Картотека игр и речевых упражнений на развитие чувства ритма для детей старшего дошкольного возраста
Ритмическое упражнение «Осень»
Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения.
Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети изображают дождь, отстукивая указательным пальцем правой руки по ладошке левой руки в такт стихотворению.
Осень
Дождь, дождь вся земля,
Целый день вся земля
Барабанит в стёкла. От воды промокла…
Ритмическое упражнение «Дождик».
Педагог говорит: «Набежали тучки, и пошёл дождик… Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень!
Хорошо!» (Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши в убыстряющемся темпе. )
Капля — раз! Капля — два!
Капли медленно сперва
Стали капли ударять,
Капля каплю догонять.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
До свиданья, лес густой!
Побежим скорей домой!
Ритмическоеупражнение «Скворушки».
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носочки и опускаются на пятки в текст чтению.
Сквору – сквору-скворушки,
Распушили пёрушки,
Птицы в стаю собрались,
Птицы к югу понеслись.
Ритмическое упражнение «На птичьем дворе».
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носки и опускаются на пятки в такт чтению.
Есть у курицы цыплёнок,
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши!
Ритмическое упражнение «Повтори, как я».
Цель: Учить детей воспроизводить ритмический рисунок по слуховому восприятию. Развивать внимательность.
Материал. По две деревянные палочки на каждого ребёнка.
Содержание.
Педагог задает ритм, отстукивая его одной рукой, например «2-2-3 (в начале освоения даётся зрительное подкрепление – дети видят руки педагога, а в процессе освоения происходит постепенный переход только к слуховому восприятию, то есть с закрытыми глазами). Затем дети повторяют ритмический рисунок правой рукой, левой рукой, двумя руками одновременно. Затем предлагается воспроизвести тот же ритмический рисунок ногами.
Ритмическое упражнение «Как на горке — снег, снег».
Цель: Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку — четыре удара).
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на ёлке — снег, снег,
И под ёлкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише, не шуметь!
Ритмическая игра «Дятел»
Цель: Учить детей выполнять ритмический рисунок, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети проговаривают слова, ударяя кулачками друг о друга, затем прохлопывают в ладоши за педагогом различный ритмический рисунок.
Долбит дятел в лесу сук,
Раздаётся: тук-тук-тук!
Речевая игра «Ворона»
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Материал: Карандаши по количеству детей.
Содержание.
Ведущий читает стихотворение, а дети в такт ему ударяют карандашом по полу (на каждую строчку — четыре удара).
— Ты, ворона, где была?
Что, ворона, принесла?
– Я летала на базар,
Принесла вам «кар-кар».
Ритмическое упражнение «На дворе»
Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.
Содержание.
Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередные действия, имитирующие движения рук робота. Текст дети произносят, чётко скандируя:
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети,
Ручки, ручки потирают,
Ручки, ручки согревают.
Ритмическое упражнение «Олень»
Цель: Развивать чувство ритма, координацию движений, согласовывать действия с партнёром.
Содержание.
Трав копытами касаясь,
Ходит по тундре рогатый красавец.
Педагог помогает детям показать оленей, идущих на водопой летом разгребающих снег в поисках ягеля в зимнее время. Дети произносят двустишие, топая поочерёдно ногами на каждый слог:
По снегу шёл олень,
И гулял он целый день
Ритмическое упражнение «Зайчик и барабан»
Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.
Содержание.
Дети стоят в кругу в затылок друг другу. Один из них отбивает ритм на спине партнёра. Тот запоминает его и старается повторить на спине партнёра, стоящего перед ним. Ритм должен вернуться к «заказчику».
Ритмическое упражнение «Магазин».
Цель: Развивать чувство ритма.
Содержание.
Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить ритм пробуют дети по очереди.
Продавец ребятам рад.
В магазине для ребят
Есть матрёшки расписные,
Есть машинки заводные.
Усложнение: ребёнок отбивает ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение.
Ритмическое упражнение «Стоп, машина»
Цель: Развивать чувство ритма.
Содержание.
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Стоп, машина, стоп, машина,
Стоп, машина, стоп!
Каждый ребёнок отбивает ритм кулаком о ладонь. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст.В нужный момент дети должны воскликнуть хором: «Стоп!»
Ритмическая игра «Азбука морзе»
Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.
Материал: По одной деревянной палочке на каждого ребёнка.
Содержание.
Педагог предлагает всем детям стать радистами и вслед зa ним передавать, простукивать разные сообщения.
ООооОООоооООоооОООооОоо
Ритмическое упражнение «Мы тесто месили»
Цель: Упражнять детей в умении ритмичными движениями передавать текст.
Содержание.
Дети запускают руки в «сухой бассейн» и делают ритмичные движения, имитирующие работу рук при замешивании теста,приговаривая:
Мы тесто месили,мы тесто месили:
Нас тщательно всё промесить попросили,
Но сколько ни месим и сколько ни мнём,
Комочки опять и опять достаём.
Ритмическая игра «Капельки»
Цель: Упражнять детей ритмичными движениями передавать текст.
Содержание.
Кап! Кап! Я — капель,
У меня в апреле
(стучат указательным пальчиком по ладони)
На весеннем тепле
Капельки поспели.
Кап, кап на скамью (стучат пальчиком по коленям,
Детям на игрушки,
Кап — кап — кап!
Воробью
(легко прикасается пальчиками к голове)
Прямо на макушку.
Упражнение «Волшебная капель»
Цель: Упражнять в выполнении ритмичных движений под музыку.
Материал: Картинки для каждого ребёнка с изображением лужи.
Содержание.
Ведущий предлагает послушать звук металлофона. Одновременно дети пипеткой капают капельки воды по контуру лужи.
Ритмическое упражнение «Перелётные птицы»
Цель: Развивать чувство ритма, пластику рук.
Содержание.
Ведущий и дети проговаривают стихотворение, руками совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре.
Тили-тели, тили-тели –
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка-
Серенькое пёрышко.
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели
Ритмическая способность занимает особое место в развитии ребенка. Уже в самых ранних проявлениях лепета обнаруживается ритмически повторяемость однородных слогов, затем чередование разнородных. Отмечается тесная связь лепета с ритмическими движениями: ребенок ритмично взмахивает руками, прыгает, стучит игрушкой, при этом выкрикивает слоги в ритме движений, а как только движения прекращаются, он умолкает.
Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы, способствует правильному воспроизведению ритмического рисунка слов, их слоговой структуры,усвоению фонематической системы языка,развитию звуковой стороны речи, ускоряет развитие других лингвистических способностей (например, словообразования).
В данной статье обобщен материал традиционных и авторских упражнений по развитию ритмической способности у детей, имеющих особенности развития.
Использование данных упражнений на логопедических занятиях обеспечит успешное решение коррекционно-развивающих задач.
Упражнение “Повторялки”
Цель. Соотносить ритмический рисунок движений рук с речевым ритмом.
Дети стоят на коленях в кругу. Им предлагается ряд движений в ритме,который задает логопед фиксируя силовое напряжение в начале и в конце движения.
1. Удар правой рукой об пол перед собой: та.
2. Удар правой рукой справа от себя: та.
Удар левой рукой слева от себя: та.
3. Удар рукой об пол справа от себя: та.
Удар левой рукой об пол слева от себя: та.
Два удара рукой об пол перед собой: тата.
4. Удар рукой об пол справа от себя: та.
Удар левой рукой об пол слева от себя: та.
Три удара об пол перед собой: татата.
5. Частые удары перед собой слева на право: тататататататата.
Упражнение “Вертушка”
Цель. Соотносить ритмический рисунок, движения рук с речевым ритмом.
Выполнение пассивной гимнастики кисти и пальцев рук сопровождается звуковыми комплексами, слогами.
Последовательное вращение каждого пальца руки ребёнка по часовой стрелке и против неё сопровождается мелодичным произнесением или пением цепочки повторяющихся слогов: большой палец – “па-па-па”, указательный – “та-та-та”, средний – “ка-ка-ка”, безымянный – “ля-ля-ля”, мизинец “ма-ма-ма”.
Упражнение “Пружинки”
Цель: та же.
Последовательное растягивание межпальцевых складок путём отведения каждого пальца руки, начиная с большого, сопровождается восклицанием “опа!”.
Упражнение”Кукушка”
Цель: та же.
Последовательное сгибание, разгибание каждой фаланги пальцев руки сопровождается эмоциональным восклицанием “ку-ку!”.
Упражнение”Медвежонок”
Цель: та же.
Последовательное разминание большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного пальцев, большого пальца и мизинца сопровождается звукоподражанием “то_п” (на звук “п” логопед легко сжимает кончики пальцев ребёнка).
Упражнение”Веселые горки
“
Цель: та же.
Последовательное прокатывание межпальцевого пространства между указательным и большим, средним и указательным, безымянным и средним, мизинцем и безымянным пальцами раскрытой ладонью логопеда сопровождается эмоциональным восклицанием “ух!” или “ах!”
Упражнение “Разноцветные звуки”
Цель. Соотносить темп звучания со зрительно-двигательными координациями.
Ребёнку предлагается “рисовать” быструю или медленную музыку с помощью разноцветных штрихов. Предварительная работа заключается в прослушивании музыкального отрывка и подборе цветного карандаша или пастели.
Быстрый темп звучания соотносится с частыми штриховыми движениями (IIIIIIIIIIIIIII), медленный – с редкими штриховыми движениями (I I I I I I).
Упражнение “Музыкальные дорожки”
Цель. Выделять паузу в ритмическом речевом ряду.
Ребёнку предлагается петь гласные звуки (слоги), проводя пальцем по дорожке, разделённой вертикальными линиями на отрезки. Каждая вертикальная линия соответствует “остановке” (паузе). Продолжительность пения соразмерна длине каждого отрезка.
Упражнение “Медведь и осы”
Цель. Выделять ударный слог в структуре слова.
Ребенку предлагается, используя бельевые прищепки, проговаривать стихотворный текст, прищемлять ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.
Левая рука
Нес медведь, шагая к рынку,
На продажу меда крынку.
Правая рука
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть.
Упражнение “Покажи правильно”
Цель. Воспроизводить слогоритмическую структуру слова с использованием двигательной опоры.
Логопед дает задание каждому ребенку “Сделай три шага вперед!”, “Сделай два шага вперед!”, “Сделай шаг вперед!”. Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов. Сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.
Упражнение “Мое имя”
Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.
Логопед предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов. Сколько хлопков он сделает.
Упражнение “Закончи слово”
Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.
Логопед, обращаясь к каждому ребенку по порядку, произносит первый слог двусложного слова. Ребенок должен закончить слово, назвав второй слог.
Упражнение “Счет”
Цель. Составлять схему слоговой структуры слова.
Послоговое проговаривание слова сопровождается составлением схемы и её анализом (пересчётом количества составляющих, определением их местоположения путём соотнесения с порядковым числительным). Например: в слове “собака” три слога – первый “со”, второй “ба”, третий “ка”.
Вопросы ребёнку:
– Назови первый (второй, третий) слог.
– Какой по счёту слог “ба” (“ка”, “со”)?
Упражнение “Сигнальщики”
Цель. Соотносить ритмический рисунок движения рук с речевым ритмом.
Дети стоят по кругу и воспроизводят слоги, сопровождая произнесение каждого слога указательным движением пальца то вправо, то влево.
Либо поочередно выбрасывая правую, затем левую руки, сжатые в кулаки, произнося слоги.
Упражнение “Гармошка”
Цель. Соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста.
Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, сопровождая его различными ритмическими движениями.
Посмотри: моя ладошка,
Как веселая гармошка.
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять сдвигаю.
Раз, два, три (2 раза).
Я играю, посмотри.
Я ладошки раздвигаю.
Я на кнопки нажимаю.
Раз, два, три (2 раза).
Я играю, посмотри.
Ладошки расходятся, пальчики поочередно “нажимают на кнопки”.
Упражнение “Считалочки”
Цель. Соотносить ритм повторяющихся движений с ритмическим рисунком стихотворного текста.
Ребенок проговаривает знакомый стихотворный текст, ритмично дирижируя ведущей рукой.
Вариант. Ребенок проговаривает знакомые считалочки. Сопровождая их “салящими” движениями руки к другим детям и логопеду.
Упражнение “Мы музыканты”
Цель. Соотносить ритм звучания музыкальных инструментов с ритмом движений.
Звучание каждого музыкального инструмента соотносится с имитационным движением. Например, звучание колокольчика соответствует раскачивающим движениям кистей рук, барабана – попеременным движениям кулаков по столу, бубна – похлопывающим движениям кулака о раскрытую ладонь. Ребёнок слушает звучание и воспроизводит соответствующее движения.
Цель. Соотносить ритм движений со слуховым ритмом
Ребёнку предлагается рисовать мелками, пастелью, простым карандашом клубочки тогда, когда он услышит звук музыкального инструмента (колокольчика, бубна, свистка).
Упражнение “Цепочка”
Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.
Ребёнку предлагается проговаривать цепочку слогов соблюдая условие: слоги со звуком “а” проговаривать, отхлопывая в ладоши, слоги со звуком “у” – отстукивая по столу:
а) па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу, па-пу;
б) па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу, па-па-пу;
в) пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па, пу-пу-па;
г) па-пу-па, па-пу-па, па-пу-па, па-пу-па, па-пу-па.
Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.
Дети стоят квадратом. Ведущий отхлопывает определенный ритм (можно с произнесением на автоматизацию са-са-са; ша-ша-ша) в ладоши, второй ребенок повторяет заданный ритм. Отбивая его об колени, третий – притопами, четвертый воспроизводит заданный ритм всеми способами. После ведущая роль передается следующему.
Упражнение “Попрыгушки”
Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.
Ритм: са-са-са-со; са-са-са-сы; са-са-са-су.
Дети стоят по кругу, руки на поясе. Движения выполняют по подражанию логопеда.
Упражнение “Зайчата”
Цель. Соотносить ритм движений с речевым ритмом.
Ритм: опа опа па па па
1. Два прыжка вперед вкруг на двух ногах, каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: опа, опа.
2. Три прыжка назад на двух ногах, каждый прыжок сопровождается проговариванием слогов: па, па, па.
3. Повторить движения, описанные в первых двух пунктов.
В вышеописанных упражнениях слоги подбираются в соответствии с необходимым.
Главная / Занятия для детей / STEM/STEAM / Rainbow Rainy Day Art STEAM Project for Kids
Этот пост содержит партнерские ссылки для вашего удобства. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей Политикой для получения дополнительной информации.
3 комментариев
Малыши, дошкольники, детсадовцы и школьники младшего школьного возраста с удовольствием рисуют радугу в дождливый день с помощью этого практического проекта по рисованию дождя и образовательной научной деятельности. Дождя нет? Без проблем! Узнайте, как сделать это искусство и науку в дождливый день, используя несколько альтернативных методов, которые ЛЮБЯТ дети, в пошаговых инструкциях по рисованию дождя ниже.
Вы когда-нибудь пробовали рисовать под дождем? Вот искусство и наука о дожде (проект STEAM), которые вы можете попробовать дома или в классе, чтобы получить интересный способ проявить творческий подход и узнать что-то новое. Детям всех возрастов и даже взрослым понравится рисовать маркерами, используя все цвета радуги и наблюдая, как быстро они преображаются под дождем. Вам также может понравиться этот список радужного искусства, ремесел, идей рисования и создания теневого искусства, еще один забавный STEAM-проект для детей на свежем воздухе.
Связанный: Балансирующий камень Упражнение STEAM для детей
Создание радужного рисунка дождливого дня — это веселое и простое занятие STEAM для детей. Все, что вам нужно, это смываемые маркеры, акварельная бумага или плотный картон
, а также желание повеселиться и заняться творчеством в дождливый день.
Мы рекомендуем плотную (140 фунтов) акварельную бумагу
, чтобы выдержать дождь, но плотный картон также подойдет. Если вы хотите попробовать это занятие, но в прогнозе не ожидается дождя, мы рекомендуем использовать пульверизатор или лейку, чтобы аккуратно «дождь» на ваших рисунках.
Можно легко создать легкую струйку воды, которая быстро превратит радужные рисунки в радужные рисунки дождливого дня. Можно даже капать водой с кончиков пальцев. Если вы выберете этот метод, лучше всего капать, распылять или брызгать водой на ваши рисунки снаружи. Или создайте рисунок дождя в ванной, душе или большой раковине. Только будьте внимательны, чтобы не смыть всю картину!
Связанное: 20 способов поиграть под дождем
Связанное: Лучшие цветочные художественные проекты для детей0027
Связанный: Лучшие товары для творчества для детей и почему юные художники должны их использовать
Связанный: Rainbow Science STEAM Projects for Kids
Похожие: 10 лучших радужных ловцов солнца
Похожие: Rainbow Peg Dolls DIY Toy for Kids
Rainy day Art — это простое занятие STEAM для детей. Дети любят учиться, наблюдая, как красочные картинки преображаются под дождем.
Вам также могут понравиться эксперименты с акварельными резистивными средами, эта фантастическая коллекция простых радужных художественных проектов, которые ЛЮБЯТ дети, и эти декоративно-прикладное искусство .
Узнайте больше о ритмах игры ЗДЕСЬ !
Следите за ритмами игры в Facebook, Twitter, Pinterest или Instagram
На случай, если мы еще не встретились с детьми на улице…Привет, я Нелл. жизнь, в общем, чуть менее хаотична и намного веселее! Позвольте мне показать вам, как использовать силу ритма , чтобы планировать свою неделю, чтобы у вас было больше времени, чтобы наслаждаться жизнью! Узнать больше…
Узнайте, как создавать ритмы и режимы, которые поддерживают порядок и помогают всей семье ПРОЦВЕТАТЬ. Зарегистрируйтесь ниже, и мы отправим краткое руководство прямо на ваш электронный почтовый ящик!
ПОЛУЧИТЕ МОЕ БЕСПЛАТНОЕ РУКОВОДСТВО СЕЙЧАС
Главная > Каталог Главная > Уроки рисования > Принципы и элементы искусства > Ритмы и узоры в искусстве
. .. со знанием повторения элементов в ваших работах ваши рисунки станут красивее и интереснее.
Рисование в ритме Слово «ритм» используется здесь для обозначения силы, которой обладают линии, тона и цвета, благодаря их порядку и расположению, воздействующие на нас подобно тому, как различные ноты и сочетания звуков действуют в музыке. И так же, как и в музыке, где звуки воздействуют на нас, не имея прямого отношения к природе, а обращаясь непосредственно к нашей собственной внутренней жизни Рисунок Декоративно-прикладное искусство Украшение относится к созданию красоты в искусстве, в котором первым принципом, который необходимо учитывать, является симметрия — равное равновесие двух половин. Второй принцип – повторение. В декоративно-орнаментальном искусстве так много ритма и узоров. Как рисовать — упростить узоры и визуальный ритм Когда система знаков размещается рядом друг с другом в повторяющемся порядке, это создает визуальный «ритм». Это заставляет взгляд перемещаться по картине и может помочь добавить волнения или игривости готовой картине. Принципы искусства/дизайна: ритм и паттерн На этой странице представлены термины с наглядными примерами этапов процесса. Начните с простого и работайте с каждым из семи элементов визуального искусства и дизайна — линией, формой, формой, пространством, значением, текстурой, цветом. Используйте один шаг и варьируйте элементы. Комбинируйте шаги и сохраняйте элементы одинаковыми. Сходите с ума, пока у вас не закончится время или вы не найдете идеальное решение. |