Цель: выявление особенностей использования малых фольклорных
форм (загадки) в образовательной деятельности с детьми
дошкольного возраста.
Актуальность темы
Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к
миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком
вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему
служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то
другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде,
то указывает на сущность предмета, на его
назначение.
РАЗДЕЛ | СРОКИ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ВЫХОД |
ОРГАНИЗАЦИОННО – НАКОПИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (первый год изучения темы) | СЕНТЯБРЬ | Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. | Роль загадки в развитии дошкольника |
Загадка как средство развития мышления | |||
ОКТЯБРЬ | Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. | Влияние загадок на речевое развитие дошкольников | |
Виды и типы загадок | |||
НОЯБРЬ | Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. | ООД на тему: «В мире загадок» | |
Загадка как средство формирования познавательной активности у детей | |||
ДЕКАБРЬ | Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. | Картотека загадок для детей | |
Как научить ребёнка разгадывать загадки | |||
ЯНВАРЬ | О.Машталь. Лучшие методики развития способностей у детей 4-6 лет. | Викторина по экологии: «Знатоки природы» | |
ФЕВРАЛЬ | «Основы общей психологии» С.Л.Рубинштейн; | Консультация: «Учите детей отгадывать загадки». | |
МАРТ | «Пантомимические упражнения» ;С.В.Мелихов | Загадки о чистоте и гигиене | |
АПРЕЛЬ | «Учим разгадывать загадки»; Л.В.Ерошина; | Консультация: «Ни дня без загадки» | |
МАЙ | Развиваем фантазию»; А.П.Иванова. | Консультация: «Загадки о насекомых» |
Подготовила: Бахарчиева С.М
Введение новых технологий при обучении дошкольников продиктовано изменением современной педагогической ситуации, характеризующейся гуманизацией педагогического процесса, обращением к личности ребенка, отходом от информативно-рецептурного обучения, основанного на повторении, подражании и прослушивании, в процессе которого у ребенка в значительной мере утрачивается его врожденное исследовательское поведение, теряется способность самостоятельно мыслить, самостоятельно познавать окружающий мир. Еще Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.
Перед современными педагогами ставится главная задача – воспитание творческой личности, а творчество, не приходит просто так, творчеству надо учиться. В.А. Сухомлинский призывал не упустить тот счастливый период: «…добраться в каждом человеке до той жилки, с которой начинается неповторимый талант». И здесь,
как одно из эффективных средств развития
мыслительной деятельности и речи ребенка выступает
загадка. Значение загадки в работе с детьми
дошкольного возраста. Методологическими основами теории развития речи дошкольников и общетеоретическими вопросами занимались такие ученые, как: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, М.М. Алексеева, Д.Б. Эльконин, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготский и др. В своих работах, они поднимали проблему развития познавательного интереса дошкольника к получению новых знаний, искали пути не простой передачи ребенку уже готовых знаний, а создание таких ситуаций, методов и приемов, которые помогут ребенку самостоятельно добывать знания, открывать новое в уже знакомом и получать радость от своей исследовательской деятельности.
Одним из средств, всестороннего развития ребенка, можно назвать обыкновенные загадки. Они становятся таковыми, когда предстают перед детьми не просто как забава, а как веселое, но вполне серьезное занятие. К.Д. Ушинский писал, что загадка доставляет уму ребенка полезное упражнение, а для воспитателя дает возможность сделать занятие занимательным, интересным, а что может быть интереснее, чем самому найти ответ-отгадку или придумать новую, свою собственную?
Загадки учат детей умению наблюдать, подмечая что-то
особенное, умению увидеть сущность предмета, его
назначение. Загадка всегда заключает в себе вопрос,
требующий мыслительной деятельности, сосредоточенности, работы воображения и конечно дает ребенку новые знания об окружающем мире. Это знания о новых предметах, о природе и ее явлениях, о животных и их повадках, об отношения между людьми. Загадки в концентрированной, символической форме, доступной детям, отражают детский опыт познания действительности.
Особое значение имеет загадка для развития речи дошкольника. Интенсивно идущее именно в дошкольном возрасте усвоение родного языка, заключающееся в усвоении всей его морфологической системы, связанное с чрезвычайной активностью ребенка по отношению к языку, выражающееся в, частности, в многообразных словообразованиях и словоизменениях, совершаемых ребенком по аналогии с уже усвоенными формами. К.И. Чуковский подчеркивал, что именно период от двух до пяти лет ребенок обладает необычайным чутьем языка, что ведет за собой активное его усвоение.
средств выразительности (приема олицетворения,
различных определений, эпитетов, сравнений, особой
ритмической организации) способствуют
формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Загадка, возбуждая мыслительную активность ребенка, всегда ставит его на путь решения определенной проблемы. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадка учит четко выделять наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей поэтический взгляд на действительность.
Ю.Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков доказательной и описательной речи. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых
оборотов, грамматических структур, особой
композицииЧтобы вызвать у детей интерес и потребность
в
доказательстве, Ю.Г. Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Систематическая работа по развитию у детей навыков доказательной речи при объяснении загадок, развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки. Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается
внимание на ее построение. Рекомендуется иметь в запасе
несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы
показать детям, что найденные ими образы, выражения не
единичны, что существует много возможностей сказать по-разному
и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в
качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Подготовила: Бахарчиева С.М
Различные виды фольклорного творчества широко применяются в дошкольных учебных заведениях для развития психических процессов ребенка. Загадка универсальное средство комбинированного воздействия на интеллектуальное развитие, эмоционально-волевую сферу, нравственный аспект и формирование личности в целом. Загадки могут быть средством целенаправленной коррекционно-развивающей работы и развития речи у детей.
Спектр коррекционно-развивающих возможностей загадки очень многообразен. Очевидными полезными приобретениями в процессе развития ребенка является сообразительность, быстрая реакция, воспитание находчивости, активное стимулирование умственной деятельности, развитие таких психических процессов как мышление, память, внимание, воображение и, конечно, речь. Не менее важным является общее развитие — расширение представлений и знаний об окружающем мире, воздействие на сенсорную сферу.
Загадки условно разделяют на группы, основываясь на характере мыслительной операции, требуемой для нахождения правильного ответа.
1. Наиболее простыми являются загадки, в которых искомый предмет необходимо отгадать, основываясь на перечисленных существенных признаках предмета или явления. Например, в загадке перечисляется форма и величина, цвет или вкус, характер издаваемого звука или движения, материал изготовления или назначение предмета. Вариантом такого рода загадок может быть перечисление признаков, которые рифмуются со словом-отгадкой. Для отгадывания такого рода загадок необходимо произвести элементарный анализ, то есть выделить существенные признаки, и впоследствии синтезировать их, то есть объединить их в одно целое. При достаточном количестве признаков ребенок производит необходимые мыслительные операции и успешно решает логическую задачку.
2. Более сложными являются загадки, в которых кратко называют признаки предмета и буквально 1-2 характеристикам необходимо воссоздать образ загаданного предмета. К тому же уровню сложности относят загадки, которые основываются либо на отрицании, либо на сопоставлении предметов или на их сравнении. Успешное решение такой логической задачи, требует от ребенка знаний о признаках, умения их выделять, ассоциировать с другими признаками, которые не указаны в загадке. Для отгадки таких задач должны быть сформи
infourok.ru
Индивидуальный план на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Милэшкэй»
Буинского муниципального района РТ»
АЬЬАЗОВОЙ ЛИЛИИ САФАТДИНОВНЫ
на 2015 – 2018 г.г.
Тема: Роль загадки в воспитании дошкольника.
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Актуальность темы
Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы.
Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
План работы на 2015-2018 г.г.
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957.2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985.
3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-1986 – №9.
4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 – №7
2016-2017 учебный год
Работа с детьми
Сентябрь
Загадки об овощах и фруктах.
Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».
Октябрь
Загадки о животных.
Вечер развлечений «Загадки лесовичка».
Ноябрь
Загадки о растениях.
Выставка работ детского творчества.
Январь
Загадки об игрушках, сказочных героях.
Конкурс загадок «В гостях у Угадайки».
Февраль
Загадки о природе, природных явлениях.
Составление альбома загадок «Природа вокруг нас».
Март
Придумывание загадок детьми.
Коллективное оформление книги «Загадки».
Апрель
Загадки о транспорте.
Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».
Май
Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку».
Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.
Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.
2017-2018 учебный год
Работа с детьми и родителями
Сентябрь
Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».
Октябрь
Папка – передвижка «Загадки из детства».
Февраль
Отгадывание загадок.
Семейный конкурс «Вечер загадок».
Апрель
Придумывание загадок детьми и их родителями.
Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.
Май
Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности.
Самореализация
Май 2016 год
Выступление на педсовете «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»
Май 2017 год
Открытое мероприятие для педагогов
Май 2018 год
Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.
infourok.ru
Самообразование воспитателя
подготовительной группы «Ручеек»
по теме: “Роль загадки в воспитании дошкольника”
Тема: Роль загадки в воспитании дошкольника.
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Актуальность темы
Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
РАЗДЕЛ | СРОКИ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫХОДЫ |
Изучение методической литературы | Сентябрь-май | 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. 2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. 3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-1986 – №9. 4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 – №7 | |
Работа с детьми | Сентябрь | Загадки об овощах и фруктах | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». |
Октябрь | Загадки о животных. | Вечер развлечений «Загадки лесовичка». | |
Ноябрь | Загадки о растениях. | Выставка работ детского творчества. | |
Декабрь | Загадки об игрушках, сказочных героях | Конкурс загадок «В гостях у Угадайки». | |
Январь | Загадки о природе и природных явлениях. | Составление альбома загадок «Природа вокруг нас». | |
Февраль | Придумывание загадок детьми | Коллективное оформление книги «Загадки». | |
Март | Загадки о транспорте. | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». | |
Апрель-май | Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку». Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. | Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам. | |
Работа с родителями | Сентябрь | Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка». | |
Октябрь | Папка – передвижка «Загадки из детства». | ||
Февраль | Отгадывание загадок. | Семейный конкурс «Вечер загадок». | |
Апрель | Придумывание загадок детьми и их родителями | Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми. | |
Май | Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности. | ||
Самореализация | Февраль | Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей» | |
Май | Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете. |
Предполагаемый результат: Повышение компетентности воспитателя, детей и родителей в области развития речи, логического мышления, воображения.
nsportal.ru
Самообразование воспитателя подготовительной группы по теме: “Роль загадки в воспитании дошкольника”
2018-19 уч.год
Воспитатель: Бастер Е.С.
Тема: Роль загадки в воспитании дошкольника.
Цель: выяснить, какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.
Актуальность темы
Роль загадок велика. Они оказывают большое влияние на развитие речи детей, на обогащение словарного запаса, на развитие воображения и мышления детей, на обогащение их представлений об окружающем мире, на воспитание эстетических чувств, на развитие ребенка в целом.
Загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
План работы на 2018-19 уч. год
1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детскийфольклор.
М.: Учпедгиз, 1957.
2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.
М.: Просвещение,
1985.
3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. 1986
No9.
4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми.1993
No7
Работа с детьми
Сентябрь
Загадки об овощах и фруктах.
Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку»
Октябрь
Загадки о животных.
Досуг «Загадки Боровика»
Ноябрь
Загадки о растениях.
Выставка детского рисунка
Январь
Загадки о сказочных героях.
Конкурс загадок «В гостях у Бабы-Яги».
Февраль
Загадки о природе.
Стенгазета «Вокруг нас живет природа».
Март
Сочиняем загадки.
Коллективное оформление книги «Загадки».
Апрель
Загадки о транспорте.
Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».
Май
Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку».
Программное содержание: развивать мышление, любознательность, наблюдательность, воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.
Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.
Работа с родителями
Сентябрь
Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка».
Октябрь
Папка – передвижка «Загадки из детства».
Февраль
Отгадывание загадок.
Семейный конкурс «Вечер загадок».
Апрель
Придумывание загадок детьми и их родителями.
Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми.
Май
Самореализация
Март
Выступление на семинаре «Влияние загадок на развитие и воспитание детей»
Май
Отчёт по теме самообразования.
infourok.ru
САМООБРАЗОВАНИЕ ПО ТЕМЕ:
«РОЛЬ ЗАГАДКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА»
План самообразования
1. Ф.И.О. педагога – Степанова Светлана Евгеньевна 2. Образование – средне-специальное, высшая квалификационная категория. 3. Тема самообразования: «РОЛЬ ЗАГАДКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА» 4. Работа начата -01.09.2015 г. 5. Предполагается закончить -30.04.2016 г. 6. Цель: выяснить какую роль играют загадки в воспитании дошкольника, объединив усилия родителей и педагогов по воспитанию детей с помощью русского фольклора. 7. Актуальность
Еще с глубокой древности человек придумывал загадки. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, а также в организации их досуга.
Содержание загадок отражает жизнь человека, окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.
Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадок возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством в воспитании патриотических чувств.
Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные способности. Чтобы разгадать загадку нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать жизнь. Также разгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих, в окружающем мире, связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают интерес к миру вещей и явлений. Загадка ставит перед ребенком вопросы: ”Что?”, ”Откуда?”, ”Что из чего делается?”, ”Что откуда берется?” Она ставит предмет перед ребенком то одной, то другой стороной, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.
8. Задачи: с помощью загадок развивает память, отгадывание их позволяет более глубоко и разносторонне осмысливать мир, развивает сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, нестандартность мышления; вызвать у детей интерес к миру вещей и явлений. 9. Предполагаемый результат: Повышение компетентности воспитателя, детей и родителей в области развития речи, логического мышления, воображения. 10. Форма самообразования: индивидуальная. 11. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой: *изучение литературы по теме «Использование театрализованной деятельности в формировании культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста» * посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района; * посещение педсоветов, семинаров, конференций; * самоанализ и самооценка НОД в своей группе; *разработка комплексно тематического плана образовательного процесса, отвечающего ФГОС *проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег; *составление сводной диагностики знаний, умений и навыков на начало и на конец года. *систематическая работа с родителями
* создание проекта «Умная загадка»
12. Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педагогическом совете. Презентация по теме:
«РОЛЬ ЗАГАДКИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА»
В своей практике я убедилась, как с помощью загадок можно активизировать мышление и речь ребёнка, успешнее решать задачи его всестороннего, гармоничного развития, что очень важно для подготовки к школьному обучению.
План работы на год.
1.Аникин В.П.,”Русские народные пословицы, поговорки,детский фольклор”М.:Учпедгиз, 1957г2.Илларионова Ю.Г.”Учите детей разгадывать загадки’ ‘М.:Просвещение, 1985г
3.Кудрявцева ”Исполльзование загадок в дидактических играх”//Дошкольное воспитание-1986,№9
4.Хмелюк М,”Использование загадок в работе с детьми//Дошкольное воспи тание-1993 №
Работа с детьми
сентябрь
Создание мини библиотечки «Загадки»
Загадки об овощах и фруктах
Оформление книжной полки с книгами Загадки
Дидактическая игра ”Отгадай загадку и объясни отгадку”
октябрь
Загадки о животных
Вечер развлечений: ”Загадки лесовичка”
ноябрь
Загадки о растениях
Выставка работ детского творчества
январь
Загадки об игрушках и сказочных героях
Конкурс загадок ”В гостях у Угадайки”
февраль
Загадки о природе и природных явлениях
Составление альбома загадок ”Природа вокруг нас”
май
Придумывание загадок детьми
Коллективное оформление книги
апрель
Загадки о транспорте
Дидактическая игра ”Отгадай загадку и объясни отгадку”
май
Проведение НОД, игр, выставок рисунков.
Выставка рисунков-работ воспитанников с изображением отгадок
Непосредственно образовательная деятельность на тему: ”Отгадай загадку”. Программное содержание:. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира.
Взаимодействие с родителями
Сентябрь
Консультация для родителей
”Загадка и ее роль в развитии ребенка”
октябрь
Оформление папки-передвижки
”Загадки из детства”
март-май
Придумывание загадок родителями и детьми
Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями с детьми
infourok.ru
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы | Сентябрь – май | 1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор. – М.: Учпедгиз, 1957. 2. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. 3. Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре. // Дошкольное воспитание.-1986 – №9. 4. Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми. // Дошкольное воспитание – 1993 – №7 | |
Работа с детьми | Сентябрь | Загадки об овощах и фруктах. | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». |
Октябрь | Загадки о животных. | Вечер развлечений «Загадки лесовичка». | |
Ноябрь | Загадки о растениях. | Выставка работ детского творчества. | |
Январь | Загадки об игрушках, сказочных героях. | Конкурс загадок «В гостях у Угадайки». | |
Февраль | Загадки о природе, природных явлениях. | Составление альбома загадок «Природа вокруг нас». | |
Март | Придумывание загадок детьми. | Коллективное оформление книги «Загадки». | |
Апрель | Загадки о транспорте. | Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку». | |
Май | Непосредственно образовательная деятельность на тему: «Отгадай загадку». Программное содержание: развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. | Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам
| |
Работа с семьёй | Сентябрь | Консультация для родителей «Загадка и её роль в воспитании ребёнка». | |
Октябрь | Папка – передвижка «Загадки из детства». | ||
Февраль | Отгадывание загадок. | Семейный конкурс «Вечер загадок». | |
Апрель | Придумывание загадок детьми и их родителями. | Конкурс на лучшую загадку, придуманную родителями совместно с детьми. |
nsportal.ru
План работы на год
Раздел
Сроки
Содержание работы
Практические выходы
Изучение методической литературы
Сентябрь – май
Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,
В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»
Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»
М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» – дошкольное воспитание, 1993 №7.
Работа с детьми
Сентябрь
Загадки об ов
edufiles.net