Самооценка доклад: Самооценка: что это, на что влияет, как ее повысить и нужно ли?

Реферат по психологии “Самооценка у учащихся”

 

Академия танца Бориса Эйфмана

 

 

 

Тема работы:

«Самооценка у учащихся. Взаимосвязь воспитания и самовоспитания»

 

 

 

 

Реферат подготовила: Бобрышева Анжелика Валентиновна

 

Должность: преподаватель химии

 

Место работы: Академия танца Бориса Эйфмана

 

29 апреля 2017 года

г. Санкт-Петербург

Российская Федерация

 

 

 

Оглавление

Введение. 2

Понятие самооценки. 2

Оптимальная и неоптимальная самооценка. 3

Формирование самооценки. 4

Подход к проблеме самооценки в отечественной и зарубежной психологии. 5

Самооценка у учащихся подросткового возраста. 6

Особенности подросткового возраста. 9

Виды самооценки подростков. 10

Заключение. 12

Список литературы.. 12

 

 

 

 

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения. Все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями.

В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

 Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, проявлениям. Все это входит в самооценку личности и определяет ее психофизическое самочувствие.

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого она подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки высокий уровень и выше среднего уровня (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка может быть и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов.

Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, одноклассников, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь учащемуся поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность.

Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется процессуальной, или корригирующей.

Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется ретроспективной.

В действительности у человека существует несколько сменяющих друг друга образов «Я». Представление индивида о себе в текущий момент, в момент самого переживания обозначается как «Я-реальное». Помимо этого, у человека существует представление о том, каким он должен быть, чтобы соответствовать собственным представлениям об идеале, так называемое «Я-идеальное».

Рассматривают самооценку как адекватную и неадекватную, то есть соответствующую и несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню – высокому, среднему, низкому.

Самовоспитание – формирование человеком своей личности в соответствии с поставленными целями. Самовоспитание как специальная деятельность чаще всего возникает в подростковом возрасте. Однако предпосылки самовоспитания можно видеть в поведении детей более раннего возраста.

Самовоспитание играет решающую роль в подростковом возрасте. Важным мотивом самовоспитания становится недовольство собой в результате осознания своих недостатков, несоответствия своим идеалам, а в последствии развитие комплекса неполноценности. В юношеском возрасте самовоспитание приобретает более зрелый и целенаправленный характер благодаря возникшему осознанию своего места в мире. Самовоспитание невозможно без адекватного анализа своих индивидуальных особенностей, способностей и возможностей. Эффективности самовоспитания способствует реалистическая самооценка, соответствующая реальным способностям и возможностям человека. Поскольку развитие личности — это процесс непрерывный и не имеющий предела.

Самооценка

Я-концепция

Ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

Развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая:

а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств;

б) самооценку;

в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.

 

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов.

А.Н. Леонтьев, характеризуя проблему самосознания и самооценки как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и общепризнанной трактовки этой особой субъективной реальности. Чаще всего самосознание и самооценка рассматривается как ориентировка человека в собственной личности, осознание себя как “Я”.

Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, осознавать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание – это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни и в обществе.

Наиболее принятой является структура самосознания или Я-концепции (У. Джеймс, И. И. Чеснокова, Р. Берне, Л.В. Бороздина и др.), в которой выделяются следующие аспекты: самопознание, самоотношение и самооценка, а также саморегуляция.

В содержании «Я» – образа выделяются две образующие: знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют субъекта с другими людьми, – система самоидентичности и знания, выделяющие “Я” субъекта в сравнении с другими людьми, придающие субъекту ощущение уникальности.

Подростковый возраст охватывает период от 10-11 лет до 13-14 лет и является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни. Кризис подросткового возраста связан с изменением социальной ситуации развития и ведущей деятельности.

Социальная ситуация развития – это особое положение ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В подростковом возрасте она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.

Ведущая деятельность – эта та деятельность, которая определяет возникновение основных изменений в психическом развитии ребенка на каждом отдельном этапе. Если у младших школьников такой деятельностью является учебная, то в подростковом возрасте она сменяется на интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом.

В результате такой резкой смены интересов в подростковом возрасте часто страдает учебная деятельность, снижается школьная мотивация. Пытаясь вернуть прежние школьные успехи, родители стараются ограничить детей в общении со сверстниками. Однако важно помнить, что именно общение со сверстниками является наиболее важной для подростков деятельностью и оно необходимо для полноценного психического развития ребенка.

Многие особенности поведения подростка связаны не только с психологическими изменениями, но и с изменениями, происходящими в организме ребенка. Половое созревание и неравномерное физиологическое развитие подростка обуславливают многие его поведенческие реакции в этот период. Подростковый возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:

·        целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;

·        неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;

·        повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;

·        развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;

·        романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;

·        нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;

·        потребность в общении сменяется желанием уединиться.

Наиболее бурные аффективные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет.

В подростковый период возникает ряд важнейших личностных задач. Основные линии развития подростков связаны с прохождением личностных кризисов: кризиса идентичности и кризиса, связанного с отделением от семьи и приобретением самостоятельности.

Кризис идентичности. Что касается первого кризиса, то кратко можно сказать, что в это время происходит поиск и выбор новой взрослой идентичности, новой целостности, нового отношения к себе и к миру. Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; они общаются на темы, затрагивающие моральные и нравственные вопросы, межличностные отношения; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.

Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, поэтому ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.

Становление нового уровня самосознания, Я-концепции выражается также в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Познание себя через отличие зачастую происходит через противопоставление себя миру взрослых. Отсюда может идти негативизм в отношении норм и ценностей взрослых, их обесценивание. «Я не такой как вы! Я никогда не стану таким!», – вот достаточно характерные для подросткового возраста фразы.

Как следствие, в этом возрасте наблюдается резкое понижение ценности общения в семейном кругу: самыми большими авторитетами становятся друзья, а не родители. Требования, идущие со стороны родителей, в этот период сохраняют свое влияние на подростка лишь при условии, что они значимы и за пределами семьи, в противном случае они вызывают протест.

Познание себя через сходство с другими происходит у подростков при общении со сверстниками. Подростки имеют свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Для них очень важно чувство принадлежности, возможность занять свое место в группе, в классе. Внешне это противоречит бунту против норм взрослых, но именно в такой ситуации формируется самосознание – социальное сознание, перенесенное вовнутрь.

Таким образом, можно сказать, что в подростковом возрасте резко падает авторитет взрослого и возрастает значимость мнения сверстников. И не удивительно, что родители жалуются на то, что их ребенок «совсем от рук отбился… не слушает моего мнения, хотя я желаю ему только добра… для него важны только друзья…». Их попытки «достучаться» до внутреннего мира ребенка, как правило, ни к чему не приводят, а лишь усугубляют ситуацию. Здесь важно помнить, что подросток вряд ли будет обсуждать со взрослыми личностно значимые вещи, но зато с удовольствием поговорит о социальных явлениях.

Кризис, связанный с отделением от семьи и приобретением самостоятельности. Отечественные психологи выделяют еще одну важную особенность подросткового возраста – чувство взрослости. Внешне это выглядит как стремление к самостоятельности и независимости. Он стремиться расширить свои права, делать так, как он сам хочет, знает, умеет. Такое поведение часто провоцирует запреты. Но это необходимо, т.к. именно подобном противостоянии со взрослыми подросток исследует свои границы, пределы своих физических и социальных возможностей, рамки дозволенного. Через такую борьбу за независимость он удовлетворяет потребности в самопознании и самоутверждении, узнает свои возможности и учиться действовать самостоятельно.

Важно, чтобы эта борьба происходила в безопасных условиях и не принимала крайних форм. Ведь для подростка важна не столько сама возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности. В этом возрасте они считают, что между ними и взрослым нет принципиальной разницы. Однако не нужно путать безопасные условия с попустительством и вседозволенностью. Как уже говорилось выше, подросткам необходимы ограничения для того, чтобы познать свои границы. Кроме того, еще одной характерной чертой подросткового возраста является несоответствие представлений о своих желаемых и реальных возможностях. Вседозволенность в этой ситуации может привести к непоправимым последствиям, вплоть до криминальных действий.

Очень часто родители, уже прошедшие период становления и самоутверждения в жизни, но, имея в своем жизненном опыте ошибки и трудности, стараются оградить от них своих детей. Забывая при этом, что человек не может учиться только на положительном опыте. Чтобы «познать, что такое хорошо и что такое плохо» подросток должен все это пропустить через себя. Роль родителей в этом процессе заключается в том, чтобы ребенок не допускал фатальных и неисправимых ошибок, смягчая и не допуская до крайности процесс жизненного познания.

·        половое созревание и неравномерное физиологическое развитие, обуславливающие эмоциональную неустойчивость и резкие колебания настроения;

·        изменение социальной ситуации развития: переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости;

·        смена ведущей деятельности: учебную деятельность вытесняет интимно-личностное общение со сверстниками;

·        открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений;

·        познание себя через противопоставление миру взрослых и через чувство принадлежности к миру сверстников. Это помогает подростку найти собственные ценности и нормы, сформировать свое представление об окружающем его мире;

·        появление «чувства взрослости», желание подростка признания своей «взрослости». В этом возрасте подростки стремятся освободиться от эмоциональной зависимости от родителей.

1.     Адекватная самооценка и неадекватная самооценка у подростков

Адекватная самооценка – характеризуется как оптимальное соотношение между уровнем притязаний и достижениями индивида. Обладая ею, личности удается наилучшим образом соотнести собственные силы с возможностями решить проблемы разной сложности и с запросами окружающих.

Показателями адекватности самооценки служит:

·        постановка целей, которые обязательно достигаются;

·        реалистичность в оценке определенной ситуации и своих потенциалов в ней.

         Неадекватная самооценка (вне зависимости, завышенная или заниженная) – деформирует внутренние свойства психики индивида, создает препятствия личностному развитию, делает невозможным гармонизировать мотивационную и эмоционально-волевую сферу человека.

Показателями неадекватно завышенной самооценки являются:

·        переоценка собственных сил;

·        чрезмерная идеализация личного образа «Я»;

·        игнорирование неудачных действий и результатов;

·        необоснованные претензии и высокомерие;

·        безоговорочная правота и безгрешность.

Свидетельством неадекватно заниженной самооценки является:

·        отсутствие веры в свои силы;

·        робость во всем;

·        нерешительность в проявлении собственных способностей и возможностей.

 

2.     Высокая/ средняя/ низкая

                   Уровень самооценки отображается величиной ее проявления в самосознании индивида:

·        Высокая. Как правило у успешных людей, достигнувших своей цели.

·        Средняя. Люди со средней самооценкой как правило не ставят себе глобальные задачи, но и не снижают планку своих потребностей.

·        Низкая.  Это результат отсутствия у личности уверенности, свидетельство безоговорочной ориентации на предыдущие неудачи или неадекватные сравнения с другими, более успешными людьми.

3.     Общая/частная/конкретно-ситуативная

·        Общая (глобальная) самооценка охватывает целостную личность и ее значение, касается эмоционально уровня.

·        Частная.  Дает отдельные стороны индивида.

·        Конкретно-ситуативные проявляются при оценивании личностью обстоятельств, которые меняются в зависимости от конкретной ситуации.

4.     Стабильная/плавающая

Данный вид самооценки указывают на уровень формирования личности:

·        Стабильная самооценка присуща лицам с устойчивой позицией относительно своей личности, здесь отображается общий уровень удовлетворенности собой и своими качествами. Такая оценка не подвержена быстрым сиюминутным изменениям и коррекциям.

·        Плавающая самооценка отображает оценивание текущей ситуации – поступков, поведения, реакций, действий и т.д. Она помогает при коррекции собственного поведения как результата самоконтроля.

Самооценка определяется как сложное динамическое личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Основными средствами и приемами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, самоконтроль, сравнение.

Одним из важнейших моментов в становлении личности подростка является развитие самосознания, самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнить себя с другими, оценить себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.

 

1.     Бороздина Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. – 1992. – Т.13, №4.- С. 99-10

2.     Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.

3.     Якобсон С.Г. Формирование Я-потенциального положительного, как метод регуляции поведения, №3, 1997.

4.     Мещеряков Б., Зинченко В. «Большой психологический словарь»

5.     Микляева А.В., Румянцева П.В. Трудный класс. СПб., 2006

 

 

 

что это такое, ее виды и как формируется?

То, как личность относится к себе, «программирует» ее на дальнейшие свершения. Самовосприятие играет большую роль в жизни каждого, поэтому его не стоит упускать из вида. Базовые знания об этом не повредят никому, а, скорее всего, даже пойдут на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и, по возможности, скорректировать. В статье говорится о понятии самооценки, ее формировании, возможности изменения, выделяемых видах и уровнях.

Что такое самооценка?

Самооценка — это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общение с другими, выполнять поставленные цели, развиваться. Те, у кого она занижена, испытывают во всех сферах серьезные трудности.

Проблема низкой самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться. Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется на всю жизнь. Это ошибочное мнение, ведь на самовосприятие влияет множество факторов; оно не может быть одинаковым на протяжении жизни.

Пройти тест на самооценку

Как формируется самооценка?

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей.

Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике. Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование. Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.

Виды самооценки.

Существует три основных вида. Их названия используются не только в психологии, но и в быту. Нередко можно услышать фразы вроде «у него неадекватная самооценка». Классификация помогает разобраться в том, как личности оценивают себя, насколько их мнение приближено к объективности.

Адекватная самооценка – вид, характерный, к сожалению, для меньшинства людей. Его обладатели умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться. Кроме этого, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны к адекватной самокритике. Зачастую можно наблюдать две крайности – или перебор с самобичеванием, или завышенное самомнение.

Радикальные качества – это признаки второго вида самооценки, которую принято называть искаженной (неадекватной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении).

Существует еще один вид, присущий большинству – смешанная. Под ней подразумевается, что в отдельные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он способен адекватно оценивать действия/поступки, уделять время излишней самокритике, при этом иногда переоценивать собственные умения. Увы, у большинства не получается соблюдать баланс, а подобные «колебания» чреваты проблемами с психикой.

Пройти тест: Шкала самоуважения

Уровни самооценки.

Основных уровней, как и видов, выделяется три. Они демонстрируют степень любви к себе, умение видеть как положительные, так и отрицательные черты, близость к балансу. Уровни связаны с видами, но все же различия есть, о чем дальше пойдет речь.

1. Низкая.

Первый, самый нелюбимый всеми. От низкой самооценки пытаются избавиться всеми доступными способами. Существуют тысячи методик, рассказывающих, как бороться с комплексами, и некоторые из них действенны. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерны неумение себя хвалить, занижение достоинств, высокий уровень тревожности, постоянные сравнения с другими, более успешными. Тех, у кого проблемы с самолюбием, легко обидеть – достаточно просто над ними пошутить либо намекнуть на недостаток во внешности/знаниях. Низкая самооценка создает массу неудобств. С ней действительно стоит бороться.

2. Нормальная.

Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет прислушиваться к внутреннему голосу, анализирует собственные промахи, способен отпускать шутки в свой адрес. При этом такая личность не допустит, чтобы ее оскорбляли, заставляли делать бесполезную утомительную работу, игнорировали права. К этому уровню стоит стремиться, ведь он признан оптимальным.

3. Высокая.

Третий уровень  присущий тем, кто акцентирует внимание на своих сильных качествах, упуская из виду недостатки. Она не менее опасна, чем низкая. Этот тип самовосприятия не относится к адекватному. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им тяжело дается выход из зоны комфорта, они противятся этому всеми силами. Закостенелость убеждений, неприятие других – это большая проблема. Ее опасность заключается еще и в сложности распознания. Считается, что яро отстаивающий свою позицию – сильный, уверенный, надежный. Но есть и обратная сторона медали: непоколебимые убеждения тормозят развитие, не дают возможности узнавать, пробовать что-то новое.

По итогу — самооценка напрямую зависит от условий проживания, воспитания и окружения. Однако неблагоприятные факторы – еще не повод ставить на себе крест. При большом желании отношение к себе успешно поддается корректировке, и есть немало примеров, когда забитые, нерешительные мужчины и женщины превращались в раскрепощенных, сильных личностей. Все начинается с осознания проблем, стремления поменяться к лучшему и, естественно, усилий.

Пройти тест на уверенность в себе

Руководство по составлению отчета о самооценке | impea project

Отчет о самооценке служит основным источником информации для комиссии при подготовке к визиту на место, во время интервью с заинтересованными сторонами и при оценке программы. Это означает, что отчет будет вашей визитной карточкой. Это создаст у панели первое впечатление о вашей программе.

Однако процесс, ведущий к такому результату, более сложен, чем просто написание отчета, и может вызвать некоторые трудности. Приведенное ниже руководство призвано предоставить консорциумам совместных программ наиболее актуальную информацию о процессе, а также рекомендации по отчету.

Прежде чем начать

Проверка приемлемости вашей программы – различные национальные законодательства

Настоятельно рекомендуется начать подготовительную работу с проверки того, соответствует ли совместная программа требованиям для прохождения процедуры аккредитации в соответствии с Европейским подходом. Для того, чтобы определить соответствие требованиям, хорошо бы начать с понимания определения совместной программы в EA.

Следующее обучающее видео может быть полезным в отношении права на участие

Можно найти в разделе «Понимание EA»

СТАНДАРТ 1 – ПРИЕМЛЕМОСТЬ

Проконсультируйтесь с национальным законодательством

Как только вы убедитесь, что ваша программа соответствует определению совместной программы и критериям приемлемости Европейского подхода, важно проверить национальное законодательство в каждой стране, где будет признано будущее решение об аккредитации. Консорциум программы должен проверить, позволяет ли местная нормативно-правовая база аккредитовать программу на основе европейского подхода.

Для этого настоятельно рекомендуется обратиться к базе знаний Европейского регистра обеспечения качества. он содержит самую актуальную информацию о национальной политике и правилах в отношении процедур аккредитации, основанных на европейском подходе. Вы можете найти базу знаний EQAR здесь:

 

БАЗА ЗНАНИЙ EQAR

База знаний EQAR поможет вам также определить соответствующие нормативные рамки стран Европейского пространства высшего образования в отношении признания решений об аккредитации, основанных на европейском подходе.

 

Привлеките партнеров по консорциуму

Разработка единого отчета о самооценке совместной программы, несомненно, является коллективным мероприятием. Чтобы представить в отчете исчерпывающие и убедительные аргументы, важно работать со всеми участниками консорциума совместной программы с самого начала этого процесса. Существует ряд вопросов, которые необходимо обсудить, прояснить и согласовать до начала написания отчета. Поэтому необходимо как можно скорее задействовать всех партнеров.

Одно из первых решений, которое необходимо принять, — это выбрать подходящее агентство по обеспечению качества для выполнения процесса оценки. Ниже видео содержит несколько полезных советов о том, как это сделать:

Следующим шагом является определение соответствующих агентств по обеспечению качества для целей признания. Это должен сделать каждый из партнеров консорциума, обязанный в силу своего национального законодательства пройти программную аккредитацию. Важно помнить, что только агентства по обеспечению качества, зарегистрированные в Европейском реестре обеспечения качества, могут использовать Европейский подход. База данных EQAR содержит всю необходимую информацию о зарегистрированных агентствах по обеспечению качества, действующих на территории каждой из стран ЕПВО.

ИНФОРМАЦИЯ О СТРАНЕ EQAR

Процесс самооценки

В соответствии с Европейским подходом к обеспечению качества совместных программ, организация обеспечивает основу для внешней гарантии качества посредством отчета о самооценке или путем сбора других материалов, включая подтверждающее доказательство.

Агентство по обеспечению качества может предоставить шаблон или руководство по подготовке отчета о самооценке. Если это не так, консорциум совместной программы может использовать шаблон, разработанный в рамках проекта ImpEA.

Процесс подготовки и написания SER должен быть результатом внутренних консультаций в рамках программы в качестве ее собственной внутренней гарантии качества.

Сроки и планирование

Процедура аккредитации, основанная на европейском подходе, обычно более сложна и, следовательно, занимает больше времени, чем обычная. Основная причина этого заключается в том, что обычно это требует участия многочисленных заинтересованных сторон и точек зрения. Поскольку это также международная процедура, она требует гораздо более сложной схемы связи. Можно с уверенностью предположить, что вся процедура займет примерно один год, от ее начала до признания решения всеми заинтересованными агентствами по обеспечению качества, если это возможно.

Процесс написания отчета о самооценке (SER) может занять минимум один-два месяца в зависимости от объема уже доступной информации и уровня сотрудничества между сотрудниками. Необходимо учитывать, что процесс включает не только написание, но и не менее важную подготовку к написанию и пересмотру отчета. Сбор всей информации и доказательств для написания и завершения отчета может занять не менее 1-2 недель. Например, может потребоваться сбор и/или обновление информации о национальных структурах и некоторых документах, которые должны быть включены в обязательные приложения, таких как документы, подтверждающие правовой статус учреждений-партнеров, и резюме академического персонала.

Параллельно должен начаться процесс осмысления программы, чтобы продемонстрировать, что программа отвечает всем требованиям. Реакция на некоторые или часть стандартов может быть простой, в других случаях требуется критическое, аналитическое осмысление стандарта в целом. Последнее нуждается во внутренних совместных консультациях. Поскольку в этом процессе участвуют все партнеры Консорциума, в зависимости от способа подготовки СЭА и распределения задач он может занять больше или меньше времени. Подсчитайте, что время для пересмотра окончательного проекта.

Организация

Составление отчета о самооценке (SER) является обязанностью всех партнеров. Сказав это, ясно, что только некоторые люди на самом деле участвуют в написании. Таким образом, первое, что должны решить партнеры, заключается в том, что ВОЗ отвечает за написание отчета и сбор всей информации и доказательств от партнеров. Можно решить, что один человек, например координатор, пишет черновик, а другие партнеры редактируют отчет и вносят предложения, рекомендации или предлагают изменения. Другая возможность заключается в том, что консорциум решает, что разные люди вносят свой вклад в разные части, а затем отчет совместно пересматривается. Это может быть смесь того и другого. В любом случае, очень важно, чтобы каждое учреждение-партнер назначило по крайней мере одного ответственного лица для внесения вклада в процесс написания и сбора доказательств.

В начале процесса определите, кто является координатором в каждом учреждении-партнере. Другими словами, кто несет ответственность за предоставление соответствующей информации и документов. Совет: назначьте двух человек на учреждение: одного академика, который будет участвовать в составлении отчета, и одного администратора, отвечающего за сбор документации и т. д.

Распределите все документы по разным папкам с самого начала.

Сохранить все документы на общем диске

Предоставьте доступ к этому общему диску соответствующим людям/координаторам

Отчет о самооценке

Шаблон отчета о самооценке содержит базовую схему и структуру отчета. Это также включает рекомендуемые приложения, которые позволяют комиссии лучше понять специфику и качество программы и всех ее компонентов. Тем не менее, есть несколько общих советов, которым следует следовать в каждом пункте отчета. ГЭЭ должен четко фокусироваться на отличительной черте совместной программы как совместной деятельности высших учебных заведений более чем одной национальной системы высшего образования. Это означает, что отчет должен:

  • Подчеркните добавленную стоимость от совместного проектирования и поставки
  • Четко укажите дополнительную ценность каждого партнера, его роль в разработке и реализации программы и ее влияние на качество программы;
  • Помните о международном и межкультурном аспекте программы
  • Подчеркнуть богатство, проистекающее из разнообразия учащихся – разного культурного происхождения, и его влияние на качество образования;
  • Объяснить согласованность учебного плана программы, результатов обучения и правил оценивания – среди партнеров по консорциуму;
  • Объясните внутреннюю систему качества – важно подчеркнуть приспособление системы к уникальным требованиям совместной программы;
  • Описать совместные службы поддержки студентов с учетом международного и межкультурного разнообразия студентов;
  • Включить совместную исследовательскую деятельность для дальнейшего улучшения содержания программы.

Основные моменты и дополнительные советы также включены в раздел

ПОНИМАНИЕ EA

Перед визитом

После того, как отчет о самооценке завершен и передан в агентство по обеспечению качества для дальнейшей обработки, важно подумать о следующих шагах процесса – посещении объекта.

Посещение объекта более подробно описано в разделе Процедура ЭО. Однако, основываясь на опыте партнеров по проекту ImpEA, в процессе планирования важно учитывать следующее:

1. Благоприятное время – группа хотела бы встретиться с максимально разнообразными представителями студентов, преподавателей и сотрудников. возможный. Поэтому дата сайта должна позволять удобно планировать встречи со студентами программы, преподавателями и вспомогательным персоналом. Участники такой встречи должны представлять, если применимо, различные национальные и культурные традиции, пути обучения и прогресс, научные и/или профессиональные специализации и т. д.

2. Местонахождение – посещение объекта, осуществляемое в физическом формате, должно позволить группе оценить возможности преподавания и обучения, наиболее соответствующие целям, задачам и результатам обучения программы;

3. Обеспечьте живую онлайн-связь с другими партнерами по консорциуму, в частности с руководством программы, преподавателями и представителями вспомогательного персонала. Это особенно важно, когда в процессе планирования необходимо учитывать часовые пояса.

Рабочая нагрузка: контрольный список процесса самооценки

☐ Проверить статус программы и ее соответствие требованиям процедуры Европейского подхода

☐ Связаться и проинформировать всех партнеров о процессе

☐ Проконсультироваться с соответствующими национальными правовыми базами

☑ Выбрать зарегистрированный EQAR агентства по обеспечению качества для:

☐ Координация процедуры

☐ Признание решения об аккредитации в соответствующих странах

☐ Составьте список всей информации, которую вам необходимо собрать, включая обязательные приложения и любые другие документы, которые вы хотели бы добавить

☑ Обсудите и решите с вашими партнерами по консорциуму, как управлять процессом:

☐ язык отчета, имея в виду процесс признания решения об аккредитации в каждой заинтересованной стране

☐ координация процесса, в том числе вместе вклады и предложения от всех партнеров

☐ график, этапы и сроки сбора всей информации,

☐ где вести учет всех документов (например, облачный диск)

☐ распределение задач и обязанностей

☐ собрать всю информацию и документы

☐ начать процесс совместных консультаций для критического осмысления программы

☐ написать отчет на основе совместных консультаций окончательный проект

☐ Отправьте отчет

Самооценка: ваш ежегодный путь | ECLKC

Этот обучающий модуль отправляет вас в путешествие по программе Moving Forward Head Start. В нем рассматривается девятиэтапный процесс планирования и проведения обязательной ежегодной самооценки Head Start.

О модуле

«Самооценка: ваше ежегодное путешествие» — это самостоятельный интерактивный обучающий модуль. Он проводит участников через процесс планирования и проведения ежегодной самооценки программы Head Start.

Двигайтесь вперед с головой Начните программу через переход от постоянного мониторинга к самооценке и завершите возвратом к циклу планирования программы. Попутно вы будете практиковать каждый ключевой аспект самооценки на следующих этапах.

Этот модуль занимает примерно один час. Мы настоятельно рекомендуем вам проработать каждый этап. Пересматривайте модуль в любое время, чтобы просмотреть этапы, которые лучше всего соответствуют вашим интересам, знаниям и потребностям в отношении ежегодной самооценки.

Чтобы заработать CEU за прохождение этого курса, пройдите его через портфолио индивидуального профессионального развития (iPD). Название курса то же: «Самооценка: ваше ежегодное путешествие».

Обзор

Узнайте о новом мышлении и лучших методах проведения ежегодной самооценки.

PRE: От текущего мониторинга к самооценке

Расставьте приоритеты, что принести на ежегодную самооценку.

Этап 1. Разработка процесса

Определите и пригласите нужных членов команды присоединиться к команде.

Этап 2. Вовлеките команду

Сориентируйте свою команду по самооценке. Держите свою команду на правильном пути с помощью полезных методов фасилитации.

Фаза 3. Анализ и диалог

Изучите методы анализа данных и поддерживайте диалог на протяжении всего командного процесса.

Фаза 4: Рекомендовать

Группировать открытия по темам. Сортируйте рекомендации по этим темам: прогресс в достижении целей и задач, системные проблемы и/или инновации.

Этап 5: Подготовка отчета

Определите, какая информация должна быть в итоговом отчете.

POST: от самооценки к планированию программы

Установите связь между самооценкой и каждой частью текущего планирования программы.

Резюме

Загрузите все ресурсы и формы из этого модуля.

  • Обзор
    • Узнайте о новом мышлении и лучших методах проведения ежегодной самооценки.
  • PRE: от постоянного мониторинга к самооценке
    • Расставьте приоритеты, что принести на ежегодную самооценку.
  • Этап 1. Разработка процесса
    • Определите и пригласите подходящих членов команды присоединиться к команде.
  • Фаза 2: привлечение команды
    • Сориентируйте свою команду по самооценке.
    • Держите свою команду на правильном пути с помощью полезных методов фасилитации.
  • Фаза 3: анализ и диалог
    • Изучение методов анализа данных.
    • Поддерживайте диалог на протяжении всего командного процесса.
  • Этап 4: рекомендация
    • Группируйте открытия по темам.
    • Сортировать рекомендации по этим темам в:
      • Прогресс в достижении целей и задач
      • Системные проблемы
      • Инновации
  • Фаза 5: Подготовка отчета
    • Определите место информации в итоговом отчете.
  • POST: от самооценки к планированию программы
    • Установите связь между самооценкой и каждой частью текущего планирования программы.
  • Подведение итогов
    • Проверьте свои знания о процессе самооценки.

Материалы

Руководство для фасилитатора
Используйте это руководство, чтобы помочь лидерам программы Head Start провести ежегодную самооценку. Найдите советы о том, как планировать процесс, расставлять приоритеты, создавать команду и проводить самооценку. Он также включает образец отчета о самооценке и три заполняемые формы, отчет о текущем мониторинге и две версии отчета о прогрессе в достижении целей и задач.

Ориентация на процесс самооценки в Head Start
Настройте эти слайды PowerPoint, чтобы сориентировать вашу группу самооценки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *