Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №94
(старшая группа)
Подготовила и провела:
воспитатель 1квалификационной категории
Ешкина Юлия Анатольевна
п.Красково
Задачи:
– учить детей соблюдать правила пожарной безопасности на природе, в лесу;
– формировать знания о правильном поведении в лесу во время пожара;
– продолжать знакомить детей с работой пожарных;
– учить рисовать пожарную машину;
– воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
– чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Путаница»;
С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»; Л. Н. Толстой «Пожарные собаки», «Пожар»; В. Житков «В дыму»;
– беседа: «Профессия- пожарный»;
– беседа: «Огонь друг, огонь враг»;
– беседа: «Как вести себя при пожаре в лесу»;
– рисование на тему «Лес» (коллективная работа);
– рассматривание пожарной машины (картинки, иллюстрации, рисунки, фотографии).
Материалы: плакаты по противопожарной безопасности, рисунок с изображением леса и огня (отдельно, гуашь, кисти для рисования, стаканчики с водой, листы бумаги А-4, салфетки, игрушка.
-Ребята, отгадайте загадку:
Рыжий зверь на всех сердит
Он от злости ест дрова
Может час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь! (Огонь).
– Правильно, это огонь. Скажите, пожалуйста, а от чего происходят в лесу пожары? (От непотушенного костра, от брошенной спички, от сжигания сухой травы, от оставленных осколков бутылок в сухом лесу при солнце).
– Огонь наш друг и наш враг, без огня мы не смогли бы жить, но если не соблюдать правила пожарной безопасности, то огонь становится очень опасным и может натворить много бед. Не играйте с зажигалками и спичками. Только вначале интересно смотреть, как горит сухая трава и ветки. Скоро огонь станет сердитым и непобедимым и могут погибнуть люди и звери в лесу.
– Скажите, что нужно делать, если пожар все-таки случился в лесу? (Сообщить в пожарную службу 01, или в службу спасения 112;
если пожар небольшой, то тушить песком, землей, водой, плотной одеждой, ветками лиственных деревьев;
если пожар большой срочно покинуть это место;
прикрыть рот и нос влажной тряпкой;
если нельзя выйти из горящего леса, то нужно найти водоем и войти в него;
если загорелась одежда, то не бежать, а лечь на землю и кататься).
– Правильно, молодцы! Скажите, кто тушит пожары (Пожарные).
– Правильно.
За сутками сутки и ночью и днем
Готовы пожарные к битве с огнем
И мало отважным пожарным быть
Чтоб злой и коварный огонь победить
А следует много знать и уметь
Чтоб четко и быстро огонь одолеть!
– А какая техника помогает пожарным тушить пожары? (Пожарная машина).
– Как устроена пожарная машина? (Ответы детей).
– Давайте, ребята с вами немного отдохнем и прогуляемся по лесу.
Физкультурная пауза. Зрительная гимнастика.
– В лес зеленый мы идем (дети шагают по кругу)
Весь валежник соберем. (наклоны)
Дружно наведем в лесу (глаза вправо-влево)
И порядок и красу. (глаза вверх-вниз)
Разный мусор, всякий хлам (вращение глазами вправо)
Собираем тут и там. (вращение глазами влево)
Рубим ветки на дрова
Чтоб могла расти трава. (наклоны вперед)
Лес зеленый- общий дом (правая и левая руки поочередно в стороны)
Мы помощников зовем (вращение кистями рук)
Волк с волчицею пришли (походка волка)
Лес хвостами подмели («метут хвостами»)
– Ребята, волк мне сказал, что в лесу беда- начался пожар! Что же делать? Как мы можем помочь лесу?
Открывается демонстрационная доска, на ней рисунок с изображением леса, в лесу огонь- он прикрепляется с помощью магнита.
(Ответы детей).
– Предлагаю нарисовать пожарные машины, которые и помогут нам потушить пожар в лесу. Как мы будем рисовать пожарную машину?
Работа детей
– Посмотрите, сколько у нас получилось пожарных машин и как быстро они справились с пожаром (нарисованный огонь убирается). Как вы думаете, лесные жители и сам лес будут нам благодарны за помощь? Почему? Волк тоже говорит вам спасибо и возвращается к себе домой, в лес. Спасибо ребята, я тоже благодарю вас за помощь.
nsportal.ru
Конспект занятия по рисованию в старшей
группе
Тема: «Огонь. Знаки пожарной безопасности»
Подготовила и провела
воспитатель: Полежаева Ю.А.
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей об огне. Дать представление о роли огня в жизни человека.
2. Совершенствовать навыки выполнения изображения простым карандашом и фломастерами.
3. Закреплять умение детей располагать рисунок на плоскости листа определённой формы и размера.
4. Развивать творческие способности.
Предварительная работа:
Материалы к занятию:
Ход занятия
Часть 1. Беседа с детьми об огне, отгадывание загадки.
Воспитатель:
– Отгадайте загадку.
Рыжий зверь на всех сердит
Он от злости ест дрова
Может час, а может два
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь!
Воспитатель:
– Правильно, это огонь.
Воспитатель:
– Ребята, давайте вспомним, как выглядит огонь?
(Ответы детей).
– Верно, огонь ярко-красный с оранжевыми и жёлтыми языками, он очень горячий, всё время находится в движении: трепещет, колеблется, дрожит.
С древнейших времён огонь стал другом человека, он согревал, освещал, помогал готовить пищу, отгонял диких зверей. Но людям не удалось до конца «приручить» огонь. Если огонь вырывается из-под власти человека, он, словно огненный Змей Горыныч, поджигает и губит всё на своём пути – леса, жилища, людей, скот. С силой бушующего пламени нелегко справиться.
Воспитатель показывает иллюстрации, задает вопросы:
– Что изображено на этих картинках?
– Как вы думаете, огонь добрый или злой?
– Что же может стать причиной пожара?
(игры со спичками, не выключенные утюг и чайник).
– Правильно! Причиной пожара могут стать и детские шалости со спичками, и неисправные электроприборы, и невнимательность и забывчивость
(например, не выключенный утюг или забытая на плите посуда), плохо затушенный костёр в лесу, ёлка украшенная свечами и бенгальскими огнями.
– Как же предотвратить пожар?
(знать и помнить правила пожарной безопасности).
– Конечно, ребята, надо очень осторожно обращаться с огнём, не забывать о правилах пожарной безопасности и быть всегда очень внимательными.
-Что нужно делать, если возник пожар?
-Какой номер телефона нужно набрать, чтобы позвонить в пожарную часть?
Обобщить ответы детей.
Часть 2. Рисование знаков пожарной безопасности.
Воспитатель:
– Ребята, давайте нарисуем такой знак, который будет предупреждать, что с огнем нужно быть очень внимательным и осторожным.
(Звучит спокойная музыка).
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
(пальчиковая гимнастика)
Это наши руки, умелые такие! (Показывают свои руки, пальцы растопырены,
поворачивают ладони то от себя, то к себе).Это наши руки, руки золотые.
(Трут ладошки о ладошку). Они умеют шить, вязать, пол подметать, еще стирать. Умеют руки суп варить, пыль вытирать, тарелки мыть. (Выполняют движения по тексту). И за порядочком следить! (Разводят руками, показывают как чисто вокруг). Вот они какие — руки золотые ! (Показывают свои
руки, пальцы растопырены).
Воспитатель:
– Наш знак запрещающий, поэтому мы его нарисуем в круге с красным контуром.
Дети рисуют знаки, используя простой карандаш и фломастеры.
В конце рисования можно предложить детям поиграть.
ИГРА « ОПАСНЫЕ ПРЕДМЕТЫ»
Дети шагают на месте, воспитатель называет предметы, они опасны,
дети хлопают в ладоши (Показывает картинки).
1. Свечка
2. Зажигалка
3. Телевизор
4. Кубик
5. Утюг
6. Карандаш
7. Компьютер
8. Конструктор
9. Краска
10. Бензин
Часть 3. Анализ рисунков.
Дети делятся впечатлениями, рассказывают, что они нарисовали.
Чтение отрывка из стихотворения (воспитателем).
Знайте, в гневе он сердит:
Ничего не пощадит.
Уничтожить может садик,
Поле хлебное, твой дом
И у дома все кругом!
А взметнувшись до небес,
Перекинется на лес.
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда.
Это помните всегда!
Это помните всегда!
Сделать выставку детских работ.
nsportal.ru
Программное содержание:
Обучающие
Развивающие
1. Развивать способность делать выводы;
2. Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах
Воспитывающие
Оборудование
Демонстрационный материал: письмо с разрезанными деталями волшебного ключика, картинки сказочных героев, иллюстрация к сказке «Кошкин дом», головные уборы диспетчеров экстренных служб спасения, телефоны, картинки электроприборов, мяч, опасные предметы, аптечка, ящик, шкатулка.
Предварительная работа: чтение детям сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Кот, петух, лиса», «Приключение Буратино», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Спящая красавица», «Кошкин дом», беседа об электроприборах, разучивание стихотворения о правилах пользования опасными предметами, беседа о номерах телефонов экстренных служб, обыгрывание ситуативного разговора «Если случилась внезапно беда», «опасные предметы», разучивание игры «Если возник пожар».
Методы:
Наглядный: показ, рассматривание иллюстраций;
Словесный: вопросы педагога,, речевая игра с мячом;
Практический: ситуативная игра – разговор.
Словарная работа: экстренные службы спасения, электроприборы.
Ход занятия:
Воспитатель показывает конверт с письмом, адресованное ребятам старшей группы.
«Здравствуйте ребята, я знаю вы любите сказки. В моей сказочной стране многие герои попадают в беду, потому что не знают, как правильно себя вести в различных ситуациях! Научите их пожалуйста! Ключик я вам посылаю! Фея сказок. »
– Ну что ребята, поможем сказочным героям?
– Здесь в конверте лежат детали ключика. Его заколдовала злая колдунья, для того, чтобы его расколдовать нужно, отгадать название сказки, где герои попали в беду, не зная, как себя вести. За правильный ответ вы получите деталь ключика и сможете его расколдовать. (Силуэт ключика разрезан на 6 частей, дети должны собрать его на мольберте).
Воспитатель задает вопросы по сказкам: (за каждый правильный ответ дети получают деталь от ключа и собирают его)
· Этот герой попал в беду, потому что отправился один гулять без взрослых. («Колобок»)
· В этой сказке их съели, потому что они открыли ему дверь. («Волк и 7 козлят»)
· Его украла лиса, потому что он стал разговаривать с незнакомкой, а спасал его кот. («Кот, петух, лиса»)
· А этот герой поверил обманщикам коту Базилио, лисе Алисе. («Приключение Буратино»)
· Героиня этой сказки попала в беду, потому что разговаривала с волком и рассказала, где живет бабушка. («Красная Шапочка»)
· А в этой сказке сестра оставила брата без присмотра, а сама ушла гулять. («Гуси – лебеди»)
– Молодцы! Теперь у нас есть ключик от сказочной страны и мы можем туда попасть 1, 2, покружись, в стране сказок очутись» В сказочной стране нас солнышко встречает.
Зрительная гимнастика
Солнышко с тучками в прятки играло,
Солнышко тучки – летучки считало (круговые вращения глазами)
Серые тучки, черные тучки (влево – вправо)
Легких 2 штучки (вверх, тяжелых 2 штучки (вниз)
Тучки попрятались, тучек не стало (закрыть глаза)
Солнце на небе во всю засияло (поморгать).
Воспитатель показывает иллюстрацию сказки «Кошкин дом»
– Вы узнали эту сказку? Как называется?
– Что случилось в этой сказке? (У кошки сгорел дом)
– Как вы думаете почему? (У кошки были гости, они веселились, оставили дверцу печи открытой, огонь попал на ковер прожег его, пополз по занавескам и возник пожар)
– Кто помнит отрывок из этой сказки? (… рассказывает отрывок: «Тили – бом, тили – бом, загорелся кошкин дом, кошка выскочила, глаза выпучила, бежит курочка с ведром, а собачка с помелом)
– Кошка выскочила, глаза выпучила, почему? (Она растерялась, испугалась)
– А кто не растерялся? (Курица, она взяла ведро воды заливать пожар)
– А можно ли еще чем – то затушить огонь? (Можно засыпать песком, землей)
– А что же должна была сделать кошка, когда обнаружила пожар? (Позвонить по телефону 01, и вызвать пожарных)
– И что не забыть сказать? (Назвать точно адрес, где и что горит)
Воспитатель: Молодцы! Давайте с вами вспомним, какие службы спасения, и номера телефонов этих служб вы знаете. (Ответы детей). А сейчас мы обыграем ситуативный разговор «Если случилась внезапно беда».
Трое детей садятся за столы, у каждого одет головной убор обозначающий службу спасения (полиция, пожарная часть, скорая помощь) и рядом стоит телефон, по которому они принимают вызов. А остальные дети подходят к телефону стационарному и набирают номер телефона службы спасения где говорят что произошло и с кем.
– Отлично у вас все получилось. Отправляемся дальше?
Следующее задание «Отгадай загадку»
Есть у меня в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер “ТУ”
Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает. (Пылесос)
Я не хвас тая скажу:
Всех друзей омоложу!
Идут ко мне унылые –
С морщинками, со складками,
Уходят очень милые –
Весёлые и гладкие!
Значит, я надёжный друг,
Электрический … (Утюг)
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лёд,
Там сама зима живёт.
Навсегда нам эту зиму
Привезли из магазина. (Холодильник)
А вот этот так похож
На пропеллер самолета.
Не летает? – ну и что ж!
У него своя работа.
Свой мотор ни на мгновенье
Он крутить не устает,
В жарком, душном помещенье
Свежий ветер создает! (Вентилятор)
А она бельё стирает,
В быту очень помогает,
Сама воду наливает,
Постирает, выливает.
Прополощет, отожмёт,
Время тикает, идёт,
Лишь программу ей задай,
Порошка для стирки дай.
Вот такая,брат,картина,
Это-… (Стиральная машина.)
Этот электроприбор
Не видал я до сих пор.
В нем согреется еда
Без особого труда.
Он готовит вкусно очень
И не долго, между прочим.
Нравится мне новая
Печь …. (Микроволновая)
Хоть вместо сердца в нём мотор,
Но он – не бессердечный.
Да, с ним ворчливый разговор,
Но друг он – безупречный:
Чтоб стал прекраснее Ваш лик,
Он сделает укладку,
Подсушит волосы Вам вмиг…
О ком моя загадка? (Фен)
– Молодцы, умеете отгадывать загадки. А как одним словом называются все эти предметы? (Ответы детей). Можете ли вы подсказать нашим героям правила обращения с электроприборами. (Ответы детей). Молодцы, отлично потрудились.
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру «Если возник пожар» (Игра с мячом, мяч по кругу, играющий должен досказать последнее слово стихотворения)
Раз, два, три, четыре – у кого пожар в …. ? (Квартире)
Дым столбом поднялся вдруг. Кто не выключил …. ? (Утюг)
Красный отблеск побежал. Кто со спичками …. ? (Играл)
Помни, каждый гражданин, этот номер …. (01)
Дым увидел – не зевай. И пожарных …. (Вызывай)
Это всем должно быть ясно, что шутить с огнём …. (Опасно)
Поиграли! Присаживайтесь на стульчики. А вот ещё одна сказочная героиня. Узнали? (Красная Шапочка)
– Что случилось с героями этой сказки? (Волк съел бабушку и Красную Шапочку)
– А вы знаете эта трагедия бы не произошла если бы Красная Шапочка и бабушка знали о личной безопасности на улице и дома. Давайте скажем какие правила безопасности нарушили Красная Шапочка и бабушка. (Красная Шапочка заговорила с волком и рассказала, где живёт её бабушка. А бабушка сказала волку как открыть дверь.
Давайте сформулируем правила личной безопасности на улице и дома.
1. Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми.
2. Нельзя открывать дверь если дома одни.
3. На все вопросы и просьбы незнакомца отвечай нет.
4. Если в дверь звонит почтальон, слесарь, врач всё равно не открывай. Преступники могут переодеться в любую форму.
– Вот теперь я думаю Красная Шапочка будет поступать правильно.
– А вот ещё одна героиня сказки, Воспитатель показывает иллюстрацию к сказке. Узнали ее? (Спящая красавица).
– Что приключилось в этой сказке? (Принцесса не послушалась запрета короля, укололась веретеном и уснула вечным сном).
Давайте вспомним какие опасные предметы вы знаете? (Пила, топор, молоток, нож, иголки, кнопки, таблетки, шприц, градусник)
Ребята посмотрите, у меня на столе много всяких предметов. Посмотрите какими нельзя пользоваться категорически без взрослых? (Пила, молоток, отвёртка, гвозди, таблетки, шприц, порошки). А какими предметами можно пользоваться с осторожностью? (Нож, вилка, игла, ножницы)
Для безопасности все эти предметы надо убирать на свои места.
Помогите мне их разложить.
Дети раскладывают предметы в нужное место для хранения где должен лежать тот или иной предмет.
Инструменты (В ящик)
Таблетки (В аптечку)
Иголки, нитки (В шкатулку)
Отлично! Маргарита, расскажи правила пользования опасными предметами.
«Дома острые ножи,
Ты на место положи,
Не раскидывай иголки
Убери их все на полку.
Если ножницы достал
Убери откуда взял,
Тогда ни девочки
Ни мальчики, не порежут себе пальчики»
Ну вот я думаю, что наши герои теперь в безопасности – они, знают, как поступать!
А нам пора в группу, в группе мы нарисуем плакат «Что можно, что нельзя» и пошлём его в сказочную страну!
– «1, 2 покружись в нашей группе очутись! »
Ну, вот мы в группе!
Рефлексия:
– Вам понравилось наше путешествие?
Я надеюсь, что вы тоже запомнили все правила, которые мы с вами повторили и будете их соблюдать вместе со своими родителями. Спасибо!
Самоанализ.
Тема: «Научим героев сказок безопасности»
Интеграция образовательных областей: «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Предварительная работа: чтение детям сказок: «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка», «Кот, лиса и петух», «Приключение Буратино», «Колобок», «Гуси – лебеди», «Спящая красавица», «Кошкин дом», беседа об электроприборах, разучивание стихотворения о правилах пользования опасными предметами, беседа о номерах телефонов экстренных служб, обыгрывание ситуативного разговора «Если случилась внезапно беда», «Опасные предметы», разучивание игры «Если возник пожар».
Цель: Учить детей предотвращать опасную ситуацию с помощью знаний личной безопасности.
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
1. Развивать способность делать выводы;
2. Закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах
Воспитательная:
Словарная работа:
(Экстренные службы спасения, электроприборы).
Материал и оборудование: письмо с разрезанными деталями волшебного ключика, картинки сказочных героев, иллюстрация к сказке «Кошкин дом», головные уборы диспетчеров экстренных служб спасения, телефоны, картинки электроприборов, мяч, опасные предметы, аптечка, ящик, шкатулка.
Занятие обобщающие, с внесением нового материала соответствует возрасту детей. Проводилось в форме беседы и ситуативной игры – разговора. В самом начале занятия использовался сюрпризный момент – показ конверта с письмом от Феи сказок с силуэтом разрезанного волшебного ключика с целью эмоционального настроя детей на занятие. В основной части занятия детям давались задания на предотвращение ситуаций с помощью знаний личной безопасности. В середине занятия была проведена игра с мячом «Если возник пожар» с целью разминки и развитие связной речи детей.в конце данного занятия дети повторили и закрепили название опасных предметов и места для их хранения.
В занятии были использованы такие методы:
В ходе всего занятия, осуществлялся дифференцированный подход к детям. Общение с детьми проходило эмоционально, на протяжении всего занятия мы были партнерами. Разнообразие оборудования и материала, использованных на занятии позволили удержать внимание и познавательный интерес детей на протяжении всего занятия. Считаю, что с поставленной целью и заданиями дети успешно справились.
nsportal.ru
Перспективное планирование по ОБЖ в старшей группе.
Месяц Содержание работы (по неделям)
Сентябрь
1 неделя
Работа по ПДД
Акция «Внимание, дети!» (План работы прилагается).
2 неделя
Пожарная безопасность.
Беседа «Пожарный – профессия героическая», Чтение С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», П/и «Кто быстрее?»
3 неделя
«Безопасность в доме».Острые, колющие и режущие предметы.
Знакомство с правилами.
Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного найди». Чтение Е.Казаков «Чик-чик ножницами», Ю. Пермяк «Торопливый ножик».
4 неделя
«Безопасность в доме». Электрические приборы.
Знакомство с правилами.
Отгадывание загадок об изучаемых предметах. Рисование отгадок. Д/и «Так – не так»
Октябрь
1 неделя
Работа по ПДД
Занятие «Профессия – водитель». Игровая ситуация «Расположи правильно дорожные знаки». Чтение стихотворения А.Усачева «Дорожная песенка».
2 неделя
Пожарная безопасность
Знакомство со службой «01».Игровые тренинги с телефоном. Д/и «Что нужно пожарному?».Чтение Л.Толстого «Пожарные собаки».
3 неделя
«Безопасность в доме». Лекарства и бытовая химия.
Знакомство с правилами.
Познакомить с номером телефона «Скорой помощи» – 03.
Чтение. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Д/и «Что лишнее?»
4 неделя
«Безопасность в доме». Газ.
Знакомство с правилами.
Познакомить с номером телефона газовой службы – 04.
Д/и «Доскажи словечко», «Так – не так».
Ноябрь
1 неделя
Работа по ПДД
Беседа на тему: «Правила пешехода». Конструирование «Наша Улица». Ситуация общения «Что означают цвета светофора?». Д/и «Учим дорожные знаки».
2 неделя
Пожарная безопасность.
Беседа: «Эта спичка-невеличка». Чтение С. Маршака «Сказка про спички», беседа по содержанию. Д/и «Пожароопасные предметы».
3 неделя
«Безопасность в доме».Балкон. Лестничные перила
Знакомство с правилами.
Чтение стихотворений по теме. Д\и «Высоко – низко».Моделирование ситуации «Я на балконе».
4 неделя
«Личная безопасность в доме»
Знакомство с правилами.
Познакомить с номером телефона полиции – 02.
Моделирование ситуации «У меня зазвонил телефон» (друг, незнакомец, знакомый. взрослый), «Кто стучится в дверь ко мне?».Настольный театр «Волк и семеро козлят».
Д/и «Мы – спасатели».Чтение стихотворений по этой теме.
Задание: вспомни, как похищали героев из разных сказок.
Декабрь
1 неделя
Работа по ПДД
Беседа «Безопасная улица». Чтение стихотворения А.Дорохова «Зеленый, желтый, красный». Д/и «Светофор»
2 неделя
Пожарная безопасность
Чтение, беседа и моделирование ситуаций на тему: «Украшаем елку». Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах поведения возле елки, действиях с опасными предметами (хлопушками, бенгальскими огнями и т. д.). Д/и «Горит – не горит».
3 неделя
Личная безопасность на улице». (Не каждый встречный – друг сердечный)
Знакомство с правилами.
Эстафета «Убегу от чужого», Д/и «Доскажи словечко»,Д/и «Наблюдайка»(описание человека, приметы, как он выглядит). Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».
4 неделя
Личная безопасность на улице (Продолжение)
Повторение домашнего адреса, Ф.И.О. родителей.
Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…». «Тебя угостил незнакомец»
Январь
1неделя
Работа по ПДД
Беседа «Моя дорожная грамота».Рассматривание картин, иллюстраций, изображающих дорожное движение в зимний период. Д/и «дорожные знаки»
2 неделя
Пожарная безопасность
Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда?» или «Почему это случилось?» с началом или концом, предложенным воспитателем.
Игра-занятие «Чего нельзя делать в отсутствии взрослых». Чтение С.Маршака «Кошкин дом»
3 неделя
Зимние забавы ( правила безопасности во время проведения зимних игр)
Рассматривание иллюстраций, картины «Ну и покатался…», научить пользоваться санками, играть в снежки. Д/и «Так – не так»
4 неделя
Безопасность в общественном транспорте.
Знакомство с правилами. Чтение стихотворений по теме.
С/р игра «Автобус».
Февраль
1 неделя
Работа по ПДД
Ситуация общения «Как я с мамой перехожу дорогу». Наблюдение за движением машин по зимней дороге. Игровая ситуация «Кто самый грамотный пешеход»
2 неделя
Пожарная безопасность.
Беседа «О добром и злом огне». Чтение рассказа В.Подольного «Как человек огонь приручил». Д/и «Предметы – источники пожара».
Конкурс детских рисунков «Огонь –друг, огонь – враг».
3 неделя
Безопасность на льду»
Знакомство с правилами.
Д/и «Так – не так». Чтение стихотворений по теме. Рассматривание иллюстраций. Картинок. Решение проблемной ситуации : Почему Емеля из сказки «По щучьему велению» не боялся ходить к проруби?»
4 неделя
«Безопасность при общении с животными».
Знакомство с правилами.
Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой»
Задание: вспомни, что сделал теленок Гаврюша с почтальоном Печкиным в Простоквашино. Беседа «Кошки тоже могут быть опасны»
Март
1 неделя
Работа по ПДД
Беседа: «Знаки сервиса» («Телефон», «Автозаправочная станция», «Пункт питания», «Пункт медицинской помощи»).
2 неделя
Пожарная безопасность.
Беседа: «Если в доме случился пожар». Телефон «01». Чтение и обсуждение стихотворения И.Тверабукина «Андрейкино дежурство». Д/и «Кому что нужно для работы».
3 неделя
«Чтобы нам не болеть» (формирование сознательного отношения к необходимости укрепления здоровья).
С/р игра «Больница», д/и «Зажги фонарик» (лекарственные растения).Моделирование ситуации : Женщина с ребенком просит зеленку, чтобы помазать разбитую коленку…
4 неделя
«Тонкий лед»
Беседа по теме. Рассматривание иллюстраций, картинок. Моделирование ситуации «На тонком льду…»
Апрель
1 неделя
Работа по ПДД
Беседа «Опасный перекресток».Д/и «Путешествие по городу».С/р игра «Шоферы»
2 неделя
Пожарная безопасность.
Учебная эвакуация. Беседа: «Действия при пожаре» с использованием иллюстраций, плакатов.
Рассматривание иллюстраций с изображением пожарной машины.
Рисование «Пожарная машина»
3 неделя
Оказание первой помощи.
Знакомство с правилами.
Рассматривание иллюстраций, картинок.
Практическая деятельность.
4 неделя
Ядовитые грибы и растения.
Знакомство с правилами.
Рассматривание картинок, с изображением съедобных и несъедобных грибов.
Д/и «Съедобное – несъедобное», «Найди ошибки».
Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать!» (Мухомор)
Май
1 неделя
Работа по ПДД
Ситуация общения «Мы на улице». Игровые ситуации «Как я знаю правила дорожного движения». Д/и Правила поведения».
2 неделя
Пожарная безопасность.
Беседа о правилах безопасности в природе с рассматриванием соответствующих иллюстраций. Чтение стихотворений Н.Беляниной «На досуге ребятишки…», «От горящей спички летом…», беседа по содержанию. Д/и «Средства пожаротушения»
3 неделя
«Безопасность на воде»
Знакомство с правилами.
Рассматривание иллюстраций.
Чтение стихотворения «Рассказ водолаза».
Задание: какое правило поведения на воде нарушили герои стихотворения С. Маршака «Три мудреца в одном тазу..»
4 неделя
«Безопасность в природе»
Знакомство с правилами.
Рассматривание иллюстраций, картинок.
Д/и Так – не так». Моделирование ситуаций «Мы в лесу…»
С/р игра «Едем на дачу»
nsportal.ru
Месяц проведения | Тема занятия. | Цели занятия | Содержание | Ответственные Дата проведения |
Сентябрь | 1. «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице». | Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице; научить ребенка правильно вести себя в таких ситуациях. | 1. Беседа «Незнакомец звонит в дверь» 2. Чтение сказки: «Волк и семеро козлят. 3. Сюжетно-рол. игра «Если рядом никого…» | Воспитатель |
2. «Не собирай незнакомые грибы». | Дать понятие о том, что нельзя собирать незнакомые грибы – они могут быть опасными для человека. | 1. Беседы о грибах, рассматривание плаката «Грибы», муляжей грибов. 2. Наст.-печ. игра «Полное лукошко». | Воспитатель | |
3. «Огонь наш друг, огонь наш враг» | Дать детям понятие, что огонь может приносить пользу и вред, огонь опасен. Пожар может возникнуть по разным причинам, факторам. Сформировать элементарные знания об опасных последствиях пожаров, научить осторожно обращаться с огнем. | 1. Чтение произведения С.Маршака «Рассказы о неизвестном герое» 2. Отгадывание загадок. | Воспитатель | |
4. «В гостях у Айболита». | Закрепление знаний детей о понятии «здоровья», уточнить правила сохранения здоровья, сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья. | 1. Д/и «Выбери правильно» (предметы ухода за собой). 2. Д/и «Продукты питания, помогающие укрепить организм». | Воспитатель | |
5. «Эмоциональное состояние детей и взрослых (радость, грусть, злость, печаль). | Формировать представления о различных эмоциональных состояниях детей и взрослых; развивать умение общаться со взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарить радость и хорошее настроение. | Игровые ситуации: 1. «Здравствуйте, это я!», 2. «Я дарю тебе улыбку». | Воспитатель | |
6. «Правила безопасного поведения на улицах». | Формировать поведенческую культуру дошкольника как основу безопасности на дорогах и улицах. Дать представление об устройстве дорог и улиц на примере нашего города. | 1. Игра-ситуация «Путешествие по улице» 2.Презентация «Мой город» 3. Просмотр м/ф «Улица полна неожиданностей». | Воспитатель | |
Октябрь | 1. «Опасные предметы» | Формировать у дошкольников представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту, учить детей соблюдать правила. | 1. Беседа «Когда мамы нет дома» | Воспитатель |
2. «Ядовитые растения». | Учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность. | 1. Презентация «Опасные растения» | Воспитатели | |
3. «Это не игрушки, это опасно». | Закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности, формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки. | 1. Рассматривание иллюстраций «Это не игрушки, это опасно» 2. Д/и «Доскажи словечко» 3. Подвижная игра «Огонь» | Воспитатель | |
4. «Чтобы зубы были крепкими». | Дать детям представление о молочных и постоянных зубах, их росте и развитии; знакомить с правилами ухода за зубами, с лечением их у стоматолога, внимательно относиться к себе, закреплять умение чистить зубы. | 1. ООД «Чтобы зубы были крепкими». 2. Просмотр м/ф «Королева Зубная Щетка», | Воспитатель | |
5. «Путешествие по улице: правила для пешеходов». | Продолжать знакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, с понятиями «пешеход», «наземный (надземный, подземный) переход». | 1. Д/и «Правила для пешеходов» 2. Рассматривание иллюстраций «Дорожные правила» 3. Наст.-печ игра «Юный пешеход». | Воспитатель | |
6. «Не открывай дверь чужим людям». | Продолжать знакомить детей с правилами личной безопасности, формировать чувство самосохранения. | 1. Беседа «Не открывай дверь чужим людям» | Воспитатель | |
Ноябрь | 1. «Контакты с животными». | Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными, рассказать и закрепить правила поведения с животными домашними и бездомными. | 1. Беседа «Правила безопасного поведения с собаками» 2. Рассматривание папки–раскладушки «Правила обращения с дикими и домашними животными». | Воспитатель |
2. «Чем опасен пожар». | Продолжать знакомить детей с таким явлением, как пожар; воспитывать уверенность в своих действиях; обогатить словарь детей новыми понятиями и словами. | 1. Чтение стих-я С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» | Воспитатель | |
3. «Наблюдение за светофором». | Закрепить знания детей о работе светофора, его сигналах, закрепить знания правил перехода улицы. | 1. «Наблюдение за светофором» Экскурсия 2. Игры «Лошадки», «Стоп», «Светофорчик». | Воспитатель, инструктор по ФИЗО | |
4. «Взаимная забота и помощь в семье» | Способствовать формированию дружелюбных отношений в семье, осознанию родителями важности психологической безопасности ребенка. | 1. «Мой ребенок счастлив». Консультация для родителей. 2. Памятка для родителей «Если ребенок…» | Воспитатель | |
Декабрь | 1. «Небезопасные зимние забавы». | Дать детям знания о правилах поведения на льду, познакомить детей с зимними видами спорта. | 1.Презентация «Правила безопасности на льду» 2. Беседа «Что такое метель» | Воспитатель, инструктор по ФИЗО |
2. «Электроприборы». | Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования. | 1. «Правила обращения с электроприборами» 2. Д/и «Электроприборы» | Воспитатель | |
3. «Осторожно, грипп!» | Учить заботиться о своем здоровье, познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой. | 1. «Осторожно, грипп!». | Воспитатель | |
4. «В городском транспорте». | Познакомить детей с правилами культурного поведения в городском транспорте. | 1. Презентация «В городском транспорте» | Воспитатель. | |
Январь | 1. «Берегись мороза». | Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе. | 1. Д/и «Берегись мороза» | Воспитатель |
2. «Профессия пожарного». | Знакомить детей с профессией пожарного , с качествами его характера (смелость, мужество, ловкость, доброта), воспитывать уважение к людям этой профессии. | 1. Беседа «Профессия пожарного» . 2 Д/и «Кому что нужно» | Воспитатель | |
3. «Спорт – это здоровье». | Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой. | 1. «Виды спорта» (ассоциации). | Инструктор по Физо | |
4. «Дорожные знаки». | Закрепить знания детей о назначении дорожных знаков, умение использовать их в игре по назначению, развивать память, сообразительность. | 1. Досуг «Мы дорожные инспекторы» 2. Настольно-печ. игра «Дорожные знаки», «Подбери знак» | Воспитатель | |
5. «Природные явления». | Формировать элементарные представления о гололеде, воспитывать умение вести себя при гололеде. | 1. Беседа «Обходи скользкие места» | Воспитатель | |
6. «Если ребенок потерялся». | Дать детям представление об опасных для жизни ситуациях, в которых он может оказаться, учить детей правильно вести себя в случае если он потерялся. | 1. Чтение сказки «Маша и медведь» 2. Игра-ситуация «Потерялся» | Воспитатель. | |
Февраль | 1.Развлечение по ПДД | Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, создать веселое настроение. | 1. Развлечение по ПДД. | Воспитатель, инструктор по ФИЗО, муз. руководитель |
2. «Осторожно, сосульки!» | Учить детей быть внимательными, не ходить под крышами и навесами в это время года. | 1. «Что такое сосульки и чем они опасны». Беседа на прогулке. | Воспитатель | |
3. «Пожар – это опасно». | Познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать о пожаре по телефону. | 1. ООД «Знает каждый гражданин это номер – 01». | Воспитатель | |
4. «Витамины укрепляют организм». | Познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о необходимости витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, воспитывать у детей культуру питания. | 1. Презентация «О правильном питании и пользе витаминов» | Воспитатель | |
Март | 1. «Что такое перекресток?». | Рассматривание иллюстраций с изображением оживленного перекрестка, побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному. | 1. «Перекресток» Беседа 2. Рассматривание иллюстраций. | Воспитатель |
2. «Домашние животные – наши друзья?». | Дать детям представление о том, что домашние животные могут быть опасны. | 1. «Правила безопасного поведения с домашними животными». | Воспитатель | |
3. «Не зевай, правила соблюдай». | Знакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, объяснить, какой вред приносят игры с огнем. | 1. «Основные правила пожарной безопасности» | Воспитатель | |
4. «Твои помощники на дороге» | Формировать у детей стереотип безопасного поведения на дороге» | 1. Игра ситуация «Мы пошли гулять». 2. Викторина «Умники и умницы» | Воспитатель | |
Апрель | 1. «Виды транспорта». | Закрепить знания о видах транспорта. | 1. Д/и «Разрезанные картинки» 2. Презентация «Транспорт» | Воспитатель |
2. «Что ты будешь делать, когда останешься дома один, без родителей, а в дверь позвонили?» | Предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми. | 1. «Ты один дома». Игра – ситуация. | Воспитатель | |
3.«Бережем свое здоровье» | Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, о профилактике заболеваний, дать сведения о лекарствах и болезнях. | 1. Беседа «Правила доктора Неумывакина» | Воспитатель, инструктор по ФИЗО | |
4. «Детские шалости с огнем и их последствия». | Повторить правила пожарной безопасности. | 1.«Детские шалости с огнем и их последствия» | Воспитатель | |
Май | 1. «О безопасности на дорогах». | Сформировать представления о правилах безопасности на дорогах, углубить знания о правилах дорожного движения. | 1. «О безопасности на дорогах». Беседа на улице. | Воспитатель |
2. «Правила поведения при укусах» | Напомнить родителям о мерах защиты при укусах насекомых, змей и животных. | 1. Консультация для родителей «Как защитить своего ребенка» | Воспитатель | |
3. «Правила поведения при грозе» | Дать детям представление о природном явлении-гроза. | 1. Презентация «Гроза» | Воспитатель | |
4. «Ядовитые растения и грибы» | Закреплять знания детей о ядовитых растениях и грибах. | 1. Презентация «Ядовитые растения». 2. Д/и «Съедобное, несъедобное» | Воспитатель | |
5. «Правила поведения на воде» | Формировать у детей правила безопасного поведения на воде. Напомнить родителям, что наступает лето и отдых на водоеме должен быть безопасным. | 1. «Игры в воде». Беседа 2. «Будь бдителен». Консультация для родителей. | Воспитатель |
nsportal.ru
Конспект открытого занятия по ОБЖ в старшей группе «Путешествие в страну безопасности».
Подготовила и провела воспитатель старшей группы: Демченко В.Л.
Программное содержание:
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное творчество», «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Чтение художественной литературы».
Цели занятия: закрепить знания о безопасности, правила поведения в быту и на улице, умение правильно вести себя в экстремальной ситуации; учить сопереживать героям сказки; вызывать желание помочь им; развивать мышление, сообразительность, фантазию.
Задачи:
Образовательная задача:
– закреплять знания опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту;
– обучать основам личной безопасности;
– учить детей отвечать на вопросы полным предложением;
– учить детей пользоваться номерами телефонов: 102, 103.
– уточнить знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах.
Развивающая задача:
– развивать навыки безопасного поведения на проезжей части и перекрестке,
– развивать речь, память, мышление, внимание;
– развивать умение выслушать друг друга;
– формировать понятие «можно – нельзя» к различным ситуациям на улице и дома;
Воспитательная задача:
– воспитывать культуру поведения на улице, в лесу на море, сознательное отношение к соблюдению правил дорожного движения;
– воспитывать бережное отношение к природе.
– воспитывать ответственность за себя и за других.
Активация словаря: съедобное, несъедобное, названия грибов и ягод, названия дорожных знаков.
Ход занятия:
В. –Ребята. Сегодня мы с вами отправимся в страну безопасности.
– Скажите мне пожалуйста, как вы понимаете слово безопасность.
Д.- Безопасность – это умение вести себя так, чтобы не случилось никакой беды и неприятностей.
-В-Где нас может подстерегать опасность?
(Дома, на улице, в лесу, на лугу, у реки и т.д.)
Воспитатель:(В) – Ребята, вы хотите побывать в стране безопасности?
Ответы детей:(О) Да!
В: Вы готовы?
О: Да!
В: А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие?
О: На поезде, на самолете, на машине, на пароходе.
В: узнаем, сложив картинку из частей (машина).
В: Замечательно! Садимся в машину.
Наше путешествие начинается. (Звучит звукозапись едущей машины.)
Рулим вправо-влево,прямо.
Посмотрите, нас встречает инспектор ГИБДД Свистулькин.
(Картинка инспектора Свистулькин. (И. С.)
И. С. : Здравствуйте, ребята. Я очень хочу узнать, умеете вы быть безопасны на дороге. Я показываю картинки:
– Если вы поступаете согласно ПДД, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если какое-либо из правил не соответствует норме, тогда молчите.
Просмотр презентации «Соблюдай правила дорожного движения»
Свистулькин: Молодцы, ребята, вы умеете безопасно вести себя на улице, можете продолжать движение.
В: мы отправляемся дальше. (Звучит звукозапись шума леса)
На нашем пути сказочный лес.
В: Здесь нас встречают герои разных сказок.
Вот посмотрите, героев каких сказок вы видите?
Д: Это кот, петух и лиса; три медведя; колобок; три поросенка; красная шапочка; колобок.
В: А колобок, что сделал не правильно?
Д: Он ушел от бабушки и дедушки.
В: Чем же заканчивается сказка? (Ответы детей)
В: А Машенька из сказки «Три медведя» какое правило нарушила? Д: Она пошла в лес одна и заблудилась. Нельзя уходить одной из дома.
– Маша зашла в чужой дом.
– Машенька съела кашу.
– Качалась на стульчике Мишутки, он сломался.
– Легла спать, не зная даже, кто живет в доме.
В: Чем же заканчивается сказка? (Ответы детей)
В: Ребята, почему герои сказки «Три поросенка» попали в беду?
Д: Нет, не все. Двое из братьев были ленивыми, и только благодаря третьему брату, который построил крепкий дом, они смогли спастись от волка. Волк не смог пробраться к ним в дом.
В: Ребята, а куда нужно звонить, если к вам в дом хочет залезть незнакомец?
Д: Звонить нужно в милицию по номеру – 102.
В: Кто из героев сказки «Кот, лиса и петух» нарушил правило безопасности?
Д: Петушок.
В: Назовите это правило?
Д: Нельзя доверять незнакомцам.
В: Как петушок привлекал внимание кота, когда оказывался в лапах лисы?
Д: Громким криком.
В: Чем же заканчивается сказка?
Если дядя добрый очень
А знакомых рядом нет.
Может быть он просто хочет
Твой отнять велосипед?
Если он тебя не знает-
То зачем тебя зовет?
Вдруг всего наобещает-
И от мамы увезет.
В: Молодцы. Ребята, погуляем по лесу.
Физминутка
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До полянки добежим.
На полянке, на полянке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем,
И теперь пешком пойдем.
В: Вот мы с вами прибыли на полянку. (По тропинке (ребристая доска) проходим на полянку).
А мы с вами уже давно путешествуем и нам пора подкрепиться. Что же мы с вами можем съесть в лесу.
Надо собрать в лукошко съедобные грибы. Игра «Соберем грибы в лукошко»
В.-Молодцы, теперь я вижу вы настоящие грибники. Давайте вспомним правила сбора грибов, и поиграем в игру, «Топай, хлопай» При ответе «да»,-хлопать, при ответе «нет»- топать.
В.1.Собирать только знакомые грибы.
2Можно брать большие, старые грибы?
3Лучше собирать грибы возле дороги?
4. Можно ли употреблять в пищу сырые грибы?
В: Но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите, не сбивайте. Все грибы в лесу нужны. То белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами в лесу лоси лечатся.
В: Мы и не заметили как прошли через весь лес, а вот и море.
Посмотрите на наше море, полюбуемся чайками.
(Просмотр видео мор я с чайками.)
Релаксация под шум моря и крик чаек.
Мы отправляемся дальше. На чём мы продолжим путь узнаете, соединив точки. (кораблик)
Какая опасность есть при путешествии на корабле? (не переклонятся через борт, можно упасть за борт)
Мы подплыли к берегу (какие правила безопасности при выходе с корабля).
Вдруг разыгрался шторм. (просмотр видео шторма)
Где опасно находится во время шторма?
Посмотрите, чей это дом?
В. –Отгадайте пожалуйста загадку, какой сказочный герой живет в нём?
Загадка о Золушке.
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу … (Золушка)
( картинка Золушки)
Золушка плачет, она шила платья своим сёстрам и поранилась. Чем она могла поранится? (ножницами, иголкой).
Как безопасно пользоваться иголкой?
1 ребёнок
Ты не бери иголку в рот:
Иголка острая – не плод.
2 ребёнок
Иголка в работе весела,
Она тонка и так мила.
Не будешь класть её на место,
Вдруг потеряется в отместку
И затаится в беспорядке
Тебе ж потом воткнётся в пятку.
Воспитатель: а как необходимо правильно пользоваться ножницами?
1 ребёнок
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Не бегай с ними по квартире-
Так можно сделать харакири.
Коль кто-то просит – не зевай,
Вперёд колечками подай.
Храните ножницы на месте
С концами, сомкнутыми вместе.
В: Ребята, назовите мне номер службы, в которую нужно обратиться, если кому- то стало плохо.
Д: Скорая помощь – 103.
Воспитатель: ребята, давайте повторим правила пользования колющими и режущими предметами.
Итак, ребята, помните всегда…
Дома острые ножи ты на место положи,
Не раскидывай иголки,
Убери их все на полку.
Если ножницы достал,
Убери, откуда взял.
Тогда ни девочки, ни мальчики
Не порежут свои пальчики.
В: Ну вот, ребята, наше путешествие закончилось. Вам понравилось наше путешествие? В какой стране мы с вами побывали?
nsportal.ru
Форма работы | Задачи | Взаимодействие с семьями воспитанников |
Раздел «Природа и безопасность». Тема «Правила сбора грибов и ягод» | ||
Компьютерная презентация «Ягоды съедобные и несъедобные» | Познакомить детей с внешним видом и названиями ягод, учить различать их, формировать понятие, что не все ягоды можно собирать и употреблять в пищу, представление о вреде несъедобных ягод. | Фотоконкурс «Ягоды в лукошке». Предложить родителям принести фото из семейного архива, сделать новые фотографии по изучаемой теме, помочь детям составить рассказы по фотографиям. |
Подвижно-дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» по теме «Ягоды» | Учить детей самостоятельно организовывать игру, применять свои знания, организаторские умения. Активизировать в словаре название ягод. | |
Чтение по ролям сказки В. Зотова «Брусника» | Продолжать знакомить детей со съедобными ягодами, формировать представление о том, чем они полезны, что из них изготавливают. | |
Дидактическая игра «Как называется?» | Предложить детям сопоставить названия и изображения ягод, пояснить свой выбор. | |
Образовательная ситуация «В лес по ягоды»; рисование карандашами | Предложить детям обыграть ситуации, изображенные на рисунках, подвести к пониманию основных правил сбора ягод. Учить выполнять сюжетные и символьные рисунки. | Подвести итог фотоконкурса «Ягоды в лукошке». |
Творческая мастерская: лепка «Лесные и садовые ягоды». Придумывание загадок. | Учить применять свои знания о ягодах, передавать реалистично форму и цвет ягод, поощрять самостоятельный выбор техники лепки. Учить придумывать загадки, описывая внешние признаки и вкусовые качества съедобных ягод. Обсудить, какие ягоды и за какие качества дети любят. | |
Игра-эстафета «По ягоды» | Продолжать знакомить детей с различными техниками бега, ходьбы, учить переносить на вытянутых руках и на голове различные предметы. | |
Слушание русской народной песни «Калинка» | Поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой при изучении темы. | Детско-родительская творческая мастерская «Золотая Хохлома»: познавательный рассказ «История промысла». Познакомить детей с русским народным промыслом, показать различные изделия, украшенные росписью, обратить внимание на цвета, элементы узора. Способствовать развитию детско-родительских отношений, умения сотрудничать в процессе творческой деятельности. |
Подвижная игра «Хитрая лиса». Усложнение: ведущий выбирает только съедобные ягоды – игроков с соответствующими эмблемами | Учить детей применять знания о съедобных и несъедобных ягодах, умение различать их изображения. Развивать быстроту реакции, упражнять в беге с увертыванием. | |
Распознающее наблюдение «Ягоды рябины» познавательный рассказ «Птичья столовая» | Учить детей по итогам наблюдения отвечать на вопросы о внешнем виде дерева, его отличительных особенностях. Рассказать о том, почему дерево получило такое название, как меняется вкус ягод зимой, о птицах, которые питаются ягодами рябины. | |
Дидактическая игра «Что будет, если…» | Предложить детям рассмотреть рисунки, учить составлять рассказы по ним. Обогащать представления о вариантах развития проблемной ситуации при нарушении правил безопасного поведения, учить видеть причинно-следственные связи. Развивать связную речь. | |
Рассматривание муляжей грибов | Учить детей использовать различные способы предметов, предложить выделить общие признаки строения грибов. Познакомить с названиями частей грибов, обсудить, почему они получили такое название (шляпка, ножка). | Дистанционная консультация «Ознакомление детей с правилами безопасного поведения в лесу» Познакомить родителей с грибами, произрастающими на территории нашей области, обратить внимание на признаки ядовитых грибов. Способствовать повышению родительской компетенции по вопросам формирования у детей навыков безопасного для себя и природы поведения в лесу |
Творческая мастерская: работа с раскрасками | Учить детей узнавать грибы по контурам, обратить внимание на различия в строении грибов. Учить подбирать и создавать при помощи палитры цвета по образцу, аккуратно раскрашивать изображения при помощи кисти. | |
Инсценировка сказки «Под грибом» В. Сутеева | Учить детей кратко пересказывать сказку, подбирать атрибуты, выразительно проговаривать реплики персонажей. Учить понимать побуждения, чувства героев сказки, передавать их настроение. | |
Игровое упражнение «Грибники» | Учить детей выполнять различные движения по образцу, сочетать ходьбу разными стилями с наклонами, поворотами, движениями рук. Обогащать двигательный опыт, укреплять мышцы спины. | |
Рассматривание «Одежда грибника» | Предложить рассмотреть предметы одежды, другие атрибуты грибника, назвать их, пояснить назначение. Обсудить, от каких опасностей защищают грибника те или иные предметы, для чего служат. | |
Образовательная ситуация «Уроки белочки»: инсценировка сказки «Бледная поганка»; д/и «Пять отличий»; творческая мастерская: лепка «Грибы для белочки» | Познакомить детей с произведением, выразительно проговаривать реплики персонажей. Учить использовать различные способы обследования с целью выявления различий между предметами (муляжами грибов). Подвести детей к выводу о наличии ряда ядовитых грибов определенных отличительных особенностей. Учить применять различные приемы лепки. | |
Образовательная ситуация: «Кому в лесу грибы нужны?»: чтение сказки В. Зотова «Опенок летний»; познавательный рассказ «Столовая и аптека»; рисование «Кто в лесу с грибами дружит?» | Формировать представления о том, где растут грибы, какие условия нужны для их развития, кто питается и кто лечится грибами. Подводить к пониманию правил безопасного поведения , формировать представления о взаимосвязях в живой природе. Учить передавать в рисунке запомнившиеся сюжеты, изображать животных, растения, грибы. | |
Разгадывание загадок о грибах | Учить детей выделять в тексте загадки ключевые признаки грибов, находить изображения на карточках, соответствующие описанию. | Предложить родителям вместе с детьми подготовить материалы для журнала: статьи о лесе, рисунки, правила сбора грибов и ягод. |
Подвижно-дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» по теме «Грибы» | Учить детей применять свои знания о грибах в игре, повторить их названия. Развивать быстроту реакции, ловкость, координацию движений. | |
Тема «Природные явления и безопасность зимой» | ||
Чтение сказки И. Румянцевой, И. Баллод «Про маленького поросенка Плюха», глава «Снежный гусь» | Предложить детям рассказать, как объясняли происхождение снега герои сказки, какие свойства снега они назвали, какие доказательства они приводили, чье объяснение детям кажется правильным. Обсудить какие правила нарушил поросенок, какие – лиса. | Информационный буклет «Игры со снегом» Знакомить родителей с различными занимательными формами организации детской деятельности на зимней прогулке, с методикой проведения элементарных экспериментов по выявлению свойств снега, формирования навыков безопасного поведения в зимний период. |
Практическое упражнение «Метелица» | Познакомить детей с названиями природных явлений, связанных с выпадением снега (снегопад, метель, вьюга, буран). Предложить детям высказать предположение о том, какие опасности могут быть связаны с данными явлениями, формировать навыки безопасного поведения. | |
Дедуктивное наблюдение «Снежное покрывало» | Обратить внимание детей на то, что под снегом сохраняются многолетние растения, рассказать, как снег служить растениям защитой от мороза. Учить видеть взаимосвязи в природе. | |
Сооружения построек из снега | Учить детей различать свойства снега, понимать, в каком случае из снега можно лепить. | |
Рассматривание «Снежинка и снежок». Составление сравнительного описания. | Обсудить с детьми, как можно рассмотреть строение снежинки, какие приспособления могут понадобиться. Предложить сравнить свойства снежинки и слепленного снежка (цвет, форма, вес) | |
Экспериментирование: опыт «Чистый ли снег?» | Предложить детям высказать предположение: что будет, когда снег растает, можно ли пить полученную воду? Учить аргументировать свое мнение. Подвести к выводу о том, что снег содержит частички пыли, грязи, воду, в которую он превращается пить нельзя | |
Детская лаборатория «Свойства льда» | Предложить детям с опорой на сигнальные рисунки рассказать о знакомых свойствах льда, учить подбирать условия обследования объектов с целью выявления их свойств. Подвести к пониманию того, какие свойства льда делают его опасным (лед скользкий, твердый, ломкий). | |
Осмотр участка ДОУ «Опасный лед». Трудовые поручения: посыпаем дорожки льдом | Предложить детям осмотреть участок, учить выявлять потенциально опасные зоны, посыпать обледеневшие дорожки песком. Совершенствовать трудовые навыки детей. | |
Демонстрационный эксперимент «Плавучий лед» | Предложить детям сформулировать предположение о том, где окажутся кубики льда, если их поместить в воду, обсудить как проверить предположение. Пояснить наблюдаемое явление: лед плавает на поверхности, т.к. он легче воды. Рассказать о значении в природе этого свойства снега. | |
Игра –занятие «Мы мороза не боимся»: чтение стихотворения «Мороз»; инсценировка РНС «Два Мороза»; просмотр и обсуждение мультфильма «Как не замерзнуть в холода» | Обсудить с детьми, когда говорят, что на улице мороз, предложить охарактеризовать погоду, поведение животных. Действия прохожих. Учить передавать сюжет сказки. Предложить высказать мнение к поведению героев мультфильма, опираясь на личный опыт, оценить их соответствие освоенным детьми правилам. | Организация «птичьих столовых» Предложить родителям вместе с детьми изготовить и развесить кормушки на территории детского сада, организовать кормление зимующих птиц. Рассказать о воспитательном значении организованной работы. |
Игровые упражнения «Зарядка Деда Мороза» | Познакомить детей с упражнениями, которые позволяют согреться , формировать правильное носовое дыхание. Познакомить с правилами безопасного осуществления двигательной деятельности в мороз, формировать представления о факторах опасности. | |
Распознающее наблюдение «Зимняя одежда» | Предложить детям рассмотреть одежду товарищей, прохожих, рассказать для чего служат те или иные предметы одежды, как они защищают от холода | |
Заучивание стихотворения «Зимние краски». Русская народная игра-забава «Два Мороза» | Обсудить, почему «зима красит детей» по-разному, почему в мороз необходимо двигаться. | |
Дедуктивное наблюдение, познавательный рассказ «Как животные приспособились к холоду» | Предложить детям понаблюдать за поведением зверей, птиц, рассказать о чертах приспособленности к условиям зимнего периода, об особенностях их поведения в мороз. Пояснить детям, что в мороз очень важно подкармливать птиц, воспитывать сочувствие, поощрять стремление помочь. | |
Трудовые поручения: кормление птиц. Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой» | Предложить детям наполнить кормушки на участке, покормить птиц, прилетевших на участок. Воспитывать бережное отношение к пернатым, стремление о них заботиться. | |
Беседа | Познакомить детей с понятием «Обморожение», рассказать о симптомах и правилах первой помощи. Учить правильно подбирать одежду, соблюдать правила поведения в мороз. | |
Рассматривание сюжетных картинок, познавательный рассказ «Традиционные зимние забавы» | Знакомить детей с традициями разных народов, познакомить с правилами игр, обсудить, что они развивают, для чего нужны. Воспитывать интерес и уважение к традициям разных народов. | Творческая мастерская: рисование «Чем нас радует зима?» Предложить выполнить рисунки, придумать на них подписи, краткие рассказы о том, какие виды спорта, развлечения, игры, популярны в каждой семье. Предложить выполнить выставку работ. |
Трудовые поручения: расчистка дорожек, постройка снежной горки | Поощрять стремление детей приносить пользу, учить подбирать и безопасно переносить инвентарь к месту работы, выполнять необходимые трудовые действия. Организовать постройку снежной горки. | |
Целевая прогулка по территории детского сада «Зимние забавы» | Обогащать представления детей об интересных и полезных способах проведения досуга на улице в зимний период. Знакомить с моделями безопасного выполнения различных упражнений, учить сопоставлять действия детей с правилами безопасного поведения. Воспитывать осознанное отношение к собственной безопасности и здоровью. | |
Русская народная игра «Горелки» | Познакомить детей с правилами игры, учить выбирать водящего, сопоставлять свои действия с правилами. Способствовать совершенствованию выполнения движений при беге, учить ориентироваться на действия других игроков, соблюдать требования безопасности на игровой площадке. | |
Тема «Домашние и дикие животные» | ||
Образовательная ситуация «Рядом с нами»; беседа «Простые правила» | Предложить детям найти изображения представителей семейства кошачьих. Обсудить, когда кошка становится опасной, как защищает себя и котят, как избежать возникновения опасных ситуаций. Помочь сформулировать правила безопасного поведения для себя и животных. | Предложить родителям вместе с детьми оформить фотовыставку «Наши любимцы» Сделать к нему подписи о своем домашнем питомце; рассказать об особенностях его поведения, повадках; выделить правила безопасного общения с животными. |
Составление загадок о кошке | Учить детей составлять загадки, давать описание животного, рассказывать о его повадках, передавать свое отношение к нему, выбирать наиболее важную информацию, использовать сравнения. | |
Образовательная ситуация: «Как работают собаки»; компьютерная презентация «породы собак»; беседа «Лучшие качества» | Знакомить детей с породами собак, работой, которую они выполняют, обсудить какими качествами обладают представители разных пород. Вызвать познавательный интерес, воспитывать доброе отношение к животным. | Домашняя библиотека: чтение книг о животных. Предложить родителям помочь детям организовать обмен книгами, прочитать заинтересовавшие каждого ребенка произведения. Обогащать представления детей по изучаемой теме. Способствовать поддержанию познавательного интереса к чтению, развитию детско-родительских отношений. |
Дедуктивное наблюдение «Домашние питомцы на прогулке» | Предложить детям выявить меры безопасности, которые хозяева собак соблюдают в отношении питомцев и в отношении окружающих людей. Учить различать породы собак, называть их отличительные особенности. | |
Анализ ситуаций «Почему собака бывает кусачей?» | Познакомить детей с различными ситуациями, в которых собака может проявлять агрессию, рассказать о действиях человека, провоцирующих агрессию животного. Учить безопасно действовать в различных ситуациях. | |
Творческая мастерская «Простые правила»: беседа, познавательный рассказ | Предложить детям рассказать, какие правила безопасного поведения они знают из личного опыта, обобщить и дополнить высказывания детей, помочь сформулировать краткие, понятные детям позитивные правила поведения при контакте с собаками. | |
Целевая прогулка «Рядом с нами» | Учить детей называть знакомых птиц, зверей, рассказать о животных, которые обитают рядом с нами, но стараются избегать контактов с людьми (мыши, ежи). Познакомить детей с опасностями, связанными с контактами с дикими и бездомными животными, с соответствующими правилами безопасности и личной гигиены. | |
Тема «Природные сообщества и безопасность в летний период» Проект «Боб, Соломинка и Уголек» | ||
Проблемная ситуация «Как помочь?»: чтение сказки братьев Гримм «Боб, Соломинка и Уголек»; анализ проблемной ситуации | Познакомить детей с произведением. Учить понимать суть задания, предлагать варианты решения. Создать условия для применения и обогащения коммуникативного опыта. | Поиск информации: «Откуда родом уголек» Предложить родителям вместе с детьми найти ответ на вопрос о том, откуда родом Уголек, познакомить детей с основными источниками информации. Помочь детям составить краткий рассказ, выполнить рисунки. |
Беседа «Кто откуда?» | Предложить детям высказать предположения: откуда родом каждый из персонажей сказки; привести аргументы в пользу свой точки зрения, идеи о том, как можно проверить предположения. Учить применять освоенные ранее знания, отстаивать свою точку зрения. | |
Распознающее наблюдение «Что растет на огороде?» Познавательный рассказ «Бобовые растения» | Предложить детям найти «родственников» боба среди посадочного материала на грядках огорода, учить выявлять сходства и различия в строении растений и их семян. Познакомить детей с разными представителями семейства бобовых. | |
Экскурсия, коллективный рассказ «Правила безопасности на игровой площадке» | Учить составлять коллективный рассказ на основе позитивных правил безопасного поведения на игровой площадке. | |
Дидактическая игра «Можно – нельзя» | Учить детей отвечать на вопросы персонажей, рассказывать, что можно делать на игровой площадке, а что – нельзя, пояснять, почему, как нужно действовать в различных погодных условиях (во время тумана, грозы, сильного ветра, дождя). Актуализировать и дополнить знания детей. | |
Дидактическая игра «Собираемся в дорогу» | Предложить детям выбрать предметы, которые могут пригодиться в дороге, для чего они нужны, как их безопасно использовать. | Консультация «Безопасность у водоемов». Познакомить родителей с мерами обеспечения безопасности детей у водоемов в летний период, методами формирования необходимых навыков. |
Игра – эстафета «Через реку, через луг» | Обсудить с детьми, как можно передать перемещение через реку по узкому мосту, через луг, болото, учить выполнять оговоренные задания. Обогащать двигательный опыт. | |
Просмотр мультфильма «За бортом» (сериал «Смешарики») | Предложить детям внимательно посмотреть мультфильм, постараться запомнить правила поведения при купании. | |
Образовательная ситуация «Рассказ капитана Врунгеля»; просмотр фрагмента мультфильма «В порту»; познавательный рассказ «Простые правила» | Обсудить с детьми, кто из персонажей сказок или мультфильмов мог бы помочь Бобу, Соломинке, Угольку познакомиться с правилами поведения на речном транспорте. Познакомить детей с устройством порта, речного вокзала, с правилами безопасного поведения на водном транспорте. Учит соотносить правило и символьное изображение, самостоятельно формулировать правила. | |
Целевая прогулка «кто живет на лугу?»; распознающее наблюдение; познавательный рассказ «Опасные насекомые и клещи» | Создать у детей положительный эмоциональный настрой, актуализировать представления о луге как растительном сообществе. Познакомить детей с насекомыми, обитающими на лугу, учить их различать, узнавать опасных насекомых и клещей. Познакомить с элементарными правилами избегания опасной ситуации, действиями при укусе жалящих насекомых, клещей. | Консультация «Домашняя школа» Предложить детям принять участие в ознакомлении детей с необычным миром насекомых, познакомить с методами организации наблюдений, с литературой по данной теме. Предложить просмотреть и обсудить с детьми анимационный сериал «Букашки. Невероятные приключения в микромире». |
Творческая мастерская на тему «Удивительный мир рядом с нами»; познавательный рассказ «Как стрекоза научила людей строить самолеты» | Познакомить детей с удивительными фактами о мире насекомых, вызвать познавательных интерес, стремление узнать больше. Активизировать в речи и уточнить названия насекомых, понятия, связанные с их строением. | |
Просмотр и обсуждение фрагмента мультфильма «Спасик и его друзья» (серия «Правила безопасного поведения детей на природе») | Продолжать знакомить детей с правилами и моделями поведения на природе, обогащать представления о потенциально опасных ситуациях и способах их избегания, обратить внимание на правила поведения в лесу. | Консультация «Родительские меры обеспечения безопасности детей» Актуализировать и дополнить представления родителей о потенциальных опасностях, связанных с походом в лес, учить предотвращать их возникновение, Безопасно действовать в различных ситуациях. Обогащать представления родителей о формировании у детей навыков безопасного поведения. |
Рисование на асфальте «Кто живет в лесу?» | Учить детей создавать сюжетные картинки. Подвести к пониманию того, что обеспечить собственную безопасность, безопасность окружающих людей и природы может только тот, кто много знает о лесе и его обитателях. | |
Анализ ситуаций «Безопасность в лесу» | Учить детей составлять краткий рассказ по сюжетной картинке. Учить видеть элементарные причинно-следственные связи. | |
Целевая прогулка по участку д/с; коллективный рассказ «правила безопасности в лесу»; экскурсия по участку ДОО «Деревья» | Познакомить детей с правилами обеспечения личной безопасности. Рассказать о деревьях, растущих на территории д/с. Активизировать в речи названия частей деревьев, учить отвечать на вопросы. | |
Познавательный рассказ, рассматривание иллюстраций «Тайны леса» | Познакомить с увлекательными фактами о животных и растениях леса, учить на элементарном уровне ориентироваться в лесу, видеть взаимосвязи в природе, прогнозировать развитие ситуаций, избегать разного рода опасности. |
nsportal.ru