Дети, особенно девочки очень любят цветы. Мир флоры очень разнообразен и цветы это огромная часть этого мира. Они бывают домашними и полевыми, они могут расти в лесу, или в огороде. Цветы могут быть настолько разными по окрасу, что иногда не хватит цветных карандашей, чтоб их изобразить. Но для ребенка нет ничего невозможного, поэтому предлагаем окунуться в мир детских рисунок на тему цветов.
Дорожка из цветов.
Дети — цветы жизни.
Части цветкового растения.
Ромашка.
Трава под натиском ветра рисунки 6 класс.
Картинки цветов для детского сада.
Комнатное растение в горшке.
Ваза с цветами.
Простой детский рисунок цветов.
Уход за комнатными растениями.
Садовые цветы.
Кактус рисунок карандашом.
Алоэ.
Раскраска.
Подснежники.
Цветочная клумба.
Цветы картинки для детей.
Георгин.
Букет цветов.
Паспорт лечебных трав. Крапива.
Ирис.
Букет цветов красками.
Крокус.
Кувшинка.
Гвоздика.
Мак.
Нарцисс.
Орхидея.
Подсолнух.
Ваза с сиренью.
Роза.
Сирень.
Окружающий мир. Мята.
Тюльпан.
Изучаем части растений.
Садовая клумба.
pickimage.ru
Трудно представить себе нашу жизнь без комнатных растений. В дошкольном учреждении они не только радуют малышей своими прекрасными цветочками и благоуханием, но и делают воздух чище, препятствуют размножению бактерий, а также самым лучшим образом влияют на детскую психику. Процесс ухода за комнатными цветами формирует у ребят самостоятельность и ответственность. Они видят результаты своего труда, осознавая причинно-следственные связи (состояние растения и факторы окружающей среды). Кроме того, дошкольники очень любят рисовать комнатные растения, особенно с натуры, передавая в процессе творчества их характерные особенности строения и цветовой окраски. Как провести занятие по рисованию растений в подготовительной группе, какие идеи и приёмы можно применять.
Изображение комнатного растения в подготовительной группе интересно тем, что по этой теме можно практиковать рисование с натуры. А ведь, это ведущий метод обучения в школе. Для такого занятия педагог выбирает экземпляр с достаточным количеством листьев. Если это цветущее растение, то желательно рисовать его в период цветения. То же самое можно сказать и о рисовании с опорой на фотографии или картинки.
Отметим, что если сравнивать со школьной методикой, то при изображении комнатных растений в подготовительной группе не ставится задача создания объемного изображения, передачи светотени, сложного ракурса.
Зрительно обследуя натуру, дошкольники при помощи наводящих вопросов педагога выделяют ее ключевые особенности. У воспитанников подготовительной группы уже достаточно опыта, чтобы проанализировать общую форму растения, его составных частей (стебля, листьев, цветов) только лишь на основе зрительного восприятия без участия прочих органов чувств. Отметим, что для рисования детям предлагается знакомое растение, которое они ежедневно могут наблюдать в уголке природы.
Рассматривая растение, воспитатель обращает детское внимание на то, что разные его части неодинаковы по цвету: ребята выделяют наиболее светлые и темные элементы. При этом педагог напоминает, с помощью каких приемов это можно отразить в рисунке.
Что касается образца воспитателя, то в подготовительной группе он практически не используется — практикуется лишь частичный показ приемов рисования. Это позволяет избежать шаблонного изображения.
При рисовании с натуры в процессе творчества ребята должны сравнивать свою работу с натурой или картинкой, чтобы вовремя обнаружить и исправить ошибки.
Поскольку неотъемлемый атрибут образа комнатного растения — это горшок, то его рисованию также нужно уделить внимание. Необязательно повторять представленную на картинке или натуре форму, цвет и орнамент. Пусть при изображении горшка дошкольники проявят творческую самостоятельность: окрасят его в свой любимый цвет, придумают оригинальный узор.
По окончании работы воспитатель обязательно рассматривает получившиеся рисунки вместе с детьми. В ходе анализа следует отметить работы, которые наиболее приближены к натуре, выполнены аккуратно, передают цветовую палитру растения. Кроме того, следует оценить композицию рисунков — насколько удачно изображение размещено на листе. Педагог выслушивает мнение воспитанников, а затем высказывает свою точку зрения — показывает работы, которые понравились ему, и аргументирует свое мнение.
Рисовать комнатное растение в подготовительной группе можно самыми разными материалами. Яркие и насыщенные рисунки получаются с помощью гуаши. Более нежно смотрятся акварельные работы, предполагающие плавные переходы оттенков.
Комнатные растения также можно рисовать цветным карандашами или восковыми мелками, уделяя внимание отображению разных оттенков. Можно попробовать также предложить ребятам и графический рисунок.
Основа при рисовании на данную тему выбирается стандартная. Если на занятии дошкольники используют краски, то предварительно нужно затонировать бумагу в бледные пастельные тона (розоватый, голубоватый, желтоватый и пр.). Перед началом рисования важно продумать расположение листа бумаги: если объект изображения — растение, ориентированное вертикально (например, сансевьера, амариллис или бегония), то соответственно нужно расположить и основу. Если же детям предстоит рисовать хлорофитум с его многочисленными свисающими стеблями или композиция включает в себя два растения в горшочках, то целесообразно будет расположить лист бумаги горизонтально.
При рисовании в традиционной технике изображение комнатного растения лучше начать с легкого карандашного наброска — обозначить контур предмета, его основные части, соблюдая при этом пропорции. Конечно, дошкольнику проще рисовать элементы образа последовательно, но это часто ведет к несоблюдению пропорций. К тому же в подготовительно группе дети должны воспринимать объект целостным, выделяя ключевые черты его формы. После предварительного наброска ставится задача максимально точно передать детали растения.
Хорошим подспорьем для ребенка являются схемы поэтапного рисования. Благодаря им у дошкольников вырабатывается алгоритм изображения.
Воспитанники старшей группы уже хорошо владеют приемами традиционного рисования. Работая с красками, крупные детали комнатного растения они закрашивают всем ворсом кисти, мелкие же (лепестки и сердцевину цветка, рисунок листьев, орнамент горшка) прорисовывают кончиком, держа кисть практически вертикально).
Для изображения цветов обычно требуется широкий спектр цветов (большей частью нежные пастельные тона), поэтому ребята отрабатывают приемы смешивания красок для получения новых интересных оттенков.
При работе с цветными карандашами нужно добиваться аккуратной штриховки однонаправленными движениями. Регулируя силу нажима, дошкольники передают разные оттенки одного цвета. Кроме того, при рисовании комнатного растения можно создать красивый образ, используя несколько карандашей одного оттенка, например, зеленого.
Для реалистичного изображения листьев используются четыре оттенка зеленого цвета
На занятии по изобразительной деятельности педагог уделяет внимание композиционному решению детских рисунков. Так, растение нужно рисовать крупно, во весь лист. Кроме того, внимание дошкольников нужно обратить на то, как правильно изобразить лист, который заслоняет собой другой. Чтобы листики не сливались друг с другом, нужно использовать разные оттенки зеленого цвета.
Такая тема изобразительного творчества, как «Комнатные растения», заключает в себе большие возможности для использования нетрадиционных техник рисования. Например, мелкие цветочки хорошо изображать с помощью ватной палочки. При этом чтобы отпечатки получались ровными и круглыми, нужно держать ее строго вертикально и хорошо прижимать к листу бумаги.
Лепестки растения нарисованы с помощью ватных палочек
Для рисования кактуса часто используется ладошковая живопись. Изображение дополняется колючками и цветочками, нарисованными традиционным способом.
Ладошковая живопись сочетается с традиционным рисованием
Если подключить фантазию, то это растение можно изобразить и с помощью кляксографии. Вначале карандашом обозначается горшок и растущий в нем кактус, а затем, чтобы на растении получились мелкие ответвления, колючки, нужно дуть на него из трубочки, покачивая ею из стороны в сторону.
С помощью кляксографии получаются очень реалистичные колючки
Интересная техника — рисование по мокрой бумаге. Она позволяет получить красивое размытое изображение, градиентные переходы оттенков за счет того, что краски ведут себя необычно, расплываются, выходят за контур деталей. Необычайная легкость красок, создание новых цветов непосредственно на рисунке сделают рисование комнатного растения увлекательным и волшебным.
Для работы дошкольникам потребуется губка: ею нужно смочить лист бумаги быстрыми движениями. Затем с помощью обычной кисточки наносится краска, причем прикосновение к бумаге должно быть очень легким. Для того чтобы изобразить лепестки, достаточно нескольких капель — краска расплывается, образуя красивый рисунок. Пока бумага не просохла, на каждый лепесток можно добавить пятнышки контрастного цвета, например, черное — в серединку, а зеленые — по краям.
Рисование по мокрому позволяет получить красивое чуть размытое изображение
Еще один нестандартный способ рисования заключается в использовании мятой бумаги. Перед началом работы необходимо хорошенько смять лист, но очень аккуратно, чтобы не порвать его. После этого основа расправляется и проглаживается ладошками. С помощью широкой кисти оформляется фон: однотонный или более интересный градиентный. Отметим, что на кисточку нужно набирать побольше воды и краски, чтобы излишки стекали в складки — после высыхания они станут более яркими, и работа будет выглядеть оригинально. После того как фон подсохнет, можно приступать непосредственно к рисованию растения.
Рисунок на мятой бумаге смотрится изысканно
Чтобы максимально увлечь дошкольников процессом творчества, в занятие рисованием полезно включать элементы других видов изобразительной деятельности. Такие приемы также можно использовать в рамках индивидуального подхода, предлагая украсить композицию по желанию, детям, проявляющим повышенный интерес к рисованию.
Работу сделают более оригинальной аппликативные детали. Например, кактус, нарисованный ладошками, можно украсить бумажными иголками.
Рисование с элементами аппликации
Как вариант можно предложить ребятам основу с уже готовыми аппликативными силуэтами горшков (либо они приклеят их сами). Аналогично дети могут вырезать цветочки из бумаги и украсить ими нарисованное растение.
Рисование с элементами аппликации
Рисование с элементами аппликации
Кроме того, дошкольники могут сначала нарисовать элементы растения (листья, цветы) на бумаге, затем вырезать их и приклеить к нарисованному горшку. Это позволит получить оригинальный объемный эффект (детали при этом приклеиваются не полностью).
В композицию можно включать и нетрадиционную аппликацию, например, украсить цветочный горшок пуговицами.
Рисование с элементами нетрадиционной аппликации
Что касается включения в композицию пластилиновых деталей, то здесь тоже открывается большой простор для фантазии. Это может быть красивые узоры на горшочке оформление цветка либо выделение рисунка листьев жгутиками.
Традиционно рисование комнатного растения предлагается воспитанникам подготовительной группы в первой половине года (октябрь). Основной задачей такого занятия является передать ключевые особенности растения и форму горшка. Поскольку в групповом уголке природы в старшем дошкольном возрасте представлены самые разные растения, то можно организовать рисование с натуры (воспитатель подбирает любое растение с яркими отличительными признаками).
Тему занятия можно обозначить как более конкретную, например, «Кактус», «Фиалка», «Сансевьера» и пр.
Еще один вариант — рисование по представлению на тему «Мой любимый комнатный цветок»: выбранное растение может не расти в группе, а только, например, дома у ребенка.
В подготовительной группе также можно практиковать рисование сразу двух комнатных растений. Для этого педагог подбирает экземпляры, которые отличаются друг от друга высотой стебля, окраской листьев и цветков, формой соцветий. Подходящая тема, например, «Бегония и сансевьера».
Данное занятие можно провести также накануне праздника 8 Марта или Дня Матери — нарисовать красивое цветущее растение («Фиалка», «Герань», «Амариллис», «Бегония») в подарок маме.
В подготовительной группе по-прежнему важной составляющей занятия по рисованию является игровой компонент. Необходимо с самого начала увлечь дошкольников предлагаемой темой. Например, педагог не просто приглашает детей рассмотреть комнатные растения в уголке природы, а приносит игрушку — цветочную фею, которая ведет ребят в свой волшебный сад.
Фея также может обратиться к детям с просьбой о помощи: злой чертополох похитил ее прекрасные фиалки. Если же ребята нарисуют цветы, то фея превратит их в настоящие. И фиалки снова будут радовать жителей королевства.
На занятие к дошкольникам может прийти бабушка Федора Егоровна (переодетый воспитатель). Бабушка очень расстроена: внучка подарила ей цветочек в горшке, а он завял. Дошкольники учат бабушку, как правильно ухаживать за комнатными растениями и рисуют для нее красивые цветы в горшочках.
Еще одно интересное решение — к ребятам приходит грустный Лунтик. Он рассказывает, что летом рвал на лугу цветы, а потом их выбрасывал. Его пристыдила цветочная фея, сказала, что на лугу без цветов станет скучно и некрасиво. Но Лунтик не послушался, и тогда фея разозлилась и заколдовала его. Теперь герой не может смеяться и улыбаться. Фея обещала расколдовать его, если на лугу вырастут яркие цветы. Но сейчас осень, и это невозможно. Порадовать же фею можно красивыми комнатными цветами, которые могут нарисовать для Лунтика дети.
Рисованию также может предшествовать познавательная беседа о комнатных растениях, Ребятам будет интересно узнать некоторые любопытные факты из их жизни. Оказывается, у некоторых растений вовсе нет стебля, а крупные листья начинаются прямо от корней (например, это сансевьера). Растения, как и люди, чувствуют доброту и ласку. Вот почему у одной хозяйки они хорошо растут, радуют пышными цветами, а у другой вянут даже при правильном уходе. Цветы любят заботливые руки, ласковые слова. Есть растения, которые обладают целебными свойствами, их еще называют домашним доктором — это, например, алоэ и каланхоэ. Каланхоэ помогает при ангине, головной боли. Соком же алоэ можно лечить насморк, а мякоть прикладывать к больному месту для снятия воспаления. Кстати, на эту тему у Бориса Заходера есть замечательное стихотворение:
«Алоэ»
Говорят — алоэ, алоэ, — интересно, что это такое?
Какое оно алоэ — алоэ голубое?
Доброе или злое? Маленькое или большое?
Хорошее или плохое?
Одного сослуживца папы буквально спасло алоэ.
А маминой лучшей подруге в болезни оно помогло.
И вот я увидел алоэ на комоде у тёти Зои.
На комоде у тёти Зои в горшке росло алоэ:
Зелёное, большое, но колючее и кривое.
Кстати, занятие по рисованию комнатных цветов может увлекательно закончить — подарить дошкольникам семена растений, чтобы они посадили их дома с родителями.
На тему комнатных растений существует немало экологических сказок, откуда также можно почерпнуть мотивацию к занятию. Одно из таких произведений — сказка «Бабушка Федора и Герань». По сюжету у одной ленивой и неряшливой старушки по имени Федора была в доме Герань. Бабушка не ухаживала за цветком, и он погибал: цветки завяли, листики пожухли. Земля в горшочке была сухая, а сам он давно треснул. И вот терпение Герани кончилось, и она ушла из дома.
Проснулась утром Федора и почувствовала себя плохо, неспокойно, но не могла понять, что с ней. Тут из-за печки появилась мышка и рассказала бабушке, что плохо ей из-за того, что в доме больше нет Герани. Ведь, это особенное растение: оно лечит человеческую душу. Федора пожалела, что не ухаживала за Геранью. Мышка объяснила, что нужно поливать цветок, рыхлить землю, подпитывать корни. Герани нужно много солнечного света, а окно в доме пыльное и грязное. Бабушка пошла искать Герань, долго ходила и, наконец, нашла ее на полянке льющую слезы. Герань простила Федору, и они вернулись домой. Бабушка посадила растение в новый горшочек, насыпала свежей земли, полила, вымыла окно, чтобы в комнате было много света. И счастливая Герань зацвела, наполнив весь дом чудесным ароматом.
Иллюстрация к сказке «Бабушка Федора и Герань»
Прочитав ребятам сказку, воспитатель может еще раз закрепить с ними правила ухода за комнатными растениями и предложить им изобразить прекрасную ухоженную Герань на фоне окна с красивыми шторами.
Другому растению посвящена сказка «Цветок кактуса» Марии Скребцовой. Действие происходит в знойной пустыне, где в семье кактусов родился еще один ребенок. Детей здесь воспитывали в строгости, потому вырастали они выносливыми и суровыми, они видели лишь одну каплю воды в неделю. Но наш герой оказался не похожим на своих молчаливых братьев и маму: он задумывался о многих вещах и задавал вопросы всем вокруг: кактусам, солнцу, пескам, ветру, звездам. Ему было интересно, например, почему небо так редко плачет, ведь его слезы так нужны пустыне, или можно ли потонуть в песках.
Пески рассказали кактусу про людей, с ними было связано много веселых, грустных и даже страшных историй. Он стал мечтать встретиться с ними. И вот однажды люди появились в пустыне. Им не понравилось здесь, а кактусы они назвали уродливыми по сравнению с прекрасными луговыми цветами.
Кактус впервые осознал, что он некрасив, и заплакал. Люди обратили на него внимание. Они приблизились к кактусу, но на лицах их было восхищение. Люди называли растение белоснежным чудом, сокровищем, говорили, что от него исходит чарующий аромат.
Оказалось, на колючем кактусе распустился прекраснейший цветок, который озарял все вокруг дивным светом и благоуханием. Кактус был счастлив, что его цветок открыл в людях душу.
После знакомства с такой красивой философской сказкой детям наверняка захочется нарисовать цветущий кактус в симпатичном горшочке.
Иллюстрация к сказке М. Скребцовой
Задача педагога — подобрать увлекательные физкультминутки, связанные с растительной темой. Приведем возможные примеры.
Физкульминутка «Кактус
Физкультминутка «Цветочная зарядка»
Пальчиковая гимнастика «Цветы»
Дошкольники создают очаровательные образы фиалок. Так, красивы и оригинальны комнатные цветы, нарисованные на мятой бумаге, с детально прорисованными лепестками, каждый из которых (будь то желтый или голубой) имеет ободок темно-синего цвета («Фиалка для феи цветов», «Голубая фиалка в подарок фее»). Лепестки фиалок в детских работах в детских работах предстают и в других цветах: нежно-сиреневом («Красавица фиалка»), бордовом («Вот такая фиалка»). Композиция «Красавица фиалка» заслуживает особого внимания: на ней изображено растение с красивыми крупными листьями, очень изящными цветками. Отметим очень приятный нежный фон — окно с голубыми шторами.
Реалистично нарисовано комнатное растение сансевьера на детских работах с его характерной формой и рисунком листьев. В композиции «Пышная сансевьера» привлекает внимание светло-зеленая окантовка листьев, а на рисунке «Щучий хвост» четко выделяются поперечные полоски более темного цвета, похожие на окраску одноименной хищной рыбы.
Кактус замысловатой формы представлен на рисунке «Колючий кактус». Образ растения составлен из разнонаправленных овалов. Кроме того, отметим затейливый орнамент желтого горшка из точек и волнистых линий.
Также красиво оформлен цветочный горшочек в работе «Мое любимое комнатное растение»: различные виды орнамента на нежно-голубом фоне.
Полезно давать ребятам задание нарисовать сразу два не похожих друг на друга комнатных растения («Бегония и сансевьера»). Это помогает дошкольникам более четко обозначить характерные признаки каждого.
Красивая и колоритная герань изображена на одноименном рисунке. Акцент здесь сделан на крупные ярко-красные цветы на высоком стебле.
На занятиях в детском саду ребята рисуют не только растения, представленные в уголке природы, но и те, которые растут у них дома. Такова, например, работа «Денежное дерево». Растение изображено мощным, развесистым, с характерным строением листьев.
Очень аккуратная композиция – «Мой любимый комнатный цветок». Мы видим здесь необычную форму горшка, а само растение красиво раскинуло свои длинные стебли с ярко-красными цветками на концах.
https://youtube.com/watch?v=Xo0cZb9RvOE
Комнатные растения — неотъемлемая часть жизни дошкольников в детском саду. Радуя детей своей приятной окраской, затейливой формой цветов и листьев, они делают интерьер групповой комнаты уютным и красивым. Это особенно актуально для холодного сезона, когда на улице нет свежей зелени. Задача педагога — вызвать интерес воспитанников к рисованию комнатных растений, каждое из которых по-своему неповторимо: имеет свою длину и толщину стебля, рисунок и окраску листьев и цветов. Поэтому такие творческие занятия развивают эстетическое восприятие, чувство формы и цвета. Кроме того, рисование объекта природы всегда способствует более углубленному его познанию.
Если у вас возникли сложности или проблемы – вы можете обратиться к сертифицированному специалисту, который обязательно поможет!
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, рерайтером, ведения сайта, имеется педагогический стаж. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!paidagogos.com
В старшей группе изобразительные навыки дошкольников совершенствуются. Более выразительным становится предметное рисование, дети уже способны создавать вполне реалистичные образы, используя для этого самые разные средства. Если раньше они рисовали цветы и деревья примитивной, в основном симметричной формы, то теперь это более сложная натура — комнатные растения с характерным строением стебля, листьев и цветков.
При рисовании комнатных растений обычно используется основа в виде белого листа формата А4, причем, лучше располагать его вертикально.
Изображать комнатные растения можно акварельными красками (в этом случае воспитатель заранее тонирует основу в пастельные оттенки). Акварель в данном случае более предпочтительна, чем гуашь, поскольку данная композиция не требует слишком ярких тонов. Внимание акцентируется на прозрачности цвета и плавном переходе оттенков.
Комнатные растения также рисуют и цветными карандашами. Цветочная тематика предрасполагает также к использованию восковых мелков — получается композиция нежной цветовой гаммы.
Отметим, что во всех случаях контур самого цветка и горшка лучше всего сначала обозначить простым карандашом. Это позволит сделать образ более реалистичным и гармонично расположить его на листе бумаги (откорректировать размер).
В старшей группе дошкольники совершенствуют традиционные приемы рисования. Работая карандашами, они добиваются более тщательной штриховки (справа налево либо сверху вниз), не выходящей за контур. Кроме того, карандашом можно передавать различные оттенки цвета, регулируя при этом силу нажима.
Если же ребята изображают комнатные растения акварелью, то они отрабатывают движения кисти: для получения широких линий к бумаге прикладывается весь ворс, а тонкие элементы (например, сердцевина и лепестки цветка, орнамент горшка) прорисовываются кончиком кисточки.
Для того чтобы передать характерную окраску растения, в старшей группе расширяется спектр цветов, с которыми работают дети. Они учатся приемам смешивания красок, особенно интересные пастельные тона получаются в результате разбавления основного цвета белым.
Что касается изначальной прорисовки контура простым карандашом, то дети должны добиваться легкого нажима, чтобы при закрашивании не оставалось грубых линий.
Образец в старшей группе при предметном рисовании используется только для объяснения приемов рисования. Когда же ребята приступают к самостоятельной деятельности, воспитатель убирает его, оставляя только натуру — комнатное растение.
Отметим, что полный показ рисунка в старшей группе зачастую не требуется, какую-то часть работы педагог всегда оставляет для самостоятельного решения дошкольниками. Например, если цель занятия — изображение герани, то воспитатель может показать только, как изображать соцветие-корзиночку способом примакивания. Остальные же элементы композиции — стебель, листья, горшок ребята вполне способны выполнить без демонстрации.
Чтобы дошкольники лучше уяснили задание и привнесли в композицию творческий элемент, хорошо продемонстрировать им 2–3 образца, сравнив их между собой. При анализе детских работ педагог отмечает те, где есть элементы творчества.
Чтобы убедиться, что дети поняли объяснение, педагог обычно интересуется у кого-то из них, с чего нужно начать рисование. В начале же самостоятельной деятельности воспитатель прежде всего направляет тех, кто начал работу неправильно.
Отметим, что при изображении растений, в том числе и комнатных, в старшей группе часто используются нетрадиционные техники. Иногда они представлены в работах не в чистом виде, а частично включаются в традиционное рисование. Так, например, цветки герани можно оригинально изобразить с помощью ватных палочек. А чтобы передать форму кактуса, уместно будет рисование с помощью ладошек.
Интересный эффект получается при рисовании половинкой картофеля (предварительно прорисовав на ней линии острым предметом), которая окунается в краску и плотно прижимается к листу бумаги. Таким способом можно передать красивый рисунок листьев.
Еще одно необычное решение для изображения цветка — рисование пальчиками. Или трафаретное изображение с помощью поролона и краски.
Дошкольникам 5–6 лет уже доступно печатание листьями, требующее хорошей координации движений. Листик покрывается гуашью, а затем прикладывается окрашенной стороной к основе. Таким способом можно изобразить, например, фиалку с ее крупными листьями, остальные же части композиции дорисовываются кистью.
При рисовании комнатных растений уместно задействовать дополнительные средства изобразительной деятельности. Так, цветкам можно придать эффектную объемность, выделив сердцевину с помощью пластилиновых шариков. Пластилиновыми жгутиками также можно выделить рисунок листьев. Аппликативные элементы же создадут красивый орнамент на цветочном горшке.
В старшей группе у некоторых детей явно просматриваются способности к художественному творчеству. Таких ребят нужно поощрять, чтобы их интерес к рисованию усиливался. Например, им можно предложить дополнить изображение комнатного растения каким-либо фоном, например, окошком с подоконником. Другой вариант — нарисовать красивую салфетку, на которой стоит горшочек.
Рисование комнатного растения обычно предлагается воспитанникам старшей группы в начале учебного года (сентябрь). Однако можно провести это занятие и в любое другое время. Лучше всего приурочить такое рисование к соответствующей теме по изучению окружающего мира.
В качестве конкретных тем для рисования можно предложить такие, как «Фиалка», «Космея», «Кактус», «Азалия», «Папоротник», «Щучий хвост», «Герань». Также детям старшей группы вполне можно предоставлять возможность выбора растения, которое они будут изображать.
Дошкольники 5–6 лет уже имеют более широкий кругозор, в рисунке они могут передавать сходство и отличия похожих предметов. Поэтому можно дать детям задания нарисовать сразу два комнатных растения, отличающихся друг от друга высотой, формой листьев, цветков. Например, это может быть щучий хвост и герань.
Герань и щучий хвост
Поскольку темой занятия будут именно комнатные цветы, то особое внимание нужно уделить рисованию горшка. Он может иметь красивый цвет либо украшен интересным орнаментом, который опять-таки дошкольники придумывают самостоятельно.
Рисование комнатных растений можно приурочить к 8 марта — нарисовать красивую композицию в подарок маме. В этом случае будет особо уместно использование нетрадиционных техник и дополнительных материалов. Подарок можно оформить в виде открытки.
Рисование ладошками
Открытка для мамы
Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Поэтому тему для занятия нужно, так или иначе, интересно обыгрывать. Например, дети очень любят перевоплощаться в представителей разных профессий. В данном случае нужно предложить им «превратиться» в художников, которые будут рисовать предметы (комнатные растения) с натуры. А после того, как ребята закончат работу, устраивается вернисаж.
В гости к ребятам может прийти какой-нибудь сказочный персонаж (игрушка), например, фея, которая никогда не видела комнатных растений. Мотивацией для детей будет желание сделать ей подарок — нарисовать цветы, которые будут приносить ей радость и очищать воздух в ее доме.
Игрушка для сюрпризного момента
Педагог может поинтересоваться, какие комнатные растения есть у детей дома, кто за ними ухаживает.
В начале занятия или накануне нужно рассмотреть с детьми комнатные растения в группе, обращая внимание на форму листьев, окраску цветков, высоту и толщину стебля. Педагог рассказывает детям о ключевых особенностях каждого растения: любит ли оно солнце, нуждается ли в частом поливе. Также следует отметить, что каждый цветок имеет горшочек, который также отличается один от другого.
Рассматривание комнатного растения
Также не будет лишним повесить на доске плакат, фотографии либо тематические картинки «Комнатные растения».
Тематические картинки
Плакат для ДОУ
Мотивацию к рисованию можно задействовать из литературного произведения про комнатные растения, которое воспитатель прочитает ребятам в начале занятия. Так, очень познавательна сказка, которую придумала старший воспитатель Голышевская Н.М. (город Барнаул) «Зеленый Ежик», в ней дошкольникам ненавязчиво объясняются особенности различных комнатных растений. Главный герой произведения — маленький кактус Кактусенок по прозвищу Зеленый Ежик. Несмотря на свою внешнюю колючесть, он очень добрый и отзывчивый. Недавно хозяйка отделила его от мамы, пересадив в другой горшок. Кактусенок оказался среди незнакомых растений, но он очень любознателен и хочет завести себе друзей. Вначале он знакомится с денежным деревом (толстянка древовидная), которое рассказывает Зеленому Ежику о своем происхождении — оно родом из Африки, поэтому очень любит солнце. Следующий сосед — маранта с очень красивыми листьями, пятнистыми с красными жилками. Она, наоборот, боится слишком яркого солнца, зато любит влажность, и хозяйка часто опрыскивает ее листья теплой водичкой. С приближением вечера и перед дождем Маранта сворачивает свои листья. Затем Кактусенок знакомится с саньсевьерой, или «щучьим хвостом» — его темно-зеленые листья по форме напоминают меч, а светлые поперечные полоски похожи на рыбью чешую.
Хозяйка приносит в комнату еще одно растение — папоротник. Она сообщает своим питомцам, что он не только украсит интерьер, но и будет защищать воздух от пыли и вредных веществ. И хотя папоротник никогда не цветет, он радует глаз своими красивыми листьями. «Новичок» быстро освоился и с гордостью рассказал своим новым соседям, что папоротники обитали на Земле с самых древних времен, вместе с динозаврами.
После прочтения такой сказки хорошо закрепить с детьми полученные из нее знания, а затем попросить нарисовать понравившегося персонажа произведения. При этом можно обыграть задание и предложить ребятам (по желанию) придать растению человеческие черты — нарисовать ему глазки, улыбку и т.д.
Персонаж сказки
Фото комнатного растения
Еще одна сказка про комнатные растения – «Азалия и белый кот» Л.В. Скребцовой. Там повествуется о доброй женщине Марии. Она жила вместе с белым пушистым котом, который дома всегда был в центре внимания. Но однажды перед Рождеством Мария зашла в цветочную лавку и купила себе комнатное растение — розовую азалию со множеством нежных бутончиков. Цветок был прекрасным, словно освещал все вокруг радостным светом, гости не могли отвести от него глаз. Мария тщательно за ним ухаживала, и Азалия каждую неделю радовала хозяйку новыми чудесными цветочками.
Кот же был очень обижен, становился все более мрачным. Он ждал, чтобы цветки Азалии поскорее завяли — тогда ничего не останется от ее красоты. Однажды Мария распахнула окно, чтобы дать растению подышать свежим воздухом. Кот же не переносил стужи и прыжком захлопнул окно. Когда хозяйка вернулась в комнату, Азалия не выдала кота.
На другой день зверек стал гоняться за солнечным зайчиком и нечаянно разбил на полке красивый горшочек. Кот растерялся, но Азалия нежным голосом предложила ему спрятаться за ее зеленой спинкой. Растение так разрослось к тому времени, что кот за ним совершенно не был виден. Когда в комнату вошла Мария, она подумала, что во всем виноват резкий ветер. С этого дня кот и Азалия подружились. Красавица была счастлива, что приобрела верного друга, а он оберегал ее, как только мог.
Фото комнатного растения
Персонаж сказки
Эта добрая сказка помогает в воспитании в детях таких качеств, как доброжелательность, взаимопомощь, внимание друг к другу. После ее прослушивания ребята с удовольствием нарисуют красавицу азалию. Как более сложный вариант можно предложить дошкольникам сюжетную композицию — изобразить комнатный цветок и кота, который сидит рядом с ней либо прячется за растение.
В начале занятия по рисованию комнатных растений хорошо почитать детям стихотворения о них. Подойдут следующие произведения.
Е. Благинина «Огонёк»
Хрустит за окошком
Морозный денёк.
Стоит на окошке
Цветок-огонёк.
Малиновым цветом
Цветут лепестки,
Как будто и вправду
Зажглись огоньки.
Его поливаю,
Его берегу,
Его подарить
Никому не могу!
Уж очень он ярок,
Уж очень хорош,
Уж очень на мамину
Сказку похож!
Елена Благинина «Герань»
Герань на подоконнике
Раскрыла лепестки
И венчик спиц зелененьких
Развесил огоньки.
Когда мне грустно станет,
Весенним вечерком
Тогда цветок герани
Пусть светит маячком.
Н. Нищева
Катя леечку взяла,
Все цветочки полила.
Пусть попьют водички
Цветочки-невелички.
Мягкой тряпочкой листочки
Протирала наша дочка,
Пыль дышать мешает,
Поры закрывает.
Острой палочкой взрыхлила
Землю всю в горшочках.
Катя — умница большая,
Маленькая дочка.
Юнна Мориц «Цветок»
У меня живёт цветок.
Он бы море выпить мог.
Дам ему водички —
Он глотает
И немножко расцветает.
Е. Благинина
На моем окошке настоящий сад!
Крупные сережки фуксии висят.
Лезет финик узкий — листики свежи.
А у пальмы русской листья, как ножи.
Вспыхнул угольками скромный огонек.
Весь под волосами кактуса пенек.
Прыгают синицы под окном моим.
Радуются птицы — ведь приятно им
Посмотреть на это милое окно,
Где зимою — лети,
Где цветов полно.
Тематика физкультминуток и пальчиковой гимнастики также должна быть связна с растительной темой. Приведем возможные варианты.
Пальчиковая гимнастика на тему «Цветы»
Рисование комнатных растений акварелью позволяет передать прозрачность и нежность природных оттенков. В этом плане очень привлекательные образы представлены на выставке работ, изображающих фиалки (фото 6 и 12). Очобенность данных композиций — изысканный градиентный фон.
Нецветущие растения также могут выглядеть красиво (фотовыставка «Мое любимое комнатное растение») — с помощью цветных карандашей очень реалистично передан рисунок и форма листьев папоротника, хлорофитума, сансевьеры, «денежного» дерева. Отметим также тщательную прорисовку горшка.
Изящно выглядит аммарилис на фто 1 и 3. Фломастеры делают цветовую палитру насыщенной.
Дошкольники любят рисовать кактусы (фото 4, 5, 8, 10). Часто это делается с использованием нетрадиционных техник, например, рисвоание ладошками (фото 8). Композиция на фото 4 отличается оригинальным орнаментом горшка. Замысловатый образ получился на фото 10 (кактус изображен восковыми мелками.
Дошкольники старшей группы смогли передать характерный узор листьев сансевьеры (фото 7).
Фотовыставка «Герань» (фото 9) радует разнообразием цветовой палитры горшочков.
Предметное рисование «Комнатное растение» — дошкольник изображает акварелью сансевьеру (на композиции уже есть готовый горшок).
Познаваетльное видео «Самые полезные растения для детской комнаты»
Долгосрочный проект в детском саду «Растения дарят здоровье детям»
Дети очень любят рисовать цветы, особенно девочки. В старшей группе этот процесс усложняется, композиции становятся более замысловатыми. Тема «Комнатные растения» предполагает много разнообразных вариантов, которые педагог может интересно обыграть на занятии.
Высшее филологическое образование. Опыт работы корректором, рерайтером, ведения сайта, имеется педагогический стаж. Оцените статью: Поделитесь с друзьями!paidagogos.com