В Сергиево-Посадском музее-заповеднике (СПМЗ) хранится небольшая, но интересная коллекция железных расписных лакированных подносов. Она сформировалась в период с 1930-х годов по 2010–е годы и насчитывает около 100 предметов.
В России металлические расписные подносы как модные предметы интерьера появились в XVIII в. Одной из причин появления в русской жизни железных подносов, украшенных цветочной росписью, было распространение традиции чаепития, которая со временем утвердилась в качестве русского национального обычая. Первые подносы начали изготавливать в первой половине XVIII в. на уральском Нижнетагильском горном заводе промышленников Демидовых. Из листового железа (в основном бракованного) производили посуду, в том числе и подносы, украшенные росписью и покрытые лаком. Крепостной Демидовых Андрей Степанович Худояров изобрел особо прозрачный и необыкновенно прочный «хрустальный» лак на основе копаловой смолы с добавлением льняного масла и скипидара.
Наряду с Нижнетагильскими подносами в музее хранятся изделия еще одного прославленного центра подносного производства – Жостово. Подмосковный центр подносной росписи, известный нам как «Жостовский», начал формироваться в начале XIX в. и связан с именем Осипа Филипповича Вишнякова. Около 1825 г. он основал в деревне Жостово Троицкой волости Московской губернии (в настоящее время Мытищинский район Московской области) мастерскую по производству табакерок, коробочек и подносов из папье–маше. В середине XIX в. мастера перешли на изготовление железных подносов, которые со временем вытеснили изделия из папье–маше.
Технология изготовления железных расписных подносов была заимствована с изделий из папье-маше. Металлические подносы и коробочки из папье-маше долгое время делали в одной мастерской, и расписывали их одни и те же мастера. Вишняковские подносы, украшенные яркими росписями, были рассчитаны на вкусы зажиточного крестьянства, мещанства и купечества. Так как жостовский поднос вошел в обиход преимущественно как чайный, трактирный предмет, то его функциональное назначение предопределило формирование народной линии цветочной росписи в жостовском искусстве – быстрой, локальной, выразительной. Часто подносы использовались не только для подачи угощений на стол, но и для украшения интерьера. Большим спросом пользовались подносы с названием «Шахи» и «Барыни». На зеркале таких подносов изображалась «экзотическая» дама или «воинственный» шах. Борта украшались золотистым орнаментом «уборкой», которая была своеобразной рамой. В собрании СПМЗ представлен редкий поднос с изображением панорамы Троице-Сергиевой лавры. Он был выполнен в 1901 г. Александром Егоровичем Вишняковым, больше известного под именем Аффоний (долгое время он был монахом ТСЛ), представителем старинного рода основателей и мастеров знаменитого жостовского промысла.На рубеже XIX – ХХ вв. резко упал спрос на подносы, производство сокращалось, мастера уходили в другие отрасли. Оставшиеся организовали в 1912 г. в деревне Новосильцево Трудовую артель, но она вскоре распалась. Несмотря на трудное время, на промысле оставались старые мастера, с их умением и любовью к своему делу. Возрождение промысла началось в 1920–е годы. В это время было создано несколько артелей, которые в 1929 г. объединились в артель «Металлоподнос». Вблизи деревни Жостово было построено кирпичное здание, производство сосредоточилось в одном месте и промысел получает название Жостовский. В 1930–е годы советское правительство оказывало большую поддержку народным промыслам. Проводились эксперименты в кустарной промышленности. В собрании СПМЗ хранятся произведения 1930-х – начала 1940-х годов, отражающие ассортимент продукции промысла.
Коллекция представлена работами ведущих мастеров того времени: А.И. Лезнова, И.С. Леонтьева, А.П. Гогина, П. С. Курзина и других, произведения которых стали эталонными образцами традиционной росписи для последующих поколений художников. Особое место в истории Жостова занимает творчество А.П. Гогина. В 1920-е годы он участвовал в организации артели «Металлоподнос», В 1930-1940-е гг. А.П. Гогин – один из самых активных мастеров Жостова, а с 1948 года по 1961 год был главным художником промысла. Свои композиции он создавал не только на традиционных черных фонах (поднос с букетом из роз, ромашек, маков и колосков), но и на цветных и серебристых фонах. В конце 1940-х гг. он создал серию подносов, где роспись безукоризненно сочеталась со «сквозными» фонами, которые создавались с помощью тонкого алюминиевого или бронзового порошка.
В 1960 г. артель «Металлоподнос» была переименована в «Жостовскую фабрику декоративной росписи», и в жизни промысла начался новый период. Реконструировалось здание фабрики, модернизировалось оборудование, открылся новый живописный цех. Но, несмотря на техническое переоснащение, промысел и до настоящего времени сохраняет свое самое драгоценное качество: рукотворность. Наиболее важной операцией, требующей творчества, является роспись, которая выполняется в несколько приемов. После росписи поднос покрывают лаком, а затем, по этому, слегка просохшему, липкому слою, рисуют «уборки» – орнаменты, проходящие по бортику подноса. Уборки обычно пишут мастерицы-орнаментальщицы.
В коллекции СПМЗ представлены работы ведущих художников Жостовской фабрики декоративной росписи 1960–1980–х годов, которые признаны «золотым веком» Жостова. Это подносы Б.В. Графова, Н.Н. Гончаровой, Н.П. Антипова, В.И. Леткова, Е.П. Лапшина, Н.Н. Мажаева, М.П. Савельева и других авторов. Мастерами был найден баланс между массовыми тиражными и уникальными произведениями, сохраняющими и развивающими народные традиции: роспись гармонично связана с формой предмета, точно и тонко найдены соотношения цветов. В искусстве Жостова нет повторений, каждый поднос – вариант на заданную тему. Формы подносов разнообразны: круглые, овальные, прямоугольные с чуть закругленными углами и фигурные с фестончатыми краями.
В собрании СПМЗ работы жостовских художников последних представлены единичными экземплярами. Это подносы, выполненные главным художником Жостовской фабрики декоративной росписи М.В. Лебедева и Л.Ю. Гончаровой – представителя известной династии Беляевых – Гончаровых. Подносы выкованы вручную, отличаются большими размерами, усложненной формой и обилием позолоты.
Коллекция произведений, выполненных жостовскими мастерами, хранящихся в СПМЗ, разнообразна и отражает основные этапы развития промысла.
Старший научный сотрудник отдела «Русское народное и декоративно-прикладное искусство XVIII – XXI вв.» Игнатьева Ольга Анатольевна.
Как приятно воскресным утром выпить чашечку чая или кофе прямо в постели! Сервировка такого романтического завтрака немыслима без подноса, ведь именно на него придется поставить посуду. Уже несколько веков назад мастера научились создавать удивительные по красоте жестяные изделия для сервировки. В каждом селе были свои художники и техники росписи, но наибольшую популярность получили, конечно, подносы из Жостово. Наш мастер-класс по пошаговой росписи подносов поможет Вам создать такую красоту!
Село Жостово находится недалеко от Москвы. Именно там мастера начали делать удивительной красоты подносы, украшенные нарисованными цветами. Популярность подносов пришлась на тот период, когда в России стали пить чай (ранее традиционными напитками считались медовухи, сбитни, узвары), и подносы были нужны для сервировки стола. Такой предмет считался изящным подарком и часто преподносился хозяевам дома.
Простые подносы изготавливались из папье-маше но они, конечно, были недолговечны. Очень быстро мастера стали использовать только металлические подносы, делая их самых разных форм: овальные, круглые, многоугольные.
Жостовские подносы отличаются яркими красками и утонченной работой. На протяжении десятилетий мастера разрабатывали особые узоры и техники их нанесения на готовые изделия. Жостовские подносы традиционно расписываются маслянными красками с использованием кисточек из натурального (обычно беличьего ворса). Художники держат будущее изделие на коленях и при необходимости поворачивают его. Пробуем и мы освоить роспись подносов, простой мастер-класс по жостовской технике поможет в этом.
Для росписи жостовского подноса потребуется:
1)Первый этап росписи называется замалевка. Для жостовской техники краски нужно разбавить белилами и немного добавить в смесь льняное масло. Затем широкими мазками нанести на изделие рисунок. Чаще всего в центре изделия размещают самые крупные бутоны, вокруг них – листочки и более мелкие цветы.
2)После нанесения замалевка поднос необходимо оставить для высыхания краски на двенадцать часов.
3)Начинаем делать тенежку так, как показано на фото. Это нанесение более темных оттенков на кончики лепестков и листьев, чтобы создать иллюзию объема
4)Затем белилами высветляем необходимые места – этот этап называется прокладкой. Поднос сразу приобретает нарядный вид.
5)Далее по очереди – нанесение бликов. Этот этап так и называется – бликовка.
6)Наша работа почти закончена. Выполняем чертежку – самой тонкой кистью выписываем мелкие элементы – прожилки на листьях и лепестках, тычинки, прожилки. Можно использовать линейку, чтобы было удобнее делать мазки.
7)Рисунки на жостовском подносе – это всегда единая композиция, а не просто отдельно нарисованные цветы. Чтобы создать эту целостность используется привязка – в промежутках между цветами и листьями изображаются завитки и травинки, узоры и точки. Именно этот этап создает тот узнаваемый «жостовский» рисунок.
8)Теперь осталось украсить бортики подноса. Их можно просто обвести контрастной линией или оформить цветочным орнаментов. Этот этап называется «уборка».
9) Вот мы и закончили нанесение рисунка. Как можно заменить, каждый этап жостовской росписи имеет свое уникальное название, а в целом все шаги с пятого по девятый называются «выправка».
10)Готовый поднос после высыхания необходимо покрыть двумя-тремя слоями лака, давая каждому слою высохнуть по 2 часа. Место для сушки должно находиться в хорошо проветриваемом помещении, при этом необходимо следить, чтобы к готовому подносу не прилипли мелкие соринки или, например, тополиный пух.
11)Наш поднос готов, можно начинать чаепитие!
Нижнетагильские подносы.
Однако не только в Жостово умеют делать расписные подносы. На Урале в Нижнем Тагиле еще в 40-е годы 18-ого века мастера начали делать изящные металлические подносы, расписанные яркими картинками. Нижнетагиская роспись отличается так называемой техникой цыровки. Для нее поверх золотой росписи заливали цветную краску, после чего тонкой иголкой соскребали слои краски, создавая узоры Этот метод ранее активно использовался в иконописи. Конечно, подносы, расписанные золотом и серебром очень ценились и стоили немало.
На нижнетагиских подносах изображали не только цветы, но и жанровые сцены. Местные умельцы с большим мастерством создавали на подносах настоящие картины. Есть виды изделий с изображением былинных героев, сценки из жизни сельских жителей, сказочных персонажей.
Хохлома.
Отличительной особенностью является то, что для этого вида росписи используются деревянные изделия. Хохлома представляет собой яркий золотой рисунок (также используется красная и зеленая краска) по черному фону.
Московская роспись.
Изделия в технике московской росписи начали производить с 1814 года. Пожалуй, они самые яркие и красочные. На подносах могут быть изображены растения, бабочки, сказочные птицы. Используется очень богатая палитра красок с большим количеством оттенков.
Для больше наглядности предлагаем посмотреть следующие видео, на которых процесс росписи жостовских подносов демонстрируется поэтапно.
[media=https://www. youtube.com/watch?v=iOLN2RlarCA ]
213 акции
Эти красивые расписные подносы станут прекрасным украшением вашего дома! Возьмите кисть и попробуйте один из этих простых проектов своими руками.
Если вы были в отделе поверхности в магазине товаров для творчества, вы наверняка видели стеклянные вазы, рамки для фотографий, скворечники, спилы дерева, деревянные ящики, таблички и деревянные подносы.
Не знаю, как вы, а я волнуюсь, когда вижу все эти незаконченные поверхности. Для меня они как некрашеный холст! Что мне с ними делать?? Возможности безграничны.
Поскольку мне нравятся простые в рисовании вещи, и поскольку мы украшаем так много подносов здесь, в Mod Podge Rocks, я собрал коллекцию моих любимых расписных подносов, чтобы показать вам кучу идей в одном месте.
Я искренне верю, что маленькие штрихи имеют большое значение в домашнем декоре, а расписные подносы — один из способов добавить изюминку или цвет. Они также отлично подходят для создания виньеток или просто помогают поддерживать порядок в вашем доме.
Содержание
Если вы хотите украсить поднос, я хочу поделиться с вами основами, прежде чем вы начнете. Если вам нравятся идеи и вы хотите пропустить светскую беседу, просто прокрутите вниз до списка. В противном случае я надеюсь, что этот раздел поможет вам подготовиться!
Я всегда хотел бы иметь под рукой следующие расходные материалы: поднос, наждачная бумага, липкая ткань, мягкое мыло и вода для очистки, краска (меловая или акриловая), кисти, бумага/ткань и Mod Podge. (если декупаж), ножницы.
Я уже упоминал о магазинах для рукоделия, но есть еще два замечательных места: Goodwill и Facebook Marketplace. Конечно, некоторые подносы будут использоваться или иметь на них дизайн, но это не имеет значения.
Любой поднос можно вдохнуть в новую жизнь. Возможно, вам придется использовать немного смазки для локтей, но вы не заплатите много за свою поверхность.
Одна вещь, которая мне нравится в повторном использовании подноса, который был ранее окрашен или на котором есть рисунок, это то, что вы можете получить много интересных форм и стилей, больше, чем в магазине товаров для рукоделия. В этом посте вы увидите много действий доброй воли!
Прежде чем начать, удалите все наклейки с помощью средства для удаления клея. Если это металлический (бывший в употреблении) поднос, вы можете вымыть его водой с мягким мылом и дать высохнуть. Для деревянных подносов отшлифуйте все шероховатости и при необходимости используйте наполнитель для дерева. Отшлифуйте и удалите всю шлифовальную пыль перед любой покраской.
Если ваш поднос темный и вы выполняете декупаж или рисуете более светлым цветом сверху, возможно, вам потребуется загрунтовать его. Я всегда использую грунт Kilz именно для таких ситуаций, так как он очень гладко ложится и хорошо работает с краской и Mod Podge. Лично у меня был только отличный опыт с Kilz.
Когда дело доходит до подносов, я довольно предсказуем – я использую одну из трех вещей: акриловую краску, меловую краску или аэрозольную краску. Вы можете использовать Mod Podge с любым из них, так что это действительно зависит от того, что у вас есть под рукой или какой вы хотите получить законченный вид. Мне нравится аэрозольная краска по металлу, потому что она дает такую ровную поверхность.
Для дерева Мне нравится использовать акриловую краску FolkArt ИЛИ меловую отделку FolkArt. Мне нравится выбор цвета, а также отделка. Обратите внимание на меловую краску. . . можно не грунтовать меловой краской . У него такое потрясающее покрытие. Это также идеально подходит для более проблемного вида.
После того, как вы закончите раскрашивать и украсить поднос, вам нужно завершить проект, запечатав его. Возможно, вы также использовали бумагу или ткань для декупажа в лотке.
Я использую один из двух материалов для отделки: Mod Podge Resin или Minwax Polycrylic.Смола обеспечивает красивую густую и стеклянную отделку, которая мне очень нравится. Но и обычный поликрилат тоже хорошо работает. Преимущество смолы в том, что она водонепроницаема, если поставить прохладительные напитки на поднос. Не забудьте дать окрашенному подносу высохнуть в течение 24 часов перед использованием.
Готовы ли вы получить кучу идей, как превратить обычный поднос во что-то особенное для вашего дома? Прокрутите вниз и наслаждайтесь ими!
Вам понравились эти расписные подносы? Я бы хотел, чтобы вы ознакомились с другими идеями для проектов, которые, я думаю, вам понравятся:
213 акции