Устное народное творчество предания 7 класс презентация – Презентация к уроку по литературе (7 класс) по теме: Презентация к уроку литературы в 7 классе по теме: “Устное народное творчество. Предания.”

Презентация на тему “Устное народное творчество” 7 класс

Устное народное творчество

Урок литературы в 7 классе на тему «Устное народное творчество».

Подготовила учитель русского языка

и литературы

Чвирова Н. В.

Устное народное творчество – фольклор.(англ. «Народная мудрость»).

Знать фольклор – значит понимать свой народ.

А.Н.Толстой писал: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Что такое предание?

Предание — жанр фольклора. Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Возникают предания часто из рассказа очевидцев.

Что такое прибаутки и небылицы?

Что такое пословица и поговорка?

Загадки

Отгадайте загадку. Какое средство выразительности лежит в ее основе?

  • Был я на копанце, был я на хлопанце, был на пожаре, был на базаре,

молод был – людей кормил, стар стал – пеленаться стал. Умер – мои кости негодящие в ямку бросили, и собаки не гложут.

  • Белая морковка зимой растет. Выросло, повыросло, из бороды повылезло, солнышко стало, ничего не стало. Что растет вверх ногами? Что вверх корнем растет?

3. Летит птица – не крылата, не перната, носик долгий, голос тонкий, кто ее убьет, тот человеческую кровь прольет.

Проверь себя!

1.(Горшок). (Эта загадка – целая производственная история горшка.

Глину копали, хлопал по ней гончар, обжигали горшок в печке, продавали на базаре и т. д. В ее основе лежит метафора).

2. (Сосулька).

3. (Комар).

Продолжи пословицы!

  • «Без труда не вытащишь и рыбку…….»
  • «Работа не волк -………………………….»
  • «В трудную минуту – друг……………….»
  • «Друг в глаза скажет, враг……………….»
  • «Дерево корнями сильно, а человек -…..»
  • «Без учения нет и……………………………»
  • «Птице – крылья, а человеку -……………»
  • «Тише едешь – ………………………………..»
  • «Чужим умом жить – ………………………..»

10. «Обещай медленно – ………………………»

Угадай былину! Узнай героя!

  • У оратая кудри качаются, что не скачен ли жемчуг рассыпаются; у оратая глаза да ясна сокола, а брови у него да черна соболя. У оратая сапожки зелен сафьян; вот шилом пяты, носы востры, вот под пяту – пяту воробей пролетит, около носа хоть яйцо прокати. У оратая шапка пуховая, а кафтанчик у него черна бархата.
  • Уважение к какому труду воспитывает былина « Вольга и Микула Селянинович»?
  • Какой художественный прием лежит в основе былины « Вольга и Микула Селянинович»?
  • Какому святому Садко построил в Новгороде «церкву соборную» и за что?
  • Сколько раз бросал Садко жребий в море, чтобы определить жертву морскому царю?
  • Чьи это слова: У меня воля не своя во синем море, приказано играть в гусельки яровчаты?
  • Кто дает этот наказ и кому?

Ты не езди-ка далече во чисто поле, на ту на гору Сорочинскую, не топи-ка ты младых змеенышей, ты не выручай-ка полонов да русских, не купайся…во Пучай-реке………….

8. Какой теме посвящена былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?

Проверь себя!

1. (Микула Селянинович).

2. (Былина внушает уважение к черному, тяжкому труду землепашца, поэтизирует труд пахаря).

3. (Прием называется гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении).

4. (Церковь была построена в честь Миколы Можайского, который научил купца, как выбраться из палат морского царя).

5. (Два раза).

6. (Садко).

7. (Мать наказывала Добрыне Никитичу).

8. (Тема защиты родной земли от внешних и внутренних врагов).

Спасибо за внимание!

Молодцы!

multiurok.ru

Урок литературы в 7 классе на тему “Устное народное творчество. Предания”

Методическая разработка

урока литературы в 7 классе по теме «Предания»

Цель: знакомство с понятием «предание», использованием этого жанра фольклора в произведениях писателей, знакомство с героями — государственными деятелями.

Методические приемы: краткий пересказ, аналитическая беседа, выразительное чтение.

Оборудование: мультимедийная презентация, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературы.

  • Тема нашего урока «Устное народное творчество. Предания» (Слайд 1). Запишите её в тетрадь.

  • Подумайте, чему мы будем учиться? (Ответы детей.)

– Цели урока вынесены на слайд для того, чтобы в конце нашей кропотливой работы над преданиями мы смогли определить, всё ли задуманное успели сделать. Познакомимся с ними – Слайд 2.

III. Изучение нового материала.

  1. Слово учителя.

– Удивительное путешествие по волшебному миру литературы мы начинаем с устного народного творчества, с фольклора.

– Знаком ли вам этот термин? (Дети отвечают. Слайд 3).

– История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире. У всех народов существовали люди, связанные с созданием и исполнением фольклорных произведений. Это русские гусляры и скоморохи, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны, французские трубадуры и т.д. Ещё в XVI в. на Руси даже при царском дворе держали сказочников, которые знали на память до десяти произведений.

– А теперь вспомним теорию литературы. (Слайд 4.) Как и авторские произведения, фольклорные делятся на 3 рода: эпические, лирические и драматические. Каждый из родов имеет свои жанры (Слайд 4). Наиболее древними жанрами являются былины, легенды, песни, отражающие религиозные представления и верования; позднее возникли исторические песни и народные баллады. Перенесите информацию со слайда в тетрадь.

– Как вы уже знаете, сегодня мы будем работать над преданиями. С этим жанром вы познакомились ранее. Какие предания вы помните? Может быть, кто-то попытается дать определение этому понятию? (Слайд 5.) Запишите определение в тетрадь.

– Создателями этой литературы были простые крестьяне, ремесленники, мелкое духовенство. В древности, когда сама земля еще была молода, к преданиям относились очень серьезно. Они представляли собой историю рода, государства. Старшее поколение бережно передавало эти рассказы молодым, чтобы они также трепетно хранили их, передавая из уст в уста. И хотя предания порой до краев наполнены вымыслом, они все же четко отражают сущность событий.

— Какова же была основная тема «устной живописи»? На что обращают наше внимание народные сказители? Обратимся к «преданьям старины глубокой».

2. Проверка д/задания (выразительный пересказ преданий) + аналитическая беседа по произведениям.

1) – Дома вы познакомились с преданиями из цикла жизни Ивана Грозного и Петра I. Начнём работу над этими произведениями. Коротко перескажите предание «Воцарение Ивана Грозного». (Cлайд 6.)

(1 ученик пересказывает + оценивание выступления)

– Кто герой предания? (Иван IV.) За что народ, согласно преданию, прозвал его Грозным? (За жестокость.)

– Как вы думаете, соответствует ли сюжет действительности? (Нет.)

– Этот сюжет полностью вымышлен. В действительности же трехлетний Иван IV унаследовал престол от отца Василия III. Предание «Воцарение Ивана Грозного» отражает сочувственное отношение народа к царю как к борцу с противопоставленным ему боярством, завоевателю Казанского ханства.

2) Краткий пересказ предания «Сороки-ведьмы» (1 ученик пересказывает + оценивание выступления).

— Каким предстает перед нами Иван IV?

— С какой целью он решил уничтожить колдовство? Найдите цитату в тексте предания. («Долго горевал о погибели народа христианского и задумал наконец извести нечистых людей на этом свете…»)

– В предании «Сороки-ведьмы» народ показывает свое негативное отношение к колдовству и чародейству. В нем также отражается веяние нового времени — борьба самого царя с нечестью. Этот мотив выражен очень ярко.

3) – Не менее интересен и такой персонаж преданий, как Петр I. (Слайд 7). Обратимся к преданию «Петр и плотник». (1 ученик пересказывает + оценивание выступления.)

— Каким человеком предстает перед нами Петр? (Если плохо исполняешь свое дело, плохо знаешь ремесло, то терпи и учись прилежно. За науку надо благодарить.)

— На что обращает внимание народный сказитель? (На справедливость царя. Взялся мужик ли, царь ли за работу — делай хорошо. Перед мастерством все равны: надо учиться упорно и прилежно, овладевать мастерством и совершенствовать его.)

III. Изучение новой темы (с. 7—8).

1. Чтение статьи «Предания».

2. Беседа по вопросам.

– Что нового узнали из статьи?

– Кто чаще всего является героями преданий?

– Откуда взяты эти строки? (Слайд 8.)

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

В начале поэмы и в конце ее:

Дела давно минувших дней,

Преданья старины глубокой!

(А. С. Пушкин «Руслан и Людмила».)

– Ребята, для чего я зачитала эти строки? (Ответы детей.)

– Вывод: предания использовались поэтами для создания произведений; предания запечатлевали для последующих поколений образы героев и исторические события.

– Предания принято делить на 2 группы (слайд 10): исторические и топонимические. С первой группой мы с вами сегодня познакомились: герои Иван Грозный и Петр I – исторические. Вторая группа преданий – топонимические – древняя, популярная в народе разновидность преданий. Они представляют собой рассказы о географических объектах (местностях, реках, озерах, горах и проч.) и населенных пунктах. 

– Послушайте внимательно топонимическое предание, записанное в Саратовском крае академиком А. А. Шахматовым. (Учитель читает.)

«Я слышал от старых людей насчет одного места, что там жил Стенька Разин. Это место и теперь можно очень хорошо узнать: огромная гора, похожая на двор, имя ее теперь – Каменный двор, на середине ее бугор, на бугре дубовый лесок, а на самой середине, на вершине около бугра, три березы, под березами родник. Старики говорят, что на том самом месте жили разбойники, а наружная сторона той горы с одной стороны похожа на ворота. А вокруг нее как есть двор. По самой вершине горы – лесок, словно крыша, в низ ее словно каменная стена. Эту стену называют лицевою стороной Каменного двора. В стороне от этого двора расположены высокие горы… Имя этих гор – Караульные горы. Старики рассказывают, что когда жил Стенька Разин, то разбойники на этих горах подкарауливали проезжих по дороге, и будто оттуда сквозь землю была протянута цепь. Как только увидят проезжающих, они и дернут эту цепь, а к кольцу этой цепи был привязан колокол. Как услышат их товарищи этот колокол, они и выйдут на дорогу. А еще дальше к большой дороге есть овраг по имени Банный овраг, будто они ходили туда париться в баню».

– Скажите, о каких географических объектах говорилось в предании? (О Каменном дворе и Караульных горах, Банном овраге.)

IV. Подведение итогов урока + оценивание учащихся за анализ преданий.

– Вспомните, какие цели в начале урока мы ставили. (Вернуться по ссылке на слайд 2.) Достигли мы их? (Нажать на стрелку для перехода на слайд №11 «Итоги урока».)

– Что нового узнали на уроке? Что понравилось? Какой вид работы вызвал у вас затруднение?

– Подводя итог по теме «Предания», хочется сказать следующее: все свои надежды, представления, суждения, мечты и страхи вложил народ в устное творчество. Но самое главное, пожалуй, это то, что, читая «преданья старины глубокой», в каждом слове мы ощущаем великую русскую душу, глубоко чувствующую и переживающую историю своей Родины.

V. Домашнее задание (слайд 12):

  • Письменный ответ на вопрос «Каково отношение народа к событиям и героям преданий (на примере одного предания)?»,

  • Инд.задание: рассказ о собирателе былин.

infourok.ru

Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: Презентация к уроку “Малые жанры фольклора”

Слайд 1

Фольклор. Жанры фольклора.

Слайд 2

Фольклор – устное народное творчество

Слайд 3

Выберите произведения фольклорного жанра Пословица Рассказ Народная песня Прибаутка Роман Считалочка Стихотворение Небылица Повесть Колыбельная Пьеса Скороговорка Загадка Былина

Слайд 4

Фольклорные жанры: Пословица Народная песня Прибаутка Загадка Былина Считалочка Небылица Колыбельная Скороговорка

Слайд 5

Пословица – краткое народное изречение с поучительным смыслом. Поговорка – образное выражение, оборот речи, метко определяющий, отражающий какое либо явление жизни. в отличие от пословицы лишена обобщающего поучительного смысла.

Слайд 6

Считалка – рифмованный жанр детского фольклора. Помогает распределить роли в игре. Загадка – иносказательное изображение в короткой формуле предмета или явления, которые нужно угадать. Побасенка – короткий забавный рассказ анекдотического или поучительного характера

Слайд 7

Небылица – небольшое по объему прозаическое или стихотворное повествование, обычно комического содержания, в основе сюжета которого лежат несообразность, абсурд, изображение перевернутой, нарочито искаженной действительности. Потешка – небольшое стихотворение, исполняется в процессе действия, выполняемых детьми вместе со взрослыми, учит малыша жестам, навыкам.

Слайд 8

Считалка На златом крыльце сидели: Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной – Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай Добрых и честных людей!

Слайд 9

Побасёнка -Сено для лошади ? – Да. – Напоил лошадь ? – Напоил. – Так иди запрягай! – А где она?

Слайд 10

– Яму копал? – Копал. – В яму упал? – Упал. – В яме сидишь? – Сижу. – Лестницу ждешь? – Жду. – Яма сыра? – Сыра. – Как голова? – Цела. – Значит, живой? – Живой. – Ну, я пошел домой.

Слайд 11

Загадка Лежала между ёлками Подушечка с иголками. Тихонечко лежала, Потом вдруг убежала. Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка. Собаки на нее воют, – А достать не могут.

Слайд 12

Потешка Даша варежку надела. ” Ой, куда я пальчик дела?” Даша варежку сняла, Посмотрите-ка , нашла! Потягуни-потягушечки От носочков до макушечки ! Мы потянемся-потянемся, Маленькими не останемся!

Слайд 13

Небылица Стучит, бренчит на улице — Фома едет на курице, Тимошка на кошке — Туда же по дорожке! « Куда, Фома, едешь, Куда погоняешь?» — « Сено косить».— « На что тебе сено?» — « Коровок кормить».— « На что тебе коровы?» — « Молоко доить».— « На что тебе молоко?» — « Ребяток поить».

Слайд 14

Поговорки и пословицы Без денег сон крепче . Баба с возу — кобыле легче . Дурака учить – решетом воду носить . Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает да разумеет . Повторенье – мать ученья.

nsportal.ru

Презентация на тему “Устное народное творчество” 7 класс

Устное народное творчество

Урок литературы в 7 классе на тему «Устное народное творчество».

Подготовила учитель русского языка

и литературы

Чвирова Н. В.

Устное народное творчество – фольклор.(англ. «Народная мудрость»).

Знать фольклор – значит понимать свой народ.

А.Н.Толстой писал: «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, торжественные былины, героические, волшебные, бытовые и пересмешные сказки.

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

Что такое предание?

Предание — жанр фольклора. Это устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, передающихся из поколения в поколение. Возникают предания часто из рассказа очевидцев.

Что такое прибаутки и небылицы?

Что такое пословица и поговорка?

Загадки

Отгадайте загадку. Какое средство выразительности лежит в ее основе?

  • Был я на копанце, был я на хлопанце, был на пожаре, был на базаре,

молод был – людей кормил, стар стал – пеленаться стал. Умер – мои кости негодящие в ямку бросили, и собаки не гложут.

  • Белая морковка зимой растет. Выросло, повыросло, из бороды повылезло, солнышко стало, ничего не стало. Что растет вверх ногами? Что вверх корнем растет?

3. Летит птица – не крылата, не перната, носик долгий, голос тонкий, кто ее убьет, тот человеческую кровь прольет.

Проверь себя!

1.(Горшок). (Эта загадка – целая производственная история горшка.

Глину копали, хлопал по ней гончар, обжигали горшок в печке, продавали на базаре и т. д. В ее основе лежит метафора).

2. (Сосулька).

3. (Комар).

Продолжи пословицы!

  • «Без труда не вытащишь и рыбку…….»
  • «Работа не волк -………………………….»
  • «В трудную минуту – друг……………….»
  • «Друг в глаза скажет, враг……………….»
  • «Дерево корнями сильно, а человек -…..»
  • «Без учения нет и……………………………»
  • «Птице – крылья, а человеку -……………»
  • «Тише едешь – ………………………………..»
  • «Чужим умом жить – ………………………..»

10. «Обещай медленно – ………………………»

Угадай былину! Узнай героя!

  • У оратая кудри качаются, что не скачен ли жемчуг рассыпаются; у оратая глаза да ясна сокола, а брови у него да черна соболя. У оратая сапожки зелен сафьян; вот шилом пяты, носы востры, вот под пяту – пяту воробей пролетит, около носа хоть яйцо прокати. У оратая шапка пуховая, а кафтанчик у него черна бархата.
  • Уважение к какому труду воспитывает былина « Вольга и Микула Селянинович»?
  • Какой художественный прием лежит в основе былины « Вольга и Микула Селянинович»?
  • Какому святому Садко построил в Новгороде «церкву соборную» и за что?
  • Сколько раз бросал Садко жребий в море, чтобы определить жертву морскому царю?
  • Чьи это слова: У меня воля не своя во синем море, приказано играть в гусельки яровчаты?
  • Кто дает этот наказ и кому?

Ты не езди-ка далече во чисто поле, на ту на гору Сорочинскую, не топи-ка ты младых змеенышей, ты не выручай-ка полонов да русских, не купайся…во Пучай-реке………….

8. Какой теме посвящена былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»?

Проверь себя!

1. (Микула Селянинович).

2. (Былина внушает уважение к черному, тяжкому труду землепашца, поэтизирует труд пахаря).

3. (Прием называется гипербола – средство художественного изображения, основанное на преувеличении).

4. (Церковь была построена в честь Миколы Можайского, который научил купца, как выбраться из палат морского царя).

5. (Два раза).

6. (Садко).

7. (Мать наказывала Добрыне Никитичу).

8. (Тема защиты родной земли от внешних и внутренних врагов).

Спасибо за внимание!

Молодцы!

multiurok.ru

Презентация. “Былины как жанр устного народного творчества”, 7 класс

Выполнил:

Мышкин Игорь

ученик 7 класса

под руководством:

Саниной Екатерины Павловны, учителя русского языка и литературы МАОУ «Баженовской СОШ №96»

Искусство народных мастеров стало легендой, его власть простёрлась и на наше время. В. Аникин Подлинную историю народа нельзя знать, не зная устного народного творчества. М. Горький

Былина – жанр русского народного эпоса, песни-сказания о богатырях, народных героях, сложенные в Древней Руси, отразившие историческую действительность, главным образом XI – XVI веков.

Былины, по обычаю передавались из уст в уста. Их сказывали сказители-гусляры, которые ходили из города в город.

Произведения народного эпоса исполнялись напевно, речитативом с соблюдением особого ритма, в сопровождении струнных музыкальных инструментов. Напевы былин торжественны и величавы.

Сходства и различия былин и сказок

Сказка

Былина

Сходство

Устная форма, существуют с древних времен, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты.

Различия

Зародилась раньше

Основная черта – вымысел

В прозаической

Сказки рассказывали

Виды: волшебные, о животных, бытовая.

Запечатление исторической реальности в обобщенных образах, песенно-стихотворная форма, пели в сопровождении гуслей, виды: героические и социально-бытовые, рифмы нет, но есть созвучия в окончаниях слов.

БЫЛИНА

Повествует о значительных событиях

Рассказывает о поступках народных героев-богатырей

Отражает исторические события Древней Руси

Киевские

Новгородские

Действие происходит в Киеве или около него.

Тема-защита Руси от кочевников.

Идея-Киев-центр русских земель.

Г ерои: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, враги: татаро-монголы (Соловей-Разбойник, Тугарин Змей…)

Показана жизнь второго центра Руси – Новгорода.

Нет вражеских нашествий, они рисуют жизнь мирную, хотя и отнюдь не простую.

Тема: быт, торговля, ремесла.

Герои: Садко(морск.царь), Василий Буслаев

Эпические герои – это былинные герои, обладающие незаурядной физической силой, воинской доблестью и мудростью.

Богатырь – собирательный образ, создаваемый на реальной основе.

  • – Виктор Васнецов. Богатыри (Три богатыря). 1898. Холст, масло. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.
  • В. Васнецов.
  • «Иван-Царевич

на сером волке»

  •   «Да, были люди

в наше время,

Не то, что нынешнее

племя: Богатыри  

— не вы!»

М.Ю.Лермонтов,

«Бородино».

  • Н.В.Гоголь. Тарас Бульба.

Святогор

Обладает сверхъестественной силой, под его тяжестью прогибается земля, силы в нём слишком много, за что богатыря не может носить Мать-сыра-Земля, и он гибнет.

Вольга Святославич

Сын княжны и Змея Горыныча, который унаследовал от отца способность превращаться в зверей и птиц. В детстве стремился стать мудрым. С 12-ти лет возглавляет воинскую дружину.

Микула Селянинович

Этот богатырь не воин, а пахарь. Мать-сыра-Земля его любит и помогает ему, поэтому крестьянин Микула может посрамить и Святогора, и Вольгу. Микула олицетворяет силы народные: сегодня он мирно трудится на пашне, а завтра, если придут враги на Русскую землю, возьмётся за меч.

Добрыня Никитич

Доблестный воин, умеющий также хорошо петь и играть на гуслях; не знает себе равных в игре в шахматы. Добрыня – змееборец, олицетворение вежливости и изящного благородства.

Илья Муромец

Родился в городе Муроме, в селе Карачарове. Прославив себя ратными подвигами, победив Соловья-разбойника и Идолище поганое, Илья становится первым богатырём князя Владимира, его признают за главного другие русские богатыри. Олицетворяет спокойную и уверенную в себе силу.

Алёша Попович

Сын священника из города Ростова на богатырской службе удивляет не столько силой, сколько удалью, находчивостью, хитростью. Сметливый ум помогает этому озорному пересмешнику подчас больше, чем меч-кладенец.

Садко

Историческим прототипом героя был новгородский купец Садко Сытинец. Былинный C адко – человек торговый, путешественник, умеющий замечательно играть на гуслях.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

kopilkaurokov.ru

Презентация по литературе на тему “Устное народное творчество”

Инфоурок › Литература ›Презентации›Презентация по литературе на тему “Устное народное творчество”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Устное народное творчество Максимова Г.Г. Учитель русского языка ГБОУ СОШ №156 с углубленным изучением информатики

2 слайд Описание слайда:

Устное народное творчество Тип урока: урок обобщения изученного по теме «Фольклор». Технологии: интегративная, игровая, ММТ; методы: погружения, проектов Виды учебной деятельности. Рецептивная: слушание аудиозаписи; репродуктивная: повторение, обобщение изученного, ответы на вопросы; исследовательская: сопоставление различных фольклорных жанров, анализ художественных средств; творческая: создание «сказки о сказочнике», описание картин. Оборудование : презентация, раздаточный материал( лист с загадками), аудиозапись.

3 слайд Описание слайда:

Цели урока Познавательная: систематизировать знания учащихся по теме « Фольклор» Воспитательная: способствовать формированию чувства сопричастности к историческому прошлому Развивающая: развивать речеведческие навыки, расширять словарный запас

4 слайд Описание слайда:

Элементы содержания: Неисчерпаемая народная мудрость и эстетическое богатство русского фольклора. Художественные особенности сказок и загадок. Занимательность и юмор детского фольклора. Афористичность малых фольклорных жанров; вариативность фольклора. Связь авторского искусства с народным.

5 слайд Описание слайда:

«Подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества»… М. Горький

6 слайд Описание слайда:

Содержание: Мифы и мифология Что такое фольклор? Фольклорные жанры Использованная литература В.Я. Коровина «Читаем, думаем, спорим».Москва «Просвещение»1996 год. Русское народное поэтическое творчество. Под ред. Н.И.Кравцова. М., 1971 год. Фольклор народов России. Под ред. Н.М.Смирнова. М.,2002 год.

7 слайд Описание слайда:

Мифы Предание, передающее представления древних народов о происхождении мира и различных явлений природы, о богах и легендарных героях. Вымысел, выдумка, нечто фантастическое, нереальное, неправдоподобное

8 слайд Описание слайда:

Классификация мифов Космогонические ( о творении Вселенной) Антропологические ( о создании человека) Этимологические (о происхождении вещей и природных объектов) Календарные ( связаны с сезонностью работ, обрядами, поверьями, приметами) Героические (о подвигах героев) Тотемические ( о животных – покровителях рода) Содержание

9 слайд Описание слайда:

Фольклор – народная мудрость Любое народное искусство (танцы, музыка, резьба по дереву и пр.) Устная словесность , устное поэтическое творчество.

10 слайд Описание слайда:

Отличительные черты фольклора: Устная форма Опора на традиции Народность Коллективность Вариативность Непосредственный контакт исполнителя (творца) и слушателя

11 слайд Описание слайда:

Жанры фольклора. В фольклористике принято различать жанры фольклора в зависимости от их принадлежности к эпосу, лирике и драме. Содержание

12 слайд Описание слайда:

Фольклористика – наука, изучающая фольклор.

13 слайд Описание слайда:

Эпос – род литературы, в котором объединены произведения, повествующие о событиях, внешних по отношению к автору. Лирика – род литературы, в котором автор выражает свои чувства. Драма – род литературы, в котором изображается некоторый конфликт, противоречие.

14 слайд Описание слайда:

Жанр – вид художественного произведения, например басня, лирическое стихотворение, повесть.

15 слайд Описание слайда:

Фольклорные жанры. Детский фольклор: пестушки, потешки, дразнилки, считалки, загадки. Календарно-обрядовый фольклор: песни, танцы, заговоры. Пословицы, поговорки Сказки Предания Былины

16 слайд Описание слайда:

Календарно-обрядовый фольклор – это песни, танцы, различные действия, которые исполнялись во время обрядов календарного цикла (колядки, веснянки, масленичные песни, заклички, хороводные песни и др.)

17 слайд Описание слайда:

Малые жанры фольклора. «..в них есть все: издевка, насмешка, попрек, словом – все шевелящее и задирающее за все живое» Н.В.Гоголь Пословица Содержит законченную мысль. Поговорка Часть суждения без вывода.

18 слайд Описание слайда:

Приметы сказки: вымысел, занимательность, поучительность. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Сказочные «премудрости» : присказка, зачин, концовка, повтор, постоянные эпитеты.

19 слайд Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда:

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях.

23 слайд Описание слайда:

Былины. Произведения о русских богатыр

infourok.ru

Презентация по литературе: “Устное народное творчество”.

Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал её художественных средств и приёмов.

Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся[источник не указан 358 дней] пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по литературе: “Устное народное творчество”.»

1.

2.

Фольклор – (от англ. «народная мудрость») устное народное творчество.

3.

4.

Фольклор – неотъемлемая часть народного быта.

5.

Фольклор сопровождал все важные события народа.

6.

7.

8.

Календарно-обрядовый фольклор:

  • Рождество;
  • Колядки;
  • Святки;
  • Масленица;
  • Пасха;
  • Весенне-летние песни;
  • Иван Купала;
  • Жнивные песни.

9.

От чего оберегала жгучая крапива?

10.

Обряд какого праздника

изображен на картинке?

11.

Какая звучит композиция?

12.

Для чего русский народ прыгал через костер, держась за руки?

13.

14.

Для чего люди

купаются в проруби зимой?

Символом чего

является сжигание чучела?

15.

К какому фольклору относятся элементы, изображенные на картинках?

16.

Что изображено на картинке?

17.

18.

Для чего искали

это растение в лесу ночью?

19.

В какой праздник

дети на Руси ходили по домам?

20.

Что изображено на картинке?

21.

Определение

Характеристики

понятие

Примеры

Противоположные примеры

Домашняя работа.

22.

kopilkaurokov.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *