам, ребята, для того, чтобы стать читателями библиотеки, нужно прийти с мамой или папой, бабушкой или дедушкой, старшим братом или сестрой.
БЯ: Вспомнила! Я ведь, когда по лесу шла, набрела на денежное дерево. На нём висели денежки, я их собрала и принесла ребятам.
Баба Яга раздаёт шоколадные монетки участникам мероприятия.
БЯ: Ну, ладно, книгу я выбрала, пойду теперь домой. До свидания, ребята! (уходит)
Биб.: Наша экскурсия по библиотеке подошла к концу. Ребята, я вас приглашаю стать активными читателями нашей библиотеке. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, сможете открыть волшебные тайны планет и звёзд, сумеете разгадать загадки природы, и может быть однажды на книжной полке вам попадётся книга, которая поведёт вас по жизни.

bibliodom.ru

Методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: Сценарий экскурсии в детскую библиотеку для подготовительной группы.

Экскурсия в библиотеку с Незнайкой.

Цель: Способствовать воспитанию стремления к чтению и бережного отношения к книге.

Задачи:

  • Познакомить детей с правилами поведения в библиотеке, с порядком расположением книг, с книгохранилищем, правилами записи в библиотеку;
  • Приучать детей к аккуратности при обращении с книгой.
  • Воспитывать любовь к книгам, уважение к труду работников библиотеки.

Ход мероприятия:

(Воспитатель и дети заходят в холл библиотеки)

Воспитатель: Ребята, я хочу загадать вам загадки:

Я все знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

Есть листок, есть корешок,

А не куст и не цветок.

Нет ни ног, нет ни рук,

А приходит в дом как друг.

На колени маме ляжет,

Обо всем тебе расскажет.

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

Воспитатель: Правильно, ребята! Все эти загадки о книгах.

Библиотекарь: Ребята, посмотрите вокруг. Вы пришли в чудесный город под названием библиотека.

(Проходят в первый зал библиотеки)

Библиотекарь: Разве может телевизор детям книгу заменить?

                            Разве может телевизор

                           Так, как книга, говорить?

                           Только книгу открываем

                           И, о чудо, улетаем:

                           Вместе с Карлсоном и Пэном,

                           Обгоняя стаи птиц.

                           Мы летим в пространстве книги,

                           Скорость – тысяча страниц.

                           Пролетая Лукоморье –

                           Поприветствуем кота,

                           И увидим, как из моря,

                           Чешуей, как жар, горя,

                           Выйдут с Дядькой Черномором

                           Тридцать три богатыря.

                           Встретим Гоголя, Крылова.

                           Посидим с Толстым в саду.

                           И с Наташею Ростовой

                           Потанцуем на балу.

                          Мы послушаем Пьеро –

                          Он споет свои куплеты.

                          Ну, а Остер, как обычно,

                          Даст нам «Вредные советы».

                          Книга – верный наш попутчик.

                          Да и что тут говорить?

                          Разве может телевизор

                          Детям книгу заменить?

(Появляется Незнайка)

Незнайка: Эй, привет, девчонки и мальчишки!

                    Вы что, пришли читать здесь книжки?

                    Ой, насмешили!

                    Кому щас книжки-то нужны?

                 

Воспитатель: (обращаясь к Незнайке) Это кто же ты такой?

Незнайка: Я, самый умный мальчик на свете! Незнайка я!

Библиотекарь: Незнайка, наверное, ты пришел сюда, чтобы записаться в библиотеку?

Незнайка: Ага!

Библиотекарь: А правила поведения в библиотеке ты знаешь?

Незнайка: А зачем? Вы мне и без правил всяких книжки дадите.

Библиотекарь: Тебе, Незнайка, и вам ребята, я расскажу правила поведения в библиотеке.

Нельзя здесь мяукать,

Фырчать и рычать.

Храм книг здесь.

Нельзя лезть на шкаф,

Колотить зеркала.

Храм просит вас,

Чтобы была тишина.

Нельзя здесь шуметь,

Рвать страницы, цветы.

У книг в гостях

Ведь находишься ты!

Воспитатель: Ребята, а зачем нам нужна библиотека? (Ответы детей)

Воспитатель: А какие книги бывают в библиотеке? (Ответы детей)

Незнайка: Ну, все, хватит! Дайте мне книжку быстрей.

Библиотекарь: Но ты же еще не записался в библиотеку? Если я ее тебе дам без записи и так каждому кто захочет взять книгу, то, как я буду знать, кому и какую книгу отдала? А для этого заполняется формуляр (показывая формуляр, рассказывает о том, как он заполняется). Итак, ты записался. Что ты будешь делать дальше?

Незнайка: Пойду, возьму книгу (направляется к книгам и ищет по полкам).

Библиотекарь: Так ты, Незнайка, не найдешь нужную тебе книгу очень долго.

Незнайка: И как же мне ее найти?

Библиотекарь: Чтобы легко найти книгу, надо знать порядки Книжного города – библиотеки. Он разделен на микрорайоны. В нашем городе их 3:

(Проходят по библиотеке)

Библиотекарь: Сейчас мы находимся в первом микрорайоне, куда могут приходить ребята из детского сада и начальной школы. Есть у нас и второй микрорайон, куда за нужными книгами приходят ребята постарше.    

В каждом микрорайоне есть улицы. Давайте ребята, и ты, Незнайка, подойдем к ним поближе (подходят к стеллажам с книгами).  

На каждой улице есть номер дома – Фамилия автора написавшего произведение, который  обозначается буквами алфавита по порядку: «А», «Б», «В», «Г»…и так далее.

Теперь вы легко сможете ориентироваться в библиотечном городе.

А теперь, посмотрите вот сюда. (Библиотекарь показывает на полку с книгами.) Здесь есть книги блестящие, новые, а есть растрепанные, старые. Вы, какие бы взяли почитать? (Ответы детей)

Однажды случайно я услышала разговор между новыми и старыми книгами. Новые книжки зазнавались:

     – Эй, старые, вы такие потрепанные. Такие грязные! А мы здесь живем почти год, и мы такие чистенькие, блестящие.

Старые книжки отвечали новым:

     – Бедные! Вы не понимаете, какое счастье быть зачитанным до дыр и потрепанным. Значит, мы – интересные книги, нас любят читать!

А вы, ребята, если вам в руки попадет не очень новая книга, разве откажитесь ее прочитать? Она ведь может оказаться интересней, чем новая. И, тем не менее, нужно аккуратно обращаться с книгами, чтобы они могли послужить и другим читателям. А чтобы сохранить чистоту книг, надо соблюдать правила пользования книгой.

Незнайка: Какие это такие правила?

Библиотекарь: Запоминайте, ребята:

  • С книгой обращаться нужно бережно: аккуратно перелистывать, носить в пакете.
  • В книге нельзя рисовать и писать.
  • Нельзя трогать книгу грязными руками.
  • Нельзя бросать и рвать книгу.
  • Возвращать книгу в библиотеку надо вовремя.
  • Ставить книгу нужно точно на то место, откуда ты ее взял, иначе библиотекарь или другой читатель не сможет быстро ее найти.

Незнайка: Я обязательно буду исполнять эти правила! А вы, ребята? (Ответы детей)

(Проходят в читальный зал)

Библиотекарь: Теперь остался последний немаловажный микрорайон – это читальный зал. Здесь, ученики, найдя нужный материал, могут подготовиться к уроку или просто почитать что-нибудь. А мы с вами здесь проведем небольшую викторину по произведениям детских писателей и сказкам. Присаживайтесь на стулья. И ты, Незнайка, оставайся с ребятами, будешь вместе отвечать на вопросы. Теперь я проверю то, как вы знаете произведения детских писателей и сказок. Я буду вам задавать вопросы, а вы будете отвечать на них. Ответы принимаются только по поднятой руке. Итак, начнем!

(Незнайка отвечает на вопросы вместе с детьми, иногда ошибается)

  • Какой герой русской народной сказки «и от бабушки ушел, и от дедушки ушел»?  (колобок)
  • Какие цветы собирала падчерица в сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»?  (подснежники)
  • Из какого города был родом былинный богатырь Илья-Муромец? (Муром)
  • В каком произведении К.И.Чуковского говориться об опасностях, которым подвергаются дети, отправляющиеся без сопровождения родителей в Африку. (Бармалей)
  • От чего никогда не отказался бы Вини-Пух? (от горшочка меда)
  • Как звали сказочного доктора, героя К.И.Чуковсокого? (Айболит)
  • Назовите самого знаменитого жителя цветочного города, героя сказки Н.Н.Носова. (Незнайка)
  • Назовите имя героини сказки Андерсена появившейся на свет из ячменного зерна. (Дюймовочка)
  • Кого ловил Дуремар на болоте в сказке Толстого «Золотой ключик»? (пиявок)
  • Чем заправляли свой автомобиль жители цветочного города в сказке Носова? (сиропом)
  • Как звали начальника чистоты, героя стихотворения  К.И.Чуковского? (Мойдодыр)
  • Назовите волшебницу, исполнявшую желания Емели из русской народной сказки. (Щука)
  • Назовите фамилию почтальона, героя Э. Успенского. (Печкин)
  • Какое лекарство лучше всего помогало Карлсону? (сладости)
  • В какой сказке, Ш.Перро, мельник в наследство оставил кота? («Кот в сапогах»)
  • Как звали, мальчика-луковку – героя сказки Д.Родари? (Чиполлино)
  • Кто написал цикл стихотворений об игрушках? (А.Барто)
  • Кто говорил: «Не пей из копытца, козленочком станешь»? (Аленушка)
  • Что купила муха на базаре, когда нашла денежку? (Самовар)
  • Чем ловил рыбу волк в сказке «Волк и лиса»? (Хвостом)
  • Сколько лепестков у цветика – семицветика? (Семь)
  • Герои сказки «Три поросенка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе?

Библиотекарь: Молодцы! Я, вижу, вы знаете много произведений и сказок.

А теперь, скажите мне, ребята, вам понравилось в нашем городе? Чему вы научились? Что интересного вы узнали? (Ответы детей)

На этом наше путешествие  по библиотечному городу завершилось. Но вы знаете, из библиотеки без книг не уходят. Поэтому я дарю вам эту замечательную книгу сказок, которая будет храниться у вас в группе в книжном уголке.

nsportal.ru

Ознакомительная экскурсия по теме “Библиотека приглашает”

Ознакомительная экскурсия по теме

“Библиотека приглашает”.

Разделы: Организация сельской библиотеки

Оборудование: читальный зал библиотеки.

Цели:

  • Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности – “библиотека”, “читальный зал”, “абонемент», «книжный фонд», «читательский формуляр».

  • Вызвать у школьников интерес к книге.

  • Научить их ориентироваться в библиотечном пространстве.

  • Обучить правилам пользования библиотекой.

  • Формировать бережное отношение к книгам.

  • Знакомство с “Правилами поведения в библиотеке”.

Форма проведения: рассказ о библиотеке, просмотр красочных изданий книг и журналов, викторина «Мои любимые книжки».

Библиотекарь. Здравствуйте, дорогие ребята! Вы ученики первого класса и на многие вопросы знаете ответы – как называется дерево, которое растет под вашим окном, кто живет в море, какое животное постоянно умывается, как растет хлеб. Я вместе с моим помощником Всезнайкой пригласили вас в удивительный дом, называется он «библиотекой», в нем собраны путеводители по жизни. «Библио» по-гречески – книга, а «тека» – хранилище. Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были и в них хранили книги! Им более 5 тысяч лет! В Египте книги писали на папирусе, в Китае были свитки из шелка, а в Междуречье писали на глиняных табличках, в Индии – на пальмовых листьях. В России в старину простой люд писал на бе­ресте, а государственные бумаги – указы и гра­моты – на специально обработанной тонкой ко­же – пергаменте, который скатывался в трубоч­ки – свитки. Библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой ваши верные друзья.

Всезнайка

О сколько в этом доме книг!
Внимательно всмотрись –
Здесь тысячи друзей твоих 
На полках улеглись.
Они поговорят с тобой
И ты, мой юный друг,
Весь путь истории земной
Как бы увидишь вдруг…

С. Михалков

Библиотекарь. В библиотеке много книг, журналов, и все это называется книжным фондом. Человек, любящий, умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги рассказывают об интересных событиях, приключениях, приглашают в увлекательный мир, заманчивый и разнообразный, учат и заставляют совершенствоваться.

Всезнайка

Я книги выбираю с наслажденьем – 
На полках, в тишине библиотек, 
То радость вдруг охватит, то волненье, 
Ведь книга каждая – как будто человек. …
Какая радость – открывать, читать 
Рассказы, сказки, повести, романы! 
Могу узнать, что было век назад, 
И что когда-нибудь, наверно, будет. 
О многом книги людям говорят, 
Во многом книги помогают людям.

Л. Охотницкая

Библиотекарь. Библиотека – это удивительный город, где вместо проспектов и улиц ряды книжных стеллажей, вместо этажей – книжные полки, дома – тома книг, а у каждого дома своё название. И живут в этом чудесном городе ваши друзья – литературные герои. 
Каждая книга стоит на своем месте. А хорошо ориентироваться в этом удивительном городе вам поможет библиотекарь.
В нашей библиотеке есть отделение – абонемент, где выдают книги на дом. Несколько дней книга твоя. Ты можешь читать, перечитывать, рассматривать картинки. И в назначенный срок книгу надо вернуть в библиотеку – она нужна другим ребятам. Но если не успел прочитать? Не беда. Ты можешь прийти в библиотеку и продлить срок чтения книги.
У нас есть книги, которые на дом не выдаются, но их можно прочесть в нашем читальном зале. Это справочная литература – энциклопедии, словари, книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. (Библиотекарь показывает справочную литературу).
В читальном зале очень интересные книжные выставки, посвященные важным и интересным событиям. Здесь можно прочесть свежие газеты и журналы. (Библиотекарь показывает журналы и газеты для детей).
И всегда готовы прийти на помощь читателю. 
А вот это, ребята, читательский формуляр (показать), куда записываются все книги, которые вы прочтете.

Всезнайка

Книги любят бережное отношение и чистоту.

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят. 
Бери, читай и много знай, 
А если сделаешь больной ты книжку – 
Навсегда 
страницы замолчат тогда.

Т. Блажнова

Библиотекарь. Книги – как люди: рождаются, живут, стареют и могут болеть. Главные причины – время и небрежное отношение к книге. Книга может полностью разрушится. В нашей библиотеке есть «Книжкина больница», в которой ребята помогают книгам, которые нуждаются в лечении. Но все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить. И мы с вами должны книги и учебники беречь!

Всезнайка. Давайте мы с вами запомним, как правильно обращаться с книгами. Вам дома взрослые говорили, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети. Книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной. Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:

Правила обращения с книгой

  • Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.

  • При чтении книг пользуйся закладкой.

  • Не загибай книжные страницы.

  • Нельзя книги перегибать. Книга может рассыпаться на отдельные листочки.

  • Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки.

  • Не читай во время еды. На страницах появятся пятна, которые невозможно очистить.

  • Не разбрасывай книги – ты можешь их потерять.

Библиотекарь. Чтобы стать настоящими читателями, надо знать как нужно вести себя в библиотеке. (Каждому ученику выдаются «Правила пользования библиотекой»).

«Правила пользования библиотекой»

  • В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

  • Четко и внятно назови свой класс и фамилию, чтобы библиотекарь вычеркнул книгу.

  • С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше учеников.

  • Библиотечные книги нельзя терять, иначе в библиотеке не останется ни одной книги.

  • Книги в библиотеке надо ставить точно на то место, где вы их взяли.

Всезнайка. Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки и которые вы уже сами прочли. Вы любите сказки? Конечно, любите. Сказки любят все. Сейчас мы посмотрим, как вы их знаете.

– Вы должны ответить на наши вопросы. (Когда ученики будут давать правильный ответ – показывать книгу, из которой был взят вопрос).

1. Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтик и Шпунтик? (Н.Носов)
2. Скольких разбойников перехитрил Али Баба? (40).
3. Кто из трёх поросят построил самый прочный домик? (Наф-Наф).
4. Они перевоспитали почтальона Печкина. (Дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик. Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»).
5. Сколько братьев было у Элизы, героини сказки Г.Х.Андерсена «Дикие лебеди? (11 братьев).
6. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара).

Перед вами строчки сказочных повестей. Кто их автор? Как они называются?

1. «Среди обширной канзасской степи жила девочка Элли». (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»).

2. Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай варёную полбу.

(А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»).

3. «В одном сказочном городе жили коротышки. Коротышками их называли потому, что они были очень маленькие». (Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»).

4. «Давным давно, в городке на берегу Средиземного моря, жил старый столяр Джузеппе, по прозванию Синий Нос». (А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

5. «Алиса сидела со старшей сестрой на берегу и маялась: делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами знаете, дело не лёгкое …». (Л.Кэрролл «Приключения Алисы в Стране Чудес»).

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

1. По щучьему веленью, по моему хотенью. (Емеля. Русская народная сказка «По щучьему веленью»).
2. Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пикапу, трикапу, скорики, морики. (Бастинда. А.Волков «Волшебник изумрудного города».).
3. Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли – быть по моему вели. (Женя. В.Катаев «Цветик-семицветик).
4. Крекс, фекс, пекс! (Буратино. А.Толстой «Золотой ключик, или приключение Буратино»).

Библиотекарь. Ребята, на этом наш урок подошел к концу. Я всегда рада видеть вас в школьной библиотеке. А сейчас вы можете самостоятельно выбрать книги на дом.

С помощью одного из учеников библиотекарь показывает, как правильно выбрать и записать книгу.
В заключение урока ученики подходят по несколько человек к полкам с книгами, выбирают себе для чтения и подходят к столу библиотекаря для записи.

Сентябрь 2016год.

kopilkaurokov.ru

Сценарий экскурсии “Знакомство с библиотекой”

Знакомство с библиотекой

1 класс

Экскурсия

Цель экскурсии: привлечение первоклассников к чтению в библиотеке

В библиотеке в этот день должно быть особенно торжественно и празднично. Библиотекарь встречает детей приветливо. Знакомство с библиотекой начинается с рассказа библиотекаря об отделах библиотеки: абонементе и читальном зале. Рассказчик обращает внимание малышей на тематическое разнообразие изданий: книги о Донбассе, о родине, о том как живут и трудятся люди, о ровесниках, о том что происходит в природе, какие звери и птицы населяют нашу планету, есть книжки весёлые, добрые и волшебные. Готовые книжные выставки помогут ребятам в выборе книг.

Затем библиотекарь обращает внимание детей на то, как расставлены книги: слева направо, корешком наружу, по алфавиту авторов книг. Затем надо провести какое-нибудь интересное мероприятие, в котором виновницей торжества является книга. Дети должны унести с собой светлое, радостное чувство, которое осталось бы в их памяти.

Предлагаем провести утренник «Путешествие в страну сказок»

Оборудование: «Карта Страны Сказок» – карта, где красочно нарисованы «Страны» Чуковского, Андерсена, Перро; нарисованный воздушный шар, перемещающийся по карте, «Волшебная Книга» – большая самодельная книга с таинственными знаками, картонные звери из сказки Чуковского «Телефон», два игрушечных телефона, листочки с именами персонажей сказки «Дюймовочка», шапочка красного цвета, изображение следов Красной Шапочки и Волка, Кащей Злой и Кащей Добрый, рисунки горящего моря и бури, картина с изображением чистого синего неба, песня «Улыбка».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Звучит музыка.

Вед.: Дорогие ребята! Сегодня вы в гостях в удивительном доме, где живут книги. А в каждой книге много рассказов, сказок, интересных историй. Сегодня мы хотели бы почитать вам ваши любимые сказки, написанные Чуковским, Андерсеном, Перро.

ОТКРЫВАЕТ КНИГУ

Вед.: Что такое? Здесь только чистые листы! Куда подевалась сказка?

ПОКАЗЫВАЕТ КНИГУ «ТЕЛЕФОН», В КОТОРОЙ ЧИСТЫЕ СТРАНИЦЫ

Ладно, тогда я прочту вам другую сказку.

ПОКАЗЫВАЕТ «ДЮЙМОВОЧКУ», ОТКРЫВАЕТ

Ничего не понимаю! Здесь тоже чистые листы! Что случилось со сказками? Здесь тоже нет сказки!

ПОКАЗЫВАЕТ КНИЖКУ «КОТ В САПОГАХ» ТОЖЕ С ЧИСТЫМИ ЛИСТАМИ.

В это время стучат в дверь, ведущая получает телеграмму и показывает детям.

Ребята! Мы получили телеграмму из страны сказок.

ЧИТАЕТ ВСЛУХ.

«Нас заколдовал Кащей Бессмертный. И теперь мы не можем вернуться в свои книжки. Расколдуйте нас, дорогие первоклассники! Ведь вы всё можете, если только захотите. Ваши друзья, жители Страны Сказок.

Вед.:Нужно выручать жителей Страны Сказок из беды. Поможем им, ребята?

Дети: ДА!!!

Вед.:Тогда давайте собираться в путь. Вот карта Страны Сказок. Эта страна лежит за морями, за лесами, за высокими горами. Попасть в эту страну можно только на воздушном шаре. Вот он.

ПОКАЗЫВАЕТ НАРИСОВАННЫЙ НА КАРТОНЕ ШАР И ПРИКРЕПЛЯЕТ К КАРТЕ МАГНИТОМ.

С собой нужно взять Волшебную книгу – мало ли какие препятствия встретятся в пути. Без неё не обойтись.

ПОКАЗЫВАЕТ БОЛЬШУЮ КНИГУ С ТАИНСТВЕННЫМИ ЗНАКАМИ

Теперь сядьте поудобнее. Соблюдайте правила безопасности в полёте: за борт не выглядывать, по корзине не ходить и не шуметь, а то Кощей услышит нас. Вместо багажа возьмём с собой улыбку, весёлое настроение и, конечно, песню Итак, в путь!

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

Летим надо морями, летим над лесами, летим над высокими горами!

ШАР ПЕРЕДВИГАЕТСЯ ПО КАРТЕ И ЗАВИСАЕТ НАД ОДНИМ ИЗ ОСТРОВОВ

Вот мы и в сказочной стране. Под нами остров Корнея Чуковского. Но что это? Пахнет дымом… Посмотрите вниз! Всё море в огне!

НА ЭКРАНЕ КАДРЫ ГОРЯЩЕГО МОРЯ.

Что делать! Как нам быть? Может нам поможет Волшебная Книга? Волшебная книга, помоги!

ОТКРЫВАЕТ И ЧИТАЕТ

О многоуважаемые храбрые первоклассники! Чтобы потушить пожар, нужно вспомнить, в каком стихотворении К. Чуковского загорелось море и кто его тушил.

Вед.: Ребята, вспоминайте скорее!

Дети: Путаница!

Вед.: Правильно, молодцы! Давайте хором вспомним, кто потушил горящее море.

…А лисички взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй, пожарные, бегите!

Помогите! Помогите!»

Долго, долго крокодил

Море синее тушил…

…Тушат, тушат, не потушат,

Заливают – не зальют.

Тут бабочка прилетела,

Крылышками помахала,

Стало море потухать и потухло…

Вед.: Молодцы, ребята. Теперь мы можем опуститься на остров.

ШАР НА КАРТЕ ОПУСКАЕТСЯ

Посмотрите, по острову молча бродят какие-то звери. Откуда они и что тут делают? Посмотрим в Волшебную книгу.

ЧИТАЕТ

«О мудрые первоклассники! Эти звери из сказки К. Чуковского «Телефон». Они забыли все свои слова и не могут вернуться в свои книги. Вы их расколдуйте, если вспомните эту сказку от начала до конца»

Вед.: Нужно скорей помочь нашим друзьям. Перед вами все звери из сказки «Телефон».

НА ЭКРАНЕ ЗВЕРИ ИЗ СКАЗКИ

Я начну эту сказку и буду говорить за автора, а вы будете по очереди отвечать за зверей. Вот вам телефон. А вот мой телефон. Кото будет за Слона отвечать? Кто за Медведя? Кто за Цапель?

ДЕТИ ОДЕВАЮТ МАСКИ ЗВЕРЕЙ

У меня зазвонил телефон.

ЧМТАЮТ СКАЗКУ ДО КОНЦА

Вед.: Ну вот! Один остров мы расколдовали. Садимся на воздушный шар и летим дальше

МУЗЫКА

ЛЕТИМ НАДО МОРЯМИ, ЛЕТИМ НАД ЛЕСАМИ, ЛЕТИМ НАД ВЫСОКИМИ ГОРАМИ.

Начинается ветер. Ветер усиливается! Шар кидает из стороны в сторону.

Пошёл снег! Ничего не видно. Становится всё холоднее. Что такое? Что случилось? Начинается настоящая буря!

НА ЭКРАНЕ КАДРЫ СНЕЖНОЙ БУРИ

Мы пролетаем над островом Андерсена, но не можем там приземлиться и расколдовать его сказки. Волшебная книга, помоги!

ОТКРЫВАЕТ ВОЛШЕБНУЮ КНИГУ И ЧИТАЕТ

«О мудрые первоклассники! Если не вспомните, в какой сказке Андерсена живёт злая и холодная повелительница снежных бурь, то вы спасены!»

Вед.: Ребята, кто вспомнил? Кто знает?

Дети: «Снежная королева»

Вед.: Молодцы, ребята! Смотрите, небо вмиг очистилось от туч.

НА ЭКРАНЕ ЧИСТОЕ НЕБО

Под нами остров Андерсена. Снижаемся.

ШАР НА КАРТЕ ОПУСКАЕТСЯ НА ОСТРОВ

Нас встречает старая жаба. Из какой сказки она?

Дети: Из сказки «Дюймовочка»

Вед.: Правильно! Мы должны расколдовать эту сказку. И в этом поможет «Снежная Королева» Кто лучше всех знает эту сказку, будет у нас Снежной Королевой.

ВЫБИРАЕТ СНЕЖНУЮ КОРОЛЕВУ

Ты будешь Снежной Королевой. Вот тебе волшебная палочка. Сейчас я раздам детям записки с именами героев из сказки «Дюймовочка» Ты должна вспомнить и назвать всех. И разморозить их волшебной палочкой. Когда все герои будут разморожены, остров будет расколдован.

ИГРА НАЧИНАЕТСЯ. КОРОЛЕВА ДОЛЖНА НАЗВАТЬ ВСЕХ ГЕРОЕВ, ДЕТИ С ЗАПИСКАМИ ВЫХОДЯТ НА СЦЕНУ.

Вед.: Ура! Остров расколдован! Мы можем продолжать путешествие!

МУЗЫКА. ШАР НА КАРТЕ ДВИЖЕТСЯ К ОСТРОВУ ПЕРРО.

Вед.: Летим над морями, летим над лесами, летим над высокими горами!

Прямо по курсу вижу остров. Но почему так хочется спать? Что с нами случилось? Ребята, изо всех сил старайтесь н спать, потому что если мы все уснём, шар потеряет управление, его унесёт в сторону, и мы не сможем расколдовать остров Шарля Перро. Но нет никаких сил… Мы вот-вот уснём! Что нам делать? Надо спросить Волшебную Книгу

ОТКРЫВАЕТ И ЧИТАЕТ

«О мудрые первоклассники! Злая дрёма отпустит вас, если вы вспомните, в какой сказке Ш. Перро уснуло целое царство, целое королевство и отчего?»

Вед.: Ребята, кто помнит эту сказку? Быстрее скажите, а то мы тоже сейчас уснём!

Дети: Спящая красавица!

Вед.: Совершенно верно! И сонливости как не бывало! Мы опять чувствуем себя бодро! Продолжаем маршрут. А вот и остров Ш. Перро.

ШАР НА КАРТЕ СНИЖАЕТСЯ

На острове никого не видно… Но что это? Под деревом лежит шапочка. Вижу следы. Видно здесь что-то произошло. Придётся нам превратиться в следопытов. Сначала нужно узнать, чья это шапочка?

ПОКАЗЫВАЕТ ШАПОЧКУ КРАСНОГО ЦВЕТА

Дети: Красной Шапочки!

Вед.: Из какой сказки?

Значит, вот эти следы двух маленьких ног – это следы Красной Шапочки! А это чьи следы?

Дети: Это следы Волка!

Вед.: Кажется, я начинаю догадываться, что тут случилось… А вы, ребята?

ДЕТИ РАССКАЗЫВАЮТ, КАК КШ ВСТРЕТИЛАСЬ С Волком, как он её обманул и проглотил вместе с бабушкой.

Вот и расколдовали мы с вами Страну Сказок. Теперь можно лететь обратно.

ПЫТАЕТСЯ ПЕРЕДВИНУТЬ ШАР ПО КАРТЕ

Что такое? Наш шар не может взлететь. Неужели мы что-то перепутали или забыли? Не может быть! Давайте спросим Волшебную Книгу. Волшебная книга ,помоги ещё раз, пожалуйста.

«О первоклассники! Вас не хочет отпускать Кощей Бессмертный»

Вед.: Наверное, он где-то здесь, рядом. Ребята, поищите, не видно ли где-нибудь Кащея Бессмертного?

ДЕТИ ИЩУТ И ЗАМЕЧАЮТ ВЫГЛЯДЫВАЮЩИЙ ИЗ-ЗА ДЕРЕВА УГОЛОК ПЛАЩА КАЩЕЯ БЕССМЕРТНОГО.

Вот он!

Вед.: Вот и попался злодей! Ребята, если мы его оставим здесь, то он снова заколдует Страну Сказок. Надо его перевоспитать. Как вы думаете, ребята, получится?

Дети: Дааа!

ВЕДУЩАЯ ОТКРЫВАЕТ ВОЛШЕБНУЮ КНИГУ, ЧИТАЕТ СЛОВА ЗАКЛИНАНИЯ

– ЛОРИКИ-ЕРИКИ, СКОРИКИ- МОРИКИ! ЗЛОЙ КОЩЕЙ, СТАНЬ ДОБРЕЙ!

Кощей становится улыбчивым и вежливым

Вед.: теперь мы можем возвратиться в библиотеку. Кащей нам не помешает.

Музыка. Шар летит в обратном направлении.

Вот мы и дома! Теперь вы сами можете читать ваши любимые книги, все сказки вернулись в книги.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА. ДЕТИ ПРОГУЛИВАЮТСЯ ПО БИБЛИОТЕКЕ, РАССМАТРИВАЮТ И ВЫБИРАЮТ КНИГИ.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *