Жанры и виды вокала Просмотры: 15046
Романс – это камерное вокальное произведение для голоса с инструментальным сопровождением. Происхождение романса обязано Испании, где и возник сам термин «романс», который в то время обозначал светскую песню на испанском (романском) языке не на религиозный сюжет, отсюда и название романс. В конце XIX века романс стали исполнять сольно с аккомпанементом виуэлы или гитары.
Невозможно рассказать всё о русском романсе, ведь этот жанр так полюбился нашими соотечественниками, и создано огромное количество произведений в этом жанре. В Россию романс пришёл уже из Франции во второй половине XVIII века. На этот период пришёлся расцвет русской поэзии и новый жанр в вокальном искусстве пришёлся как нельзя кстати, впитав в себя характерные русские поэтические черты. Само понятие русский романс появилось гораздо позже, когда народные песенные мелодии проникли в умы образованных социал-демократов.
В дальнейшем композиторы начинают объединять романсы в вокальные циклы, создавая тем самым более крупные по форме произведения, в которых часто использовались контрастные музыкально-поэтические образы, что было бы невозможно уместить в размер одного романса.
Дальнейшее развитие жанра романса в XX веке начинается с расширения новых задач: развитие новых музыкальных форм, новый синтез музыки и поэзии. Возникает новый жанр – «стихотворение с музыкой». Такие сочинения есть у С.И.Танеева, С.В.Рахманинова, Н.К.Метнера, С.С.Прокофьева. Чтобы добиться приближения к интонациям естественной речи, композиторы используют и прозу, и произведения, написанные «белым стихом». Также, начинает развиваться инструментальная часть русского романса, особенно это ярко выражалось в фортепианных партиях, которые наравне с мелодией и стихотворением, выполняли важную музыкально-образную функцию. В романс проникает и фольклорная тематика, что ярко выражено творчеством композитора И.Ф. Стравинского. Далее советские композиторы продолжают развивать классическое направление вокально поэтического-жанра, усиливая в русском романсе песенное начало и приближая романс к песне.
Александра Письменная Директор и основатель школы SingLikeMe. Педагог по вокалу. Направления – эстрадный вокал, джаз, вокалотерапия
Общеизвестно, что певческие голоса разделяют на мужские, женские и детские.
Учиться петь самостоятельно, это не миф, главное здесь желание, усердие, терпение и труд, ведь слух, и голос есть у каждого, просто нужно знать, как правильно ими пользоваться и развивать.
Романсы русских композиторов Ноты для вокала голоса в сопровождении фортепианоРомансы
Сборники с нотами романсов для голоса, вокала в pdf
Забытые романсы русских композиторов
для голоса в сопровождении фортепиано
содержание:
Скачать ноты
для высокого голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1980г.
(pdf, 1.76 Мб)
номер 10758
содержание:
Скачать ноты
Избранные романсы русских композиторов
для высокого голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1984г., 1986г.
номер 12343
содержание:
Скачать ноты
Избранные романсы русских композиторов
для низкого голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1980г.
номер 10703
(pdf, 1.76 Мб)
содержание:
Сомнение. Музыка М. Глинки, слова Н. Кукольника
Клубится волною. Из цикла «Персидские песни». Музыка А. Рубинштейна, слова
Мирзы-Шаффи, перевод П. Чайковского
Червяк. Комическая песня. Музыка А. Даргомыжского, слова В. Курочкина
(из Боранже).
Песня о блохе. Музыка М. Мусоргского, слова И. В. Гёте (из «Фауста»),
перевод А. Струговщикова
О, если б ты могла. Музыка П. Чайковского, слова А. К. Толстого
Ненастный день потух. Музыка Н. Римского-Корсакова, слова А. Пушкина
Для берегов отчизны дальной. Музыка А. Бородина, слова А. Пушкина
Монолог Арбенина “Ночь, проведенная без сна.” из драмы «Маскарад». Музыка
С. Рахманинова, слова М. Лермонтова
Узник. Музыка А. Гречанинова, слова А. Пушкина
О, если б мог выразить в звуке. Музыка Л. Малашосина, слова Г. Лишина
Два великана. Музыка Д. Столыпина, слова М. Лермонтова
Скачать ноты
Избранные романсы русских композиторов
для среднего голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1981г.
номер 11098
(pdf, 1.5 Мб)
содержание:
П. Булахов. Не пробуждай воспоминаний. Слова
N.N.
Свиданье. Слова Н. Грекова
М. Глинка. Песня Ильинишны из музыки к трагедии Н. Кукольника «Князь Холмский»
Забуду ль я. Слова С. Голицына.
А. Даргомыжский. Ночной зефир струит эфир. Слова А. Пушкина
Я всё еще его люблю! Слова Ю. Жадовской
А. Рубинштейн. Ночь. Слова А. Пушкина
П. Чайковский. Нет, только тот, кто знал. Слова Л.Мея (из Гёте)
Серенада Дон Жуана. Слова А. К- Толстого.
С. Рахманинов. Ночь печальна. Слова И. Бунина.
А. Скрябин. Романс. Слова А. Скрябина.
Скачать ноты
Избранные романсы русских композиторов
для среднего и низкого голосов в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1987г.
номер 13770
содержание:
А. Варламов. Белеет парус одинокий. Слова М.
Лермонтова
М. Глинка. Баркарола («Уснули голубые.»). Слова Н. Кукольника
А. Даргомыжский. Не скажу никому. Слова А. Кольцова.
А. Бородин. Песня темного леса. Слова А. Бородина
Н. Римский- Корсаков. То было раннею весной. Слова А. К. Толстого
А. Рубинштейн. Мочь. Слова А. Пушкина
П. Чайковский. День ли царит. Слова А. Апухтина
С. Рахманинов. Весенние воды. Слова Ф. Тютчева.
А. Гречанинов. Узник. Слова А. Пушкина
Скачать ноты
Избранные романсы русских композиторов
для среднего и низкого голосов в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1989г.
(pdf, 4.49 Мб)
номер 11960
содержание:
М. Глинка. К ней. Слова А. Мицкевича, перевод
С. Голицына.
М. Балакирев. Ты пленительной неги полна. Слова А. Головинского
А. Бородин. Дня берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина.
Ц. Кюи. Смеркалось. Слова А. К. Толстого
П. Чайковский. Средь шумного бала. Слова А. К. Толстого
Песнь цыганки. Слова Я. Полонского
А. Аренский. Разбитая ваза. Слова А. Апухтина
С. Рахманинов. Давно в любви. Слова А. Фета
Есть много звуков. Слова А. К. Толстого
Н. Черепнин. Они любили друг друга. Слова М. Лермонтова.
А. Гречанинов. Гуркота. Колыбельная
М. Ипполитов-Иванов. Эльзасская баллада. Слова М. Волхонского
Скачать ноты
Романсы русских композиторов
для высокого голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1977г.
номер 9766
содержание:
Зимний вечер. Музыка М. Яковлева, слова А.
Пушкина
И я выйду ль ни крылечко… Музыка Л. Алябьева, слова Л. Дельвига
Белеет парус одинокий. Музыка А. Варламова, слова М. Лермонтова
На заре ты ее не буди! Музыка А. Варламова, слова А. Фета
Колокольчик. Музыка А. Гурилева, слова И. Макарова
И скучно, и грустно! Музыка А. Гурилева, слава М. Лермонтова
Поцелуй же меня, моя душечка! Музыка А. Дюбюка, слова С. Писарева
Я знал ее милым ребенком. Музыка А. Титова, слова Д. Минаева
Колокольчики мои, цветики степные… Музыка П. Булахова, слова А. К- Толстого
Северная звезда. Музыка М. Глинки, слова Е. Ростопчиной.
Жаворонок. Музыка М. Глинки, слова Н. Кукольника
Мне грустно. Музыка А. Даргомыжского, слова М. Лермонтова
Мелодия. Музыка А. Рубинштейна, слова А. Размадзе
Обойми, поцелуй… Музыка М. Балакирева, слова А. Кольцова
Фальшивая нота. Слова и музыка А. Бородина
Сожженное письмо. Музьика Ц. Кюи, слова А. Пушкина.
О чем в тиши ночей… Музыка Н. Римского-Корсакова, слова А. Майкова
Зачем? Музыка П. Чайковского, слова Л. Мея
Мы сидели с тобой… Музыка П. Чайковского, слова Д. Ратгауза
В дымке-невидимке… Музыка С. Танеева, слава А. Фета
Сон. Музыка С. Рахманинова, слова А. Плещеева (из Гейне)
Здесь хорошо… Музыка С. Рахманинова, слова Г. Галиной
Острою секирой… Музыка А. Гречанинова, слова А. К. Толстого
Я 6 тебя поцеловала… Музыка Н. Черепнина, слова А. Майкова.
Весной. Музыка М. Ипполитова-Иванова, слова П. Верлена, перевод Ларина
Скачать ноты
Романсы русских композиторов
для среднего голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1979г.
номер 10540
(pdf, 3.85 Мб)
содержание:
Скачать ноты
(‘ Снился мне грустно ‘ ( Исполняет Александр Вертинский ) )
Русский романс – это интимные лирические песни, трогающие душу, это чувства настроенные на музыка и поэзия, которые заставляют плакать и улыбаться. Романс как музыкальный жанр является исконно русским видом музыкального творчества: именно в романсе нашла способы выражения своих страстей так называемая «загадочная русская душа». Вспомните знаменитые «Очи чёрные»!
(‘ Очи Чёрные ‘ ( Исполняет Федор Шаляпин ) )
Уже более двухсот лет русский романс является неотъемлемой частью русской культуры. Наиболее популярным стал жанр русского «городского романса», авторский по своему созданию и фольклорный по путям распространения.
Искренность и мелодичность романса придают ему неповторимое очарование. Обычно останавливаясь на чувствах, особенно на любви, романтика выражает широкий спектр эмоциональных аспектов. Он либо имеет, либо подразумевает адресата и, таким образом, по существу диалогичен; участие двух лирических персонажей делает произведение интимным и камерным.
Романс, связанный с камерной музыкой, сочиняется для сопровождения одного инструмента, преимущественно фортепиано или гитары (особенно в русском цыганском романсе), но некоторые могут быть и в сопровождении оркестра. Однако основной интерес заключается в мелодии, а не в разнообразии и деталях аккомпанемента.
Борис Астафьев, известный российский музыкальный критик, писал: «Романс есть более изощренный тип «домашней», салонной песни, песни, ставшей более интимной и чуткой в передаче тончайших оттенков душевного состояния – личных лирических ощущений и потому так тесно связаны с лирикой. Главная цель композитора всегда состоит в том, чтобы максимально чутко выразить мысль поэта и усилить эмоциональный тон стихов с помощью музыки».
(‘ Хризантемы ‘ ( Исполняет Алла Баянова ) )
В романсе лирическая поэзия, мелодичная музыка и выразительно-эмоциональное исполнение идут рука об руку, создавая интимное впечатление, характерное для камерной музыки в целом. В романсе поэзия имеет больше пространства, свободы и значимости, чем в традиционной песне. С самого зарождения романса как музыкального жанра его развитию способствовали одаренные русские поэты.
К истории русского романса
Александр Сумароков
Для русской поэзии 18 в. был характерен жанр распевов различного содержания: от патриотических вивов петровской эпохи до застольных и любовных, пастырских и пародийных распевов. Среди авторов распевов были Антиох Кантемир, Феофан Прокопович, Стефан Яворский, легендарный Михаил Ломоносов, известный украинский просветитель Григорий Сковорода, в юности известный писатель Александр Сумароков. Самой заметной фигурой из них был К. Тредиаковский, песни которого заполняли многочисленные рукописные песенники 1730-1750-х гг.
Исследования показывают, что в творчестве Василия Тредиаковского и Михаила Ломоносова музыка и поэзия еще не были настолько интегрированы. Однако этой цельности требовал жанр песнопений и псалмов. Вся литературная деятельность Тредиаковского была тесно связана с музыкой. В детстве он получил музыкальное образование и сам сочинял музыку. Его стихи были широко популярны в виде песен и любовно переписывались в сборники песнопений, часто без имени автора, и распространялись во всех возможных версиях и вариантах. Большой популярностью пользовались песнопения и псалмы Михаила Ломоносова, хотя к музыке ученый имел мало отношения, считая ее «низким» искусством.
Со второй половины XVIII века распевы постепенно вытесняются «русскими песнями» — ранней формой жанрового романса, исполнявшегося под аккомпанемент клавесина, гуслей или гитары.
Нарышкина Мария
Этот тип песни охватывал большое разнообразие вокально-лирических произведений: идиллические, пасторальные, веселые застольные, любовно-элегические, дидактические, философские песни. Поэтами этого стиля были Александр Сумароков и его ученики Михаил Попов, Николай Николаев, Юрий Нелединский-Мелецкий, Михаил Херасков, Ипполит Богданович, Григорий Хованский. Музыку к их текстам написали Федор Дубянский, Осип Козловский и Алексей Жилин. Некоторые песни предположительно сочинили дочь Петра I Елизавета, известный актер Федор Волков, певица Мария Нарышкина и известная крепостная актриса Прасковья Жемчугова.
В отличие от Михаила Ломоносова поэтические интересы Александра Сумарокова часто были связаны с музыкой (в театре и любовной лирике). С появлением нового типа лирики возник новый музыкальный жанр – романс. Появление русского романса также было вызвано французскими влияниями; однако вскоре жанр приобрел свои неповторимые национальные особенности.
XVIII век дал бурный толчок развитию всех видов искусства в России. На ранних этапах формирования русской национальной художественной культуры XVIII века ведущая роль принадлежала поэтическому языку и поэтам. Они начали осваивать песню и оперу, а затем и композиторы. Высшие достижения музыкального искусства были освящены союзом поэзии, драмы и музыки. Это был и хоровой концерт, и опера, и лирическая камерная песня.
Обучение дворянства подразумевало прежде всего игру на музыкальных инструментах. Многие писатели и поэты обладали профессиональным музыкальным мастерством и выступали на народных концертах (Гавриил Державин, Денис Фонвизин, Иван Крылов, Михаил Лермонтов и др. ).
Александр Алябьев
В конце 18 — начале 19 вв. композиторы Даниил Кашин, Федор Дубянский, Михаил Виельгорский, Александр Алябьев писали романсы на стихи русских поэтов. Среди тех, кто создал крупнейший романсовый фонд 18 века, был поэт и автор песен Михаил Попов. Будучи студентом в Москве, он писал для демократического журнала, сочинял рассказы, комедии, тексты и стихи для комических опер.
В первой половине 19 века ведущими русскими композиторами был создан жанр цыганского романса, который впоследствии был развит и усовершенствован цыганами самостоятельно.
Романтика развивалась под большим влиянием сентиментализма и романтизма. Типичным представителем русского сентиментализма в поэзии был Иван Дмитриев, который как поэт-песенник затмил даже славу самого Николая Карамзина.
Алексей Мерзляков
Сентиментализм и особенно романтизм способствовали усилению разнообразия в песенном творчестве русских поэтов. «Русская песня» все больше и больше приближалась к народным народным традициям. Основоположником этого направления был Алексей Мерзляков, студент, а затем профессор Московского университета, основатель студенческого «Дружного литературного сообщества». Своего апогея жанр достиг в творчестве двух талантливых поэтов: Алексея Кольцова, жизнь и творчество которого хорошо изучены, и Николая Цыганова, крестьянского сына, имя которого незаслуженно предано забвению. Цыганов в детстве всегда был в разъездах по России с отцом. В двадцать лет он стал актером местной саратовской труппы и гастролировал по многим городам России. В 1828 году ему довелось поступить в Малый театр, где он прослужил до конца жизни. Николай Цыганов сочинял песни, которые были изданы специальным изданием только после его смерти. Свои песни он исполнял под гитару, в основном для своих друзей. Песни запомнились слушателям на слух; тексты многих из них утеряны, и, вероятно, многие из песен, считающихся народными, были созданы Цыгановым.
Интонационные корни русского романса лежат в бытовых мелодиях и народных песнях. Песня и романс обогащали друг друга, их взаимопроникновение было так велико, что иногда трудно разделить их. Поэзия вдохновляла музыкантов и, в свою очередь, черпала свое вдохновение из музыки, так как часто стихи писались на какие-то популярные любимые мелодии.
Источники :
articat.ru
ru-culture.ru
Русская Вики
Вклад русских композиторов в историю западной музыки невозможно переоценить; было очень много, особенно с девятнадцатого века, когда возник русский национальный музыкальный стиль.
Вот краткое введение в Чайковского, Рахманинова, и их самых важных музыкальных соотечественников.
С его феноменальным талантом к мелодии – как в его оперном шедевре Евгений Онегин так и в его всеми любимом балете время.
Родившийся в маленьком русском городке Воткинске в 1840 году, он получил первоначальное образование для карьеры на государственной службе, а затем поступил в только что появившуюся Санкт-Петербургскую консерваторию, где он выковал безошибочно русский стиль.
Его жизнь была беспокойной, омраченной несколькими личными трагедиями, в том числе ранней смертью его матери и неудачным браком, а также бременем подавления его гомосексуализма. Тем не менее, он много сочинял, возможно, делая больше для того, чтобы сделать классическую музыку доступной, чем любой другой композитор с года.
Помимо того, что он был одним из лучших балетных композиторов всех времен, Чайковский был одним из величайших композиторов всех времен
Игорь Стравинский был одним из самых влиятельных композиторов 20-го века, написавшим произведения, в которых проявился необыкновенный изобретательский дар и который неоднократно открывал новые горизонты. Сын Федора Игнатьевича Стравинского, бас-певца Киевской оперы и Мариинского театра, он вырос в Санкт-Петербурге, обучаясь игре на фортепиано с девяти лет.
Он решил посвятить себя музыке после знакомства и дружбы с Николаем Римским-Корсаковым, сыном в Санкт-Петербургском университете. Но именно после знакомства с русским импресарио Сергеем Дягилевым в 1909 году его карьера пошла в гору. В настоящее время он, вероятно, наиболее известен своими балетами, написанными для Дягилева, и Русскими балетами : Жар-птица , Петрушка и, прежде всего, Весна священная , , чей радикальный музыкальный язык и хореография известны спровоцировал беспорядки среди зрителей на его 1913 премьера.
Но есть много-много других произведений, среди них музыкальная народная повесть 1918 года «Солдатская сказка», его неоклассический шедевр 1930-х годов Симфония псалмов и его единственная полнометражная опера Походы повесы – написанные в 1947–1951 годах, после его эмиграции в США, демонстрируют его способность охватывать широкий спектр музыкальных стилей с хамелеоноподобной приспособляемостью.
Много вопросов по поводу Дмитрия Шостаковича . Был он консерватором или радикалом? коммунист или диссидент? Многие из его работ были тщательно проверены на наличие закодированных антисоветских посланий. Однако ясно одно: он написал одни из самых сильных, запоминающихся произведений прошлого века, часто отвечая на репрессивную советскую политику своего времени музыкальной глубиной, ускользающей от многих других художников, занимающих такое же положение.
Родился в Санкт-Петербурге, Россия. В девять лет начал играть на фортепиано, а в 13 поступил в Петроградскую консерваторию, где также изучал композицию. Первая симфония Шостаковича , написанная им как выпускная пьеса, когда ему было 19 лет, сразу же принесла ему похвалу. Но на протяжении всей своей дальнейшей карьеры композитор то попадал в немилость властей, то терял ее, поскольку изо всех сил пытался примирить личную и художественную честность с требованиями государства.
Самыми известными среди его произведений, которые, как правило, характеризуются амбивалентной тональностью, элементами неоклассицизма и мрачным видом позднего романтизма, являются 5-я, 7-я, и 10-я симфонии , а также его сокрушительный Струнный квартет № 8, написанный всего за три дня после того, как он поддался давлению со стороны правительства Хрущева с целью вступления в Коммунистическую партию.
Сергей Прокофьев Последний великий композитор, выросший в царской России, Сергей Прокофьев был единственным ребенком в музыкальном плане. В 13 лет, в 1904 году, он начал заниматься композицией в Санкт-Петербургской консерватории, где, будучи на несколько лет моложе своих сокурсников, раздражал однокурсников своей заносчивостью и привычкой вести статистику своих ошибок. Работая в Лондоне, США и Париже, он создал несколько важных произведений, в том числе Третий фортепианный концерт и оперу 9.0105 Любовь к трем апельсинам.
Затем, в 1930-х годах, он потряс западный мир, вернувшись на родину после того, как какое-то время скучал по дому. Именно там – под пристальным советским вниманием – он написал свои самые известные партитуры, в том числе «Лейтенант Киже», свою музыкальную детскую сказку «Петя и волк», свою пятую симфонию и замечательных балета «Золушку», и «Ромео». и Джульетта. Долгое время Прокофьев пользовался известностью как ведущий композитор Советского Союза.
Однако в 1948 году он попал в нелады с режимом и был обвинен вместе с Шостаковичем и несколькими другими композиторами в отказе от «основных принципов классической музыки» в пользу «беспорядочных, нервирующих» звуков, которые «превратили музыку в какофонию». Он умер 5 марта 1953 года, в один день со Сталиным. Но популярность его музыки — отчетливо горько-сладкой смеси свирепого диссонанса и интенсивного лиризма — остается непобедимой.
Николай Римский-Корсаков, один из пяти композиторов, известных как «Могучая кучка», которые работали вместе над созданием национального музыкального стиля, сегодня лучше всего известен как мастер оркестровки. Он родился в Тихвине, к востоку от Санкт-Петербурга, в русской дворянской семье, и начал сочинять музыку еще до того, как ему исполнилось десять лет. Позже он получил музыкальную поддержку и наставничество от Милия Балакирева, которому тогда было 24 года, и который уже был лидером группы молодых композиторов, включая Модеста Мусоргского, 9 лет.0092 Александр Бородин и Сезар Кюи.
Впятером они критиковали произведения друг друга, а Римский-Корсаков часто полировал оркестровки своего коллеги. Что могло ему помочь, так это его синестезия (способность «видеть» музыкальные ноты как яркие цвета) — состояние, которое также может помочь объяснить интенсивную красочность его самых известных произведений, среди которых «Полет шмеля», его опера Садко и его экзотически тональная поэма Шахерезада.
Другой член «Могучей кучки», Модест Мусоргский начинал как вундеркинд, дебютировав в возрасте девяти лет. Четыре года спустя, в 1852 году, он поступил в кадетское училище Императорской гвардии. Но он был недисциплинированным учеником, и в 1863 году проблема с наличностью вынудила его устроиться клерком на государственную службу.
Он умер молодым, в возрасте всего 42 лет, от болезни сердца, вызванной хроническим алкоголизмом. И его наследие было далеко не обеспеченным: как и он сам, музыка, которую он писал, была недисциплинированной и, по словам его друга Римского-Корсакова, была омрачена «нелепой, бессвязной гармонией, уродливым сочинением партий, иногда поразительно нелогичными модуляциями, иногда удручает их отсутствие».
Что, однако, искупило его, так это его оригинальность – характеристика, не упущенная Римским-Корсаковым, который сглаживал острые углы в музыке своего коллеги, в некоторых случаях обеспечивая красочные оркестровки. Именно в этой переработанной форме работает как Ночь на голой горе и Картинки с выставки завоевали популярность. Хотя многие утверждают, что подправленной версии оперы Мусоргского « Борис Годунов » Римского-Корсакова не хватает жестокой интенсивности оригинала.
Хотя сегодня Бородин более известен как композитор, в свое время Бородин работал в основном как ученый, сочиняя музыку в свободное время. Он родился в Санкт-Петербурге внебрачным сыном 62-летнего грузинского дворянина Луки Степановича Гедеванишвили, который, в силу обстоятельств его рождения, записал его сыном одного из своих крепостных Порфирия Бородина.
Несмотря на свой статус простолюдина, он был хорошо образован и в 1850 году поступил в Медико-хирургическую академию в Санкт-Петербурге, положив начало карьере, в основном посвященной исследованиям, чтению лекций и надзору за образованием других. Его музыкальные интересы расцвели после 1862 года, когда он начал брать уроки композиции у Милия Балакирева. Ныне его популярность далеко превосходит популярность Балакирева благодаря некоторым красочным и заразительно мелодичным произведениям, среди которых симфоническая поэма В степях Средней Азии и Половецкие пляски.
Пожалуй, самый популярный композитор начала ХХ века Сергей Рахманинов был последним представителем романтического стиля в России. Родился в музыкальной семье, с девяти лет обучался игре на фортепиано в консерватории в Санкт-Петербурге. Его размах рук, как известно, был огромен, и он воспользовался этим, написав фортепианные произведения чрезвычайной виртуозности.
Но это была не виртуозность сама по себе. Скорее, его цель заключалась в том, чтобы полностью раскрыть потенциал фортепиано, и он достиг этого в произведениях, наполненных мелодичностью и выразительностью. Самый известный среди них, безусловно, могучий 2nd Piano Concerto , не в последнюю очередь из-за его ассоциации с классическим фильмом 1945 года Brief Encounter.
Но Вторая симфония и Третий фортепианный концерт соперничают за второе место, и есть целый ряд других произведений, включая Прелюдию до-диез минор, соч. 3 No.2, Isle of the Dead, и Musicaux Moments, , раскрывающие его невероятный талант.
Многое было сделано из Синестезии Александра Скрябина , главным образом потому, что он включил в свою пьесу 1910 года Прометей, клавир люминесцентные лампы , которые играли в свет, как фортепиано концертный зал. Но это только одна из многих необычных граней этого композитора.
Позерство в образе персонажа-мессии , у него была привычка описывать свои сны, стоя на стульях. Однажды он попытался пройтись по водам Женевского озера. Для своего самого последнего произведения Скрябин запланировал представление, которое продлится семь дней в индийских предгорьях Гималаев, с подвешенными к облакам колоколами, вибрации которых сотрясут вселенную. Это произведение было Mysterium , и, к счастью или к сожалению, оно так и не было завершено: Скрябин умер слишком рано.
Но он оставил в наследство еще несколько ярких и эксцентричных произведений, в которых, несмотря на традиционное русское происхождение композитора (он родился в аристократической семье в 1871 году и учился у учителя Рахманинова Николая Зверева), нет ничего особенно «русского» в отношении их. Ранние произведения, такие как Соната для фортепиано № 1, звучат немного как Шопен. Более поздние произведения, в том числе Соната для фортепиано № 9.(по прозвищу «Черная месса») насыщенно хроматические, мрачные, даже кошмарные, сочиненные на фоне политических потрясений. В целом, его выход вызывает тревогу при прослушивании. Но это, безусловно, незабываемо.
10. Софья Губайдулина В свои 90 лет София Губайдулина большую часть своей жизни провела, сопротивляясь мертвой хватке советского режима. Родилась в Казани, столице Татарстана, в начале 1930-х годов, изучала композицию и фортепиано в Казанской консерватории.