Ритмические рисунки для детей – Музыкальная игра «Определи по ритму»

Содержание

Музыкальная игра «Определи по ритму»

Музыкальная игра «Определи по ритму»

Тушева Людмила Анатольевна – Музыкальный руководитель МДОУ детский сад комбинированного вида №46 г. Комсомольск-на-Амуре
Дата поступления работы на конкурс: 21.04.2018г.

«ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ»

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА НА РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ:

– карточки, на которых изображён ритмический рисунок знакомых детям песен в картинках;

– детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, треугольник, бубен, музыкальный молоточек, барабан и др.)

ХОД ИГРЫ:

Педагог исполняет ритмический рисунок знакомой детям песни на одном из инструментов. Дети по ритму определяют песню и поют её на слоги «та», «ти».

Ведущим становится тот, кто первым отгадал песню по ритму.

«СОЛНЫШКО – ВЁДРЫШКО»

 

 «АНДРЕЙ-ВОРОБЕЙ»

 

«ПЕТУШОК»

 

«ДВЕ ЛЯГУШКИ»

 

«ЗАИНЬКА»

 

«ЁЛОЧКА»

 

«ВАСИЛЁК»

 

«Я ИДУ С ЦВЕТАМИ»

 

«НЕБО СИНЕЕ»

 

«БУДУ ЛЁТЧИКОМ»

 

«НА РАССВЕТЕ»

 

«СНЕГИРИ»

 

«НА ЛЫЖАХ»

 

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

 

labirintznaniy.ru

Музыкально дидактические игры для дошкольников с картинками

Музыкальные дидактические игры для дошкольника способствуют развитию музыкального слуха. Так же они задействуют ритмику, что положительно сказывается на малыше. Картины для музыкально-дидактических игр вы найдёте в этой статье.

Ритмические карточки для дошкольников.

Музыкально-дидактическая игра. Что делают в домике?

Игровой материал по музыке.

Для игры с дошкольником.

Игра на определение настроения музыки.

Музыкально дидактический материал.

Картинка на определение характера музыки.

Рисунок с закреплением пройденного музыкального материала.

Для урока музыки.

Для дошкольника.

Карточка.

Игра на развитие тембрового слуха.

Для самых маленьких.

Формирование эмоциональной отзывчивости.

Для развития чувства ритма.

Музыкальное окошко.

pickimage.ru

Картотека музыкально-ритмических игр для детей дошкольного возраста.

Музыкально-ритмические игры для детей дошкольного возраста.

Выполнила: Уфимцева Маргарита

Белово, 2014

Музыкально – ритмические игры

Игра «Дорожка»

Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте.

Ход игры: дети выбирают себе музыкальные инструменты (бубен, молоточек, барабан), садятся по кругу. В центре круга — ведущий (педагог или ребенок).

Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширует),

Дети. На своих инструментах выполняют ритм стиха, выделяя сильную долю.

И мои шагают ножки.        

А потом, а потом (бежит на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Через лужи прыг-скок.

Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).

А теперь на бугорок,

Стоп (притоп)

Надоело мне стоять,

Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т.п.).

Игра «Охотники»

Цель: учить детей передавать в движении ритм и темп стиха, выделяя сильную долю.

Ход игры: дети маршируют, выполняя движения соответственно содержанию стихотворения.

Ведущий. Мы охотники на льва, да?

Дети. Да! (Маршируют.)

Ведущий. Не боимся ничего, нет?

Дети. Нет!

Ведущий. А в руках у нас ружье!

Дети: Пиф-паф! (Ногу ставят на пятку, как бы прицеливаются.)

Ведущий. И булатный меч! (Маршируют.)

Дети. Раз-два. (Имитируют взмахи мечом.)

Ведущий. Мы по улице идем,

Левой, правой, левой, правой!

На охоту всех зовем.

Левой, правой, левой, правой! (Маршируют.)

Ведущий. Стоп! Перед нами река.

Широка, глубока,

Реку мы переплывем. (Имитируют стиль плавания.)

Кролем, брассом поплывем.

Ведущий. Стоп! Перед нами лес.

Деревья до небес,

Болото на пути,

Как туда пройти?

С кочки на кочку

Прыг, прыг, прыг!

С кочки на кочку

Чав, чав, чав, чав. (Прыгают с ноги на ногу.)

Ведущий. Стоп! Пещера на пути

Нам в нее войти?

Дети. Не видать ничего.

Не слыхать никого!

Ай, ай, ай, ай,

Ай, ай, ай, ай. (В недоумении разводят руками.)

Мы в пещеру вошли,

И кого же там нашли? (Идут медленно, на носочках, останавливаются.)

А в пещере лев спит

И громко храпит

Хр-хр-хр! (Имитируют храп, поднимая течи.)

Вдруг лев проснулся

Да как зарычит: Р-р-р! (Рычат.)

И каждый охотник как задрожит. (Дрожат.)

Испугались! Ой-ой! (Качают головой.)

И скорей бежать домой! (Бегут бегом.)

Ведущий. Домой добежали,

Очень устали. (Вытирают лоб рукой.)

Вот так охотнички!

Игра «Погуляем»

Цель: развитие движений, перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Ход игры: дети двигаются по залу для музыкальных занятий в разных направлениях.

Ведущий. Погуляем, погуляем

В садике своем…

Дети. Погуляем, погуляем

И дружка найдем. (Находят себе пару — дружка.)

По-ка! (Отходят спиной назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

Хлоп-хлоп! (Останавливаются друг перед другом и делают два хлопка.)

Привет! (Вновь подходят друг к другу, здороваются.)

По-ка! (Делают два хлопка, отходят назад на два шага и машут рукой, прощаясь.)

При повторении игры ребенок находит нового дружка. Можно предложить разные варианты игры: гулять парами, перестраиваться в круг (возможно перестроение по первой букве имени) и т.д.

Игра «Я иду к тебе»

Цель: перемещение и перестроение в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.

Воспитатель. Хорошо вокруг,       

Дети. (Свободно гуляют по комнате.)

Солнце светит нам.  (Находят себе партнера, становятся напротив друг друга и выполняют хлопки.)

Улыбаюсь я  всем моим друзьям.

Дети. (Стоящие в парах берутся за руки и делают хлопки.)

(Пары перестраиваются в общий круг и делают три хлопка и, взявшись за руки, идут по кругу.)

Воспитатель. Здравствуй, миленький дружок!

Становись со мной в кружок!

Хорошо вокруг,

Солнце светит нам,

Улыбаюсь я

Всем моим друзьям.

Игра «Музыкальный ежик»

(модифицированный вариант игр Е. И. Юдиной)

Цель: воспроизведение ребенком ритмического рисунка с помощью хлопков или детских музыкальных инструментов (барабан, бубен).

Воспитатель. Не приходилось ли вам встречать музыкальных ежиков? Например, таких, которые играют на барабане? А вот молдавскому поэту Георгию Виеру приходилось! Послушайте, как он изобразил такого ежика (читает стихотворение):

С барабаном ходит ежик.

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик:

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами…

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И об землю ударялись:

Бум-бум-бум!

Ой, как зайчики струхнули!

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули!

Бум-бум-бум!

Забавное стихотворение, не правда ли? Сейчас мы устроим интересную игру. Какие слова все время повторяются в стихах? Сколько ударов барабана изображают эти слова? Попробуем сопровождать это стихотворение хлопками. Делать мы это должны одновременно, ведь у ежика был всего один барабан. Сейчас мы достанем игрушечные барабаны и на слова «бум-бум-бум» будем исполнять три удара двумя палочками — правой, левой, правой, вот так. (Дети под чтение педагогом стихотворения выполняют соответствующие движения.)

А теперь поиграем по-другому. Отметьте в стихах место, где «ночью яблоки срывались» — как это можно озвучить, иначе ведь, когда яблоки падают, их звук не похож на удар барабана? (Дети предлагают озвучить падение яблок мягкими хлопками; бубном и т.п. Игра повторяется с музыкальным оформлением.)

Игра «Мишка»

Цель: озвучивание ребенком стихотворных строк.

Ход игры: воспитатель предлагает детям помочь медвежонку добраться до дома, а чтобы ему было веселее шагать, нужно сделать этот путь звучащим.

Воспитатель.         

Шлепал мишка по дорожке:

Шлеп-шлеп-шлеп!

И захлопал он в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп!

А потом, а потом,

Побежал скорей бегом:

Пом-пом-пом-пом-пом-пом-пом!

Он по кочкам Топ-топ-топ!

Добежал до дому — Стоп!

(Дети стоя выполняют соответствующие движения.)

Или:

Мишка весело шагал:

Топ! Топ! Топ! Топ!

А потом он побежал:

Топы-топ, топы-топ!

Вдруг споткнулся и упал: Бух!

Отряхнулся и сказал: Ух!

Сделал шаг и: Ой! Ой! Ой!

И ворча, заковылял домой.

Игра «Прогулка»

Цель: закрепление длительностей нот, развитие чувства ритма.

Игровой материал: музыкальные инструменты по числу играющих (молоточки, барабан, бубен, ксилофон, металлофон, колокольчик, музыкальные тарелки).

Ход игры: Взрослый: «Сейчас, ребята, мы отправимся с вами на прогулку, но это будет необычная прогулка, мы будем гулять, помогут нам в этом музыкальные инструменты.

Вот мы с вами спускаемся по лестнице (медленные удары молоточком по столу), а теперь мы вышли на улицу. Светит яркое солнышко, мы обрадовались, побежали (частые удары по барабану или можно молоточками по столу). Мы гуляли, веселились, но вдруг появилась туча, подул ветер, ударил гром, сверкнула молния, и пошел дождь. Сначала это были редкие капли, а потом начался частый сильный ливень (ритм ускоряется, дети могут стучать в барабан, бубен, молоточками по металлофону, ударять в тарелки, колокольчиком передавать редкие капли дождя; используются все инструменты для передачи состояния погоды; редкие капли дождя и сильный частый ливень дети передают в определенном ритме, вследствие чего у них закрепляются знания о длительностях нот)».

Взрослый: «Испугались ребята такой погоды и побежали домой» (снова быстрые и ритмичные удары).

Игра постепенно усложнялась, дети с помощью взрослого придумывали новые события, которые происходили на «прогулке», и каждый раз ритмические рисунки становились все разнообразнее и сложнее.

Игра «Научи матрешек танцевать»

Цель: Учить детей передавать несложный ритмический рисунок, закреплять тексты ранее изученных песен.

Игровой материал: большие и маленькие матрешки.

Ход игры: У взрослого в руках большая матрешка, у детей – маленькие.

«Большая матрешка учит танцевать маленьких»- говорит взрослый. Отстукивает по столу сначала несложный ритмический рисунок. Дети повторяют. В качестве ритмических рисунков использовались знакомые детям мелодии песен и плясок: «Сорока», «Андрей-воробей», «Чики-чикалочки», знакомые песни, разученные ранее. Если вначале дети повторяли за взрослыми, то потом они сами стали придумывать несложные ритмические рисунки, или взрослый начинал, а дети заканчивали. Примеры ритмических рисунков были самые разнообразные.

«Тень-тень» Эту песню дети знают хорошо. Для более совершенного развития у детей ритмического чувства были использованы следующие задания в игровой форме: – песня поется вместе с детьми с целью закрепления текста – дети одновременно поют и хлопают тихонько в ладоши, отмечая хлопками ритмический рисунок. – пение по ролям: взрослый – автор, а дети – герои (лиса, заяц, 2 ежа, блошки, медведь, коза). Каждый ребенок прохлопывает свою роль. – пение по ролям, но роль исполняют ладошками. Детям объясняют, что голосок «спрятался», ладошки «поют вместо него». – вся песня от начала до конца поется ладошками – когда ритм песни хорошо усвоен, можно выложить его короткими и длинными полосками или длительностями.

Игра «Клубочек»

Цель: воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, чувства единства. Сплоченности, умения действовать согласованно.

Материалы: клубочек прочных ниток.

Ход игры: Преподаватель и дети стоят в кругу. Преподаватель запевает песенку, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени и т.д.
Когда песенка заканчивается — все дети и преподаватель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к преподавателю, проделав полный круг. Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальцев и кладут ее на стол. Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась, и ребята в группе всегда будут так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

Игра «Ловушка»

Игра проходит под русскую народную мелодию «Я на горку шла» или другую музыку с двудольным размером, которая начинается из-за такта.

Цель: учить детей синхронно выполнять движения под музыку или пение, действовать вместе, одновременно отмечая конец запева или 1-й части музыки общим движением, развивать быстроту реакций, ловкость; воспитывать смелость и активность каждого ребенка, а также умение достойно проигрывать, не обижаться, а упражняться дальше.

Ход игры: 4-5 человек становятся в круг, держась обеими руками за веревку, концы которой соединены.
На затакт дети должны одновременно поднять веревку вверх. А затем на каждый такт то опускают веревку вниз, то поднимают ее вверх. Так продолжается до конца 1-й части музыки или запева. В конце веревка должна оказаться наверху!

На 2-й части музыки или на припев остальные дети поворачиваются за ведущим и бегут за ним «змейкой» через все «воротики».

По окончании музыки «ловушка захлопывается»- дети опускают веревку вниз. Кто попался, тот становится в круг и берется обеими руками за веревочку. Игра продолжается до тех пор, пока не поймают почти всех детей, которых можно похвалить за ловкость или предложить им совершить «круг почета» вокруг положенной на пол веревки под аплодисменты всех детей.

Игра «Один, два, три, четыре, пять»

Цель: учить детей действовать по одному и вместе с другими; развивать организаторские способности детей; развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счете и в основных движениях.

Ход игры: Под музыку дети двигаются по всей комнате в разных направлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки воспитатель называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т.д., встав в кружок или шеренгу и подняв руки вверх.

infourok.ru

Карточки для развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста, ФГОС

Пояснительная записка.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» («Музыка»)

Цель. Развитие чувства ритма.

Задачи. Закрепить длительности, освоить ритмические фигуры.

Для старшего дошкольного возраста.

Игра в оркестре по ритмической партитуре – один из любимых видов музыкальной деятельности у дошкольников. Очень много ритмических партитур для малышей мы можем найти на разных музыкальных форумах. Авторы этих работ используют доступную дошкольникам музыку: детские песни, вальсы, польки, русскую народную музыку.

Я стараюсь знакомить детей с музыкой родного края – Мордовии – во всех видах музыкальной деятельности, и с этой целью создаю музыкально-ритмические партитуры на основе мордовской музыки. Так появилась партитура к «Танцу с колокольцами» В. Белоклокова.

Но, прежде чем дети начнут играть по ритмической партитуре, они должны усвоить ритмические фигуры, которые в ней используются. Для этого они предварительно прорабатываются по карточкам.

Ритмические фигуры прохлопываются и проигрываются на шумовых музыкальных инструментах (ложках, бубнах, кастаньетах и т.п.) на двух, трёх занятиях. Для выполнения этих заданий дети должны быть знакомы с понятиями «долгие» и «короткие» звуки, владеть навыками игры на детских шумовых инструментах. Фигуры проигрываются по подгруппам и индивидуально.

Так пляшет мишка.

 

 

Так пляшет зайка.

 

 

Так пляшет белка.

 

 

Так пляшет ёжик.

 

 

Так пляшет лиса.

 

 

Одновременно с работой над ритмическими фигурами, дети знакомятся с музыкальным произведением В. Белоклокова. После того, как дети научатся ориентироваться в разных ритмах, им предлагается исполнить музыку вместе с оркестром, глядя на видео. Инструменты на усмотрение педагога или по желанию детей.


“Танец с колокольцами”, муз. В. Белоклокова
MP4 / 59.87 Мб

 

Источники изображений.
 

Клипарт ноты http://www.easyfreeclipart.com/eighth-note-clip-art-clipart-panda-free-images-clipart-131727.html

мишка https://ru.pngtree.com/freepng/cartoon-brown-bear_2566013.html

заяц http://www.coollady.ru/index.php/html/html/index.php?name=Pages&op=page&pid=3577

ёжик https://www.liveinternet.ru/users/rosinka7304/tags/%B8%E6%E8%EA%20%EF%ED%E3/

лисёнок https://taila-75.livejournal.com/497668.html

белка https://yt3.ggpht.com/a-/AK162_7Dga48-nBAFv9yVY7PX6FqZOsPzn7WgiYe-w=s900-mo-c-c0xffffffff-rj-k-no

xn--j1ahfl.xn--p1ai

и полезно, и весело! В копилку учителю музыки

Вот наступило ещё одно утро, ускоряя и без того бешеный ритм нашей жизни. С Вами Ирина Иваськив. И вот это понятие – ритм жизни – мне, композитору, о многом говорит. Люди, которые приходят в нашу жизнь или уходят из неё, меняют ритм жизни, то совершенствуя его, то вгоняя в аритмию. Думаю, что и дети чувствуют ритм не хуже взрослых. По-своему. Сегодня поделюсь с Вами своими наработками по развитию чувства ритма у детей. Итак, несложные, но очень полезные ритмические игры…

Ритмическая кричалка «Обеденная»

Приготовьте наглядное пособие со словами любого стихотворения, которое можно использовать для ритмической игры. Отстукивать ритм дети могут руками, ногами, звуками, предметами. Хорошим примером такого стихотворения будет обеденная кричалка:

Мы так сильно есть хотели,

За столы мы дружно сели.

Мы шумели и кричали,

Ложкой по столу стучали.

Требуем нести обед,

Мы не кушали сто лет!

Вот еду нам принесли –

Наконец-то сыты мы!

Во время 1-й и 2-й строчки отстукиваем ритм половинными длительностями (в размере 4/4), в 3-й и 4-й строчке – четвертными, в 5-й и 6-й – восьмыми, в 7-й и 8-й – придумываем оригинальный джазовый рисунок. В конце на слог “мы” делаем овации – подобие тремоло из хлопков.

Ритмическая игра «Тыц, ты-тыц»

Делим детей на 3 группы:

  • 1-я группа: бим-бом, бим-бом
  • 2-я группа: тыц, ты-тыц
  • 3-я группа: трям-трям-трям

Сначала следует потренировать ритмический рисунок отдельно с каждой группой, затем соединить группы вместе. Вступают группы по очереди, но затем проговаривают свои слова одновременно (задача учителя – выстроить идеальный ритмический ансамбль). Время от времени меняйте группы местами (так, чтобы в течение игры каждая группа могла проговорить 3 разных ритмических рисунка). Можно добавлять всякие ковбойские штучки (типа: тррррррр-ехаааааа). А если Вы придумаете вместе с детьми ещё и синхронные (в рамках одной группы) движения, поверьте, дети запомнят Ваш урок на всю жизнь! И музыку полюбят даже те, кто раньше ухмылялся от одного этого слова. )))

Лучшие ритмические упражнения

  • Упражнение «Произносить слова песни (не петь!) в ритме песни»
  • Упражнение «Прохлопывание известных музыкальных фраз»
  • Отрабатывание сложных ритмических отрезков на самом произведении

Лучшие ритмические игры

  1. Ритмическая игра «Ритмическое эхо» (дети должны в точности прохлопать то, что прохлопали вы)
  2. Ритмическая игра «Угадай песню» (дети должны угадать и напеть пару строчек песни, ритм которой вы прохлопали)
  3. Ритмическая игра «Включи магнитофон» (дети поют песню; когда вы выключаете магнитофон, детям нужно продолжать петь песню про себя; когда вы включаете магнитофон снова, детям нужно начать петь вслух, продолжая текст песни, стараясь не выпасть из ритма)

Ритмические игры для открытого урока

Для разных «аврально-эксклюзивных» случаев всегда держала в запасе игру «Хлопалки». Разработала её лет 20 назад, но и по сей день она меня выручает. Подготовьте для этой игры карточки с разными ритмическими рисунками. Объясните детям символы на карточках:

  • Руки: 1 хлопок в ладоши
  • Мальчик с руками на коленках: 1 хлопок по коленям
  • Крестик: хлопков нет, пауза

Игра основана на размере 4/4. Поэтому каждая карточка разделена на 4 одинаковых ячейки. Начинаем игру с самых простых ритмических рисунков (и обязательно в медленном темпе). Каждый символ прохлопываем четвертными длительностями.

Далее усложняем игру: включаем карточки с двумя символами в одной ячейке (вводим восьмые длительности).

Ещё более усложняем игру: ускоряем темп, начинаем показывать карточки быстрее, без времени на раздумья, так, чтобы заданный ритм не останавливался при смене карточек.

Ещё более усложняем игру: делим детей на две команды, начинаем одновременную игру с двумя командами, показывая им сначала одинаковые ритмические рисунки, потом – разные.

Ещё более усложняем игру: вывешиваем текст ритмической «Обеденной» кричалки (дети должны достаточно хорошо её знать) и пробуем проговаривать слова кричалки, сопровождая его тем ритмическим рисунком, который преподаватель показывает на карточке.

Заключение

Ритмические игры – одни из любимых на уроках музыки. Дети от них в восторге! Используйте их не только на уроках музыки, но и на других занятиях, как пятиминутки для отдыха, как игры на внимание, как командные игры, как игры-забавы. В походах, квестах, лагерях, для праздничных и семейных посиделок – они везде создадут хорошую доброжелательную атмосферу! Если статья оказалась Вам полезной, напишите об этом в комментариях.

© Ирина Иваськив

Ритмические игры станут украшением любого занятия. Готовьтесь к занятиями вместе с нашими статьями:

Откуда взялась музыка? Когда она появилась на земле? Зачем она нужна? Какой голос у Бога? Как были устроены музыкальные школы при скинии? Какие музыкальные инструменты первые люди использовали для богослужений? Как первые люди записывали музыку? Что Библия говорит о музыке? Если вас когда-нибудь интересовали подобные вопросы, смотрите Библейские уроки музыки на нашем канале в Ютубе.


lifeacademy.pearl.pp.ua

Карточки для логопедической игры «Весёлые ритмы»


 

Логопедическая игра «Весёлые ритмы»

Развитие чувства ритма является одной из предпосылок условий реализации речевой деятельности.

Хорошо развитое чувство ритма создаёт базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта.

Развитие ритма подготавливает детей к работе над ударением, интонационной выразительностью речи.

Работа над ритмом очень эффективна в работе с детьми с моторной алалией и в работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Мною разработаны карточки для логопедической игры «Весёлые ритмы» на развитие чувства ритма у детей, имеющих речевые нарушения.

Цель игры: Развитие чувства ритма у детей, а также автоматизация звуков.

Варианты игры

1. «Проиграй мелодию». Логопед предлагает «нажимать» пальцем на черные клавиши и произносить слог, например, «Ла» или другой слог с автоматизируемым звуком, соблюдая паузы там, где черные клавиши далеко друг от друга.

2. «Отстучи ритм по рисунку». Ребенок отстукивает предложенный ритм на барабане, бубне или отхлопывает с опорой на схему.

3. «Определи карточку по ритму». Логопед отстукивает ритмы, а ребенок находит нужную ритмическую схему.

4. «Запомни ритм». Логопед показывает ребенку схему, затем убирает и дает словесную инструкцию к ней. Ребенок по памяти отстукивает (отхлопывает) тот ритм, который был ему задан.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Музыкально-дидактическая игра “Ритмические дорожки” – Конкурс “Дидактические игры своими руками” – Методическая копилка – Международное сообщество педагогов “Я





21.04.2015, 20:02
Мосина Вероника Николаевна
музыкальный руководитель, МАДОУ “Детский сад № 265” г.Перми
Музыкально-дидактическая игра «Ритмические дорожки»
Мосина Вероника Николаевна, музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 265» г.Перми.

  Эта игра направлена на развитие чувства ритма и предназначена для детей старшего дошкольного возраста, хотя 1 уровень спокойно осваивают и дети средней группы.

Игровая задача для ребёнка
воспроизвести ритмическую дорожку.
Задачи для взрослого
• Дидактическая:
познакомить детей с ритмическими длительностями (четверть и восьмая).
• Развивающая:
формировать у детей чувство ритма, путём его проживания через хлопки, притопы и шлепки.
• Воспитательная:
учить детей выполнять действия по схеме.
Ход игры
1. Ребёнок выбирает любые три ритмические дорожки и садится за стол.
2. Анализирует ритмический рисунок, проговаривает его на слоги, может задать темп, считая до четырёх (раз-и, два-и, три-и, четыре – и).
3. Исполняет ритм согласно рисунку, повторяя его 2 раза, не забывая всё время проговаривать ритм на слоги.

  Методические рекомендации
Ритмическая дорожка состоит из четырёх ступенек, каждая из которых равна одной четверти или двум восьмым. Можно проговорить её на слоги (четверть – это «та», восьмые – это «ти-ти» (по Баренбою) или «та-ти» (по Н.А.Бергер). Можно использовать и другие слоги или же просто считать, как это делают все музыканты, «раз-и, два-и, три-и, четыре – и». Выбирайте сами, главное, чтобы это было легко и понятно детям.

  Игра разделена на 3 уровня.
1-й уровень для начинающих. Он знакомит детей с правилами игры, с четвертью, с разнообразием ритмических дорожек (чередованием хлопков, притопов и шлепков). Начать необходимо с одного вида деятельности: либо только с хлопков, либо только со шлепков, либо только с притопов. Успешное проигрывание ритма ребёнком разожжёт в нём дальнейший интерес к игре.
Предложите ребёнку самому выбрать ритмическую дорожку из тех, которые вы разложили перед ним.


 

Рассмотрите её. (Сколько ступенек ты видишь? Что на них находиться, нарисовано?). Прохлопайте (или прошлёпайте, или протопайте) её вместе с ребёнком. А чтобы Вам было ритмично и легко шагать (хлопать или шлёпать) предложите ребёнку проговорить эти шаги (хлопки или шлепки). И вот тут Вы знакомите ребёнка с ритмическим слогом, который вы выбрали, и проигрываете этот ритм, проговаривая его на слоги (это надо делать в дальнейшем всегда).
Затем обратите внимание ребёнка на сам ритмический рисунок, который расположен наверху.
Это дорожка не простая, а ритмическая. Сколько раз мы топнули (хлопнули, шлёпнули) с тобой? Именно столько же и четвертей перед тобой. Давай ещё раз протопаем (прошлёпаем или прохлопаем) этот рисунок сейчас (выполняете действие). А эти две точки впереди –знак реприза – повтори. То есть нам необходимо повторить эту ритмическую дорожку ещё раз (повторяете). Когда ребёнок освоит притопы, шлепки и хлопки можно переходить к их чередованию, то есть к другим ритмическим дорожкам 1-го уровня.

  Как быть с хлопками? Очень просто, если хлопок нарисован слева, то он выполняется с левой стороны, справа – с правой (по принципу маятника часов).

  2-й уровень знакомит детей с восьмыми. Начинать опять же нужно с одного вида деятельности: либо только с хлопков, либо только со шлепков и т.д.

  Перед тобой дорожка, друг мой
Что на ней изображено? (ладошки, следы ног, хлопающие ладошки).
Сколько ладошек на 1 ступеньке? (две)
А они вместе будут шлёпать, топать и т.д. или по очереди?
Раньше у нас на каждой ступеньке была только одна ладошка (один след и т.д.) либо они обе вместе играли. Теперь всё по другому. На одной ступеньке сразу 2 изображения: две ладошки, либо два хлопка или два следа.
Первой у нас какая начинает правая или левая?
Раз они по очереди начинают, значит и голоса у них разные будут с вами.
Первая всегда у нас будет «та», а вторая «ти», ну-ка повтори. (ребёнок проговаривает и прохлопывает ритм).
3-й уровень знакомит детей с чередованием восьмых и четвертей.

  В дальнейшем, ребёнок может сам создать ритмическую дорожку, используя предложенные ему маленькие карточки с изображением хлопков, шлепков и притопов. Созданную ритмическую дорожку ребёнок должен обязательно воспроизвести.

Категория: Конкурс “Дидактические игры своими руками” | Добавил: Вероника59
Просмотров: 7918 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Понравился материал? Оставьте свой комментарий 😉
Всего комментариев: 5

Порядок вывода комментариев: По умолчаниюСначала новыеСначала старые

Занимательная, интересная игра. Качественно оформленная и очень познавательная в плане развития чувства ритма. Спасибо!


Вероника  Николаевна,  хороший  материал  у  вас  получился.  У  меня  нет  музыкального  образования,  думаю,  что  учителям  начальной  школы  это  очень  поможет.  Спасибо  за  идею.  Удачи  вам.


Здравствуйте. Чувствуется, что автор продумал эту игру до мелочей. Формирование чувства ритма не только музыкальная задача. Возможно, элементы этой игры возьму и для своих занятий. Спасибо. Оформление выше всяких похвал!


Очень ярко, описано подробно и детям такое пособие наверняка сильно нравится.































Новые разработки

ya-uchitel.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *